Как найти свой путь педагога

Мой путь в педагогическую профессию

Все мы когда-то задумываемся о выборе профессии. Какую профессию выбрать? Каким будет наш дальнейший путь? Как найти свое место в жизни? Выбор профессии — важный шаг в жизни каждого человека. Ты выбираешь. А бывает, и за тебя выбирают.

Учитель очень древняя профессия, издавна она считалась и самой сложной. Поэтому обучением и воспитанием подрастающего поколения во все времена назначались самые знающие, опытные и способные к этому люди.

Ещё в первобытном обществе детей готовили к взрослой жизни старейшины и вожди племён.

В странах Древнего Востока учителями назначались жрецы.

В Древней Греции самые умные и талантливые граждане.

В Риме учителей назначал сам Император из числа самых образованных чиновников.

Мой выбор профессии начался еще в детстве, когда я была маленьким ребенком, кем я только не мечтала быть и врачом, и юристом, и даже мечтала быть певицей. Чуть позже, когда я уже училась в 5 классе, я просто в любилась в математику (или в учителя) именно то, детское желание быть похожей на своего учителя и является отправной точкой долгого пути к профессии. До сих пор я с благодарность вспоминаю имя своей учительницы. Наш класс был для нее первым, ведь она только пришла в школу после педагогического института. Отсутствие профессионального опыта с лихвой компенсировалось молодостью, энергией и желанием «заразить» нас вирусом знаний. И в этот момент у меня появилась новая мечта – стать учителем.

Поступление в институт, новые знакомые, друзья, атмосфера студенчества – все это вдохновляло. Конечно, были и сомнения, ведь многие из сокурсников не скрывали того, что профессия учителя им не нужна, а важно только высшее образование. А я, со стремлением действительно работать с детьми, казалась себе белой вороной. Но желание быть педагогом, горевшее тоненьким пламенем свечи внутри меня, помогло преодолеть этот общий настрой.

Считаю, что педагогическая профессия в каком-то смысле особенная. Это даже не специальность, а скорее призвание. Ведь можно прочитать и выучить сколь угодно много учебников, но, если тебе не интересен путь каждого ребенка, тебя не тревожит его судьба, ты не считаешь себя творцом развивающейся личности — ты не учитель. Как ни старо сравнение педагога с садовником, но оно глубоко верно. Ребёнок есть молодой, бледно-зелёный росток. Посредством же прививок и дикую лесную яблоню можно заставить вместо кислых яблок давать спелые, большие плоды. Конечно, корни этой «яблони», несомненно – семья. И только в тесном сотрудничестве с семьей возможно получить отличные результаты.

Быть педагогом – это не значит учить других, это значит – учиться самому. Учиться не только у тех, кто опытнее, умнее и мудрее тебя, но и у своих учеников, и даже у тех, кто ошибается, помня, что на ошибках учатся. Ведь для достижения определенных высот в жизни человеку, конечно же, нужен талант, но без трудолюбия, самовоспитания и самообразования не обойтись.

Быть педагогом – это мастерство и очень большая ответственность – ответственность за тех, кого тебе доверили. 

Совет 1. Если вы еще студент

Поступая в институт, на педагогический факультет, каждый преследует свои цели. Не все после вуза станут учителями. Чего скрывать, многие парни поступают «лишь бы куда», чтобы скрыться от армии. Девушки мечтают работать в частных школах за большую зарплату или в частных воспитательных центрах с группами детей по 5—10 человек. Многие после окончания педагогического института уедут «покорять Москву» (что скрывать, в московских школах платят больше, и можно найти другую, более престижную работу по востребованной специальности). Несколько девушек пойдут работать воспитателями в детский сад. Кто-то пойдет в аспирантуру и станет преподавателем в университете… Судьба у всех разная. Но что ждет тех, которые пойдут работать в школу? Сразу скажу, что учитель — профессия творческая и благородная, но на пути у молодого педагога большие трудности. Трудности от слова «трудно», то есть нужно много трудиться, чтобы их преодолеть. Если вы еще студент, у вас будет время поработать над собой заранее. Если нет — работать над собой никогда не поздно.

