Как найти свою шамбалу

Как найти Шамбалу

Чтобы попасть в рай, необязательно умирать. Ходят слухи, что рай на земле уже существует, и называется он не иначе, как Шамбала. Но если слухи об этом ходят без проблем, то дойти до самого этого мистического царства блаженства и мудрости под силу не каждому. Да и где искать эту самую Шамбалу, в каком направлении идти, известно не всем. Ее поисками занимались даже тайные канцелярии Гитлера, свои экспедиции на поиски тибетского мифа снаряжал и советский НКВД.

Как найти Шамбалу

Инструкция

В почитаемой среди тибетцев книге Дзиан о Шамбале говорится, как о центре материальной силы, центре насилия, управляет которым Царь Страха. Заключивший с ним союз становится властителем мира. Именно Царя Страха в свое время и искали в Тибете всевозможные институты фашистской машины Гитлера. Однако в противоположность Шамбале ставилась страна добра и вселенской мудрости Агарти, раскинувшаяся по всей планете многочисленными подземными ходами – что-то вроде глобального метрополитена. По одним данным, именно Агарти и есть то место, которое все привыкли считать Шамбалой, по другим данным, в подземельях Агарти находится дверь в саму Шамбалу. Вход в это подземное царство находится у озера Ноган-Куль, что на Западном Саяне в Тыве. Что же касается устрашающей характеристики Шамбалы, как царства тьмы, то еще лама Гарже Кмандул Ринпоче говорил, что «вид Шамбалы меняется в зависимости от кармы наблюдателя, например, одну и ту же реку боги будут воспринимать как нектар, люди – как воду, а голодные духи – как гной и кровь».

Карта Агарти

Исследователи, выделяющие так называемую «Высокую гобийскую цивилизацию», которая была сродни лемурийцам и атлантам, говорят о том, что Шамбала вполне может находиться в пещерах пустыни Гоби. Приверженкой этой версии является и Елена Блаватская (пожалуй, самый известный тибетовед и проводник Шамбалы по совместительству). По ее данным, врата в мистическое царство находятся на территории 45-50 градусов по долготе. В поддержку этой версии говорят и огромные длины пещер в Гоби и их довольно плохое исследование, что пусть и косвенно подтверждает наличие города Агарти. Если вы собрались искать Шамбалу в Гоби, предварительно пройдите курс спелеологии и выживания в пустынях.

Вход в пещеры Гоби

Тайную землю пытались искать и за полярным кругом, руководствуясь писаниями, в которых рассказывалось о сияющем Белом Острове. Им могла оказаться страна Туле, открытая греками еще до нашей эры. По их данным, Шамбалу стоит искать в шести днях морского пути (1200 км) на север от Великобритании и одного дня пути (200 км) от Ледовитого океана или между 61 и 63 градусом северной широты (рядом с Фарерской возвышенностью). В любом случае, остров этот затонувший да еще и в ледяных водах, поэтому в его поисках не обойтись без серьезной водолазной амуниции и хорошей предварительной закалки.

Белый Остров

Схожая с легендой о Белом Острове версия древних славянско-арийских вед отсылает к месту под названием «Беловодье», что также расположено на землях Севера в Поморье между Обью и рекой с «молочными» водами (отсюда и название «Беловодье»). Здесь-то и находится известный даже детям остров Буян, омываемый в прошлом волнами Восточного моря, где ныне раскинулась Восточная Сибирь. На этом острове, согласно преданию, стоит камень белый Алатырь, упавший с небес, с начертанными на нем заповедями Сварога. Что примечательно, остров Белый действительно существует на современной карте и расположен несколько выше Ямала к западу от Обской губы. Но добраться к нему не так-то просто. По мнению монгольских староверов, путь к этому острову лежит ни больше ни меньше, а прямо через Алтай. Николай Рерих так записал объяснения одного из проводников: «Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью. Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам. И дойдешь ты до гор Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье».

Видение Беловодья Николаем Рерихом

Чтобы увидеть Шамбалу недостаточно всего лишь желания. Согласно тибетскому учению Калачакра-тантры, увидеть это загадочное царство может только человек глубоко просветленный. Он может как увидеть его, так и потерять из виду с таким же успехом. В этой связи Шамбалу нередко связывают с легендой о таинственном исчезновении града Китежа под воду прямо на глазах у войска хана Батыя. Если вы придерживаетесь этой версии расположения Шамбалы, отправляйтесь к озеру Светлояр (название опять же отсылает к чему-то белому, неправда ли?) на юг Урала.

Фотография озера Светлояр

Относительно недавно открытый древнейший город Аркаим, возраст которого сравним с возрастом английского Стоунхеджа или пирамид в Египте, во многом указывает на то, что Шамбала находится именно на его территории. Дело в том, что планировка этого города очень сильно напоминает изображение Шамбалы на древних тибетских танках: кольцевая основа с двумя рядами защитных стен, астрономически выверенная архитектура. Сам Аркаим – место довольно доступное и привлекающее множество паломников. Находится он на восточных склонах Урала в месте слияния рек Утяганки и Караганки. Все, что вам нужно – это сесть в поезд, следующий до станции Бреды или Карталы, а затем взять такси и проехать до древнего города еще порядка 180 километров.

Аэрофотосъемка города Аркаим

Подавляющее большинство исследователей да и простых буддистов верит, что «рай на Земле» спрятан где-то в горах Тибета или Гималаев. Примерно на границе этих скалистых образований расположена «великая космическая» гора Кайлас, считающаяся у индусов и тибетцев центром мироздания, который соединяет подземный, земной и небесные миры. Гора имеет геометрически правильную форму, и ее трещины при определенном преломлении света образуют на склонах девять свастик. С этой версией согласился в свое время Николай Рерих. Поддерживает ее и известный российский исследователь Эрнст Мулдашев, отправившийся к Кайласу с целой экспедицией. Согласно его данным, врата Шамбалы вам стоит искать, ориентируясь на так называемый «каменный лазер», горное образование, острие которого четко указывает на одну из пещер в Кайласе. Однако помимо умения лазать по горам здесь вам пригодится недюжая сила воли и бесстрашие, потому как даже опытному Мулдашеву продвинуться далеко в пещеру так и не удалось из-за какого-то мистически навалившегося ужаса.

Тибетский монах в поисках Шамбалы

Ну и наконец, самый верный способ. Попробуйте отыскать книгу III Панчен Ламы «Путь в Шамбалу». В ней вы не найдете ни точных координат на карте, ни координат проводников. Путь в Шамбалу, по мнению Ламы, – это путь долгих и строгих медитаций, чуткого созерцания и отрешения от прагматического склада ума, путь к самосовершенствованию в лучших буддийских традициях. И без особого знака свыше с авантюризмом наперевес Панчен Лама и вовсе не советует высовываться из дома, ведь Шамбалы в физическом смысле и попросту не существует. Шамбала – это способность построить это царство с помощью собственного просветленного ума. Вот, почему Шамбалу можно увидеть и в холодных водах заполярья, и в туннелях Гималаев, и в пустынной Гоби. Заметьте, что изображают Шамбалу в форме восьмилепесткового лотоса, что совпадает с изображением чакры, расположенной на уровне сердца. “Разве может быть еще более точное указание, где искать Шамбалу?” — спросил однажды Самдонг Ринпоче.

