В современном обществе очень многие полагают, что если человеку при рождении не досталось таланта, то с этим ничего не поделать. Эти люди просто сдаются на милость судьбы. Соответственно и живут они неполной жизнью, не познав ее подлинной радости. И это величайшая трагедия человечества.
(Синъити Судзуки – известный музыкант, автор «метода воспитания талантов», основатель Института воспитания талантов)
В предыдущей статье мы рассматривали тему “Разве я могу научиться петь?” с точки зрения обучения и того, насколько изменилось музыкальное образование за годы своего существования. А теперь продолжим разбирать этот вопрос, говоря уже об одарённости.
Сразу скажу, что талант таланту рознь. “Музыкальные способности” – это не какой-то ОДИН талант, а их СОВОКУПНОСТЬ. И какие-то музыкальные способности у вас, скорее всего, есть. Некоторые из них, возможно, даже неплохо развиты с самого детства, а какими-то вы просто не особо занимались. Очень небольшой процент маленьких детей хорошо попадает в ноты, например. Но если их всех, попадающих и не попадающих поучить 7-8 лет в музыкальной школе, к 14 годам каждый из них будет очень неплохо интонировать и петь гораздо чище, чем, к примеру, тот же 14-летний ребёнок, который неплохо попадал в ноты в 6-7 лет, но никак не пытался развить музыкальные способности. У кого-то хорошо развито чувство ритма (может, он/она занимается танцами с детства), но этот человек не попадает ни в одну ноту. Что скажете о музыкальных способностях такого человека? Разве их нет? Разве чувство ритма к этим самым способностям не относится? А память? Кто-то не сразу усваивает материал, но зато, когда запомнит, то прочно, навсегда. А кто-то выучивает быстро, но у него/неё всё выветривается из головы моментально. Если человек обладает хорошим чувством ритма и музыкальным слухом, но плохой музыкальной памятью, запишем его в ряды “одарённых”, или нет?
Кстати о музыкальном слухе. Существует ведь много видов этого самого слуха. И у одного человека (более того, даже у одного профессионального музыканта) не все виды этого слуха могут быть развиты на “отлично”. Кто талантлив, человек у которого, например, на среднем уровне развит гармонический, мелодический, полифонический, тембральный слух (и все остальные виды), или человек с идеальным, сверх-крутым мелодическим слухом, но недоразвитыми остальными видами? Что, трудно выбрать? Вот так всё непросто с уровнем “таланта”.
И неужели вы думаете, что за время пятиминутного прослушивания в советской (да и в постсоветской) музыкальной школе, действительно, можно было выявить все способности ученика? Терпение и усидчивость, кстати, тоже стоит к ним отнести. Это такие же “таланты”, необходимые для становления высококвалифицированным профессиональным музыкантом/певцом, как и те же “голос” и “слух” – слова, которыми люди так вдохновенно разбрасываются, не задумываясь о том, какие смыслы за ними стоят.
Если бы всё было просто, то школьные отличники всегда вырастали бы в самых успешных людей на Земле, а двоечники-троечники становились бы никем. Но ведь мы имеем иную картину, не так ли? Если не так уж просто выявить и развить способности ребёнка за 11 лет обучения в школе, неужели, в музыкальном образовании ситуация, по-вашему, должна быть проще?
Вывод: пока вы не начали заниматься музыкой и чему-то учиться, вы ничего не знаете о своих музыкальных способностях. И любой педагог, который прослушивал вас в течении 5 минут, тоже знает о них не намного больше. А когда начнёте заниматься, сразу выяснится, что нужно подтянуть, а в чём вы уже хороши (хотя всегда есть к чему стремиться). Обнаружится, что то же трудолюбие, усидчивость, развитое воображение и хорошая память – это такие же немаловажные таланты. Всё это может оказаться вашими главными музыкальными способностями. И, поверьте, эти и многие другие качества для музыканта не менее важны, чем умение попадать в ноты и ритм.
Кстати, я вижу самый большой прогресс не у тех учеников, которые изначально владеют мощным голосом и чисто интонируют, а у тех, кто быстро схватывает, чётко выполняет задания, хорошо запоминает и всегда старается. Ещё раз: это может оказаться и вашими главными музыкальными способностями!
Если Вам интересно меня читать, не забудьте поставить палец вверх и подписаться.
Как найти исполнителя песни: советы для поиска музыкальных талантов
Исполнитель песни играет не менее важную роль, чем сама песня. Но как найти талантливого музыканта, который сможет воплотить в жизнь ваше видение музыки? В этой статье вы найдете несколько полезных советов по поиску исполнителя.
1. Определите свои потребности
Перед тем, как начать искать исполнителя, определитесь с тем, что вы ищете. Задайте себе следующие вопросы:
- Какой жанр музыки мне нужен?
- Какой тип голоса я предпочитаю?
