Как найти свой образ на сцене


Версия для печати

12.04.2016

СОЗДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА: 5 ШАГОВ

Сценический образ – это не только то, что на вас надето. Это совокупность внешнего вида, эмоций, которые вы транслируете, движений, которые вы делаете, слов, которые вы говорите. И если вам кажется, что на сцене нужно вести себя так же, как и в любое другое время – это в корне неправильно. Что ж, кому-то это удается. Кому-то не нужно ничего придумывать, потому что они уже были рождены «персонажами». Но это дано единицам. И если вы проводите больше времени на сцене, чем в любых других местах, то наверняка знаете, сколько энергии отнимает этот процесс. При том, энергии не только физической.

У неподготовленного артиста, не делающего различия между своими сценическим и обычным существованием, энергии уходит еще больше. Почему это происходит? Куда деваются силы? Дело в том, что сценический образ нужно создавать, учиться перевоплощаться и выходить из него по окончанию выступления. Наверняка вы все слышали истории про таких исполнителей, которые на сцене рвут и мечут, а вернувшись домой, надевают уютный халат и готовят суп? Почему бы и нет? Врут ли они сами себе и окружающим? Вряд ли. Они просто проводят черту между жизнью на сцене и обычной жизнью. Так как же найти свой образ и что для этого нужно делать? Попробуем разобраться.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Для начала разберитесь со своим отношением к необходимости наличия сценического образа. Поймите, что в этом нет притворства. Вы – артист, который должен увлечь публику. И если у вас в жизни не происходит ничего особенного, кому это будет интересно? Но если у вас в голове целый психоделический мир, который нуждается в трансляции, то нет ничего постыдного в том, чтобы найти для него приемлемую форму (помимо, непосредственно, музыкальной). Возьмем Тома Йорка, который на сцене выглядит, как юродивый, которого в прошлые века наверняка бы назвали святым. А теперь почитаем его интервью, где он не стесняется в выражениях, довольно дерзок и порой груб. Даже у него, который, казалось бы, в чем за кофе утром сбегал, в том и вышел на сцену, есть сценический образ.

Не нужно примерять случайные образы, которые идут вразрез с вашим мироощущением. Руководствуясь только тем, что то или иное «круто» или «некруто», едва ли можно прийти к какому-то хорошему решению. Создание образа у некоторых занимает годы. Из поп-музыки вспомним ту же противоречивую фигуру Майли Сайрус – еще несколько лет назад она была одной из многих девчушек поп-музыки, и сейчас мы видим сильно отличающуюся ото всех остальных яркую фигуру мировой сцены. Относиться к ней можно как угодно, и мы далеко не утверждаем, что это пример для подражания. Однако кое-какие уроки из ее опыта извлечь можно. Сейчас она имеет вполне законченный образ, включая поведение на сцене, публичных выступлений и интервью.

Сценический образ – это, в том числе, и хорошая психологическая защита для любого артиста. Проработав его, вы учитесь существовать внутри и вне его. Даже если вы перманентно переживаете все то, что происходит в ваших песнях, установление условной границы между двумя мирами помогает найти нужную интонацию, сделать выступление ярче и обезопасить себя в не-сценическом мире. Это касается особо чувствительных натур. Что касается тех, кто пишет песни о воображаемом и желаемом, образ помогает довести на сцене эти фантазии до предела.

2. КАК СОЗДАТЬ ПЕРСОНАЖА?

Прямо сейчас, когда вы не находитесь на сцене, попробуйте проанализировать свою сценическую жизнь. Что вам нравится в процессе выступлений? Это важно, потому как некоторым музыкантам совершенно не нравится выступать, и им больше по душе сочинение и запись материала – очень важно распознать это, чтобы в будущем не насиловать себя бесконечными выступлениями из чувства долга товарищам по коллективу. Какие песни публика воспринимает лучше всего? Как вы себя ощущаете, стоя на возвышении перед публикой, когда вам в глаза бьют софиты? И в то же время подумайте, что вам не нравится, и над чем вы бы могли поработать?

Составьте список своих любимых исполнителей, именно по критерию поведения на сцене. Составьте список этих отличительных черт, движений, слов, появлений на сцене и т.д. Можете ли вы примерить на себя какие-то из них? Конечно, некоторые группы обладали каноническим стилем, и, позаимствовав его полностью, вы не избежите сравнений. Клоны Ramones, Guns N’Roses, Joy Division и других никому больше не интересны. Но заимствовать можно с умом, смешивая совершенно разные вещи. Не стесняйтесь дрыгаться в комнате перед зеркалом. Помните знаменитых пин-ап девушек? Все их узнаваемые позы, которые выглядят так естественно и забавно, на деле, в жизни, совсем не естественны – никто не задирает ноги, убираясь на кухне, и не приставляет без причины руку к щеке. Все это продукт тренировок.

Составив эти списки, не спешите проводить экспертизу, насколько это «вы» или «не вы». Сначала стоит попробовать. Вы никогда не выступали с макияжем, в то время, как он отлично подходит к вашей музыке. Никогда не размахивали красной тряпкой на сцене? Это же глупо! Да, это глупо в обычной жизни. Но на сцене, а потом на фотографиях и видео с концерта, все эти простые «аттракционные» вещи выглядят очень эффектно.

