Гости будущего. Как помочь ребёнку найти себя и свое призвание?
В мартовском номере журнала «Новый очаг» мы поговорили не только о том, как понять и раскрыть свои таланты, но и как помочь найти призвание детям. В каком возрасте и как действовать родителям, чтобы и не упустить, и не переусердствовать, дать утвердиться ребёнку в собственном выборе и не навязать свое мнение? И поможет ли в этом посещение множества кружков?
Getty Images
Екатерина ФИНКЕЛЬШТЕЙН
практикующий психолог, методический руководитель отдела развивающих программ ЦТР «Гуманитарные технологии»
Вопрос самоопределения в его истинном понимании – кем я хочу быть и чем заниматься – встает перед детьми в подростковом возрасте. Раньше (примерно с трех до 14 лет) речь идет о проявлении задатков, что потенциально может делать ребенок. И в это время родители могут сделать многое, чтобы помочь таланту раскрыться.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
От трёх до 14
Самое главное в это время – давать детям пробовать и экспериментировать, предоставлять разнообразный опыт. Во-первых, способности могут проявиться, только если ребенок встретится с той средой, где у него будет возможность показать себя. Во-вторых, многогранный опыт – это вклад в будущее самоопределение ребенка. Чем больше он посмотрел и, самое главное, практически попробовал, прочувствовал в дошкольном и младшем школьном периоде, тем легче ему будет в подростковом возрасте определиться с вопросами «какой экзамен ЕГЭ я собираюсь сдавать, куда планирую поступать и кем вообще хочу стать?».
Только то, что увлекает
Внимательно наблюдайте, на что у ребенка есть реакция, живой интерес. В этом плане могут стать ловушкой курсы раннего развития, где в 3 года учат читать и складывать двузначные числа. Не для всех детей такие методы образования подходят. Чаще ребенка этого возраста не волнуют абстрактные цифры, ему пока куда интереснее что-то лепить, щупать, сыпать. И если его заставлять, то может быть обратная реакция, отторжение. Опасность в том, что ребенок может не захотеть вернуться к этому в тот момент, когда подобные задачи будут ему по силам и соответствовать этапу развития.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Правила селекции
Интересы могут меняться. Не нужно требовать от дошкольника определиться с каким-то видом деятельности раз и на всю жизнь или заставлять руководствоваться принципом «если уж взялся, то обязательно продолжай». Попробовал одно, потом другое, третье – это нормально. Другая крайность – слишком быстро судить, пойдет у него и нет. Например, ребенок приходит на первое занятие в студию карате и по окончании его заявляет: «Мне не понравилось», – а родитель делает вывод: «Это не его». Не стоит торопиться. Во-первых, занятия спортом часто вызывают сопротивление, потому что не все сразу получается. Во-вторых, причина может быть и в чем-то другом. Как вариант, ему что-то неприятное сказали дети или в зале было холодно. Поэтому необходимо всегда разговаривать с ребенком, задавать вопросы: «а что конкретно тебе не понравилось», «почему»? Если выяснится, что слишком сложно, нужно поддержать, похвалить, сказать: «Давай мы попробуем месяц походить и посмотрим, как будет», поговорить с преподавателем и попросить помочь. И конечно держать руку на пульсе, наблюдать, что будет дальше и останется ли интерес.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Серьёзный подход
Сегодня существуют методы определения задатков даже для детей младшего возраста. Например, ребенку от 3 до 7 лет можно провести нейропсихологическую диагностику, которая выявит ведущие способности малыша. Но опираться на такое исследование серьезно как на долгосрочный ориентир не стоит. В этом возрасте способности развиваются с разной скоростью. Если на одном этапе опережающим может быть, например, логическое мышление, то чуть позже оно может стать нормативным, поэтому здесь нужно действовать очень аккуратно.
Для детей школьного возраста есть более структурированная диагностика. С ее помощью можно определить склонности ребенка и опираться на эти результаты в выборе кружков и секций. Ребенок проходит тест, опытные специалисты разбирают результаты, анализируют и дают совет, на чем фокусироваться. Есть две основные стратегии. Первая – это равномерное развитие навыков, вторая – акцентировать внимание на той способности, которая является «ведущей» в личности ребенка.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Свобода VS 100 кружков
Кто-то из родителей пропагандирует свободу в выборе ребенка: хочет – пусть занимается чем-то дополнительно, не хочет – и не надо, дорастет. Кто-то, наоборот, за занятость каждой минуты. Какой метод эффективнее?
Правда где-то посередине. Совершенно точно детям нужно иметь в расписании свободное время. Если его нет, то пропадает мотивация к продуктивной деятельности, как сопротивление в борьбе за личное пространство. Когда ребенок отдыхает, он может подумать или вспомнить, а чего он вообще хочет сам.
Чем более директивный стиль воспитания, тем более затруднен у ребенка контакт с собой. Таким детям бывает сложно понять свои истинные желания. Они привыкают, что большую часть решений за них принимают родители, и у ребенка развивается жизненная пассивность. Вот 4 года назад договорились на хоккей – он и ходит. А интерес может быть утрачен, и ребенок может поменяться уже, просто осталась привычка это делать.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
У чересчур либерального подхода тоже есть недостатки. Ребенок не может, как взрослые, ориентироваться в окружающей действительности в силу недостатка жизненного опыта и навыков саморефлексии. Зачастую у детей только уже в достаточно позднем возрасте формируется умение расставлять приоритеты, ставить цели, задавать себе вопросы: что для меня важно, что неважно? У них нет навыков внутренней рефлексии, как у взрослого человека.
