Доброго весеннего всем дня. Среди предлагаемых читателями тем попалась одна, которая заставила меня серьезно задуматься. Это вопрос: «Как сформировать индивидуальный авторский стиль». Вопрос интересный, тем более, авторский стиль – это как визитная карточка или личная печать писателя.
Что такое авторский стиль
Буквально в нескольких словах скажу об этом понятии, так как, думаю, многие и так догадываются, что это такое. Под авторским стилем понимаются оригинальные особенности текста, которые позволяют узнавать писателя и придают его произведением неповторимую индивидуальную окраску. Это относится не только к художественной литературе, но и, вообще, к любым текстам. Поэтому речь пойдёт не о предпочитаемом жанре, сюжете, образах героя, а именно о стилистике, то есть построении предложений, использовании каких-то оборотов, фигур речи, о выразительных средствах и т. д.
Индивидуальный стиль должен быть рассчитан на определённую целевую аудиторию, соответствовать выбранному жанру и привлекать читателей. Иначе смысла в нём нет. Это я к тому, что встречаются среди начинающих авторов личности, которые разнообразные ошибки, в первую очередь, речевые и синтаксические, называют авторским стилем. Нет, ошибки, они и есть ошибки, и читателей никогда не привлекут. Неискушённые люди могут с ними смириться ради увлекательного сюжета, но уважения к автору стилистические ляпы не прибавят. Наоборот, они, как увеличительное стекло, высвечивают и неопытность, и непрофессионализм. Уж лучше не иметь индивидуального стиля, чем такой, например:
«Я присмотрелась и увидела там свое заспанное, но от того еще более прекрастное отражение. Длинные черные волосы, чуть просвечиваясь на солнце, неспадающими прядями стурились по моим щекам, лбу и фиалковым глазам цвета сердолика, щеки немного припухли после сна, но оттого лишь более оттеняли тонкий римский нос, как будто перечеркивающий лицо на верхнюю и нижнюю половины». (Орфография авторская, так же как и стиль. Припухшие щёки, оттенявшие тонкий римский нос – это шедевр, я считаю).
Что нужно делать, чтобы сформировать индивидуальный литературный стиль
Чаще всего такой стиль формируется спонтанно и неосознанно в процессе усердной практики, когда автор много пишет и постоянно работает над своим текстом, избавляясь от ошибок, лишних слов, используя разнообразные приёмы. При этом что-то неудачное отсеивается, а какие-то выразительные средства, напротив, закрепляются в тексте и в опыте автора. Но всё же есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.
Читайте хорошие книги
Это советуют всем авторам, особенно начинающим. Читая книги, мы формируем и свой вкус, и свой писательский стиль. Однако здесь не всё однозначно.
Понятно, что читать надо книги с хорошим стилем, читая фанфики и неотредактированные черновики сетевых авторов, хорошего стиля не сформируешь, потому что при чтении срабатывает психологический механизм неосознанного подражания. Какие-то формулировки, клише, речевые обороты буквально застревают в мозгах, а потом оказываются в собственном тексте.
Однако и при чтении классиков, которых обычно рекомендуют, тоже всё непросто. Во-первых, читая Чехова, Чеховым не станешь. Потому что стиль – это отражение индивидуальности: души писателя, его восприятия мира, его опыта. Чтобы писать как Чехов, надо им быть.
Во-вторых, стиль классиков не соответствует менталитету и восприятию наших современников. Что гармонично воспринимается в текстах Пушкина и Гоголя, будет казаться даже не подражанием, а пародией в произведении современного автора.
Но читать хороших стилистов всё же надо, причём читать, как писатель, то есть анализировать приёмы, выявлять какие-то фишки, примерять на себя, что-то принимать, что-то отвергать.
Развивайте чувство текста и литературный вкус
Чувство текста, умение ощущать гармонию и дисгармонию соединённых в предложения слов, на мой взгляд, частично врождённое и связано с индивидуальными особенностями восприятия, также как музыкальный слух. Но нет никакого сомнения в том, что это чувство можно развить, как и звуковысотный слух или чувство ритма.
Что же касается литературного вкуса, то я имею в виду не оценку сюжета или жанровых особенностей, а именно текста, стилистики. Понятно, когда автор пишет, он старается, чтобы текст нравился, прежде всего, ему самому. Но не факт, что стиль произведения также будет нравиться читателям.
Например, многие начинающие авторы буквально упиваются процессом построения сложных предложений, красочными оборотами, метафорами. В результате получаются длинные предложения-«гусеницы», которые не только сложны для восприятия, но ещё и собирают в себе многочисленные синтаксические ошибки, как собаки репьи.
Чувство текста можно развить не только читая качественные книги, но и редактируя, только не свои, а чужие произведения. Столкнувшись с проблемой восприятия чужого текста с ошибками, поневоле будешь внимательнее относиться к своему.
Конструирование текста
Авторский стиль может отличаться особым типом построения предложений. Например, использование большого количества глаголов придаёт тексту динамику и силу. Этим отличается «мужской» стиль. А многочисленные прилагательные и причастия делают текст объёмнее, вычурнее, но снижают его динамичность, что более характерно для «женских» текстов. Короткие, рубленые предложения и увлечение парцелляцией также накладывают отпечаток на стиль.
В выборе индивидуальных особенностей синтаксиса автор тоже полагается на свой вкус. Поэтому женские тексты с их словесными кружевами редко нравятся мужчинам, а динамичный и в то же время лаконичный стиль не всегда устраивает женщин, которым он кажется бедным и неэмоциональным.
Несколько слов в заключение
Стиль – это отражение индивидуальности самого человека, неважно о чём идет речь – об одежде, литературе, общении. Яркие интересные личности создают такой же яркий индивидуальный стиль. Чтобы его изменить, необходимо измениться самому человеку – стать жёстче или эмоциональнее, подвижнее или задумчивее.
Отсутствие авторского стиля – это, прежде всего, отсутствие творческой индивидуальности, стремление (часто неосознанное) подражать любимым писателям. Таких подражательных текстов много. В них стандартные обороты, набившие оскомину клише и повторяющиеся стилистические приёмы.
Избежать этого можно, экспериментируя со стилем, намеренно меняя манеру изложения, используя разные типы предложений и т. д. Такие эксперименты лучше проводить на небольших рассказах и эссе. Их можно быстро прочитать, легко сравнить и оценить преимущества и недостатки стиля.
