Как найти свой талант школьнику

#статьи

  • 28 ноя 2022

  • 0

Как помочь ребёнку найти свои таланты и развить их

Как распознать способности, которые помогут ребёнку в будущем, — рассказывает психолог.

Фото: portishead1 / Getty Images

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Все дети талантливы. И задача взрослых — создать условия и дать детям возможность найти и развить свои таланты. При этом важно сделать это бережно, без давления. Да, это сложно. Но осуществимо. Это настоящее искусство воспитания и уважения к ребёнку.

Что же это такое — талант? Как увидеть его в своём ребёнке и развить? Об этом на онлайн-конференции Skillbox «Родительство как профессия» рассказала педагог-психолог Екатерина Стрелова.

Из статьи вы узнаете:

  • как разглядеть таланты даже в самых обычных действиях;
  • как перестать вешать ярлыки и начать формировать у детей здоровую самооценку;
  • формулу «1 + 1 + 1» для выбора занятий и кружков.

Педагог-психолог, профориентолог и эксперт по развитию эмоционального интеллекта.

Талант — это не данность, а скорее совокупность нескольких факторов:

  • интерес,
  • темперамент,
  • стремление практиковаться.

При этом интерес и осознанное желание развить тот или иной навык играют главную роль в достижении успеха.

Если ребёнок хочет заниматься чем-то, то его искренний интерес может компенсировать недостаток каких-то природных данных. Задача родителей — поддержать желание ребёнка развиваться в выбранном направлении.

«Кэрол Дуэк, профессор Стэнфорда, считает, что изначальный уровень интеллекта и таланта — это только стартовая точка. Мы должны давать детям понять, что они талантливые, что они способные: „Да, сейчас у тебя получается не идеально, но продолжай стараться, развивай свои способности, и ты обязательно добьёшься хорошего результата!“»


Попробуйте выполнить такое задание: напишите 10 талантов своего ребёнка. Обычно родителям несложно назвать четыре-пять талантов своих детей, а вот больше — уже труднее. Это происходит потому, что родители обычно замечают явные, яркие и понятные способности детей: хорошо рисует, успешен в математике, здорово поёт, блестяще играет в хоккей.

Часто талантом могут быть и совсем обычные вещи. Например, ребёнок отлично умеет поддерживать порядок в комнате и ему нравится систематизировать игрушки. Или он остроумно шутит, или дружелюбный, или умеет видеть красоту.

Могут быть и такие таланты, проявления которых раздражают родителей: всё время суёт везде нос, слишком активный или, наоборот, слишком медлительный, фантастический лентяй. Здесь важно понять, почему это так задевает вас и что движет ребёнком, а также как это поведение проявляет его сильные стороны:

  • Чрезмерное любопытство — это признак развитого стремления к познанию. Такие дети могут обладать энциклопедическими знаниями и сделать научную, журналистскую или инженерную карьеру благодаря пытливому уму.
  • Чрезмерная активность — это качество скрытого лидера. Такой ребёнок может ярко проявить себя, например взяв руководство школьной командой КВН, а в будущем — пойти в политику или спорт.
  • Лентяй может не хотеть ничего делать, потому что хорошо осознаёт свои интересы и границы своих возможностей, слышит себя и понимает, что устал и надо отдохнуть. Возможно, у него развиты способности к самопознанию — а это может быть предпосылкой к успешной карьере психолога или актёра.

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих возможностей, качеств и положения среди других людей. Существует общая и частная самооценка. Общая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. А частная — это мнение человека о своих успехах в разных видах деятельности.

Самооценка ребёнка складывается из обратной связи, которую он получает от окружающих.

Одна из частых родительских ошибок — это навешивание ярлыков, то есть стремление по каким-то отдельным качествам и поступкам судить о личности и будущем ребёнка. Часто мы делаем это неосознанно. Стремимся дать ребёнку обратную связь, но не умеем сделать это правильно, и получается что-то вроде: «Мда, ты для спорта явно не создан», «Ты в математике не преуспеешь, у тебя совсем другие сильные стороны».

Ярлыки бывают не только негативными. Иногда родители стремятся «развить самооценку» своего ребёнка, давая ему слишком позитивную обратную связь: «Ты прирождённая балерина», «У тебя же такой слух, просто идеальный для скрипки», «У тебя невероятный талант». Это тоже вредно, потому что такие слова создают у ребёнка неадекватное представление о себе. В будущем, попав в коллектив других ребят, он может испытать большое разочарование.

