Вот мы и подобрались к этой важной теме — продакшн музыки в узнаваемом стиле. Вообще-то слово «найти» в контексте индивидуальности мне не совсем нравится, гораздо более верным было бы применять слова вроде «выработать», «создать», «отточить» и им подобные. Попробую объяснить почему.
Что означает слово «стиль» в более глубоком его понимании? На ум сразу приходят примерно такие ассоциации: steel → сталь → стержень → характер → личность → индивидуальность → харизма → сила.
Уверен, каждый способен сам сделать выводы из этого ассоциативного ряда. Если интересно, мои мысли по этому поводу следующие:
Просто. будь (или стань). собой.* Несмотря ни на что. Да, в эпоху, в которой нам довелось жить (мобильные технологии, всеобъемлющий интернет, «гребёнка» PR-технологий и т.д.) это не просто и даже чревато возникновением дискомфорта и агрессивностью внешней среды (родителей, друзей и остального социума), но стремиться к этому сто́ит.
* Это вовсе не значит что нужно стать маргиналом и асоциальным неконтактным типом. Достаточно хотя бы меньше поддаваться влиянию «среды»: телека, интернета, глянца и ИХ идеалов + «слышать» себя. Если ты сейчас вспомнишь музыкантов, музыку которых считаешь нестандартной/стильной/новаторской и перечитаешь пару абзацев выше — прочувствуешь эту связь
В принципе, после фразы «просто будь собой» можно и не продолжать, но для более качественной передачи смысла этой записки я подготовил чёртову дюжину советов, придерживаясь которых (по моему субъективному мнению), можно выработать свой стиль в музыке за гораздо меньший период времени. Итак,
1. Статьи и видеоуроки — нахер.
Эти вещи душат в тебе ту силу, которая толкает на самостоятельное изучение интересующего вопроса. «Благодаря» видеоурокам и разжёванным статьям ты становишься лишь «одним из», приятель. Ты стал на путь музыканта — ты его и пройди. Сам.
2. Музыку в плеере — нахер.
Постоянно звучащая в плеере музыка не оставляет тебе времени на формирование собственных музыкальных идей и ходов. Волей-неволей ты будешь писать музыку под влиянием прослушиваемого тобой материала.
3. Подражание кумиру — нахер.
Здесь всё просто — кому нужен очередной клон продижди/полавандайка/сквайерпушера и т. д.? Уж точно не тебе, а слушателю — тем более.
4. Модные течения — нахер.
Ты заметил как много в двухтысячных однотипной и однообразной музыки? И как бросаются продюсеры туда, что становится модным? Не уподобляйся и не иди на поводу навязываемым ценностям. И да: перечитай ассоциативный ряд к слову стиль — там ни слова о моде;)
5. Страхи — нахер.
Осмеют на форуме? Не пустят в ротацию на радио? Не возьмёт в сет диджей? Тебе до этого точно не должно быть никакого дела, дружище! Выражай себя, ломай стереотипы, получай радость от выражения своих чувств и мыслей.
6. Вдохновение ищем во всём кроме музыки.
Отдыхай от музыки. Задействуй остальные органы чувств. Вдохновение — это красота, а уж её-то в мире невероятно много.
7. Читаем биографии и интервью с выдающимися музыкантами.
Интервью часто помогают сформировать свои собственные мысли на определённые вопросы. Хорошие интервью мотивируют и подсказывают альтернативные варианты действий. Ну и помогают не набивать шишки и тратить время на «изобретения велосипедов»:)
8. Экспериментируем, экспериментируем, экспериментируем.
Я постоянно твержу, что развитие, опыт и эксперимент — неразделимые вещи. Не научишься ездить на велосипеде по видеоурокам и книгам, для этого нужно просто сесть на велик и начать крутить педали, понимаешь?
9. Библиотеки семплов создаём сами.
Речь идёт о семплах, которые «отражают характер»: FX, вокальные врезки, голоса улиц и производств. Хотя, в идеале было бы неплохо иметь и собственные библиотеки ударных например.
10. Осваиваем любимый музыкальный инструмент.
Это не так сложно как кажется. Буквально пару часов тренировок в день — и ты через каких-то полгода-год уже более-менее сносно играешь сам. Вообще, владение инструментом для продюсера имеет очень большой смысл. Не стану повторяться, я уже писал об этом на «Nch-nch!».
11. Больше оффлайна.
Не сиди сутками в смартфоне и перед компьютером. Все эти форумы, соцсети и блоги — штука хорошая, но жизнь и сеть вещи разные. Вот прямо сейчас, дочитав эту запись, позвони другу/подруге и пригласи их погулять. Не соглашаются — иди сам.
12. Выжимаем максимум из минимума инструментов.