На этом я с вами ненадолго расстанусь. Ниже можно посмотреть ссылки на статьи по этой теме. Думаю, вам будет интересно.
«Архитектура сложноподчинённого предложения»
«Как избавиться от “гусениц” в тексте»
«В погоне за синонимами»
«Зачем парцелляция в тексте»
«Его Величество Глагол»
Обязательно ли автору перед продажей работ разрабатывать фирменный стиль? Я так не считаю. Можно привести в пример множество художников, зарабатывающих на жизнь отнюдь не запоминающимися и уникальными иллюстрациями, но это вряд ли убедит читателей. Вы останетесь уверены в том, что заниматься продажами можно только с оригинальным почерком, поэтому не стоит тратить время на приведение аргументов — лучше показать, как разработать фирменный стиль. Его наличие желательно, оно действительно увеличивает шансы продать работу, но жизненной необходимости в нем нет.
Экспериментируя, я нашел способ, о котором сейчас расскажу. Во всех ресурсах сказано, что на разработку собственного стиля требуются годы, но найти пошаговую инструкцию к его созданию не представлялось возможным. Попадалось множество постов с заголовками «Как найти свой фирменный стиль», но ни один фактически не раскрывал секрета. Они пестрели советами в стиле «не бросай рисовать» или «найди то, что пробудит в тебе страсть к рисованию». Да, это хорошие советы, но мне нужен был по-настоящему действенный план и следом за ним желаемые результаты. В конце концов я нашел способ сам, и с тех пор у меня есть пошаговый план — помощь тысячам художников найти свой стиль, который идеально им подойдет и сможет развиваться в течение их деятельности. Это действительно работает, вам всего лишь нужно следовать инструкции.
В создании фирменного художественного стиля нет магии и мистики. Стиль, как и все в процессе создания иллюстрации, приходит естественно. Процесс его формирования не заберет вечность: стиль — это результат труда, получаемый максимум за неделю.
Давайте приступим.
Вам следует очень точно придерживаться моих советов и игнорировать соблазн сжульничать и забежать вперед или охватить больше, чем я советую. Пожалуйста, не делайте так. Следуя всем шагам и делая осознанный выбор, ваш оригинальный почерк проявится в первой же созданной иллюстрации.
И последнее, прежде чем мы начнем. Сейчас считается, что для разработки персонального стиля необходимо выполнить творческие усилия, так что вам может помочь мое определение творчества. Как только мы уберем в сторону творческую часть, вы сможете следовать плану и добиваться желаемых результатов.
Творчество — это умение собирать новое из привычного нам старого.
Запомните это определение — и приступайте.
Шаг 1: Найдите трех художников или три стиля, которые вызывают сильные эмоции
С этого и начнем. Возьмите за пример три любимых художника, стиля или арт-объекта. Ими могут быть кто угодно и что угодно, даже нечто трехмерное — скульптуры, куклы, игрушки, но обязательно выбрать хотя бы два двухмерных стиля. Например, можете выбрать троих художников с различными стилями, или три иллюстрации разного характера, или же направления — Импрессионизм, Маньеризм и т.д.
Выбранные художники должны максимально отличаться друг от друга.
И, конечно же, самое важное на этой стадии — отобрать художников, чьими работами вы действительно восхищаетесь, стиль которых в самом деле приносит визуальное наслаждение. Любите по-настоящему то, что вы выбрали, но не забывайте — больше трех выбирать нельзя.
Шаг 2: Выберите картинку, которая лучше всего отражает выбор в шаге 1
Для многих второй шаг означает некоторые трудности. Выберите картину, иллюстрацию или фото, которые лучше всего отражают выбор в шаге 1. Например, ваш выбор пал на Андрея Кавасаки (Audrey Kawasaki). Остановитесь на той его работе, которая нравится вам больше. Или, скажем, вы выбрали аниме-стиль — найдите любимый рисунок из этой области.
Знаю, это сложно, ведь хороших работ, из которых можно выбирать, огромное количество. Но это важно, так что не жульничать — выберите по одной картинке на каждого исполнителя, стиль или 3D-объект. Не спешите и выберите то, что вам действительно нравится, такую картину, которую вы бы купили и повесили в своем доме.
Шаг 3: Проанализируйте каждую из картинок из шага 2
Второй шаг заставил вас поломать голову? Пристегните ремни, самое сложное еще впереди. Третья часть самая сложная, и именно ей большинство не уделяет достаточно времени. Этот шаг важен для получения желаемого результата, поэтому искренне прошу — найдите время для его качественного выполнения.
Теперь о том, что значит качественное выполнение. Серьезно отнеситесь к анализу картинок: возьмите ручку и бумагу и запишите свои наблюдения. В каждой работе должна быть одна ключевая деталь, влияющая на общее восприятие картинки, либо изюминка, выделяющая работу среди прочих. Найдите такие детали, проанализируйте и запишите.
Задайтесь вопросом: что первым обратило на себя ваше внимание? Почему именно эта деталь завладела вашим вниманием? Как именно эта деталь используется в рисунке?
Неверных наблюдений не существует, не справиться с заданием можно только если вы поскупились на наблюдения.
Подходите к заданию творчески. Выбирая художника-фигуративиста, не пишите лишь то, что вам нравится его подход к изображению объекта. Этой информации недостаточно! Нужно понять, почему вам нравится этот подход. Что заставило вас выбрать именно этого фигуративиста и обойти вниманием прочих? Предметы в его работе реалистичны или стилизованы? Картина навевает мысли о сильном и властном или о нежном и хрупком? Художник использует жирный контур или не использует контур вообще? Объекты смело освещены резким светом и тенями или еле-еле видны на картине?
Может, вас восхитят не нарисованные образы, а выбранные художником цвета. Почему они особенные? Эти цвета светлые и яркие или приглушенные и мрачные? Использовал ли художник различные оттенки или большинство оттенков из одной цветовой гаммы? Это вопросы, ответы на которые важно получить.
Для каждой картинки следует посвятить по абзацу на описание важных деталей. Неплохо было бы написать больше одного абзаца или даже целую страницу, но любой результат удовлетворителен.