- Нужен ли мне мужской или женский голос?
- Нужен ли мне соло-исполнитель или группа?
Ответы на эти вопросы помогут вам определиться с тем, какого исполнителя вы ищете.
2. Используйте поисковики
Сегодня большинство музыкантов и групп имеют свои страницы в социальных сетях и музыкальных платформах, где можно найти информацию о них и их работе. Используйте поисковики, чтобы найти исполнителя, который подходит вам. Вы можете использовать такие слова, как “певец”, “певица”, “музыкант”, “группа” и т.д. В результате вы получите список с сайтами и страницами исполнителей.
3. Обратитесь к профессиональным ресурсам
Существуют различные профессиональные ресурсы, которые предоставляют информацию о музыкальных талантах. Эти ресурсы могут помочь вам найти нужного музыканта или группу. Например, вы можете посетить сайты музыкальных лейблов, музыкальных продюсеров, музыкальных агентств и т.д.
4. Посетите концерты
Если вы не можете найти подходящего исполнителя в интернете, то можете просто посетить концерты и выставки. Это отличный способ не только насладиться музыкой, но и отыскать новых талантов. При посещении концерта обращайте внимание на музыку и исполнителя, это может помочь вам определить, что вам нравится и что нет.
5. Обращайтесь к музыкальным критикам и журналистам
Музыкальные критики и журналисты следят за новостями в мире музыки и знают о многих талантах раньше, чем они становятся известными. Обратитесь к таким специалистам, чтобы получить рекомендации по поиску идеального исполнителя.
Вывод
Поиск исполнителя для вашей песни может быть сложной задачей, но с помощью этих советов вы сможете определить, что именно вам нужно, и найти талант, который превзойдет ваши ожидания. Не останавливайтесь на одном и том же, ищите и экспериментируйте. Мир музыки бесконечен и полон удивительных талантов.
Как найти и развить музыкальный
талант у ребенка
Принято
считать, что все дети талантливы с рождения. Но это известное высказывание
справедливо лишь отчасти. Родившись, ребенок имеет задатки определенных
способностей, которые обязательно нужно развивать. В противном случае, эти
природные предпосылки не принесут заметных плодов. Важно их вовремя заметить,
развить и не дать затеряться. Поэтому, правильнее было бы говорить, что
талантливыми дети все-таки не рождаются, а становятся.
Специалисты
утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов,
дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный
интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или
художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не
пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить
способности, которые пригодятся в будущем.
Главную
роль здесь призваны сыграть родители, которые много времени проводят с
ребенком, лучше его знают, чувствуют и понимают. Наблюдая за тем, чем малыш
предпочитает заниматься, в какие игры играет, чем интересуется и какие вопросы
задает, можно составить представление об его интересах и способностях.
Теоретически
все довольно просто, но в обыденной жизни сложно подняться над суетой. Детские
интересы и наклонности часто мешают и даже раздражают взрослых. Например, мало
кто обрадуется, если по дороге в садик сын остановится, чтобы наблюдать за
работой грейдера или экскаватора. Еще меньше будет восторгов по поводу
разобранного на запчасти планшета.
Но
ведь таланта без интереса не бывает! А талантливый ребенок очень нуждается в
великодушном проводнике, направляющем его способности в нужное русло. Поэтому
родителям нужно смотреть и видеть, слушать и слышать и очень важно – не
навредить.
КАК ПОМОЧЬ РАЗВИТИЮ ТАЛАНТА РЕБЕНКА
Помня,
что талант – это более высокая ступень способностей, необходимо разобраться к
какой области деятельности человека относятся наклонности конкретного ребенка и,
исходя из этого, их развивать.
У РЕБЕНКА МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ЕСЛИ ОН:
·
при звуке мелодии устремляется туда, где она
звучит, пританцовывает, улыбается;
·
пытается повторить услышанную мелодию, легко ее
запоминает;
·
чувствует ритм;
·
очень эмоционально поет;
·
учится играть на музыкальном инструменте;
·
сочиняет сам мелодию.
Для
того, что развить музыкальный талант ребенка нужно знакомить малыша с
различными музыкальными произведениями, ходить с ним на концерты, рассказывать
о композиторах и музыкантах. Для детей постарше можно скачать программу для
создания музыки, ведь очень важен элемент созидательности.
РЕБЕНОК ОБЛАДАЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ, ЕСЛИ ОН:
·
любит рисовать, раскрашивать или лепить;
·
осознано комбинирует краски и материалы;
·
любит создавать предметы, имеющие прикладной
характер;
·
со временем может высказать свое мнение о
произведениях искусства.
В
таких случаях родители могут показать малышу, как сделать интересные предметы
или картины из подручных средств, и тем самым не только поспособствовать
развитию художественного таланта ребенка, но и приобщиться к его интересам.
Кстати, эти работы могут послужить хорошей основой для домашней выставки.