Шамбала внутри каждого

Видео по теме

Источники:

  • Иллюстрация медитации на фоне лотоса

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Легенды о Шамбале многообразны. Она описывается как прекрасная страна мудрости, гармонии, просветления, населенная мудрецами, постигшими истину, и незримо управляющими судьбами мира. Варианты трактовки истинной сущности Шамбалы содержатся в буддистских текстах, в посланиях западных путешественников, посещавших Тибет, Бутан и Индию, в произведениях мистиков XIX и XX веков, а также основательницы теософии Елены Петровны Блаватской.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Создатели учения Агни-Йоги и Живой Этики Николай и Елена Рерих придавали концепции Шамбалы огромное значение. Шамбала, как некий мистический центр мира, таинственная и недоступная, продолжает манить к себе на протяжении тысячелетий. На ее поиски пускались и философы, ищущие истины и самосовершенствования, и ищущие приключений путешественники, которых мало интересовало особое духовное предназначение этой священной страны, и сильные мира сего, верящие, что, найдя Шамбалу, они смогут завоевать мировое господство.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Первое упоминание о Шамбале содержится в древнем тексте, носящем название «Калачакра-тантра». «Калачакра» на санскрите означает «Колеса времени». Буддистское учение Калачакры связано с соотношением человеческого мира и Вселенной. В соответствии с ним человек как микрокосм сущностно подобен макрокосму – мирозданию. Неразрывная связь двух этих систем приводит к тому, что любые изменения в человеке проецируются на трансформации во внешнем ему мире и наоборот.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Калачакра-Тантра посвящена вопросам космогенеза, астрологии, природы человеческого тела. В этом труде разъясняется особое понимание времени, в соответствии с которым тибетцы трансформировали и свой календарь. Началом времен и точкой отсчет летоисчисления стал год, когда текст Калачакры был принесен из Шамбалы. Легенда гласит, что Будда открыл учение Калачакры царю страны Шамбалы Сучандре, а уже потом Сучандра записал мудрость Будды в виде Тантры. Во дворце Сучандры была сооружена мандала Калачакры огромных размеров. Правление Сучандры сменилось периодами царствования шести Великих жрецов, а после них до завершения истории Шамбалой будут править двадцать пять царей Кальки, каждому их которых предопределено находиться на троне по сто лет.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

По другой версии той же легенды, учение Калачакры открылось некоему Цилупе, который, попав в страну Шамбалу был там посвящен в тайное знание, и изложил его по возвращении в Индию. Шамбала описывалась как последний оплот истинной Дхармы, в котором, в конце истории сконцентрируется Воинство Духа для того, чтобы противостоять варварам. Правителем Шамбалы в конце веков должен стать царь – десятое воплощение бога защитника Вишну – Калка-раджа или Калки. В буддизме Калки ассоциируется с Буддой Майтрейей. Конец истории, когда Шамбала станет местом рождения нового мессии может трактоваться как «разрушение мира» или – окончание огромного космического цикла – Кали Юги.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Не редко давались и конкретные указания по географическому местоположению Шамбалы. Калачакра-тантра помещает ее на севере реки Сита. Однако как называется сейчас эта река не совсем ясно – возможно в виду имелась река Амударья или Сырдарья. От чужестранцев и вообще всякого внешнего влияния Шамбалу ограждает горное кольцо, состоящие из восьми вершин, покрытых снегом. В центре Шамбалы находится дворец Калапа – полновластного правителя страны.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Разнообразные мифологические, фольклорные сказания о Шамбале присутствуют в культуре народов России. «Беловодье», «Царство попа Иванова», «Хождение Зосимы к Брахманам», «Сказание об Индийском царстве» пользовались в народе огромной популярностью. Во многом эти повествования связаны с легендами о походе Александра Македонского в Индию. Позднее основные действующие персонажи изменились и само повествование приобрело мистически-религиозный оттенок. Место путешествия героев этих сказаний – некая прекрасная страна, воплощавшая в себе все характеристики земного рая.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Притом считалось, что рай этот можно обрести и при жизни – конечно, необходимо было преодолеть все трудности, пересечь равнины, взобраться на горы и переплыть моря, проявить твердость и выдержку, духовно очиститься и тогда страна вечно ускользающего счастья могла принять счастливого странника. Райская страна – Беловодье – описывалась как край, где небо и земля почти не различимы и сливаются в одно, где все пронизано светом, и где текут источники вечной молодости и мудрости.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

В середине семнадцатого века несколько монарших домов Европы получили таинственное послание, автором которого был некий Иоанн, властитель дальней страны. В письмах подробно и живописно рассказывалось о необыкновенной затерянной стране, которой он правит. Европейские мистики и ученые тут же принялись за расследование происхождения этих посланий, однако страны этой на картах не нашли, что, впрочем, не помешало многим из них поверить в существование заброшенного царства благодати и счастья.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Более конкретные сведения европейцы получили о Шамбале несколькими десятилетиями позже, когда выходец из Португалии Э. Каселло побывал в Бутане и Тибете. Судьба этого монаха была полна странствий: в еще очень юном возрасте он был послан в Индию для миссионерской работы. Через двенадцать лет, захватив с собой помощника, уже зрелый и хорошо знакомый с культурой востока Каселло отправился в Бенгалию, а потом и в Бутан. В буддистском монастыре в Шегасте монахи основали христианскую миссию. На протяжении своего путешествия, миссионеры посылали в Индию подробные отчеты, в которых и упоминалась таинственная Шамбала.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Следующая волна интереса к Шамбале прокатилась по Европе в начале девятнадцатого веерка. Интерес этот был вызван трудами по языкознанию лингвиста и востоковеда из Венгрии Александра К. де Короса. Этот ученый путешествовал по Гималаям, четыре года прожил бок о бок с буддистскими монахами в Ладахе. По возвращении он принялся за составление подробного тибето-английского словаря. Де Корос оставил многочисленные записки о своем путешествии, где называет и географическое положение Шамбалы – лингвист был убежден, что располагается она в Северном Тибете.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

В начале ХХ века Гималаи исследовал Фердинанд Оссендовский, оставивший богатейшие заметки о своем путешествии в книге «И звери, и люди, и боги». Оссендовский называет таинственный «рай на земле», расположенный в Гималаях не Шамбалой, а Агарти, и выглядит она, по его мнению, не как некая страна, располагающаяся в венце гор, как подземное царство. Агарти, по Оссендовскому – это подземное святилище, некие сакральный центр, где сконцентрирована сила и могущество Владыки Мира. Владыка мира является медиатором между миром Божественного и миром людей. Духовная мощь Владыки мира безмерна – он знает о помыслах тех смертных, от которых зависит история, и если эти помыслы соответствуют тому, что должно свершаться на земле по воле Бога, Владыка мира способствует их осуществлению, если же они не соотносятся с исторической предопределенностью – то он препятствует им.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Монгольские ламы рассказали Фердинанду Оссендовскому о том, что континенты, исчезшие в Атлантическом океане, размещены под Гималаями, там теперь и живут бывшие обитатели легендарной Атлантиды. Здесь же поселились и просветленные индийские йогины – наги. Огромные подземные коридоры, тянущиеся на целые километры, которые открылись взорами немногочисленных свидетелей, тянулись на многие тысячи километром, и совершенно невозможно было определить, где им конец. Под Гималаями простирается целая страна, уверяли монгольские ламы.

