Содержание
- Кузов
- Салон
- Техническая проверка
- Какие вопросы задать продавцу
- Где автомобиль поставлен на учет?
- Были серьезные повреждения, ДТП?
- Какой расход масла?
- Какое масло заливаешь? Как часто?
- Стучит мотор?
- Что в электрике не работает?
- Стучит подвеска?
- Коробка дергается?
- Где обслуживали, делали машину?
- Что уже менял, чинил?
- Почему продаешь?
- Анализ цен
- Проверка истории
- Как выбрать внедорожник
Как не ошибиться при покупке внедорожника, мы спросили у опытного джипера, сотрудника тюнинг-центра внедорожников «Гараж 4Х4» Сергея Балакина.
Делитесь своим опытом покупки внедорожников в комментариях после статьи.
Кузов
Отследите повреждения на кузове. Они должны быть, но некритичные. Такие, которые не будут влиять на управление машиной, целостность салона и прочее. Адекватные джиперы наносят на автомобили специальное антигравийное покрытие, с которым кузову не страшны мелкие повреждения. Также устанавливают силовой бампер, с которым не страшно столкнуться в лесу с упавшим деревом. Если покрытия нет, и вы видите на внедорожнике глубокие вмятины по бокам машины, в переднем бампере, а также сколы, которые уже начали ржаветь – откажитесь от такого варианта. В местах ржавчины кузов начнет гнить. Под вмятинами в бампере могут скрываться погнутые лонжероны, с которыми машина будет слушаться гораздо хуже.
Если видите глубокие царапины от веток, которые также стали ржаветь или вовсе – достали до обшивки (т.е. кузов пробит насквозь)– даже не рассматривайте такой вариант.
Идеально ровные поверхности также настораживают. Значит, машину красили. На внедорожниках такое делают редко, если только хотят скрыть что-то действительно серьезное. Можно легко проверить это с помощью обычного магнита. Заверните его в тряпочку и поводите вдоль кузова. В местах подкраски притяжение будет меньше.
Если хотите бюджетный внедорожник (а это значит, что он будет 1990х-начала 200х годов выпуска), будьте готовы к тому, что старые модели нередко собирают из двух одинаковых. При сильном ударе внедорожник машина легко развалится.
Чтобы проверить следы сварки на кузове, приглядитесь: ровные ли зазоры между стыками кузова? Откройте передние двери и осмотрите каркас между дверями и крышей. Мелкие детали, вроде стоек капота, багажника – осмотрите область вокруг них. Заводская сварка аккуратная и незаметная, сервисная – в 9 из 10 случаев – нет».
Салон
Комфорт и роскошь в салоне внедорожника не оценивают. Руль, коробка есть, обзор хороший – для поездок по бездорожью этого достаточно. Но в салон загляните, т.к. только он покажет настоящий пробег автомобиля. Уж слишком часто его скручивают на одометре. Делается это для того, чтобы скрыть реальный износ узлов и деталей.
Расскажут о реальном пробеге:
- Педали. Если они новехонькие или, наоборот, стерты до металла – пробег перевалил за 200-300 тысяч км.
- Руль. Характерные потертости появляются к тем же 200 тысячам.
- Обивка. Тканевая изнашивается, когда автомобиль проедет больше 100 тысяч километров. Кожа «проходит» вдвое дольше. О большом пробеге также скажет отсутствующая боковая поддержка на сиденье слева и стертый подлокотник.
Внедорожник может отбегать и 400, и 500 тысяч километров, если он не старше 15-20 лет и за ним следят. А это значит: своевременное обслуживание, качественные запчасти, умелые руки, хорошее топливо, эксплуатация в разумных пределах. Но чем больше пробег – тем пристальнее внимание. Если он слишком мал – то же самое. Если смотрите Митсубиси Паджеро 2004 года с пробегом 200 тысяч – вариант хороший. Тойоту ФоРаннер 1993 года с пробегом 400 тысяч надо тщательно осматривать, загонять в сервис, расспрашивать владельца. Скорее всего, автомобиль уже разваливается. Та же машина с пробегом 100 тысяч – повод ее проверить.
Просто посчитать, чтобы понять правдивость показаний одометра, на внедорожниках не получится. На таких автомобилях пробег за год редко достигает 10-12 тысяч км, если автомобиль ездит только по убитым дорогам. Когда машину используют также для поездок по городу, путешествий и т.д. – пробег будет в 2-3 раза больше. Потому стоит подключить к оценке пробега компьютерных диагностов и переходить к проверке техсостояния внедорожника.
Техническая проверка
Самостоятельно проверить техническую составляющую внедорожника получится, только если вы копались в машинах с 10 лет или имеете опыт работы автослесарем. Во всех остальных случаях обращайтесь к мастерам.
Если времени на посещение автосервиса нет, закажите выездную проверку. Машину проверят в любом удобном месте и оперативно отправят результаты с фотографиями на вашу электронку.
Какие вопросы задать продавцу
Если вы собираетесь купить б/у внедорожник, готовьтесь задавать вопросы и слушать ответы:
Где автомобиль поставлен на учет?
Если в соседней области – неудобно. Но за хорошими машинами стоит погоняться. Если в деревне – проверьте VIN, номер двигателя. Деревенские автослесари легко приварят то, что нужно. Не всегда этот момент удается отследить сотрудникам МРЭО.
Были серьезные повреждения, ДТП?
Вряд ли продавец ответит честно, но стоит понадеяться. На расплывчатых ответах или вранье можно заработать скидку. Если владелец рассказывает, какой косяк где и как получил – понимает стоимость машины, и просит за нее не больше. Ржавчину, а также геометрию кузова рекомендую проверить в автосервисе.
Какой расход масла?
Идеальный расход масла – 5 литров на 10 тысяч километров. Бывает меньше. Чаще – больше. Расход от 7 литров – повод показать машину сервисмену и просить у продавца скидку.
Какое масло заливаешь? Как часто?
Если недешевое – от 700 рублей за литр – значит, за автомобилем следили, на расходниках не экономили. Если заливали масло подешевле – экономили на чем-то еще. Масло меняем раз в год или каждые 10 тысяч километров. Если продавец этого не делал, готовьтесь к неприятным сюрпризам в работе двигателя.
Стучит мотор?
Каким бы не был ответ на этот вопрос, проверяйте его. Если продавец был честен, но причин не знал – это его, увы, не оправдывает. Мастер может заглянуть под капот и насчитать ремонта на 100-150 тысяч. Незнание, как говорится, не освобождает от ответственности.
