Как молодому человеку понять свое предназначение, помогает ли в этом православная вера и способна ли она гармонизировать подростка в непростой период взросления – на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил исполняющий обязанности благочинного Ивановского церковного округа, заместитель председателя молодежного отдела Екатеринбургской епархии иерей Сергий Шумков.
Более 10 лет батюшка возглавляет приход храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в Краснолесье. Этот приход считается одним из самых «молодежных» в Екатеринбурге. Около пяти лет в нем действует клуб «Ортодокс LIFE», в котором занимаются молодые люди от 12 до 35 лет.
Отец Сергий начал беседу с ответа на вопрос, почему именно его приходу известный детский писатель и основатель отряда «Каравелла» Владислав Петрович Крапивин передал в дар список с уникального образа XVII века – икону «Спас Эммануил».
Священник рассказал, что у него с Владиславом Петровичем был общий друг, который в своей юности занимался в «Каравелле» – художник Дмитрий Хайдаров. Дмитрий был прихожанином храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Несколько лет назад он скончался от инсульта в своей квартире во время написания икон для иконостаса. Когда-то он познакомил отца Сергия с Владиславом Петровичем, который, как оказалось, на тот момент болел и захотел исповедоваться и причаститься. Батюшка рассказал, что до этого Владислав Крапивин ни разу не исповедовался и не причащался. После духовной беседы со священнослужителем Владислав Петрович резко начал выздоравливать и прожил еще несколько лет. После этого Владислав Петрович решил передать икону, писанную Дмитрием Хайдаровым в дар храму. Это состоялось в марте 2015 года. В притворе справа на детской стороне можно найти икону «Спас Эммануил»., где изображен Иисус Христос в 12-летнем возрасте. Это список с древней иконы XVII века, которая сейчас находится в Третьяковской галерее.
– Владислав Петрович был очень хорошим человеком, его доброта и любовь к людям раскрылась в его книгах. Его персонажи тоже являются такими же сверстниками Иисуса Христа 12-летнего возраста, т.е. это такая аналогия в книгах Крапивина. Его отец был священником и дворянином. Может, это и повлияло на его духовность и приход в церковь. Хорошие и добрые люди рано или поздно всегда приходят к Господу Богу, – подчеркнул иерей Сергий Шумков.
Каждому человеку, считает батюшка, даются таланты – это те особенности, свойства человеческой души, которые человек должен реализовывать на благо своим ближним. У каждого есть разные таланты, у кого-то это художество, физическая сила, спортивные таланты и достижения, интеллектуальные и т.д. И от этого и нужно отталкиваться. Если человек еще в детстве увидел, чем ему надо заниматься и что его привлекает, это и нужно в себе развивать. К сожалению, иногда родители говорят: «Ты решил заниматься музыкой, а что тебе это принесет в жизни, как ты это реализуешь. Будь лучше экономистом/бухгалтером/юристом». А у человека совсем нет к этому призвания. И он потом всю жизнь будет от этого страдать и мучиться. На таланты ребенка нужно обратить внимание и родителям.
– Если у человека есть таланты, данные Богом, не нужно их закапывать, нужно развивать и по возможности не приписывать себе. Ведь все, что в нас есть хорошего и доброго – это дар Божий. Если человек реализует свои таланты на благо ближних, Церкви, то тогда он будет получать обратную отдачу и награду от людей и Бога. И тогда у человека, скорей всего, не появится профессионального выгорания, – отметил батюшка.
Раскрыть свои таланты, найти свое предназначение человеку поможет православная вера. Если человек действительно хочет реализовать все, что Господь в него заложил, то лучше всего и проще всего сделать это вместе с Богом, подчеркнул священник. Он напомнил очень важный духовный закон, который сформулировал блаженный Августин, святой отец Западной Церкви до раскола. Он сказал, если Господь в жизни человека будет на первом месте, все остальное становится на свои места. Отец Сергей по опыту знает, что это действительно так, он видит, как у людей, приходящих в храм и начинающих жить по закону Божьему, все меняется и становится на свои места: и здоровье, и семья, перед человеком отрываются какие-то новые горизонты, жизнь начинает играть новыми красками. Это все реально и возможно, самое главное человеку захотеть узнать об этом. Если человек хочет жить только лишь по своим инстинктам и духовно не развивается, это его полное право. Но Церковь в таких ситуациях предупреждает, что жизнь без Бога постепенно превращается в ад уже на земле. Ад – это когда люди живут не по закону Божьему, не по любви к Богу и ближнему, а по своим принципам, законам, понятиям, по эгоизму, гордости; начинают унижать, оскорблять, убивать. И это тяжким грузом ложится на всю жизнь человека. И в старости этот искалеченный и больной человек приходит к Богу, но у него нет сил кардинально изменить свою жизнь. Батюшка рекомендует с раннего возраста, с молодости начать менять свою жизнь, постараться не совершать тех ошибок, которые поведут жизнь под откос. Привыкший к греху человек не входит в Царство Небесное, потому что для этого необходимо научиться любить Бога и ближних. Для этого и дается земная жизнь.