Самостоятельно ребенок может принять поверхностное решение, которое в итоге лишит его каких-то интересных возможностей (например, бросить секцию). Родителю лучше выступать директивно в плане организации процесса, который может помочь ребенку принять свое собственное решение. Например, если ребенок говорит: «Я не хочу этим заниматься», – родитель может предложить: «Давай мы попробуем вот этот, вот этот и вот этот варианты и после этого обсудим еще раз».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Взрослый может задать правильные вопросы, чтобы ребенок понял, что важно, что неважно, может предложить варианты, о которых подросток просто может не думать, а самое главное, он может поддержать в новом. Очень полезно в этом плане упражнение «Дерево» (см. ниже).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
И готов, и не готов
Подростковый возраст – особая история. С одной стороны, ребенок уже готов к самоопределению в настоящем смысле этого слова, с другой – в этом вопросе появляется огромное количество препятствий. Начинается перестройка личности, повышается осознанность, увеличивается чувствительность.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В подростковом возрасте у детей может возникать сопротивление к пробам новых видов активностей. Поэтому хорошо, если до наступления пубертата ребенок уже много чего попробовал и привык чем-то заниматься. Потому что теперь его слишком волнует вопрос: «Как меня воспринимают другие?». Подростки часто не рискуют включаться в новые виды деятельности, потому что боятся неудач, чем лишают себя возможности познакомиться с тем, что может стать даже делом их жизни.
Хорошим подспорьем могут стать профориентационные или тематические лагеря, где можно на короткое время погрузиться в определенную профессиональную среду, причем в компании сверстников-единомышленников. Там у подростка могут сложиться прочные отношения с видами деятельности, которые имеют шанс стать для него перспективными.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Яркий феномен подросткового периода – нигилизм, обесценивание того, что раньше было важным. Под эту косу часто летят увлечения, которыми подросток долго занимался. Все уже перекрестились, думая, что ребенок выбрал профессию, он вдруг заявляет, что готов с ней очень легко расстаться и говорит, что больше не хочет этим заниматься. Выяснить истинную причину непросто. Возможно интереса на самом деле больше нет, но вполне вероятно, что дело в чем-то другом. Подсветить проблему можно попробовать с помощью упражнений «Дерево» или «Две пиццы».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В помощь родителям и детям
Упражнение «Дерево»
Эффективно, если есть задача, которую надо сделать, но все время откладываешь, нужно расставить приоритеты, отсеять что-то неактуальное или ненужное, что просто занимает время, или ребенок перегружен и нужно понять, что посильно, а что нет.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Предложите ребенку выбрать какую-то задачу, которую надо сделать, но не хочется и она очень долго откладывается.
Задайте вопрос: «А почему, собственно, не хочется?» Есть три варианта: 1-й – сложно (не понимаю как), 2-й – не понимаю зачем (или не вижу смысла), 3-й – понятно зачем, понятно как, но неинтересно, задача не вдохновляет и не цепляет. Могут быть варианты, но эти основные. Допустим, ребенок выбрал «сложно». Решение этой проблемы изобразите в виде дерева, поставьте ее на месте ствола и сделайте у дерева ветки – на них распишите разные варианты, в чем конкретно заключается сложность (непонятный параграф, мало времени на работу и т. д.). Задать второй вопрос: «А что способно помочь эту сложность преодолеть?» (репетитор, курсы в Сети, делать домашку с другом).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Упражнение «Две пиццы»
Поможет выяснить, на самом деле ребенок охладел к тому или иному виду деятельности или его решение бросить секцию или кружок основано на чем-то другом. Рисуем два круга. На «кусочках» одной пиццы рисуем то, что нравится, дает ресурс, на кусочках другой – что не нравится и отбирает силы. Это упражнение поможет структурировать ситуацию, найти причину: педагог сменился, ездить далеко, подружка перестала ходить. У детей вопрос приоритетов работает не так, как у взрослых, и поэтому причины могут быть самыми неожиданными. Для ребенка повод, что друг ушел из художки, может быть достаточным, чтобы бросить обучение, хотя рисование ему может нравиться.
Зачем нужна профориентация
Иногда кружков у подростка слишком много. Не всегда просто самостоятельно сузить воронку увлечений и выбрать более перспективные занятия с ориентированием на будущую профессиию. Для этого стоит прибегнуть к помощи психологов, которые занимаются профконсультированием или профориентацией. Это слово звучит скучно и даже старомодно. Казалось бы, о каком выборе профессии может идти речь, когда каждый год одни из них исчезают, а на их месте появляются новые. Но хорошим ориентиром может быть выбор не конкретной профессии, а профессионального направления.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Именно в этом поможет качественный тест (он длится не менее часа), разработанный опытными методистами, которые учитывают множество факторов, в том числе актуальность тех или иных видов труда. Они могут подсказать ребенку оптимальный вариант согласно формуле «хочу-могу-надо», чтобы совпали интересы ребенка, его способности и востребованность на рынке занятости (причем в разных регионах России).
Такие тесты не только про выбор профессии. Они помогают ребенку лучше понять себя, побуждают его задуматься «а что мне действительно нравится, интересно, важно?», помогают лучше понимать себя и прочувствовать. Приготовьтесь, что одного теста будет недостаточно, нужны профессиональные пробы – знакомство с местами профессий, их представителями и возможность попробовать разные виды задач и деятельности – подросткам важен личный опыт, а не только графики тестов. Структурировать и разгадать ребус выбора будущего помогают также интерактивные методы игры, беседы со специалистом, тренинги, направленные на помощь в самоопределении.
В прошлые века жизнь молодых людей была проще. Не обязательно лучше, заметьте, но определенно проще.
Вы знали, где будете жить до конца жизни, чем будете заниматься, и представляли, на ком женитесь или за кого выйдете замуж. Смысл и цель жизни передавались, как формы, которые новый сотрудник получает в первый день на работе. Такое отсутствие выбора было совершенно удушающим, но придавало ясность. У человека возникает гораздо меньше экзистенциальных вопросов, когда он с рождения знает, что его предназначение — уничтожить клан на другом берегу реки, а все остальное второстепенно. Это далеко не «старые добрые времена», но вы понимаете, о чем я.
