Как найти сюжет для кино

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист


17 декабря 2020

Книги

Найдите то, что вас вдохновляет, учитесь генерировать новые идеи и самое главное — не опускайте руки, когда что-то не получается.

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист

В любом деле самое сложное — это начать. Эрик Борк, голливудский сценарист и обладатель телевизионных и кинопремий, считает, что 60% успеха литературного произведения зависит от изначальной идеи. В своей книге «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» он рассказывает начинающим авторам, как найти и реализовать действительно стоящий замысел. Лайфхакер с разрешения издательства «МИФ» публикует главу «Приступаем к делу».


Я понимаю, что очень непросто предложить идею, которая отвечала бы всем нашим критериям. Вот почему начинающим авторам так сложно пробиться и преуспеть, а прорыв так щедро вознаграждается. Дело не в том, что кино— и телеиндустрия закрыта для посторонних. Дело не в связях и не в знакомствах. Дело не в том, что котируется на рынке. Дело даже не в диалоге, не в описании, не в сюжетной структуре — по крайней мере, не только в них. Да, все эти факторы играют роль. Но самое главное для любого автора — идея истории, которую стоит написать. Это даже важнее, чем сам творческий процесс. И даже авторы, которым легко даются сцены, диалог и сюжетная структура, не всегда легко нащупывают удачные идеи.

А между тем без них никак не обойтись.

Откуда берутся идеи

Вечный вопрос — где брать удачные идеи (и можно ли считать мои идеи хотя бы относительно годными) — мучает меня уже давно. Наверное, потому я и написал эту книгу. Со временем я понял, что большинству идей, которые кажутся мне (или другим) отличным заделом для фильма или сериала, в действительности не хватает нескольких ключевых элементов — и переделать их не всегда возможно.

Это нужно просто принять как данность. Такое случается со всеми авторами. Невозможно раз за разом попадать «в яблочко». Любой из нас без труда вспомнит культовый фильм, сериал или роман, который оказался одной из немногих творческих удач своего создателя (а то и вовсе единственной). Не ждите, что идеи будут бить из вас фонтаном и каждая превратится в успешный проект. Большинство авторов ошибается чаще, чем угадывает. Но мы продолжаем работать в силу внутренней потребности.

Если говорить о поиске идей и об их источнике, нельзя забывать, что у этого процесса есть и некое таинственное измерение, которое, кажется, не подвластно рациональному началу. Невозможно просто взять семь ключевых элементов и «с нуля» придумать идею, где содержались бы они все. Скорее уж мы применяем эти критерии к идеям, которые у нас уже возникли, чтобы оценить их потенциал и придать им нужную форму. Но для начала нужно, чтобы критерии было к чему применять.

Большая часть творческого процесса — это именно поиск идей (хотя бы просто идей для следующей сцены, реплики и т. п.). Идеи нужны на любом этапе.

По моему опыту, идеи приходят как раз тогда, когда мне удаётся отключить аналитический режим. Для этого, как правило, нужно перестать напрягаться и прийти в более расслабленный и любознательный настрой: задавать вопросы и слушать ответы. Иногда ко мне приходит вдохновение во время долгой прогулки, или за рулём, или вообще в дýше. Парадоксальным образом мой главный рабочий навык — это умение отвлечься и позволить мысли свободно течь.

Ещё один способ переключиться в творческий режим — устроить мозговой штурм, когда надо решить определённую задачу или заполнить некий пробел. Я задаю конкретный узкий вопрос, ответ на который помог бы мне продвинуться в работе. Если я сразу же формулирую правильный вопрос и самоустраняюсь (читай: доверяюсь инстинктам и подсознанию), ответы обычно приходят сами собой. Если надо, я начинаю набрасывать возможные ответы — не делая паузы для того, чтобы их оценить, — пока не накопится десять‑двадцать вариантов. Как правило, к этому моменту вырисовывается нечто интересное, если только я не помешаю сам себе критическим разбором.

Идеи для сюжета

Как быть, если я не представляю, о чём хотел бы написать, но знаю, что хочу написать хоть что‑нибудь? В таких случаях я прислушиваюсь к себе и стараюсь подметить, что мне интересно. Читая чужие работы и наблюдая за жизнью, я подмечаю истории, которые вдохновляют и вызывают желание самому сделать нечто подобное, а также темы, которые хотелось бы исследовать. Что волнует меня сильнее всего? Что будоражит? Что раздражает? Трогает? Радует? Я тщательно отслеживаю все свои реакции.

У меня в компьютере даже есть особая табличка: в каждой колонке собраны беспорядочные заметки и наброски о том, про что я когда‑нибудь мог бы написать. Одна колонка посвящена людям: профессиям, житейским ситуациям, типам потенциальных героев. В другой колонке подобрались факты и темы, связанные с жизнью всего человечества. Третья колонка — про разные сферы и виды деятельности. Четвёртая — про вещи и места.

Многие наблюдения на первый взгляд кажутся сущими мелочами, однако невозможно заранее угадать, из чего вырастет идея для нового сюжета. Один из плодотворных приёмов — представить себе крайний, чрезвычайный вариант какой‑нибудь ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. (Например, холостяцкую вечеринку с эпическим размахом, как в «Мальчишнике в Вегасе».) Или самую неожиданную, забавную, совершенно новую версию чего‑нибудь. Ведь чаще всего в основе увлекательного сюжета лежит не повседневная обыденность, а гораздо более яркая, насыщенная и заманчивая картина жизни.

Другой полезный приём — сложить вроде бы совершенно разные, даже несовместимые элементы и посмотреть, что получится. В поисках темы для нового сценария я иногда выделяю пятнадцать минут в день и стараюсь за это время предложить пять идей. Невозможно, скажете вы? При грамотном подходе вполне возможно. Я беру что‑нибудь из одной колонки, совмещаю с чем‑нибудь из другой и пытаюсь нащупать идею.

