И все это время отмечено персоналиями, значимыми фигурами, именами. Подчас ключевыми для всей дальнейшей библейской, а то и мировой, истории. Стоит ли удивляться числу почитаемых в христианстве святых? И, соответственно, обширнейшей христианской иконографии? Если же не ограничиваться православной иконографией, то католическая иконография не менее обширна и интересна.
Правда, всегда ли мы понимаем, кто изображен на иконе, картине или скульптуре? Конечно, наиболее популярные православные святые и/или сюжеты знакомы. Даже люди, от церкви далекие, узнают Николая Мирликийского, Георгия Победоносца, Матрону Московскую, Богородицу с Младенцем.
Фото: Depositphotos
Кстати… Уже здесь, при невнимательности, возможна путаница. Если бегло скользнув по иконе взглядом, мы видим женщину с нимбом и младенцем на руках, мы однозначно «поймем», что перед нами изображение Богородицы. А ведь в христианской иконографии есть еще, по меньшей мере, два схожих сюжета.
Так, изображение Марии с Младенцем может быть очень схоже с… изображением Святой Анны (матери Марии), держащей на руках саму маленькую Марию. Естественно, одетую по-женски — так взгляд-то беглый (да-да, икону рассматривают иначе, но давайте будем реалистами…), а Младенец-Христос может быть одет в длинную одежду (как, например, на Владимирской иконе Богоматери). Зримое, даже на первый взгляд, отличие — Богородица, даже в детстве, изображается с головой, покрытой платком-омофором, одеянием взрослой, замужней женщины.
Фото: ru.wikipedia.org
Встречается и еще один сюжет, изображающий женщину с ребенком: св. Елизавета и Иоанн Креститель. Отличить его от ребенка-Иисуса можно по атрибуту: в руках Иоанна видим крест, отрубленную голову, иногда — чашу с лежащим в ней Христом, чаще ребенком; свиток с пророчествами о пришествии Христа.
В западной живописи Иоанн может изображаться с агнцем… Но с агнцем или вообще в образе пастуха мог изображаться и сам Христос. Еще один характерный признак — Иоанн часто изображается на фоне пустыни.
Фото: Общественное достояние
Атрибуты есть у многих святых. А некоторых и различишь-то разве что по характерным для них символам. Попробуем?
Например, всем известно, что четверо евангелистов изображаются с книгами или свитками. Но кто из четверых — кто? Каждый из них традиционно ассоциируется с одним из мистических существ из видений Иезекииля и апостола Иоанна.
Которые и «сопровождают» святых на изображениях:
Фото: Общественное достояние
- с Матфеем изображается ангел или человек (символ земного воплощения Бога);
- с Иоанном — орел (символ нисхождения Святого Духа и/или Вознесения);
- с Лукой — бык (жертвенность);
- с Марком — лев (могущество, сила и слава Божьи).
Но не все так однозначно.
Книга и свиток — популярные символы, фигурирующие во многих сюжетах и восточной, и западной иконографии. И лев — атрибут не только апостола Марка, но и святого Иеронима. Которого часто так и изображают: с книгой (как знаменитого переводчика, создателя Вульгаты!) и львом.
Фото: ru.wikipedia.org
Правда, у Марка лев — крылатый. Должен быть крылатым. Но практика здесь не всегда следует теории…
Отшельника-Иеронима часто изображают в пустыне, и это могло бы стать отличительным признаком. Вот например… впрочем, это снова Марк, проповедовавший в Африке…
Как же их различить? Например, по одежде. Иеронима, жившего позже, носившего сан и работавшего при папском дворе, часто изображают в священническом или кардинальском облачении.
То есть атрибутами святых выступают предметы, связанные с их жизнью или деятельностью. Как, например, сосуд с миром в руках Марии Магдалины, крест и храм — у князя Владимира и княгини Ольги.
Фото: ru.wikipedia.org
Или лев того же св. Иеронима. В отличие от символического — и потому обычно крылатого — льва евангелиста Марка.
А еще львы (и пустыня!) могут встречаться в иконографии Павла Пустынника — по преданию, именно они вырыли для святого могилу. Есть у него еще один «зверь» — ворон, приносивший святому отшельнику пищу.
Символическими оказываются и атрибуты апостола Иакова: морская раковина-гребенка и посох, символизирующие паломничество к мощам апостола (и возможно, его собственный путь) через всю Европу, к северному побережью Испании. Откуда паломники и привозили те самые раковины-«сувениры» в знак того, что они дошли до конечного пункта маршрута.
Фото: ru.wikipedia.org
И конечно, ветхозаветные пророки, неизменно присутствующие в православном иконостасе, традиционно изображаются со свитками соответствующих пророчеств.
Самыми, пожалуй, странными выглядят атрибуты типа лежащих на блюде женских грудей (св. Агата/Агафья), зубов (св. Аполлония), глаз (св. Луция), или… содранной кожи «св. Варфоломей».
На самом деле, удивляться нечему. Так изображались символы мученичества: отрезанные груди, вырванные глаза, выбитые зубы, снятая кожа — символы, сродни отсеченной голове Иоанна Крестителя.
Изображаются и орудия пыток и казней, типа меча у той же св. Луции, камней св. Стефана или стрелы у св. Севастьяна.
Фото: Общественное достояние
И конечно, косой и перевернутый кресты апостолов Андрея и Петра и меч апостола Павла. Мечом Павел не воевал, а был им казнен.
