Как найти танк под водой

Содержание

  1. Нашел танк, что делать?
  2. Танки в земле: самые неожиданные находки
  3. Норвегия: Pz.Kpfw.III (Германия).
  4. Самая необычная затонувшая техника времен ВОВ: подъем истребителей, танков, автомобилей и штурмовиков
  5. 1. Истребитель Bell P39Q-15BE
  6. 2. Военный автомобиль ГАЗ-ММ
  7. 3. Танк БТ-5
  8. 4. Танк КВ-1
  9. 5. Штурмовик Ил-2
  10. Танки идут под воду — от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Нашел танк, что делать?

В общем позвонил мне сегодня товарищ с малой родины. И озадачил меня. Ситуация следующая: его родственник из какой то деревни нашел танк. в смысле он думает что нашел танк. говорит пантеру нашел))) ну а если быть точным, то он нырнул случайно, и наткнулся на башню танка.
И теперь этот гражданин жаждет получить много-много денег за найденный танк.
вот хотелось бы узнать, если кто владеет данным вопросом, существуют ли какие узаконенные способы продажи танка?)) (звучит-то как), ну или куда сообщить координаты этого утопыша, дабы в дальнейшем не получилось остаться без благодарности.
Как я понимаю, тут много зависит от того можно ли достать танк или нет.
В общем кто закидает ссылками на законы буду благодарен.

Лимитер
существуют ли какие узаконенные способы продажи танка?))

«Продать» военную технику (пусть и «немолодую») — ИМХО, невозможно.

Однако, реально «продать» информацию о местонахождении — официалам или «чёрным», те не побрезгуют точно (два МГ стоят нехило).

Но поднять смогут только с помощью властей. сами понимаете.

У нас поднимали Т34 М42 — из реки — почти люкс, при том шо лежал он там с 1943-го. НО — геморою с подъёмом было — не описать словами, только видео. 😊

ПС: ссылок на законы думаю не будет.

Интересно, а сколько будет стОить информация-то?
Во-первых вообще непонятно что там утонуло, слушать неспециалиста что там «тигра» смысла нет, и просто так копателей дергать не хочется. Может эту фигню уже видели и посчитали нерентабельным выковыривать.
С другой стороны можно слить инфу, скажут, вась, там фигня, а потом вернуться и втихаря его заберут))) не будешь же сидеть сторожить у пруда постоянно)))))
Так что опасается «следопыт» что мимо бабок пролетит.
Кстати, а знает кто примерные расценки вознаграждения за различные виды техники?

о, спасибо за ссылку))))
вот только о вознаграждении ни слова((((

Лимитер
примерные расценки вознаграждения за различные виды техники

боюсь, таких прайсов не существует. Типа — цена договорная. 😛

Victor 7.62
боюсь, таких прайсов не существует. Типа — цена договорная.

будем узнавать)))
меня самого эта история с танком заинтересовала страсть как. очень уж охота на него поглазеть)))))

На тематических форумах подобные темы возникают регулярно (как правило по весне). Всерьез никто их не воспринимает. Сами подумайте: какой-то родственник Вашего товарища куда-то занырнул, и сразу определил: «Пантера», и ничего кроме «Пантеры». Но сметливый мозг начал сразу прикидывать, как бы ловко срубить бабла побольше, ничего при этом не делая. Замаячила реальная перспектива обзавестись коттеджиком на Рублевке и может быть даже виллой в Куршавеле. По сути поставленного вопроса: информация не стоит ни хрена, пока неизвестно, что утонуло.

Если хотите сделать доброе дело, свяжитесь с реставраторами из танкового музея в Кубинке. Денег не дадут, хотя наверняка как-то компенсируют труды. Но, что самое ценное, они не раздербанят технику по кускам и не продадут ее за бугор (если там вообще что-то предстваляет хоть какую ценность). Думаю, проверить что там лежит, и если надо — вытащить технику, им труда не составит. Если этот вариант может быть интересен — стучите в личку, выведу на нужных людей.

Законных способов присвоения/продажи бронетехники не существует, как Вам правильно указали выше. Эта техника является собственностью государства.

Всё правильно, собственность МО и ваш товарищ — хозяин только информации о месте нахождения железки. И может получить вознаграждение за инфу, но сумма зависит от находки и ее состояния(очень сомнительно что это Пантера)
У меня есть знакомый, ему интересны такие варианты, он имеет документы от МО на экспонирование техники и покупает трактора 😊 у МО. Естественно МО это железо нафинг не надо, но крови и денег выпьют дофига.
Пишите в личку если интересно

Спасибо за ответы.
Я сам прекрасно понимаю что реально получить только благодарность или туеву хучу головной боли с этим «танком»))))
Сам реально смотрю на вещи) В общем буду объяснять человеку что и как. Ну а перед тем как людей кипишить постараюсь сам на находку глянуть. все ж понимаю больше чем мои товарищи.