У РЕБЕНКА – СПОРТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ЕСЛИ ОН:
·
очень энергичный, подвижный, ловкий и готов играть
на детской площадке по нескольку часов подряд;
·
спокойно относится к синякам, ссадинам и шишкам;
·
любит различные состязания;
·
физически сильный;
·
чтению предпочитает соревнования или бесцельную
беготню.
Имея
такого ребенка, имеет смысл познакомить его с различными видами спорта и предоставить
ему возможность выбора. Кроме того, для того чтобы развить спортивный талант
ребенка, а также еще больше объединить семью, можно ходить в бассейн, совершать
велосипедные прогулки или смотреть спортивные программы по выходным дням всей
семьей.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ РЕБЕНКА МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В ТОМ, ЧТО ОН:
·
любит слушать, читать и листать книги;
·
имеет богатое воображение, фантазирует и сочиняет
сказки;
·
обладает богатым словарным запасом, интересуется
значением новых слов.
Для
дальнейшего развития литературного таланта рекомендуется записать ребенка в
библиотеку и ходить туда с ним. Но книги малыш должен выбирать самостоятельно.
Уместны разговоры о литературных произведениях и их героях. Можно и нужно
устраивать семейные чтения вслух и сочинять стихи, придумывая рифмы.
РЕБЕНОК ИМЕЕТ ОЧЕВИДНЫЙ АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ, ЕСЛИ ОН:
·
умеет говорить ярко и эмоционально;
·
владеет выразительной мимикой и жестикуляцией;
·
любит подражать героям сказок, фильмов, обычным
людям, изменяя голос;
·
хочет и умеет вызывать эмоции у людей, рассказывая
о чем-то;
·
любит, чтобы его слушали.
Как
развивать артистический талант? Можно создать домашний театр, читать детские
произведения по ролям, посещать всей семьей театральные и школьные спектакли.
РЕБЕНКУ ПРИСУЩИ ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ЕСЛИ ОН:
·
обожает собирать и разбирать механические предметы;
·
старается самостоятельно найти причину поломки
механизмов;
·
может отремонтировать игрушки, применить имеющиеся
запчасти для сборки других поделок;
·
конструирует;
·
увлекается специальной литературой.
Отметим,
что способности к технике проявляется, как правило, в старшем дошкольном
возрасте. Занятия с отцом в разных технических кружках или совместные ремонтные
работы по дому будут способствовать дальнейшему развитию технического таланта,
а также еще больше сблизят друг с другом папу и сына.
СПОСОБНОСТИ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ МОЖНО РАСПОЗНАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК:
·
демонстрирует неподдельный интерес к числам и
счету;
·
увлекается настольными играми и ребусами;
·
разбирает игрушки, выясняя, как они функционируют;
·
может легко концентрироваться;
·
обладает способностью к абстракции и обобщениям.
Чтобы
развить научный талант нужно постоянно вовлекать ребенка в хозяйственную
деятельность, где требуется что-то считать. А еще желательно совместно с ним
решать головоломки, играть в настольные игры, складывать пазлы, придумывать
математические игры, что-то строить из разных геометрических фигур. Можно
скачать бесплатные компьютерные математические игры для соответствующего
возраста.
ЧТО ЕЩЕ НУЖНО
УЧИТЫВАТЬ ПРИ РАЗВИТИИ ПРИРОДНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА?
Активная
деятельность по выбранному направлению поможет развитию способностей ребенка.
Важную роль в этом процессе играют не только воспитание и характер, но и
отношения в семье.
Занятию
творчеством детей лучше всего мотивируют совместные с родителями мероприятия.
Семейные праздники, походы, экскурсии в музеи, театры и выставочные залы,
совместное прослушивание музыки, чтение книг, игры и многое другое помогает
прогрессу творческой активности. Благодаря этому ребенок становится уверенным в
себе и более склонным ко всем начинаниям. Талант останется нераскрытым, когда
между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Если родители
равнодушны к занятию ребенка, то у него может легко пропасть интерес к своему увлечению.
Но, если семья поддерживает его, то способности получат быстрое развитие и
могут перерасти в нечто большее – в талант.
Талант,
несомненно, есть у каждого ребенка. Но проблема в том, что не всегда детские
способности находятся на поверхности. В большинстве своем таланты скрыты и их
нужно развивать. А для этого нужно заметить талант малыша, помочь ему в выборе
нужного направления, оказать поддержку. Педагогическое наблюдение – главный
метод выявления детских талантов.
Не
так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в
эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные
логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что
существуют различия между детьми, выделяются дети с более развитым интеллектом,
чем у сверстников, со способностями к творчеству.
Бытует
мнение, что талантливые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании
и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее
чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более
восприимчивы к сенсорным стимулам. Всё это обусловливает актуальность этой
проблемы.