Одна из главных трудностей — это материальные проблемы. Маленькая зарплата, так как нет стажа и категории. Иногда молодых специалистов не берут сразу учителями, а предлагают поработать вожатыми, воспитателями на продленке. Бывают и так, что предлагают мало часов. Ставка в школе составляет 18 часов. От этого зависит зарплата. Как правило, учитель работает на 1—1,5 ставки, реже — на 2 ставки (36 часов). Но бывает, что часов не хватает, и молодому специалисту приходится работать на 0,5—0,25 ставки, получая копейки. Очень трудно выжить в таких условиях, особенно молодым матерям (если женщина воспитывает ребенка одна). И никто не даст слабины, и не пожалеет, даже не надейтесь. Пишу это, чтобы вы знали, на что идете. Могу дать совет начинать уже в институте работать на 0,5—0,25 ставки в школе, чтобы там знали, какой вы специалист, и готовили вам часы. Можно с института начинать участвовать в профессиональных учительских конкурсах (их большое количество). Также, будучи студентом, собирать свое портфолио.

Портфолио — это созданный и оформленный список проектов представителем отдельной профессии, т. е. папка, где написана ваша биография, стаж работы, достижения. Портфолио проверяют при приеме на работу и аттестации педагога на категорию. Кроме того, учась в институте, можно стать хорошим специалистом в своей предметной области. Вы — будущий учитель истории. Выучите как можно лучше историю России (именно по ней сдается ЕГЭ и ОГЭ). Знайте наизусть все даты и термины. Возможно, потом, когда вы приступите к преподаванию, вам некогда будет заучивать материал, а ученики — любители задавать каверзные вопросы и ставить учителя в тупик. Можете уже начинать печатать свои статьи в педагогических журналах. Это тоже вам поможет.

Приобретите полезные навыки, например:

1. Научитесь печатать «слепым» методом на компьютере. Это поможет вам сэкономить время при подготовке различных бумаг (в школе этого добра очень много).

2. Научитесь экономить и копить деньги. Если в институте вы получаете стипендию, откладывайте ее часть, экономьте, ведите роспись доходов и расходов. К сожалению, если не будете этого делать, ваши расходы быстро превысят доходы.

3. Ведите дневник. Все мы знаем, что многие великие люди вели дневник (Николай II, например). Записывайте в дневник события за день, неделю, месяц, свои мысли и чувства. Чем это поможет? Очень просто — это позволяет видеть себя в прошлом как бы со стороны и анализировать свои ошибки, решать проблемы. Так что дневник — очень важный источник информации о себе самом. Это интересный процесс, обязательно попробуйте. Если сомневаетесь или не знаете, с чего начать, прочитайте дневники великих людей: адвоката Кони, военного министра Милютина, писателя И. Бунина. Кроме того, дневник помогает решить и многие психологические проблемы. Бывает так, что не с кем поговорить или трудно озвучить проблему. А вот когда написал и несколько раз прочитал — становится легче и появляется решение. О написании дневника и личной биографии много пишет психотерапевт международного реестра М. Е. Литвак. Многие его книги написаны на основе дневников. Обязательно прочитайте его книги.

4. Совсем забыла сказать о стрессах. С ними вам тоже предстоит столкнуться. Точно не помешает овладеть навыками аутогенной тренировки, которая помогает расслабиться и даже снять головную боль!

5. Помогает снимать стресс и напряжение, новизна. Сделайте что-то новое, то, что никогда не делали. Или сделайте что-то по-новому. Сделайте другую прическу, пойдите другой дорогой, используйте другой вид транспорта. Перемены заставят вас меняться и мыслить по-другому.

Итак, после того как вы начали составлять портфолио, овладели новыми полезными навыками, начали вести дневник, необходимо приступить к написанию резюме. Образцы резюме и как его писать, вы можете найти в интернете. Далее выясните, какие учебные заведения (школы и частные школы) есть у вас в городе. Можно посмотреть и в других регионах и сравнить зарплаты. Выясните их телефон и электронный адрес. Разошлите свое резюме. Может, вам уже сейчас, пока вы студент, предложат работу. Могут предложить работу на лето, в школьном лагере. Испытав на себе роль вожатого, вы поймете, ваша это работа или нет. Период работы краткосрочный и большими потерями не грозит. Но напоминаю вам, что работа учителя (воспитателя, вожатого, педагога-организатора, классного руководителя) специфическая. Она не для всех. Пока вы учитесь в вузе, вы детей не видите и с воспитательными и образовательными задачами не сталкиваетесь. Практику проходят, как правило, на пятом курсе. Студентам дают хорошие классы, рядом педагог-наставник, и все равно не все это выдерживают. Но на 5 курсе что-то менять и перечеркивать полученное образование как-то «не очень». Можно уберечься от ошибок раньше. Я призываю, если вы еще студент, раньше познакомиться с детьми. Можно даже попроситься в школу или детский сад работать бесплатно. Этот опыт вам окупится и убережет от многих ошибок. Успехов.

