Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам
О художественном вкусе, сильной и слабой рифме и о том, почему технически идеальные строки — это не гарантия отклика в душе читателя.
Александра Ардова
Поэтесса, автор сборника «Счастье. Отрочество. Юность».
Что значит «сильно» и «стильно»
Сильно — это так, чтобы в голове читателя потом эти строки вертелись. Чтобы стихи учили наизусть и ими спасались. Чтобы каждое стихотворение для читателя было микроозарением, зацепкой на пути к чему-то высокому.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес.
Марина Цветаева
Стильно — это примерно как с одеждой. Такое стихотворение подходит темпераменту и жизненному опыту автора, описанный образ — целостный, ничто из него не выбивается. Его приятно читать другим, и другие хотят написать так же. Стильные стихи соответствуют времени, но останутся актуальными и в «следующем сезоне». В общем, вы или в леопардовых лосинах, или в добротном пальто.
Текст регистратора в загсе про «корабли любви» и «два хрупких сосуда» не стильный. Стихи с открыток к юбилею — в большинстве случаев тоже.
Потому что такие строки должны быть универсальны, обращены одновременно ко всему населению РФ. А стильный текст можно составить лишь для более узкой аудитории. (К слову, если слова и стильные, и «для всех» — это уже гениально, классика.)
А ещё мне нравится фраза, которая встречается в соцсетях: «Есть только один критерий: есть мурашки — нет мурашек. Всё. И так во всём».
Что необходимо для создания хороших стихов
Как и любому профессионалу, поэту необходимо владеть «матчастью». Что можно сделать, чтобы ваши стихи не пролистнули в ленте?
1. Использовать богатую рифму
Не глагольную, не морфемную.
- «Ходила — заводила» — не очень хорошо.
«Ходила — кадило» — хорошо. - «Мурлыча — хныча» — не очень хорошо.
«Мурлыча — добыча» (как у Марины Цветаевой) — хорошо.
В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.
Возьмём два блока рифмующихся слов: «Простого — пустого — холостого» и «Простого — из Ростова — Льва Толстого». В обоих случаях рифмы точны (совпадают звуки не только начиная с ударного, но и до него). Но второй пример интереснее из-за того, что употреблены разные части речи или разные падежи.
2. Всегда считать слоги
Да, существует много примеров удачного использования свободного размера. Но это могут позволить себе лишь опытные поэты.
он в ботинках, она на цыпочках, босиком
у неё в руке босоножка со сломанным каблуком
он хохочет так, что едва не давится кадыком
Вера Полозкова
Обычно сразу понятно, кто использует свободный стихотворный размер осознанно, а кто — по неопытности. Художники-абстракционисты владели академической школой. Если всё же хочется писать концептуальные стихотворения, сначала нужно освоить классические приёмы.
3. Придумывать честные метафоры
Когда человек рассказывает вам о том, как прошёл его день, сразу понятно, рисуется он или говорит искренне. Ведёт себя излишне пафосно или приветлив с вами. В стихах это тоже заметно. Метафора должна быть «вынута» изнутри, а не взята со стороны. Она должна быть уникальной, ненадоевшей. Должна дарить приятную прохладу или тёплую надежду.
- «И воск слезами с ночника на платье капал» (Борис Пастернак).
- «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Эльдар Рязанов).
В обоих случаях метафора легко «вдыхается», а ещё передаёт атмосферу происходящего: от освещения и температуры воздуха до глубоких чувств героев.
4. Подружить язык и замысел
Есть такое упражнение для графических дизайнеров (дизайн — мой основной род деятельности): например, курсивным шрифтом с завитками набрать слова «с юбилеем» и «терминатор».
Понятно, для какого слова гарнитура подходит, а для какого стоит её поменять. То же самое со смыслом и формой.
Подружить язык и мысль поможет умение интуитивно пропускать через себя слова. Надо визуализировать ту музыку, что остаётся в ушах во время прочтения стихотворения вслух, и сравнить со смыслом.
Имеет значение и размер (философский дактиль, оставляющий послевкусие, или уверенный яркий хорей), и фонетика, и даже места, в которых можно сделать вдох при прочтении. И здесь же стоит проверить, нет ли в стихотворении нелепых, выпадающих слов.