Однако не многим позволила эта страна проникнуть в себя – для нежданных гостей вход в Шамбалу всегда закрыт. Сакральная обитель защищает свои границы многообразными способами – сверхъестественные силы охраняют ее зону от путников, которые вынуждены обходить ее из-за опасностей обвалов, или действия неких таинственных лучей, преграждающих путь. Однако это не значит, что жители Шамбалы полностью изолированы от внешнего мира – не ясно, как пробраться в Шамбалу, но по рассказам Фердинанда Оссендовского, из самой Шамбалы можно попасть куда угодно.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Известны многочисленные случаи, когда мудрецы Шамбалы обращались к правителями вполне реальных земных государств с приветствиями или предупреждениями. Мудрецы таинственной страны поздравляли советское правительство с грядущим духовным обновлением России, давали советы по изучению души, психической энергии и ее мирному использованию. В дальнейшем Махатмы стали обращаться не лидерам государств, а к Организации Объединенных Наций и Совету Безопасности. Некоторые источники рассказывают даже о таинственном появлении некоего странного никому не известного человека, якобы одного из обитателей Шамбалы, на секретном заседании Совета безопасности в 1947 году, где решились важнейшие вопросы перераспределения власти после Второй мировой войны. Человек в белом обратился к собравшимся для совещания в речью, и, несмотря на всеобщее недоумение, говорил о справедливости и ответственности собравшихся за все человечество. Исчез он таким же непостижимым образом, как и появился, появление его удивило и испугало, однако неизвестно, как конкретно оно отразилось на результатах собрания.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Елена Петровна Блаватская, утверждавшая свою принадлежность Великой Белой Ложе Гималаев, оставила множество упоминаний о Шамбале. Шамбала, о которой пишет Блаватская имеет вполне определенное физические местоположение на земле, однако достичь его может только достойнейший во всех отношениях искатель мудрости. В своей книге «Из пещер и дебрей Индостана» она рассказывает о городе солнца – Асгарте, а также о подземных пещерах, соединенных многочисленными ходами. В незапамятные времена Город Солнца находился на поверхности земли, однако сейчас спустился под землю, укрылся с глаз людских. В его подземных пещерах обитают особые существа, несколько отличающиеся от людей сверхъестественными способностями и силой духа.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Эпопея поисков Шамбалы неразрывно связана с именем Николая и Елены Рерих. Николай Рерих, русский художник, ученый и философ много путешествовал по Азии и всю жизнь свои посвятил изучению ее истории, культуры, философии и религии. Он беседовал с ламами, которые посвятили его в тайное знание и рассказали о Шамбале, скрывающейся за непреступными горными вершинами. Духовный центр мира, находящий в Шамбале, по мнению жены Николая Константиновича Рериха Елены Ивановны Рерих в будущем должен переместиться в Россию. Россия должна стать тем пространством, где духовное и материальное максимально сблизятся, и благодаря своему особому духовному пути, Россия обретет возможность стать новой Шамбалой. Махатмы, с которыми говорили Рерихи, открыли им учение Агни-Йоги, которая затрагивает многие аспекты космологии, природы человека и человечества. Среди основных тезисов Агни-Йоги – утверждение о единстве духа и материи, о вездесущности жизни и разума, иерархичности космоса и всепроникающей психической энергии.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Многие духовные традиции рассматривают Шамбалу не как мифическую страну, земной рай и обитель Духа и мудрости, но как метафору духовного просветления, особого состояния человека, когда он достигает вершин мудрости, очищается и приобщается к знанию. Шамбала понимается как некая цель самосовершенствования, как точка полной успокоенности ума. Само слово Шамбала вероятнее всего произошло от одного из имен Будды Шамба и Ла – что означает «перевал». Таким образом, Шамбала – это мистический перевал Будды – порог, когда наступает просветление.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

В эзотерических учениях Шамбала понимается как центр Вселенной в том смысле, что в ней концентрируется вся потенциальная творческая энергия мира, а значит – она является наиболее напряженной точкой на планете, в ней содержится волевой заряд, ментальная сила. Шамбала – это также и особый приемник космической энергии. Не напрасно ее называли городом Солнца: она является той точкой, в которой скапливается сила Солнца, там же она созревает, порождая творческую энергию, которая запускает в ход процесс эволюции, от которого зависит судьба жизни на планете. Из Шамбалы по всей Земле идут некие невидимые каналы, по которым и распределяется получаемая ей космическая энергия, которая является не чем иным, как любовь, ментальная мощь, и воля. На протяжении всего цикла существования планеты Земля Шамбала является единственной точкой, центром, который притягивает к себе энергии, накапливает их и выступает организующим началом в энергетическом питании всей Земли.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Француз Рене Генон, труды которого проникнуты мистицизмом, воспринимал Шамбалу как некую параллельную физическому миру реальность. Надчеловеческий мир, содержащий идеи, накопленные людьми за долгий период из истории, существует в виде особых «духовных центров». Эти центры долго время были доступными для проникновения, однако деградация рода человеческого привела к тому, что сознание людей оказалось попросту неспособным воспринимать высшие миры, где хранились тайные знания древности. Если ранее хранилище священных смыслов, земной рай, или город Бессмертия располагался на вершине горы и был открыт проникновению человека, то со временем он оказался глубоко под землей, скрылся от возможного проникновения всего чужеродного и враждебного. Тайный центр, содержащий в себе истину, является некоей особой точкой, дающей начало течению времени, развертыванию всего состояний меняющегося мира, развертыванию пространства как такового. Эту точку Генон и его ученики именовали «Пещерой Сердца».

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

Властитель Мира, тот, кто обитает в «Пещере сердца» – это высшая сущность, тот, кому удалось стать подобным Высшему Творцу вселенной – уподобиться Брахману. Тот, кто достигнет такого духовного совершенства, что забудет, что есть скорбь, узы телесности, и зло, сможет сравниться с создателем Вселенной Брахманом и обрести бессмертие. Однако, в учении Генона Шамбала понималась скорее как символический духовный центр мира, однако не как некое конкретное географическое пространство. Он считал Шамбалу высшей реальностью, которая, в отличие от земного мира иллюзии, обладает наивысшей ценностью и является горизонтом совершенствования духа.

