Как найти свой естественный голос

Если вы хотите сделать первый шаг к тому, чтобы услышать, как звучит ваш истинный голос, свободный от блоков, поддержанный силой дыхания и окрашенный яркими эмоциями, то эта статья для вас.

Упражнения, которые освободят ваш истинный голос

Вам нужно освоить несколько простых и эффективных упражнений. Для того, чтобы приведенные упражнения были эффективными, они должны быть осознанными. Для этого, нам нужно потратить немного времени на изучение «механизма» работы голоса. 

Итак, как же в нас рождается голос? Попробуйте что-то сказать, но не говорите. В самом начале появляется импульс. Например, вы собираетесь ответить на реплику собеседника и это намерение, этот импульс, передается всему организму, и тело мгновенно настраивается на «звучание»:

  • приходят в движение грудная клетка,
  • расширяется диафрагма,
  • растягиваются голосовые связки, чтобы, при встрече с потоком воздуха из легких, оказать сопротивление и завибрировать.

В идеальной ситуации импульс реализуется сразу по описанному выше механизму, но в реальности мы редко следуем первому импульсу, т.е. говорим то, что первое пришло в голову.

Наступили нам на ногу, отчитал руководитель, в наш адрес прозвучал несправедливый упрек… В каждой из этих ситуаций сначала возник вполне конкретный импульс, и далеко не каждый реализовал его в изначальном виде. Часто первичный импульс либо зажимается, либо трансформируется во вторичный, уже несколько окультуренный.

Привычка сдерживать первичный импульс ведет к тому, что мы зажимаем дыхание, создаем мышечный панцирь и теряем шанс на свободу нашего голоса, но зато приобретаем ком в горле. И что же делать? Освобождать тело, дыхание, голос.

В человеке все взаимосвязано:

  • освобождение голоса предполагает освобождение тела от зажимов и лишнего напряжения, что достигается через выстраивание осанки;
  • хорошая осанка в свою очередь создает благоприятные условия для дыхания,
  • вибрации, рожденные соприкосновением дыхания и голосовых связок, отражаются в резонаторах, являя нам необозримое множество эмоциональных тонов и обертонов.

Поэтому начинать работать с голосом нужно с базы: осанки и дыхания. 


Осанка

Почему осанка важна для голоса? Правильная осанка позволяет избежать излишнего напряжения и создает базу для должного дыхания.

Упражнения, которые освободят ваш истинный голос

Начнем выстраивание нашей осанки снизу, со стоп. 

1. Давайте найдем оптимальное устойчивое положение для стоп. Физиологически стопы, находясь под тазобедренными суставами, позволяют мышцам держать вашу вертикаль без лишних усилий и точно откликаться на импульс к действию. То есть, не нужно широко расставлять стопы или ставить их слишком близко друг к другу, просто и свободно поставьте их «на ширине тазобедренных суставов». 

2. Поставьте стопы параллельно друг другу. 

3. Найдите центр тяжести на середине стоп. Для этого сначала перенесите центр тяжести на носки, осознайте возникнувшее напряжение, затем перенесите центр тяжести на пятку. Качаясь таким образом с носка на пятку, распределите вес тела на середине стопы, найдите положение, в котором напряжение в ногах минимально, уравновесьте себя. 

4. Слега согните ноги в коленях, «попружиньте», поднимаясь и опускаясь только за счет работы коленного сустава. Ощущая гибкость коленного сустава, найдите тот угол сгиба коленей, когда ваши ноги по ощущениям максимально свободны и расслаблены. 

Теперь перейдем к работе с позвоночником. Очень полезно в работе с позвоночником представлять себя через кости, скелет, и понимать строение нашей оси, благодаря которой мы удерживаем себя в вертикали.

Немного теории. Позвоночник состоит из трех отделов: шейного, грудного и поясничного. Каждый отдел в свою очередь состоит из нескольких позвонков: из крестца вырастает поясничный отдел, состоящий из 5 позвонков, далее он переходит в грудной отдел, включающий 12 позвонков. Грудной отдел венчает шейный, состоящий из 7 позвонков. В упражнениях мы будем использовать нумерацию позвонков в соответствии с приведенным рисунком.

Упражнения, которые освободят ваш истинный голос

5. Продолжая работу над осанкой, представьте, что таз (копчик) устремлен вниз – это корни, устремленные в землю. Эти корни надежно и стабильно держат нашу вертикаль. 

6. Из копчика вырастает поясничный отдел и направляется вверх каждым позвонком. Мысленно выровняйте искривление в поясничном отделе и постарайтесь найти такое положение, при котором напряжение поясничного отдела минимально.

7. Далее следует грудной отдел. Представьте, как, начиная с 12 грудного позвонка… Пока определите его субъективно. Где по вашим ощущениям у вас кончается поясница и начинается спина? Вот начиная с этого места все грудные позвонки устремляются вверх. Можно представить, что к каждому позвонку привязана нить, за которую невидимая рука тянет его вверх: сначала вытягивается 12-й позвонок, затем 11-й, 10-й и далее.

Вначале делайте упражнения интуитивно, не требуя от себя стопроцентной уверенности в местонахождении каждого позвонка. На этом этапе важно, чтобы вы осознали свой позвоночник не монолитным, а максимально гибким, состоящим из отдельных позвонков, имеющих подвижность относительно друг друга.

