Как найти сюжетную линию

Термин «сюжетная линия» в кино имеет два уровня определения. Во-первых, сюжетной линией называют законченную историю внутри фильма или сериала. Во-вторых, так часто называют саму схему или структуру из нескольких эпизодов, объединенных между собой причинно-следственной связью. Сюжет фильма может состоять как из одной, так и сразу из нескольких сюжетных линий (далее СЛ). Сюжет и СЛ могут быть синонимичны в случае, когда в фильме показана единственная история. В остальных случаях линии – компоненты сюжета.

Замысловатые переплетения СЛ нередко превращают обычный рассказ в увлекательное зрелище на экране. Вместо череды событий, вытекающих друг из друга, возникает гармоничный каскад эпизодов, вызываемых новыми обстоятельствами. Структура сюжета становится сложной, что заставляет зрителей не отрываясь следить за экраном.

Линда Сегер в книге «Как хороший сценарий сделать великим» пишет, что сюжетные линии – это компоненты, которые придают сценарию объемность и художественную выразительность. Часто они отражают процесс решения личностных проблем героя – осознания своей личности, поиск своего жизненного пути. Сегер считает, что «сюжетные линии дают персонажу возможность поразмышлять, подумать о смысле жизни, помечтать».

Виды сюжетных линий

В зависимости от роли в донесении замысла фильма до зрителя выделяют основные и второстепенные СЛ. Основная линия – выведенные на первый план персонажи и события.

Второстепенная СЛ – меньшая по масштабу и значимости в рамках общего замысла. Однако сегодня все чаще появляются произведения, где существует сразу несколько одинаково важных сюжетных линий. Чаще всего такие примеры можно встретить в телесериалах, но и в фильмах их тоже немало.

Переплетение нескольких равноценных сюжетных линий можно проследить в фильме «Свидетель» (1985). Лента начинается как классическая полицейская история. СЛ разворачивается вокруг идеи, сможет ли Джон найти убийцу. Но в середине рассказывается линия романтических отношений главных героев. А в заключительной части ленты на первое место опять выходит полицейская история.

Еще один пример – вторая часть «Крестного отца». В фильме две сюжетные линии, отражающие: первая – восхождение Майкла Корлеоне, вторая – восхождение его отца. Они равноправны и могли бы полноценно разыгрываться в разных фильмах. Однако их объединение привело к ощущению эпичности событий, созданию нескольких уровней в структуре сюжета, что сделало фильм монументальным, сложным, событийным. Такой прием помогает удерживать внимание зрителя на протяжении всего действия.

Второстепенная линия – часто любовная история. Например, в фильме «Бойцовский клуб» (1999) романтические отношения между главным героем и Марлой Сингер периодически выступают на первый план.

Второстепенные сюжетные линии всегда работают на раскрытие основной истории. Они помогают раскрыть тему фильма, дополняют и объясняют идею автора или глубже раскрывают характер героя, что помогает понять мотивы его поступков. Обрастая второстепенными СЛ, история становится более содержательной и объемной. Без них сюжет часто выглядит как схема, напоминающая план действий героя на следующий день, неделю, месяц.

Второстепенные СЛ дают возможность зрителю отстраниться от текущего конфликта и поразмышлять на тему, что ждет его дальше. Отклоняясь от основной СЛ, второстепенные всегда выводят действие назад – к главной идее фильма. Пример второстепенной СЛ в фильме «Блондинка в законе» (2001) – дружба Эль Вудс с мастером маникюра Полет Бонифанте. Отношения двух женщин позволяют зрителю периодически переключать внимание и отдыхать от основной темы картины.

Второстепенные линии можно использовать, чтобы представить зрителю нового персонажа, который впоследствии должен сыграть значимую роль. Например, в фильме «Трасса 60» главный герой в одной из второстепенных линий знакомится с больным раком мужчиной, который носит на себе пояс шахида и угрожает взрывом каждому, кто при нем солжет. Впоследствии именно благодаря этому персонажу главному герою удастся избежать тюрьмы в городе Морлоу и вытащить оттуда девушку, которую он искал.

В картине «Тутси» (1982) одновременно развиваются несколько сюжетных линий. Они раскрывают взаимоотношения героев – Майкла и Джули, Майкла и Санди, Майкла и Леса, Майкла и Брюстера, Рона и Джули. Пять линий объединены общим замыслом фильма, который восхваляет дружбу и любовь. Линия Майкла и Джули – основная. Второстепенные линии гармонично дополняют основную, периодически замещая ее на первом плане.

Виды сюжетных линий по классификации Джокерса

Мэтью Джокерс, профессор английского языка в университете штата Вашингтон при помощи компьютерной программы проанализировал несколько тысяч самых известных литературных романов и выделил часто встречающиеся сюжетные линии. Это один из подходов к классификации СЛ.

Вот какие бывают сюжетные линии по классификации Мэтью Джокерса:

  • Восходящая (подъем). Сначала герой пребывает в плачевном положении, но постепенно его жизнь налаживается, например, как происходит в фильмах «Аладдин» (2018) или «Области тьмы» (2011).
  • Трагедия в классическом варианте (падение). Сначала у героя в жизни все складывается замечательно, затем на него обрушиваются неприятности. Примеры – «Отелло» (1995), «Волк с Уолл-Стрит» (2013).
  • Падение-подъем. Налаженная жизнь героя катится под откос под влиянием определенных событий. Однако он находит в себе силы преодолеть трудности. Примеры – «Граф Монте-Кристо» (2002), «Мотылек» (2017).
  • Подъем-падение. Персонаж достигает невероятных высот, однако не может удержаться на олимпе, падает с него. Примеры – «Реквием по мечте» (2000), «Лиля навсегда» (2002).
  • Подъем-падение-подъем. События развиваются по плану – достижение успеха, затем падение и вновь восхождение по социальной лестнице, избавление от проблем. Пример – «Золушка» (2015).
  • Падение-подъем-падение. Персонажа преследуют неудачи. Но он не привык сдаваться. Приложенные усилия завершаются улучшением положения, однако успех продолжается недолго. За ним следует окончательное падение, после которого уже не оправиться. Примеры – «Горбатая гора» (2005), «Кэнди» (2005).

Например, трагедия четко прослеживается в фильме «Госпожа Бовари» (2014). В фильме развивается несколько СЛ – Эмма и Чарльз, Эмма и Леон, Эмма и Родольф. Несчастливое замужество и череда неудачных любовных романов приводят к накоплению долгов и самоубийству главной героини.

Фильм «Ромео и Джульетта» (2013) олицетворяет развитие сюжета по принципу подъем-падение. Влюбленные герои дают друг другу клятву верности. Они счастливы и верят в успешный исход – возможность быть вместе. Однако вражда между семьями не дает осуществиться мечтам влюбленных. Трагический финал неизбежен.

