Загрузить PDF
Загрузить PDF
Вы устали от ощущения, что каждый день вам приходится быть одним и тем же старомодным занудой? Может быть, вас больше ничего не радует? Может быть, вам кажется, что вы сливаетесь с серой массой? Какова бы ни была причина вашего уныния, не волнуйтесь. Если вы хотите быть оригинальным и самобытным, нужно изменить свой тип мышления и стиль жизни. Хотите узнать, как это сделать? Прочитайте нашу статью.
-
1
Сосредоточьтесь на своих достижениях. Если вы хотите быть самобытным и оригинальным, скорее всего, вам немного надоело быть самим собой. Да, если это так, нужно меняться, причем сегодня же. Не нужно думать, что вы зануда, которому нужно полностью измениться – просто начните положительно мыслить. Подумайте о тех прекрасных вещах, которые делают вас особенным человеком, и только потом начните разрабатывать план действий для того, чтобы стать более оригинальным.
- Поразмышляйте о своей личности. Назовите три главные черты вашего характера. Вы смешной, саркастичный или умный? Можете ли вы стать еще лучше?
- Какова ваша внешность? Назовите три главных преимущества вашей внешности. Можно ли их усовершенствовать?
- В разные периоды вашей жизни люди делали вам комплименты по поводу определенных аспектов вашей личности. Какие аспекты они выделяли чаще других?
- Будьте честными с собой. Есть ли в вас какая-то черта, которая, на ваш взгляд, так и не получила достойного признания?
-
2
Перестаньте думать, что вы зануда. Если вы хотите стать оригинальным и самобытным человеком, вам нужно прекратить думать, что вам нужно полностью измениться из-за вашей простоты. Скажите себе, что вы прекрасный человек, но мир об этом еще не узнал. Если вы хотите что-нибудь получить в этой жизни, нужно работать над улучшением самооценки. Нужно принимать себя таким, каким вы есть; любить свою внешность и говорить себе, что у вас есть, что предложить этому миру.
- Перемены совершаются изнутри. Для начала вам нужно понять, что в душе вы оригинальный человек. Затем вы сможете делиться своей оригинальностью со всем миром. Если вы чувствуете, что впадаете в депрессию, нет смысла оригинальничать.
- Составьте список занятий, которые интересны именно вам. Пишите, пока не заполните всю страницу.
-
3
Определитесь, что бы вы хотели изменить. Да, вы поняли, что не такой вы уже и зануда, как думали раньше, и немного повысили самооценку. Но душа требует перемен. Нет проблем. Пора покопаться в себе и выяснить, что делает вас самобытным и оригинальным. Как только вы определитесь, нужно совершить поступок, отличный от всех предыдущих. Вот что можно изменить:
- Скорее всего, вы считаете, что вы выглядите так же, как и все остальные, и что у вас нет чувства стиля. Начните самостоятельно делать покупки и носить то, что нравится вам. Не обращайте внимания на то, что носят другие.
- Скорее всего, вы считаете, что сливаетесь с толпой на вечеринках или в классе. Постарайтесь поговорить с новыми людьми, выйти за пределы зоны комфорта и поднять окружающим настроение. Постарайтесь внести новые предложения вместо того, что следовать «стадному инстинкту», либо немного подурачиться (но в разумных пределах).
-
4
Дайте себе немного времени. Может быть, вы сможете определить две-три характеристики, которые выделяют вас из толпы. Прекрасно. Должно ли это произойти именно сегодня? Скорее всего, нет. Если вы примете участие в школьной постановке в новом облике, люди подумают, что вы слишком стараетесь. Лучше всего – приближаться к желаемому маленькими шажками. Вам будет легче пережить перемены, и все произойдет само собой.
- Если вы хотите изменить свой стиль, не стоит полностью менять свой облик в воскресенье перед школой. Начните потихоньку прибавлять новые детали к своему гардеробу, пока ваш внешний вид не изменится коренным образом.
- Если вы хотите стать более общительным, начните понемногу пробовать себя в групповых обсуждениях.
- Если вы хотите сформулировать интересное мнение, начните с тех тем, в которых вы разбираетесь, вместо того, чтобы вставлять противоречивые комментарии, которые вы не способны доказать.
-
5
Задавайте себе вопросы. Вам нужно выделить минутку на то, чтобы обдумать свои ценности, идеи и мнения, а также их источник. Настолько ли вы либеральны или консервативны, насколько думаете? Вы действительно считаете, что знаете, как люди должны вести себя в разговоре? Вы действительно считаете, что досконально выучили любимый предмет в школе? Вы можете перевернуть весь мир с ног на голову и начать смотреть на вещи по-новому. Вам будет легче стать оригинальным и самобытным, и смотреть на привычные вещи с другой точки зрения.
- Поговорите с людьми, которые имеют противоположную точку зрения на то, в чем вы так твердо убеждены. Уделите им время на то, чтобы послушать их мнения, а не отвергать их категорическим образом.
- Проанализируйте свою точку зрения. Вы решили так потому, что вас так воспитали, или вы услышали данное мнение от людей, с которыми вы встречаетесь? Какие утверждения являются объективными? Не так уж и много, правда?
- Если у вас по какому-то поводу формируется по-настоящему твердое убеждение, запишите, что вы хотите сказать своему конкуренту и почему. Вы сможете проанализировать свои идеи с другой позиции
Реклама
-
1
Внесите изменения в привычный жизненный уклад. Вы не чувствуете разнообразия, потому что вы делаете одно и то же каждый день. Пришло время смешать все карты. Начните с малого. Скушайте другое блюдо на завтрак. Пойдите спать на час позже. Когда вы привыкнете к небольшим переменам, перейдите к более значительным вещам. Сядьте обедать за другим столиком. Найдите новое увлечение. Проведите вечер в новой компании. Проследите, как такие перемены отражаются на вашем привычном укладе жизни.
- Несомненно, некоторые вещи менять не стоит. Но если вы каждый день делаете одно и то же, вы будете чувствовать себя старым занудой.
- Формирование новых привычек поможет вам осознать, что превращение в иного человека не так трудно, как кажется.
- Даже если вы составили новый график, не забывайте чередовать новое и старое.
-
2
Выйдите за пределы своей зоны комфорта. Если вы хотите быть оригинальными и самобытными, нельзя делать только то, что вам удобно. Нужно попробовать совершить то, что вас пугает, непривычно, смущает или немного сбивает с толку. Это не значит, что нужно ввязываться в драку с применением оружия или делать сальто назад с небоскреба, но вам стоит попробовать то, что для вас непривычно. Можно сходить на вечеринку, где много незнакомых людей, или пойти в кино одному.
- Составьте список вещей, которые вас пугают, к примеру, туризм или танцы на публике. Спросите у себя, что именно вас так пугает в занятиях из этого списка.
- Сделайте то, что у вас плохо получается. Вам придется постараться, чтобы преуспеть, и повеселиться в процессе выполнения. Если вы знаете, что плохо поете, запишитесь на курсы вокала. Вы узнаете, что слава Уитни Хьюстон вам не светит, и успокоитесь.
- Если вы действительно чего-то боитесь, к примеру, пробежать 10 километров, потренируйтесь с другом, который является экспертом в этом деле. Если вы находитесь рядом с человеком, с которым вам комфортно, вам легче, даже если вы этого не чувствуете.