Готов поспорить, что сейчас ваши головы полны возражений. Может быть, вы считаете, что недостаточно хорошо владеете словом, или сомневаетесь в том, что знаете об искусстве достаточно, чтобы делать хорошие наблюдения, или же просто чувствуете, что обладаете скудным словарным запасом. Однако это не играет никакой роли, ведь никто проведенной вами работы не увидит, а значит не важно то, получали вы Пулитцеровскую премию или нет. Чем проще, тем лучше, и не обязательно считаться гуру в истории искусства, чтобы понять, что вам нравится. Не обязательно свободно оперировать многоэтажными художественными терминами, важно лишь знать, почему вам нравится то, что вы выбираете. Не утверждаю, что это просто — ничто не дается легко. Не спешите и рассмотрите в деталях каждую работу.
Умение проводить подобный анализ может иметь большое значение для профессионального роста. Можете вспомнить мой комментарий в блоге под постом «Готов ли ты начать продавать свои иллюстрации, выполненные маркерами Сopic?» (Are You Ready to Start Selling Your Copic Marker Art?) про то, что сбыт работ и обсуждение работ — это одно и то же. У большинства художников появляются проблемы с продажей именно по причине неумения говорить о своих работах. Они не умеют этого делать, потому что не умеют говорить о художественных произведениях в целом. Когда вы не умеете объяснять что-то конкретное, людям становится сложно это понять. Никто не любит то, что не понимает.
Уделите этому шагу достаточно времени, и вы научитесь анализировать искусство и говорить о нем, а значит сможете применять эти умения к собственным работам. Чем больше вы говорите о том, что создаете, тем лучше оно будет продаваться.
Шаг 4: Объедините художественные элементы из шага 3 в собственный оригинальный рисунок
Теперь поможет мое определение творчества. В шаге 4 требуется соединить детали, тщательно выбранные на предыдущем этапе, и получить собственный оригинальный рисунок. Внесу ясность: вы не работаете с главными объектами выбранных картинок, вы сочетаете зацепившие вас детали. Сюжетом работы должно стать то, что вы чаще всего рисуете. Рисуйте любимые сюжеты и предметы.
Допустим, главным персонажем ваших работ является герой комиксов, но ваш стиль не выделяет его среди персонажей прочих авторов. До этого момента вы рисовали в стиле любимого автора комиксов, но сейчас вы ищите собственный стиль. Вы решили нарисовать героя А.
Тут вам и пригодится работа, проделанная в третьем пункте. Скажем, вы поняли, что вам нравится контур художника Х, яркая цветовая гамма художника Y и похожий на стиль Рембранта почерк художника Z, смелая игра светотени. Начинайте рисовать персонажа А с набросков, так же как и всегда. Приведите его в порядок и выполните контур в стиле художника Х. Используйте насыщенные цвета Y и выразительную светотень Z.
По окончанию работы родится уникальный, не использованный никем стиль. Он будет узнаваем как ваш, потому что сохранены прежние пропорции тела и рисовка персонажа — главная концепция персонажа. Он уникален за счет сделанного выбора. Даже если два человека выберут одинаковых художников и одинаковые стили, они по-разному внедрят отобранные детали в работы и, следовательно, получат уникальные работы.
Что действительно интересно в описанном подходе, так это возможность мгновенно отличиться от большинства, но при этом сохранить то характерное, что привыкли видеть в ваших старых работах. Рисунок выйдет новым, но знакомым; уникальным, но узнаваемым. Он не будет непринятой в искусстве белой вороной (как творчество Ван Гога), но и не получится настолько знакомым, что при взгляде на него покажется, что вы уже видели подобное. Вы будете удивлены тем, как многие отметят в вашей работе схожесть со стилем их любимых авторов. Другие люди подчеркнут уникальность вашего стиля и признаются, что он им близок.
Мой метод разработки фирменного стиля действительно работает.
Так как вы выбираете каждую деталь тщательно и сознательно, новый стиль подойдет вам как личности и продолжит развиваться вместе с вашей техникой. Чем больше вы будете рисовать, тем быстрее стиль будет совершенствоваться. Через несколько лет сможете заметить, что почерк изменился коренным образом. Но за счет наличия хорошо подготовленного базового стиля изменения останутся естественными, не выбивающимися из общей картины.
Попробуйте и посмотрите, что получится. Не нужно быть гением, чтобы найти свой стиль, так что я с нетерпением жду ваших результатов.
Как найти свой АВТОРСКИЙ стиль в рисовании – видео
Поделиться статьей:
Описание
Это статейка для самых выносливых читателей. Длинная. Она о моем скоромном, почти двухгодовом, опыте по поиску своего творческого направления и авторского стиля. Но, с другой стороны, ее объем не сравнится с тем количеством советов и разных взглядов, которые я перелопатила, пропустила сквозь мясорубку своего сознания, выбрала для вас самые точно бьющие в цель, как мне кажется. В процессе я нащупала что-то очень свое, очень родное. Искренне надеюсь, что кому-то окажется полезной моя практика.
Введение
Да, на Ярмарке Мастеров я совсем недавно, но мой творческий путь начался так давно, что даже обозначить его старт я не в силах. Скажем так, в раннем детстве, когда деревья были большими. Но только теперь я чувствую, что имею право продавать свои «творения» здесь, так как они именно мои.
Итак, если вы, дорогой читатель, находитесь в настоящий момент в поиске себя как творца, ищите свой авторский изюм, мой роман для вас. Почему роман? Потому что в конце своих мытарств я почувствовала влюблённость в свое дело, свои идеи, свои озарения и даже в свою личность, как бы эгоистично это ни звучало. Я нашла то, что с упоением делаю и пока хочу делать дальше.
С чего все началось
Всё — имеется в виду недовольство своими работами, их энергетикой, формами и тем, что они не были частью меня, а мне этого очень хотелось. В те времена я работала на заказ и, время от времени, ловила себя на мысли, что сама себе не принадлежу. Мной управляют, иногда даже бестактно. Затем были несколько работ, которыми заказчики остались крайне недовольны. Ах да! Забыла сказать, я активно скрапила и вязала мягкие игрушки.
Разочарование подкрадывалось все ближе. На какое-то время я отошла от дел, но организм требовал самовыражения, а расходы просили новых жертвоприношений, и я вернулась в рукоделие, но стала делать то, что сама придумывала, по инерции копируя прошлые работы, просто меняя цветовые решения. Продаж не наблюдалось. Растерянность не давала покоя, я начала свои поиски.
