Как найти свой писательский стиль

Доброго весеннего всем дня. Среди предлагаемых читателями тем попалась одна, которая заставила меня серьезно задуматься. Это вопрос: «Как сформировать индивидуальный авторский стиль». Вопрос интересный, тем более, авторский стиль – это как визитная карточка или личная печать писателя.

Как сформировать авторский стиль

Что такое авторский стиль

Буквально в нескольких словах скажу об этом понятии, так как, думаю, многие и так догадываются, что это такое. Под авторским стилем понимаются оригинальные особенности текста, которые позволяют узнавать писателя и придают его произведением неповторимую индивидуальную окраску. Это относится не только к художественной литературе, но и, вообще, к любым текстам. Поэтому речь пойдёт не о предпочитаемом жанре, сюжете, образах героя, а именно о стилистике, то есть построении предложений, использовании каких-то оборотов, фигур речи, о выразительных средствах и т. д.

Индивидуальный стиль должен быть рассчитан на определённую целевую аудиторию, соответствовать выбранному жанру и привлекать читателей. Иначе смысла в нём нет. Это я к тому, что встречаются среди начинающих авторов личности, которые разнообразные ошибки, в первую очередь, речевые и синтаксические, называют авторским стилем. Нет, ошибки, они и есть ошибки, и читателей никогда не привлекут. Неискушённые люди могут с ними смириться ради увлекательного сюжета, но уважения к автору стилистические ляпы не прибавят. Наоборот, они, как увеличительное стекло, высвечивают и неопытность, и непрофессионализм. Уж лучше не иметь индивидуального стиля, чем такой, например:

«Я присмотрелась и увидела там свое заспанное, но от того еще более прекрастное отражение. Длинные черные волосы, чуть просвечиваясь на солнце, неспадающими прядями стурились по моим щекам, лбу и фиалковым глазам цвета сердолика, щеки немного припухли после сна, но оттого лишь более оттеняли тонкий римский нос, как будто перечеркивающий лицо на верхнюю и нижнюю половины». (Орфография авторская, так же как и стиль. Припухшие щёки, оттенявшие тонкий римский нос – это шедевр, я считаю).

Как сформировать авторский стиль

Что нужно делать, чтобы сформировать индивидуальный литературный стиль

Чаще всего такой стиль формируется спонтанно и неосознанно в процессе усердной практики, когда автор много пишет и постоянно работает над своим текстом, избавляясь от ошибок, лишних слов, используя разнообразные приёмы. При этом что-то неудачное отсеивается, а какие-то выразительные средства, напротив, закрепляются в тексте и в опыте автора. Но всё же есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

Читайте хорошие книги

Это советуют всем авторам, особенно начинающим. Читая книги, мы формируем и свой вкус, и свой писательский стиль. Однако здесь не всё однозначно.

Понятно, что читать надо книги с хорошим стилем, читая фанфики и неотредактированные черновики сетевых авторов, хорошего стиля не сформируешь, потому что при чтении срабатывает психологический механизм неосознанного подражания. Какие-то формулировки, клише, речевые обороты буквально застревают в мозгах, а потом оказываются в собственном тексте.

Однако и при чтении классиков, которых обычно рекомендуют, тоже всё непросто. Во-первых, читая Чехова, Чеховым не станешь. Потому что стиль – это отражение индивидуальности: души писателя, его восприятия мира, его опыта. Чтобы писать как Чехов, надо им быть.

Во-вторых, стиль классиков не соответствует менталитету и восприятию наших современников. Что гармонично воспринимается в текстах Пушкина и Гоголя, будет казаться даже не подражанием, а пародией в произведении современного автора.

Но читать хороших стилистов всё же надо, причём читать, как писатель, то есть анализировать приёмы, выявлять какие-то фишки, примерять на себя, что-то принимать, что-то отвергать.

Николай Ге. Портрет Льва Николаевича Толстого.
Николай Ге. Портрет Льва Николаевича Толстого.