В наши дни у детей безграничное количество вариантов, и нет четких ответов. Мир с удушающей нехваткой возможностей превратился в мир с парализующим потоком вариантов. (Будьте осторожны в своих желаниях, да?) Нам бы не хотелось возвращаться к старому, но мы создали пустоту, которую нужно заполнить. Неудивительно, что в наши дни уровень тревоги и депрессии среди молодежи намного выше. Они понятия не имеют, чего хотят.
Из книги «Путь к цели»:
В наших интервью и опросах только каждый пятый молодой человек в возрасте от 12 до 22 лет четко представляет, чего хочет достичь в жизни и почему. Большая часть опрошенных — почти 60% — могли бы заниматься какой-то потенциально значимой деятельностью, или у них есть некие смутные устремления, но нет никакой реальной приверженности такой деятельности или каких-либо реалистичных планов. Оставшаяся часть сегодняшнего молодого населения — почти четверть тех, кого мы опросили в первом из наших исследований, — вообще не выражает никаких надежд. В некоторых случаях они утверждают, что не видят в них смысла.
Родители пытаются помочь, но их предложения — это относительно краткосрочные решения, обычно только увеличивающие количество головокружительных возможностей. Тактика, а не стратегия.
Нужно получать хорошие оценки. Зачем? Чтобы поступить в хороший университет. Зачем? Чтобы получить хорошую работу. Зачем? Э-э … так ты не умрешь с голоду?
Все аргументы сводятся к «не голодать». Ваша цель в жизни — «не быть бедным». Мы заставляем детей так много сделать, чтобы поступить в университет, но не объясняем, что им делать после.
Но что, если у ребенка есть цель, и он поступает в университет, посещает занятия, чтобы подготовиться к ее достижению, говоря: «Вот что мне нужно сделать, чтобы осуществить свою мечту». Это звучит гораздо лучше. Вместо этого мы говорим: «Сначала получи диплом, а потом разберешься, зачем».
Но они не хотят так действовать. И теперь мы видим это. Они не становятся взрослыми. Они не стремятся стать супругами, родителями, гражданами или работниками. И часто после окончания колледжа они просто возвращаются домой, более образованные, но не уверенные в том, что хотят делать со своей жизнью. Другие уходят, меняют одно место работы за другим или вообще остаются без работы. Детям тяжело, так как им никак не удается стать счастливыми и достичь успеха.
Мы подталкиваем детей к ответу: «В чем ты хочешь специализироваться?», но не «Каким человеком ты хочешь стать?». Именно последний вопрос формирует личность, порождает тот импульс вперед, который ведет к стойкому удовлетворению жизнью.
Улучшение мира. Служение окружающим. Патриотизм. Справедливость. Создание сообщества. Или просто счастливая семья. Истинная цель. Что-то, к чему стремиться, а не то, от чего бежать. Видение будущего вместо «не голодать».
Многие молодые люди сегодня не уверенны в себе и много тревожатся. И, по иронии судьбы, чаще всего страдают дети с отличными оценками. Это не та счастливая жизнь, которой им желают родители, это обратный отсчет до кризиса среднего возраста. Или кризис среднего возраста, который рано начался — и никогда не заканчивается.
Им нужна наша помощь. Так что же нужно делать?
Уильям Дэймон, профессор и директор подросткового центра в Стэнфорде, написал книгу «Путь к цели: как помочь детям найти призвание в жизни». Там есть несколько простых ответов на сложные вопросы.
«Цель» — это громкое страшное слово
Все любят слова типа «цель», но никто не может сказать, что они значат. Давайте начнем с этого.
Из книги «Путь к цели»:
Цель — это устойчивое и обобщенное намерение достичь чего-то, что имеет значение как для самого индивида, так и для мира вокруг него.
Нет, не каждый ребенок должен посвящать свою жизнь борьбе с малярией. Не всем предназначено лечить рак. Цель может исходить из простых и знакомых нам вещей, таких как воспитание замечательных детей. И цель со временем может измениться. Целей может быть несколько. Цель — это не какой-то монолитный миф об эпическом завоевании. Это организующий, заряжающий энергией, объединяющий принцип жизни, который дает нам смысл и мотивацию. Цель не обязательно должна быть на уровне возвращения кольца в Мордор и спасения мира — она должна просто много значить для вас.
И когда у молодых людей есть ориентир, принимать правильные решения становится легче. Когда нет цели, ребенок может почувствовать, что просто выполняет по списку то, что нужно делать, и то, чего не нужно. Когда цель есть, правильные поступки становятся очевидными, ведь они помогают достичь ее.
Из книги «Путь к цели»:
Как только молодой человек начинает поиски цели, его личность преображается. Вынужденно он приобретает такие способности, как находчивость, настойчивость, терпимость к рискам и временным неудачам… Такие добродетели, как трудолюбие, ответственность, уверенность в себе и смирение, развиваются благодаря тому, что люди принимают на себя обязательства по достижению трудной цели.
Цель развивает черты и качества, которые могут принести пользу во всех сферах жизни. Дети находят массу способов двигаться вперед. Но сейчас им нужны причины. А когда у вас есть причина, способ легко находится.
Это широкий взгляд. Некоторые родители сейчас думают: «Отлично, как мне это использовать, чтобы ребенок поступил на юридический факультет?»
Это неправильная точка зрения. Вы — хороший лидер. Поздравляю вас с этим. Но проблема в том, что здесь вы — не лидер…
Вы последователь. И как только вы это поймете, все станет намного проще …
1. Разжигайте пламя
Есть два основных правила во вселенной: одно касается физической энтропии, а другое гласит, что почти невозможно заставить детей делать то, что вы им говорите. Довольно сложно вынудить их сделать что-то по дому. А уж заставить следовать вашему видению цели их жизни? Даже и не мечтайте.