Больше всего атрибутов, наверное, у Николая Мирликийского. Часть из них связаны с событиями жизни архиепископа Николая — не важно, реальными или легендарными. Здесь Евангелие и омофор (по преданию, коллеги-архиереи видели во сне, как Господь сам вручает Николаю Евангелие, а Богородица — надевает епископский омофор); корабль (спасенный по молитве Николая); три мешочка с золотом, тайком подброшенные трем бедным сестрам; три спасенных ребенка в бочке.
А вот меч и храм в руках (икона Николая Можайского) появились именно в русской иконографии благодаря заступничеству и защите Можайска от врагов по молитве горожан.
Фото: ru.wikipedia.org
Впрочем, меч и вообще оружие, разумеется, выступает и чисто воинским атрибутом святых, при жизни связанных с военным делом. Таковы Георгий Победоносец или Иоанн Воин. В русской иконографии в воинском облачении традиционно изображается Александр Невский. Иногда — Дмитрий Донской. И даже Андрей Боголюбский (роспись Успенского собора в Кинешме, Ивановской области). Хотя и Андрея, и Дмитрия куда чаще изображают в княжеской одежде, а Александра — в монашеской. Тем не менее различить святых воителей на иконах зачастую можно лишь по надписям.
Впрочем, Александра иногда изображают на фоне битвы или пейзажа (кажется, это свойственно современным иконам!), Дмитрия — на фоне белокаменного города. Но здесь возможны варианты: например, Александр Невский с церквями на заднем плане.
Фото: ru.wikipedia.org
Ну, а образ Андрея Боголюбского в принципе редко встречается…
Но есть и куда более «читаемые» сюжеты и атрибуты. Вернемся к тому, с чего начали.
Что мы увидим в изображении мужчины с отрубленной головой? Или женщины, несущей все ту же мужскую голову? Вероятно, популярный сюжет усекновения главы Иоанна Предтечи.
И скорее всего, это так, особенно если речь о православной иконе и России. Но и здесь возможны варианты. Если же взять западную иконографию, то вариантов этих наберется немало.
Вот, например, Святой Дионисий.
Фото: Общественное достояние
А здесь — сразу трое, святые Феликс, Регула и Экзюперантий. Как нетрудно догадаться, всем, как и Иоанну Крестителю, отрубили головы.
Впрочем, есть в католической иконографии сюжеты, где отрубленную мужскую голову несет женщина. Или две женщины. Вполне опознаваемые как Иродиада и Саломея с головой все того же Иоанна Крестителя. Или Юдифь и служанка с головой Олоферна.
Как различать столь похожие сюжеты? По разному эмоциональному наполнению. Иродиада и Саломея — персонажи отрицательные, Юдифь — положительный. И именно ее изображают с головой в одной руке и мечом или ножом в другой. Или и вовсе — непосредственно в момент убийства.
Фото: ru.wikipedia.org
Все это мы увидим скорее в западной иконографии.
И разумеется, мы кратко коснулись лишь некоторых атрибутов наиболее популярных образов святых. Коих в христианстве бесчисленное множество, как и сюжетов. Так что продолжение следует…
Принцип действия системы опознаний такой: новые изображения, которые надо опознать, выводятся выше старых, и помечаются красной (недовольной) мордашкой – их надо опознавать. Владелец информируется о каждом ответе по email. Когда после нескольких одинаковых ответов владелец решит, что опознание верно, он завершит его. Завершенные опознания отмечены зеленой (веселой) мордашкой и находятся в конце списка. Их опознавать не надо, за исключеним случаев, когда предложенное опознание явно неверно; однако, при ответе на завершенное опознание владелец изображения не получит извещения о новом ответе.
Добавлять изображения на опознание и опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения… Вход | Регистрация.
