Как найти татарские корни

Как найти своих предков в Татарстане: инструкция

Проект Familio.media опубликовал подробный алгоритм поиска предков, живших в Казанской губернии и Татарской АССР. «Миллиард.Татар» посчитал, что этот материал может быть полезен татарстанцам, которые интересуются своей родословной.

Архивные документы, касающиеся истории нынешней Республики Татарстан, сохранились с XVII века, и есть вероятность обнаружить и датированные первой половиной XVI века.

География

До революции территория современного Татарстана относилась к пяти разным губерниям.

Как найти своих предков в Татарстане: инструкция

На территории бывшей Казанской губернии располагаются следующие районы: Аксубаевский, Алексеевский, Алькеевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Лаишевский, Мамадышский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Спасский, Тюлячинский и Чистопольский.

На территории бывшей Самарской губернии: Бавлинский, Бугульминский, Лениногорский и Ютазинский районы.

На территории бывшей Уфимской губернии: Актанышский, Заинский, Мензелинский, Муслюмовский, Сармановский и Тукаевский районы.

На территории бывшей Вятской губернии: Агрызский, Елабужский и Менделеевский районы.

На территории бывшей Симбирской губернии: Дрожжановский район.

Территории некоторых районов относились к разным губерниям. Балтасинский и Кукморский районы располагаются на землях двух исторических губерний — Казанской и Вятской. Буинский и Тетюшский районы — на землях Казанской и Симбирской. Азнакаевский — на землях Самарской и Уфимской. Нижнекамский — на землях Казанской и Уфимской губерний. Территория Альметьевского района относилась к Казанской, Самарской и Уфимской губерниям, а Черемшанского района — к Казанской, Симбирской и Самарской.

Состав населения и промыслы

После покорения Казанского царства русскими начался наплыв русского населения в Казанский край. В 1708 году во время губернской реформы Петра I была образована Казанская губерния. По сведениям за 1893 год, жителей в ней насчитывалось более двух миллионов человек.

  • Значительную долю населения составляли крестьяне — 1,8 миллиона.
  • Грамотных в губернии насчитывалось 17,9% (в городах — 48,1%).
  • Главными занятиями населения были рубка и распилка леса, изготовление кульков и рогож, выделка деревянной посуды и местами гонка дегтя и смолы.
  • Рыболовством как промыслом население занималось по берегам Волги и Камы. Ловили осетров, белугу, севрюгу, стерлядь, шипов, лососей и других рыб. На охоту ходили преимущественно на белок, зайцев, волков и медведей.
  • Фабрично-заводская промышленность губернии находилась в удовлетворительном положении.

Справочники

Список населенных мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов

Список населенных мест губерний Российской империи — очень полезный исторический документ. С его помощью можно узнать не только точное наименование населенного пункта, но и данные о географическом положении любого из них относительно важных объектов, число дворов, численность и состав населения, расположение церквей и мечетей. Кроме того, в справочнике содержатся основные сведения о губерниях того времени.

Список селений Казанской губернии (1910–1914)

Список селений Казанской губернии позволяет узнать о волостном делении территории региона, а также о национальности жителей в различных населенных пунктах.

Татарская энциклопедия

Татарская энциклопедия — это уникальное издание, посвященное истории татарского народа, которое составил выдающийся ученый Татарстана Мансур Хасанов (1930-2010). В энциклопедии собраны названия населенных пунктов Республики Татарстан.

Государственный каталог географических названий России (АГКГН)

Реестр содержит информацию о регистрационном номере, наименовании географического объекта, типе объекта, административно-территориальной привязке, географических координатах. Содержит около 800 000 названий населенных пунктов.

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

ОКТМО — общероссийский классификатор территорий муниципальных образований, введенный с начала 2014 года. Используется для систематизации муниципальных образований с отражением уровней и структуры территориальной организации местного самоуправления для автоматизированной обработки, решения задач, анализа и представления информации в разных экономических областях, в том числе в статистике, прогнозировании, налогообложении.

Архивы

Основные архивы

Архивные документы о жителях республики Татарстан хранятся в следующих архивах:

Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ)

Значительная часть архивных источников Татарстана XVIII–XX веков хранится в ГАРТ. Поскольку большая часть нынешнего Татарстана исторически входила в состав Казанской губернии, то и большая часть источников хранилась именно в Казани. Отметить стоит прежде всего следующие источники:

Метрики.

Сейчас Татарстан является многонациональной республикой, и до революции здесь также проживали представители различных религиозных конфессий, в каждой из которых велись отдельные метрики:

1. Метрические книги (православные).

Таковые сохранились в ГАРТ с 1722 года по Елабужскому уезду и с 1724 года по Казанскому уезду. Самые поздние православные метрики датированы 1939 годом и есть лишь по ряду населенных пунктов. Сохранность православных метрик в целом по всем уездам неплохая. Пробелы касаются периода 1720–1730-х годов: за эти годы сохранились единицы дел, описывающие лишь отдельные территории. Начиная с 1740-х и вплоть до 1917 года метрики сохранились за большую часть лет, есть лишь незначительные пропуски — так, например, в первой четверти XIX века в Казанском уезде не сохранились метрики за 1811, 1813, 1814 и 1825 годы. По метрикам можно не только узнать даты рождения, венчания и смерти предков, но и проследить брачно-семейные связи по тем или иным приходам.

2. Метрические книги (магометанские).

Их начали вести с 1829 года, но в целом в ГАРТ они хранятся с 1865 года. Хотя по отдельным населенным пунктам есть и более ранние метрики, в том числе и за 1829 год. В целом сохранность магометанских метрик с 1865 по 1917 годы очень неплохая. Исключение составляют лишь территории, входившие в разные периоды в иные губернии, метрики по которым за этот период находятся в архивах иных субъектов. Самые поздние магометанские метрики в ГАРТ датированы 1934 годом, но за период с 1918 по 1934 год метрики сохранились выборочно. За часть этих лет сведения о предках можно найти в органах ЗАГС того или иного района Татарстана. В виду того, что разводы в исламе разрешались, наравне с разделами о родившихся, бракосочетавшихся и умерших был и отдельный раздел о разводах — в этом состоит особенность магометанских метрик. Другая важная особенность магометанских метрик — в записях о браке (никах) указывалось имущество, выделяемое мужем жене при заключении брака (махр), а поручители при браке и свидетели (шахиды) ставили свои родовые знаки (тамги).

3. Метрические книги иных религиозных конфессий.

В Казани сохранились метрические книги лютеранского общества за 1841–1880 годы, римско-католической церкви за 1846–1917 годы (за исключением 1876 года), новой единоверческой церкви за 1895–1903 годы и синагогальные книги с 1847 по 1916 год.


Фото: Султан Исхаков
Фото: Султан Исхаков

Ревизские сказки.

В ГАРТ по большей части сохранились материалы последних трех ревизий 1834, 1850 и 1858 годов. Материалы предшествующих ревизий 1782, 1795, 1811, 1816 годов в основном утрачены, но в ряде уездов ревизии 1795, 1811 и 1816 годов сохранились. Например, ревизии 1795 года по г. Елабуге и Елабужскому уезду, а также по Лаишевскому уезду (но только по духовенству). При этом в ГАРТ хранятся материалы и более ранних ревизий 1719–1762 годов, но в них описывается лишь некоторая часть Казанского уезда.

Исповедные ведомости.