Слушатели спросили батюшку, способна ли вера гармонизировать подростка в непростой период взросления. Вера, по мнению священнослужителя, действительно помогает еще не зрелому человеку найти ориентиры и выстроить правильную иерархию в системе ценностей. Если человек живет в среде без понимания духовных законов, то он волей-неволей будет их нарушать.
– Начав изучать психологию, я заметил, что не нужно никого ничему заставлять. Некоторые родители и священнослужители, педагоги, пастыри, духовные отцы начинают говорить: «Это тебе можно, это нет, делай, как я сказал и т.д.». Я считаю, это неправильный путь, потому что чем мы больше ограничиваем человека в свободе, тем больше ему хочется это делать и больше соблазна пойти по тому пути, – уверен отец Сергий. – Мой совет и опыт говорит о том, что лучше объяснять человеку, что последует за его поступками. Объяснить, что когда человек потакает своим страстям, инстинктам, то тогда человек из своего предназначения, образа и подобия Божьего скатывается до уровня животного зверского, которое живет только по своим инстинктам.
Подростковый и юношеский возраст очень соблазнительный, и даже православные дети в какой-то момент могут отойти от веры. Человек начинает вставать на взрослые рельсы, начинает сепарироваться от родителей, взрослеть, родители становятся ему не указ, он начинает проверять слова и опыт, полученный от родителей, правильно это или нет. И здесь важно родителям набраться терпения и подождать, когда ребенок сам придет с вопросом и поблагодарит или спросит что-то. Самое важное – быть рядом и подсказать, не отвернуться: «Ты мне больше не сын, я отрекаюсь».
– Нужно вспомнить себя в этом возрасте. Часто родители не хотят вспоминать, они пару лет как пришли в храм, и думают, что всю жизнь были святыми. Конечно же, нет, вспомните себя, поделитесь своим опытом. Не нужно насильно тащить в храм человека с 12 лет, это будет вызывать агрессию. Надо показать своим примером, как христианин должен решать свои проблемы и объяснить, что с Богом все проходит благополучно. Я сам с детства в этом убеждался, как только я начинал ослабевать в духовной жизни, у меня появлялись другие развлечения, то тут же начинались проблемы в школе, ссоры, конфликты. И начав молиться, усердно готовиться к причастию, проблемы разрешались сами собой. Я постоянно убеждался, что духовные законы, которые написаны в Евангелие, все безотказно работают. И это самое главное для меня подтверждение истины нашей христианской православной веры, – подчеркнул батюшка.
Какая молитва и при какой осознанности ребенка может быть самой первой? У батюшки четверо детей от 1,5 до 10 лет. По вечерам он читает молитву по соглашению, после которой дети начинают молиться друг за друга. Дети сначала молятся Господу, благодарят за то, что есть. Человек с детства должен понимать, что то, что он имеет, это дар Божий. Есть люди, которые этого не имеют. С детства нужно ребенку объяснять и показывать, что то, что у тебя есть, это здорово и этому нужно радоваться, благодарить Бога, и тогда человек, который научился благодарить Бога за то, что имеет, Господь ему дает больше. А когда человек не доволен с детства, игрушки не те, еда не та, то он привыкает к такому состоянию, думаю, что ему все должны. В результате Господь у него забирает то, что есть. Поэтому молитва ребенка должна начинаться с благодарности Богу, продолжаться в молитве за то, что нужно ему на данный момент. Но это не про материальные блага, а про здоровье, послушание, чтобы его родители были здоровыми, а потом все, что нужно ребенку, т.е. чтобы он был умным, милосердным, талантливым. Дети батюшки участвуют в молитве с года, да, они еще не понимают, о чем идет речь, сами не могут говорить, но они видят, как молится семья, пародируют своих братьев и сестер, пытаются креститься, делать земные поклоны. Это входит у ребенка в привычку, норму. Это хороший пример, считает священнослужитель.
Один из слушателей спросил отца Сергия, как завоевать уважение сверстников и найти свою любовь? Батюшка предложил подумать, с кем человеку приятнее общаться: с злыми, жестокими людьми, либо с хорошими, добрыми, умными простыми, приветливыми. Именно с последними. Христос говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми». Есть еще народная поговорка: «Будь проще и люди к тебе потянутся». Все что мы делаем, к нам возвращается. В юношеском возрасте, когда происходит становление, у ребят еще нет ценности жизни, добрых отношений, они не понимают и не ценят этого, но через свой опыт они должны научиться обращаться с людьми так, как сами хотят, чтобы обращались с ними. Это золотое правило христианства.