Как развивать художественный вкус
Как обычно бывает в жизни, вышеперечисленные правила неоднозначны, имеют границы применения и множество исключений, и просто вызубрить их не получится. Чтобы применять стихотворные законы на практике, необходимо обладать художественным вкусом. Как его развить?
1. Не пренебрегайте образованием
Это самый простой способ. Хорошие вузы обычно так прокачивают мозг, что даже далёкий от творчества человек может легко отличить настоящее искусство от китча.
2. Читайте хорошие книги
Проникнитесь философией русских и зарубежных классиков. Впитайте в себя язык. Прикиньте, как глубоко вам придётся нырять.
3. Смотрите и слушайте
Знание живописи и музыки не менее важно. Если вы вдохновитесь и впоследствии напишете стихи по впечатлениям о картине или симфонии, это не будет плагиатом. А если будете ориентироваться на известных поэтов, читатель легко это заметит.
4. Общайтесь с интересными людьми
Харизматичные и сильные люди помогают своему кругу общения развиваться. В том числе это касается и художественного вкуса.
Ещё 6 советов из личного опыта
1. Изучайте музыкальную грамоту
Учитесь чувствовать разные стихотворные размеры, проживайте паузы, дирижируйте собственными строками. Тогда вы вправе будете сказать, что у ваших стихотворений есть мелодия.
2. Учите иностранные языки
Необходимо знать значения основных заимствованных корней, чтобы не попасть впросак. Начинающие поэты с пеной у рта рассказывают, как плохо рифмовать «ботинки» и «полуботинки», и тут же рифмуют «вояж» и «саквояж».
3. Не пишите так, как уже написали до вас
Не делайте открытие Америки из того, что и так чувствует каждый адекватный человек. Подумайте дважды, когда, налив себе какао и закутавшись в плед, сядете писать про осень. Мыслите уникально, так, как никто в мире. Ни Пушкин, ни Цветаева, ни Полозкова.
4. Продвигайтесь искренне и ненавязчиво
Не печатайтесь в платных коллективных сборниках: их никто не читает, кроме опубликовавшихся поэтов. Не участвуйте в сомнительных квартирниках, где участников больше, чем зрителей. Не кичитесь членством в литературных союзах: всё равно туда сейчас берут всех. Не пишите нарочито хвалебные рецензии другим поэтам в надежде, что в ответ похвалят и вас.
Для начала достаточно пары ваших лучших стихотворений на личной странице. Если строки удачные, обязательно найдутся люди, которые скажут: «Да это же гениально, я буду про тебя всем рассказывать». Ведите свой блог аккуратно и с уважением к читателю.
5. Живите в гармонии с миром
Случается, что и вкус у поэта хороший, и слоги он посчитал, но пресловутых мурашек у читателя нет. Я считаю, каждое стихотворение на какую-то долю написано высшими силами, космосом. И с этим самым космосом автору необходимо наладить связь. Здесь, к сожалению, нет универсальных рецептов. По опыту — нужно жить в гармонии с собой и окружающим миром, быть восприимчивым и внимательным.
6. Проверяйте, ценна ли высказанная вами мысль
Будет ли она так же важна в прозе, а не в стихах? Если убрать форму, останется ли содержание?
Советы получились предостерегающими. На самом деле, если и ум, и сердце работают в полную силу, то всё получится.
Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!
Читайте также 🧐
- Как развить креативность с помощью фрирайтинга
- Как стать писателем: 50 советов признанных мастеров
- «Перечитайте рукопись, приготовьтесь к позору и шлите её редакторам»: интервью с писателем Алексеем Сальниковым
Во время прямого эфира в группе “Искусство сильных текстов” я предложила подписчикам присылать мне короткие тексты для публичного разбора, чтобы и сами авторы смогли усилить тексты, и другие участники сообщества смогли повысить мастерство, замечая общие недостатки в своих текстах. Несколько авторов сразу откликнулись, и это были поэты. Сегодня я хочу с вами поговорить о поэзии и о том, как редактировать свои стихи.
Два главных инструмента поэзии
История развития поэзии восходит к обрядам и ритуалам. В древности избранные люди складывали слова особым образом с целью оказать влияние на окружающий мир. Так, например, работали шаманские практики, когда шаман под ритм бубна мог обращаться к силам природы. Отчасти поэзия так и осталась шаманством.