Вы — не лидер. Вы последователь. Вы как родитель не зарождаете заинтересованность в своих детях. Вы показываете им что-то новое. Вы замечаете, где пересекается то, что их интересует, и то, что вы одобряете. И играете на этом.
Из книги «Путь к цели»:
…одна из самых важных вещей, которую родители должны принять во внимание, заключается в том, что им не нужно буквально придумывать цель для ребенка. Родитель не может определять цели для ребенка, так же как не может выбрать личность ребенка или написать сценарий его жизни. Но родитель может предложить варианты. Родитель также может помочь ребенку осмыслить личную и социальную ценность этих вариантов и сформулировать реалистичные планы их реализации. Очень важно тут поддержать выбор, который сделал ребенок.
У каждого ребенка есть интересы. Замечайте. Будьте открытыми и проявляйте поддержку. Слушайте. Не осуждайте. Поощряйте. Раздувайте пламя.
Вывести молодых людей на разговор о том, что они любят, совсем не сложно. Постарайтесь выведать их мысли и помогите встроить их в следующие шаги и планы.
Можно начать с обсуждения новостей. Спросите детей, что они думают о проблемах, о том, что правильно, а что нет, о том, что важно, а что нет. Не торопитесь, постепенно приближайтесь к таким вопросам, как:
- Что для тебя самое важное в жизни?
- Почему тебя заботят эти вещи?
- Что значит хорошая жизнь?
- Что значит быть хорошим человеком?
Ваша миссия — помочь им изучить возможности и сформулировать цели на основе инстинктов, которые они уже чувствуют. Да, некоторые из них окажутся тупиковыми. Некоторые исчезнут или изменятся. Это дети. Они еще учатся. Но это превосходное начало.
Есть еще один плюс. Родители часто говорят, что хотят быть ближе к своим детям, но, как правило, не знают, как этого добиться. На мой взгляд, если дети чувствуют себя в безопасности, говоря с вами о своих мечтах, это отправная точка для более глубоких отношений.
2. Расскажите, насколько важна для вас работа
Большинство родителей непреднамеренно закладывают в детей убеждение, что работа необходима, но мучительна. Мы все жалуемся на свою работу. (Я говорил, как мне тяжело писать?)
Если работа — это «нечто ужасное, что приходится делать», молодые люди даже не будут искать в ней смысл, они просто останутся жить с вами после университета и будут резаться в Call of Duty на Xbox.
Поговорите с детьми о цели и смысле, который дает вам работа. Дети должны понимать, что работа приносит вам удовлетворение, а не просто деньги. Что приносит вам радость в работе? Почему вы гордитесь тем, что делаете? Вы не обязательно должны лечить рак. Как — пусть даже чуть-чуть — ваша работа делает мир лучше, способствует общему благу или просто приносит кому-то радость?
Это не просто даст вашим детям пример для подражания. Это поможет им быть готовыми к работе в будущем.
3. Найдите им наставников
Школа не готовит детей к практическим аспектам жизни. На уроках истории им расскажут о том, чего достигли политические лидеры, но не о нюансах отказа от прививок или о том, почему государственные перевороты оказываются успешными — для этого и нужны родители.
Когда у детей появятся интересы, им понадобится ваша помощь. Но весьма вероятно, что у вас не окажется экспертных знаний в области их интересов. Но вы все равно можете помочь, отыскав им наставников.
Возможно, вы не сможете рассказать им, каково это — быть хирургом, но ваш друг-доктор сможет.
В исследовании Дэймона обнаружилось определенное количество детей, у которых была внятная цель. И у каждого из них был наставник вне дома.
4. Поощряйте предпринимательское отношение
Я здесь не имею в виду «бизнес». Я говорю о находчивости и трудолюбии, которые Дэймон называет «общей ориентацией в жизни, которая способствует всевозможным достижениям, от благотворительности до бизнеса».
Удивительно, что не многие целеустремленные дети в исследовании Дэймона были отличниками, но у всех были высокие оценки с точки зрения предпринимательской жилки и стремления.
Из книги «Путь к цели»:
Культивирование предпринимательского духа означает поощрение следующих установок или склонностей: (1) способность ставить четкие цели и составлять реалистичные планы их достижения; (2) оптимистичное, решительное отношение; (3) настойчивость при встрече с препятствиями и трудностями; (4) терпимость — или даже больше, склонность — к риску; (5) устойчивость перед лицом неудачи; (6) решимость достичь измеримых результатов; и (7) находчивость и изобретательность в разработке средств для достижения этих результатов.
Это трудная задача, но она включает в себя поощрение детей к тому, чтобы они принимали вызовы и рисковали.
Когда речь идет о цели, ребенок должен быть лидером. Вам нужно спокойно и благоразумно поощрять его: иди, сделай это и посмотри, что произойдет. Сделай выводы. Повтори. Попробуй еще раз.
Это учит детей успешно справляться с проблемами, а не убегать от них. Иметь активную жизненную позицию, а не ждать, что кто-то решит проблему за них.
Большинство родителей говорят «нет» — и на то есть веские причины. Маленькие дети довольно изобретательны в поиске новых и интересных методов, которыми можно навредить себе. Но в конечном итоге им придется взять в свои руки бразды правления своей жизнью, так что это важный переход, который требует родительского руководства.
Дети должны развить чувство собственной значимости, но оно должно быть связано с ответственностью. «У меня есть сила, но я должен использовать ее с умом, потому что она служит чему-то большему».
Итог
Вот как помочь своим детям найти призвание в жизни:
- Разжигайте огонь: вы — последователь, а не лидер. Болельщик, а не защитник. Предоставьте им возможности, слушайте и поощряйте.
- Разъясните им смысл своей работы: они не должны слышать, что «папа и мама мучаются, как Сизиф, в обмен на зеленые прямоугольники».
- Найдите им наставников: вам не обязательно быть Йодой. Вы просто должны помочь им найти своего Йоду.