-
3
Выходите в свет. Если вы хотите быть самобытным и оригинальным, вам нужно время от времени выходить в люди. Знакомьтесь с новыми людьми. Станьте добровольцем, который первым подготовит презентацию в классе. Покажите всей школе свой талант, даже если у вас его нет. Напишите что-нибудь интересное и провокационное на Фейсбуке. Не имеет значения, что вы будете делать. Вы должны выйти из тени и чувствовать себя комфортно у всех на виду (или, по крайней мере, в небольшой компании).
- Если вы спокойно ведете себя в разговоре с людьми, постарайтесь говорить на 30% больше при следующей встрече. Не нужно доминировать в разговоре. Постарайтесь быть более коммуникабельным.
- Заговаривайте с новыми людьми. Если вы этого боитесь, начните с простого вопроса.
- Запишитесь на курсы актерского мастерства или повышения самооценки. Вы будете чувствовать себя намного увереннее перед аудиторией.
-
4
Удивляйте людей. Если вы хотите быть оригинальным, нельзя постоянно оправдывать ожидания окружающих. Если люди точно знают, что вы будете делать или говорить в данный момент, как вы сможете называть себя оригинальным? Не нужно совершать странные поступки, чтобы удивить людей, но если вы хотите выделяться из толпы, придется поработать над развитием непредсказуемости.
- Не бойтесь показаться недоумком. Станцуйте странный танец или расскажите нелепый анекдот. Люди будут недовольно отзываться на подобные выходки, поскольку они от вас такого не ожидали.
- Время от времени разыгрывайте своих друзей. Пусть им тоже будет весело.
- Когда вы сможете выходить за пределы зоны комфорта и совершать непривычные для вас поступки, люди удивятся, когда вы расскажете им о своих стремлениях.
- Погрузитесь в неожиданную авантюру. Совершите пробег выходного дня или поищите клад в своей округе. Проявите максимум спонтанности, чтобы поразить окружающих.
-
5
Поищите свой стиль. Если вы хотите выглядеть своеобразно и оригинально, начните с внешнего вида. Это совсем не значит, что вы должны носить одежду ярких неоновых цветов или покрасить волосы в розовый цвет (если, конечно, это вам не идет), чтобы вас заметили. Мы имеем в виду, что вам нужно найти стиль прически, внешнего вида и гардероба, который безошибочно вам подходит. Если вы делаете покупки в двух одинаковых магазинах и носите то же, что и пятеро близких друзей, вы совсем не оригинальны, не правда ли?
- Постарайтесь делать покупки в магазине, где вы никогда раньше не бывали. Вы удивитесь, сколько классной одежды можно там приобрести.
- Походите по комиссионным магазинам, чтобы прикупить необычные вещи к своему гардеробу.
- Бывает так, что вы заметили какую-то вещь и говорите себе «Да, она такая красивая, но я никогда не осмелюсь ее надеть». Почему нет? Отбросьте все сомненья и примерьте то, что вам понравилось.
- Выберите любимый магазин из огромного количества. Если вы покупаете вещи в Macy’s, вы рискуете, ведь все смогут скопировать ваш новый образ.
- Устали от привычной прически? Поэкспериментируйте и полностью измените свой стиль. Если не сработает, не волнуйтесь. Волосы отрастут, и вы придумаете что-нибудь другое.
-
6
Выберите абсолютно незнакомое увлечение. Если вы хотите быть оригинальными, нужно искать в себе уникальные таланты. Попробуйте заняться тем, что вас никогда не привлекало. Запишитесь на уроки сальсы или скрипки. Выучите китайский. Станьте профессиональным йогом. Поработайте волонтером в местной столовке. Не важно, чем вы будете заниматься. Самое главное – вы должны найти новое увлекательное занятие. Если у вас появится новое пристрастие, вы станете уникальным.
- Если вы не выражаете свои таланты, вы никогда не будете выделяться. Вы будете «девушкой, которая знает китайский» или «парнем, который работает парикмахером». Вы никогда не станете «личностью, которая выделяется из толпы».
- Новые увлечения приведут вас к новым знакомствам, которые помогут вам получить оригинальные взгляды на жизнь.
-
7
Заговаривайте с незнакомцами (нормальными людьми!). Оригинальность и самобытность состоит в том, чтобы приобщить к разговору всех и каждого. Заговаривайте с незнакомцами – не всегда на вашем пути встречаются люди, которые готовы поделиться с вами сладостями – и вы сможете чувствовать себя комфортно, научитесь общаться с разными людьми и стать более компанейским, веселым и оригинальным человеком.
- Начните с небольшого разговора с продавщицей в местной бакалейной лавке. На следующей неделе постарайтесь заговорить с человеком, который окажется рядом с вами на занятиях йоги. Что плохо может случиться?
- Старайтесь заговаривать с незнакомыми людьми на вечеринках. Для этого вечеринки и придуманы, не так ли? Если вы очень стеснительны, заговаривайте с новыми людьми, когда рядом находятся ваши общие друзья.
Реклама
-
1
Общайтесь с оригинальными людьми. Это не требует дополнительных усилий. Если вы хотите быть уникальным, нельзя проводить все время с людьми, которым нечего предложить, кроме своих устаревших занудных мнений. Не нужно заставлять своих лучших друзей тусоваться в странной компании. Вам необходимо найти людей с оригинальным мышлением и точкой зрения, которые могут повлиять на вашу личность. Оригинальных людей можно найти везде: дома, в школе или на работе. Постарайтесь найти людей с другими взглядами на мир.
- Когда вы познакомитесь с такими людьми, задайте им много вопросов. Нужно понять, каково их происхождение.
- Оригинальные люди – это не те, которые больше всего выделываются или выкрикивают свое мнение. Вам нужно узнать их получше.
-
2
Задавайте вопросы провокационного характера. Не нужно формировать радикальное мнение, чтобы оттолкнуть человека или выглядеть экстремистом. Нужно исследовать мир вокруг себя. Смотрите документальные фильмы, читайте различные журналы и газет и говорите с огромным количеством людей, прежде чем вы сформируете свое мнение. Затем вы сможете выражать оригинальные мысли по любому поводу и начнете делиться ими с людьми, которые интересуются вашей точной зрения.
- Не делайте поспешных выводов. Обдумайте все, прежде чем сказать. Вы должны проделать внутренний анализ.
- Если вы соглашаетесь с мнением большинства в отдельных случаях, это неплохо. Лучше иметь привычное мнение, чем радикально судить обо всем на свете.
- Научитесь вести научные дебаты с людьми. Не пытайтесь с ними спорить. Упрямство не связано с оригинальностью. На самом деле, по-настоящему интересные люди способны спокойно выслушать мнение других.
-
3
Как можно больше путешествуйте. Конечно, бюджет всегда ограничен, но если у вас есть возможность откладывать деньги, постарайтесь посетить любую точку планеты. Если вы не можете себе этого позволить, попутешествуйте в пределах области или займитесь волонтерской работой за границей. Самое важное то, что вы сможете увидеть, как живут другие люди и посмотреть мир. Кроме того, вы можете обнаружить, что где-то люди живут совсем не так, как в вашей родной стране.
