Как найти свой образ в пении

Есть голоса, которые вы узнаете из тысячи. Лёгкий и прямолинейный — это Адель. Бархатный и томный — Лана дель Рей. Чистый, струящийся — Уитни Хьюстон. Как развить свой голос, чтобы выделяться среди других вокалистов? Определитесь со стилем, работайте над тембром — и найдите свою манеру исполнения.

Лана дель Рей нашла себя в вокале, а заодно сменила образ и псевдоним.


Содержание статьи:

  • Теория. Какими бывают стили вокала
  • Что такое тембр голоса
  • Как найти свою манеру исполнения
  • Практика. 6 советов от преподавателей школы Staccato

Теория. Какими бывают стили вокала

Даже если у исполнителя природно больше возможностей для одного стиля, он может пробовать себя в разных. Это поможет развить мышцы гортани и научиться петь эмоционально. Более того, эстрадный вокал, за котором многие приходят в Staccato, как раз и подразумевает синтез различных вокальных направлений.

Академический вокал

Исполнитель поёт в высокой вокальной позиции, из-за чего звук получается объёмным и настолько мощным, что заполняет собой весь зал — и можно обойтись без микрофона. Этот стиль предполагает сильное дыхание и широкий вольный диапазон. Академическое пение — это строгость и верность канонам, сложившимся за века.

Эстрадный вокал

Исполнитель поёт естественно, используя речевую позицию голосового аппарата. Для эстрадного пения важны правильная опора звука и многообразие тембральных оттенков голоса. Можно экспериментировать с вокальными приёмами, в том числе заимствуя их из академического, народного и джазового вокала.

«Записывая “Back To Black“, я слушала исключительно хип-хоп и джаз», — вспоминала Эми Уайнхаус. Она считала себя, в первую очередь, джазовой певицей.

Джазовый вокал

Это безупречное чувство ритма, подвижный и гибкий голос, а также способность импровизировать. Джазовые исполнители имитируют голосом звучание музыкальных инструментов, синтезируют вокальные приёмы народного и эстрадного пения, используют фальцет и грудное пение.

Рок-вокал

Многогранный стиль, где эмоциональность вокала и смысловая нагрузка песни важнее гладкости звучания. Рок-вокалисты владеют сложными техниками, в том числе экстремальными — от крика до хрипа (или — от скримминга до харша).

Народный вокал

Такое пение отличается разговорной манерой исполнения. Причём, у разных народов свои традиции и интонации. Народный вокал — это, к примеру, горловое пение, которое используют тибетцы. Или тирольское пение (йодль), где исполнитель переключается с грудного на головной резонатор и обратно. Русский этнический вокал отличается прямым и открытым звуком, плавностью, звучанием чистых гласных.

Тина Кузнецова экспериментирует, привнося в эстрадный вокал приёмы народного пения.

Что такое тембр голоса

Тембр голоса — это его индивидуальная звуковая окраска. Звуковой спектр можно условно разделить на три части: высокие, средние и низкие частоты. В зависимости от основной частоты певческие голоса обычно также делят на высокие (сопрано, тенор), средние (меццо-сопрано, баритон) и низкие (контральто, бас).

Так вот, тембр — это совершенно особенная совокупность обертонов, которые возникают наряду с основной частотой, — благодаря чему мы узнаём знакомый голос. Это происходит и в речи, и в вокале. Вокалисту стоит развивать тембр, чтобы добиться большей самобытности пения.

Тембр Майкла Джексона — лирический тенор с мягким, по-детски чистым звучанием.

«Наш тип голоса зависит от устройства связок и гортани, и меняется это раз в жизни — в подростковый период. Но положение глотки, рта и мышц внутри, которые способны создавать определённое пространство, можно варьировать. На занятиях мы работаем над этим, и тембр раскрывается. Человек может понять, какой тембр — его: металлический, плотный, полётный, бархатный, лёгкий, светлый», — говорит Ольга Захарова.

«Бывает, тембр у исполнителя скудный — но в процессе работы человек распевается: новые краски выходят и выходят! Как раз задача преподавателя — при помощи упражнений раскрыть спектр голоса. А бывает, тембр сразу настолько узнаваемый, что тут главное — не испортить», — добавляет Мария Карезина, преподаватель вокала в Staccato.

Раскрывая свой тембр за счёт развития технической стороны, человек ищет свою манеру пения.

Как найти свою манеру исполнения

Манера — это характер исполнения, благодаря которому можно почувствовать эмоциональное состояние вокалиста.

«Тембр, стиль и манера работают в связке. Мы раскрываем тембр за счёт подходящих к голосу стилей и изучая различные приёмы, которые подразумевает тот или иной стиль. И это помогает найти свою манеру», — объясняет Ольга Захарова.

«Найти свою манеру пения — это самое сложное. Мы же в жизни себя находим не сразу, вот и в музыке так», — говорит Мария Карезина.

«Стиль и манера — это годы и годы тренировок и поиска, — соглашается с коллегами Сабина Гаджиева, преподаватель вокала в Staccato. — И это может меняться! Я росла на такой манере, когда надо максимально раскрыть голос, показать, на что он способен. Так поют Кристина Агилера, Арета Франклин. И я с шести лет пела в „вокальной манере“ — а сейчас больше ушла в R’n’B и хип-хоп. Тоже интересные и сложные стили, но они совсем другие. Поиск манеры — сложный путь, и в этом поможет педагог».