Веришь, есть масса примеров того, что можно написать трек, используя лишь один синтезатор или семплер! Это, конечно, крайности, но вместо скачивания нового плагина — лучше дойди до черты, когда ты сможешь сказать: «Да, чёрт возьми, я знаю этот инструмент как свои пять пальцев!».
13. Внимание — деталям.
Уверен, у тебя в памяти есть треки, сотый раз прослушивая которые, каждый раз можно открывать новые и новые интересные нюансы. Это кропотливый труд, но он того сто́ит. Не ленись, прорабатывай детали.
Ну вот собственно и всё на сегодня. Удачи!
Наверняка о своем собственном стиле задумывался каждый начинающий или более опытный музыкант. Стремление к индивидуальности и самобытности понятно, но возможно ли создать свой собственный «стиль» в музыке с нуля?
Вопрос неоднозначный, ведь все уже так или иначе придумано, потому что ни один из великих музыкантов и композиторов не писал музыку, что называется, «из воздуха». Все что делается – это своеобразный симбиоз той музыки, которую мы когда-то слышали. Даже если представить, что Вы напишите что-то новое и будете считать себя творцом «оригинальной идеи», то в 99% случаев это музыка, которую до Вас уже кто-то сочинил. А вот о том, как найти свой стиль в музыке, и имеет смысл поговорить.
Что для этого нужно?
Самый основной совет, который можно дать – просто будьте собой. Да, это максимально банально, но все что будет дальше – это не какие-то божественные откровения. Нужно стараться не терять своей индивидуальности, не быть как все, ориентируясь на окружающие факторы и стандарты, которые диктует нам телевизор или интернет.
Это не значит, что нужно становиться каким-нибудь маргиналом, который отрицает все современные устои общества. Достаточно просто уметь фильтровать информацию, отбирая для себя только то, что действительно нужно и важно.
Все это звучит максимально обобщенно, поэтому для большей конкретики приведем несколько дельных советов:
- Не нужно стремиться копировать манеру исполнения своего кумира. Да, он именно поэтому и стал Вашим кумиром, потому что Вам нравится его музыка, но всегда нужно стремиться к индивидуальности.
- Не всегда то, что модно, нужно брать за основу. Сейчас и так огромное количество однотипной музыки, поэтому если Вы будете делать то же самое, то Вы станете только «одним из».
- Не бойтесь начинать. Высмеют друзья? Напишут что-то плохое на форуме? Это вообще ничего не значит и не должно Вас волновать. Главное, чтобы занятие музыкой приносило Вам настоящее удовольствие, а навыки придут вместе с практикой.
- Не нужно фокусироваться только лишь на музыке. Находите время и для других вещей, отдыхайте, встречайтесь, рисуйте, т.е. живите обычной жизнью. Весьма вероятно, что эти дополнительные источники вдохновения помогут Вам и в музыке.
- Вдохновляйтесь примерами великих (на Ваш взгляд) музыкантов. Читайте их интервью – в них достаточно часто звучат дельные советы и мысли, которые будут полезны начинающему музыканту. Это как своеобразный обмен опытом.
- Больше экспериментируйте. Еще ни один человек не научился ездить на велосипеде, читая статью «Как научиться ездить на велосипеде?». Нужно просто взять велосипед и начать крутить педали – логика здесь максимально простая.
- Найдите свой музыкальный инструмент. Здесь все индивидуально, потому что кому-то нравятся барабаны, кому-то гитара и т.д. Музыкальный инструмент – это база, на основании которой будет формироваться тот стиль исполнения, который Вам больше нравится.
Невозможно изобрести новые лады или ритмы, но форма каждой музыкальной композиции может быть оригинальной, начиная от мелких деталей и до целого. Форму нельзя вписать в какую-то однозначную схему, а фразировку невозможно математически спланировать. Именно здесь все заранее заданные элементы музыки (ритм, лад, гармония) обретают свободу, становясь цельным – тем музыкальным языком, на котором музыкант общается со своими слушателями.
Собственный музыкальный стиль формируется из мелодического, гармонического, ритмического языка и, конечно же, умения работать с формой. Стинг или Битлз тоже не были новаторами в музыке, но их звучание оригинально и хорошо узнаваемо, т.е. у них действительно был свой стиль. И это то, к чему нужно стремиться каждому музыканту.
Как найти свое уникальное звучание? Вопрос о поиске своего звука возникает из-за того, что у наших любимых артистов и проектов существует особое узнаваемое звучание. Большинство новичков хотят получить такую же «уникальную» особенность и думают об этом до начала своей карьеры или на этапе создания саунда. Но необходимо ли об этом думать? В статье рассмотрим эту проблему с нескольких сторон, чтобы новички получили ответ на вопрос, однако узнать что-то новое могут и артисты со стажем.