Краткий вывод по главе: Если решили сделать карьеру в школе — заранее готовьте себя и свое портфолио (а также резюме). Овладейте полезными навыками: записи доходов-расходов, печатать «слепым» методом, АТ (аутогенная тренировка), вести дневник, хорошо выучите свой предмет и т. д. Cписок продолжите сами. Это поможет вам в работе.

РАБОЧИЙ ЛИСТ №1

Заведите свой дневник. Сначала запишите туда свою биографию. Если это сложно, то просто какие-то важные и значимые события из жизни. Далее — ведите дневник каждый день. Записывайте туда все события и свое отношение к ним. Можно вести дневник раз в неделю. Цель дневника — увидеть свою жизнь со стороны. Чем дольше ведете дневник — тем лучше. Я веду дневник вот уже 10 лет. За эти годы видны изменения в различных сферах (работа, карьера, семья). Без дневника эти изменения и личностный рост незаметны. С дневником будет проще увидеть цели и их достижение, легче ставить дальнейшие цели.

  • Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
  • Для чего учителю необходим ИОМ
  • Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
  • Дорожная карта ИОМ
  • Что должен содержать ИОМ? Структура составления
  •  Советы по составлению ИОМ  
  • Инструменты реализации ИОМ
  • Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.

Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:

  • изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;
  •  появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта. 

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ. 

Для чего учителю необходим ИОМ

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога

Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.

 Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:

  • Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;

  • Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени. 

Дорожная карта ИОМ

Дорожная карта содержит:

  1. Тематические направления, определяющие всю работу.

  2. Перечень мероприятий для каждого направления.

  3. Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).

  4. Прогноз и описание ожидаемых достижений.

  5. Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.

  6. Практическое применение ИОМ.

  7. Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.

Данные пункты должны включать следующую информацию:

  • Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)

  • Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)

  • Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе

Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:

– Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;

– Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;

– Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;

Что должен содержать ИОМ? Структура составления

В ИОМ должны входить следующие пункты:

  1. Титульный лист.

  • Название учебного заведения

  • Ф.И.О. педагога

  • Город, год создания

  1. Информационная справка о педагоге

  • ф.и.о.;

  • занимаемая должность;

  • образование;

  • дата аттестации;

  • квалификационная категория;

  • дата прохождения программ повышения квалификации;

  • педагогический стаж.

  1. Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации ИОМ

  • индивидуальная тема самообразования;

  • задачи;

  • цель;

  • форма самообразования;

  • ожидаемый результат;

  • сроки работы над проблемой;

  • форма отчета о ходе работы. 

  1. Дорожная карта

  1. Диагностика проделанной работы с выводами

В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:

  • профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);

  • психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);

  • методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);

  • IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).

Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:

  1. Общие сведения о педагоге

ФИО педагога                                                    
Образование  
Стаж педагогической работы  
Квалификация  
Курс повышения квалификации  
  1. Цель и задачи профессионального развития:

            __________________________________________________

           ___________________________________________________

           ___________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  1. Самодиагностика:    

          __________________________________________________

         ___________________________________________________

         ___________________________________________________    

  1. Дорожная карта:

Тематические направления Перечень мероприятий Сроки реализации Ожидаемый результат Формы и способы предоставления результатов
Профессиональное самообразование         
Психолого-педагогическое        
Методическая работа в образовательной организации        
Информационные технологии        
  1. Оценка достигнутых результатов:

Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.

Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.  

Советы по составлению ИОМ  

Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов. 

Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства. 

Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки. 

В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.

Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением. 

 При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога. 

Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении. 

Инструменты реализации ИОМ

Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.

Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.

Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:

  • повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;

  • работа в профессиональном сообществе;

  • самообразование;

  • методическая работа.

Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции. 

У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.

Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.

Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.

Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста. 

Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО – Федеральный реестр сведений документов об образовании и (​или) о квалификации.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Преподавателю не достигнуть карьерных высот: учить детей целыми днями да заполнять бумажки — вот и вся работа. К счастью, это не так. Мы поговорили с Ариной Старцевой, которая прошла путь от репетитора по математике до руководителя нескольких учебных центров МAXIMUM Education, о карьере педагога и о качествах, необходимых для успеха в сфере образования.

карьера педагога

Карьера педагога: от преподавателя до руководителя учебных центров

О старте карьеры педагога

Арина, почему Вы решили преподавать?

— Я всегда мечтала преподавать. Когда я училась в школе мне очень нравились математика и химия, и я объясняла друзьям после уроков, как решать домашнюю работу. Но родители больше склонялись к тому, чтобы я получила образование, связанное с наукой, а не с педагогикой, поэтому я изучала фундаментальную и прикладную химию в УрФУ. Но даже там преподавание меня не оставляло: я помогала однокурсникам разобраться в материале и мы вместе готовились к зачетам.

Мне всегда интересно доносить до человека знания. Особенно круто, когда человек не сдал с первого раза зачет или экзамен, ты позанимался с ним, вы подготовились — и он сдает. И вот это ощущение — до и после — оно заряжает и мотивирует преподавать.

С чего начался Ваш преподавательский путь?

— С репетиторства. И это был непродолжительный и не самый лучший период моей карьеры. Тогда моем преподавании не было особой структуры. Например, если я готовила к ЕГЭ, то скачивала задания с открытых сайтов и по порядку занималась по этим материалам с учениками. А к экзаменам становилось понятно, например, что дети забывали всю первую часть, потому что последнее время мы решали только вторую. Так что внутреннее понимание несистемности моей работы останавливало меня от того, чтобы набирать больше учеников.

Как Вы решили эту проблему?

— Перешла на работу в MAXIMUM Education в один из учебных центров в Екатеринбурге. Здесь школьников готовят к ЕГЭ по очень четкой и интересной системе, потому что программы занятий составляет специальный Департамент исследований и разработок. Плюс, новые учителя проходят адаптационный курс и изучают основные методики преподавания: как общаться с детьми, как подавать сложный материал просто, как решать конфликтные ситуации… Именно здесь по-настоящему началась моя карьера педагога.

О работе в MAXIMUM Education

Расскажите подробнее о вашей карьере педагога в MAXIMUM Education?

— Я начала работать в компании в 2016 году, и долгое время оставалась в должности преподавателя. Мне не хотелось идти дальше по карьерной лестнице, потому что преподавание только кажется однообразным. На самом деле, каждый год все меняется: разные ученики, разные кейсы, постоянно хочется улучшать свои навыки. 

В преподавании нет предела совершенству — всегда найдешь, чему научиться.

Только к 2020 году я решила, что стоит расти дальше, и подала заявку на должность тимлидера. И уже с сентября того же года я эту должность получила. А в 2021 стала старшим тимлидером. 

карьера педагога

Арина после выпуска с курса тимлидеров: карьера педагога

В чем разница между тимлидером и старшим тимлидером?

— Обе должности скорее административные, управленческие.

Тимлидер курирует несколько направлений в работе всех филиалов в рамках одного города. Я, например, занималась 2 направлениями в Екатеринбурге: естественно-научным и гуманитарным, то есть отвечала за биологию, химию, русский и английский языки и литературу. 

Старший тимлидер курирует еще и партнерские филиалы в других городах. Сейчас в моей зоне ответственности филиалы в Сургуте, Омске, Оренбурге и Тюмени. И еще у меня сменилась команда: теперь я курирую естественно-научное направление и технарей.

Какие еще обязанности у Вас есть, помимо управления филиалами?

—  Во-первых, я слежу за качеством работы преподавателей. У нас есть важные показатели: посещаемость и выполнение домашнего задания. От последнего напрямую зависят результаты учеников, поэтому важно, чтобы наши преподаватели поддерживали его на высоком уровне. 

Во-вторых, это коммуникация с преподавателями и работа с учениками. Бывают разные кейсы: сильные дети, дети послабее, у некоторых нет мотивации и желания учиться. Мы ищем способы решить все проблемы, брейнстормим идеи. 