Вытягивая и осознавая каждый грудной позвонок, поднимаемся до 1 грудного позвонка. Его найти проще всего. Если вы опустите голову и позволите ей повиснуть на расслабленной шее, то с тыльной стороны шеи, у ее основания, сможете нащупать выступающий (выше всех) бугорок – это и есть 1 грудной позвонок.

Поднимите голову и продолжим работу по тонкой балансировке частей тела для создания оптимальной осанки. 

8. Плечевой пояс. Слегка приподнимите плечи, буквально на 1-2 см отведите их назад и расслабленно бросьте на ключицы, как пальто на вешалку.

9. Шея. От 7-го шейного позвонка выровняйте и направьте вверх каждый позвонок, пусть ваша шея вытянется, будто вас тянут за голову верх.

10. Положение головы. Старайтесь держать голову ровно, не заваливать назад и не ронять вперед, глаза смотрят на горизонт. Вы можете представить, что ваша голова легка и стремится вверх, как воздушный шар, наполненный гелием. Устремляясь вверх, он тянет за собой вас, вытягивая весь позвоночник.

Важные условия правильной осанки – легкость и минимальное напряжение. Старайтесь держаться этих ориентиров в работе. 

Упражнение «Башенка»

Сейчас я хочу предложить вам базовое упражнение, направленное на растягивание позвоночника. Назовем это упражнение «Башенка».

1. Выровняйте осанку и сбалансируйте все части вашего тела согласно пунктам, описанным выше. 

2. Стоя прямо, расслабьте мышцы шеи, и пусть ваша голова упадет вперед, растягивая шею, но спину при этом вы продолжаете держать прямо. 

3. Далее представьте, что ваш позвоночник – это башенка из кубиков, и эту башенку по одному позвонку-кубику мы сейчас будем разрушать вперед и вниз. Это упражнение напоминает земной поклон в замедленной съемке. Если вы делаете это упражнение впервые, то вам не помешает помощь. Вам будет гораздо проще ощутить/почувствовать каждый позвонок, если кто-нибудь будет стоять позади вас и слегка надавливать пальцем на отдельные позвонки по ходу упражнения, давая вам возможность почувствовать их точное местонахождение в вашем теле. 

Представьте, что первый кубик башенки, т.е. 1-й грудной позвонок обрушивается под действием силы тяжести вперед, а 2-ой пока остается на месте, в вертикали. Ощутите, что позвонки-кубики скреплены между собой эластичными жгутами, которые приятно растягиваются, высвобождая напряжение, ранее зажатое между позвонками.

Следом за первым кубиком силе тяжести мы отдаем 2-й и делаем небольшую паузу, 2-3 секунды, чувствуя, как растягиваются жгутики, соединяющие кубики между собой. Затем по той же схеме, с паузами, медленно и прочувствованно обрушиваем 3-й, 4-й, 5-й и 6-й грудной позвонок.

Дойдя до 6-го грудного позвонка (это середина спины), еще немного согните колени, чтоб сохранить равновесие на середине стопы, и так же медленно обрушивайте 7-й, 8-й, 9-й позвонок.

Не забывайте дышать, направляйте дыхание вдоль позвоночника, представляя, как с каждым выдохом мышцы спины расслабляются, растекаются, из вашего тела уходит всякое напряжение, жгутики между позвонками приятно растягиваются. Обрушивайте 10-й, 11-й, 12-й позвонки грудного отдела. Грудной отдел позвоночника расслаблен, но поясница все еще в вертикали. 

4. Поясничный отдел будет ощущаться единым, в нем очень сложно разделить в ощущениях отдельные позвонки, так что, разрушая поясничный отдел, доверьтесь интуиции и отдайте на волю гравитации по очереди кубики-позвонки поясничного отдела: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й – и вот вы полностью вытянули спину, раскройте копчик и от копчика повисните как тряпичная кукла, покачайтесь вправо и влево – слегка!

5. Ваши расслабленные руки мотаются как плети, голова так же расслабленно свисает, растягивая мышцы шеи. Отдайтесь этому тотальному чувству расслабления, все напряжение стекает вниз вдоль спины по позвоночнику, запустите глубокое очищающее дыхание, и с каждым выдохом углубляйте это чувство расслабления-растяжения.

Услышьте «Спасибо», которое говорит вам ваша спина. Побудьте несколько минут в этом положении.

Теперь мы будем в обратном порядке выстраивать нашу вертикаль, так же двигаясь от позвонка к позвонку, т.е. мы будем вырастать. На этом этапе помощь со стороны так же будет очень полезной, пусть ассистент (если он есть) помогает вам в каждом действии.

Для начала направьте копчик вниз. Ассистент может положить ладони на ваши тазобедренные суставы, приподнять ваш таз и поставить его прямо). Помните, что ваши стопы стоят под тазобедренным суставами, колени согнуты.

Приподнимите 5-й поясничный позвонок поставьте его на крестец и направьте вертикально вверх. Ассистент может слегка надавить на самый нижний поясничный позвонок, давая вам возможность ощутить, где последний находится в вашем теле (такого рода помощь ассистента будет полезна на протяжении всего процесса выстраивания вертикали).

На 5-й позвонок, так же немного приподнимая, поставьте 4-й и так до 1-го поясничного позвонка. В этом движении мы как будто выстраиваем свою башенку из кубиков-позвонков заново и стараемся делать это осознанно.

