Как найти свой стиль рисования персонажей

Пожалуй, это самый частый вопрос, который задают себе начинающие художники.

Как найти свой стиль в рисовании

Я и сама часто задавала этот вопрос. Ведь он вполне логичный.
Ты хочешь, чтобы твои картинки отличались от рисунков сотен тысяч других художников, хочешь чтобы тебя узнавали и восхищались, чтобы у тебя появилось много тысяч подписчиков и поклонников творчества. Это нормально.

Но, поверьте, не стоит зацикливаться на этом вопросе, в самом начале своего пути. Попробуйте сначала просто научиться рисовать. Да, на это может уйти не один месяц или даже год

(опытные художники поговаривают, что на это должно уйти не менее 10 тысяч часов).

Как только вы начнете много и часто рисовать, ваш стиль САМ ВАС НАЙДЕТ!
Понимаю, звучит странно, и неправдоподобно. Но это действительно так.
Потратив несколько лет на рисование, вы станете замечать, что чаще используете одни и те же приёмы.

Например, определенную манеру рисования черт лица. Или что вам нравится рисовать определенной кистью(имеется ввиду диджитал) или материалами. Или что вы используете одни и те же палитры цветов. Или что у ваших персонажей сформировались определенные пропорции тела. или определенная манера покраски. Или что, впринципе, у вас родился свой собственный персонаж.
Вот всё это суммарно и создаст ваш индивидуальный стиль рисования.

Как же узнать, какой кистью вам нравится рисовать, или цветами, или как найти свои пропорции? Просто пробовать! Пробовать как можно больше и чаще. Можно подглядывать у более опытных художников, подмечать, детали, которые вам откликаются, пробовать их на практике

(не воровать один-в-один работы, а именно пробовать приемы и техники).
И ваш стиль ОБЯЗАТЕЛЬНО вас найдет. И ваши работы станут узнавать даже без подписи.
Обещаю!

Некоторые художники не могут дать ответ, даже начиная пересматривать свои работы.

Возможно, именно в незнании вашего стиля кроется причина вашей неуверенности, когда кисть прикасается к холсту. Найти свой стиль в рисовании очень важно. Это помогает чувствовать себя увереннее и быстрее находить идеи и вдохновение.

Сразу предупреждаем, что нет пошаговой инструкции того, как найти свой стиль в иллюстрации. На то он и ваш личный, уникальный. Стиль должен быть аутентичным, должен отражать личность автора. 

Поэтому в этой статье мы только расскажем советы, и следуя им вы можете найти направление. Направление, из которого в будущем сможете развить собственный уникальный стиль.

Иллюстрация сделана преподавателем Procreateschool Евгенией Назаровой

Иллюстрация сделана преподавателем Procreateschool Евгенией Назаровой

Каждый из нас по своему уникален. Как часто вы слышали эту фразу? Уверена, что тысячи раз. Но она до сих пор не ощущается правильно. Ведь большинство идей приходит только тогда, когда вы смотрите чужие работы, и вы поражаетесь: как ему пришла такое в голову?

Да, вы можете копировать работы художников, кто вас вдохновляет. Для вас это станет хорошим упражнением, возможностью набить руку. Стоит как следует изучить и проработать детали, которые у вас до этого плохо получались.  

Но публиковать копии чужих работ не стоит — я думаю, вы это понимаете. Преподнесите себя как уникальную личность, оставляя изюминку в своем творчестве. Попробуйте брать чужие идеи за основу, но максимально видоизменять их по себя. Со временем вы поймете, что вам нравится и начнете двигаться в этом направлении. 

Иллюстрация сделана преподавателем Procreateschool Евгенией Назаровой

Иллюстрация сделана преподавателем Procreateschool Евгенией Назаровой

Задумайтесь и вспомните о тех рисунках, которые у вас получались лучше всего. Можете заглянуть в свои работы, чтобы найти ответ. Посмотри вот на что:

  1. Определитесь с каким цветом вам нравится больше всего работать.

  2. Создайте список любимых вами тем. На какие темы, мотивы вам легче всего рисовать?

Ответы могут прийти не сразу. Не расстраивайтесь — читайте дальше.

Иллюстрация сделана преподавателем Procreateschool Евгенией Назаровой

Иллюстрация сделана преподавателем Procreateschool Евгенией Назаровой

Каждый человек должен учиться находить и признавать свои ошибки. Нам обычно с детства прививают мысль о том, что ошибки — это плохо. На самом деле, ошибки — это лучшее, что может быть. Это именно то, что позволяет вам расти. Становиться лучше, не стоять на месте.

Художники этому не исключение. Практически у каждого есть свои слабые стороны. Те детали, которые у вас очень плохо получаются и практически не используются в роботах.

Да, можно не обращаться на это внимание, ведь у вас есть еще и сильные стороны. Стоит больше прикладывать усилий для развития сильной части. Но и с трудностями также необходимо бороться, уделить немного времени для того, чтобы проработать свои ошибки. Старайтесь развиваться во всех областях — тогда в дальнейшем для вас не будет ничего непреодолимого.

Иллюстрация сделана преподавателем Procreateschool Евгенией Назаровой

Иллюстрация сделана преподавателем Procreateschool Евгенией Назаровой

Эти аспекты хотелось бы упомянуть отдельно. Например, взять строение человека. Вы должны знать о каждой косточке, которая находится внутри нас, чтобы создать реалистичную иллюстрацию. 

