Как найти свою дорогу к храму

Моя дорога к храму

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Трефилова И.Л. 1


1МБОУЦО №6


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Перед вами – новая дорога

Ждут вас испытания и труд.

Берегите, дети, веру в Бога,

Берегите сердца чистоту.

О.Ковалёва

Ч еловек всю свою жизнь выбирает дороги, по которым ему предстоит пройти свою жизнь. Помните сказочный камень на перепутье трёх дорог, на котором было написано: «Направо пойдёшь… Налево пойдёшь… Прямо пойдёшь…?» Вот и в нашей жизни всё точно так же. Как сказочный камень ставил героев русских сказок перед выбором: куда пойти, так и перед нами, можно сказать, ежеминутно стоит такой выбор: какой путь избрать, на что направить свои усилия. И в этом выборе никто нас ни к чему не принуждает, все мы имеем право выбора, и именно это право и делает нас свободными. Да и нет никакого смысла в принуждении, потому что только на собственном опыте можно понять, правильную ли дорогу ты для себя выбрал….

Древнерусская культура всех видов тесно связана с церковной тематикой, обычаями и традициями. Для многих людей посещение церкви становится обрядовой традицией, не несущей человеку никакой практической пользы. Другие считают, что сам факт их прихода в церковь является служением Богу. Кто-то приходит в церковь, чтобы послушать пение хора, поприсутствовать при проведении какого-либо обряда, совершаемого священником,

а также, чтобы поставить свечки и помолиться. А кто-то просто считает посещение храмов данью моде.

Т ак и моя дорога к церкви сначала вела меня этими же путями. Я живу в небольшом рабочем посёлке Косая Гора и у нас есть небольшая, но очень уютная церквушка. В моей семье всегда отмечают основные православные праздники: Пасху, Троицу, Рождество. И, конечно же, как и многие люди, мы ходили в канун этих праздников в церковь, но смысла этих походов я не понимала. Для меня это было скорее семейным ритуалом, хотя атмосфера, царящая в храме, меня всегда привлекала. Территориально церковь расположена в самом центре поселка рядом со всеми главными учреждениями: школой, дворцом культуры, школой искусств. И поэтому, в какое бы учреждение дети нашего поселка не ходили, путь домой практически у каждого лежит через «дорогу к храму». Сначала эта церковь привлекала меня исключительно внешне: красивейшая маленькая голубая церквушка с интересными сводами и ярусными крышами.

Но потом в школе нам дали задание сделать проект на тему: «Моя малая Родина». В ходе подготовки к этому проекту я стала изучать историю своего поселка и его достопримечательности. И одним из объектов моих исследований стала церковь Иконы Божией Матери Державная (так правильно она называется). Это и стало первой ступенькой, которая повела меня к Храму. Оказалось, что церковь эта молодая. Ранее в этом здании здесь размещалась библиотека, затем телеателье, потом мебельный магазин. Лет пять здание стояло заброшенным. Поэтому первому настоятелю храма протоиерею Павлу Савельеву пришлось приложить немало сил для обустройства храма. 15 марта 2001 года храм освящен в честь иконы Божией Матери «Державная». К основному зданию храма сделана пристройка, в которой разместились крещальня, ризница, кухня-столовая и библиотека. Сейчас идет реконструкция храма: вместо временной главки он будет увенчан куполом.

В торое знакомство с православным миром произошло в летнем пришкольном лагере на митинге, посвященном началу Великой Отечественной войны. На этом митинге выступал настоятель церкви священник Ярослав Кривич. Его речь была полна теплоты, света, добра. И мне очень захотелось побольше узнать о людях, которые служат в нашей церкви.