3. УЧИТЕСЬ У БЛИЖНИХ

Можно часами застревать, просматривая концерты любимых исполнителей и наблюдая за их поведением (и, конечно, это нужно делать). Законченные образы вдохновляют, но в то же время могут наоборот охладить ваш кураж – из раздела «ну, куда мне до них…». Как мы уже много раз писали, старайтесь посещать как можно больше местных концертов. Молодые музыканты точно так же находятся в поиске, как и вы. И наблюдение за «незавершенными» образами может дать благодатную почву для размышлений. Что не хватает тем или иным музыкантам? Что бы вы делали на их месте? То, что вы бы им посоветовали – подходит ли это вам?

Наверняка все из вас замечали подобную ситуацию – ты знакомишься с кем-то, у кого есть несколько коронных фраз или слов, которые они постоянно используют. Если вам этот человек приятен, и ты начинаешь общаться с ним много, то перенимаешь его интонации и эти самые слова. Со временем, если привычка не пропадает, то они становятся и частью вашего образа, только с изменениями, привнесенными вашими собственными качествами. Также и со сценой – наблюдая за людьми из окружения, можно перенять что-то хорошее и обладающее шармом, только на этот раз осознанно.

4. КАК НАЧИНАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБРАЗОМ?

Вы нашли идеальное сочетание – обновили гардероб, оттренировали новые классные движения, придумали слова для пауз между песнями. Что делать теперь? Во-первых, если у вас уже есть некоторое количество поклонников, ходящих на концерты из раза в раз, не спешите их шокировать резко. Не надо выходить на сцену в кожаных трусах в то время, как у поклонников еще свежи воспоминания о вашем концерте недельной давности, где вы скромно стояли в уголке сцены в своей любимой клетчатой рубашке. Трансформируйтесь плавно, меняйте мелочи. Вы привыкли молчать между песнями, сгорая от ожидания, пока все остальные перестроят инструменты? На следующем концерте необязательно превращаться в неуемного болтуна, но постарайтесь начать хотя бы с пары фраз, в которых вы будете уверены. Вы скромничаете и не особо много пишете в личных аккаунтах в соцсетях о предстоящих событиях, связанных с вашей музыкальной деятельностью, ограничиваясь сухими перепостами? Пишите больше, выкладывайте фото того, как вы готовитесь и т.д.

Постепенно учась пользоваться образом, вы устанавливаете эту важную границу, о которой мы говорили раньше, и делаете это более чем осмысленно, понимая зачем она нужна и чем действительно помогает жить артисту.

5. КАК ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО?

Во-первых, см. предыдущий пункт. Во-вторых – избавьтесь от ожидания того, что перемена (или усиление) образа моментально привлечет к вам новых поклонников. Вы не должны обременять себя ответственностью за то, чтобы каждому, кто находится в зале, было очень хорошо. Конечно, как артист, вы должны развлекать публику, но попробуйте сконцентрироваться на проверенных поклонниках, а не сразу бросаться в охоту за новыми. Даже если это происходит, и вы уже немного натренировали свою сценическую «личность», то пусть эта ответственность лежит на ней. Сходя со сцены, покидая место концерта, вы уже не должны думать о том, понравились вы кому-то или нет. Это было ее, этой самой сценической личности, дело.

Все наши внутренние и внешние ресурсы задействованы на сцене по полной программе, и иногда просто нет времени на то, чтобы думать об образе. Старайтесь тренироваться на небольших шоу, где много ваших друзей и все вас знают. Отвлекитесь от того, чтобы следить за всеми остальными участниками группы. Попробуйте следующее упражнение – выйдите на сцену, будучи «собой», оставив придуманный образ вне сцены. Понаблюдайте за реакцией публики. Если вы увидите, что теряете аудиторию, быстро обратитесь за помощью к образу. Что это «я» должно делать на сцене? Оно может быть лучше, подвижнее, веселее и громче. Это довольно сложно понять головой, читая указания, но если вы просто дадите себе подобную установку, то заметите, насколько полезным может быть это упражнение, и как с помощью него можно научиться сосуществовать с образом и уметь им пользоваться.

Создание сценического образа через музыку, оформление дисков, внешний вид и поведение.

Большинство людей, слушающих музыку, не окажутся с тобой в одной комнате. Как минимум 70% людей увидят твою группу лишь один раз.

Поэтому слушатель, даже если он не относится к целевой аудитории музыкального продукта, должен иметь представление, кого он слушает. Нужно сделать все, чтобы в сознании человека музыка была неразрывно связана с некой «картинкой».

Смотрите сами: достаточно услышать первые ноты ‘The Show Must Go On’, чтобы в голове возник образ Фредди Меркьюри с пылесосом в руках или в желтой куртке на сцене. Не важно, что в первый раз Меркьюри появился в образе домработницы в клипе на другую песню — этот образ запомнился слушателем, этот образ ассоциируется с Queen. То же говорят и о Майкле Джексоне, чей костюм, шляпа и лунная походка моментально всплывают в памяти при малейшем упоминании Короля поп-музыки.

Майкл Джексон создал образ, который знает практически каждый. И это пример отличного сценического образа.

