Как найти течь тормозной жидкости

Тормозная система автомобиля функционирует при помощи тормозной жидкости (ТЖ). Для нее предусмотрен расширительный бачок, на корпусе которого имеются метки, по ним можно узнать, каков объем жидкости в тормозной системе. Наименьший допустимый уровень отмечен меткой min, а наибольший, соответственно, обозначается max. Тормозная система будет нормально работать, когда уровень жидкости находится между двумя этими отметками. Кто-то из водителей предпочитает доливать тормозную жидкость до максимального значения.

Если вы увидели, что ее уровень резко падает, а на колесах обнаруживаются подтеки тормозной жидкости, это сигнал к срочному принятию мер, ездить на машине с такой неисправностью становится опасно.

4 причины, почему появились подтеки тормозной жидкости

Если объем тормозной жидкости падает ниже критического уровня, как только вы нажимаете на тормоз, на приборной панели начинает светиться специальный индикатор. Но особенно рассчитывать на электронные датчики не следует, потому что их поломки не редкость. 

Тормозная жидкость Фото: Shutterstock

Лучше всего вручную проверять перед каждой поездкой уровень ТЖ, осмотреть авто на предмет подтеков тормозной жидкости. Эта процедура занимает всего лишь несколько секунд, поэтому стоит сделать ее привычкой.

  • Трещина в бачке с тормозной жидкостью

Самой простой причиной падения уровня ТЖ является механическое повреждение бачка. Поэтому в первую очередь надо его осмотреть. Если подтекает бачок тормозной жидкости, вам не придется разбирать полмашины в поисках других неисправностей тормозной системы. Проще всего найти место и причину утечки, обратив внимание, где именно расположены подтеки тормозной жидкости.

Полезные материалы по финансам и шопингу

  • Как зарабатывать на карте рассрочки
  • Чек-лист подготовки к отпуску
  • 24 идеи необычных подарков для близкого человека
  • Как банки обманывают при выдаче кредитных кар

Скачать подборку

  • Нарушение целостности тормозного цилиндра

Если после продолжительной стоянки вы обнаруживаете под машиной подтеки тормозной жидкости, скорее всего, причина в тормозных цилиндрах. При этом уровень ТЖ все время низкий. В этом случае придется снять колеса и тщательно осмотреть передние диски, суппорты на предмет подтеков. Для осмотра тормозных цилиндров на задних колесах надо будет снимать барабаны, если в вашем авто барабанная конструкция тормозов.

Проблемной деталью в задних тормозных цилиндрах являются резиновые уплотнители, если они не очень качественные, то быстро трескаются. Особенно сильно это проявляется при отрицательных температурах в холодные месяцы, когда уплотнители теряют эластичность и начинают пропускать ТЖ, и под машиной после стоянки появятся подтеки тормозной жидкости.

  • Нарушение целостности тормозного шланга

Если неисправность возникла в тормозном шланге, ее будет несложно выявить при визуальном осмотре. Шланги нужно прощупать руками, убедиться, что они не потеряли гибкости и не трескаются при сдавливании. Посмотрите, нет ли на шлангах подтеков тормозной жидкости, их поверхность должна быть совершенно сухой. Если шланги жесткие, с трещинами, то их следует поменять.

Тормозной шланг также может соскочить со штуцера, и по этой причине подтекает тормозная жидкость. Возможно, вы увидите потеки тормозной жидкости на подкрылке изнутри. Тогда надо будет надеть шланг на прежнее место, затянув хомутом. Может быть, шланг слишком большого диаметра, тогда его лучше поменять на меньший, он будет держаться намного крепче на штуцере.

Нарушение целостности тормозного шланга Фото: Shutterstock

  • Неисправен главный тормозной цилиндр (ГТЦ)

Если обнаружены подтеки тормозной жидкости под главным тормозным цилиндром, неисправность нужно искать именно в этом узле. Чаще всего цилиндр начинает течь из-за трещин в уплотнительной резинке. Но может быть и так, что уходит тормозная жидкость, а подтеков нет. В этом случае причина может быть в том, что ТЖ уходит в «вакуумник». Для точной постановки диагноза надо будет снимать главный тормозной цилиндр. Достаньте его из «вакуумника», и если увидите, что внутри камеры усилителя скопилась тормозная жидкость, придется заменить полностью весь тормозной цилиндр.