Как только вы изучите структуру построения дома, вам будет нетрудно создать целый город. 

Поэтому старайтесь развиваться всесторонне.

Если вы в рисовании совсем недавно и у вас ещё нет больших результатов, не стоит опускать руки и тем более сравнивать себя с великими иллюстраторами и художниками. У каждого из нас свой путь и своя точка старта. Помните об этом.

Каждый из нас начинал свой путь с нуля, не сдались и работали над своими ошибками. Будьте готовы к тому, что вам понадобится немало терпения, ведь рисование требует усидчивости. Практиковаться нужно постоянно, вне зависимости от того, добились вы уже каких-либо высот или еще в процессе. 

Изучайте разные техники рисования и материалы. Искусство тоже никогда не стоит на месте, развитие очень важно. Рисуйте, что вдохновляет, постарайтесь процесс сделать разнообразным. Например, можно рисовать дерево, но под разными углами или с разными оттенками.

Кстати, у нас в Инстаграме мы делаем разборы работ, пошаговые инструкции и прямые эфиры. Подписывайся! Насмотренность — тоже важная часть становления профессиональным художником.

Иллюстрация сделана преподавателем Procreateschool Евгенией Назаровой

Иллюстрация сделана преподавателем Procreateschool Евгенией Назаровой

Не стоит спешить освоить всё и сразу. Как правило это к хорошему и достойному результату навряд-ли приведет. Лучше не спеша, но тщательно изучать все азы вашей работы. Если вы настроены стать великими художником или иллюстраторами, то погрузитесь в эту деятельность с головой. Постарайтесь изучить все техники — как современные, так и старые.

А учиться и развиваться лучше всего с опытным преподавателем. Все иллюстрации на этой странице нарисованы Евгенией Назаровой, она как раз преподает в нашей онлайн-школе Procreateschool курс “Фэшн-иллюстрация, которая продаёт”.

Курс подойдет вам, если вы:

  • ещё не умеете рисовать, но хотите, чтобы это стало вашей профессией;

  • умеете рисовать, но у вас не получается найти свой стиль и зарабатывать на рисунке;

  • мечтаете как фэшн-иллюстратор стать участником мира моды и бывать на неделях моды.

На курсе Евгения научит вас рисовать части тела, фигуры, аксессуары и стилизовать это для Домов мод.

Просыпайтесь с мыслью о том, что именно вас вдохновляет в данный момент. Что бы вам хотелось сотворить и в каких цветах. Это позволит как можно быстрее прийти к тому, к чему вы так долго шли.

И напоследок — самое простое упражнение для того, чтобы найти свой стиль в иллюстрации, это просто открыть Procreate или взять лист бумаги и начать рисовать. Всё, что у вас сейчас на душе. Рисуйте до тех пор, пока не на увидите сходства на всех эскизах. Так вы и найдете свою уникальность как иллюстратора.

Обязательно ли автору перед продажей работ разрабатывать фирменный стиль? Я так не считаю. Можно привести в пример множество художников, зарабатывающих на жизнь отнюдь не запоминающимися и уникальными иллюстрациями, но это вряд ли убедит читателей. Вы останетесь уверены в том, что заниматься продажами можно только с оригинальным почерком, поэтому не стоит тратить время на приведение аргументов — лучше показать, как разработать фирменный стиль. Его наличие желательно, оно действительно увеличивает шансы продать работу, но жизненной необходимости в нем нет.

Экспериментируя, я нашел способ, о котором сейчас расскажу. Во всех ресурсах сказано, что на разработку собственного стиля требуются годы, но найти пошаговую инструкцию к его созданию не представлялось возможным. Попадалось множество постов с заголовками «Как найти свой фирменный стиль», но ни один фактически не раскрывал секрета. Они пестрели советами в стиле «не бросай рисовать» или «найди то, что пробудит в тебе страсть к рисованию». Да, это хорошие советы, но мне нужен был по-настоящему действенный план и следом за ним желаемые результаты. В конце концов я нашел способ сам, и с тех пор у меня есть пошаговый план — помощь тысячам художников найти свой стиль, который идеально им подойдет и сможет развиваться в течение их деятельности. Это действительно работает, вам всего лишь нужно следовать инструкции.

В создании фирменного художественного стиля нет магии и мистики. Стиль, как и все в процессе создания иллюстрации, приходит естественно. Процесс его формирования не заберет вечность: стиль — это результат труда, получаемый максимум за неделю.

Давайте приступим.

Вам следует очень точно придерживаться моих советов и игнорировать соблазн сжульничать и забежать вперед или охватить больше, чем я советую. Пожалуйста, не делайте так. Следуя всем шагам и делая осознанный выбор, ваш оригинальный почерк проявится в первой же созданной иллюстрации.

И последнее, прежде чем мы начнем. Сейчас считается, что для разработки персонального стиля необходимо выполнить творческие усилия, так что вам может помочь мое определение творчества. Как только мы уберем в сторону творческую часть, вы сможете следовать плану и добиваться желаемых результатов.

Творчество — это умение собирать новое из привычного нам старого.

Запомните это определение — и приступайте.