Майкл Джексон создал образ, который знаком даже бабушкам. И это пример отличного сценического образа.

Помимо вкладывания сил и времени в музыкальную составляющую группы, требуется такое же вложение и в сценический образ коллектива. Причем озаботиться созданием собственного сценического образа лучше до того, как творчество группы появится на просторах интернета.

Что ж, давайте поговорим о том, как создать сценический образ и что он собой представляет.

Что такое сценический образ?

Впечатление слушателей о коллективе складывается из качественного материала и всего, с чем ассоциируется группа: отношения с фанатами, поведение на сцене, шрифты в логотипе, фотографии на сайте, используемые цвета, аккаунты в социальных сетях, тексты песен, манера пения и т.д. Конечному слушателю важен каждый из этих пунктов, так что не стоит упускать из виду даже малейшие детали.

Существует понятие «личностный брендинг» или «личный бренд». Человек любой профессии (не обязательно творческой, можно быть и алкоголиком-тунеядцем) создает бренд из самого себя, что повышает ценность и привлекательность в глазах других людей, способствует росту заинтересованности публики. Так «на свет» появились многие интернет-герои и медийные звезды, не сделавшие ничего полезного.

Сценический образ — такой же бренд имени музыкального коллектива, который неразрывно связан с имиджем группы. Слушатели не относящиеся к целевой аудитории хотят рисовать образ коллектива в своей голове. В противном случае образ они придумают самостоятельно, и далеко не всегда он будет таким, каким бы хотелось.

Внешняя сторона жизни коллектива работает как единый слаженный механизм и придерживается некого ориентира. В конце концов созданный образ, в случае успеха, появится на мерче, в прессе и социальных сетях.

Из чего состоит сценический образ?

Как уже было сказано выше, сценический образ — это внешние факторы, характеризующие исполнителя или группу, помогающие видеть некую картинку перед глазами при упоминании названия коллектива.

Если структурировать из чего состоит сценический образ, то получится вот такой список:

  • Творчество коллектива (музыка, тексты, аранжировки)
  • Название
  • Описание музыки
  • Логотип
  • Шрифты
  • Цветовая гамма
  • Внешний вид
  • Манера поведения
  • Фотографии и видеозаписи
  • Авторский почерк

Творчество

Музыкальный материал — сердце всего, что вы делаете. Творчество помогает распознать одну группу среди десятков тысяч других музыкантов и коллективов.

Сделайте так, чтобы музыка проекта сочеталась с образом каждого участника и всей группы. Если музыкальный материал мрачный и угрюмый, стоит двигаться в этом же направлении при планировании остальных элементов сценического образа.

Стоит отметить такой важный момент, как «фишка» музыкального материала. У каждого известного коллектива есть некий «секретный элемент», который помогает отличать творчество одних групп от других. Узнать ‘Scorpions’ можно по голосу Клауса Майне, определить ‘System of a Down’ можно по характерному подходу к аранжировкам и собственному запоминающемуся звучанию группы, а испанские панки ‘Ska-P’ умело смешивают ска-панк с колоритом латинской музыки.

Название

Если вы еще не выбрали название проекту, тогда дадим совет начинающим музыкантам. Название группы должно сочетаться с музыкальным материалом, отражать «политику партии». При этом, стоит избегать уже занятых названий (даже на другом конце планеты) и понимать, что имя коллектива не должно быть труднопроизносимым.

Нельзя забывать о некоторых закономерностях и ограничениях, которые накладываются стилем музыки на ожидаемое наименование музыкальной группы. Никто не воспримет всерьез группу, исполняющую симфоник-блэк-метал, под названием «Одуванчиковый экстаз».

Описание музыки

Охарактеризуйте собственное творчество в нескольких словах. Эта мелочь поможет в дальнейшем при оформлении логотипа, мерча, собственного внешнего вида и других элементов сценического образа.

Не так давно я натолкнулся на группу ‘Friend W/O Benefits‘, участники которой описывают собственное творчество не иначе, как скейт-панк-диско. Три слова дают представление о деятельности коллектива, да и попросту вызывают интерес у публики.

Другой яркий пример — группа Gogol Bordello. Музыканты характеризуют музыку емким словосочетанием ‘Gipsy Punk’, что сочетается с их творчеством. Даже слушать не надо.

Логотип

Логотип музыкальной группы используется в повседневной жизни и в онлайне. Лого — ключевой элемент мерча. Изображение стоит сделать таким, чтобы вне зависимости от размера оно сохраняло читаемость.

Пример отличного логотипа музыкальной группы. Логотип Queen запоминается сразу и надолго.

Пример отличного логотипа музыкальной группы. Логотип Queen запоминается сразу и надолго.

Не имеет значения, где нанесен логотип: на обложке альбома, на странице в SoundCloud или на пластике бас-бочки. Слушатели без труда запомнят картинку и выделят ее на фоне других логотипов.

Шрифты

Стоит поэкспериментировать с шрифтовыми решениями, коих в наше время превеликое множество.

Пожалуй, почти каждый любитель музыки знает, как выглядит шрифт, которым набрано название Pink Floyd.

Пожалуй, почти каждый любитель музыки знает, как выглядит шрифт, которым набрано название Pink Floyd.

