Как найти свою психотравму

Как самостоятельно искать и находить прошлый опыт (в т.ч. корневой, источник), который нуждается в проработке.

В этой статье будут даны несколько вариантов поиска и нахождения опытов (травматических, неоптимальных, оказавших какое-либо влияние на жизнь индивидуума в здесь и сейчас) для последующей их терапевтической проработки и исцеления.

Вариант 1.
НАХОДИТЬ ОПЫТ МЕНТАЛЬНО, ПРОСТЫМ ВСПОМИНАНИЕМ

А.
Если безотносительно к какому-то определённому контексту, то отвечая на примерно такие вопросы:

– Было ли в моей жизни какое-то (значимое) травматическое событие?
– Было ли в моей жизни какое-то (значимое) трагическое событие?
– Было ли в моей жизни событие, которое вызвало у меня (сильный) шок?
– Было ли в моей жизни событие, которое вызвало у меня (сильный) испуг?
– Было ли в моей жизни событие, о котором я сожалею?
– Было ли в моей жизни событие, о котором я раскаиваюсь?
– Было ли в моей жизни событие, которое я сохраняю в тайне?
– Было ли что-то очень необычное в моей жизни?
– Было ли в моей жизни событие, которое влияет на меня неоптимально до сих пор?
– ….
– ….
– Было ли в жизни моих родителей событие, которое влияет на меня неоптимально до сих пор?
– Было ли в жизни моих более дальних предков событие, которое влияет на меня неоптимально до сих пор?
– …
– …

Б.
Если относительно к какому-то определённому контексту, то отвечая на примерно такие вопросы:

– Какое событие прошлого показывает, что “это”(такая проблема и т.п.) у меня имеется?
– Какое событие прошлого показывает, что я “такой” человек?
– Откуда я знаю, что “это”(такая проблема, такая неоптимальность и т.п.) у меня есть?
– На что “это”(эта проблема, эта неоптимальность и т.п.) похоже из моего предыдущего жизненного опыта?
– Где, когда, с кем я мог(-ла) проживать и испытывать “то же самое”?
– Где, когда, с кем я мог(-ла) проживать и испытывать “похожее”?
– Какой опыт прошлого был у меня похожий?
– Где, когда, с кем я мог(-ла) проживать и испытывать те же самые Картинку, Телесное Ощущение, Эмоцию, Мысль?
– Где, когда, с кем я мог(-ла) проживать и испытывать то же самое чувство?
– …
– …

Вариант 2.
МОДЕЛИРУЯ ОПЫТ

А.
1) Если бы я помнил(-ла) “этот” опыт (который неоптимальный, проблемный, негативно влияет на меня и мою жизнь в здесь и сейчас, и т.п.), то что бы это могло быть?

2) Притворись, что ты помнишь “этот” опыт.

3) Придумай событие, которое могло бы происходить в период, который наиболее подходит “такому” событию и с людьми, которые тебя в этот период окуружали.

Б.
Составить модель опыта, отвечая на вопросы.
Этот опыт:
– Мой или чужой?
– Я он, она или оно?
– Я уже родился(-лась) или ещё нет?
– Какой у меня может быть здесь возраст?
– Это лето, осень, зима, весна?
– Это в помещении, на улице, в транспорте, или … ?
– Это утро, день, вечер, ночь?
– Светло или темно?
– Я бодрствую или сплю?
– Я лежу, сижу, стою, иду, бегу, еду, лечу?
– На мне что-нибудь одето?
– Что на мне может быть одето?
– Есть ли тут какие-то звуки?
– Вижу ли я что-нибудь рядом с собой или вокруг себя?
– Есть ли тут кто-то кроме меня?
– Есть ли тут что-то кроме меня?
– Что происходит?
– Есть тут у меня какие-то чувства?
– Есть тут у меня какие-то телесные ощущения?
– …
– …
и т.д.

Вариант 3.
НАХОДИТЬ БОЛЕЕ РАННИЕ СОБЫТИЯ И КОРНЕВОЙ ОПЫТ ЧЕРЕЗ ТЕЛЕСНОЕ ЧУВСТВО

1. Выделите вашу “проблему” как телесное чувство (что есть в теле, когда есть такая проблема).

2. Удерживая внимание на этом телесном чувстве попросите своё бессознательное повести вас назад к любому раннему воспоминанию, где то же самое чувство было присутствующим. Возьмите воспоминание, которое появляется, даже если это не то, что вы ожидаете. Зафиксируйте это воспоминание, записав его.

Если воспоминание не ясно, или если кажется, что ваше подсознание не дает вам воспоминание, то повторить то, что описано в предыдущем абзаце. Продолжайте повторять это, пока вы не получите воспоминание.

Сначала воспоминание может быть незначительным. Вы можете получить только проблеск чего-то. Если это так, то зафиксируйте это “что-то”, записав это. Затем повторите приведенные выше инструкции. Продолжайте записывать то, что вы получаете, и повторяя запрос к вашему бессознательному дать вам воспоминание, пока оно не станет понятным.

3. Повторите предыдущий шаг, прося своё бессознательное (а можно обращаться и непосредственно к телесному чувству) привести вас назад в любое более раннее воспоминание, где это телесное чувство есть.
Запишите что проявится.

4. Повторите этот шаг еще раз, прося привести вас к чему-то в ещё более раннее время.
Запишите что проявится.

5. Повторите этот шаг в третий раз, прося ваше подсознание (или телесное чувство) взять вас назад к очень раннему времени, где то же самое чувство было присутствующим.
 Запишите что проявится.

6. Повторите этот шаг четвертый раз, прося своё подсознание (или телесное чувство) взять вас назад к самому раннему моменту времени, когда оно присутствовало, и чтобы это воспоминание было переносимым для вас и для вашего высшего блага на данный момент времени.
Запишите что появляется.

Нет ли какого-нибудь события с этим же чувством еще раньше, чем это?

Вариант 4.
ЧЕРЕЗ МЕТАФОРУ И СИМВОЛЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Выявив метафору или символ проблемы, симптома и т.п., с помощью

Чистых вопросов двигающих время (последовательности) и вопросов принадлежности

проясняем: откуда это, чьё это, как появилось, при каких условиях появилось, в каком времени появилось, и т.п..

Вариант 5.
ИСПОЛЬЗУЯ ЛИНИЮ ВРЕМЕНИ И ВОЗРАСТНУЮ РЕГРЕССИЮ

А.
Физически.