«„Семейные“ профессии — когда в семье сформировалась династия, например врачей или юристов, — это тоже своего рода ярлык. Родители ждут, что ребёнок пойдёт по их стопам, а у него совсем нет тяги к этой сфере. Давление родственников будет мешать ребёнку выбирать деятельность по душе и тормозить развитие его способностей. И даже может привести к негативным последствиям: чувствуя давление со стороны семьи, ребёнок начнёт закрываться и может проявлять агрессию в ответ на принуждение».


Главный способ развивать в ребёнке здоровую самооценку — давать адекватную, информативную обратную связь на его действия.

Неправильная обратная связь, которая ухудшит самооценку:

  • концентрируется на негативном;
  • описывает личность ребёнка, а не его действия;
  • может содержать обесценивание стараний ребёнка;
  • неинформативна: не понятно, что именно не получилось и как исправить ситуацию.

Пример неправильной обратной связи: «Ты вообще не стараешься! Никогда не можешь сделать нормально! Ну почему ты такой бестолковый!»

Правильная обратная связь, которая формирует стабильную самооценку и поможет ребёнку адекватно оценить свои сильные и слабые стороны:

  • концентрируется на успехах;
  • описывает действия, а не личность;
  • признаёт старания ребёнка, даже если успех пока минимальный;
  • признаёт неудачи, но не катастрофизирует их;
  • информативна: ищет, как можно исправить, как в следующий раз сделать лучше.

Примеры правильной обратной связи: «У тебя сегодня получается гораздо лучше, чем раньше!», «Я очень рада, что на этой контрольной ты решил четыре примера, в прошлый раз было три. Как тебе? Ты доволен результатом?», «Если нужна моя помощь, скажи, как тебе помочь?», «Согласна, неприятно получить плохую отметку. Что думаешь, как можно решить эту проблему?».

Как правильно давать обратную связь:

  • оценивать действия ребёнка, а не его личность;
  • отмечать то, что действительно получается;
  • замечать, если у ребёнка есть свой стиль, свои особенности (решил задачу необычным способом, рисует необычные образы);
  • учить сравнивать себя только с собой вчерашним, а не с кем-то другим.

Младшая и средняя школа — лучшее время для того, чтобы пробовать новое. В это время дети очень заинтересованы окружающим миром и не перегружены учёбой, поэтому им хочется посещать самые разные кружки и секции.

Как же выбрать, какие именно занятия подойдут вашему ребёнку?

  • Для начала поговорите с ребёнком, предложите несколько вариантов на выбор. И послушайте его — может быть, у него есть свои идеи.
  • Не покупайте сразу абонемент, сходите сначала на пробные занятия, познакомьтесь с группой, преподавателем.
  • Когда ребёнок посетил пробные уроки, предложите ему выбрать один-два кружка и договоритесь, что выбранные занятия нужно будет посещать весь год и не бросать.

Фото: BAZA Production / Shutterstock

На самом деле одного года вполне достаточно для того, чтобы у ребёнка выработался тот навык, который вы хотите развить. Если вы видите, что через год он продолжает интересоваться кружком или секцией, сам без напоминаний и принуждений повторяет то, что делали на занятиях, значит, они ему действительно важны и интересны и их можно и нужно продолжать посещать.

«Важно понять: ребёнок занимается в музыкальной школе, потому что ему действительно нравится или потому что он хочет угодить родителям и получить от них похвалу? Не давите на него, не заставляйте. Если он всё равно сам берёт скрипку в руки почти каждый день, тогда у него есть тяга и желание. Такие уроки стоит посещать и дальше».


Чтобы не перегрузить ребёнка занятиями, используйте формулу «1 + 1 + 1», в которой:

  • один кружок — полезный для развития навыков (например, плавание, потому что ребёнку нужно заниматься спортом);
  • второй кружок — то, чем он сам занимается с удовольствием (например, рисование или сборка кубика Рубика);
  • занятие, которое интересно вам, родителям.

Искренняя увлечённость родителей — отличная мотивация для ребёнка. Делитесь с ним своим собственным хобби: это поможет пробудить интерес и создать пространство для общения. Если вы занимаетесь бегом, кулинарией или плёночной фотографией, подключите к этому ребёнка. Таким образом вы сможете качественно провести время и поможете детям раскрыть таланты и понять свои сильные стороны.

Такое действительно случается. Причин тому может быть много:

  • у тренера слишком завышенные требования;
  • у ребёнка есть какие-то страхи, но он не решается о них сказать: например, его задирают другие ребята или он боится не стать лучшим и тем самым не угодить родителям;
  • он стесняется;
  • у него не получается выстроить коммуникацию с другими детьми;
  • он сильно устаёт и не выдерживает нагрузку.

Постарайтесь понять, что именно не нравится вашему ребёнку, и предметно решайте проблему.