Знаете, почему в названии статьи я написала именно «распознать»? Потому что, на самом деле, мы всё о себе знаем, но под влиянием общества, своих страхов, привыкли забывать. Сейчас я подскажу, как вспомнить.
Этапы исканий
Не буду утомлять вас хронологией своего пути к себе, изложу рациональный, на мой взгляд, порядок шагов, способный привести к искомому результату. У меня все было вперемежку, но напишу, будто в таком порядке, чтобы не посеять путаницу.
- Для начала каждому человеку, особенно творческого содержания, очень стоит понять, кто он на самом деле, а точнее какой. Нет, пока это не психология. Это физиология. Возможно, вы уже где-то встречали понятие «стилевой типаж внешности». Классификаций несколько. Правила Ярмарки Мастеров не позволяют делать ссылки на сторонние сайты, поэтому ограничусь только намеком на проработку данной крайне ценной информации. Для меня эти сведения стали просто ярчайшим откровением и отправной точкой! От души рекомендую! Вы поймете свои формы, линии, текстуры, цветовой спектр и, возможно, даже рассекретите свои затаившиеся способности.
- Осознав и приняв природу своего внешнего (и, как оказалось внутреннего!) облика, я выяснила, что за свою жизнь накопила множество комплексов и блоков, и позиционировала себя совершенно несоответственно своему физическому оформлению. Это рождало дисбаланс между моим ощущением себя и тем, как воспринимали меня люди. Естественно, такая дисгармония накладывала отпечаток и на мои работы. Здесь уже психология. Много, очень много времени я посвятила очистке от негативных наслоений. Методов достаточно, но, опять-таки, я не имею права ссылаться на них. Если кому-то очень нужно, я, с удовольствием, поделюсь в личной переписке. Милости прошу! Ну, или психотерапевт вам в помощь!
- Когда мои мысли о себе, более менее, устаканились, в душе распростерся полный штиль. По гладкой и чистой поверхности, с уже исцеленным «я», я продолжила путешествие к пункту назначения «Мой авторский стиль». Я не придумала ничего другого, как просто сесть и начать записывать абсолютно все мысли, приходившие мне в голову относительно того, как я хочу продолжаться во внешнем мире. Я писала о габаритах, цвете, эскизах, образах, объемах, эмоциях до, в процессе и после, чувствах, мыслях, мечтах, структуре, консистенции, поверхностях, о материалах, жанрах и пр. Бумаги было испачкано несколько тетрадок, но, вы знаете, к счастью, случилось несколько инсайтов, направивших меня в мое русло. И, все-таки, это еще не конец.
- Случилось так, что очень вовремя в сети я повстречала двух прекрасных женщин-мастериц, которые будучи людьми тонкой душевной организации и немыслимой щедрости, поделились со мной парой секретов (чем спасли меня от дополнительных трудностей), такими ключиками к своей душе, отворяющими невидимые двери, сквозь которые струится божественный ручеек творчества. Одна сказала: «Нужно делать то, от чего бабочки в животе и то, что стекает с пальцев!». Стекает с пальцев… Задумайтесь! Это необъяснимым образом настраивает на еле слышимые просьбы нашего подсознания, на наши истинные внутренние потребности. Бабочки в животе – тоже яркий показатель. Это влюбленность в свою деятельность, в теперешний краткий момент бытия, в жизнь, в воздух, в то, в чем мы сейчас купаемся и в то, к чему прикасаемся.
Другая поделилась: «Начни с себя! Почувствуй себя королевой и твори по-королевски!». Сколько смысла в этой простой, казалось бы, фразе! Ах, как нужно нам познать и полюбить себя как достойное существо, как нравственную и талантливую личность, как уникального стоящего человека.
За пару лет я много думала над всеми этими моментами, вслушивалась в шепот внутреннего творца, экспериментировала, ошибалась, огорчалась, рыдала, как ребенок, злилась на себя, снова начинала что-то выискивать. В один прекрасный день что-то внутри совместилось, как пазл, и я, наконец, расслабилась. Настоящее творчество — это свобода, это наслаждение! Это любовь! Я это познала. Желаю и вам!
И напоследок…
Не стоит загонять себя в клетку, думая, что у каждого человека есть только одно единственное дело жизни. Это тупик. Мы взрослеем, развиваемся, меняемся, и наши интересы тоже. Каждый этап творческого пути — это всего лишь ступенька, неосознанно или осознанно покидая которую, не нужно винить себя в непостоянстве. А своим авторским соусом, если он уже настоялся, может быть пропитано любое дело, любое занятие, любое детище.
5. Закончу свой «роман» собственной формулой, выстраданной, выращенной в трудах, и сомнениях, но при этом очень простой: «Садясь на свой творческий поезд, стремительно мчитесь до станции «Готово», минуя все даже самые живописные остановки под названием «Что им может понравится?»».
Для порядку подытожим
– Ищем свой стилевой типаж; находим себя, свои формы и линии.
– Лечим свою душу, если она болеет; принимаем свое «я».
– Исцелившись, записываем все, что приходит в голову о своем авторском стиле, ловим инсайты.
– Настраиваемся на просьбы души: «Что стекает с пальцев»; «Бабочки в животе»; «Творим по-королевски».
– Делаем только то, что нравится нам. Оно, как ни странно, нравится потом многим, потому что настоящее, с любовью.
Заключение
Всем дочитавшим, от души, спасибо! Изобретайте, обращайте внимание на неудачи, ведь они, будто дорожные знаки, помогают найти верную дорогу! Будьте счастливы! Оставайтесь собой! Крутите любовь со своей душой!
С уважением Леся Бу.
Автор говорит: ищем свой уникальный голос
Автор говорит: ищем свой уникальный голос
Как выработать собственный стиль и зачем он вообще нужен писателю
«Ищите свой голос», ― часто слышат молодые авторы на курсах по писательскому мастерству. Совет почти так же популярен, как рекомендация писать о том, что знаете. А потом юный падаван осторожно уточняет у учителя или поисковой системы: «А это… что?» ― и нередко впадает в ступор. Что имеется в виду под «голосом» в контексте художественной прозы? Как он соотносится со стилем? Уникальный ― это какой? И единственный ли это критерий хорошего стиля? Давайте разберемся в тонкостях писательской работы вместе с литературным редактором и автором книги «Причеши меня. Твой текст. Редактура художественной прозы: от стиля до сюжета» Екатериной Звонцовой.
Что такое авторский голос?