Постепенно я продвигаюсь сверху вниз по каждой колонке, думая, как можно объединить первый выбранный элемент с остальными и к чему это приведёт. «Если сочинить историю про пришельцев и бейсбол, на что это будет похоже?» И далее: «А как насчёт пришельцев и генетической медицины? Может быть, пришельцы и хиппи‑активисты?» В моем списке может набраться сотня позиций, к которым я буду так и эдак приставлять «пришельцев». Из большинства сочетаний ничего не выйдет.

Но вы удивились бы, узнав, какие оригинальные идеи время от времени рождает этот процесс. Достаточно двух‑трех строчек — и вот уже есть задел на будущее.

На следующий день я могу начать с бейсбола и поиграть с новыми сочетаниями: бейсбол и медицина, бейсбол и хиппи, и т. д. Каждый элемент из таблички можно поставить в пару с любым другим и поглядеть, что из этого выйдет.

На такие игры не стоит тратить много времени — это просто лёгкая разминка для мозга. Я смотрю на каждую пару несколько секунд и, если в голову придёт возможная сюжетная проблема, набрасываю черновой логлайн. А затем двигаюсь дальше, пока не выполню дневную «норму».

Если я проделываю это упражнение всего один месяц, хотя бы только по рабочим дням, то на выходе получаю сотню идей. Время от времени я их пересматриваю. Вполне возможно, что ни одна из ста мне не пригодится. А может, и пригодится. И не исключено, что я подмечу общие темы, которые наведут меня на новую мысль.

Вот, пожалуй, лучшие советы, которые я могу дать исходя из собственного опыта.

  • Подмечайте, что вам нравится, что интересно в жизни и в вымышленных историях. Записывайте наблюдения.
  • Приучайте себя генерировать идеи. Регулярно выделяйте на это время (немного).
  • Разработайте какой‑нибудь инструмент или систему для мозгового штурма, чтобы было легче проводить ассоциативные связи между разными элементами потенциальной истории.
  • Не правьте, не оценивайте, не пытайтесь придумать сразу всё. Просто оцените возможности и набросайте быстрые заметки.
  • Определитесь с жанровыми предпочтениями. Изучите любимые жанры, сделайте их частью творческого процесса. (Но не забывайте и о других возможностях.)
  • Откладывайте назревшие мысли и вопросы в сторонку и ждите, когда ответ придёт сам собой (чаще всего в самый неожиданный момент). Относитесь к творческому процессу как к игре.
  • Регулярно переключайтесь на занятия, во время которых в голову часто приходят творческие идеи, — вождение, ходьбу, езду на велосипеде.
  • Последнее, но очень важное: постарайтесь как следует разобраться в тех семи компонентах, которые делают замысел жизнеспособным. Пусть у вас вырабатывается рефлекс применять эти критерии к каждой пришедшей в голову идее.

Повторюсь, ваша цель — отладить регулярный процесс возникновения, записи и дальнейшей разработки идей. Не нужно хвататься за первую же тему, которая вызвала у вас проблеск интереса. Ведь теперь вы знаете, что главная задача автора — не столько написать, сколько решить, о чём писать: выбрать ту самую «идею».

Талант не главное

В мире литературы и кино царит жесткая конкуренция. Зарабатывать на жизнь творчеством хотят тысячи, но удаётся это буквально единицам. В клуб профессиональных авторов пускают лишь тех, кто способен доказать коммерческую ценность своих проектов. Поэтому многие думают, что здесь уж либо дано, либо не дано: есть избранные — они талантливы и потому успешны, а есть… все остальные.

Мне очень понравилось, как об этом сказал Акива Голдсман по время забастовки сценаристов 2007–2008 годах. В тот момент он был одним из первых в своём ремесле (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Игры разума»). Голдсман вспоминал, что ему много лет подряд советовали бросить — мол, ничего не выйдет, хорошо писать ему не дано. И в чём же секрет его успеха? Он так и не бросил.

В этом простом утверждении кроется глубокая мудрость. Я не знаю, существует ли врождённый талант. Некоторые осваивают ремесло быстрее и проще остальных. Но в большинстве случаев наши первые опусы (и даже первые наброски к тем сценариям, которые мы пишем, набравшись опыта) отнюдь не хороши в том смысле, что мало кто захочет их читать и серьёзно с ними работать.

С моей точки зрения, пресловутый талант (то есть качество, которое позволяет автору добиться успеха) — это сплав усердия и практики, а не врождённая способность.

Каждый из нас при работе над каждым новым проектом проходит большой путь развития. Сначала мы пишем нечто такое, в чём при всем желании не разглядишь следов таланта (публика уж точно не сочтёт этот опус ни увлекательным, ни правдоподобным, ни свежим). Под конец методом проб и ошибок мы получаем работу, которую многие готовы признать талантливой.

Когда я работал над первым официальным заказом — сценарием к одному из эпизодов сериала «С Земли на Луну», — мои кураторы, честно говоря, были не в восторге от первых версий, которые я им показывал. Ничего особо талантливого они там не видели (хотя, очевидно, какие‑то способности у меня были, раз уж мне поручили эту работу). Мне снова и снова возвращали сценарий с критическими замечаниями, и я снова и снова старался их учесть.

Наконец я сдал вариант, в котором, по моим оценкам, было переделано меньше десяти процентов по сравнению с предыдущим (какой он был по счёту, я уже и не помнил). Но количество, видимо, перешло в качество, и новый сценарий одобрили. И внезапно меня признали если не талантливым, то вполне пригодным для работы в этом проекте. Мой сценарий вдруг стал хорош, и меня попросили отредактировать сценарии к другим эпизодам. Значит ли это, что у меня вдруг прорезался талант, которого не было прежде? Вряд ли.

Переход от самоощущения «у меня нет таланта» к самоощущению «у меня есть талант» обеспечивается не за счёт врождённых качеств или способностей, а за счёт особого отношения к работе и готовности постоянно, упорно шлифовать самый главный писательский навык — умение доносить свою мысль до других людей и воздействовать на их эмоции.

Этому может научиться каждый из нас — были бы терпение и решимость. Советую поменьше гадать, есть у вас способности или нет. Забудьте этот вопрос. Всё у вас есть.

Успеха добивается не тот, кому дан талант, а тот, кто знает, что с ним делать.

Эрик Борк — обладатель двух премий «Эмми» и двух «Золотых глобусов» за написание сценариев к нескольким эпизодам сериалов «С Земли на Луну» и «Братья по оружию». Он работал с NBC, Fox, Universal Pictures, HBO, Warner Bros., Sony Pictures, 20th Century Fox, а также сотрудничал с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом и Джерри Брукхаймером. Его книга «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» на примерах классики кинематографа рассказывает, как сделать самый первый и при этом самый сложный и важный шаг в написании сценария — придумать идею. Борк обозначает проблемы, которые могут лечь в основу будущего сюжета, и подсказывает, как использовать их правильно.

Купить книгу

Тестируем алгоритмы и выдачу поисковой системы на примерах запросов по поиску кинофильмов.

Многим знакома ситуация: видели фильм много лет назад, но запомнились лишь отдельные кадры, персонажи или сюжетные линии. Найти фильм целиком по случайным деталям, если не помнишь ни названия, ни режиссёра, ни актёров, очень трудно.

Сотрудники vc.ru решили провести эксперимент и проверить, как работает поиск «Яндекса» по разным запросам. Мы попросили друзей поделиться обрывками воспоминаний о фильмах. И попробовали найти эти видео через «Яндекс».

Ищем фильм по одному эпизоду

Как-то видела фильм по телевизору, комедию. Давно уже, лет 10 назад, если не больше. Там еще колокол упал на монашку. Вроде и чушь, но раньше смотрела такое после работы для разгрузки мозгов.

Валентина, Смотрела комедию и не запомнила название

По запросу «фильм где колокол упал на монашку» находится английская комедия 1990 года «Монахини в бегах» (Nuns On The Run, встречается перевод названия «Монашки в бегах»). Совпадает и сюжет, и жанр, и эпоха (фильм 30-летней давности вполне мог идти по телевизору «лет 10 назад, если не больше»).

Еще один фильм, который подходит под этот запрос — «Три балбеса». Это кино не про монашек, так что результат не такой явный, зато в нём есть похожий эпизод: как раз с колоколом. Остаётся только решить, какой из фильмов больше соответствует воспоминаниям, а ещё лучше — посмотреть оба, потому что они явно подходят под описание и точно относятся к комедиям.

Часто люди обращаются к «Яндексу», чтобы найти фильм, название которого вылетело из головы. Описывают сюжет, запомнившиеся сцены, яркие детали: за 2017–2019 годы было сделано более 30 миллионов таких запросов, в которых встречались формулировки типа «фильм в котором» или «триллер где».

Уровень развития Поиска на данный момент позволяет искать и достаточно успешно находить информацию даже по неявным запросам. Это стало возможным благодаря применению нейронных сетей на все более и более ранних этапах ранжирования данных, а также серьезным изменениям в архитектуре для экономии ресурсов и сокращения времени поиска.

Впереди еще много работы, иногда мы сталкиваемся с определенным количеством запросов, найти ответ на которые не представляется возможным. Например, [фильм в котором змея молилась вместе с человеком]. Совершенно неясно, что за фильм имеется в виду, хотя до сих пор очень интересно. Или [комедия в которой как правило не наблюдается никакого смысла]. Чтобы свести количество таких случаем к минимуму, мы продолжаем обучать нейросети, тренируем выявлять неявные закономерности в порядке слов и их взаимном расположении, смысловую схожесть текстов на разных языках.

Андрей Данильченко, Отвечает за качество объектного поиска в Яндексе

Ищем фильм по основной интриге

Фильм, в котором люди становятся карликами. Видела пару лет назад краем глаза, даже актёры знакомые, «звёзды», но я не помню, как их всех зовут — у меня плохая память на имена.

Женя, Не помнит, как зовут актёров

Вбиваем в поисковик.

Первым результатом идёт ссылка на фильм 2017 года «Короче» (Downsizing) режиссёра Александра Пэйна. По сюжету, учёные решают сделать население земного шара карликами и решить тем самым проблему с перенаселением планеты. Главные роли в картине исполнили Мэтт Дэймон, Кристоф Вальц и Хонг Чау.

В аннотации к фильму слова «карлики» нет, но он занимает первую позицию в выдаче, а его содержание полностью соответствует запросу. Такое точное попадание возможно, потому что поисковые системы постоянно улучшаются: специалисты используют всё большие массивы данных, обучают нейросети, тестируют разные способы контроля качества. С 2014 года документы аннотируются характерными запросами. К примеру, для популярного сериала Breaking Bad одной из аннотаций станет запрос [американский сериал про то как варят метамфетамин].

Если у двух запросов множество общих слов, то велика вероятность того, что результаты первого будут подходить и второму. Если же выдача совпадает у совершенно разных запросов, нейросеть берёт во внимание историю поиска. Когда таких статистических данных недостаточно, эффективно работает контент-анализ с помощью нейросетей.

Ищем фильм по характеристике героя

Фильм, в котором девушка подглядывала за чужими жизнями. Новый, судя по картинке. Смотрели вдвоём с подругой, но не досмотрели до конца. В общем, до сих пор интересно, чем там все закончилось.

Алексей, Прервался на середине фильма

В результатах поиска мы видим такие фильмы, как «Подглядывающий», «По ту сторону двери», «Боже мой, как низко я пала!», «Кожа, в которой я живу». Но первый и самый новый фильм в подборке — «Девушка-невидимка» Клаудии Майерс. Скорее всего, Алексей с подругой смотрел именно его, если судить по году выхода — 2019.

Яндекс предлагает и другие варианты фильмов, которые могут подходит под запрос. Тот или не тот фильм — можно определиться, посмотрев трейлер прямо на странице поисковой выдачи. Без дополнительных переходов по ссылкам и без перемещений между вкладками.

В поисковой выдаче можно смотреть не только трейлеры, но и весь фильм целиком, бесплатно или по подписке. Если её нет, оплатить просмотр можно всё на той же странице, прямо в выдаче.

Ищем фильм, сами не знаем какой

Я люблю смотреть фильмы, но часто не понимаю, что именно хочу посмотреть. Решений мне и на работе хватает, а вечером хочется, чтобы просто всё придумали за меня.

Марина, Любит кино, но не всегда находит на него время

Если пользователь не знает, что конкретно посмотреть, в Яндексе есть подборки фильмов: «Что посмотреть после работы перед сном» и «Что посмотреть с девушкой». А есть более персонализированные подборки — по годам или по жанрам, которые поиск составляет, основываясь на том, какие именно видео понравятся конкретному пользователю.

Персонализированные подборки строятся на сложном алгоритме рейтингов. У каждого фильма и пользователя в Яндексе есть профиль. Они хранятся на платформе для обработки больших объёмов данных и регулярно обновляются. Профили фильмов содержат параметры, которые помогают соотносить их с профилями пользователей. Когда нужно выдать рекомендацию, начинают работать алгоритмы быстрого поиска подходящих видео: в подборку включаются фильмы, профиль которых подойдёт профилю конкретного пользователя. То есть поиск ориентируется не только на рейтинги и отзывы.

Пользователи уже давно могут ставить оценки фильмам и видео — как на «Кинопоиске», так и прямо в результатах выдачи «Яндекса». В итоге у сервиса за годы существования накопилась большая база данных о том, кто и как оценивает видео. На основании этих оценок каждому фильму в выдаче Яндекса проставляется рейтинг в процентах, который показывает, насколько то или иное видео понравится пользователю. Это сделали специально, чтобы пользователь не путал, например, оценки критиков с персонализированной рекомендацией. Чтобы подобрать функцию, которая будет высчитывать эти проценты, разработчики запустили задание в «Яндекс.Толоке» и анализировать ожидания пользователей от фильмов и персональные рейтинги.

Если человек не знает, что конкретно хочет посмотреть, мы порекомендуем ему подборки фильмов — например, если человек спросит про комедии 2020 года, мы покажем персонализированную подборку на основе его предпочтений. Чем больше фильмов человек ищет и смотрит на Яндексе, тем лучше и точнее работают наши рекомендации и персональный рейтинг фильмов и сериалов. Оценки можно ставить прямо в списке, не переходя на просмотренные фильмы.

Андрей Данильченко, Отвечает за качество объектного поиска в Яндексе

Персонализированные результаты поиска можно фильтровать. Для большинства подборок доступны фильтры по году, стране и ранжирование по популярности, при поиске фильмов за конкретный год возможен также выбор по жанрам. Так что можно сказать, что теперь Яндекс умеет выбирать кино на вечер для своих пользователей точнее, чем сами пользователи.

Любая история состоит из двух составляющих – фабулы и сюжета.

Фабула –  то что произошло. А сюжет – это то как и в какой последовательности вы рассказываете произошедшее. 

Сюжет истории может быть рассказан в неправильном хронологическом порядке, с перемещениями между героями и локациями.

Если вы беретесь за первый сценарий, лучше начать с классической истории, в которой каждая следующая сцена вытекает из предыдущей.  Как известно, чтобы правила нарушать, надо сначала их освоить. Ниже несколько простых и основных правил как придумать интересный сюжет.

Можно придумать огромное количество сюжетов и драматических ситуаций, кто-то пытался даже найти самые частые из них, они собраны, например, в книге Жоржу Польти “36 драматических ситуаций”. Но мы поговорим о том, как подготовить почву для того, чтобы эти ситуации развивались как можно интереснее. 

  • Материал

В первую очередь, хорошей истории нужен хороший материал и глубокое исследование темы. Где происходит действие? Какая это среда? Какие люди или существа ее населяют? 

Нужно освоить все то, что связано с историей, в первую очередь сеттинг, в который собираетесь погружать зрителя и то, что касается жизни вашего героя. 

  • Герои 

Хороший сюжет не получится без интересных персонажей и героев. Для того, чтобы они были интересными, вам придется каким-то образом находить что с персонажами связывает вас. Ищите то, что вы на эмоциональном уровне понимаете в них: мотивы, страхи, чувства и так далее. Или свяжите героя с кем-то, кого вы хорошо знаете.  Такая связь важна, чтобы уметь перевоплощаться в своих персонажей, продумывая их реакции и действия. 

  • Формат

Следующее, с чем важно определиться – это жанр и формат. Под форматом мы подразумеваем сериал или полный метр. В зависимости от того, для чего вы создаете историю, развиваться она будет по-разному.

Ну и едва ли нужно говорить, что жанр формирует то, как ваша история будет развиваться, и его нужно определить в самом начале. 

  • Главный герой обретает цель

У главного героя появляется проблема – внешняя или внутренняя. Из нее вырастает цель, и сюжет строится вокруг пути героя к этой цели. 

Как только определились с проблемой, целью и мотивацией, начинайте продумывать препятствия, которые герой должен преодолеть, чтобы проблему решить. 

  • Главный герой решает проблемы

За историей зрителю должно быть интересно наблюдать, анализировать то, как именно герой идет к достижению своей цели, какие попытки совершает, как проигрывает и что делает, когда у него ничего не получается. Если для того, чтобы достичь цели герою нужно всего лишь сделать пару телефонных звонков, вряд ли зритель пойдет в кинотеатр посмотреть на это. 

К слову, зрителю нравятся истории с  припиской *основано на реальных событиях*, потому что самое интересное – эффект подсматривания, безопасное наблюдение за чем-то, что хотелось бы увидеть своими глазами.

  • Герой против всех

Антагониста или антагонистические силы тоже нужно грамотно оценить. Насколько они сильнее, чем главный герой?

С одной стороны они должны выступать непреодолимым препятствием, а с другой  стороны важно, чтобы финал битвы между антагонистом и героем не был очевидным или притянутым за уши.

  • Внутренний мир героя

Какие установки и психологические проблемы мешают главному герою решить проблему и достичь цели? Психологические ли травмы и установки, чувства и эмоции, внутренние недостатки и зажимы? 

Все это должно согласовываться с теми ситуациями, в которые попадает герой и теми решениями, которые он принимает. Решения должны быть естественными и логичными: раз герой стеснительный, логично, что он не побежит первым отплясывать на танцполе. 

  • Идеальный герой

Интересный сюжет не равно идеальный сюжет. Если ваш герой супер-сверх-супермен и лучше всех как в личной жизни, так и физически, а также в отношении моральных принципов, то за ним просто не интересно наблюдать. Это не дает нам ни сопереживать герою, ни болеть за него, ни чувствовать напряжение в конфликтной ситуации. Т.к. он выглядит ненастоящим, непохожим на нас, ведь идеальных людей не бывает.

  • Изменения

Важно чтобы под влиянием истории герой менялся и развивался. Это можно показать через проявление характера, через действия: слабый находит в себе силы, трус –  смелость, скромный борется со стеснением и т.д. 

Задача сценариста заложить в историю то, что поможет герою себя проявлять и развиваться. Делать то, чего он раньше не делал.

  • Конфликт

Если конфликта нет, по сути, следить зрителю не за чем. Основной конфликт – это пограничное состояние, когда та ситуация, которая происходит с героем, получает максимальное развитие. Благодаря этому напряжение нарастает и сюжет двигается к кульминации, в которой мы достигаем пика конфликта.

  • Причинно – следственная связь

В каждом хорошем сюжете одно событие должно вытекать из другого. Главное, чтобы развивал причинно-следственную связь герой. Именно  он должен толкать действие и двигать сюжет. Если в вашем сценарии есть кусок, убрав который, вы увидите, что ничего не изменится, удаляйте его. 

  • Биты

В каждой сцене должен быть как минимум один поворот. Это называется бит –  момент, в который герой совершает действие, получает новую информацию  или меняются какие-то обстоятельства. То есть в каждой сцене должно появляться то, что двигает историю, делает ее сложнее.

  • Локация

Сделать вашу историю интереснее помогут необычные локации.  Они добавят кинематографичности проекту, а значит, повысят маркетинговый потенциал истории. Согласитесь, одно дело когда диалог проходит в ресторане, другое –  на крыше дома, например. 

Сцены работают по-разному в разных обстоятельствах.

Но так как сильно увеличивать бюджет дорогостоящими локациями типа самолетов, островов и яхт не всегда есть возможность, проявите креативность, выпишите несколько интересных, неожиданных мест для своих сцен из тех, что доступны для бюджетных съемок, и попробуйте посмотреть, как они будут там работать. 

  • Референсы

Интересные сцены поможет придумать анализ других проектов. Выписывайте самые яркие сцены из просмотренных фильмов, составьте список локаций и приемов, использованных в них. Примерьте эти ситуации на свой сценарий, на ситуацию, которую вы придумали, меняя какие-то параметры: количество человек, локацию, пол персонажей и так далее. 

  • Динамичность

Руководствуйтесь правилом: начинать позже, а заканчивать раньше. Учитесь писать каждую сцену сразу максимально близко к биту и не увлекайтесь экспозицией и описаниями там,  где это не влияет на развитие сюжета. Сразу переходите к делу и сценарий станет динамичнее. 

  • Информация

Настоящее искусство рассказчика –  в умении обманывать ожидания зрителя не разочаровывая его, а интригуя. Когда зритель подсознательно чувствует, что его обманывают, теряется  доверие и ему становится скучно. Играйте со зрителем: там, где он может почувствовать обман не обманывайте, а там, где есть ощущение что все своим чередом, делайте финт ушами. 

  • Обратная связь

Важно вслух рассказать кому-нибудь свою историю, сцены и идеи. Даже не обязательно профессионалу, потому что проговаривая вслух, вы поймете – что нелогично, где вы запинаетесь, что затянуто, а что, наоборот, нужно объяснять. Вы сможете грамотнее сформулировать какие-то вещи, добить какие-то идеи. Возможно, тот, кто вас слушает тоже подкинет интересный совет или информацию.  А еще по его реакции вы поймете, насколько вам удалось заинтересовать своей историей кого-то другого. 

  • Последовательность

Если вы долго не можете начать, попробуйте забыть, что в истории должна быть какая-то последовательность. Наберите самые разные диалоги, реплики, завязки, развязки, варианты конфликтов и сцен, которые могли бы в истории произойти. Так вы сдвинетесь с места, сможете частично увидеть свою историю и дальше все пойдет быстрее, а эти зарисовки послужат вам ориентиром, когда начнете выстраивать скелет истории, что-то из этого не будет использовано, но зато вам будет от чего оттолкнуться.

  • Визуальный ряд

Очень важное для кино правило – показывать, а не рассказывать. Любую информацию в первую очередь обдумывайте в контексте визуального ряда.  Думайте, как ее лучше передать через действия и события, а уже потом, если не найдете решения, через текст. Зритель хочет доказательств, а значит видеть  самостоятельно, что и как происходит, он хочет сам делать выводы на основе увиденного, а не доверять чьим-то словам. 

  • Оригинальность

Необычными ваши истории станут тогда, когда вы поймете как работает каждое правило драматургии. Только после этого вы сможете осознанно экспериментировать.

  • Наполненность

Читайте статьи, которые может даже и не относятся к теме вашего сценария, но благодаря которым вы узнаете что-то новое. Например, в Википедии есть раздел, который называется “случайная статья” и если регулярно в него заглядывать, можно найти много интересного, то что вы бы не полезли сознательно гуглить, но что точно расширит ваши представления о мире. А что расширяет наше понимание мира, то и вдохновляет. 

Чтобы понять как придумать интересный сюжет важно понять как вы сами смотрите на мир, как его понимаете и чувствуете. 

Сценарий – это 80% переписывание истории, это глубокая проработка темы, качественное исследование и поиск креативных решений. Главное, чтобы креативность и оригинальность была оправданна и двигала историю вперед, а не превращала ее в бред сумасшедшего.

И не требуйте от себя сразу гениального нестандартного сюжета. Все приходит постепенно, через десятки и сотни попыток. Расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса творчества.

Найти фильм по описанию

Если ваш фильм не нашёлся в поиске – спросите у людей.

  • Популярные
  • Открытые
  • Все вопросы
  • Посты и опросы126
  • Новые ответы

Как называется фильм, где мужик нашёл перед домом жёлтый пакет, там был игрушечный живой фашист, после мужик выкинул коробку и игрушка ушла?

Может “Поле Боя” по роману Стивена Кинга

“Поле Боя” 1986 года по книге Стивена кинга. По моему это сериал, каждая серия отдельная история снятые к юбилею Кинга.
https://youtu.be/dAYQUQJwq… Читать далее

Помогите найти фильм по описанию

Американский фильм, в котором сестра не верит в суицид сестры и приезжает расследовать… Развернуть

Лес призраков 2016 ??? Очень похож.Американка Сара отправляется на поиски сестры-близняшки, которая таинственным образом исчезла на японском острове Хонсю. Поиски приводят к подножью… Читать далее

Как называется фильм где двое управляют мини человечеством на столе посреди комнаты?

Бог: Серенгети
В фильме бог предстаёт в образе лицемерного старика-аристократа, который ради развлечения насылает на первобытных людей дождь, не даёт им добыть первый огонь и в итоге…
Читать далее

Как называется фильм, где три парни выпивали, потом позвали девушку и удерживали её насильно?

Три парня выпивали, один из них увидел в окно девушку и решил ее позвать к себе. Два… Развернуть

Я предполагаю,что вы уже нашли название этого фильма,но если нет,то вот он: “Ворошиловский стрелок”.Думаю,что речь идёт о нём.Его раньше по телевизору показывали.

Помогите найти фильм по описанию

Есть фильм, но я не помню название. В нем мужчина износиловал девушку, а позже врач… Развернуть

Фильм называется. ” Кожа в которой я живу”Всемирно известный хирург Роберт Ледгард открыл секрет создания искусственной человеческой кожи. Он уверяет коллег, что производит эксперименты… Читать далее

Фильм про то как группа людей тянули кабель из одного штата в другой?

Добрый день. Да, наиболее подходящий вариант фильма это Операция “Колибри”
> Как заработать миллионы на бирже? Можно долго учиться на трейдера, а можно протянуть кабель через всю страну и…
Читать далее

Как называется фильм?

Весь сюжет происходит в доме престарелых, туда приехал детектив из-за какого-то дела… Развернуть

“Лекарство от здоровья” Молодой амбициозный сотрудник отправляется в затерянный в швейцарских Альпах оздоровительный центр, чтобы вернуть оттуда руководителя своей компании. Но по… Читать далее

Как называется фильм, где люди разделились на враждующие банды?

Возможно это фильм “Банды Нью йорка”

Становление нового света.

А тут еще и минимум слов какой то есть ?

И как с этим бороться не понимаю вообще

Закончил философский факультет СГУ (Саратов), но работаю компьютерщиком. Темы: философия, психология пола, история воентехники.

Как называется фильм, где инвалид случайно Упал в озеро и обрёл бессмертие?

А еще есть российский фильм “Сокровище О.К.” (с “асфальтным” рейтингом 2.8), где герой Сергея Шакурова падает в озеро и обретает бессмертие (или в подземный источник под озером).

Фильм, где детектив расследовал убийства женщин, а в конце оказалось, что это он убийца. У него было раздвоение личности?

Именно фильм и чисто убийства женщин? Я сейчас сам смотрю и не могу точно сказать, что будет в финале, но не сериал ли это про известного книжного убийцу, именуемого Ганнибалом с Мадсом… Читать далее


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Сколько людей после просмотра плохого фильма думали про себя: “Я бы смог сделать лучше”. Но когда нужно предложить идею для картины, многие не могут ничего придумать. Причина не в том, что люди в большинстве своем лишены творческой жилки. Проблема заключается в следующем — почти каждый пытается придумать гениальную, грандиозную идею, но не задумывается над тем, как устроены фильмы, а в результате все происходит наоборот.

  1. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 1

    1

    Изучите ключевые составляющие идеи для фильма. Часто проблемы возникают потому, что нам хочется придумать сразу весь фильм, а не начинать с основных элементов и развивать замысел. Множество фильмов представляет собой смешение и сочетание трех компонентов, позволяющих получить новую киноленту — места, персонажа и конфликта. Иногда достаточно одного необычного элемента, чтобы начать работу (Хижина в лесу начинается с событий на государственной студии фильмов ужасов; такая идея сама по себе уникальна и становится отправной точкой для сюжета). Неважно, какой фильм нужно снять, достаточно придумать следующее:

    • Место: где происходит действие фильма во времени и пространстве? Вы представляете себе космическую эпопею или средневековье? Маленький современный город?
    • Протагонист: кто будет главным персонажем? Не спешите придумывать личные качества, так как общих набросков пока будет достаточно. Это пилот космолета? Паренек-конюх? Стоматолог?
    • Конфликт: к чему стремится главный персонаж? Хочет стать героем? Влюбиться? Ненавидит свою работу или начальника?[1]
  2. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 2

    2

    Составьте идею для фильма из трех простых элементов. Все фильмы от независимого кино и до многомиллионных блокбастеров строятся на этих трех китах. Пока не думайте о хитросплетениях сюжета, уловках и деталях — они придут позже. Сейчас нужна прочная базовая идея, на основе которой можно создать фильм.

    • Космическая эпопея + Пилот + Желание стать героем = Звездные войны
    • Средневековье + Конюх + Герой и любовь = История рыцаря
    • Небольшой городок + Стоматолог + Ненависть к работе = Несносные боссы
    • Задержанный подросток + Наставник-идеалист + Ребенок-бунтарь = Короткий срок 12
  3. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 3

    3

    Выделите время на поиск идей. Хорошие идеи практически никогда не появляются из ничего, а отдельные люди способны придумывать отличные идеи для фильмов лишь потому, что уделяют им достаточно времени. Необходимо взять ручку и бумагу, устранить все отвлекающие аспекты и задуматься. Если нужна помощь, то воспользуйтесь подсказками. Очень важно записывать каждый проблеск идеи — в метро, дома, на работе. Они станут кирпичиками вашего сооружения.[2]

    • “Что, если…” — два самых важных слова при поиске идей. Например, Парк Юрского периода — это последствие вопроса “Что, если можно было бы оживить динозавров?”.
    • “Что случится, если скрестить два моих любимых фильма?”
    • Следите за интересными событиями и новостями. Как вы могли бы повлиять на них?
    • Пишите о том, что вам интересно. Фильм Клерки построен на увлечениях “ботаников” и хоккее на крыше магазина, SuperПерцы основан на любви к классическим фильмам о подростковых вечерниках, Линкольн создавали люди, которые обожают историю. Любая идея уместна.
  4. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 4

    4

    Находите вдохновение в реальной жизни. В любом выпуске крупной газеты можно найти около 5 сюжетов, которые достойны экранизации. Часто реальная жизнь удивительнее выдумки, поэтому истории из газет способны стать хорошей отправной точкой. Как победитель Всемирного конкурса на поедание хот-догов стал профессиональным едоком? Почему закрывается местный загородный клуб? О чем думал полицейский, когда принимал заявление о “пропаже бекона?”.[3]

    • Используйте такие истории как отправные точки, продумывайте идеи и сюжеты, которые могут возникать в вашем сознании.
  5. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 5

    5

    Определитесь с жанром. Жанр определяет тематику фильма. Часто фильм относят к нескольким жанрам, но черты одного всегда доминируют. Жанры включают комедии, романтические истории, научную фантастику, боевики, фильмы ужасов, драмы и документальные фильмы, но также могут встречаться сочетания вроде романтической или трагикомедии, боевик с элементами ужасов. Вся прелесть жанров в том, что они помогают развивать сюжет фильма, позволяют сосредоточиться на одном. Например:

    • Любите фильмы ужасов? В таком случае идея для фильма должна включать хорошего злодея. Придумайте монстра или отрицательного героя и ваша идея готова.
    • Любите романтические комедии? Придумайте парня и девушку, которые считают, что им нельзя влюбиться друг в друга (исповедуют разные религии, девушка замужем, парень пришелец).
    • Любите научную фантастику? Придумайте несуществующую технологию вроде путешествий во времени, космических кораблей, телепортации или устройства для создания новых планет. Ваша история станет последствием появления такой технологии.
  6. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 6

    6

    Изменяйте сюжеты существующих фильмов. Придумать совершенно новую идею невозможно. Звучит обескураживающе, но в действительности скорее дарит свободу. Все фильмы сняты под влиянием идей других фильмов и произведений искусства, поэтому ваш сюжет никак не станет исключением. Как превратить существующую идею в новую задумку? Рассмотрите следующие примеры:

    • Остин Пауэрс — комедийная лента в духе шпионских историй вроде Джеймса Бонда, которые постоянно показывают в кинотеатрах. В сюжете мало отличий, зато батальные сцены заменили шутками.
    • О, где же ты, брат? — это практически дословный пересказ событий Илиады Гомера, однако события происходят в сельской местности южных штатов США.
    • Аватар удивительно похож на Танцующий с волками, но перенос событий на другую планету позволил Джеймсу Кэмерону создать нечто новое.[4]
    • Тепло наших тел наделен всеми чертами романтической комедии, но один и главных героев фильма — зомби. Необычное сочетание жанров позволяет фильму отличаться от схожих картин.
  7. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 7

    7

    Опишите идею одним предложением. Замысел — это очень краткое описание сценария в одном предложении. Хороший замысел состоит из трех пунктов: завязка (отличия от других фильмов), конфликт и персонажи или место действия. Рассмотрите примеры известных фильмов, задумка которых изложена одним предложением.

    • Назад в будущее: Молодой парень переносится в прошлое, чтобы воссоединить родителей до того, как его будущее исчезнет.[5]
    • Челюсти: Начальник полиции, который боится открытых водоемов, вступает в схватку с очень большой акулой, пока алчный муниципалитет не спешит закрывать пляж.
    • Рататуй: Парижская крыса тайно объединяет свои усилия с бесталанным шеф-поваром, чтобы доказать — готовить может каждый, что бы ни говорили критики и санитарный контроль. [6]

    Реклама

  1. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 8

    1

    Придайте идее структуру фильма. Фильмы имеют разную структуру, от стандартных трехактных картин до популярных “странствий героя”. Все примеры можно разделить на 5 базовых элементов, на которых построены 99 % всех фильмов, будь то боевик, драма, романтическая комедия и даже фильмы для детей. Возьмите свою идею и продумайте эти пять основных моментов, чтобы вышел черновой вариант будущего фильма.

    • Знакомство: представьте персонажей, место действия и окружающий мир. Это примерно 10 % всего фильма, поэтому на знакомство следует отводить не более 10 страниц.