В физическом пространстве (в помещении, дома, на улице, на природе, …) верёвкой, ниткой или просто ментально раскладывается линия времени из прошлого в будущее. На этой линии (или без физической линии) маркируем (листами бумаги, записками, какими-то предметами или ментально) временные отметки, по которым будет легче ориентироваться. Например, маркируем точки: “…” —> “….” —> “Рождение отца” —> “Рождение матери” —> “9 мес. до зачатия” —> “Зачатие” —> “Рождение” —> “1 год жизни” —>  “Совершеннолетие” —> Значимые события взрослой жизни  —>

Вот так, например:
линия времени linija vremeni 1 1

Или вот так, например:
линия времени linija vremeni 2 2

Взяв и удерживая какую-то проблему, или симптом, или чувство, или телесное ощущение, или эмоцию, или мысль, или убеждение, или ограничивающее решение, или метафору, или символ, или т.п., связанные с прорабатываемой проблемой, продвигаемся по этой линии времени с точки “здесь и сейчас” назад в прошлое, и …
…Тут есть несколько вариантов работы. Обозначу лишь пару.
1) Двигаемся спиной назад по линии времени и воспринимаем, когда эта проблема, или симптом, или чувство, или телесное ощущение, или эмоция, или мысль, или убеждение, или ограничивающее решение, или метафора, или символ, или т.п., связанные с прорабатываемой проблемой, пропадают. Смотрим на линии времени, на какой период времени приходится эта точка – точка отсутствия прорабатываемого материала. Смещаясь вперёд-назад находим точку, где материал появляется, и тогда, вспоминанием или моделированием, восстанавливаем основное событие.

Замечание. Как правило, эмоции, чувста, ощущения и т.п. в точке «до события» должны значительно отличаются о тех, что были испытаны в момент события или в ближайшее время после него. Однако, практически, если проблема (материал) в здесь и сейчас достаточно сильная, то она, зачастую, не пропадает явно, но есть интуитивные намёки, что, скорее всего, в этой точке времени этой проблемы ещё не было.

Не забудьте вернуться в точку “здесь и сейчас”, и если линия времени больше не нужна, убрать её.

2) В этом способе поступаем наоборот к способу №1. Здесь не двигаемся назад в прошлое, а двигаемся из прошлого вперёд в будущее.
Нужно найти на линии времени место в прошлом (это место может быть даже в очень-очень далёком прошлом), где ЕЩЁ нет прорабатываемой проблемы (или симптома, или чувства, или телесного ощущения, или эмоции, или мысли, или убеждения, или ограничивающего решения, или метафоры, или символа, или т.п., связанного с прорабатываемой проблемой). И потом постепенно двигаясь по линии времени вперёд в будущее пытаемся заметить то место, где прорабатываемый материал появляется. Смотрим на линии времени, на какой период времени приходится эта точка. Воспоминанием или моделированием восстанавливаем основное событие.

Не забудьте вернуться в точку “здесь и сейчас”, и если линия времени больше не нужна, убрать её.

Б.
Воображением.

1) Линия времени.
Смоделируйте для себя линию времени так, как удобно этот способ воспринимать именно вам. Это может быть и тропинка, и дорога, и луч, и т.п.
Выявите то, каким образом вы (ваше бессознательное) организуете своё время: обратите внимание на направление (из прошлого в будущее) своей линии времени (это справа налево или спереди назад  или сверху вниз  или в каком-то ином  направлении относительно вашего тела?).

Вариант 1.

В воображении проходим тот же по смыслу процесс, что описан в А. Но тут можно помочь себе тем, что по мере продвижения по линии времени назад, вы можете воспринимать себя моложе, меньше в размерах и т.п.

Вариант 2.

Воспарите над своей линией времени и с высоты посмотрите, где на ней есть место, которое относится к прорабатываемой проблеме. Если не видно, то попробуйте воспарить выше. Если ваше бессознательное показало вам такое место, то определите, какому временному периоду соответствует это место. Если необходимо, то попробуйте поменять ракурс – своё расположение – сместившись чуть в сторону от найденного места, перед ним, или после него и посмотрите (если это приемлемо для вас) что там происходит, что это за опыт.

Это самое первое событие? Нет ли какого-нибудь подобного события еще раньше, чем это?

После выявления не забудьте вернуться в точку “здесь и сейчас”, и если линия времени больше не нужна, убрать её приемлемым для вас способом.

2) Откидной календарь.
Воображая откидной календарь и перелистывание его страниц, делаем практически то же самое, что и с линией времени.

Вариант 6.
СОСТАВЛЯЯ ХРОНОЛОГИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОДОВОГО ДРЕВА, а потом прорабатывая её.

Вот как на таблице ниже. Но лучше тетрадь отдельную для этого сделать, по моему мнению. Вспоминаем, записываем, а потом, когда есть возможность и если это ещё актуально, прорабатываем.

Таблица событий личностной истории

Вариант 7.
ОБРАЩАЯСЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО К СВОЕМУ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ С МЕНТАЛЬНЫМ ЗАПРОСОМ воспринимаете то, что вам становится доступно в ответ.

Спросите у самого себя – у своего бессознательного:
1. “Будет ли приемлемо для меня найти корень “этой проблемы” сегодня и исцелить это?”
Если да, то:
2.”Какова глубинная причина данной проблемы?”. “Есть ли какое-то первое событие, исцелив которое, проблема исчезнет?”. “Каково то первое событие, исцелив которое, проблема исчезнет? Это произошло до моего рождения, в момент моего рождения, или после моего рождения? Это моё событие или чужое? Это было в моей прошлой жизни или перешло ко мне генеалогически?”  В ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ: “Сколько жизней назад?” ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИ:  “Сколько поколений назад?” И т.д.
Тут могут подойти

Чистые вопросы Символического Моделирования

.

<<<

Замечание.
Всё это выполняется, конечно, не на бегу. Перед выполнением этих техник есть смысл настроиться всерьёз, успокоиться, не спешить, чуть-чуть войти в активное трансовое состояние. При выполнении этих техник будьте к себе бережны и поблажливы.

Заключение.
Конечно, когда читаешь это всё,  то звучит всё складно, логично, просто и кажется легко выполнимым. Когда же дело доходит до реального выполнения проработок, то всё оказывается не так уж и просто. Ну да. Но что поделаешь, нужно тренироваться.

Удачи в проработках!

Что такое психологическая травма ?

Википедия дает следующее определение:

Психологическая травма (психическая травма или психотравма) — вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или стрессовых воздействий других людей на его психику.

Какие бывают травмы ?

Самые разные. Для каждого из нас степень травматичности события своя. Наиболее подвержены травматизации дети. Получит или нет ребенок детскую психологическую травму зависит во многом от индивидуальной чувствительности, активности ребенка, а также от наличия или отсутствия родительской поддержки и заботы при столкновении ребенка с травмой.