Вы можете также обнаружить подтеки тормозной жидкости между ВУТ и ГТЦ. Наиболее вероятная причина — те же самые дефекты прокладок главного цилиндра.

Неисправность гидропривода также дает о себе знать утечкой тормозной жидкости. Этот момент проверяется следующим образом: нужно завести машину, включить нейтральную передачу и выжать тормоз. Если дело в гидроприводе, то педаль будет проваливаться постепенно. Если же педаль можно выжать почти до пола, то неисправность надо искать в тормозном контуре.

Неисправности в тормозной системе Фото: Shutterstock

Тормозная система нуждается в постоянном тщательном обследовании на предмет выявления любых дефектов и подтеков тормозной жидкости. Особенно это важно зимой, когда все детали из резины теряют эластичность от низкой температуры. Постоянный контроль позволит вовремя выявить неисправность, а это значит, что вы обеспечите и собственную безопасность, предотвратив риск отказов тормозной системы во время движения.

Если тормозная система подвергалась ремонту, после чего была полностью заменена тормозная жидкость, надо будет всю систему прокачать. Такую услугу вам окажут в автосервисе, но можно справиться с работой и самостоятельно. Сама процедура не представляет сложности, только нужно иметь помощника и тщательно выполнить последовательность действий.

В зависимости от модели автомобиля может меняться алгоритм прокачки. Если в вашей инструкции отсутствует подобная информация, работу следует начинать с заднего правого тормозного цилиндра — наиболее удаленного от главного.

Если вы где-то обнаружили подтеки тормозной жидкости или ее уровень в бачке постоянно падает, значит, в тормозной системе имеются какие-то неисправности. Ездить на таком автомобиле нельзя, это очень опасно. Периодически нужно самостоятельно проверять уровень ТЖ в бачке, даже если машина оснащена электронными датчиками. Электроника может давать сбой, поэтому особо полагаться на нее не стоит.

Как только обнаружены неисправности в тормозной системе или подтеки тормозной жидкости, надо сразу менять вышедшие из строя элементы, потому что любой дефект может стать причиной аварии на дороге.

Контроль уровня тормозной жидкости

У бывалых автомобилистов есть хорошая привычка: прежде чем выехать из гаража, они контролируют уровень технических жидкостей в системах машины — моторного масла, антифриза и тормозной жидкости. Это позволяет вовремя выявить неисправности, следовательно, безопасность в поездке повышается.

Уровень ТЖ в системе оптимально поддерживать между отметками mах и min на заливном бачке. Если вы обратили внимание, что после долива он очень быстро достигает отметки min, это означает, что где-то подтекает тормозная жидкость и требуется срочно выявить неисправность. Для начала стоит выяснить, с какой скоростью убывает жидкость. Для этого нужно полностью залить бачок и следить за процессом утечки.

Проводя визуальный контроль уровня ТЖ, нужно уделять внимание и ее внешнему виду. Делать это следует примерно раз в полгода, максимум в год, используя тестер тормозной жидкости. Частота проверок устанавливается с учетом интенсивности, с которой используется автомобиль.

При визуальном осмотре заливного бачка надо также обращать внимание не только на подтеки тормозной жидкости, но и на наличие осадка на его внутренних стенках. Если при этом обнаруживается грязь, любые посторонние примеси или водяные капли, это говорит о том, что ТЖ нуждается в замене.

Как устранить подтеки тормозной жидкости

Ликвидация потеков тормозной жидкости — дело несложное, его вполне можно осилить самостоятельно. Для этого потребуются инструменты, которые входят в обычный набор для обслуживания машины. В первую очередь нужно осмотреть шланги. При обнаружении заломов, трещин, прочих повреждений, даже незначительных, шланги следует поменять.

В легковых машинах шланги обычно взаимозаменяемые, стандартные, но бывает и так, что подходящие шланги найти непросто. Если вы обнаружили, что утечка где-то в одном месте, например подтекает тормозная жидкость на заднем колесе, придется поменять уплотнитель. На всю операцию уйдет несколько минут. Машину сначала потребуется поднять при помощи домкрата, а под ось подставить доски или деревянные бруски. После этого колесо снимается. Не забудьте при этом подклинить остальные колеса или поставить машину на ручник.