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-25 14:47:15 Владелец: Anastasia90 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов: 1. Последний ответ: Преподобный Тихон, Калужский чудотворец. http://pravicon.com/icon-3005 |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-25 14:46:46 Владелец: Anastasia90 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-25 14:46:36 Владелец: Anastasia90 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-25 14:46:07 Владелец: Anastasia90 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-25 14:46:06 Владелец: Anastasia90 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-24 20:44:47 Владелец: sergiotel1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-24 20:43:02 Владелец: sergiotel1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-22 20:34:15 Владелец: Gena22 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-21 21:25:40 Владелец: Namorul Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы “Феодоровская”. Предположительно п.Холуй Владимирской губернии, 19 в. http://pravicon.com/icon-342 |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-21 21:19:04 Владелец: Namorul Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Предположительно Икона Смоленская Покров Пресвятой Богородицы Размер: 32,3 х 25 см. Ответов: 2. Последний ответ: Написано: Смоленская Пресвятая Богородица. Пресвятая в принятом сокращении. Слова Покров здесь нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-21 20:01:25 Владелец: haidar Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов: 3. Последний ответ: Художественной ценности не представляет, т.к. это литография, хотя и начала прошлого века. Но духовную или как память о родных – несомненно. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-21 20:01:07 Владелец: haidar Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-16 06:41:29 Владелец: kon211990 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-13 11:53:54 Владелец: Nikdmgen Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Помогите узнать название данной иконы. Ответов: 1. Последний ответ: Данный о браз Богородицы называют чуть по разному, но смысл один.”Помощница в родах”, “Помощь в родах”, “Помогательница женам чады рождати”. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-11 12:13:37 Владелец: Nosatik Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Помогите опознать святого на иконе. Досталось от прапрабабушки. Была у недобросовестных людей, поэтому в плохом состоянии и не имеет надписей Ответов: 3. Последний ответ: Может при разрушении церкви взяли и сохранили. По Вашим возможностям – можно принести фото в храм и если священник согласится поставить у себя – отреставрировать и отдать. Может священник сам сможет отреставрировать. Главное – не выкидывайте просто […] |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-02-06 00:46:10 Владелец: Marina111 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Здравствуйте, помогите пожалуйста опознать икону. Икона досталась от прапрабабушки. Сохранена хорошо, находится в деревянном киоте. Надписи, судя по всему, находятся под ризой. Сзади наклеен защитный слой из газеты за 1923 год. Ответов: 2. Последний ответ: Больше всего Ваш образ сходен с образом Богородицы Избавительница из предложенных Вами вариантов. более точно – надо хорошие фото. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-01-29 23:36:46 Владелец: Sergey85 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Вот очень похожее изображение св. Великомученицы Екатерины, подходящее,как мне кажется, для понимания кто на иконе размещенной ранее. Но смысл образа с завесой и венцом конечно совсем другой… Ответов: 18. Последний ответ: Сергей! На здоровье! Очень приятно участвовать в теме, когда она по-настоящему интересна и волнует того, кто обращается с вопросом. Это здесь бывает, но крайне редко! Всего самого доброго! И как договорились, если что узнаете про заказчицу иконы, об […] |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-01-27 21:19:07 Владелец: Akcihiy Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Ответов нет. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-01-27 18:42:20 Владелец: Nikols36 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Ответов: 7. Последний ответ: Спасибо большое! |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-01-27 10:21:55 Владелец: marinakova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Вот икона – Обручение вмц.Екатерины. А на предоставленной Вами иконе – Венчание вмц.Екатерины! Ответов: 20. Последний ответ: Можно сказать – к небу, а можно сказать к Жениху Небесному! |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-01-26 23:58:35 Владелец: Sergey85 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Какие-либр еадписи на иконе отсутствуют. Возможно изображение когда – то было ростовым, т.к.есть следы спилов вверху и снизу иконы. Ответов: 16. Последний ответ: Благодарю за подробный ответ, за участие. Написал на другом сайте Тульская, т.к.в те годы эта местность была Тульской губернией, а сейчас уже Московская. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-01-17 21:34:52 Владелец: Magic13 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Ответов: 4. Последний ответ: Существо иди на х… Пока тебя не послали , тебе реально не хватает внимания мужского, раздувать такую проблему из мелочи. |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-01-09 19:55:58 Владелец: DimasKirill Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Добрый день! Осталась от бабушки икона. По сторонам изображения 4-х святых. Пока дополнить нечего. Ответов: 4. Последний ответ: еще раз повторюсь определить конкретно не возможно одна из преподобных или преподобномучениц нет ни каких особых отличий вверху слева Архангел Михаил http://pravicon.com/icon-450 ниже похоже по надписи Надежда Римская, мц. http://pravicon.com/ […] |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2023-01-04 15:00:33 Владелец: SGS Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Впервые увидела эту икону. Кто на ней изображен и в чем её символичность? Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы “Печерская (Киево-Печерская, Свенская-Печерская; с предстоящими Антонием и Феодосием со свитками)” http://pravicon.com/icon-290 Икона Пресвятой Богородицы “Печерская (Свенская, с коленопреклоненными Антонием и Феодосие […] |
Опознать / читать ответы |
Добавлено на опознание: 2022-12-26 19:00:34 Владелец: Kristina Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… Описание владельца: Здравствуйте! Буду очень благодарна, если кто-то поможет опознать икону. Заранее благодарю! Ответов: 5. Последний ответ: Невероятно интересно! Икону подарили. Хотелось бы больше узнать. Спасибо! |
Викторина
Узнай святого на картине! Пройди тест «Фомы»
Караваджо, Босх, Репин… Многие известные художники обращались к библейским сюжетам и жизнеописаниям святых. Попробуйте угадать святых на картинах мастеров живописи!
Начать викторину
Какого святого изобразил фламандский художник Давид Тенирс Младший?
Святого Иеронима перед латинским текстом Библии
Святого Иоанна Крестителя в молитве
Святого Антония в окружении демонов в разных обличиях
Это картина «Искушение святого Антония» (ок. 1645) Давида Тенирса Младшего. В двадцать лет Антоний (IV в.) решил отречься от земных благ и удовольствий, удалившись в пустыню. Там, в одиночестве, он посвятил жизнь Богу. В часы уединения пустыннику много раз являлся дьявол в разных обличиях, искушая его. Однако Антоний стойко выдерживал любое испытание. Именно искушение святого Антония — основателя христианского монашества — стало очень популярной темой в живописи. У Давида Тенирса Младшего есть даже несколько картин, на которых демоны окружают святого старца. Образ Антония у художника соответствует традиции изображения этого святого в искусстве: монашеские одежды, нашитый на плече крест в форме буквы «Т» и сонм демонов в обличие монстров и зверей вокруг молящегося святого.