На первый взгляд шрифт не значит ничего, но он, как и логотип проекта, ассоциируется с группой. Людям запоминается не столько сам логотип, сколько используемый шрифт. Вспомнить Pink Floyd — буквы, которыми набрано название коллектива, узнаются среди миллиона других шрифтов.

Не ограничивайтесь стандартными шрифтами, поставляемыми в комплекте с популярными операционными системами. Бейте себя по щекам за Arial и Times New Roman. Бейте себя сильнее, если взор пал на Tahoma и Verdana.

Цветовая гамма

Цвет — еще один способ передачи настроения, донесения визуальной информации. Не забывайте о нем во время работы по созданию сценического образа.

Если AC/DC, то только в красном цвете.

Если AC/DC, то только в красном цвете.

Используемые цвета должны сочетаться с настроением музыки. Представьте, как странно бы выглядел логотип AC/DC в пурпурном, бирюзовом или пастельно бежевом цвете. Какая музыка — такая и цветовая гамма.

Если цветов несколько, то они подумайте об их сочетаемости между собой. При этом предпочтение стоит отдавать таким цветам, которые одинаково хорошо смотрятся на любой поверхности (ткань, пластик, металл). Кстати говоря, существует список «безопасных» цветов, которые не искажаются при переносе с дисплеев устройств на осязаемые объекты.

Внешний вид и манера поведения

Как создать сценический образ без внешнего вида? Ответ прост — никак.

Артисты, завоевавшие внимание и любовь публики, серьезно относятся не только к собственному логотипу, цветовыми решениям и шрифтам. Они упорно разрабатывают внешний образ, ту самую «картинку», которая предстанет перед глазами слушателей.

Речь идет о манере одеваться, поведении на публике и на сцене. Одни прибегают к невзрачным и простым образам, другие используют костюмы и маски, третьи исполнители и вовсе нарисованные.

Rammstein в 1995 году.

Rammstein в 1995 году.

Стиль музыки влияет на манеру одеваться, и ассоциируется с определенным типажом в сознании людей. Говорим о глэм-рок коллективе, и в голове сразу возникают образы товарищей с лакированными начесами, яркими лосинами и налетом нетрадиционности в половой принадлежности.

Внешний вид меняется на протяжении жизни музыкального коллектива. Изменения в творчестве, во взглядах и мыслях подчеркиваются при помощи одежды. В качестве иллюстрации изменений сценического образа коллектива можно выбрать немцев из Rammstein. Обратите внимание, как изменились музыканты за прошедшие 20 лет.

Rammstein в 2015 году

Rammstein в 2015 году

Для своего коллектива самым простым решением проблемы является использование оригинального, пусть и прямолинейного образа.

Фотографии и видеозаписи

Фотографии и видеоролики важны не меньше, чем остальные компоненты. Удостоверьтесь, что снимки и видео вписываются в концепцию музыкального образа.

И главное: не стоит публиковать фотографии с пьянок и шашлыка, мы же не какие-то говнари.

Авторский почерк

Авторский почерк — широкое понятие, касающееся не только написания песен. Подача информации в социальных сетях и медийных ресурсах — это такой же инструмент повествования, рассказывающий о коллективе.

Манера писать и излагать собственные мысли должна сочетаться с музыкой и создаваемым образом, производить необходимое впечатление на публику. Одним коллективам подойдет слегка наглая и дерзкая манера общения, другим — что-то более простое и приземленное.

Обратите внимание на манеру общения группы «ЧайФ». Владимир Шахрин относится к своим поклонникам так, будто бы они родственники или члены семьи. Каждый концерт Шахрин и компания начинает с фразы «Здравствуйте, родные!», что производит положительное впечатление на публику и сближает исполнителя со слушателем.

Что делать со сценическим образом?

После окончания работ по формированию собственного сценического образа, представьте результаты друзьям и близким. Главный вопрос, на который нужно получить ответ: «Какой эффект от сценического образа?». Когда результат станет удовлетворительным, внедряйте результаты работы во все аспекты жизни музыкального проекта.

Нельзя забывать, что образ — динамическая вещь. Здесь нет статики, а есть постоянное движение вперед, постоянные изменения с течением времени. В конце концов сценический образ напрямую связан с творчеством музыкального коллектива, а оно меняется по ходу развития группы.

Удачи в поиске себя!

Формирование сценического образа: Девять подсказок

Играете ли вы с группой, выступаете сольно, или делаете что-то совершенно нетрадиционное со своими живыми концертами, очень важно внимательно относиться к своему сценическому образу. Он должен соответствовать тому, что в себе несет ваша музыка – таким образом вы сможете выстраивать правильную коммуникацию со своей публикой. То, как вы одеваетесь на сцене, ваше чувство стиля, то, что вы говорите между песнями и как двигаетесь, когда исполняете свою музыку – все это ваш уникальный способ взаимодействия с аудиторией.

Разумеется, музыка должна говорить сама за себя, но нет ничего плохого в использовании других инструментов, которые помогут усилить опыт ее восприятия слушателем.