Затем надо будет удалить суппорт, предварительно заблокировав педаль тормоза в нажатом состоянии. Для этого удобно использовать небольшой кусок доски. Затем переместите поршень и можно будет снять суппорт. Если он сидит плотно и не поддается, то несколько раз нажмите педаль тормоза, это вытолкнет поршень из цилиндра. После чего снять суппорт не составит труда. Теперь можно приступать непосредственно к ремонту.

Замена тормозной жидкости Фото: Shutterstock

Гнездо для уплотнения нужно как следует почистить, освободив его от прилипших кусочков старого материала. Осмотрите цилиндр на предмет коррозии. Если обнаружены коррозионные участки, то всю поверхность необходимо будет зачистить наждачной бумагой с мелким зерном. Проверьте, откручивается ли вентиль на штуцере прокачки (с этим проблем быть не должно). Затем ставится новый уплотнитель. Поставьте на место пыльник, он не позволит пыли проникать в поршень.

Если периодически осматривать системы автомобиля, вовремя выявлять подтеки тормозной жидкости и устранять небольшие дефекты, это позволит содержать в порядке тормозную систему.

Как доехать до СТО, если вытекла тормозная жидкость в дороге

Если вы заметили, что тормозная педаль проваливается, это говорит об утечке тормозной жидкости. В таком случае соответствующий индикатор сигнализирует об аварийной ситуации. Если вы увидели такой красный значок на приборной панели, надо срочно принимать меры, иначе поездка может кончиться аварией.

Если в движении у вас загорелся красный значок, связанный с тормозами, следует немедленно остановиться. Загляните в бачок с ТЖ, если увидели, что упал ее уровень ниже минимума, обнаружили подтеки тормозной жидкости, ее обязательно нужно долить. Если вы не возите с собой подходящие растворы, то придется доехать до магазина. Не исключено, что в течение следующего года или дольше сигнальная лампочка вас больше не побеспокоит.

Но если через несколько дней или даже недель индикатор снова начинает сигнализировать о неисправности тормозной системы, а вы опять наблюдаете подтеки тормозной жидкости, то дело уже не ограничится только доливом. 

Причиной может быть износ колодок цилиндров суппортов, через эти места подтекает тормозная жидкость. Вы можете обнаружить подтеки тормозной жидкости под цилиндром сцепления, значит, это и есть проблемная система, которую надо осматривать и ремонтировать.

Если вы обнаружили, что уровень ТЖ в бачке быстро падает, а потеков тормозной жидкости не видно, значит, поломался гидроусилитель тормозов — в мембране образовался дефект, через который в объемную банку вытекает жидкость. Систему придется ремонтировать в автосервисе. Позвоните мастеру и выясните, какие потребуются запчасти. Затем надо будет сделать заказ на детали и запланировать дату ремонта.

Как доехать до СТО Фото: Shutterstock

Бывает, что при очередном осмотре обнаруживаются подтеки тормозной жидкости на заднем колесе. Что делать в этом случае?

Подтек с внутренней стороны колеса свидетельствует о том, что порвалась манжета тормозного цилиндра. Также может вылезти из цилиндра суппорт или сильно износиться колодки, и это всё также приводит к интенсивной утечке тормозной жидкости. Если бачок оказался пустым, чтобы доехать до ремонтной мастерской, в него нужно налить хоть какую-то жидкость. Это может быть водка, она предпочтительнее воды зимой, поскольку не замерзнет. Можно налить и масло, оно не закипит под давлением. В крайнем случае можно налить воду. Если нужно срочно ремонтировать машину, то тут уже не до выбора.

За актуальными акциями по Карте рассрочки «Халва», которые помогут выгодно приобрести бытовую технику, можно следить здесь.

К примеру, вы развели мыло в воде и этот состав налили в бачок до верху, но при нажатии на педаль тормоза раствор резко начинает утекать. Несколько нажатий на педаль полностью опустошают бочок, а под машиной будут подтеки тормозной жидкости.

Как быть в этом случае? Тут выход только один — вызывайте эвакуатор. Тормозная система вашего автомобиля не работает совсем, ехать на такой машине нельзя. Подобное транспортное средство не подлежит и буксировке. Но что делать, если вы, например, в глухом лесу или на пустынном шоссе, а до эвакуатора дозвониться не получается?