Джонни Кэш спел песню Depeche Mode так, что получилась почти что другая песня. Вот что значит авторская манера!

Практика. Советы преподавателей школы Staccato

Совет №1. Работайте с дикцией

«Вокальная сторона голоса у эстрадников приближена к речевой тесситуре — как мы говорим, так и поём. Чем богаче разговорная речь, чем она эмоциональнее, тем мы можем лучше почувствовать разные краски своего голоса. Соответственно, надо работать над дикцией — чтобы все звуки были произнесены чётко, и над сценической речью. Неспроста ей отведено важное место на эстрадно-джазовом факультете. Так вы сможете раскрыть разные эмоциональные оттенки своего голоса и их привнести в пение. Ведь фактически тембр — это красота голоса.

Если голос может быть разным — весёлым, грустным, тихим, громким — то и вокал будет таким. После работы над сценической речью можно делать вокальные упражнения на определённые гласные. Но, по большому счёту, это уже работа над мышцами, а не над тембром».
Ольга Захарова

Совет №2. Пойте на иностранном языке

«В английском больше гласных, чем в русском, соответственно он более певучий. В язык сразу „встроен“ тванг, то есть, сжатие преддверия гортани, которого нет в русском. Это сжатие открывает высокую певческую форманту, которая раскрывает тембр полностью. Это тоже поможет найти новые краски голоса».
Ольга Захарова

Рианна — амбассадор тванга.

Совет №3. Записывайте себя

«Большинство людей поначалу не могут принять свой голос в записи. Не только пение, но и просто речь, смех. Мы же слышим себя в искажении, потому что звук, образуясь, проходит разные полости. Но в жизни мы звучим именно так, как на записи. Психологически к этому сложно привыкнуть. Многие стесняются, не любят свой голос, говорят: „Как? Это не я!“ Такое бывает и у артистов — Бейонсе признавалась, что не любит свою речь в записи. Поэтому я рекомендую записывать себя. Во-первых, чтобы привыкать. Во-вторых, чтобы было, над чем работать — можно, переслушивая, заметить, где исполнение нравится, а где нет».
Сабина Гаджиева

«Ненавижу слышать, как я говорю», — сказала Бейонсе в интервью. Заодно она не любит, когда ее фотографируют поклонники.

Совет №4. Слушайте много музыки

«Важно развивать свой вокальный слух. Слушайте популярную музыку великих исполнителей: они уже раскрыли свой тембр — и мы узнаём их по голосу. Научите себя воспринимать нюансы в других голосах. Попробуйте ориентироваться в том, почему это звучит именно так. Такая практика способствует пониманию того, как голос должен звучать в том или ином стиле. И в итоге вам легче будет петь самому».
Ольга Захарова

Совет №5. Записывайте себя

«На первом занятии я спрашиваю человека, что он слушает, что нравится. Чаще всего отвечают: «Всё!» И это хорошо и похвально. Но потом вспоминаются пару кумиров, от чего мы и отталкиваемся. Допустим, вам нравится пронзительный голос Джесси Джей или Бритни Спирс, тванговый плотный голос Рианны. Можно примерить на себя эти штучки — поискать такие же звуки в своём голосе. Если понравилось, вы сможете использовать их дальше. Было, когда девушка сказала, что любит Адель. Месяц мы только её и пели. А потом ученице надоело „страдать“, захотелось сменить эмоцию — и мы переключились на других исполнителей».
Сабина Гаджиева

Совет №6. Не стесняйтесь быть собой

«Человек хочет научиться петь — а какой у него внутри посыл? Он хочет себя показать или быть как любимый исполнитель? Главный вопрос, который я задаю на первом занятии: „А чего вы хотите? Петь как Бритни Спирс (условно) или её песню, но как вы, по-своему?“ В большинстве случаев ребята говорят: „Я хочу, чтобы это была моя песня“. Это здорово! Первый шаг к тому, что он споёт её по-своему. Но есть и те, кто говорят: „Хочу скопировать, хочу петь как она“. Это рамка, которая сковывает. От такого внутреннего посыла связки сдавливаются и не дают открыться звуку.

Ведь ни у кого же не получится как у Рианны (а у неё не получится, как у вас — все разные). Посыл должен быть: „Я пою любимую песню. Я не Майкл Джексон, но я просто пою так, как я умею“. И в таком случае постепенно человек начинает выражать себя, расслабляется — начинает кайфовать и раскрываться. Это происходит не самыми лёгкими путями, но в конце концов происходит!»
Ольга Никифорова.

Вы решили стать певцом или певицей? Отлично! Надеемся, что это не беспочвенное желание и вы обладаете подходящими вокальными данными. Стоп, а подходящими для чего? Что это вообще значит «подходящими»? Об этом сегодня и поговорим: как выбрать стиль музыки, в котором вы будете звучать органично, который подойдет особенностям вашего голоса и будет соответствовать вашим вкусам. Определенные типы голосов, как правило, подходят для конкретных музыкальных жанров. Хотя выбирать и соответствовать какому-то определенному стилю тоже не обязательно, но знать об их особенностях и техниках исполнения полезно.