Но,
как бы ни был ребенок одарен, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости,
приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Ребенок не терпит
давления, притеснения, окриков. С дошкольного возраста ребенка следует
приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. И если
правильно развивать задатки ребенка, обязательно появятся и способности.
Главной задачей на пути выявления таланта является создание благоприятных
условий для самовыражения и самореализации детей.
При
решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то
зачем он это делает, что заставляет его действовать, то есть для проявления
способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с
мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации
одаренный ребенок может так и не проявить свои способности. Талантливость и
одаренность обнаруживаются только в деятельности. Нельзя говорить об
одаренности ребенка, например, к рисованию, если его этому еще не учили. Только
в процессе специального обучения может выясниться, есть ли у ребенка талант.
Нельзя
навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно
предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему достичь ее.
Как
говорил В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок».
Каждый
ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И
чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее
его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со
временем осмысленнее. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных
и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования
системы образования.
Движение
под музыку – универсальное средство целостного развития личности ребенка. Основу
для ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные
движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие), позволяющие выразить
различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения
музыкальных произведений.
Приобретая
опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только
разнообразными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления
музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребенку в
дальнейшем успешно осваивать другие художественно-творческие и спортивные виды
деятельности: обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных
школах, секциях, театральных студиях.
Педагоги
постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов
самих детей, явлений окружающей жизни, а также с потребностью все время вносить
в свою работу новое, свежее. Разработка репертуара – это бесконечный процесс.
Для педагога важно не только постоянное пополнение своего репертуарного багажа,
но и умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности
конкретных детей.
Танец
является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание,
волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным на
развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии,
способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного
владения телом.
Цель
программы – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических
движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Главное, на что
должен быть нацелен педагог – это приобщение движения под музыку всех детей, а
не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношениях, но и
неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в
себе, в своих силах. Для них нужно подобрать такой материал, в котором
проявятся скрытые возможности, его индивидуальность, а слабые стороны будут
завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями у детей с ЗПР тренируют в
первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В то же время, движение
под музыку для ребенка является одним из самых привлекательных видов
деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию.
Поэтому оно сказывается благотворно на его развитие и воспитание. Поэтому
педагог, работающий в данной сфере, становится постепенно практическим психологом,
использующим специфические средства музыки и движения для диагностики развития
детей, коррекции их поведения и состояния.
·
Движения в танцах должны соответствовать музыке;
·
Доступными для возрастных возможностей детей;
·
Понятными по содержанию игрового образа (например,
для младших – мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных
мультфильмов; для старших – герои волшебных сказок, песен);
·
Разнообразными, нестереотипными, включающими
различные исходные положения: стоя, сидя, на четвереньках, на коленках.
Создание
теплой, дружественной и непринужденной атмосферы игрового общения взрослого и
ребенка – одно из основных условий полноценного развития детей. Действия
педагога направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать
уверенность в собственных силах и побудить его к творческому самовыражению под
музыку. Чаще улыбайтесь, господа! Помните, что дети – наше зеркало. Они
копируют наши движения и мимику, поэтому будьте как можно выразительнее.
Идя
от простого к сложному, в начале работы с младшими дошкольниками уделяется
внимание освоению образно-игровых движений. Например, такие игровые упражнения,
как «Зайчик», «Белочка», «Мячик», тренируют умение легко прыгать на двух ногах;
«Лисичка» – это мягкая, пружинящая ходьба, «Мячик покатился» – бег, «Мишка» –
ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках, лежа на спине,
обхватив руками ноги, согнутые в коленях, кататься с бока на бок, «Кошечка» –
стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (развитие гибкости), «умывается»,
ходит на полупальцах. Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или
обыгрывании стихотворений.
Образно-игровые
упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и
тренируют ловкость и точность, координацию, и, что очень важно, развивают
воображение детей, их эмоции, умение оживлять игровой персонаж, животное,
игрушку и т.д.
Музыкально-ритмические
композиции для старших дошкольников также различаются по своей функциональной
направленности и содержат различные типы двигательных упражнений. Развитие
основных и общеразвивающих видов движений, тренирующих разнообразные
двигательные качества и умения, требуют систематической работы, поэтому
композиции, построенные на таких упражнениях, следует включать в утреннюю
зарядку, в музыкальные и физкультурные занятия, в бодрящую зарядку после
дневного сна.
С
самых первых занятий следует приучать детей слушать музыку, начинать и
заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыкального
сопровождения. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка,
произвольность движений.
Хочу обратить ваше внимание на основные виды движений.
Основные:
·
Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на
носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад,
высокий шаг, ходьба на четвереньках, «гусиным шагом», с ускорением, с
замедлением.
·
Бег – легкий, ритмичный, передающий различные
образы, с остановками, пружинящий.
·
Прыжковые движения – на одной и на двух ногах на
одном месте, с продвижением вперед, различные виды галопа, на скакалке и т.д.
Общеразвивающие – на различные группы мышц
(упражнения на плавность движений, махи, пружинность), упражнения на гибкости и
пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног, с предметами
и без них.
Имитационные движения – разнообразные
образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику
его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека или животного).
Плясовые движения – элементы народных плясок и
детского бального танца, танцевальные упражнения: шаг польки, переменный шаг,
шаг с притопом, шаг с каблучка, вальсовый шаг.
Еще
одна, не музыкальная, но очень важная задача решается в процессе обучения движению
– это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. Педагог
показывает и объясняет, как мальчик приглашает девочку на танец и как девочка
принимает приглашение, как затем после танца мальчик отводит девочку на место и
благодарит ее за совместный танец.
В
процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают
ориентироваться в пространстве зала. Можно давать прямое указание, кому и где
удобно стать, чтобы не мешать остальным или образное сравнение («рассыпались
горошком» или встали на свои точки). Для того чтобы детям легче было
перестраиваться в процессе движения, можно использовать и зрительные ориентиры:
узор ковра, расположение окон, стен и т.д.
В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются
следующие задачи:
·
Заинтересовывание новой композицией – это могут
быть загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов.
·
Максимальная концентрация внимания детей.
·
Активизация детей с учетом индивидуальных
особенностей. Приведем пример. Педагог начинает работу над освоением
музыкально-ритмической композиции «Три поросенка».
Детям
предлагается загадка:
Нужен дом для трех друзей,
Чтобы было им теплей.
Быстро принялись за дело,
Строим дружно и умело.
Раз-два-три – и все готово,
Приходите в дом наш новый.
Далее
педагог спрашивает у детей, кто их приглашает на новоселье, затем предлагает
вместе с Поросятами исполнить веселую пляску. Активизация внимания достигается
за счет исполнения движения по показу. В процессе подражания дети внимательно
следят за действиями взрослого, их внимание полностью поглощено отражением
движений педагога. В этот момент у детей формируются навыки и умения,
развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная,
слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует более
эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию ребенка.
Важно «зацепить» интересы детей, их жизненный и игровой опыт, как бы перекинуть
«мостик» от музыки и содержания композиции к интересу ребенка, его индивидуальности
и вызвать желание «войти в образ», показать его в танце.
Как
показывает практика, освоение детьми композиций происходит в течение 2-3
недель. При этом не ставится задача абсолютно точного и синхронного исполнения
движений.
Дети
двигаются, кто и как может, главное, чтобы с удовольствием.
Я
кратко изложила основы содержания и методики обучения детей по программе «Танцы
в детском саду». Однако следует уточнить, что описанные методы и приемы
являются, в основном, общепедагогическими, учитывающими возрастные особенности
детей, цели и задачи их воспитания, а также условия организации жизни детей в
образовательных учреждениях. Но каждый педагог – творческая, уникальная
личность со своими «сильными» профессиональными качествами. Он использует один
и тот же прием по-своему. И наиболее эффективной методикой будет не то, что
рекомендовано, а то, что внутренне принято самим педагогом, глубоко осмысленно
и проанализировано, опробовано на практике в работе с детьми.
В Центре когнитивных исследований «Сириуса» среди прочего разбираются и в том, как музыка может помочь детям в процессе обучения. Ведь, как и сама речь, она состоит из множества повторяющихся элементов с бесконечным числом комбинаций. Эти сегменты организованы таким образом, чтобы получался ритм. Например, эксперименты показали, что если перед занятиями слушать музыку, с грамматическими заданиям удается справляться лучше.
Ольга Сысоева
Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»
Увлечение музыкой помогает развивать когнитивные способности. Это связано не только с развитием восприятия слуховой информации, но и с другими аспектами. Например, играя на инструменте, человек анализирует поступающую информацию и интегрирует ее в то, что делает. При этом активизируется не только слуховая кора, но и лобные доли, отвечающие за концентрацию, критическое мышление и мотивацию, улучшаются сенсомоторные реакции, поясняет научный руководитель направления «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития» Центра когнитивных исследований Университета «Сириус» кандидат психологических наук Ольга Сысоева.
«Это очень важные функции. Результаты исследований говорят, что развиваются не только отдельные мозговые структуры, но и возникают новые связи между ними. В частности, усиливаются взаимодействия между полушариями, о чем говорит в том числе и увеличенный размер мозолистого тела у музыкантов. И это влияет на наши способности, например, говорить, читать и писать. Поэтому занятия музыкой полезны всем», — рассказывает Ольга Сысоева.