Вот так вот прям и Пантера .Я с подобной ситуацией сталкивался .Так чуть ни до драки доказывали ,что это тигр .Откуда ему в наших краях взяться не кому неинтересно. Сейчас собрались тащить местные власти очередную 34ку,на площади уже Т70 и Т34 76.Куда третью притулят просто интересно.

Пантера. не Пантера. Так можно просто доступные документы посмотреть—были ли на Вашей «Малой Родине» подразделения с танками Пантера. Хотя любая техника представляет интерес и историческую ценность.

перед тем как людей кипишить постараюсь сам на находку глянуть.

Не поленился, залез в болото, жижу малость разгрёб, нашёл экскаватор, утопленный доблестными мелиораторами 70-х. Не знаю, что за марка, может и немецкий.
Окрас пустынный, правда, жёлтый.

Кресты надо было смотреть

уже готов найти кран или еще что то подобное))))
кстати аргумент за «пантеру/тигр» у кладоискателя убийственный: «не, ну там же башня квадратная, а у наших круглая была» )))))
Дальше я спорить не стал, ибо бесполезно))))
Вощем полезу сам))))

estetes
Пантера. не Пантера. Так можно просто доступные документы посмотреть—были ли на Вашей «Малой Родине» подразделения с танками Пантера. Хотя любая техника представляет интерес и историческую ценность.

ой вей, таки чего там только не было)))
Спасибо, совет стоящий, пожалуй гляну литературу.

Ну, и небольшая цитата человека, владеющего вопросом не понаслышке. Лучше наверно не скажешь.

Да и вообще вопрос «Нашел танк-как его достать и продать» имеет ровно столько же смысла, как вопрос «Нашел месторождение нефти — как бы наладить продажу». Если Вы обладаете достаточными возможностями для такого дела — то не задавали бы вопрос в Интернете, а вызвали бы на ковёр подчинённых и дали им соответствующие указания, позвонили бы губернатору и тд (только при таких раскладах «танковые» копейки для Вас были бы абсолютно незаметно). Если же нет ни ковра, ни подчинённых, а те считанные по пальцам штуки баксов, которые Вам дадут при самом удачном раскладе — для Вас деньги — боюсь, что кроме расстройства ничего не выйдет. Если думаете, что получится тихо -не надейтесь. Мы вон не далее как в эти выходные тягали морду от КВ — и были удостоены посещения представительной делегации в составе оперативников, ДПСников, участкового, лесника, смотрителя нац парков и ещё чёрте кого, с целью проверить, всё ли у нас в порядке, нет ли криминала и нельзя ли снять с нас денег. При том что всё делалось тихо, вдали от деревень и в пургу. Не поленились люди.

JRGN
Нашел месторождение нефти — как бы наладить продажу

Источник

Танки в земле: самые неожиданные находки

После Второй Мировой войны танки остались не только на дне рек, болот и морей (ссылка на статью об американских танках, затонувших при высадке в Нормандии будет в конце этой статьи), но и в земле. Попали они туда по разным причинам и уже в наше время их обнаружение удивляет, так сказать, «широкую общественность», уверенную, что уж где, где, а в земле все давно найдено, выкопано и увезено в неизвестные или известные коллекции, а то и просто на переплавку.

Норвегия: Pz.Kpfw.III (Германия).

Нельзя сказать, что танк (точнее, танки, их выкопали два) был найден случайно: соответствующие службы армии Норвегии знали о его существовании, что не удивительно: танк весьма долгое время использовался норвежцами. Получили они их в 1947 году для вооружения создающихся подразделений норвежской армии, предназначенных для обороны авиабаз. Однако прослужили немецкие танки в этих подразделениях недолго и в 1953 году были заменены на более современные M-24 Chaffees. «Немцев» же передали в создаваемый около одного из аэродромов укрепрайон, где они были благополучно закопаны в землю по башню, в качестве неподвижной огневой точки.

В соответствии с новой задачей, танки были «модифицированы»: из них убрали двигатели, трансмиссию и все ненужное, а в днище проделали дыру, по которой можно было подавать в танк боеприпасы.

Когда надобность в них в очередной раз отпала (75 мм пушки танков заменили 40-мм «Бофорсы»), танки были полностью засыпаны гравием и залиты цементом. Так что инженерному батальону норвежской армии пришлось потрудиться, извлекая машину на поверхность.

Кстати, одна из двух выкопанных норвежцами машин была восстановлена и передана в польский музей.