Зачем на самом деле искали и ищут Шамбалу

В ХХ веке Шамбала пережила настоящий пик популярности – ее разыскивали и ученые, и мудрецы, и политики, вершащие судьбы мира. Доподлинно известно, что многочисленные экспедиции в Гималаи снаряжал Гитлер. В эзотерические концепции, сконструированные его идеологическими соратниками прекрасно вписывалось понятие о Шамбале, как сакральном центре, где обитают Атланты, от которых собственно и произошла арийская раса. Найти Шамбалу для Гитлера – означало получить некую мистическую власть над всем миром и получить практическое доказательство подлинности оккультной идеологии Третьего рейха.

Однако, несмотря на все усилия путешественников и мистиков, Шамбала и по сей день остается тайной за семью печатями.

  • Главная
  • Туры
  • Алтай
  • Найди свою Шамбалу

Тур находится в архиве

6 дней

Найди свою Шамбалу

Место начала / Завершения тура:
Барнаул / Барнаул

Места показа:
Россия, Алтайский край, Респ Алтай, Барнаул, Белокуриха, Солонешное, Усть-Кокса, Бирюзовая Катунь, Бийск

Допустимый возраст:
0+

Обратите внимание!

Данный тур находится в архиве. Но Вы можете выбрать актуальный тур из списка ниже.

Актуальные туры

40 тысяч шагов по следам алтайский кочевников

Почувствуй Алтай: 4 стихии за 4 дня

Алтай КОМБИ

Алтай КОМБИ

Продолжительность

12 дней

Цена за человека от

97 800 руб.

Алтай пантовый

Алтай пантовый

Продолжительность

10 дней

Цена за человека от

69 800 руб.

Если верить легенде, только путешественник, чьё сердце девственно чистое, может найти дорогу к Шамбале. Другая легенда гласит, что в этой стране собраны великие наставники человечества, несущие в мир тайны бытия, но современный человек ещё не готов правильно воспринять бесценный дар. Существует также гипотеза, что в ней собран весь генофонд Земли. А ещё говорят, что Шамбала представляет состояние полного единения человека с Создателем.

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут

Содержание

Откуда появились знания

В истории считается, что Шамбала впервые упоминается во втором столетии до нынешней эры. Это упоминание приписывается индуизму, а точнее – священному писанию «Махабхарата». Там говорится о легендарном селении Самбхала, где появилось десятое воплощение Вишну.

Позже в буддийском направлении махаяна название деревни было трансформировано непосредственно в Шамбалу, ставшую удивительной страной. Правителем ее был Сучандра. Для изучения практик он двинул на юг Индии.

К тому моменту мусульмане совершали набеги на среднеазиатские государства. Чтобы избавить свои владения от такой же участи, он сделал их невидимыми с помощью полученных умений в области магических практик.

Где находится

Не прекращаются споры о том, где же спряталось это прекрасное далёко. Вопросом этим обеспокоены многие азиатские, а теперь уже и европейские государства. Почти каждое из них дало Шамбале свое название и, несомненно, считает, что вход в нее находится непременно на собственных просторах.

Наиболее убедительные легенды называют вратами в Шамбалу три точки планеты:

  • в Тибете, у предгорий Гималаев, вблизи горы Кайлас;
  • у подножия горы Белухи на Алтае;
  • на пустынных просторах монгольской Гоби.

Нынешнего Далай-ламу неоднократно спрашивали, где же в действительности расположилась волшебная страна. На что Учитель поэтически и правдиво отвечал: она есть, но ее не прочувствуешь в физическом плане. Ее можно ощутить на тонком уровне, потому что ворота открыты далеко не каждому.

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут

Для этого необходимо быть полностью готовым, подойти с открытым сердцем, и тогда волшебство предстанет перед человеком.

Гипотезы и имена

Вокруг Шамбалы витает множество тайн и гипотез, убедиться в верности которых не удается пока никому. Даже сейчас, в эпоху современных открытий, обладая чудесами техники, которые помогают нам бороздить моря, океаны и космос, мы все еще не можем приблизиться к открытию «лакомого кусочка» планеты.

Ряд замечательных ученых, писателей и эзотериков изучали феномен невидимого государства. Среди них такие великие фамилии наших соотечественников, как Ухтомский, Гумилев, Пржевальский, Рерих. Последний потратил много времени и усилий на поиски пути и, кажется, приблизился к нему.

Он совершал самостоятельные путешествия по тибетским краям, сталкивался с трудностями, но продолжал искать. За время исследования он собрал множество легенд и преданий, а серия написанных им произведений живописи вдохновила многих на поиски.

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут

В легенде говорится, что только человеку с чистой душой может открыться Шамбала. Иной неразвенчанный миф утверждает, будто здесь живут великие умы мирового масштаба, способные раскрыть секреты онтологии, но люди пока не готовы к подобному откровению.

В трудах многих теософов рассказывается о том, что жители мистической страны — мудрецы —  способны связываться с сознанием людей в сновидениях и с помощью телепатии. Предполагают, что там бывал Иисус Христос и Пифагор.

Некоторые, убеждены, что счастливчик, нашедший священный край, сможет полностью воссоединиться с божественным. Есть мнение, что там обитают семь Великих Учителей, которые помогают нам, оказываясь рядом в трудные для планеты времена. Так может быть, это страна ангелов?..

В 1931 году оккультный отдел фашистской Германии, именуемый «Анненербе», отправил экспедицию в Тибет под предлогом изучения географии местности. Однако на самом деле подчиненные Гитлера по приказу фюрера отправились искать ту самую Шамбалу. Они верили, что здесь сконцентрированы силы, которые смогут помочь фашистскому войску победить противников и захватить власть над всей Землей.

Однако считается, что Шамбала навсегда закрыта для тех, чьи сердца наполнены ненавистью и злобой.

Достичь границ Шамбалы втайне мечтают тысячи людей. А может быть, нам стоит прислушаться к мнению мудрых учителей и философов современности, начав с поиска духовного внутри себя? Может быть, Шамбала — это внутреннее состояние, которое возможно обнаружить в собственном сердце?

Названия

Говорят, что Шамбала — это земля тысячи имен. Ее называли Запретной Землей, Землей Белых Вод, Землей Лучистых Духов, Землей Живого Огня, Землей Живых Богов и Землей Чудес. Индусы называют это Ариавартхой («Земля достойных»); китайцы знают это как Си Тиен, западный рай Си Ван Му; а русским старообрядцам он известен как Беловодье. Но по всей Азии она наиболее известна под своим санскритским именем Шамбала или Шангри-Ла.