Главное правило – нужно быть расслабленным
Успешность любого дела заключается в терпении. Победитель никогда не будет бежать «вперёд повозки», а просто плывёт по течению, то есть принимает текущую ситуацию и живёт ею. Если у новичка нет мыслей о будущем звучании, то это не страшно, ведь даже опытные артисты иногда начинают что-то с чистого листа, без понимания того, что их ждёт. В этой «загадке» и заключается вся прелесть ситуации – ты просто не знаешь, что получится потом и будешь с нетерпением ждать этого.
Но если артист имеет уже базу треков и начинает своё творчество с самого начала, то может возникнуть проблема, когда используется старый шаблон музыки. Такое приводит к ежедневной рутине, а вдохновение быстро пропадает. Тем более слушатель это почувствует и высок риск негативной реакции. Поэтому нужно действительно быть в состоянии «чистого листа».
У новичков совсем иная проблема, ведь музыкального опыта нет, из-за и этого отсутствует некая уверенность и вдохновение. Но опыт не является проблемой. У всех популярных артистов не было практики, однако они сделали шикарную карьеру. Стоит только искать резонанс, который образует ваш стиль.
Проводилось интервью с одним известным артистом, которому задали вопрос о том, как он начал писать треки, какие моменты его вдохновили или побудили. В ответ было сказано, что он просто каждый день играл любимые песни на гитаре и постепенно они превращались во что-то новое, непохожее на стиль музыкантов – это и стало толчком для создания песен.
Вышеописанная ситуация работает с чем угодно – гитара, голос, DAW, пианино. Резонанс напрямую связан с вдохновением. Если артист будет слушать песни, которые его вдохновляют, то музыка и мир будут чувствоваться ярче, что приведёт к формированию стиля. Причём такой метод нельзя назвать поиском чего-то нового и своего, ведь это возвращение к тому, что уже является «родным».
В психологии существует термин «импринтинг» – запоминание какой-либо информации в момент, когда организм находится в стадии максимальной чувствительности и восприимчивости (изучение новой и интересной информации). Это работает и с современной музыкой, так как часто бывает, что она вызывает ощущение родного и яркого.
Если вас волнует собственный звук, то просто забудьте об этом. Примите то, что его нет. Лучше потратьте время на изучение различных инструментов, теории, музыкального мира, создание домашней студии и так далее. Все эти моменты пригодятся начинающему артисту для полноценного создания музыки. В какой-то момент стиль у вас наверняка появится, даже если вам не будет так казаться, то это докажут другие.
Искусственное создание стиля
И всё же, некоторые моменты уникального звучания могут формироваться искусственно, например, саунд-дизайн. Возьмём современный Progressive Trance и этот же стиль 10-летней давности. Практически невозможно найти отличий в гармонии, темпе, построении треков и настроении. Конечно же, саунд-дизайн меняется каждый год из-за выхода новых плагинов, обновлений DAW и прочего, но при этом за основу берётся всегда одно и то же.
Стоит рассказать ещё об одном примере. Есть несколько продюсеров в жанре техно. У них похожи ритмы и настроение, но звучание разное. Связано это с тем, что у каждого свои вкусы: один по длинным звучаниям ударным, другой по коротким звукам и т.п. Новичку стоит задуматься и понять, к какому звучанию его тянет, какого характера звуки нравятся, какой привлекает баланс в миксах. Из этих кирпичиков и складывается уникальное звучание.
Таким образом, уникальное звучание образуется совершенно спонтанно – нужно просто слушать музыку и заниматься любимым делом. Если пытаться создать что-то новое без вдохновения, то это в любом случае провал. Пробуйте новое, тренируйтесь, уникальный звук придет и к вам!
Основатель проекта Recording Revolution Грэхем Кокран написал заметку о поиске собственного звука, которую разослал подписчикам Email-рассылки проекта. По мнению Кокрана, найти собственный звук не получится, его можно только выработать, вдохновляясь звучанием других групп и объединяя свои усилия с другими музыкантами. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод материала.
За 8 лет существования Recording Revolution я понял, что аудитория проекта — это не только звукорежиссеры, но и обыкновенные музыканты, авторы песен, продюсеры и многие другие. Я понял, что все, кто изучает премудрости звукозаписи и сведения музыки, хотят создавать музыку, которую увидит мир. Музыку, которая уникальна и значима. Музыку, которая выделяется на фоне всего остального.
Когда перед музыкантами встает вопрос о том, как должна звучать песня, мы часто теряемся в поисках ответа на него. Ситуация выглядит таким образом, что написать, записать и свести песню намного проще, чем понять, как она должна звучать. Поиск собственного, уникального и неповторимого звука становится мучительным путешествием, полным вопросов без ответов.