- Поставьте цель посещать хотя бы одно незнакомое место раз в год, даже если вы просто посетите город в пределах области.
- Во время путешествия задавайте вопросы. Говорите с местным населением. Не нужно быть туристом; нужно получить подлинный опыт.
-
4
Нужно знать разницу между оригинальностью и странностью. Свежесть и оригинальность идей – это хорошо, а вот странность – это уже не то. Между этими двумя понятиями лежит глубокая пропасть. Некоторые люди действительно настолько оригинальны и уникальны, что они кажутся нам странными – их никто не понимает. Остальные пытаются нестандартными поступками привлечь к себе внимание. Таких людей считают пижонами. Если вы стремитесь к оригинальности, убедитесь, что вы все делаете искренно, а не для того, чтобы привлечь внимание.
- Если вы носите необычный браслет из коллекции бижутерии вашей бабушки, это оригинально. Если вы носите ярко-розовые штаны, чтобы привлечь внимание, это немного странно.
- Если во время разговора вы сообщаете собеседникам интересные факты – это оригинально. Если вы вываливаете на собеседника информацию личного или неприятного характера, он подумает, что вы свихнулись.
- Высказывание оригинальной точки зрения на уроке – это оригинально. Но если вы начинаете выдавать странные звуки во время звонка – это звучит странно.
-
5
Продолжайте процесс своего превращения. Оригинальность и самобытность идей не значит, что вам придется вести новый образ и неуклонно придерживаться его. Если вы действительно хотите быть самобытным и оригинальным, вам придется понять, что процесс познания мира бесконечен. Можно снова и снова переделывать себя. Всегда придерживайтесь своего мнения, ищите новых людей и виды деятельности и стремитесь по-другому посмотреть на мир.
- Уверенность – это ключ к счастью, но нельзя быть целиком и полностью быть довольным собой. Любите себя, и стремитесь к совершенству.
- Это не значит, что в первый день вы плюете на чужое мнение, а на следующий превращаетесь в закоренелого консерватора. Перемены в личностном развитии – процесс постепенный.
-
6
Прекратите беспокоиться о чужом мнении. Если вы рассчитываете на долгосрочную оригинальность, вы не сможете избежать завистников. Несомненно, будут люди, которые посчитают вашу оригинальность причудливой, но еще хуже, если окружающие считают вас занудой, или того хуже, совсем о вас не думают. Поработайте над своим вариантом развития событий. Не обращайте внимания на действия и мнение других людей, и очень скоро вы добьетесь своего.
- Прекрасно получать советы от друзей. Лучше не спрашивать мнения человека, который не разбирается в ваших проблемах.
- Конструктивная критика может помочь вам стать лучше. Деструктивную критику нужно отбросить в сторону.
Реклама
Советы
- Усердно учитесь и работайте. Достижения делают вас выше в глазах окружающих.
- Оставьте парней на потом. Да, вы конечно можете влюбиться до беспамятства, а затем остаться с разбитым сердцем, потому что ваш возлюбленный Боб не стоит не цента, ведь он не проявляет к вам никакого интереса.
- Заводите друзей. Не обязательно делиться всеми своими мыслями, увлечениями или представлениями о мире. Вам должно быть комфортно рядом с этим человеком.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 27 385 раз.
Была ли эта статья полезной?
В нашем мире мы можем часто видеть ситуации, когда поглощенный ситуацией человек теряет рассудок от чрезмерного проявления эмоций. Такие же ситуации мы можем заметить и за собой. Если мы внимательно проанализируем эти ситуации – их причины и следствия, то можем понять что причиной такой потери самообладания является внутренняя эмоциональная незрелость, проявляющаяся в зависимости от исхода дел. Следствием привычки терять контроль над собой является как сильное ухудшение эмоционального состояния, а за ним и здоровья, так и ухудшение положение дел. Ведь не находясь в здравом уме, многие люди, встретив череду преград, вместо того, чтобы рассудительно попытаться их решить, разрушают оставшееся или просто бросают всё, поддавшись мимолетным эмоциям. Самобытность является тем качеством, котором позволит избавиться от зависимости приводящим к этим и многим другим негативным последствиям.
Самобытность – что это такое?
Философы и логики конца XIX — начала XX века полагали, что многие слова раскрывают значения из их названий. То есть, определение или понятие можно разобрать исходя из его словесного обозначения. Для самобытности этот метод подходит достаточно хорошо, ведь это слово является соединением слов «сам» и «быт», что в совокупности обозначает такой образ действий, который зависит только от воли самого человека. Говорить о том, что внешне человек может быть полностью самобытен достаточно трудно, ведь человек зависит в своей внешней жизни от слишком многих факторов, чтобы уверенно и беспрепятственно действовать без оглядки на внешние события. Но говорить о внутренней самобытности определенно можно.
Внутренняя независимость происходит из эмоциональной зрелости, иначе говоря в убежденности и способности черпать наслаждение, источники вдохновения, причины деятельности, умиротворение, счастье и всё хорошее исключительно в самом себе. Это является признаком зрелой и опытной личности. Таким образом самобытности можно дать два определения:
- Внутренняя независимость от внешних обстоятельств
- Способность быть источником положительных явлений для самого себя
Очевидно, что такое качество приходит только на определенном уровне развития, на определенном этапе эмоционального взросления и развития личности. Нельзя просто объявить себя самобытным, потому что это попросту ни к чему не приведет. Когда ребёнок объявляет себя взрослым это, по сути, ничего не меняет. Поэтому для приобретения самобытности необходимо взрослеть внутренне.
Самобытность полезна тем, что уменьшает страдания и делает человека счастливым. Внутренне свободная личность не будет испытывать страданий от того, что ему скажут другие, как они с ним поступят или что они о нём подумают. Именно это делает свободным в отношении других людей – быть самим собой, не опираясь на мнение окружающих. Это освобождает личность в реализации своих талантов, вместо попыток следовать ожиданиям другим, в надежде обретения почёта или хорошего отношения.
Самобытность предоставляет возможность человеку действовать вне зависимости от внешних обстоятельств. На самом деле такая возможность даёт крайне большую свободу воли. Фактически, это означает что причиной действия самобытного человека становится исключительно его стремление, желание, вдохновение и так далее. Причины его действия становятся исключительно внутренними, а это означает, что внутренние причины имеют больший приоритет естественным образом, в силу наличия воли и способности черпать наслаждение в самом себе.
Это происходит по причине того, что счастье исходящее от внутренней жизни намного перевешивает наслаждение приходящее от соприкосновения чувств и объектов восприятия. Иначе говоря, человек черпает счастье непосредственно из сердца, ощущая умиротворение в своём образе жизни, в своих делах и качествах. Конечно, о таком положении дела нельзя говорить при незрелости личности, отсутствия знания о допустимой и запрещенной деятельности, а также отсутствия понимания себя и способности контролировать свои побуждения ума и желаний.
Таким образом, самобытность – это приобретенное, в следствии осознания себя и жизненного опыта, качество. Такое приобретенное качество доступно человеку на определенном уровне развития сознания. Самобытность достигается путём осознания себя, так как внутренняя природа не подвержена таким изменениям, которым подвержена внешняя. Люди, идеи и концепции могут разочаровать, надоесть или просто показаться, в конечном итоге, глупыми. Вещи могут обесцениться или потерять практическое значение. Но внутреннее осознание себя является по-настоящему ценным всегда и остаётся до конца жизни, если оно действительно достигнуто.