Шаг 1: Найдите трех художников или три стиля, которые вызывают сильные эмоции

разные художественные стили

С этого и начнем. Возьмите за пример три любимых художника, стиля или арт-объекта. Ими могут быть кто угодно и что угодно, даже нечто трехмерное — скульптуры, куклы, игрушки, но обязательно выбрать хотя бы два двухмерных стиля. Например, можете выбрать троих художников с различными стилями, или три иллюстрации разного характера, или же направления — Импрессионизм, Маньеризм и т.д.
Выбранные художники должны максимально отличаться друг от друга.

И, конечно же, самое важное на этой стадии — отобрать художников, чьими работами вы действительно восхищаетесь, стиль которых в самом деле приносит визуальное наслаждение. Любите по-настоящему то, что вы выбрали, но не забывайте — больше трех выбирать нельзя.

Шаг 2: Выберите картинку, которая лучше всего отражает выбор в шаге 1

девушка с розовыми волосами на картине

Для многих второй шаг означает некоторые трудности. Выберите картину, иллюстрацию или фото, которые лучше всего отражают выбор в шаге 1. Например, ваш выбор пал на Андрея Кавасаки (Audrey Kawasaki). Остановитесь на той его работе, которая нравится вам больше. Или, скажем, вы выбрали аниме-стиль — найдите любимый рисунок из этой области.

Знаю, это сложно, ведь хороших работ, из которых можно выбирать, огромное количество. Но это важно, так что не жульничать — выберите по одной картинке на каждого исполнителя, стиль или 3D-объект. Не спешите и выберите то, что вам действительно нравится, такую картину, которую вы бы купили и повесили в своем доме.

Шаг 3: Проанализируйте каждую из картинок из шага 2

анализ картинки

Второй шаг заставил вас поломать голову? Пристегните ремни, самое сложное еще впереди. Третья часть самая сложная, и именно ей большинство не уделяет достаточно времени. Этот шаг важен для получения желаемого результата, поэтому искренне прошу — найдите время для его качественного выполнения.

Теперь о том, что значит качественное выполнение. Серьезно отнеситесь к анализу картинок: возьмите ручку и бумагу и запишите свои наблюдения. В каждой работе должна быть одна ключевая деталь, влияющая на общее восприятие картинки, либо изюминка, выделяющая работу среди прочих. Найдите такие детали, проанализируйте и запишите.

Задайтесь вопросом: что первым обратило на себя ваше внимание? Почему именно эта деталь завладела вашим вниманием? Как именно эта деталь используется в рисунке?

Неверных наблюдений не существует, не справиться с заданием можно только если вы поскупились на наблюдения.

Подходите к заданию творчески. Выбирая художника-фигуративиста, не пишите лишь то, что вам нравится его подход к изображению объекта. Этой информации недостаточно! Нужно понять, почему вам нравится этот подход. Что заставило вас выбрать именно этого фигуративиста и обойти вниманием прочих? Предметы в его работе реалистичны или стилизованы? Картина навевает мысли о сильном и властном или о нежном и хрупком? Художник использует жирный контур или не использует контур вообще? Объекты смело освещены резким светом и тенями или еле-еле видны на картине?

Может, вас восхитят не нарисованные образы, а выбранные художником цвета. Почему они особенные? Эти цвета светлые и яркие или приглушенные и мрачные? Использовал ли художник различные оттенки или большинство оттенков из одной цветовой гаммы? Это вопросы, ответы на которые важно получить.

Для каждой картинки следует посвятить по абзацу на описание важных деталей. Неплохо было бы написать больше одного абзаца или даже целую страницу, но любой результат удовлетворителен.

Готов поспорить, что сейчас ваши головы полны возражений. Может быть, вы считаете, что недостаточно хорошо владеете словом, или сомневаетесь в том, что знаете об искусстве достаточно, чтобы делать хорошие наблюдения, или же просто чувствуете, что обладаете скудным словарным запасом. Однако это не играет никакой роли, ведь никто проведенной вами работы не увидит, а значит не важно то, получали вы Пулитцеровскую премию или нет. Чем проще, тем лучше, и не обязательно считаться гуру в истории искусства, чтобы понять, что вам нравится. Не обязательно свободно оперировать многоэтажными художественными терминами, важно лишь знать, почему вам нравится то, что вы выбираете. Не утверждаю, что это просто — ничто не дается легко. Не спешите и рассмотрите в деталях каждую работу.

Умение проводить подобный анализ может иметь большое значение для профессионального роста. Можете вспомнить мой комментарий в блоге под постом «Готов ли ты начать продавать свои иллюстрации, выполненные маркерами Сopic?» (Are You Ready to Start Selling Your Copic Marker Art?) про то, что сбыт работ и обсуждение работ — это одно и то же. У большинства художников появляются проблемы с продажей именно по причине неумения говорить о своих работах. Они не умеют этого делать, потому что не умеют говорить о художественных произведениях в целом. Когда вы не умеете объяснять что-то конкретное, людям становится сложно это понять. Никто не любит то, что не понимает.

Уделите этому шагу достаточно времени, и вы научитесь анализировать искусство и говорить о нем, а значит сможете применять эти умения к собственным работам. Чем больше вы говорите о том, что создаете, тем лучше оно будет продаваться.

Шаг 4: Объедините художественные элементы из шага 3 в собственный оригинальный рисунок

художник

Теперь поможет мое определение творчества. В шаге 4 требуется соединить детали, тщательно выбранные на предыдущем этапе, и получить собственный оригинальный рисунок. Внесу ясность: вы не работаете с главными объектами выбранных картинок, вы сочетаете зацепившие вас детали. Сюжетом работы должно стать то, что вы чаще всего рисуете. Рисуйте любимые сюжеты и предметы.