Мы хотим звучать подобно нашим любимым исполнителям, но в то же самое время не хотим повторять их звук, хотим быть уникальными. Мы придумываем хуки и последовательности аккордов, но по какой-то причине они звучат точно так же, как большинство песен из любимого плейлиста. Казалось бы, чтобы сделать что-то новое, достаточно покинуть привычную нам зону комфорта и начать мыслить не стандартно, но это не дает нужного результата, а получающаяся музыка оставляет желать лучшего.
Я очень долго бился в поисках собственного звука, пока не пришел к нескольким выводам, сделавшим мою жизнь намного проще. О них я и хочу рассказать, но прежде чем мы начнем, давайте поговорим об одном популярном мифе, в который верит практически каждый музыкант.
У вас должен быть собственный уникальный звук, не похожий ни на кого другого.
Эта фраза — один из самых опасных советов, который я слышал в спорах о поиске собственного звука. Услышав его, мы начинаем думать, что не хотим звучать, как Led Zeppelin, Queen или любая другая группа. Затем мы перестаем слушать и изучать звучание любимых групп, опасаясь стать их полной копией. Правда в том, что вы никогда не сможете стать чьей-то копией на 100%.
Я видел множество музыкантов, которые могли записать дюжину отличных песен, но ограничились лишь парой-тройкой посредственных композиций. Всему виной их нежелание звучать так, как Led Zeppelin, The Beatles или Эд Ширан. Они попросту побоялись изучить звук, который хотели получить. Но только так можно найти собственный саунд: изучая звук других музыкантов и пытаясь его повторить, мы приходим к собственной музыкальной идентичности.
Я считаю, что поиск собственного звука должен начинаться с понимания, что вы из себя представляете как исполнитель. Большего добиваются те музыканты, кто честно говорит себе: «Да, я знаю, что нахожусь под влиянием этих групп». Они не прекращают писать песни, даже если треки похожи на чье-то творчество, и в конечном итоге находят свой звук. И в таком подходе нет ничего плохого. Просто задумайтесь: все прекрасные группы и музыканты сформировали свой саунд, находясь под чьим-то влиянием.
Хорошим примером для сравнения может служить эволюция гитары в музыке. Современные рок-гитаристы учатся играть по риффам и гаммам Джими Хендрикса и Джимми Пейджа. Блюзовые гитаристы пристально изучают игру Мадди Уотерса, Би Би Кинга и Бадди Гая, чье звучание во многом основано на игре Роберта Джонсона и Ти-Боун Уокера. Похожий паттерн можно найти среди вокалистов, клавишников, барабанщиков в любых стилях музыки. Понимание этого подводит нас к первому совету, касающемуся поиска собственного звука.
1 Собственный звук нельзя найти, его можно только сформировать
Когда вы садитесь за новую песню, худшее, что можно сделать в этот момент — это потратить бесчисленное количество времени на размышления о том, как она должна звучать в вашей голове. Вместо того, чтобы тратить время на бесполезные раздумья, — сделайте демку, грубую зарисовку того, что пришло в голову. Важно записать саму идею, пусть даже с использованием только одного инструмента.
Добавляя к этой идее все больше инструментов, вы обнаружите, что музыка двинулась в совершенно другом направлении. То, что начиналось, как зарисовка в духе вашей любимой группы, постепенно превратилось в вашу собственную музыку, в которой от источника вдохновения не осталось практически ничего.
Для формирования собственного звука вы должны писать, записывать и сводить музыку. Не переживайте, если несколько первых идей не так хороши, как хотелось бы — не существует песен, которые сразу же звучат круто.
В мире найдется бесконечно огромное количество песен, которые не переросли статус демоверсии, хотя они написаны топ-исполнителями. Несмотря на это, каждый новый трек приближает музыканта к формированию своего звука и собственной музыкальной идентичности. Чем больше мы сочиняем и записываем, тем выше наше мастерство, и тем ближе момент нахождения своего неповторимого саунда.
В одном из интервью Эд Ширан как-то сказал, что написание песен похоже на работу сантехника.
«Это как засорившийся кран. Вы поворачиваете ручку, и из крана долго льется грязная вода. Постепенно она сменяется чистой. С песнями точно такая же ситуация. В самом начале пути вы будете писать плохие песни. Мои треки были ужасными, мой вокал был ужасным — на днях я переслушал свои первые музыкальные опыты и реально ужаснулся! Чем больше вы пишете, тем лучше у вас получается — из крана постепенно начинает течь только чистая вода».
— Эд Ширан
Если такое говорит обладатель Грэмми, то в этом определенно есть доля правды. Поэтому поиск собственного звука — дело наживное. Чем больше пробуешь, тем ближе к нему подходишь. Да, может потребоваться не одна сотня попыток, но в конечном итоге вы найдете то, что ищете.