- Поощряйте предпринимательскую позицию: пока они находятся под родительским надзором, пусть привыкают к установке «Давай попробуем и посмотрим, что произойдет».
Так с чего лучше начать?
Дети должны знать: то, что они делают, имеет значение.
Дети чувствуют себя бессильными. Вам кажется, что в офисе вам часто указывают, что делать, а чего не делать? Это ничто по сравнению с тем, что испытывают дети. Им говорят, что делать, 24/7. Они могут чувствовать, что ничего не контролируют, и все, что они делают, не имеет значения.
Они должны знать, что все изменится. Они смогут изменить ситуацию. Они призваны ее изменить. И если они этого не сделают, то не почувствуют смысл жизни. Их действия имеют значение, и с каждым годом все больше и больше.
Если вы с ребенком вместе работаете в саду, то объясните, что цветущие цветы — это его достижение. Когда он выбрал подарок для бабушки, который ей очень понравился, это тоже его достижение. Выбор, который они делают, действия, которые они предпринимают, имеют значение.
Чувство собственной значимости важно для ощущения цели. Зачем нужны большие цели, если вы считаете, что не обладаете большими способностями?
Источник
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
12 мая 2020
Кто хочет — тот ищет способ.
Кто не хочет — тот ищет причину.
Сократ.
Статья посвящается родителям.
Сейчас, чтобы выбрать профессию, подростки не задумываются о своих способностях, не прислушиваются к своим чувствам, а просматривают сухую статистику востребованных профессий и средний заработок по ней.
Поэтому сейчас так много развлечений, людей с пагубными привычками, увлечённых компьютерными играми и т.д. Всё человечество скучает, потому что человек, которому следовало бы быть мистиком — математик; тот, кому следовало бы быть математиком — политик; тот, кому следовало бы быть поэтом — бизнесмен. Каждый является кем-то другим, все не на своём месте. А удовольствия, даже удовлетворения, хочется. Если его нет на работе, значит, человек его будет искать в развлечениях.
“Жизнь должна быть не просто старением. Она должна быть вырастанием”. (Ошо).
В Индии есть практика, когда детей с 5 лет на время отдают на обучение мудрецам. Мудрец, наблюдая за ребёнком, разговаривая с ним, определяет способности ребёнка, обсуждает с родителями возможности развития этих способностей. В дальнейшем, подбирается школа: гуманитарных наук, технических или др.
В нашей стране, да и во многих других, роль мудреца играют родители, точнее — мамы. Главной задачей родителей является — увидеть, раскрыть и развить талант ребёнка, дать человечку раскрыться, будто он цветочек, чтобы в будущем мы могли наблюдать счастливого, удовлетворённого, уверенного в своих силах человека. Успешное развитие понимается, как счастливое состояние человека от дела, которым он занимается и от результатов, которых он добивается в этом деле. Конечно, достичь успеха предстоит во многих сферах жизни, но большую часть осознанного времени мы проводим за обучением и работой. Значит, профессию стоит выбирать согласно своей природе, чтобы потом не скучать и не мучиться от неудовлетворённости в жизни. Когда человек в полной мере раскрывает свои таланты, то у него не будет стоять вопроса, как и куда их применять, как с их помощью зарабатывать деньги, и с чего вообще начать.
Буквально за месяц до начала ЕГЭ ко мне на консультации стали записываться мамы со своими детьми-выпускниками. У мам был один запрос: “Помогите определиться с предназначением ребёнка, а то мой бездарь не знает чего хочет”. А где же вы были все эти 17 лет?
В целом, нынешняя среда воспитания, которая воспроизводит людей, настроенных “поесть”, “заиметь” и “оторваться”, но при этом отчуждённых от интересов общества, от государства, от опыта социального бытия своего рода, народа, требует пересмотра и изменений.
Итак, проблема ясна. Теперь по существу.
Что такое предназначение?
Предназначение — это жизненный путь, назначенный человеку ещё до его рождения.
Раньше предназначение понималось просто и однозначно: родился в семье короля — быть тебе королём, родился в семье ремесленника — быть тебе ремесленником, кого родители выбрали девушке в мужья — тот и будет мужем.
Сегодня ситуация кардинально изменилась, и дети с младых лет могут принимать активное участие в определении своего предназначения. Если у ребёнка развиты художественные способности, то он идёт в художественную школу, если математические и т.д.
Ещё одна особенность, свойственная нашему времени — это поиск мистического Предназначения, которое определено каждому человеку некой Высшей силой.
Предназначение в этой статье понимается, как раскрытие таланта, природных задатков человека. Считаю это более разумным и естественным. Именно талант, с которым приходит каждый человек на Землю, и является Вселенским даром.
Кто должен распознать, выявить таланты человека?
Как говорилось выше, сначала — это родители, потом учителя. И только потом, достигнув лет 14, ребёнок сам начинает осознавать, что владеет уникальными, свойственными только ему качествами, талантами, способностями. С этого возраста человек вправе принимать самостоятельные решения по поводу своей дальнейшей судьбы и занятий. Но чтобы к этому возрасту человек мог сам взять ответственность за развитие своих талантов — такой результат требует большой подготовки, знаний и внимания родителей.
До 14 лет — это золотое время, чтобы увидеть, распознать ту самую искру, которая вдохновляет человека, и разжечь её. Научить ребёнка правильно обращаться со своими талантами, поддерживать его в периоды огорчения, трудностей, быть с ним рядом, быть с ним заодно, — это трудная, большая работа, требующая знаний, терпения, вашего времени, дорогие родители.
Сейчас рождается много детей — это прекрасно. Но большинство мамочек, да и бабушек тоже, из простого, но пагубного эгоизма не меняют свой ритм жизни, который был заложен до зачатия ребёнка. Они также продолжают работать, постоянно отвечать на телефонные звонки, просиживать в интернете часами в поисках новых клиентов, где угодно, только не быть вместе с ребёнком. Моя подруга недавно потратила 5 часов, чтобы заказать “правильную” обувь через интернет. Ребёнка она развлекала айпадами, сладостями и мультиками. 5 часов!!! По-моему, мы стали много времени тратить не туда.