Допустим, главным персонажем ваших работ является герой комиксов, но ваш стиль не выделяет его среди персонажей прочих авторов. До этого момента вы рисовали в стиле любимого автора комиксов, но сейчас вы ищите собственный стиль. Вы решили нарисовать героя А.

Тут вам и пригодится работа, проделанная в третьем пункте. Скажем, вы поняли, что вам нравится контур художника Х, яркая цветовая гамма художника Y и похожий на стиль Рембранта почерк художника Z, смелая игра светотени. Начинайте рисовать персонажа А с набросков, так же как и всегда. Приведите его в порядок и выполните контур в стиле художника Х. Используйте насыщенные цвета Y и выразительную светотень Z.

По окончанию работы родится уникальный, не использованный никем стиль. Он будет узнаваем как ваш, потому что сохранены прежние пропорции тела и рисовка персонажа — главная концепция персонажа. Он уникален за счет сделанного выбора. Даже если два человека выберут одинаковых художников и одинаковые стили, они по-разному внедрят отобранные детали в работы и, следовательно, получат уникальные работы.

Что действительно интересно в описанном подходе, так это возможность мгновенно отличиться от большинства, но при этом сохранить то характерное, что привыкли видеть в ваших старых работах. Рисунок выйдет новым, но знакомым; уникальным, но узнаваемым. Он не будет непринятой в искусстве белой вороной (как творчество Ван Гога), но и не получится настолько знакомым, что при взгляде на него покажется, что вы уже видели подобное. Вы будете удивлены тем, как многие отметят в вашей работе схожесть со стилем их любимых авторов. Другие люди подчеркнут уникальность вашего стиля и признаются, что он им близок.

Мой метод разработки фирменного стиля действительно работает.

Так как вы выбираете каждую деталь тщательно и сознательно, новый стиль подойдет вам как личности и продолжит развиваться вместе с вашей техникой. Чем больше вы будете рисовать, тем быстрее стиль будет совершенствоваться. Через несколько лет сможете заметить, что почерк изменился коренным образом. Но за счет наличия хорошо подготовленного базового стиля изменения останутся естественными, не выбивающимися из общей картины.

Попробуйте и посмотрите, что получится. Не нужно быть гением, чтобы найти свой стиль, так что я с нетерпением жду ваших результатов.

Как найти свой АВТОРСКИЙ стиль в рисовании – видео

Поделиться статьей:

Искусство дизайна персонажей годами накапливало знания, приёмы и хитрости, которые художники используют сегодня, чтобы воплотить в жизнь самые разные замыслы. Попробуем заглянуть за кулису этого процесса и понять, как устроена работа над внешним обликом персонажа для мультфильмов и мультсериалов.

Прежде чем углубиться в то, какого оттенка голубого должны быть глаза у прекрасного принца, необходимо заложить надёжный фундамент для образа героя.

Дизайн персонажа держится на трех китах: форма, силуэт, цвет. Вокруг этих понятий вращается всё, что связано с визуальной разработкой героев. Почему это так важно?

Форма

Миллионы лет назад, до появления зубных врачей и счетов за коммунальные услуги, наши предки больше всего боялись природы. И вопрос “быть или не быть” решался скоростью реакции. Пара секунд, чтобы отделить крадущегося тигра от мирно бредущего по своим делам муравьеда, оценить устойчивость камня, отличить дружелюбного соплеменника от разозленного соседа с острой палкой — вот какие задачи нам приходилось решать.

Поэтому наш мозг выработал своеобразные схемы, в рамках которых определенные формы и их сочетания вызывают у нас моментальные реакции. Хотя сегодня нам не грозит встреча с диким зверем, стремление как можно быстрее идентифицировать объект как угрожающий или безопасный — у нас в подкорке.

Три базовые формы – прямоугольник, треугольник и круг. Из их различных сочетаний мы можем составить как самого очаровательного и миловидного героя, так и самого страшного негодяя.

Пока философы гадают: определяет ли бытие сознание или сознание определяет бытие, художники по персонажам давно знают, что сознание определяет лежащую в основе героя форму. Скажем, что общего у Малефисенты и Джафара?

Гордая осанка, отвратительный характер, магическое могущество и треугольники.

Так много острых углов, что даже учебник по геометрии стыдливо прячется в тени.

Если вы затеяли создать злодея, то без треугольника вам не обойтись. Так как это самая агрессивная форма, персонаж с большим количеством острых углов будет подсознательно восприниматься зрителем как более опасный. Треугольники – энергичная форма, поэтому он также поможет при создании инициативного, активного и быстрого героя.

Прямоугольник – это стабильность, сила, железная воля и упорство. Множество классических силачей из мультфильмов и комиксов выглядят, как бетонный блок с ногами.

Героическая осанка и габариты, которые позволяют мирному жителю действительно почувствовать себя “как за каменной стеной” – идеальная комбинация для защитника справедливости.

Это шутливое сравнение показывает нам, насколько эта схема рабочая (Мистер Невероятный из “Incredibles” и Супермэн)

Круг – непорочность, доброта и комфорт. Круглые формы делают персонажа мягким и приятным, с ним хочется обниматься, его хочется любить. Круги ассоциируются с детьми, поэтому часто круглые персонажи обладают не только добрым сердцем, но и интеллектуальными способностями пятилетнего ребенка.