Чтобы выбрать кружок не наобум, а осознанно, знакомьте ребёнка с разными сферами. Уже с 12 лет можно более детально рассказывать об особенностях разных профессий. Попросите своих друзей рассказать о том, как проходит их рабочий день, почему они выбрали эту профессию и что в ней самое интересное, какими навыками нужно обладать, чтобы реализоваться в той или иной сфере. Живой пример и рассказ лучше пробудят интерес ребёнка.

  • Учите ребёнка внимательному восприятию: «Посмотри, какая красивая книжка», «Смотри, как лес преобразился осенью!».
  • Учитесь замечать и называть свои эмоции и учите этому детей.
  • Организуйте его пространство так, чтобы была возможность выбрать, чем заниматься на досуге.
  • Давайте новые знания через практику: занимайтесь с детьми приготовлением вкусной еды, шитьём, домашними делами, строительством.
  • Верьте в ребёнка, поддерживайте его адекватную самооценку, развивайте в нём умение прислушаться к себе, к тому, что действительно интересно ему самому.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Специалисты по профориентации рекомендуют взрослым не делать выбор за ребенка, а следовать за его природными талантами. Но как школе и родителям объективно оценить потенциал школьника? Какие технологии использовать? Об этом в эфире «Просвещения» рассказывает эксперт по технологиям оценки образовании, психологии и HR, сооснователь онлайн-сервиса профориентации «Профилум» Виталий Алтухов.

Какие таланты бывают у детей

Cильные стороны и склонности школьника («могу»), а также его интересы и амбиции («хочу») — вот та база карьерного самоопределения, с которой, прежде всего, следует работать классным руководителям, психологам и родителям.

Трактовать понятие таланта можно не только как блестящую одаренность, но и как умение реализовать способности на практике, сочетать «хочу» и «могу» — то есть соотносить свои интересы и предпочтения с навыками. 

Есть семь зон потенциала — «талантов», которые проявляются у школьников.

  1. Организаторский. 

Такие дети умеют и общаться с людьми, добиваться от них желаемого и брать на себя ответственность. Особенно хорошо им удается управлять, договариваться, решать проблемы и справляться с трудностями. Подобные качества востребованы в сферах, где важно уметь принимать решения, понимать психологию собеседника и влиять на людей.

  1. Цифровой. 

Для таких детей характерна склонность размышлять, выстраивать логические цепочки, быстро работать с большими объемами данных. Обладатели такого таланта терпеливы, наблюдательны, у них выражены математические наклонности. Особенно ярко такие способности проявятся в сферах, где надо работать с цифрами: банковском секторе, коммерческих организациях, программировании.

  1. Креативный. 

Эти дети умеют создавать новое, у них развиты воображение и фантазия, хороший вкус, они видят необычное даже в повседневном. И даже если в будущем они не станут авторами великих произведений искусства, то смогут сделать яркую рекламу, удобные сайты и красивые интерьеры.

  1. Исследовательский. 

Обладатели этого таланта отлично понимают природу вещей и явлений, видят связи между временем, пространством и событиями. Они наблюдательны, любознательны, обладают отличной памятью, любовью к экспериментам и опытам, а также желанием разобраться в работе устройств и приборов. Эти качества помогут преуспеть в естественных науках — физике, биологии и химии.

  1. Прикладной.

Таких детей характеризует сила, выносливость, скорость, гибкость, ловкость, точность движений. Они могут добиться успехов в спорте, стать востребованными тренерами. Или мастерами, про которых говорят “золотые руки”.

  1. Социальный. 

Эти дети умеют ясно выражать себя, понимать других людей и общаться с ними. Все, что они делают, — для людей и про людей. Они способны оказывать помощь в различных сферах, обучать, работать с большими объемами информации. Дети с социальным талантом хорошо успевают в гуманитарных и социальных науках и успешно построят карьеру в сфере педагогики, культурологии, юриспруденции, политологии и многих других. 

  1. Конструкторский. 

Детям с таким талантом интересны механизмы: они понимают принципы их работы и умеют читать чертежи и конструировать. Они внимательны к деталям, быстро обучаются и умеют разбираться во внутреннем устройстве вещей. Все это позволит добиться успеха в технической сфере, в работе с формулами, алгоритмами, а также в создании и обслуживании устройств.

Правильно определить таланты и навыки и соотнести их с интересами — самый сложный момент. Трудность и в том, что не всегда склонности проявляются ярко изначально. Иногда для этого нужны дополнительная мотивация и правильная окружающая среда: семья, школа, дополнительное образование — то есть та зона поддержки, которая позволяет создать фундамент для развития способностей. 

Как выявить талант

Комплексно определить склонности ребенка, получить объективные рекомендации в выборе карьеры или профиля обучения поможет сервис, который разработала для школ компания “Профилум”. Он предназначен для учеников с 12 лет, их родителей, классных руководителей и директоров.

