Как найти талантливых детей

#статьи

  • 28 ноя 2022

  • 0

Как помочь ребёнку найти свои таланты и развить их

Как распознать способности, которые помогут ребёнку в будущем, — рассказывает психолог.

Фото: portishead1 / Getty Images

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Все дети талантливы. И задача взрослых — создать условия и дать детям возможность найти и развить свои таланты. При этом важно сделать это бережно, без давления. Да, это сложно. Но осуществимо. Это настоящее искусство воспитания и уважения к ребёнку.

Что же это такое — талант? Как увидеть его в своём ребёнке и развить? Об этом на онлайн-конференции Skillbox «Родительство как профессия» рассказала педагог-психолог Екатерина Стрелова.

Из статьи вы узнаете:

  • как разглядеть таланты даже в самых обычных действиях;
  • как перестать вешать ярлыки и начать формировать у детей здоровую самооценку;
  • формулу «1 + 1 + 1» для выбора занятий и кружков.

Педагог-психолог, профориентолог и эксперт по развитию эмоционального интеллекта.

Талант — это не данность, а скорее совокупность нескольких факторов:

  • интерес,
  • темперамент,
  • стремление практиковаться.

При этом интерес и осознанное желание развить тот или иной навык играют главную роль в достижении успеха.

Если ребёнок хочет заниматься чем-то, то его искренний интерес может компенсировать недостаток каких-то природных данных. Задача родителей — поддержать желание ребёнка развиваться в выбранном направлении.

«Кэрол Дуэк, профессор Стэнфорда, считает, что изначальный уровень интеллекта и таланта — это только стартовая точка. Мы должны давать детям понять, что они талантливые, что они способные: „Да, сейчас у тебя получается не идеально, но продолжай стараться, развивай свои способности, и ты обязательно добьёшься хорошего результата!“»


Попробуйте выполнить такое задание: напишите 10 талантов своего ребёнка. Обычно родителям несложно назвать четыре-пять талантов своих детей, а вот больше — уже труднее. Это происходит потому, что родители обычно замечают явные, яркие и понятные способности детей: хорошо рисует, успешен в математике, здорово поёт, блестяще играет в хоккей.

Часто талантом могут быть и совсем обычные вещи. Например, ребёнок отлично умеет поддерживать порядок в комнате и ему нравится систематизировать игрушки. Или он остроумно шутит, или дружелюбный, или умеет видеть красоту.

Могут быть и такие таланты, проявления которых раздражают родителей: всё время суёт везде нос, слишком активный или, наоборот, слишком медлительный, фантастический лентяй. Здесь важно понять, почему это так задевает вас и что движет ребёнком, а также как это поведение проявляет его сильные стороны:

  • Чрезмерное любопытство — это признак развитого стремления к познанию. Такие дети могут обладать энциклопедическими знаниями и сделать научную, журналистскую или инженерную карьеру благодаря пытливому уму.
  • Чрезмерная активность — это качество скрытого лидера. Такой ребёнок может ярко проявить себя, например взяв руководство школьной командой КВН, а в будущем — пойти в политику или спорт.
  • Лентяй может не хотеть ничего делать, потому что хорошо осознаёт свои интересы и границы своих возможностей, слышит себя и понимает, что устал и надо отдохнуть. Возможно, у него развиты способности к самопознанию — а это может быть предпосылкой к успешной карьере психолога или актёра.

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих возможностей, качеств и положения среди других людей. Существует общая и частная самооценка. Общая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. А частная — это мнение человека о своих успехах в разных видах деятельности.

Самооценка ребёнка складывается из обратной связи, которую он получает от окружающих.

Одна из частых родительских ошибок — это навешивание ярлыков, то есть стремление по каким-то отдельным качествам и поступкам судить о личности и будущем ребёнка. Часто мы делаем это неосознанно. Стремимся дать ребёнку обратную связь, но не умеем сделать это правильно, и получается что-то вроде: «Мда, ты для спорта явно не создан», «Ты в математике не преуспеешь, у тебя совсем другие сильные стороны».

Ярлыки бывают не только негативными. Иногда родители стремятся «развить самооценку» своего ребёнка, давая ему слишком позитивную обратную связь: «Ты прирождённая балерина», «У тебя же такой слух, просто идеальный для скрипки», «У тебя невероятный талант». Это тоже вредно, потому что такие слова создают у ребёнка неадекватное представление о себе. В будущем, попав в коллектив других ребят, он может испытать большое разочарование.

«„Семейные“ профессии — когда в семье сформировалась династия, например врачей или юристов, — это тоже своего рода ярлык. Родители ждут, что ребёнок пойдёт по их стопам, а у него совсем нет тяги к этой сфере. Давление родственников будет мешать ребёнку выбирать деятельность по душе и тормозить развитие его способностей. И даже может привести к негативным последствиям: чувствуя давление со стороны семьи, ребёнок начнёт закрываться и может проявлять агрессию в ответ на принуждение».


Главный способ развивать в ребёнке здоровую самооценку — давать адекватную, информативную обратную связь на его действия.

Неправильная обратная связь, которая ухудшит самооценку:

  • концентрируется на негативном;
  • описывает личность ребёнка, а не его действия;
  • может содержать обесценивание стараний ребёнка;
  • неинформативна: не понятно, что именно не получилось и как исправить ситуацию.

Пример неправильной обратной связи: «Ты вообще не стараешься! Никогда не можешь сделать нормально! Ну почему ты такой бестолковый!»

Правильная обратная связь, которая формирует стабильную самооценку и поможет ребёнку адекватно оценить свои сильные и слабые стороны:

  • концентрируется на успехах;
  • описывает действия, а не личность;
  • признаёт старания ребёнка, даже если успех пока минимальный;
  • признаёт неудачи, но не катастрофизирует их;
  • информативна: ищет, как можно исправить, как в следующий раз сделать лучше.

Примеры правильной обратной связи: «У тебя сегодня получается гораздо лучше, чем раньше!», «Я очень рада, что на этой контрольной ты решил четыре примера, в прошлый раз было три. Как тебе? Ты доволен результатом?», «Если нужна моя помощь, скажи, как тебе помочь?», «Согласна, неприятно получить плохую отметку. Что думаешь, как можно решить эту проблему?».

