Как найти свой стиль речи

Как найти свой стиль в текстах

«Стиль — это у Пушкина, у Толстого! А какой стиль текста может быть в соцсетях? Это же просто посты!» — возможно, вы открыли эту статью именно с такими мыслями.

Когда мы думаем о том, как найти стиль речи в текстах, то не говорим о том, что нужно стремиться быть на уровне классиков или подражать им. Мы говорим о поиске своего авторского голоса. Времена меняются, появляются новые форматы, но авторы, у которых есть свое звучание, узнаваемы и в наше время.

На авторскую позицию приходят читатели. Порой в соцсетях вы встречаете рассказ без подписи и точно знаете, кто его автор, потому что узнали характер и стиль. У многих блоггеров стиль формируется неосознанно, но на какие-то вещи вы можете обращать внимание и сознательно. И что-то менять, если не устраивает, как ваши посты выглядят со стороны.

Из чего складывается авторский стиль

Порой в разговорах о том, как найти стиль текста, люди упоминают лишь внешнюю часть: метафоры, ритм, особенности языка. Но ваши истории не существуют и не воспринимаются в отрыве от всего остального: ценностей, образа жизни, того, как вы говорите и даже того, как вы комментируете чужие посты в соцсетях.

Всё это — нарратив, метаистория о вас. Она создается из частей и в представлении читателей складывается в единое целое.

Что же формирует эту историю? Давайте рассмотрим опорные точки, на которых базируется стиль в текстах:

как найти стиль текста

1. Тема и идея

Даже если вы пишете статьи или посты на разные темы, чаще всего в них будет некое объединяющее звено, центральные идеи, общие темы. Чем лучше удается выделить эти темы, тем лучше люди запоминают вас как блогера и могут ответить на вопрос, о чем ваш блог.

Если тематика блога у вас резко меняется, например, из-за того, что вы переехали в другую страну, мы можем говорить и о частичной смене авторского стиля. В большинстве случаев смена локации или тематики, смена вашей жизненной позиции в целом повлияет и на языковые средства, которые вы используете в речи.

Еще один важный момент заключается в том, что тему вы можете выбирать в зависимости от задач, которые ставите перед блогом. Если вы сейчас формируете репутацию, то можете писать больше профессиональных постов, чтобы создать в глазах читателей образ эксперта.

Если ваша цель — привлечь внимание, собрать вокруг себя побольше народу, посты могут быть провокационными, направленными на бурные обсуждения, сбор комментариев. Это тоже может быть целью. И тоже повлияет на ваш авторский стиль в текстах.

Читайте также: Как выбрать курсы обучения и не прогадать

2. Пространство текста и его особенности

Блоги базируются на ценностях, которые вы транслируете в мир. На основе этих ценностей вы осознанно или неосознанно вводите в пространство текста те или иные составляющие.

Частью пространства может стать всё, что угодно: интерьер, пейзаж, внешний вид героев, то, как они обмениваются репликами. Для чьих-то историй действующим героем может быть даже само пространство — город или дом.

Если до этого вы использовали детали неосознанно, вы можете пересмотреть свои посты и обратить внимание на пространство текста. В какой атмосфере чаще всего происходит действие? В коммуналке, в центре города или на пустынном берегу моря? Уже только из описаний этих локаций люди могут считать что-то о вас, сформировать свои ассоциации с вами и с тем, о чем вы пишете.

Эти ассоциации можно создавать спонтанно, а можно — осознанно вводить в пространство текста предметы, которые помогают создать нужный контекст. Мозг читателя включается, когда в тексте есть картинка. Вы можете создавать нужную картинку с помощью деталей: шума городских авто или кресла в загородном доме, запаха кофе по утрам или вкуса пирожных в кафе. Подобные детали включают у читателей телесные реакции — и люди вовлекаются в ваши тексты сильнее.

Читайте также: Как совмещать онлайн-образование и жизнь?