  • Так, травма насилия у ребенка может возникнуть как при регулярном применении родителями физических наказаний, так и при насильственном кормлении.
  • Возникновение травмы, связанной с сексуальным насилием, варьируется от случаев столкновения ребенка с эксгибиционизмом (демонстрация взрослым своих гениталий) до случаев непосредственного сексуального злоупотребления.
  • Дети могут получить травму угрозы жизни как при столкновении с реальной угрозой (ДТП и др), так и при медицинских вмешательствах и операциях.
  • Травма отвержения может возникнуть, как в случае, если ребенок в раннем возрасте надолго остается без родительской заботы (родители уезжают, оставляя ребенка с другими родственниками, ребенок идет в сад до 3х лет, не будучи к этому готовым и др), так и в случае отвержения детьми в детских коллективах (сад, школа).

Надо заметить, что психологическая травма не обязательно является приобретением детских лет. Взрослый человек также может получить травму в ситуации, угрожающей жизни и здоровью или при внезапных, катастрофических потерях.

Есть ли у меня психологическая травма?

Результаты исследований по распространенности переживаний психотравмы, показывают, что распространенность травматического опыта гораздо выше, чем это предполагали ранее эксперты.

Ниже приводится список психологических процессов и состояний, каждый из которых, даже проявляясь самостоятельно и в единственном числе, может являться признаком непроработанной психической травмы. Часто эти состояния проявляются в множественной форме.

  • Время от времени к вам непроизвольно приходят необычайно яркие воспоминания, длящиеся от нескольких секунд до нескольких часов, во время которых кажется, что страшный эпизод из прошлого вторгается в настоящую реальность.
  • Вы углубляетесь в воспоминания помимо своей воли и переживаете события прошлого так, будто они происходят здесь и сейчас.
  • Ваш сон нарушен, вам снятся кошмары.
  • Бывает, вы испытываете состояние, похожее на депрессию.
  • Вам сложно планировать будущее, ваше восприятие собственной жизни, своих возможностей ограничено.
  • Вы наносите себе повреждения, намеренно или случайно (часто падаете, наносите себе порезы, ударяетесь) или часто болеете.
  • У Вас есть фобии (вы боитесь замкнутых пространств, открытых пространств, насекомых, животных, авиаперелетов и проч).
  • У Вас бывают приступы паники или панические атаки.
  • Вы настороженны, постоянно живете в ожидании опасности, гипербдительны.
  • Вы раздражительны, регулярно испытываете вспышки гнева, часто обижаетесь на других людей.
  • Вы испытываете широкий спектр проблем во взаимоотношениях с другими людьми, нарушающими вашу социальную и личную жизнь.
  • Вы постоянно «наступаете на одни и те же грабли», встречаете людей или попадаете в ситуации, которые приносят больше вреда, чем пользы.
  • Вы чувствуете, что живете словно в оцепенении, позитивные эмоции приглушены, не выражены, вы не испытываете радости,удовольствия, счастья.
  • У вас есть трудности с сосредоточением внимания.
  • Вы злоупотребляете алкоголем или другими психотропными веществами.

Помощь психолога при психологической травме

Вначале психолог помогает найти ресурсы для того, чтобы справиться с трудными переживаниями. А затем идет процесс переработки травмы. Вы вспоминаете травматическое событие, но в безопасной обстановке, с использованием технологии работы с травмой. В результате болезненные воспоминания становятся переносимыми, уходят кошмары, становится проще справляться с раздражительностью и обидой, в теле появляются силы и энергия.

Это долговременная работа (от нескольких месяцев до нескольких лет), при осуществлении которой Вы можете почувствовать себя словно освобожденным, способным менять свою жизнь к лучшему, пользоваться своими внутренними знаниями и интуицией, ощущать присутствие сил, чтобы сделать свою жизнь такой как хочется или принять ситуацию, которую невозможно изменить.

Люди, прошедшие качественную работу с травмой, говорят «Вроде бы ничего не поменялось, и в то же время поменялось многое». Жизнь становится качественно иной, когда травма перестает управлять нами, а находит место покоя в нашей душе.

Будьте здоровы и счастливы!

Как только ни называли ученые психологическую травму — у Фрейда это были “неврозы военного времени”, у Блейера — “психозы от превратностей судьбы”, у Крепелина — “неврозы испуга” и т.д.  Различные названия не меняют сути. Однажды полученная психотравма может изменить всю дальнейшую жизнь и судьбу пострадавшего, стать во главе его личности и определять стиль поведения в обществе, манеру общения с окружающими людьми.

Последствиями детских психотравм становятся тяжелые неврозы, ощущение собственной ущербности и неполноценности. 


Невылеченные психотравмы у взрослых ведут к болезненным расстройствам психики, служат благоприятной почвой для развития психических заболеваний.


Психологические травмы — что значит, как проявляются

Под психологической травмой специалисты понимают специфическое поражение центральной нервной системы, которое появляется после сильного стресса. 

Впервые о психотравме заговорил Зигмунд Фрейд. В 1905 г. он ввел это понятие в медицинскую практику. 

Психотравма развивается под влиянием многих причин и факторов. Все они обусловлены волнениями и переживаниями по поводу негативных жизненных событий, горя, тяжелого заболевания, прекращения дружеских связей и т.п. 

Нередко травмирующими ситуациями могут быть факты угроз, насилия, шантажа. Любые другие обстоятельства, вызывающие у человека подавленное или даже депрессивное состояние, долговременный страх за жизнь, здоровье и собственное достоинство, также, рассматриваются как вероятная травма психики.

По мнению психологов, проявления травмы психики сходны с последствиями тяжелого стресса. Окружающие замечают, что обычно степенный и уравновешенный человек вдруг становится легко ранимым, уязвимым для малейших неприятностей.

Такая реакция нервной системы зависит от индивидуального восприятия волнующих событий, собственного отношения к ним, состояния физического и психического здоровья, эмоциональной уравновешенности. На похожие происшествия все люди реагируют совершенно различно: одну и ту же ситуацию можно воспринимать как трагическую, а можно рассматривать ее всего лишь как обычное недоразумение.

Зачастую после тяжелого стресса:

  • Человек ощущает себя беспомощным.
  • Во всем видит опасность, не может адекватно оценить происходящее вокруг.
  • Его преследует ощущение, что собственная жизнь вышла из-под контроля, а будущее кажется неопределенным и окрашенным в мрачные тона.

К психологическим переживаниям присоединяются и физические симптомы. По сути своей они психосоматические — расстройства нервной регуляции вызывают многочисленные признаки нарушений во внутренних органах и эндокринной системе.

Последствия оказываются закономерными и типичными:

  • состояние внутреннего напряжения;
  • повышенная тревожность;
  • постоянное обдумывание произошедшего события;
  • плаксивость и апатия;
  • нежелание общаться с кем-либо;
  • страх за благополучие своих близких.

Самостоятельно справиться с возникшей патологией многих систем и органов затруднительно.