Развитие сюжета по принципу подъем-падение-подъем наблюдается в фильме «Гордость и предубеждение» (2005). Героиня К. Найтли и ее сестры надеются на удачное замужество. Однако чтобы надежды девушек оправдались, им предстоит преодолеть немало трудностей на пути. Счастливый финал – награда за упорство и верность идеалам. Фильм «Гордость и предубеждение» – образец хитросплетения многочисленных сюжетных линий. Отношения пар героев развиваются параллельно друг другу и одновременно переплетаются между собой, определяя ход общего сюжета.

Примеры построения

Чтобы составить сюжет, нужно объединить сюжетные линии в единую последовательную историю. Повороты сюжета воспринимаются с интересом, если они естественны и логичны. Американский кинопродюсер, редактор Лора Кросс делится секретами и правилами построения СЛ:

  • Свяжите второстепенные СЛ с основными, не обязательно прямо, но общей идеей, темой. Это неправильно, если у зрителя возникает вопрос, как в фильме оказались нелогичные сцены.
  • Формируйте второстепенные СЛ в мини-истории с завязкой, серединой, финалом, с поворотными пунктами, конфликтом и его разрешением.
  • Поддерживайте причинно-следственную связь. Второстепенные линии должны влиять на основное действие и двигать его.
  • С осторожностью добавляйте второстепенные СЛ. Большое количество мини-историй в рамках одной отвлекают внимание зрителей от главной темы. И потом, чтобы гармонично объединить в единый рассказ несколько мини-историй, нужно обладать незаурядным талантом и опытом. Малейшие ошибки приведут к скомканности, логической непоследовательности сюжета.
  • Выбирайте персонажей для мини-историй, которые имеют отношения с главным героем.

Кросс подчеркивает: второстепенные СЛ не менее важны, чем основные. Они двигают действие вперед, помогают раскрыть характер персонажей. Например, зрители лучше понимают смысл и мотивы поступков героя, если второстепенная СЛ показывает события из его детства, далекого прошлого. Кроме того, она советует использовать второстепенные СЛ в жанрах с предсказуемыми сюжетами – триллерах, фильмах ужасов, комедиях.

В фильме «Подмена» (2008) каждая дополнительная СЛ выводит конфликт на новый уровень. Основная СЛ строится вокруг темы – мать ищет пропавшего сына. Второстепенная СЛ развивается вокруг события, когда полицейские находят другого мальчика и пытаются выдать его за сына героини А. Джоли. Следующая дополнительная линия охватывает тему пребывания главной героини в психбольнице.

Текст: Ольга Лапенкова

На протяжении полутора лет мы разбирали произведения из школьной программы 5—11 классов. Мы изучали исторический контекст, погружаясь в тонкости политической и культурной жизни России начиная с XII века; копались в биографиях авторов и узнавали, какие прототипы есть у культовых героев; расшифровывали говорящие имена и фамилии; искали пасхалки — и даже придумывали, как могли бы закончиться классические труды, если бы автор решил поставить точку чуть позже.

Теперь настало время понять, как устроен художественный текст. Почему одно произведение остаётся жить в веках, а другое оказывается безнадёжно забытым? Мы часто считаем, что всё решает талант автора (или банальное везение, а может, и то и другое). Но писатель — это не просто «проводник», который слушает, что ему напевают музы, а потом записывает это и несёт в издательство.

Каждый маститый автор обладал колоссальным набором знаний. Классики прекрасно понимали, что такое композиция произведения; чем сюжет отличается от фабулы; почему захватывающей работы не получится без конфликта; как усиливают впечатление средства художественной выразительности (да-да, все эти эпитеты, метафоры и прочее) — и, кстати, как реагировать на критику, если газетчики разнесли твой опус в пух и прах.

Конечно, не стоит впадать в фанатизм и относиться к чтению книги как к осмотру машины: «Экспозиция на месте, развязка тоже, а вот с кульминацией что-то неладно…» Образцовый рассказ, созданный по всем мыслимым лекалам, вполне может оказаться забытым — а «неправильное» стихотворение с простейшими рифмами, наоборот, полюбиться миллионам читателей. Не стоит и приуменьшать значимость таланта: в каждом произведении, ставшем классическим, есть щепотка магии, которую нельзя обнаружить под микроскопом. И всё-таки Пизанская башня — это не просто груда кое-как накиданных кирпичей, а здание, спроектированное знающими толк архитекторами (пусть и допустившими кое-какие погрешности).

Проект «Как это работает» поможет школьникам, которые хотят узнать больше об отечественной классике, собрать в дневнике коллекцию пятёрок — и достойно сдать ЕГЭ по литературе. В особенности колонка будет полезна тем, кто и сам подумывает о карьере писателя.


Как это работает. Сюжетные линии

Прежде чем разбирать композицию литературного произведения, знакомимся с понятием «сюжетная линия». Казалось бы, при чём тут косички?

В сентябре все материалы нашей колонки будут посвящены композиции художественного произведения, то есть тому, из каких частей оно состоит. Но прежде чем погружаться в этот материал, нужно проговорить кое-какие базовые вещи: вспомнить, какие существуют роды и жанры литературы, чем они отличаются друг от друга — и что такое сюжетная линия.

Роды и жанры литературы

Исследователи выделяют четыре рода литературы:

  • •эпос;
  • •лирика;
  • •драма;
  • •лироэпос.

Эпос — это всё, что написано прозой. Эпические произведения выглядят так же, как эта статья: обыкновенный текст, который делится на абзацы и часто (но не обязательно) состоит из нескольких глав. К эпическим жанрам относятся рассказ, повесть, роман, роман-эпопея и несколько других, но мы не будем подробно о них говорить: в рамках школьной программы достаточно и этих четырёх. Произведение, относящееся к этому роду литературы, может быть какого угодно объёма: хоть две страницы, хоть две тысячи.

Лирика — это стихотворения: они написаны в столбик, причём каждая новая строка начинается с прописной буквы, и эти строки, как правило, зарифмованы между собой. А ещё в лирических произведениях нет сюжета — либо есть, но он играет роль намного меньшую, чем чувства и мысли по поводу происходящего. Стихотворения очень короткие и чаще всего умещаются на одной странице, а то и на половинке, — хотя изредка встречаются и длинные работы, до десяти страниц в зависимости от шрифта (например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова). Существует множество жанров лирики, таких как послание, элегия, ода и т. д., — но, в отличие от эпического произведения, лирическому совершенно не обязательно иметь определённый жанр. Даже наоборот: большинство таких текстов — это просто стихотворения, и всё тут.

Драма — это пьесы, т.е. произведения, в которых говорят только герои, а речь автора отсутствует, но могут встречаться пояснения в скобках, например:

  • Маша. Петя, привет!
  • Петя (выпучив глаза). А-а-а! Она всё-таки вернулась!!! (Убегает.)

Каждый новый абзац начинается с имени героя, который вот-вот выскажется. Если большинство эпических произведений делится на части или главы, а лирические — на строфы (как правило, после каждого четверостишия добавляется пустая строка), то драматические произведения разбиты на действия. Действия, в свою очередь, могут включать в себя несколько сцен (когда меняются декорации) и явлений (когда выходит новый герой). Драматические жанры, которые следует знать школьнику, — это трагедия, драма и комедия (да-да, мы не ошиблись: термин «драма» обозначает и род литературы, и один из жанров). Объём не ограничен, но большинство пьес умещается на ста страницах, иначе такой текст будет сложно поставить в театре: актёры устанут играть, а зрители — внимательно смотреть.

Наконец, лироэпос — это, как можно догадаться, смесь бульдога с носорогом. От лирики он позаимствовал форму (короткие строчки, которые чаще всего рифмуются друг с другом), от эпоса — стремительно развивающийся сюжет, а также внушительный объём. Жанры лироэпоса: басня, поэма, баллада, а также самый редкий жанр — роман в стихах (здесь можно вспомнить разве что пушкинского «Евгения Онегина»).

Знающий литературовед, дочитав статью до этого момента, пробурчит себе под нос: «Нет-нет, позвольте, автор слишком много упускает!» И действительно, с родами литературы не всё так просто. Взять хотя бы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Казалось бы, что непонятного? В книге 300 с лишним страниц, написана прозой, поделена на главы — значит, роман! Но нет: сам Гоголь обозначил жанр «Мёртвых душ» как поэму, потому что там много лирических отступлений (то есть размышлений, не особо связанных с сюжетом). А спустя сто с лишним лет поэму в прозе создал ещё один выдающийся отечественный писатель, В. В. Ерофеев (речь о книге «Москва — Петушки»).

Если периодически «путаются» даже роды литературы, а их всего четыре, то что говорить о жанрах? Классический пример — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, который кажется драмой, а на деле оказывается комедией. (Почему это так, мы уже разбирались.)

А ещё разные жанры подразумевают разное количество сюжетных линий — и поэтому в списке школьной литературы встречаются произведения, которые можно посчитать повестями, а можно — романами. Но здесь пора остановиться и вспомнить о косичках.

Сюжетные линии

Как мы уже выяснили, во всех родах литературы, кроме лирики, обязательно есть сюжет. И правда: можно ли представить себе роман, в котором ничего не происходит? Или, может быть, трагедию, где герои (а соответственно, и актёры, которым предстоит их играть) ничем особенным не заняты? Или длинную-предлинную поэму, где нет ни одного персонажа — только описания природы и погоды?

(В этот момент придирчивый литературовед снова твердит, что всё не так, и шепчет: «Театр абсурда! Авангард! Постмодернизм!» и прочие умные слова. Но мы — пока что! — не будем его слушать: эта статья рассчитана на начинающего книголюба. И вернёмся к сюжету.)

Сюжет — это последовательность событий в том порядке, в каком они преподнесены в произведении. Но сюжет далеко не всегда «крутится» возле одного персонажа. С рассказами, баснями и балладами всё понятно: вот герой, вот проблема; герой пытается её решить — и либо добивается своего, либо терпит неудачу, либо и вовсе «зависает» перед принятием самого важного решения, оставляя читателя перед открытым финалом. А что делать с повестями, романами и пьесами, где персонажей видимо-невидимо? Как разобраться, какие события — самые важные?

Для ответа на этот вопрос литературоведы создали термин «сюжетная линия».

Сюжетная линия — это последовательность событий, связанных с одним или несколькими персонажами. Она подразумевает постоянное развитие: либо одного героя как личности (когда он меняется внутренне, то есть становится в чём-то другим человеком), либо отношений между действующими лицами.

Представим, что мы читаем книжку «Вася круче всех», где главный герой превращается из всеми обижаемого заучки в супергероя-тяжелоатлета, — а зловредный Антоша, который всё детство подкладывал ему на стол кнопки, под впечатлением от Васиного прогресса раскаивается и предлагает дружить. Ну и, разумеется, не обходится без прелестной Настеньки, которая поначалу встречается с Антошей и во всём ему поддакивает, а потом переосмысливает свою жизнь и уходит к Васе.

Логично предположить, что в книге три сюжетные линии: Вася, Антоша и Настенька. Но также можно заподозрить, что линии всего две: Вася & Антоша (от ненависти до дружбы) и Вася & Настенька (от ненависти до любви). Где истина?

Всё зависит от того, как часто персонажи действуют поодиночке и как часто — вместе.

Если автор уделяет достаточно внимания самостоятельному развитию Васи, Антоши и Настеньки, если показывает, как они проводят время вдали друг от друга и решают проблемы, не связанные с основным конфликтом, — тогда, конечно, у каждого героя своя сюжетная линия. То есть, если в книге «Вася круче всех» подробно описано, как главный герой записывается в спортзал и месяц за месяцем тягает штангу, игнорируя насмешки окружающих (и наконец-то понимая, что нельзя позволять другим плохо с собой обращаться) — сюжетная линия Васи удалась. А вот если главный герой начинает активно действовать, только сталкиваясь с Антошей, и сто раз подряд «глотает» его оскорбления, а на сто первый даёт сдачи, — тогда у Васи и Антоши одна линия на двоих.

Сюжетные линии в крупных произведениях переплетаются, как пряди, из которых плетут косичку — и рождается красивейший узор. Объёмные труды, где есть только один действующий герой, существуют (как, например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо), но это опять же исключения. А вот сколько этих «прядей» в произведении — две, три или больше, определить иногда нелегко.

Повесть? Роман? Что это вообще?!

Помните, мы говорили о том, что кое-какие классические произведения можно назвать повестями, а можно — романами? Принято считать, что в повести только две сюжетные линии, а в романе — три или больше. Так вот, исследователи до сих пор спорят, к какому жанру «по-хорошему» относятся произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Кто-то настаивает, что у каждого героя там самостоятельная сюжетная линия, а кто-то — что они «сдвоенные».

Так, в «Евгении Онегине» можно выделить три линии: Онегина, Татьяны и Ленского. И тогда произведение будет считаться романом. А можно сказать, что герои практически не действуют отдельно друг от друга, и значит, линии всего две — «романтическая» и «дружеская»: Онегин & Татьяна и Онегин & Ленский. И тогда перед нами уже не роман, а самая настоящая повесть.