Может, простофиля Обеликс и не знает температуру таяния воды, но растопить ваше сердце он может одним только своим видом.

Естественно, при создании персонажа мы не можем целиком полагаться только на одну фигуру, ведь характеры наших персонажей редко укладываются в одно слово. Например, «злой тупой великан» и «злой коварный волшебник», безусловно, будут иметь сходные черты, но показать различия между ними помогут сочетания и вариации трёх основных форм.

Вот пара известных персонажей с не совсем неоднозначными характерами.

Ёж Соник – положительный герой, но вдобавок к этому он еще быстрый, амбициозный и немного хулиган. Поэтому его дизайн сочетает в себе круглые и острые формы.

Стич – мутант, созданный безумным учёным чтобы крушить и разрушать. И в то же время он — нелепый питомец маленькой девочки. В его дизайне пропорции ребёнка и округлое тело сочетаются с острыми когтями, зубами и хищным взглядом.

А ещё он похож на мопса.

Силуэт

Узнаваемый силуэт – опознавательный знак вашего персонажа. Если его легко считать, то значит, и глядя на персонажа в движении зритель будет лучше понимать, что происходит. Считается, что силуэт — это первое, что считывает наш мозг при взгляде на объект. Персонажей со сходными силуэтами люди могут путать или воспринимать как сбой в матрице. Если вы преследуете цель намеренно лишить ваших персонажей индивидуальности (например, если вы создаете солдатов или сектантов), то сходные силуэты — ваш вариант.

Кроме того, для коммерческой анимации яркий и уникальный силуэт — жизненная необходимость. Он понадобится для продвижения бренда и производства различного мерча.

Даже такого изображения нам достаточно, чтобы без труда опознать всех знакомых нам персонажей.

Во имя чистоты силуэта создатели иногда закрывают глаза на законы логики и биологии. Например, уши Микки Мауса всегда выглядят, как два идеальных круга независимо от того, как он поворачивает голову.

Силуэт этой мыши настолько иконичен, что присутствует в виде пасхалки в каждом мультфильме Дисней.

Цвет

Цвет в визуальном дизайне фильма – одна из самых непростых задач. Художнику по персонажам необходимо одновременно выполнить 3 задачи: убедиться что персонажи гармонично смотрятся на фонах и не сливаются с ними, направить внимание зрителя на важные детали, а также передать характер героя.

Пример не самого удачного выбора палитры. У персонажей похожая цветовая гамма, которая к тому же сливается с фоном.

Чтобы подобрать идеальную палитру для персонажа, художник не может полагаться на простой перебор, его опорой становится теория цвета. Есть несколько базовых положений, которые помогают структурировать работу над цветовой схемой персонажа.

Цветовой круг – один из самых важных инструментов в арсенале художника.

Цвета, находящиеся по разные стороны цветового круга — наиболее контрастны по отношению друг к другу. Этот контраст можно использовать, чтобы привлечь внимание зрителя (прим. ред. Подробнее о сочетании цветов можно почитать в книге Йоханнеса Иттена «Искусство цвета»).

Как это работает на практике?

Жёлтая рубашка контрастирует с синеватым пиджаком. Вместе они образуют рамку, обрамляющую голову героя (“Cowboy Bebop”).

Голубая стрелка конрастирует с тёплой оранжево-желтой гаммой костюма и направляет внимание на лицо персонажа (“Аватар Легенда об Аанге”).

Еще контраст используют, чтобы подчеркнуть различия в характере между двумя персонажами.

Лёд и пламя (“Neon Genesis Evangelion”).

Характер персонажа диктует, какими правилами стоит руководствоваться при выборе цветовой палитры. Определенные цвета ассоциируются с определенным типом личности. Холодные оттенки обычно соответствуют спокойным, уравновешенным личностям, прагматикам. Тёплые цвета ассоциируются со взрывными персонажами, холериками. Яркие цвета помогают передать высокую энергию персонажа, а приглушенные – спокойствие или даже апатию.

Мигель и Тулио разные по темпераменту, поэтому их цветовые палитры контрастируют по тепло-холодности, но они оба очень амбициозные и предприимчивые, поэтому в их дизайне используются насыщенные оттенки (“Дорога на Эльдорадо”)

Пропорции и сочетания

Главное оружие мультипликатора – правильная диспропорция. Чересчур гармоничный и “равномерный” персонаж не захватывает зрительское внимание и на экране смотрится довольно блекло.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи. Идеальная модель человека, но очень скучный персонаж для анимационного фильма.

Гиперболизируя черты персонажей и отступая от канонов реалистичной анатомии, мы не только создаём приятные глазу образы, но и подчеркиваем нужные черты личности.

Обратите внимание, как соотносятся друг с другом голова, корпус, конечности, и ступни у этих персонажей. (“Паранорман”)

Персонажи с высоким лбом почти всегда будут отличаться незаурядным умом.

Некоторые воспринимают идеи слишком буквально… (“Мегамозг”).

Мощные нависающие надбровные дуги и тяжёлая челюсть обычно делают персонажа визуально более тупым и агрессивным.

В высшей степени алчные и циничные персоны. Обратите внимание на размер глаз по отношению к остальным чертам лица.

Главные положительные герои. С большим сердцем и большими же, открытыми для мира глазами.