В Личном кабинете ученика школьники смогут пройти диагностику (профтестирование) и узнать о своих талантах и склонностях. После диагностики ученик получит рекомендации по выбору профессии, программ дополнительного образования и профильного класса. 

Кроме этого, сервис предоставляет: 

  • индивидуальный план развития;
  • информацию о профессии и работодателях и план знакомства с профессией;
  • сведения о возможностях дополнительного образования в вашем городе;
  • профиль таланта ребенка;
  • цифровое портфолио достижений.

В профиле наглядно отображается, какие предметы хорошо даются школьнику уже сейчас, а какие необходимо подтянуть. Также есть информация о стажировках в вашем регионе. Практика поможет подростку понять, действительно ли ему подходит желаемая сфера деятельности.

Родители также могут пройти тестирование и дать оценку способностям и качествам ребенка. 

Бывает, что результаты подростка и взрослых не совпадают. Это очень большая и важная тема для обсуждения. Иногда мамы и папы могут не замечать очевидных склонностей своих детей и даже не думать о каком-то интересном и полезном для них направлении. 

В Личном кабинете классного руководителя представлены: 

  • результаты тестирования каждого ученика;
  • контроль прохождения тестирования по классу в целом;
  • список профессий, которые хотят получить школьники;
  • срез по талантам и интересам класса, который можно использовать для профориентационной работы;
  • возможность работать с индивидуальным профилем ученика и результатами родителей для консультаций по профориентации.

Педагог получает наглядную аналитику по отдельным ученикам и классу в целом: интересы детей, их склонности, уровень образования, которое они хотят получить в будущем, профессиональные ожидания. Эта информация пригодится и другим специалистам — например, школьному психологу.

В Личном кабинете директора доступны: 

  • отчет с аналитикой по всей школе;
  • статистика прохождения профориентационных тестирований по классам;
  • планирование профильных и прогноз по количеству десятых классов;
  • срез по посещаемым учениками занятиям дополнительного образования;
  • аналитика запросов на новые кружки и секции;
  • уровень готовности учеников к профессиональному выбору;
  • сравнение показателей с другими школами муниципалитета.

Таким образом сервис позволяет школе провести диагностику талантов, интересов и уровня различных навыков, а также дать ученикам представление о профессиях, в которых они могли бы преуспеть. Благодаря тестированию и его подробной интерпретации подросток сможет верно оценивать свои возможности в настоящем и проецировать их на будущее.

Запись лектория «Развитие и поддержка востребованных навыков и талантов в школе» и презентация эксперта доступны по ссылке на специализированном ресурсе для учителей ГК «Просвещение».


Материалы по теме:

  • 5 классических тестов на профориентацию
  • Как раскрыть свои способности и найти дело жизни: советы эксперта
  • Выбрать профессию и не разочароваться: лайфхаки для школьников и их родителей

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

выявить талантЛюбые родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос прекрасным человеком и занял достойное место в обществе. И, конечно же, все хотят гордиться своим чадом, наблюдать за развитием его таланта, радоваться успехам. Но тут возникает вопрос, как же выявить талант у ребенка, как не упустить момент и вовремя развить способности,  данные ему от природы? Сегодня сайт для мам supermams.ru попробует разобраться в этом, а также выявить основные ошибки родителей.

Для того, чтобы в будущем ваш ребенок был счастлив и занимался любимым делом, с детства вам стоит выявить талант и задуматься о его развитии. Давайте поговорим о детях школьного возраста, ведь именно в этот период времени они перестают быть по опекой родителей и начинают взрослеть и меняться на глазах.

Какой именно талант может проявиться

Как правило, темперамент и основные черты характера ребенка видны и  становятся понятны родителям еще в самом раннем детстве. Психологи утверждают, что база для развития природных данных и таланта формируется в первые три года жизни. Наверняка вы замечали, что ваш ребенок замирает и внимательно прислушивается к красивой мелодии, улыбается, видя красивые танцы, и пытается повторить движения или же увлеченно может вырисовывать пальцами на листе бумаги картины, поражая вас буйством  своей фантазии. Все это говорит о том, что у ребенка заложены природой определенные способности, и выявить талант вам не составит особого труда.

Не стоит думать, что если родители абсолютно не имеют слуха и голоса, то и их ребенок точно не может иметь способности и интереса к пению. И наоборот, даже если в семье имеются превосходные художники, ребенок может быть и вовсе равнодушен к этому виду искусства.

Признаки таланта

Внимательно присмотритесь к своему ребенку, понаблюдайте за его поведением среди друзей, обратите внимание на то, как он проводит свое свободное время.