Источник

Самая необычная затонувшая техника времен ВОВ: подъем истребителей, танков, автомобилей и штурмовиков

Во многих российских реках, озёрах и болотах со времён Великой Отечественной войны осталось большое количество военной техники.

1. Истребитель Bell P39Q-15BE

Bell P39 был обнаружен на дне озера Март-Явр летом 2004 года . Он был обнаружен рыбаком, который увидел покрытые илом контур через кристально чистую воду. P39 стоял на дне мелкого озера на глубине 5 метров .

Поиск в архивах показал, что самолет исчез во время перелета на аэродром 19 ноября 1944 года . Самолёт упал по неизвестным причинам при перелёте на аэродром.

Когда спасательная команда доставила P39 на берег, обе двери кабины все еще были закрыты.

Причина вскоре стала очевидной. Обе двери кокпита были заблокированы, хотя обычно, при жесткой посадке одна или обе отбрасывались, чтобы дать выход пилоту.

Предположительно пилот мог погибнуть сразу от сильнейшего удара самолета о дно или от затопления кабины.

Останки летчика были обнаружены в кабине и захоронены 6 октября 2004 года , с воинскими почестями в мемориале Долины Славы (район Западная Лица к северо-востоку от Мурманска ).

Интересным открытием стало то, группа обнаружила 6 банок с американским тушеным мясом и запасные части боеприпасов.

2. Военный автомобиль ГАЗ-ММ

Поднятая машина выпущена в 1938-1942 годах . Реставраторы уже собрали и почистили миномет, который был обнаружен в машине. Механизмы работают, но требуют реставрации.

После поднятия считали, что это ГАЗ-АА , но после первичной чистки окончательно определили марку — ГАЗ-ММ .

Военный автомобиль ГАЗ-ММ был найден на дне реки Копка (устье Мсты ), а затонул он в январе 1944 года при освобождении Новгорода .

После реставрации ГАЗ-ММ будет экспонироваться в южной части новгородского кремля.

3. Танк БТ-5

Со дна реки Невы подняли советский танк БТ-5 . Боевая машина затонула во время тяжелых боев, но следопыты считают, что экипажу, скорее всего, удалось спастись.

Этот подводный объект в 100 метрах от берега обнаружил компьютер: программа расшифровала сложные гидрологические карты, составленные музейщиками. 13-тонный танк лежал в самом центре Невы — в фарватере.

4. Танк КВ-1

С 29 мая по 7 июня 2014 года силами Национального аварийно-спасательного агентства, танк КВ-1 подняли со дна и транспортировали на берег.

Для опытных специалистов агентства это был пятьдесят пятый, самый сложный подъём техники. Трудности создавали жара, сильное течение и нулевая видимость под водой.

Кроме того, танк оказался зажат между опорами старой переправы. КВ-1 , покрытый метровым слоем ила, 4 дня тянули специально сконструированной лебёдкой — сначала 60 метров под водой, потом 20 метров по суше.

У поднятого на берег КВ-1 недоставало башни, правой гусеницы и всего правого борта — их ещё предстоит извлечь из реки. После завершения операции по подъёму танк доставят в Острогожскую военную часть, где его ждёт реставрация.

Затем КВ-1 отправят в Бронетанковый музей в Кубинке . Он станет первой машиной этого типа в экспозиции знаменитого музея.

5. Штурмовик Ил-2

Штурмовик Ил-2 подняли со дна озера Кулонга в Мурманской области в 2012 году .

Ил-2 был подбит зенитным огнем 22 августа 1943 года при штурмовке вражеского аэродрома Луостари и затонул на глубине 18 метров .

Несмотря на повреждения двигателя, летчик продолжил штурмовку, а затем смог вернуться на свою территорию и посадить самолет на поверхность озера.

Благодаря мягкой посадке и илистым отложениям на дне озера, самолет сохранился в хорошем состоянии.

Источник

Танки идут под воду — от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Вот уже 60 лет оборудование для преодоления танками водных преград по дну — непременный атрибут всех отечественных танков. Такими устройствами будут оснащены и перспективные машины семейства «Армата».

Как отмечает известный военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский, танки, идущие под воду, это не только зрелищно, но и связано с многомесячной подготовкой, определенным риском, в конце концов, сильным стрессом для экипажа.

«Впервые с этим я столкнулся в военном училище. Все начиналось с занятий по легководолазной подготовке. Это был как теоретический, так и практические курсы. Учились работать в изолирующих противогазах, в то время у нас были ИП-46 и ИП-46М. Сначала мы тренировались на суше – отрабатывали запуск, перевод в боевое положение, другие операции. Затем в бассейне, на глубине порядка 2-2,5 метров. Сначала простейшие действия – хождение под водой. Затем уже посложнее: перенос трака танка, установка и закрепление троса на буксирном крюке танка. Бассейн был специально для этого оборудован.