Закончив выстраивание позвоночного отдела, переходите к грудному. Начиная с грудного отдела, добавьте к каждому позвонку ощущение направленности вверх, будто к каждому грудному позвонку от 12-го до 1-го привязана ниточка, за которую невидимая рука вытягивает каждый позвонок вверх. Сейчас эта невидимая рука осторожно и бережно приподняла 12-й позвонок за ниточку и поставила его на 1-й поясничный, но при этом продолжает тянуть его вверх, теперь поставьте 11-й на 12-й, 10-й на 11-й и так далее. Во время выполнения упражнения желательно проговаривать какой позвонок вы сейчас выстраиваете и направляете вверх. 

Выстроив грудной отдел, вы подошли к шейному отделу. Ваше тело сбалансировано, копчик, как корни устремлен вниз, на нем выстроен ваш позвоночник, а точнее его поясничный и грудной отделы, и каждым позвонком вы тянетесь вверх. Но на данном этапе ваша голова все еще расслабленно висит от 1-го грудного позвонка.

Вначале упражнения мы обрушили шейный отдел позвоночника полностью, а не по отдельным позвонкам, но, несмотря на это, выстраивать его мы будем поэтапно, т.е. по позвонкам. Шейный отдел состоит из 7 позвонков. Сначала представьте, что та же невидимая рука устанавливает 7-й шейный позвонок на 1-й грудной и тянет его вверх за ниточку, затем точно так же установите 6-й на 7-й, 5-й на 6-й. Далее 4-й, 3-й и в конце 2-й и 1-й одновременно, так как они слиты между собой. Как только мы завершим наше выстраивание, наша голова с легкостью всплывет вверх. Помните, к ней привязан воздушный шар, и мы не чувствуем ее веса, она невесома, как буек на волнах. Постойте немного после упражнения отслеживая изменения в вашем теле.

Выполняя это упражнение регулярно, вы сможете избавиться от лишнего напряжения в мышцах спины и шеи, сделать осанку красивой и «удобной», движения свободными. А главное – ваш голос станет чище, сильнее и выразительнее, потому что мышечный панцирь, сковывающий красоту его природного звучания, будет постепенно таять, а сила и чистота вашего голоса будет возрастать. 

Дыхание

Многие авторы говорят о том, что дыхание не терпит директивного управления. Работая с дыханием, мы будем направлять его опосредованно, через образы. 

Первую часть упражнения мы будем выполнять сидя на стуле. Сядьте на стуле прямо, ощутите, что сидите на седалищных буграх. Если вы покачаетесь вправо-влево, смещая центр тяжести на правую, а затем на левую сторону, то почувствуете кости под толщей мышц, почувствуйте, что вы сидите именно на косточках, а не на мягких тканях. Ступни стоят параллельно друг другу, пяточки стоят на уровне тазобедренных суставов, ладони лежат чуть выше коленей. Спину держите прямо, но старайтесь не создавать лишнего напряжения, помните, что вашу голову тянет воздушный шар, вытягивая вверх весь позвоночник. Теперь можно переходить к изучению дыхания.

Расслабьте живот, представьте, что мышцы растворяются, стекают, тают. Положите руку на живот, углубите свое дыхание, чувствуя, как живот подается вперед при вдохе, и опадает при выдохе. Слегка приоткройте рот, разъедините задние зубы, расслабьте мышцы челюсти и отдайте нижнюю челюсть силе тяжести, пусть со всем своим упорством она тянет вашу нижнюю челюсть вниз за уголки. Не нужно широко раскрывать рот, он по-прежнему приоткрыт слегка. В том месте, где растут задние зубы, почувствуйте приятное расслабляющее теплое растяжение-расслабление, будто к уголкам челюсти привязаны грузики, которые оттягиваю ее уголки вниз. Если вы все сделали правильно, вы физически ощутите тягучие волны напряжения, опадающего, стекающего вниз. Для усиления эффекта, возьмите себя пальцами за подбородок и покачайте вверх-вниз расслабленную и податливую нижнюю челюсть. Получается? Голова при этом должна быть неподвижна, ваши пальцы двигают только нижнюю челюсть. 

У большинства людей челюсть хронически зажата, и как следствие, речь невнятна и скованна. Не повторяйте эту ошибку, обращайте на вашу челюсть внимание почаще, не сжимайте крепко зубы, старайтесь следить за тем, чтоб большую часть времени она была расслаблена. В таком случае положительные результаты не заставят себя ждать, как минимум головных болей станет меньше. А ваша речь станет легкой и свободной, как птица. Почувствуйте, насколько свободней звучит ваша речь, если изначально ваш рот слегка приоткрыт и челюсть разомкнута, в этом положении ваш речевой аппарат готов к адекватному самовыражению. Пусть это будет ваше естественное (постоянное) выражение лица. Не бойтесь выглядеть глупо, слегка раскрытые губы сделают ваш образ более естественным, притягательным и открытым.

Продолжим изучать наше дыхание. Далее, чтобы углубить наше дыхание и сделать его более сильным, мы будем пошагово представлять, что в процессе его рождения участвуют не только легкие, но и все наше тело.

Мысленно поднимите границу верхнего неба и слейте ее с куполом черепа. Почувствуйте, как на вдохе купол черепа омывается прохладным потоком воздуха, а на выдохе – теплым. Подышите так некоторое время. 