В таком случае можно действовать следующим образом:

  • залить пустой бачок как можно полнее;
  • поддомкратить то колесо, на котором неисправен цилиндр и обнаруживаются подтеки тормозной жидкости;
  • снять колесо;
  • найти кусочек резины от камеры, подойдет и старый протектор (можно поискать вдоль дороги или на свалке). В крайнем случае можно ножиком срезать небольшой кусочек от протектора колеса;
  • открутить тормозную трубку;
  • на место ее крепления наложить отрезанный кусок резины, перекрывая отверстие;
  • трубку установить на место.

Кусочек резины сыграет роль клапана, и жидкость из бака не сможет попасть в поломанный цилиндр, подтеков тормозной жидкости на этом колесе быть не должно. Тормоза на всех остальных колесах будут работать. Таким образом вы сможете доехать до станции техобслуживания.

Еще один метод, как добраться до сервиса без помощи эвакуатора, если вытекла тормозная жидкость:

  • во время движения пользуйтесь ручником, он не зависит от общей системы и тормозит задние колеса;
  • скорость движения должна быть не больше 20 км/час, потому что задние тормоза действуют в три раза слабее, чем передние;
  • можно использовать торможение двигателем. Собираясь замедлиться, не выжимайте сцепление и продолжайте движение с включенной передачей.

Если вы обнаружили, что тормозная система вашего автомобиля неисправна, и при этом дорога имеет значительный уклон вниз, то действовать нужно следующим образом:

  1. Переключитесь на пониженную передачу, очень плавно отпуская сцепление. Двигатель будет раскручиваться за счет движения колес, а колеса, в свою очередь, не смогут сильно разогнаться.

  2. Как только скорость снизилась, опять понижайте передачу.

  3. Когда вы движетесь на первой передаче, переходите на заднюю.

  4. Как только скорость снизилась до самой минимальной, надо выключить двигатель.

Виджет турбо

Оцените статью

Рейтинг: 4.93(голосов 28)

Уровень тормозной жидкости (ТЖ) в бачке должен быть между отметками MIN и MAX. Время от времени это необходимо проверять визуально, даже при наличии датчика, выполняющего такую функцию (он может подвести).

При большой потере ТЖ передвигаться на машине становится крайне опасно. Поэтому сначала надо выявить и устранить причины течи. О них мы и поговорим далее.

Тормозная жидкость в расширительном бачке
Тормозная жидкость в расширительном бачке

Не забывайте ставить лайки, подписываться на наш канал и делиться статьей в соцсетях 🙂

Почему вытекает ТЖ?

Ниже описаны 5 наиболее распространенных причин утечки ТЖ.

1. Треснул расширительный бачок

Случается, что при осмотре расширительного бачка на его поверхности обнаруживаются мокрые следы и потеки. Это признак присутствия трещин на резервуаре. Конечно, можно запаять бачок, но надежнее все-таки установить новый.

2. Поврежден тормозной шланг

Тормозной шланг следует заменить, если:

  • На нем есть подтеки
  • Он твердый на ощупь
  • При сгибании или сдавливании на его поверхности возникают трещинки

Бывает так, что шланг целый, но слетел со штуцера. Тогда просто оденьте его обратно и зафиксируйте хомутом.

3. Поврежден тормозной цилиндр

При такой неисправности жидкость начинает течь и под машиной появляются лужицы. Особенно эти лужицы заметны, если автомобиль простоял долго на одном месте.

Для диагностики неисправности тормозного цилиндра надо по очереди демонтировать колеса, хорошенько проверить тормозные диски и суппорты (на наличие подтеков и дефектов).

Если ТЖ течет из задних тормозных цилиндров, то в большинстве случаев причиной этому является износ или низкое качество резиновых уплотнителей. Зимой такие причины особенно актуальны, так как при минусовых температурах резина становится менее эластичной и разрушается.

Задний тормозной цилиндр
Задний тормозной цилиндр

4. Повреждены уплотнители главного тормозного цилиндра

Трещины в резиновых уплотнителях главного тормозного цилиндра (ГТЦ) позволяют жидкости просачиваться наружу.

При этом ТЖ может уходить прямо в вакуумный усилитель тормозов, так что диагностировать данную неисправность позволит только снятие ГТЦ. Наличие подтеков внутри вакуумного усилителя указывает на то, что цилиндр должен быть полностью замен.

5. Неисправен гидравлический привод

Чтобы выявить неисправность гидравлического привода, надо запустить двигатель, включить нейтральную передачу и выжать тормоз.