Два основных инструмента поэзии – ритм и рифма. Есть множество известных простых типов стихосложения, как ямб и хорей, есть верлибр, белый стих, где рифма имеет меньшую значимость. Но в целом именно ритм делает поэзию поэзией.
Как нарушение ритма ослабляет стихи
С огромной благодарностью автору этих строк хочу показать, как нарушения ритма ослабляют поэзию. К слову, энергии в стихах этого автора очень много! А вот гармонии недостаточно. Но гармония – это технический аспект. Проще гармонизировать имеющуюся энергию, чем заполнять энергией механическую рифмовку.
Какая боль пронзит мне сердце,
Когда отчаяние вокруг заговорит.
По жизни, как по кровавой карте
Пройдёшься ты, о иезуит!
Первая строка написана ямбом. Ямб – стихотворный размер с ударением на втором слоге и на чётных слогах. В первой строке обычно бывает 9 слогов, во второй – 8.
б у б у б у б у б – вот ритм первой строки, где б – безударный слог, а у – ударный.
Теперь попробуем составить схему второй строки.
б у б у б б б б у б б б у – и это уже не ямб.
Третья строка не похожа ни на первую, ни на вторую, а четвёртая – классический ямб.
Первая рекомендация автору – тщательно проверить ритмический рисунок и вернуть вторую и третью строку к ритму ямба.
Что такое рифма, и как правильно рифмовать
Второй инструмент поэзии – рифма. Рифмоваться могут первая и вторая строки или первая и третья. В этой строфе рифма есть во второй и четвёртой строке, а первая и третья строка не срифмовались: “заговорит” и “карте” не созвучны.
Я не стала публиковать всё стихотворение, потому что принципы редактирования могу показать на примере одной строфы. Если в стихотворении несколько строф с нарушенным ритмом и отсутствием рифмы, это перестаёт быть поэзией.
Что такое стиль, и нужно ли подражать другим поэтам
Важно заметить, что стихотворение носит подражательный (в хорошем смысле) характер и отсылает читателя к образцам поэзии 19 века. В тексте этого стихотворения есть понятия, которые характерны для быта и мировоззрения прошлого. Например, обращение “о иезуит” не характерно для современной речи.
Мне самой очень нравится подражательная манера, и я тоже писала стихи в стиле поэтов 18-19 веков. Написала даже целую поэму, подражая неизвестному автору поэмы “Лука Мудищев”. Мне понадобилось несколько месяцев, чтобы изучить историю этого произведения, проникнуться его стилистикой и энергией.
Я не предлагаю равняться на меня и делать, как я. Просто хочу заметить, что подражание – очень полезная практика. Многие поэты, проходя через подражание, оттачивали свой стиль. Но для меня как для профессионального поэта важно заметить, что настоящая поэзия – это когда по первым строфам можно узнать автора, как по подписи на документах. Вот к этому, как мне кажется, важно стремиться, если вы пишете стихи
Мой вариант редактирования
Чтобы не быть голословной, хочу показать, как бы я могла отредактировать эту строфу.
Какая боль пронзит, как пуля,
Когда отчаяние – вокруг?
И вынести тогда смогу ли
Я твой кровавый шаг, мой друг?
Поскольку я не могу влезть в душу автора и не знаю, что произошло, и какая боль побудила написать эти стихи, я отредактировала, примеряя энергию на себя. Но это мои стихи и моя энергия. Поэтому предлагаю авторам самим “шаманить” внутри своих стихов, оставляя в них следы своей энергии и своей судьбы. Я могу только подсказать, что поправить. Присылайте свои работы! Помогу!
P.S. Возможно, вы тоже упражняетесь в поэзии, и вам нравится играть с ритмами и рифмами. Если у вас есть свои варианты редактирования этой строфы, с интересом прочитаю! Пишите свои варианты в комментариях!
Если вам интересна тема словесного творчества, добро пожаловать в мою открытую группу “ИСКУССТВО СИЛЬНЫХ ТЕКСТОВ”!
Лет пятнадцать назад я задал именно этот вопрос главному редактору журнала, приславшему мне отказ — именно на основании отсутствия у текстов какого-то ощутимо авторского стиля. Редактор честно сказал, что не знает, и никто не знает.