И с «Капитанской дочкой» то же самое. Можно выделить три отдельные линии – Гринёва, Маши и Пугачёва — или две парные, «романтическую» и «вражескую»: Гринёв & Маша и Гринёв & Пугачёв.

В принципе, ни первое, ни второе решение нельзя назвать ошибкой. Чётко определить количество сюжетных линий в крупном произведении сложно, а иногда, как мы видим, даже невозможно. Главное — понимать, что это вообще такое.

Задел на будущее

На следующей неделе мы начнём говорить о композиции литературного произведения, которая состоит из следующих частей:

  • •экспозиция;
  • •завязка;
  • •развитие действия;
  • •кульминация;
  • •развязка;
  • •эпилог (не во всех произведениях).

Но стоит учесть, что завязка, кульминация и развязка для каждой сюжетной линии может быть своя.

Например, в придуманной нами книжке «Вася лучше всех» завязка линии Вася & Аркаша может состояться уже на первых страницах, когда главный герой устанет терпеть насмешки и решит записаться в спортзал, чтобы в какой-нибудь прекрасный день доступно объяснить Аркаше, что так себя вести нельзя. А завязка линии Вася & Настя предстанет перед нами намного позже — когда немного подкачавшийся, но ещё не уверенный в себе Вася увидит Аркашу с Настей гуляющими за ручку и пообещает себе, что добьётся сердца этой красавицы.

Но может быть и такое, что завязки обеих линий совпадут. Вася, вечно терпящий издевательства, опять-таки столкнётся в парке с влюблённой парочкой — и тут же решит, что так дальше продолжаться не может: надо и Аркаше навалять, и красавицу заполучить.

Как это работает в классических произведениях, разберём уже через несколько дней.

Педагог-консультант: Р. И. Шихонин

Сегодня мы поговорим о том, что такое сюжетные линии и как следует их выстраивать в сценарии


				<p>Игра престолов  (сериал 2011 – 2019)</p>

Игра престолов  (сериал 2011 – 2019)

  • Сюжет

Сюже́т (от фр. sujet букв. «предмет») — в литературе, драматургии, кино, комиксах — ряд событий (последовательность сцен, актов), выстроенных для зрителя или читателя в определенной последовательности.

В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий.

Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Сегодня нас интересует построение сюжета именно в контексте кино.

Начать построение сюжета стоит с разработки персонажа.

Причём не того персонажа, которому вы только что придумали имя и фамилию. Нужно, чтобы у этого персонажа был характер. Характер просто необходим, чтобы у него была мотивация для решения возникающих проблем.

  • Базовые моменты, которые важно знать о своём герое

— Персонаж ни в коем случае не разрабатывается по алгоритму

Яркий, живой персонаж практически всегда не создавался по схемам, а был «подсмотрен», «списан» со знакомого, соседа, прохожего… Часто бывает так, что автор расписывает описание персонажа на 20 страниц, но самого главного о нём как раз-таки нет либо автор в этом большом полотне вообще потерял то, что нужно знать о герое в первую очередь, то что станет двигателем сюжета

— У персонажа возникает проблема — та, которую он не может не решать, то есть персонаж не может просто продолжить жить, как прежде

Речь идет о проблеме, которая действительно является проблемой для героя.

Характер и степень этой проблемы зависит от жанра. Это может быть, как падающий на землю метеорит, так и какая-то очень личная проблема. В боевике обычно ставится вопрос жизни и смерти. В мелодраме как раз-таки будет проблема в области отношений. Например, персонаж находится на грани развода либо наоборот очень-очень хочет жениться, но что-то не срастается.

После постановки проблемы в сюжете, конечно, должны следовать попытки решения этой проблемы. Нужно задуматься:

1)      Как именно герой попытается выйти из ситуации

Попытки решения как раз-таки вытекают из характера персонажа. Часто начинающий автор, как следует не проработав характер персонажа, присваивает своему герою те же методы решения проблем, что делал бы сам автор. Довольно часто можно встретить ансамбли персонажей, которые действуют абсолютно одинаково, и все они действуют так, как действовал бы автор.

2)      Когда персонажи действуют наиболее интересным образом (но лишь по мнению автора!).

Иногда авторы заставляют делать героев что-то очень интересное, однако каждый раз это какой-то новый для героя способ проявить себя. А самое главное, это вообще не похоже на цельный характер. Сначала герой делает одно, затем что-то абсолютно противоречащее, потом что-то разрушающее все предыдущие связи и т. д. Не возникает ощущения единого характера, и, по сути, это такой “герой-функция”. Герой, которого просто двигают, чтобы он делал что-то, скажем так, кинематографичное.

Такие герои, конечно же, быстро надоедают.

Случалось, с вами такое, что вы сморите фильм, и не понимаете, что с ним не так? Вам совершенно точно неинтересно смотреть его, хоть в нем и происходит много всего разнообразного. Скорее всего, вы просто не увидели персонажа, за историей которого вам хотелось бы следить. Вы не поверили авторам.  Не восприняли его как реального человека, а просто видите набор приёмов сценариста, который работает с конкретным якобы персонажем, помещая его в разные ситуации.


<p>
		Ты/You (сериал 2018-2021)	</p>

Ты/You (сериал 2018-2021)

  • Спираль “Постоянное ухудшение”

Что еще нужно знать о проблеме персонажа?

Когда персонаж пытается решить возникшую проблему, все его действия приводят к постоянному ухудшению ситуации. Нужно чтобы ставка была очень высока. В боевике обычно стоит вопрос жизни и смерти, и соответвенно герои могут предпринимать всё, что угодно в таких условиях: убивать, делать что-нибудь незаконное или даже аморальное.

Ухудшение ситуации происходит не по кругу, а по спирали: герою становится всё сложнее и сложнее решить проблему, то есть всё сложнее и сложнее прийти к своей цели.

В конце происходит некая финальная битва, где герой встречается лицом к лицу с проблемой либо со своим врагом (антагонистом) и, соответственно, побеждает либо терпит поражение. После финальной битвы герой что-то узнаёт, осознает и меняется.

Давайте рассмотрим сюжет в фильмах и сериалах по актам

Для примера рассмотрим ситуацию, когда речь идет о 4 актах, а не 3

1 акт

В первом акте всегда есть экспозиция.

Мы должны дать понять зрителю, где же он оказался, в какое время, какая локация, какой мир (сеттинг) окружает персонажа. Это может быть трудовой коллектив, семья в пятиэтажной хрущёвке, коллектив в каком-нибудь элитном доме на Рижском шоссе, семья на круизном лайнере и пр.

В экспозиции мы должны задать и обозначить главные черты героя, ключевые моменты его характера, и дать понять зрителю кто же, в целом, перед ним.