В-третьих, открытые уроки. Мне важно, чтобы мои преподаватели качественно провели семинар — в соответствии с нашими внутренними стандартами. Это связано с политикой MAXIMUM Education: в каком бы городе не занимались школьники, они получат такой же материал — хоть в Москве, хоть в Екатеринбурге.

В-четвертых, разные мелкие задачи. Например, надо убедиться, что с технической стороны наши вебинары качественные. Составление и распределение бюджета, рейтинга преподавателей, подготовка материалов, обсуждение каких-то текущих задач — все это тоже входит в мои обязанности. 

Продолжаете ли Вы преподавать?

— Да, конечно! Я по-прежнему люблю преподавание, но занимаюсь им в меньшем объеме. Совмещать это с управлением филиалами все же тяжело. Я ведь хочу преподавать на том же уровне, что и раньше, с тем же качеством. Так что у меня просто уменьшилось количество групп. 

О сложностях в работе

С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе и как с ними справляетесь?

— В работе старшего тимлидера самое сложное — тайм-менеджмент. Задач много, и чтобы с ними справляться, нужна хорошая система коммуникации и дедлайнов. Для этого я использую нашу корпоративную почту и календарь в ней: назначаю встречи, отмечаю основные дела. Система выстроена хорошая, поэтому я все успеваю.

Мы с коллегами иногда шутим: если хотите собраться и посидеть, назначьте встречу в календаре, чтобы туда ничего другого не поставили.  

В преподавании самые сложные этапы такие же, как и у учеников. В каникулы не хочется работать, летом хочется гулять, а не сидеть на уроке. Нелегко мотивировать ни себя, ни школьников в это время. Но здесь самое главное — отдавать себе отчет, что ты здесь главный. Только преподаватель, и никто другой, несет ответственность за учеников. Если ты не будешь их мотивировать, то они не будут готовиться к ЕГЭ.

Здесь нужно просто успокоиться, выдохнуть и сказать: «Уставать — это нормально, быть демотивированым — тоже. Но мне нужно сделать это, это и это». После надо выписать все цели, которых тебе нужно достигнуть, закрыть их и уже идти гулять свободным. То же самое надо объяснить и ученикам.

Об успехе в карьере педагога

Какие качества помогли Вам добиться успеха?

— Думаю, эмпатичность в первую очередь. Я стараюсь понять каждого ученика и преподавателя. С другой стороны, я очень системный человек: требую много, слежу за качеством. И это работает: как с учениками, так и с преподавателями.

«Исполнительность учеников — это твоя исполнительность», — сказал мне мой руководитель, который выпускал меня с курса преподавателей. Эта корреляция очень точная и распространяется и на административную часть моей работы: если ты исполнителен, исполнительна и твоя команда.

Что посоветуешь молодым преподавателям, которые только начинают карьеру педагога?

—  Идите в преподавание, только если вы реально любите учеников и хотите преподавать. Готовьтесь к тому, что бывают абсолютно разные люди: и немотивированные ученики, и те, кто хочет получить 100 баллов на ЕГЭ. Нужно относиться хорошо и к тем, и к другим.

Если чувствуете, что устали и хотите сдаться, вспоминайте об энергии, которую дают вам ученики. Неважно, в каком формате ты преподаешь: онлайн, офлайн, 1 на 1 или в группе. От учеников всегда получаешь много положительных эмоций, и эти добрые моменты надо всегда помнить.

Я, например, люблю смотреть мою табличку с показателями, с результатами контрольных точек учеников. Например, какой-то ученик первую диагностику написал на «0», первую контрольную на 40%, а ЕГЭ — на высокий балл. И это моя гордость — ведь отчасти и моя заслуга тоже. Именно это и заставляет меня приходить на работу каждый день.

Такая же головокружительная карьера педагога может ждать и вас — присоединяйтесь к команде преподавателей MAXIMUM Education. У нас вы сможете работать в удобном вам формате: дистанционно или офлайн, в группе или индивидуально. Все материалы для занятий мы предоставим, а еще подскажем, как проводить уроки так, чтобы дети приходили на них с удовольствием и выполняли все-все домашние задания. Отслеживать прогресс учеников будет очень просто: у нас есть удобная онлайн-платформа специально для этого. И приятный бонус — всегда можно обратиться за помощью к дружелюбным коллегам 🙂

Учитель – это сложно,


Учитель – это трудно,


Учитель – это почетно,


А если в семье учительская династия – это ответственно.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

     Путь в профессию… Что его определяет? Осознанный выбор человека, призвание или судьба? Разумеется, каждый из нас ответит по-своему. Размышляя о своем профессиональном пути, могу точно сказать, что все три фактора определили мое педагогическое поприще. Я работаю учителем русского языка и литературы более 20 лет, и за эти годы ни разу не пожалела, что выбрала именно эту профессию.