За это время многое изменилось, и в частности проблемы со стилем как будто уже не стоит — но я действительно не смог бы определить, что именно я сделал чтобы ее исправить.
Существует тьма ресурсов с советами начинающим авторам: целые книги, анализирующие опыт других писателей (“Becoming a Writer” Доротеи Бранд), собственные попытки авторов спустить лестницу (Кинг, Маяковский), даже современные видеокурсы (мастеркласс Билли Коллинза), плюс целый подраздел лютейшего неадеквата, который можно бесконечно рвать на цитаты (“Advice to a young poet” К. Хопкинса прославился откровением, что настоящий поэт должен, обязан — сам, руками! — стирать своё нижнее бельё). Целая индустрия построена вокруг литературных воркшопов, издательств по требованию, платных рецензий и тому подобного, и всё, что она доказывает — и ваш вопрос на сайте это не исключение, дорогой анонимус — это то, что искусство живёт в постоянной неопределенности, в каждом своём проявлении — и эта неопределенность сводит неофитов с ума. И неофит готов идти на всё что угодно, лишь бы её погасить.
Это очень… занятно. И грустно.
То есть, да, большая часть советов во всей этой свалке действительно адекватны: нужно много читать, читать критику, читать журналы, писать каждый день, посещать воркшопы, общаться с коллегами и т.д., но никакая последовательность действий не имеет на возникновение стиля именно прямого влияния. Все они работают по касательной, и каждую в принципе можно обойти (если мы говорим только о стиле).
Я смотрю на живых коллег, читаю биографии, листаю полные собрания сочинений, письма — и я не вижу паттерна. Многие находят свой голос просто потому что очень хотят — но не все. Некоторые натыкаются на него безо всякой нужды, и ничего с ним не делают. Кто-то настолько необременен понятием о литературе, что в жалкие пятнадцать лет сразу начинает писать полностью собственным голосом; в то же время кто-то находит себя под тяжестью обстоятельств.
У стиля, собсн, даже нет общепринятого определения. В аудиокурсе о предложениях на TC отдельная лекция посвящена проблеме определения стиля, и в целом она сводится к тому что “you know it when you see it”, по сути перемещая вопрос стиля в раздел феноменологии.
Но в итоге остается всё то же самое: мы не знаем. Никто не знает. Читайте, ищите адекватную критику, пишите каждый день, пытайтесь найти комфорт в неопределенности.
Или не пытайтесь — классицисты тоже писали, и ничего.
3,5 K
Комментировать ответ…Комментировать…
На чтение 6 мин Просмотров 4.8к. Опубликовано
Обновлено
Добрый день, дорогие читатели. Вся литература условно разделяется на прозу и стихотворную, то есть как-то зарифмованную и специально оформленную.
С прозой все относительно просто – Вы ее сейчас читаете, а еще — это большинство художественных и научных книг и статей. Но со стихами все интереснее. Сегодня мы поговорим о стихах. Я хочу рассказать Вам, какие бывают стихи и как определить стили стихотворения.
Содержание
- Стих и стихотворение
- Стили или направления
- Классицизм
- Реализм
- Сентиментализм
- Романтизм
- Натурализм
- Импрессионизм
- Символизм
- Акмеизм
- Жанры
- Ода
- Баллада
- Элегия
- Песня
- Сонет
- Басня
- Виды стихов по темам
Стих и стихотворение
Любую тему нужно начинать с небольшого экскурса в теорию, иначе мы с Вами просто будем говорить на разных языках. Стихотворение – художественное произведение, законченное и логичное. Например, Стихотворение Лермонтова. Стих же – это строчка стихотворения. Но в просторечии можно использовать стих и стихотворение как синонимы, что мы и сделаем.
Стили, виды и другие фантастические твари. Большинство из нас путает понятия стиля, вида и еще бог знает чего в этих стихах, так что разбираем каждое значение отдельно.
Стили или направления
Стилем называется идея этого стихотворения и способы передачи этой идеи. Название стиля строго привязано ко времени его возникновения. Тут все схоже с архитектурой, ведь здание – стихотворение в камне, не думаете?
Классицизм
Как и классические здания: прямолинейно, строго, монументально. Стихотворение в целом имеет структуру, где каждая строка – кирпичик, без которого вся конструкция развалится.