Разобраться в причинах болезненного состояния могут профессионалы семейной клиники психического здоровья. Они помогают преодолеть последствия психотравм и избежать возможных осложнений.

Симптомы

Наличие любых признаков психологической травмы говорит о присутствии конфликта внутри самой личности. Чтобы разобраться в проблеме и найти эффективные способы ее устранения, человеку нужно осознать причину  нарушений, понять, что разрушительная ситуация существует внутри самого себя.

Невозможно сказать, какой тип реагирования на стресс единственно верный и правильный. Весь каскад противоречивых эмоций в ответ на травму — это индивидуальная реакция на стресс.

Психологическая травма проявляется на всех уровнях человеческой жизни. В эмоциональной сфере заметны:

  • утрата веры в справедливость;
  • отверженность, желание скрыться от окружающих;
  • раздражительность, которая переходит в злобу и агрессию;
  • труднообъяснимые перепады настроения;
  • постоянное чувство вины, тревога и страх;
  • ослабление мыслительных способностей, невнимательность и растерянность.

У людей с сильным типом темперамента симптомы психологической травмы держатся несколько дней. Сангвиники и флегматики быстрее справляются со сложной жизненной ситуацией. Меланхолики и холерики переживают полученный стресс по несколько месяцев и часто нуждаются в помощи посторонних. У них же определяются и физические признаки психотравм:

  • нарушается сон, преследуют кошмарные сновидения;
  • учащается сердцебиение, ощущаются дискомфорт и боли в груди;
  • быстро наступает усталость, человек легко утомляется даже при привычных нагрузках;
  • напрягаются и спазмируются мышцы;
  • дрожат руки, изменяется координация движений.

Причины

Психологической травмой может стать множество событий — болезнь близких, несчастный случай или физическая травма, ситуации с угрозой для жизни. Они могут касаться как самого пациента, так и его окружения.

Фактически же психологическая травма возникает в тот момент, когда человек к ней не готов. Событие становится шокирующим только при определенных условиях:

  • Ничто не предвещает негативного сценария, травмирующий эпизод — полная неожиданность.
  • Отсутствует возможность избежать именно такого развития событий. Иногда возможность есть, но человек ею не пользуется.
  • Событие сопровождается явной несправедливостью или даже жестокостью.
  • Повторяется детская психотравма. Аналогичная ситуация уже возникала много лет назад, но не прорабатывалась вместе со специалистом.

Агрессивный фактор травмирует, если действует на психику длительно. Патологические изменения психики вызывают:

  • проживание совместно с тяжело болеющим родственником;
  • повторяющиеся эпизоды насилия по отношению к кому-нибудь из членов семьи;
  • наличие алкогольной или наркотической зависимости у одного из близких.

Психотравме может предшествовать и радостное событие (к примеру, рождение желанного ребенка и связанная с ним перестройка привычного образа жизни).

По мнению психологов, наиболее частыми причинами психологических травм бывают:

  • смерть близкого родственника или друга;
  • перенесенные бытовые, спортивные повреждения, хирургические вмешательства;
  • стихийные и техногенные бедствия, автомобильные аварии;
  • вынужденное расставание на долгий срок с родным человеком;
  • неожиданное разочарование в людях, пережитое насилие или унижение.

Далеко не у всех травмирующие ситуации приводят к нарушениям нервной системы — играют роль дополнительные факторы риска. Они характерны для людей, которые постоянно находятся в состоянии стресса, уже имеют тревожные расстройства или страдают от депрессий. 

Спровоцировать травму для психики в таких случаях намного легче. Подвержены ей и люди с врожденной особенностью нервной системы — повышенной чувствительностью к агрессивным факторам внешней среды. Психотерапевты используют для таких пациентов термин “эмоциональная лабильность”.

Патогенез

Под влиянием чрезвычайного события у человека нарушается сознание, путаются мысли. Нарушенное состояние сопровождается возбуждением или ступором. Сильные душевные переживания препятствуют нормальному восприятию событий, осмыслению произошедшего. Вместо этого включаются упрощенные способы реагирования и защиты, отгораживание от внешнего мира. 

Срабатывают и древние инстинкты:

  • бегство;
  • нападение;
  • защита.

К ним присоединяются истерические припадки, снижение чувствительности, нарушение двигательных функций. Через несколько часов сознание проясняется, хотя у некоторых оно не восстанавливается за несколько дней или месяцев. Преобладают подавленное настроение, плаксивость, раздражительность.

Исследователи психики отмечают, что под влиянием внешних воздействий срабатывают внутренние способы реагирования. Они пробуждают некую самотравмирующую силу, которая превращается в систему самоуничтожения. Полностью сформированная психика переходит на более древний и примитивный уровень защиты. Его обычные проявления:

  • Рационализация мышления. Свои неверные поступки и желания человек объясняет одной и той же надуманной причиной. Например, оставшись под старость в мучительном одиночестве, он часто высказывает мнимую радость по поводу отсутствия детей — квартира маловата, средств тоже недостаточно.
  • Проекция. Окружающим людям пострадавший человек приписывает те отрицательные качества, которые мешают жить ему самому. Будучи эгоистом, не способным проявлять искренность и эмоциональную привязанность, человек  часто подчеркивает, что люди почти поголовно думают только о себе и никем больше не интересуются.
  • Отрицание. Вся та информация, которая вызывает внутренний конфликт, просто отвергается, не заслуживает доверия (с точки зрения пациента). Заядлый курильщик намеренно не прислушивается к разговорам о вреде никотина, полагает, что рассказы на эту тему сильно преувеличены и не имеют под собой никакой научной основы.
  • Замещение. Происходит подмена поставленных целей на разрушительные действия, которые привлекают внимание окружающих. Семилетний ребенок очень хочет получить внимание и заботу родителей, но те полностью заняты новым членом семьи — в доме новорожденный малыш. Старший ребенок ломает игрушки, переносит на них свою злобу по отношению к родителям.

Стадии

И причины, и проявления стрессовых травм у разных людей различаются весьма существенно. Тем не менее этапы переживания личного горя, стадии психологической травмы сходны. Они не зависят от непосредственных обстоятельств травмирующего события.

Шоковый этап или отрицание 

Человек неожиданно сталкивается с чем-то непонятным, нарушающим все привычные устои. Событие оказывается весьма болезненным, непонятным и непривычным. Возникает естественная реакция на него — замирание.

Должно пройти некоторое время, чтобы осознать происшедшее, понять, что же произошло. С новой проблемой нужно жить дальше. Человек понимает, что ситуация выходит из-под контроля, травмирует психику и вызывает злость.

Этап гнева и агрессивности

Мысли концентрируются вокруг непосредственной причины тягостного события. Мучают обида, досада за произошедшее именно с ним. Появляется негодование по отношению к виновнику горя.

