ОБЕЩАЛА Я ВАМ МИЛЫЕ АВАНТЮРИСТКИ ВЫДАВАТЬ «ВОЛШЕБНЫЕ ПЕНДЕЛЯ»-ТАК ВОТ ВЫДАЮ)))) попался на глаза мастер класс, но так как я не увлекаюсь куклами, мне показался интересным, может у вас и другое мнение, все равно-делюсь))))
Лицо текстильной куклы: как найти свой стиль
Сегодня хочется поговорить об искусстве создания текстильной куклы, а то, что это настоящее искусство вряд ли приходится спорить. Стоит только посмотреть на эти уникальные создания, и сразу становится очевидно, что каждая обладает своим неповторимым характером.
Каким же образом удается мастерицам добиваться этой неповторимости?
С этой точки зрения мне кажется очень интересным метод предложенный Анной Балябиной в поиске своего стиля при создании лица текстильной куклы.
Аня предлагает воспользоваться методом криминалистов при создании фоторобота лица разыскиваемого человека, когда отсутствует его фотография и, мне кажется, что это занятие становится не только эффективным, но и весьма увлекательным.
Итак, что понадобится для работы?
— несколько листов белой бумаги
— карандаш
— линейка
— ножницы
— ластик
Сначала надо нарисовать голову куклы той формы, которую вы собираетесь шить, у Ани это овал. На нем она и будет демонстрировать свой метод.
Затем надо прочертить две линии: горизонтальную и вертикальную, разделив таким образом лицо куклы на четыре части.
Дальше на отдельных листах рисуем по очереди:
1. Глаза (овальные, круглые, кошачьи, прищуренные, закрытые и пр.)
2. Брови (прямые, домиком, полумесяцем и пр.)
3. Носы (широкий, узкий, курносый и пр.)
4. Рты (бантиком, сердечком, растянутые в улыбке и пр.)
На этом этапе не стоит зацикливаться на деталях, это можно будет отработать позже, а сейчас важны только форма и размер: т.е. можно нарисовать глаза одного размера, но разных форм, или одной формы, но нарисовать и большие, и средние, и маленькие. Всё зависит от вашего желания и времени.
Теперь надо все это вырезать.
Когда все это будет сделано, наступает самый интересный творческий процесс.
Начинаем по очереди накладывать вырезанные детали на лицо.
Первыми надо всегда накладывать глаза, потому что именно они являются главным фокусом и центром притяжения внимания к лицу.
Сейчас мы вернемся к тем двум линиям, которые провели на лице будущей куклы в самом начале работы. Горизонтальная линия будет нужна нам для того, чтобы правильно расположить глаза. При том необходимо учитывать такую интересную деталь.
Прямо на этой линии располагаются глаза взрослого человека, под ней — глаза ребенка, а над ней — глаза пожилого человека. Чем выше этой линии расположены глаза, тем старше выглядит нарисованное лицо.
Глаза можно двигать не только вниз или вверх относительно горизонтальной линии, но сдвигать ближе в кучку или дальше, опускать-поднимать уголки глаз.
А теперь можно начать экспериментировать с добавлением остальных деталей: рта, носа и бровей.
Рот и нос можно смело смещать ниже или выше, а также менять наклон и расположение бровей. Вариантов, которые могут получиться, бесконечное множество, и каждый их них создает свое неповторимое выражение лица, а значит и свой неповторимый характер будущей куклы.
Каждое понравившееся выражение лица лучше всего сфотографировать, чтобы использовать в дальнейшем для прорисовки лица уже на этой или следующей кукле.
Автор мастер-класса:Анна Балябина
ВЗЯТО ЗДЕСЬ http://sam-sebe-volshebnik.moya-kopilochka.ru/lits…
Мы уже неоднократно говорили о том, как в настоящее время воспринимается шарнирная кукла, но я все-таки еще раз затрону эту тему – расскажу о том, как можно найти свой авторский почерк, тем самым выйдя за границы стандартного представления о шарнирке.
Кукла обычно у нас имеет человеческую фигуру и лицо, но иногда мастера добавляют какие-то фантазийные части (уши эльфа, хвосты, рога, копыта). Стоит отметить, что просто прилепить рога вполне земной куклодевушке – это не есть создать красивый образ. В образе все должно быть оправдано и гармонично, а еще в кукле должен быть авторский уникальный почерк, который выделить ваше произведение среди других.
Итак, как найти свой почерк и создавать грамотные образы. Первое, что потребуется от любого кукольника, кто хочет развиваться и делать отличные работы – это изучить основы:
- Академического построения тела человека, животного, птицы и тд
- Основы композиции
- Основы цветоведения.