Что в электрике не работает?
Могут не работать мелочи, типа привода зеркал. Бывают проблемы посерьезнее, вроде нестабильной или отсутствующей подсветки отдельных значков на приборной панели.
Стучит подвеска?
Продавец не расскажет всю правду, отвечая на этот вопрос. Часто за мелкими проблемами скрывают дорогие ремонты. Узнайте, как работают стойки, амортизаторы. Большая часть нагрузки у внедорожника приходится на подвеску, потому слушайте, как она работает, осмотрите каждый болтик в сервисе.
Коробка дергается?
Если продавец не понял вопрос, уточните: вам интересны рывки при переключении, движении с места, а также пробуксовка передач, посторонние шумы. Трансмиссия – еще одно слабое место внедорожников, проблемы бывают чаще, чем хотелось бы. Положительный ответ на уточняющий вопрос о коробке автоматически означает дорогой ремонт.
Где обслуживали, делали машину?
Если владелец отвечает, что сам или у знакомого дяди Пети – экономил на ремонте, запчастях. Ездил к официалам – есть шанс купить исправный авто, который проездит долго. Когда чинил машину в специализированном сервисе для внедорожников – 100% им занимались грамотные мастера, потому что других в такие места не берут – дороже репутация.
Что уже менял, чинил?
Часто хозяева внедорожников не заводят сервисные книжки из-за огромного количества работ, которые производятся с автомобилем. Всегда куча работ по подвеске, коробке. Если владелец говорит, что ремонтировал машину не он и он, честно говоря, не знает – бегите от такого продавца. Это перекуп или просто пофигист, то есть на машину ему плевать.
Почему продаешь?
Продавец скажет, что хочет машину поновее или поинтереснее. Возможно, ему нужны деньги. Или он больше не планирует ездить по бездорожью (что вряд ли, только если новичок). Конечно, далеко не всегда это правда. Кто-то продает, потому что задолбался ремонтировать каждый месяц. Или понял, что не потянет обслуживание, стоимость запчастей. Потому если хотите на нем и в огонь, и в воду – будьте готовы отдавать автослесарям приличные суммы. Иначе железяка долго не проходит, продавать придется «на дурака».
Ответы на вопросы проверяйте в автосервисе. Часто продавец говорит, что подвеску перебрал, коробку отремонтировал… А в итоге – пружины на ладан дышат, а масло в КПП похоже на кисель.
Ответы, типа «да все отлично» или «давай прокатимся, посмотришь» – очевидное «нет» для вас. Настаивайте на своем или шантажируйте отказом от покупки. Если продавец отвечает без конкретики – прощайтесь с ним.
Отдельный повод задать вопросы продавцу – сумма, которую он просит за автомобиль.
Анализ цен
Одна и та же машина на вторичном рынке может стоить по-разному. На итоговую цену влияет опыт пользования автомобилем. Пробег, внешнее состояние, салон, техничка, документы. Перед покупкой промониторьте цены на сайтах продажи подержанных машин, автомобильных форумах или спросите совета у опытного джипера.
Так, например, 70ый или 80ый «Крузак» не должен стоить меньше 800 тысяч рублей. Машина дешевле – кот в мешке. Тем более, если продается уже несколько месяцев. Если продавец просит больше миллиона – возникает вопрос: за что? Если он отлифтовал подвеску и поставил силовой бампер – сумму еще можно оправдать. А если авто заводской версии, владелец просто набивает цену.
Проверка истории
Подержанные внедорожники – лакомый кусок для перекупов и водителей-адреналинщиков. Не всегда такие автомобили используют с пониманием пределов их возможностей. А потом машина ходит по рукам. Потому не только оценивайте техническую составляющую, но и проверяйте подноготную авто.
Сделать это можно по госномеру с помощью сервиса «Автокод».
Проверим, например, Nissan Patrol.
Машина 2007 года. Продавец пишет, что машина в хорошем состоянии. Пробег 185 000 км. Посмотрим на отчет
Были ДТП, расчет ремонтных страховых работ и имеются ограничения ГИБДД.
Машинка оказалась не такой уж и «чистой». После аварии она нуждалась в ремонте на сумму в четверть миллиона рублей. Одно из столкновений было лобовым. Есть все шансы, что пострадала геометрия кузова. Покупать такой вариант – себе дороже.
К тому же, ограничения помешают вам поставить эту машину на учет в ГИБДД.
Как выбрать внедорожник
Шанс нарваться на «ведро» при выборе внедорожника высок. Если не хотите его приобрести намеренно, советуем прислушаться к мнениям экспертов.
- Постарайтесь найти машину с пробегом по США, Корее или Японии, не по России. Такие автомобили грамотно обслуживали, не гоняли по оврагам, к тому же, в тридцатиградусный мороз.
- Проверьте, нет ли под капотом и в салоне машины пыли, грязи, песка. Если есть, откажитесь от такого внедорожника – «забитый» движок прослужит недолго.
- Не рассматривайте автомобили с гнилыми порогами. Это признак того, что машина уже разваливается.
- Не берите «динозавров» (автомобили старше 25 лет). Проездят недолго, т.к. их часто выжимают до последней капли.
- Присматривайте варианты с одним хозяином. Единственный владелец трепетно относится к железному коню.
- Не гонитесь за малобюджетным автомобилем. Да, ремонтировать его будет проще, дешевле, но запчасти часто некачественные и изнашиваются быстро. Дорогой автомобиль ремонтируется недешево, запчасти придется ждать неделями. Зато такой внедорожник верно прослужит много лет.
Некоторые люди берут полноценные внедорожники для поездок на дачу или даже для города. Найти такой – подарок судьбы. Автомобиль бережно эксплуатировался, не сильно износились детали, серьезные ремонты будут еще нескоро. Если нашли такую машину или при покупке автомобиля просто учли наши советы – поздравляем, вы – обладатель отличного внедорожника!
Показался материал полезным? Оцените статью по шкале от 1 до 5 баллов.