Развивайте чувство текста и литературный вкус

Чувство текста, умение ощущать гармонию и дисгармонию соединённых в предложения слов, на мой взгляд, частично врождённое и связано с индивидуальными особенностями восприятия, также как музыкальный слух. Но нет никакого сомнения в том, что это чувство можно развить, как и звуковысотный слух или чувство ритма.

Что же касается литературного вкуса, то я имею в виду не оценку сюжета или жанровых особенностей, а именно текста, стилистики. Понятно, когда автор пишет, он старается, чтобы текст нравился, прежде всего, ему самому. Но не факт, что стиль произведения также будет нравиться читателям.

Например, многие начинающие авторы буквально упиваются процессом построения сложных предложений, красочными оборотами, метафорами. В результате получаются длинные предложения-«гусеницы», которые не только сложны для восприятия, но ещё и собирают в себе многочисленные синтаксические ошибки, как собаки репьи.

Чувство текста можно развить не только читая качественные книги, но и редактируя, только не свои, а чужие произведения. Столкнувшись с проблемой восприятия чужого текста с ошибками, поневоле будешь внимательнее относиться к своему.

Конструирование текста

Авторский стиль может отличаться особым типом построения предложений. Например, использование большого количества глаголов придаёт тексту динамику и силу. Этим отличается «мужской» стиль. А многочисленные прилагательные и причастия делают текст объёмнее, вычурнее, но снижают его динамичность, что более характерно для «женских» текстов. Короткие, рубленые предложения и увлечение парцелляцией также накладывают отпечаток на стиль.

В выборе индивидуальных особенностей синтаксиса автор тоже полагается на свой вкус. Поэтому женские тексты с их словесными кружевами редко нравятся мужчинам, а динамичный и в то же время лаконичный стиль не всегда устраивает женщин, которым он кажется бедным и неэмоциональным.

Писатель за работой. Фото Айзека Азимова.
Писатель за работой. Фото Айзека Азимова.

Несколько слов в заключение

Стиль – это отражение индивидуальности самого человека, неважно о чём идет речь – об одежде, литературе, общении. Яркие интересные личности создают такой же яркий индивидуальный стиль. Чтобы его изменить, необходимо измениться самому человеку – стать жёстче или эмоциональнее, подвижнее или задумчивее.

Отсутствие авторского стиля – это, прежде всего, отсутствие творческой индивидуальности, стремление (часто неосознанное) подражать любимым писателям. Таких подражательных текстов много. В них стандартные обороты, набившие оскомину клише и повторяющиеся стилистические приёмы.

Избежать этого можно, экспериментируя со стилем, намеренно меняя манеру изложения, используя разные типы предложений и т. д. Такие эксперименты лучше проводить на небольших рассказах и эссе. Их можно быстро прочитать, легко сравнить и оценить преимущества и недостатки стиля.

На этом я с вами ненадолго расстанусь. Ниже можно посмотреть ссылки на статьи по этой теме. Думаю, вам будет интересно.

«Архитектура сложноподчинённого предложения»

«Как избавиться от “гусениц” в тексте»

«В погоне за синонимами»

«Зачем парцелляция в тексте»

«Его Величество Глагол»

Журналист и писатель, репортер и главный редактор журнала «Секрет фирмы», автор книг Николай Кононов в своей новинке «Автор, ножницы, бумага», которая недавно вышла в МИФе, рассказывает о том, как найти свой личный стиль.

Найти свою интонацию

Интонация — способность думать о предмете не так, как кем-то предписано о нем думать, а вашими собственными мыслями, с использованием слов из вашего словаря. Учитесь формулировать в уме и переносить формулировки на бумагу или экран. Текст создается в голове, и вам остается только записывать его.

Только не ждите диктовки свыше, озарения, состояния экстаза — садитесь и пишите, а в остальное время думайте. Вырабатывайте свою интонацию на уровне потока мысли. Письмо — просто технический процесс.