Если педаль проваливается постепенно – имеется проблема с гидроприводом, а если же она выжимается практически до пола – неисправность нужно искать в тормозном контуре.

Свои причины утечки тормозной жидкости пишите в комментариях.

Как доехать до автосервиса без ТЖ?

Бывает так, что ТЖ вытекает в пути. Если при этом нет запасной канистры с тормозухой и не получается вызвать эвакуатор, то можно попробовать добраться до ближайшего автосервиса.

Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

  • При движении используйте ручник. Он не зависит от общей системы и тормозит задние колеса
  • Не превышайте скорость 20 км/ч, так как задние тормоза втрое слабее, чем передние
  • Если нужно замедлиться, не выжимайте сцепление и катитесь на включенной передаче

Случалось ли вам добираться до автосервиса на машине без ТЖ? Расскажите об этом в комментариях.

Как избежать утечки ТЖ?

Чтобы избежать данной проблемы, надо регулярно и очень тщательно проверять тормозную систему на наличие неисправностей, а также подтеков тормозной жидкости.

Следы утечки тормозной жидкости
Следы утечки тормозной жидкости

После диагностики детали, вышедшие из строя, необходимо поменять, так как любая неисправность тормозов может повлечь за собой дорожную аварию.

После ремонта тормозов и полной замены ТЖ требуется прокачка. Для этого можно обратиться в автосервис или при наличии помощника и необходимых знаний прокачать систему своими силами.

А вы сами ремонтируете и прокачиваете тормоза или обращаетесь за этим в автосервис? Поделитесь опытом в комментариях.

Больше интересных и полезных статей можно найти на нашем сайте!

Утечка тормозной жидкости — достаточно распространенное явление с весьма неблагоприятными последствиями. Но только если ее вовремя не устранить. Эта статья расскажет о том, каковы причины утечки тормозной жидкости, как их ликвидировать, и какую жидкость лучше применять.

Как определить, что уходит тормозная жидкость и как устранить эту проблему

Обнаружить утечку нетрудно—следует периодически проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке. Кроме этого, современные автомобили оборудованы сигнализирующим датчиком уровня и сигнальной лампой, которая загорится в случае утечки.

Сложнее обнаружить конкретное место, откуда течет тормозная жидкость. Для этого следует последовательно проверить все возможные места утечки, начиная от наиболее вероятных. Порядок такой:

Проверить заливной бачок с жидкостью. Он часто трескается.
Тщательно осмотреть шланги. Иногда они могут просто слететь со штуцера. Помогает в таком случае установка хомута. Если лопнул сам шланг, то его придется заменить.
Осмотреть тормозные цилиндры. Особое внимание стоит обратить на резинки-уплотнители. Если дело не в прокладках, то поможет только полная замена цилиндра.
Также стоит периодически проверять качественный состав тормозной жидкости. Она гигроскопична, со временем набирает влагу и поэтому нуждается в периодической замене (обычно раз в 2-3 года).

Кроме этого, замена тормозной жидкости может потребоваться при ее потемнении. Это свидетельствует о попадании в нее пыли, грязи или резины от изношенных шлангов. Залив тормозной жидкости без полного слива старой неэффективен.

Какую тормозную жидкость заливать узнайте тут ixora-auto.ru/Info/uodit_…kost_zalivat_.html?Page=1

Наша страница на DRIVE2:

Если педаль тормоза проваливается в пол, можно предположить, что в тормозной системе есть пузырьки воздуха или протечка.

Тормозная система

Гидравлическое давление подается по тормозным трубкам к каждому колесу. Трубки постоянно наполняются жидкостью из бака главного тормозного цилиндра.

Если уровень жидкости в баке постоянно снижается, скорее всего, в системе есть протечка.

Главный тормозной цилиндр, как правило, размещается в двигательном отсеке или рядом с ним. Рекомендуемый уровень тормозной жидкости отмечен линией на внешней поверхности бака.

Если бак изготовлен из пластика, уровень жидкости в нем можно определить на глаз. Если бак металлический, снимите крышку и загляните внутрь.

Рекомендуется регулярно оценивать уровень жидкости, чтобы вовремя заметить и устранить протечку.

Любую протечку необходимо устранять как можно быстрее. Причиной протечки могут служить заглушки на главном тормозном цилиндре или рабочих тормозных цилиндрах (в случае с барабанными тормозами).