Следующее — это завязка. В разной литературе и в разных школах она может называться по-разному. Где-то провоцирующий инцидент, где-то катализатор, но, опять же, по-русски пусть будет завязка, в которой что-то происходит: мы узнали про метеорит, либо герой увидел героиню, либо произошло что-то ещё. В общем, происходит что-то, после чего уже нет пути назад, после чего жизнь изменилась, а история началась.

Первый поворотный пункт происходит в истории, когда герой принимает решение, каким образом он будет действовать дальше.

Для начала, он, конечно, принимает решение, что он вообще будет действовать, чтобы решить проблему.

Если история, например, романтическая, и герой хочет кому-то понравиться, но пока не может — это проблема. Её нужно решить, что-то предпринять для того, чтобы возникла взаимность. В первом поворотном пункте мы понимаем, какой план возникает у героя, как именно он будет стремиться к своей цели, то есть к решению этой проблемы.

Дальше герой начинает действовать. Это называется точкой невозврата. История пошла вперед, герой в неё вовлечён. После завязки, в принципе, он мог сдаться, но тогда бы мы и не начали рассказывать эту историю, соответственно, это начало пути —точка невозврата. История началась.

Главный драматический вопрос возникает здесь же: получится ли у героя достичь своей цели? Каким образом герой сможет решить эту проблему? Вопрос может звучать ещё каким-либо образом, но он обязательно должен возникать в подсознании. Мы, как зрители, должны держать этот вопрос в голове до конца истории.

<p>
		Во все тяжкие (сериал 2008-2013)</p>

Во все тяжкие (сериал 2008-2013)

2 акт

Во втором акте все усложняется.

Герой пытается решить проблему. Но его действия вскрывают что-то более сложное и серьезное. Допустим, если герою понравился некий объект, он понял, что это его судьба, он пытается проявить себя, сделать так, чтобы его заметили.

Герой начинает обращать на себя внимание, и тут вдруг возникает какое-то обстоятельство, которое он не узнал бы, если бы не начал делать. Грубо говоря, парень дарит ромашки, а у девушки оказывается страшная аллергия, она из-за его ухаживаний оказывается в больнице. У нее срывается важная презентация, к которой она готовилась несколько месяцев. Естественно, девушка его отталкивает.

Герой пытается исправить то, что он сделал, но все снова идет не так.

Он узнаёт про сложные отношения героини. Например, её бывший или нынешний бойфренд — очень агрессивный абьюзер, он создаёт проблемы и героине, и герою, и, собственно, тоже делает так, чтобы казалось, что герою не достичь своей цели. Но несмотря на это герой всё равно находит очередной способ для того, чтобы попытаться достичь цели.

Опять же, остаётся неразрешенным тот самый драматический вопрос, который был поднят в первом акте. Ответ на него становится ещё менее очевидным, потому что в начале была одна ситуация, но из-за попыток главного героя все усложнилось. Он вроде бы делает шаг, а цель кажется всё более трудно достижимой.

Во втором акте есть прогрессия, некое усложнение.

В нем может начаться второстепенная линия (у которой тоже может быть 3 акта: начало, середина, концовка). Происходит центральный поворотный пункт либо мидпоинт (разворот на 180°), где в процессе мы приходим ещё к одной точке невозврата, где ставки либо повышаются до предела, либо вскрывается, например, что союзник был врагом, либо враг становится союзником. То есть, всё то устройство мира, которое было заявлено в начале истории становится сложнее, меняется. Либо история шла к одному итогу, но герой повышает ставки. Это означает, что здесь у него тоже остается возможность сойти с пути либо решить проблему каким-то более простым способом (либо с чем-то смириться), но герой повышает ставки до предела. Мы наконец, пониманием, куда движется история.

Последняя современная тенденция — возможная смена жанра.

Например, у нас шёл ромком, а мы ушли в драму, или наоборот. Либо у нас была драма, и вдруг она стала триллером, либо хоррором, опять же, не нарушая ход истории. Важно, чтобы эти жанры хорошо накладывались друг на друга — тот, который был изначально заявлен, и тот, который появился. Либо это драмеди, и что-то из этого ушло: либо драма, либо комедия.

Важно, чтобы не было ощущения, что перед нами две абсолютно разные, несвязанные истории. Хоть смена жанра и произошла, но история осталась цельной.

<p>		Декстер (сериал 2006-2013)</p>

Декстер (сериал 2006-2013)

  • 3 акт

После середины истории — место 3 акта. Происходит некий разворот, можно сказать, рецидив.

Опять же, в разных школах и книгах он может называться по-разному, но суть это не меняет. Из теории в теорию, из книги в книгу, из студии в студию, от автора к автору терминология может чуть-чуть отличаться, но, опять же, речь всегда идёт об одном и том же, об одних и тех же приёмах, об одних и тех же инструментах.

В этой точке может добавиться ещё одна второстепенная линия, если мы говорим про полный метр.

Если же речь идет о сериале, то, соответственно, линии возникнут раньше (все линии начинаются в начале второго акта, если их там больше одной — 2 или 3). Хотя, опять же, рамки излишни. Что-то может случиться и после середины. Это допустимо.

Третий акт заканчивается кризисом

Напоминаем, что сейчас мы говорим про 4 акта

В четвёртом акте происходит финальная битва. Стоит учитывать, что финальная битва — это термин. Можно назвать её кульминацией.

Вовсе необязательно, что в финальной битве одна толпа дерётся с другой, и все обязательно должны поубивать друг друга. Финальной битвой может быть некое противостояние в рамках офиса, кухни ресторана и т.д.

Скажем, финальная битва в сериале Доктор Хаус — это когда в новой серии возникает некая критическая ситуация, очередной пациент находится на грани жизни и смерти. Пошёл обратный отсчёт. Врачи понимают, что его нужно реанимировать, и вдруг у Хауса возникает бредовая (на первый взгляд) идея. После приёма таблетки (либо после того, как он побросает мяч) он вдруг понимает, что именно они упускали при постановке диагноза. Пациент спасен, проблема решена.

▪  В вертикальном сериале принципиальных изменений не происходит.

Тот же доктор Хаус вылечил кого-то, и следующая серия будет о том же.

Грег Хаус принципиально не поменяется, как и его методы решения проблем не изменятся. Новые проблемы у него будут возникать по тем же самым причинам, что и в первых сериях.

▪ Если сериал горизонтальный — из серии в серию мы не видим какую-то повторяющуюся структуру. История развивается постепенно. Например, сериал “Во все тяжкие”. Там нет повторений из серии в серию. Мы наблюдаем, как герой развивается, находит свою тёмную сторону.

Полный метр обязательно должен заканчиваться чем-то конкретным. Поскольку мы говорим про коммерческое кино, про зрительское кино, по крайней мере, мы нацелены на такой формат, то, соответственно, если зритель пришёл в кино, посмотрел историю, а она ничем не закончилась, у него возникнет определённое разочарование: “Для чего я пришел в зал? Зачем потратил 300 рублей?”