Древние предания

Говорят, что легенда об этой земле появилась несколько тысячелетий назад, а ссылки на мифическую землю можно найти в различных древних текстах. Священные Писания Бон (национальной религии тибетцев) говорят о близкородственной земле под названием Олмо Лунгринг. В индуистских текстах, таких как Вишну-пурана, Шамбала упоминается как место рождения Калки, заключительного воплощения Вишну, который откроет новый Золотой век. Буддийский миф о ней – это адаптация раннего индуистского мифа. Однако текст, в котором Шамбала впервые подробно описывается, это Калачакра.

Она относится к сложному и продвинутому эзотерическому учению и практике тибетского буддизма. Говорят, что Будда Шакьямуни учил Калачакре по просьбе царя Сучандры из Шангри-Ла.

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут

Три значения

Как и во многих концепциях Калачакры, идея Шамбалы, как говорят, имеет внешнее, внутреннее и альтернативное значения. Под внешним значением понимается, что Шамбала существует как физическое место, хотя только люди с соответствующей кармой могут достичь ее. Внутренние и альтернативные значения относятся к более тонкому пониманию того, что она представляет собой с точки зрения собственного тела и разума (внутреннего), а также во время медитативной практики (альтернативного). Эти два типа символических объяснений обычно передаются устно от учителя к ученику.

Путешествие в три Шамбалы

Таким образом, внешняя Шамбала существует как царство во внешнем мире, внутренняя скрыта в теле и уме, а альтернативная – это мандала Калачакры со всеми ее божествами. Путешествие в земли этого царства имеет близкое отношение к продвинутой стадии завершения практики Калачакры, физические препятствия на пути представляют собой внутренние барьеры. Они образуют узлы, блокирующие правильный поток энергии через нервную систему; как таковые, они соответствуют умственным загрязнениям, таким как невежество и похоть, которые ограничивают наше сознание. Путь во внутреннюю Шамбалу – это прорабатывание чакр, пока все они не будут открыты, а внутренний разум не будет освобожден. Отправляясь в внутреннее путешествие в Шамбалу, мы стремимся вернуть себе прямое осознание ребенка со всеми его чувствами удивления и страха. Но мы не можем сделать это, отступив в прошлое и попытавшись снова стать детьми. Мы потеряли невинность, которая позволила нам испытать мир напрямую. Мы не можем просто игнорировать или отказываться от предвзятых мнений, которые теперь затеняют наше видение. Только осознавая свои иллюзии и то, как мы цепляемся за них, мы можем освободиться от их власти и пробудить свежее и непосредственное осознание окружающего нас мира.

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут
Как отметил 14-й Далай-лама во время посвящения Калачакры в Бодхгайе в 1985 году, земля Шамбалы — это не обычная страна: «Хотя те, кто имеет особую принадлежность, на самом деле в состоянии пройти туда благодаря своей кармической связи, тем не менее, это не физическое место, которое мы можем найти. Мы можем только сказать, что это чистая земля в человеческом царстве. И если человек не обладает достоинствами и кармической связью, он не может прийти туда».

Пророчество

Концепция Шамбалы играет важную роль в тибетских религиозных учениях и имеет особое значение в тибетской мифологии о будущем. Калачакра пророчествует о постепенном ухудшении жизни человечества, благодаря распространению идеологии материализма. В Шангри-Ла в это время будут править 32 царя, каждый из которых будет занимать трон 100 лет.

Люди станут одержимы войной и будут стремиться к власти ради себя, и материализм победит всю духовную жизнь. В конце концов появится тиран, который будет угнетать землю, охваченную террором. Но как только мир окажется на грани полного крушения и разрушения, поднимется туман, открывающий покрытые снегом горы Шамбалы. Затем 32-й король Шангри-Ла, Рудра Чакрин, возглавит мощную армию и выступит против тирана и его сторонников, и в последнем великом сражении они будут уничтожены, и во всем мире наступит Золотой Век.

Хотя Калачакра пророчествует о будущей войне, это противоречит обетам буддийских учений, запрещающих насилие. Все это привело к тому, что некоторые богословы интерпретировали войну символически — Калачакра не защищает насилие против людей, а, скорее, ссылается на внутреннюю борьбу человека, следующего религиозным практикам, против внутренних демонических тенденций.

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут

Шамбала — миф или реальность

Легенда о шамбале имеет свое начало в индуизме. Древний текст Махабхараты упоминает мифическую деревню Самбхалу – месторождение десятого по счету аватара бога Вишну. Буддийское учение Xв. до н.э. Калачакра-тантра преобразует деревню Самбхалу в уже волшебную страну Шамбалу с могущественным правителем Сучандрой, который отправился в Южную Индию и обучился магическим практикам. После вторжения в IX веке полчищ мусульман в Ср. Азию сделал Шамбалу невидимым государством, применив древние знания.

Как выглядит шамбала?

Шамбала- страна, в которую мечтает попасть каждый, кто хочет проникнуться истинными знаниями. Отсутствие точного местонахождения не отпугивает паломников в их стремлении попасть в священное место. Описание Шамбалы можно встретить в древних учениях Пуран, а также в исследованиях русского ученого-эзотерика Н. Рериха:

  • Шамбала окружена высокими хребтами в несколько рядов и непроходимыми чащами лесов, наружные стены крепости имеют 8 ворот – с высоты все это похоже на лепестки священного лотоса;
  • территория Шамбалы в виде мандалы – 28 городов, в центре столица Калапа;
  • главный северный дворец Калапы в форме четырехугольника построен полностью из драгоценных камней – место обитания Святых Правителей Шамбалы;
  • дворец славится своими чудесами: священная корова исполняет желания, ваза с неисчерпаемыми сокровищами постоянно пополняется;
  • в Шамбале круглогодично все цветет и благоухает, невиданные животные гуляют в лесах, а жители разговаривают с богами на равных на святом языке санскрите.

Как попасть в Шамбалу?

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут

Далай-Лама XIV на вопросы о существовании и точных координатах Шамбалы, отвечает, что страна существует, но не в физическом измерении как наша планета Земля, а на тонком плане и вход туда ограничен. Существует поверье: человек, чтобы попасть в Шамбалу, должен сначала найти ее в себе на уровне раскрытия сердечной чакры, которая имеет такую же форму восьмилепесткового лотоса – тогда Шамбала позовет и откроется для человека в реальности.

Легенды повествуют о нескольких порталах вхождения в страну. Врата Шамбалы находятся предположительно в Гималаях, в районе священной горы Кайлас, другой вход в Шамбалу на Алтае – находится с северной стороны горы Белухи. Усть-Коксенская долина в районе горы считается входом в страну Беловодье (так славяне называли Шамбалу). Н. Рерих считал Алтай местом планетарной космической силы.