Как правильно давать обратную связь:

  • оценивать действия ребёнка, а не его личность;
  • отмечать то, что действительно получается;
  • замечать, если у ребёнка есть свой стиль, свои особенности (решил задачу необычным способом, рисует необычные образы);
  • учить сравнивать себя только с собой вчерашним, а не с кем-то другим.

Младшая и средняя школа — лучшее время для того, чтобы пробовать новое. В это время дети очень заинтересованы окружающим миром и не перегружены учёбой, поэтому им хочется посещать самые разные кружки и секции.

Как же выбрать, какие именно занятия подойдут вашему ребёнку?

  • Для начала поговорите с ребёнком, предложите несколько вариантов на выбор. И послушайте его — может быть, у него есть свои идеи.
  • Не покупайте сразу абонемент, сходите сначала на пробные занятия, познакомьтесь с группой, преподавателем.
  • Когда ребёнок посетил пробные уроки, предложите ему выбрать один-два кружка и договоритесь, что выбранные занятия нужно будет посещать весь год и не бросать.

Фото: BAZA Production / Shutterstock

На самом деле одного года вполне достаточно для того, чтобы у ребёнка выработался тот навык, который вы хотите развить. Если вы видите, что через год он продолжает интересоваться кружком или секцией, сам без напоминаний и принуждений повторяет то, что делали на занятиях, значит, они ему действительно важны и интересны и их можно и нужно продолжать посещать.

«Важно понять: ребёнок занимается в музыкальной школе, потому что ему действительно нравится или потому что он хочет угодить родителям и получить от них похвалу? Не давите на него, не заставляйте. Если он всё равно сам берёт скрипку в руки почти каждый день, тогда у него есть тяга и желание. Такие уроки стоит посещать и дальше».


Чтобы не перегрузить ребёнка занятиями, используйте формулу «1 + 1 + 1», в которой:

  • один кружок — полезный для развития навыков (например, плавание, потому что ребёнку нужно заниматься спортом);
  • второй кружок — то, чем он сам занимается с удовольствием (например, рисование или сборка кубика Рубика);
  • занятие, которое интересно вам, родителям.

Искренняя увлечённость родителей — отличная мотивация для ребёнка. Делитесь с ним своим собственным хобби: это поможет пробудить интерес и создать пространство для общения. Если вы занимаетесь бегом, кулинарией или плёночной фотографией, подключите к этому ребёнка. Таким образом вы сможете качественно провести время и поможете детям раскрыть таланты и понять свои сильные стороны.

Такое действительно случается. Причин тому может быть много:

  • у тренера слишком завышенные требования;
  • у ребёнка есть какие-то страхи, но он не решается о них сказать: например, его задирают другие ребята или он боится не стать лучшим и тем самым не угодить родителям;
  • он стесняется;
  • у него не получается выстроить коммуникацию с другими детьми;
  • он сильно устаёт и не выдерживает нагрузку.

Постарайтесь понять, что именно не нравится вашему ребёнку, и предметно решайте проблему.

Чтобы выбрать кружок не наобум, а осознанно, знакомьте ребёнка с разными сферами. Уже с 12 лет можно более детально рассказывать об особенностях разных профессий. Попросите своих друзей рассказать о том, как проходит их рабочий день, почему они выбрали эту профессию и что в ней самое интересное, какими навыками нужно обладать, чтобы реализоваться в той или иной сфере. Живой пример и рассказ лучше пробудят интерес ребёнка.

  • Учите ребёнка внимательному восприятию: «Посмотри, какая красивая книжка», «Смотри, как лес преобразился осенью!».
  • Учитесь замечать и называть свои эмоции и учите этому детей.
  • Организуйте его пространство так, чтобы была возможность выбрать, чем заниматься на досуге.
  • Давайте новые знания через практику: занимайтесь с детьми приготовлением вкусной еды, шитьём, домашними делами, строительством.
  • Верьте в ребёнка, поддерживайте его адекватную самооценку, развивайте в нём умение прислушаться к себе, к тому, что действительно интересно ему самому.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше

Как найти и развить талант своего ребенка

Как понять, есть ли у твоего ребенка талант, и, главное, что потом с этим делать? Рассказываем.

Как найти и развить талант своего ребенка

Getty images

Твое или его?

Прежде всего, проведи ревизию своих целей и надежд на талант ребенка. Если ты заранее строишь планы и имеешь ожидания на предмет его способностей (пусть даже это все нацелено только на благо ребенка) – это может вызвать определенные проблемы. Родительские амбиции, мотивации типа «найти спортивные способности, чтобы ребенок прошел на бесплатное место в американском университете» или «готовить его в программисты с первого класса» значительно ограничивают самого ребенка, не говоря уже о «мне конный спорт был недоступен, пусть хотя бы у нее будет». Они забирают у ребенка пространство его выбора, его жизни, и, как правило, спустя какое-то время он решительно отторгает навязанное, возвращая родителям не благодарность, а горькие упреки.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И даже если родительские амбиции совпадают с одаренностью чада, это также может стать ловушкой: мы начинаем ждать или даже требовать от ребенка результатов и отличий, тогда как он нуждается прежде всего в удовлетворении особых образовательных потребностей.