Если речь об авторском кино, если фильм большого мастера, которому можно всё, и на которого пойдут даже только лишь из-за имени, конечно же, история может закончится и ничем. Но и в таких случаях обычно случается сильная, эмоциональная развязка. Герой каким-то образом изменится, а мы с удовольствием будем наблюдать за его изменением.

Стоит помнить, что случаи, когда герой решает проблему, мешающую достижению цели — это внешний конфликт.  Но у героя может быть и внутренний конфликт, некое внутренне противоречие.

Интересное противоречие у героя из сериала “You” на Netflix. Он хочет быть с героиней, мечтает сделать её счастливой, и для этого он готов убивать своих соперников, в прямом смысле. И в принципе, он не способен как-то иначе решать подобные проблемы.

Это серьёзный конфликт? Еще бы.

Если любишь человека и хочешь сделать его счастливым, понимаешь, что некто создаёт ей очень серьёзные проблемы и является препятствием для счастья, то можно ли такого убить? Вроде бы он делает всё, чтобы сделать героиню счастливой, но каким способом? Это и есть тот самый внутренний конфликт. Способ решения проблемы он находит такой: следить за героиней. Он украл её мобильный телефон, читает все её сообщения, мониторит почту. Он знает, о чём и с кем она переписывается. Он за ней подсматривает, но при этом не хочет нанести ей вред. Он считает, что это поможет ему сделать её счастливей.

Во-первых, главная линия — та линия, вокруг которой строится история. Линия, в которой участвует главный герой либо главные герои (главный герой может быть, как один, так их может быть и два, и три, и четыре, и пять, и шесть и так далее).

В сериалах может быть и 6, и 7, и 9 главных героев (“Игра престолов”, например, в которой главные герои могли неожиданно погибать, а новые появляться).

Не нужно искать для себя какие-то рамки и пытаться в них встроиться. Нужно идти от того, насколько интересными у вас получаются герои, насколько вы успеваете их раскрывать. Насколько они вообще нужны для вашей концепции? Нужно отталкиваться только от того, получается ли у вас интересно.

Ошибкой будет набрать кучу героев, потому что они придумались. Если они никак не работают на историю, а просто населяют мир, но при этом не действуют, в этом нет никакого смысла.

Второстепенные линии — те линии, которые однозначно получают меньше времени. Эти линии менее значительны по сравнению с главной, при этом они, естественно, работают только в связке с главной линией.

Равнозначные линии

В полных метрах они тоже бывают. И тем не менее, конечно же, в сериалах мы видим их чаще. Особенно, если есть несколько главных героев. В таком случае они могут идти параллельно.

При этом, если они не будут взаимодействовать между собой, влиять друг на друга, на то, как развивается сюжет, то в них нет надобности. Просто два разных сериала будут идти параллельно. Иногда можно увидеть фильмы, в которых истории могут быть связаны только общей темой (Новый год, 14 февраля), либо общей локацией (Париж, Лондон), концепцией и т.п.

В принципе, в сериалах, в какой-то мере, тоже случается нарушение этого правила. Например, в “Игре престолов” где-то очень долго есть ощущение, что линии просто идут параллельно, и, по факту, они сходятся только в самом конце. Но, опять же, “Игра престолов” — это осознанное нарушение вообще всех правил и какую бы тему мы не поднимали, мы обнаружим, что в “Игре престолов” все  догмы, которые существовали для кого-то, кто ищет для себя рамки, были умышленно нарушены Джорджем Мартином.

Они были нарушены им не просто потому, что так получилось, а потому, что автор прекрасно их знал. Он “наелся” теми ограничениями, которые есть на телевидении (конкретно для него на американском телевидении), и он все их нарушил осознанно.

Сколько может быть сюжетных линий в полном метре и сериалах

В полном метре, как правило, есть одна линия.

Часто бывает, что второстепенные линии в полном метре незаметны (потому что в них участвует главный герой).

Например, в одной линии он спасает планету, а в другой линии мы можем видеть флешбэки о нем: его взаимоотношения с семьей либо его детство. Мы понимаем, почему он действует именно так, принимая решения. Мы видим флешбэками, что именно на него повлияло, какой урок он когда-то вынес, и почему теперь он действует таким образом.

Эти линии в глазах зрителя не будут выглядеть второстепенными, параллельными и так далее.

В сериале очень часто бывает несколько линий. Опять же, это зависит от количества персонажей и от истории. В Докторе Хаусе, по сути, одна главная линия, а второстепенные линии связаны с ней. Доктор имеет отношения с кем-то из своих подчинённых, либо с руководством, либо со своим другом.

Если мы, например, возьмём ансамблевые сериалы, где персонажей несколько, особенно главных, то там будет несколько линий.

В часовом сериале помещается примерно 3-4 линии.

В получасовом 2-3. Линии выглядят отдельными, самостоятельными линиями (они не теряются, не забываются). В сериале может быть и одна линия (тот же сериал “You”).

Игра престолов (сериал 2011 – 2019)

Игра престолов (сериал 2011 – 2019)

Если мы говорим про полный метр, то все линии должны работать на главную. Опять же, всегда есть исключения, но, как правило, это так.

Второстепенные линии тоже могут быть о главном герое. Второстепенная линия — это необязательно линия, где действуют только другие персонажи.

Например, главный герой сериала «Во все тяжкие» борется с раком, начинает варить мет и попадает в криминальный мир. А второстепенная линия (если мы возьмём пилот) будет про его взаимоотношения с женой: как она к нему относилась, как она воспринимала его.  Мы видим первую сцену (как его поздравляют с Днём рождения). Мы видим сцену, где супруги пытались заняться сексом, точнее, она пыталась. Мы увидим сцену с подростками, которые прикалывались над ребёнком главного героя, и в ней он изменился — пошёл угрожать. И финальная сцена, где секс случился.

Опять же, во второстепенной линии главный герой оставался главным, но через неё мы как раз-таки и показали внутренние изменения героя. Если главная линия была о том, как он принял решение именно таким способом решать проблему появившейся болезни (он решил оставить деньги своей семье до того, как он умрёт), но при этом его решение, скажем так, помогло ему поверить в себя. Он начинал раскрываться, проявлять себя.

Второстепенная линия может быть чуть медленнее главной по темпу.

— Благодаря второстепенной линии сюжет становится более разнообразным

Он становится другим, как по жанру, по темпу, так и по проблемам, которые решает герой. Если главная линия у нас больше будет про внешнюю проблему, то второстепенная линия часто вводится именно про внутренние изменения. Она добавляет подтекст. Мы понимаем, что происходит с героем, понимаем, как ему сложно или что будет, если у него ничего не получится в главной истории.