3. Элементы сюжета

Когда мы говорим о том, как найти стиль речи в тексте, конечно же, не можем не упомянуть сюжет. Может показаться, что постов в соцсетях недостаточно для создания сюжетов, но это не так. Даже в размер одного поста вы можете вплести сюжетную линию.

Если вы проанализируете все ваши посты или статьи, то заметите, что сюжеты в них повторяются. И это тоже — часть вашего авторского стиля в текстах. Существуют разные классификации сюжетов. В этой статье я писала о четырех типах сюжетов для бизнеса.

Сюжет, как и другие составляющие стиля, можно применять осознанно и собирать вокруг себя тех, кому близка ваша позиция. Если вы пишете о быстром росте, успехе, достижениях, наверняка в ваших текстах будет прослеживаться сторителлинг по типу «из грязи в князи». Если ваш конек — самоанализ, планомерное движение, маленькие шаги, скорее всего, вы выберете сюжет «Осада крепости» и будете рассказывать о том, как постепенно справлялись с той или иной проблемой.

4. Средство языка

Языковые средства — это чаще всего то, что ассоциируется со стилем в текстах. Это обороты, метафоры, рефрены — всё, что вы используете для усиления ваших слов. В эту же категорию можно добавить еще несколько важных пунктов.

Например, одна из составляющих стиля в текстах — дистанция до читателя. Общаетесь ли вы отстраненно, на «вы» или всегда на «ты» и готовы тут же перейти в личную беседу, к более близкому знакомству? В какой позиции вы находитесь по отношению к читателю: назидательно вещаете сверху или обсуждаете на равных как партнеры? Используете ли вы цитаты или юмор?

Если мы говорим о том, как найти стиль текста, нельзя упускать и ритм. Ведь тексты с разным ритмом и со схожим содержанием будут восприниматься по-разному. Текст с короткими обрывистыми предложениями создает напряжение. Тогда как плавный рассказ и длинные витиеватые фразы погружают читателя в спокойствие, чуть ли не в медитативное состояние.

Как видите, авторский стиль создается не только из метафор или эпитетов. И в первую очередь — не из них. И чтобы формировать свой стиль, важно прежде всего исходить из задачи и понимать, для чего вы хотите использовать тот или иной элемент? А еще — не бояться экспериментировать, читать других авторов и искать свое звучание, за которым в итоге и будут приходить в ваш блог.

Популярные онлайн-курсы Школы Контента

Подписывайтесь на социальные сети школы контента!

Чтобы правильно определить стиль текста, посмотрим, какие речевые средства используются для его создания. Каждому стилю, кроме нейтральной общеупотребительной лексики, присущи свои языковые средства.

Например, научный стиль характеризуется обилием терминов той отрасли знания, о которой идет речь. Для научного стиля характерно множество абстрактных существительных, а также синтаксически сложные предложения. У научного стиля свои жанры: научная статья, доклад, монография, реферат, аннотация и т.д.

Для официально-делового стиля присущи стандартные выражения, безличные предложения, слова со значением долженствования (должен, обязан, необходимо, следует и др.). Официально-деловым стилем пишут, как правило, документы: инструкции, характеристики, справки, отчеты, заявления, доверенности и т.д.

Публицистический стиль характерен для газет и журналов, выступлений на радио и телевидении, на митингах и собраниях. В речи публициста используются обращения, риторические вопросы, побудительные предложения и общественно-политическая лексика.

Обычно публичистическим стилем пишут репортажи, очерки, заметки, газетные статьи, интервью, фельетоны.

Художественным стилем пишут рассказы, повести, романы и стихотворные произведения малых и больших форм. Для создания образной, яркой и эмоциональной речи здесь уж не обойтись без эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и других художественных тропов.