Покажите себя

У всех нас есть своя социальная и интеллектуальная история. Мы жили в таких-то обстоятельствах и читали такие-то книги, попадали под влияние таких-то людей или просто запоминали такие-то обороты. Не надо своей истории стесняться. Именно она дает вам и вашему мышлению, языку уникальное сочетание разных взглядов на ситуации, реакций, способов выражать себя. Великий филолог Михаил Гаспаров писал, что представляет личность как перекрестье лучей — социальных отношений — на ночном небе.

Я вырос в бандитском районе, куда в 1970‑х боялась заезжать милиция. В моем подъезде жили вор в законе, козырная проститутка и несколько пьяниц. Вор играл на гитаре романс Гомеса, сидя на лавочке у подъезда, а вокруг него ходили соратники — в начале нулевых они, как правило, держали у уха сотовый телефон и рычали туда что-то вроде: «Чтобы в ближайший час ментов рядом не было!» При этом в соседних домах жили партийные деятели, рядом с ними — генералы МВД и футболисты «Динамо», техническая интеллигенция.


Фото из личного архива Николая В. Кононова

Жизнь смешала всех в коктейль и взболтала. С ними болтался и я, существуя в нескольких языковых реальностях одновременно.

Ровно такая же социальная многослойность, если присмотреться, присутствует в биографии почти каждого. То, как и что вы думаете, носит отпечаток опыта. Наша задача — не только не стесняться этого отпечатка, но и вырастить из него свою уникальную интонацию. Ваш личный говор возникает в точках смешения разных языков, там, где вы переосмысляете свои знания и мысли и излагаете органичным для вас способом.

Советы по поиску интонации и стиля

Николай Кононов пишет: «Если ваша нынешняя интонация не кажется вам оригинальной или раздражает чем-то другим и при этом дело не в том, что вы стесняетесь себя, значит, надо ее корректировать». В книге есть развернутые советы для тех, кто хочет отыскать наконец собственный стиль, интонацию, способ выражения мыслей и писать так, чтобы узнавали. Выбрали три совета — пользуйтесь.

Читайте авторов с сильной интонацией

Навскидку из прозы последних ста лет: Олеша, Булгаков, Набоков, Платонов, Коваль, Казаков, Довлатов, Осокин. Следите за тем, как эти авторы строят фразу, как говорят их герои, как они сочетают разные пласты речи, даже разные взгляды на предмет в одной истории, какие изобразительные средства выбирают: аллегории, метафоры, сравнения.

Когда-то Мищук работал в аэросъемочной бригаде. Он был хорошим пилотом. Как-то раз он даже ухитрился посадить машину в сугроб. При том что у него завис клапан в цилиндре и фактически горел левый двигатель.

Вот только зря он начал спекулировать рыбой, которую привозил из Африканды. Мищук выменивал ее у ненцев и отдавал дружку-халдею по шесть рублей за килограмм.

Мищуку долго везло, потому что он не был жадным. Как-то радист ОДС передал ему на борт:

— Тебя ждут «вилы»… Тебя ждут «вилы»…

— Вас понял, вас понял, — ответил Мищук. Затем он без сожаления выбросил над Енисеем девять мешков розовой кумжи.

Но вот когда Мищук украл рулон парашютного шелка, его забрали. Знакомый радист передал друзьям в Африканду:

— Малыш испекся, наматывается трояк…

Мищука направили в ИТК-5. Он знал, что если постараться, можно ополовинить. Мищук стал передовиком труда, активистом, читателем газеты «За досрочное освобождение». А главное — записался в СВП (секцию внутреннего порядка). И ходил теперь между бараками с красной повязкой на рукаве.

— СВП, — шипели зэки, — с**а выпрашивает половинку!

Мищук и в голову не брал. Дружок-карманник учил его играть на мандолине. И дали ему в лагере кликуху — Пупс.

— Ну и прозвище у вас, — говорил ему зэк Лейбович, — назвались бы Королем. Или же — Бонапартом.