И я пошла в храм уже не для того, чтобы совершать ритуалы, а чтобы поближе познакомиться с православной культурой. Внутри царила атмосфера спокойствия, умиротворения и я поняла, что церковь представляет собой не место встречи чуждых друг другу людей, а собрание проявляющих взаимную заботу и внимание верующих, стремящихся поддержать друг друга словами веры и делами любви. В этой церкви есть много икон, которым можно поклониться, но главное – чудесные люди, которые там работают и создают замечательную атмосферу. Священник отец Димитрий готов любому человеку уделить нужное количество времени, поговорить о проблемах и помолиться. И эти люди также помогли мне сделать еще один шаг по «моей дороге к храму». Я прониклась этой волшебной атмосферой, и совсем не хотелось уходить. Хотя мне было трудно понять тему и смысл молитв, ведь в нашей семье мне никто этого объяснить не мог.

И тут я узнала, что при храме действует воскресная школа. Для самых маленьких занятия проводятся по воскресеньям утром, для взрослых – вечером, для более старших детей — по средам. Придя на занятие в воскресную школу, я прочитала высказывание Священника Александра Овчаренко: «Учите детей в первую очередь не тому, как правильно брать благословение у батюшки, а тому, чтобы уступить место старику, подать руку женщине, выходящей из автобуса, и делать все это ради Христа… Религиозное воспитание начинается не тогда, когда мать учит читать «Отче наш», а когда отец учит сына поблагодарить мать за выстиранную рубашку и приготовленный обед». Именно этому и учит на своих занятиях матушка Мария.

Теперь я понимаю, что посещать церковь надо не ради совершения непонятных обрядов, а для обучения себя добру, взаимоподдержки, милосердию и многим другим жизненным принципам. Кроме того, посещение церкви подразумевает желание нести добро и любовь всем тем, кто приходит туда, стремясь найти утешение и поддержку. Такие мотивы должны быть преобладающими для всякого направляющегося в Храм человека. И пусть наша церковь невысокая, свежей постройки, но ей присуща какая-то старинная намоленность и теплота.

Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. И нет такой проторенной дороги, по которой один мог бы идти вместо другого. Каждый здесь является первопроходцем, каждый должен пройти весь путь сам и найти свою дорогу к Храму. Это не только физический путь, но и духовный, преодоление зла в себе. Я верю, что каждый найдет свой путь к Храму и я в том числе. Мне понравилось стихотворение Евгения Вольфа, которым я закончу своё сочинение.

Я спокоен и уверен –
Встанет солнце в свете дня.
И тернистая дорога
К Храму выведет меня. 
К Храму воли, к Храму духа,
К Храму истины святой,
К Храму разума и света,
Что венчает мир земной. 

Просмотров работы: 679

Дорогой Владимир Николаевич! Бог спасает нас не насильно, но только видя нашу веру, нашу волю, наше свободное к Нему устремление. А если такой воли нет, своей настойчивостью Вы только оттолкнете человека от Церкви. Убеждениями и уговорами здесь мало что сделаешь: еще до вхождения в Церковь человек должен сердцем своим почувствовать истину христианства, сердечно поверить в него. Сердцем мы обычно называем свое чувство, свою любовь, в отличие от разума и воли. А без любви все бездейственно… Поэтому Ваш личный пример праведной жизни во Христе будет гораздо сильнее, чем все уговоры и все настойчивости… Живите так, чтобы брат увидел, как христиане любят друг друга, и возжаждал такого же ангельского жития…

Молитесь за ближнего, и не будьте навязчивы. И не сокрушайтесь, что брат не внемлет Вашим благим призывам – сам Христос свидетельствовал, что «пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4,44). Однако для любого человека всегда найдется такой духоносный наставник, который сможет сказать убедительно, может коснуться сердца. Молитесь, чтобы Господь уготовал такую душеспасительную встречу для Вашего брата!

Молитесь и терпите – может его неверие, подобно чудесному обращению Савла, обратится в праведную жизнь, о которой Вы даже не подозреваете. И даже его болезненная страсть злостного курильщика может обратиться во благо, ибо многие познают Бога через страдания и болезни – и спасают души.