В основном сохранились с 1770 года, хотя в крайне небольшом ряде более ранних метрик вместо метрических записей можно встретить данные исповедных ведомостей по тому или иному населенному пункту. За период с 1770 по 1865 год в целом их сохранность по всей Казанской губернии достаточно хорошая, но после 1865 года — уже не очень. Самая поздняя исповедная ведомость, описывающая все приходы Казанского уезда, датируется 1891 годом. По исповедным ведомостям можно узнать, какие населенные пункты входили в тот или иной приход в конкретный период времени. Вкупе с метриками исповедные ведомости позволяют компенсировать большой пробел, образовавшийся в виду несохранности ревизий 1782–1816 годов, по большей части в Казанской губернии, и не только углубить те или иные линии, но и узнать имена жен и матерей предков, ведь и в метриках, в записях о рождении, женщин (матерей) начали указывать лишь с 1830-х годов.

Переписные листы 1895–1897 годов.

К сожалению, переписные листы сохранились лишь по ряду уездов и описывают их малую часть. Так, на весь Тетюшский уезд сохранилось лишь одно дело. Всего же сохранилось 126 дел, но зачастую во многих из них описаны жители лишь одного населенного пункта. Бывает и так, что жители одного населенного пункта описаны сразу в нескольких делах, как, например, в деревне Мамадыш-Акилово Свияжского уезда. Отдельно стоит отметить, что сохранились переписные листы, касающиеся переписи 1897 года в Елабужском уезде с полным составом семей.

Похозяйственные книги.

Большая их часть хранится в местных сельсоветах, но немалая часть дел по отдельным населенным пунктам хранится и в ГАРТ.

Муниципальные архивы

Имеются по всем 43 муниципальным районам Республики Татарстан. Содержат информацию преимущественно советского периода.

Центральный государственный архив Кировской области (ЦГАКО)

Часть территории северо-востока республики Татарстан (в частности, Елабужский район) ранее входила в состав Вятской губернии (нынешняя Кировская область), поэтому многие источники, прежде всего ревизии 1782–1858 годов, хранятся в ЦГАКО.

Государственный архив Ульяновской области (ГАУО)

Часть юго-запада республики Татарстан (большинство мест Буинского района и все населенные пункты Дрожжановского района) ранее входила в состав Симбирской губернии, поэтому все основные источники (прежде всего ревизии и метрики) хранятся в ГАУО. Ревизии по большинству населенных пунктов сохранились с 1782 по 1858 годы, метрики преимущественно с 1865 года.


Фото: Ильнар Тухбатов
Фото: Ильнар Тухбатов

Национальный архив Республики Башкортостан (НАРБ)

Большинство ранних магометанских метрик по всем уездам Казанской губернии с 1829 по 1864 годы хранится в НАРБ. Сохранились они не за все годы, но за большую часть. Например, по Тетюшскому уезду не сохранились метрики лишь за 1831, 1837, 1845, 1852, 1855, 1864 годы. А так как часть территории на северо-востоке Татарстана входила в разные периоды в состав Оренбургской и Уфимской губерний (Мензелинский уезд), по многим населенным пунктам, расположенным на этой территории, метрики и ревизий хранятся в НАРБ, причем сюда же относятся и метрики после 1864 года.

Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ)

Часть территории Татарстана ранее входила в состав Царевококшайского уезда (часть современного Атнинского района РТ), и документы по этой части территории хранятся в ГАРМЭ, это прежде всего ревизии 1782–1858 годов и метрики.

Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

В РГАДА хранятся материалы первых трех ревизий (1719–1762 годы) по Казанской губернии, ландратские переписи 1710 и 1716 годов, переписные книги за 1646, 1678 и за иные годы. Переписи 1646 годов сохранились по дворцовым, монастырским, помещичьим населенным пунктам, а также по служилым татарам, но не сохранились по ясачным. Наиболее хорошо охвачены ландратские переписи 1716 года и ревизии 1745 и 1762 годов.

Особенности хранения документов

Где хранятся похозяйственные книги?

Похозяйственные книги (списки сельских жителей советского периода) в большинстве случаев хранятся в районных архивах.

Где хранятся метрические книги и исповедные ведомости? Какова их сохранность?

Метрические книги и исповедные ведомости хранятся в Государственном архиве Республики Татарстан. Метрики православных приходов сохранились с 1724 по 1939 года, метрики магометанских приходов — с 1829 по 1934 года. Исповедные ведомости сохранились преимущественно с начала 1770-х по 1910-е годы.

Где хранятся ревизские сказки? Какова их сохранность?

Ревизские сказки хранятся в ГАРТ в фонде 3. Большинство сохранившихся ревизий приходятся на 1834, 1850 и 1858 года. Наилучшая сохранность ревизий по Казанскому уезду, по нему имеются и ранние ревизии 1719–1762 годов. Ревизии 1782, 1795, 1811, 1816 годов по большей части уездов Казанской губернии не сохранились или представлены единичными делами.


Фото: Султан Исхаков
Фото: Султан Исхаков

Сохранилась ли данные Первой всеобщей переписи населения 1897 года?

Переписные листы сохранились частично по ряду уездов, охватывая лишь небольшое количество населенных пунктов.

Какие дополнительные источники могут быть полезны?

  1. Материалы уездных судов за 1800–1860-е годы описывают различные события в жизни Казанской губернии: стихийные проишествия и их последствия, судебные тяжбы (земельные, наследственные, семейные и пр.).
  2. Списки домохозяев за 1870–1900-е годы нередко включают в себя карты тех или иных населенных пунктов.
  3. Списки налогоплательщиков различных налогов за 1920–1930-е годы. С учетом плохой сохранности иных источников за эти годы помогают составить представление о жизни той или иной семьи: размер надела земли, количество членов семьи и пр.
  4. Дела о постройках церквей, мечетей и пр. В них нередко упоминаются и местные жители, например, если идет описание сельского схода для голосования по какому-либо вопросу.
  5. Личные дела студентов и/или преподавателей институтов и университетов. В Казань, губернскую столицу, приезжали учиться молодые люди со всей России, и некоторые моменты их биографии можно узнать по их личным делам, в которых порой сохранились и фотографии.

Были ли фамилии у простого населения?

Фамилии у большинства жителей Казанской губернии официально закрепились поздно. Во многих православных приходах первые упоминания фамилий встречаются в метриках второй половины 1890-х годов и в начале XX века. Исключение составляло духовенство, а также мещане. Например, фамилии мещан Арских и купеческого рода Носовых упоминаются еще в ранней сохранившейся переписи за 1646 год. Правда, в ряде населенных пунктов, например, в селе Чепчуги Казанского уезда, где проживали бывшие дворцовые крестьяне, можно встретить многие современные фамилии и в ревизии 1834 года, но это скорее исключение из правила, в подавляющем большинстве случаев люди значились бесфамильными. Исключения касались прежде всего районов, граничащих с соседней Кировской областью, где многие вятские фамилии впервые упоминались еще в переписях XVII века, а также районов на границе с Самарской областью. Например, в Бугульминском уезде проживали потомки смоленской шляхты и значились под своими родовыми фамилиями, полученными ими еще на прежнем месте жительства.

Многие же фамилии по русским родам Казанского уезда (прежде всего современные Арский и Высокогорский районы) на основании наших исследований возникли от имен, прозвищ и профессий предков, родившихся во второй половине XVIII – начале XIX века. Так, например, в селе Старое Чурилино фамилия Терентьевы впервые упоминается в конце 1890-х годов, а происходит она от Терентия Маркелова (1762–1841); в селе Тюбяк-Чекурча род Акулининых происходит от рано овдовевшей и одной воспитавшей детей Акулины Григорьевой (1800–1884). У татар, чувашей, марийцев, удмуртов и других народов Казанской губернии до революции фамилии также в основном носили лишь представители привилегированных сословий, а у обычных крестьян они закрепились уже после революции в советский период.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/kak-naiti-svoix-predkov-v-tatarstane-instrukciya-1310

Генеалогия Татарстана

     Особую популярность в последнее время набирает изучение генеалогии своих предков. Через призму потомков современнику проникаются эмпатией к событиям прошлого, формируют свои взгляды и ценности, выстраивают взаимоотношения с кровными родственниками.