Можно сделать вывод, что у вашего ребенка есть музыкальные способности, если:

  • Он с удовольствием вслушивается в мелодию, успокаивается от звуков классической музыки
  • Легко воспроизводит ритм и мелодию
  • Запоминает слова песни и пытается подпевать
  • Или же просто поет, сидя у себя в комнате или за столом
  • Возможно, в детстве он засыпал под спокойную тихую музыку
  • Импровизирует с мелодией, пытается сочинять собственные мелодии

Или же у ребенка присутствует артистический талант:

  • Он любит устраивать представления перед публикой, будь то члены семьи или незнакомые люди в кафе или магазине
  • Ему нравится менять голос и разговаривать постоянно с разной интонацией
  • У него подвижная живая мимика, лицо никогда не бывает равнодушным
  • Вы замечали, что он может сыграть роль, например, больного человека, на столько правдоподобно, что вы поверите и не поведете его в школу
  • У него красивая пластика тела, он подвижен и энергичен, постоянно готов узнавать новое и поглощать информацию
  • Он с легкостью перенимает привычки и повадки окружающих людей

Художественный талант проявляется следующим образом:

  • Ребенок в свободное время с удовольствием рисует, лепит фигуры из пластилина, любит делать аппликации
  • На праздники вы часто получаете от своего ребенка открытку или поделку, сделанную своими руками
  • В своих рисунках он использует сочетания разных цветов, изображает необычные абстрактные фигуры или животных, тщательно прорисовывая все детали

Помимо вышеперечисленных, у вашего ребенка могут также проявляться литературный или лингвистический талант, спортивный, танцевальный или математический.

Не упустите момент

Как только вы заметили, что у вашего ребенка есть те или иные способности, не теряйте времени и начинайте развивать их. В наше время стало очень популярным активно заниматься развитием ребенка еще в дошкольном возрасте, ведь во многие школы сейчас не принимают без базовых умений читать и писать. Кстати, узнать готов ли ваш ребенок к школе можно в статье «Как узнать, готов ли ребенок к школе?«.  К тому моменту, как ребенок пойдет в школу, не сбавляйте оборотов в достижении цели развития его таланта, скорее даже наоборот.

Конечно, большую часть дня ребенок проводит в школе. Потому помочь вам выявить талант могут классный руководитель или педагоги, с которыми занимается школьник. Они подскажут, чем ваш ребенок занимается в свободное время, о чем беседует с одноклассниками, какие предметы осваивает лучше и быстрее. Теперь, когда у вас сложилось собственное представление о способностях ребенка и вы услышали мнение учителей, стоит выбрать секцию или кружок, в который вы запишете своего маленького гения.

Кружок по интересам

Выявить талант у школьника вам помогут дополнительные секции и кружки, которые он будет посещать в свободное от учебы время. Это могут быть музыкальные занятия, танцы, спортивные секции, шахматный клуб или театральный кружок. Психологи советуют попробовать всего понемногу, при этом следить за реакцией ребенка, за его успехами, чтобы понять стоит ли ему этим заниматься.

Начните с того, что узнайте о желаниях самого ребенка. Возможно, он хочет заниматься плаванием или бальными танцами. Таким образом, вы в первую очередь учтете желания и интересы ребенка, избежав его протеста и полного отсутствия интереса.

Можно отдать ребенка в кружок, который проходит прямо в вашей школе, тогда вам не придется волноваться о том, как он добрался до места занятий или тратить время на то, чтобы отвести его самостоятельно.

Подпитывайте интерес ребенка к занятиям. Выявить талант художника и подкрепить интерес помогут походы на выставки, различные книги с работами известных художников, информация о звездах, любимых артистах самого ребенка. Маленький танцор обрадуется, если вы подарите ему новую форму или бальные туфли, запишите диск с композициями, под которые он может танцевать дома. А особо любознательным детям понравятся книги о природе и космосе, также они будут рады сыграть с родителями партию в шахматы или вместе почитать книгу по ролям.

Занимаясь в кружках или секциях, дети находят много новых друзей, с которыми у них есть много общего. Родители могут устраивать тематические дни рождения, на которых можно проводить творческие конкурсы или спортивные соревнования. Это поможет вашему ребенку проявить еще больший интерес к занятиям в кружках и подружиться с ребятами.

Поведение родителей

Ваш ребенок посещает различные секции, но бывает, что ребенок не сразу проявляет интерес к тому, чем занимается. Возможно, некоторые неудачи могу полностью отбить у школьника желание заниматься тем или иным делом. Задача родителей – сделать все, чтобы занятия приносили ему максимальное удовольствие.