Разговорный стиль беседы между людьми, телефонного разговора, письма и т.д. характеризуется употреблением разговорных слов (электричка, картошка, нянька), эмоционально-оценочных слов

( дружище, браток, сестренка). В разговорном стиле широко используют обращения, побудительные и восклицательные предложения и прямая речь.

Как определить и доказать тип и стиль речи

Категория: Русский язык.

Как определить и доказать тип и стиль речи

Как определить тип речи и доказать свою точку зрения

.

1. Описание. Этот текст представляет собой изображение (явлений, предметов, лица) путем последовательного перечисления и раскрытия его главных признаков, то есть его можно определить как описание. Описывая (человека, картину природы, предмет) автор говорит о таких признаках, как (конкретно). Используя характерные для описания языковые средства (например, эпитеты, сравнения, наречия, ряды однородных членов и др. ), автор достигает цели данного типа речи, которая заключается в том, чтобы читатель увидел предмет описания, смог представить его в своем воображении.

2. Повествование. Перед нами повествование, так как это рассказ о событии с соблюдением временной последовательности. Для любого повествовательного текста общим является наличие завязки (начало события), развитие самого события и развязка (конец повествования), такие структурные элементы сюжета мы можем найти в этом тексте. Можно рассказывать как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого лица (рассказчик назван или обозначается с помощью местоимения «Я»), в данном тексте – … Можно отметить преобладание в тексте глаголов, что также характерно для повествования.

3. Рассуждение. Текст представляет собой рассуждение, так как его строение и языковые средства характерны для данного типа речи. По определению рассуждение – это исследование свойств разнообразных предметов и явлений, рассмотрение их взаимосвязи, в данном тексте автор размышляет о…

Рассуждение строится по логической схеме: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть), затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод. Данная структура отличает данный текст.

Как определить стиль речи и доказать свою точку зрения.

1. Этот текст – яркий образец публицистического стиля. Его отличают стилевые черты, характерные для публицистических текстов, – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, лаконичность, доступность. Автор размышляет о … и утверждает, что… При этом он стремится к тому, чтобы его рассуждения были поняты и доказательны, используя при этом языковые средства эмоционального воздействия. Важную роль играет здесь эмоционально-экспрессивная лексика (общественно-политическая лексика и фразеология, заимствованные слова), многообразны средства языковой выразительности – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция. Рассуждения автора отнесены не к абстрактному человеку, а к нам, ныне живущим людям. Автор убеждает нас в том, что … Всё сказанное … не оставляет нас равнодушными, заставляя задуматься о многом.

2. Так как перед нами отрывок из произведения …, можно утверждать, что перед нами образец стиля художественной литературы. Его отличают стилевые черты, характерные для художественных текстов, – использование средств других стилей, широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка, разнообразный по характеру синтаксис. Несомненно, можно отметить индивидуальность языка писателя, что тоже характерно для художественного стиля. Художественный образ создаётся в гармонии таких языковых средств, как эпитеты (примеры – на каждый, который нашли), сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др. Читая этот текст, мы получаем не только информацию о…, но и эстетическое удовольствие от яркого, образного русского языка, которым он написан.

Метки: Русский язык

Автор говорит: ищем свой уникальный голос

Как выработать собственный стиль и зачем он вообще нужен писателю

«Ищите свой голос», ― часто слышат молодые авторы на курсах по писательскому мастерству. Совет почти так же популярен, как рекомендация писать о том, что знаете. А потом юный падаван осторожно уточняет у учителя или поисковой системы: «А это… что?» ― и нередко впадает в ступор. Что имеется в виду под «голосом» в контексте художественной прозы? Как он соотносится со стилем? Уникальный ― это какой? И единственный ли это критерий хорошего стиля? Давайте разберемся в тонкостях писательской работы вместе с литературным редактором и автором книги «Причеши меня. Твой текст. Редактура художественной прозы: от стиля до сюжета» Екатериной Звонцовой.

Что такое авторский голос?