Агрессивное поведение — свидетель тяжкой утраты и боли, от которой хочется все ломать и крушить. Обидно и совершенно несправедливо, что уходят родные люди, происходят трагедии. 

Возникшая злость сглаживает тяжесть потери. Противоречивые чувства бессилия, жажды мести, тоски сменяют одно другое. Острота их постепенно притупляется.

Вера в чудо и справедливость

Когда возникает острая травмирующая ситуация, человек начинает верить и надеяться на скорое избавление от проблемы. Он не знает, какие образом можно устранить боль, но ждет помощи.

Как в детстве, хочется приникнуть к родителям, помолиться высшим силам и уменьшить страдания. Обращение к близким, друзьям, духовным наставникам помогает пережить тяжелую утрату, сохранить ясный ум и найти силы жить дальше.

Этап горевания

Постепенно уходит злость, человек понимает, что отрицать ситуацию бессмысленно. Он осознает в полной мере все, что с ним случилось. Пострадавший оплакивает потерянную ценность и готовит себя к принятию мысли, что теперь будет все иначе.

В народе давно существовала традиция приглашать плакальщиц, если в доме кто-то умирал. Специально обученные люди пели прощальные песни и плакали. Этот плач был своеобразным сигналом для родных, что пора принять реальность, прощаться с умершим.

Принятие горя

Прощание с утраченной ценностью состоялось. Со временем боль стихает, человек смотрит на изменившийся мир совсем по-другому. Он пробует жить в новых условиях. Как только это удается, приходит облегчение.

Меняется и отношение окружающих. Людям нравятся успешные и жизнерадостные личности, к ним они и тянутся. Постоянные страдания близких отталкивают и не приветствуются никем. Пережившему горе человеку приходится приспосабливаться, скрывать свои истинные чувства.

Тревога за будущее, неизвестность не дают психике расслабиться, поддерживают состояние хронического страдания.

Самостоятельно справиться с нахлынувшими переживаниями бывает проблематично. Общение с близкими людьми не приносит облегчения, а все время напоминает о случившемся. Разумным решением является обращение за помощью к профессиональным психологам и психотерапевтам. Они могут непредвзято оценить состояние пострадавшего и специальными приемами научить жить по-новому.

Классификация

По длительности проявлений психотравмы бывают:

  • Шоковые. Кратковременные потрясения носят характер катастрофы. Внешне изменения психики выражаются перевозбуждением нервной системы. Сильная тревога ощущается на фоне беспомощности и душевного опустошения.
  • Острые. Полученные эмоциональные травмы угнетают, заставляют постоянно переживать по поводу утраты близких, случившегося стихийного бедствия. Какая бы ни была причина, ее следствие всегда одно — психологическое напряжение и душевная боль.
  • Хронические. Их проявления затяжные и долговременные. Травмы губительно воздействуют на психику, серьезно вредят как психическому, так и физическому здоровью. Наблюдаются при неудачном браке, проживании ребенка и воспитании в неблагополучной семье и т.д.

В зависимости от причин виды психотравм тоже существенно различаются.

Детские травмы

Наиболее тяжкие последствия таит в себе психотравма, полученная в детском возрасте. Она перестраивает сознание, выпячивает негативные черты характера. После пережитого потрясения человек всю жизнь пытается найти подтверждение своей значимости и нужности. Под влиянием именно таких переживаний совершаются неосознанные поступки. 

От окружающих травмированный человек ожидает непонимания и предательства. Недоверчивое отношение и отсутствие взаимной поддержки проявляется по отношению к родителям, близким родственникам и знакомым. Дружеские отношения не возникают, т.к. изначально наталкиваются на недоверие и отстраненность.

Утрата родных людей

В любом периоде жизни это одно из наиболее сильных потрясений. Утратить близкого можно не только после его смерти. Потеря может быть вызвана решительным разрывом отношений или следствием длительной разлуки. После свершившегося факта утраты пострадавший становится замкнутым, ему свойственно всеобщее недоверие, настороженность к новым связям. 

Катастрофические события

Речь идет о ситуациях, которые не подвластны человеческому влиянию. Они возникают неожиданно и вносят свои коррективы в стройный ход жизненных событий. Стихийные бедствия, военные действия обладают мощным травмирующим влиянием на весь организм, но, в первую очередь, разрушают психику. Сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, вызывают многочисленные страхи.

Осложнения

Травмированная психика отличается особой уязвимостью, поэтому малейший дополнительный стресс может привести к серьезным проблемам.

Глубоко в подсознании живут воспоминания о перенесенной душевной боли. Неосознанные и непроработанные психотравмы приводят к стойким нарушениям поведения и психики. Чаще всего наблюдаются:

  • Различные зависимости (наркотическая, алкогольная, азартные игры, неумеренный шопинг и др.). Человек избирает для себя такой способ отвлечься от тягостных мыслей, но только ухудшает свое психологическое состояние.
  • Суицидальные попытки. Мысли этого типа приходят и повторяются неоднократно. Периодически появляются выраженные депрессии, требующие медикаментозной коррекции.
  • Неспособность справляться с сильными эмоциональными переживаниями и конфликтами. Человека часто страшат любые “острые” ситуации, он не знает, как на них реагировать, теряется при неадекватном поведении коллег или родственников.
  • Расстройства пищевого поведения. Склонность к “заеданию” стрессов, сопутствующая избыточная масса тела — типичные спутники хронических переживаний. Встречается и противоположное состояние — нервная анорексия, патологическое исхудание.
  • Повышенная тревожность, неоднократные панические атаки, иногда — неуместное ощущение своей вины, потребность приносить извинения за малозначащие проступки.
  • Нарушения сна, ночные кошмары, необъяснимые “летучие” боли по всему телу, колебания артериального давления — далеко не полный набор психосоматической патологии и последствия психологической травмы.

Симптомы психологических травм могут присутствовать в течение нескольких месяцев. Со временем патологические проявления ослабевают или исчезают совсем, но иногда достаточно одного напоминания о прошлом, чтобы пережитые чувства обострились вновь. Срабатывает эмоциональная память. Она вынуждает человека погружаться в давно минувшие события и испытывать прежние симптомы.

Психологическая помощь специалиста нужна, если:

  • Острые психологические нарушения длительно остаются такими же интенсивными, как и вскоре после травмы.
  • Эмоциональное состояние человека отрицательно сказывается на его жизни — осложняются взаимоотношения с коллегами, членами семьи.
  • Пострадавший резко меняет стиль поведения — становится замкнутым, прекращает контакты с друзьями и родственниками.
  • Прежде жизнерадостный и веселый, он выглядит изможденным. Угнетают переживания или болезни.
  • Любыми путями человек избегает упоминания о травмирующих событиях, избавляется от вещей, которые могут напомнить о произошедшей катастрофе.
  • Для подавления негативных эмоций используются психоактивные вещества и препараты. Появляются различные виды зависимостей — алкогольная, наркотическая, никотиновая и т.д.