Классицизм обязательно опирается на античность, так что в Европе он появился в 16 веке, а в России чуть позже – в 18. Античность определила и жанры: ода, басня, комедия и сатира. Другие тоже были, но эти наиболее показательны. Самые яркие примеры: творчество Фонвизина и Ломоносова.
Реализм
Вечно писать о высоком – наскучит даже Ломоносову, так что реализм просто не мог не возникнуть. В Европе расцвет реализма – 18 век, у нас – 20, на фоне неурядиц со сменой власти…
Реализм показывает реальную жизнь, но гипертрофировано, преувеличивая нужную идею. Здесь на передний план выводятся люди и их взаимоотношения с другими людьми, природой и миров в целом.
Часто этот жанр раскрывает негативные стороны человека. А декорации – всего лишь способ передать читателю атмосферу. Яркими представителями будут Бальзак и Булгаков, а в стихах – Пушкин со своим Онегиным.
Сентиментализм
Пока одни упивались человеческими грехами, другие зашли в тему чувств. Тот же 18 век в Европе и всего на десятилетие позже в России. Задумывался, как возврат поэзии к реальной жизни, отход от возвышенных од и абстрактных басен.
Героем сентиментального произведения обычно выступает обычный человек, а задачей стиха будет показать его чувства, переживания. Здесь все эмоции часто гипертрофированы, отклик на любое событие яркий и запоминающийся. Узнаваемые примеры – Гёте, Карамзин и Жуковский.
Романтизм
Здесь мы совпали с Европой – 18 век, начало 19-го. Ода и басни в принципе достаточно образные произведения, а где включается фантазия – авторы хотят высказать и свое мнение. И пока часть вообще отходила от абстракции, другая активно продвигала свои мировоззрения в стихах.
Здесь же характерны образность, интерес к преданиям, легендам и мифам. Кстати, фантастика тоже относится к романтизму. Примером будет Лермонтов, все декабристы. В прозе – большинство авторов, которых мы читали в школе, вопреки программе: Купер, По, братья Гримм.
Натурализм
Все те же конец 18, начало 19 века. Натурализм – естественная эволюция реализма, неизбежное окончание этого жанра. Да и Дарвин со своей «Эволюцией видов» вернул людей с возвышенного на грешную землю.
Натурализм хочет показать, что мы — обычные люди, с приземленными потребностями и желаниями. Здесь люди работают не ради высшей цели, а чтобы заработать на еду. Самыми яркими авторами будут Ги де Мопассан, Золя. В России натурализм не приобрел бешенной популярности, особенно среди поэзии, традиционно абстрактной.
Импрессионизм
Конец 19 века, когда и появился одноименный стиль живописи. Здесь главная задача автора – передать значимость каждого мгновения, мимолетные впечатления и перейти к другому моменту за счет ассоциативной связи, а не логической. В России таким автором был Бальмонт и Фет.
Символизм
Еще одно наследие 19 века. Помните синие занавески, смысл которых всегда спрашивают учителя? Так вот, скрытый смысл всех занавесок, поклонов и других вещей есть только в символизме. Все остальное – выдумка учителей и заработок литературоведов.
Общая идея этого стиля – невозможно познать мир с помощью ума, только интуитивно. Авторы и учат нас познавать природу, вкладывая значение в каждый символ в своем произведении. Ведь видеть знаки – одно из полезных умений шамана, если вы понимаете мою отсылку. Авторы: Блок, Белый, Гиппиус.
Акмеизм
Яркий представитель – Ахматова. Возвращение к построению классики, но без этой образности и нравоучений. Просто строгое, логичное и упорядоченное стихотворение.
Существуют еще стили, все зависит от того, кто и по каким признакам классифицирует. Но мы и подзатянули, успели соскучиться?
Жанры
Если стили – абстрактное понятие, то жанры более приземлены. А значит, они логично делят весь стихотворный мир и их много. Буквально пару слов про самые популярные.
Ода
Что-то торжественное, возвышенное и прославляющее. «О вы, которых ожидает…». Больше пафоса богу пафоса. Добавьте восхваление событию, строгую структуру и простые формулировки – и Вы получите жанр гимн.