Иногда бывает так, что в силу своей некомпетентности и наивности человек считает себя достигшим больших высот в познании себя, но сохраняет в себе как стремление наслаждаться материальными объектами, так и продолжает проявлять множество инфантильных слабостей таких как обиды, разочарования, ненависть, недовольство, неудовлетворенность, апатию и так далее. Всё это лишь указывает на его неправоту. Познание себя может быть очень глубоким постижением и чем дальше вы в нём будете прогрессировать, тем больше плодов будете получать. А потому не стоит отказываться от попыток обрести знание о своей природе, даже когда, казалось бы, всё очевидно. Ведь чем глубже постигать эту тему, тем большую ценность можно извлечь. Ложная гордость, в таком случае, является преградой, которая не даёт прогрессировать, полагая, что всё уже пройдено.
Итак, мы определили самобытность:
Самобытность – это приобретенное качество, проявляющееся в способности сохранять внутреннюю независимость от внешних обстоятельств и быть источником деятельности, умиротворения и счастья для самого себя.
Такое качество приобретается в ходе приобретения жизненного опыта, знания, зрелости и процесса постижения своей внутренней, духовной природы. Самобытность даёт свободу и возможность быть независимым в своей деятельности и отношении к миру, а также быть счастливым проявляя свою природу и таланты в деятельности. Отсутствие самобытности вынуждает человека быть крайне зависимым от движения настроения и мнения окружающих. Это выражается в погоне за признанием, почётом и вниманием, как источника счастья и удовлетворенности. А это, приводит к необходимости действовать таким образом, который способен удовлетворить всех людей, кроме самого себя. Однако, такой образ действия не только приносит множество страданий и разочарований и сам по себе труден, но и практически невозможен, так как всем не угодишь. А вместе с тем, мнения людей постоянно меняются, как и сами люди.
Важно понимать, что самобытность проявляется не в затворничестве, избегании любых социальных контактов или крайней степени независимости, а в том, что причины для действия человек черпает изнутри. Это означает отсутствие ярко выраженного стремления к людям, как к источнику вдохновения, наслаждения или счастья. Правило самобытности это не запрет, а лишь указание на отсутствие болезненного стремления и зависимости. Взамен этого человек становится источником своих радостей и положительных впечатлений как в одиночестве, так и в общении с людьми.
Как обрести самобытность?
Обретение самобытности, как уже было сказано, это вопрос естественного процесса зрелости в эмоциональной сфере, приобретения опыта, понимания себя и приобретение знаний.
Итак, процесс приобретения самобытности включается в себя приобретение:
- зрелости
- опыта
- знаний
- понимания себя и мира
О зрелости говорят как о полном становлении, окончании взросления. Для психоэмоциональной сферы человека это означает понимание и действительная встреча с несколькими болезненным, но важными принципами нашей жизни.
Первый принцип заключается в том, что смерть не так далеко от нас и может прийти в любую секунду. Не стоит слишком легкомысленно относиться к этому, ведь великие люди погибали с той же легкостью, что и рабы. Один из самых ярких примеров – Атилла, погибший от того, что захлебнулся собственной кровью во сне. А это случилось из-за того, что в его носу лопнут сосуд. Наша смерть отделяет нас от всего того, что мы сделали и не даст возможность ни изменить что-либо, ни начать сначала. Осознание этого приводит к необходимости воспринимать жизнь как нечто ценное, а смерть – неизбежное. Memento mori. Страх и нежелание жизни вызван недостаточным ощущением близости смерти, но постоянное знание о том, что смерть неизбежна лишает нас апатии, бездействия, скуки и стремления сделать нашу жизнь сплошным карнавалом. Это серьезный вопрос, практически, самый важный – что человек успеет сделать за свою, не столь продолжительную, жизнь?
Смерти не стоит бояться, ведь она неизбежна. Подобно тому, как дерево цветет и увядает, как Солнце и Луна сменяются друг-друга, так и человеку придется сменить жизнь на смерть. Однако, для человека, как для вечной души смерть не является концом всего существования, а лишь очередным этапом, ступенью. Ступенью вверх или вниз – определяется в зависимости от того как была прожита жизнь.
Зрелость также приходит с пониманием того, что не только наша жизнь имеет конец, но и всё в этом мире. Ни отношения, ни богатства, ни слава, ни наслаждения не бывают вечными. Всему есть вполне закономерный исход, который заканчивается если не при нашей жизни, то по факту нашей смерти. А потому любая форма привязанности к людям, вещам или идеям – всего лишь ещё одна уловка материального сознания, погружающего нас в необходимость черпать наслаждение в материальных объектах, ограничивая нашу волю и свободу выбора. Ведь если наша воля зависит от других, то чем это не рабство?
Ещё одним важным пониманием является осознание того, что каждый человек представляет собой отдельную личность, у которой есть свои интересы, цели, желания, воля и отдельная жизнь. А потому никто не обязан быть на поводке у другого по факту родства или отношений. Никто не в праве ограничивать свободу воли другого. Если это имеет место быть, то более незрелым является тот, кто этот поводок держит, так как держит он его как единственное условие сохранение отношений или чего-либо ещё. Хотя по сути – это становится причиной их разрушения.
Из этого понимания естественным образом проистекает и то, что каждый человек действует в согласии со своими интересами, чертами характера, качествами, планами, мировоззрением и настроениями. Вы не можете рассчитывать на то, что кто-то будет верен вам до конца, потому что природа людей изменчива и вчерашний друг легко обернется сегодняшним врагом, а враг может стать другом. Не стоит слишком привязываться и надеется на людей, потому что такая форма зависимости лишь отдаляет вас от внутренней свободы.
Раз у каждого человека есть исключительно свои интересы, которые согласуются с другими поскольку иначе свои не реализовать, то это означает что всем людям глубоко все равно друг на друга. Дети уходят из семьи как только получают возможность жить отдельно и больше не вспоминают о родителях, возлюбленные бросают друг-друга как только наслаждение в их отношениях заканчивается, а друзья, представляющиеся самыми верными и преданными с лёгкой руки способны отвернуться в самый трудный момент. Дружные семьи превращаются во врагов, когда речь идёт об имущественных вопросах или наследстве. Вопрос только в том, что для каждого отдельного человека представляет наибольшую ценность. Всем на вас всё равно, да и вам на всех всё равно в глубине души. Люди движимы страхами и наслаждениями и если нет ни того, ни другого – то и связь между людьми не предусмотрена.
Если осознание этих вещей является причиной обретения зрелости, то жизненный опыт – это процесс понимания этих же самых принципов исходя из собственной жизни. Нельзя сказать о том, что зрелый человек неопытен, а незрелый – опытен. Зрелость и опытность – это очень близкие синонимы. Процесс приобретения опыта приходит со временем, которое человек провёл за настоящей жизнью, за той жизнью, которая возникает когда есть осознание её конечности. То есть это активная жизнь, без страха и опасений. Опыт можно получить и от других, но он не будет такой же понятный, явственный и содержательный. Наилучшим образом можно получить опыт если жить избегая заранее неправильных действий, то есть придерживаясь принципам.