  • Старайтесь радоваться любым, даже самым маленьким его успехам. Для многих детей оценка родителей приятнее и важнее многих других
  • Не ругайте за неудачи, наоборот, приободрите ребенка, объясните, что нет ничего страшного в том, что сейчас что-то не получается.
  • Не вините ребенка в том, что вы попусту тратите время и силы на эти кружки.
  • Не жалейте времени и помогите ему с выполнением задания на дом, например, в шахматном кружке. Это укрепит ваши отношения и повысит успеваемость ребенка
  • Самое главное – не давите на ребенка, не заставляйте его делать что-либо против своей воли. Такими действиями вы не только не добьетесь результатов, но раз и навсегда отобьете все желание ребенка этим заниматься.

Итак, выявить талант у школьника не так уж сложно, как казалось бы. Главное в этом делепостепенность и последовательность. Прислушивайтесь к своему ребенку, учитывайте его мнения и желания, станьте с ним партнерами в достижении общей цели. И тогда он обязательно добьется успеха, и вы непременно будете им гордиться.

——
Автор – curly-girl, сайт supermams.ru – Супермамы

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная, не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права.
Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.

Загрузка…


  • Кем стать?Кем стать?


  • Где учиться?Где учиться?


  • Как расти?Как расти?


  • Что пробовать?Что пробовать?

ico

Как раскрыть талант у ребенка

03.11.2020

Читать: 2 мин.

Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — любопытство, навязчивость и упорная выносливость
в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям.

Альберт Эйнштейн

Родители стремятся обнаружить в своем ребенке одаренность и задатки будущего гения. Почему? Как это сделать? И стоит ли? Обсуждаем в сегодняшней статье таланты и потенциал.

Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка

Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения. Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека. Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.

Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма. Во-первых, человек, который “крепко стоит на ногах”, вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей. Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.

С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей. Мама взрослых детей на вопрос “как дела?” расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, где учатся и работают, насколько они успешны. Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.

Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, актером или биологом.

Как раскрыть талант ребенка самостоятельно

Родитель – это лучший помощник и наставник для ребенка. Кроме родителей увидеть потенциал будущего чемпиона или лауреата Нобелевской премии могут еще учителя, но, конечно, влияние родителей на ребенка гораздо сильнее. Поэтому выявить задатки ребенка можно именно в домашних условиях.

1. Наблюдайте и поощряйте
Лучшее, что может сделать родитель, – это внимательно смотреть за играми и занятиями ребенка. Если ребенок любит рисовать, это еще не значит, что он станет художником или дизайнером. Но если вы отметите, как хорошо у него получается и вовремя дадите ему в руки краски, то вероятность открыть в нем художника вырастет.

2. “Позволяйте детям обжигать пальцы”
В японской пословице говорится о том, что ребенку необходимо учиться на своих ошибках и иметь возможность совершать ошибки. В младшем возрасте родитель решает заниматься ребенку танцами, шахматами, дзюдо или не заниматься ничем. Потому что, во-первых, ребенок пока не может самостоятельно выбрать, а, во-вторых, секции и кружки требуют от родителей времени и денег, то есть касаются не только самого ребенка. Но когда ребенок подрастет, ему можно дать полную свободу в выборе дополнительных занятий. Если он выберет 3 кружка и 2 из них бросит, это будет его собственный бесценный опыт. Методом проб и ошибок он нащупает верный путь к самореализации.

3. Оставьте свои амбиции
Ваш ребенок и вы – это два разных человека. Поэтому, с одной стороны, не ищите в нем музыканта, если вы сами мечтали играть в рок-группе. Возможно, он просто талантливый автомеханик. Не реализуйте свои амбиции через ребенка. С другой стороны, даже если в ребенке виден интерес к спорту, он подает надежды, не нагружайте его четырьмя тренировками в день, чтобы он завтра стал чемпионом среди юниоров. Послезавтра он может устать от родительского давления и “сломаться” от чрезмерной нагрузки.

Как раскрыть талант у ребенка, советы и предостережения

Вы знаете, что некоторые усердные родители воспитывают в ребенке гениальность. Но гении не всегда успешны и счастливы в жизни, глубина познания или мастерства в одной области, часто компенсируется другими компетенциями – социальными или волевыми. Если родители будут настойчиво готовить ребенка к профессии музыканта, то шансы преуспеть в музыке будут велики. Но какой ценой?

Мы, как специалисты по психологии, считаем, что наиболее правильный путь развития для ребенка – это гармоничное сочетание качеств. Важно не культивировать один или два навыка, а работать как с сильными, так и со слабыми сторонами личности. Есть множество примеров, когда в подростковом возрасте человек хочет заняться новым делом – например, спортом, а ему катастрофически не хватает нужных навыков. Очень трудно поступить в технический вуз, если родители растили тебя как гуманитария. Наверстать упущенное можно только напряжением всех сил.