     Изучение татарского общества и его происхождения питает огромный интерес со стороны нынешнего поколения. И это не случайно — богатая, трагичная и величественная история этого народа привлекает внимание даже среди молодых людей. В этом контексте современным жителям Татарстана очень интересно изучить происхождение не только своего рода, но и народа проживавшего на этих территориях.

     Генеалогия, как вспомогательный инструмент в изучении происхождения татар занимает особое место. Согласно преданиям и поверьям из источников, дошедших до нынешних дней, татарский народ один из немногих, где плотно закрепились родовые отношения и связи. Именно благодаря генеалогии каждый отдельный человек может ознакомиться с историей своих прадедов, составить генеалогическую таблицу и узнать всю информацию о своем роде до 12 колена.

     Татарская генеалогии заключает в себе аутентичный подход и знания. В летописях татарского народа учитывались происхождения ханский династий. Данные, с которых можно начать генеалогические исследования находятся в нормативных документах Российского государства, начиная с завоевания Казани, а также в «мурзах» — основных юридических документах татар, благодаря которым подтверждалось их происхождение. Среди благородных сословий было популярно хранить шеджере-родословные. С их помощью можно обратиться в государственные архивы и на основании множества родовых документов отыскать необходимую информацию о предках. Интересной особенностью изучения генеалогии татар является наличие тамги. Ими называют личные гербы богатых татар. Их образцы хранятся в музеях, а мотивы запечатлены в монетах, вышивке и даже надгробных камнях. При генеалогическом исследовании тамги могут убыстрить процесс поиска информации, так как некоторые из них получили отражение в родословных.

Генеалогия Татарстана

     В XIX-ХХ вв. стали массово разрабатываться генеалогические материалы о татарском народе. Группа генеалогов занималась сбором всей информации о татарских родословных. Ко временам построения Советского Союза уже имелось несколько богатых генеалогических изданий, среди которых книги: Ризаэтдина Фахретдина, Хади Атласи, Саида Вахиди, Гарая Рахима.

     На сегодняшний день коллекция генеалогических исследований татар насчитывает более чем 500 шеджере в период с XVIII по XX вв. Еще 99 коллекционных книг на сегодняшний день хранятся в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова.

     За счет своей уникальности генеалогии заняло место не просто, как часть исторической дисциплины, а как наука, вызывающая интерес среди всех возрастных групп. Генеалогические исследования, лекции и преподавания развиваются с неимоверной скоростью. Так в Российском исламском институте имеется опыт в преподавании курса «Основы татарской генеалогии». Предмет существует с самого открытия института. На нем студентам предлагают семинары, посещения Национальных архивов, музеев татарской культуры, знакомство с шеджере и многое другое.

Автор статьи Ермолаева Людмила Евгеньевна апрель 2022г.

Коллаж Павла Смолоногина. Губернии, входившие в территорию современной Республики Татарстан

Архивные документы, касающиеся истории нынешней Республики Татарстан, сохранились с XVII века, и есть вероятность обнаружить и датированные первой половиной XVI века.

География

До революции территория современного Татарстана относилась к пяти разным губерниям.

На территории бывшей Казанской губернии располагаются следующие районы: Аксубаевский, Алексеевский, Алькеевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Лаишевский, Мамадышский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Спасский, Тюлячинский и Чистопольский. На территории бывшей Самарской губернии: Бавлинский, Бугульминский, Лениногорский и Ютазинский районы. На территории бывшей Уфимской губернии: Актанышский, Заинский, Мензелинский, Муслюмовский, Сармановский и Тукаевский районы. На территории бывшей Вятской губернии: Агрызский, Елабужский и Менделеевский районы. На территории бывшей Симбирской: Дрожжановский район.

Территории некоторых районов относились к разным губерниям. Балтасинский и Кукморский районы располагаются на землях двух исторических губерний — Казанской и Вятской. Буинский и Тетюшский районы — на землях Казанской и Симбирской. Азнакаевский — на землях Самарской и Уфимской. Нижнекамский — на землях Казанской и Уфимской губерний. Территория Альметьевского района относилась к Казанской, Самарской и Уфимской губерниям, а Черемшанского района — к Казанской, Симбирской и Самарской.

Узнать, к какой губернии и уезду относился населенный пункт ваших предков, можно в разделе Места.

Состав населения и промыслы

После покорения Казанского царства русскими начался наплыв русского населения в Казанский край. В 1708 году во время губернской реформы Петра I была образована Казанская губерния. По сведениям за 1893 год жителей в ней насчитывалось более двух миллионов жителей.

  • Значительную долю населения составляли крестьяне — 1,8 миллионов.
  • Грамотных в губернии насчитывалось 17,9% (в городах — 48,1%).
  • Главными занятиями населения были рубка и распилка леса, изготовление кульков и рогож, выделка деревянной посуды и местами гонка дегтя и смолы.
  • Рыболовством как промыслом население занималось по берегам Волги и Камы. Ловили осетров, белугу, севрюгу, стерлядь, шипов, лососей и других рыб. На охоту ходили преимущественно на белок, зайцев, волков и медведей. 
  • Фабрично-заводская промышленность губернии находилась в удовлетворительном положении.

Справочники

Начать поиски по конкретному населенному пункту помогут специальные справочники. Наиболее интересные справочники были оцифрованы и теперь доступны в разделе База знаний на Familio.

Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов

Список населенных мест губерний Российской империи — очень полезный исторический документ. С его помощью можно узнать не только точное наименование населенного пункта, но и данные о географическом положении любого из них относительно важных объектов, число дворов, численность и состав населения, расположение церквей и мечетей. Кроме того, в справочнике содержатся основные сведения о губерниях того времени.

Как найти деревню предков, даже если ее уже нет на карте?

Рассказываем, как устроена база населенных пунктов Familio

Читать статью

Список селений Казанской губернии (1910–1914)

Список селений Казанской губернии позволяет узнать о волостном делении территории региона, а также о национальности жителей в различных населенных пунктах. 

Татарская энциклопедия

Татарская энциклопедия — это уникальное издание, посвященное истории татарского народа, которое составил выдающийся ученый Татарстана Мансур Хасанов (1930-2010). В энциклопедии собраны названия населенных пунктов Республики Татарстан.

Государственный каталог географических названий России (АГКГН)

Реестр содержит информацию о регистрационном номере, наименовании географического объекта, типе объекта, административно-территориальной привязке, географических координатах. Содержит около 800 000 названий населенных пунктов. 

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

ОКТМО — общероссийский классификатор территорий муниципальных образований, введенный с начала 2014 года. Используется для систематизации муниципальных образований с отражением уровней и структуры территориальной организации местного самоуправления для автоматизированной обработки, решения задач, анализа и представления информации в разных экономических областях, в том числе в статистике, прогнозировании, налогообложении.

Архивы

Основные архивы

Архивные документы о жителях республики Татарстан хранятся в следующих архивах:

Государственный Архив Республики Татарстан (ГАРТ)

Значительная часть архивных источников Татарстана XVIII–XX веков хранится в ГАРТ. Поскольку большая часть нынешнего Татарстана исторически входила в состав Казанской губернии, то и большая часть источников хранилась именно в Казани. Отметить стоит прежде всего следующие источники:

  • Метрики.

Сейчас Татарстан является многонациональной республикой, и до революции здесь также проживали представители различных религиозных конфессий, в каждой из которых велись отдельные метрики:

  1. Метрические книги (православные). 

Таковые сохранились в ГАРТ с 1722 года по Елабужскому уезду и с 1724 года по Казанскому уезду. Самые поздние православные метрики датированы 1939 годом и есть лишь по ряду населенных пунктов. Сохранность православных метрик в целом по всем уездам неплохая. Пробелы касаются периода 1720–1730-х годов: за эти годы сохранились единицы дел, описывающие лишь отдельные территории. Начиная с 1740-х и вплоть до 1917 года метрики сохранились за большую часть лет, есть лишь незначительные пропуски — так, например, в первой четверти XIX века в Казанском уезде не сохранились метрики за 1811, 1813, 1814 и 1825 годы. По метрикам можно не только узнать даты рождения, венчания и смерти предков, но и проследить брачно-семейные связи по тем или иным приходам. 

  1. Метрические книги (магометанские). 

Их начали вести с 1829 года, но в целом в ГАРТ они хранятся с 1865 года. Хотя по отдельным населенным пунктам есть и более ранние метрики, в том числе и за 1829 год. В целом сохранность магометанских метрик с 1865 по 1917 годы очень неплохая. Исключение составляют лишь территории, входившие в разные периоды в иные губернии, метрики по которым за этот период находятся в архивах иных субъектов. Самые поздние магометанские метрики в ГАРТ датированы 1934 годом, но за период с 1918 по 1934 год метрики сохранились выборочно. За часть этих лет сведения о предках можно найти в органах ЗАГС того или иного района Татарстана. В виду того, что разводы в исламе разрешались, наравне с разделами о родившихся, бракосочетавшихся и умерших был и отдельный раздел о разводах — в этом состоит особенность магометанских метрик. Другая важная особенность магометанских метрик — в записях о браке (никах) указывалось имущество, выделяемое мужем жене при заключении брака (махр), а поручители при браке и свидетели (шахиды) ставили свои родовые знаки (тамги).

  1. Метрические книги иных религиозных конфессий. 

В Казани сохранились метрические книги лютеранского общества за 1841–1880 годы, римско-католической церкви за 1846–1917 годы (за исключением 1876 года), новой единоверческой церкви за 1895–1903 годы и синагогальные книги с 1847 по 1916 год.

  • Ревизские сказки. 

В ГАРТ по большей части сохранились материалы последних трех ревизий 1834, 1850 и 1858 годов. Материалы предшествующих ревизий 1782, 1795, 1811, 1816 годов в основном утрачены, но в ряде уездов ревизии 1795, 1811 и 1816 годов сохранились. Например, ревизии 1795 года по г. Елабуге и Елабужскому уезду, а также по Лаишевскому уезду (но только по духовенству). При этом в ГАРТ хранятся материалы и более ранних ревизий 1719–1762 годов, но в них описывается лишь некоторая часть Казанского уезда. 

  • Исповедные ведомости. 

В основном сохранились с 1770 года, хотя в крайне небольшом ряде более ранних метрик вместо метрических записей можно встретить данные исповедных ведомостей по тому или иному населенному пункту. За период с 1770 по 1865 год в целом их сохранность по всей Казанской губернии достаточно хорошая, но после 1865 года — уже не очень. Самая поздняя исповедная ведомость, описывающая все приходы Казанского уезда, датируется 1891 годом. По исповедным ведомостям можно узнать, какие населенные пункты входили в тот или иной приход в конкретный период времени. Вкупе с метриками исповедные ведомости позволяют компенсировать большой пробел, образовавшийся в виду несохранности ревизий 1782–1816 годов, по большей части в Казанской губернии, и не только углубить те или иные линии, но и узнать имена жен и матерей предков, ведь и в метриках, в записях о рождении, женщин (матерей) начали указывать лишь с 1830-х годов.

  • Переписные листы 1895–1897 годов. 

К сожалению, переписные листы сохранились лишь по ряду уездов и описывают их малую часть. Так, на весь Тетюшский уезд сохранилось лишь одно дело. Всего же сохранилось 126 дел, но зачастую во многих из них описаны жители лишь одного населенного пункта. Бывает и так, что жители одного населенного пункта описаны сразу в нескольких делах, как, например, в деревне Мамадыш-Акилово Свияжского уезда. Отдельно стоит отметить, что сохранились переписные листы, касающиеся переписи 1897 года в Елабужском уезде с полным составом семей.

  • Похозяйственные книги. 

Большая их часть хранится в местных сельсоветах, но немалая часть дел по отдельным населенным пунктам хранится и в ГАРТ.

Муниципальные архивы

Имеются по всем 43 муниципальным районам Республики Татарстан. Содержат информацию преимущественно советского периода.

Центральный государственный архив Кировской области (ЦГАКО)

Часть территории северо-востока республики Татарстан (в частности, Елабужский район) ранее входила в состав Вятской губернии (нынешняя Кировская область), поэтому многие источники, прежде всего ревизии 1782–1858 годов, хранятся в ЦГАКО.

Государственный архив Ульяновской области (ГАУО)

Часть юго-запада республики Татарстан (большинство мест Буинского района и все населенные пункты Дрожжановского района) ранее входила в состав Симбирской губернии, поэтому все основные источники (прежде всего ревизии и метрики) хранятся в ГАУО. Ревизии по большинству населенных пунктов сохранились с 1782 по 1858 годы, метрики преимущественно с 1865 года.

Национальный архив Республики Башкортостан (НАРБ)

Большинство ранних магометанских метрик по всем уездам Казанской губернии с 1829 по 1864 годы хранится в НАРБ. Сохранились они не за все годы, но за большую часть. Например, по Тетюшскому уезду не сохранились метрики лишь за 1831, 1837, 1845, 1852, 1855, 1864 годы. А так как часть территории на северо-востоке Татарстана входила в разные периоды в состав Оренбургской и Уфимской губерний (Мензелинский уезд), по многим населенным пунктам, расположенным на этой территории, метрики и ревизий хранятся в НАРБ, причем сюда же относятся и метрики после 1864 года.

Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ)

Часть территории Татарстана ранее входила в состав Царевококшайского уезда (часть современного Атнинского района РТ), и документы по этой части территории хранятся в ГАРМЭ, это прежде всего ревизии 1782–1858 годов и метрики.

Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

В РГАДА хранятся материалы первых трех ревизий (1719–1762 годы) по Казанской губернии, ландратские переписи 1710 и 1716 годов, переписные книги за 1646, 1678 и за иные годы. Переписи 1646 годов сохранились по дворцовым, монастырским, помещичьим населенным пунктам, а также по служилым татарам, но не сохранились по ясачным. Наиболее хорошо охвачены ландратские переписи 1716 года и ревизии 1745 и 1762 годов.

Особенности хранения документов

Где хранятся похозяйственные книги?

Похозяйственные книги (списки сельских жителей советского периода) в большинстве случаев хранятся в районных архивах.

Где хранятся метрические книги и исповедные ведомости? Какова их сохранность?

Метрические книги и исповедные ведомости хранятся в Государственном архиве Республики Татарстан. Метрики православных приходов сохранились с 1724 по 1939 года, метрики магометанских приходов — с 1829 по 1934 года. Исповедные ведомости сохранились преимущественно с начала 1770-х по 1910-е годы.

Где хранятся ревизские сказки? Какова их сохранность?

Ревизские сказки хранятся в ГАРТ в фонде 3. Большинство сохранившихся ревизий приходятся на 1834, 1850 и 1858 года. Наилучшая сохранность ревизий по Казанскому уезду, по нему имеются и ранние ревизии 1719–1762 годов. Ревизии 1782, 1795, 1811, 1816 годов по большей части уездов Казанской губернии не сохранились или представлены единичными делами. 