Баллада
Этому жанру чуть меньше лет, чем поэзии в принципе. Здесь есть сюжет, который рассказывает о реальном или выдуманном герое и его приключениях. Например, про Робин Гуда.
Элегия
Видим грусть, разочарование, одиночество и описание бренности бытия – значит, видим элегию.
Песня
Наверное, самый популярный жанр во всей истории. По сути, почти любое стихотворение можно спеть, но все же песни отличаются простым ритмом, музыкальностью и подбором слов, легким для исполнения. А так, песней можно назвать любой стих, пропетый под музыку. Песней о любви будет уже романс.
Сонет
Сонетом называется любой стих, написанный в форме «два четверостишие и 2 трехстишия». Здесь есть правила рифмования и ритма. А если в стихе 15 строк, то это уже рондо, при чем тут повторяются 1, 9 и 15-я строки.
Басня
Тут есть образность, иносказание, комизм, обязательно мораль, а еще басня – достаточно короткое произведение. Это самые яркие и узнаваемые жанры, по факту их, естественно, больше.
Виды стихов по темам
Писать можно о чем угодно, но литературоведам жизненно необходимо поделить все, что делится.
Стихи могут быть следующих тем:
- Философия. Тут про смысл жизни, размышления и все похожее.
- Война и патриотизм.
- Эротика, любовь и семья.
- Религия и праздники.
- Дружба, дети, животные.
- Сатира и юмор.
При чем поэзия настолько образна, что определить тему может быть очень и очень трудно. Особенно, если уйти из классической поэзии и окунуться в современную.
Вот, например, о чем именно стихотворение на фото? Ведь все мы его знаем, разбирали в школе и все равно автор оставляет загадку, темы для размышлений.
И на этом будем заканчивать, ведь поэзия – всегда про недосказанность и домыслы читателя.
С вами была Алла, не очень философский человек.
Урок 7. Стили поэзии
Сегодня снова будем говорить об истории. Истории поэзии.
Нам нужно познакомиться с основными поэтическими стилями.
Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки, и литературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.
Итак:
КЛАССИЦИЗМ – (от лат. classicus – образцовый).
«Классическое» стихотворение – это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.
Михаил Ломоносов
* * *
Блаженство общества всядневно возрастает;
Монархиня труды к трудам соединяет.
Стараясь о добре великих нам отрад,
О воспитании печется малых чад;
Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,
Приобрело ему сокровище бесценно;
И чтоб из тяжкого для общества числа
Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.
Рачители добра грядущему потомству!
Внемлите с радостью полезному питомству:
Похвально дело есть убогих призирать,
Сугуба похвала для пользы воспитать;
Натура то гласит, повелевает вера.
Внемлите важности монаршего примера:
Екатерина вас предводит к чести сей,
Спешите щедростью, как верностью, за ней.
РЕАЛИЗМ – (от лат. realis – вещественный).
Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни – взаимоотношения человека и природы, героев и времени.
Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»
Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
РОМАНТИЗМ – (нем. Romantik).
Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько к пересоздает. Герой романтизма – исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.
Михаил Лермонтов
***
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ – (от фр. sentiment — чувство).
В сентиментализме человеческая личность – это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы – любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.
Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…
Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,
Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.
Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?
Ах! счастием моим любовь твоя была!
Когда я был любим, тобою вдохновенный,
Я пел, моя душа хвалой твоей жила.
Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:
Ах! гением моим любовь твоя была!
Когда я был любим, дары благодеянья
В обитель нищеты рука моя несла.
Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!
Ах! благостью моей любовь твоя была!
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ
Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.
Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.
Николай Некрасов «Поэт и гражданин»
…Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
Гроза молчит, с волной бездонной
В сиянье спорят небеса,
И ветер, ласковый и сонный,
Едва колеблет паруса,
— Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит,
— Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет…
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновенной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?
Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста…
ИМПРЕССИОНИЗМ – (от фр. impression – впечатление).
Характеристики стиля – композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.
Афанасий Фет
***
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что скользя затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди,
На заре она сладко так спит!
СИМВОЛИЗМ – (фр. Symbollisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета).
Концепция: мир и человек – через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение – принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.
Владимир Соловьев
***
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце сердцу
Говорит в немом привете?
АКМЕИЗМ – (от греч. akme – высшая степень, пик, максимум, расцвет).
Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и
образы, материальность, предметность , «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).
Анна Ахматова
***
Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем.
Рассветает. И над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.
Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?
Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.
ФУТУРИЗМ – (от лат. futurum – будущее).
Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался “Пощечина общественному вкусу”) и превыше всего ставит себя, свое эго.
Игорь Северянин «Эгополонез»
Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
снопы ржаные моих поэз!
В них водопадят Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое! — поют уста.
Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое — всегда одно:
Я и Желанье! Живи, Живое! —
Тебе бессмертье предрешено!
ДЕКАДАНС – (от фр. decadence – упадок).
Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,
свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».
Зинаида Гиппиус «Бессилье».
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу…
Стою над пропастью — над небесами, —
И улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок Бог – но не могу молиться,
Хочу любви – и не могу любить.
Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю –
И только для нее не знаю слов.
ИМАЖИНИЗМ – (от фр. image – образ).
Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.
Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Сергей Есенин
***
В лунном кружеве украдкой
Ловит призраки долина.
На божнице за лампадкой
Улыбнулась Магдалина.
Кто-то дерзкий, непокорный,
Позавидовал улыбке.
Вспучил бельма вечер черный,
И луна — как в белой зыбке.
Разыгралась тройка-вьюга,
Брызжет пот, холодный, терпкий,
И плакучая лещуга
Лезет к ветру на закорки.
Смерть в потемках точит бритву…
Вон уж плачет Магдалина.
Помяни мою молитву
Тот, кто ходит по долинам.
АБСУРД – (от лат. absurdum – нелепость, бессмыслица).
Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).
Александр Введенский «Отрывок»
Было дело под Полтавой
нет не дело а медаль
мы дрались тогда со шведкой
чуть что вправо мы налево
тсс видим побежала
юбку синюю порвала
я кричу остановись
чуть что вправо мы налево
за сосною под Полтавой
голенький сидит Мазепа
говорит был бы Федором
было б веселей
тут все войско моё
зарыдает навзрыд
закричит заговорит
вот несчастный какой
с той поры и здесь трактир.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).
Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»
Время –
начинаю
про Ленина рассказ.
Но не потому,
что горя
нету более,
время
потому,
что резкая тоска
стала ясною
осознанною болью.
Время,
снова
ленинские лозунги развихрь.
Нам ли
растекаться
слезной лужею, –
Ленин
и теперь
живее всех живых.
Наше знанье –
сила
и оружие.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ – (от лат. conceptus – мысль, представление).
Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами – с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).
Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»
Шли дни. Уже из ложки ела ты,
Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.
Ты наливалась смыслом, ты бесилась,
агукала средь вечной пустоты.
Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.
Цвел диатез. Пеленки золотились.
Немецкая коляска вдаль катилась.
И я забыл мятежные мечты.
Что слава? Что восторги сладострастья?
Что счастие? Наверно, это счастье.
Ты собрала, как линзочка, в пучок
рассеянные в воздухе ненастном
лучи любви, и этот свет возжег –
да нет, не угль – лампадный фитилек.
И, наконец, стиль нового времени:
КОСМИЗМ – (греч. κόσμος — «упорядоченный мир»)
Концепция: космос – структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.
Андрей Романов «Свет сотворения мира»
Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.
Победив небытьё,
не успев насладиться победой…
Разбежались трамваи,
как будто Персей с Андромедой,
Опустела жилплощадь,
чтоб места хватило двоим.
Равнодушный рассвет
Прикоснулся к твоим волосам,
В ожиданье морозов надел он походные унты.
Чтоб тебя отыскать –
Мне отпущены были секунды, –
Если на слово верить
космическим звёздным часам.
Опускается снег,
заглушая шатанья людей.
Атом выбросил кванты,
как белые флаги – квартира
Осаждённого города…
Свет сотворения мира
Только-только достиг
Петербургских ночных площадей.
И трамваи привстали на цыпочки,
Слушая снег,
Тот, который родился
На фирновом лбу Эвереста.
И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,
Мне напомнит тебя
Ту, которой давно уже нет:
Наша юность ушла,
Простудившись на встречном ветру.
Образумилась Лиговка.
Мойка не знает сомнений.
И над Невской губой,
В предстоящем бреду наводнений,
Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,
Что я никогда не умру.