Чтобы талант развивался, надо позволить его выражать

Очень важная часть – дать ребенку возможность проявить свои способности. Кажется, что это звучит просто, но на деле высокоодаренные дети порой доставляют много неудобств родителям:  они бывают очень любопытными, настырными, требовательными и активными,  настоящие энерджайзеры. Это порождает соблазн выдать ребенку планшет, чтобы хотя бы немного вздохнуть, или покупать все новые и новые игрушки, чтобы занять непоседу.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но для того, чтобы дар мог проявить себя, нужно позволить ребенку скучать. Это часто бывает слабым местом современных детей, у которых не появляется возможности и потребности занимать себя самим, размышлять, придумывать что-то. А между тем, это та самая точка инициативы, выбора, в которой становятся видимыми склонности и интересы самого ребенка. Постарайся не нашпиговывать его день до отказа полезными занятиями, оставляй выбор и свободное время. Свободное время – не равно время, проведенное с развлекающими гаджетами. Их стоит ограничить лимитами.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы развить талант, его нужно заметить

Но как? Сравнивать каляки на обоях с художественными альбомами? Записать во все секции сразу? Что делать? Рассказываем.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые признаки способностей в какой-либо области ты можешь заметить довольно рано, еще в дошкольном возрасте. Это может быть выраженная склонность к какому-либо занятию, опережение сверстников в каком-то навыке, необыкновенная ловкость и легкость, с которой ребенок справляется с чем-либо. В раннем возрасте признаки одаренности бывают и неспецифичными, это могут быть:

  • Опережающее моторное развитие – замечательная быстрота и легкость освоения новых физических навыков, ловкость движений;
  • Опережающее интеллектуальное развитие: интерес и познания в разных областях (включая неожиданные для тебя), хорошая память, высокая скорость обучения, когда ребенок буквально хватает все на лету, тяга к интеллектуальным играм, любовь к книгам, играм и фильмам для более старшего возраста;
  • Богатые вербальные способности: большой словарный запас, ребенок  рано начинает говорить и не останавливается, говорит без ошибок сложными предложениями. Любит вербальные игры, сам рано учится читать, легко описывает свой опыт, объясняет сложное, угадывает;
  • Любопытство: он задает бесконечные вопросы обо всем на свете, интересуется абстрактными понятиями, любит пробовать новое;
  • Креативность: у ребенка есть воображаемые друзья, он любит игры в «как будто». Много времени проводит в творчестве, делает необычные поделки нестандартными путями, прорабатывает детали, рождает новые идеи и понятия, эмоционально вовлекается в игры и творчество;
  • Высокая энергия: он всегда в движении или размышляет, остается активным, пока не падает с ног;
  • Высокая способность к концентрации: ребенка трудно отвлечь, если он погружен во что-то, а если увлечен, то говорит и думает только об этом. Коллекционирует вещи, очень наблюдателен и не упускает деталей. Настойчив и не оставляет попыток, даже если сразу желаемое не получается;
  • Логическое мышление: ребенок любит задачки на счет, измерение и категоризацию объектов, карты, календари, часы, паззлы и деньги. Организует свое пространство собственным образом, ищет смысл во всем, понимает и может объяснить логические и причинно-следственные связи, правила;
  • Чувствительность: ребенок наделен эмпатией – способен переживать чувства других как свои.  Обладает развитыми социальными навыками, легко находит общий язык с любым, способен догадываться о проблемах других. Беспокоится о мире,  экологии, животных, проявляет яркие эмоции, восхищается красотой;
  • Чувство юмора: любит смеяться, понимает шутки и смешно шутит сам.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Развитие таланта – это процесс

Но мало просто заметить одаренность своего ребенка – нужно направить ее в правильное русло. Пока детке не исполнилось 8-9 лет, твоя роль будет довольно проста: нужно замечать сильные стороны ребенка и предоставлять ему соответствующие возможности для практики –  материалы, пищу для наблюдений и размышлений. Не забудь так же поощрять любопытство и творчество, оставлять ему инициативу, позволять учиться на своих ошибках и подбрасывать новые задачи. Ну и в целом, конечно, быть в курсе происходящего в интересующей ребенка области.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но чем старше становится твое одаренное чадо, тем больше сил, денег и времени придется вкладывать в талант. Твоя задача – создать для ребенка развивающую среду: найти наставников и специальную образовательную программу – ту, что учтет его особые способности и потребности, даст новые подходы и навыки, провоедет его через грамотно выстроенную лестницу целей.

Велик бывает соблазн родителей стать единственным продюсером и тренером своего ребенка, самим контролировать, развивать и полировать его талант. Помимо очевидных трудностей на этом пути есть еще и ловушки, и самая серьезная из них – забыть, что ребенку любой степени одаренности нужны просто родители:  поддерживающие, верящие, воспитывающие, любящие его безусловно, вне зависимости от успехов.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И конечно не стоит забывать, что талант не должен заслонять личность самого ребенка, становиться единственной точкой приложения усилий и помощи, интереса и заботы, той самой корзиной, куда складывают все яйца. Дети – сложные и многофакторные существа, никто не может дать гарантии, что интерес ребенка к одной области деятельности не закончится внезапно, что он не перерастет свой талант, и развитие способностей не будет остановлено неожиданными препятствиями.

Настоящий талант пробьется сам?

Часто встречается заблуждение, что для развития истинного таланта (или дара в некоторых специфических областях) наставник не нужен. Но это не так. Все без исключения выдающиеся люди с благодарностью говорили об огромном и неотъемлемом вкладе тех, кто в нужный момент помогли, подтолкнули, подсказали. Трудности работы в коллективе или отсутствие окружения и наставников, соответствующих уровню потребностей ребенка, становятся препятствием, которое мешает ему развиваться. Важно помогать эти трудности компенсировать.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Раз талантлив – будь звездой?

В числе современных весьма завышенных ожиданий от родителей – требование непременно вырастить «звезду», вундеркинда, необыкновенного ребенка. Такие дети вынуждены соответствовать постоянно растущей планке, которая отодвигает на второй план обычную жизнь, обесценивает нормальное, по возрасту развитие. Кроме того, стремление сделать из ребенка знаменитость невротизирует и родителей и детей, заставляет лихорадочно записываться во все кружки и секции подряд и переживать горькое разочарование от отсутствия выдающихся способностей. Участие в этой гонке не делает детей счастливее и не дает им больше шансов на успех. Зато отнимает у них отдых, время игры, общения и размышлений, а главное — заражает их непроходящим стыдом. Более того, искусственная стимуляция развития в долгосрочной перспективе часто приводит к обратным результатам – к задержке развития в важных областях.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенные способности есть действительно не у всех детей, и это нормально. Кроме того, есть немало видов деятельности, для которых в принципе невозможен ранний старт, и не исключено, что твой ребенок преуспеет именно в таком. А возможно, он станет одним из первых в каком-то новом направлении, о котором мы еще даже не слышали. Необязательно концентрироваться на розысках возможных талантов, гораздо важнее научить ребенка наблюдать, логически мыслить, общаться, задавать вопросы, действовать самостоятельно и в коллективе, последовательно трудиться, ценить красоту.