Под знаниями понимается как совокупность информации, понимание которой приводит к возможности правильно взаимодействовать с миром и людьми, так и работа над собой, заключающаяся в избавлении от отрицательных качеств и приобретении положительных. Все это рано или поздно выльется в процесс самоопределения, понимания себя и мира. Процесс приобретения знаний должен считаться успешным только если присутствует увеличение и улучшение понимания, которое уменьшает страдание и увеличивает счастье. Понимание мира заключается как в изучении того, как мир устроен, так в осознании важных правил и принципов, которых следует придерживаться в отношении как к миру, в общем, так и к каждому человека, в частности.
Из совокупности этих четырех пониманий и процессов возникает возможность обрести самобытность. Для полного обретения самобытности необходимо как найти такое дело, которое способно дать удовлетворение в его процессе выполнения, так и осознать свою тождественность духовной, а не материальной природе. Это глубокие и достаточно трудные поиски, отнестись к которым следует с полной серьезностью. Поиск себя в действии и его исполнении называют предназначением. Обретя предназначение, перед человеком открывается простор в котором он самобытность и будет проявлять. Духовная осознанность даст ещё больший вкус к внутренней жизнь и устойчивость в своей возможности черпать наслаждение из самого себя.
Осознавший себя человек, выполняя свои обязанности, не стремится к какой-либо цели, но нет у него причин и не выполнять их. Он также не зависит от других живых существ.
Бхагавад-Гита. 3.18.
Осознавший себя – свободен
Самобытность – это приобретенное качество, дающее способность оставаться независимым и черпать наслаждение в самом себе. Приобретение самобытности заключается в психоэмоциональной зрелости, опыте, знании и понимании себя и мира. Самобытность проявляется в исполнении такого важного аспекта жизни как предназначение, так и в повседневной жизни, давая возможность человеку оставаться независимым и устойчивым, черпая наслаждение в самом себе. Самобытность даёт возможность быть действительно счастливым в своём труде, оставаясь преданным как своему делу, так и самому себе. Однако, как зрелость, так и самобытность достигается через трудный и суровый путь. Но самое лучшее в мире всегда достигается таким путём, ибо счастье стяжается трудом.
Самобытность – это качество личности, рассматриваемое с нескольких сторон – индивидуального проявления и культурного соответствия. На первом уровне значение слова самобытность используется для характеристики оригинального, своеобразного, уникального поведения человека, отличающего его от других и делающего не похожим на массовые образы. Самобытность в данном ключе затрагивает не только поведенческий аспект, но и внешние проявления человека в выборе мест, архитектурных решений, создания собственного внешнего образа и стиля жизни. Примеры таких личностей могут встречаться в историях мировой культуры и каждый день среди наших знакомых. Такие люди обычно четко держат направление своего движения и не поддаются критике общества, оказываются нечувствительны к внешнему навязыванию. Они носят ту одежду, которую сами считают красивой и удобной. Слушают ту музыку, которая откликается в их сердце и работают над теми проектами, в которых видят смысл.
Во втором значении самобытность отражает некое постоянство существования человека в культурной среде, отражающее его укорененность. Это может быть очень близким отражением четкого наследования традиций и выбора предков, поддержания чистоты и оригинальности собственного духовного наследия. Примерами такой культурной самобытности служат чаще всего деревни, далекие от цивилизации, ревностно хранящие свои традиции, одевающиеся в соответствии с культурными и обрядовыми законами той местности и не подвергшиеся изменениям вследствие стирания культурных границ. Сюда же относится сохранение родного языка, диалекта, устного творчества, верований, ценностей и идей народа.
Что такое самобытность
Значение слова самобытность обычно применяется для определения оригинальности человека или его творения. При этом оригинальность наполняется значительно большим смыслом, чем простая непохожесть на большинство. Самобытность в создании вещей, окружающего пространства и других продуктов проявляется не в копировании, подражании или миксовании готовых нескольких идей, а в творческом изначальном создании чего-то нового и неповторимого. Основой для создания таких новых творческих концепций или ежедневных жизненных проявлений происходит с опорой на собственные внутренние ценности и выборы или же культурно-нравственные категории соответствующей культуры.
Самобытность лишена внешних подсказок и сценариев, как жить. Невозможно сохранить свою собственную уникальную самобытность и при этом представлять среднестатистического по всем параметрам обывателя. Жизнь на автопилоте, хождение по известным улицам, исполнение заведомо успешного сценария удобны, но далеки от самобытности. Это качество личности, которое включает постоянный внутренний поиск, творение окружающего в соответствии с душевными потребностями, а не подстраивание своих желаний под существующие рамки действительности. Самобытность занимается постоянным сличением соответствия проживаемой жизни с тем, какие ценности находятся внутри у человека. Это предельная честность в контакте с миром и смелость выйти в него без маски и отстаивать свою позицию.
Следование и поддержание своей самобытной природы неизбежно приводит человека к воплощению своего предназначения, нахождению того жизненного пути и созданию такого жизненного пространства, в котором личность будет максимально реализованной. Многие выбирают другой путь, поскольку цена провала при стремлении к своим настоящим целям воспринимается крайне тяжело. Любые неудачи в достижении фальшивых желаний не так сильно травмируют эго, точно так же как и менее ранит критика, если продукт был скопирован, а не рожден в творческих муках. Но качество жизни и продукта в этих условиях принципиально различны.
Некоторые ученые противопоставляют самобытность универсальность, считая последнюю обезличенным проявлением человека, как удовлетворяющего все социальные запросы существа. Но универсальность умений, взаимодействий и прочих проявлений не отменяет человеческой оригинальности и самобытного осуществления универсальных вещей. Самобытность не ограничивает возможности и способности, а лишь придает им исключительную и узнаваемую окраску.
Самобытность как качество личности
Самобытность, проявляющаяся личностным качеством, включает в себя сочетание высокое проявление некоторых человеческих характеристик. То, что человек самобытен, проявляется в способности идти своим путем, не смотря на советы и требования окружающих, игнорируя требования моды и внешней актуальности, а беря за основу собственные внутренние убеждения. Помимо следования своему пути качество самобытности проявляется в умении быть собой, а именно в отсутствии страха отличаться от большинства. Поддержание своего уникального существования становится главной чертой самобытного человека и помогает сохранить не только эту черту, но и развить множество других.
Невозможно качество самобытности без высокого уровня самостоятельности. Эти понятия неотделимы, поскольку если только вы знаете, куда вам стоит двигаться, то вся ответственность ложится на ваши плечи. Чем больше дел делегируется, чем больше ответственности перекладывается, тем меньше в человеке самобытности. Подчинение чужим потребностям и видению реальности постепенно вытесняет уникальность личности, заменяя ее шаблонным удобным поведением.
В самобытности исключена искусственная погоня за оригинальностью и созданием образа. Подобные вещи происходят сами по себе и довольно спонтанно в процессе знакомства с различными гранями своей природы, если удалось отбросить навязанные близкими людьми концепции самовосприятия. Очистить ум от чужих оценок и встретиться с собой без ярлыков и масок – это будет первый шаг к самобытной жизни. Далее последует честная презентация окружающему миру того, что было узнано внутри собственной психики. Важным моментом является то, что сам человек должен быть представлен миру в своем истинном варианте.