Голос позволяет читателю узнать вас из множества авторов (и полюбить). Предельно обобщая, можно сказать, что авторская подача включает в себя:

  • Слог. Часто ли вы используете метафоры, любите ли быстрокрылые парцелляции, придумываете ли сложноподчиненных слонопотамов сложноподчиненные предложения. Авторский стиль складывается из использования литературных тропов и стилистических фигур. Подробней о них читайте в этой статье.

  • Структура. Это все, что связано с выстраиванием повествования. На что делается упор: пейзажные описания, диалоги, действия героев? Как вы делаете переходы между сценами? Сколько в тексте появляется нарраторов (рассказчиков), и как это работает на решение авторской задумки? Как течет время в повествовании: линейно, ретроспективно, перескакивая из будущего в прошлое и наоборот и т. д.

  • Авторская интонация. Вы можете относиться к происходящему иронично, а можете нагнетать атмосферу, веселить читателя или пугать его.

Примеры авторского голоса

Если читатель говорит о тексте «красивый», «тяжелый», «богатый», он, скорее всего, имеет в виду слог. Если звучат характеристики «перегруженный», «стройный», «неровный», значит обсуждается структура. А оценка по критериям «ироничный», «сухой», «задушевный» отсылает нас к авторской интонации.

Дело в том, что стиль писателя складывается из всех трех пунктов. Поэтому придется уделять внимание и стилю, и логике текста, и звучанию нарратора в произведении. Давайте на примерах посмотрим, как справляются или не справляются с этой задачей известные авторы.

  • Леонид Юзефович

    Лирико-философский

    «Филэллин»

    не был бы таким без стилизации. Леонид Юзефович обыгрывает слог романов XIX века. «Бунт и анархия не лучше тирании, свойственное как народам, так и отдельным людям стремление к свободе должно быть удовлетворено при свете закона, а не во мраке конспирации. Все рожденное во тьме имеет обыкновение пожирать своих детей».

  • Альбер Камю

    Не понимая, какого воздействия вы добиваетесь, вы запутаетесь в языковых средствах.

    «Чума»

    задумывалась безусловно гнетущей. Сильнее всего пугают и пронзают нас не стилистически нарядные тексты с обилием образной речи, а сухие, почти документальные произведения, потому что читаются как свидетельства реальных событий.

  • Брэм Стокер

    На гармоничной структуре вообще строится любое восприятие. Некоторым читателям сложно эмоционально вовлечься в финал

    «Дракулы»

    . Происходит это потому, что структурно концовка получилась слишком сжатой: не хватает как динамики, так и раскрытия. Это резко контрастирует с тем, как написано три первых четверти этой книги.

Как найти свою уникальность

Никто не расскажет вашу историю так, как вы: с вашими тропами, ритмом, образами и настроением. Даже если вы попробуете звучать как кто-то другой (например, написать текст в жанре dark academia следом за

Донной Тартт

), рано или поздно ваш голос возьмет верх.

Вдохновляться другими писателями бывает даже полезно. Например, если вы:
1. пока не чувствуете свой текст, работаете в новом для себя жанре или с непривычной эмоциональной палитрой (ваш персонаж тихоня или, наоборот, эксцентрик);
2. не знаете себя и своих возможностей как автора.

Важно не повторять бездумно за понравившимся писателем элементы стиля и структуры, а анализировать. Почему вы выбрали именно эти приемы, чем они вас зацепили, как использованы в тексте? Потом постарайтесь адаптировать их к своим героям и сюжету. Скорее всего, вы придете к свежим решениям.

Аспекты авторского голоса

  • Это соответствие того, как вы рассказываете историю прежде всего с ее жанром. Сказке требуется одна образность и эмоциональность, детективу ― другая, любовной драме ― третья. Многое зависит от эпохи и культуры, к которым книга привязана. Хороший пример ― четкая разница в подаче азиатского и западного фэнтези, да и не только фэнтези.