Направьте внимание на шею и грудную клетку. Прохладный воздух, пройдя по куполу черепа, беспрепятственно течет вниз, в грудную клетку. Мысленно расширьте границы шеи и пространство грудной клетки. Пусть все ваше тело от головы до нижних ребер заполнится воздухом. Дышите всем объемом, очерченным границами вашего воображения, ощущая прохладу на вдохе и тепло на выдохе. 

Далее мы будем работать с диафрагмой. Диафрагма – непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер. Фактическое положение диафрагмы вы можете видеть на рисунке ниже.

Упражнения, которые освободят ваш истинный голос

Но для нашего сознания не существует границ. Представьте, что ваша диафрагма располагается ниже, что она крепится к вашим тазобедренным суставам. Далее представьте, что на вдохе диафрагма, а точнее ее центр, опускается к тазу, центр диафрагмы практически касается «чаши» таза. Так, в своем воображении, мы расширяем границы дышащего тела. Теперь от купола черепа до чаши таза все наше тело заполнено воздухом, этот объем заполнен воздухом всегда, во время вдоха мы лишь немного пополняем наши запасы воздуха, а во время выдоха отдаем их небольшую часть.

Упражнения, которые освободят ваш истинный голос

Давайте обобщим образы, касающиеся дыхания. На вдохе ощутите, как прохладный воздух омывает купол черепа и смешивается с воздушным столбом, который уже находится внутри вас, воздух заполняет вашу голову, грудную клетку и все ваше тело до диафрагмы. На вдохе диафрагма опускается, ее центр льнет к тазу и слегка касается его. Сейчас дышит весь объем вашего тела. Дышите некоторое время, углубляя свое дыхание, вниманием держитесь за ощущение «центр диафрагмы касается таза».

Теперь представьте, что на дне чаши таза находится пузырек вибраций. Почувствуйте, как на вдохе диафрагма опускается к тазу, и ее центр слегка касается пузырька вибрации. Ярко представляйте, удерживайте этот образ и произносите звук «АААААА», глубинный, наполненный, мощный звук, рожденный из самой глубины. Если вы все сделали правильно, то вы услышите, как этот звук резонирует во всем вашем теле, почувствуете его силу, красоту и глубину. Вы можете так же произнести все согласные звуки, ощутив различия их вибраций. В ситуациях общения старайтесь держать это образ в фоне вашего сознания, чтобы ваше повседневное речевое дыхание становилось глубже, свободнее и сильнее, давая мощную базу для должного звучания вашего голоса. 

Кто-то может возразить, что мы занимались чем угодно, но не голосом: балансировали осанку, представляли наше дыхание глубже и объемней, чем привыкли, но непосредственно самим голосом не занимались. И в связи с этим, я хотела бы еще раз акцентировать внимание на том, что постоянная работа с осанкой и дыханием – это абсолютно необходимая база, которая обеспечивает естественно-красивое звучание вашего голоса. Без этой работы успеха в освоении голоса достичь невозможно. 

Главная задача этой статьи в том, чтобы пробудить в вас интерес к дальнейшему изучению данной темы; показать, что голос – это не неизменная данность, а очень тонкий инструмент, который с помощью знаний и постоянной практики мы можем настроить на идеальное звучание. Желаю вам успехов и радости в освоении музыки вашего голоса!

опубликовано econet.ru

Мария Соловьёва

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> ИДЕИ ДЛЯ ЖИЗНИ | NOVATE.RU <

А вы знаете, как звучит ваш голос на самом деле?
А вы знаете, как звучит ваш голос на самом деле?

А вам знакомо то чувство, когда слышишь свой голос в записи, и не знаешь, смеяться или плакать? В голове крутится только одна мысль: «не может быть, мой голос звучит совсем иначе!». Не переживайте, это знакомо каждому. Хорошая новость: голос в записи зачастую искажён. Особенно, на диктофоне. Плохая новость: даже это искажение куда ближе к вашему «истинному» голосу, чем то, как вы его себе представляете. Так как же услышать свой настоящий тембр? Есть один простой способ.

То неловкое чувство, когда услышал свой голос в записи
То неловкое чувство, когда услышал свой голос в записи

С «эффектом диктофона» хотя бы раз сталкивался каждый. Услышать свой голос со стороны – опыт забавный, но смущающий. А порой и вовсе шокирующий. Ведь он такой…другой. Но дело в том, что ежедневно в разговоре с близкими мы слышим не совсем «свой» голос. А его искажение, которое получается, когда звуковые волны из гортани проходят через жидкость, заполняющую наши внутренние органы. Например, через жидкость внутреннего уха и воздух среднего. Немало преград, правда? А вот окружающие или техника фиксируют вибрации, которые исходят из гортани и распространяются по воздуху. Без всяких лишних барьеров. А потом «наш» голос, который слышим мы сами и «наш» же голос, который воспринимают другие – две большие разницы.

«Экраны», которые помогут услышать свой настоящий голос
«Экраны», которые помогут услышать свой настоящий голос

С технической стороной немного разобрались. Так как же услышать свой «истинный» голос, не прибегая к записи? Ведь помехи и технические неточности тоже никто не отменял. Есть один способ, который давно используют педагоги по вокалу. Нужно всего лишь приложить к каждому уху тонкую папку, журнал или другой «экран» (как на фото) и поговорить или спеть что-нибудь. Теперь вы услышите то самое «отражение», которое ежедневно слышат ваши собеседники. Не нравится? Это только от новизны. Ничего, привыкнете.