Именно из такого стиля жизни рождается самобытная оригинальность, а точнее позволяет проявиться истинной и неповторимой человеческой сущности. Каждая личность уникальна, никто не является копией другого, и чем более очищенным и неприкрытым является взаимодействие человека с миром, тем более заметны эти отличия. Маски, социальные роли, выполняемые правила поведения одинаковы, обезличены и предписаны. Выходя за их пределы, проступает самобытность и честность.
Как качество личности, самобытность более развита у тех детей, которые воспитывались в обстановке принятия и любви. Обычно им многое разрешается – рисовать на обоях, пробовать на вкус песок, четыре раза поменять ВУЗ и прочее. Чувствуя возможность следовать своим выборам, и что вне зависимости от них ребенок будет принятым и любимым, закладывается основа отношений с миром, где есть место проявлению себя. Кроме того поддержка родителей и развитие ребенка вслед за его интересом, а не по выбранному жесткому пути формирует умение прислушиваться к своим потребностям и осуществлять их.
Любое проявление требует определенной платы. И если вы хотите спокойную жизнь, среднее хорошее отношение социума, то ради этого придется жертвовать своей оригинальностью. Если же вы стремитесь к самобытному проявлению, то необходимо быть готовым к тому, что многим это придется не по нраву, кто-то захочет вписать вас в общие рамки, да и помощников на непроторенном пути встречается крайне мало.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Самобытность как качество личности – способность идти своим путём, быть самим собой и, как следствие, отличаться своеобразием, самостоятельностью выражения, оригинальностью.
Однажды, великий композитор Ирвинг Берлин услышал музыку только начинающего композитора Джорджа Гершвина. На него она произвела очень сильное впечатление. Настолько сильное, что Берлин предложил Гершвину должность своего музыкального секретаря с окладом в три раза большим, чем у других. Гершвин фактически согласился. — Но не соглашайтесь на эту работу, – сказал Берлин после того, как озвучил свое предложение. — Почему? — Потому что если вы согласитесь, то станете второсортным Берлином. А если останетесь самим собой, то возможно, в один прекрасный день вы станете первоклассным Гершвином. И Гершвин отказался стать музыкальным секретарем Ирвинга Берлина. Спустя время, Джордж Гершвин стал великим американским композитором.
Он выбрал свой путь. Это главный признак самобытности личности. Философ Владимир Тарасов пишет: «Пути не пересекаются. Люди, имеющие путь, не могут помешать друг другу. Места хватит для всех. Потому что путь не сооружение и не плод фантазии. Он существует, пока существует человек. Его можно увидеть и узнать. Его можно устрашиться, можно смутиться или обрадоваться. Но для каждого он один. Не вступить на него — значит блуждать без дороги. Сначала мы выбираем путь, потом путь выбирает нас. И шагу не можем ступить в сторону. И подобно тому, как толпа интеллигентных людей способна не, спеша пройти через узкие двери, не толкая друг друга локтями, а лишь испытывая удовольствие от взаимной изысканной вежливости, так и люди, имеющие путь, не могут помешать друг другу. У того, кто имеет путь, времени всегда достаточно. Невежлив лишь раб момента, не имеющий в запасе вечности».
Самобытность – это не подражательная жизнь. Проще казаться кем-то другим, надевать бесчисленные социальные маски, но не единожды не вглядеться в себя, не осознать, кто я такой, каково моё не ложное, а настоящее эго. Проще усомниться в оригинальности и неповторимости своего внутреннего мира, чем показать миру своё истинное Я.
Когда ты остаешься самим собой, у тебя больше шансов нащупать, понять своё жизненное предназначение. Играя чужие роли, надевая чужие маски, ты рискуешь пройти мимо того, зачем послан в этот мир. Человек – уникальное живое существо. И не потому, что он разумен. Только он играет роли, живёт чужой жизнью, не желая быть самим собой, растаптывая свою самобытность. Вы когда-нибудь видели тигра, играющего роль шакала или зайца, выдающего себя за волка?
Эльчин Сафарли в книге «Мне тебя обещали» пишет: «В отношениях с людьми мы любим раздавать роли. Требовать от актёров строго следовать нашей трактовке. И сами при этом играем самозабвенно. Потом кто-то рано или поздно захочет хотя бы часок побыть собой, а не персонажем. И в этот миг всё развалится».
Как нет двух одинаковых снежинок, так нет и двух людей с одинаковым набором проявленных качеств личности. Это как в дактилоскопии: у каждого свои отпечатки пальцев, у каждого свой неповторимый набор проявленных добродетелей и пороков. Людям свойственно упрощение при оценке качественных характеристик другого человека. Стереотипное мышление выдаёт готовый вердикт: — Плохой человек или Хороший человек. На самом деле всё невероятно сложнее. Нет такого томографа, который бы мог просчитать, насколько в человеке проявлены положительные качества личности и насколько притаились пороки, и, наоборот, выявить, насколько проявлены порочные наклонности и колонизированы до поры до времени достоинства.
Иными словами, каждый человек самобытен, но в условиях жизни в социуме он или неосознанно скрывает свою самобытность, пытаясь подражать другим, либо сознательно прибегает к услугам лицемерия, коварства и лжи.
Интересные вещи происходят с самобытностью у мужчин и женщин. Мужчина ищет свою самобытность, находит (или не находит) своё жизненное предназначение и полностью реализует (или не реализует) себя в мире, проявляя свою истинную сущность. Например, по судьбе мужчине надлежало быть художником, но под влиянием родителей, конъюнктурных интересов он поступает не в художественное училище, а в финансовую академию или юридический университет. Человек, говоря прямо, предал себя, ушел от своего истинного предназначения, а, следовательно, потерял самобытность. Делая не своё дело, самобытность не проявишь. Он может быть добротным, крепким адвокатом или финансистом, но не более. Когда человек проходит мимо своего жизненного предназначения он одновременно утрачивает всяческие надежды на самобытность.
У женщин всё наоборот. Женщина имеет божественную природу. Ей без надобности что-то искать. Главное не растерять, не растратить себя, не опошлиться, не огрубеть, не овульгариться под влиянием социума.
Психолог Руслан Нарушевич утверждает: «С самого рождения у девочки, которую называют санскритским словом дева девочка, «дева» означает Бог. Санскритское слово «Дева» означает Бог. Каждая девочка божественна по природе своей изначально. Она может только утратить эту божественность, если не будет защищена, если ей не будут говорить, что она божественна. Поэтому что происходит? Девочка с самого рождения находится на уровне самом высшем – на уровне седьмом. Это то, почему вы нас так привлекаете. Потому что с нашего первого этажа вы кажетесь совершенно небесными… Женщина должна знать, что ее место на седьмом этаже. И спускаться оттуда не надо, чтоб помочь несчастному».
Самобытность не состоит в погоне за оригинальностью и колоритностью. Всё как раз наоборот. Самобытность – это поиск, нахождение самого себя и преподнесение себя миру в истинном виде. Истинный вид как раз и продемонстрирует миру своеобразие, самостоятельность выражения и оригинальность.
Однажды король пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашёл одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее.
После расспросов он получил такой ответ: — Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.
От простой трансляции знаний и жесткой тестовой соревновательности к созидающему диалогу, в котором открываются новые знания и ученик сам находит и созидает свою позицию.
Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления…
М. Хайдеггер
В этой заметке я отвечаю на вопрос: почему девизом нашего клуба (inventa-club.ru) стали слова КУЛЬТИВИРУЕМ САМОБЫТНОСТЬ? Почему оба слова важны?
В каждом сокрыт глубокий смысл, который я точно не смогу здесь исчерпать, не рискуя исчерпать ваше драгоценное внимание. Ограничусь несколькими простыми соображениями.
Начну с себя. Мой путь в детское образование начался 13 лет назад, когда жена родила сына-первенца. Года 3-4 я приглядывался к нему размышляя, как его воспитывать, ну и параллельно делал что-то посильное. Понемногу читал книги по психологии и педагогике, но, в основном, занимался своими делами, далёкими от образования. Потом родился второй ребенок, а потом в нашей семье появились ещё двое приёмных детей. С каждым ребёнком копились вопросы, как их воспитывать и образовывать.
Стал читать больше книг и даже начал по совместительству преподавать в одной частной школе английский и этику. Предмет, который по-настоящему интересовал: «Основы этики и эстетики», или, по-другому, основы человеческих ценностей. Я обнаружил, что он актуален не только для детей, но и для меня, и для других взрослых. Главные его вопросы — о добре и красоте, отношение к которым и определяет качества настоящего человека. Но вопросы эти — если говорить о них не теоретически, а практически, — оказались сильно не простыми.
Можно многое знать о добре и красоте, но при этом ничего или почти ничего не уметь воплощать в своей жизни. А можно никогда специально этим не интересоваться, но иметь в жизни больше добра и красоты, чем у интересующихся. Даже, порой, чем больше знаешь, тем больше гордишься и меньше делаешь.
Достоевский называл такую жизнь «подпольной». Она выглядит доброй и красивой напоказ, а когда никто не видит, подпольно — и не доброй, и не красивой. Так, к сожалению, функционируют все идеологии — и секулярные, и религиозные. Они умеют красиво говорить, но в своих повседневных не публичных практиках люди, их исповедующие, живут иначе.
Похожим, никогда не исполняющимся фарисейством грешит и современная система образования. Её действительные образовательные результаты подчас оказываются чуть ли не диаметрально противоположными риторике руководства. А почему? Да потому что мало заявить какие-то цели и ценности. Главное честно «додумать до конца» путь образования человека и воплощать его в ежедневном труде. Но риторика оказывается политически необходимой, а образовательные результаты — нет. И вот вам «подпольный человек» в действии.
Уверен, афоризм: «Тот, кто не знает свою историю, не имеет и будущего» правдив. Ведь сколько усилий не прилагай, всегда будешь «карликом на плечах гигантов» — всех лучших людей, бывших до тебя.
Гениально отметил Джеймс Джойс в Улиссе: «Позади нас лежит великое будущее».
Мы имеем общество, культуру и технику, науку и образование такими, какие они есть, благодаря нашим предкам-гигантам, предкам-личностям, имевшим смелость и мудрость жить самобытно. И всё хорошее, и всё плохое. Поэтому и путь становления настоящим человеком-личностью лучше всего виден внимательному глазу в истории жизни именно таких людей.
Каждый из тех, кто как-то существенно повлиял на общество — будь-то художник или полководец, учёный или святой, — так или иначе занимался культивированием самобытности.
Интерес к прошлому, а, точнее, к традициям человеческого мастерства самобытности, привёл меня к выводам, которые описываю здесь.
Начну с конца девиза, с самобытности.
Важно заметить, что самобытностью не являются:
- Асоциальность и неспособность уживаться с людьми. Хотя обратное может оказаться для самобытности даже хуже и да, подчас толика асоциальности сопровождает самобытных.
- Грубость и нетерпимость в отношениях. Скорее обратное. Кто внимателен к себе, тому проще быть внимательным к другим.
- Не желание учиться у лучших в своем деле. Посредственность и не самобытность почти синонимы. Самобытность стремится к личностному подвижничеству. Это сложный путь самосовершенствования, в котором без равнения на лучших не обойтись.
- Не желание и не умение прощать. Хочешь сам иметь шанс стать самобытным? — Допусти такой шанс для тех, кто живет и думает не так как ты.
- Приверженность / не приверженность определенной идеологии и/ или религии. Партийная принадлежность может быть результатом стадного чувства, а может быть плодом личностного развития. Сразу не разберёшься.
- Отрицание необходимости придерживаться нравственных норм. Как, собственно, и признание их необходимости. Перефразируя известного автора можно сказать: «Покажи мне самобытность свою из дел твоих (а не из слов)».
- Отсутствие эстетического вкуса и не желание его развивать. Хотя эстетика штука сложная и неоднозначная, у человека самобытного эстетический вкус скорее есть, чем нет.
- Лень, уныние. Это не самобытность, а беда. Зачем же так терять свои года.
Самобытность — это самостоятельное бытие. Его ещё можно назвать самовластным. Когда человек сам властен над собой. Властен поступать по своему свободному выбору.
«Душа самовластна…» / Федор Курицын, посольский дьяк великого князя Ивана III. Поэт, мыслитель, реформатор.
Это бытие личностное — не стадное, не усреднённо-посредственное, не навязанное кем-то. Жизнь, основанная на добровольно и самостоятельно найденых и принятых убеждениях, путях мышления и поведения. Именно такую жизнь стоит называть настоящей, а того, кто ей живёт, настоящим человеком.
Самобытность требует 2-х вещей: иметь собственные убеждения (собственную позицию) и действовать на их основании.
Казалось бы просто. Но:
- Имею ли я достаточно развитую способность самостоятельно мыслить, чтобы иметь убеждения? Или мои так называемые «собственные убеждения» — это навязанные извне массовые культурные клише?
- Смогу ли я действовать на основании убеждений, даже если они у меня есть? Достаточно ли развит для этого мой дух: воля и характер? Хватит ли мужества рисковать ради самобытности? — Смелости идти, при необходимости, против массовой культуры, против мнения окружающих. Рисковать репутацией, социальным статусом, личной зоной комфорта?
Банальный и могущественный человеческий страх может оказаться главным препятствием на пути к свободе выбора, к самостоятельному мышлению и самобытности. Препятствием для многих непреодо-лимым.
«Страх есть обморок свободы», — писал Сёрен Кьеркегор.
Как только дело доходит до дела, не страх ли становится главной причиной нашей несвободы?
Правда ещё и в том, что мы можем быть самобытными в одних сферах, и не самобытными, не имеющими своей позиции — в других. Но даже здесь мы можем проявлять самобытность, определяя сферы, где важно развивать свою позицию и компетентность, и те, где можем себе позволить плыть по течению.
Повседневная действительность показывает, как немного людей способны и иметь, и отстаивать свою позицию, чего бы это ни касалось. Начиная от бытовых вкусов и предпочтений и заканчивая семейными, деловыми, этическими и эстетическими.
Большинство из нас имеет сиюминутные взгляды и чуть более устойчивые предпочтения, которые относительно быстро меняются. Иметь же убеждения для многих даже не цель.
Как правило люди следуют за тем, как принято в обществе — за популярной культурой (pop-culture), — не рискуя вступать в табуированные непопулярностью зоны и конфликтовать.