Это картина «Искушение святого Антония» (ок. 1645) Давида Тенирса Младшего. В двадцать лет Антоний (IV в.) решил отречься от земных благ и удовольствий, удалившись в пустыню. Там, в одиночестве, он посвятил жизнь Богу. В часы уединения пустыннику много раз являлся дьявол в разных обличиях, искушая его. Однако Антоний стойко выдерживал любое испытание. Именно искушение святого Антония — основателя христианского монашества — стало очень популярной темой в живописи. У Давида Тенирса Младшего есть даже несколько картин, на которых демоны окружают святого старца. Образ Антония у художника соответствует традиции изображения этого святого в искусстве: монашеские одежды, нашитый на плече крест в форме буквы «Т» и сонм демонов в обличие монстров и зверей вокруг молящегося святого.
Это картина «Искушение святого Антония» (ок. 1645) Давида Тенирса Младшего. В двадцать лет Антоний (IV в.) решил отречься от земных благ и удовольствий, удалившись в пустыню. Там, в одиночестве, он посвятил жизнь Богу. В часы уединения пустыннику много раз являлся дьявол в разных обличиях, искушая его. Однако Антоний стойко выдерживал любое испытание. Именно искушение святого Антония — основателя христианского монашества — стало очень популярной темой в живописи. У Давида Тенирса Младшего есть даже несколько картин, на которых демоны окружают святого старца. Образ Антония у художника соответствует традиции изображения этого святого в искусстве: монашеские одежды, нашитый на плече крест в форме буквы «Т» и сонм демонов в обличие монстров и зверей вокруг молящегося святого.
Какую святую изобразил здесь Караваджо?
Святую Ирину. Колесо рядом с ней — символ мира
Святую Маргариту. В ее руках меч, которым, по легенде, она убила дьявола
Святую Екатерину. Меч — намёк на ее кровь, пролитую за Христа
На картине «Святая Екатерина Александрийская» (ок. 1598–1599) Микеланджело Меризи да Караваджо изобразил святую в богатых одеждах своего времени. Она стоит на коленях на большой красной подушке, опираясь на сломанное колесо. Колесо — символ мученичества Екатерины Александрийской (III в.). Согласно жизнеописанию святой, она отказалась принять языческую религию. Тогда женщину подвергли пыткам с помощью колеса с острыми зубцами. Однако колесо внезапно сломалось, и Екатерина осталась жива. Также на картине Караваджо святая осторожно держит меч, кончик которого окрашен красным цветом. Как считают многие искусствоведы, это намёк на пролитую мученицей кровь: когда Екатерина отклонила предложение языческого правителя стать его женой, ей отсекли голову.
На картине «Святая Екатерина Александрийская» (ок. 1598–1599) Микеланджело Меризи да Караваджо изобразил святую в богатых одеждах своего времени. Она стоит на коленях на большой красной подушке, опираясь на сломанное колесо. Колесо — символ мученичества Екатерины Александрийской (III в.). Согласно жизнеописанию святой, она отказалась принять языческую религию. Тогда женщину подвергли пыткам с помощью колеса с острыми зубцами. Однако колесо внезапно сломалось, и Екатерина осталась жива. Также на картине Караваджо святая осторожно держит меч, кончик которого окрашен красным цветом. Как считают многие искусствоведы, это намёк на пролитую мученицей кровь: когда Екатерина отклонила предложение языческого правителя стать его женой, ей отсекли голову.
На картине «Святая Екатерина Александрийская» (ок. 1598–1599) Микеланджело Меризи да Караваджо изобразил святую в богатых одеждах своего времени. Она стоит на коленях на большой красной подушке, опираясь на сломанное колесо. Колесо — символ мученичества Екатерины Александрийской (III в.). Согласно жизнеописанию святой, она отказалась принять языческую религию. Тогда женщину подвергли пыткам с помощью колеса с острыми зубцами. Однако колесо внезапно сломалось, и Екатерина осталась жива. Также на картине Караваджо святая осторожно держит меч, кончик которого окрашен красным цветом. Как считают многие искусствоведы, это намёк на пролитую мученицей кровь: когда Екатерина отклонила предложение языческого правителя стать его женой, ей отсекли голову.
Кто изображен на картине Михаила Нестерова?
Сергий Радонежский, который накормил голодного медведя, пришедшего к его хижине
Андрей Первозванный, который во время отшельничества приручил медведя
Серафим Саровский, который угостил дикого медведя медом из своих ульев
Преподобный Сергий (XIV в.) был основателем ряда русских монастырей и образцом монашеской жизни. Художник Михаил Нестеров посвятил преподобному Сергию Радонежскому целый цикл картин, названный «Сергиевским». На полотне «Юность преподобного Сергия» (1897) преподобный изображен в лесу, похожем на сказочный. Юноша стоит на переднем плане в белом длинном подряснике, подвязанном пояском, на котором подвешены черпак и пучок трав. В ногах у Сергия устроился большой бурый медведь. Вот как рассказывает о сюжете картины писатель Борис Зайцев: «Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным».
Преподобный Сергий (XIV в.) был основателем ряда русских монастырей и образцом монашеской жизни. Художник Михаил Нестеров посвятил преподобному Сергию Радонежскому целый цикл картин, названный «Сергиевским». На полотне «Юность преподобного Сергия» (1897) преподобный изображен в лесу, похожем на сказочный. Юноша стоит на переднем плане в белом длинном подряснике, подвязанном пояском, на котором подвешены черпак и пучок трав. В ногах у Сергия устроился большой бурый медведь. Вот как рассказывает о сюжете картины писатель Борис Зайцев: «Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным».