Тут вмешивался начитанный «кукольник» Адам:

— По-вашему, Бонапарт — это что? По-вашему, Бонапарт — это должность?

— Вроде, — мирно соглашался Лейбович, — типа князя…

— Легко сказать — Бонапарт, — возражал Мищук, — а если я не похож?!

В ста метрах от лагеря был пустырь. Там среди ромашек, осколков и дерьма гуляли куры. Бригаду сантехников выводили на пустырь рыть канализационную траншею.

Рано утром солнце появлялось из-за бараков, как надзиратель Чекин. Оно шло по небу, задевая верхушки деревьев и трубы лесобиржи. Пахло резиной и нагретой травой.

Это всего лишь экспозиция, действие начинается дальше. Довлатов берет довольно заурядную зэковскую байку и с помощью кур, битого стекла и другой жизненной грязи поднимает до экзистенциальных высот.


Выше — отрывок из «Зоны» Сергея Довлатова, — источник.

Ну то есть говорит о трагикомичности жизни без высоких слов, вообще без пафоса — зато с нормальной, нециничной иронией, с живыми людьми, деталями, а главное, со своей личной интонацией.

Совместите словарный запас с умением говорить

Второй шаг — разобравшись, какой тип интонации (или комбинация типов, или принципиально новый тип) вам близок, попробовать совместить свой словарный запас и стиль мышления с этим способом говорить.


Заполните пустоту собой, — источник.

Из чего вообще состоит интонация? Это ритм фразы, расстановка слов. Даже если ритм подчинен сеттингу истории — как у Коваля в «Красной сосне» ритм напоминает прибой, затем морскую качку, — все равно он зависит от того, как вы говорите. Если вам очень нравится прием, например инверсия, не следует им злоупотреблять; наоборот, стоит применять его только в тех местах, где он оправдан.

Подчините смысл теме

Стиль можно подчинять конкретной теме. Менять его так, чтобы сеттинг и смысл истории с ним резонировали. Например, практически на всем протяжении «Ста лет одиночества» Маркеса ощущаешь, как саундтреком к тексту идет дождь. Когда читаешь «Волоколамское шоссе» Александра Бека, начинаешь мерзнуть, будто попал на линию фронта и вместе с немногословными, не тратящими лишнюю энергию на разговоры героями выполняешь задачу, первый пункт которой — выживание поздней осенью и зимой в чистом (точнее, грязном и сыром) поле.

Не бойтесь

Во всех нас сидит страх рассказать о чем-то, что мы знаем, чересчур просто (эксперты или коллеги решат, что наше знание неглубоко), или чрезмерно сложно (неспециалисты ничего поймут), или недостаточно строго (вас сочтут поверхностным шутником). Этот страх — убийца вашей личной оригинальной интонации.


Интонация — критерий самостоятельности автора, цельности, уникальности, — источник.

Когда вы рассказываете что-то близкому другу, вы не выпендриваетесь, не строите из себя что-то — вы равны себе; вот и оставайтесь собой с читателем. Не бойтесь себя, своего языка. Язык отражает опыт.

Познакомиться с авторским методом Николая Кононова, состоящим из 14 уроков-ступенек, опробованным на редакциях, семинарах документальной литературы и журналистики, а также курсах для всех желающих научиться писать с нуля, вы можете в книге «Автор, ножницы, бумага».

Обложка поста: pexels

Как сформировать индивидуальный авторский стиль

Читатель, открывая произведение Владимира Набокова, сразу узнает, чьему перу книга принадлежит. Так, как пишет Набоков, не пишет никто: у него яркий авторский стиль.

Если автор понимает, что у него проблемы со стилем, значит роман стоит на зыбкой конструкции и вот-вот упадет. Скорее всего, такой текст читатель закроет с фразой: «Слишком банально, сухо, уже где-то видел». Недостаточно просто создать динамичный сюжет. Как достичь узнаваемого индивидуального стиля и сделать контент глубже, рассказываем в этом материале.