3.jpg

Что вы любите слушать и петь?

Для начала нужно определиться с вашими вкусовыми предпочтениями. Во время исполнения песен важно любить то, что вы поете, получать от этого удовольствие, поэтому крайне желательно любить ту музыку, которую вы собираетесь исполнять.
Если вы не можете определиться с жанром любимой музыки или слушаете всё подряд, и вам всё нравится, вспомните, каким песням вы любите подпевать, какие эмоционально трогают вас. Откройте свой плейлист, если у вас таковой имеется, или создайте новый в приложении (например, VK, Яндекс музыка, YouTube и т.д.) на основе рекомендаций, основанных на вашем поиске. Выделите для себя не менее 10 песен, которые вы хотели бы исполнять сами. Можно их отнести к одному музыкальному стилю? Если да, то вы нашли свой жанр! Если нет – ищем дальше.

16.jpg

Представляете ли вы себя каким-то конкретным исполнителем или у вас есть кумир, на которого вы хотите быть похожим? Может быть, вы хотите петь в кружении танцоров, или с гитарой в руках, или танцевать сами и бегать по сцене, или спокойно выступать в камерной обстановке – это и есть первые шаги в определении своего музыкального стиля.

Вокальный диапазон

Очень важно определить свой вокальный диапазон, чтобы легче было выбирать песни, которые вы сможете использовать для оттачивания своих вокальных навыков. Вокальный диапазон измеряется от самой низкой до самой высокой ноты, которую вы можете петь.

3.png

Определить его можно самостоятельно. Вашим обычным естественным голосом пропойте на одной ноте звук «аааа». Не изменяя громкости, постепенно понижайте голос, пока ваш голос не начнет дрожать или прерываться. Затем повторите процесс в обратном направлении (вверх). Поздравляем, вы нашли свой вокальный диапазон. Обратите внимание, что на данном этапе не стоит надрываться и насиловать свои голосовые связки, пытаясь расширить свой диапазон, включив в него экстремально низкие или высокие ноты, так вы рискуете навредить своему голосовому аппарату.

Давайте сразу определимся с вашим грудным голосом или модальным регистром. Когда вы поете, вы должны почувствовать, как ваш голос резонирует в вашем теле, в грудном отделе. Пение грудным голосом – это ваша зона комфорта для пения, так как грудная клетка – это естественное место, куда вы будете направлять свой звук. В связи с этим, попробуйте найти несколько песен, которые, по ощущениям, вписываются в этот естественный регистр, прежде чем пробовать что-то более авантюрное.

5.png

Когда вы повышаете и понижаете высоту своего голоса, вы чувствуете, как он резонирует в разных частях вашего тела: верхний регистр – в голове, нижний – в диафрагме. Если во время пения вы чувствуете, что мышцы шеи начинают напрягаться, это означает, что вы находитесь на грани вашего естественного модального регистра, это нормальное состояние, но это способ вашего тела сообщить вам, что вы начинаете перенапрягаться.

Помните, что пение должно быть комфортным для вас, для вашего тела. И как любые физические упражнения, вокальные занятия полезны, если они регулярны, и вредны, ели они редки и продолжительны, с перегрузками связок. Тут, как и в любой деятельности, важно вовремя остановиться, чтобы не навредить себе и не потерять голос.

17.png

Посмотрите на себя со стороны

А лучше – послушайте. Послушайте как вы звучите для других людей, и вы удивитесь насколько это отличается от того, что слышите вы внутри себя. Запишите свое исполнение песни на видео или диктофон и прослушайте. Зафиксируйте для себя свое первое впечатление от прослушивания. Если результат вам не понравился, проанализируйте с чем это может быть связано: ваш голос просто звучит по-другому и непривычно для вас или песня не подходит к вашему голосу, а может быть вам в принципе не нравится ваш голос или ваша манера исполнения, тогда лучше позвать еще кого-то для прослушивания или занятий по вокалу. Любое неудовлетворение своим пением рассматривайте как как возможность развить свой голос.

Что нужно знать о музыкальных жанрах?

Если коротко, то их много, и они условны. Не обязательно относить свое творчество к какому-либо жанру. Вы можете развивать свои вокальные способности, открывать для себя какие-то уникальные фишки исполнительного мастерства и со временем уйти совсем в другой музыкальный стиль или совмещать их, смешивать – это творчество, в котором нет четких и правильных инструкций.

Тем не менее, важно, чтобы вы были знакомы с различными вокальными техниками, которые характерны для определенных жанров, изучали их и развивались как вокалист.

Рассмотрим наиболее популярные жанры для вокалистов и особенности техник исполнения.

Поп-музыка

Это, пожалуй, самый распространенный музыкальный жанр, который стоит выбрать, если вы идете в ногу со временем, молоды и поете в более высоком регистре. Хотя это всё условно и совсем не означает, что вы не можете петь поп, если у вас, например, низкий голос. Молодость тоже не является критичным фактором, но учтите, что многие поп–певцы часто включают в свои выступления танцевальные движения, поэтому придется быть в хорошей физической форме.