Иногда человек чувствует, что справиться самостоятельно с разрушительными последствиями не удается. Окружающие замечают расстройства психики, пусть даже и минимальные. Медлить нельзя — нужно обращаться за специализированной помощью.


Профессиональные психологи и психотерапевты семейной клиники психического здоровья занимаются коррекцией проявлений затяжных стрессов и психотравм.


Диагностика

Определить наличие посттравматического расстройства психики можно по типичным клиническим признакам и анализу ситуации, которая предшествовала появлению нарушений.

Дополнительно используются:

  • Личностные опросники. Методики психодиагностики разработаны в середине прошлого столетия, используются для изучения особенностей личности, наиболее ярких индивидуальных черт характера. В ходе исследования сопоставляются ответы пациента и стандартные личностные характеристики, полученные усредненно. Можно установить наличие депрессии, ипохондрии, психопатии и других особенностей внутреннего мира человека.
  • Различные способы тестирования. Цветовой тест Люшера измеряет степень устойчивости к стрессу, оценивает навыки коммуникации. Используется информация, полученная по выбору предпочтений в цветовой гамме. Тест Роршаха или метод чернильных пятен выявляет ассоциации и на их основе — глубоко спрятанные в подсознании страхи. Тест “Человек под дождем” по рисункам определяет способность адаптироваться к стрессу.
  • Специальные шкалы для измерения глубины посттравматического расстройства, например, шкала депрессии Гамильтона, шкала САРS. Учитываются частота и степень тяжести симптомов психотравмы, субъективная оценка нарушений. Полученные сведения позволяют оценить наличие психических расстройств, нуждающихся в специфической терапии. По ним можно констатировать легкие, преходящие изменения психики, с которыми пациент может справиться самостоятельно.

Сложность в диагностике психологической травмы представляет тот факт, что люди недооценивают ее значимость. Они часто вспоминают лишь случаи физических травм, пытаются объяснить ими свое измененное сознание. 


Врач-психиатр специализированной клиники ставит правильный диагноз и распознает признаки нарушенной психики, своевременно проводит психотерапию.


Лечение

Выявление, проработка и лечение психологических травм — задача психолога или психотерапевта.

Чтобы преодолеть последствия пережитого стресса, необходимо представить, как наслаивались эмоции одна на другую после травмирующего события. Теперь их нужно пережить в обратном порядке. Процесс напоминает очистку луковицы: исчезают слой за слоем, человек заново проживает и избавляется от груза отрицательных эмоций.

Вариантов лечения существует множество — на дому, амбулаторно, в стационаре и т.д. Работа с травмированной личностью проводится в несколько этапов:

  1. Стабилизация состояния. Специалист по психодиагностике и терапии личностных нарушений обучает человека навыкам самоуспокоения и саморегуляции. Психике необходимо окрепнуть перед погружением в прошлые события.
  2. Трансформация травмы. На этом этапе травма переживается заново, но уже без последствий для психического состояния. Применяются методики гипнотерапии и другие психотерапевтические техники.
  3. Избавление от симптомов психотравмы. Постепенно уходят грусть, ощущение личной вины, глубокого горя. Человек переходит на этап проживания психотравмы и принятия ее как уже свершившегося и неотвратимого факта. С ним можно жить дальше.
  4. Интеграция события в настоящую жизнь. Случившееся событие человек учится воспринимать как жизненный урок и полученный опыт, находит в нем скрытый смысл и целесообразность. Психологические и физические признаки травмы сглаживаются и постепенно уходят.

Кроме обязательной психотерапии используются и различные варианты медикаментозного лечения. Чаще других человеку требуются успокаивающие средства и антидепрессанты. Их назначает врач с учетом индивидуальных особенностей психики. 


Госпитализация нужна пациентам в случае угрозы для жизни и здоровья как самого пострадавшего человека, так и его окружающих.


Подобрать наиболее рациональные способы излечения от психологической травмы может специалист. Профессионалы семейной клиники психического здоровья владеют всеми необходимыми навыками работы с пациентами, попавшими в сложную жизненную ситуацию, консультируют и находят решение проблемы в наиболее трудных жизненных обстоятельствах.

phone

Профилактика

Пострадавшему человеку нужно дать время справиться с новыми эмоциями самостоятельно, найти положительные моменты в жизни, которые перевесят груз пережитого негатива. Нелишне заняться спортом, попытаться расширить круг знакомых и окружить себя жизнерадостными людьми.

Близким людям необходимо:

  • Проявлять сопереживание. Искренне высказанные слова поддержки помогают ощутить свою значимость, напоминают о собственной важности в жизни. Нет смысла отвергать существующую проблему, полезно дать возможность рассказать о наболевшем, поделиться своими мыслями по поводу произошедшего. Нельзя выдвигать обвинения — они ведут к стойкой депрессии и провоцируют более серьезные изменения психики.
  • Выражать терпимость. Травмирующие события воспринимаются достаточно тяжело, поэтому всегда требуется время на обдумывание и анализ негативной ситуации. Взрослый человек в состоянии справиться с сильным стрессом, но время восстановления у каждого индивидуальное. Темпы его сильно различаются в зависимости от темперамента и сложности события.
  • Проявлять побольше положительных эмоций. Поддержка окружающих очень важна для пострадавшего. Хотя и не сразу, но с течением времени человек отвлекается в кругу позитивно настроенных единомышленников, начинает радоваться мелочам. Он учится ценить даже незначительный успех и удачу, переключается на занятия любимыми делами и увлечениями.
  • Спокойно реагировать на необычное поведение. В качестве рефлекса самозащиты непосредственно после психотравмирующего события в общении могут преобладать раздражение, вспыльчивость, даже агрессия. Иногда люди становятся необщительными, слишком замкнутыми. Такие явления временные, возникают не вследствие злобного характера, а из-за стремления оградить себя от дополнительных страданий. 

Психологическая травма — сложное явление в жизни, требующее не сиюминутных решений, а грамотного профессионального подхода. Именно он может помочь преодолеть разрушительные последствия жизненных катастроф. 

Психологи и психотерапевты специализированной клиники психического здоровья справляются с возникшей психологической проблемой, помогают выйти из нее без ущерба для психического здоровья.

Литература:

  1. Власова Н.В. Психическая травма: ретроспективный обзор теоретических обоснований, феноменология и психотерапия.
  2. Решетников М.М. Психическая травма. СПб, 2006.
  3. Петрова Е. Замороженная жизнь. Заметки гештальт-терапевта о работе с последствиями психологической травмы. СПб, 2018.