     Мой путь в профессию начался еще в детстве и, как мне кажется, был определен судьбой. В нашей семье сложилась педагогическая династия. Мои мама, тетя, троюродная сестра по профессии – учителя. Мне, разумеется, тоже пророчили этот путь, но я в то время еще не решила, кем стану в будущем. Мне нравилось множество профессий: актриса, воспитатель детского сада, психолог, педагог. Теперь-то я понимаю, почему именно эти специальности меня интересовали: все они связаны с людьми, умением общаться, выражать эмоции, развивать творческий потенциал. Однако с генетикой не поспоришь. Мой профессиональный путь во многом определила мама, отдавшая всю свою жизнь педагогической деятельности.

ДИНАСТИЯ УЧИТЕЛЕЙ

     Она тоже учитель-филолог, трудится в школе более 45-ти лет. Кроме того, она еще и директор Гурьевского центра образования имени С. К. Иванчикова. Моя мама, Людмила Петровна Санакулова, стала для меня ярким примером истинного педагога, всегда относящегося безупречно к своей работе. Своей неутомимой энергией и работоспособностью, талантом и позитивом, гуманным отношением к людям она показала мне, каким должен быть настоящий учитель-словесник.

     Красивая, умная, жизнерадостная – такой я помню свою маму с детства. Доброта и любовь к детям дополняют ее человеческие качества. Каждое ее движение, жесты говорят о благородстве души и достоинстве. Я старалась быть похожей на нее во всем, и в большей степени мне это удалось. У нас много общего, а главное, профессия учитель, которая является огромной и важной частью нашей жизни.

     Меня, тогда еще совсем девчонку, поразила мамина история профессионального пути. Мама рассказывала, как в детстве она собирала вокруг себя маленьких детей и придумывала им различные игры и конкурсы. Ей очень нравилось быть руководителем этого «маленького коллектива», который беспрекословно ей подчинялся и с радостью выполнял все творческие замыслы. Я тогда подумала, что тоже хочу обладать лидерскими качествами и быть в центре внимания.

     Позже я узнала, что мама, как и я, в юности хотела быть воспитателем детского сада. Но, окончив среднюю школу, она приняла важное для себя решение: стать учителем русского языка и литературы. Мама уехала к своей сестре в далекий Таджикистан и, проучившись там, получила диплом педагога-словесника. Потом несколько лет работала по специальности в Душанбинской школе, обучая грамотной русской речи детей совершенно другой национальности. В Таджикистане мама встретила любовь всей жизни, моего папу, и вышла за него замуж. Вскоре родилась я, и наша семья переехала жить в Россию.

ПРИМЕР ИСТИННОГО ПЕДАГОГА

     Мама, сначала работала инс-пектором в роно, а теперь директором МОУ «Гурьевский ЦО им. С. К. Иванчикова», до сих пор осталась верна своей основной профессии. Она прививает детским умам и сердцам любовь к родному слову, ко всему доброму, вечному и прекрасному.

     Также я вспоминаю, как постоянно видела маму с книгой в руках, в свободное время она любила читать. Ее безграничная любовь к литературе передалась и мне. Следуя ее примеру, я прис-трастилась к чтению, которое впоследствии превратилось для меня в наслаждение и огромную потребность. Проникая умом и душой в какое-либо произведение, я сливалась с героями книги, переживала с ними разные события, радовалась победам и огорчалась неудачам. И по сей день книги для меня – это источник мудрости и человечности.

     А сколько тетрадей мы вместе проверили! Помню, как мама привозила из школы целые стопки диктантов или сочинений, а я любила их читать и находить ошибки. Заметив мой повышенный интерес к такому роду занятий, мама давала мне простой карандаш в руки и предлагала проверить работы. Я с большим старанием и удовольствием проделывала данную работу, представляя себя при этом учителем русского языка и литературы. Как же я была счастлива, если у меня все получалось! Так, с подросткового возраста я училась вырабатывать в себе не только орфографическую зоркость, но и усидчивость, что очень важно для любого учителя-словесника.