Преподобный Сергий (XIV в.) был основателем ряда русских монастырей и образцом монашеской жизни. Художник Михаил Нестеров посвятил преподобному Сергию Радонежскому целый цикл картин, названный «Сергиевским». На полотне «Юность преподобного Сергия» (1897) преподобный изображен в лесу, похожем на сказочный. Юноша стоит на переднем плане в белом длинном подряснике, подвязанном пояском, на котором подвешены черпак и пучок трав. В ногах у Сергия устроился большой бурый медведь. Вот как рассказывает о сюжете картины писатель Борис Зайцев: «Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным».
Какой святой изображен на картине Иеронима Босха?
Святой Христофор. По преданию, Христос явился ему в виде маленького мальчика
Святой Иосиф. Часто на иконах и картинах он несет Младенца Иисуса
Апостол Андрей. Рыба на его посохе — указание на род занятий (рыбная ловля)
Имя Христофор буквально означает «несущий Христа». На картине Босха святой Христофор (III–IV вв.) изображен в виде великана, который переправляется через реку, неся младенца Иисуса на спине. Это традиционное западноевропейское изображение Христофора связано с историей о том, как он встретил Бога, Которого мучительно искал. Однажды Христос явился к нему в виде мальчика, прося перенести Его через реку. На середине брода Мальчик сделался невыносимо тяжелым. Однако Христофору удалось добраться до противоположного берега. Там мальчик сообщил, что он и есть Иисус, а Христофор нес на спине не только Его, но и тяготы всего мира. В восточной же христианской традиции Христофор часто изображался с головой пса. Согласно одному из преданий, Христофор обладал привлекательной внешностью. И чтобы уберечь себя от соблазнов, попросил Бога обезобразить его.
Имя Христофор буквально означает «несущий Христа». На картине Босха святой Христофор (III–IV вв.) изображен в виде великана, который переправляется через реку, неся младенца Иисуса на спине. Это традиционное западноевропейское изображение Христофора связано с историей о том, как он встретил Бога, Которого мучительно искал. Однажды Христос явился к нему в виде мальчика, прося перенести Его через реку. На середине брода Мальчик сделался невыносимо тяжелым. Однако Христофору удалось добраться до противоположного берега. Там мальчик сообщил, что он и есть Иисус, а Христофор нес на спине не только Его, но и тяготы всего мира. В восточной же христианской традиции Христофор часто изображался с головой пса. Согласно одному из преданий, Христофор обладал привлекательной внешностью. И чтобы уберечь себя от соблазнов, попросил Бога обезобразить его.
Имя Христофор буквально означает «несущий Христа». На картине Босха святой Христофор (III–IV вв.) изображен в виде великана, который переправляется через реку, неся младенца Иисуса на спине. Это традиционное западноевропейское изображение Христофора связано с историей о том, как он встретил Бога, Которого мучительно искал. Однажды Христос явился к нему в виде мальчика, прося перенести Его через реку. На середине брода Мальчик сделался невыносимо тяжелым. Однако Христофору удалось добраться до противоположного берега. Там мальчик сообщил, что он и есть Иисус, а Христофор нес на спине не только Его, но и тяготы всего мира. В восточной же христианской традиции Христофор часто изображался с головой пса. Согласно одному из преданий, Христофор обладал привлекательной внешностью. И чтобы уберечь себя от соблазнов, попросил Бога обезобразить его.
Эпизод из жизни какого святого запечатлел Илья Репин?
Пророка Ионы. Его только что выбросило на берег из чрева кита
Ноя. На опьяненного старца смотрят его сын Хам и двое его друзей
Праведника Иова. Друзья жалеют страдальца, на долю которого выпало множество лишений
Благочестивый страдалец Иов жил задолго до Рождества Христова. На Иова обрушились великие бедствия: он лишился имущества, дети его погибли, а тело покрылось проказой. Однако, несмотря на все страдания, он остался верен Господу. За это Бог исцелил Иова и дал ему вдвое больше того, что тот имел ранее. У Иова родилось много детей, а прожил он еще сто сорок лет. На картине Репина «Иов и его друзья» (1869) Иов предстает нищим и обездоленным стариком, страдающим от болезней, а пришедшие навестить его близкие друзья со страхом и состраданием смотрят на изможденного друга.
Благочестивый страдалец Иов жил задолго до Рождества Христова. На Иова обрушились великие бедствия: он лишился имущества, дети его погибли, а тело покрылось проказой. Однако, несмотря на все страдания, он остался верен Господу. За это Бог исцелил Иова и дал ему вдвое больше того, что тот имел ранее. У Иова родилось много детей, а прожил он еще сто сорок лет. На картине Репина «Иов и его друзья» (1869) Иов предстает нищим и обездоленным стариком, страдающим от болезней, а пришедшие навестить его близкие друзья со страхом и состраданием смотрят на изможденного друга.
Благочестивый страдалец Иов жил задолго до Рождества Христова. На Иова обрушились великие бедствия: он лишился имущества, дети его погибли, а тело покрылось проказой. Однако, несмотря на все страдания, он остался верен Господу. За это Бог исцелил Иова и дал ему вдвое больше того, что тот имел ранее. У Иова родилось много детей, а прожил он еще сто сорок лет. На картине Репина «Иов и его друзья» (1869) Иов предстает нищим и обездоленным стариком, страдающим от болезней, а пришедшие навестить его близкие друзья со страхом и состраданием смотрят на изможденного друга.