Редактор, автор блога Band

Что такое авторский стиль

Индивидуальный авторский стиль писателя или поэта — душа книги. Яркое отличие от других авторов или нейросетей, которые уже используют зарубежные новостные издания.

Те же нейросети легко обучаемы. Часто пишут тексты лучше, чем среднестатистические авторы. Их, при желании, можно обучить писать и в авторском стиле.

Вспомним сборник «Пытаясь проснуться» Павла Пепперштейна, где часть рассказов написана самим Пепперштейном, а другая часть — генеративной нейросетью ruGPT-3. Достаточно сложно разобраться, кто что написал.

Авторский стиль нужен здесь и сейчас. Многие думают, что это как со штукатуркой, сначала построю дом, а потом буду над стилем думать. Невозможно написать текст, а потом заняться стилем.

В обычной жизни даже для самого банального высказывания — рассказать о погоде — человек выбирает определенную форму высказывания. Даже во фразе «Дождь идет» будет содержаться подтекст.

В этом материале поговорим про приемы, которые помогут выработать индивидуально авторский стиль.

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Примеры авторского стиля известных писателей

И среди классиков, и среди современников немало талантливых авторов с ярко выраженным авторским стилем. Их книги можно читать как учебник по литературному мастерству.

Отрывок из романа «Путешествие на край ночи»:

«Вся эта публика, начиненная жратвой и сплетнями, с утра до вечера отрыгивала, дремала, горланила и, видимо, ничуть не сожалела о Европе».

Желчное описание публики. Не саркастичная, а именно едкая проза. Говорят, Селин называл свой рабочий стол верстаком: писал невероятно много, а затем работал над текстами, чтобы сделать их филигранными.

Отрывок из романа-сериала «Кожа»:

«Без матери, среди чужих людей Хоуп ощущала себя голой, без кожи. Часто мерзла, особенно по ночам. Чувств и ощущений Хозяева от нее не ждали».

Рубленые предложения. Кажущаяся отстраненность от персонажей: только факты. Некрасова часто удивляет и формой, и стилем. Работает с фольклорными мотивами. Ее прозу называют экспериментальной.

Курс «Как писать нон-фикшн» научит переводить личный опыт и экспертные знания в текст. После него вы сможете:
– писать легко, с интересом, чувством, драйвом;
– создавать личный бренд в социальных сетях и медиа;
– писать и редактировать тексты, которые будут влиять на людей.

Как сформировать индивидуальный литературный стиль — 5 практических советов

1. Читайте книги разных жанров

Особенности индивидуального стиля автора формируются всю жизнь. Читая других авторов, писатель невольно запоминает какие-то обороты, формулировки, — это все позже переосмысляется и оказывается в собственном тексте.

Литературу нужно читать как писатель. Анализировать те приемы, которые использует автор, смотреть, насколько они ложатся в ваш текст. Что-то заимствовать и перерабатывать, от чего-то отказываться.

2. Развивайте литературный вкус

Не оценивайте сюжет — это оставьте себе-читателю. Задача при чтении — смотреть, как строятся предложения, какие метафоры запомнились и почему.

Развивайте чувство ритма. Это поможет держать темп повествования, не уходить в витиеватые рассуждения. Вам станет проще сокращать написанное, резать ненужные куски.

Что еще почитать по этой теме:

3. Не рассказывайте — показывайте

Избегайте общих слов в процессе написания. «Красивые люди», «вкусная еда» и прочие подобные абстракции мешают думать и чувствовать текст самому автору и читателю. Более того, ничего не прибавляют к описанию.

«Мужчина был крупный, немного лысоватый. Он говорил и махал бумажным свёртком».

У Михаила Елизарова в «Библиотекаре»:

«Мужчина был крупный, мясисто-молочный, с бегущей в атаку лысиной. Он ещё воинственно жестикулировал длинным бумажным свёртком».