– Любовь христианская – это не просто какие-то «розовые чувства», это добрые дела. Начни сам делать что-то доброе для своих сверстников, и ты увидишь, как меняется отношение к тебе. Для меня пронзительным моментом Евангелия служит та история, когда ко Христу пришли воины, чтобы схватить его, во главе с его учеником Иудой, предателем. Тот его целует, а Христос спрашивает: «Друг, зачем ты пришел?», то есть он до конца пытался изменить этого человека. Да, он знал, что у Иуды есть страсти. Господь до конца давал ему шанс. Когда мы видим вражду по отношению к нам, если мы сами настроены негативно, то мы умножаем все это, а Христос говорит: «Подставь другую щеку», постарайся не отвечать или делать добро. К врагам нашим и обидчикам проявлять нежные чувства – это сверхъестественный духовный уровень, но хотя бы не отвечать злом на зло – это уже принципиально меняет людей, – считает батюшка.
А чтобы найти свою любовь, наверное, в первую очередь нужно молиться, нужно просить Господа Бога, чтобы он послал вторую половину, считает отец Сергий. Это жизнеутверждающий момент, потому что от семейной жизни, от любви, отношений, от церкви семейной зависит много. Нужно смотреть на духовную сторону своего супруга. Люди практически не меняются, особенно мужчины, подчеркнул батюшка. Если девушка думает, что она изменит парня, это самообман. Мужчины практически не меняются, но, наоборот, женщины после вступления в брак меняются принципиально. Если людей что-то не устраивает, то нужно проговаривать такие моменты. И иногда прислушиваться к мнению своих родителей: они опытные и видят те нюансы, которые молодые люди в розовых очках влюбленности не видят.
Создавать семью нужно тогда, когда человек уверен в чувствах, когда повзрослел, берет ответственность за свою семью, когда готов к деторождению, когда морально готов сам. Семья – это самостоятельная жизнь; нужно понимать, что это надолго, серьезно, тогда все будет с Божьей помощью.
– Если вы еще не готовы, играете в игры до 30-40 лет, то не знаю, получится ли сделать крепкую и счастливую семью, – отметил батюшка. – Чтобы научиться понимать друг друга, нужно общаться. Что касается мужчины и женщины – у нас мозг и психология устроены по-разному, мы не понимаем, что в головах друг у друга. Нужно общаться, проговаривать элементарные вещи, говорить свое мнение, узнавать мнение избранника. Тогда мы будем понимать, что у другого в голове, как он мыслит. Если каждый думает, что он прав, то для этого есть психологи. Рекомендую обращаться к верующим православным психологам. Часто современные психологи советуют такие вещи, которые для христианина неприемлемы. В нашем городе есть православные психологи, например, в центре защиты детей «Колыбель», где помогают сохранять семью, также это центр преодоления зависимостей «Подвижник».
Батюшку спросили, стоит ли заводить детей в начале семейной жизни или прежде надо построить карьеру? Батюшка отметил, что рождение детей – это большое испытание и кризис для семьи. Когда центр внимания у женщины смещается на детей, когда она не обращает внимание на мужа, появляются проблемы. Тогда нужно обращаться за помощью к тем же психологам или к духовникам.
– К сожалению, не все современные священники и духовники имеют представление о психологии, считаю, что это минус. Психологией нужно заниматься, она помогает человеку разобраться в себе, ближних, взаимоотношениях, с ее помощью можно решить многие проблемы, в том числе связанные с кризисом в жизни семьи, – отметил батюшка.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» – это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».
Задача проекта – представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
– иерей Георгий Кабанов: «Аборт несет серьезные последствия, он уродует семью»;
– иерей Симеон Шестаков: «Современные вызовы и молодежь. О чем говорят и куда ведут «откровенные» сэлфи на фоне храмов и мечетей?»;
– иерей Борис Калёнов: «Как сохранить целостность в себе, в семье и в обществе?»;
– протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;
– игумен Петр (Мажетов): «Скорбь – нужное состояние души, которое человек должен прожить»;
– протоиерей Алексий Сысков: «Как противостоять зависимости»;
– иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком – подарить ему надежду своим отношением к жизни»;
– иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;
– иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;
– иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;
– протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость – одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
– иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
– протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
– иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо – современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
– протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
– иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
– иерей Даниил Рябинин: «Царская семья – пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
– протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
– иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
– иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
– иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
– протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
– игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
– игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
– иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности – тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
– протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни – дни особой благодати»;
– иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
– иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря – своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
– иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
– иерей Максим Крылов: «Восстановление храма – это не восстановление стены, а созидание общины»;
– протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
– иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
– иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
– иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
– протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост – это время настроить взаимосвязь с Богом»;
– иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
– иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
– иерей Димитрий Задорин: «Предназначение – это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
– иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
– иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
– иерей Димитрий Ваулин: «Диалог – основа будущего брака»;
– протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
– иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
– протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
– иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
– иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
– иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
– иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».
Действующие лица
Проповедь в Неделю 16-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшний воскресный день в евангельском отрывке звучит притча о талантах. Каждый образованный человек, церковный и не церковный, слышал эту притчу, по крайней мере, слышал о талантах, об умножении талантов или о закопанном таланте. Да и в годовом круге церковного богослужения эта притча звучит несколько чаще других отрывков.