Важно помнить, что нет какого-то однозначного решения при разработке персонажа. Полноценный образ складывается из совокупности всех признаков. Комбинируя в разных пропорциях формы и цвета, мы ищем именно то решение, которое идеально подходит определённому персонажу. Каждый изложенный выше пункт — наш инструмент и помощник в достижении цели.

Чем руководствоваться при разработке дизайна? Какие вопросы задать перед началом работы?

Кто наш герой?

Это самый первый вопрос, который возникнет у любого профессионала.

Перед началом работы у художника по персонажам должно быть чёткое представление о том, кого он рисует. Фоновых персонажей и персонажей-функций достаточно просто определить в нужный “лагерь”, но для главных героев информации в духе «хороший-плохой» явно не хватит.

Биография, привычки и склонности характера персонажа находят отражение в его внешности. Даже для второстепенных персонажей нужны определяющие черты. Согласитесь, добродушный пекарь-сладкоежка и пекарь — ветеран войны с гоблинами — это очень разные персонажи, и рисовать их одинаково было бы довольно скучно.

То, что этот персонаж сидел в тюрьме по никому не известной причине, не влияет на сюжет. Но само наличие этого факта и то, как это отражено в его дизайне, точно не делает фильм хуже (“Рататуй”)

То, из какой среды вышел герой, как он себя ведёт в разных ситуациях и кем он хочет казаться для других — всё это может найти отражение во внешности персонажа. Внутренний мир героя часто дает ответы даже на самые сложные вопросы дизайна.

Если герой появляется в кадре сверкая, словно новогодняя ёлка, не говорит ли это о том, что за внешним лоском прячутся неуверенность в себе или какие-нибудь недостатки?

Малыш Гидеон всеми силами пытается казаться очаровашкой. Его невинный образ и популярность — лишь орудие для достижения целей (“Гравити Фоллз”).

Где наш герой?

Ответы на этот вопрос лежат в двух разных плоскостях: сеттинга и жанра.

Сеттинг

От сеттинга, то есть условий, в которых находится персонаж, зависит выбор одежды, причёски и аксессуаров.

Не важно, где обитает хитрый лис — в средневековом лесу или в современном мегаполисе. Главное помнить, что зелёный цвет идеально сочетается с рыжим мехом (“Робин Гуд” и “Зверополис”).

Прекрасный пример сеттинга «каменный век» (“Флинстоуны”). 

Важно помнить, что персонаж может как вписываться в окружающую обстановку, так и выглядеть белой вороной. Небольшой атрибут, не вписывающийся в общий антураж, может стать визитной карточкой героя.

Хамелеон в гавайской рубашке посреди классического вестерна (“Ранго”).

Карл и Элли. Двое детей в шлемах пилотов посреди тихого пригорода. Два мечтателя, которые нашли друг друга (“Вверх”).

Принц нации огня Зуко. Единственный персонаж со шрамом от ожога в сериале, полном магических сражений. Очень символично (“Аватар: Легенда об Аанге”).

Жанр

Жанр и основная идея фильма диктуют нам правила игры — как глубоко нам нужно углубляться в детали, насколько сильной будет стилизация. Для примера сравним двух скелетообразных злодеев из разных вселенных: комедийной космооперы и мрачной легенды.

Лорд Злыдень. Если имя вас не убедило в том, что это крутой парень и жуткий тиран, то взгляните на эти отпадные молнии (“Wander over Yonder”).

Рогатый король – обитатель ночных кошмаров тех, кто думал, будто в мультиках Дисней ему опасаться нечего (“Чёрный котел”).

Можно идти двумя путями: нарочито иллюстративным, когда черты характера персонажа напрямую транслируются в его внешний облик, или создать контрапункт, когда внутренние стремления персонажа противопоставляются его облику.

На картинке ниже два тирана. Их объединяет властность, желание полного контроля, гордыня. Это и их высокий статус объясняют сходство в дизайне. Однако «Шрек» является пародийным фильмом, высмеивающим классические тропы и клише, поэтому в отличие от высокого статного Фроло, лорд Фаркуад — коротышка.

Персонажи из мультфильмов «Горбун из Нотр-Дама» и «Шрек».

Теперь, когда мы познакомились с языком, на котором разговаривают художники по персонажам , вы можете задать еще один хороший вопрос. Как научиться врать на этом языке? Как сделать персонажа, который сможет заинтересовать зрителя, но при этом не выдать слишком много информации о нём, чтобы ярлык “герой” и “злодей” не возник у аудитории с первого взгляда?

Продолжение следует.

Автор Василиса Тикунова специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.

Открыт набор на курс «Основы создания персонажей». Скажите, что пришли с DTF и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

Работа студента

 Среда обучения

  • /
  • /

Почему Мэтт Гроунинг сделал Симпсонов желтокожими? Может ли персонажем быть рука? Как вдохновляться, но не копировать? Приводим перевод материала Creative Bloq, в котором ведущие мировые дизайнеры, иллюстраторы и мультипликаторы отвечают на эти вопросы.