A sport utility vehicle, or SUV, is a great choice for those who need more cargo space, more passenger seating, or a vehicle capable of more than a conventional passenger car. SUVs are typically capable of: Fitting five to…
A sport utility vehicle, or SUV, is a great choice for those who need more cargo space, more passenger seating, or a vehicle capable of more than a conventional passenger car. SUVs are usually capable of:
- Accommodates five to eight passengers, depending on configuration
- Handle rough terrain or off-road driving
- Get a higher seating position for a better view of the road
- Towing cargo that looks like a truck
One of the major downsides to owning an SUV is that larger vehicles consume more fuel on average. With an SUV, fuel consumption figures can usually be expected to be better than a pickup truck of similar size, but generally much worse than a passenger car with the same capacity.
However, there are some manufacturers who have built SUVs with vastly improved fuel efficiency.
Among SUVs, there are several different variations:
- Compact SUVs
- All-wheel drive SUVs
- Full size SUVs
- Hybrid SUVs
- Luxury SUVs
- All-wheel drive SUVs
In every style of SUV, there are those that have above-average fuel efficiency. Here’s how you can find the SUV that suits your needs with maximum fuel efficiency.
Part 1 of 3. Determine what you need from an SUV
How well your SUV performs on fuel efficiency is debatable if it doesn’t meet all your needs. Determine what your SUV needs to be capable of in order to find the right SUV for you. Below you will find a table with many popular SUV brands and models along with their fuel consumption and passenger capacity.
Step 1: Figure out how many people you need to carry. You won’t be able to add seats later without purchasing another vehicle, so make sure you have enough seats for the maximum number of people you normally carry.
Typically, SUVs can seat at least five people, although many medium or large SUVs can seat seven, eight, or even nine people.
Step 2. Determine how much cargo you need to carry. If you drive your car on road trips, consider your ability to pack suitcases, a refrigerator, or any other supplies you’ll need on your trips.
-
If you use your SUV to carry a full load of people, your cargo space will be limited because all of your seats will be occupied.
-
If you are planning to haul heavy loads, a midsize or full size SUV should be considered as it will have a more powerful suspension and braking system for hauling loads.
Step 3 Review your usual driving settings.. You will either ride mostly highway, mostly city, or a balance of both.
-
If you’re driving on the highway, look for SUVs with more gears, which can use fuel better at higher speeds.
-
If you drive primarily in the city, consider smaller SUV engines that will work best with fuel on short trips and frequent shifts.
Step 4: Determine the fuel supply. Consider alternative fuel options for SUVs, which may include diesel engines and gasoline/electric hybrid powertrains.
If you have a short commute to work, you can get the best fuel economy by using a hybrid SUV that you can recharge when you get home at the end of the day.
-
Functions: Hybrid vehicles can also increase fuel capacity for long trips, but provide the best fuel economy on short trips.
-
Attention: Diesel engines are generally more fuel efficient than gasoline engines on average, but cost thousands of dollars more when initially purchased.
Part 2 of 3. Check Online Listings of the Most Fuel-Efficient Rated SUVs
Finding a vehicle that suits your needs can be tricky. Use online resources that list SUVs with the most economical ratings to find the one that suits your situation.
Step 1: Check economy SUV listings from reputable sources on the internet.. Search the web for “economy SUV” and check the results for current model year SUV listings.
One such reputable site is the Kelley Blue Book, which lists the most economical SUVs of the model year.
Scroll through the list of cars and see if it’s right for you.
Step 2. Search for economical SUVs in a specific category. The FuelEconomy.gov website is a great resource for finding the best vehicles in terms of fuel economy.
You can find the most economical SUVs by clicking “Find a car” and then filtering the results by class.
-
Enter your desired model year, vehicle class, and desired combined fuel rating, then click Go to view the results.
-
If there are no results for your chosen criteria, go back and modify your search until you access the results.
-
The results are displayed as a list with the most economical vehicles at the top and in descending order.
Make your choice of car based on the size of the car, the power and type of fuel it uses, and of course its fuel efficiency rating.
Part 3 of 3: Buy an economical SUV
Now that you have chosen an economical model that you would like to own, you need to make a purchase.
Step 1: Find the car you want to sell. If you are looking for a new vehicle, visit the dealership associated with the vehicle of your choice.
If you’re looking for a used economy SUV, search online listings on Craigslist and AutoTrader to find vehicles available in your area.
Step 2: Select the model with the smallest selection of engines. In almost every situation, the smallest engine burns the least amount of fuel.
However, some SUVs may only have one engine option.
Step 3: Ask for Fuel Efficiency Rewards. Some states or manufacturers offer discounts and incentives for economy models to encourage you to buy an economy car.
Discounts or promotions can range in the thousands of dollars. Unfortunately, if you are looking at a used car, you are not eligible for discounts.
Step 4: Conclude a sales contract. Discuss with the seller the sale price of the car you want to buy and arrange financing or payment for the car.
Today, there are more options for economical SUVs than ever before. Even luxury and full-size SUVs offer options such as hybrid powertrains and low fuel consumption powertrains that can save you money on gas stations and lower your car’s emissions. Once you know what type of economy SUV you need based on your driving habits, you should have plenty of great buying options to choose from. If you’re buying a used car, be sure to inspect the car before you buy to make sure you’re getting value for your money. Our certified mechanics at AvtoTachki will be happy to come and inspect your prospective SUV prior to purchase.
Советы по выбору внедорожного автомобиля с пробегом, на что обращать внимание при осмотре, топ надежных внедорожников. Видео о выборе внедорожника.
Внедорожные автомобили сейчас находятся на пике популярности. Их охотно приобретают не только для езды по бездорожью, но и для города. Для этих целей современные внедорожники тоже подходят: вместительные и мощные – значит, поместится вся семья. А если понадобится выехать на природу, то внедорожник покажет, на что он способен – преодолеет все препятствия, съехав с ровного асфальта на загородную проселочную дорогу.
Купить внедорожник из салона – не всегда подходящее решение, ведь стоит такая машина дорого. Если приложить немного усилий, то можно приобрести хороший внедорожный автомобиль с пробегом, нужно только знать, на что обращать внимание при выборе кандидата.
Несколько простых советов по выбору внедорожника с пробегом
1. Поостерегитесь от приобретения внедорожного автомобиля с рук, если он оснащен каким-либо профессиональным оборудованием – установлена лебедка, централизованная подкачка колес, тюнинг обвес или что-то еще. Это сигнал, что машина работала на износ в сложных условиях, поэтому, скорее всего, двигателю, трансмиссии, подвеске жить осталось недолго.