Создание системы поиска

и поддержки талантливых детей,

а также их сопровождение в течение

всего периода становления личности

Подготовила:

учитель математики,  

заместитель директора по УВР

МБОУ-СОШ №2 города Аркадака

Саратовской области

Байгушева Л.М.

Аркадак, 28.08.2019г.

 «Создание системы поиска и поддержки талантливых детей,

а также их сопровождение в течение всего периода

 становления личности»

Талант сам по себе бесцветен и

 приобретает окраску только в применении. 

Михаил Евграфович  Салтыков-Щедрин

   Сегодня все ученые единодушны в том, что не талантливых людей не бывает. Каждый человек имеет возможность проявить себя в той или иной сфере.  Талантливый ребёнок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одарённый, то есть наделённый определённым даром, способный к какой-либо деятельности более чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.

 Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Детская одаренность выступает как проявление закономерностей возрастного развития

 Раннее выявление детей данной категории – это важный вопрос, ведь, если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал.  И чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными»  и «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

  С реализацией стандартов общего ОБРАЗОВАНИЯ в каждой школе «должна быть выстроена разветвленная СИСТЕМА поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».  Где одно из главных направлений  в работе школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей

   Но прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Часто такие дети имеют более высокий, по сравнению со сверстниками,  уровень интеллектуального развития, нередко их  отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации.  Учитель начинает работу   с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников, получать информацию из   общения с родителями.  

  Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

   Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать.

   Выявить талантливых детей не настолько сложно, как найти то заведение, в котором он бы мог совершенствовать и развивать свои способности. В условиях  нашей местности, где не настолько широко развита сеть учреждений дополнительного образования, как в больших городах это сделать сложнее, но  мы всё-таки стараемся эту работу проводить.

В целях поддержки и сопровождения одаренных детей, в школе проводятся всевозможные  мероприятия и созданы необходимые условия  направленные на поиск, развитие и поддержку одарённых детей (предметные олимпиады, спортивные соревнования, творческие конкурсы, предметные недели, проектная деятельность и др.), а также их сопровождения в течение всего периода становления личности

  •  С 2018 года на базе  нашей школе создана и действует муниципальная инновационная площадка «Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся, как фактор развития их одаренности», целью которой является воспитание разносторонне развитой личности в условиях общеобразовательного учреждения. А для достижения цели педагогический коллектив решает следующие задачи: развитие одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей, воспитание одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы, развитие умений находить применение своим знаниям и способностям, осознавать их значение. Индивидуальный образовательный маршрут помогает  одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии.
  •  Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного     и профессионального    самоопределения    школьников.

Итак, система организации работы с одаренными и талантливыми детьми в нашем образовательном учреждении имеет следующее содержание:

1. Выявление одаренных и талантливых детей

Выявление талантливых детей должно начинаться как можно раньше, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

    Для работы с такими детьми педагог должен быть:

  • Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • Профессионально грамотным;
  • Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • Проводником передовых педагогических технологий;
  • Увлечен своим делом;
  • Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • Знатоком во всех областях человеческой жизни
  •    Чтобы выявить одаренных детей педагоги:

 анализируют особые успехи и достижения детей,

-проводят  диагностику их потенциальных возможностей,

-осуществляют преемственность между начальным,  средним и старшим звеном,

– создают  банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;

-организуют работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;

-развивают творческую одаренность учащихся через систему дополнительного образования;

-создают  условия  для всестороннего развития одаренных детей

  При выявлении талантливых, одаренных детей педагоги нашей школы пришли к мнению, что более целесообразно использовать комплексный подход и применять разнообразные методы: различные варианты наблюдения за детьми (в школе, и вне школьной деятельности); включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей); организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров.

2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

      Для поддержки талантливых детей педагоги нашей школы применяют различные технологии. Наиболее частым стало  применение проектных технологии. Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования.

    Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Джона Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности

     Технология дифференцированного и индивидуального подхода

даёт возможность  создать условия для развития личности каждого учащегося. Необходимо учитывать, что одарённые  дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Одарённый ребёнок может развиваться неравномерно (например, вычислять сложные математические формулы и не уметь завязать шнурки). У многих детей с неординарными способностями наблюдается заикание, чрезмерная эмоциональность иногда проблемы в общении с окружающими людьми. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

   Каждый педагог при работе с данной категорией детей старается дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое – это важный шаг, затем пытается развивать и направлять талант в нужное русло, следующим шагом является помощь одаренному ребенку в его успешной самореализации. Немаловажное  значение имеет мотивация учебного процесса. Устойчивый интерес к учебной деятельности мы стараемся формировать через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, а также игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов таких как «Отсроченная отгадка» – загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие,  «Удивляй» даются интересные сведения о растении или животном, «Прогнозирование» – Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Проведение  исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребёнка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. И зачастую увлечение каким-либо предметом в школе, приводит к тому, что это становится дальнейшей профессией, делом всей жизни.

  Важно создать благоприятные условия для деятельности одаренного ребенка во время учебного занятия. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Поэтому при подготовке к учебному занятию педагогам приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для таких учащихся.

    Нередко в своей работе педагоги используют  коллективные способы обучения, и одаренный ребенок может взять на себя роль организатора или некоторые функции педагога при работе в группе. Работа в группах , в парах используется как педагогами младшего так и среднего звена, мотивированные дети контролируют других ребят, либо объясняют им материал учебного занятия.

   А что делать, если одаренный ребенок – одиночка (что чаще всего и бывает). Конечно, не обойтись без индивидуальных заданий, и здесь очень интересен метод развивающего дискомфорта, который часто используют педагоги: ученикам предлагаются задания, при выполнении которых у них будут возникать трудности и с этими трудностями предстоит справиться.  Система заданий для одаренного ребенка  продумывается таким образом, чтобы у него возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: Интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями.