    Текст должен соответствовать характеру персонажа, глазами которого читатель на все смотрит, в чьих мыслях находится и чей опыт проживает. Роман о жившем в XVIII веке 50-летнем враче не может звучать, как роман о современной американской школьнице. Два этих героя расскажут истории по-разному, разными средствами выразительности, с отличной друг от друга структурой повествования. В поле их внимания попадут разные детали, они будут испытывать свои собственные эмоции и так далее. Автора за их голосами не должно быть слышно. Если ваша книга ― от лица рассказчика, то важно следить за голосом нарратора. Он может быть не только человеком, который повествует о событиях. В классический текстах часто встречается всевидящий рассказчик, который читает мысли персонажей, знаете обо всех их поступках. Но даже в этом случае помните о четырех вещах, которые люди не любят: поучения, манипулятивность, навязчивость и фаворитизм.

  • Грамотная работа со стилем, четкое понимание, что утяжеляет восприятие и где предел этой тяжести, знание структур текста и умение не пренебрегать связками избавят вас от бед. «Это очень сложно!» — скажете вы. Есть один лайфхак: чтение вслух. И визуализация. Представляйте хотя бы иногда ваши главы как эпизоды фильма. Прокрутите их мысленно от начала до конца ― и вы найдете все провалы.

  • Способность «играть» голосом внутри одного текста. Например, это необходимо, если историю рассказывают сразу несколько героев, которые находятся в разных эмоциональных состояниях. В этом случае должны отличаться: ритмика, литературные тропы, способ передачи мысли и аргументированность в речи.

    Попытайтесь попробовать разные жанры. Это совет со звездочкой для тех, кто уверен в себе или хочет испытать себя на прочность. Вам не будет цены, если сегодня вы пишете исторический роман о том самом пожилом враче, который по поручению императрицы охотится на вампиров, а завтра ― приключенческий Young Adult об американской школьнице, все мечты которой сводятся к карьере полицейского офицера.

Как же добиться успеха? Читать, читать и еще раз читать. Анализировать подходы разных авторов. Примерять на себя и искать свой. И слушать своих героев, конечно, они могут поведать много интересного!

литературный редактор, автор разножанровых романов и нон-фикшн книги

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Стили речи — это разновидности русского литературного языка, для которых характерна определенная сфера применения и особые языковые средства и жанры.

Рассмотрим, что такое стили речи в русском литературном языке, выявим цель употребления, стилевые особенности и характерные признаки.

Что такое стиль?

В русском языке слова, обороты речи, фразеологические единицы характеризуют как нейтральные, торжественные и сниженные.

Большинство языковых единиц принадлежат к нейтральным, общеупотребительным. Они являются базой для всех стилей русского языка. Стиль создается на основе сочетания нейтральных и специфичных языковых средств, характерных только для этого стиля речи. Практика употребления русского языка в процессе его использования в разных сферах общественной жизни отобрала определённый набор языковых средств и форм их реализации (жанров) в соответствии с функциями языка:

  • общение (коммуникация);
  • сообщение (информация);
  • воздействие.

В результате функционирования языка постепенно сложились его разновидности, принадлежащие к определенной сфере общественной жизни: политике, науке, культуре, деловым и бытовым отношениям и пр. Каждой разновидности присущи особые черты, языковые средства и жанры. С этой точки зрения определим, что такое стиль:

Определение

Стиль — это разновидность литературного языка, которая применяется в какой-либо сфере общественной жизни и имеет характерные для него черты, языковые средства и жанры.

В русском литературном языке различают следующие стили речи:

  • научный стиль;
  • публицистический стиль;
  • официально-деловой стиль;
  • художественный стиль;
  • разговорный стиль.