Притча о талантах – одна из ряда притч, которые Спаситель произносит незадолго до Своих крестных страданий. У Него уже нет времени говорить о чем-то второстепенном, здесь Господь говорит то, что очень важно. Ученики показывают на храм Иерусалимский и говорят: «Посмотри, как он красив, как он величественен», – а Спаситель вдруг им отвечает, что камня на камне от него не останется. И говорит притчами, которые призывают нас к размышлению о Страшном суде: три сказанные Им притчи переходят одна в другую по Евангелию. Притча о десяти девах – это, можно сказать, притча о беспечности. Сразу за ней и проистекающая из нее сегодняшняя притча о талантах. Если характеризовать ее одним словом – это притча о малодушии. Вслед за ней идет притча о Суде, о козлах и овцах, которые будут по разную сторону во время Суда, и это притча о человечности, о том, был ли каждый из нас человеком на этой земле.
В притче о талантах некий господин, уходя на долгое время, призвал своих рабов, вручил им таланты: пять, два и один, – и указал им эти таланты сохранять. Важная деталь: он видел силы каждого из рабов, поэтому дал разное количество талантов. Когда он вернулся по истечении долгого времени, он призвал их и стал спрашивать, как они их употребили. Оказалось, что первые два умножили таланты вдвое, за что получили от него похвалу. Господин говорит им: «Вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25: 21). А третий слуга признался, что ничего не приумножил. «Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25: 24–25). Казалось бы, тоже поступил неплохо, по крайней мере, не растратил, но получил совершенно другой ответ: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25: 26–30).
Со временем в рамках нашей культуры слово «талант» стало восприниматься как некий дар Божий: музыкант хороший, преподаватель, врач – талант от Бога. Во-первых, что такое талант? Это мера драгоценных металлов. Мера – это не монета, не деньги. По мнению исследователей, мерой серебра был один талант – это где-то 20–25 килограммов серебра. Пять талантов – это 125 килограммов серебра, а рабы вернули господину 300. В то время за один день работы давали 1 динар, то есть пять талантов – это 75 лет работы. Это действительно большое состояние.
Второй момент. Здесь говорится о рабах, но это рабы не в том понимании, к которому мы привыкли. Тогда раб был, по сути, соработником хозяина, часто он ел с ним за одним столом, принимал участие в его делах.
Очень важно в этой притче понять, что такое талант в христианском понимании. Один из первых толкователей этого места, святитель Иоанн Златоуст, говорит о том, что этот талант – это слово Божие, которое вручено в первую очередь апостолам, пастырям, епископам, и они ответственны перед Богом. И, безусловно, все богословы сходятся в том, что хозяин этот не кто иной, как Господь Бог. Мы ответственны за несение слова Божьего, мы должны действительно его приумножить в сердцах людей. Появляется понимание таланта как сокровища, то есть того, что вручил тебе Бог. Но что Бог может вручить на
Есть интересная запись в дневнике Александра Солженицына. Он пишет, что всем своим писательским искусством, всеми книгами, которые он написал, он обязан таланту от Бога быть невинно осужденным. Он понимает это как талант, как некое сокровище, которое вручил ему Бог. Быть в лагере невинно осужденным – талант: «Если бы не было у меня этого таланта – быть в лагере, – не родились бы эти книги». Талантом действительно иногда может быть болезнь, скорбь, какие-то тяжелые обстоятельства жизни, которые вручает нам Господь. Как мы можем умножить талант сквозь эту скорбь, тяжесть, тревогу? Не умножением же скорбей! Умножить талант мы можем, приняв его от Бога, став лучше. Мы не хотим скорбей, страданий, лишений и даже молимся: «Избави нас от всякия скорби, гнева и нужды», – но они приходят. Мы знаем, в жизни каждого человека они есть. Человек способен возрасти, умножить свой талант веры в Бога.
Талант может еще рассматриваться, как говорил современный нам богослов профессор Алексей Ильич Осипов, как стремление к Богу, стремление познать Бога. Все люди разные по количеству талантов. Кто-то очень хочет найти Бога, кто-то хочет узнать истину. Кто-то, имея таланты, хочет их реализовать, но мало для этого делает. А кому-то все равно: «Мне хорошо и так, как я уже живу. Главное – комфорт моей жизни». Алексей Ильич приводит пример святителя Игнатия (Брянчанинова), указывая, что талант может быть стремлением к Богу, к познанию истины. Святитель Игнатий был очень успешным человеком, происходил из дворянского сословия, в 15 лет уже знал пять языков: английский, французский, немецкий, латынь и древнегреческий. А для чего он использовал эти языки? Для того чтобы познать Бога, прочитать в оригинале многие богословские труды, не переведенные еще тогда на русский язык, чтобы в этих разных источниках прикоснуться к истине, найти, нащупать ее. Когда этот успешный человек, у которого была просто потрясающая, блестящая, фактически вертикальная карьера, наконец обрел истину и ушел в монашество, он вызвал гнев императора. Его родной отец от него отрекся. Но, обретя истину, он так приумножил этот талант, что, наверное, стыдно современному верующему человеку не иметь на своей полке творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Они современны, важны, глубоки, они от опыта. Вот один из примеров таланта как стремления к Богу.