Какой святой изображен на картине Леонардо да Винчи?
Картину «Святой Иоанн Креститель» (1513) принято считать последней работой да Винчи. Художник показывает пророка Иоанна с традиционными атрибутами, которые ранее присутствовали на иконах Предтечи: в ветхой одежде и с тонким крестом из тростника. Также пророка часто изображали с воздетым указательным пальцем правой руки. Этот жест символизировал пророчество о явлении Христа. Мастер Леонардо внес в образ Иоанна ряд изменений: измождённого аскета он сделал прекрасным юношей с блестящими кудрями. Это позволило некоторым любителям поисков тайн на полотнах да Винчи засомневаться в том, что на картине изображен Предтеча Христа. Однако подавляющее число искусствоведов единодушны: на полотне художник запечатлел образ Иоанна Крестителя.
Картину «Святой Иоанн Креститель» (1513) принято считать последней работой да Винчи. Художник показывает пророка Иоанна с традиционными атрибутами, которые ранее присутствовали на иконах Предтечи: в ветхой одежде и с тонким крестом из тростника. Также пророка часто изображали с воздетым указательным пальцем правой руки. Этот жест символизировал пророчество о явлении Христа. Мастер Леонардо внес в образ Иоанна ряд изменений: измождённого аскета он сделал прекрасным юношей с блестящими кудрями. Это позволило некоторым любителям поисков тайн на полотнах да Винчи засомневаться в том, что на картине изображен Предтеча Христа. Однако подавляющее число искусствоведов единодушны: на полотне художник запечатлел образ Иоанна Крестителя.
Картину «Святой Иоанн Креститель» (1513) принято считать последней работой да Винчи. Художник показывает пророка Иоанна с традиционными атрибутами, которые ранее присутствовали на иконах Предтечи: в ветхой одежде и с тонким крестом из тростника. Также пророка часто изображали с воздетым указательным пальцем правой руки. Этот жест символизировал пророчество о явлении Христа. Мастер Леонардо внес в образ Иоанна ряд изменений: измождённого аскета он сделал прекрасным юношей с блестящими кудрями. Это позволило некоторым любителям поисков тайн на полотнах да Винчи засомневаться в том, что на картине изображен Предтеча Христа. Однако подавляющее число искусствоведов единодушны: на полотне художник запечатлел образ Иоанна Крестителя.
Кто эта женщина, изображенная на картине Хосе де Риберы?
Анастасия Узорешительница рядом с черепами христианских узников, пострадавших за веру
Праматерь Ева, изгнанная из рая
Мария Египетская, искупающая грехи в пустыне
В молодости Мария Египетская (IV–V вв.) встала на путь соблазнов и вела порочную жизнь. Однажды Марии не удалось войти в храм: словно невидимая рука остановила ее у самого входа. Тогда она поняла, что Господь не пускает ее в святое место за грехи. Осознав нечистоту своей жизни и желая искупления, она удалилась в Иорданскую пустыню, где в уединении, молитве и посте провела почти полвека.
В молодости Мария Египетская (IV–V вв.) встала на путь соблазнов и вела порочную жизнь. Однажды Марии не удалось войти в храм: словно невидимая рука остановила ее у самого входа. Тогда она поняла, что Господь не пускает ее в святое место за грехи. Осознав нечистоту своей жизни и желая искупления, она удалилась в Иорданскую пустыню, где в уединении, молитве и посте провела почти полвека.
В молодости Мария Египетская (IV–V вв.) встала на путь соблазнов и вела порочную жизнь. Однажды Марии не удалось войти в храм: словно невидимая рука остановила ее у самого входа. Тогда она поняла, что Господь не пускает ее в святое место за грехи. Осознав нечистоту своей жизни и желая искупления, она удалилась в Иорданскую пустыню, где в уединении, молитве и посте провела почти полвека.
Викторина
Не стоит расстраиваться!
Караваджо, Босх, Нестеров, Репин… В нашем тесте вы узнали о настоящих шедеврах великих мастеров, вдохновленных библейскими сюжетами и жизнеописаниями святых. Небольшое количество набранных баллов не должно вас расстраивать. Полученные знания намного ценнее высокого результата!
Очень хорошо!
Вам удалось справиться практически со всеми вопросами нашего теста. Поздравляем с хорошим результатом!
Превосходный результат!
Вас смело можно назвать знатоком искусства и жизнеописаний христианских святых. Вы без труда справились со всеми вопросами. Поздравляем!
Как различать святых по атрибутам на изображениях?
05.06.2019
Одно лишь христианство существует больше двух тысячелетий. Немногим меньше — полторы тысячи лет — прошло к тому времени от эпохи Моисея, считающегося основателем иудаизма. И еще четыре с небольшим тысячи лет прошло к тому времени «от Адама». В общем, при таком подсчете нынешний 2019-й от Рождества Христова примерно соответствует 7527 году от Сотворения Мира. Или от Адама.
И все это время отмечено персоналиями, значимыми фигурами, именами. Подчас ключевыми для всей дальнейшей библейской, а то и мировой, истории. Стоит ли удивляться числу почитаемых в христианстве святых? И, соответственно, обширнейшей христианской иконографии? Если же не ограничиваться православной иконографией, то католическая иконография не менее обширна и интересна.