Гораздо реже встречаются протечки, связанные с повреждениями уплотнителя поршней (в случае с дисковыми тормозами).

Кроме того, протечки возникают при разрыве трубок или неплотном соединении.

Самые проблемные места – это точки соединения трубок с главным тормозным цилиндром или тормозными суппортами.

Тщательно осмотрите их и прощупайте в случае необходимости, т.к. протечку не всегда можно увидеть невооруженным глазом. При первых признаках протечки обеспечьте надежность соединения.

Попросите помощника резко нажать на педаль тормоза и снова осмотрите систему. При сильном давлении могут проявиться протечки, которые в других случаях остались бы незамеченными. Если вам не удалось устранить протечку самостоятельно, обратитесь к профессиональным механикам.

Если вам не удалось найти протечку, а прокачка системы не помогла устранить проблему, можно предположить неисправность внутренних заглушек в главном тормозном цилиндре или одном из вспомогательных цилиндров.

Тормозную ленту, испорченную подтекающей жидкостью или консистентной смазкой, необходимо заменить (см. раздел Замена тормозных колодок для барабанных тормозов). Не пытайтесь почистить ее.

Замене также подлежат прокладки на противоположном колесе. В противном случае торможение будет неравномерным.

Тормозные колодки всегда продаются наборами (для передних или задних колес). Не пытайтесь сэкономить, заменив только одну.

Для проверки тормозных трубок (например, когда педаль проваливается, но вы не можете найти протечку) часто используются хомуты.

Использование хомутов

Для проверки тормозных трубок (например, когда педаль проваливается, но вы не можете найти протечку) часто используются хомуты.

Используйте хомут, чтобы поочередно перекрыть все гибкие участки трубки.

Если при перекрытом участке педаль тормоза работает лучше, возможно, вы нашли причину неполадки.

Проверка рабочих тормозных цилиндров

Крупная протеска в рабочем тормозном цилиндре может проявить себя потеками тормозной жидкости на щите, колесе или боковой поверхности шины.

Кроме того, такую протечку можно предсказать по поведению автомобиля при торможении. Если он заваливается на одну сторону, это может означать, что тормозная лента на ней повреждена пролившейся жидкостью и не может нормально функционировать.

В этом случае необходимо заменить протекающий цилиндр (см. раздел Замена тормозных колодок для барабанных тормозов).

Проверка трубок и соединений

Осматривая трубки и соединения, не пропускайте те, что идут к переключателю, который отвечает за работу стоп-сигналов.

Не забудьте осмотреть предохранительный клапан, который регулирует давление в задних тормозах, обеспечивая их своевременное срабатывание.

Обратите внимание на датчик давления в двигательном отсеке. Обычно он находится в задней части, под корпусом автомобиля.

При наличии следов грязи или ржавчины прочистите трубку или соединение проволочной щеткой.

Поверхностная ржавчина – это не страшно, однако при более глубоких повреждениях трубку придется заменить. Если вам удалось очистить трубку от поверхностной ржавчины, менять ее не нужно.

Если ржавчина сильно въелась в металл, трубка рано или поздно развалится.

Для замены тормозных трубок обратитесь в сервисный центр. Если ржавчина проникла в соединение, будьте осторожны.

Как правило, ржавые детали плотно прилегают друг к другу, и легко ломаются при попытке разъединить их.

Чтобы предотвратить поломку, пройдите по соединению проволочной щеткой, а затем смажьте пропиточным маслом. Оставьте соединение на час, а затем медленно снимите подвижную деталь.

Обязательно используйте гаечный ключ подходящего размера. Как правило, такие детали изготавливаются из мягких металлов.

Автомобиль с заржавевшими тормозными трубками вряд ли пройдет эксплуатационный тест.

Осмотр шлангов

Гибкие шланги необходимо осматривать с особой тщательностью. Они всегда находятся под давлением, и любая неполадка может привести к полному отказу тормозной системы.

Внимательно осмотрите все шланги, которые находятся близко к другим компонентам системы и могут истираться, перекручиваться или перегибаться. Любая неисправность подобного рода заслуживает самого пристального внимания. При первых признаках нарушения целостности шланг необходимо заменить.