Стили речи

Каждому стилю речи принадлежат отличительные признаки:

  • сфера применения;
  • цель (задача речи);
  • стилевые черты;
  • языковые средства;
  • жанры.
Стиль Сфера использования Жанры Языковые средства
Научный Наука, техника, образование Научная статья,  монография, учебник, реферат, доклад и др. Абстрактные существительные, термины, усложненный синтаксис и др.
Публицистический Средства массовой информации Очерк, статья, заметка, интервью, эссе, репортаж, фельетон Общественно-политическая лексика, экспрессивная лексика, фразеологизмы, оценочная лексика
Официально-деловой Законодательство, делопроизводство Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, договор и др.) Официальная и канцелярская лексика, стандартные выражения, безличные предложения
Художественный  Художественная литература Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, пьеса и др. Широкое применение образных средств, восклицательные, вопросительные предложения
Разговорный Повседневное общение Бытовая беседа, просьба, личное письмо, телефонный разговор, комплимент и др.  Разговорная и просторечная лексика, эмоционально-оценочные слова, побудительные предложения, обращения, прямая речь

С этой точки зрения рассмотрим каждый стиль речи русского литературного языка.

Научный стиль

Название этого стиля четко указывает на его сферу применения в общественной жизни. Если открыть любой учебник, справочник, энциклопедию или научный труд (монографию, диссертацию, доклад, реферат, аннотацию и пр.), то выясним, что текст изложен научным стилем литературного языка.

Научный стиль

С помощью научного стиля речи реализуется цель — сообщить сведения. Для этого стиля характерна подчёркнутая логичность. Важные стилевые черты — это точность и доказательность в сообщении сведений о предмете исследований или размышлений.

В текстах научного стиля невозможна неопределённость или двусмысленность. Для научного стиля присуще обилие терминов как слов, не обладающих многозначностью. Наряду с терминами широко используются абстрактные имена существительные, а также востребованы сложные предложения. Научные тексты лишены эмоциональности или экспрессивности.

Убедимся в этом, прочитав пример теста научного стиля:

Процесс слияния нескольких народов или отдельных значительных групп в один крупный народ и его дальнейшее этническое сплочение по мере экономического и культурного развития носит название консолидации. Другим очень распространенным в настоящее время этническим процессом является ассимиляция, заключающаяся в поглощении одним народом небольших, обычно разобщённых групп других народов; процессы ассимиляции наиболее характерны для развитых многонациональных стран массового оседания иммигрантов (США, Канада и другие страны Америки, Австралия, Франция и т. д.)

Справочник «Население земного шара»

Публицистический стиль

Публицистический стиль — это разновидность литературного языка, которая используется средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и пр.) с целью сообщения важных сведений в мире политики, народного хозяйства, культуры, а также воздействия на читателей и слушателей с целью формирования у них определенной точки зрения.

Публицистический стиль

Этот стиль применяется в периодической печати, общественно-политической литературе, в выступлениях и речах на митингах, предвыборных кампаниях, съездах и пр. Укажем его характерные стилевые черты:

  • эмоциональность
  • актуальность
  • использование призывов
  • яркость

В текстах публицистического стиля наряду с нейтральной широко используется общественно-политическая лексика, речевые публицистические стереотипы, риторические вопросы, обращения, побудительные предложения.

Пример

По итогам последнего голосования на парламентских выборах претендентом в бундестаг стала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которая с небольшим перевесом обошла партию Ангелы Меркель ХДС/ХСС. Главным кандидатом на пост канцлера считают Олафа Шольца (из партии СДПГ).

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль востребован в письменном оформлении различных документов. Основная его задача — сообщить информацию. Этот стиль речи используется при написании законов, указов, приказов, справок, отчетов, заявлений, объявлений, инструкций, протоколов, доверенностей и пр.

Официально-деловой стиль

Для официально-делового стиля характерен предварительный отбор языковых средств, который состоит в использовании готовых стандартных выражений, клише, отглагольных существительных (предписание, постановление, нарушение, действие), слов со значением долженствования (необходимо, нужно, обязательно, следует, обязан и пр.).