Следующий этап — это тренировка затопления танка и выхода из него. Для этого был специальный тренажер. Он представлял собой макет отделения управления и боевого отделения. Там мы также вначале тренировались по переводу противогаза в боевое положение, затем затоплению танка и выходу из него. Завершающий этап — действия в случае неисправности противогаза.

После прохождения всех этих этапов тренировок начались уже практические занятия на боевой технике. Это происходило на реке Мёша, неподалеку от Казани. Форсировали эту реку мы на танках Т-55 и Т-62, действуя в качестве членов экипажа.

Сначала с учебно-тренировочным оборудованием, когда на танк устанавливается труба-лаз, которая позволяла выходить из танка без его затопления. Затем работа с так называемым «боевым» оборудованием подводного вождения танка (ОПВТ), когда воздухопитающая труба небольшого диаметра устанавливалась вместо снятого прибора наблюдения заряжающего. Работы по полной подготовке танка к преодолению водной преграды под водой на машинах Т-55, Т-62 занимали 30-40 минут.

Без приключений у нас не обошлось. Я уже не помню точно дату, но на одном из таких занятий гирополукомпас и ТПУ на танке Т-62 вышли из строя, и машина попала мимо прохода в обрывистом берегу на выходе из воды, в результате танк перевернулся под водой. Двигатель заглох, аккумуляторные батареи попадали, освещение в танке погасло, аварийное освещение тоже отрубилось. Связи нет. Мы спокойно без паники одели противогазы, согласно инструкции вытащили триплекс, чтобы танк затопить, а он не затопляется, потому, что лежим кверху брюхом, и все забито песком. Пришлось расстопорить люк в днище, который еще называют «паникерским», оттуда хлынул поток воды, в это время все 4 человека собрались в боевом отделении, потом вышли наружу. Как оказалось, слой воды над днищем был лишь сантиметров десять, гусеницы вообще торчали над водой.

В дальнейшем в войсках фундаментальные знания и практические навыки, которые получили в училище, здорово помогли. Должен сказать, что в танковых войсках вопросам форсирования водных преград, движения танков под водой, преодоления водных преград на гусеничных самоходных паромах и понтонно-мостовых парках уделялось очень большое внимание. Тема была ключевой. Мне трудно даже припомнить учения в масштабе полка и дивизии по наступательной тематике, на которых бы не отрабатывалось преодоление водных преград.

Мне приходилось ходить под воду на Т-55, Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80. У всех этих машин есть свои особенности в подготовке к форсированию, свои особенности во время движения, но в целом подготовка танкистов, экипажа – практически одна и та же. Начинается все с теоретической подготовки, изучения ОПВТ, тренировок по его установке, потом бассейн, затем в макете танка отрабатываются мероприятия по затоплению и выходу.

Должен сказать, что по моим наблюдениям за солдатами-срочниками, которые служили в танковых войсках, тема действий под водой в изолирующем противогазе, затапливание в танке, выход из него, была одной из самых стрессовых, примерно на уровне стрельбы штатным снарядом и метания боевых гранат из танка.

— Какой танк показался наиболее приспособленным для преодоления водных преград?

— С точки зрения установки оборудования, затрат времени, надежности – на мой взгляд, это Т-72, хотя бы по той причине, что, во-первых, там воздухопитающая труба одна, и она достаточно скромных габаритов. На выпуске устанавливаются клапаны. На Т-64 приходилось ставить 2 трубы – одну воздухопитающую, а одну на выхлопе – потому что двухтактный дизель плохо переносил сопротивление на выпуске.

На Т-80 воздухопитающая и выпускная трубы — большого диаметра, и было больше шансов повредить их.

Я должен отметить, что перед входом под воду действует контрольно-технический пункт. Танк подходит к урезу воды, тормозит. Его осматривают снаружи, чтобы оборудование было в целости и сохранности. И когда у нас появились Т-64Б и Т-80, бывали случаи, когда танк приходилось заворачивать, в силу того, что обнаружились какие-то повреждения на оборудовании ОПВТ, обычно – нарушение уплотнения выпускной трубы. Ведь удаление района герметизации от реки нередко составляло несколько километров, и пока танк двигался к берегу, на трубы действовали сильные нагрузки, ведь танковый маршрут – это далеко не асфальт.

— У Т-72 ведь ограничение на преодоление рек не шире 1 километра?

— Да, из-за того, что система охлаждения у него замкнутая, воздух на охлаждение радиатора под водой не поступает и возможен перегрев двигателя. Но, я скажу, что водные преграды в 1000 метров найти на территории Западной Европы практически невероятно, а опыт форсирования Днепра, там ширина была порядка 700-800 метров, на учениях 1967 года, показал, что двигатели семейства В2 спокойно выдерживают такие условия. То есть это не критичное и не смертельное ограничение, оно скорее техническое, чем тактическое, потому что практически водные преграды такой ширины и не встретились бы.

— На каких мероприятиях было самое запомнившееся преодоление?

— Много таких мероприятий запомнилось, например, в Прибалтике переправа через замерзшую реку Неман на танке Т-72 во время полковых учений. Это было, по-моему, зимой 1978 года. В ходе учений, когда мы подошли к Неману, батальон ушел на маршрут, который от мостовой переправы находился ниже по течению. Там была поставлена задача, что батальон преодолевает Неман по дну, выше по мосту проходят не плавающие машины, а ниже нас по течению мотострелковый батальон преодолевает реку по льду.

— Да, впереди боевые машины пехоты по льду, за ними цепью пехота. Наш танковый батальон пошел под воду, лед для нас на Немане взорвали саперы, они у верхнего уреза майны на своих лодках и катере БМК ловили оторвавшиеся льдины, чтобы они не снесли воздухопитающие трубы танков. Вот такая методика была.

— То есть максимально приближенно к боевым условиям, без всяких скидок…

— Конечно, без всяких скидок. Мы успешно задачу выполнили, но пехота одну БМП утопила. Она на подходе к берегу, задрав корму, ушла под воду, хорошо что на БМП в это время были только механики водители в спасательных жилетах, мехвод удачно выплыл. А эту БМП достали только весной, когда лед растаял.

— Ширина Немана какая была?

— Ширина Немана в том месте, наверно, метров около 300.

Еще запомнилось форсирование Эльбы в Германии. Командовал тогда главком Зайцев, Митрофан Митрофанович, и наш полк на объединенных учениях был передовым отрядом дивизии, форсировал в максимальном темпе Эльбу, которая по оперативным планам изображала из себя реку Рейн.

Масштаб и жесткость спроса запомнились особенно, там были реальные удары авиации и артиллерии по противоположному берегу и высадка тактического воздушного десанта с вертолетов — роты отдельного десантно-штурмового батальона армии, а также форсирование вплавь мотострелкового батальона на БМП-2.

Два батальона танков от нашего полка форсировали Эльбу по дну с целью выхода на плацдарм, захваченный десантниками, расширения этого плацдарма, обеспечения переправы главных сил и развития наступления дивизии.

Митрофан Митрофаныч возмутился, мол, что это за детские игры у нас. По условиям мирного времени преодоление водных преград происходило так: один танк на выходе из воды на противоположной стороне, один танк в реке, один танк на входе. Это требования безопасности, ведь эвакоспасательная группа одна на маршрут.

Генерал Зайцев дал команду: давайте по-боевому, и в итоге было так: у нас один танк на выходе, один на входе, и три в реке. Это огромная ответственность, конечно, для командира батальона, который лично управляет движением танков под водой. Для всех танкистов это большое напряжение и испытание мастерства, это очень сложно согласованно управлять пятью машинами. Ведь механик водитель под водой ничего не видит, он только слушает команду управления, и экипаж – так же. Комбат должен ювелирно руководить всем процессом, чтобы не допустить столкновения танков под водой, ухода с маршрута, следить за работой контрольно-технического пункта и выполнять еще ряд задач. Но все прошло более чем успешно.

Батальон Т-64 мигом пролетел эту водную преграду. Примерно через 30 минут все танки были на противоположном берегу. Мы свою задачу выполнили.

Вообще под воду в танке ходил много раз, ведь каждый год проводились минимум дважды занятия по подводному вождению и одно-два учения с форсированием водной преграды. Поэтому разных острых ситуаций, интересных эпизодов осталось в памяти немало. Были в этих мероприятиях и моменты, запомнившиеся своей красотой.

Вот представьте: ночь, берег реки, ни огонька. Слышен только рев двигателей подходящей к воде колонны танков. Постепенно проявляются темные силуэты машин с трубами ОПВТ. Первая машина тормозит у КТП, мелькает синий фонарик техника – отмашка, танк пошел под воду. Звук работающего двигателя исчезает. И дальше в тишине только красный огонек на трубе «плывет» поперек реки. Пошел следующий танк, еще один… и на противоположном берегу постепенно выстраивается цепочка «светлячков». Картина незабываемая.

— «Армата» будет ходить под водой?

— Это обязательное требование для перспективного танка. Возможность преодоления водных преград по дну должны получить практически все машины этого семейства тяжелой бронетехники.

Демонстрация возможностей преодоления водных преград по дну российскими танками Т-90 и Т-80У

Источник

назад | история

В конце лета 2002 года в Санкт-Петербурге произошло столкновение сухогруза КАУНАС с опорой Литейного моста, вследствие чего движение судов по Неве было закрыто на неделю. Данный факт и позволил команде “ОТКРЫТОЕ МОРЕ” провести исследование фарватера Невы в районе “Невского пятачка”. Целью экспедиции было обнаружение затопленной бронетехники.

В начале были бревна…

Итак, вооружившись мощными фонарями, мы (Андрей Мамаев, Алексей Архипов, Павел Панфутов и я) с предосторожностями, учитывая сильное течение и плохую видимость (около метра), произвели пробное погружение. Первые впечатления были разочаровывающими: береговой склон оказался сильно замыт песком, и даже крупные предметы нашего времени вроде выброшенных тракторных покрышек или треснувшей “Пеллы” можно было едва разглядеть. Такая картина была метров до 5…6, далее начинался слой сплошного завала больших бревен (в 60-е годы по Неве сплавляли лес). На 9 метрах была уже кромешная темень. Бревна, обильно обмотанные старыми веревками, леской, проволокой, были навалены в несколько слоев, “живые” бревна приходили в движение от легкого касания и, с гулким звуком, пропрыгав по “собратьям”, уносились течением в глубину. Памятуя, что под водой вес предмета уменьшается, а масса остается прежней, приходилось передвигаться крайне осторожно. Лишь на глубине 12 – 14 метров, отойдя от берега на треть ширины реки, можно было увидеть плотное выравнивающееся дно, сравнительно чистое, на котором из-за сильного течения не удерживается ил, бревна и … водолазы.

Первыми трофеями были лишь несколько противогазных жестянок, которых, впрочем, и на берегу валялось предостаточно. Решено было в дальнейших спусках использовать только мокрые костюмы, обладающие меньшей парусностью на течении и в которых лучше можно почувствовать касание бревен, веревок. Кроме этого, необходимо было вооружиться ножами, закрепленными на веревках, так как если вдруг, освобождаясь от зацепа, уронишь нож в завал, вряд ли его уже достанешь. Вспомнили мы и опыт “отцов” (натягивавших стальной трос с берега на берег и, перебирая его руками, с “Украиной” на спине проводивших поиск), однако отвергли такой способ как непродуктивный.

Эврика!

На следующий день, забив баллоны “потуже” и подзарядив свет, мы продолжили поиски. Почти сразу на глубине 10 метров, двигаясь вниз по течению, мы с Андреем наткнулись на нечто большое и железное. Луч фонаря уперся в ржавую броню. Осторожно передвигаясь, начали осмотр. Сперва показалось – САУ – смутил открытый бортовой инструментальный ящик, крышка которого, откинутая к башне, придавала последний вид неповоротной конструкции. Спереди увидел ствол пушки, пулемет, приоткрытый смотровой люк водителя. Вспомнил притчу о слепых, трогавших слона: и перешел наверх башни, где течение сразу заставило цепляться за броню, но меня интересовал башенный люк. Он был приоткрыт на ширину ладони! Не особенно надеясь на то, что удастся его поднять, все же уперся как следует и потянул крышку на себя. С трудом она поддалась и медленно пошла вверх, из люка пошла густая муть. Воображение рисовало нутро танка, возможно, с останками экипажа, однако муть быстро унесло течение и в проеме люка я увидел лишь песок вперемешку с камнями, заполнивший все пространство. Течение плавно положило на крышку на прежнее место. Видимо, танк стоял много лет с открытой башней, и осадки постепенно заполняли его, пока коррозия не источила стопор люка. Столкнув с брони несколько крупных валунов, которыми ладожский лед наградил машину и, спихнув пару бревен, мы поспешили сообщить о находке товарищам. Поднявшись, сделали засечку по береговым ориентирам. Вместе приняли решение произвести видео съемку находки и более детальное обследование.

Позвонили Андрею Герасименко, опытному дайверу и оператору, который, будучи человеком весьма обстоятельным, на подъем, если дело касается интересной нырялки, скор. Пока ждали его прибытия, руководитель отряда МГА дозвонился до знакомых журналистов с ТВ, пригласил осветить события. Поразила оперативность НТВ и Информ-ТВ, примчавшихся практически одновременно с Андреем, и, проявивших к событию живейший интерес. На следующий день были готовы грамотные репортажи.