Образ может быть единственным на долгие годы, или же меняться от сезона к сезону, от альбома к альбому – выбор за вами. Самое главное, понимать его важность. Он не возникает сам по себе, когда вы выходите на сцену. Его нужно развивать как во время концертов, так и дома или на репетиционной студии. Если вы пока в поиске своей сценической идентичности, эти девять советов помогут вам продвинуться в нужном направлении:

1. НАЧНИТЕ С САМОРЕФЛЕКСИИ

Когда вы только начинаете, идея о том, чтобы создавать какой-то образ, может казаться возмутительной – вы те, кто вы есть, и ничем иным притворяться не намерены. Но не забывайте о том, что все, что мы знаем о себе – это версия нас, набор знаков и историй, которые мы помним, с помощью которых узнаем себя, идентифицируем перед другими. Каждый наш поход в бар или в офис – в некотором роде перформанс, мы себя как-то подаем, мы выбираем одну одежду, а не другую, выражаемся определенным образом, используем матерные слова по собственному выбору и т.д. Задумайтесь о создании сценического образа, как об открытии нового в себе, обнаружении того, что уже есть в вас, а не как о чем-то искусственном. Подумайте о своих манерах, постарайтесь выделить свой личный стиль и подумайте, какие характеристики определяют вас лучше всего. Чем больше вопросов вы себе зададите, тем больше нового узнаете, и тем легче вам будет сформировать сценический образ.

2. ВДОХНОВЛЯЙТЕСЬ ПРИМЕРАМИ ДРУГИХ АРТИСТОВ

Познание себя не означает, что вы не можете искать вдохновения вне себя. Подумайте о некоторых своих кумирах и посмотрите, как они движутся на сцене, как ведут себя, как одеваются какие аксессуары используют. Вы уникальны, но понимание того, какие качества вы цените в других, поможет расширить вашу собственную палитру.

3. СОТРУДНИЧАЙТЕ С ДРУГИМИ

Посмотрите вокруг – наверняка, у вас есть друзья музыканты и художники – кто из них вас вдохновляет? Возможно, кто-то из них выглядит на сцене так, что вы не можете оторвать глаз от него или нее. Кажется, будто все, что они делают, совершенно естественно. Однако присмотритесь – вполне вероятно, эта естественность – продукт долгих тренировок по развитию сценического образа. Общайтесь с людьми, чье присутствие на сцене завораживает вас, задавайте вопросы, просите совета. Если рядом с вами есть классные артисты, которым вы доверяете, и которые вас поддерживают, у них наверняка найдутся хорошие идеи для вас.

4. ТРАНСЛИРУЙТЕ ЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ С ПОМОЩЬЮ СТИЛЯ

То, что вы надеваете на концерты – невероятно важно. Стиль – это не просто обертка, он может и должен сообщать вашим зрителям что-то еще. Конечно, у разных жанров есть как закрепившееся за ними звучание, так и приевшийся стиль. Панк – пирсинг и драные джинсы, метал – черная кожа, шипы и тяжелые украшения, инди-рок – растянутые худи и т.д. Но всегда можно добавить что-то свое, не уходя далеко от общепринятых норм. Не забывайте, даже отказ от стиля – это своего рода заявление, и из зрительного зала считывается как отдельное высказывание. Поэтому, если вы не хотите прослыть лентяем, но не намерены отказываться от рваных футболок, выбирайте эти футболки тщательно.

5. УЧИТЕСЬ ЗАНИМАТЬ ПРОСТРАНСТВО

Если вы изо всех сил пытаетесь выпрыгнуть из своей зоны комфорта, потому что в обычной жизни вы немного застенчивы, один из способов борьбы с этим – напомнить себе, что занимать пространство – это нормально. Если вы не знаете, куда деваться на вечеринках – в прямом и переносном смыслах – сцена вас отлично натренирует. Куда податься? Что делать между песнями? Куда смотреть, пока ваш инструмент молчит? Задавайте себе эти вопросы заранее. Репетируйте свои передвижения дома перед зеркалом, на репетиционной студии – где угодно. Если есть возможность приехать на саундчек пораньше, постойте немного на сцене, осмотрите ее, поймите, куда вы сможете двигаться, чтобы не мешать остальным музыкантам. Когда на вас светят софиты, не время тушеваться, нужно учиться уверенно себя нести – и это под силу самым стеснительным представителям профессии. Самое главное – это тренировка.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ С АУДИТОРИЕЙ

Как только вы выходите на сцену, вы принадлежите не только себе, но и публике. Публика должна чувствовать себя вовлеченной в процесс, так она по-настоящему насладится концертом и запомнит его. Если перед вами выступают другие артисты, не сидите в гримерке – походите по залу, понаблюдайте за людьми, если это возможно – поговорите с кем-то. Попробуйте почувствовать настроение публики. Никто не говорит, что необходимо обладать проницательностью бывалого психотерапевта и читать людей в секунду. Но простые усилия всегда помогут немного настроиться на людей, понять, чего они хотят. А хотят они, придя на концерт, по большей части, непосредственно хорошего концерта. Помните, что в зале – не враги, никто не желает вам ошибиться или зацепиться за провод и упасть. Мало того, ваши ошибки, скорее всего, не заметит вообще никто. Старайтесь настраиваться на дружелюбный лад и взаимодействовать с публикой так, как если бы все они были вашими давними друзьями, с которыми вы не виделись много лет, и которые наконец собрались вместе.

7. ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ СО СВОИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Люди в зале – далеко не единственные, с кем вам необходимо поддерживать контакт. Чтобы концерт был хорошим, музыканты на сцене тоже должны чувствовать себя хорошо. Во-первых, никогда не подавайте виду, если слышите, что кто-то лажает – он и сам уже это заметил, и ему стыдно. Во-вторых, старайтесь поддерживать друг друга. Отрепетируйте заранее взаимодействие, какие-то диалоги, которые можете разыгрывать, пока перестраиваете инструменты между песнями и т.д. Публика любит видеть, как музыканты получают удовольствие от концерта, как им весело вместе. В конце концов, такая привычка отлично поможет вам во время плохих концертов – если звук плохой, если публики нет, или же ее совершенно не интересует происходящее на сцене. Вы всегда можете отвлечься от окружающего мира, направить свое внимание и энергию на людей, находящихся с вами на сцене, и использовать, на первый взгляд, провальный концерт как очередную возможность порепетировать и провести время вместе.

8. СНИМАЙТЕ РЕПЕТИЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВИДЕО

Записывайте свои выступления, наблюдайте за тем, что вам нравится, а что – нет. На какую шутку между песнями публика среагировала лучше всего? Какое движение, которое казалось вам особенно грациозным, на видео выглядит совершенно нелепым? Каким бы опытным ни был музыкант и какой бы хорошей не была организация, концерт – это всегда стресс, нужно следить за множеством вещей. А если, как в случае с реалиями независимых музыкантов, перед выступлением нужно побегать уладить конфликт с промоутером, провести кого-то за сцену, найти замену не вовремя поломавшемуся инструменту, то к моменту выхода на сцену множество музыкантов уже чувствуют себя выжатыми лимонами. Поэтому видео с концертов – это отличный помощник для того, чтобы выявить свои ошибки и отточить какие-то движения и слова заранее, вместо того, чтобы судорожно придумывать их во время выступления.

9. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ РАСТВОРЯТЬСЯ В МОМЕНТЕ

Раствориться в моменте и получить настоящее удовольствие от концерта можно будучи очень хорошо подготовленными. Необходимо идеально знать свои партии, чтобы вся энергия не уходила на то, чтобы следить за тем, как бы не слажать. То же касается и поведения на сцене. Вам будет гораздо комфортнее, если вы подготовите все истории и шутки, продумаете свои танцы и вопросы/анонсы для публики. Если вы будете уверены в своей подготовке на все 100 процентов, то у вас останется энергия и на крутые импровизации и на то, чтобы самим получать максимальное удовольствие от происходящего!

____
Еще больше материалов ты найдешь у нас в
ВКонтакте. Не забудь подписаться! 😉 И не забудьте посетить наш сайт https://www.muztorg.ru

Актерское мастерство – очень тонкая наука. Талант дан единицам, и проявить его (а зрителю – рассмотреть) можно только на сцене. Если артист играет в реальном времени, а не перед камерой, если в этот момент у зрителя затаивается дыхание, он не может оторваться от спектакля, значит, есть искра, есть талант. Между собой актеры называют его несколько иначе – сценический образ. Это часть личности артиста, его театральное воплощение, но это не характер человека и не его стиль жизни.

Трактовка термина

Даже из самого названия понятно, что сценический образ – это некое амплуа, которое “надевает” на себя артист для того, чтобы сыграть ту или иную роль. Оно должно в точности соответствовать тому характеру, который описан в сценарии, и при этом быть “живым”. Далее нам становится понятно, что каждая отдельная роль, которую исполняет актер, индивидуальна. Где-то нужно сыграть комически, в другом спектакле потребуется показать грусть, боль, страдание, в третьем – стать подлецом, злодеем. Можно подумать, что сценических образов много, и их второе, более понятное название – роли. Но все не так просто. Хорошего актера можно узнать по его “почерку”, то есть стилю исполнения. Это и есть тот самый сценический образ, который присущ ему. Какую бы роль ни играл актер – драматическую, комическую или трагическую, она будет наделена уникальными эмоциями, чертами и особенностями, которые проявляет конкретный человек. Именно поэтому мы так любим конкретных артистов, насколько бы разноплановые амплуа у них ни были.

Постановка старинной пьесы

Тонкости ремесла

Актеры – люди, которые носят много масок, и это высказывание было придумано вовсе не для того, чтобы обидеть их. Увы, таковы тонкости профессии, и именно благодаря им мы видим столь потрясающую игру. Но мы зайдем немного издалека. Сцена – это такая система, которая отнимает уйму энергии, и физической, и моральной. Работая с публикой, артист буквально раздает себя, тратит весь свой жизненный потенциал. Если он будет, как говорится, на сцене самим собой, то все его жизненные запасы исчерпаются моментально, и у него попросту не остается сил. Для того чтобы продолжать творить, играть и работать, стоит тщательно обдумать, как создать сценический образ, который можно будет надевать на себя каждый раз, выходя на сцену. Это так называемая публичная маска, это также стиль и почерк, по которому актера узнают. Поверх него уже будет накладываться вторая маска – роль в конкретном спектакле.