Молитесь за то, чтобы Господь даровал ему видение всех грехов своих «бесчисленных, как песок морской»! Ибо по святоотеческому учению христианином является совсем не тот, кто верит по традиции или кто убедился в бытии Бога какими-то доказательствами, и не тот, кто ходит в храм и чувствует себя выше всех грешников и безбожников. А христианин тот, кто видит свою духовную и нравственную нечистоту, свою греховность, видит себя погибающим, страдает об этом и потому внутренне способен к принятию Спасителя, к действительной вере во Христа…

А в своем желании как можно скорее причастить брата будьте благоразумны. Не относитесь к Причастию как к магическому обряду – дескать, причастится человек и сразу же начнёт воцерковляться. Апостольским предупреждением об опасности недостойного причащения полны наши молитвы перед Причастием и после него: «Да не опалиши мене, Содетелю мой».
От недостойного причащения и многие скорби и искушения происходят. «Сего ради, – говорит апостол Павел, – многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11,30). На Тайной вечере был попущен к Причастию предатель – и это есть страшное предупреждение о бдительности Церкви, чтобы «не в суд или во осуждение» было нам причащение Святых Таин. «Без очищения…себя не дерзай прикасаться Святых Таин, чтобы не пожжену быть, как сено, Божественным огнем, – пишет преподобный Феогност.

Пусть же молитвами нашими да узрит раб Божий (имя ???) зарю Духа, в которой открывается и познается вся подлинность христианства!

Опубликовано в журнале «Фома» № 8 (76), август 2009

foma4_09С большим волнением прочитал я разговор с Денисом Берсеневым в апрельском номере «Фомы» – и не только потому, что мне не раз приходилось беседовать с молодыми (и не очень) людьми, переживающими такие же сложности, но ещё и потому, что я сам, не будучи воспитан в церковной традиции, вошёл в Церковь в таком же, как и Денис, возрасте, и так же, как он – через поиск истины и, прежде всего, через чтение Нового Завета. Но вот я в Церкви остался, а для Дениса «вопросы веры отошли на второй план». Почему так?

Конечно, точного ответа на этот вопрос нет. Отношения человека и Бога – великая тайна. Господь ведёт к Себе людей путями, которые невозможно постичь, а тем более систематизировать или обобщать. Но поразмышлять над тем, почему нередко не находят себя в Церкви искренно уверовавшие люди, можно и нужно.

Из слов Дениса видно, что, придя в Церковь, он оказался в ней в одиночестве. Церковь стала для него местом, где важнее всего точно, по совести, соблюсти все правила. Но, по его же собственным словам, не оказалось рядом человека, который сказал бы ему, что он эти правила неверно понимал… Денис вошёл в Церковь, но не нашёл в ней церковной общины. И здесь, мне кажется, ключ к тем сложностям, какие приключились с ним: на наших приходах почти нет общин. Но отчего же их нет? И почему усилия по их созиданию не приводят к желаемым результатам?

Если мы обратимся к истории, то увидим прямую зависимость между расцветом общинной жизни и неблагоприятной для Церкви внешней обстановкой. Жизнь христиан, описанная в книге Деяний Апостолов (см. Деян 2:44; 4:32), представляет собою образ идеальной общины. Но в первохристианскую эпоху иного устроения, кроме общинного, не могло и быть, ибо Церковь находилась практически в состоянии непрерывного гонения. После Миланского эдикта императора Константина первохристианская общинная жизнь прекратилась, потому что мир, сделавшись имперско-христианским, формально стал одной церковно-государственной общиной – функции Церкви и государства переплелись, и в «частных» общинах как будто и нужды особой не было. Но как только «мир сей», перестав играть в игру с «симфонией», снова становился самим собою — тут же возникали общины. Это видно по России: до 1917 года общинной жизни у нас не было; расцвет общин пришёлся на период с 1917-го до середины 30-х годов, то есть на самые гонения. Общины мы видим и в диаспоре, но скорее этнические, чем исключительно церковные.