Поможет ли раскрыть потенциал ребенка специалист-психолог?

Последние 15 лет в профдиагностике применяются инструменты нейропсихологии – направления психологии, которое изучает связь функционирования головного мозга с психическими процессами.
Нейропсихолог в игровой форме и с помощью специальных упражнений определяет, как работают психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Структура мозговой деятельности ребенка подсказывает, какое направление деятельности ему будет даваться проще всего. На консультации нейропсихолог помогает детям разных возрастов: в дошкольном и младшем школьном возрасте – с выбором кружков, секций и других дополнительных занятий, для средней и старшей школы – с выбором профиля обучения.

Что очень важно – если у ребенка есть незаметные для родителей нарушения мозговой деятельности, то нейропсихолог выявит их и посоветует варианты коррекции. Людей с неявными дисфункциями действительно много, и только в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью простых упражнений. Своевременная диагностика и развивающее обучение расширят возможности ребенка в будущем, когда нужно будет выбирать дело жизни.

Тест на определение способностей

За определением способностей ребенка знающие родители идут к нейропсихологу, но начать можно и с тестов на способности, которые есть в интернете. У нас на сайте вы найдете проверенные бесплатные тесты для детей:

Профили занятий
Для учащихся 2-5 классов

Тест поможет подобрать кружки и секции для ребенка. Он узнает, на что обратить внимание и где попробовать свои силы.

Как советовал талантливый Эйнштейн, желаем вам воспитать гармоничную личность, да и просто счастливого человека.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать свежие статьи о воспитании, подпишитесь на нашу рассылку.


Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Ермакова
Наталья Владимировна,

 учитель
начальных классов МБОУ «СШ
№4»                                                    г. Десногорска
Смоленской области

Выявление способностей и талантов у младших школьников

  
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.     

 Это
весьма полезно,

а
потому не только не следует этому мешать,

 но
нужно принимать меры к тому,

 чтобы
всегда у них было, что делать»

Ян
Амос Коменский

Одной из главных задач, поставленных президентом РФ В.
В. Путиным перед образованием, является задача вхождения   России в топ-10
ведущих стран по качеству общего образования. Такое распоряжение главы
государства прописано в указе «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года». Среди других целевых показателей:
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи. Среди самых интересных и загадочных явлений
природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики
и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в
настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. 

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие
личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида
деятельности.

Во-первых,
любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет
приобщения к современной культуре.

В
основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на
овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во
– вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои
возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной,
творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она
способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению
его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя
указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.
Младший
школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый
день раскрывает перед ним что-то новое. Здесь очень велика роль учителя,
который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать,
не просто слушать, но и прислушиваться.

 Работа по выявлению способностей и талантов
школьников должна вестись и ведется в начальной школе в системе, ибо
бессистемность не приведет к развитию способностей. Какого же ребёнка можно
считать одарённым, способным?  Официальная формулировка гласит, что одарённость
– это возможность совершать какие-то уникальные достижения с высокими
результатами, превышающими норму для данного возраста. Но, исходя из своего многолетнего
педагогического опыта, я могу сказать, что детей, у которых вообще отсутствуют
таланты и творческие задатки, не бывает. В мире существует огромное множество
методик по выявлению способностей детей, но, на мой взгляд, далеко не все
методики вызывают интерес у младших школьников (особенно первоклассников), а
опросники, содержащие множество вопросов, скорее утомляют детей. В связи с этим
на первый план выходят следующие способы выявления талантов и способностей:

–        педагогическое наблюдение на уроках;

–        изучения результатов деятельности (работ обучающихся);

–        наблюдение за проектной деятельностью
учащихся и анализ продуктов деятельности;

–        интегрированные диагностические работы;

–        наблюдение
за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские
работы и т д)

–        психолого-педагогические
диагностики в форме игры.

В
своей работе с первоклассниками использую методику Е.А. Панько «Придумай игру»,
которая направлена на определение способности к прогнозированию, предвосхищению
и обеспечению возможности более быстрого решения проблем.

                    Инструкция
к проведению

Ученик получает
задание на 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней,
отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется
игра?

2. В чем она
состоит?

3. Сколько человек
необходимо для игры?

4. Какие роли
получают участники в игре?

5. Как будет
проходить игра?

6. Каковы правила
игры?

7. Чем должна
будет закончиться игра?

8. Как будут
оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

В ответах младшего
школьника оценивается не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи,
спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие
вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Для
выявления креативности я использую специальную методику «Вербальная фантазия»
(автор Р. С. Немов).