Психологическая травма является специфическим повреждением нервной системы, которое возникает в результате сильного стресса. Формирование психотравмы может быть обусловлено многими причинами и факторами, сопровождаемыми стрессами и переживаниями: неприятными событиями в жизни, горем утраты близких людей, предательством друзей и близких, последствиями серьезных заболеваний и т.д.

Психологическая травма может быть связана также с насилием, подавлением воли, шантажом, угрозами, унижением человеческого достоинства и другими событиями, обстоятельствами и действиями, вынуждающими человека испытывать депрессию, подавленность и долговременный страх.

Виды психологических травм и их характеристики

Психологическая травма это в психологии давно известное и досконально изученное понятие. Существует определенная классификация, которая помогает понять, какие бывают психологические травмы:

  • острыми;
  • шоковыми;
  • хроническими.

Первые две формы характеризуются кратковременностью и спонтанностью. Признаки психологической травмы третьей, хронической формы гораздо более сложные. Хронические психологические травмы отличаются затяжным и долговременным характером. Им свойственно постоянное воздействие на психику человека, вынужденному подвергаться давлению, которое причиняет непоправимый вред его здоровью. Это может наблюдаться при неудачном браке, неблагополучной семье, постоянном шантаже и т.д.

Бессилие перед обстоятельствами и осознание своей беспомощности также могут быть причинами душевной травмы. Кроме того, психотравма может быть обусловлена ощущением постоянного страха за жизнь близких людей, невозможностью контролировать ситуацию и направить её в необходимое русло.

Психологи отмечают, что психологическое травмирование имеет сходство со стрессовыми ситуациями. При этом отмечается, что ранее уравновешенный и спокойный человек становится ранимым, нервным и уязвимым.

Во многом это зависит от личностного и личного восприятия трагических событий и стрессов. Основополагающим в данном случае является именно отношение к событию, а также физическое и эмоциональное здоровье человека.

На однотипные происшествия разные люди могут реагировать по-разному: одни воспринимают ситуацию достаточно травматично, другие не видят в ней особого трагизма и считают негативный жизненный факт лишь досадным недоразумением.

Психологическая травма: симптомы

Разные типы психотравм свидетельствуют о наличии внутриличностного конфликта. В зависимости от типа психологической проблемы подбирается соответствующая помощь, для достижения эффективности которой человеку необходимо осознать проблемную ситуацию. Данная помощь не принесет результата, если он не признает разрушительный конфликт в самом себе.

Детская психотравма: симптомы

Детская психологическая травма является наиболее распространенной и разрушительной для психики человека. Накладывая неизгладимый отпечаток на человеческое сознание, она оказывает негативное влияние на всю дальнейшую жизнь. Человек с детской психотравмой всю жизнь ищет подтверждение собственной важности и нужности, совершает бессознательные поступки и мучается неосознанными переживаниями. Он постоянно ждет предательства и непонимания со стороны близкого окружения. Чаще всего детская психотравма наносится родителями, родственниками, первым социальным окружением. Для снижения разрушительного действия травмы ребенку нужно проговаривать вслух о своих чувствах, ни в коем случае не замалчивая их.

Потеря близкого человека

Потеря близких людей является сильнейшим потрясением для каждого человека. Причем не всегда потеря означает смерть близкого, иногда это могут быть прерванные отношения или долгая разлука, в результате чего человек становится замкнутым, недоверчивым, с настороженностью относится к новым знакомствам. Последствия психотравмы, сформированной вследствие потери близких, дают о себе знать достаточно длительный период времени.

Катастрофы

В жизни каждого человека могут случиться события, которые ему неподвластны. Речь идет о стихийных бедствиях, катастрофах, обладающих мощным разрушительным воздействием на организм. Внезапные всепоглощающие переживания приводят к истощению нервной системы, появлению многочисленных страхов и сомнений. Следствием любых катастроф являются психологическая травма. Уменьшению разрушительного действия способствует эмпатийное слушание человека, пережившего катастрофу, сопереживание и помощь в решении его проблемы.

Как исправить психологическую травму

Симптомы после полученной психотравмы могут наблюдаться несколько последующих месяцев. В некоторых случаях по прошествии времени они исчезают, однако при напоминании о произошедшем высока вероятность их повторного появления, что обусловлено эмоциональной памятью, которая может заставлять человека переживать события снова.

Больным, которые не могут справиться со своими эмоциями и испытывают явные симптомы психических расстройств, необходима специальная терапия.

Лечение при психологических травмах показано в тех случаях, когда человек не может справиться с последствиями негативных обстоятельств своими силами.

В первую очередь, необходима консультация квалифицированного психолога. Кроме того, назначается прием снотворных и седативных препаратов, антидепрессантов и успокаивающих средств. Отменяют применение лекарственных средств после того, как у пациента нормализуется сон и улучшится общее эмоциональное состояние. Психологи регулярно беседуют с больными, детально разъясняют правила самопомощи.

Важно, чтобы человек научился справляться со своими эмоциями и мыслями самостоятельно, искал в жизни максимум положительных моментов, не зацикливался на негативных событиях, избегал стрессов, занимался спортом, не замыкался в себе, окружал себя позитивными людьми, планировал режим дня и уделял внимание своему питанию.

С помощью правильной тактики практически во всех случаях удается вылечить заболевание, однако в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход.

Основная задача психолога заключается в оказании помощи пострадавшему в эмоциональном и психологическом плане.

Своевременная проработка психотравмы избавит человека от лишних страданий и последствий в будущем. Лечением психотравмы занимаются профессиональные психологи и психотерапевты, однако поддержка близких людей в такие моменты является необходимой частью выздоровления и исцеления. Помощь человеку при психотравме заключается в следующих пунктах:

  • проявление сопереживания. В такие моменты человеку особенно необходимо слышать слова поддержки. Для начала следовало бы поднять тревожащую тему, обсудить, дать возможность пострадавшему высказаться. Ни в коем случае не следует отрицать существующую проблему, пытаться обвинить человека в случившемся, либо же насмехаться над ним. Проявление сочувствия и поддержки являются крайне важной частью реабилитации;
  • проявление терпения. В случаях, когда индивидуум тяжело воспринял произошедшее травматическое событие, необходимо дать ему возможность все обдумать и проанализировать. Это может занять достаточно большое количество времени, так как темпы выздоровления у каждого человека индивидуальны;
  • большое количество позитивных эмоций. Дайте возможность пострадавшему отдохнуть, заняться любимым делом, радуйте его приятными мелочами. Пускай не сразу, но со временем это определенно даст результат;
  • спокойно отнеситесь к смене поведения. Зачастую жертвы психологических травм могут поменяться в общении – стать более раздражительными, агрессивными, вспыльчивыми, либо же наоборот – молчаливыми и замкнутыми. Отнеситесь к этому с понимаем и не воспринимайте оскорбления на свой счет – вероятнее всего, человек сделал это не со зла, а вследствие рефлекторной самозащиты.