Во время занятий музыкой человек привыкает к многократным повторяющимся действиям, он учится игнорировать часть информации, которая ему не нужна в данный момент
Фото: © granata68 / Shutterstock / FOTODOM
На слуху
Феномен абсолютного слуха — другая тема, интересующая ученых «Сириуса». Благодаря многочисленным международным исследованиям точно известно, что одаренность определяется конкретными генами, в том числе и теми, которые отвечают за формирование слухового аппарата, рассказывает научный руководитель Центра когнитивных исследований Университета «Сириус» доктор психологических наук Елена Григоренко.
Елена Григоренко
Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»
«На развитие таланта влияют три основные составляющие: генетическая предрасположенность ребенка, среда, в которой он живет, и его усердие. Это должна быть комбинация. Как диагностировать этот ген? Сколько времени нужно репетировать молодому музыканту? И какие психологические аспекты на него влияют? Это круг вопросов. Диагностика и практика требуют определенной выборки, доверия преподавателей и наших способностей определить те элементы, которые работают в педагогике. И такие исследования с нашим оборудованием и специалистами более чем реальны».
Кроме слуха, для развития музыкальных способностей ключевое значение имеет и ритм, утверждает ректор Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства заслуженный артист России профессор Валерий Пясецкий.
«Наличие абсолютного слуха вовсе не обязательно. Его можно развить. Важнее чувство ритма, ведь оно практически не поддается улучшению. Можно чуть-чуть его подправить, но добиться идеального ритма, если его нет, практически невозможно. Во всяком случае у меня в практике таких случаев не было. Среда, в которой растет ребенок, действительно имеет большое значение: насколько мама и папа хотят, чтобы он развивался всесторонне. Если в доме звучит музыка, будет один результат, а если родители приводят ребенка, а у самих интереса к этому нет — получится совершенно другой».
Валерий Пясецкий поздравляет пианиста Дмитрия Феденко с победой на V Всероссийском конкурсе молодых музыкантов «Созвездие»
Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»
Виолончелист Адриан Маркевич — один из победителей V Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие»
Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»
Сергей Ролдугин на V Всероссийском конкурсе молодых музыкантов «Созвездие»
Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»
Кларнетист Игорь Смалий — один из победителей V Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие»
Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»
Впервые за всю историю Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» победителями стали сразу три участника: Адриан Маркевич, Игорь Смалий, Дмитрий Феденко
Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»
Как воспитать выдающегося музыканта? Советы Валерия Пясецкого:
— начинать следует с четырех-пяти лет. Большую роль играют родители: они должны не только всецело помогать ребенку воспринимать информацию от педагогов, но и контролировать весь процесс обучения от начала и до конца, а также дома максимально погрузить ребенка в творчество;
— не зацикливаться на одном инструменте. Нужно посещать разные концерты: симфонические, камерные, фортепианные, скрипичные и др. Конечно, выбирать соответствующий возрасту репертуар. Не обязательно высиживать с маленьким детьми полный концерт — 30 минут достаточно, затем постепенно увеличивать время пребывания;
— ходить в театр: как на постановки, так и на оперу, и балет. Здесь тоже стоит начинать с непродолжительного времени и выбирать репертуар по возрасту;
— посещать выставки и музеи — таким образом знакомить детей с живописью;
— читать литературу — к примеру, стихи Пушкина, басни Крылова.
В том, чтобы распознать талант и помочь ему развиться, заинтересованы и сами наставники, музыканты. Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, председатель правления и учредитель Фонда «Талант и успех» народный артист России Сергей Ролдугин отметил, что сейчас каждый педагог по музыке учит детей, основываясь на своем личном опыте, а вот задача исследователей — найти наиболее эффективный метод.
Композитор и пианист Кузьма Бодров, который также обучает детей в Образовательном центре «Сириус», считает: чтобы добиться результата, нужно изначально ставить перед ребенком высокие цели.
«Я преподаю предмет „композиция“. Занимаюсь с детьми по консерваторской методике. Мы анализируем, например, Прокофьева, а потом на основе его конкретной пьесы дети сочиняют свою. Казалось бы, ребенок 12–15 лет, никогда не писал музыку, чего от него ждать? Но за эти 10 дней каждый из них может почувствовать себя настоящим композитором. У многих ребят неожиданно, в первую очередь для самих себя, открываются способности к творчеству, и потом они уже продолжают двигаться в этом направлении после обучения в „Сириусе“», — делится наблюдениями Бодров.
«Созвездие» в «Сириусе»: когда талант соединяется с волей
Читать
Новый проект может стать началом серии совместных исследований музыкантов, психологов и педагогов. А в будущем послужит появлению новых методик выявления таланта у детей на самых разных этапах развития, отметила руководитель Образовательного центра «Сириус», председатель Совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелева.