С чем же связана такая зависимость? Я думаю, с тем, что центр жизни человека в «негонительное» время естественным образом смещается из общины в семью и в социум. Община становится некоей «опцией»: семья, работа, социальное положение для человека, пусть даже и православного, важнее, чем церковная община. Гонения или эмиграция или какие-либо иные бедствия, которые как бы «выдавливают» людей из их привычной среды, заставляют их прибегать к общине в качестве некоей «компенсации». Но это – община «поневоле».

Ещё более важным мне представляется следующее обстоятельство. XX век сформировал новую «породу» людей — «советского человека». У нас как-то легкомысленно к этому относятся и не придают этому должного значения: мол, что было, то прошло, и мы снова — Великая и Святая Русь. Но на самом деле ничего не прошло. Выдающийся современный церковный историк и мыслитель, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов постоянно обращает внимание на то, что история России прошлого столетия привела к появлению на свет не просто постсоветского, но даже и «построссийского» человека, с вывернутой наизнанку нравственностью, с полностью выкорчеванными традициями 900-летней национальной жизни. Место этих уничтоженных традиций заняло «советское» содержание: разрыв между словами и делами, безответственность, идеологичность, стадность, полнейшее неуважение к личности, антисолидарность и проч. Необходимо сознавать, что и наши приходы состоят в большинстве своём из нас, постсоветских-построссийских, и, по сути, глубоко травмированных людей. Это приводит к тому, что, по словам о. Георгия Митрофанова, «советское» с чрезвычайной удобностью незаметно мимикрирует в «церковное»: советский коллективизм, нисколько не изменившись, размещается в церковной жизни под вывеской «соборности»; общественная и гражданская пассивность становится «смирением», безответственность – «послушанием», стремление к тому, чтобы все были одинаковыми – «борьбой за православие» и т. д.

В этих условиях неудивительно внутреннее отторжение (порой даже и не осознаваемое) многих людей от любой общности как таковой – некая, я бы сказал, аллергическая реакция на наше прошлое. Пастырское отношение к этой проблеме прекрасно выразил прот. Георгий Митрофанов: «люди имеют право не входить ни в какой коллектив. А мы после советского времени не имеем никаких прав и моральных оснований принуждать их к этому, пусть под самыми благими “общинными” предлогами». Поэтому для многих православных христиан актуальной является церковная жизнь «по касательной»: принимать от Церкви только сущностное — учение и Таинства; а в иных аспектах современной церковной жизни участвовать как можно меньше, все внимание обращая на христианское состояние своей семьи, своего круга. Но такой самостоятельный и сознательный выбор церковной позиции невозможен для людей, только входящих в Церковь. Неофит не может сам выстроить для себя правильную «иерархию церковных ценностей». Именно здесь просто необходима общинность – пусть даже она ограничится тем, чтобы на молодого человека, зашедшего, а тем более уже ходящего в храм, обратили благожелательное и заинтересованное внимание священник и прихожане, чтобы он не оставался один.

Если же говорить о последующих шагах в деле созидания общин, то нужно, на мой взгляд, учитывать сказанное выше: во-первых – о семье и социуме. Сегодня строить общины — значит включать в них не только евхаристическую (и вообще полноценную богослужебную) жизнь, но и семейную, и социальную. Но для этого нужны очень большие духовные и нравственные усилия пастырей. Доминантой в них будет создание новой, несоветской традиции солидарности между людьми; это неизбежно связано с критическим осмыслением нашего прошлого и настоящего. Но, к сожалению, вектор и церковной, и общественной жизни сегодня прямо противоположный: не трезвое осознание положения дел, а триумфализм – и это то, что объективно препятствует появлению общин. Всё же община – дело не только человеческое, но и Божие; а настроение «мы самые лучшие, у нас всё хорошо, мы встаём с колен» далеко отстоит от того, с чего начинается приближение к Богу – от покаяния.