    Все выше перечисленное можно отнести и к домашним заданиям для одаренного школьника. Современные задания требуют от ребенка обширных знаний в других областях, поэтому необходимо осуществление межпредметных связей. Например изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.         Результаты наблюдения и опытов фиксируются, обобщаются и представляются в цифровом виде. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, презентация, описывающая картины природы, Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. Ученик не может пренебрегать другими предметами, разностороннее обучение становится необходимостью.

Несомненно, каким бы хорошим не был урок, его недостаточно для воспитания одаренного ученика. Поэтому, конечно, не обойтись без кружка и факультатива. Кружки, факультативные курсы, внеурочная деятельность у нас как предметной, так и научно-познавательной направленности. Темы и программу, которых мы определяем исходя из запросов и интересов учащихся. Такие занятия, бесспорно, играют определенную роль в воспитании одаренного школьника. Так как это все-таки коллективные занятия, то присутствует дух соперничества, соревновательности. Главное, чтобы у ребенка были достойные соперники, а если их нет, то в таком качестве может выступить и учитель.

3. Поощрение талантливых и одаренных детей.

  Одновременно с выявлением и поддержкой талантливых детей должно проводиться  их сопровождение в течение всего периода становления личности 

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Таким ребятам, в качестве поощрения, можно  предложить участие в научно – исследовательской деятельности, соблюдая главное правило-: никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость. Принимая участие в научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность  проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение  грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

   Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми занимает одно из ключевых мест, так как именно здесь создаются условия:

–  для социальной адаптации одаренных детей (совет класса, творческие дни, внеклассная работа и т.д.);

-для  стимулирования и поощрения учащихся, так как любую деятельность всегда стимулирует поощрение, отмечаются наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей на общешкольных линейках, на родительских собраниях; вручаются благодарственные письма,  грамоты, сертификаты

• для активизации разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы).

4. Работа с родителями одаренных детей

  Каждый человек рождается талантливым. В каждом из нас скрыта бездна талантов и способностей, реализовать которые нам мешает не общество, а неуверенность в своих силах. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Поэтому мы «педагоги», совместно с родителями должны стремиться помочь ребенку раскрыться, реализоваться в этой жизни. Ведь только самораскрытие и самореализация способны открыть человеку смысл жизни и подарить ему счастье

Воспитание и обучение одаренных детей – трудная и широкомасштабная задача и для этого требуются усилия родителей (взрослые, не имеющие никаких интересов, кроме бытовых, вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования).

   В настоящее время педагоги, работающие с детьми  вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей. Талантливый ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Нередко для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности, а без работы над совершенствованием своего дара может не добиться больших результатов в данной области. Поэтому необходимо  установить тесную связь с каждым родителем, сделать его партнером в процессе воспитания и образования своего сына или дочери, осуществлять педагогическую поддержку, разъяснять условия труда и отдыха, объяснить, какую помощь они могут оказать своему ребенку.

        Ведь, благодаря педагогическому и родительскому вниманию и заботе дети раскрываются и проявляют свой талант, добиваясь невероятных высот

5. Работа с преподавателями одаренных детей

 Для учителей в школе проводятся круглые столы, методические и предметные недели, семинары, беседы по работе с одаренными детьми и созданию индивидуальных программ обучения.

  Учителя, работающие с одаренными детьми должны быть творческими, профессионально грамотными, способными к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелыми организаторами учебно-воспитательного процесса, интеллигентными, эрудированными, владеющие современными образовательными технологиями.

 Педагоги работающие с данной категорией детей занимаются самообразованием, систематизируют обзор новых поступлений литературы в библиотечном фонде по данной тематики с последующим обсуждением и обменом опытом на методических совещаниях; проводят целенаправленные наблюдения за учебной и внеурочной  деятельностью для выявления детей, показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности.

  Мы видим свою задачу не только в том, чтобы работать с пришедшими к нам талантливыми, умными детьми, но и в том, чтобы обычный ребенок, а их у нас много, почувствовал себя одаренным в той или иной сфере приложения их интересов, почувствовал себя уникальной неповторимой личностью, и с этой твердой уверенностью в себе, в своих силах шагнул из школы в жизнь.

   В работе с одаренными детьми учителя нашей школы исходят из постулата «если ребенок плох – это не его вина, а вина окружения, так как каждый ученик хочет признания, уважения, любви окружающих». 

   Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого –  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.

  В каждом общеобразовательном учреждении есть талантливые дети, которые поднимают рейтинг школ своими возможностями и заставляют нас двигаться вперёд в бурном течении школьной жизни.

Уважаемые педагоги,  дайте возможность детям поверить в себя и свои силы, раскройте таланты, поверьте, они у них есть.

   В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!

Охотники за гениями: как отбирают детей для обучения в сибирском “Хогвартсе”

Программа по поиску юных талантов со способностями к физике, математике, химии и биологии работает в Новосибирском госуниверситете уже много лет. Преподаватели, которые занимаются отбором учеников, называют себя “гонцами”.

Каждый февраль, когда наступает время региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников, они едут в несколько десятков регионов, наблюдают за участниками, проводят собеседования и самых талантливых приглашают в учебно-научный центр при Новосибирском госуниверситете (СУНЦ НГУ).

Научные работы выпускников именно этого центра способствовали открытию бозона Хиггса, обнаружению не известных ранее скифских курганов, совершению других громких научных открытий.

Глаза в глаза

— Когда ты смотришь человеку в глаза, ты видишь, чувствуешь, что у него за душой, оцениваешь его энергетику. Просто по листку с формулами, ответами на вопросы олимпиады этого не понять, — объясняет важность личного разговора со школьниками директор СУНЦ, профессор Николай Яворский, который сам много лет выступал в роли “гонца”. — Очень важно понять, какие интересы у ребенка, какой он видит свою дальнейшую жизнь, понять, талантлив он или нет. А одаренные дети — это совсем не обязательно победители олимпиад. И даже чаще их можно найти не среди победителей.

— Мы как тибетские ламы — они путешествуют повсюду и ищут ребенка, в которого воплотится следующий далай-лама. Видят нужных детей и собирают их. Конечно, слишком громко сказано, но аналогия хорошая. Природный ум — его всегда видно, — говорит “гонец” с 30-летним стажем, доцент кафедры математических наук СУНЦ Игорь Ляпунов.

Конвейер для гениев

Уникальную систему обучения талантливых детей разработал еще в 60-е годы прошлого века академик Михаил Лаврентьев, основатель новосибирского Академгородка.

Николай Яворский

Директор СУНЦ НГУ

Лаврентьев считал, что будущую интеллектуальную элиту нужно готовить не в вузах, а уже в школах, и заниматься с талантливыми детьми в последние годы их обучения должны не школьные учителя, а университетские профессора, сотрудники НИИ. И жить школьники должны среди таких же одаренных детей, как они сами, — чтобы повысить планку.

Так в 1963 году появилась первая в мире специализированная физико-математическая школа-интернат — ФМШ, сейчас СУНЦ НГУ — Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета.

Тогда же разработали и систему отбора школьников, принципы которой не изменились до сегодняшнего дня. Первым делом стали проводиться Всесибирские олимпиады по физике и химии.

— Всесибирская олимпиада — одна из старейших в России, она проводится уже 56 лет, — рассказывает Николай Яворский. — До ее появления в СССР проводилась единственная предметная олимпиада — по математике. То есть та система Всероссийских олимпиад, которая существует сейчас, по сути, придумана и инициирована академиком Лаврентьевым более полувека назад.

“Олимпиадники” и “исследователи”

Создание системы олимпиад позволило собирать талантливых детей в одном месте в одно время, проверять их уровень знаний. Кому-то может показаться, что гораздо проще было бы не посылать в регионы “гонцов”, а автоматом приглашать на учебу в Новосибирск победителей региональных олимпиад. Но руководитель СУНЦ с таким подходом не согласен. Это тот случай, говорит он, когда победа на олимпиаде — не главное.

— Когда мы проводим собеседования на региональных этапах олимпиад, то в первую очередь нас интересуют ребята, которые могут мыслить нетривиально. Из таких потом получаются настоящие исследователи. И это необязательно победители олимпиад. “Олимпиадники” — это решатели. А “исследователи” — у них несколько другой склад ума, другие интересы, — объясняет Николай Яворский. — Отличий между ними много, у них разное мировоззрение. “Исследователи” обычно доходят до регионального этапа олимпиады, но совсем не обязательно занимают там первые места. И вот тут-то их и надо обнаружить. И сделать это можно, только глядя друг другу глаза в глаза.

“Гонцы” из НГУ и СУНЦ предлагают школьникам вместе порешать задачи. Но совсем не такие, как на олимпиаде. Чтобы найти ответ, не нужно много знать. Зато нужно увидеть, казалось бы, знакомую ситуацию с другой стороны.

— Знания, конечно, тоже важны, но не принципиально, — считает Игорь Ляпунов. — Есть дети, которые легко решают задачи на сообразительность, но плавают в синусах-косинусах, не знают целых разделов физики или математики. Но это не беда, этому мы их научим. Важнее, чтобы ребенок был обучаемым, хотел, а главное, мог учиться.

Игорь Ляпунов

Доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ

Одна из задач на сообразительность, по словам Ляпунова, звучит так: “В магазине было 100 кг огурцов. В них содержится 99% воды. Они долго лежали и подсохли. Воды в них осталось 98%. Сколько теперь весят эти огурцы?” Большинство школьников начинают составлять мудреные пропорции и в итоге выдают неверный ответ. А между тем эту задачу можно решить с помощью самого простого уравнения. Нужно лишь понять, что после того, как огурцы подсохли, сухое вещество огурцов стало составлять не 1, а 2 процента от общей массы. И правильный ответ — 50 кг.

— Совершенно нормально, что почти все дети сначала выдают на такие задачи дурацкий ответ. Поэтому мы начинаем разговаривать со школьником, который не понял сути задачи, подталкиваем его к решению. Если он начинает рассуждать и приходит к правильному ответу, то это наш человек. Если ни в какую не двигается в нужном направлении — значит не наш. И таких задач мы предлагаем несколько типов — на аналогии, сообразительность, общую эрудицию, — рассказывает ученый.

“Казарма” интеллектуального режима

Школьников, отобранных “гонцами” на региональных этапах олимпиад, приглашают в Новосибирск, в Летнюю школу, где и проводится окончательный отбор.

— Летняя школа длится 23 дня. Все это время ребята решают интересные задачи, слушают лекции выдающихся ученых. И отдыхают, конечно, тоже. И это такой драйв, что тот, кто побывал в Летней школе, никогда ее не забудет, — убежден Николай Яворский. — А в финале детей ждет очень серьезное испытание: они пишут контрольные по физике, математике, химии, биологии, проходят через четыре собеседования. То есть в общей сумме сдают восемь экзаменов — четыре устных и столько же письменных.

На стадии Летней школы происходит и так называемый отрицательный отбор.

— Бывает так, что ребенок результаты показывает неплохие, но нам не подходит категорически, — признается Игорь Ляпунов, который сам несколько раз был директором Летних школ. — Ведь в Летней школе с детьми идет разноплановая работа — и учебная, и психологическая, и спортивная, и воспитательная. Поэтому многое становится видно. И прежде всего — сможет ли ребенок жить в условиях интерната.

Николай Яворский

Директор СУНЦ НГУ

В новой школе детям предстоит провести один, два или три года — в зависимости от того, после какого класса они прошли отбор. К самому формату жизни в интернате всегда возникают вопросы, но отказаться от него в СУНЦ не готовы. То, что дети в физматшколе не только учатся, но и живут как в “Хогвартсе”, многократно усиливает эффект погружения в научную среду.