- Стилизацию
Как этому учат студентов в художественных училищах? Сначала, мы все дружно занимаемся штудированием анатомических атласов для художников, строим формы, пространство и тд. Создаем гармоничную композицию на листе.
Как учиться академическому рисунку и скульптуре? Тут вопросов не должно возникнуть, тут не требуется никакой фантазии – главное уметь пространственно мыслить и лепить формы, уметь правильно копировать формы с натуры. По сути, чисто технические действия и ничего особенного.
Самое сложное и интересное, что дает начало творчеству – это умение грамотно стилизовать. Если нарисовать и слепить натурально – это вполне обычные действия, то вот мыслить нелогично, абстрактно и неповторимо – это только ваша фантазия и мозг.
Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.
Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить — лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.
В основе любого художественного произведения лежит органическая связь между его составными элементами. Поэтому нельзя просто так к вполне натуральной и земной девушке прилепить рога или крылья, не выполненные столь же натурально как она сама.
Принципы стилизации имеют свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике, скульптуре.
Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм. Беря основное, мастер преобразует предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю орнамента. Народный мастер творит на основе эмоционально-ассоциативного восприятия.
Для развития такой вот фантазии, у студентов есть предмет – пропедевтика и проектирование. Здесь учат стилизовать с помощью графических средств (линия, пятно, фактура) привычные всем объекты в интересные, но узнаваемые формы.
Чтобы не допускать слепого копирования натуры, полезно поработать на основе сохранившихся у вас впечатлений или ассоциаций. Самостоятельное восприятие, его изучение помогут сложиться определенному отношению к натуре, которое создает основу для фантазии.
В станковом (живопись, графика) и декоративном искусстве процесс обобщения формы имеет много общего. Художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.
Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так, как на иллюстрации.
Иногда в характеристике предмета деталь может играть ведущую роль. Сознательно акцентируя внимание на детали, как бы преувеличивая ее значение, можно «заострить» образ. Например, можно намеренно удлинить пропорции тела, для того чтобы показать стройность и грациозность объекта.
Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.
Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта.
Знак можно назвать абстрактным символом.
Кроме изображения внешнего вида, знаком можно выразить и другие особенности изображаемого существа. Например, можно нарисовать мычащую или смотрящую корову, агрессивного крокодила, передать то, что летучая мышь обладает локационными свойствами.
Нередко в двух или нескольких знаках заложен один и тот же изобразительный элемент, но они несут различный смысл.
Сравнение знакового и реалистического изображений развивает абстрактное мышление.
Таким образом, когда вы развиваете свое абстрактное мышление, вы находите свой стиль, какие-то элементы стилизации присущие только вам (удлиненное тело, длинная шея, большие глаза и тд.).
Авторы кукол сестры Поповы, Дороте (слева направо)
Натурализм в куклах (Lisa Lichtenfels, сестры Поповы)
Стилизация (М.Бычкова, сестры Поповы, Саша Петрова)
Развивайте свое воображение, упрощайте форму, гните ее, мните, придавайте ей интересный вид, выделяйте значимые детали, но не забывайте про гармонию пропорций и композицию.
Часть информации взята с просторов Интернета.
Все мы каким-то образом связаны с творчеством, поэтому важное значение имеет вдохновение. Как же его обрести, если вы в тупике? Вот пара советов, которые помогают и выручают меня.
- Слушайте музыку.
Музыка положительно влияет на мозговую активность человека. Найдите ту песню, которая действует лично на вас и включайте, когда зашли в тупик. - Смените обстановку.
Посетите выставку, съездите в мини-путешествие или просто погуляйте в парке. Ведь за этот короткий промежуток времени, может произойти что-то интересное, что обязательно вас впечатлит. Да и к тому же, смена обстановки расслабляет человека. - Соберите мудборд.
Посмотрите работы других авторов, соберите “хотелки”. Например, у меня таких досок очень много. В одном образе нравится сочетание цветов, в другом штанишки и т.д. Возвращайтесь к своим доскам мечты почаще, тогда вдохновение не заставит себя долго ждать.
А откуда вы черпаете вдохновение?
Приобрести куколку можете в магазине по ссылке https://www.livemaster.ru/item/45480308-kukly-i-igrushki-interernaya-kukla-lyagushonok
Галатея, Буратино, Винни-Пух – это те самые ожившие куклы, которых очеловечила душа творца. Как вложить в куклу жизнь? Об этом наш разговор сегодня.