Сегодня, когда собрать студию звукозаписи можно за несколько сотен долларов, у вас нет причин не писать музыку, нет причин для отказа от поиска собственной идентичности. Не важно, на каком уровне находятся ваши навыки работы со студийным оборудованием — в Интернете найдется уйма бесплатной информации о том, как работать с DAW, придумывать интересные песни и сводить музыку.
Сочиняя музыку, не задерживайтесь на одних и тех же песнях. Экспериментируйте со стилями, направленностью и характером сочиняемой музыки. Выходите из зоны комфорта и творите, а потраченное время окупится появлением различных музыкальных черт, присущих только вам.
Написание совершенно разных песен облегчает поиск собственного звука. Напишите балладу о муках любви, танцевальную легкомысленную песню, какой-нибудь забойный рок-трек. Переслушивая свои работы, вы будете подмечать в них общие музыкальные черты — это и есть ваш звук.
2 Вдохновляйтесь звучанием других исполнителей
Вам не нужно копировать музыку других исполнителей, чтобы найти свой звук. Вам нужно только вдохновляться звучанием других музыкантов.
Взгляните на последний альбом Daft Punk «Random Access Memories». Стилистически и по своему звучанию этот альбом вдохновлен американской музыкой конца 1970-х и начала 1980-х. Можно ли говорить, что они полностью скопировали музыку того времени и выпустили неуспешный альбом? Нет! Совместив звук 1970-1980-х с собственными наработками (вокодером и синтезаторами), электронный дуэт создал один из самых коммерчески успешных альбомов. Пластинка возглавила чарт Billboard 200, а сингл «Get Lucky» стал одним из самых продаваемых синглов в истории музыки. В дополнение к этому, Daft Punk получили 5 премий Грэмми.
Возьмем другой пример — второй альбом Maroon 5 «It Won’t Be Soon Before Long». Работа вдохновлена многими исполнителями из 1980-х — в музыке слышно влияние Принса, Майкла Джексона, Talking Heads и Шаббы Рэнкса. Сингл «Makes Me Wonder» быстро взлетел на первую строчку Billboard Hot 100, но никто при прослушивании этой работы не сказал: «Эй, да эти же парни полностью скопировали чужую музыку!».
Звучит сомнительно? Тогда вот еще несколько примеров успешных песен и их источников вдохновения:
- Bruno Mars «Locked Out Of Heaven» и The Police «Message In A Bottle»;
- Muse «United States of Eurasia» и Queen «Bohemian Rhapsody»;
- John Mayer «Half of My Heart» и Stevie Nicks & Tom Petty «Stop Dragging My Heart Around»;
- The Strokes «Last Nite» и Tom Petty & The Heartbreakers «American Girl»;
- Daft Punk «Get Lucky» и Bee Gees «Night Fever»;
- Amy Winehouse «Tears Dry On Their Own» и Marvin Gaye & Tammi Terrell «Ain’t No Mountain High Enough»
- The Weeknd «In The Night» и Michael Jackson «The Way You Make Me Feel».
Послушайте все эти песни — даже при явном влиянии одних композиций на другие, между ними не так много общего. Хитрость в том, что все мы пишем музыку по-разному, применяем какие-то собственные приемы. Ваша индивидуальность проявляется в особенностях работы с вокалом, ритмом и фразировками, подходам к записи сведению музыки.
Чтобы вдохновлять музыкантов своим творчеством, нужно самому чем-то вдохновляться. Взяв за основу старый саунд и совместив его с тем звуком, на котором вы выросли, и тем звуком, который вам нравится сейчас, вы получите отличный гибридный звук, который удивит слушателей.
Оглянитесь на 20-30 лет назад и посмотрите, какие альбомы, жанры, инструменты и звуки были популярны в те времена, а затем совместите их с тем, что популярно сейчас. Возьмите творчество тех исполнителей, которые вам нравятся, и посмотрите, чем они вдохновлялись, а затем используйте эту информацию для своей следующей песни.
Вопреки распространенному мнению, гораздо проще найти свой звук, музицируя с кем-то еще, чем пытаться сделать это в одиночку. Когда вы работаете с кем-то еще, вы делитесь своими идеями друг с другом, охотнее экспериментируете со звуками и инструментами. Благодаря этому, вы быстрее генерируете новые идеи и придумываете какие-то интересные вещи, на которые в одиночку у вас бы ушло намного больше времени. При этом я советую объединять свои усилия с кем-то, кто обычно работает в другом жанре.
Я лично видел плоды такого подхода. Однажды, пытаясь создать что-то новое, я решил объединить свои усилия с одним приятелем. Мы совместили мою любовь к року и вокалу с его талантами в области синтезаторов: я привнес в звук гитары и вокал, мой товарищ — грязные и шероховатые синтезированные звуки. То, как он работал с синтезаторами, направило мои идеи в совершенно новом, неожиданном, но интересном направлении.