Боги Шамбалы

Среди исследователей Шамбалы, предполагается, что все великие учителя, которые приходили на землю и несли сокровенные знания были аватарами Матрейи – великого царя Шамбалы в человеческом обличье и по окончанию своего жизненного цикла отправлялись для перерождения в источник Единого. Все древние боги являются владыками Шамбалы, каждый из них приходил со своей миссией:

  1. Кронос. Первый Владыка Шамбалы или ее законодатель – Кронос (бог времени), во время господства на планете Земля расы Лемурийцев;
  2. Зевс (Гелиос) — эпоха Атлантов;
  3. Прометей – правил уходящей эпохой Атлантов погрязших в материальном зле (до Всемирного Потопа);
  4. Шива-Разрушитель – после гибели атлантов дал знания арийцам 4 расе человечества, пришедшей на смену атлантам. После смерти возродился в теле Гаутама-Будды;
  5. Вишну – прародитель человечества Земли, он же Атри и Великий Всадник Ригден Джапо о котором говориться в учениях Н. Рериха. Считается самым главным Владыкой Шамбалы, управляющим страной по сей день.

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут

Исследования шамбалы НКВД

Добыча древних знаний и священных артефактов интересовала не только руководство Третьего Рейха, но и развивающийся СССР. Цивилизация Шамбала предположительно существовала на двух территориях. Друг Н. Рериха – А.Н. Барченко (глава секретного отдела НКВД) выдвинул гипотезу, что Северная Шамбала могла находится на Кольском полуострове, а Восточная Шамбала — в Гималаях, в районе Лхасы. В 1922г. экспедиции: первая под руководством Н.Рериха отправилась в Тибет, вторая с А. Барченко – на Кольский полуостров.

Целью поиска Северной Шамбалы найти колыбель древних цивилизаций – Гиперборею и психотронное ядерное оружие гиперборейцев. Все члены экспедиции 16 человек, кроме Барченко бесследно пропали. Н.Рериху и его экспедиции помешала война за Гималаи, вспыхнувшая между англичанами и русскими. Немцы воспользовались ситуацией: снаряжали по несколько экспедиций в год. Есть предположение, что секретные технологии достались немцам.

Предложения со словом «шамбала»

  • В магазинах шамбала встречается очень редко, но её можно найти в специализированных магазинах индийских пряностей. Элга Боровская, Мусульманская кухня, 2020
  • Шамбала славилась индийскими, до предела острыми блюдами. Григорий Шаргородский, Чудак. Искатель неприятностей, 2016
  • Помнишь, ты говорил – Шамбала рядом, рисовал эти палицы? Алескендер Рамазанов, Война затишья не любит, 2008
  • (все предложения)

Понятия, связанные со словом «шамбала»

  • Тибетская астрология (Вайли: tsis) — традиционное тибетское учение, сочетающее в себе элементы китайской и индийской астрологии. Будучи тесно связанной с традиционной тибетской медициной, является важной частью тибетской культуры.
  • Бон (тиб. བོན་, Вайли bon, произношение (лхасский диалект): , кит. 苯教/本教/钵教) — национальная религия тибетцев, которые отличают её от тибетского буддизма, хотя и используют многие общие с ним термины и учения. Религия Бон в её нынешнем виде возникла в X-XI столетиях . Хотя в бонских текстах содержатся мифы о существовании данной религии до проникновения буддизма в Тибет, а приверженцы современной религии Бон утверждают, что их религия тождественна добуддистской тибетской религии, западные учёные считают…
  • Шамани́зм (также шама́нство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, Австралии и Океании, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал…
  • Вели́кое Бе́лое Бра́тство (англ. Great White Brotherhood; Вознесё́нные Влады́ки, англ. Ascended masters; Влады́ки Му́дрости, англ. Masters of the Ancient Wisdom; Влады́ки Ша́мбалы, Бра́тство или Цари́ Ша́мбалы, Универса́льное Бра́тство; Вели́кая Бе́лая Ло́жа, фр. Grande Loge Blanche) — в системах верований, подобных теософии, считается сообществом учителей человечества, которые распространяют духовные учения для духовной эволюции человечества через избранных людей. Члены Братства могут быть известны…
  • Дэва (пали, санскр. देव, «сияющий») в буддизме — название для множества разнотипных существ, более сильных, долгоживущих, и более удовлетворённых жизнью, чем люди. Термин дэва принято переводить как бог или божество, хотя дэвы значительно отличаются от божеств других религий.
  • (все понятия)

Как выглядит затерянный город

Нет одного и однозначно правдивого описания заповедной области. Но существует ряд наиболее популярных предположений.
В одних сказаниях говорится, что сердцем страны выступает огромного размера Нефритовый дворец.

Вокруг него простирается роща из персиковых деревьев. Сладкие плоды не просто полезны для здоровья и вкусны, они даруют вечную жизнь (бессмертие). Территория таинственного края обнесена высокими стенами и спрятана между горными хребтами.

Подробное описание приводит в своих работах художник и эзотерик Н. К. Рерих. Он потратил много лет на поиски пути в Шамбалу, на изучение материалов, касающихся таинственной страны. В его творчестве прослеживаются божественные мотивы, основанные на тех знаниях, которые Рерих получил.

Он описывал обитель как место, в котором находится почти тридцать различных городов. На всей территории произрастают диковинные цветы и деревья. Сады и леса населяют мифические животные, птицы, удивительной красоты насекомые. Главный город Шамбалы – Калапа.

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут

Попасть в страну непросто. Мало того, что пути до нее пролегают в труднопроходимых районах. Так еще и сама территория, по мнению Рериха, обнесена крепостной стеной, в которой есть восемь врат. Если смотреть с высоты, то в очертаниях места видится раскрывшийся цветок лотоса.

В столице, в самом ее сердце, возвышается величественный четырехугольный дворец. В нем обитают Мудрецы, Боги и божественные – мифические – существа. Так, к примеру, здесь есть волшебная корова, исполняющая мечты.

Во многих легендах и мифах делается акцент на то, что заповедная страна с помощью древней магии скрыта от глаз людей.

Потому человек, ступивший на земли Шамбалы, может даже не заметить этого. Строения, дворцы и башни маскируются под скалы, возвышенности, насыпи. Сияние, исходящее от окон, воспринимается как отблески солнечных лучей, коснувшихся воды или камней.

Сторонники идеи, что Шамбала – это Рай, описывают край как место невероятной красоты, от которой буквально захватывает дух. Здесь круглый год стоит отличная погода, цветут деревья и кустарники, шумят водопады и плещутся чистейшие озера. Люди, нашедшие путь в страну и оставшиеся здесь, говорят на санскрите, общаются с божествами и Мудрецами на равных.

На знаменах Тибета некогда изображали мифический край. Рисовали его в виде некого оазиса, который со всех стороны окружен лазурными водами. Выбраться из страны можно только с помощью подземных ходов. Они оканчиваются пещерами или расщелинами в горах.