Как распознать предназначение ребёнка?
Для того, чтобы увидеть в ребёнке его талант, необходимо обладать знаниями.
Какие знания нужны:
- О принципах позитивного родительства.
Рекомендую книги:
- Р. Нарушевич “Мамам и папам детей с небес”,
- Ш. Амонашвили “Как любить ребёнка”,
- М. Монтессори “Впитывающий разум ребёнка”,
- Джон Грей “Дети с небес” — очень хорошая книга о воспитании детей, принципах позитивного родительства.
- Знать этапы развития ребёнка; типы детей; типы интеллекта детей.
Рекомендую книги: Р. Нарушевич “Мамам и папам детей с небес”
- По возможности, сделать натальную карту ребёнка с расшифровкой.
- Знать, как воспитывать мальчика, а как девочку.
Рекомендую книги:
- Уилльям Поллак “Настоящие мальчишки” — лучшая книга для мам мальчиков. И жён. И мужчин. Помогает увидеть, как именно мужчины становятся такими, что жить с ними потом трудно — молчаливыми, неэмоциональными, раздражительными.
- Януш Корчак “Как любить ребёнка” — в книге говорится о том, что что родители толком и не любят своих детей, они переполнены эгоизмом. О том, что ребёнок с рождения — уже личность и никому не принадлежит.
- Понимать различия в конституции тела, чтобы у ребёнка не возникали комплексы.
Рекомендую книги: Давид Фроули “Аюрведа и ум” — отлично описывает 4 конституции человеческого тела и связь тела и черт характера.
- Читать книги, которые вдохновляют на позитивное родительство:
- Гордон Ньюферд, Габор Матэ “Не упустите своих детей!” — уникальная книга о привязанности, как основе здоровых отношений с детьми. Помогает понять многое — и в себе, и в близких, и в детях;
- Франсуаза Дольто “На стороне ребёнка” — уже классика в психологии, но очень полезна для родителей — посмотреть на ребёнка иначе. Будучи с ним на одной стороне баррикад. Есть аналогичная книга про подростков;
- Хелен Анделин “Всё о детях” — очень полезное пособие от мамы 8 детей.
Тест на предрасположенность человека к сфере труда
Изучив все перечисленные выше темы, вы без труда сможете определить призвание вашего малыша. А для начала, можете провести тест на предрасположенность к сфере труда ребёнка: положите на пол книгу, орудие труда (скалка, молоток, ножницы или другое), оружие (пистолет или нож), деньги. Постарайтесь подобрать предметы неярких тонов, чтобы все примерно были одного размера (деньги пусть остаются в неизменном виде). Предметы можно взять по вашему усмотрению, главное, чтобы они отражали природу своего использования. Осторожно, спокойно предложите ребёнку выбрать понравившийся предмет. Этот тест можно проводить как с младенцами, так и с детьми сознательного возраста. В младенчестве выбор делается на интуитивном уровне, что понравилось больше. Детки постарше делают уже осознанный выбор.
Ключ к тесту:
- Книга. Эти люди принадлежат к категории учёных (юристы, психологи, астрологи, адвокаты, учителя, врачи). Для таких детей важно познание всего нового, они наблюдательны, и это качество стоит развивать в них. Такие дети могут отстранять от игры. Здесь главная ошибка всех родителей — это всеми силами стараться вовлечь ребёнка в игру, в общение с детьми. Этого делать не стоит. Из наблюдения за остальными они возьмут всё необходимое. Идите за ребёнком туда, куда он вас тянет или зовёт. Слушайте его язык тела. Дети этой категории хорошо воспринимают введение в семье правил, законов, семейных традиций.
- Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: главное качество здесь — это честность, правдивость. Согласитесь, что в перечисленных профессиях, относящиеся к данной категории людей, честность является важным и определяющим качеством. Во-вторых, умение прощать. И умение правильно передавать свои мысли. Для этого рекомендуется с такими детьми читать и пересказывать рассказы, учить стихи и приучать правильно их рассказывать. Необходимо развивать ораторское мастерство.
- Оружие. Эти люди принадлежат к категории защитников (лидеры, руководители, управленцы, военные, полицейские, президенты, администраторы). Предназначение кшатриев составляют защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Такой ребёнок любит общение. Больше сам создаёт поводы для общения, собирает детей ради идеи поиграть во что-то. Кшатриям прощаются гнев и другие проявления страсти, так как это является их природой и необходимо для выполнения ими своего долга — защиты.
- Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: благочестие, благонравие, заботу о других, силу, выносливость.
- Деньги. Эти люди принадлежат к категории управленцев (предприниматели, бизнесмены, банкиры, торговцы, все те, кто извлекают прибыль). Такой ребёнок любит всё коллекционировать. Он тащит домой камни, собирает открытки, любит обмениваться игрушками. Такой ребёнок очень активен, любит организовывать детей в игры и извлекать из этого выгоду. Очень расчётливый. Может убраться в комнате за подарок или деньги.
- Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: во-первых, этого ребёнка надо научить всех прощать, т.к. в бизнесе часто обманывают и, чтобы для него это не было очередным ударом, он должен учиться прощать. Во-вторых, такого ребёнка стоит учить щедрости. Но щедрость должна быть в правильном направлении. Например, отдать машинку своему соседу, потому что она больше не интересна ребёнку — это не щедрость. А вот собрать свои игрушки, которыми ребёнок больше не играет, и передать их вместе с родителями в малообеспеченные семьи — это щедрость. Щедрость должна быть осознанной. Это качество важно в бизнесе, т.к. в бизнесе надо уметь вкладывать, и вкладывать деньги осознанно, а не по наитию, чтобы потом не остаться ни с чем.