Кстати, о забавных опытах. Вот тут можно узнать, как выбрать идеальное фото для соцсетей, основываясь на психологических законах восприятия.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> ИДЕИ ДЛЯ ЖИЗНИ | NOVATE.RU <
Источник:
https://novate.ru/blogs/180917/43044/

Можно ли найти свой природный голос и как его тренировать? Влияет ли голос на нашу жизнь и в какой степени? Накладывает ли отпечаток на тембр и глубину голоса музыка?

Благодарим ресторан Buono
за помощь в организации съемки.

Ответ на эти

и другие вопросы знает Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful».

С Вадимом я знакома давно. Когда мы встретились с ним впервые, меня не покидало ощущение, что мы знаем друг друга не один год. Это, конечно, заслуга Вадима, — уметь сделать так, чтобы тебе с первой минуты было комфортно в его обществе — тонкий, очень образованный, интеллигентный, великолепный собеседник с отличным чувством юмора…

Справка Posta-magazine.ru: В прошлом Вадим Курилов — преподаватель английского языка, 10 лет проработавший по методу Активизации резервных возможностей личности и коллектива (Метод Китайгородской). Обучаться технике речи и голосу начал в 90-е годы у диктора Всесоюзного радио Лоры Ереминой. Учился у преподавателей сценической речи ГИТИСа и школы-студии МХАТ. Проходил тренинги в The Linklater Center for Voice and Language в США и в Linklater Voice Centre в Шотландии. В работе применяет принципы и приемы метода Кристин Линклейтер, знаменитого тренера, актрисы и режиссера, чьими учениками являются многие звезды Голливуда.

Мы сидим с ним в одном из самых панорамных ресторанов Москвы Buono, почти на последнем этаже. Я смотрю на Вадима и не верится, что за последние несколько лет он с легкостью поменял свою жизнь на 180 градусов.

Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful»

—  Вадим, у тебя такая богатая профессиональная биография. Ты начинал преподавателем английского языка в 31-й спецшколе, затем 10 лет проработал в школе Китайгородской и там даже написал половину диссертации, стал соавтором двух учебников по английскому. И вдруг неожиданный ход — ушел простым пиар-менеджерем в парфюмерно-косметическую компанию. Скажи, почему такой крутой поворот в жизни?

—  10 лет в школе Китайгородской я не просто преподавал английский язык. Я преподавал его для взрослых. Это интенсивный метод обучения, когда за два месяца ты должен научить людей общаться на языке. Для того, чтобы достичь этого, преподаватель организует на уроке постоянное общение. Так что психологией общения, культурой общения, коммуникацией между людьми — всем тем, что нужно для пиара — я занимался 10 лет. Параллельно я работал в фонде «Триумф» с чудеснейшей Зоей Борисовной Богуславской, которая, кстати, написав книгу «Американки», пошла ко мне в ученицы в школу Китайгородской. В фонде я, в основном, занимался переводами, но одновремено участвовал в организации пресс-конференций. Это сейчас мне понятно, что я постепенно шел не просто к пиару, а еще и к организации разного рода мероприятий. А тогда я оказался на перепутье, потому что понимал: вот сейчас я напишу диссертацию, потом получу доцентскую должность в МГУ, еще через некоторое время напишу докторскую… Но у меня возникло ощущение, что академическая карьера — не совсем моя история. Я долго думал, чем же заниматься. В 1994 году даже писал небольшие новостные заметки в журнал «Домовой», а когда запускался журнал GQ, была мысль пойти туда работать. В общем, идей было много, но бизнес, связанный с рекламой и пиаром, почему-то привлекал больше всего. Думаю, во многом потому, что он основан на общении.

—  И ты, после стольких лет работы преподавателем, написав два учебника, пошел работать простым пиар-менеджерем?

—  На тот момент мне было 34 года. И да, я пошел в парфюмерно-косметическую компанию простым пиар-менеджером. Приходилось заниматься всем: и рекламой, и организацией мероприятий, и пиаром. Зато через 3 года, в 1995 году, я открыл свое агентство Eticom, которое успешно работает и сейчас.

Анастасия Зарипова, директор отдела красоты Posta-Magazine и Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful»

—  То есть работы много и всегда есть, чем заняться. Тогда почему же возник тренинг «Голос»?

—  Моя жизнь делится на 10-летние циклы. И вот когда второй цикл подходил к концу, стало очевидно, что пора что-то менять. А надо сказать, что техникой голоса я начинал заниматься еще в институте, последние два года у нас был спецкурс по технике голоса и культуре речи, который вела Лора Еремина, диктор и автор программы «Поэтическая тетрадь» на Всесоюзном радио. В школе Китайгородской, в которой я проработал 10 лет, сама Галина Александровна для нас, преподавателей, организовала курс по голосу и технике речи. И вот, когда у меня уже было свое пиар-агентство, когда мой очередной 10-летний цикл завершался, возникло желание опять преподавать. Но преподавать английский в аудитории я точно не хотел. Пока я раздумывал, что же делать дальше, пошел социальный заказ от моих пиар-клиентов. Кто-то просил послушать презентации, для кого-то я проводил мероприятия и мы сидели с бренд-менеджерами, выверяя и выстраивая презентации. Мои знакомые обращались с просьбами позаниматься с голосом — чтобы он не уставал, чтобы звучал уверенно, более низко, стал легче. Так что идея тренинга «Голос» родилась сама собой.