Вечером под объективами видеокамер мы заходили в Неву. Теперь с мощным светом от видеокамеры Андрея мы детально, не спеша, осмотрели и засняли находку. Отснятый видеоматериал получился хорошего качества. В этот раз удалось четко определить модель машины – тяжелый танк КВ в хорошем состоянии. Броня, казавшаяся ржавой, была покрыта наростами, под которыми металл оказался практически не поврежденным. На моторном отделении нашли разрушившиеся ящики со снарядами. В инструментальном ящике, кроме закрепленной на крышке пилы, лежали ботинки, котелки, масленка и прочие мелкие предметы. Танк стоял пушкой на левый берег, правая сторона и передок были подзамыты песком. Пока Андрей занимался съемкой орудия, я спустился к опорным каткам. Большое удивление вызвало то, что просвет под днищем оказался чист, в нем обосновался здоровенный сом, для наших северных вод рыба редкая. Позднее он был успешно добыт и запечатлен на пленку.

В метрах десяти от танка нашелся и понтон, на котором перевозили танк. Четыре огромные открытые железные лодки с наваренными поверх бортов рельсами, соединены в катамаран. Носы их уходят глубоко под берег, в корму можно даже забраться. Много бревен.

…Теперь, опираясь на множество установленных фактов, можно примерно восстановить ход событий, связанных с гибелью танка. Он был погружен на понтон в октябрьскую ночь, где пологий берег позволял выводить на причал военную технику. Под непрерывным артогнем танк успел пройти большую часть пути, когда разрывом снаряда смело в ледяную воду понтонеров. Пробитый, тонущий понтон, с расстреливаемой в упор машиной оторвало от троса и понесло вниз по реке. Многотонная махина соскользнула с тонущего понтона уже в воде. А вот успел ли выбраться водитель…

Поскольку танк оказался довольно редким (выпущено чуть более 4 тысяч машин), мы призадумались о его подъёме, который технически вполне осуществим, хотя при всех вариантах является весьма дорогостоящим. В связи с резким ухудшением погоды и видимости в Неве, команда ОТКРЫТОГО МОРЯ временно свернула работы на “Невском пятачке” до сезона 2003 года и планирует, в течение зимы, решить вопросы, связанные с подъемом КВ. Может быть, танк, отплывший на боевое задание с правого берега, через 62 года завершит переправу и подойдет к левому, теперь уже мирному берегу Невы, чтобы занять свое место на постаменте славы.


“Невский пятачок” – небольшой плацдарм, всего два километра в длину, около шестисот метров в ширину. Сюда от поселка Невская Дубровка в ночь с 19 на 20 сентября 1941 г. высадились первые отряды десантников 115-й дивизии и решительным броском двинулись на Мгу, чтобы разорвать затянувшееся вокруг Ленинграда кольцо блокады. Атаки натолкнулись на отчаянное сопротивление врага, и чтобы пробить его оборону, требовалось тяжёлое вооружение. На плотах и небольших понтонах удалось переправить только несколько легких танков, которые не смогли решить стратегическую задачу. Грозные КВ удалось переправить на левый берег только глубокой осенью, с помощью доставленных в Невскую Дубровку тяжелых понтонов. Позднее танки шли по ледовым переправам. Практически прямой наводкой немецкие орудия били по этому участку реки со стороны электростанции в Кировске и с излучины ниже по течению. Потери при переправах были велики, часть танков была потеряна. Со слов местных жителей, вернувшихся в 43-м на перепаханную войной землю, на месте бывших боев стояли на берегу, а кое-где торчали из воды танки, поврежденные при удержании “Пятачка”. Все они были вытащены и увезены на металлолом еще в 50-е годы. По итогам сбора информации сложилось впечатление, что танки старались переправлять в местах, где у них была возможность продвинуться в глубь плацдарма. Последний раз подводные поисковые работы в районе “Невского пятачка” проводились в середине 80-х. Так, в 1988 г. благодаря совместной экпедиции Воронежского клуба “Риф” и сосновоборского “Катрана” удалось найти и поднять легкий танк Т-26 редкой модели.

Борис Сергеев

11 октября 2002

opensea.ru

Находки предметов и техники времен Второй мировой войны все еще не редкость. Хотя прошло уже много десятилетий, люди со сих пор обнаруживают неразорвавшиеся боеприпасы и брошенную технику. Недавно на реке Дон нашли целый сохранившийся танк, который даже подлежит восстановлению. Скоро на нем вновь можно будет ездить.

О чем говорит история

Вторая мировая война – это одно из самых печальных и хорошо изученных исторических событий. Она была последней крупной войной в истории человечества. Количество жертв и разрушений в период с 1939 по 1945 годы было просто огромным. Поэтому не удивительно, что после нее осталось такое большое количество артефактов. Особый интерес представляет брошенная военная техника, которая пользуется немалым спросом у коллекционеров. Недавно во время погружения в реке Дон (Россия) подводники нашли целый танк времен Второй мировой войны.