Ведущий многопрофильный центр Москвы – Юсуповская больница предлагает услуги по диагностике и лечению различных заболеваний любой степени сложности. Благодаря современным методикам и применению современных технологий, оснащению клиники новейшим медицинским оборудованием, а также мультидисциплинарному подходу достигаются высокие результаты лечения и реабилитации пациентов.

Записаться на прием к специалисту и узнать стоимость медицинских услуг можно, обратившись к врачу-координатору по телефону Юсуповской больницы или через форму обратной связи на нашем сайте.

Бывают у вас в жизни 

???? повторяющиеся негативные ситуации

???? внезапный страх или тревога, когда повода вроде нет 

???? подозрения и опасения, что вас предадут

???? страх одиночества

???? ощущение, что вы недостаточно хороши, и непонятно что вас раскроет

Знакомо?

А ведь у всех этих состояний есть последствия:

???? отношения не складываются

???? вы хватаетесь за неподходящих людей как за последний шанс

???? терпите унижения, насилие, игнор и обесценивание 

???? кормите свою неуверенность, не можете добиться целей, реализоваться.

И это не весь список, вы ведь понимаете?

Давайте разберёмся, откуда уши торчат.

Это психологическая травма и её последствия. Травмы есть у всех. Вокруг некоторых из них строится личность. Но это не значит, что с ними нельзя работать.

На своём примере из детства я покажу вам, как может появиться травма отверженного, которая в будущем портит ваши отношения с людьми.

Но об этом чуть позже. (Читайте до конца)

Травма бывает острая – это как если сломать ногу.

А дальше 2 варианта: 

1️⃣ при должном уходе нога заживает и остаётся просто шрам.

2️⃣ если забить и не личить, травма превращается в хронь типа артрита.

Хронь накладывает ограничения на образ жизни, и может выстрелить в любой момент.

С психологической травмой такая же история

Непрожитые эмоции, не принятый опыт могут неожиданно проявиться и диктовать свои условия, влиять на решения, реакции, а значит и жизнь в целом.

Хорошая новость – травмы можно исцелить. Особенно в работе с опытным психологом (например со мной????)

Одно и тоже событие может одного человека травмировать, а другого нет.

Это как с физической травмой – где один сломает ногу, у другого будет просто ушиб, а третий и не заметит. Всё зависит от изначального состояния, тренированности и здоровья организма.

Психологическая травма появляется там, где нам не хватает ресурса психики справиться и переработать ситуацию. При бережном подходе к себе, при заботе и должном восстановительном периоде – травма исцелится. 

Если вы по жизни ходите с психологической травмой, как с температурой на работу, она уйдёт в хронь и как язва будет потихоньку отравлять вам жизнь, выстреливая срывами, неврозами, истериками и страхами там, где вообще не надо.

Что делать? 

Помните, я сказала, что травма появляется там, где не хватает ресурса? 

Вот и ответ – дать себе необходимый ресурс и перепрожить ситуацию, перезаписать её в новом сильном состоянии. Травма – это всегда замирание, и вам нужно действие, чтобы разрядить застывшую в ней энергию.

Ресурсом может быть состояние, навык, качество и прочее.

Для наполнения Ресурсом и исцеления травмы я использую трансовые техники и техники НЛП. На мой взгляд они самые действенные. 

Лучше работать над исцелением травмы вместе со специалистом. 

Очень важен бережный подход, чтоб не получить ретравматизацию. 

В своей работе я всегда опираюсь на ваше состояние. Мы идём в комфортном для вас темпе. 

Позаботьтесь о себе, приходите на консультацию https://vk.me/yakushina_psy

Почему я смогу вам помочь?

Когда мне было 7 лет, родители не отпускали меня гулять одну, и своих друзей у меня было полтора землекопа. 

Приходилось дружить с детьми друзей родителей (звучит как в анекдотах????). Там было 2 девочки, одна помладше, другая постарше. Мне с ними было скучно. Каждый поход в гости был из серии “ну хоть телек посмотрю”. 

При этом я считала, что им со мной норм. Но однажды девочки собрались с духом и сказали мне, что я говно, и дружить они со мной не хотят.

Это сейчас я взрослая, осознанная и с проработанной травмой не среагирую на такой вердикт. Для меня-ребёнка это был удар. Думаю, вы меня понимаете

С родителями у меня не было тёплых отношений, в которых мне могли помочь и поддержать.

И что я сделала? 

Я начала искать опору в своей подружке (мои полтора землекопа????) Она говорила мне, что я классная, давала мне нужное признание.

Скажете, что опору надо взращивать в себе. Да, это мы сейчас все взрослые и умные, а я была ребёнком. Но беда в том, что каждый раз, когда моя подружка в будущем выбирала не меня, я теряла опору и падала в свою травму отверженной.

Выбрать не меня = сказать, сорян, я иду с мамой в магазин, а не с тобой гулять, или я еду в гости к Кате (????????????). Можете себе представить количество таких ситуаций? С возрастом выборы становились всё больнее, а я цеплялась за неё всё сильнее.

Мне нужно было всё больше подтверждений любви и моей нужности извне, а самоценность в чат так и не вошла. Травматика накапливалась. 

Опора переложенная на подружку – это лишь одна часть большой мозаики. 

???? отношения с родителями 

???? отсутствие самоценности

???? ощущение внутренней ущербности 

???? и много чего ещё – вот кирпичики из которых сложился мой первый так называемый гражданский брак со всеми прелестями абьюза, унижений, ревности, мексиканских сцен с уходами и возвращениями, проверками телефона и другими злоключениями.

Когда вы мне говорите

???? что не чувствуете себя нужными, любимыми, ценными, важными

???? что ваши потребности всем до фонаря

???? что вы так стараетесь, чтоб вас заметили и оценили, хотя бы поблагодарили, а толку ноль

???? что думаете, что вы никому не интересны

я вас понимаю, как себя, потому что сама через это прошла и справилась благодаря психотерапии. Я знаю, как вам помочь. 

Если вы хотите 

???? выбирать отношения, где вас ценят и любят

???? перестать стараться, чтоб соответствовать чужим идеалам

???? знать и чувствовать, что вы ценны сами по себе

тогда приходите на консультацию ????

Я помогу обнаружить ваши застарелые психотравмы, о которых вы вероятно даже не догадываетесь, излечить их бережно, в комфортном для вас режиме и обрести ресурсное состояние

 https://vk.me/yakushina_psy

Добавить комментарий