Всякая творческая деятельность несет в себе два начала: собственно творческое и ремесленное. Творческое начало – это от Бога, и научить ему невозможно, да и не нужно. А вот ремеслу в искусстве можно научиться. Ремесло – это инструмент, с помощью которого реализуется ваше творчество. И даже более того: если творчество не дано Богом, ремесло все равно позволяет создавать красивые, добротные вещи.
Наверное, для каждого мастера, создающего куклы, сделать куклу, которую захотелось бы взять в дом, как члена семьи, как некоторое существо, с которым можно разделить и радость и горе – почти неосуществимая мечта.
Так было и у моих приятелей-кукольников, когда они пригласили меня к себе, чтобы я высказал свое мнение. При просмотре их работ возникли некоторые мысли, которыми мне и хотелось бы поделиться. Всё дело в том, что я видел перед собой добротную работу, но чего-то в ней не хватало. За чашкой чая мы начали думать о том, чего же не хватает, и пришли к следующему выводу: куклам не хватало души. Той души, которая делает урода красавцем, которая дарит то обаяние, которое светится в глазах и пронизывает всё существо. Видимо, куклу надо наделить именно такой душой. И тогда она оживет.
Вспомните историю Пигмалиона. Ведь именно тогда, когда он вложив в свою Галатею душу (и в этой душе была немалая часть его собственной), Галатея ожила. Конечно, это миф, сказка. Но в каждом мифе есть очень не малая доля исторической достоверности. И давайте поверим в миф, чтобы он ожил в наших куклах. Но это просто сказать, а как это сделать? Какой механизм можно найти для реализации этой идеи? Каждый мастер должен иметь в руках аппарат, алгоритм, позволяющий наделять изделие душой вне зависимости от присутствия или отсутствия вдохновения. Ведь, как известно, “Муза – капризная гостья, и никто не знает, когда ей захочется к вам заглянуть на огонёк”. Никто не спорит, что наделение это во многом зависит от настроя автора, но если настроя нет, а делать надо, как быть тогда?
Как разбудить свою фантазию, воображение? Как задать своему внутреннему состоянию настрой на работу? Ведь не может всё зависеть только от “есть настрой – нет настроя” или только от “хочу- не хочу”.
Давайте поговорим не о том, КАК сделать куклу или какую позу ей лучше придать, а о том, ЧТО надо подарить кукле, чтобы она ожила.
Прежде всего, попробуем разобраться в том, что мы должны заложить в куклу: эмоцию или действие? Наверное, большинство из вас, не раздумывая, ответят: “Конечно же, эмоцию. К чему эти вопросы?”. Но позвольте мне в этом усомниться. Давайте рассуждать логично. Эмоцию очень трудно уловить и абсолютно невозможно сформулировать. Пока мы ее будем формулировать, одна эмоция сменится другой, а та в свою очередь третьей и так далее, а в результате мы и сами не вспомним, что же хотели сформулировать. Для доказательства этого положения попробуйте проделать со своими близкими такой опыт. Попросите их не раздумывая ответить на вопрос: “Что вы сейчас чувствуете?”. Уверяю, не ответит ни один. Потому что эмоцию невозможно проконтролировать. А как часто бывает, что в ответ на обиду обидевший говорит: “Да ты меня не так понял”. И правда, очень часто мы не так и не то понимаем. А почему? Да потому что говорим и воспринимаем на уровне эмоций. То есть опять-таки не точно. А когда мы действуем,то ошибки типа “не так понял” встречаются намного реже. Почему? Да потому что в действии невозможно быть не точным. Есть цель, а мы выбираем путь для реализации этой цели, то есть действие.
Так мы пришли к первым понятиям. Есть цель, и есть путь к ее достижению. Но чтобы поставить перед собой цель, надо первоначально знать, что раньше с этим персонажем было, то есть иметь некоторую предысторию его. Надо понять, что вызывает ее (куклу) к жизни, зачем она (кукла) нам нужна. На первый взгляд это предположение кажется весьма умозрительным, но давайте вспомним тот очевидный факт, что каждое событие нашей жизни оставляет свой след и на нашей внешности, и в нашем характере. Такая же история и с нашей куклой-персонажем. Если нам хочется, чтобы кукла ожила, значит, надо подарить ей предыдущую жизнь, которая наложит отпечаток на ее внешность, позу, одежду. Если же мы делаем портретную куклу (это может быть любой реальный живший когда-то или живущий сегодня человек), то надо изучить биографию того, кого мы воплощаем.
