#1
Kott
-
Из:Обнинск
- Судно: Волга
- Название: Доделаю-придумаю 🙂
Отправлено 24 июня 2007 – 18:21
Не спуская на воду…….. Воды налить до ватерлинии????
з.ы. Корпус пустой.
-
0
#2
Stringer777
Stringer777
-
- Инженер
-
- 3 920 сообщений
Чебурашка олимпийский
- Из:Петербург
Отправлено 24 июня 2007 – 18:51
Можно снаружи обмазать швы белилами (потолочными). главное, чтобы погуще было. Затем изнутри по швам пройтись кисточкой обильно смоченной керосином. Там, где негерметично, снаружи будут жирные пятна.
-
0
#3
Kott
Kott
- Из:Обнинск
- Судно: Волга
-
Название: Доделаю-придумаю 🙂
Отправлено 24 июня 2007 – 18:55
Можно снаружи обмазать швы белилами (потолочными). главное, чтобы погуще было. Затем изнутри по швам пройтись кисточкой обильно смоченной керосином. Там, где негерметично, снаружи будут жирные пятна.
<{POST_SNAPBACK}>
“Волгу” проще всю побелить…. в ней заклепок тысячи!!!!!
И каждая может течь……
-
0
#4
StrangerM
StrangerM
-
- