Случается, что идеи роятся в голове подобно мигрирующим птицам: сбиваются в стайки, перелетают с ветки на ветку или вовсе разлетаются, кто куда. И непонятно, за какую из них стоит цепляться, а какие вовсе не заслуживают внимания. А бывает, что ни одна стоящая идея, как назло, не приходит на ум.
Любое творчество начинается с идеи, особенно писательство. Но откуда они возникают? В статье попробуем разобраться, где взять идею для книги, нужно ли ждать заветного вдохновения для ее рождения, или идеи можно добывать из всего, что окружает, и генерировать по запросу.
Как придумать идею для книги
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Представим, что писатель не испытывает недостатка в идеях для сюжета книги, но сомневается в их качестве. Мы живем в эпоху переизбытка информации. С одной стороны, пишущим людям это только на руку: нужные знания и ответы на интересующие вопросы стоят на ближайшей книжной полке или на расстоянии пары кликов.
Но здесь же кроется минус. Написано так много книг, что следующая идея кажется очередной репликой предыдущей. От обилия сюжетов опускаются руки и кажется, что нет никакой возможности придумать нечто уникальное, способное увлечь и покорить пресытившихся читателей.
На самом деле это не так. Писательство похоже на кулинарию: каждый повар может приготовить одно и то же блюдо по-разному. Остается правильно подобрать ингредиенты, следовать рецепту и не бояться экспериментировать и добавлять авторские элементы в известные алгоритмы.
Ингредиенты
Протагонист
Главный герой, находится в центре повествования, играет ключевую роль. На усмотрение автора может быть как положительным, так и отрицательным, антигероем, нарушающим законы и правила. А может сочетать в себе разные черты характера. Кроме того, главный герой не обязательно должен быть в единственном числе.
Антагонист
Персонаж, противостоящий протагонисту, препятствующий решению его задач. Можно обойтись без антагониста, но его присутствие двигает сюжет и способствует росту и развитию главного героя. Как главный герой не обязательно положительный, так и антагонист не обязательно представляет сторону зла. Эти персонажи могут быть даже равнозначны по силе.
Дейтерагонист
Второй по значимости персонаж после главного героя. Как правило, его союзник, близкий друг, романтический интерес или наставник. Чтобы лучше понимать, кто это такой, достаточно вспомнить тандем Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Важно, что дейтерагонист может выступать и за другую команду – быть на стороне антагониста.
Массовка
Персонажи, которые эпизодически вписываются в повествование, но влияют на развитие сюжета. Могут давать полезные советы центральным персонажам, отвечать на вопросы, помогать или наоборот препятствовать достижению целей.
Сеттинг
Пространство, вмещающее в себя повествование со всеми его элементами. Окружающая среда, место и время. География, история и культура. Обстоятельства, законы и правила, по которым живет общество.
Главная мысль
Некий месседж, который тонкой красной линией протягивается от начала до конца повествования. Тот сакральный смысл, который автор вкладывает в произведение, и который кроется в ответе на вопрос: для чего вы пишете эту книгу?
Конфликт
Задает направление сюжету. Помогает главному герою пройти его путь, претерпеть необходимые трансформации и измениться раз и навсегда. Какими бывают конфликты, и для чего они нужны, читайте здесь.
Рецепт
Какими будут ингредиенты и как их сочетать решает только автор. Классическая последовательность элементов:
Экспозиция – завязка – развитие – кульминация – развязка – постпозиция. В эту цепочку можно включить пролог – вступление и эпилог – подведение итогов.
В одной из предыдущих статей мы разбирали, что такое экспозиция. А о том, как выстраивать классическую сюжетную схему, читайте здесь.
Не бойтесь повторяться. Если кажется, что сюжеты так или иначе повторяют друг друга – вам не кажется. Но это не значит, что идею о написании книги нужно убрать в дальний ящик. Даже если в основе произведения будет лежать архетипический сюжет – это вовсе не значит, что писатель не сможет превратить его в нечто уникальное и в корне отличающееся от подобных уже написанных историй. Рецепт салата «Оливье» известен всем, но каждый кулинар привносит в него то, что способно улучшить вкус и добавить авторскую нотку.
Жорж Польти, французский театровед, писатель и переводчик, предложил 36 драматических ситуаций – сюжетов, к которым сводятся любые произведения. Английский журналист и писатель Кристофер Букер считал, что сюжетов всего 7. А известный писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе свел их к четырем историям. Подробнее об архетипических сюжетах читайте в этой статье.
На курсе
«Как писать прозу»
разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.
Как призвать музу и зарядиться креативом
Если идея для написания книги витает в воздухе, но никак не оформится в нечто осязаемое и структурированное, не ждите вдохновения. Его приход может затянуться на месяцы, а то и годы. Танцевать с бубном, призывая музу, тоже не нужно. Лучше попробовать подстегнуть собственное воображение.
Дорожная карта поиска вдохновения
Любимое занятие
Если вдохновение не приходит, отвлекитесь от писательства и переключитесь на то, чем еще вам нравится заниматься. Это может быть бег или плавание, как у Харуки Мураками. Игра в шахматы, как у Владимира Набокова. Или даже мытье посуды, как у Агаты Кристи.
Прогулка
Пешие путешествия любили Эрнест Хемингуэй и Чарльз Диккенс. Ежедневные прогулки на свежем воздухе помогут быть в тонусе, упорядочить поток мыслей, настроиться на творчество.
Смена обстановки
Французский писатель Анатоль Франс говорил, что иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Для того, чтобы найти вдохновение, достаточно ненадолго выбраться из привычной атмосферы. Уехать на выходные в другой город, прогуляться по незнакомым улицам, получить новые впечатления.
Чтение книг
Читайте книги не только как читатель, но и как писатель: учитесь приемам у известных авторов, анализируйте написанное, препарируйте историю, раскладывая на составляющие, вдохновляйтесь слогом.
Просмотр фильмов
Кинематограф тренирует насмотренность. Фильмы могут вдохновить писателя на создание произведения или раскачать воображение, дав нужный творческий импульс.
Воспоминания
У каждого писателя найдется пара историй из жизни, которые могут стать основой для сюжета произведения. Полистайте фотоальбомы, предайтесь ностальгии, вероятно, та самая идея кроется в вашей памяти. Просто вы не придаете ей значения.
Информационное поле
Источником вдохновения может послужить новостное событие, политическая ситуация, даже сплетня из желтых СМИ. Подумайте, о чем вам хотелось бы написать, задайте вектор направления и просмотрите новостные архивы. Инфоповод не обязательно должен быть свежим. Основой для сюжета книги может стать событие, произошедшее, к примеру, сорок лет назад.
Чек-лист по созданию уникального сюжета
5 советов как придумать идею для книги или рассказа мы упаковали в понятный чек-лист. Надеемся, что он пригодится в работе над будущим произведением:
Включите фантазию
Возьмите классический или просто известный сюжет и мысленно перенесите действие в другую эпоху – в далекое будущее, мир технологий и господства искусственного интеллекта или в раннее Средневековье; попробуйте представить, что если главным героем будет не юная девушка, а мудрый, уставший от жизни старик; переставляйте персонажей как фигуры на шахматной доске. Зайдите дальше и объедините два-три сюжета. Вдруг на их стыке прячется та идея, которую вы ищете.
Используйте возможности художественного допущения
Писатель подобен магу – на страницах книг он волен отменять революции и войны, болезни и смерть. Можно представить все, что угодно: динозавры не вымерли, Римская империя процветает, революции и войны так и не случились или случились, но с другим исходом. Можно додумать уже случившееся или вообразить невозможное. Лимиты фантазии устанавливаете только вы сами.
Узнавайте новое
Не ограничивайте себя потреблением только того контента, который вам нравится. Интересуйтесь тем, что находится за пределами имеющихся у вас знаний и представлений. Это может быть, что угодно, начиная от работы кризисных центров помощи женщинам заканчивая историей заброшенного дома на соседней улице. Ходите в библиотеки и на экскурсии, просматривайте все новостные разделы, читайте тематические форумы и группы.
Обратитесь за помощью к миру сновидений
Возьмите за правило после пробуждения первым делом записывать то, что приснилось. Даже если сны были откровенно бредовыми. Никто не говорит, что ваша история обязана соответствовать каким-либо канонам или быть реалистичной. Сны порой бывают фантастичнее вымысла.
Поищите огонь в себе
Возможно, вы давно горите некой темой, проблемой или поиском ответа на вопрос. Начните работать в этом направлении, проведите полноценное журналистское расследование на тему, которая по-настоящему вас волнует. Это может превратиться в уникальный сюжет для книги. И тот энтузиазм, с которым вы добывали материал для ее написания, передастся читателям.
Как писатели придумывали сюжеты
Основой для драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» стала народная немецкая легенда о чернокнижнике Фаусте.
Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» была основана на реальных событиях, которые происходили в городе Устюжна Новгородской губернии.
Уильям Шекспир заимствовал идея для сюжетов из исторических событий, древних легенд, поэм и новелл эпохи Ренессанса.
На создание «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина вдохновили произведения Джона Рональда Руэла Толкиена, Тэда Уильямса и династические конфликты в Великобритании в 15 веке, известные как Война Алой и Белой розы.
Трилогия «Властелин колец» замешана на средневековых мифах Северной Европы, старогерманских, староскандинавских, староанглийских и средневековых английских текстах, а также на легендах о короле Артуре и карело-финским эпосе «Калевала».
В шестидесятые годы в США были популярны пятидесятимильные пешие прогулки. 50 миль = 80 километров. Первым 50 миль прошел Роберт Кеннеди, заразив примером остальных. Под влиянием событий Стивен Кинг написал «Долгую прогулку». А «Кладбище домашних животных» по словам самого Кинга родилось из горя его дочери, когда машина возле дома задавила любимого кота.
Федор Михайлович Достоевский черпал идеи для произведений из газетных хроник.
Что еще почитать по этой теме:
Как защитить идею: краткий гид по авторскому праву
Важный вопрос – защита авторских прав. Авторское право неотъемлемо и возникает в момент создания литературного произведения. Но, увы, на концепцию и идею сюжета оно не распространяется. Поэтому не спешите делиться идеями для книг с окружающими. Кто-то может оказаться быстрее, особенно, если идея действительно является уникальной и может заинтересовать как издателей, так и читателей.
Авторское право защищает метод реализации идеи, конкретные, осязаемые объекты, в которых идея нашла воплощение. Как только идея выразится в виде результата – она защищена законодательно. Поэтому если вы придумали идею для книги, напишите черновик.
С черновиком произведения можно поступить так:
Отправить самому себе по почте. Письмо должно быть с описью, желательно с уведомлением о вручении. Сохраните полученный в почтовом отделении чек об оплате отправления. Письмо после получения не вскрывайте. Оно пригодится в том случае, если авторские права будут нарушены, и за их защитой вы обратитесь в суд.
Депонировать. Авторские права можно зарегистрировать в электронном виде, например, отправив черновик на сайт компании, которая занимается депонированием. Они регистрируют произведение в электронном реестре с указанием даты и времени поступления на хранение. Депонированием занимается Копирус и Копитраст.
Отправиться в нотариальную контору и удостоверить время предъявления документов. Дополнительно можно заверить подлинность подписи на черновике произведения.
Хранить электронные документы, если писали рукопись на компьютере. При распечатке первого экземпляра не лишним будет сразу проставить на каждой странице имя автора, дату и время.
Загрузить черновик в облачное хранилище. Можно использовать для этих целей Яндекс.Диск или Google Диск. Когда отправите черновик произведения в облако, дата загрузки зафиксируется.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Любая история состоит из двух составляющих – фабулы и сюжета.
Фабула – то что произошло. А сюжет – это то как и в какой последовательности вы рассказываете произошедшее.
Сюжет истории может быть рассказан в неправильном хронологическом порядке, с перемещениями между героями и локациями.
Если вы беретесь за первый сценарий, лучше начать с классической истории, в которой каждая следующая сцена вытекает из предыдущей. Как известно, чтобы правила нарушать, надо сначала их освоить. Ниже несколько простых и основных правил как придумать интересный сюжет.
Можно придумать огромное количество сюжетов и драматических ситуаций, кто-то пытался даже найти самые частые из них, они собраны, например, в книге Жоржу Польти “36 драматических ситуаций”. Но мы поговорим о том, как подготовить почву для того, чтобы эти ситуации развивались как можно интереснее.
- Материал
В первую очередь, хорошей истории нужен хороший материал и глубокое исследование темы. Где происходит действие? Какая это среда? Какие люди или существа ее населяют?
Нужно освоить все то, что связано с историей, в первую очередь сеттинг, в который собираетесь погружать зрителя и то, что касается жизни вашего героя.
- Герои
Хороший сюжет не получится без интересных персонажей и героев. Для того, чтобы они были интересными, вам придется каким-то образом находить что с персонажами связывает вас. Ищите то, что вы на эмоциональном уровне понимаете в них: мотивы, страхи, чувства и так далее. Или свяжите героя с кем-то, кого вы хорошо знаете. Такая связь важна, чтобы уметь перевоплощаться в своих персонажей, продумывая их реакции и действия.
- Формат
Следующее, с чем важно определиться – это жанр и формат. Под форматом мы подразумеваем сериал или полный метр. В зависимости от того, для чего вы создаете историю, развиваться она будет по-разному.
Ну и едва ли нужно говорить, что жанр формирует то, как ваша история будет развиваться, и его нужно определить в самом начале.
- Главный герой обретает цель
У главного героя появляется проблема – внешняя или внутренняя. Из нее вырастает цель, и сюжет строится вокруг пути героя к этой цели.
Как только определились с проблемой, целью и мотивацией, начинайте продумывать препятствия, которые герой должен преодолеть, чтобы проблему решить.
- Главный герой решает проблемы
За историей зрителю должно быть интересно наблюдать, анализировать то, как именно герой идет к достижению своей цели, какие попытки совершает, как проигрывает и что делает, когда у него ничего не получается. Если для того, чтобы достичь цели герою нужно всего лишь сделать пару телефонных звонков, вряд ли зритель пойдет в кинотеатр посмотреть на это.
К слову, зрителю нравятся истории с припиской *основано на реальных событиях*, потому что самое интересное – эффект подсматривания, безопасное наблюдение за чем-то, что хотелось бы увидеть своими глазами.
- Герой против всех
Антагониста или антагонистические силы тоже нужно грамотно оценить. Насколько они сильнее, чем главный герой?
С одной стороны они должны выступать непреодолимым препятствием, а с другой стороны важно, чтобы финал битвы между антагонистом и героем не был очевидным или притянутым за уши.
- Внутренний мир героя
Какие установки и психологические проблемы мешают главному герою решить проблему и достичь цели? Психологические ли травмы и установки, чувства и эмоции, внутренние недостатки и зажимы?
Все это должно согласовываться с теми ситуациями, в которые попадает герой и теми решениями, которые он принимает. Решения должны быть естественными и логичными: раз герой стеснительный, логично, что он не побежит первым отплясывать на танцполе.
- Идеальный герой
Интересный сюжет не равно идеальный сюжет. Если ваш герой супер-сверх-супермен и лучше всех как в личной жизни, так и физически, а также в отношении моральных принципов, то за ним просто не интересно наблюдать. Это не дает нам ни сопереживать герою, ни болеть за него, ни чувствовать напряжение в конфликтной ситуации. Т.к. он выглядит ненастоящим, непохожим на нас, ведь идеальных людей не бывает.
- Изменения
Важно чтобы под влиянием истории герой менялся и развивался. Это можно показать через проявление характера, через действия: слабый находит в себе силы, трус – смелость, скромный борется со стеснением и т.д.
Задача сценариста заложить в историю то, что поможет герою себя проявлять и развиваться. Делать то, чего он раньше не делал.
- Конфликт
Если конфликта нет, по сути, следить зрителю не за чем. Основной конфликт – это пограничное состояние, когда та ситуация, которая происходит с героем, получает максимальное развитие. Благодаря этому напряжение нарастает и сюжет двигается к кульминации, в которой мы достигаем пика конфликта.
- Причинно – следственная связь
В каждом хорошем сюжете одно событие должно вытекать из другого. Главное, чтобы развивал причинно-следственную связь герой. Именно он должен толкать действие и двигать сюжет. Если в вашем сценарии есть кусок, убрав который, вы увидите, что ничего не изменится, удаляйте его.
- Биты
В каждой сцене должен быть как минимум один поворот. Это называется бит – момент, в который герой совершает действие, получает новую информацию или меняются какие-то обстоятельства. То есть в каждой сцене должно появляться то, что двигает историю, делает ее сложнее.
- Локация
Сделать вашу историю интереснее помогут необычные локации. Они добавят кинематографичности проекту, а значит, повысят маркетинговый потенциал истории. Согласитесь, одно дело когда диалог проходит в ресторане, другое – на крыше дома, например.
Сцены работают по-разному в разных обстоятельствах.
Но так как сильно увеличивать бюджет дорогостоящими локациями типа самолетов, островов и яхт не всегда есть возможность, проявите креативность, выпишите несколько интересных, неожиданных мест для своих сцен из тех, что доступны для бюджетных съемок, и попробуйте посмотреть, как они будут там работать.
- Референсы
Интересные сцены поможет придумать анализ других проектов. Выписывайте самые яркие сцены из просмотренных фильмов, составьте список локаций и приемов, использованных в них. Примерьте эти ситуации на свой сценарий, на ситуацию, которую вы придумали, меняя какие-то параметры: количество человек, локацию, пол персонажей и так далее.
- Динамичность
Руководствуйтесь правилом: начинать позже, а заканчивать раньше. Учитесь писать каждую сцену сразу максимально близко к биту и не увлекайтесь экспозицией и описаниями там, где это не влияет на развитие сюжета. Сразу переходите к делу и сценарий станет динамичнее.
- Информация
Настоящее искусство рассказчика – в умении обманывать ожидания зрителя не разочаровывая его, а интригуя. Когда зритель подсознательно чувствует, что его обманывают, теряется доверие и ему становится скучно. Играйте со зрителем: там, где он может почувствовать обман не обманывайте, а там, где есть ощущение что все своим чередом, делайте финт ушами.
- Обратная связь
Важно вслух рассказать кому-нибудь свою историю, сцены и идеи. Даже не обязательно профессионалу, потому что проговаривая вслух, вы поймете – что нелогично, где вы запинаетесь, что затянуто, а что, наоборот, нужно объяснять. Вы сможете грамотнее сформулировать какие-то вещи, добить какие-то идеи. Возможно, тот, кто вас слушает тоже подкинет интересный совет или информацию. А еще по его реакции вы поймете, насколько вам удалось заинтересовать своей историей кого-то другого.
- Последовательность
Если вы долго не можете начать, попробуйте забыть, что в истории должна быть какая-то последовательность. Наберите самые разные диалоги, реплики, завязки, развязки, варианты конфликтов и сцен, которые могли бы в истории произойти. Так вы сдвинетесь с места, сможете частично увидеть свою историю и дальше все пойдет быстрее, а эти зарисовки послужат вам ориентиром, когда начнете выстраивать скелет истории, что-то из этого не будет использовано, но зато вам будет от чего оттолкнуться.
- Визуальный ряд
Очень важное для кино правило – показывать, а не рассказывать. Любую информацию в первую очередь обдумывайте в контексте визуального ряда. Думайте, как ее лучше передать через действия и события, а уже потом, если не найдете решения, через текст. Зритель хочет доказательств, а значит видеть самостоятельно, что и как происходит, он хочет сам делать выводы на основе увиденного, а не доверять чьим-то словам.
- Оригинальность
Необычными ваши истории станут тогда, когда вы поймете как работает каждое правило драматургии. Только после этого вы сможете осознанно экспериментировать.
- Наполненность
Читайте статьи, которые может даже и не относятся к теме вашего сценария, но благодаря которым вы узнаете что-то новое. Например, в Википедии есть раздел, который называется “случайная статья” и если регулярно в него заглядывать, можно найти много интересного, то что вы бы не полезли сознательно гуглить, но что точно расширит ваши представления о мире. А что расширяет наше понимание мира, то и вдохновляет.
Чтобы понять как придумать интересный сюжет важно понять как вы сами смотрите на мир, как его понимаете и чувствуете.
Сценарий – это 80% переписывание истории, это глубокая проработка темы, качественное исследование и поиск креативных решений. Главное, чтобы креативность и оригинальность была оправданна и двигала историю вперед, а не превращала ее в бред сумасшедшего.
И не требуйте от себя сразу гениального нестандартного сюжета. Все приходит постепенно, через десятки и сотни попыток. Расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса творчества.
Как разработать сюжет? Этот вопрос мне часто задают авторы, произведения которых я рецензирую или редактирую. Поэтому я решила поделиться своими мыслями на тему разработки сюжета. На истину в последней инстанции я не претендую — каждый автор выбирает свой путь. Сама я художественные книги не пишу, но, честно призна́юсь, пытала (с пристрастием) нескольких писателей. Ну, и собственными наработками поделюсь.
Шаг 1. С чего начинается книга
Надо помнить, что сюжет — это каркас, костяк, арматура произведения. Как угодно можете назвать, но без сюжета текст не будет целостным, развалится на отдельные сцены, эпизоды, интерлюдии. Есть, правда, произведения и без сюжета, как правило, из направления постмодернизма. Но в них основой является другое – идея, эмоциональное состояние, образ автора. Да и далеко не всем нравятся такие книги.
Сюжет важен, но начинается книга не с него, а с задумки. Это условная точка «распространения взрыва» — сцена, идея, конфликт, цель и т. д. Она даёт толчок развитию сюжета, и определить эту точку просто. Если вы решили написать книгу, просто спросите себя, о чём будет ваша книга. И запишите это «о чём», 2-3 предложения, не больше.
Например: «О том, как герой погиб в автокатастрофе и попал в тело принца-изгнанника из другого мира. Герой собирает банду сторонников и идёт отвоёвывать себе трон».
Или: «О том, как героиня встретила бывшего одноклассника, которого считала виновным в смерти своего парня. Возникшие чувства заставили её вернуться к событиям прошлого и начать собственное расследование».
Такая запись полезна хотя бы тем, что заставит упорядочить хаос в голове и определиться с главным.
Шаг 2. Герои и мир
Прежде чем кидаться разворачивать сюжет, который яркой лампочкой замигал в голове, стоит вспомнить о героях. Лучше до начала основной работы продумать их образы, особенности характера, достоинства и недостатки. Тогда герои будут вести себя логично и не вынуждать автора ломать стройный сюжет. Да и сами особенности героев помогут придумать повороты сюжета и какие-то приключения.
Разработка мира тоже нужна, так как это фон, на котором будут происходить события. Причём такая разработка важна не только для фантастики и фэнтези. Продуманные улочки города, двор в доме детства, обстановка в офисе потом найдут отражение в произведении, проявятся деталями, мелкими, но яркими штрихами и сделают текст более объёмным и реалистичным.
Шаг 3. Конфликт
Возвращаемся к сюжету обогащённые знаниями о мире и героях. Теперь нам нужен конфликт, а лучше не один. Именно он будет двигать сюжет и заставлять героев шевелиться, совершать поступки и развиваться как личности. Лучше, если источником конфликта станет антагонист — злодей, который препятствует достижению героями их целей. (Об антагонисте есть отдельные статьи: эта и эта). Но конфликт может быть и другого рода, например, внутренний, связанный с проблемой выбора, с духовным развитием героя и т. д. В качестве источника конфликта может выступать общество или природа. Подробнее о конфликте тоже можно прочитать в другой статье.
Итак, определяем конфликт, разрешение которого и станет основной сюжетной линией или основным квестом, как говорят геймеры. Но, кроме основного, могут быть и побочные «квесты», разные ответвления от главной сюжетной линии.
Шаг 4. Сюжетные арки
Сюжетная арка имеет три ключевые точки: завязку, кульминацию и развязку. Сначала наметим эти точки для основной сюжетной линии. Однако могут быть и промежуточные арки, когда сюжет как бы развивается по синусоиде: завязка, подъём, яркая сцена кульминации и движение к развязке. Читатели выдыхают, радуются за героев и ждут, что у них будет всё хорошо. Но окончательная развязка не наступает, а начинается новый подъём, нарастание напряжения, которое приводит к очередной кульминации.
В точках кульминации сюжетных арок может происходить поворот сюжета. Это хорошо, если удастся его придумать, и лучше не один. Например, женщина-служанка оказалась парнем-шпионом. Или возлюбленный девушки не был убит, а инсценировал своё убийство и скрылся. И теперь девушка хочет его найти.
Такие повороты сюжета не только позволяют направить сюжет по другому пути, и по сути, рассказать новую историю, но и активизируют внимание читателей.
Шаг 5. Побочные «квесты» или сюжетные линии
Они необязательны, но, как правило, не бывают лишними. Это, например, вплетённая в общий сюжет история друга/подруги героя, напарника,а то и главного злодея. Или выполнение какого-то задания, необходимого, чтобы обрести сильного союзника или получить свободу, заработать авторитет или добиться внимания девушки.
Сколько должно быть таких побочных линий, точно сказать нельзя. Но, когда их много тоже нехорошо, тогда теряется основная линия.
Шаг 6. Чем сердце успокоится
Завершающий аккорд книги — это не просто развязка, решение проблемы, достижение цели или утрата всех надежд. Заключительный аккорд должен прозвучать так, чтобы запомниться. И нередко сильная концовка определяет всё впечатление от книги. Понимая это, некоторые писатели даже начинают работу над книгой именно с финала.
Ну вот, это шесть шагов, после которых можно каркас книги облекать плотью. Возможно, кому-то покажется такая проработка лишней, так как занимает время и уменьшает удовольствие от работы над книгой. Ведь вроде бы книга-то уже написана, всё о героях и сюжете известно и дальше будет уже неинтересно. Так рассуждают те, для кого писательство ещё остаётся игрой, своеобразной заменой чтения. А профессиональные писатели, если и не записывают всё досконально на бумаге или в файле, то держат план сюжета и сюжетных арок в голове.
Статьи о сюжете вы можете почитать в подборке: “Сюжет художественного произведения”
Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист
17 декабря 2020
Книги
Найдите то, что вас вдохновляет, учитесь генерировать новые идеи и самое главное — не опускайте руки, когда что-то не получается.
В любом деле самое сложное — это начать. Эрик Борк, голливудский сценарист и обладатель телевизионных и кинопремий, считает, что 60% успеха литературного произведения зависит от изначальной идеи. В своей книге «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» он рассказывает начинающим авторам, как найти и реализовать действительно стоящий замысел. Лайфхакер с разрешения издательства «МИФ» публикует главу «Приступаем к делу».
Я понимаю, что очень непросто предложить идею, которая отвечала бы всем нашим критериям. Вот почему начинающим авторам так сложно пробиться и преуспеть, а прорыв так щедро вознаграждается. Дело не в том, что кино— и телеиндустрия закрыта для посторонних. Дело не в связях и не в знакомствах. Дело не в том, что котируется на рынке. Дело даже не в диалоге, не в описании, не в сюжетной структуре — по крайней мере, не только в них. Да, все эти факторы играют роль. Но самое главное для любого автора — идея истории, которую стоит написать. Это даже важнее, чем сам творческий процесс. И даже авторы, которым легко даются сцены, диалог и сюжетная структура, не всегда легко нащупывают удачные идеи.
А между тем без них никак не обойтись.
Откуда берутся идеи
Вечный вопрос — где брать удачные идеи (и можно ли считать мои идеи хотя бы относительно годными) — мучает меня уже давно. Наверное, потому я и написал эту книгу. Со временем я понял, что большинству идей, которые кажутся мне (или другим) отличным заделом для фильма или сериала, в действительности не хватает нескольких ключевых элементов — и переделать их не всегда возможно.
Это нужно просто принять как данность. Такое случается со всеми авторами. Невозможно раз за разом попадать «в яблочко». Любой из нас без труда вспомнит культовый фильм, сериал или роман, который оказался одной из немногих творческих удач своего создателя (а то и вовсе единственной). Не ждите, что идеи будут бить из вас фонтаном и каждая превратится в успешный проект. Большинство авторов ошибается чаще, чем угадывает. Но мы продолжаем работать в силу внутренней потребности.
Если говорить о поиске идей и об их источнике, нельзя забывать, что у этого процесса есть и некое таинственное измерение, которое, кажется, не подвластно рациональному началу. Невозможно просто взять семь ключевых элементов и «с нуля» придумать идею, где содержались бы они все. Скорее уж мы применяем эти критерии к идеям, которые у нас уже возникли, чтобы оценить их потенциал и придать им нужную форму. Но для начала нужно, чтобы критерии было к чему применять.
Большая часть творческого процесса — это именно поиск идей (хотя бы просто идей для следующей сцены, реплики и т. п.). Идеи нужны на любом этапе.
По моему опыту, идеи приходят как раз тогда, когда мне удаётся отключить аналитический режим. Для этого, как правило, нужно перестать напрягаться и прийти в более расслабленный и любознательный настрой: задавать вопросы и слушать ответы. Иногда ко мне приходит вдохновение во время долгой прогулки, или за рулём, или вообще в дýше. Парадоксальным образом мой главный рабочий навык — это умение отвлечься и позволить мысли свободно течь.
Ещё один способ переключиться в творческий режим — устроить мозговой штурм, когда надо решить определённую задачу или заполнить некий пробел. Я задаю конкретный узкий вопрос, ответ на который помог бы мне продвинуться в работе. Если я сразу же формулирую правильный вопрос и самоустраняюсь (читай: доверяюсь инстинктам и подсознанию), ответы обычно приходят сами собой. Если надо, я начинаю набрасывать возможные ответы — не делая паузы для того, чтобы их оценить, — пока не накопится десять‑двадцать вариантов. Как правило, к этому моменту вырисовывается нечто интересное, если только я не помешаю сам себе критическим разбором.
Идеи для сюжета
Как быть, если я не представляю, о чём хотел бы написать, но знаю, что хочу написать хоть что‑нибудь? В таких случаях я прислушиваюсь к себе и стараюсь подметить, что мне интересно. Читая чужие работы и наблюдая за жизнью, я подмечаю истории, которые вдохновляют и вызывают желание самому сделать нечто подобное, а также темы, которые хотелось бы исследовать. Что волнует меня сильнее всего? Что будоражит? Что раздражает? Трогает? Радует? Я тщательно отслеживаю все свои реакции.
У меня в компьютере даже есть особая табличка: в каждой колонке собраны беспорядочные заметки и наброски о том, про что я когда‑нибудь мог бы написать. Одна колонка посвящена людям: профессиям, житейским ситуациям, типам потенциальных героев. В другой колонке подобрались факты и темы, связанные с жизнью всего человечества. Третья колонка — про разные сферы и виды деятельности. Четвёртая — про вещи и места.
Многие наблюдения на первый взгляд кажутся сущими мелочами, однако невозможно заранее угадать, из чего вырастет идея для нового сюжета. Один из плодотворных приёмов — представить себе крайний, чрезвычайный вариант какой‑нибудь ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. (Например, холостяцкую вечеринку с эпическим размахом, как в «Мальчишнике в Вегасе».) Или самую неожиданную, забавную, совершенно новую версию чего‑нибудь. Ведь чаще всего в основе увлекательного сюжета лежит не повседневная обыденность, а гораздо более яркая, насыщенная и заманчивая картина жизни.
Другой полезный приём — сложить вроде бы совершенно разные, даже несовместимые элементы и посмотреть, что получится. В поисках темы для нового сценария я иногда выделяю пятнадцать минут в день и стараюсь за это время предложить пять идей. Невозможно, скажете вы? При грамотном подходе вполне возможно. Я беру что‑нибудь из одной колонки, совмещаю с чем‑нибудь из другой и пытаюсь нащупать идею.
Постепенно я продвигаюсь сверху вниз по каждой колонке, думая, как можно объединить первый выбранный элемент с остальными и к чему это приведёт. «Если сочинить историю про пришельцев и бейсбол, на что это будет похоже?» И далее: «А как насчёт пришельцев и генетической медицины? Может быть, пришельцы и хиппи‑активисты?» В моем списке может набраться сотня позиций, к которым я буду так и эдак приставлять «пришельцев». Из большинства сочетаний ничего не выйдет.
Но вы удивились бы, узнав, какие оригинальные идеи время от времени рождает этот процесс. Достаточно двух‑трех строчек — и вот уже есть задел на будущее.
На следующий день я могу начать с бейсбола и поиграть с новыми сочетаниями: бейсбол и медицина, бейсбол и хиппи, и т. д. Каждый элемент из таблички можно поставить в пару с любым другим и поглядеть, что из этого выйдет.
На такие игры не стоит тратить много времени — это просто лёгкая разминка для мозга. Я смотрю на каждую пару несколько секунд и, если в голову придёт возможная сюжетная проблема, набрасываю черновой логлайн. А затем двигаюсь дальше, пока не выполню дневную «норму».
Если я проделываю это упражнение всего один месяц, хотя бы только по рабочим дням, то на выходе получаю сотню идей. Время от времени я их пересматриваю. Вполне возможно, что ни одна из ста мне не пригодится. А может, и пригодится. И не исключено, что я подмечу общие темы, которые наведут меня на новую мысль.
Вот, пожалуй, лучшие советы, которые я могу дать исходя из собственного опыта.
- Подмечайте, что вам нравится, что интересно в жизни и в вымышленных историях. Записывайте наблюдения.
- Приучайте себя генерировать идеи. Регулярно выделяйте на это время (немного).
- Разработайте какой‑нибудь инструмент или систему для мозгового штурма, чтобы было легче проводить ассоциативные связи между разными элементами потенциальной истории.
- Не правьте, не оценивайте, не пытайтесь придумать сразу всё. Просто оцените возможности и набросайте быстрые заметки.
- Определитесь с жанровыми предпочтениями. Изучите любимые жанры, сделайте их частью творческого процесса. (Но не забывайте и о других возможностях.)
- Откладывайте назревшие мысли и вопросы в сторонку и ждите, когда ответ придёт сам собой (чаще всего в самый неожиданный момент). Относитесь к творческому процессу как к игре.
- Регулярно переключайтесь на занятия, во время которых в голову часто приходят творческие идеи, — вождение, ходьбу, езду на велосипеде.
- Последнее, но очень важное: постарайтесь как следует разобраться в тех семи компонентах, которые делают замысел жизнеспособным. Пусть у вас вырабатывается рефлекс применять эти критерии к каждой пришедшей в голову идее.
Повторюсь, ваша цель — отладить регулярный процесс возникновения, записи и дальнейшей разработки идей. Не нужно хвататься за первую же тему, которая вызвала у вас проблеск интереса. Ведь теперь вы знаете, что главная задача автора — не столько написать, сколько решить, о чём писать: выбрать ту самую «идею».
Талант не главное
В мире литературы и кино царит жесткая конкуренция. Зарабатывать на жизнь творчеством хотят тысячи, но удаётся это буквально единицам. В клуб профессиональных авторов пускают лишь тех, кто способен доказать коммерческую ценность своих проектов. Поэтому многие думают, что здесь уж либо дано, либо не дано: есть избранные — они талантливы и потому успешны, а есть… все остальные.
Мне очень понравилось, как об этом сказал Акива Голдсман по время забастовки сценаристов 2007–2008 годах. В тот момент он был одним из первых в своём ремесле (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Игры разума»). Голдсман вспоминал, что ему много лет подряд советовали бросить — мол, ничего не выйдет, хорошо писать ему не дано. И в чём же секрет его успеха? Он так и не бросил.
В этом простом утверждении кроется глубокая мудрость. Я не знаю, существует ли врождённый талант. Некоторые осваивают ремесло быстрее и проще остальных. Но в большинстве случаев наши первые опусы (и даже первые наброски к тем сценариям, которые мы пишем, набравшись опыта) отнюдь не хороши в том смысле, что мало кто захочет их читать и серьёзно с ними работать.
С моей точки зрения, пресловутый талант (то есть качество, которое позволяет автору добиться успеха) — это сплав усердия и практики, а не врождённая способность.
Каждый из нас при работе над каждым новым проектом проходит большой путь развития. Сначала мы пишем нечто такое, в чём при всем желании не разглядишь следов таланта (публика уж точно не сочтёт этот опус ни увлекательным, ни правдоподобным, ни свежим). Под конец методом проб и ошибок мы получаем работу, которую многие готовы признать талантливой.
Когда я работал над первым официальным заказом — сценарием к одному из эпизодов сериала «С Земли на Луну», — мои кураторы, честно говоря, были не в восторге от первых версий, которые я им показывал. Ничего особо талантливого они там не видели (хотя, очевидно, какие‑то способности у меня были, раз уж мне поручили эту работу). Мне снова и снова возвращали сценарий с критическими замечаниями, и я снова и снова старался их учесть.
Наконец я сдал вариант, в котором, по моим оценкам, было переделано меньше десяти процентов по сравнению с предыдущим (какой он был по счёту, я уже и не помнил). Но количество, видимо, перешло в качество, и новый сценарий одобрили. И внезапно меня признали если не талантливым, то вполне пригодным для работы в этом проекте. Мой сценарий вдруг стал хорош, и меня попросили отредактировать сценарии к другим эпизодам. Значит ли это, что у меня вдруг прорезался талант, которого не было прежде? Вряд ли.
Переход от самоощущения «у меня нет таланта» к самоощущению «у меня есть талант» обеспечивается не за счёт врождённых качеств или способностей, а за счёт особого отношения к работе и готовности постоянно, упорно шлифовать самый главный писательский навык — умение доносить свою мысль до других людей и воздействовать на их эмоции.
Этому может научиться каждый из нас — были бы терпение и решимость. Советую поменьше гадать, есть у вас способности или нет. Забудьте этот вопрос. Всё у вас есть.
Успеха добивается не тот, кому дан талант, а тот, кто знает, что с ним делать.
Эрик Борк — обладатель двух премий «Эмми» и двух «Золотых глобусов» за написание сценариев к нескольким эпизодам сериалов «С Земли на Луну» и «Братья по оружию». Он работал с NBC, Fox, Universal Pictures, HBO, Warner Bros., Sony Pictures, 20th Century Fox, а также сотрудничал с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом и Джерри Брукхаймером. Его книга «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» на примерах классики кинематографа рассказывает, как сделать самый первый и при этом самый сложный и важный шаг в написании сценария — придумать идею. Борк обозначает проблемы, которые могут лечь в основу будущего сюжета, и подсказывает, как использовать их правильно.
Купить книгу
Есть слова, а истории нет. Знакомо? Тогда читайте: пост про то, как написать книгу, когда фантазия не работает. Вы узнаете, с чего начинать работу над рукописью без стартового замысла, где искать сюжеты, и как сделать из бессюжетного текста роман.
Авторы бывают разные: одни умелые рассказчики, другие – прекрасные стилисты, третьи (и эти самые счастливые) обладают и даром сочинительства, и литературным талантом. Чаще всего издатель сталкивается с первым типом авторов – хорошими рассказчиками и придумщиками: они сочиняют захватывающие истории с лихо закрученным сюжетом, но не всегда могут эти истории толково изложить и облечь в литературную форму. Однако им на помощь могут прийти литературные редакторы и бета-ридеры.
Вот второму типу авторов, способных хорошо писать, но не генерировать сюжеты, литературный редактор не поможет. А таких авторов пруд пруди, и сталкиваются они с одной и той же проблемой: им кажется, что у них нет истории. Есть слова и есть талант, есть яркие образы, меткие фразы, удачные обороты речи, но нет истории. Такие авторы годами вынашивают замыслы, мучаются, пытаясь придумать сюжет большого романа, но так и не двигаются с места. А ведь для жанровой литературы сюжет – это основа основ, без сюжета не будет произведения. Вот авторы и мучаются, а ведь выход из ступора рядом: только протяни руку, и вот он, выход.
Как придумывали истории знаменитые писатели
Рэй Брэдбери сочинял рассказы, опираясь на список существительных, каждое слово в котором вызывало у автора воспоминания, ассоциации, детские впечатления: он начинал писать, и история рождалась сама собой.
Стивен Кинг сочинял (и сочиняет) истории, которые можно свести к формуле «А что если»: то есть формулируется невероятное допущение, а затем описывается поведение людей в созданной ситуации.
Эрнест Хемингуэй, по его собственному выражению, «писал правду» и начинал с самой правдивой фразы, а затем рождались герои и события.
Лев Толстой при создании крупных произведений охотно пользовался дневниками (причем не только своими), случаями из жизни.
Фёдор Достоевский пользовался газетными хрониками.
Антон Чехов описывал сценки из жизни.
И в заключение этого краткого обзора методов работы известных писателей вспомним слова Анны Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора / растут стихи, не ведая стыда! /Как желтый одуванчик у забора, / как лопухи и лебеда. / Сердитый окрик, дёгтя запах свежий. / Таинственная плесень на стене… / И стих уже звучит, задорен, нежен, / на радость вам и мне». То есть литературным текстом может стать все, что угодно. И историю можно найти везде.
Выдуманные истории: сюжетные формулы
Первое, что мы предлагаем сделать – это воспользоваться сюжетной формулой. Внимание: речь не идет о сюжетных архетипах, к которым любой автор тоже может смело обратиться. Нет, мы говорим о более простых приемах: о формулах построения сюжета. Они лаконичны и легко запоминаются. По ним можно писать, как большие романы, так и короткие рассказы. Ниже приведены варианты развития сюжета. Но прежде мы скажем о том, какие ингредиенты обязательно должны быть добавлены в рецепт удачной истории (особенно если речь идет о жанровой литературе):
Неординарный герой + неординарные обстоятельства
Для иллюстрации упомянем Д’Артаньяна, Гарри Поттера, Шерлока Холмса, Ниро Вульфа.
Неординарный герой может быть заменен на самого заурядного: тем сильнее будет эффект от столкновения с обстоятельствами, выходящими за рамки обычного. «Неординарные обстоятельства» могут быть заменены на необычные мотивы, которыми руководствуется главный герой, умозаключения, к которым он приходит, встречи, условия и т.д.
Итак, берем героя (заурядного или неординарного), придумываем необычные обстоятельства и пишем историю по сюжетной формуле:
- Кто-то сделал что-то, и получилось вот что.
- Произошло вот это, и кто-то стал делать это, а кто-то вот это.
- Кто-то отправился куда-то, встретил тех-то и узнал вот это.
- Кто-то встретил (как вариант — полюбил) кого-то, и все перевернулось. Инверсированный вариант: кто-то потерял кого-то, и началось.
- Кто-то попал куда-то и пытается вернуться обратно.
Эти формулы не исчерпывают все возможные варианты построения сюжета: фабульное многообразие намного богаче, но начать мы предлагаем с одной из этих формул, потому что они не задают четких тематических рамок, позволяя автору двигаться в любом направлении. Например, бизнесмен встречает на закрытой вечернике супермена, который посвятил его в большие тайны мирового закулисья, что позволило герою совершить множество подвигов и спасти мир. Или мужчина среднего возраста, интеллигент и мыслитель, в попытках преодолеть экзистенциальный кризис отправляется в пешее путешествие по Алтайскому краю, там он встречает мудрых старцев и простых жителей захолустных деревень, цельных и гармоничных, герой сталкивается с трудностями, познает себя и обретает мир в душе. Или: ёжик встречает на лесной тропе лисёнка и они становятся друзьями, поскольку выясняется, что каждый любит осень: ёж за урожай, лис за торжество рыжего цвета… Варианты могут быть любые.
С чего начать писать, если замысла нет
Итак, с чего начать? Допустим, у автора нет желания следовать готовой формуле, сюжетному архетипу, он хочет нащупать свой путь. Что ж, садимся и пишем.
- Даем себе установку создать вспомогательные фрагменты: описания места действия (как локальные, так и масштабные: от интерьера до создания картины мира), описание внешности и характера героев, лирические отступления (размышления автора на отвлеченную тему), диалоги.
- Обращаемся к собственному опыту: выбираем историю из жизни – своей, близких или далеких людей. История может быть глобальной, охватывающей жизни нескольких людей, семей, поколений (научный успех профессора Х, дореволюционная история семьи) или локальной (Как я вспахал поле/переплыл Волгу). Это могут быть сценки из жизни и даже пейзажные зарисовки.
- Если писать хочется, а история все равно не рождается, есть смысл попробовать одну из предложенных нами тем. Ниже мы приводим перечень историй, которые можно описать: выдумать или рассказать то, что произошло на самом деле. Этот перечень может быть бесконечным, мы с формальной целью ограничили его двумя десятками тем – если написать историю на каждую тему, в результате может получиться самостоятельное произведение, эдакое лирическое повествование, в центре которого будет рефлексирующий герой.
О чём можно написать:
- История первой любви.
- История борьбы с… (учителями, привычками, одноклассниками, ленью, системой).
- История семьи в трех поколениях.
- История одного человека во время большого потрясения (война, политический переворот, высадка на Луну, оттепель).
- История одной поздней весны.
- История о поиске себя.
- История своего появления на свет.
- История изобретения революционных вещей: джинсы, кока-кола, атомное оружие.
- История рождения и смерти.
- История о выпускном вечере (школа, колледж, институт).
- История своих первых денег.
- История апельсина из Марокко.
- История мужчины с седой бородой.
- История ждущей женщины.
- История о том, как первый раз покупал (мебель, телефон, билеты на самолет).
- История летнего отдыха.
- История книги на пыльной полке.
- История забытой детской игрушки.
- История первой дружбы.
- История одной печной трубы (топора, зубила, глиняного горшка, подковы).
Роман из бессюжетного текста
Казалось бы, какое может быть произведение из текста, в котором нет связного сюжета? Однако история мировой литературы XX века знает множество примеров если не абсолютно бессюжетных произведений, то таких, в которых фабула ослаблена, а история играет второстепенную роль. Как правило, речь идет о серьезной (высокой, качественной, интеллектуальной) прозе. К таким произведениям относятся «Уллис» Джеймса Джойса, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Хазарский словарь» Милорада Павича, тексты Марселя Пруста, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Жалобная книга» Антона Чехова. Здесь же уместно вспомнить автобиографические романы и путевые заметки, произведения, основанные на размышлениях, рассуждениях автора.
Соответственно, полноценное произведение может получиться из ряда эссе, объединенных общей идеей, темой, мощно звучащей в каждом отдельном бесфабульном фрагменте. Как вариант: повествование от первого лица, рассуждения о времени, поколении, текущем историческом моменте, человеческой природе – и все это, конечно, должно быть мало-мальски сдобрено сценками из жизни, наблюдениями за происходящим. В результате получится то, что литературовед Борис Томашевский называет «публицистическим» и собственно «бессюжетным романом».
Главное на этом этапе ‑ сесть и писать, не отрываясь, давая волю своей фантазии, ибо между автором и листом бумаги нет никаких преград: здесь он полноправный хозяин, способный сотворить жизнь на Юпитере и вывести формулу бессмертия. Пишите смелей, у вас обязательно получится!