Каждый из нас на исповеди часто кается в одном и том же – в осуждении. Вопрос: а что я сделал для того, чтобы осуждение победить? Где я искал? Я заботился об этом? Ведь есть некая приятность в грехе: когда мы осуждаем, это же приятно, потому что мы ставим себя выше другого. Потом появляется ощущение пустоты или грязи, и мы идем на исповедь, каемся до следующего раза, потому что обязательно снова впадаем в осуждение. А что я сделал? Я в поисковике последние новости смотрю с утра до вечера или я вбил «как победить осуждение» и посмотрел по святым отцам, по современным проповедникам, по подвижникам XX века, как победить осуждение? Что для этого сделать? Нашел. Начинаю применять в жизни. И уже к следующей исповеди вижу, получается или нет. На том я пути или нет? Я работаю, я приумножаю этот талант. И каждый себе должен задать вопрос: «Что я сделал для того, чтобы победить тот или иной грех?»
Еще очень важно, братья и сестры, в этом умножении таланта иметь в виду, что, как бы ни был тяжел этот путь и как бы ни казался невозможным, Бог всегда рядом, Он приумножает вместе с нами. Нам нужно только сделать шаг.
Очень простой пример. Когда Господь был в пустынном месте, вместе с Ним было несколько тысяч людей. Его ученики озаботились тем, что люди голодны, что-то достать съестное трудно, поэтому они говорят Спасителю, что, наверное, надо людей отпускать. И что Он им отвечает? «Вы накормите их». Удивительный ответ. И когда они начинают преломлять, пять хлебов и две рыбы умножаются. Вывод такой: «Преломляй, а Господь умножит», – то есть начинай делать, начинай умножать, а Господь умножит вместе с тобой. Аминь.
Игумен Павел (Полуков)
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм
Приблизительное время чтения: 7 мин.
«Как найти свое призвание? Как понять, в чем именно твое предназначение? Как использовать свои таланты и как их найти? Все время в каком-то поиске, а жизнь то идет…» — подобных вопросов о поиске своего предназначения в редакцию журнала «Фома» приходит очень много. На них мы попросили ответить монахиню Елизавету (Сеньчукову), пресс-секретаря Якутской епархии.
Многих сегодня по-настоящему одолевает невроз по поводу «особого пути» и
«особого предназначения», которые непременно каждый обязан каким-то образом
отыскать, чтобы не чувствовать себя неполноценным. Чаще всего этот поиск
проходит именно в плоскости трудовой деятельности — карьеры. Но есть другой мир
— мир веры, где этот вопрос предназначения снимается удивительным образом. И на
своем примере я попробую это показать.
Моя основная работа — тексты. Я пишу их в
качестве пресс-секретаря или в качестве журналиста. В принципе, я более или
менее состоявшийся журналист, без лишней скромности скажу, что в своей области —
очень неплохо состоявшийся.
Интересно, что к этой работе я никогда не
стремилась. Тексты были моим хобби. А мечтала я о другом.
«Кем ты, Машенька, будешь, когда
вырастешь?» — спрашивали меня пятилетнюю.
«Врачом!» — уверенно отвечала я.
Ну естественно, папа — врач, мама — фельдшер
скорой помощи. С детства играла в больницу: кукле Жене мы с папой однажды
делали трепанацию черепа (у нее глаз провалился), куклу Наташу я пичкала
аминазином после аппендицита (для имитации аппендицита мы с мамой ей животик
забинтовали), кукле Даше брызгала на обожженную ручку (мощно так обожгла, чуть
не задохнулась от запаха плавящейся резины) пантенолом. Кем еще быть?
Но мое желание было связано не просто с
подражанием любимым родителям. Медицина — это и сейчас та человеческая
деятельность, перед которой я, кроме шуток, преклоняюсь. Врач — это своего рода
ангел в человеческой плоти. Только со свободой воли и способный ошибаться. Но
он именно ангел: вестник от Бога. Господь его посылает болящему. И я хотела
быть ангелом.
Шло время, и годам к тринадцати я наслушалась
от скоропомощников про сбор человеческих внутренностей вдоль железной дороги,
вытаскивание людей по кусочкам из столкнувшихся автомобилей, циничных шуточек
про «мотоциклист — мозги в горшочке», а также побывала в детской и взрослой
реанимациях и понаблюдала безрезультатные попытки «завести» давшего остановку
сердца младенца, агонию кардиологической больной и другие невеселые вещи — и желание
быть врачом стало конкретнее: «Врачом-психиатром». С уточнением: «Хочу
наркоманов лечить. Интересно, можно гипнотизировать на клеточном уровне? Чтобы
и психическую, и физическую зависимость устранять».
В девятом классе я выбрала экзаменом по выбору биологию и написала реферат по наркомании. Там я описывала симптомы отравления опиатами и каннабиолом, сравнивала химические формулы серотонина и ЛСД, приводила примеры разных форм терапии — и получила «пять», потому что система оценок у нас была, увы, только пятибалльная.