Специя Шамбала

В кулинарии, а также в нетрадиционной медицине и косметологии используется растение, одно из названий которого шамбала. Его семена обладают сладковато-горьким вкусом, применяются в качестве приправы для разных блюд. Из-за того, что семечки твердые, их обычно измельчают в порошок. Приобрести его можно как отдельно, так и в составе смеси карри.

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут

Для вкуса и аромата добавляют пряность в блюда индийской кухни. Она отлично сочетается с грибами, мясом, супами. Из-за многогранного вкуса обжаренные семена или порошок из них часто входят в состав десертов. Существуют алкогольные коктейли, в которых одним из ингредиентов выступает специя.

Зелень растения тоже пригодна для употребления в пищу. С ней делают салаты и разнообразные закуски. Если траву засушить, а потом измельчить, то ею можно приправлять мясные или грибные блюда.

В косметологии растение используется в составе масок для лица и волос. Из семян делаются отвары, которые затем применяются для умывания или для ополаскивания головы.

Полезные свойства и противопоказания

Особенную пользу для здоровья и самочувствия приносят именно семена растения. Они насыщены витаминами, микроэлементами.

Как влияет приправа на организм:

  1. избавляет от склонности к аллергическим реакциям;
  2. улучшает состояние кожи, помогает при заживлении порезов, царапин;
  3. нормализует пищеварение, избавляет от запоров;
  4. пробуждает аппетит;
  5. стимулирует работу иммунной системы;
  6. борется с воспалениями;
  7. нормализует показатели сахара в крови и выводит из организма «вредный» холестерин;
  8. облегчает самочувствие при онкологии;
  9. лечит кашель;
  10. приводит в норму давление, выравнивает сердечный ритм;
  11. снимает боли, в том числе в суставах;
  12. лечит анемию;
  13. борется с заболеваниями, характерными для мужчин, улучшает потенцию;
  14. облегчает состояние в период менструации и во время климакса у женщин;
  15. стимулирует выработку молока у молодых матерей; однако в этом случае употреблять специю надо аккуратно, чтобы не навредить грудничку.

Нельзя добавлять в рацион приправу в следующих случаях:

  • при индивидуальной непереносимости специи;
  • во время обострения гастрита, язвы или колита; если заболевания хронические, то употребляется пряность с большой осторожностью;
  • при диагностированном сахарном диабете;
  • если у человека выявлены заболевания крови;
  • женщинам в период беременности не стоит добавлять в еду специю; иначе есть риск преждевременных родов; трава также способна спровоцировать выкидыш;
  • при вагинальных, кишечных, желудочных кровотечениях.

Какие интересные факты еще известны вам о мифической стране? Поделитесь своими знаниями и мнением по теме в комментариях. Расскажите о статье друзьям в социальных сетях, а также подпишитесь на обновления сайта.

Впереди вас ждет еще много любопытной и увлекательной информации. До новых встреч, друзья!

Дополнительные сведения

Немало интересной информации о Шамбале представлено в многочисленных книгах, статьях разных авторов. Узнать еще больше о загадочном крае можно, например, из изданий:

  • «Сердце Азии», Н.К. Рерих;
  • теософских работ Елены Блаватской;
  • «Вознесение в Шамбалу. Своими глазами», В. Овчинников;
  • «Восхождение к Шамбале», И. Баксаляр;
  • «Аватары Шамбалы», А. Марианис;
  • «Сутры о Шамбале: Портал в новый мир», В. Лермонтов;
  • «Шамбала: Священный путь воина», Ч. Трунгпа.

Нельзя не упомянуть про знаки или символы, которые связываются с мифическим краем. Они несут сакральный смысл, без них представление о божественном месте будет неполным.

  1. Знак таинственной страны. Он представляет собой распустившийся бутон лотоса. Внутри цветка располагается маленький треугольник. Под ним – обрезанная пирамида, в центре которой нарисован раскрытый глаз. Треугольник символизирует единство трех начал: Бога, Лотоса, женской энергии Аллат. Глаз – Всевидящее Око.
  2. Печать Шамбалы. Изображается в виде Солнца. В центре светила – треугольная пирамида с глазом внутри. Значение аналогично тому, что описано выше.
  3. Янтра. Это древний знак, который сейчас применяется в качестве личного амулета. Во внешний широкий круг вписан четырехугольник. На его гранях располагаются полукруги. Внутри – еще один кружок, в котором расставлены точки так, что узор напоминает цветок. Предназначен для обретения новых знаний и для открытия дверей в иные реальности.

Широкую известность получила мудра под названием «Щит Шамбалы». Под мудрами понимаются определенные жесты, движения. Если зафиксировать их на некоторое время, то это приведет к переменам в настроении, физическом и энергетическом состояниях.

Где находиться путь к Шамбале и почему ее так сильно все ищут
мудра Щит ШамбалыИспользуется мудра Шамбала с целью защиты. Если резко исчезают силы, ухудшается настроение, самочувствие становится плохим, то стоит выполнить эту практику. Она убережет от стороннего отрицательного воздействия, от магического влияния, совершенного с дурной целью.

Как сделать:

  1. расслабить кисти рук;
  2. раскрыть левую ладонь так, чтобы большой палец был прижат; для мужчин – правую;
  3. правую ладонь сложить в кулак, большой палец находится поверх остальных; для мужчин – левую;
  4. кулак накрыть раскрытой ладонью;
  5. одновременно надавить кулаком и ладонью друг на друга, однако следить за тем, чтобы в руках не возникало никакого напряжения;
  6. зафиксировать жест на некоторое время; здесь важно прислушаться к ощущениям; тело само подскажет, когда стоит завершить мудру.

Алханай: где находятся российские врата в Шамбалу

Мистиков и искателей приключений пленяют легенды о Шамбале — стране, где живут просветленные, обладающие сокровенными духовными знаниями. Но мало кто знает, что путь к Шамбале можно найти в России

Пока одни ищут Шамбалу в Тибете, другие — в Средней Азии, а третьи искренне полагают, что такие поиски бесполезны, так как Шамбала внутри нас и надо только обрести ее через самосовершенствование сознания и духа, многие буддисты указывают, что с Шамбалой связана одна из их главных святынь  — гора Алханай. И чтобы увидеть ее, россиянину не нужно ехать за рубеж. Достаточно посетить Забайкалье, а точнее — Агинский округ. 

Тайна имени

Голец Алханай — древний вулкан. Его высота — 1662 метра над уровнем моря. Он возвышается посреди степи, словно окаменелый богатырь. Неслучайно, когда туристы спрашивают, что означает название горы, проводники нередко рассказывают им следующую легенду. Давным-давно тут жил могучий непобедимый богатырь по имени Алаг-хан. Он ездил по своим владениям на огромном белом скакуне, из ноздрей которого вырывался огонь, а из под копыт вылетали камни и искры. У хана была волшебная плеть. Ею достаточно было взмахнуть — и любая беда отступала. Однажды на народ Алаг-хана напала черная беда — хара зуд. Люди тяжело болели, умирали. Тогда богатырь отправился по улусам и своей плетью изгнал страшную напасть. Но недолго пришлось людям наслаждаться жизнью, ибо вслед за черной бедой пришла беда огненная. В борьбе с ней волшебная плеть оказалась бессильной. Алаг-хан, преисполненный решимости справиться и с этим несчастьем, встал огромной скалой на пути беды и защитил свой народ. С тех пор и стоит в степи величественная гора Алханай — так стали величать ее после смерти могучего богатыря. 