8.jpg

Еще некоторые особенности и рекомендации для исполнения песен в стили поп.

  • Старайтесь петь своим естественным голосом и вообще будьте проще, так вы станете ближе свои фанатам. Но быть проще – не значит петь ровно и неинтересно, используйте вокальные приемы, чтобы сделать свое исполнение уникальным и запоминающимся.

4.jpg

  • Одним из таких приемов является «фальцет», при котором ваши голосовые связки напрягаются, но не сходятся посередине, пропуская больше воздуха для получения высокого, хриплого звука. Такие приемы можно услышать, например, в творчестве Джастина Тимберлейка, Витаса. Чтобы петь фальцетом, попробуйте имитировать голос ребенка, при этом вы должны почувствовать, как ваш голос вибрирует в носовой полости.

фальцет.jpg

  • Другая вокальная техника называется «vocal fry», что дословно переводится как «вокальная поджарка», которую можно создать, когда ваши голосовые связки ослабевают и смыкаются, препятствуя потоку воздуха, создавая низкий, хриплый звук. Для примера послушайте припев песни «Hero» Энрике Иглесиаса или начало песни Бритни Спирс «Baby One More Time». Для достижения эффекта «vocal fry» представьте, что вы только что проснулись и издаете первый стон за день, при этом вы должны почувствовать, как ваш голос вибрирует в горле.

vocal fry.jpg

Рок-музыка

Рок – это ваш вокальный стиль, если вам нравится его слушать, вы любите быть громким и раскованным. Рок-исполнители, конечно, очень разные, но что их всех объединяет, так это мощная подача, которая просто необходима, чтобы перекричать барабаны, гитары и басы, поэтому трезво оценивайте возможности своего голоса.

6.png

Особенности вокала.

  • Некоторые рок-исполнители стремятся брать высокие ноты для создания драматического эффекта. Отличительным приемом для этого является вокальная техника «belting», которая по сути является музыкальным криком. При использовании данного приема поют на высоких нотах в полную силу, т. е. вокал переходит в приятный на слух крик, не переходя на фальцет в верхнем регистре. Это звук твёрдого нёба: то есть, голос направлен именно на твёрдое нёбо и звук туда необходимо резко «бросить». Бэлтинг применим на определенном участке диапазона. Такое название вызвано следующей ассоциацией: когда вы затягиваете ремень на поясе, то переводите свой голос из нижнего регистра, (или «грудного голоса»), в более высокий (или «головной голос»), что позволяет вам получить гораздо более мощную высокую ноту.

7.png

  • Характерной для рок-вокала является хрипотца в голосе. Кому-то она дана от природы (тогда точно присмотритесь к этому музыкальному стилю), а кому-то стоит потренироваться, чтобы добавить ее к своему вокалу. Начните с рычания в вашем естественном модальном регистре и обратите внимание на то, как это ощущается в вашем горле. Привыкнув к этим ощущениям «прорычите» без слов любой фрагмент песни. Если получилось – переходите к тексту.

13.jpg

  • Помните, что вышеописанные приемы могут повредить ваши голосовые связки, поэтому не увлекайтесь и, как говорится, держите руку на пульсе, обращая внимание на сигналы, которые вам посылает тело.

Хип-хоп и R&B

Эти музыкальные жанры для тех, кто хочет высказаться, пользоваться популярностью молодого поколения, умеет держать ритм и имеет хорошую дикцию. Если вам знакомы такие слова, как драм-машины, сэмплы, битбоксинг и скретчинг, то вы на верном пути. И хотя исполнители часто при звукозаписи подтягивают свой голос до нужных нот, овладеть некоторыми приемами всё же стоит.

9.jpg

  • Например, обратите внимание на технику «мелизма», когда пропевается один слог текста при последовательном переходе между несколькими различными нотами. Примером может служить исполнение Уитни Хьюстон или Ашера. Чтобы научиться петь сверхбыстрые, сложные вокальные партии, начните с нескольких простых мелизматических фраз, предварительно убедившись, что вы сделали хороший глубокий вдох. Попробуйте пропеть половину мажорной гаммы, напевая один слог.

14.jpg

  • Подпевайте вокальным партиям некоторых популярных исполнителей, разбивая их на более мелкие и контролируемые фрагменты, поработайте над ними по-отдельности, затем постепенно соединяйте их вместе, пока не сможете выполнить полный прогон.

12.jpg

Джаз

Пожалуй, один из самых сложных жанров в плане вокала: чтобы стать настоящим джазовым певцом, вам нужно с нуля досконально изучить теорию музыки. Но для начала джаз нужно полюбить, слушатель обязательно это почувствует. Помимо любви и музыкального образования, следует овладеть определенными методами исполнения джаза.

5.jpg

  • Главное в джазе – это импровизация, в которой вы можете использовать такие вокальные приемы и техники как, например, «скэт», когда голос используется для имитации инструмента. Стоит выучить несколько гамм, чтобы вы инстинктивно знали, с какими нотами играть. Послушайте Армстронга, Джерро, Кэллоуэй и многих других.