1. Не потеряйте магию в процессе

Убедитесь, что ваши персонажи не потеряли очарование. Иллюстрация Лори Роуэна

«Я стараюсь придерживаться изначального стиля рисования, не привнося в дизайн ничего лишнего, — говорит аниматор и иллюстратор Лори Роуэн, — мне не нравится чувствовать, что я создаю персонажа, мне приятнее думать, что я только что столкнулся с ним»

А вот мнение иллюстраторки Пернилл Орум: «Приступая к разработке персонажа, не увлекайтесь деталями. Определитесь, что хотите сказать, а затем набросайте небрежные и живые эскизы размашистыми линиями. Часть “жизни” персонажа неизбежно потеряется в процессе, поэтому важно сделать первые эскизы настолько динамичными, насколько это возможно. “Жизнь” нельзя добавить после, только в первых набросках»

2. Не срисовывайте с референсов

Персонажи, созданные для оформления магазина в Гонконге. Анимация Роберта Уоллеса

Иллюстраторы всегда вдохновляются чужими работами, но главная цель в разработке персонажа — сделать его оригинальным. Поэтому режиссер, иллюстратор и аниматор Роберт Уоллес предлагает не использовать референсы непосредственно во время работы.

«Посмотрите на то, что вам нравится, и уберите это подальше. В процессе вы будете стараться вспомнить то, чем вдохновлялись, и сделаете что-то новое с влиянием той работы, а не просто ее срисуете»

3. Исследуйте других персонажей (и людей)

Вам важно понимать, почему одни персонажи «работают», а другие — нет. Исследуйте их повсюду: в рекламных роликах, на коробках с хлопьями, на вывесках магазинов и в анимациях мобильных приложений. Подумайте, что делает дизайн этих персонажей удачным? Что вам в ним нравится?

Пернилл Орум утверждает: «Ваша память — это визуальная библиотека, которую можно заполнить. Подмечайте интересные черты окружающих — походку, жесты, манеру одеваться — и используйте их в своем дизайне»

4. Ищите вдохновение повсюду

Хорошие идеи могут находиться далеко за пределами дизайна персонажей. Лори Роуэн признается, что ему помогает наблюдение за брачными ритуалами птиц — странные движения подсказывают, как сделать поведение очередного персонажа уникальным.

«Когда я начинаю придумывать, я часто исхожу из чувства, которое хочу вызвать у зрителя», — добавляет Лори. Иллюстратор может изобразить нужного персонажа и снять себя на видео, а уже при пересмотре подметить конкретные позы или движения.

Вдохновляться можно чем угодно — также Лори делится любовью искать идеи в народных костюмах или в текстуре и цвете керамических поверхностей.

5. Не упускайте оригинальную идею

Кадр из игры Sea of Solitude студии Jo-Mei

Наши любимые проекты и работы могут влиять на то, что мы делаем сейчас. Например, глава студии инди-игр Jo-Mei Корнелия Гепперт — поклонница игры The Last Guardian, отличающейся уникальной эстетикой и великолепными персонажами. Эта любовь и помешала студии при разработке новой игры Sea of Solitude.

В процессе разработки один из членов команды сказал Корнелии, что дизайн Sea of Solitude слишком уж напоминает The Last Guardian. К счастью, Корнелия вернулась к первым наброскам и сумела почувствовать то, что испытывала при их создании — так в проект вернулась оригинальная задумка.

5 месяцев практических курсов, на которых вы разовьете навыки 3D-скульптинга, научитесь создавать персонажей от концепции до проработки мимики и жестов и пройдете серию мастер-классов по применению проектов в анимации, кино, брендинге и книжной графике.

6. Преувеличивайте

Короткометражный фильм Анны Манцарис «С меня хватит»

Гиперболизированные черты персонажа помогут сделать его более живым и понятным зрителю. Если ваш персонаж — силач, наделите его нереалистично огромными мускулами. Это может сработать.

Преувеличение может касаться не только визуальных черт, но и характеристик. Так, в короткометражном фильме Анны Манцарис преувеличенно «плюшевые» люди испытывают преувеличенно яростные приступы гнева — аниматорка утверждает, что при съемке такого сценария вживую, все выглядело бы абсурдно.

7. Отличите своего персонажа от других

Чтобы Симпсоны отличались от остальных ТВ-персонажей, Мэтт Гроунинг сделал их ярко-желтыми

Кого бы вы ни создавали — обезьяну, робота или монстра — будьте уверены, что в мире уже есть сотни обезьян, роботов и монстров. Придумайте что-то необычное. Как Мэтт Гроунинг, который наделил персонажей «Симпсонов» кожей неестественно желтого цвета.

8. Тщательно прорабатывайте силуэты

Персонаж и его силуэт. Иллюстрация Пернилл Орум

По словам Пернилл Орум, хороший способ «отточить» позу персонажа — превратить иллюстрацию в силуэт. «Так вы увидите, насколько ясно считывается его поза и то, что вы хотите ей сказать. Ответьте на вопросы: понимаете ли вы эмоции персонажа? Можно ли сделать композицию проще?»

9. Добавьте действие

Персонаж и его силуэт. Иллюстрация Пернилл Орум

Действие — важный аспект иллюстраций персонажа, оно дополняет его образ и вызывает ощущение движения.

«Подчеркните действие, доведя его до конечностей, — говорит Пернилл, — например, отрисовывая балерину, проработайте кончики пальцев. Действие лучше читается у персонажей с меньшим количеством конечностей, поэтому тренироваться в добавлении движения на иллюстрацию можно на русалках»

10. Пускай ваша работа будет личной

При разработке упомянутой выше игры Sea of Solitude Корнелия Гепперт исследовала личный опыт одиночества, перенося его . Несмотря на связь с одним человеком, игра вызвала отклик у аудитории, потому что тема одиночества универсальна и при этом табуирована.