Если взять шланг в руки и согнуть его под острым углом, можно увидеть многочисленные мелкие трещины, которых не видно на прямом шланге. Такой шланг требует немедленной замены, даже если он при этом не протекает.

Проверка главного тормозного цилиндра

Главный тормозной цилиндр и бак

Протечку в главном тормозном цилиндре можно определить по следам жидкости на стенках двигательного отсека и находящихся в нем компонентов. Жидкость также может протекать на подножку.

Тем не менее, мелкие протечки проявляются только при открытии резиновой заглушки для защиты от пыли. Замените протекающий цилиндр (см. раздел Замена главного тормозного цилиндра и сервомеханизма).

Проверка поршней в дисковых тормозах

Снимите заглушку для защиты от пыли.

Протечки в поршнях суппортов маловероятны, но возможны. Проверьте это, сняв тормозную колодку (см. раздел Замена тормозных колодок в дисковых тормозах).

 
Тормозную и рулевую системы ставят в ранг особо важных неспроста. Это прямые элементы управления автомобилем, задающие тембр безопасности машины в дорожной обстановке. Ведь не зря при неисправности хотя бы одной из них воспрещена даже буксировка. А потому тщательная забота за ними положена по определению, вне зависимости от возраста и статуса техники. Сегодняшняя публикация посвящается проблеме, тревожащей умы владельцев даже новых автомобилей – какую тормозную жидкость использовать на доливку.

Уходит тормозная жидкость: когда это считается нормальным явлением

мягкая педаль тормоза после прокачки

В норме уровень жидкости в бачке над главным тормозным цилиндром должен очень медленно падать и восстанавливаться до прежнего значения после замены колодок. Итого, если пренебречь гигроскопическими наклонностями подавляющего числа «тормозух», то объем технической жидкости (рабочего тела) в системе изменятся не должен.

Временное понижение уровня тормозной жижи связано с износом колодок. Если быть точным, то тормозные поршни в суппортах и цилиндрах по мере износа фрикционного материала выдвигаются, повышая объем всей системы. Поскольку тормозную жидкость никто не доливал, то уровень ее в бачке соответственно падает, при этом количество остается прежним. Итого, постоянный зазор между колодкой и диском/барабаном сохраняет остроту тормозов по мере износа колодок, а уровень обычно колеблется в пределах допустимого зазора – между отметками MIN и MAX.

Перед установкой новых колодок, поршня в суппортах принято вдавливать. Аналогичную работу необходимо проделывать и с цилиндрами барабанных тормозов. И теперь применительно к уровню тормозной жидкости мы наблюдаем совершенно обратную картину: он повышается и это абсолютно нормально. Вот и получается, что доливать жидкость в исправную систему необходимости нет, при условии, что ее уровень выше минимального.

можно ли доливать тормозную жидкость другой марки

Резко ушла «тормозуха». Вердикт – течет, а где?

Любая гидравлика с движущимися элементами включает резиновые уплотнения, и тормозная система – не исключение. Манжеты позволяют состыковывать различные детали, сопрягать движущиеся части с неподвижными, не давая жидкости шансов на утечку. Вместе с тем, манжеты – слабое звено любого агрегата. Еще слабее оно становится от некачественной тормозной жидкости, длительной стоянки и низкокачественных материалов, применяемых при его производстве.

Впрочем, встречаются и нестандартные ситуации, когда трескается тормозная магистраль или обнаруживаются дефекты в главном тормозном цилиндре. Возвращаясь к стандартным местам утечек, необходимо отметить, что смотреть стоит все места, где применяются резиновые уплотнения и схема нам в этом поможет:

  • Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) – главный тормозной цилиндр (ГТЦ).
  • Бачок – главный тормозной цилиндр.
  • Каждая из колесных пар «цилиндр-поршень».

Еще место утечки можно определить по характеру движения педали тормоза:

  • Мягкая, уходит в пол – колесные суппорта.
  • Жесткая – течи в районе главного тормозного цилиндра или бачка.

Статистика показывает, что чаще всего течь наблюдается в районе крепления ГТЦ к ВУТ. Компоновка моторного отсека часто не позволяет беспрепятственно осмотреть этот узел. Однако и внешний осмотр не всегда дает результат. Коварность этого места в том, что прослабить может внутреннее уплотнение штока ГТЦ, отчего жидкость уходит внутрь ВУТ, а снаружи все сухо. На этот счет примите к сведению пару рекомендаций:

упал уровень тормозной жидкости

  1. Внутри вакуумного усилителя должно быть сухо. Запустите веревку через отверстие, связывающее ваккумник с впускным коллектором – она должна быть сухой.
  2. Внутри ВУТ не должно быть посторонних запахов. Через то же отверстие проверьте, нет ли запаха «тормозухи».