Музыка должна быть плодом совместного творчества и не важно, идет ли речь о двух парнях в студии, целой группе или оркестре. Не бойтесь объединений и ищите единомышленников, которые работают в других музыкальных жанрах. Вы удивитесь, какую крутую музыку можно сделать вместе.
Найдите кого-нибудь, кто вам интересен, через SoundCloud, объявление в газете или сообщение в социальных сетях. Напишите этому человеку, предложите встретиться, скажите, что заинтересовались его музыкой и хотите сделать что-нибудь вместе. Вряд ли вам откажут. Пообщайтесь побольше с человеком, найдите точки соприкосновения и попробуйте работать вместе. Установить связь проще, чем кажется.
Да, музыку можно делать и в одиночку, но если у вас есть единомышленник, то добьетесь большего. Будьте открытыми для мыслей других людей, обменивайтесь идеями, записывайте и придумывайте как можно больше. Ни в коем случае не упирайтесь во что-то одно: худшее, что можно сделать вместе, это пытаться биться над одной идеей, не обращая внимание на другие пришедшие мысли.
Надеюсь, что эти три совета помогут вам найти свой звук. Эта проблема имеет массовый характер и вы не одиноки.
Вы решили стать певцом или певицей? Отлично! Надеемся, что это не беспочвенное желание и вы обладаете подходящими вокальными данными. Стоп, а подходящими для чего? Что это вообще значит «подходящими»? Об этом сегодня и поговорим: как выбрать стиль музыки, в котором вы будете звучать органично, который подойдет особенностям вашего голоса и будет соответствовать вашим вкусам. Определенные типы голосов, как правило, подходят для конкретных музыкальных жанров. Хотя выбирать и соответствовать какому-то определенному стилю тоже не обязательно, но знать об их особенностях и техниках исполнения полезно.
Что вы любите слушать и петь?
Для начала нужно определиться с вашими вкусовыми предпочтениями. Во время исполнения песен важно любить то, что вы поете, получать от этого удовольствие, поэтому крайне желательно любить ту музыку, которую вы собираетесь исполнять.
Если вы не можете определиться с жанром любимой музыки или слушаете всё подряд, и вам всё нравится, вспомните, каким песням вы любите подпевать, какие эмоционально трогают вас. Откройте свой плейлист, если у вас таковой имеется, или создайте новый в приложении (например, VK, Яндекс музыка, YouTube и т.д.) на основе рекомендаций, основанных на вашем поиске. Выделите для себя не менее 10 песен, которые вы хотели бы исполнять сами. Можно их отнести к одному музыкальному стилю? Если да, то вы нашли свой жанр! Если нет – ищем дальше.
Представляете ли вы себя каким-то конкретным исполнителем или у вас есть кумир, на которого вы хотите быть похожим? Может быть, вы хотите петь в кружении танцоров, или с гитарой в руках, или танцевать сами и бегать по сцене, или спокойно выступать в камерной обстановке – это и есть первые шаги в определении своего музыкального стиля.
Вокальный диапазон
Очень важно определить свой вокальный диапазон, чтобы легче было выбирать песни, которые вы сможете использовать для оттачивания своих вокальных навыков. Вокальный диапазон измеряется от самой низкой до самой высокой ноты, которую вы можете петь.
Определить его можно самостоятельно. Вашим обычным естественным голосом пропойте на одной ноте звук «аааа». Не изменяя громкости, постепенно понижайте голос, пока ваш голос не начнет дрожать или прерываться. Затем повторите процесс в обратном направлении (вверх). Поздравляем, вы нашли свой вокальный диапазон. Обратите внимание, что на данном этапе не стоит надрываться и насиловать свои голосовые связки, пытаясь расширить свой диапазон, включив в него экстремально низкие или высокие ноты, так вы рискуете навредить своему голосовому аппарату.
Давайте сразу определимся с вашим грудным голосом или модальным регистром. Когда вы поете, вы должны почувствовать, как ваш голос резонирует в вашем теле, в грудном отделе. Пение грудным голосом – это ваша зона комфорта для пения, так как грудная клетка – это естественное место, куда вы будете направлять свой звук. В связи с этим, попробуйте найти несколько песен, которые, по ощущениям, вписываются в этот естественный регистр, прежде чем пробовать что-то более авантюрное.
Когда вы повышаете и понижаете высоту своего голоса, вы чувствуете, как он резонирует в разных частях вашего тела: верхний регистр – в голове, нижний – в диафрагме. Если во время пения вы чувствуете, что мышцы шеи начинают напрягаться, это означает, что вы находитесь на грани вашего естественного модального регистра, это нормальное состояние, но это способ вашего тела сообщить вам, что вы начинаете перенапрягаться.