Голос позволяет читателю узнать вас из множества авторов (и полюбить). Предельно обобщая, можно сказать, что авторская подача включает в себя:
-
Слог. Часто ли вы используете метафоры, любите ли быстрокрылые парцелляции, придумываете ли сложноподчиненных слонопотамов сложноподчиненные предложения. Авторский стиль складывается из использования литературных тропов и стилистических фигур. Подробней о них читайте в этой статье.
-
Структура. Это все, что связано с выстраиванием повествования. На что делается упор: пейзажные описания, диалоги, действия героев? Как вы делаете переходы между сценами? Сколько в тексте появляется нарраторов (рассказчиков), и как это работает на решение авторской задумки? Как течет время в повествовании: линейно, ретроспективно, перескакивая из будущего в прошлое и наоборот и т. д.
-
Авторская интонация. Вы можете относиться к происходящему иронично, а можете нагнетать атмосферу, веселить читателя или пугать его.
Примеры авторского голоса
Если читатель говорит о тексте «красивый», «тяжелый», «богатый», он, скорее всего, имеет в виду слог. Если звучат характеристики «перегруженный», «стройный», «неровный», значит обсуждается структура. А оценка по критериям «ироничный», «сухой», «задушевный» отсылает нас к авторской интонации.
Дело в том, что стиль писателя складывается из всех трех пунктов. Поэтому придется уделять внимание и стилю, и логике текста, и звучанию нарратора в произведении. Давайте на примерах посмотрим, как справляются или не справляются с этой задачей известные авторы.
-
Леонид Юзефович
Лирико-философский«Филэллин»
не был бы таким без стилизации. Леонид Юзефович обыгрывает слог романов XIX века. «Бунт и анархия не лучше тирании, свойственное как народам, так и отдельным людям стремление к свободе должно быть удовлетворено при свете закона, а не во мраке конспирации. Все рожденное во тьме имеет обыкновение пожирать своих детей».
-
Альбер Камю
Не понимая, какого воздействия вы добиваетесь, вы запутаетесь в языковых средствах.«Чума»
задумывалась безусловно гнетущей. Сильнее всего пугают и пронзают нас не стилистически нарядные тексты с обилием образной речи, а сухие, почти документальные произведения, потому что читаются как свидетельства реальных событий.
-
Брэм Стокер
На гармоничной структуре вообще строится любое восприятие. Некоторым читателям сложно эмоционально вовлечься в финал«Дракулы»
. Происходит это потому, что структурно концовка получилась слишком сжатой: не хватает как динамики, так и раскрытия. Это резко контрастирует с тем, как написано три первых четверти этой книги.
Как найти свою уникальность
Никто не расскажет вашу историю так, как вы: с вашими тропами, ритмом, образами и настроением. Даже если вы попробуете звучать как кто-то другой (например, написать текст в жанре dark academia следом за
Донной Тартт
), рано или поздно ваш голос возьмет верх.
Вдохновляться другими писателями бывает даже полезно. Например, если вы:
1. пока не чувствуете свой текст, работаете в новом для себя жанре или с непривычной эмоциональной палитрой (ваш персонаж тихоня или, наоборот, эксцентрик);
2. не знаете себя и своих возможностей как автора.
Важно не повторять бездумно за понравившимся писателем элементы стиля и структуры, а анализировать. Почему вы выбрали именно эти приемы, чем они вас зацепили, как использованы в тексте? Потом постарайтесь адаптировать их к своим героям и сюжету. Скорее всего, вы придете к свежим решениям.
Аспекты авторского голоса
-
Это соответствие того, как вы рассказываете историю прежде всего с ее жанром. Сказке требуется одна образность и эмоциональность, детективу ― другая, любовной драме ― третья. Многое зависит от эпохи и культуры, к которым книга привязана. Хороший пример ― четкая разница в подаче азиатского и западного фэнтези, да и не только фэнтези.
Текст должен соответствовать характеру персонажа, глазами которого читатель на все смотрит, в чьих мыслях находится и чей опыт проживает. Роман о жившем в XVIII веке 50-летнем враче не может звучать, как роман о современной американской школьнице. Два этих героя расскажут истории по-разному, разными средствами выразительности, с отличной друг от друга структурой повествования. В поле их внимания попадут разные детали, они будут испытывать свои собственные эмоции и так далее. Автора за их голосами не должно быть слышно. Если ваша книга ― от лица рассказчика, то важно следить за голосом нарратора. Он может быть не только человеком, который повествует о событиях. В классический текстах часто встречается всевидящий рассказчик, который читает мысли персонажей, знаете обо всех их поступках. Но даже в этом случае помните о четырех вещах, которые люди не любят: поучения, манипулятивность, навязчивость и фаворитизм.
-
Грамотная работа со стилем, четкое понимание, что утяжеляет восприятие и где предел этой тяжести, знание структур текста и умение не пренебрегать связками избавят вас от бед. «Это очень сложно!» — скажете вы. Есть один лайфхак: чтение вслух. И визуализация. Представляйте хотя бы иногда ваши главы как эпизоды фильма. Прокрутите их мысленно от начала до конца ― и вы найдете все провалы.
-
Способность «играть» голосом внутри одного текста. Например, это необходимо, если историю рассказывают сразу несколько героев, которые находятся в разных эмоциональных состояниях. В этом случае должны отличаться: ритмика, литературные тропы, способ передачи мысли и аргументированность в речи.
Попытайтесь попробовать разные жанры. Это совет со звездочкой для тех, кто уверен в себе или хочет испытать себя на прочность. Вам не будет цены, если сегодня вы пишете исторический роман о том самом пожилом враче, который по поручению императрицы охотится на вампиров, а завтра ― приключенческий Young Adult об американской школьнице, все мечты которой сводятся к карьере полицейского офицера.
Как же добиться успеха? Читать, читать и еще раз читать. Анализировать подходы разных авторов. Примерять на себя и искать свой. И слушать своих героев, конечно, они могут поведать много интересного!
литературный редактор, автор разножанровых романов и нон-фикшн книги
Была ли данная статья полезна для Вас?
Другие статьи в нашем блоге:
Авторский стиль и как его выработать. С разбором методологии Эрнеста Хэмингуэя, Льва Толстого и Стивена Кинга.
«Я беру камень и отсекаю всё лишнее»
Микеланджело Буанаротти
Последние два года я думаю над одним вопросом, о котором и хочу поговорить сегодня.
