Как найти связанный корень

Да, существует такое понятие в лингвистике, как свободные и связанные корни слов. Свободным назовем корень слова, который образует слово, семантически понятное людям и зачастую существующее само по себе, без приставок и суффиксов, например:

река, дом, стол, стул, рука:

доброта, смелость, красоваться.

А существуют корни слов, которые встречаются только в связке с другими морфемами: приставкой или суффиксом. Сами по себе они для современного человека ничего не выражают. В качестве примера приведу связанный корень -у- в словах:

обуться, разуться, обувь, обувной.

Вспомнился связанный корень -пт-, который в одиночку не встречается, а только в окружении других морфем, которые наполняют смыслом слово:

птенец, птица, пташка, птичница, птичник.

Или вот связанный корень -де- отметим в словах:

надеть, одеть, продеть, переодеть.

В ряде слов заметим связанный корень -ул-:

улица, переулок, закоулок, проулок.

ЧЛЕНИМОСТЬ
И ПРОИЗВОДНОСТЬ
основ

9*

259

Существуют два четко противопоставленных
класса основ — основы нечленимые,
т. е. не делимые на морфы, содержащие
один морф
(дом, конь),
и ч л е н и- м ы е на
морфы, т. е. состоящие из двух
и
более морфов [бор-ец,
нож-ик, по-раз-брос-а-(ть)]
.
Помимо двух рез­ко разграниченных
классов можно выделить большое число
промежуточных, переходных случаев, т.
е. можно говорить о разных степенях
членимости основ

Многие
авторы, рассматривая понятие членимости,
говорят то о членимости слова, то о
членимости основы, но, по существу,
изучают, одну и ту же проблему, которую
все же точнее назвать членимостью
основы, так как слова типа
вод(а), бел(ый), ид(у),

содержащие одно- морфемную основу +
морфему-флексию, обычно называют
нечлени­мыми. Таким образом, слово с
нечленимой основой называют нечлени­мым
словом, слово с членимой основой —
членимым словом, т. е. здесь принято то
же словоупотребление, что и по отношению
к словам с производными/иепроизводными
основами, которые называют соот­ветственно
производными/непроизводными словами.

Большая или меньшая членимость основы
зависит от ряда факторов. Ослабление
степени членимости осно­вы наблюдается
тогда, когда одна из частей слова
(кор­невая или аффиксальная) в каком-либо
отношении де­фектна. Рассмотрим эти
случаи.

§ 9. Связанные корни

Суффиксы и приставки отличаются от
корней тем, что они не имеют в языке
самостоятельного употребле­ния (см.
гл. 1).
Они всегда находятся при корне слова,
как бы «привязаны» к нему. Корни же
употребляются и в соединении с
деривационными аффиксами
(дом-ик, пра-дед, лимон-н-ый),

и без них
(дом, дед, лимон).
Однако
существуют слова, корни которых живут
в языке только в соединении с суффиксами
и приставками, т. е. как бы в «связанном»
виде. Основы таких слов назы­вают
связанными
(термин Г. О. Винокура). Однако
точнее в таких случаях было бы говорить
о связанных корнях.

Связанные корни находим в словах
свергнуть, от­вергнуть, низвергнуть;
добавить, отбавить, прибавить, добавка,
прибавка, прибавление; вонзить, пронзить.
Связанные корни по ряду
признаков отличаются от сво­бодных
корней (лишены способности употребляться
вне связи с деривационными морфемами;
обязательно должны повторяться в ряде
слов). Они не являются полноценными
корнями. Поэтому их предложено назы­вать
радиксоидами
(от лат. radix —
корень и гр. -oid — подобный).
Термин «радиксоид» введен А. А.
Ре­форматским.

Разберем для примера слова с радиксоидом
верг-/ верж-.
Он встречается
в ряде глаголов с приставками (ввергнуть,
свергнуть, низвергнуть, отвергнуть)

и в от­глагольных существительных
(низвержение, свержение, извержение).

В современном языке радиксоид
верг-/ верж-
сам по себе
непонятен. Его значение можно вы­вести
только из состава тех слов, в которые
он входит. В XVIII в. глагол
вергнуть
(со значением
‘кинуть, бро­сить’) еще мог употребляться
свободно (без приставок) в торжественном
книжном языке, однако в живой речи он
был уже неупотребителен. В современном
языке многие слова с радиксоидом
верг-
делятся на морфемы
благодаря тому, что они составляют
группу противо­поставленных в смысловом
отношении слов. Значение приставок в
них выступает вполне отчетливо:
ввергнуть в бездну

(направление действия внутрь, ср.:
ввести, входить, вдвинуть), отвергнуть
предложение
(направле­ние
действия от чего-нибудь, ср.:
отбросить, откинуть), свергнуть царя,
низвергнуть тирана

обоих случаях направление действия
вниз, ср.:
сбросить царя, низри­нуться с горы),
извержение вулкана, вулкан изверг лаву
(направление действия
изнутри чего-нибудь).

В индивидуальном поэтическом сознании
радиксоид верг-/верж-
может вычленяться из состава слова и в
какой-то степени осмысляется. Так, В. В.
Маяковский употребляет его как
самостоятельное слово:
Встаньте, ложью верженные ниц…

Особый разряд слов со связанными корнями
состав­ляют иноязычные заимствования:
агит-ировать, агит­ация, агит-атор;
изол-ировать, изол’-ация, изол’-атор;
спекул-ировать, спекул’-ация, спеку
л’-ант.
В этих сло­вах
имеются связанные корни
агит-, изол’-, спекул’-
и
суффиксы со значением действия,
отвлеченного дейст­вия и действующего
лица или предмета. Слова такого рода
хорошо членятся, так как входят в двойные
ряды соотношений — слов с тем же аффиксом
и слов с той же основой. Ср. также:
тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм,
эго-ист.