Кстати, если мы делаем кукольный портрет (в том числе шаржевый) на заказ, то желательно быть знакомым с моделью, ведь даже несколько фото не могут отразить реальную внешность, все ее особенности, которые видны только, если мы наблюдаем за реальным человеком. К сожалению, такое возможно редко, обычно портретные куклы-подарки заказывают родные и близкие, и кукла предназначена стать сюрпризом, поэтому художнику приходится довольствоваться только фото и видео.
А если мы создает куклу сказочного персонажа (например, Деда Мороза), то надо о нем больше узнать (да-да, постараться узнать что-то, чего раньше не знали, может быть, даже придумать свою историю), чтобы наша кукла была особенной, а не копией тех кукол, изображающих Деда Мороза, которые в большом количестве были созданы до нас.
Здесь стоит оговориться, что у талантливого мастера предыстория возникает интуитивно. Выражается это часто в том, что автор видит: вот здесь надо бы поправить нос, а вот здесь не то выражение глаз. Но такое видение возникает не всегда. Чаще в потоке воображения именно эта сторона творчества отходит на второй план, и тогда отсутствие предыстории замечает зритель, покупатель. Выражается у него это чаще всего одной фразой: “Не живая кукла”.
Еще одно очень важное условия оживления вашего создания. Для себя самого точно поймите, зачем сегодня, здесь, сейчас, в это время вы создаете свое произведение. Вот это последнее, пожалуй, самое сложное. Определение этого “зачем” потребует от вас предельной искренности. А это очень сложно – быть абсолютно, беспощадно искренним с самим собой.
Итак, мы определили основные понятия, необходимые условия для создания живой куклы. Вспомним их. Задумывая куклу, надо, прежде всего, продумать ее предысторию. Продумав и придумав предысторию, пора озаботиться тем, чего эта кукла хочет, какой цели она добивается, выходя из-под ваших рук в нашу жизнь. Потом надо определить, какой путь она изберет для достижения своей цели. И, наконец, вы должны четко определить, зачем вы здесь, сегодня и сейчас создаете эту куклу. Это четыре кита, на которых держится любое произведение искусства. Если вы овладеете ими и сумеете применить их в своей практике, ваши куклы всегда будут живыми. В них всегда будет изюминка. А вот насколько они будут оригинальны, уникальны, ярки и заразительны – это уже зависит от вашего таланта.
Но это только теория. А как известно, всякая теория хороша лишь тогда, когда она подтверждается практикой. Чтобы доказать справедливость вышеизложенного, проведем опыт. Я попросил знакомого художника поэтапно рисовать одну и ту же головку куклы, в каждый из рисунков внося изменения в соответствии с этапами осмысления жизни куклы. И вот что из этого получилось. ДЛя того, чтобы был понятен ход мыслей, я приведу наш диалог полностью. Вести его будут Теоретик и Практик.
Теоретик. Сегодня мы с вами попробуем создать голову живой куклы. Сначала на листах бумаги, а потом попытаемся перевести начальный и конечный этапы нашего опыта в пластик. Посмотрим, что получится. Начнем?
Практик. Лично я уверен, что ничего не получится. Просто потому, что создание куклы – процесс вдохновенный. А вы пытаетесь “поверять алгеброй гармонию”. Не должно получиться! Но чтобы убедить в этом вас, давайте попробуем.
Теоретик. Вот бумага, вот гуашь. Нарисуйте просто голову куклы.
Практик. Какой куклы? Я же о ней ничего не знаю!
Теоретик. А по вдохновению! Вдруг получится?
Теоретик. Видите, кукла у нас получилась абсолютно не живая. Такая голова хороша для поточного производства. Этой куклой можно будет играть, но она никогда не станет единственной и любимой. У нее нет “лица не общего выражения” (исключением может быть ситуация, если, например, ребенок сам наделит куклу историей, именем, характером и поверит в это).
Практик. Но я же старался. И мне даже показалось, что я вложил в нее часть своей души.
Теоретик. Абсолютно верно. Но вы сами сопротивляетесь моей идее, а потому и лицо у куклы никакое. Это ваше эмоциональное состояние, а оно неуправляемо. Применим технологию.Чью голову вы пытались изобразить? Это ребенок, девушка, юноша? Это взрослый, мужчина или женщина?
Практик. Это голова девушки.
Теоретик. Давайте придумаем историю, которая могла произойти с этой девушкой з полминуты до нашей с нею встречи.
Практик. Да ничего с ней не произошло!
Теоретик. Но ведь могло произойти. И это “могло” нас очень даже интересует.