2. Ориентируйтесь в ценах: если смотрите внедорожник до пяти лет, пробег у которого не превышает 200 тыс. км, то цена его будет примерно 75% от той, что была у него в новом состоянии. Если машине 5-10 лет, и ее пробег не превышает 350 тыс. км, то стоимость снижается примерно до 65% первоначальной цены. За машину старше 10 лет, пробег которой превышает 350 тыс. км, не будут брать больше 50% ее стоимости в новом состоянии.
3. Поинтересуйтесь, во сколько вам будет обходиться ремонт внедорожника с пробегом и запчасти к нему. Чтобы сориентироваться, понадобится погуглить расценки в интернете или зайти и спросить в сервисный центр.
Дорогой и крутой не новый внедорожник, приобретенный в отличном состоянии, будет обходиться недешево в содержании. Более простые дешевые машины ремонтировать куда проще, хотя и ломаться они будут чаще.
4. Очень бюджетных вариантов лучше избегать, несмотря на то, что ремонт таких машин обойдется дешевле – зато будет ниже качество запчастей, а их быстрый износ потребует более частых замен. Приобретая внедорожник статусный и дорогой, надо быть готовым к тому, что ремонт будет дорогим, а запчастей в наличии может не оказаться, и придется их заказывать и ожидать недели. Но зато такая машина будет служить долго, и проблем с ней меньше.
5. Очень старые автомобили лучше не рассматривать к покупке. Если внедорожнику больше 20-25 лет, то он свое практически отслужил и вскоре после покупки «прикажет долго жить», так как прежние владельцы уже выжали из него все, что могли.
6. Старайтесь остановить выбор на машине, у которой был только один владелец. Скорее всего, он холил и лелеял свою собственность, и внедорожник остался в хорошем состоянии.
7. При осмотре обращайте внимание на пороги. Если они гнилые и ржавые – откажитесь от рассмотрения покупки, так как такой автомобиль на грани полного развала на части.
8. Откройте капот – если там, а также и в салоне обнаружите песок, пыль и грязь, то явно двигатель основательно засорен и долго не прослужит.
9. Повезет, если вы отыщете внедорожник, пробег которого состоялся по дорогам США, Японии или Кореи. Там покрытие куда лучше нашего, а обслуживание, скорее всего, было грамотным и полноценным, да и погодные условия при эксплуатации мягче российских. Такие б/у машины в лучшем состоянии, чем те, что бегали по российским ухабам в трескучие морозы.
10. Еще больше повезет, если попался внедорожник с пробегом, который прежний хозяин использовал только в городе или изредка выезжал на нем на дачу. Явно он эксплуатировался в хороших условиях и с бережным отношением – значит, его узлы и детали не очень изношены, и такая машина еще долго проходит без серьезного ремонта.
На что обращать внимание при осмотре
Осматриваем кузов
Совсем без повреждений кузов внедорожника с пробегом вы вряд ли встретите. Эта машина предназначена для преодоления всевозможных препятствий, поэтому допустимы небольшие царапины. Но не такие, которые могут повлиять на управление или нарушить целостность салона.
Внимательно осмотрите кузов. Возможно, прежний владелец нанес на кузов антигравийное покрытие, защищающее от царапин и сколов, и установил силовой бампер. С такой защитой машина может выдержать столкновение и остаться невредимой.
Но если защитного антигравия нет, а есть начинающие ржаветь сколы, на боках внедорожника вмятины, помят бампер, то этот вариант не ваш, и от покупки лучше отказаться. Кузов уже начал ржаветь и гнить, а под вмятинами бампера могут погнуться лонжероны, из-за чего автомобиль не будет нормально управляться.
Если видите, что на кузове имеются глубокие и длинные царапины, оставленные ветками деревьев, тем более, если они уже ржавеют или настолько глубоки, что пробит насквозь кузов и видна обшивка – уходите от такого внедорожника.
Если вы не наблюдаете ни малейших повреждений, а кузов идеально ровный и гладкий – то это тоже вызывает подозрение, потому что тут явно перед продажей покрасили машину.
Для внедорожника это не характерно – их редко красят. В данном случае, по-видимому, владелец попытался скрыть существенные повреждения. Можно для проверки воспользоваться магнитом, положив его в тряпицу и поводив по кузову. Там, где он подкрашивался, вы почувствуете, что притяжение к металлу ослабевает.
Иногда дешевые внедорожники народные умельцы собирают из нескольких разобранных. Вам такой ни к чему – он может развалиться на части от удара. Поэтому нужно тщательно проверить, имеются ли на кузове следы сварки: оценить равномерность зазоров между стыками, на каркасе между крышей и передней дверью.
Проверьте, нет ли швов приваривания у багажника или стоек капота. Если швы почти незаметны и аккуратно выполнены – это заводская сварка, если более грубая – кузов варили позже.
Проверяем салон
Хотя внедорожник – машина для суровых испытаний, ездить с комфортом никто не запрещал. Поэтому загляните в салон и проверьте, в каком состоянии руль, педали, обивка. По их состоянию вы сможете оценить реальный пробег машины, ведь частенько продавцы стремятся приуменьшить километры, скручивая пробег на одометре.
Этот обман для того, чтобы покупатель не обнаружил, насколько реально изношены детали и узлы транспортного средства. Каждый хочет приобрести машину поновее с пробегом поменьше, поэтому смотрим внимательно.
Если педали стерты и давно потеряли первоначальный облик или, напротив, совершенно новые – пробег у машины значительный, скорее всего более 300 тыс. км, а педали перед продажей заменили. Руль сильно потертый – владелец крепко держался за него на протяжении 200 тыс. км, не меньше.
Красноречиво говорит о солидном стаже выставленного на продажу внедорожника и его обивка. Если она из ткани, то такая расползается после пробега 100 тыс. км, кожаная прослужит дольше и начинает изнашиваться после 200 тыс. км.
Осмотрите сиденья – если на том, что слева, уже нет боковой поддержки или изрядно стерт подлокотник, то перед вами видавший виды внедорожник старичок со значительным пробегом.
Техническая проверка обязательна
Нет гарантии, что продавец не попытается скрыть серьезные поломки, последствия ДТП или скрученный пробег. Чтобы точно оценить техническое состояние приглянувшегося внедорожника, придется отогнать его на СТО и проверить у специалистов.
Пробег может оценить компьютерная диагностика. Самостоятельно это сделать будет затруднительно: если внедорожник использовали не только для бездорожья, но и для поездок по городу, то его пробег будет в несколько раз больше.