Отметим следующие особенности слов с
радиксои- дами:

  1. Численность слов с радиксоидами
    различна. Она зависит от характера
    значения слова, от принадлеж­ности
    слова к той или иной части речи, а также
    от нали­чия в языке слов, соотносительных
    с данным по семан­тике и морфемному
    составу.

  2. Чем активнее и сопоставимее ряд слов
    со связан­ным корнем, чем яснее в
    слове значение входящих в него
    словообразовательных аффиксов, чем
    деятельнее в язы­ке эти аффиксы, тем
    отчетливее членимость слова. Осо­бенно
    четко выделяются деривационные аффиксы
    п р о- тивоположных
    значений:

    обуть — разуть, одеть — раздеть, добавить
    — отбавить.

  3. Слова со связанными корнями, входящие
    в двой­ные ряды соотношений (слов с
    тем же радиксоидом и слов с тем же
    аффиксом), хорошо членятся:
    ассоци­ировать — ассоци-ация,
    изол-ировать — изол’-ация.

  4. В словах со связанными корнями может
    проис­ходить перенесение смыслового
    веса слова с корня на аффиксы, чаще
    всего приставки:
    поднять, отнять, раз­нять.

    Значение корня в таких словах неясно,
    оно утраче­но языком и выводится из
    значения тех слов, в состав которых
    входит.

  5. Лучше членятся слова со связанными
    корнями, имеющие конкретные значения.
    Слова с отвлеченными значениями легче
    утрачивают членимость, ср.:
    от-нять, раз-нять
    и
    понять
    (‘постигнуть умом’),
    внять (он не внял моим мольбам).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова лес и лесок(суффикс обозначает размер — «маленький», а корень — сам предмет), бежать и при-бежать  (приставка обозначает «приближение», а корень — само действие).
Но бывает и другая ситуация.

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками.

 Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней.
В словах теленок, жеребенок корни связаны суффиксом -онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр— [тигр’-онок], слон— [слои’-оиок], волк— [волч’-онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного кория является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Вот еще примеры: отнять — отнимать, поднять — поднимать, снять — снимать, принять — принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно — неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), добав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, от-ли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (от-кинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для вычленения и связанного корня.

 Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.

С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным.

 Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями -верг- и -ня-.

В древнерусском языке был глагол яти — «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки — глаголы с приставками: отнять,
поднять, разнять и др.; -н–вставной звук
между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: зго-изм, эго-ист; туризм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, [изол-атор]

(По материалам справочного пособия Д.Э.Розенталя)

 Корень — это главная,
обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова.
Сравним слова лес и лесок(суффикс обозначает размер — «маленький», а корень —
сам предмет), бежать и при-бежать  (приставка обозначает «приближение», а корень
— само действие).
Но бывает и другая ситуация.

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об- (вариант
приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и
раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень
выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных
показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне
сочетания с приставками.

 Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со
словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют
связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней.
В словах теленок, жеребенок корни связаны суффиксом -онок (сравним
этот суффикс при свободных корнях: тигр— [тигр’-онок], слон— [слои’-оиок],
волк— [волч’-онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного кория является неясным,
ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный
корень -у-. Вот еще примеры: отнять — отнимать, поднять — поднимать, снять —
снимать, принять — принимать. В этих словах значение приставок осознается
четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва
брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно — неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются
морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение:
во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), добав-и-ть,
от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, от-ли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (от-кинуть,
от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для
вычленения и связанного корня.

 Так, в группе отнять, поднять, принять,
разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются
четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно,
поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.

С точки зрения
происхождения имеются две группы слов со связанными корнями
:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным.

 Таковы многие приставочные глаголы, в том
числе уже знакомые нам слова с корнями -верг- и -ня-.

В древнерусском языке был глагол
яти — «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки — глаголы с
приставками: отнять,
поднять, разнять и др.; -н–вставной звук
между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть
связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении
с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: зго-изм, эго-ист;
туризм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, [изол-атор]

(По материалам справочного пособия Д.Э.Розенталя)

Главная морфема в слове — корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение.

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, к ним относятся и многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик «маленький стол». Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — «детский праздник» — не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Таковыми являются несклоняемые (неизменяемые) слова. Это служебные части речи (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, хаки, реглан) — окончания и другие аффиксы в них отсутствуют. Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами (окончаниями): парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными (радиксы от лат. radix корень), например: книг-а, рук. Таких корней в языке 6ольшинство.

Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными (радиксоиды от лат. radix корень и греч. oid подобный), например: об-у-ть — раз-у-ть, на-де-ть — о-де-ть — раз-де-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.

Источник:

  • Глава «Корень» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Дополнительно на Геноне:

  • Что такое морфема?
  • Что такое аффикс?
  • Что такое основа слова?
  • Может ли аффикс быть равен основе слова?
  • Что такое приставка как часть слова?
  • Как найти в слове суффикс?
  • Какие морфемы относятся к формообразующим?
  • Какие есть нулевые формообразующие суффиксы?
  • Какие есть нулевые словообразовательные суффиксы?
  • У каких прилагательных есть нулевые суффиксы?
  • У каких существительных есть нулевые суффиксы?
  • Где найти перечень нулевых суффиксов?
  • Какие окончания могут выполнять словообразовательную функцию?
  • В каких словарях можно посмотреть членение слова на морфемы?

Добавить комментарий