Помните, что пение должно быть комфортным для вас, для вашего тела. И как любые физические упражнения, вокальные занятия полезны, если они регулярны, и вредны, ели они редки и продолжительны, с перегрузками связок. Тут, как и в любой деятельности, важно вовремя остановиться, чтобы не навредить себе и не потерять голос.
Посмотрите на себя со стороны
А лучше – послушайте. Послушайте как вы звучите для других людей, и вы удивитесь насколько это отличается от того, что слышите вы внутри себя. Запишите свое исполнение песни на видео или диктофон и прослушайте. Зафиксируйте для себя свое первое впечатление от прослушивания. Если результат вам не понравился, проанализируйте с чем это может быть связано: ваш голос просто звучит по-другому и непривычно для вас или песня не подходит к вашему голосу, а может быть вам в принципе не нравится ваш голос или ваша манера исполнения, тогда лучше позвать еще кого-то для прослушивания или занятий по вокалу. Любое неудовлетворение своим пением рассматривайте как как возможность развить свой голос.
Что нужно знать о музыкальных жанрах?
Если коротко, то их много, и они условны. Не обязательно относить свое творчество к какому-либо жанру. Вы можете развивать свои вокальные способности, открывать для себя какие-то уникальные фишки исполнительного мастерства и со временем уйти совсем в другой музыкальный стиль или совмещать их, смешивать – это творчество, в котором нет четких и правильных инструкций.
Тем не менее, важно, чтобы вы были знакомы с различными вокальными техниками, которые характерны для определенных жанров, изучали их и развивались как вокалист.
Рассмотрим наиболее популярные жанры для вокалистов и особенности техник исполнения.
Поп-музыка
Это, пожалуй, самый распространенный музыкальный жанр, который стоит выбрать, если вы идете в ногу со временем, молоды и поете в более высоком регистре. Хотя это всё условно и совсем не означает, что вы не можете петь поп, если у вас, например, низкий голос. Молодость тоже не является критичным фактором, но учтите, что многие поп–певцы часто включают в свои выступления танцевальные движения, поэтому придется быть в хорошей физической форме.
Еще некоторые особенности и рекомендации для исполнения песен в стили поп.
-
Старайтесь петь своим естественным голосом и вообще будьте проще, так вы станете ближе свои фанатам. Но быть проще – не значит петь ровно и неинтересно, используйте вокальные приемы, чтобы сделать свое исполнение уникальным и запоминающимся.
-
Одним из таких приемов является «фальцет», при котором ваши голосовые связки напрягаются, но не сходятся посередине, пропуская больше воздуха для получения высокого, хриплого звука. Такие приемы можно услышать, например, в творчестве Джастина Тимберлейка, Витаса. Чтобы петь фальцетом, попробуйте имитировать голос ребенка, при этом вы должны почувствовать, как ваш голос вибрирует в носовой полости.
-
Другая вокальная техника называется «vocal fry», что дословно переводится как «вокальная поджарка», которую можно создать, когда ваши голосовые связки ослабевают и смыкаются, препятствуя потоку воздуха, создавая низкий, хриплый звук. Для примера послушайте припев песни «Hero» Энрике Иглесиаса или начало песни Бритни Спирс «Baby One More Time». Для достижения эффекта «vocal fry» представьте, что вы только что проснулись и издаете первый стон за день, при этом вы должны почувствовать, как ваш голос вибрирует в горле.
Рок-музыка
Рок – это ваш вокальный стиль, если вам нравится его слушать, вы любите быть громким и раскованным. Рок-исполнители, конечно, очень разные, но что их всех объединяет, так это мощная подача, которая просто необходима, чтобы перекричать барабаны, гитары и басы, поэтому трезво оценивайте возможности своего голоса.
Особенности вокала.
-
Некоторые рок-исполнители стремятся брать высокие ноты для создания драматического эффекта. Отличительным приемом для этого является вокальная техника «belting», которая по сути является музыкальным криком. При использовании данного приема поют на высоких нотах в полную силу, т. е. вокал переходит в приятный на слух крик, не переходя на фальцет в верхнем регистре. Это звук твёрдого нёба: то есть, голос направлен именно на твёрдое нёбо и звук туда необходимо резко «бросить». Бэлтинг применим на определенном участке диапазона. Такое название вызвано следующей ассоциацией: когда вы затягиваете ремень на поясе, то переводите свой голос из нижнего регистра, (или «грудного голоса»), в более высокий (или «головной голос»), что позволяет вам получить гораздо более мощную высокую ноту.