Самостоятельно оценить техсостояние машины могут лишь немногие знающие люди. В крайнем случае можно пригласить на осмотр знакомого грамотного автослесаря, который подскажет, есть ли критические недостатки, которые устранить будет сложно и затратно.
Проще пригнать машину в автосервис, где есть оборудование и специалисты с опытом, которые проверят геометрию кузова и обнаружат коррозию. Кроме того, вам стоит сесть за руль приобретаемого автомобиля и устроить личный тест-драйв.
Какие вопросы надо задать при покупке
Какое заливается масло, и каков его расход?
Хорошо, если владелец заливал качественное масло по цене 700 руб. или выше за литр. Это говорит о том, что он не экономил на расходниках и за машиной хорошо ухаживал.
Масло нужно заменять каждый год или после 10 тыс. км пробега. Продавец пренебрегал этим правилом – значит, можно ожидать неприятностей с двигателем. Если у машины расход масла более чем 7 л на 10 тысяч км, то имеются проблемы, в идеале расход масла должен быть 5 л на 10 тыс. км пробега.
Стучит ли мотор или подвеска?
Вам могут сказать, что нет, не стучат. Поэтому лучше самому проверить, потому что после приобретения вы можете попасть на дорогостоящий ремонт на сумму 100-150 тысяч рублей. Проверьте работу стоек, амортизаторов. У внедорожника подвеска получает львиную долю нагрузки, поэтому ее проверка должна быть тщательной.
Дергается ли коробка?
Вопрос относится к работе трансмиссии, которая у внедорожников – еще один пункт повышенного внимания, так как тут часто случаются проблемы. Рывки при трогании с места и при переключении передач, пробуксовка переключения передач или посторонние шумы – эти признаки должны насторожить.
Хотя вряд ли владелец будет распространяться о наличии неполадок в трансмиссии, но хотя бы можно проверить их наличие по его реакции на ваши вопросы.
Где обслуживался, что уже чинили или меняли?
Ответ будет косвенно свидетельствовать о качестве обслуживания и ухода за внедорожником. Если продавец гордо скажет, что все делал сам или у знакомого – это сигнал для вас, что на ремонте он, скорее всего, старался экономить. Если обслуживался в официальном сервисе для внедорожников – значит, ремонт и обслуживание проводились грамотно и на высшем уровне, и машина находится в хорошем состоянии.
Честный владелец сразу скажет, что он заменил или починил в машине. Если вы увидите заминку или услышите слова о том, что он не знает, то перед вами, очевидно, не собственник, а перекупщик, и о состоянии машины он действительно знает мало.
Смотрим историю внедорожника
В заключение напомним, что при покупке всегда нужно смотреть историю автомобиля, чтобы проверить, сколько было владельцев, попадал ли внедорожник в ДТП и насколько они были серьезные, есть ли ограничения судебного толка или неоплаченные штрафы ГИБДД.
Продавец может рассказать вам все, что угодно, но реальную картину вы узнаете из официальных каналов – все данные можно узнать в «Автокоде».
10 лучших внедорожных автомобиля с пробегом
1. Toyota Land Cruiser Prado 120 4.0
Внедорожник 2002-2009 годов выпуска с оптимальными ценой и качеством. Отличается прекрасной проходимостью благодаря меньшему, чем у «собратьев», весу и приподнятым бамперам. Имеет роскошный салон и системы комфорта и безопасности, двигатель V6 может обойтись без капремонта 500 тыс. км, имеется полный привод. Цена в среднем 1 200 000 рублей.
2. Mitsubishi Pajero Sport 2.5 TD
Паджеро 1996-2009 отличаются выносливостью и не подвержены возрасту – кузов не ржавеет, а двигатель еще может тянуть сотни тысяч километров. Благодаря длинноходной подвеске езда по грунту и гравию не доставляет дискомфорта. Много места в багажнике, нетребовательный в отношении качества дизельный мотор, прочная рама и надежная механика трансмиссия. Цена в среднем 900 000 рублей.
3. Nissan Patrol 3.0 TD
Машина 1997-2010 выпуска отлично пробирается по лесным завалам, имеет мощный дизель и основательную раму, есть понижающая передача. К топливу нетребователен, при этом имеет салон с кожаной отделкой и с климат-контролем. Цена в среднем 1 000 000 руб.
4. Toyota Land Cruiser 100 4.7
Внедорожный автомобиль 1997-2008 годов лучший в комплектации и по комфорту – салон может быть с натуральной кожей. Мощный двигатель, трансмиссия с межосевым дифференциалом, полный привод позволяют устойчиво чувствовать себя на мокрой дороге и в городе.
Ленд Крузер имеет большой багажник, на него легко найти запчасти и ремонтировать. Цена в среднем 1 500 000 руб.
5. Volkswagen Touareg 3.0 TD
Большой и безопасный внедорожник 2002-2010 выпуска, при этом бюджетный. Из-за низкого обвеса и маленького дорожного просвета у него нет особой проходимости, но имеется комфортный салон с шумоизоляцией бизнес-уровня, мягкий ход, что хорошо для длительных передвижений. Мотор мощный и небольшой расход топлива. Цена в среднем 800 000 рублей.
6. Kia Sorento 3.5
Один из недорогих внедорожных автомобилей 2002-2009 годов выпуска с пробегом отличается хорошей проходимостью, конструкция рамная и самоблокирующийся дифференциал, понижающая передача. Внутри просторно и прекрасный современный внешний вид, плюс рабочий двигатель и механическая коробка. Цена в среднем 500 000 руб.
7. Range Rover Sport 5.0
Мощный и роскошный подержанный внедорожник выпуска 2005-2013 с тонко выделанной кожей и полированным деревом в салоне.
Плюсы – сильный и уверенный мотор, хорошая проходимость Рэндж Ровера и его постоянный полный привод, наличие межосевого дифференциала, работающая надежно коробка передач. Можно найти машины с небольшим пробегом. Цена в среднем 1 500 000 руб.
8. Nissan Pathfinder 2.5 TD
Внедорожник выпуска 2005-2012 годов имеет много пространства внутри салона и в багажнике. За внедорожные свойства отвечает совокупность прочной рамы, длинноходной подвески, понижающей передачи и блокировки межосевого дифференциала. Экономичный работоспособный двигатель на дизеле, крепкая коробка передач – подержанный внедорожник имеет широкие комплектации. Цена в среднем 1 000 000 руб.