Если же линии более-менее равнозначны (например, в них действуют какие-то другие герои), такие линии при взаимодействии могут и должны врываться, буквально вклиниваться в главную. Опять же, всегда есть исключения и всегда можно привести в пример “Игру престолов”, в которой линии могут идти параллельно достаточно долго и в какой-то мере даже ни разу не пересечься на протяжении нескольких сезонов. Но, тем не менее, как правило, если мы говорим про классический сторителлинг, то часто происходит именно так.

— Добавление второстепенных линий делает аудиторию шире

Особенно, если в истории присутствует экшен, который не всегда интересен женской аудитории или аудитории постарше.

В сериалах часто часть героев — это взрослые. В сериале “Физрук” главный герой — это персонаж в районе 40-45 лет. А еще есть школьники со своими проблемами. Физрук решает и проблемы взрослого (проблему ненужности, проблему “брошенного пса”), плюс он взаимодействуют с молодым поколением. А у молодежи проблемы совсем другого плана. Герой-школьник тоже пытается понравиться кому-то, и эта история уже будет больше интересна молодой аудитории. Подобный прием приведет больше молодых людей.

— Добавление второстепенных линий дает дополнительную возможность параллельно совмещать жанры

Например, главная линия — боевик, криминал, экшен, а второстепенная линия — драма, мелодрама или комедия.

Как взаимодействуют равнозначные параллельные линии, когда нет ярко-выраженной главной?

Линии (по структуре, по количеству сюжетных линий, по сюжетным поворотам) должны, как можно сильнее, зеркалить друг друга, насколько это возможно.

В данном принципе даже “Игра престолов” не сильно выпадает из общей концепции:

Все истории имеют примерно похожий хронометраж по времени, по количеству событий, по количеству поворотов. Все они идут в одном времени параллельно друг другу. Конечно же, если стратегически подходить к пересечению, взаимодействию этих линий, то оптимально, когда поворотные пункты (то есть завязка, первый поворотный пункт, центральный поворотный пункт, все моменты невозврата и самая главная кульминация) случаются параллельно.

При таком подходе эмоциональное воздействие на зрители будет максимальным, а это всегда очень хорошо. В поворотных пунктах и в кульминации возникают мощные точки интереса — то, что заставляет зрителя сильнее вовлечься в историю.

Не нужно стремиться к большому количеству пересечений. Они могут быть относительно редкими, но эти пересечения должны быть незаменимыми. То есть, если бы вторая линия и не повлияла на первую, то та первая линия была бы уже совершенно другой. Может быть, она бы уже закончилась либо она, наоборот, развивалась иначе.

▪ Нужно сконцентрироваться на главном герое

Частая ошибка начинающего автора —сделать много “интересных” героев. Интересных в кавычках, потому что “и такой персонаж придумался, и такой. А вот у меня в блокнотике ещё есть 3 героя, которых очень хочется поместить в эту историю. Ещё я вчера в магазине встретил одного персонажа. Очень надо рассказать про него”. В итоге получается одна большая куча, в которую всё сваливается, и вообще непонятно, о чём история, в чём концепция, что автор хотел сделать. Становится непонятно, за чем нужно следить, что происходит с персонажами. Нужно определиться про кого мы хотим рассказать, почему мы хотим про это рассказать, что такого важного мы хотим сообщить миру через свою историю.

Если вы смогли рассказать про одного героя, и, если есть смысл в том, чтобы рассказать еще и про другого, вы можете это сделать.

Если у вас сразу очень много сюжетных линий, вы должны понять, они вообще нужны для раскрытия главной линии? Если у вас есть равнозначные линии, то, соответственно, вы должны понимать, что они говорят зрителю при взаимодействии.

▪ Следующий момент — это мексиканские паузы. Все истории, которые у вас идут параллельно, должны быть равнозначны по хронометражу. Если в главной линии у вас проблемы героя, которые он решает в течение одного дня, то и второстепенные линии тоже должны быть решены в течение дня. Исключение — если вы даете набор флешбэков про главного героя. Тогда, конечно, они укладываются в общую концепцию.

Но если вторая линия — это такая же история в реальном времени, то не должно быть, что одна история о том, как герой опоздал на работу, а вторая линия — это история того, как герой готовился к олимпиаде, и в финале проиграл. Потому что готовиться к олимпиаде нужно годами.

▪ Если кульминации разных линий сходятся в одной точке (в одном эпизоде либо в одной сцене) — это просто отлично, это признак мастерства. С точки зрения сценаристики — это круто. Если у нас было 2-3 сюжетные линии, и потом все линии сошлись в одну сцену (либо в одно взаимодействие в одном времени, в одном месте), это очень хорошо по эмоциональному воздействию на аудиторию. Однако сценарно это не всегда легко решаемо. Помните, что режиссёр, продюсеры и редакторы всегда смотрят на этот момент.

Если у нас есть главная и второстепенные линии, кульминация должна быть как воронка, которая затягивает всё, что вокруг. Она самая мощная, самая напряжённая и самая интересная. Если остальные не сошлись с этой линией, обычно они заканчиваются до или после кульминации.

Игра престолов (сериал 2011 – 2019)

Игра престолов (сериал 2011 – 2019)

Главная линия — это действия главного героя, его главная задача, внешний конфликт. 

Второстепенная линия — это отношения героя с другими персонажами, с семьёй, с близкими либо с партнёрами. Второстепенная линия может быть посвящена внутренним изменениям героя.

Все второстепенные линии, как правило, работают на главную линию (но могут случаться исключения). Если бы второстепенной линии не было, то главная история шла бы совсем другой дорогой, либо вообще заканчивалась.

Второстепенные линии могут и должны добавлять другие жанры, а также расширять аудиторию.

Если кульминации всех линий сходятся в одной сцене либо в одном эпизоде, то есть, в одной точке — это всегда признак мастерства и это сильно воздействует на зрителя.

Как работать с сюжетными линиями в сценариях мы подробно рассказываем на наших курсах — записывайтесь на базовый курс, скоро старт >>>>

как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь

За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала

Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний

СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО – ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ 

ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА

Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день

НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ “КУХНЯ”, “ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ”, “ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ” НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ

еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ 

ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ

Основательная программа для сценаристов 

с подробной проработкой каждого элемента 

сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО 

НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ, 

ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА. 

Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.