О том, что такое авторский стиль и как его выработать.
Сегодня я поделюсь тем, к чему пришел сам и также методологией трех известных авторов: Эрнеста Хэмингуэя, Льва Толстого и Стивена Кинга.
С одной стороны стиль — это то, что не поддается анализу. Но он есть. У каждого он свой.
Когда читаешь Толстого, Хэмингуэя или современных копирайтеров или редакторов (тех, кого я знаю и читаю, например — Максим Ильяхов, Пётр Панда, Денис Каплунов) — чувствуется их стиль.
С другой стороны, его всё же вырабатывают отдельные авторы. Именно поэтому я и хочу поделиться сегодняшним лонгридом, в котором разберу все взгляды на стиль.
Что такое стиль?
Для меня стиль — это характер человека, его набор внутренних качеств и навыков.
Стиль — это вы со всем комплексом вашего характера, взглядов, мнений и настроений. Если бы я написал тут и точка, это был бы не я, потому что я так не пишу.
У меня есть друг, назову его Платон — мягкий и открытый человек, который всегда делает работу без спешки и пишет письма очень основательно. А еще он всегда сохраняет теплоту в отношениях.
Это проявляется и в его текстах. Он всегда добавляет юмор и пытается никого не обидеть.
Другой мой друг Тимофей очень умен, не прочь обсудить последние апдейты поисковых систем и всегда спешит. Это накладывает отпечаток на его тексты.
С другой стороны, для меня стиль — это то, что не может проявиться из-за внешних факторов. Из-за того, что мы привыкли думать, делать, говорить под влиянием среды.
Как скульптура. Один из первых об этом сказал еще Микеланджело: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее»
И нужно очищать внешнее, чтобы внутреннее проявлялось лучше.
Взгляды других, как выработать стиль.
В этом лонгриде я хочу поделиться мнением о стиле не только моим, но и признанных авторов.
Я хочу поделиться теми мнениями авторов, которые сформировали моё понимание стиля, по большей части цитируя их. Сегодня в меню — Эрнест Хэмингуэй, Лев Толстой и Стивен Кинг. Три совершенно разноплановых автора.
Стиль Эрнеста Хэмингуэя
Айсберг — любимая теория Хэмингуэя для определения собственного стиля. Вот несколько цитат из его жизни разных лет.
«Если писатель хорошо знает то, о чем он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды».
Это написано в 1932 г. «Я всегда старался писать по принципу айсберга. На каждую видимую часть семь восьмых его находится под водой. Все, что вы знаете, вы можете опустить, и это только укрепит ваш айсберг. Это его невидимая часть. Если писатель опускает что-то, потому что он не знает, в истории появляется дыра». Это 50-е годы.
И в последнем своём романе, который был издан уже после смерти Хэма «Праздник, который всегда с тобой» он писал: «Я опустил его (конец рассказа) согласно своей новой теории: можно опускать что угодно при условии, если ты знаешь, что опускаешь,— тогда это лишь укрепляет сюжет и читатель чувствует, что за написанным есть что-то, еще не раскрытое».
Эрнест Хэмингуэй за работой.
Стиль Хэмингуэя — это глубокое сочетание текста и подтекста.
Кстати, подтекст изобрел не он сам, он существовал до автора-модерниста. Например, подтекст использовал Чехов.
Но открытие хэмингуэевского айсберга именно в сочетании. Заметьте, он использовал только одну восьмую — это текст, а всё остальное было подтекстом.
Даже количество сказанного текста имеет значение.
Подтекст — это всё, жизненный опыт, размышления, познания, настроение писателя. А текст — это точно подобранные слова. Вместе текст и подтекст составляют суть вашего стиля.
И последняя цитата от Хэмингуэя
«Правда художественного произведения должна быть сильнее правды жизни. Потому что художник соединяет все «правды», которые он встречает в жизни, свои знания и наблюдения и создает свою правду. И она обязательно должна быть правдивее, истиннее, чем правда жизни. Только тогда писатель может воздействовать на людей».
Вот типичный текст для стиля Эрнеста Хэмингуэя
«Когда я возвратился из отпуска, мы все еще стояли в том же городе. В окрестностях было теперь гораздо больше артиллерии, и уже наступила весна. Поля были зеленые, и на лозах были маленькие зеленые побеги; на деревьях у дороги появились маленькие листочки, и с моря тянул ветерок. Я увидел город, и холм, и старый замок на уступе холма, а дальше горы, бурые горы, чуть тронутые зеленью на склонах. В городке стало больше орудий, открылось несколько новых госпиталей, на улицах встречались англичане, иногда англичанки, и от обстрела пострадало еще несколько домов. Было тепло, пахло весной, и я прошел по обсаженной деревьями улице, теплой от солнца, лучи которого падали на стену, и увидел, что мы занимаем все тот же дом и что ничего как будто не изменилось за это время.»
Стиль Льва Толстого
Лев Толстой за работой
Лев Толстой, в своей подробной работе «Об искусстве» делится тем, что по его мнению составляет основу хорошего произведения искусства. Стиль — это только составляющая хорошего произведения.
Лев Николаевич говорит о 3 составляющих:
— суть. то, что ново и важно для читателей
— форма. отточенное умение написать хорошо и донести мысль красиво
— внутренняя правда. насколько сильно автор хочет написать об этом. И насколько сильно автора цепляет та тема, о которой он хочет написать.
Вот, что он говорит о стиле:
«Для того чтобы то, что говорит художник, было выражено вполне хорошо, нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, чтобы, работая, так же мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает человек о правилах механики, когда ходит.
А чтобы достигнуть этого, художник никогда не должен оглядываться на свою работу, любоваться ею, не должен ставить мастерство своей целью, как не должен человек идущий думать о своей походке и любоваться ею.»
По факту, для него важна не только форма, что является основой стиля.
Но то, почему автор пишет тот или иной текст. И насколько автор является просвещенным человеком, насколько он несет пользу обществу, а не пишет только ради себя и собственной славы.
Лев Николаевич Толстой имел свой собственный за 60 лет творчества выработанный стиль.
Помню, когда я закончил читать «Милый друг» Мопассана, а потом разбор Толстого — меня сильно поразил его подход.