9. Porsche Cayenne 4.8
Роскошный внедорожный автомобиль 2002-2010 по невысоким ценам обладает кожаной отделкой всех элементов салона, системами навигации и климат-контролем. Отличается при этом высокой проходимостью, отличной управляемостью и комфортной подвеской, хорошей динамикой и неубиваемым мотором. Цена в среднем 800 000 руб.
10. SsangYong Rexton 2.7 TD
Супербюджетный, но крупногабаритный мощный корейский внедорожник 2001-2007 годов выпуска построен на базе Mercedes-Benz, вследствие чего надежен и поныне. Отличается проходимостью и подходит для хобби в виде рыбалки или охоты.
Благодаря широкой комплектации машина отличается удобством и пригодна для дальних вылазок. Просторный салон, работоспособный мотор и доступные запчасти – в арсенале плюсов этого подержанного внедорожника. Цена в среднем 800 000 руб.
Заключение
Удачно выбрать хороший внедорожник с пробегом можно, только если подойти к вопросу основательно, проверить его состояние и историю. А также оценить отзывы о самых популярных моделях, чтобы при выборе опираться на опыт других людей. Считается, что хороший б/у внедорожник не старше 5-7 лет. Но наша подборка доказывает, что можно выбрать надежный и качественный автомобиль с высокой проходимостью и более ранних годов выпуска по самым разумным ценам.
Видео о выборе внедорожника:
Выбор автомобиля на рынке подержанного транспорта всегда оказывается достаточно сложным процессом. Авто может оказаться не самым надежным и качественным после определенных особенностей эксплуатации. Воспользуйтесь определенными советами специалистов, чтобы получить необходимые особенности эксплуатации транспорта. Вы можете выбрать оптимальный внедорожник, оценив его по различным критериям качества и остаточного ресурса. В первую очередь, вам придется обратить внимание на владельца автомобиля, расспросить его о сферах эксплуатации автомобиля. Приведенные ниже советы относятся ко всем типам внедорожников, начиная от городских паркетников, заканчивая настоящими воинами бездорожья. Выбирать нужно крайне осторожно, так как покупатели новых SUV в России не всегда относятся к своей технике бережно и с пониманием ее реальных возможностей.
Несмотря на все тонкости данной ситуации, можно смело утверждать, что на вторичном рынке автомобилей в России можно приобрести отличный внедорожник без особых технических проблем и потенциальных неполадок. Такой автомобиль обойдется вам не слишком дорого и сможет выполнять все поставленные задачи без сложностей. Стоит лишь придерживаться определенных критериев выбора, которые помогут вам купить на самом деле качественную технику. Среди советов есть как обязательные, так и рекомендуемые условия приобретения автомобиля. Конечно, вы вполне можете разработать свои критерии для проверки подержанного автомобиля на предмет качества и потенциала, но лучше доверять мнениям экспертов и получить на самом деле качественный проходимый автомобиль.
Оцениваем возраст и пробег выбранного внедорожника
В подержанных автомобилях, как известно, одним из наиболее важных критериев является возраст, а вторым по значению для большинства покупателей будет пробег. Эти два показателя стоит оценивать с пониманием вопроса, так как внедорожник не является стандартным автомобилем и переживает в своей жизни значительные нагрузки. При наличии такой возможности следует отказаться от покупки внедорожников старше 7 лет. Этот возраст для автомобиля является предельным сроком оптимальной эксплуатации, в дальнейшем машина может потребовать значительных вложений. Среди основных рекомендаций по приобретению внедорожника в данном аспекте можно назвать такие советы:
- возраст автомобиля необходимо обязательно сопоставить с его пробегом и типом эксплуатации;
- уточните у владельца, по какой дороге и местности был данный пробег, где эксплуатировался автомобиль;
- 100 000 километров по городу ничего плохого для такого авто не сделают, а вот 100 000 километров по бездорожью убивают все узлы машины;
- если пробег оказался меньше 15 000 километров в год, следует внимательно изучить техническое состояния авто – возможно, владелец скручивал пробег;
- обязательно оцените состояние некоторых элементов салона – это поможет определить реальный пробег и отношение владельца к автомобилю;
- возраст следует оценивать от даты выпуска машины, а также внимательно присматриваться к этому параметру при наличии нескольких владельцев у авто.
Если у вас есть выбор из нескольких автомобилей, следует выбрать не просто наиболее молодой вариант техники. Посмотрите на реальное состояние авто, узнайте, какой тип пробега у каждой машины. Может оказаться, что владелец одного из внедорожников просто жить не мог без приключений и постоянно исследовал поля и леса, ездил на машине на рыбалку и охоту. Владелец другого авто просто любит большие автомобили и купил внедорожник для поездок на работу по асфальтированным городским улицам. В этом и будет основная разница в покупке автомобилей, так что оценивать возраст и пробег нужно обязательно после изучения сферы использования машины.
Техническое состояние, работа всех важных узлов внедорожника
Вы обязательно должны проверить технические аспекты работы автомобиля. Транспорт может оказаться не слишком надежным, если не работают определенные функции, обеспечивающие безопасность и комфорт поездки. Проходимость внедорожника также зависит от того, все ли электронные устройства работают должным образом. Поэтому будет намного лучше, если вы воспользуетесь услугами специалистов при оценке технического состояния автомобиля. Можно назвать несколько стадий проверки качества техники:
- визуальный осмотр и распознание сферы использования автомобиля, расспрос владельца о частых технических неполадках;
- осмотр состояния двигателя и коробки передач, визуальная оценка данных агрегатов и всего подкапотного пространства;
- тест-драйв техники, оценка проблем, которые могут быть слышны в салоне при поездке на внедорожнике, проблемы с подвеской;
- поездка на профессиональную станцию технического обслуживания для оценки всех узлов и агрегатов автомобиля;
- непосредственный осмотр транспортного средства и определение аппаратных неполадок, проблем с некоторыми узлами;
- компьютерная диагностика, определение оригинальности пробега и прочих важных факторов транспорта.
Нужно заметить, что в большинстве случаев этот порядок действий помогает определить, какой из выбранных вами автомобилей является наиболее соответствующим качеству и надежности. Впрочем, иногда оказывается, что сразу несколько автомобилей претендуют на звание оптимальных в данной ситуации. Тогда следует перейти к следующим этапам выбора внедорожника. Помните, что все советы являются лишь рекомендациями для покупателя. Вполне возможно, что вы выберите ваш автомобиль просто по той причине, что он вам очень сильно понравится.