ИСКРЕННЯЯ ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ

     А вот еще один яркий эпизод из детства, тоже определивший, возможно, мой профессиональный путь. Однажды мама привезла мне из школы пустой учительский журнал. Для меня это была огромная радость. Ведь он же настоящий! Представив себя сразу же учителем, причем именно словесником, я без особых усилий оформила его. Написала список фамилий своих одноклассников и, посадив вокруг стола кукол, чтобы было интереснее, стала проводить уроки. Моя творческая фантазия и природные педагогические задатки приобретали широкий размах: я объясняла, они «отвечали» и получали оценки. А я, имея в руках учительский журнал, ощущала себя таким важным и нужным человеком – педагогом.

     В моей памяти всплывают и другие картины юности, которые тоже в какой-то степени повлияли на мой выбор – стать учителем. Часто мама посещала с учениками литературные места, театры, ходила с ними в походы или ездила на туристические слеты. Меня она брала с собой. Вот тогда я и обратила внимание на ее взаимоотношения с учениками. Они всегда были доброжелательные, ровные, уважительные. Я видела, что ребята любят и ценят мою маму, доверяют ей и благодарят за непростой учительский труд. В ее добрых глазах и ласковой улыбке я заметила безмерную любовь к детям, желание помочь каждому, кто нуждается в помощи. Мама старалась быть для них не только наставником, учителем, но и мудрым советчиком, другом. Мамино внутреннее богатство передалось и мне. Не кривя душой скажу точно: очень люблю детей, всяких: «простых» и «трудных», «сильных» и «слабых». Главное, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его духовный мир, состояние и полюбить таким, каков он есть.

     Вот так судьба в лице моей мамы подвела меня в старших классах к принятию серьезного решения: стать учителем-филологом. Мой выбор был вполне осознанным и самостоятельным, я хотела работать в школе, учить и воспитывать детей.

     Обучаясь в 11 классе, я ездила на подготовительные курсы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого, и туда же через год, благополучно сдав вступительные экзамены, поступила на факультет филологии. Через некоторое время в связи с жизненными обстоятельствами я стала студенткой заочного отделения и устроилась на работу в поселковую школу.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРОФЕССИИ

     Мои первые годы педагогического труда! Разве можно их забыть?! Знакомство с опытным коллективом, учениками, которые с нескрываемым любопытством изучали меня, старались понравиться. Мои первые уроки, волнительные и в тоже время приятные, доставлявшие позитив и радость от первых побед!

     В 2004 году, окончив университет, я перешла работать в Гурьевскую школу, где в должности директора и учителя русского языка и литературы трудилась моя мама. С этого времени и до сегодняшнего дня мы работаем вместе, являясь коллегами, помощниками и просто друзьями. Гурьевская школа помогла мне как учителю развить свой профессиональный кругозор, научила нестандартно мыслить, творчески подходить к любому делу, добиваться пос-тавленных целей, постоянно совершенствоваться и отдавать себя без остатка любимому делу. Стоит ли говорить, что и здесь моим наставником в профессиональной деятельности стала мама.

     Своими жизненными принципами, настоящим профессионализмом, пониманием и любовью к детям она помогла и помогает мне до сих пор двигаться только вперед. Например, мама считает, что три вещи нельзя купить ни за какие деньги: веру, надежду, любовь. При этом она считает, что все это у нее есть.

     «Вера согревает мне душу, помогает не впасть в отчаяние и наполняет мою жизнь глубоким смыслом и ощущением своей нужности. Надежда… Я надеюсь, что когда-нибудь учитель станет главной профессией на земле, что исчезнут зло и обиды, зависть и ненависть, что люди будут жить мирно и счастливо. Я люблю, конечно, не только то дело, которому служу. Я люблю свою семью, чужих детей и вообще людей в целом. Я люблю жизнь со всеми ее проблемами, радостными мгновениями и бесконечной ответственностью. Я верю, надеюсь, люблю – значит я живу!» – признается в разговоре мне мама.