Ситуацию многократно усугубляет зомбирующее влияние навязчивых стереотипов масс-медиа и вездесущей Сети. Независимость Сети иллюзорна. Интерфейс компьютера не менее колонизирован, чем телевидение и радио. Здесь работают все те же принципы денег и власти, что и в реальной жизни. И работают отлично. Конечно, в Сети много полезного, но нужен серьезный настрой на самобытность, чтобы использовать свои гаджеты избирательно и инструментально, а не ритуально.
И всё же, и современные масс медиа, и интернет, и массовая культура — это просто часть условий нашего существования. «For good and for bad». Будут ли они определять наше бытие зависит от нас. При развитой способности мыслить мы можем противостоять идеологиям, взглядам и предпочтениям массовой культуры (толпы) и масс-медиа, целенаправлено культивируя самобытность.
Теперь о культивации.
Этимология слова уходит в религию и имеет отношение к культу и его ритуалам.
Из развитых культов происходят национальные культуры.
В секулярный век культуры пытаются существовать независимо от культов, их породивших.
Хотя до сих пор американскую культуру справедливо считают преимущественно протестантской, арабскую — исламской, греческую и русскую — православной, итальянскую и испанскую — католической, китайскую — конфуцианской, тибетскую и монгольскую — буддийской и так далее.
И ни научно-технический прогресс, ни атеизм, ни социализм и коммунизм оказались не в состоянии полностью развести культуру и культ. Мало того, после относительно не долгого периода секуляризма — как сегодня признают и социологи, и культурологи, и религиоведы, — человечество входит в пост-секулярный период, когда интерес к культу расцветает с новой силой, хотя и не без мутаций.
Мутируют старые культы, множатся культы новые и конца этому не видно. Массовая культура также всё более активно использует и монотеистическую, и языческую, и оккультную тематику. Обратите внимание на песни-шлягеры известных музыкальных групп: само название группы «Нирвана», главный шлягер «Верующий» известной современной группы Imagine Dragons; песня «Личный Иисус» у Depeche Mode, песня Saint (Святой) — Marilyn Manson. «Что если бог был одним из нас?» Joan Osborne, «Слезы на небесах» — Eric Clapton и так далее.
При всех попытках дистанцироваться от религии выглядит так, что культура остается неистребимо религиозной, требуя культа как своей основы. И хотя культурологи поговаривают, что технократическая цивилизация является, возможно, концом культуры, конец этот пока выглядит призрачным.
Далее видим, что превращаясь из существительного в глагол «культивировать» и опять образуя существительное «культивация» это слово обретает новый смысл, которым мы и будем пользоваться ниже.
Можно истолковать культивацию как «целенаправленное воздействие на объект с целью придать ему требуемую форму и содержание».
Культивировать можно землю, воздух, недра, растения, животных, и — как показал опыт и древних религий, и современных масс-медиа, — человека.
Как? — Воздействуя на его психику, мышление, поведение. Американская социология 20-го в. произвела учение о культивации мировоззрения человека через масс-медиа. О том, что масс-медиа, при определенном целенаправленном воздействии, производят конструирование. Кого? — Да вот, самого человека.
Особенно остро исследователи настаивали, что масс-медиа культивируют гипертрофированную склонность к насилию и сексуальность.
Многие идеи о медиа культивировании человека взяты на вооружение современными СМИ и описаны в разных исследованиях, например в книге «Основы воздействия СМИ» (Д.Брайант и С.Томпсон).
Проблема медиа-зависимости в том, что человек перестаёт жить в непосредственном причастии повседневной действительности и погружается в виртуальную медиа-реальность, лишенную существенных свойств полноценной жизни.
Недавно почивший российский физик, философ и антрополог С.С. Хоружий говорит о такой реальности следующее: „Виртуальная реальность…- это недород бытия“.
Каждый человек имеет свои генетические задатки, который определяют его уникальность и стартовый жизненный потенциал. Но всё остальное определяют его социальные и личные практики. По мере возрастного развития сначала социальные, а затем индивидуально -личностные практики начинают играть всё большую роль.
Пример.
Человек может изначально иметь развитое левое полушарие мозга и врожденные аналитические способности. Но станет ли он киберпреступником, банковским аналитиком, хакером, ученым или программистом поначалу будет определять социальная среда, в которой он формируется. А чем дальше тем больше — собственное мышление.
Генетика направляет пространство выборов человека, но в этом пространстве он свободен выбирать свой путь.
Из-за вездесущести сильно сросшихся с властью сначала религий, а затем масс-медиа, целенаправленное культивирование человека властью происходило на протяжении всей истории. На то она и власть. Но какое-то количество людей культивировали себя сами.
Социум, естественно и несомненно, влияет на человека. Но лишь самобытные люди в состоянии сами влиять на социум.
Если мы не культивируем себя сами, это обязательно делает кто-то другой.
Для большинства справедливо второе. Но, когда я говорю о культивации самобытности, то речь, конечно, о первом.
Речь не о независимости от других. Но эта со-зависимость может быть осмыслена и не обладать нами полностью.
Мы можем относиться к влиянию общества инструментально и избирательно, а не ритуально. Можем не позволять массовой культуре становиться культом. История полна примеров, когда не социум влиял на человека-личность, а, напротив, он сам культивировал социум.
Культивация человека происходит сегодня в 3-х пространствах — семье, образовательном учреждении и через масс-медиа/интернет.
Развитие самобытности в учащихся, к сожалению, не является реальной целью большинства публичных школ, культивирующих удобного власти и обществу «квалифицированного потребителя» с заданными потребностями. Ученику в них не оставляют выбора, а, точнее, лишают его. То зачем и в чьих интересах это делается можно обсуждать годами и так ни к чему и не прийти. Но культивация несамостоятельности, при этом, остается всё более признаваемым фактом.
Наша цель — вернуть ребенку/человеку это право и, следуя в образовательном процессе за его уникальностью, помочь развить способности к самобытной жизни, к жизни «out of box».
Задача не из простых. Многие уже глубоко обработаны правящими стереотипами масс-медиа и массовой культуры. У некоторых наблюдается потеря «чувство взрослого», важных защитных психологических и социальных границ и норм.
Но мы верим, что задача осуществима, в том числе и благодаря доступным российским и зарубежным образовательным методологиям и когнитивным стратегиям, нацеленным на культивацию самобытности.
В этих подходах важно не передать учащемуся информацию, а научить самостоятельно находить, отбирать, осмысливать нужную информацию. Эффективно использовать её в своем развитии, личной и коллективной деятельности.
От простой трансляции знаний мы переходим к ориентации на активный диалог обучающегося, обучающего и общественной среды. К диалогу всего разновозрастного коллектива учеников между собой.
В своих клубах мы стараемся уйти от царящей почти повсеместно среди школьников и поощряемой многими родителями ориентации на жесткую конкуренцию и соперничество.
Мы видим свою цель в созидании атмосферы диалогового сотрудничества и совместной деятельности, в которой ребенок учится самостоятельно определять и формировать свою позицию в открытом не конкурирующем взаимовыгодном сотрудничестве со сверстниками и педагогами-наставниками.
Это непростой, трудоёмкий, но интересный и важный процесс как для детей, так и для родителей и педагогов.