Сохранилась ли данные Первой всеобщей переписи населения 1897 года?

Переписные листы сохранились частично по ряду уездов, охватывая лишь небольшое количество населенных пунктов.

Какие дополнительные источники могут быть полезны?

  1. Материалы уездных судов за  1800–1860-е годы описывают различные события в жизни Казанской губернии: стихийные проишествия и их последствия, судебные тяжбы (земельные, наследственные, семейные и пр.).
  2. Списки домохозяев за 1870–1900-е годы нередко включают в себя карты тех или иных населенных пунктов.
  3. Списки налогоплательщиков различных налогов за 1920–1930-е годы. С учетом плохой сохранности иных источников за эти годы помогают составить представление о жизни той или иной семьи: размер надела земли, количество членов семьи и пр.
  4. Дела о постройках церквей, мечетей и пр. В них нередко упоминаются и местные жители, например, если идет описание сельского схода для голосования по какому-либо вопросу.
  5. Личные дела студентов и/или преподавателей институтов и университетов. В Казань, губернскую столицу, приезжали учиться молодые люди со всей России, и некоторые моменты их биографии можно узнать по их личным делам, в которых порой сохранились и фотографии.

Были ли фамилии у простого населения?

Фамилии у большинства жителей Казанской губернии официально закрепились поздно. Во многих православных приходах первые упоминания фамилий встречаются в метриках второй половины 1890-х годов и в начале XX века. Исключение составляло духовенство, а также мещане. Например, фамилии мещан Арских и купеческого рода Носовых упоминаются еще в ранней сохранившейся переписи за 1646 год. Правда, в ряде населенных пунктов, например, в селе Чепчуги Казанского уезда, где проживали бывшие дворцовые крестьяне, можно встретить многие современные фамилии и в ревизии 1834 года, но это скорее исключение из правила, в подавляющем большинстве случаев люди значились бесфамильными. Исключения касались прежде всего районов, граничащих с соседней Кировской областью, где многие вятские фамилии впервые упоминались еще в переписях XVII века, а также районов на границе с Самарской областью. Например, в Бугульминском уезде проживали потомки смоленской шляхты и значились под своими родовыми фамилиями, полученными ими еще на прежнем месте жительства.

Многие же фамилии по русским родам Казанского уезда (прежде всего современные Арский и Высокогорский районы) на основании наших исследований возникли от имен, прозвищ и профессий предков, родившихся во второй половине XVIII – начале XIX века. Так, например, в селе Старое Чурилино фамилия Терентьевы впервые упоминается в конце 1890-х годов, а происходит она от Терентия Маркелова (1762–1841); в селе Тюбяк-Чекурча род Акулининых происходит от рано овдовевшей и одной воспитавшей детей Акулины Григорьевой (1800–1884). У татар, чувашей, марийцев, удмуртов и других народов Казанской губернии до революции фамилии также в основном носили лишь представители привилегированных сословий, а у обычных крестьян они закрепились уже после революции в советский период.

Ваше имя

Какой-то текст ошибки

Email

Какой-то текст ошибки

Настоящим подтверждаю своё согласие с условиями Политики конфиденциальности, в том числе, с условиями обработки персональных данных.

Какой-то текст ошибки

Что скрывает ваша фамилия? Ищем татарские корни


№ 45 от 6 ноября 2013 года 06/11/2013


Сюжет Что означает ваша фамилия

  • У меня фамилия Александрович. Вроде бы происхождение ее очевидно – от имени. Но где-то слышал, что это была типичная фамилия у татар, которые жили в Беларуси. Что об этом известно? В. Александрович, Гродно

Фамилию Александрович носили и белорусы, и татары. Татарские поселения на землях Великого княжества Литовского появились в 1397 г., когда великий князь литовский Витовт привез ногайцев, взятых в плен над Доном и в Приазовье.  Взамен на обязанность несения военной службы князь Витовт женил татарских воинов на литвинках и наделял их землей. Так возникли татарские поселения в околицах Вильни и в Понеманье. Заключая браки с литвинками и польками, татары принимали фамилии своих жен, присоединяя их к своим собственным фамилиям, например, Дэнар-Романович, Урус-эмирза-Довгяло, Тухан-Барановский. Со временем после принятия ими христианства в метриках начали отбрасывать татарскую часть фамилии, оставляя только славянскую или литовскую: Романович, Довгяло, Барановский. Значительная часть потомков татар в Литве и Беларуси носит в настоящее время фамилии белорусского (Романович, Александрович, Богданович); литовского (Довгяло, Скирмунт, Нарвойш); польского (Заблоцкий, Гембицкий, Смольский) происхождения. К неассимилированным фамилиям тюркского происхождения относятся: Бабак, Баслык, Байраш, Бердей, Салтан (Солтан) и мн. др.

Чтобы точно ответить, принадлежала ли фамилия Александрович татарам, нужно изучать историю конкретного рода.

*   *   *

  • Хотелось бы узнать, откуда происходит фамилия Солтан. Ю. Солтан, Минск

Фамилия Солтан восходит к апеллятиву султан и является типичной для древних родов татарского происхождения, поселившихся на территории Великого княжества Литовского. Ср. в старопольском солтан – «повелитель, правящий в мусульманских странах». К этому же апеллятиву восходят фамилии Султанов, Солтановский, Солтаник, Солтанович, Солтанюк, Солтен, Солтынский, Салтун, Шолтун и др.

Юлия ГУРСКАЯ, к.ф.н.

Оставить
комментарий (0)

Также вам может быть интересно


  • Что скрывает ваша фамилия? Предки – бегуны


  • Кого на самом деле изгнали из Москвы Минин и Пожарский?


  • Две версии одного расстрела. Неоконченная история Катынской трагедии


  • Екатерина I – из белорусских крестьян?


  • В Германии живёт потомок Радзивиллов?

Согласно родословных записей (РУССКАЯ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА. Издание второе. В 2-х томах, А. С. Суворина, .С.-Петербург. 1895 ), многие дворянские роды имели татарские корни. Как-то не укладывается в голове что татары, грабившие Русь на протяжении более 2-х веков, были совершенно спокойно приняты Боярством Руси в свои ряды без всяческих ограничений в правах. Более того, потомки этих родов считались русским, а многие были приближенными русских царей. Это трудно приять, если знаешь официальную историю. Возникает естественная мысль об ее фальсификации, а изложенное выше, позволяет усомниться в существовании монголо-татарского ига.

1. Тюркско-татарская теория связывает появление татарского народа с тюрками. Первые группы тюрок появились в Восточной Европе в 4 веке н.э. Тогда в составе гуннов они приняли участие в Великом переселении народов. В 5 веке держава гуннов распалась, образовавшийся в Северном Причерноморье политический вакуум лидерства заполнили тюркско-огурские племена. Они, в основном, и вошли в созданный Тюркский каганат, который был сильным государством и просуществовал с 551 по 603 гг. н.э. Его территория простиралась от Маньчжурии на востоке до Западного Предкавказья на западе и от Верхнего Енисея на севере до верховьев Амура на юге. После этого государство разделилось на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты и просуществовало до середины 8 века. Наиболее известным сторонником тюркского генезиса татар является историк Д.М.Исхаков. (Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография) – Казань, 1993.)

2. Монголо-татарская теория появления татар исходит из приоритета монгол в формировании татарской нации. Начиная с 6-8 веков н.э. многочисленные монгольские племена жили в степях Средней Азии. Все племена, живущие севернее их, китайцы называли общим термином татары. После переселения из Центральной Азии в Европу монгольские группы, этнически близкие татарам, смешались с кипчаками. В период Улуса Джучи они приняли ислам, тем самым, положив начало культуре татар. Самым примечательным приверженцем монгольского происхождения татарского этноса остается историк Р.Г.Фахрутдинов. (Р.Г.Фахрутдинов. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье  http://www.twirpx.com/file/323742/).