Сама книга написана шикарно. Но суть, которую хотел донести Мопассан разочаровывает. И Толстой проработал книгу так, словно перед ним обычный ученик курса «Писательское мастерство», говоря современными терминами. Расписал то, что автор не умеет отличить что хорошо, а что дурно и несмотря на прекрасную форму,
Я помню как, пасовал перед именитостью Мопассана, но внутри понимал, что мне что-то не нравится в том, что он написал.
Во всех романах своих после «Bel ami» (я не говорю теперь о его мелких рассказах, которые составляют его главную заслугу и славу, о них после) Мопассан, очевидно, поддался царствовавшей не только в его круге в Париже, но царствующей везде и теперь между художниками
теории о том, что для художественного произведения не только не нужно иметь никакого ясного представления о том, что хорошо и что дурно, но что, напротив, художник должен совершенно игнорировать всякие нравственные вопросы, что в этом даже некоторая заслуга художника.
По этой теории художник может или должен изображать то, что истинно, то, что есть, или то, что красиво, что, следовательно, ему нравится или даже то, что может быть полезно, как материал, для «науки», но что заботиться о том, что нравственно или безнравственно, хорошо или дурно — не есть дело художника.
Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину, изображавшую религиозную процессию. Все было превосходно написано, но не было видно никакого отношения художника к своему предмету.
— Что же,— вы считаете, что эти обряды хороши и их нужно совершать или не нужно? — спросил я художника.
Художник, с некоторой снисходительностью к моей наивности, сказал мне, что не знает этого и не считает нужным знать; его дело изображать жизнь.
— Но вы любите по крайней мере это?
— Не могу сказать.
— Что же, вы ненавидите эти обряды?
— Ни то, ни другое,— с улыбкой сострадания к моей глупости отвечал современный высококультурный художник, изображающий жизнь, не понимая ее смысла, и не любя, и не ненавидя ее явления. Так же, к сожалению, думал и Мопассан.
…
Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету. В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» Что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев — мы ищем и видим только душу самого художника.
Вот типичный текст для Льва Толстого, известное начало романа «Анна Каренина»:
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел вчера со двора, во время самого обеда; черная кухарка и кучер просили расчета.
Здесь и близко нет сухого и отстранённого взгляда Хэмингуэя, где нет авторской оценки, а только тон.
То есть судя по Толстому стиль — это не только форма, но и суть, что для вас хорошо и плохо. Это ваше отношение к предмету..
Именно этот подход стал для меня ключевым сейчас, в определении, что такое стиль.
Стиль Стивена Кинга
Нужно найти ракушку.
Стивен Кинг
Стивен Кинг говорит о том, что он не пытается выдумывать свой стиль. Он пытается найти то, что он называется «окаменелостью, ракушкой» и очистить от мусора.
Вот как он сам говорит об этом:
Когда я в интервью «Нью-Иоркеру» поделился с интервьюером (Марком Сингером) своим мнением, что литературные произведения – это находки, вроде окаменелостей в земле, он ответил, что не верит. Я в ответ сказал – и отлично, лишь бы он верил, что я в это верю. И я верю. Рассказы и романы – это не сувенирные футболки или деревянные футболисты. Это реликты, остатки неоткрыгого ранее существовавшего мира. Дело писателя – с помощью инструментов из своего ящика достать их из земли, повредив как можно меньше. Иногда окаменелость маленькая, просто ракушка. Иногда огромная, тираннозавр-рекс со всеми своими гигантскими ребрами и оскаленными зубами. В любом случае – короткий рассказ или тысячестраничный роман – техника раскопок по сути одна и та же.
Стивен Кинг — находит зацепку, какое-то событие. И постепенно раскручивая его, создает новое произведение.
Его стиль — это не написать что-то своё, а откопать этот реликт и максимально проявить его, показать в тех красках, в которых он увидел его внутри.
Вот типичный текст для Стивена Кинга. Это книга «Рита Хэйуорт или Побег из Шоушенка»:
Я из числа тех самых славных малых, которые могут достать все. Абсолютно все, хоть черта из преисподней. Такие ребята водятся в любой федеральной тюрьме Америки. Хотите – импортные сигареты, хотите – бутылочку бренди, чтобы отметить выпускные экзамены сына или дочери, день вашего рождения или Рождество…, а может, и просто выпить без особых причин.
Я попал в Шоушенкскую тюрьму, когда мне только исполнилось двадцать, и я из очень немногих людей в нашей маленькой славной семье, кто нисколько не сожалеет о содеянном. Я совершил убийство. Застраховал на солидную сумму свою жену, которая была тремя годами старше меня, а потом заблокировал тормоза на «Шевроле», который ее папенька преподнес нам в подарок. Все было сработано довольно тщательно. Я. не рассчитал только, что она решит остановиться на полпути, чтобы подвезти соседку с малолетним сынишкой до Кастл Хилла. Тормоза отказали, и машина полетела с холма набирая скорость и расталкивая автобусы. Очевидцы утверждали потом, что она неслась со скоростью не меньше восьмидесяти километров в час, когда, врезавшись в подножие монумента героям войны, взорвалась и запылала, как факел.
Как выработать стиль?
С учетом изученного, того, что говорят Хэмингуэй, Толстой и Кинг и моего личного опыта — у меня есть два основных принципа. И остальные — которые помогают, но они дополнительные, бонусные.
Принцип первый — честность
«Честность – лучшая политика
Мигель де Сервантес
Нужно писать только о том, что действительно цепляет. Быть настоящим. Именно тогда мой стиль и максимально проявляется, когда я честен сам с собой. И если я смогу ввести это в привычку — писать постоянно и хорошо, тогда
У честности есть очень много сторон. И да, это сложно, но очень реально. Поделюсь составляющими честности:
- Честность — это не идти за толпой
Легко словить хайп, поймать ту тему, которая сильно заходит сегодня.
Например, если вы копирайтер или журналист — в 2017 очень модно покупать, разбираться в криптовалюте и биткойнах. Возьмите эту тему и напишите о ней — популярность будет зашкаливать. Но будет ли это то, чем вы искренне интересуетесь. А если вы автор, и напишете на тему, которая у всех на устах — отношения России и Украины, напишете об этом книгу, она станет популярной. Но пишете ли вы об этом потому что вам болит, или только для того, чтобы быть на волне? - Честность — это уметь отключить внутреннего критика.
Когда пишешь текст, часто появляются люди, которых боишься оскорбить своим текстом.