-
Характерной для рок-вокала является хрипотца в голосе. Кому-то она дана от природы (тогда точно присмотритесь к этому музыкальному стилю), а кому-то стоит потренироваться, чтобы добавить ее к своему вокалу. Начните с рычания в вашем естественном модальном регистре и обратите внимание на то, как это ощущается в вашем горле. Привыкнув к этим ощущениям «прорычите» без слов любой фрагмент песни. Если получилось – переходите к тексту.
-
Помните, что вышеописанные приемы могут повредить ваши голосовые связки, поэтому не увлекайтесь и, как говорится, держите руку на пульсе, обращая внимание на сигналы, которые вам посылает тело.
Хип-хоп и R&B
Эти музыкальные жанры для тех, кто хочет высказаться, пользоваться популярностью молодого поколения, умеет держать ритм и имеет хорошую дикцию. Если вам знакомы такие слова, как драм-машины, сэмплы, битбоксинг и скретчинг, то вы на верном пути. И хотя исполнители часто при звукозаписи подтягивают свой голос до нужных нот, овладеть некоторыми приемами всё же стоит.
-
Например, обратите внимание на технику «мелизма», когда пропевается один слог текста при последовательном переходе между несколькими различными нотами. Примером может служить исполнение Уитни Хьюстон или Ашера. Чтобы научиться петь сверхбыстрые, сложные вокальные партии, начните с нескольких простых мелизматических фраз, предварительно убедившись, что вы сделали хороший глубокий вдох. Попробуйте пропеть половину мажорной гаммы, напевая один слог.
-
Подпевайте вокальным партиям некоторых популярных исполнителей, разбивая их на более мелкие и контролируемые фрагменты, поработайте над ними по-отдельности, затем постепенно соединяйте их вместе, пока не сможете выполнить полный прогон.
Джаз
Пожалуй, один из самых сложных жанров в плане вокала: чтобы стать настоящим джазовым певцом, вам нужно с нуля досконально изучить теорию музыки. Но для начала джаз нужно полюбить, слушатель обязательно это почувствует. Помимо любви и музыкального образования, следует овладеть определенными методами исполнения джаза.
-
Главное в джазе – это импровизация, в которой вы можете использовать такие вокальные приемы и техники как, например, «скэт», когда голос используется для имитации инструмента. Стоит выучить несколько гамм, чтобы вы инстинктивно знали, с какими нотами играть. Послушайте Армстронга, Джерро, Кэллоуэй и многих других.
-
Еще один ключ к джазовому пению – это то, как вы чувствуете ритм. В джазовых номерах обычно чувствуется свободный свинг. Джазовые вокалисты как бы играют этой раскованностью, избегая пения непосредственно в такт. Многие джазовые исполнители усиливают это ощущение, скользя вверх или вниз по нотам, которые они поют, придавая вокалу мечтательный, непринужденный характер, популярный у таких исполнителей, как Фрэнк Синатра и Дин Мартин.
-
Слайд или скольжение по нотам – прием, при котором вы выбираете ноту, которую вам удобно петь, затем постепенно увеличивайте и уменьшайте высоту тона на одном непрерывном дыхании. Как будто дернули струну гитары и скользите по грифу. Прием кажется простым, но применить его к реальным песням может быть сложнее. Сначала убедитесь, что вы хорошо знаете песню, чтобы знать, к каким нотам вы стремитесь, и тщательно планируйте свои вдохи – вам понадобится больше воздуха, чтобы исполнять слайды.
-
Изучайте джазовые стандарты – песни, которые были приняты в постоянный репертуар джазовых групп по всему миру. Это не только познакомит вас с широким спектром джазовых мелодий и поможет запомнить их, но и облегчит вам исполнение песен с другими джазовыми музыкантами, которые также будут знакомы с этими стандартами, если вы надеетесь выступать с группой.
Подытожим
Конечно, мы осветили не все музыкальные жанры, в которых у вас может возникнуть желание проявить себя как вокалиста. Мы лишь рассмотрели наиболее популярные. Вы можете попробовать себя, например, в исполнении романсов, бардовской песни, регги, блюза и т.д. Вы даже можете замахнуться на оперу, но исполнители данного жанра должны иметь соответствующее образование и классическую школу вокала: просто хороших вокальных данных и желания петь недостаточно.
В поисках своей музыкальной ниши не ограничивайтесь одним музыкальным жанром. Каждый стиль музыки имеет свои вокальные особенности и приемы, которым могут научиться практически все певцы, поэтому не стесняйтесь выбирать и использовать столько приемов и советов, сколько захотите. В конце концов, почему бы не смешивать и сочетать некоторые из описанных техник? Экспериментируйте и ищите способы наиболее выгодного представления себя и своего вокала в исполнении. Успехов вам в поиске своего места на музыкальном олимпе!