Создается индивидуальное неповторимое звучание текста. Первые два предложения можно увидеть у совершенно любого автора. Елизаров дает предельно ощутимый образ. Добавилось комичности, неоднозначности, иронии.

4. Используйте прием «чайка»

Иногда в маленькой сцене нужно преодолеть большое временное расстояние. Если просто описать картинку, то произойдет длинное перечисление подробностей.

Прием «чайка» придумали американские телевизионщики, которые снимали разного рода сериалы. Допустим им нужно было заменить чем-то резкий переход от сцены, когда герои встретились в кафе, до момента, когда их руки соприкасаются: происходит это не в один миг.

Тогда вставлялся абстрактный кадр, не имеющий никакого отношения к тому, что видит зритель. «Чайка» — это короткая «перебивка», позволяющая смонтировать два или более действия.

Отрывок из романа Александра Пелевина «Покров-17»:

«Мы выехали на пыльную деревенскую дорогу. Солнце поднялось из-за горизонта и потеряло ярко-багровый блеск, вдали зажелтели прожилками тучи. Начинался день. В небе низко висели тяжелые облака, и казалось, еще немного и прольет дождь. Мы проехали через деревню — на улице по-прежнему ни одного человека, но, наверное, все спали — и вырулили на развилке направо, в сторону широкой дороги».

Надо дать понять, что они были в этой деревне. Описать деревенскую дорогу, то, что видели, — человек не почувствует время. Деталь, на которую заставили переключить взгляд.

5. Делайте текст личным

Автор всегда создает и описывает некую вселенную, которая работает по собственным законам. Задача — удивить читателя. Часто видим сухие описания. И, если это не является приемом, стоит от безэмоциональности избавляться.

Проращивайте текст из себя, из своих ощущений, переживаний. Не стоит прятать эмоции: вкладывайте эти чувства в персонажей. Например, на вышеупомянутого Селина равнялся Буковский, который тоже не отказывает себе в эмоциях.

Следуйте нашим советам и развивайте свой неповторимый стиль, который будет отличать вас от тысяч других авторов. На курсе «Как писать нон-фикшн» эксперты и редакторы готовы помочь вам отточить авторский стиль.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Автор говорит: ищем свой уникальный голос

Как выработать собственный стиль и зачем он вообще нужен писателю

«Ищите свой голос», ― часто слышат молодые авторы на курсах по писательскому мастерству. Совет почти так же популярен, как рекомендация писать о том, что знаете. А потом юный падаван осторожно уточняет у учителя или поисковой системы: «А это… что?» ― и нередко впадает в ступор. Что имеется в виду под «голосом» в контексте художественной прозы? Как он соотносится со стилем? Уникальный ― это какой? И единственный ли это критерий хорошего стиля? Давайте разберемся в тонкостях писательской работы вместе с литературным редактором и автором книги «Причеши меня. Твой текст. Редактура художественной прозы: от стиля до сюжета» Екатериной Звонцовой.

Что такое авторский голос?

Голос позволяет читателю узнать вас из множества авторов (и полюбить). Предельно обобщая, можно сказать, что авторская подача включает в себя:

  • Слог. Часто ли вы используете метафоры, любите ли быстрокрылые парцелляции, придумываете ли сложноподчиненных слонопотамов сложноподчиненные предложения. Авторский стиль складывается из использования литературных тропов и стилистических фигур. Подробней о них читайте в этой статье.

  • Структура. Это все, что связано с выстраиванием повествования. На что делается упор: пейзажные описания, диалоги, действия героев? Как вы делаете переходы между сценами? Сколько в тексте появляется нарраторов (рассказчиков), и как это работает на решение авторской задумки? Как течет время в повествовании: линейно, ретроспективно, перескакивая из будущего в прошлое и наоборот и т. д.

  • Авторская интонация. Вы можете относиться к происходящему иронично, а можете нагнетать атмосферу, веселить читателя или пугать его.