Что представляла собой находка

Водолазы вытащили из под воды танк модели Т-34-76. Предполагают, что его собрали на сталинградском тракторном заводе. Возможно, танк попал в реку в процессе его транспортировки на другую сторону реки. Его вытащили с использованием бронированной эвакуационной машины. Танк лежал на большой глубине, поэтому вытянуть его на берег было не просто.

Известно, что большинство танков этой модели не смогли пережить войну, что придает особую ценность данной находке. Вес машины составляет 30 тонн. Техническое состояние оказалось вполне приемлемым, поэтому его предполагают восстановить и сделать пригодным к эксплуатации. Хотя после данного события прошло уже довольно много времени, машину долго не трогали, так как эксперты допускали, что там могут быть останки людей.

Неподалеку от танка обнаружились и другие артефакты: понтоны, небольшие суда и транспортные средства. Это подтверждает теорию о том, что машина затонула при пересечении временного моста.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

.

работы по поиску и подъему техники со дна реки были организованы поисковым отрядом «Находка». Указывается, что поисковики изначально искали под водой советский танк Т-34, который, по рассказам местных жителей, утонул в реке в ходе боевых действий. Однако поиски танка не увенчались успехом, в то время как удалось обнаружить совершенно другую машину времен войны. Немецкий армейский тягач Sd.Kfz.8. После обнаружения столь ценной машины было решено организовать работы по ее поднятию со дна реки.

.

25 сентября 2021 года при помощи специальной техники и водолазов немецкий полугусеничный тягач был вытащен на берег. Несмотря на весьма длительный период времени пребывания под водой машина по большей части сохранила свой внешний вид. Осталась целая ходовая часть и большая часть корпуса. Указывается, что уцелел и радиатор тягача.

.

Еще одной ценной находкой стал немецкий солдатский ремень. По нему поисковикам удалось выяснить часть, к которой

.

принадлежала машина в виде 2-й роты 1-го батальона 10-го танкового полка вермахта, который входил в 8-ю танковую дивизию.
«Это один из единичных случаев, когда найдены шасси, цельная рама, узлы и агрегаты. Двигатель имеет печальный образ. Но это то, над чем любой реставратор с удовольствием поработает», — прокомментировал состояние находки реставратор военной техники, экс-заместитель главы администрации Пскова Александр Коновалов. «Тонкий металл временем и водой съеден, но это легко восстановимо. Главное, что уникальнейшая рама, уникальнейшее шасси осталось неповрежденным, целым, не подверглось коррозии, поскольку дно в том месте илистое, глинистое, что законсервировало ходовую часть».
Коновалов также отметил, что реставрация подобного тягача может занять весьма продолжительное время:
«Если хочешь сделать хорошее изделие, надо использовать максимум оригинальных деталей. Ходовая часть восстановима после небольших косметических работ. Что касается двигателя, предполагаю, что там должен стоять двигатель «Майбах», являющийся редчайшим. Поэтому только над одним двигателем можно работать не один год».

.

Сама машина утонула в реке в период боев зимы 1941–1942 годов за населенный пункт Селище, который был освобожден 844-м стрелковым полком РККА 24 декабря 1941 года. В ходе этих боев Красной Армии удалось провести успешное наступление и отбросить немцев за реку Волхов. Указывается, что помимо Sd.Kfz.8 поисковикам удалось обнаружить около 40 противотанковых ежей на дне реки.

.

На данный момент немецкий тягач стал уже вторым экспонатом времен Великой Отечественной войны. До этого в Новгородской области со дна реки Малый Волховец был поднят советский бронеавтомобиль БА-6.

.

Sd.Kfz.8 являлся немецким армейским тяжелым полугусеничным тягачом, принятым на вооружение в 1939 году. Использовался войсками Вермахта на протяжении всей войны. Применялся в основном для буксировки тяжелых гаубиц, противотанковых пушек и зенитных орудий. Помимо этого, на базе данных тягачей было создано несколько вариантов ЗСУ, в том числе с мощной 88-мм зенитной пушкой Flak 18.

.

На данный момент историческую технику собираются начать реставрировать, дабы в будущем она заняла достойное место в музее военной техники времен Великой Отечественной войны.

.

.

один из источников: pln-pskov.ru/society/426415.html

Подъем легендарного танка второй мировой войны Т-34-76 из воды.
T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов — основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85.

Самый массовый средний танк Второй мировой войны[1][2][3].

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора авиационного типа В-2, благодаря которому средний толстобронированный Т-34 унаследовал от лёгкого тонкобронированного БТ необычайно высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе), обеспечившую в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, маневренности, подвижности. Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная (30,5 калибров) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существующие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы. А с февраля 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с длиной ствола 41 калибр и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/сек, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м. Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день[4].

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками[источник не указан 287 дней].

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

Добавить комментарий