Но в десятом классе я начала самостоятельно
более углубленно изучать химию и биологию по пособию для абитуриентов. С химией
все шло нормально, а вот с биологией — беда и катастрофа. Я с пятого раза не
смогла запомнить устройство клетки. На мои истерические рыдания прибежали
родители:
«Что ты, Машенька, плачешь?»
«Я никогда, — задыхаясь и захлебываясь слезами объясняла я, — никогда
этого не запомню».
Родители с грустью переглянулись. Вообще-то,
я действительно была совершеннейшим гуманитарием. Не в смысле «бездарь в точных
науках» — это в нашей семье вообще не рассматривалось, считалось, что, если
человеку нужно разобраться в каком-то предмете, он садится и разбирается, и
ничего невозможного нет. В смысле — «остальное неинтересно». История? Запоем.
Обществознание? Восторг полный. Литература — километровые сочинения с
провокационными, но яркими идеями, цитированием Эриха Фромма и Жоржа Батая,
подготовка докладов по современной поэзии на примерах песенного творчества
исполнителей в жанре «русский рок», изложения и сочинения в стихах и так далее.
Собственно, да, стихи. Ну и прозы немножко.
«Может быть, тебе поступить в Литературный институт?» — огорченно спросила мама. «Да-да, Литературный институт!» — бодро поддержал ее папа.
В глазах у них читалось при этом: «Ну что
ж, ребеночек не тянет…».
Я ужасно обрадовалась, закинула злосчастную
биологию в дальний шкаф, сосредоточилась на истории, литературе, песнях Beatles
и Pink Floyd (иностранный же!) и оттачивании рифм и записалась на
курсы при Литературном институте.
Так я из примитивной лени и отсутствия усидчивости отказалась от своего призвания. Господь меня за это регулярно вразумляет. «Меня окружают психи!» — периодически начинаю я орать в голос. Ну, психи — это, естественно, упрощение. Люди с нервными срывами, тяжелыми ситуативными и эндогенными депрессиями, внезапно открывающейся шизофренией или биполярным расстройством.
Рано или поздно у меня в одном из миллионов мессенджеров, на кухне, на пути окажется расстроенный и растерянный человек, не понимающий, что с ним происходит. И рано или поздно получит от меня вовсе не духовный совет сходить к соответствующему доктору. В какой-то степени я считаю это своей миссией — дестигматизацию психических болезней. В конце концов, никто же не стесняется того, что у него зуб заболел? Почему надо стесняться депрессии или голосов в голове?
В книжке «Гарри Поттер и Тайная Комната», когда главный герой начинает слышать какое-то осмысленное бормотание в своей голове, рассказывать об этом старшим не рекомендует его умная подружка Гермиона: «Даже в мире волшебников голоса в голове — это плохой признак». Ее предрассудки подбросили дровишек в огонь непонимания происходящего. А по-моему, глупость она сказала. И вообще этот ужас «тебя за психа примут» — глупость и недальновидность. Допустим, меня примут за психа. А если меня не примут за психа, а я псих? Давайте дождемся, когда я прыгну с балкона? Или в кого-нибудь кирпичом запущу? Или просто перестану мыться, есть и выходить на улицу?
(Теперь вы видите, что психиатрия
действительно была моим призванием. Иногда думаю: может, второе высшее
психологическое получить хотя бы?)
Не тратьте свою жизнь на охоту за птицей, особенно если вы не уверены в ее цвете и виде.
В Литературный институт, кстати, я так и не
пошла поступать. Учиться писать прозу мне было неинтересно, хотела я писать
стихи, причем не абы у кого, а на семинаре у Олеси Николаевой (которая в тот
год семинар, к сожалению, не набирала) — в общем, плюнула и пошла в Институт
философии ГАУГН, на базе Института философии Российской Академии наук. Наукой
занималась в четверть силы. Что плохо. Но диссертацию написала вполне благополучно
и на свои темы могу рассуждать с удовольствием и долго, писать о них популярные
статьи, объяснять их на пальцах студентам и даже школьникам.
Но я иногда до сих пор злюсь на себя за лень, которая не позволила мне взять себя в руки и разобраться в биологии.
Первый вывод из этой печальной истории: призвание — в сердце.
Если у вас к чему-то лежит душа, что-то нравится делать, но внешние обстоятельства мешают этим заниматься постоянно — преодолевайте эти внешние обстоятельства. Да, представьте себе, ваше непонимание — это обстоятельство внешнее. Если хотите — искушение. Потому что сердце и душа находятся где-то глубже.
Второй вывод — если у вас не получилось сделать то, к чему вы призваны, своим основным делом, у вас не получится не сделать его хотя бы не основным.
Вы хотели стать архитектором, но вы не получили достаточно высокого балла по математике и провалились с треском? Будьте уверены, в какой-нибудь момент вам придется помогать перестраивать чью-нибудь дачу или самостоятельно продумывать дизайн квартиры. От призвания не сбежать.
Третий вывод проистекает из дальнейшей моей
истории.