ВЕРНОСТЬ ПРОФЕССИИ – ПО НАСЛЕДСТВУ

     Ее позитивное отношение к жизни благотворно воздействует на мои мысли и чувства, окрыляет в минуты душевного уныния и слабости, дает силы внутренне расти. Ее нескончаемое трудолюбие, добросовестное отношение к любимому делу, глубокая преданность профессии передались мне по наследству. Мои профессиональные достижения отмечены грамотами, дипломами. Ежегодно принимаю участие в районных и областных семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях, за что имею сертификаты и благодарственные письма.

     Разумеется, мне еще далеко до профессионального роста мамы, которая награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», Дипломом и орденом редакции энциклопедии «Лучшие люди России», знаком «Трудовое отличие» Всероссийской общественной организацией Героев, Кавалеров Государственных наград и Лауреатов Государственных премий «Трудовая доблесть России», медалью «За вклад в развитие образования», Почетным знаком «Директор года – 2016» V Всероссийского образовательного форума «Школа будущего», «100 лучших школ России», является соавтором научного издания «Реальности сельской школы», имеет Почетные грамоты и благодарности губернатора Тульской области.

     В дальнейшей деятельности я планирую добиться еще больших успехов и не останавливаться на достигнутом.

     Я безгранично люблю свою работу даже в те минуты, когда бывает невыносимо тяжело, когда кажется, что душевные силы иссякли и неоткуда им черпать жизненную энергию. Именно в эти сложные для меня моменты я в очередной раз прихожу к выводу, что профессия учитель – это призвание, которое дается человеку свыше. Можно работать всю жизнь педагогом, но при этом им не стать. Я считаю, что именно «призванный Богом» учитель всегда найдет в себе силы служить своему делу, сохранять верность профессии, любить ее как семью, близких, Родину. Такие мысли вдохновляют мою душу и дают возможность двигаться дальше.

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК – ЛИЧНОСТЬ

     Встречаясь каждый день со своими учениками в школе, передавая им весь свой запас знаний на уроках, проводя с ними классные часы и другие школьные мероприятия, я твердо понимаю: мы непрерывно обогащаем друг друга уроками жизни, так необходимыми каждому человеку, воспитываем личными примерами, даем мудрые советы, помогающие осознать философские вопросы нашей цивилизации. Например, на уроках литературы мы не только анализируем то или иное художественное произведение, читаем отдельные эпизоды, отвечаем на вопросы, связанные с текстом, но и сопоставляем эту книгу с реальной жизнью, с тем временем, в котором мы живем. Вот тогда и начинаются чудесные мгновения размышлений моих детей о настоящей любви, дружбе, понимании счастья, доброты, предательства… Я ощущаю, что в эти минуты они превращаются в неких «мудрецов», правдивых и искренних, каждый из которых, выражая мнение, по-своему прав. Умение мыслить, слышать себя и других, способность трезво оценить ситуацию, творчески подойти к любому вопросу – все это является системой моей работы на уроках. Я тонко чувствую любого своего ученика, вижу в каждом индивидуальность и, безусловно, личность, которую надо уважать, слышать, понять и которой иногда требуется поддержка. Я всегда и во всем стараюсь быть для них мудрым наставником, другом, советчиком. А как же иначе? Ведь мы нужны друг другу. Разумеется, отдача есть, и я очень счастлива, осознавая это. Между мной и детьми всегда проходит яркий и согревающий луч взаимного уважения, доверия и любви. Ученики наполняют меня жизненной энергией, позитивным отношением ко всему окружающему, ощущением вечной душевной молодости. Разве это не настоящее счастье для педагога?

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

     Но могла ли я всего этого добиться, если бы по-настоящему не любила свою профессию, если бы она стала для меня просто материальной необходимостью или обязанностью ее иметь? Нет, не могла бы. Только высокое чувство любви к своему делу помогло мне приобрести значительный педагогический опыт, достичь прочных профессиональных результатов и лишний раз убедиться в том, что профессия учитель – это великое человеческое призвание.

     Преемственность поколений непрерывно живет в веках. Это неугасающий факел сердец, передающих друг другу свои знания и жизненный опыт. Время связало меня и мою маму одной прочной нитью, разорвать которую невозможно. Ее имя – педагогическая династия. У нас одна работа, одна семья, а значит, одна судьба, которой мы безгранично благодарны.

Елена ЧЕТВЕРГОВА, учитель русского языка и литературы Гурьевского ЦО им. С. К. Иванчикова

Добавить комментарий