Другое предание гласит, что когда-то в этих местах мчалась на лихом коне красавица Бальжин-Хатан. Она убегала от ненавистного мужа — жестокого монгольского князя. Слуги властителя настигли беглянку и убили. Перед смертью она успела выкрикнуть: «Алханы!» («Убивают!») Княгиню похоронили недалеко от озера, которое в память о ней назвали Бальзино, а ее предсмертный крик дал имя горе.

Есть и более прозаичная трактовка: слово «Алханай» сложено из двух слов: «алаг» — «пестрый» и «хан» — «владыка». Действительно, издали гора выглядит пестрой. А так как она самая высокая в окрестностях, то отчего ж не назвать ее владыкой края?

Сила Намнанай-ламы

Для буддистских паломников святыню открыл лама Цугольского дацана по имени Шагдар Намнанай. Говорят, он прибыл сюда в 1859 году с намерением совершенствовать духовную практику. В то время у подножия Алханая проводили обряды шаманы. Лама медитировал в уединении, порою встречался с людьми, обращался к ним с проповедями. Местные с уважением относились к монаху, но все же совершали не буддистские, а шаманские обряды. Намнанай, твердо решив утвердить учение Будды на Алханае, отправился в Тибет набираться духовной силы, постигать тайные знания великих учителей. В Стране снегов, как гласят предания, на долю Намнанай-ламы выпали странные приключения. Однажды он с двумя спутниками — Агваном Доржиевым и Арбаалай Бутээлше — преодолевал перевал. Недалеко от тропы путники увидели пещеру, где сидел старец-отшельник. Они подошли к аскету, чтобы попросить благословения, но тот, увидев Намнаная, воскликнул: «Марпа, откуда ты появился?» Видимо, старый йогин, считают буддисты, узрел в паломнике из далекого Забайкалья, перерожденца  великого учителя и святого Марпу-переводчика, который своими подвигами утвердил Учение в Тибете.

Скитаясь по тибетским монастырям, получая благословения от святых, Намнанай постепенно изучил тантрическую практику божества Ямантаки, укрепился в вере и обрел невиданную духовную силу. Теперь ему было под силу укоренить буддизм на Алханае. Поэтому, вернувшись на родину, он вновь поселился у алханайских скал. В медитациях Намнанай-лама узрел, что Алханай — обитель гневного божества Дэмчога, а каждая скала — часть огромного храма.

Тропою паломников

В 1991 году Алханай посетил далай-лама XIV и провел молебен под естественной каменной аркой, называемой Удэн-сумэ (храм-воротами), где еще при Намнанай-ламе была установлена ступа. В 1999 году тут был создан национальный парк «Алханай», сердцем которого стал одноименный голец.  

Ступа в память о пребывании на Алханае далай-ламы XIV

Как правило, по алханайским тропам паломники и туристы ходят группами. Путешественники осматривают живописные скалы, приобщаются к древним традициям. Верующие молятся, совершают обряды.

Большинство маршрутов начинается у священного ручья Аршана.  Считается, что его вода обладает целебными свойствами, причем в разных местах источника вода помогает от разных болезней. Люди окунаются в эти воды, веря, что те укрепят их физическое и духовное здоровье.  

От Аршана тропа ведет вверх по  крутому склону к останцу Дэмчог-Сумэ.  Для буддистов эта скала — храм покровителя и хозяина Алханая. Тропа обходит Дэмчог-Сумэ по направлению противоположному движению солнца, что нехарактерно для буддистских памятников. Но в легендах есть тому объяснения. Говорят, Дэмчог был левшой, а посему ему было удобно совершать обход не так, как все. На подступах к останцу всегда много бурундуков, поползней и синиц. Они привыкли, что люди оставляют здесь подношения для Дэмчога — рис и хлеб. В числе подношений также монеты, хадаки (шелковые шарфы), но они, разумеется, не интересны братьям меньшим.

С вершины Дэмчог-Сумэ открывается дивный вид. Отсюда домики для туристов кажутся маленькими, будто игрушечными. А вокруг бескрайнее море гор и холмистых степей.

Далее тропа ведет к скалистому гребню. С него хорошо просматривался останец Зула (лампада). По форме он действительно напоминает буддийскую лампаду. Сходство с ней еще больше усиливается, если на останец падают золотистые лучи солнца. Скала начинает «светиться».

Спустившись по тропе мимо останца Сэндэма (небесная фея мудрости, защитница Учения), паломники выходят к маленькому домику, выложенному во времена Намнанай-ламы из дикого камня на берегу ручья. Это сооружение называют по-разному: бойпууром, ритодом, часовней. Когда-то в нем медитировали ламы. Сейчас сюда приходят верующие, чтобы совершить подношения хозяевам местности, помолиться. В самом домике хранятся реликвии — маленькие пирамидки ца-ца.

Отсюда совсем недолго идти до арки Удэн-Сумэ, известной как Храм Ворота. Под аркой установлен субурган, или ступа. Первый субурган тут возвели еще под руководством Намнаная-ламы, но в 30-е годы XX века время его разрушили. Восстановили святыню в 1956 году.  

Скала Удэн-Сумэ пользовалась особым почитанием задолго до прихода буддизма на территорию Забайкалья. На ее стены древние художники нанесли охрой изображения людей-птиц и некие тайные знаки. Буряты считают, что эти врата связывают алханайскую землю со священным островом Ольхоном и самой Шамбалой.

Чуть выше Храма Ворот находится расщелина в скале, известная как Щель Грешников. Паломники говорят, что протиснувшись через нее, человек очищается от грехов. Есть поверье, что через щель не могут пройти люди неправедные, накопившие слишком много грехов. 

Те, кто преодолел это препятствие, попадают к гроту Эхын-Умай — Чреву Матери. Здесь женщины просят божеств о рождении детей и исцелении от различных недугов. Если просьба сбылась, многие возвращаются, чтобы оставить игрушку, детские носочки или повязать хадак и так отблагодарить хозяина Алханая и других божеств.

Статуя Отошо — Будды врачевания

Подношения у входа в грот Эхын-Умай

После грота тропа петляет то вниз, то вверх. Несмотря на трудности похода по каменистым алханайским тропам, паломники, даже весьма почтенного возраста, преодолевают маршрут. Возвращаясь, они чувствуют легкую приятную усталость и говорят, что силу им дала вера, а также незримая помощь Намнанай-ламы.

Фото: автора, если не указано иное

Добавить комментарий