6.jpg

  • Еще один ключ к джазовому пению – это то, как вы чувствуете ритм. В джазовых номерах обычно чувствуется свободный свинг. Джазовые вокалисты как бы играют этой раскованностью, избегая пения непосредственно в такт. Многие джазовые исполнители усиливают это ощущение, скользя вверх или вниз по нотам, которые они поют, придавая вокалу мечтательный, непринужденный характер, популярный у таких исполнителей, как Фрэнк Синатра и Дин Мартин.

8.png

  • Слайд или скольжение по нотам – прием, при котором вы выбираете ноту, которую вам удобно петь, затем постепенно увеличивайте и уменьшайте высоту тона на одном непрерывном дыхании. Как будто дернули струну гитары и скользите по грифу. Прием кажется простым, но применить его к реальным песням может быть сложнее. Сначала убедитесь, что вы хорошо знаете песню, чтобы знать, к каким нотам вы стремитесь, и тщательно планируйте свои вдохи – вам понадобится больше воздуха, чтобы исполнять слайды.

  • Изучайте джазовые стандарты – песни, которые были приняты в постоянный репертуар джазовых групп по всему миру. Это не только познакомит вас с широким спектром джазовых мелодий и поможет запомнить их, но и облегчит вам исполнение песен с другими джазовыми музыкантами, которые также будут знакомы с этими стандартами, если вы надеетесь выступать с группой.

15.jpg

Подытожим

Конечно, мы осветили не все музыкальные жанры, в которых у вас может возникнуть желание проявить себя как вокалиста. Мы лишь рассмотрели наиболее популярные. Вы можете попробовать себя, например, в исполнении романсов, бардовской песни, регги, блюза и т.д. Вы даже можете замахнуться на оперу, но исполнители данного жанра должны иметь соответствующее образование и классическую школу вокала: просто хороших вокальных данных и желания петь недостаточно.

2.png

В поисках своей музыкальной ниши не ограничивайтесь одним музыкальным жанром. Каждый стиль музыки имеет свои вокальные особенности и приемы, которым могут научиться практически все певцы, поэтому не стесняйтесь выбирать и использовать столько приемов и советов, сколько захотите. В конце концов, почему бы не смешивать и сочетать некоторые из описанных техник? Экспериментируйте и ищите способы наиболее выгодного представления себя и своего вокала в исполнении. Успехов вам в поиске своего места на музыкальном олимпе!

Извечная проблема: подражать ли исполнителям или петь своим уникальным звуком? И что делать, если нет этого самого звука? Вредно ли подражать, или это полезно? Какими навыками и знаниями должен обладать вокалист (или вокалистка) для того, чтобы выработать собственную манеру исполнения? И как преподаватель может помочь студенту/-ке раскрыть себя и развить собственную манеру пения, своё вокальное «Я» которое так важно для эстрадного исполнителя? На эти вопросы я постараюсь найти ответы в данной серии статей.

Изучая различные литературные источники, я обнаружила, что по данной проблеме недостаточно научной литературы. Тем не менее, эта тема сейчас очень актуальна. Как я говорила в прошлой статье, благодаря развитию технологий (информационных, компьютерных, звукозаписывающих и пр.) исполнить песню, записать её на приличном уровне и распространить не составляет труда. В связи с этим, в современной действительности появляется всё больше и больше новых исполнителей и композиций. В этом разнообразии очень легко затеряться и крайне сложно выделиться. И если определенного певца/певицу не выделяет из всех его/её оригинальный тембр голоса, то это должна сделать его/её манера исполнения и сценический образ.

Монеточка
Монеточка

Здорово людям с экстраординарным тембром голоса, когда, буквально с первых звуков, слушатель может понять, кто поёт. Возьмём, к примеру, популярную сейчас певицу, Лизу Монеточку. Вы можете как угодно относиться к её голосу: он может вам нравиться/не нравиться, вдохновлять, бесить, радовать – не важно. Важно то, что вы ни с кем её не перепутаете, если услышите. И в данном случае ей не надо сильно заморачиваться над развитием собственной манеры пения и узнаваемостью, это за неё уже сделал интересный тембр голоса. Я не говорю, что это единственный показатель индивидуальности певицы. Конечно, есть ещё её необычные тексты, внешность, манера говорить и прочие факторы. Но мы сейчас говорим именно об узнаваемости ГОЛОСА артистов и их оригинальных, собственных «вокальных фишках». Но с необычным и запоминающимся тембром везёт далеко не всем, а выделиться хочется каждому. Что же делать?

Моя гипотеза состоит в том, что эстрадный исполнитель должен, в первую очередь, свободно владеть множеством интересных вокальных приёмов. Набор часто используемых, всё равно, у каждого получится свой. Да и «градации» у всех приёмов разные. В итоге уже получается некая уникальность. Но это не всё, что нужно для поиска собственной манеры пения. Есть и другие аспекты, на которые стоит обратить внимание, но начать вполне можно с приёмов эстрадного вокала. Обучаться им достаточно долго, и это будет являться значительной частью вашей певческой техники.