Амплуа и сценический образ

Психология и актерское мастерство

Перед созданием сценического образа для конкретной постановки актер должен иметь свое собственное амплуа. Мы выше уже упомянули о том, что оно является частью реального образа человека, но не его целостной сущностью. Со многими актерами работают психологи для того, чтобы их сценический образ был максимально гармоничным и подходящим им самим. Вкратце можно сказать, что для его создания будто отбираются сильные стороны характера человека, его особенности и изюминки, и они утрируются, усиливаются, делаются более яркими. В результате мы получаем как бы идеальную личность, у которой свой характер, свои вкусы и взгляды – все индивидуальное, но при этом нет темных сторон, нет погрешностей. Это и есть сценический образ актера, базируясь на котором, он примеряет на себя все свои роли, которые ему нужно сыграть на сцене.

Игра актеров на сцене

Эмоции – основа успеха

Основой и фундаментом при создании сценического образа актера являются его собственные эмоции. Если ваше амплуа будет надуманным, неестественным для вас, или вы будете стараться “загнать” его в модные рамки, то все последующие роли будут играться пресно, ненатурально, наигранно. Крайне важно в такой работе черпать силы из эмоций, брать начало в своей собственной натуре. Так у вас получится без обмана демонстрировать зрителями того или иного персонажа, входить в него, передавать его эмоции и переживания. Он оживет благодаря такой игре и станет отдельным человеком.

Комфорт не значит натуральность

Конечно же, ваш сценический образ должен быть полностью сотканным из ваших личных эмоций и переживаний, из опыта и наработок. Но мы уже говорили выше, что в нем не должно быть негатива и отрицательных черт, которые вам присущи в реальной жизни. И это есть тот самый первый камень преткновения, который лишает вас ощущения комфорта. Вы не имеете права показывать свои недостатки: важно держать марку, быть тем, кем вы являетесь для публики, а не на самом деле. То же самое касается и всех движений, поз, мимики, интонации и т.д. Эти моменты тщательно прорабатываются, репетируются, оттачиваются до автоматизма, но имейте в виду, что, играя на сцене или же общаясь с публикой, вы будете в постоянном напряжении, так как все эти наработки нужно будет выдержать беспрекословно.

Сравнить данную технику можно с позированием перед камерой. Чтобы кадр получился крайне удачным и при этом натуральным, модель замирает в очень некомфортной позе. Например, знаменитые фотокарточки пин-ап, где женщины выполняют домашнюю работу, становясь в соблазнительные позы. А ведь в реальности в таком положении уборка не получится.

Игра в спектакле

Для конкретных ролей

После того как вы научились вести себя, говорить, двигаться в соответствии с поставленной задачей, можно переходить к репетиции конкретной роли. Для того чтобы она получилась натуральной и живой, действуют все те же правила, которые мы описали выше. Единственная поправка: вам нужно совместить свой личный сценический образ с тем характером, который вы намереваетесь воплотить. Иными словами, роль, описанная в сценарии, – это пустой сосуд, который вы наполняете своими эмоциями, своей мимикой, своей внешностью. Если у вас не будет личного постоянного образа для работы на сцене, то ни одна роль, исполненная вами, не станет живой и настоящей. Вы сможете плакать или смеяться от имени героя, танцевать, радоваться или бушевать. Но все это будет напрасно: нет содержания. Это и есть то самое понятие роли, понятие персонажа. Он оживает только под руководством артиста, только от его личного опыта и от его личного характера.

Современные амплуа в современном спектакле

Работа с труппой

Мы не будем сейчас говорить глупости из разряда “хороший актер с любой ролью справится”. Это не так, и в этом нет ничего зазорного. А все дело в том, что даже самый талантливый, самый одаренный артист имеет свой особенный образ, свой голос, свою индивидуальную внешность, возраст, в конце концов, и эти факторы либо позволяют исполнить конкретную роль, либо запрещают. Хороший сценарист всегда видит того или иного актера в конкретной роли. Он может сопоставить сценический образ артиста и амплуа, которое на него нужно будет “надеть”. Дополнительную коррекцию данного процесса производят сами актеры. Они либо соглашаются на роли, если видят, что они им подходят, либо отказываются, если что-то не устраивает.

Игра на сцене

Составляющие образа

Если мы говорим про сценический образ, который актер создает лично для себя, то строгих ограничений в одежде, в макияже быть не может. Эти моменты просто корректируются рамками определенного стиля. Но если речь идет о том образе, который уже получается в результате слияния таланта актера и того характера, который описан в сценарии, то важно отметить несколько составляющих. К ним относятся:

  • Поведение и внешний вид.
  • Грим.
  • Сценический образ костюма, то есть то одеяние, которое прописано в сценарии. Здесь есть небольшая оговорка. Если спектакль ставится по пьесе, и в произведении четко сказано, что на герое надето, важно следовать этому. Если же таких описаний нет, костюм подбирается в соответствии с характером персонажа.
  • Динамика тела и пластика.
  • Жесты.
  • Мимика.
  • Изюминка. Тут у нас снова оговорочка. Бывает, что в пьесе персонаж описан пресно, в нем нет ничего особенного. Быть может, так было задумано, или же автор не сумел придать конкретному герою те или иные черты. В таких случаях тот самый сценический образ, который актер носит с собой всегда, и необходим. Он заполняет собой ту пустоту, которая имеется в герое, делает его более объемным и многогранным, запоминающимся и уникальным.