3. Булгарско-татарская теория этнического генезиса татарского народа основывается на утверждении, что основой появления татар стала народность булгар. Булгарские племена, появившись на побережье среднего Дона, в конце 7-го века переселились оттуда в Поволжье. В 8-9 веках они вели полукочевой образ жизни. Во второй половине 10 века булгары разгромили Хазарский каганат, появившийся еще в начале 7 века, и основали собственное государство – Волжско-Камскую Булгарию. Начиная с 10 века, происходит ассимиляция булгар с кыпчакскими и огузо-печенежскими племенами, а также с народами мадьяр и буртасов. Кроме собственно булгар, в состав Волжской Булгарии входили башкиры и буртасы. На этой основе и образовался татарский этнос.

Для понимания какая теория наиболее вероятна, рассмотрим «Родословную книгу», в которой приводятся данные по дворянским родам.

Известные россияне – выходцы из татарских родов .

Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы – всех не перечислить. Происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц. Дворяне Ермоловы, например, родословную начинают так: “Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды.”

Сказочно обогатилась Русь за счет татарского народа, таланты текли рекой.

Князья Куракины на Руси появились при Иване III. Род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы – тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)… О каждом роде желателен отдельный разговор – много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. “В знак подданства, – записано в их родословной, – отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре”.

В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов.

В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.

Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы… Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы…

Копыловы, Аксаковы (аксак – значит “хромой”), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, “мужчина роста великого и воин храбрый”). Барановы… В их родословной записано так: “Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма”.

Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы… “Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды…” Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник – “мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь”).

Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).

Чаадаевы, Таракановы… а продолжать придется долго. Десяткам так называемых “русских родов” начало положили татары.   →  См.

Фамильный состав служилых татар: списки, имена и фамилии .

Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. В России не менее половины русских – генетически тождественны татарам. А это говорит только о том, что:

1. Тюркская кровь, как и монгольская, у обоих народов практически отсутствует, следовательно, тюркско-татарская и монголо-татарская теории не подтверждается генетиками.
2. Принятие в русское дворянство знатных татарских родов, говорит только о том, что русский и татарский народы, народы родственные, имеющие общие Родовые корни.

Еще, в XVIII веке – всего-то чуть более двухсот лет назад – жители Тамбовской, Тульской, Орловской, Рязанской, Брянской, Воронежской, Саратовской и других областей назывались “татарами”. Это же бывшее население Золотой Орды. Поэтому старинные кладбища в Рязани, Орле или Туле поныне называются татарскими. Так может быть не «татарами», а ТАРТАРАМИ? Вполне допускаю мысль, что с целью искоренения даже мысли о Великой Тартарии и изъяли букву «р» из названия. И вся эта теория о якобы монголо-татарском нашествии была придумана с целью скрыть уничтожение народа во времена насильственной христианизации. Подтверждение этого уничтожения мы находим у археологов. Так в книге “Древняя Русь. Город, замок, село” (М., 1985, стр. 50) “Из 83 стационарно исследованных археологами городищ IX начала XI в. 24 (28,9%) прекратили своё существование к началу XI в.” Т.е за время чуть более ста лет было истреблено треть населения Руси, а до якобы «монголо-татарского нашествия» надо было прожить еще столько же. А по разным источникам к ХШ веку население Киевской Руси сократилось с 12 до 3 млн.человек.

Исторической науке доподлинно известно: “В 1552 году московская армия одерживает блестящую победу – взята Казань. Наконец — то завершилась многовековая борьба Рюриковичей с государством волжских болгар. Волга – московская река… Впоследствии историки будут создавать миф о покорении “Казанского ханства” – “последнего оплота татар – завоевателей”. Но сам Иван Васильевич отлично знал, кого он покоряет. В документах нет и помину о “татарах”. Иван Грозный покорил Болгарское царство. (Гримберг Ф.Л.”Рюриковичи или семисотлетие “вечных” вопросов”, М.: Московский лицей, 1997.308 с.).

Как авторитетно свидетельствует великий русский историк Карамзин Н.М.: “Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей.” (“История государства Российского”, СПб, 1818,т.3, с.172). В частности, в отношении волжских болгар дело обстояло именно так. “Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами”. (История Казани, Книга I.-Казань,Татарское кн.изд-во.-1988. стр.40).

Таким образом, на момент создания Татарской республики в 1920 году на территории создаваемой республики, да и всей Казанской губернии никакого «татарского народа» не существовало, как никогда в истории не существовало и государственности с названием татарская.

В Российской империи этноним «татары» носил собирательное название тюркоязычных мусульманских народов .

Царское правительство именовало «татарами» самые различные народы, были закавказские татары (азербайджанцы); горские татары (карачаевцы и балкарцы); ногайские татары (ногайцы); абаканские татары (хакасы); казанские татары (булгары); крымские татары (крымцы). На сегодняшний момент этот имперский этноним официально закреплен только за поволжскими болгарами.

«После образования Татарской АССР в составе Советской России всех булгар официально стали называть “татарами”, булгарскую культуру — “татарской культурой”, а булгарский язык – “татарским языком”,…” (Нурутдинов Ф.Г-Х. “Родиноведение», Методическое пособие по истории Татарии, Казань,1995г., стр.159).

«После 1920 года казанские татары использовали название татары, в условиях жесткого советского режима было невозможно использовать другой этноним.» (профессор Н.Давлет, “О проблемах национального самосознания татар в 20 веке.”, в книге “Академик М.Закиев”, Москва,1998г., стр.46).

В апреле 1946 года в Москве состоялась специальная научная сессия при АН СССР, посвященная проблеме этногенеза казанских татар. … Главный вывод научного форума изложил академик Греков Б.Д.: современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками булгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой. (По кн.: Каримуллин А.Г. “Татары: этнос и этноним”, Казань, 1989г., стр. 9-12).

Зачем же тогда Всемирный конгресс татар придерживается этой ошибочной позиции, провозгласив основной идеологический постулат: «Имя татары нам дано историей, и оно у нас вечно сохранится»? (II съезд ВКТ, резолюция). Зачем всех противников этой позиции М.Ш.Шаймиев в упомянутом выступлении объявляет «охотниками делить татарскую нацию», «поползновения» которых надо и впредь активно пресекать?»

Хотя ведь доподлинно известно, что сторонников истинного этнонима великое множество. Народ помнит свое настоящее имя и хочет его вернуть, что подтверждается официальными данными: «Во многих письмах из разных регионов страны Казанские татары просят именовать их “болгарами” или “булгарами”» (Журнал “Известия ЦК КПСС”-№10, октябрь 1989г. Издание ЦК КПСС, Москва. Из “перечня просьб, регулярно повторяющихся в почте ЦК КПСС по вопросам межнациональных отношений”).

Такова ирония истории: КПСС, большевики, спустя почти 70 лет, невольно признают, что в 1920 году совершили преступление по отношению к волжским болгарам, насильно навязав им царистко-имперскую кличку «татары» в качестве самоназвания.

Отсюда следует, что наше государство принуждает волжских болгар называть себя татарами. Скрывая правдивую историю и пресекая «поползновения» сторонников истинного этнонима, заставляет осознавать себя татарами. Тем самым нарушает право на свободу мнений и убеждений, защищенное ст.29 п. 3 Конституции РФ. А также оно вторглось в личную жизнь граждан, чем лишило нас права на неприкосновенность частной жизни, защищенного ст. 23 Конституции РФ, включающего в себя и право на защиту доброго имени.