Понятие «эстрадный вокал» я в данном случае использую в максимально ШИРОКОМ СМЫСЛЕ. Это и рок-вокал, и джаз-вокал, и поп, и соул… в общем, всё, что не является пением академическим или народным. Не хочу сказать, что исполнителям классики и «народникам» не нужно быть индивидуальными и иметь свой «почерк». Конечно же, нужно. Просто я долго исследовала именно этот вопрос: развитие собственной манеры пения у эстрадных (в широком смысле) вокалистов. Осмелюсь предположить, что мои выводы могут распространяться, вообще, на ВСЕХ вокалистов и вокалисток, включая исполнителей академической и народной музыки. Но, уверена, там найдутся свои нюансы, о которых я знаю меньше, чем, например, о приёмах эстрадного вокала.

фрагмент выступления
фрагмент выступления

Я действительно долго занималась исследованием темы поиска собственного вокального «Я» (в первую очередь, это нужно было мне самой, как артистке, и, разумеется, я делюсь накопленным опытом и знаниями с учениками). В результате у меня родился мастер-класс «Найди ЛИЦО своего ГОЛОСА», который я периодически провожу в разных городах и странах. Но он бы не появился, если бы до этого я не исследовала долго и глубоко тему: «вокальные приёмы», после чего у меня родился мастер-класс, а позднее тренинг по вокальным приёмам. Эти две темы оказались неразрывно связаны, и в этой серии статей я буду рассказывать о поиске «ЛИЦА своего ГОЛОСА», не забывая упоминать о вокальных приёмах. Если вам интересно, позднее я могу остановиться на теме певческих приёмов подробнее.

В эстрадном вокале огромное множество вокальных приёмов и видов звука. И я считаю, что их исполнение должно быть доведено вокалистом/-кой до автоматизма для того, чтобы развился и его/её уровень профессионализма, и собственная манера исполнения.

Этот процесс во многом аналогичен тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой звук». Для того, чтобы добиться высоких результатов и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном певческих приемов. [Н. В. Горбань «Формирование певческих умений и навыков эстрадного вокала в Детском театре песни “Шлягер”»]

Вокальные приёмы – это приёмы музыкальной выразительности в пении. Во время пения, мы, можно сказать, всё время пользуемся, как минимум одним видом звука и, хотя бы, одним вокальным приёмом (а в основном, и несколькими сразу). Благодаря тому, что человеческий голос обладает возможностью использовать такое многообразие различных видов певческого звука и вокальных приёмов, наше пение немонотонное, интересное, сложное и разнообразное.

❗ Не стоит, естественно, забывать о том, что прежде, чем осваивать приёмы вокала, необходимо иметь азы вокальной техники, необходим вокальный фундамент: это дыхание, опора, правильная артикуляция, развитая вокальная дикция… В данной работе мы не будем заострять внимание на этих проблемах, но это пояснение необходимо для того, чтобы читатель имел представление о том, что не стоит пытаться овладеть сложными приёмами эстрадного вокала, не имея должного фундамента. За азами и приёмами можно обратиться в мою онлайн-школу вокала, или к любым другим педагогам и школам, которым вы доверяете. Самостоятельно получать фундамент крайне опасно и я бы никому не рекомендовала так поступать.

фрагмент выступления
фрагмент выступления

Эстрадный вокал очень интересен тем, что является понятием обширным и сочетает в себе, пожалуй, все виды певческого звука и вокальных приёмов (например, в эстрадном вокале может применяться как академическая манера пения, и округленный, прикрытый звук, так и народная манера пения, и открытый звук). Помимо перечисленных видов звука, есть и другие. Они бывают разными. Например, грудной, головной, узкий, плоский, звонкий, глубокий и другие.

Моя, своего рода, классификация не претендует на «научность». В науке о вокале и в вокальной педагогике очень много разногласий и неоднозначных мнений. Мне кажется, что можно выделить подобные виды певческого звука. И, всё же, здесь присутствует определенная субъективность, как и в изучении многих проблем преподавания вокала.

Итак, выделенные мной виды вокальных приёмов:

– Основные артикуляционные штрихи (приёмы)

– Интонационные приёмы

– Динамические приёмы

– Регистровые приёмы

– Стилистические приемы

– Ритмические приёмы

– Дикционные

– Орнаментика

Однако, стоит еще раз отметить, что это деление достаточно условно, так как многие вокальные приёмы не могут относиться лишь только к одному из этих видов. Поэтому, можно еще выделить такой вид вокальных приёмов как

– СМЕШАННЫЕ

То есть, некоторые приёмы могут быть, например, одновременно и интонационными и стилистическими, то есть, относящимися преимущественно к одному стилю. Например, приём «blue notes» используется, в основном в музыке «блюз» и «соул» и является интонационным приёмом – специальное понижение определенных тонов.

Хотелось бы подробнее остановиться на каждом из видов приёмов эстрадного вокала, но на это не хватит данной статьи. Думаю, позже мы к этому вернёмся. А сейчас следует вернуться к вопросу о том, как изучение различных вокальных приёмов может (или не может) помочь певцам и певицам в развитии собственной особой манеры исполнения.

stock photo
stock photo

Не все вокальные педагоги занимаются с учениками изучением всяческих приёмов, и очень зря, на мой взгляд. Если преподаватель работает со студентом или студенткой над овладением различными вокальными приёмами, то они превращаются в навыки студента/-ки, пополняют его/её арсенал средств музыкальной выразительности.

Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, т. е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон [И. М. Сеченов]

И речь в данной цитате может быть не только об интонировании (попадании в ноты), к средствам выразительности эти слова тоже применимы. В первое время, обучающийся будет пользоваться приемами не совсем свободно. Он/а будет перепевать известные в той или иной степени хиты с использованием приёмов, примененных исполнителем-оригиналом. Со временем, эти штрихи запомнятся очень хорошо и отложатся в копилке его/её навыков. Впоследствии, они уже будут автоматически появляться у певца или певицы в исполнении различных произведений. Артист/-ка уже не будет задумываться об этом. Приемы сами будут возникать в пении в нужные моменты времени.

Виктор Цой - один из музыкантов, которым любят подражать
Виктор Цой – один из музыкантов, которым любят подражать

Некоторые вокалисты и педагоги считают, что подражание известным исполнителям, «пародирование» их манеры пения может отрицательно сказаться на раскрытии некой индивидуальности исполнения ученика или ученицы. Однако, иные (в их числе и я) считают, что невозможно создать ничего нового, пока не овладеешь в должной степени чем-то уже существующим. Более того, возможно из подражания НЕСКОЛЬКИМ любимым вокалистам и вокалисткам у исполнителя и будет, в итоге, возникать свой уникальный «певческий почерк». А для того, чтобы у студента/-ки получилось научиться использовать различные вокальные приемы и выработать собственную манеру исполнения, ему/ей необходимо постоянно развивать не только свой голос и музыкальный слух, но и свой вокальный слух и, также, слух эмоциональный. А исполнение усвоенных приёмов надо постепенно доводить до автоматизма, что достигается только ПРАКТИКОЙ.

Поэтому в период становления профессиональных вокальных навыков педагог должен активно пропагандировать лучших эстрадных и джазовых певцов. Только в результате большого слухового опыта возникают критерии правильного, выразительного вокального исполнения, что в педагогической практике определяет успешное развитие профессиональных вокальных навыков ученика. [Н. В. Дрожжина «Экстраполяция резонансной теории пения на вокальную педагогику музыкальной эстрады»]

Однако, одного лишь владения множеством приемов эстрадного вокала недостаточно для выработки собственной манеры пения. Что же ещё необходимо? Давайте поговорим об этом в другой статье.

А пока можно подписаться на мой Дзен здесь, чтобы ничего не пропустить. Буду рада вашим «понравкам», репостам этой статьи и комментариям 😊

Павел Медведев — Voice producer, продюсер, вокалист, автор песен, композитор, аранжировщик, хормейстер, преподаватель вокала, владелец студии звукозаписи Gold Word Corporation (ранее «New Voice»)

Деятельность:

С 2003 по 2005 г. — вокалист группы «Фараоны» и «Hollywood» при ДК БАЗ (г.Краснотурьинск).

С 2005 по 2009 г. — педагог вокала в Уральском Государственном Педагогическом Университете.

С 2005 по 2009 г. — руководитель вокальной студии в Уральском Государственном Педагогическом Университете.

С 2008  по 2011 г. — работа voice продюссером в студии звукозаписи «Black vizards production».

С 2009 по 2012 г. — работа аранжировщиком и звукорежиссером в Уральской Государственной Консерватории им.Мусоргского при кафедре звукорежиссуры (директор кафедры Келлер Виталий Васильевич)

С 2009 по 2012 г. — работа аранжировщиком, автором, бек-вокалистом и voice продюссером при Уральской Государственной Консерватории им.Мусоргского. Был выпущен ряд релизов и компакт — дисков совместно с компанией «Монолит» и «Русский Шансон»

С 2009 по 2016 г. — voice — продюсирование таких исполнителей как: Александр Блик, Нина Ручкина, Андрей Бусыгин (Даль), Екатерина Жигера, Ульяна Синецкая, Анастасия Волочкова.

В 2009 г. — исполнитель главной роли «вора в законе» в мюзикле «Мурка».

С 2013 по 2014 г. — работа voice — продюсером, хормейстером и аранжировщиком на S.G.T.R.K. Media lab. с победителями телевизионного проекта «Битва хоров » (хор «Виктория»). Была спродюсированна новая концертная программа.

С 2013 по 2014 г. работа voice — продюсером и педагогом по вокалу в «Студия звезд» «Уральский Ералаш».

С 2013 по 2014 г. — возглавил филиал Уральской группы «Непоседы».

С 2013 г. — работа voice — продюсером в студии звукозаписи «Bastaz records».

С 2013 по 2015 г. — работа voice — продюсером в студии звукозаписи «Корпорация 11».

В 2014 г. — работа voice — продюсером, наставником и исполнителем одной из главных ролей в мюзикле «Реальный выпускной» совместно со звездами телевизионного канала ТНТ «Реальные пацаны».

С 2014 по 2015 г. — подготовка вокальных номеров для участников шоу «Уральские Пельмени».

В 2014 г. — открытие собственной студии звукозаписи «New Voice».

С 2014 г. по настоящее время работа voice — продюсером в собственной студии звукозаписи Gold Word Corporation (ранее «New Voice»).