Постановка пьесы

Заключение

Создание сценического образа – дело очень тонкое. Именно поэтому у нас так мало действительно талантливых актеров, и мало кто способен красиво, ярко и с чувством сыграть ту или иную роль. Тщательно продумывайте свой образ, используйте его, заставляйте раскрываться, и тогда все роли будут получаться живыми, многогранными и запоминающимися.

Как правильно создать сценический образ, чтобы ярко заявить о себе и запомниться зрителям.


Яна Бойко — персональный стилист. Стилист Каспийской Недели Моды, консультант Mondo Italia Gallery.


Умение составлять классные образы пригодится и обычному человеку, а вот для артиста такой навык просто необходим. Гармоничный сценический образ должен учитывать твои вкусы и предпочтения и не идти вразрез с внутренним миром, иначе во время выступления ты будешь чувствовать себя неловко и некомфортно.

Что такое сценический образ

Это практически личный бренд, который неразрывно связан с имиджем артиста. Хорошо выстроенный сценический образ помогает исполнителю быть узнаваемым с первым минут появления на публике. При разработке своего сценического внешнего вида нужно учитывать на какую аудиторию он ориентирован, и понимать цели создаваемого образа.

Кто занимается созданием сценического образа артиста

В идеале, над созданием сценического образа артиста работает целая команда профессионалов. Одежду для выступлений обычно арендуют у дизайнеров или шьют на заказ. Очень мало исполнителей подбирают вещи для сценического образа в обычных магазинах.

Конечно, если твой стиль строится на базовых толстовках и джинсах – создать образ для мероприятия будет гораздо проще. Но, в основном, в магазинах стилисты «добирают» необходимую обувь или яркие аксессуары. Дизайнеры концертных костюмов работают вместе с имидж-стилистами для того, чтобы выбранная одежда не выбивалась из выстроенного артистом образа. Но, если ты начинающий артист и вряд ли готов потратить большую часть бюджета на услуги по созданию сценического образа – справляться придется самому.

5 лайфхаков, которые помогут выделиться с помощью одежды

1) Заяви о своих интересах
С помощью правильной сценической одежды можно заявить не только о себе, но и о своих личных интересах, позиции и образе жизни.

Практически у всех музыкальных жанров есть свой стиль, узнаваемый с первых секунд появления артиста на сцене. Например, если ты увидишь на артисте кепку, «тимбы», футболку оверсайз и широкие джинсы, можешь быть уверенным на 99%, что перед тобой – исполнитель рэпа или хип-хопа. Многие артисты привносят в общепринятые нормы стиля что-то свое, но база все равно устается узнаваемой. Одежда с лозунгами и яркими высказываниями также может отражать жизненную или политическую позицию артиста.

2) Ищи референсы
«Кради как художник» – не только название известной книги Остина Клеона, но еще и классный совет. Ищи референсы по образам артистов не для того, чтобы их полностью скопировать, а для того, чтобы вдохновиться. У каждого артиста есть свой кумир, частицу образа которого он привнес и в свой сценический гардероб.

Например, кто-то взял от моды нулевых и царившей в то время на сцене Бритни Спирс оголенный живот, а кто-то решил позаимствовать стильную шляпу из образа Майкла Джексона. Но помни, что, если ты берешь чужую удачную идею – привноси в нее что-то свое. Главное, чтобы твой образ все равно оставался оригиналом, а не странной пародией.

3) Используй яркие цвета и крупные аксессуары
Где еще экспериментировать с яркими сочетаниями цветов как не на сцене? Неограниченное количество страз, блесток или перьев в сценической одежде артиста создают у зрителей определенный визуальный образ с «вау» эффектом.

Чаще всего одежда, в которой выступает артист, выглядит нелепо и напыщенно в гримерке, но дистанция со зрителями и свет софитов делают свою работу – на сцене такой образ выглядит ярко и эффектно.

4) Отталкивайся от своего характера
Все мы разные, поэтому и одежда каждому нужна своя. Если ты любишь быть в центре внимания (странно, но не все артисты могут похвастаться этим) выбирай сценическую одежду, в которой ты точно не останешься незамеченным. И наоборот, если ты не хочешь привлекать внимание к себе еще и одеждой – выбирай комфортный для себя образ.

5) Не выбивайся из созданного образа
Отличайся от своих зрителей или наоборот, сделай повседневный стиль своей главной фишкой. С помощью одежды можно управлять лояльностью аудитории. Твой образ может демонстрировать лакшери-стайл, но, в этом случае выйти на сцену в кроссовках из масс-маркета будет недопустимо. А вот если ты позиционируешь себя как обычного парня или девчонку – смело одевайся в футболку и джинсы доступных всем брендов.

6) Меняй стиль мышления
Главное правило, которое поможет выделиться на сцене среди других артистов – вера в себя. Работай со своими комплексами и убеждениями, перестань находится в состоянии «отложенной жизни» и избавляйся от сценариев, навязанных другими людьми. Только в этом случае твоя работа над образом и помощь стилиста смогут дать результат, и ты будешь сиять на сцене абсолютно в любом образе.

Добавить комментарий