Чем это плохо ?

Как пишет академик Каримуллин А.Г. он «всегда искал контакты с людьми старшего поколения и убедился, что в их памяти происхождение современных татар связывается с булгарами — тюрками и эти люди с обидой говорят о несоответствии между названием народа и его происхождением.» Фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ его не принимал, считал ругательным, оскорбляющим достоинство словом. Классик татарской литературы Ибрагимов Г. свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо назовешь «татарином», он бросается с кулаками на тебя, говоря: почему ты меня оскорбляешь? (Ибрагимов Г. Сочинения в 8 томах, т.7, Казань, 1984г., стр.5). Одним словом, «…такой национальности как “татарин” никогда в Истории не было. Слово “татарин” – это лишь оскорбительная кличка…» (Кандыба В.М. и Золин П.М. “История и идеология Русского народа”, т.1.-СПб.: Изд-во “Лань”, 1997, стр.512). Это хорошо подтверждается народной пословицей «Незваный гость — хуже татарина», а также известно, что во время противостояния Новгородской республики и Московского царства воющие стороны именовали своих противников «погаными татарами»!

Как это делается ?

Само государство наше создает социальную атмосферу, унижающую честь и достоинство татар, воспитывая детей и школьников в духе ксенофобии, преподавая на уроках истории России идеологию экстремизма.

Например, в книге для детей «Конёк-горбунок» (автор П.П.Ершов, издательство «Самовар», подписано в печать 28.08.2006. Заказ №1157. РИО «Самовар 1990»):

1. На стр.42 читаем:

«Вот Иван к царю явился, …
Царь, прищурясь глазом левым,
Закричал к нему со гневом,
Приподнявшися: «Молчать!
Ты мне должен отвечать:
В силу коего указа
Скрыл от нашего ты глаза
Наше царское добро –
Жароптицево перо?
Что я – царь или боярин?
Отвечай сейчас, татарин!».

а) Из приведенного отрывка видно, что слово «татарин» здесь употребляется как ругательное слово, которое применяется во гневе, чтобы обругать вора. Это слово здесь выражает сильную антипатию, неприязнь. Что является признаком, характеризующим возбуждение национальной розни (ненависти).

г) Сам факт применения названия народа (татары) в качестве ругательного слова содержит презрение к этому народу (татарам). Что является признаком, характеризующим неполноценность татар по признаку национальной принадлежности.

б) Слово «татарин» в данном тексте содержит отрицательную эмоциональную оценку и формирует негативную установку в отношении определенной (этнической) национальной группы. Что является признаком, характеризующим возбуждение национальной розни (ненависти).

в) Слово «татарин» в данном ругательном смысле содержит извращенную информацию о психологическом складе и нравах татар (воры), которая позорит и оскорбляет их, заключает издевку, презрение и отвращение к ним. Что является признаком, характеризующим унижение национального достоинства.

2. На стр. 83 читаем: «Ни одной души живой, Словно шёл Мамай войной!».

К слову «Мамай» на стр. 110 дано пояснение: «Мамай – татаро-монгольский хан, оставил по себе недобрую память как жестокий завоеватель, учинял набеги на Русь; был разбит Дмитрием Донским на Куликовом поле в 1380 году».

а) Очевидно, текст содержит отрицательную эмоциональную оценку и формирует негативную установку в отношении татар, как жестоких завоевателях, которые учиняли набеги на Русь, не оставляя при этом ни одной живой души. Это является признаком, характеризующим возбуждение национальной розни (ненависти).

б) Информация о татарском хане Мамае не является констатацией факта. Известно, что хан Мамай не был татарином в современном смысле слова. Настоящим его именем было Иван Вельяминов, никаких татарских набегов он не совершал. Очевидно, что в анализируемом тексте информация о нем извращена, чтобы дать отрицательную эмоциональную оценку и сформировать негативную установку к татарам, как исконным врагам русских. Это является признаком, характеризующим возбуждение национальной розни (ненависти).

3. Также эта книга унижает достоинство людей, которые относятся к представителям других конфессий, чем православие; возбуждает в детях религиозную рознь. Делается это обычным способом: многократным употреблением понятия «православный христианин», «крещеный» в положительном смысле, чем достигается ощущение превосходства всего православного, а понятия «католик» и «басурманин» в отрицательном смысле, чем достигается ощущение несовершенства, ущербности всего неправославного (см. стр. 11, 15, 20, 23, 31, 34, 39, 55, 71, 72, 78, 79, 81, 83, 84). Цели религиозной исключительности служат многочисленные и красочные иллюстрации с христианской символикой (см. стр. 2, 24-25, 26-27, 28, 32-33, 70-71, 77, 102). Книга создает впечатление, что на свете всё хорошее есть только православное, только русское, а все другие религии и народы плохие. Для русских детей это создает ощущение превосходства над детьми других национальностей и конфессий, а для татарских детей (и других национальностей) – ощущение ущербности, второсортности, неполноценности.

Очевидна пропаганда исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

Вывод: данная книга для детей является экстремистским материалом, подпадающим под действие закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г. №114-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.07 №211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»).

А вот пример, чему учат в школах на уроках истории. Анализ учебника для 4-го класса «Окружающий мир», авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. Ч. 2. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005. – 159 с.

Информация по истории России дана в разделе под названием «Путешествие в прошлое России», cтр.35-124.

1. На стр.60 детей информируют о Куликовской битве.

— Описание битвы начинается предложением: «Войско Мамая было почти в два раза больше войска князя Дмитрия». Отсюда мы узнаём, что на Куликовом поле сошлись в битве Мамай и Дмитрий. Однако далее текст повествует о битве народов: татар и русских. Об этом же прямо говорит один из вопросов к тексту на стр.61: «Как русским войскам удалось победить татар на Куликовом поле?». Очевиден перенос деяний и характеристик, вины и ответственности отдельных личностей на этнические группы. Это является признаком, характеризующим смысловую направленность текста на возбуждение национальной розни и вражды.

— Последнее предложение рассказа о Куликовской битве гласит: «Враги дрогнули и обратились в бегство». Здесь прямым текстом татары называются врагами русских. То есть авторы учебника утверждают об изначальной враждебности татар против русских, формируют отрицательный образ татарского народа. Эти признаки характеризуют смысловую направленность текста на возбуждение национальной розни и вражды.

2. На стр.62 читаем: «Мстя за свое поражение, татары совершили ещё несколько карательных набегов и сожгли Москву, но поставить Русь снова на колени уже не смогли». Здесь авторы продолжают формировать отрицательный образ татарского народа, применяя прием переноса ответственности и вины за деяния отдельных лидеров на весь народ. Это является признаком, характеризующим возбуждение национальной розни и вражды.

При этом прямо приписывают народу мстительность, как черту национального характера. Мстительность отрицательно оценивается современной культурой, как позор нации. Распространение таких ложных измышлений, позорящих татарский народ, является пропагандой национальной неполноценности татар.

Также авторы приписывают наличие враждебных действий – сожгли Москву — и опасных намерений со стороны татар по отношению к русским – поставить их на колени. Что тоже является признаком направленности текста на возбуждение национальной розни и вражды.

3. На стр.64 дается обоснование и оправдание завоеванию «Казанского и Астраханского ханств с проживающими по берегам Волги и её притоков народами: татарами, башкирами, чувашами и другими». Как видно из текста, это объясняется и оправдывается жизненной потребностью государства Московского: потребностью приобретения новых земель и «завоевания необходимых государству торговых путей». Очевидно, что текст содержит положительную эмоциональную оценку факту отнятия земель и торговых путей у татар, башкир, чувашей и прочих нерусских народов, факту вытеснения нерусских народов из сферы торговли. Это есть признаки направленности текста на возбуждение национальной розни.