«Логика исследований, которую мы развиваем в „Сириусе“, связана с подтвердившими свою эффективность педагогическими и профессиональными моделями работы с талантами. При этом у нас есть уникальная возможность идти еще дальше: экспериментировать с этими моделями, расширять и совершенствовать их для создания новых программ подготовки музыкантов на стыке разных дисциплин. Наша задача — сформировать в виде методик все то, что „Сириус“ может выдвинуть сегодня как гипотезу, верифицировать фактический опыт наших педагогических и профессиональных школ и понять, все ли мы сделали для становления молодых артистов, для того чтобы они могли гармонично развиваться и максимально эффективно реализовать себя в искусстве», — сказала Елена Шмелева.
Музыкальный талант – дар природы определяющий успех в
деятельности музыканта или высокоразвитые музыкальные способности приобретаемые
многолетним методичным трудом?
Тема музыкального таланта невероятна популярна в среде людей
далеких от профессионального обучения музыки. Не имея опыта обучения музыке и не понимая основ музыкального
искусства, люди полагают, что создание музыки или импровизация это
неконтролируемый, необучаемый процесс, который подвластен только талантливым
людям.
Что такое талант в массовом сознании?
Это по сути фаталическое понятие, которое подразумевает, что кто-то рождается с музыкальным талантом и ему не нужно ни учиться, ни заниматься. Такой музыкант по мнению фаталистов сразу сочиняет гениальную музыку (обязательно), играет все что угодно на слух, и тд итп
То есть, мы сразу можем заметить, что это своеобразный музыкальный
шовинизм, который делит всех людей на 2 категории:
- Награждённые
талантом - Люди
без музыкального таланта
Такой подход означает, что первые должны заниматься музыкой,
при этом именно как магической деятельностью, смысл которой нельзя постигнуть.
А вторые, увы, никогда ничего не добьются, потому что
научиться музыке без таланта нельзя.
Если у вас еще не закрались сомнения о тупиковости такого
понимания таланта, то давайте просто осмыслим следующее:
В музыкальной деятельности существуют 3 главных направления –
это исполнительство, композиция и дирижирование.
Может ли человек сразу родиться с врожденным талантом
исполнения на определенном инструменте или с прошитым сознанием, которое знает
все строи инструментов, умеет писать для симфонического оркестра, знает правила
голосоведения и сразу различает все многообразие музыкальной ткани, ладов и тд
тп?
Может ли даже самый гениальный ребенок в 5 лет исполнить
музыку Бетховена или Шопена с полным осмыслением и передачей образа?
Если провести параллель с другими видами искусства, то
талантливый художник сразу должен начать писать полотна уровня Айвазовского,
поэт писать стихи уровня позднего Бродского, а архитектор уже с пеленок
проектировать Сиднейский оперный театр.
Абсурдность такого предположения должна быть понятна любому.
Во время подготовки данного материала я проводил опрос в
группе в контакте и на youtube
с целью узнать существуют ли музыканты добившиеся успеха, не прилагая к
этому никаких усилий.
Действительно существует такая категория людей, но сложно
говорить о том, что они добились именно успеха.
Это так называемые саванты. Савантизм – редкое состояние, при котором лица с отклонением в
развитии (в том числе аутистического характера) имеют «остров гениальности».
Очевидно, что феномен савантизма не доказывает теорию талантливости, а наоборот опровергает ее. Музыкальные способности есть у всех людей, но у савантов те области мозга, которые у обычных людей тормозят развитие музыкальных навыков развиты слабо, по этой причине они не в состоянии выполнять элементарные действия, но легко справляются со сложными действиями (например, исполнительства или запоминания музыки).
Итак, для любого музыканта должно быть очевидным, что талант
это не какая-то природная,
уникальная данность, которая есть или которой нет.
Для правильного понимания роли таланта в деятельности
музыканта важно разобраться с 3мя профессиональными терминами из мира
музыкальной психологии.
С точки зрения музыкальной психологии талант это высшая
ступень развития способностей – сочетание способностей, природных задатков,
дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять
какую-либо сложную деятельность.
Для нас здесь важны понятия музыкальных способностей и
музыкальных задатков, а также понятие музыкальности.
Первый исходный уровень, с которого мы все начинаем это
наличие музыкальных задатков.
Задатки это врожденные анатомо-физиологические,
нейрофизиологические и психологические особенности, выступающие важными
предпосылками успешного профессионального обучения.
Музыкальные задатки есть у всех людей. Но у каждого они разные – осмысление этого
ключ к пониманию более высоких уровней музыкальной деятельности.
Например, к задаткам мы можем относить особенности строения тела – длинные пальцы, сильные легкие, строение гортани, свойства мышечной ткани, свойства высшей нервной системы.
Задатки влияют на развитие музыкальных способностей, НО НЕ
ЯВЛЯЮТСЯ НА 100% РЕШАЮЩИМИ.