— Многие не понимают, зачем это нужно: вырвать ребенка из семьи и куда-то “в казарму” загнать, — признает Николай Яворский. — Но это необходимо, поскольку позволяет создать особый социум. 500 одаренных детей — такого нет нигде. В обычной школе всегда есть звездочки, их мало, но это и должно быть так. Остальные — нормальные дети. А здесь, в интернате, все звезды. Все мотивированы на исследования, все энергичные, все с огнем. И это совсем другая история. Огонь, который загорается здесь, помогает добиться очень многого в жизни.

Жить в интернате вполне комфортно: в каждом блоке — общий санузел и по две комнаты на двух или трех человек. Есть столовая, спортзал, бассейн. Есть где покататься на лыжах или поиграть в теннис.

— Когда в 1963 году шел первый набор в физматшколу, пригласили парня из алтайского села, — рассказывает Николай Яворский. — Сын комбайнера-механизатора. Умный, самостоятельный парень. Приехал он, посмотрел и говорит: “Что я тут буду делать? Вы тут настоящей жизни не знаете. Ну задачки решаете, так и я умею решать. Я вон победил на олимпиаде. Нет, на Алтае лучше”. А потом этого парня пригласили посмотреть на наш институт ядерной физики. Он увидел, что в мире есть не только комбайны. Стал ученым и до сих пор работает в институте ядерной физики.

Николай Яворский рассказывает о Василии Пархомчуке, академике РАН, авторе системы электронного охлаждения, которая оказалась принципиально важна при обнаружении бозона Хиггса. “Я бы даже так сказал: не будь этого парня из алтайского села, бозон Хиггса человечество до сих пор бы так и не обнаружило”, — уверяет корреспондента ТАСС Яворский.

— Мы каждый год находим таланты в какой-нибудь глухомани, — добавляет Игорь Ляпунов. — Есть такое село в Бурятии — Кижинга. Так вот за последние 50 лет из одной этой деревни вышло 50 кандидатов наук. А разгадка феномена проста: раньше там был хороший учитель физики.

Из глубинки — в мир науки

Примеров, когда ребенок из глубинки вносит вклад в мировую науку, в СУНЦ могут привести десятки. Один из ярких — академик РАН, директор Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Михаил Эпов.

Игорь Ляпунов

Доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ

Он вырос на крохотном прииске Любовь в Читинской области. В 60-е годы победил на олимпиаде по химии и получил приглашение в ФМШ, где впервые увидел самый обычный телевизор. Переезд в Новосибирск стал для него перемещением не только в пространстве, но и во времени. Тем не менее деревенский мальчишка сумел нагнать городских сверстников и поступить в НГУ.

Его фундаментальные исследования позволили создать электромагнитные сканеры — сегодня они используются в геодезии, позволяют обнаружить зоны подтопления, другие аномалии грунтов. Это в свою очередь позволило создать системы раннего предупреждения экологических катастроф в городах и индустриальных районах. А для археологов Эпов создал систему обнаружения подземных ледяных линз, и с ее помощью ученые сумели найти неразграбленные скифские курганы.

Благодаря ФМШ Володя Собянин, мальчик из села Сеща в Брянской области, сумел стать профессором, доктором химических наук, ректором НГУ (с 2005 по 2012 год). А институт гидродинамики СО РАН, первым директором которого был академик Лаврентьев, сегодня возглавляет другой выпускник ФМШ Сергей Головин. Он приехал из Таджикистана, и тоже никогда не стал бы доктором физико-математических наук, если бы его не пригласили учиться в Новосибирск.

Один из основателей ФМШ академик Сергей Соболев смог расшифровать письменность майя, чего другие ученые добивались более 100 лет.

— В этом году СУНЦ НГУ исполнилось 54 года, уже можно подводить итоги, — говорит Яворский. — А итоги следующие: первые наши выпускники уже пенсионеры, прошли полный жизненный цикл. И все они победители, состоялись в жизни, каждый четвертый — кандидат наук. И это до сих пор так, несмотря на все, что происходило с наукой в девяностые и нулевые. Даже в нашем Новосибирском университете не так. 500 докторов наук и семь членов-корреспондентов и академиков РАН среди наших выпускников — это серьезный результат. Мы можем точно сказать: наши выпускники состоятся в жизни.

—  Я не только директор СУНЦ, но и сотрудник института теплофизики, у меня там лаборатория, — продолжает Николай Яворский. — Я член диссертационного совета. И прошедшей осенью два выпускника физматшколы защитили две докторские (подчеркиваю — докторские) диссертации. В 33 года! И обе работы не теоретические, а экспериментальные, с серьезнейшим внедрением в современную промышленность. И это сегодняшний день. Вот как работает система, созданная 54 года назад. Она эффективна и дает серьезные результаты.

Полина Виноградова 

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Принято считать, что все дети талантливы с рождения. Но это известное высказывание справедливо лишь отчасти. Родившись, ребенок имеет задатки определенных способностей, которые обязательно нужно развивать. В противном случае, эти природные предпосылки не принесут заметных плодов. Важно их вовремя заметить, развить и не дать затеряться. Поэтому, правильнее было бы говорить, что талантливыми дети все-таки не рождаются, а становятся.

Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию. При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.

Главную роль здесь призваны сыграть родители, которые много времени проводят с ребенком, лучше его знают, чувствуют и понимают. Наблюдая за тем, чем малыш предпочитает заниматься, в какие игры играет, чем интересуется и какие вопросы задает, можно составить представление об его интересах и способностях.

Теоретически все довольно просто, но в обыденной жизни сложно подняться над суетой. Детские интересы и наклонности часто мешают и даже раздражают взрослых. Например, мало кто обрадуется, если по дороге в садик сын остановится, чтобы наблюдать за работой грейдера или экскаватора. Еще меньше будет восторгов по поводу разобранного на запчасти планшета.

Но ведь таланта без интереса не бывает! А талантливый ребенок очень нуждается в великодушном проводнике, направляющем его способности в нужное русло. Поэтому родителям нужно смотреть и видеть, слушать и слышать и очень важно – не навредить.

Как помочь развитию таланта ребенка

Помня, что талант – это более высокая ступень способностей, необходимо разобраться к какой области деятельности человека относятся наклонности конкретного ребенка и исходя из этого их развивать.