4. На стр.67 дается отрицательная эмоциональная оценка полякам и шведам. Делается это при помощи переноса ответственности за нашествие на Московское государство с руководителей соответствующих государств на их народы. Это есть признак возбуждения розни по национальному признаку. При этом применяются такие слова, имеющие большой негативный заряд, как «нашествие» и «смертельная».

В конце данного подзаголовка (стр.68) сообщается, что в результате нашествий соседних народов и освободительных войн против них «Русское государство обеднело, отстало в развитии от своих европейских соседей и потеряло авторитет могучей державы». Так проводится мысль, что соседи мешали жить русским, тормозили развитие Русского государства. Очевидно объяснение бедствий и неблагополучия русского народа существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических групп. Это есть признак возбуждения национальной розни и вражды.

Вывод: данный учебник является экстремистским материалом, подпадающим под действие закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г. №114-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.07 №211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»).

Проанализированные материалы подпадают также под действие ст.282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды».

Очевидно, что наше государство в примере с книгой «Конёк-горбунок» в лице Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в лице Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а в примере с учебником в лице Министерства образования и науки РФ — нарушает наше право быть свободными от пропаганды или агитации, возбуждающих национальную или религиозную ненависть и вражду, и от пропаганды национального и религиозного превосходства, защищенное ч.2 ст.29 Конституции РФ.

Согласно ст.7 закона РФ «Об образовании» Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов (ГОС), определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников. То есть содержание образования в России определяется ГОСами.

Действующие ГОСы приняты в пределах полномочий приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» №1089 от 5 марта 2004 г., и в части, касающейся стандартов по истории России, нарушают законы РФ и права обучающихся в школах детей:

1. Согласно п.2 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира.

Современная историческая наука решением специальной сессии АН СССР от 26-27 апреля 1946 года, посвященной вопросу происхождения казанских татар, однозначно определила, что казанские татары не имеют ничего общего с монголо-татарами, а являются волжскими болгарами и называть их татарами неверно. Установлено, что название татары за волжскими болгарами закреплено официально лишь репрессивной политикой советской власти, начало которой положил декрет о создании Татарской АССР от 27 мая 1920 года.

Однако в государственных образовательных стандартах и, следовательно, составленных на основе их программах общего образования, а также в воспроизводящих их содержание учебниках по истории России всех уровней образовательной программы (ступеней обучения) эти научные факты умалчиваются. Вместо них обучающимся предлагается ложная информация о пришествии монголов и татар из Монголии в 13 веке и непонятном превращении волжских болгар в татар. Ясно, что такое нарушение закона «Об образовании» не способствует формированию адекватной картины мира у наших детей.

2. Согласно п.4 ст.14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Современный уровень исторических знаний позволяет подвергнуть убедительной критике историческую концепцию о монголо-татарском нашествии и существовании государства татар «Золотая Орда». Существует ряд научно аргументированных альтернативных версий истории России.

Однако в государственных образовательных стандартах и, следовательно, составленных на основе их программах общего образования, а также в воспроизводящих их содержание учебниках по истории России всех уровней образовательной программы (ступеней обучения), содержится информация только о монголо-татарском нашествии и господстве З.Орды. Альтернативные версии истории умалчиваются, то есть в нарушение закона «Об образовании» содержание образования не учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, не способствует реализации права обучающихся (детей–школьников) на свободный выбор мнений и убеждений.
3. Несмотря на выводы высшего научного органа страны — сессии АН СССР 1946г., что Волжская Болгария была таким же данником З.Орды, как и русские княжества и, что волжские болгары никем не были истреблены и ассимилированы, никуда с Поволжья не переселялись, а Иван Васильевич взял «Казань столицу болгарскую» и присвоил себе титул «князь болгарский» (но не татарский), а сами волжские болгары называли себя болгарами вплоть до 1920 года, — система образования РФ преподает детям (несовершеннолетним) ложное знание о казанских татарах, якобы завоеванных «русскими» во имя окончательного свержения татарского ига; формирует образ Казани, как «осколка» Золотой Орды.
Очевидно, Минобрнауки предоставляет пользователям заведомо недостоверную информацию, чем нарушает принцип достоверности информации и своевременности её предоставления, установленного п.6 ст.3 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”. Не предоставляя информацию о выводах сессии АН СССР 1946 года «О происхождении казанских татар», Минобрнауки нарушает право всех детей-школьников России на доступ к информации. Это право защищено п.4 ч.4 ст. 8 указанного закона.
4. Дети-школьники являются несовершеннолетними и не в состоянии самостоятельно использовать правовые средства защиты своих прав. А защитить их права необходимо, так как ложная информация о прошлом искажает их отношение ко дню сегодняшнему и коверкает будущее. Как сказал Путин В.В., будучи Президентом России на открытии Российского государственного исторического архива: «…насколько глубоко мы её (историю) понимаем, настолько мы в состоянии определить свое место сегодня и выстроить будущее для наших детей».

Особое место занимает недостоверная информация о татарах. С детства россиянам преподносится история о татарском нашествии и тяжком татарском иге. Эта информация закладывает в чистые детские души идею существования народов-грабителей; является импульсом, катализирующим и легитимизирующим древние архетипы превосходства, страха, злобы и вражды к людям других национальностей. Затем человек всю жизнь руководствуется этими инстинктами, не зная, что его разум искусственно затемнен «татарским игом».

Это обстоятельство является грубым нарушением п.4 ст.14 закона РФ «Об образовании». Согласно этой норме содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.

5. Пока «татарское иго» насаждается в сознание россиян самим государством, ксенофобия и агрессивный шовинизм будут воспроизводиться в России постоянно. Поэтому фашиствующие молодчики в какой-то мере являются жертвами государственной политики в области исторической информации. Очевидно, государство не защитило их от информации, наносящей вред нравственному и духовному развитию, а наоборот воспитало в них ненависть к людям по национальному признаку на примере ложной истории о татарах и Золотой Орде. Тем самым государство в лице Минобрнауки нарушило и продолжает нарушать права детей России, защищенных ст.14 закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ. Согласно этой статьи «Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации…наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной… нетерпимости…».

Итог .

Оказалось, что мы не татары, а волжские болгары = булгары. Официальная же власть выглядит неприглядно, отказываясь решить проблему этнонима народа. Загоняя её вглубь, государство своими руками создает напряженность, негативно влияющую на общественную жизнь. Обусловлено это нарушением целого ряда Конституционных прав и свобод, а именно:

1. Наше государство принуждает волжских болгар называть себя татарами. Скрывая правдивую историю и пресекая «поползновения» сторонников истинного этнонима, заставляет осознавать себя «татарами». Тем самым нарушает право на свободу мнений и убеждений, защищенное ст. 28 и ст.29 п. 3 Конституции РФ.
2. Политика насильственной татаризации волжских болгар (татаризм), проводимая нашим государством, нарушает наше право быть свободными от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, защищенное ст.21 Конституции РФ, в результате чего подвергает жизни этноса реальному риску. А это уже нарушение нашего права на жизнь, защищенное ст.20 Конституции РФ.

3. Наше государство нарушает наше право быть свободными от пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, ненависть и вражду, и от пропаганды национального или религиозного превосходства и неполноценности, защищенное ч.2 ст.29 Конституции РФ.
4. Идеологические основы политики татаризма, основанной на нарушениях прав человека, закладываются в сознание людей уже в детском возрасте посредством художественной литературы и фильмов для детей, школьных программ по истории России, вопреки требованиям законов РФ «Об образовании», “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.

Добавить комментарий