Правда, всегда ли мы понимаем, кто изображен на иконе, картине или скульптуре? Конечно, наиболее популярные православные святые и/или сюжеты знакомы. Даже люди, от церкви далекие, узнают Николая Мирликийского, Георгия Победоносца, Матрону Московскую, Богородицу с Младенцем.
Дева Мария с младенцем Иисусом
Кстати… Уже здесь, при невнимательности, возможна путаница. Если бегло скользнув по иконе взглядом, мы видим женщину с нимбом и младенцем на руках, мы однозначно «поймем», что перед нами изображение Богородицы. А ведь в христианской иконографии есть еще, по меньшей мере, два схожих сюжета.
Так, изображение Марии с Младенцем может быть очень схоже с… изображением Святой Анны (матери Марии), держащей на руках саму маленькую Марию. Естественно, одетую по-женски — так взгляд-то беглый (да-да, икону рассматривают иначе, но давайте будем реалистами…), а Младенец-Христос может быть одет в длинную одежду (как, например, на Владимирской иконе Богоматери). Зримое, даже на первый взгляд, отличие — Богородица, даже в детстве, изображается с головой, покрытой платком-омофором, одеянием взрослой, замужней женщины.
Иконописец Ангелос Акотанос, «Святая Анна с младенцем Марией», Греция, XV век
Встречается и еще один сюжет, изображающий женщину с ребенком: св. Елизавета и Иоанн Креститель. Отличить его от ребенка-Иисуса можно по атрибуту: в руках Иоанна видим крест, отрубленную голову, иногда — чашу с лежащим в ней Христом, чаще ребенком; свиток с пророчествами о пришествии Христа.
В западной живописи Иоанн может изображаться с агнцем… Но с агнцем или вообще в образе пастуха мог изображаться и сам Христос. Еще один характерный признак — Иоанн часто изображается на фоне пустыни.
Святая Елизавета и Иоанн Креститель
Атрибуты есть у многих святых. А некоторых и различишь-то разве что по характерным для них символам. Попробуем?
Например, всем известно, что четверо евангелистов изображаются с книгами или свитками. Но кто из четверых — кто? Каждый из них традиционно ассоциируется с одним из мистических существ из видений Иезекииля и апостола Иоанна.
Которые и «сопровождают» святых на изображениях:
Апостол Матфей (Леви́й), евангелист
- с Матфеем изображается ангел или человек (символ земного воплощения Бога);
- с Иоанном — орел (символ нисхождения Святого Духа и/или Вознесения);
- с Лукой — бык (жертвенность);
- с Марком — лев (могущество, сила и слава Божьи).
Но не все так однозначно.
Книга и свиток — популярные символы, фигурирующие во многих сюжетах и восточной, и западной иконографии. И лев — атрибут не только апостола Марка, но и святого Иеронима. Которого часто так и изображают: с книгой (как знаменитого переводчика, создателя Вульгаты!) и львом.
Апостол Марк
Правда, у Марка лев — крылатый. Должен быть крылатым. Но практика здесь не всегда следует теории…
Отшельника-Иеронима часто изображают в пустыне, и это могло бы стать отличительным признаком. Вот например… впрочем, это снова Марк, проповедовавший в Африке…
Как же их различить? Например, по одежде. Иеронима, жившего позже, носившего сан и работавшего при папском дворе, часто изображают в священническом или кардинальском облачении.
То есть атрибутами святых выступают предметы, связанные с их жизнью или деятельностью. Как, например, сосуд с миром в руках Марии Магдалины, крест и храм — у князя Владимира и княгини Ольги.
Мария Магдалина
Или лев того же св. Иеронима. В отличие от символического — и потому обычно крылатого — льва евангелиста Марка.
А еще львы (и пустыня!) могут встречаться в иконографии Павла Пустынника — по преданию, именно они вырыли для святого могилу. Есть у него еще один «зверь» — ворон, приносивший святому отшельнику пищу.
Символическими оказываются и атрибуты апостола Иакова: морская раковина-гребенка и посох, символизирующие паломничество к мощам апостола (и возможно, его собственный путь) через всю Европу, к северному побережью Испании. Откуда паломники и привозили те самые раковины-«сувениры» в знак того, что они дошли до конечного пункта маршрута.
Апостол Иаков
И конечно, ветхозаветные пророки, неизменно присутствующие в православном иконостасе, традиционно изображаются со свитками соответствующих пророчеств.
Самыми, пожалуй, странными выглядят атрибуты типа лежащих на блюде женских грудей (св. Агата/Агафья), зубов (св. Аполлония), глаз (св. Луция), или… содранной кожи «св. Варфоломей».
На самом деле, удивляться нечему. Так изображались символы мученичества: отрезанные груди, вырванные глаза, выбитые зубы, снятая кожа — символы, сродни отсеченной голове Иоанна Крестителя.
Изображаются и орудия пыток и казней, типа меча у той же св. Луции, камней св. Стефана или стрелы у св. Севастьяна.
Святая Агата
И конечно, косой и перевернутый кресты апостолов Андрея и Петра и меч апостола Павла. Мечом Павел не воевал, а был им казнен.