Но взять и сразу начать проводить тренинги я не мог. Просто потому, что многое из того, чему меня учили, уже забыл. И тут вспомнил про гениальную Кристин Линклейтер, которая обучила технике голоса половину звезд Голливуда. Почитал про нее и поехал к ней на курс сначала в Нью-Йорк, а потом и в ее школу в Шотландии, куда, кстати, еду еще в сентябре и октябре.

Вот так все совместилось — моя любовь к преподаванию, любовь к театру, мой природный голос и желание приносить людям пользу.

—  Какую роль играет голос в нашей жизни?

—  Огромную. Конечно, не самую важную, но тем не менее. Смотри сама, мы все общаемся. Так или иначе. В жизни, в быту, в работе, с любимым человеком…. А если еще и работа связана с общением… Голос — это то, что настраивает и располагает к тебе собеседника. Говорят, встречают по одежке, провожают по уму. Да, конечно. Но, когда ты произносишь первое слово, смысл вашего высказывания уходит в кору головного мозга, в центр анализа речи. А голос, его тембральная окраска, немедленно уходит в подсознание собеседника. И если вы сказали что-то важное слабым, зажатым голосом, то в подсознание ушла идея неуверенности. И если даже потом вы говорите какие-то умные вещи, в подсознании собеседника уже лежит недоверие к вам. Он и сам не понимает, почему. Так что в данном случае встречают по одежке и провожают тоже по одежке. Поэтому на моих бизнес-тренингах мы очень внимательно и серьезно прорабатываем именно голос, дыхание, тембральную окраску, используя метод высвобождения природного голоса, технику которого предлагает Кристина Лекрейтор.

Анастасия Зарипова, директор отдела красоты Posta-Magazine

—  Ты хочешь сказать, что мы понятия не имеем, каков наш природный голос?

—  Конечно! Мы слишком зажаты и живем под давлением социума, а голос все это чувствует. Возьмем, к примеру, младенцев. Они кричат во всю силу своих легких и у них нет никаких зажимов. А потом родители начинают говорить: тихо, не кричи, это неприлично! Так мы сами прививаем своим детям социально обусловленные нормы поведения, они привыкают «зажимать» свои эмоции. В результате возникает мышечный зажим, что отражается на голосе — дыхание становится поверхностным, а голос сдавленным. Например, когда у нас напряжена поясница, неправильно работает диафрагма, напрягаются мышцы гортани, нижняя челюсть, мы говорим тусклым, монотонным голосом. А если убрать зажимы и направить звук во все резонаторы (полости нашего организма, в которых отражаются звуковые вибрации), голос будет глубокий и сильный. И мы сможем использовать все его возможности, в зависимости от целей, которые перед собой ставим, — звонким, глубоким, тихим, вкрадчивым, интимным. У нас у всех есть потенциал, о существовании которого многие даже не подозревают. Как правило, люди используют свой голос всего на 25-50%. А ведь можно на все сто!

—  Почему-то вспомнила сериал «Обмани меня», когда герой Тима Ротта по мимике распознавал, блефует ли человек. Скажи, а по голосу можно судить об искренности собеседника?

—  Если честно, определить сложно. Но можно. Когда мы говорим правду, никого не обманывая, то всегда спокойны, ну а что нам нервничать-то? Но как только появляется фальшь, в теле возникает еще больше ненужных зажимов — в коленях, в попе, в руках, плечах. И тут же это отражается на голосе, он становится сдавленным и неестественным, с более высоким тембром, напряженным. Кстати, вот интересная вещь. Я про обратный эффект. У вас может быть напряженный голос по личным причинам (поссорились с другом, на работе неприятности, родители заболели — да что угодно!). Но ваш собеседник, не зная этого, может интерпретировать это как фальшь с вашей стороны.

—  Вадим, а как ты думаешь, прослушивание музыки, например, попсы или классики, рока или джаза, откладывает отпечаток на наш голос?

—  Отличный вопрос! Мне не приходило это в голову, честно говоря. Но это возможно. Есть такая байка у оперных певцов. Якобы во время спектакля у суфлера в опере срывался голос. Потому что голосовые складки суфлера не могли переварить сильнейшие голосовые вибрации, исходящие от певца. Такое сильное воздействие волны. И это чистая правда — голосовые складки человека имеют свойство подстраивается под общий хор. На тренинге мы этим очень активно занимаемся, когда звучим вместе. И если у вас что-то не получается, я становлюсь рядом и звучу, чтобы ваши голосовые складки подстроились под мои. Так что, да, музыка влияет на голос. Когда мы слышим красивую мелодию, голосовые складки тут же под нее подстраиваются и даже может появиться другой тембр у голоса.

—  Что лучше слушать в машине, когда едешь на работу?

—  Надо тренировать голос! Есть целая серия фоновых упражнений, различные мычалки, когда звук направляется в разные части нашего тела и во вне. Но так просто их не сделать. Этому я учу на тренинге. В машине я советую слушать спокойную классику.

Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful»

—  Если уж мы заговорили про тренировку голоса, есть ли упражнения, которые помогли бы с утра его разбудить?

—  Конечно, есть. Их два и они очень простые, но эффективные. Вы еще лежите в кровати, когда тело расслабленно. Вспомните что-то приятное и сделайте очень легкий, так называемый «вздох облегчения» — чуть глухой, неоформленный, идущий из живота. Это ваш первый природный звук. Вздохните так с чувством, улыбкой несколько раз. Не стесняйтесь! И второе упражнение, очень естественное для всех нас, — зевните, не закрывая рот и обязательно со звуком (постарайтесь найти свой самый высокий звук зевка — это, кстати, ваш второй естественный звук). Зевок расслабляет челюсть и приподнимает верхнее небо. Голос проснулся!

—  Есть ли техники, которые помогут вернуть голос, когда он сел после длительного выступления, например?

—  Такого чудо-упражнения нет. Нужен регулярный тренинг — голоса, дыхания. Наблюдайте за собой. Если вы владеете техникой перехода в грудной резонатор, то можно попробовать максимально использовать глотку для того, чтобы говорить. Кстати, если начать говорить через грудной резонатор, можно значительно снизить боль в горле во время ангины или гриппа, а направляя голос в средний и верхний диапазон, снять отек и заложенность носа во время насморка.

—  Найдя свой природный голос, как сделать так, чтобы он остался с тобой навсегда?

—  Это как с автомобилем с механической коробкой передач. Новички теряются сразу — и на дорогу смотреть, и рычаг скоростей переключать, и на педали газа, сцепления и тормоза нажимать. А через пару дней об этом даже не задумываются — все делают на автомате. Также и с голосом. Найдя его, потренировавшись, вы автоматически начинаете пользоваться всеми его возможностями.

—  Вадим, ты говоришь о цикличности твоей жизни. Чем планируешь заняться следующие 10 лет?

—  В кино буду сниматься! Между прочим, это не шутка! И мне уже прислали сценарий.

Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful»

11 августа 2016

Анастасия Зарипова для раздела Персоны


Download Article


Download Article

Have you always wanted to be a great singer? You might have a wonderful singing voice waiting to be heard – you just have to find it. The key to becoming a better singer is to find your vocal range, then use the correct technique and put in a lot of practice. A few vocal tricks might be all that is keeping you from belting out beautifully and magnificently!

  1. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 1

    1

    Find your vocal range. This is the measure of octaves you can sing, from the lowest to the highest.[1]
    You can find your range by singing scales, starting with the lowest note you can clearly sing and continuing until you aren’t able to hit a higher note. There are 7 main voice types: soprano, mezzo-soprano, alto, countertenor, tenor, baritone, and bass.

    • Warm up by singing major scales starting with the middle C. Sing C-D-E-F-G-F-E-D-C and move up or down one half step for each new scale.[2]
    • Which scales can you sing most clearly? At what point does it become difficult to hit the notes? Take note of where you fall to determine what your voice type is.
    • There are apps, like SingScope, that can help you determine your vocal range by identifying the highest and lowest notes you can sing on pitch.
  2. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 2

    2

    Find your tessitura. Your tessitura is the range at which you are the most comfortable, and at which your voice sounds the most pleasant.[3]
    Your vocal range might exceed your tessitura. You might be able to hit very high or very low notes, but there’s a range of notes that your voice can produce with greater ease and more power. Finding this sweet spot will help you find your best singing voice.

    • What songs do you typically enjoy singing along to? If there are some that you love to belt out, chances are it’s because you can feel that you sound good singing them. Pay attention to the notes in these songs.
    • With training, you may be able to expand the range of notes you can sing with great power.[4]

    Advertisement

  3. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 3

    3

    Determine when you’re using chest voice and when you’re using head voice. Chest voice is what you use when speaking and singing lower notes. When you sing higher notes, you use head voice, which can either sound airy or full.[5]

    • Mixed voice is a blend between the two and is often used by pop singers like Ariana Grande and Beyonce.
  4. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 4

    4

    Learn to use the right singing technique. If you haven’t been using the right technique, you might not even know what your voice truly sounds like. Using the right technique will help your voice sound clear and strong. Keep the following pointers in mind as you practice singing:

    • Have good posture. Stand up straight so you can breath more easily. Keep your neck upright but relaxed.
    • Speaking of breathing, make sure you’re breathing from your diaphragm. Your stomach should expand when you breathe in and deflate as you breathe out. This gives you more control over your pitch.
    • Open the back of your throat and enunciate your vowels when you sing.
  5. Advertisement

  1. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 5

    1

    Warm up first. Your vocal cords are muscles that need time to warm up so they don’t get overstrained. Start by singing scales slowly for about 10 or 15 minutes. When your vocal cords feel warmed up and ready to go, you can launch into singing your practice songs.

    • You can also sing scales and songs on lip trills to help warm up your voice. This will help engage your breath support while keeping your vocal cords relaxed. Check out how Celine Dion warms up her voice here: https://www.youtube.com/watch?v=AIqUX2QbLGw
  2. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 6

    2

    Pick the right songs. Choose songs that easily falls into your range, so you’ll give yourself the best chance of singing well and finding the great singing voice that’s been hiding within you for all this time.