Студия Снегири – курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров

Каталог всех курсов Студии Снегири

info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414

ИНН 772625810856

ОГРН 321774600147998

ОКВЭД 63.99.1

ИП Комиссарук Вадим Витальевич

2014-2021 © Все права защищены 

Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено

Как разработать сюжет? Этот вопрос мне часто задают авторы, произведения которых я рецензирую или редактирую. Поэтому я решила поделиться своими мыслями на тему разработки сюжета. На истину в последней инстанции я не претендую — каждый автор выбирает свой путь. Сама я художественные книги не пишу, но, честно призна́юсь, пытала (с пристрастием) нескольких писателей. Ну, и собственными наработками поделюсь.

Шесть шагов в разработке сюжета

Шаг 1. С чего начинается книга

Надо помнить, что сюжет — это каркас, костяк, арматура произведения. Как угодно можете назвать, но без сюжета текст не будет целостным, развалится на отдельные сцены, эпизоды, интерлюдии. Есть, правда, произведения и без сюжета, как правило, из направления постмодернизма. Но в них основой является другое – идея, эмоциональное состояние, образ автора. Да и далеко не всем нравятся такие книги.

Сюжет важен, но начинается книга не с него, а с задумки. Это условная точка «распространения взрыва» — сцена, идея, конфликт, цель и т. д. Она даёт толчок развитию сюжета, и определить эту точку просто. Если вы решили написать книгу, просто спросите себя, о чём будет ваша книга. И запишите это «о чём», 2-3 предложения, не больше.

Например: «О том, как герой погиб в автокатастрофе и попал в тело принца-изгнанника из другого мира. Герой собирает банду сторонников и идёт отвоёвывать себе трон».

Или: «О том, как героиня встретила бывшего одноклассника, которого считала виновным в смерти своего парня. Возникшие чувства заставили её вернуться к событиям прошлого и начать собственное расследование».

Такая запись полезна хотя бы тем, что заставит упорядочить хаос в голове и определиться с главным.

Сегодня статью иллюстрирует книжный сюр художника Джонатана Уолстенхолма
Сегодня статью иллюстрирует книжный сюр художника Джонатана Уолстенхолма

Шаг 2. Герои и мир

Прежде чем кидаться разворачивать сюжет, который яркой лампочкой замигал в голове, стоит вспомнить о героях. Лучше до начала основной работы продумать их образы, особенности характера, достоинства и недостатки. Тогда герои будут вести себя логично и не вынуждать автора ломать стройный сюжет. Да и сами особенности героев помогут придумать повороты сюжета и какие-то приключения.

Разработка мира тоже нужна, так как это фон, на котором будут происходить события. Причём такая разработка важна не только для фантастики и фэнтези. Продуманные улочки города, двор в доме детства, обстановка в офисе потом найдут отражение в произведении, проявятся деталями, мелкими, но яркими штрихами и сделают текст более объёмным и реалистичным.

Шаг 3. Конфликт

Возвращаемся к сюжету обогащённые знаниями о мире и героях. Теперь нам нужен конфликт, а лучше не один. Именно он будет двигать сюжет и заставлять героев шевелиться, совершать поступки и развиваться как личности. Лучше, если источником конфликта станет антагонист — злодей, который препятствует достижению героями их целей. (Об антагонисте есть отдельные статьи: эта и эта). Но конфликт может быть и другого рода, например, внутренний, связанный с проблемой выбора, с духовным развитием героя и т. д. В качестве источника конфликта может выступать общество или природа. Подробнее о конфликте тоже можно прочитать в другой статье.

Итак, определяем конфликт, разрешение которого и станет основной сюжетной линией или основным квестом, как говорят геймеры. Но, кроме основного, могут быть и побочные «квесты», разные ответвления от главной сюжетной линии.

Художник  Джонатан Уолстенхолм (Jonathan Wolstenholme)
Художник Джонатан Уолстенхолм (Jonathan Wolstenholme)

Шаг 4. Сюжетные арки

Сюжетная арка имеет три ключевые точки: завязку, кульминацию и развязку. Сначала наметим эти точки для основной сюжетной линии. Однако могут быть и промежуточные арки, когда сюжет как бы развивается по синусоиде: завязка, подъём, яркая сцена кульминации и движение к развязке. Читатели выдыхают, радуются за героев и ждут, что у них будет всё хорошо. Но окончательная развязка не наступает, а начинается новый подъём, нарастание напряжения, которое приводит к очередной кульминации.

В точках кульминации сюжетных арок может происходить поворот сюжета. Это хорошо, если удастся его придумать, и лучше не один. Например, женщина-служанка оказалась парнем-шпионом. Или возлюбленный девушки не был убит, а инсценировал своё убийство и скрылся. И теперь девушка хочет его найти.

Такие повороты сюжета не только позволяют направить сюжет по другому пути, и по сути, рассказать новую историю, но и активизируют внимание читателей.

Шаг 5. Побочные «квесты» или сюжетные линии

Они необязательны, но, как правило, не бывают лишними. Это, например, вплетённая в общий сюжет история друга/подруги героя, напарника,а то и главного злодея. Или выполнение какого-то задания, необходимого, чтобы обрести сильного союзника или получить свободу, заработать авторитет или добиться внимания девушки.

Сколько должно быть таких побочных линий, точно сказать нельзя. Но, когда их много тоже нехорошо, тогда теряется основная линия.

Художник  Джонатан Уолстенхолм (Jonathan Wolstenholme)
Художник Джонатан Уолстенхолм (Jonathan Wolstenholme)

Шаг 6. Чем сердце успокоится

Завершающий аккорд книги — это не просто развязка, решение проблемы, достижение цели или утрата всех надежд. Заключительный аккорд должен прозвучать так, чтобы запомниться. И нередко сильная концовка определяет всё впечатление от книги. Понимая это, некоторые писатели даже начинают работу над книгой именно с финала.

Ну вот, это шесть шагов, после которых можно каркас книги облекать плотью. Возможно, кому-то покажется такая проработка лишней, так как занимает время и уменьшает удовольствие от работы над книгой. Ведь вроде бы книга-то уже написана, всё о героях и сюжете известно и дальше будет уже неинтересно. Так рассуждают те, для кого писательство ещё остаётся игрой, своеобразной заменой чтения. А профессиональные писатели, если и не записывают всё досконально на бумаге или в файле, то держат план сюжета и сюжетных арок в голове.

Статьи о сюжете вы можете почитать в подборке: “Сюжет художественного произведения”

Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.

Редактор,
куратор блога Band

Что такое сюжет художественного произведения

Сразу разведем понятия фабула и сюжет.

Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.

Сюжет произведения

это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Например, сказка про колобка.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.

Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:

1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.

2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.

3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

Разберем её по элементам сюжета:

Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.

Дадим только парочку советов авторам:

– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

Рекомендации по работе над завязкой:

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка” содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка” кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.

– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.

– В кульминации сталкиваются главный герой (протагонист) и его злейший враг (антагонист).

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.

Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.

Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.

Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.

В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.

Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.

Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Добавить комментарий