Больше всего атрибутов, наверное, у Николая Мирликийского. Часть из них связаны с событиями жизни архиепископа Николая — не важно, реальными или легендарными. Здесь Евангелие и омофор (по преданию, коллеги-архиереи видели во сне, как Господь сам вручает Николаю Евангелие, а Богородица — надевает епископский омофор); корабль (спасенный по молитве Николая); три мешочка с золотом, тайком подброшенные трем бедным сестрам; три спасенных ребенка в бочке.
А вот меч и храм в руках (икона Николая Можайского) появились именно в русской иконографии благодаря заступничеству и защите Можайска от врагов по молитве горожан.
Николай Мирликийский
Впрочем, меч и вообще оружие, разумеется, выступает и чисто воинским атрибутом святых, при жизни связанных с военным делом. Таковы Георгий Победоносец или Иоанн Воин. В русской иконографии в воинском облачении традиционно изображается Александр Невский. Иногда — Дмитрий Донской. И даже Андрей Боголюбский (роспись Успенского собора в Кинешме, Ивановской области). Хотя и Андрея, и Дмитрия куда чаще изображают в княжеской одежде, а Александра — в монашеской. Тем не менее различить святых воителей на иконах зачастую можно лишь по надписям.
Впрочем, Александра иногда изображают на фоне битвы или пейзажа (кажется, это свойственно современным иконам!), Дмитрия — на фоне белокаменного города. Но здесь возможны варианты: например, Александр Невский с церквями на заднем плане.
Георгий Победоносец
Ну, а образ Андрея Боголюбского в принципе редко встречается…
Но есть и куда более «читаемые» сюжеты и атрибуты. Вернемся к тому, с чего начали.
Что мы увидим в изображении мужчины с отрубленной головой? Или женщины, несущей все ту же мужскую голову? Вероятно, популярный сюжет усекновения главы Иоанна Предтечи.
И скорее всего, это так, особенно если речь о православной иконе и России. Но и здесь возможны варианты. Если же взять западную иконографию, то вариантов этих наберется немало.
Вот, например, Святой Дионисий.
Святой Дионисий
А здесь — сразу трое, святые Феликс, Регула и Экзюперантий. Как нетрудно догадаться, всем, как и Иоанну Крестителю, отрубили головы.
Впрочем, есть в католической иконографии сюжеты, где отрубленную мужскую голову несет женщина. Или две женщины. Вполне опознаваемые как Иродиада и Саломея с головой все того же Иоанна Крестителя. Или Юдифь и служанка с головой Олоферна.
Как различать столь похожие сюжеты? По разному эмоциональному наполнению. Иродиада и Саломея — персонажи отрицательные, Юдифь — положительный. И именно ее изображают с головой в одной руке и мечом или ножом в другой. Или и вовсе — непосредственно в момент убийства.
«Юдифь» с головой Олоферна
Все это мы увидим скорее в западной иконографии.
И разумеется, мы кратко коснулись лишь некоторых атрибутов наиболее популярных образов святых. Коих в христианстве бесчисленное множество, как и сюжетов. Так что продолжение следует…
Читайте также:
- Визит к ускользающему. Как Иосиф Бродский «оторвался от России»? Часть 1
- Алисин кинозал – 20. Какие мультфильмы про Алису были сняты после Диснея?
- С чего начать читать Стивена Кинга?
- Стивен Кинг: о чем расскажет книга «Жребий Салема»?
- Каким был идеал женской красоты на Руси?
- С чего начать изучение современного искусства?
- Как строили Волго-Донской канал?
- Как Иван Ефремов изменил свои взгляды на жизнь? Поздний период творчества
- Что не так с нашим миром? Кино для умалишенных
- Алисин кинозал – 19. Какие фильмы по сказкам Льюиса Кэрролла были сняты в 1990-е годы?
Чтобы узнать, кто изображен на иконе, нужно посмотреть на надпись рядом с нимбом вокруг головы Христа, Богородицы или святых. Именно надписи рассказывают о том, кто или даже что изображено на святом образе.
В древности они были очень краткими. На греческих иконах Христа могло быть написано слово παντοκράτωρ (Вседержитель). На русских IC ХС, Спаситель, Вседержитель.
Греческие иконы Богородицы подписаны ΜΠ ΘY (Сокращение от двух греческих слов Матерь Божия). На русских иконах еще можно прочитать место прославления образа, например, «Казанская (Иверская, Владимирская, Донская и т. д.) Б(ожия) М (Матерь)» или «Пресвятая Богородица».
Гораздо разнообразнее надписи на иконах святых
Помимо имени подвижника в подписи можно прочитать чин святого — мученик, преподобный, святитель, благоверный князь, страстотерпец, праведник, юродивый (блаженный) и так далее.
Еще на русских иконах иногда можно прочитать о месте подвигов святого — Радонежский, Печерский, Афонский.
У некоторых святых может быть подписано главное качество. Например, Роман Сладкопевец — автор многочисленных песнопений, которые до сих пор звучат в православных храмах.
Иногда надпись на иконе прочитать сложно
Она может быть сокращена, стерта или написана особой вязью, как в ярославских храмах. Тогда стоит обратить внимание на одежду святого, предметы в его руках и другие детали святого образа:
преподобные изображаются в монашеских одеждах,
мученики могут держать в руках орудия мучений,
целители — шкатулку с лекарствами,
цари изображены в коронах или венцах,
святые воины — в доспехах,
юродивые — нагими.