- Орудие труда. Эти люди принадлежат к категории рабочие (все виды искусства, певцы, сельское хозяйство, бухгалтера, служащие, менеджеры, секретари, рабочие и др.). Такие детки любят собирать конструкторы, рисовать, разукрашивать, лепить. Они любят работать.
- Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: во-первых, это уважение к старшим. Плох тот работник, который не уважает своего начальника. Поэтому, чтобы ребёнок был удовлетворён в будущем, ему необходимо научиться принимать авторитет старшего уже с малых лет. Конечно, это качество годится для всех категорий людей, но для этой категории людей это особенно важно. Во-вторых, такие люди чаще всех свой творческий труд ставят выше денег, заработка. Поэтому, некоторым родителям придётся принять тот факт, что ребёнок будет зарабатывать себе на жизнь не всегда стабильно, но с удовольствием рисуя портреты.
Этот тест показывает, к какой сфере труда предрасположена природа человека. Исходя из своего опыта, могу сказать, что я проводила этот тест со своими детками несколько раз (в разные возраста). За всю историю попыток мой сын брал два предмета: книгу и деньги. До трёх лет ребёнок и вправду, не любил общение в песочнице с другими детьми, уходил разглядывать букашек, когда остальные лепили куличики. А после 3-х он стал сам организовывать ребятишек. То в семью играть, то в такси. И так может быть. Сейчас стараюсь развивать в ребёнке качества характера, согласно этим двух группам. Согласитесь, и врачи бывают разные: есть те, кто открывают свои клиники, есть врач, который только лечит, а есть медсёстры.
Здесь главное для родителей постоянное самосовершенствование в вопросе раскрытия таланта своего ребёнка и постоянное сдерживание мыслей и действий в направлении: “Сейчас я сделаю из тебя хорошего человека”. Я знаю, о чём говорю, я тоже являюсь мамой двоих ребятишек, и иногда меня захватывают желания “причинить добро ребёнку”. Главное — вовремя остановиться и просто наблюдать за ребёнком, идти в ту сторону, в которую он идёт, а не тащить лодку против течения.
Если мальчик неоднократно просит подарить ему гитару или пианино, а не ружье и PlayStation, то купите гитару или пианино, запишите его в музыкальную школу и начните сами развиваться в этом направлении. Когда родители и дети заодно — обучение и развитие происходит легко и быстро.
Пример из жизни: знакомые, родители девочки, как и полагается, записали в 4 года девчушку на танцы. После пары уроков, она наотрез отказалась туда ходить. В 5 лет, после просмотра ряда спортивных передач с папой, она заявила, что хочет заниматься дзюдо. Сейчас ей 6,5, и она с радостью бежит на занятия по дзюдо. Природу не скрыть.
Бывают плаксивые дети, их ещё называют “нытики”, которые хнычут по поводу и без. Таких, если особенно, мальчик, называют плаксами, “девчонками”, вечно подбадривают фразами: “да ничего страшного”, “всё хорошо”, “да всё уже нормально”, “не реви, ты ж мужик”. И мало кому в голову приходило набраться терпения, сопереживать ребёнку по его необходимости, быть с ним заодно. Ведь именно такие дети при правильной поддержке в детстве вырастают и становятся отличными психологами, врачами, учителями, способными чувствовать других, сопереживать. Именно такие люди имеют успех в переговорах любой сложности, потому что такие люди способны слышать других.
Зачем всё это надо? Или к чему такие сложности с предназначением?
Оглянитесь вокруг: случаев детской жестокости становится всё больше, возраст людей впервые попробовавших закурить или алкоголь становится всё меньше. Когда я была беременна первым ребёнком, то со мной на УЗИ в очереди сидела девочка 12 лет, у неё двойня, она пошла на аборт. Почему это случается с нашими детьми? Да потому, что взрослые вовремя не разглядели талант ребёнка, не увлекли его тем делом, которым он будет заниматься с удовольствием. Где ваш ребёнок черпает вдохновение? Он психически спокоен? Или наоборот, капризен и пребывает в унынии?
“Будущее принадлежит тем, кто верит в свои мечты!” (Элеонора Рузвельт).
Жизненное предназначение дарит человеку видение и стратегию его жизни, визуализированный образ его будущего, которое ведёт его к устойчивому успеху и самореализации. Такой человек знает, куда, к чему и зачем он идёт! Разве не такого человека хочет видеть каждый родитель в своих детях?
“Найти свою дорогу, узнать своё место в жизни — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою”. (В.Г. Белинский).
Причём успех будто сам приходит к тем, кто живёт согласно своему предназначению. Когда дело доставляет удовольствие, человек с радостью решает даже самые сложные задачи и ставит перед собой всё новые цели. При этом ощущение своей востребованности, ощущение удовлетворения от работы вырабатывает новую энергию, и человек не чувствует усталости. Мы с радостью возвращаемся к любимому делу, мы ищем новые возможности и эффективно достигаем цели. Найдя своё предназначение в жизни, человек даже не замечает, как меняется сама жизнь.
Важно!
Папа — это берега, мама — это река, а дети — это маленькие ручейки. И если берега слабые — речка убегает. Если мама не удовлетворена, если она постоянно раздражена, много работает на нелюбимой работе, устаёт, то и ручейки её не будут счастливы. Конечно, в идеале, всем взять и оказаться на своих местах, на своих любимых работах. Но мы взрослые люди и понимаем, что изменить всё в один раз не получится, а время идёт, а дети питаются от нас.
Вместо того, чтобы сетовать, что вы сами не на своём месте, бросаться искать единственное дело своей жизни, вы забываете о том, что дома у вас уже растут дети. Начинайте учиться новому, и работать на старой работе как следует, а не тоскливо. Лучше делать хоть что-то, чем сидеть, ждать и не делать ничего. Найдите любимое хобби, которое будет вас вдохновлять. Здесь важно отзываться о деле, которым вы занимаетесь, с уважением, с пониманием, и тем более, надо перестать при детях обсуждать своих коллег и боссов. Дети чаще слышат то, что говорят не им.