Примеры авторского голоса

Если читатель говорит о тексте «красивый», «тяжелый», «богатый», он, скорее всего, имеет в виду слог. Если звучат характеристики «перегруженный», «стройный», «неровный», значит обсуждается структура. А оценка по критериям «ироничный», «сухой», «задушевный» отсылает нас к авторской интонации.

Дело в том, что стиль писателя складывается из всех трех пунктов. Поэтому придется уделять внимание и стилю, и логике текста, и звучанию нарратора в произведении. Давайте на примерах посмотрим, как справляются или не справляются с этой задачей известные авторы.

  • Леонид Юзефович

    Лирико-философский

    «Филэллин»

    не был бы таким без стилизации. Леонид Юзефович обыгрывает слог романов XIX века. «Бунт и анархия не лучше тирании, свойственное как народам, так и отдельным людям стремление к свободе должно быть удовлетворено при свете закона, а не во мраке конспирации. Все рожденное во тьме имеет обыкновение пожирать своих детей».

  • Альбер Камю

    Не понимая, какого воздействия вы добиваетесь, вы запутаетесь в языковых средствах.

    «Чума»

    задумывалась безусловно гнетущей. Сильнее всего пугают и пронзают нас не стилистически нарядные тексты с обилием образной речи, а сухие, почти документальные произведения, потому что читаются как свидетельства реальных событий.

  • Брэм Стокер

    На гармоничной структуре вообще строится любое восприятие. Некоторым читателям сложно эмоционально вовлечься в финал

    «Дракулы»

    . Происходит это потому, что структурно концовка получилась слишком сжатой: не хватает как динамики, так и раскрытия. Это резко контрастирует с тем, как написано три первых четверти этой книги.

Как найти свою уникальность

Никто не расскажет вашу историю так, как вы: с вашими тропами, ритмом, образами и настроением. Даже если вы попробуете звучать как кто-то другой (например, написать текст в жанре dark academia следом за

Донной Тартт

), рано или поздно ваш голос возьмет верх.

Вдохновляться другими писателями бывает даже полезно. Например, если вы:
1. пока не чувствуете свой текст, работаете в новом для себя жанре или с непривычной эмоциональной палитрой (ваш персонаж тихоня или, наоборот, эксцентрик);
2. не знаете себя и своих возможностей как автора.

Важно не повторять бездумно за понравившимся писателем элементы стиля и структуры, а анализировать. Почему вы выбрали именно эти приемы, чем они вас зацепили, как использованы в тексте? Потом постарайтесь адаптировать их к своим героям и сюжету. Скорее всего, вы придете к свежим решениям.

Аспекты авторского голоса

  • Это соответствие того, как вы рассказываете историю прежде всего с ее жанром. Сказке требуется одна образность и эмоциональность, детективу ― другая, любовной драме ― третья. Многое зависит от эпохи и культуры, к которым книга привязана. Хороший пример ― четкая разница в подаче азиатского и западного фэнтези, да и не только фэнтези.

    Текст должен соответствовать характеру персонажа, глазами которого читатель на все смотрит, в чьих мыслях находится и чей опыт проживает. Роман о жившем в XVIII веке 50-летнем враче не может звучать, как роман о современной американской школьнице. Два этих героя расскажут истории по-разному, разными средствами выразительности, с отличной друг от друга структурой повествования. В поле их внимания попадут разные детали, они будут испытывать свои собственные эмоции и так далее. Автора за их голосами не должно быть слышно. Если ваша книга ― от лица рассказчика, то важно следить за голосом нарратора. Он может быть не только человеком, который повествует о событиях. В классический текстах часто встречается всевидящий рассказчик, который читает мысли персонажей, знаете обо всех их поступках. Но даже в этом случае помните о четырех вещах, которые люди не любят: поучения, манипулятивность, навязчивость и фаворитизм.