Практик. Хорошо. Ну, пусть она пришла на свидание.
Теоретик. Опоздала?
Практик. Да
Теоретик. Немного?
Практик. Не очень.
Теоретик. Но он не дождался и уже ушел?
Практик. Наверное.
Теоретик. Она огорчена этим?
Практик. Конечно! Даже если девушка хочет расстаться с парнем, ее все равно обижает, если ею пренебрегают. А не подождать лишние пол-часа это пренебрежение.
Теоретик. И как же это отразится на ее внешности?
Практик. Опустятся уголки губ, нахмурятся брови, на глаза навернутся слезы.
Теоретик. Давайте внесем эти изменения в наш рисунок.
Теоретик. Теперь посмотрим, как будут развиваться события дальше. наша героиня шла на свидание, чтобы приятно провести вечер. Так не хочется терять эту надежду. Поэтому она из-под ресниц оглядывается вокруг. А вдруг он еще придет?
Практик. Значит, глаза будут смотреть по сторонам. Будут слегла скошены?
Теоретик. Может быть. Давайте внесем и эти изменения в наш эскиз.
Теоретик. Смотрим дальше. Но он все-таки пришел. Вечер не испорчен. Теперь надо его наказать. Что в связи с этим изменится в облике нашей героини?
Практик. Наверное, чуть вздернется носик и надуются губки.
Теоретик. Изменяем.
Практик. Да, головка стала живой, я бы сказал даже, говорящей.
Теоретик. Теперь перенесем наш эскиз с бумаги на пластик и сравним начальный и конечный вариант.
Практик. И правда. Отличие разительное, наверное, все-таки вы были правы.
Теоретик. Вот видите. А ведь сначала у вас не было вдохновения на то, чтобы заниматься этой работой. Следование чистой технологии разбудило фантазию и создало образ в зависимости от необходимости его создания, а не от наличия или отсутствия вдохновения.
Конечно, все сказанное выше не есть панацея от трудностей, что поджидают вас на пути создания куклы с индивидуальной личностной характеристикой. Технология – это только допинг для активизации фантазии, укол для возбуждения желания работать, когда нет ни сил, ни желания. Технология всегда позволит вам создать грамотную, оригинальную куклу, а уж насколько она будет интересна, зависит от вашего атланта. Эти небольшие советы, может быть, помогут вам увидеть душу вашего создания и сотворить его таким, каким он уже живет в вас, каким вы его задумали.
Статья Александра Нахимовского была опубликована в журнале “Талант. Человек и творчество” (главный редактор – Милена Курганова).
Фото кукол, иллюстрирующих статью, не имеют прямого отношения к ее тексту.
Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи “Кукольный переулок”, директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки “Япония. Куклы, сказки и легенды”, соорганизатор выставки “Праздник кукол. Кремль в Измайлово”
Все наши проекты находятся в Измайловском кремле (г. Москва) и в Московском театре кукол на Спартаковской.
www.kremlin-izmailovo.com – Кремль в Измайлово
www.mospuppets.ru – Московский театр кукол (МТК)
Звоните нам 8(916)037-16-24 и 8(910)452-62-86 (и пишите Вотсап), или пишите на iada2008@mail.ru
@kukolny_pereulok_kremlin
Наш канал “Япония. Куклы, сказки и легенды”
Наш канал “Небесная библиотека”
www.dollslane.ru
Доброй ночи) как обычно, на размышления меня наводит именно это время суток. Ночь, тишина, а за окном ветер, на столе горячий чай и горький шоколад)
У меня постоянно возникает вопрос, какой образ подобрать кукле, так, чтобы нравилось и мне и как не странно кукле. Больше всего, лично я, намучилась с Литтлфи Рени (девочкой).Какими мы только не были, что только не одевали, но почему то ничего не цепляло….Хотя я понимала, что двигаюсь в правильном направлении.
Просматривая тематические ветки с аутфитами на БЖДклабе, я увидела чудо, в которое тут же влюбилась и у меня сразу сложился пазл в голове, как озарение, это же для моей Рени……Договорилась с продавцом ( спасибо ей огромное за скидку), осталось только терпеливо( ну так сказать…) ждать.
И вот моя девочка теперь, наконец-то, преобразилась. Теперь она выглядит, но это тоже мое субъективное мнение, хотя так и должно быть, великолепно и ослепительно)))
А Вы как решаете вопрос с образом своих любимиц, продумываете ли вы его или он складывается постепенно, или Вас постигает озарение, как в моем случае?