Нужно с ними уметь справляться прямо там же, за рабочим столом. .
Мне редко говорят, что когда читают мои тексты — словно мой голос слышат. Это приятно. Жаль, что редко, пока еще я над стилем работаю.
- Честность — это уметь сказать только то, что реально есть внутри.
Не подстраиваться. Выносить что-то. Обдумать глубоко и написать именно так, как есть внутри.
Честность — это свежая тема. Не переписывать то, что говорят другие. Быть собой. То есть писать так, чтобы сказать что-то новое.
Всегда легко идти за тем, у кого есть своя позиция
- Честность — это иметь свой собственный список тем, которые вас сильно задевают.
- Честность — это внимание к жизни.
Не смотреть на себя только, зацикливаясь на своих вопросах. Но видеть вокруг события, отмечать их взаимосвязи и писать об этом.
2. Много читать и много писать
Это самый главный совет от всех авторов, с которыми я знаком — по тому, как выработать собственный стиль.
Стивен Кинг вообще ставит этот принцип во главу угла.
Именно много пахать — самый важный совет. Но новички всегда ищут волшебную таблетку, философский камень, который разом решит все вопросы.
Нужно писать много.
Каждый день. Именно тогда вы постепенно и выработаете собственный навык
И важно много читать. Причем не как читатель, а как автор. Мой друг автор недавно рассказывал мне, что он перечитал трижды книгу Кормака Маккарти «Дорога», чтобы понять, какие приёмы использовал автор, почему он их использовал и как. Он так и сказал мне: «Я стараюсь не читать взахлеб. Но сознательно». Об этом же принципе чтения я уже писал однажды, подробная статья о моей системе чтения здесь.
Социальное программирование и влияние общества создают наслоение, которое мешает вам быть настоящим
Это были два главных совета. Остальные советы только помогут и усилят то, что вы нашли. Но главное — продолжать применять первые два совета: быть честным и много трудиться.
- Бета ридеры
Свои тексты мы всегда лелеем. Но помочь увидеть текст со стороны может только тот, кто сам работает с текстами и расположен к вам положительно. Хотя последнее необязательно. Иногда самые жесткие критики очень помогают увидеть собственные слабости.
Я вообще завел собственный блог для рассказов и эссе. Как только выложил второй рассказ — получил кучу отзывов. Это сильно встряхивает, особенно когда ты уже доволен созданным. - Редактура
Самое главное — это не процесс написания текста
Это его улучшение.
Это все та же скульптура, с которой вы теперь счищаете лишнее не зубилом, а щеточкой.
Благодаря редактуре вы можете исправить не текст, а отдельные фразы. Редко когда автор может написать сразу удачную фразу.
Я писал текст о навыке редактуры. Подробнее посмотрите тут.
- Вычитка вслух
Это важнейший навык. Я шел к нему четыре года.
И неожиданно для себя применил, когда на встрече с клиентом показывал ему текст.
В процессе вычитки вслух ему, мы вместе отредактировали и улучшили текст. - Проработка навыков
В своём блоге я даю некоторые необходимые навыки письма.
- Навык 1. Сильные глаголы — залог сильного текста
- Навык 2. Правильный порядок слов в предложении
- Навык 3. Правило территории слова
- Навык 4. Ритм текста
- Навык 5. Перечисление в тексте
- Навык 6. Внутренний голос автора
- Навык 7. План написания книги и как его правильно создать. Метод снежинки.
- Навык 8. Внутренний резервуар слов.
- Навык 9. Деталь, раскрывающая героя и его черты характера.
- Навык 10. Честность в тексте.
- Навык 11. Редактирование текста: вводные слова, однородные члены предложения, оценочная лексика.
Для выработки вашего стиля это тоже будет очень полезными навыками.
Кто такой автор и чем он отличается от других пишущих?
Есть копирайтеры.
Есть писатели
Есть редакторы.
Автор для меня — это человек, который работает с текстом.
Причем в слове «автор» мне нравится именно то, что он создает. Он обдумывает много материала и создает что-то свое. Именно потому он является автором. И в этом слове нет ярко выраженного окраса.
Копирайтеры работают над коммерческими текстами, редакторы — над журналистскими, писатели — только над художественными.
Автор включает в себя все эти профессии. То есть человек может зарабатывать копирайтингом, журналистикой или редактурой. А в свободное время писать художественную прозу. И он, одним словом — автор.
Именно потому я работаю над авторским стилем.
Главный вывод, для тех, кто не читал длинную часть лонгрида.
Если применить все советы, которые я тут описал — постепенно вы расчистите канал для собственного авторского голоса.
И когда вы начнете чувствовать внутри «ощущение скорости на велосипеде», как я его называю, когда получается, и ты летишь вперед, и текст ладится, и ты словно слышишь свой голос. Вот тогда не останавливайтесь. Вы только нашли свой голос, а теперь можете говорить всё то, что хотите сказать.
Мир получил еще одного человека, который обрёл свой голос, значит, и свой стиль. Продолжайте. И ваш голос станет в один ряд с теми, кто уже говорит с книжных страниц.
И еще. Да, ваш стиль — это и есть внутренний голос, которому нужно дать возможность говорить без оглядки. Но также это и те приобретенные навыки, которые помогают голосу звучать мощнее.
К примеру, можно просто научиться использовать голос и петь. А можно использовать приёмы, которые помогают петь с использованием диафрагмы, стаккато или легато.
То же и в работе с текстом. Для начала распознайте свой голос, а затем уже узнавайте новые приёмы.
Ищите свой авторский стиль! Это лучшее, что вы можете сделать для этого мира.
Автор текста Владимир Багненко
Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.
Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube.
Список использованной литературы:
1. Эрнест Хэмингуэй «Прощай оружие»
2. Лев Толстой «Об искусстве»
3. Лев Толстой «Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана»
4. Лев Толстой «Анна Каренина»
5. Стивен Кинг «Как писать книги»
P.S. Ура. Наконец-то я завел свой уютный канал в Телеграм. Называется, угадайте? Да, конечно, вы угадали:»Авторский стиль». Делюсь опытом, рассказываю о том, как выработать свой авторский стиль. Верю, что его нужно лишь откопать за горами стереотипов и сомнений в себе. Тут много того, чего не даю больше нигде. https://t.me/bagnenkotext
25. августа 2017 by Admin
Categories: Блог |
Оставить комментарий