С 2014 г. по настоящее время — благотворительная деятельность по voice — продюсированию детей инвалидов вместе с волонтерским движением «Время добра»

Работа с такими звездами российской и зарубежной эстрады как: «Boney — M», Сергей Ершов, Ариэль, «Веселые ребята», «Лейся песня», Аракс, «Карнавал», «Добры молодцы», «Красные маки», «Голубые гитары», «Шестеро молодых», Юрий Лоза, Анатолий Алешин, Валерий Ярушин, София Ротару, Вилли Токарев, Катя Лель, Евгения Отрадных, группа «Премьер — Министр», «Чай вдвоем», группа «Чайф», «Ногу свело», «Смысловые галлюцинации», Вячеслав Бутусов, Агата Кристи и другие.

Образование:

1. «Дирижер-хоровик-хормейстер» — Краснотурьинское Музыкальное Училище (неоконченное среднее)

2. «Дирижер — хоровик — хормейстер» — Уральский Государственный Педагогический Университет (специалитет)

3. Курсы звукорежиссуры от Келлера В.В. при Уральской Государственной Консерватории им.Мусоргского (с 2009 по 2012 г.)

Профессиональные навыки: Владение программами по созданию музыки: Cubase, Logic Pro X, Newendo, Sound Forge.

Владение музыкальными инструментами: фортепиано, акустическая гитара, электро — барабаны.

Создание оркестровой аранжировки и написание нотного текста; звукорежиссура; мастеринг; сведение

О том, зачем в актерском ремесле нужно умение петь, сказано уже немало. Эта способность — огромный плюс, который значительно расширяет ваши возможности в выбранной профессии. Освоив базовые принципы вокала и отработав их до необходимого уровня, вы сталкиваетесь с вопросом: а как же действовать дальше, каковы дальнейшие шаги на этом пути?

А дальше — поиск собственной, индивидуальной манеры пения. Зачем это нужно? Индивидуальная манера исполнения отличает вас от остальных исполнителей, становится своеобразной визитной карточкой. Известных певцов можно узнать с первых нот исполняемой мелодии, даже не видя их лица – так своеобразен их вокал. Говорят, что если найти свою манеру пения, то можно найти самого себя. Даже если это и преувеличение, то небольшое.

Итак, давайте рассмотрим несколько способов формирования собственного вокального стиля. Первой и очевидной рекомендацией станет обращение к профессиональному педагогу по вокалу, который оценит ваши способности, укажет на недостатки и достоинства и расскажет, как подчеркнуть плюсы. Но если ваша ситуация такова, что возможности обратиться к профи пока нет, то попробуйте несколько методик, которые можно практиковать самостоятельно.

Вашим верным помощником на этот период станет диктофон. Записывайте свои занятия вокалом и внимательно прослушивайте, анализируя, в буквальном смысле, каждую нотку. Что вам самому нравится, а что не очень? В каких местах голос звучит наиболее выигрышно? Можно дать послушать запись другим людям и попросить их оценить пение. Особое внимание обращайте на промахи и недостатки. Когда вы их выявите, то снова запишите песню с корректировками.

Начинайте формирование вокального стиля с освоения любимых песен. Если музыкальный материал вам лично очень нравится, то дело пойдет быстрее и намного приятнее. Но если вам по душе очень сложные произведения (например, из репертуара Фредди Меркьюри или Уитни Хьюстон), то лучше, все-таки, попробовать для начала что-нибудь попроще. Помните основополагающий принцип: от простого – к сложному!

Освоив какой-либо музыкальный материал, начинайте с ним экспериментировать. Исполняйте песню в разных манерах, громче и тише, выше и ниже по октаве. Подобные эксперименты могут в один прекрасный момент “вывести” вас на ту самую “изюминку”, которая сделает манеру исполнения неповторимой.

Совет заниматься вокалом перед зеркалом кажется банальным и избитым. Но на самом деле это очень полезно — вы можете контролировать артикуляцию, дыхание, произношение и даже осанку. Помните, что заниматься пением необходимо с прямой спиной, держа все мышцы в тонусе, но при этом не напрягать их чрезмерно. Не поднимайте плечи при пении, пойте от диафрагмы, а не “горлом”.

Ремесло актера и вокалиста всегда публично — они показывают свой талант и умения публике. Поэтому будьте готовы и к похвале, и к критике, даже жесткой. Выступайте перед друзьями и родными, причем просите их оценить вашу манеру исполнения как можно более четко и честно. Мнение других людей пригодится вам при “работе над ошибками”.

Работая над пением, одновременно повышайте свою музыкальную грамотность. Слушайте разных исполнителей, изучайте многочисленные музыкальные стили. Даже если вам кажется, что, к примеру, джаз или R-n-B — это абсолютно не ваше, попробовать все-таки стоит. Вполне вероятно, что со временем выяснится, что ваш голос идеально подходит для конкретного стиля. Но прежде всего, помните, что манера исполнения — это отражение внутреннего состояния человека. Если вы хотите выразить себя и подчеркнуть вашу индивидуальность голосом, вам предстоит напряженная, но очень интересная работа!

Добавить комментарий