У ребенка музыкальные способности, если он:

  • при звуке мелодии устремляется туда, где она звучит, пританцовывает, улыбается;
  • пытается повторить услышанную мелодию, легко ее запоминает;
  • чувствует ритм;
  • очень эмоционально поет;
  • учится играть на музыкальном инструменте;
  • сочиняет сам мелодию.

Для того, что развить музыкальный талант ребенка нужно знакомить малыша с различными музыкальными произведениями, ходить с ним на концерты, рассказывать о композиторах и музыкантах. Для детей постарше можно скачать программу для создания музыки, ведь очень важен элемент созидательности.

Ребенок обладает художественными способностями, если он:

  • любит рисовать, раскрашивать или лепить;
  • осознано комбинирует краски и материалы;
  • любит создавать предметы, имеющие прикладной характер;
  • со временем может высказать свое мнение о произведениях искусства.

В таких случаях родители могут показать малышу, как сделать интересные предметы или картины из подручных средств, и тем самым не только поспособствовать развитию художественного таланта ребенка, но и приобщиться к его интересам. Кстати, эти работы могут послужить хорошей основой для домашней выставки.

У ребенка – спортивные способности, если он:

  • очень энергичный, подвижный, ловкий и готов играть на детской площадке по нескольку часов подряд;
  • спокойно относится к синякам, ссадинам и шишкам;
  • любит различные состязания;
  • физически сильный;
  • чтению предпочитает соревнования или бесцельную беготню.

Имея такого ребенка, имеет смысл познакомить его с различными видами спорта и предоставить ему возможность выбора. Кроме того, для того чтобы развить спортивный талант ребенка, а также еще больше объединить семью, можно ходить в бассейн, совершать велосипедные прогулки или смотреть спортивные программы по выходным дням всей семьей.

Литературное дарование ребенка может проявляться в том, что он:

  • любит слушать, читать и листать книги;
  • имеет богатое воображение, фантазирует и сочиняет сказки;
  • обладает богатым словарным запасом, интересуется значением новых слов.

Для дальнейшего развития литературного таланта рекомендуется записать ребенка в библиотеку и ходить туда с ним. Но книги малыш должен выбирать самостоятельно. Уместны разговоры о литературных произведениях и их героях. Можно и нужно устраивать семейные чтения вслух и сочинять стихи, придумывая рифмы.

Ребенок имеет очевидный артистический талант, если он:

  • умеет говорить ярко и эмоционально;
  • владеет выразительной мимикой и жестикуляцией;
  • любит подражать героям сказок, фильмов, обычным людям, изменяя голос;
  • хочет и умеет вызывать эмоции у людей, рассказывая о чем-то;
  • любит, чтобы его слушали.

Как развивать артистический талант? Можно создать домашний театр, читать детские произведения по ролям, посещать всей семьей театральные и школьные спектакли.

Ребенку присущи технические способности, если он:

  • обожает собирать и разбирать механические предметы;
  • старается самостоятельно найти причину поломки механизмов;
  • может отремонтировать игрушки, применить имеющиеся запчасти для сборки других поделок;
  • конструирует;
  • увлекается специальной литературой.

Отметим, что способности к технике проявляется, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Занятия с отцом в разных технических кружках или совместные ремонтные работы по дому будут способствовать дальнейшему развитию технического таланта, а также еще больше сблизят друг с другом папу и сына.

Способности к научной работе можно распознать, если ребенок:

  • демонстрирует неподдельный интерес к числам и счету;
  • увлекается настольными играми и ребусами;
  • разбирает игрушки, выясняя, как они функционируют;
  • может легко концентрироваться;
  • обладает способностью к абстракции и обобщениям.

Чтобы развить научный талант нужно постоянно вовлекать ребенка в хозяйственную деятельность, где требуется что-то считать. А еще желательно совместно с ним решать головоломки, играть в настольные игры, складывать пазлы, придумывать математические игры, что-то строить из разных геометрических фигур. Можно скачать бесплатные компьютерные математические игры для соответствующего возраста.

Что еще нужно учитывать при развитии природных способностей ребенка?

Активная деятельность по выбранному направлению поможет развитию способностей ребенка. Важную роль в этом процессе играют не только воспитание и характер, но и отношения в семье.

Занятию творчеством детей лучше всего мотивируют совместные с родителями мероприятия. Семейные праздники, походы, экскурсии в музеи, театры и выставочные залы, совместное прослушивание музыки, чтение книг, игры и многое другое помогает прогрессу творческой активности. Благодаря этому ребенок становится уверенным в себе и более склонным ко всем начинаниям. Талант останется нераскрытым, когда между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Если родители равнодушны к занятию ребенка, то у него может легко пропасть интерес к своему увлечению. Но, если семья поддерживает его, то способности получат быстрое развитие и могут перерасти в нечто большее – в талант.

При выборе кружка, секции, студии нужно учесть способности ребенка, не забывая об его пристрастиях и желаниях. Если малыш не имеет определенных способностей к занятию, которое для него выбрали взрослые, то у него может развиться комплекс неудачника. Чем больше старшее поколение будет заставлять ребенка, тем больше вероятность того, что они сами будут недовольны полученными результатами. Очень важно – не совершить ошибку и не выдать собственный выбор за выбор ребенка.

Каждому возрастному периоду соответствуют определенные умения. Уже в первые два года ребенок начинает проявлять первые задатки творческих способностей. В возрасте трех или четырех лет малыш расположен к знаниям и охотно занимается многими видами творчества. В пять – шесть лет происходит формирование интересов и способностей в результате каких-либо занятий. Поэтому приветствуется посещение различных студий по интересам. Достигнув семи – восьмилетнего возраста, ребенок, как правило, уже определяется с увлечением к какому-либо одному виду деятельности. Подростковый возраст характеризуется формированием устойчивых интересов и самостоятельного творческого мышления.

Однако важно отметить, что иногда способности проявляются не в детские, а в юношеские годы. И к этому тоже нужно быть готовыми.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Добавить комментарий