Например, для пианистов несомненно важны длинные пальцы и
большая кисть, а для скрипачей большие размеры кисти наоборот нежелательны. Но существуют успешные
пианисты с маленькими руками или скрипачи с крупной кистью (например, Вивальди)
На основе музыкальных задатков с помощью многолетнего труда
развиваются музыкальные способности.
По определению Теплова:
Музыкальные способности – это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности».
Важный момент в самом понятии способностей это то, что
способностей, которые нельзя развить не существует.
Можно провести аналогию с нашим телом: наличие у нас ног это задатки, умение
ходить это способности. Развивая
умение ходить, мы можем решить стать атлетом и развивать способность бегать и в
результате многолетних тренировок прийти к тому, чтобы стать чемпионом.
Никто не говорит, что у спортсмена есть талант иметь две
ноги или две руки.
То что у многих называется талантом, по сути, есть
неравномерность в развитии музыкальных задатков.
Очевидно, что так как задатки у всех разные, то и скорость
развития задатков и превращение их в способности у всех будет идти разными темпами.
Например, у вундеркиндов возможно взрывное развитие задатков. И именно разница в развитии задатков на короткой дистанции
очень часто называется талантом.
Здесь нужно понимать следующее. Во всех жизненных явлениях мы может условно
разделить людей на две группы:
- Спринтеры
- Марафонцы
Первые быстро добиваются успехов, но нередко бросают занятия
музыкой или после быстрого рывка остаются на одном уровне развития
Вторые могут не показывать быстрого прогресса, но на долгой
дистанции в 3-5 лет разница в развитии стирается.
То есть чем ближе музыкант к черте условных 10000 часов, тем
меньше различия между тем, чьи задатки были высоко представлены и теми чьи
задатки развивались медленнее.
Третье понятие, которое частично входит в структуру музыкального таланта это музыкальность.
– комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности, т.е. «эмоциональная отзывчивость на музыку».
По Теплову – основной признак музыкальности заключается в
«переживании музыки – как выражения некоторого содержания». Ее нельзя свести к
одной или нескольким способностям.
Человек рождается только с задатками музыкальности, но если
задатки есть, то она поддается развитию.
Интересен факт, что человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.
То есть наличие музыкальных способностей, порой даже очень
хороших, еще не показатель того, что человек может успешно приобщаться к
музыкальному творчеству, даже в качестве слушателя.
Таким образом, принимая во внимание научные исследования и
понимание музыкальных способностей и таланта, можно сделать вывод о том, что:
На первом этапе развития музыкальныx способностей один музыкант может
развиваться быстрее другого, но на длинной дистанции эти различия стираются.
Одним из доводов в пользу таланта нередко является не новая идея о том, что если всему можно
научиться, то почему нет новых хитов или великих композиторов.
Здесь очевидна подмена понятий и системная ошибка мышления.
Именно с развитием технологий онлайн обучения и доступности
музыкального образования количество музыкантов сегодня во всем мире велико как
никогда.
Но, многие из них поддерживают теории фатальности и не
развивают свои способности,
полагая, что хорошую музыку можно сочинять только имея талант, а исполнители не
находят в себе сил дойти до нужного уровня развития навыков.
И здесь мы подходим к тому, что невозможно говорить о
музыкальном таланте или музыкальных способностях без рассмотрения личности
музыканта целиком.
Имея хорошие задатки не каждый готов потратить 10 лет на
развитие техники игры, не у всех хватает сил сочинять тысячи песен или
композиций для того, чтобы
добиться хорошего уровня. Все
хотят получить все и сразу.
Парадоксально, что высокий уровень развития музыкальных
навыков в сочинении музыки или песен не является чем то недостижимым, но
достижение его это всего лишь первый шаг к музыкальному успеху.
И многие опять же путают высокоразвитые музыкальные
способности и способности к продвижению своего творчества.
Только в США каждый год с факультетов сонграйтинга
выпускаются тысячи выпускников – уровень их песен ничем не отличается от уровня
тех песен, которые находятся в списках биллбоард.
Лично я знаю около 10 человек, песни которых в 100 раз лучше
того, что сегодня популярно.
Кроме того также не нужно забывать, что существуют и чистое
искусство – музыка, которая не создается для масс или цель которой служить
развитию искусства, как такового.
И последнее наглядное доказательство в пользу того, что
развитие любых навыков приводит к успеху это советская система образования.
В СССР вузы выпускали невероятное количество композиторов, и большая часть из них добивалась успеха. Нет ни одного композитора, который бы получил образование и сочинял плохую музыку. А система распределения заказов на музыку позволяла таким композиторам как Софья Губайдуллина или Эдисон Денисов заниматься чистым творчеством не задумываясь о конъюнктуре.
Подводя итог: Музыкант должен думать не о наличии у себя таланта или его отсутствии, а о правильном и целенаправленном развитии музыкальных способностей. А рассуждения о божественной искре или таланте лучше оставить обывателями и музыкальным критикам.