  • Грамотная работа со стилем, четкое понимание, что утяжеляет восприятие и где предел этой тяжести, знание структур текста и умение не пренебрегать связками избавят вас от бед. «Это очень сложно!» — скажете вы. Есть один лайфхак: чтение вслух. И визуализация. Представляйте хотя бы иногда ваши главы как эпизоды фильма. Прокрутите их мысленно от начала до конца ― и вы найдете все провалы.

  • Способность «играть» голосом внутри одного текста. Например, это необходимо, если историю рассказывают сразу несколько героев, которые находятся в разных эмоциональных состояниях. В этом случае должны отличаться: ритмика, литературные тропы, способ передачи мысли и аргументированность в речи.

    Попытайтесь попробовать разные жанры. Это совет со звездочкой для тех, кто уверен в себе или хочет испытать себя на прочность. Вам не будет цены, если сегодня вы пишете исторический роман о том самом пожилом враче, который по поручению императрицы охотится на вампиров, а завтра ― приключенческий Young Adult об американской школьнице, все мечты которой сводятся к карьере полицейского офицера.

Как же добиться успеха? Читать, читать и еще раз читать. Анализировать подходы разных авторов. Примерять на себя и искать свой. И слушать своих героев, конечно, они могут поведать много интересного!

литературный редактор, автор разножанровых романов и нон-фикшн книги

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Лет пятнадцать назад я задал именно этот вопрос главному редактору журнала, приславшему мне отказ — именно на основании отсутствия у текстов какого-то ощутимо авторского стиля. Редактор честно сказал, что не знает, и никто не знает.

За это время многое изменилось, и в частности проблемы со стилем как будто уже не стоит — но я действительно не смог бы определить, что именно я сделал чтобы ее исправить.

Существует тьма ресурсов с советами начинающим авторам: целые книги, анализирующие опыт других писателей (“Becoming a Writer” Доротеи Бранд), собственные попытки авторов спустить лестницу (Кинг, Маяковский), даже современные видеокурсы (мастеркласс Билли Коллинза), плюс целый подраздел лютейшего неадеквата, который можно бесконечно рвать на цитаты (“Advice to a young poet” К. Хопкинса прославился откровением, что настоящий поэт должен, обязан — сам, руками! — стирать своё нижнее бельё). Целая индустрия построена вокруг литературных воркшопов, издательств по требованию, платных рецензий и тому подобного, и всё, что она доказывает — и ваш вопрос на сайте это не исключение, дорогой анонимус — это то, что искусство живёт в постоянной неопределенности, в каждом своём проявлении — и эта неопределенность сводит неофитов с ума. И неофит готов идти на всё что угодно, лишь бы её погасить.

Это очень… занятно. И грустно.

То есть, да, большая часть советов во всей этой свалке действительно адекватны: нужно много читать, читать критику, читать журналы, писать каждый день, посещать воркшопы, общаться с коллегами и т.д., но никакая последовательность действий не имеет на возникновение стиля именно прямого влияния. Все они работают по касательной, и каждую в принципе можно обойти (если мы говорим только о стиле).

Я смотрю на живых коллег, читаю биографии, листаю полные собрания сочинений, письма — и я не вижу паттерна. Многие находят свой голос просто потому что очень хотят — но не все. Некоторые натыкаются на него безо всякой нужды, и ничего с ним не делают. Кто-то настолько необременен понятием о литературе, что в жалкие пятнадцать лет сразу начинает писать полностью собственным голосом; в то же время кто-то находит себя под тяжестью обстоятельств.

У стиля, собсн, даже нет общепринятого определения. В аудиокурсе о предложениях на TC отдельная лекция посвящена проблеме определения стиля, и в целом она сводится к тому что “you know it when you see it”, по сути перемещая вопрос стиля в раздел феноменологии.

Но в итоге остается всё то же самое: мы не знаем. Никто не знает. Читайте, ищите адекватную критику, пишите каждый день, пытайтесь найти комфорт в неопределенности.

Или не пытайтесь — классицисты тоже писали, и ничего.

3,5 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Добавить комментарий