Во-вторых – о неблагоприятной внешней обстановке. Нам необходимо назвать вещи своими именами — что мир если и не гонит Церковь, то в своих целях её «использует», одновременно её презирая; что симфония с миром сим — иллюзия, что попытка Церкви «подладиться» под мир роняет её достоинство… Если бы всё это мы были способны осознать в конструктивном, созидающем ключе — это был бы очень весомый повод к подлинной общинной жизни. Но мы в плену радости о «возрождении», да и объективно нас сейчас никто не гонит, а даже, может быть, чего-то «хорошего» и ждут от нас. Поэтому сегодня основной вектор церковных действий не общинный, а миссионерский. К чему это приведет — посмотрим. Не исключено, что когда миссия прямо будет вынуждена сказать о правде, о воздержании и о будущем суде (Деян 24:25), то мир сочтет, что место для такой обличающей его Церкви — как минимум, узы (см. Деян 24:27). Но заявить это миссия может, только если Церковь – не в положении «просителя у государства», но сильна изнутри. Сила же эта – именно во внутрицерковной, общинной жизни.

А за Дениса я как-то внутренне спокоен. Я думаю, пройдёт время, и те церковные семена, которые в нём заложены, прозябнут и принесут плод.

Print Friendly, PDF & Email

Найти свою дорогу к храму: Почему это важно сегодня для каждого?

Сегодня все верующие отмечают праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Учредитель “Первого русского” Константин Малофеев напомнил о том, почему сегодня, в разгар СВО, особенно важно каждому православному верующему найти свою дорогу к храму.

С праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы поздравил всех православных христиан учредитель первого русского телеканала Царьград Константин Малофеев.

“К чему дорога, если она не приводит к храму?” – эта фраза из киноклассики особенно вспоминается в этот день, – отметил он в своём Telegram-канале. – День, когда более двух тысячелетий назад совсем ещё маленькую, трёхлетнюю Деву Марию привели в Иерусалимский храм. И Первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Крестителя, ввёл Её во Святая святых, куда сам входил лишь раз в году. Увидев великую святость и великое будущее этой Девочки.

Продолжая свою мысль, учредитель “Первого русского” объясняет, почему сегодня, в разгар спецоперации, особенно важно каждому православному верующему найти свою дорогу к храму и “ценить возможность храмовой молитвы, едва не утраченной в ковидную “пандемию”.

Особенно это важно сегодня, ведь в каждом храме Русской Церкви за каждой Литургией возносятся молитвы о победах нашего воинства, – напомнил Константин Малофеев. – А без этих побед мы можем потерять всё. Пресвятая Госпоже Богородице, помогай нам!

Русские своих не бросают! Давайте поможем нашим детям в Донбассе и на Украине! Пожертвуй рубль – спаси жизнь

Дзен

Телеграм

Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Намедни моей дочке исполнился год и решили мы с супругой её окрестить. Я не комментирую теологический аспект этого таинства, а лишь поведаю – как неожиданно я оказался в главном Кафедральном Соборе страны – ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ.

14 —-копия-2.jpg

Неожиданно обнаружилось, что никаких ВИП-знакомств для этого не требуется. А заодно выяснилось, что сам Храм Христа Спасителя – это не просто церковь, а целый, выражаясь современным языком, комплекс. С музеями, концертным залом, трапезными, экскурсионными площадками и непосредственно, двумя церквями. Верхний Храм со стороны Волхонки – это то, что все мы видели по телевизору во время больших праздников. А нижний – это Преображенская церковь, вход в которую со стороны Соймоновского проезда.

03.jpg

Вот там, при входе и записался я на крестины. Тётушка открыла пухлую тетрадь и назначила субботу в полдень. Уточнив, что накануне крестные должны прийти к батюшке на, так сказать, собеседование. Так положено. Они сходили, им все объяснили, мы приготовились, дочку окрестили. Отец Сергий был строг, но доброжелателен. Но, напомню, не о религии речь веду.

04.jpg

05.jpg

06.jpg

Окрестили, получили свидетельство, выходим на улицу. Бабки-дедки выпросили заснувшую дочку на остаток дня, а я стал прикидывать – чем бы заняться. И тут же, у входа вижу экскурсионный киоск.