Инструкция

Школьнику
дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе
(человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно
в течение не более 5 минут (в УМК «Школа России» подобные задания есть в
учебнике и тетрадях на печатной основе по «Литературному чтению») На
придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты,
после этого ребенок приступает к рассказу.

В
ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:

1)
скорость процессов воображения;

2)
необычность, оригинальность образов;

3)
богатство фантазии;

4)
глубина и проработанность (детализированность) образов;

5)
впечатлительность, эмоциональность образов.

По
каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0
баллов – данный признак в рассказе отсутствует;

1балл
– данный признак имеется, но выражен слабо;

2балла
– соответствующий признак выражен достаточно сильно.                          Практически
судить о способностях можно по совокупности следующих показателей:

1)
по быстрому продвижению (темп продвижения) ребенка в овладении соответствующей
деятельностью;

2)
по качественному уровню его достижений;

3)
по сильной, действенной и устойчивой склонности ребенка к занятиям этой деятельностью.

Конечно,
это малая часть той работы, которая проводится учителем   на уроках и во
внеурочной деятельности. Самое главное, что необходимо реализовать в работе с
детьми, это умение идти за ребенком. Методично и последовательно прислушиваться
к ожиданиям детей, их стремлениям, их интересам и из этого формировать
программу выявления и развития способностей и талантов. В этом учебном году мы
с моими учениками реализуем проект «Мир моих увлечений». Он возник по
инициативе детей, когда однажды мы смотрели хоккейную игру с участием одного из
учеников. «А давайте каждый будет рассказывать о том, чем он любит
заниматься»,- предложил один ребенок, классу эта идея понравилась. Обсудив с
родителями нашу инициативу, приступили к реализации.  Теперь каждую неделю    в
классе оформляется выставка работ кого-либо из учеников, а в пятницу
(этот
день называется «День Киры» или «День Левы» и т.д.) весь класс, затаив дыхание
слушает рассказ о мире увлечений своего одноклассника. Часто этот рассказ
сопровождается видеозаписью, так как не все увлечения можно принести в кабинет
(Н-р: катание на велосипеде, скейтборде, плаванье и т.д.) После такой само
презентации приступаем к не менее интересному этапу. На этом этапе ребята
задают вопросы выступающему, высказывают пожелания, благодарят. Заключительный
этап называется «Я могу научить…». На этом этапе тот ученик, который
рассказывал о своих увлечениях, предлагает научить своих одноклассников
чему-то, что он умеет делать хорошо. Это может быть рисование, оригами,
бисероплетение, конструирование и, даже, катание на скейтборде (договаривались
встретиться в выходной день). Хочу сказать, что мне не менее детей интересны
эти дни, эти выставки, эти детские работы. Родителям так же интересно, как же
прошла презентация, поэтому все выступления я записываю. От своих учеников я
уже слышу пожелание в следующем году продолжить   работу над проектом «Мир моих
увлечений», они хотели бы рассказывать о том, чему   научились новому в своих
увлечениях.

Чем
же помогает проект в выявлении способностей и талантов детей? В первую очередь
он пробуждает интерес к творчеству, а творчество основа любого таланта.  Итак…

Цель
проекта
:
развить интерес к творческой исследовательской деятельности.

Задачи:

o   выявить
способности детей к тому или иному виду деятельности;                                                                 

o  
развить
у детей познавательную активность;

o  
развить
у детей образное мышление, фантазию творческие способности;

o  
развить
умение обобщать полученные знания, применять их на практике;

o  
развить
художественно- эстетический вкус;

o  
развить
и совершенствовать ораторское искусство;

o  
обогащать
и расширять словарный запас детей.

Планируемые
результаты 

Личностные:

o  
проявление
интереса к познанию;

o  
умение
самостоятельно организовывать совместную деятельность                          со         сверстниками;                                                                                                                         
проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к
людям, объективная оценка себя и других людей).

·Метапредметные:

o  
освоение
информационно–технологических умений (поиск, обработка, преобразование
информации; представление информации в разных видах и формах);

o  
овладение
умениями строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией,
учитывать особенности диалога и участников общения; высказывать свою точку
зрения);

o  
проявление
готовности к речевому творчеству; 

o  
освоение
умениями планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные
средства достижения цели);

o  
овладение
умениями анализировать (определять целесообразность действий, операций,
средств);

В
завершение хочу сказать, что несмотря на все усилия государственных органов,
выявление и помощь талантливым детям – это наша с вами работа, коллеги, работа
тех, кто видит детей каждый день, тех, кто всегда может, заметить искру таланта
в ребёнке и сделать так, чтобы эта искра не угасла.

Есть
великая формула К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу   тайны рождения
творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал
открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины,
никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны
интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша
обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Добавить комментарий