Взрослые, не надейтесь, что вашу душевную неустроенность, растерянность и тоску решит поиск Предназначения. Наводить порядок в душе — это отдельная работа, рекомендую для начала сходить на консультацию к психологу. Говорят, что “лучше плакать у психолога, чем потом смеяться у психиатра”.
Чтобы ваш ребёнок чувствовал себя уверенно, нёс себя по жизни достойно, развивался согласно своей природе, — родители, сами будьте счастливыми, наполняйтесь хорошими впечатлениями, чтобы дарить любовь, ласку и время своим детям, постоянно самосовершенствуйтесь по пути истины, добра, красоты и любви.
Мы проходим через разные события: переезды, разводы, конфликты. С нами вынуждены проживать тяжелое и дети. Всегда думайте о том, как чувствует себя ваш ребенок. Пройдут годы, всё забудется, что волновало и мучило. А рядом будет человек, психика которого пострадала. И это тяжело. Ведь силы однажды уйдут, и захочется опереться на взрослого сына или взрослую дочь. Но может оказаться, что прошлое живо и мучает его, не дает быть счастливым, успешным, здоровым.
Как узнать, какой сценарий судьбы формируется в психическом поле вашего ребенка?
Дайте ему “волшебную палочку”, карандаш или ручку. В какого животного он себя захочет превратить? Пусть придумает сказку. Хорошо ли ему в этом мире? Чего не хватает? Что делает мама? Что делает папа?
Примеры.
Муха. Спустя годы мы будем в ужасе, как по-хамски с нашим сыном общается его жена. Но ведь сами сформировали этот ничтожный образ насекомого. Нет силы, нет уверенности, нет любви к себе. Сценарий трудной судьбы.
Тигрёнок. Мама-тигр и папа-тигр. Он в своей стае, он свой. Ему хорошо и спокойно. Завтра сядет за уроки. Есть силы на учёбу. Не страдает здоровье, тянутся одноклассники. Всё получается. Сценарий лидера.
Не пугайтесь фантазий ребенка. Его психика пластична. Может, сказал про муху потому, что посмотрел интересный мультик. А муха там супер-герой. А может и не смотрел. Есть тики или энурез. Мучают страхи, застенчив или расторможен. Часто жалуется на боли в животе. Каково ему быть? Кем себя видит? Кем видит вас? Всмотритесь без страха, вины и стыда. И просто любите. Больше ничего не нужно. Десять ложек любви. Одна – строгости. А не наоборот. И мы хотели бы – такого. Всё можно изменить. Сейчас. “Я люблю тебя. Ты мне дорог. Ты хороший – просто так”. И через минуту муха превратиться в льва. Так меняется судьба. И ваша тоже.
Девушка, 20 лет. Страх смерти. Ходит по врачам, хотя абсолютно здорова. Уверена, скоро умрет от рака. В душе печаль. Папа ушел много лет назад. Уже всё прожито и забыто. Но душа ребенка – с ним. “Ты пьешь и не хочешь жить. И я с тобой, папа. Жить не хочу”. Тянет в смерть скрыто, а на поверхности страх смерти. В сценарии она и папа вместе, одинаковы. Час работы и смеётся. “Папа, спасибо! Пусть ты выбрал такой путь, я могу выбрать другой”. Но не все “верят” в психологию. Кто-то идёт к гадалкам. Что скажут? Хорошо, если это обманщица и даст надежду. А если, правда, видит скрытую динамику и даст ей движение? Страшные вещи.
Записывайте сказки ваших детей. Главное, чтобы его образ себя был красивым и сильным. Тогда всё сложится.
Каждый человек рождается, у него есть предназначение.
Предназначение можно разделить на три простые вещи — убрать весь «мусор» из себя, осознать свою структуру (что человек должен делать) и жить от этого, и как частный аспект — нахождение правильного партнера. То есть семья, рождение детей, вычищение своего хлама, понимание своей задачи и следование этой задаче.
Соответственно если человек ищет, то ему легче, проще. А если не ищет, то его природа, план бога, законы космоса, начинают принудительно к этому вести. Начинаются какие-то повторяющиеся ситуации. Поэтому в принципе любой человек, который не занимается духовной практикой, при достаточно хорошем астрологе и компьютере может рассчитать всю жизнь буквально до пяти минут. Человек функционирует как робот. Поэтому хорошо зная воздействие тех или иных звезд, планет можно рассчитать жизнь человека достаточно точно. Если человек не включает свою волю и не хочет жить как человек.
Больше 70% людей живут как роботы в матрице, они не живут. Они живут как компьютер, по программе. Когда вы начинаете включать свою собственную волю, вы можете корректировать свою судьбу. И этот некий путь, который как бы предрешен, предначертан — взять и изменить его.
Что такое судьба ? Разворачивание вашей программы. Если вы эту программу не откорректируете, то совершенно четко можно рассчитать, при наличии тех или иных грехов, комплексов, программ что с вами будет.
Например в какой-то год будет плохо со здоровьем, потому что будут идти определенные космические влияния. Если человек слаб и к этому моменту не скорректирует свой характер, то есть не станет здоровее и т.д. Он просто в этот момент помрет. Если человек начинает что-то делать, когда приходит этот период, он уже готов, и он не помрет — все у него хорошо, свою судьбу он изменил.
Как узнать судьбу ребенка ? Это надо к специалистам идти, больше никак. Как помочь в судьбе ? Должны быть выяснены моменты, о которых выше говорил, какой хлам в ребенке, что сами родители уже успели на него навешать, что досталось по роду, какие у него самого кармические грехи, какие задачи.
И с максимально раннего возраста это все зачищать, чтобы эта информация не формировала дальнейшее развитие событий его жизни. В том числе и методом подбора имени.