Лет с двенадцати я с опасливым восторгом
смотрела на монахов. Я любила ходить в церковь и молиться, хотя долго
находиться на службе мне было скучновато, я просто ничего не понимала. Я любила
Бога, как бы это пафосно ни звучало. В Нем невозможно было сомневаться.
После смерти мамы (мне было семнадцать) «монахолюбие»
усилилось. Потом был в жизни эпизод, когда я внутренне пообещала себе и Богу к
этому прийти.
Шли годы, я стала заниматься преподаванием,
потом журналистикой, потом попала в командировку в Якутию, потом переехала
туда, чтобы работать в епархии, потом приняла монашество. Чин ангельский, между
прочим. Думаю, это правильно. Потому что когда-то еще девочкой-подростком меня
не длинные черные одежды восхитили. Меня через них Господь за плечо тронул.
Позвал. Призвал. И я откликнулась, хотя откликалась долго. Поэтому
журналистика, к которой я пришла не по призванию, а по обстоятельствам, меня к
Нему и привела.
Итак, вывод третий: призвание — это не что-то единственное на всю жизнь, что ее раз и навсегда предопределяет.
Если бы я была психиатром, я бы не приняла монашество. А приняв монашество, я уже вряд ли найду возможность стать психиатром.
Ну и, соответственно, вывод четвертый: не тратьте свою жизнь на охоту за птицей, особенно если вы не уверены в ее цвете и виде.
Может, она синяя птица счастья, может — зеленая птица попугай, может — журавль в небе, а может — вообще пингвин или страус, которые не летают. Не надо вообще ни за кем охотиться, занимайтесь тем, что вам интересно здесь и сейчас. Профессионально растите, расширяйте и углубляйте знания — так ваш интерес будет сохраняться и увеличиваться.
А что касается призвания — рано или поздно
вы к нему придете. Призвание на то и призвание, что зов Божий будет время от
времени слышаться то ближе, то дальше. Когда раздастся совсем близко — тогда и
развернитесь к нему, и встретьтесь лицом к лицу.
Одним из штампов атеистических времен, до сих пор
живущим в сознании многих людей, является представление о
духовной жизни как об утонченном проведении времени вдали
от суеты и повседневной рутины. Так, к
«духовным» занятиям относят посещение театров,
концертов, музеев, общение с интересными людьми и тому
подобное. Схожее светское толкование закрепилось за
евангельской притчей о талантах (Мф. 25,
14—30).
Зачастую талантом, в узком смысле, называют творческое
дарование, а в более широком понимании — любую
врожденную способность. «Человек редкого
таланта», — нередко так характеризуют не
только писателя или архитектора, но и бизнесмена, и
футболиста. «Он потрясает своим талантом»,
— говорят об артисте, певце, художнике. Несомненно,
все перечисленные дарования, как и прочие, даны человеку
Богом.
Но давайте глубже вдумаемся в притчу о талантах. Какой
духовный закон раскрывает она? Что хотел донести до нашего
понимания Спаситель, когда ее рассказывал?
Рабы получили от господина, уехавшего в дальние страны,
часть его богатства, а по его возвращении каждый из них
дал отчет в использовании полученных средств. Двое из трех
рабов принесли прибыль своему хозяину, за что получили
награду. Третий же раб возвратил ровно столько, сколько
ему было дано, и заслужил порицание.
За что же он подвергся осуждению? Ведь он не растратчик,
не транжир, сумел все сохранить. Вернул свой талант без
прибытка, но ведь и без ущерба! Но он получил весьма
строгое наказание, следовательно, вина его велика.
Начнем с того, что таланты в данной притче — это не
творческие способности, а нечто иное: духовная одаренность
человека, которая заключается в его способности познавать
своего Творца. Евангельский талант проявляется как горение
души в познании истины, то самое богоискательство, которым
хотя бы в малой мере, но наделен каждый человек. Людей
абсолютно бесталанных нет. Господь «хочет, чтобы все
люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,
4), а для этого каждого наделяет талантом —
стремлением к этому познанию, приводящему нас к спасению.
При этом внутреннее стремление к истине присутствует у
людей в неодинаковой степени, и в притче говорится о
разном количестве талантов, данных разным людям. Кто-то
скажет, что это несправедливо. Но притча вовсе не о том,
что у Бога есть «любимчики». Он любит каждое
Свое творение.
Господин в притче наделял своих рабов талантами, учитывая
их возможности с пользой распорядиться полученными
средствами (один более оборотистый, другой не так ловок).
Так и Господь, лично зная каждого человека: его
происхождение, внешние условия жизни и душевную
организацию, наделяет каждого из нас тем потенциалом
духовного развития, который мы способны реализовать. По
разъяснению святителя Московского Филарета (Дроздова),
«благодать Божия не стесняет свободы человека, не
насилует природы его, не подводит всех под один уровень.
Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по
человеку».
В конечном счете, большее или меньшее количество талантов
у человека зависит от степени его любви к Богу и к
окружающим его людям (ибо это неразрывно связано). Один
готов всем пожертвовать ради Господа, как та евангельская
вдова, которая отдала свои скудные средства в жертву Богу.