чем можно заменить тормозную жидкость в аварийной ситуации
Когда же течет в районе колес, то потеки отчетливо видны с внутренней части кожуха, расположенного на ступице.

Доливка тормозной жидкости: что можно, а что нельзя

Общее автомобильное правило, доливай то, что заливал, актуально для всех технических жидкостей, и для тормозной в том числе. Если же марку залитого состава не припоминаете, да и записей о ТО с собой нет, добро пожаловать в мир стандартов Department of Transportation (Министерство транспорта США).

Согласно регламенту DOT, тормозные жидкости принято классифицировать по температуре кипения и вязкости. Требования важные – кипеть «тормозухе» никак нельзя: при чрезмерном нагреве тормозов образуются пузырьки газа. Они сжимаются и педаль проваливается, что приводит к отказу системы. С вязкостью тоже ясно: тормоза должны быть одинаково эффективны как на морозе, так и в жару.

Итак, различают четыре вида тормозных жидкостей:

  • DOT 3 –тихоходная техника.
  • DOT 4 – гражданские малолитражки с дисковыми и барабанными тормозами.
  • DOT 5.1 – спортивные и гражданские модификации с «дисками» по кругу.
  • DOT 5 – гоночные автомобили.

Цифровые изъяснения в различиях между этими четырьмя продуктами дает стандарт FMVSS №116, выдержка из которого приведена в таблице. Чтобы понять, что с чем можно смешивать, необходимо уяснить различия в химическом составе.

Строение тормозной жидкости подобно моторному маслу – это основа, которая может быть минеральной, гликолевой, силиконовой, + добавки, присадки, красители. Разговор о том, какое моторное масло использовать на доливку, накануне поднимался. Вывод был таким – если и смешивать продукцию различных производителей между собой, то только при условии 100% сходства основы и вязкостных показателей. С тормозной системой можно провести абсолютно такую же аналогию. Но прежде разберем химсостав каждого из DOT:

  • БСК – минеральная основа (касторовое масло и спирт в соотношении 1:1).
  • DOT 3,4,5.1 – гликолевая основа (химсоединение на основе многоатомных спиртов).
  • DOT 5 – силиконовая основа (кремний-органические полимерные продукты).

долив тормозной жидкости
Учитывая, что в подавляющем числе автомобилей применяются гликолевые тормозные жидкости, то иметь с собой бутылочку запечатанного DOT 4 или DOT 5.1 является хорошим тоном. Почему запечатанную? Дело в том, что уже в открытом состоянии техжидкость хватает влагу из атмосферы, отчего уже через год становится непригодной к использованию.

Если же вы поклонник ретро-техники, то имейте в виду – к минеральной жидкости нельзя добавлять гликолевую. Впрочем, и заполнять пустые тормозные магистрали старого автомобиля гликолевой жидкостью тоже воспрещено: манжеты распухнут, а из остатков «минералки» образуются сгустки.

Аварийная ситуация: как доехать к месту ремонта, не имея в наличии тормозной жидкости

Безусловно, лучшим вариантом в этих условиях считается транспортировка машины на эвакуаторе. Вдали от дома удобнее найти ближайшую АЗС, купить аналог залитой тормозной жидкости и продолжить путь своим ходом. Повторюсь, производитель не имеет значения, важна идентичность основ. Ссылаясь на крайние обстоятельства, когда тормоза уже не работают, а педаль проваливается, отделаться одной доливкой не получится – систему придется прокачивать и без этого никак.

Некогда в интернете блуждали советы использовать на доливку масло, мыльную воду и спирт. Так вот, придерживаться их категорически не рекомендуется: спирт и масло, будь то моторное, трансмиссионное или для ГУР, отчасти совместимы лишь с минеральными «тормозухами». Гликолевой подобные добавки могут только навредить. Ну, а касательно мыльной воды – да, работает и тоже во вред – начинается коррозия, да и промывать тормозную систему после нее – удовольствие не из приятных.
 

Добавить комментарий