В написании документов не используются экспрессивные языковые средства. В оформлении документации широко употребляются безличные или неопределенно-личные предложения. Это стиль речи довольно консервативен. Он характеризуется исторически сложившимися жанрами и оборотами речи, которые почти не меняются с течением времени.

Пример

Граждане обязаны:

выполнять требования санитарного закона, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

(Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Художественный стиль

Художественный стиль реализуется в творчестве писателей и поэтов. Цель художественного стиля — воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью ярких образов, созданных мастером слова.

Художественный стиль

Так же, как и другие стили речи, он базируется на нейтральной лексике и вместе с тем сочетает языковые средства других стилей, и не только. Чтобы сделать восприятие читателя многоплановым и ярким, художник слова использует эмоционально окрашенную лексику, а также слова ограниченной сферы использования (диалектизмы, профессионализмы) и даже просторечия.

Образность и выразительность художественного стиля речи создают тропы и стилистические фигуры речи: метафоры, эпитеты, олицетворения, гиперболы, сравнения, аллегории, анафоры, эпифоры и пр. Эти языковые средства увеличивают возможность объективного отображения действительности, усиливают эмоциональный фон произведения и в то же время помогают образно и лаконично передать суть персонажа, явления, события.

Художественный стиль востребован в прозе, поэзии и драматургии, где существуют определенные жанры:

  • трагедия, комедия, драма, фарс;
  • роман, повесть, новелла, рассказ;
  • поэма, стихотворение, ода, басня, романс и пр.

Проиллюстрируем художественный стиль отрывком из произведения писателя А. Куприна:

В воздухе разлит крепкий и нежный, похожий на запах хорошего вина, аромат увядающих клёнов. Под ногами шуршат жёлтые, мертвые листья, покрывающие густым слоем дорожку. Деревья убрались пёстро и ярко, точно для предсмертного пира. Еще оставшиеся кое-где местами зелёные ветки причудливо перемешаны с осенними тонами, то светло-лимонными, то палевыми, то оранжевыми, то розовыми и кровавыми, переходящими изредка в цвета лиловый и пурпуровый. Небо пустое, холодное, но его безоблачная синева приятно ласкает взор.

Разговорный стиль

Разговорный стиль — это язык непринужденного общения. Он используется как средство коммуникации, установления непосредственного контакта между говорящими или пишущими.

Разговорный стиль

Разговорный стиль в основном принадлежит устной речи. Он используется в бытовых и непринужденных профессиональных отношениях.

Для этого стиля речи характерны неофициальность, отсутствие предварительного выбора языковых средств, а также широкое использование внеязыковых способов общения, как жесты и мимика.

Основным языковым средством является разговорная лексика, существительные с оценочными суффиксами (тётенька, малышка), слова со сниженной окраской (вляпаться, офигеть).

Для разговорного стиля характерно обилие вопросительных, побудительных и восклицательных предложений, усеченных оборотов речи, неполных предложений.

Разговорный стиль речи реализуется в неофициальной беседе, приватном разговоре,  в общении по телефону, личной переписке, в дневниковых записях.

Пример

Приветик, милая подружка Светочка!

Спешу сообщить, что  я быстро добралась к тётке в деревню. Здесь так классно! Наконец-то могу дрыхнуть, сколько хочется. Свежий воздух просто пьётся глотками, и рядом речка. В такую духотищу это просто спасение. Не представляю, как ты там живешь в этих каменных джунглях! Собирай свои манатки и приезжай отдохнуть в выходной день. Не пожалеешь!

Твоя Надя.

Хотя в разговорной речи допускается свобода выбора языковых средств, тем не менее этот стиль речи является несомненной составляющей русского литературного языка. Разговорная речь образованных людей вполне литературная, и в то же время она отличается от книжных стилей речи, связанных со строгими языковыми нормами.

Видео «Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический»

Тест

Добавить комментарий