Ценовое сравнение и определение адекватной стоимости
Одним из важнейших критериев для покупателя подержанного автомобиля является стоимость, но этот параметр весьма относительный. Нужно понимать, что автомобиль определенной марки и модели одного года выпуска и даже в одной комплектации может быть оценен в разные суммы денег. Все зависит от состояния, пробега, истории машины, визуальных данных и прочих параметров.
Выбирая авто по цене, изучите средние цены на рынке на машины такого же года, комплектации и с таким же пробегом. Если вам предлагают цену немного ниже средней, можете соглашаться. Если же цена завышена или подозрительно занижена, лучше тщательнее проверить автомобиль и убедиться, что вас не хотят обмануть. Также после определения желанного автомобиля проведите определенный торг и снизьте стоимость на 5-7 процентов от изначально запрошенной цены.
Модели, марки и комплектации – вторичные факторы выбора
Внедорожник на рынке подержанных автомобилей является достаточно желанным объектом. Если автомобиль с привлекательной ценой не покупают месяцами, вас это должно насторожить. Что касается лучшей модели внедорожников или конкретной марки автомобилей, здесь очень сложно дать совет. Конечно, 3-летняя Toyota будет намного лучше 30-летнего УАЗа, но и ценовая категория здесь играет немалую роль. Среди вторичных факторов выбора следует выделить такие варианты подбора внедорожника:
- предпочтительная для вас модель – японские авто выносливые, европейские созданы для статуса, американские обеспечат визуальный восторг;
- русские внедорожники также являются весьма интересным выбором, они дешевые в обслуживании и обладают неплохими качествами;
- комплектации автомобилей имеют косвенное значение, все зависит от стоимости, которую с вас хотят взять за приятные дополнения;
- среди моделей автомобилей можно выделить несколько категорий – для бездорожья, для универсальной эксплуатации и для городской поездки;
- следует оценивать подходящие качества и технические характеристики автомобиля к вашим требованиям и условиям использования.
Чем больше совпадающих для вас факторов будет найдено, тем проще сделать выбор в пользу конкретного автомобиля. Но не следует при покупке впадать в состояние эйфории и прекращать размышлять не совсем разумно. Лучше сохранять спокойствие и показывать свои колебания по поводу покупки автомобиля. Это поможет вам не только разумно взвешивать каждый аргумент, но и реально заставить продавца задуматься о цене и принять предложение со скидкой. Предлагаем посмотреть на реальный тест нескольких внедорожников на следующем видео:
Подводим итоги
Выбор внедорожника на вторичном рынке автомобилей является достаточно сложным процессом, он сильно отличается от подбора обычных легковых транспортных средств. Нужно заметить, что в большинстве ситуаций вы можете сделать выбор, следуя собственной интуиции. Если на тест-драйве вы получили восторг от автомобиля, а диагностика на СТО показала, что больших проблем в машине нет, значит, можно смело брать авто и наслаждаться прекрасной поездкой без ограничений по типу почвы под колесами. В ином случае стоит серьезно задуматься над необходимостью покупки транспорта.
Сегодня следует крайне осторожно подходить к вопросу покупки внедорожника. Владельцы этих автомобилей далеко не всегда эксплуатируют транспорт с пониманием пределов его возможностей. Нередко оказывается, что автомобилисты загоняют свои внедорожники в самые сложные условия, срывают датчики и пробивают кузовные детали, лишаются важного оборудования и попадают в самые неприятные ДТП. Так что машину перед покупкой нужно тщательно проверить, сделав свой выбор в пользу качественного и потенциально надежного внедорожника. А каким бы внедорожникам на вторичном рынке вы бы отдали ваше предпочтение?
Небольшой рассказ о том как я выбирал свой первый полноприводный автомобиль и какими аргументами и критериями выбора руководствовался
Активная фаза увлечения туризмом и путешествиям у нас пришлась на период владения легковым автомобилем Opel Astra. Мы конечно на нем немного потыркались по грунтовкам, но сразу и в целом стало понятно что это не совсем тот автомобиль если есть желание продолжать в том же духе. Хотя он был комфортный и скоростной, но маловместительный и совершенно не проходимый. Я начал выбирать автомобиль.
Сначала я пошёл по пути выбора большого, комфортного и скоростного автомобиля, но который при этом еще и был бы проходимым. Тогда мне не казалось, что это утопическая идея и старательно штудировал внедорожные журналы в поисках оптимального выбора под свой бюджет.
Сначала были мысли Suzuki Grand Vitara. Он был симпатичный, полноприводный и с понижайкой, а также с автоматом (хотелось чтобы еще жена могла водить машину по городу, при необходимости). Очень смущал маленький багажник, но в итоге отказались от него из-за слабого двигателя (тогда еще не было в продаже 2.4, а 2.0 был уныл и прожорлив)
Дальше был целый ряд тест-драйвов автомобилей, которые на нынешний взгляд тестдрайвить под мои цели даже не стоило.
— Сhevrolet Сaptiva. Большой багажник и салон и очень приятная динамика с мотором 3.2 но совершенно смешные внедорожные возможности
— Сhevrolet Trailblazer 4.2 — автомобиль понравился, но испугал. Я просто не решился на американца с 4.2 мотором, хотя стоил он почти столько же сколько каптива с 3.2. Ну и низковат показался он мне при своих огромных габаритах.
— mazda cx-7. Не понравилось вообще ничего 🙂
— suzuki jimny 1.3 с АТ. Всё даже понравилось вроде, но ОЧЕНЬ маленький салон (я упирался плечом в стекло) и даже при условии демонтажа заднего сиденья и установки бокса на крышу общий объем был микроскопический.
Собственно проблема выбора была в том, что я хотел слишком много чего противоречивого. Чтобы большой, комфортный, с аватоматом для жены и проходимый для меня, чтобы при этом экономный, но мощный, и чтобы еще… Ну короче вы поняли :))
В этот момент, кто-то дал мне полезный совет — так не получится, проще тебе две машины купить. Собственно в тот момент я вообще не оценил данную мне весьма логичную рекомендацию и еще подумал про себя: спасибо за совет конечно, ясное дело, что лучше богатым и здоровым, чем бедным и больным, но мы блин не олигархи по 2 машины иметь!