Она сделала это из любви к Нему, даже не предполагая, что
кто-то видит ее поступок и обратит на него внимание,
— так мала была ее лепта по сравнению с тем, что
приносили богачи. Но Господь, видящий все, сказал, что она
положила больше всех. А кто-то, имея много, может жить по
пословице: «на тебе, Боже, что нам негоже».
Господь, видящий сердце человека, всем дает разную меру
таланта: нам, немощным, — одну, а например,
преподобному Серафиму Саровскому — совсем другую.
Тот, кто знаком с его житием, знает, что с юных лет все
устремления великого подвижника были обращены к Единому
Богу. Все свои духовные труды: подвиги, молитвы, добрые
дела – он совершал только ради того, чтобы очистить
свое сердце. И на этом пути познавал, какими страстями оно
наполнено, какие ядовитые, отравляющие душу змеи
притаились в самых сокровенных, неприметных глубинах
сердечных, отдаляя его от Бога. Он стремился до дна
исследовать свою душу, осознать всю ее немощь, чтобы
многими трудами и слезами очистить свое сердце и
приблизиться к возлюбленному Христу. Ведь только чистые
сердцем Бога узрят.
Абсолютная Любовь, Любовь бескорыстная, жертвенная,
направленная на всё и на всех, — это Сам
Воплотившийся Бог, Господь наш Иисус Христос. Но и в
человеке ответная сыновняя любовь к Богу и жертвенная,
забывающая себя любовь к окружающим людям может гореть
таким же сильным и ярким пламенем. О такой любви написал
святой Исаак Сирин, раскрывая значение слов
«милующее сердце», – «возгорение
сердца у человека обо всем творении». Святой
признает, что даже причиняемое подвижнику зло порождает в
нем жалость не к себе, а к тому, кто ему вредит. Так что
«от великого терпения умаляется сердце его, и не
может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо
вреда или малой печали, претерпеваемых тварью», и он
молится обо всем творении «с великою жалостью, какая
без меры возбуждается в сердце его по уподоблении во всем
Богу».
Занимаясь развитием исключительно интеллектуальных или
творческих способностей, мы не можем достичь уподобления
Христу. Только уделяя должное внимание запросам своего
духа, стремящегося к Господу, очищая свое сердце и
приуготовляя его в жилище Богу, человек обретает духовную
прибыль — Царство Божие, а иначе его ожидает
печальная участь ленивого раба из притчи о талантах.
Вопрос духовнику обители
Вопрос: Есть притча про таланты, суть которой — использовать свой дар, свой талант, который дал тебе Господь, во благо другим. Найти себя, найти свой дар от Господа — вот блаженство человека. У меня возникло два вопроса: 1. Если твой талант в актерстве, то как его использовать? Это же граничит с лицемерием, верно? И если от этого таланта ты страдаешь неким, если говорить по-научному, раздвоением личности, то, может, не от Бога этот дар, а от дьявола, который пытается ввести тебя в заблуждение? 2. Является ли твоим талантом то, к чему у тебя нет умения (в моем случае — к писательству), но с детства есть желание заниматься этим? Можно ли это считать талантом? Есть ли смысл вообще держаться за это желание — или списывать на мечту детства?
Елена
Ответ: Сначала об актерах. Одно дело — лицедейство, которое было в ранних веках, где действительно грубо высмеивалось даже христианство. Всё это было в таком языческом, непотребном виде, поэтому лицедейство считалось грехом. Но и в XIX, и в XX веке, и сейчас были и есть верующие актеры.
Всё зависит от того, что твое творчество выражает. Есть действительно очень хорошие спектакли и фильмы, которые помогают людям тянуться к добру, искать Бога. Мы знаем актеров, которые ходят в храм, причащаются, исповедуются, и это помогает им в творчестве. Поэтому нельзя сказать, что это грех. Это их талант, и они его используют в своем творчестве. Другое дело — надо смотреть, в каком фильме, в каком спектакле ты играешь, какое у него содержание, какой смысл. Если это ведет человека к добру, к красоте, это не пошло, не грязно, то это даже служение Богу.
Ну а если вы хотите писать, в детстве у вас была такая мечта, — попробуйте. Получится у вас что-то, не получится — сделайте попытку. Попробуйте написать рассказ и покажите людям, которые занимаются этим профессионально. Они скажут, есть ли у вас талант, можете ли вы этим заниматься или вам лучше оставить это и принимать как детскую мечту. Всё нужно испытывать.
Я думаю, у каждого из нас есть таланты. Господь говорит о том, чтобы мы их не зарывали в землю. Что это значит? Это значит, что надо быть внимательным к себе. Бог ставит нас в такие обстоятельства, в такие условия жизни, когда мы обязаны проявлять наши таланты, чтобы послужить Богу и ближним. И наша жизнь — это реализация талантов в каких-то делах, в реальных отношениях с ближним. Помоги вам Господи.
Фото носит иллюстративный характер
24.03.2022