      • В Звездных войнах Джордж Лукас вводит идею войны в космосе, конфликт (“Помоги мне, Оби-Ван, ты — моя единственная надежда”) и множество ключевых персонажей (Люк, Лея, Дарт Вейдер, R2-D2 и C3-P0).
    • Смена планов/возможность/конфликт: происходит событие, которое приводит в действие ваш конфликт на страницах 9–10 — Эрин Брокович находит работу, школа из SuperПерцев устраивает вечеринку, Нео знакомится с Матрицей. Следующие 10–20 страниц рассказывают, как персонажи реагируют на такую перемену.

      • В Звездных войнах Люк отказывается от предложения Оби-Вана, но узнает, что вся его семья убита. Он соглашается и отправляется спасать Лею.
    • Точка невозврата: до этого момента персонажи стремятся воплотить свои цели в жизнь. При этом на экваторе фильма происходит событие, после которого не остается пути назад. Оппонент Бонда наносит еще один удар, Гладиатор пребывает в Рим, Тельма и Луиза совершают свое первое ограбление.

      • В Звездных войнах на середине фильма герои попадают в западню на Звезде Смерти. Они не могут вернуться на Альдераан и вынуждены вступить в схватку.
    • Серьезное препятствие: после точки невозврата ставки возрастают. Персонажам и зрителям кажется, что надежды нет. Во всех романтических комедиях между парнем и девушкой происходит ссора, Рона Бургунди из Телеведущего увольняют, а Джон Макклейн из Крепкого орешка весь истекает кровью после сражения. Отметка в 75% преодолена.

      • В Звездных войнах погибает Оби-Ван, а Звезда Смерти приходит в движение. Единственный шанс на победу — отчаянная попытка взорвать Звезду Смерти.
    • Кульминация: персонажи предпринимают самую последнюю, изнурительную попытку достичь поставленной цели, которая становится самой сложной задачей. Забег влюбленного через весь аэропорт, последние лунки в Гольф-клубе, финальная схватка между героем и злодеем. После разрешения проблем последние 10 % сценария доводят дело до завершения, показывают разные последствия кульминации.[7]

      • В Звездных войнах Люк наносит героический удар по Звезде Смерти и она взрывается.
  2. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 9

    2

    Развивайте персонажей. Персонажи должны восприниматься как живые. Именно они приводят в действие сюжет, а не прихоть автора. Удачные персонажи — это душа фильма. Зрители любят, сопереживают, ненавидят героев фильма, поэтому даже самая лучшая идея может провалиться из-за слабых персонажей. Проще сказать, чем сделать, но несколько советов помогут органично вплести персонажей в канву сюжета:

    • Персонажи должны быть объемными, а не плоскими. Наделяйте персонажей разными гранями личности. Недостаточно просто придумать “злого мужчину” или “сильную женщину”. Многомерные персонажи имеют сильные и слабые стороны, благодаря чему становятся ближе зрителю.
    • Наделяйте персонажей желаниями и страхами. Даже если это лишь один страх и одно желание, хорошему персонажу никак не удается получить желаемое. Его способность или неспособность одержать верх над страхом (бедности, одиночества, пришельцев, пауков) создает конфликт.
    • Персонажи должны выступать движущей силой. Не превращайте героев в шахматные фигуры, которые перемещаются по доске по прихоти сценариста. Удачный персонаж принимает решения, которые толкают сюжет вперед. Иногда одно решение приводит в действие всю цепочку событий (Луэллин в Старикам тут не место, Люк Скайуокер объединяется с Оби-Ван Кеноби в Звездных войнах), иногда ряд удачных или неудачных решений (каждый персонаж Афере по-американски).[8]
  3. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 10

    3

    Обманите ожидания и сделайте свою идею неповторимой. Кажется, что такая жесткая структура сценария накладывает ограничения, но на самом деле она облегчает задачу удивить зрителя. Как сделать необычную пятиэлементную структуру и узнаваемых персонажей? Как написать свежий сценарий? Лучше всего нарушать правила:

    • А что, если вместо успеха в кульминационный момент герой потерпит неудачу?
    • Что произойдет с “многомерным” персонажем, если он не захочет меняться? Что станется, если протагонист окажется вовсе не главным действующим лицом, как в кинокартине Выходной день Ферриса Бьюллера, когда выясняется, что на самом деле меняется друг Ферриса, Кэмерон?
  4. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 11

    4

    Измените привычное место действия. Мало кого удивишь романтической комедией, если события происходят в крупном мегаполисе, но как насчет тайской деревушки? Кегельбана? Дома престарелых?

  5. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 12

    5

    Продолжайте придумывать идеи. Важнее всего осознать, что идеи приходят с опытом, благодаря постоянной практике. Первые 10, 20 и даже 50 идей могут оказаться не самыми лучшими, однако опыт плохих идей позволит распознать хорошую мысль. Невозможно постоянно придумывать идеальные решения, поэтому приготовьтесь к тяжелому труду.

    • Заведите блокнот, в который можно будет записывать все идеи.
    • Обдумывайте идеи вместе с другом, чтобы удвоить “вычислительные мощности”.
    • Повторяйте все описанные действия для каждой идеи. Попробуйте превратить свою задумку в ключевые элементы фильма и понять, стоит ли овчинка выделки.

    Реклама

Советы

  • Всегда развивайте предысторию и побочные события.
  • Запаситесь терпением, чтобы придумать стоящий сюжет.
  • Обратитесь за помощью к друзьям.
  • Покажите свои сценарии родителям или друзьям, чтобы узнать мнение со стороны.

Реклама

Предупреждения

  • За плагиат создатели фильма могут подать на вас в суд, но никто не помешает вам черпать вдохновение в чужих картинах. К этому прибегали все знаменитые режиссеры и сценаристы.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 74 058 раз.

Была ли эта статья полезной?

Добавить комментарий