Однако совет отлежался у меня в голове и показался мне логичным. Так мы продали свою астру на механике и купили жене мелкий двухпедальный Opel Corsa 1.2 а я продолжил выбирать себе внедорожник, но уже с учетом что это будет вторая машина исключительно под наши поездки.
Дальше был целый ряд тест-драйвов и просмотров:
— Chevrolet niva 1.7 — разочаровала совершенно мертвым мотором и микроскопическим салоном и багажником.
— УАЗ Патриот. Очень понравился внешне и шокировал гигантскими размерами салона и багажника. До тест-драйва дело не дошло, коллеги и знакомые отговорили, со словами «это же говно, ты под ним только лежать всё время будешь». На моё испуганное подсознание это легло благотворно и я отказался от мысли про уаз патриот. Сейчас я понимаю две вещи: тогда мне было еще рано садиться на патриот, но все те кто мне давали советы не только никогда не ездили на патриотах, но вообще не имели внедорожников.
— Great Wall Safe (тот что внедорожник, а не пикап. Который был похож на Toyota Surf). Снаружи машина смотрелась очень брутально и визуально нравилась, внутри места было тоже +/- достаточно, но всё что было в салоне было ужасно хлипким, стремным и китайским. Плюс внутри так воняло ядовитым пластиком, что долго подумать мне не удалось.
Примерно в это время я задумался о пикапах. Пикап нравился мне своей концепцией — то что «багажник» отдельно от салона. У меня был уже опыт когда вода от лодки, сапог или мокрой палатки протекала в багажник, запахи пойманной рыбы и вот эта вот вся грязь мягко говоря не радовала. А тут это всё было отдельно. Опять же кузов пикапа больше любого багажника, а грузоподъемность у него просто конская. То что кабина пикапа не особенно комфортна для задних пассажиров нас не смущало, потому что мы с женой прекрасно размещались спереди.
В то время пикапы стоили совершенно адекватных денег и выбор был остановлен на них. Из пикапов в то время были очень популярны следующие модели :
— Nissan NP-300
— Mitsubishi l200
— Ford Ranger (он же Mazda BT-50)
— Ssangyong actyon sports — но мне он не нравился и не казался особо внедорожным.,
Цена на самый простую энпэшку начиналась от 519 тысяч рублей. Сейчас это вообще звучит смешно, но тогда это тоже было очень и очень не дорого. Взамен можно было получить очень аскетичный салон (хотя и не противный как у Great Wall Safe) в совершенно пустой комплектации. Плюс посадка водителя с большим ростом в NP-300 крайне неудобная и я так и не смог устроится удобно.
Элька мне ужасно не нравилась своим биодизайном. Ничего хуже, на мой взгляд, придумать было нельзя. Плюс она принципиально отличалась от обычных пикапов тем, что имела увеличенную кабину и уменьшенный кузов (всего 1.2 метра, против 1.5 у остальных). Это было ровно наоборот, от того что мне было нужно. Плюс супернеудобные передние кресла и как следствие некомфортная посадка для меня. Это сейчас я знаю, что заменить кресла вообще проблемы не составляет, а тогда я думал, что придется мучаться и страдать непрерывно.
Ну и наконец, маздафорд. Машина мне нравилась визуально и у неё была идеально удобная посадка. Таких удобных кресел и такой удобной посадки у меня не было ни на одном легковом автомобиле, я мог сутками сидеть за рулем и вообще не уставать. Он был очень шустрый, маневренный и комфортный. Я практически не испытал дискомфорта от перехода с легкового авто на пикап. Можно сказать, что я сразу влюбился в машину и понял что она моя! Я выбрал почти максимальную комплектацию с кожей, 4 подушками безопасности и кучей разных мелких наворотов, за 830 тысяч.
Сейчас я понимаю, что выбор был мой больше эмоциональный чем разумный. Потому, что в тот момент я не думал о том, что со временем мне захочется поставить колеса побольше, что мне потребуется блокировка или понижающий кит в раздатку. Меня больше беспокоила равномерная выплата по кредиту, а не мифические 33 колеса. А какое передаточное число в мостах у ренджера я даже и не знал.
Это уже потом оказалось, что на маздафорд нет вообще никакого тюнинга. Нет, есть конечно шноркель и силовой обвес, но ни главных пар, ни кита в раздатку нет в природе и не достать нигде и ни за какие деньги. Выяснилось, что главные пары 3,7 хороши, чтобы мчаться 180 км/ч на штатных 245/70 R16, но их мягко говоря не достаточно чтобы ездить на 265/75 R16 и тем более 255/85 R16 по бездорожью. Пониженный ряд на форде всего 1.9 и в итоге мой внедорожный арсенал фактически был представлен только первой передачей и очень редко второй. Очень низко расположенная раздатка определяла очень небольшой внедорожный просвет после установки «лыжи» защищающей агрегаты. А без этой лыжи ездить было совсем невозможно, особенно там где присутствовали крупные камни.
Была еще блокировка заднего моста ARB но её стоимость была для меня заоблачной, а в целом она ничего бы не изменила. С такой энерговооруженностью и таким клиренсом просто не стоило лезть туда, где могла потребоваться блокировка.
На столь неудобные и некрасивые Nissan NP-300 и Mitsubishi l200, как оказалось всего полно. И пары и понижайки и блокировки разных марок. А при желании и l200 можно сделать красивым 🙂
Но нельзя сказать, что я жалею о том, что выбрал Ford Ranger. Это был очень удобный и очень надежный автомобиль. За его рулем мы с женой покоряли тысячи километров, видели места о которых и не мечтали и именно он привил нам любовь к дальним поездкам. Я получил неплохой внедорожный и дальнобойный опыт и сейчас уже могу руководствоваться совершенно другими аргументами при выборе транспортного средства, так как удобными или неудобными креслами меня больше не напугать 🙂
P.S. Если бы я сейчас вернулся бы в 2009 год и заново выбирал пикап, то наверное взял бы NP-300. Причем за разницу в цене сразу поставил бы понижайку 4.2, блокировку заднего моста и 255/85 R16 колеса. И еще осталось бы на удобные кожаные кресла. Хотя, если честно, я рад что мне не надо возвращаться в 2009 год, так как мне бы очень не хотелось ездить на np-300 :))))
P.S.2 Ни тогда, ни сейчас я не рассматривал варианты покупки подержанных внедорожников или пикапов. Просто по тому, что новый автомобиль не таит в себе никаких сюрпризов от бывшего владельца и имеет вполне прогнозируемую надежность.