07.jpg

08.jpg

И там как раз группа собирается. Стало интересно. Заплатил 400 рублей и примкнул к приезжим из Липецка и Воронежа. И у приходящих на экскурсии справок, что он православный, никто не просит, равно, как и клясться на Библии.

Короче, завели нас сначала в основной храм, покрутил я головой, повосхищался монументальной росписью, величественной архитектурой…

09.jpg

10.jpg

11.jpg

Снимать внутри особо нельзя, но я тихонько исхитрился.

12.jpg

14.jpg

13.jpg

И, кстати, вопреки досужим слухам никаких пластиковых стен я там не нашёл. Кругом настоящий мрамор. Постукал даже – все по-честному.

17.jpg

16.jpg

15.jpg

А потом поднялись на золотом лифте к смотровым площадкам. Без шуток – на золотом. Ну в смысле – не белым алюминием все отделано внутри, а жёлтыми вставками из латуни.

18.jpg

Смотровые площадки – это такие 4 галереи под самым куполом у колоколен. Вид – нереальный. Вся Москва на ладони. Справа – Кремль, слева высотки Нового Арбата, прямо перед тобой Стрелка с памятником Петру, а вот – вид на Поклонную гору.

19.jpg

20.jpg

21.jpg

22.jpg

Слушайте, отсюда наверное, салют нереально смотреть. Завораживает. Все как в аналогичных массовых местах для туристов – стоят специальные бинокли. Круто.

23.jpg

24.jpg

25.jpg

26.jpg

Затем экскурсовод повёл нас в Трапезные палаты. Выражаясь современным языком это такие большие банкетные залы на полторы тысячи человек. Их 5 или 6, они все разные, дивные росписи на стенах и потолках, мебель величественная. Очень благоговейно.

27.jpg

28.jpg

30.jpg

29.jpg

Объяснили, что построили их для приёмов и трапез участников Поместных и Архиерейских Соборов, но часто проводят всякие общественные мероприятия и профильные выставки. Корпоратив справить вряд ли удастся, но что-то строгое и важное – бывает часто.

34.jpg

33.jpg

32.jpg

31.jpg

Побывал я в недавно открывшемся Патриаршем музее церковного искусства. Тут – памятники церковного искусства аж с 15-го века, переданные в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви – Патриарху Кириллу. Сразу вспомнился аналогичный музей подарков Ким Ир Сену, что я видел в Корее.

35.jpg

36.jpg

37.jpg

38.jpg

Реально – очень любопытно. Если бы не музей, так бы и хранили такую красотень вдали от праздных глаз. Например, изумительный триптих великого русского художника Виктора Васнецова: “Богоматерь с младенцем”, “Вседержитель” и “Святая равноапостольная великая княгиня Ольга”

39.jpg

40.jpg

А потом показали шикарнейший Зал Церковных Соборов.

41.jpg

Удобные кресла, свет-звук – не хуже, чем в Madison Square Garden, богатая сцена.

42.jpg

43.jpg

44.jpg

45.jpg

Тут помимо чисто религиозных собраний проводят всякие торжественные заседания, вручают награды.

46.jpg
Фото из Facebook Храма Христа Спасителя©

Разумеется, концерты. Киркорова и Нюшу, конечно, тут не увидеть, но церковные хоры, классическая музыка, фольклор – дело привычное.

47.jpg
Фото из Facebook Храма Христа Спасителя©

Если мне память не изменяет, у других конфессий, скажем, в московском костёле тоже – и классика и орган и симфоническая музыка в афише имеется. Потому, как я уже сказал, тот же Храм Христа Спасителя – это не церковь, а целый духовно-административно-развлекательный комплекс.

48.jpg

49.jpg

От алтаря со святыми мощами до детских новогодних праздников в концертном зале. Жаль дочка маленькая еще – непременно сводил бы на ёлку в ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ.

50.jpg

Так что, ищите свою дорогу к Храму. Bon Voyage!

Добавить комментарий