    • Sing along with the recordings of the songs you pick until you feel comfortable with the songs.
    • Practice singing the songs without the recording. You can play the instrumental part, but don’t play the vocals.
    • Try songs in a range of genres. You might love hip hop best, but you could discover that you’re better at singing jazz or country songs. Give all types of music a chance.
    • If you love a song but can’t sing it in the key it was written in, use an app like AnyTune to change the key while maintaining the tempo. Or, use the app to slow down the tempo while you’re learning difficult passages.
  3. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 7

    3

    Record yourself singing. Use a tape recorder or another recording device to record yourself singing after you’ve warmed up and practiced. Take note of things you might need to work on as well as what sounded good.

  4. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 8

    4

    Perform for other people. Sometimes it’s difficult to tell where we need improvement without feedback from others. Sing for your family members or friends, and ask them for honest reactions to your voice.

    • Remember to warm up before performing.
    • Sing in a big, open room with high ceilings; your voice will sound better than it would in a low-ceilinged room with carpet.
    • After you’ve gotten some feedback, take it to heart next time you practice singing.
    • Karaoke clubs are a great place to practice singing in front of other people.
  5. Advertisement

  1. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 9

    1

    Find your unique style. What makes your voice unique? Once you understand the limitations of your range, you can experiment with different styles of singing to bring out the best in your voice.

    • Perhaps you have an operatic voice; practice singing classically.
    • Maybe you have a pleasant nasally country twang. Play it up!
    • Even screaming and whispering have their place among rock legends. Nothing is off limits.
  2. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 10

    2

    Join a band or choir. Singing with other musicians is a great way to get more creative with your vocal style. Sign up for a choir or music club at your church or school, or get together with some friends to start a band in which you’re the lead vocalist. You could also audition for a musical or start busking in the subway if you’re itching to perform.

  3. Image titled Find Your Own Singing Voice Step 11

    3

    Take voice lessons. If you’re serious about finding your singing voice, getting trained by a professional instructor is the way to go. Voice teachers can teach you how to use your voice as an instrument. You’ll probably find that you have a greater range than you thought you did, and your teacher will be able to help you figure out what style fits with your abilities.

    • Ask for recommendations from friends or conduct an online search to find voice teachers in your area. Look for voice teachers who sing and teach the genres you’re interested in performing. Meet with at least 3 teachers before choosing 1 so you can find the best fit.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Will gargling with warm water improve my singing voice?

    Annabeth Novitzki

    Annabeth Novitzki is a Private Music Teacher in Austin, Texas. She received her BFA in Vocal Performance from Carnegie Mellon University in 2004 and her Master of Music in Vocal Performance from the University of Memphis in 2012. She has been teaching music lessons since 2004.

    Annabeth Novitzki

    Music Teacher

    Expert Answer

  • Question

    What if you think your voice is ugly?

    wikiHow Staff Editor

    This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.

    wikiHow Staff Editor

    wikiHow Staff Editor

    Staff Answer

    Support wikiHow by
    unlocking this staff-researched answer.

    It may not be “ugly”––it is commonplace for many people to dislike the sound of their own voice when they hear it, especially when it’s recorded and listened to. Get the opinion of people you trust really know singing when they hear it before deciding your singing voice isn’t so great. If you still think it’s not great after some feedback, there are ways to improve a singing voice enough for it to be pleasant, through singing lessons, vocal exercises, finding your best range and practicing. Don’t give up––be determined to improve instead.

  • Question

    How can I develop my singing voice?

    wikiHow Staff Editor

    This answer was written by one of our trained team of researchers who validated it for accuracy and comprehensiveness.

    wikiHow Staff Editor

    wikiHow Staff Editor

    Staff Answer

    Support wikiHow by
    unlocking this staff-researched answer.

    You can develop your singing voice by learning more about the abilities and limits of your own vocal range, practicing singing a variety of songs, taking singing lessons with a professional singing teacher and participating in group singing such as choirs or church singing. If you can afford it, taking singing lessons or getting vocal coaching is a great way to improve your singing skills through professional help. At home, following the detailed steps in the article above should give you a head start in developing your singing skills.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Drink room temperature water.[6]
    Drinking very hot or cold water is hard on your vocal cords and makes it more difficult to sing. In between vocal exercises, take sips of room temperature water to keep your throat lubricated.

  • Think about what you’re singing about, and try to capture the true passion of the song with your singing.

  • Try to avoid drinking liquids like milk and orange juice because they coat your throat with extra mucus.

Show More Tips

Advertisement

  • Screaming, talking loudly, and even whispering can strain your throat. Whispering strains your voice more than loud talking does!

  • If you have pain or hoarseness that doesn’t go away within 1 day of vocal rest, see a throat specialist.[7]

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To find your own singing voice, start by practicing some scales as you match the pitch of another instrument, like a piano. Sing the lowest note you possibly can, and then increase your pitch to the highest note you can sing. Make note of where in your range you feel most comfortable singing, and practice songs that contain those notes. When you sing, make sure you’re standing up straight and breathing properly to get the best tone. For tips on practicing songs in front of others or refining your voice through lessons, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 1,176,656 times.

Reader Success Stories

  • Josie Bishop

    Josie Bishop

    Apr 13, 2018

    “I think that you should use all of these and then start to ease into one. Once you feel you are ready to share that…” more

Did this article help you?

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

13 простых упражнений для развития голоса

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Добавить комментарий