«Лучшее искусство основано на личном опыте. Если вы изображаете правду, то люди найдут в этом себя», — говорит Корнелия.

11. Начните с позы

Поза может многое сказать о характере. Иллюстрации Фелиции Хеймоз и Уэса Андерсона

Фелиция Хеймоз работала с режиссером Уэсом Андерсоном над двумя фильмами: «Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак». Приступая к дизайну нового персонажа, Фелиция рекомендует начинать с позы — отправной точки, вокруг которой придумываются остальные элементы.

12. Тщательно прорабатывайте линии

Прямые и изогнутые линии считываются взглядом с разной скоростью. Иллюстрация Пернилл Орум

Линии тоже могут описать персонажа. Толстые и ровные линии плавной формы указывают на открытый характер и доброту, а острые и рваные — говорят о неловкости и эмоциональной нестабильности персонажа.

Пернилл Орум рекомендует сочетать прямые и изогнутые линии: «Прямые линии задают ритм — взгляд движется за ними стремительно, а изогнутые — наоборот, заставляют зрителя присмотреться. Баланс между двумя типами линий помогает добавить иллюстрации динамичности, даже если персонаж застыл в нейтральной позе»

13. Упрощайте

Совет от Пернилл Орум: «Я всегда стараюсь использовать как можно меньшее количество составляющих. Это не значит, что я не прорабатываю объем и нюансы персонажа — просто от многих из них можно отказаться, оставив только те линии и цвета, которые несут важную информацию»

14. Используйте цвета, чтобы передать характер персонажа

Комплиментарные цвета создают приятный баланс. Иллюстрация Пернилл Орум

Черный, темно-фиолетовый и серый помогут изобразить злодея, а белый, синий, розовый и желтый — персонажа, преисполненного невинностью и чистотой. Красный, желтый и синий цвета в комиксах часто говорят о качествах и способностях супергероев.

«Чтобы правильно подобрать цвета, важно знать основные правила, — объясняет Пернилл Орум, — познакомьтесь с первичными, вторичными и третичными цветами, монохромными и комплиментарными их сочетаниями. Один из методов создания хорошей палитры — выбор двух комплиментарных цветов и и работе с ними в монохроме. Так вы создадите баланс, потому что комплиментарные сочетания добавляют динамику, а монохромные успокаивают»

15. Добавьте аксессуары

Одежда и реквизит помогут рассказать больше о персонаже. Например, грязная одежда может дополнить образ злодея, а куча бриллиантов — безвкусного богача. Самый простой пример — попугай на плече, который сразу сообщает нам о том, что перед нами пират.

16. Сфокусируйтесь на мимике

Почти неизменяемая мимика пса Друпи в исполнении мультипликатора Текса Эйвери

В зависимости от характера персонажа эмоции могут быть разными — преувеличенными или наоборот, приглушенными.

Так, например, Большой Плохой Волк в классических мультфильмах Текса Эйвери выражает эмоции гиперболизированно — при испуге его глаза вылетают из орбит. А флегматичный пес Друпи, нарисованный тем же автором, наоборот, не меняет мимику практически никак.

«Когда дойдете до эмоции, экспериментируйте, — говорит Пернилл Орум, — смотрите на себя в зеркало и старайтесь подмечать и переносить в работу едва заметные изменения мимики. Не допускайте симметрии, играя, например, с расположением уголков губ»

17. Придумайте историю вашего персонажа

Поведение в конкретной ситуации поможет раскрыть суть персонажа. Иллюстрация Пернилл Орум

Если вы хотите, чтобы ваш персонаж развивался в будущем, появлялся в комиксах, играх и мультфильмах, вы должны придумать ему историю. Кто он такой? Откуда появился? Что пережил? Какую цель преследует? Иногда предыстория может быть интереснее, чем то, что происходит с персонажем сейчас.

«Если у вас возникают трудности с характером персонажа, подумайте о нем в определенной ситуации», — советует Пернилл Орум, — “узнайте” своего персонажа перед тем, как приниматься за дизайн. Это сделает процесс более увлекательным!»

18. Помните, что лицо — это еще не все

Руки в иллюстрациях Юкай Ду

Китайская аниматорка Юкай Ду занимается дизайном непривычных для нас персонажей. В чем это выражается? В том, что многие ее работы не имеют лица. Например, тот же спектр эмоций могут выражать и руки. «Руки очень выразительны, вы можете рассказывать с их помощью много историй и делать это действительно тонко», — говорит Юкай.

19. Попробуйте создать дизайн с помощью ручки и бумаги

Наличие профессиональных программ полезно, но не обязательно, ведь многие классические персонажи появились, когда у дизайнеров, иллюстраторов и мультипликаторов вообще не было компьютеров.

Если ваш персонаж хорош, то он будет хорош и будучи нарисованным канцелярской ручкой на бумаге. Или, как говорит Сьюн Элерс: «Персонаж должен “работать”, даже если он нарисован на асфальте палкой, смоченной в грязи»

20. Ищите фидбек

Показывайте своих персонажей друзьям, но не спрашивайте их, нравится им ваши работы или нет. Вместо этого лучше спросите, как они определяют характер персонажей? Так вы сможете узнать, точно ли считывается в дизайне заложенное вами сообщение.

Добавить комментарий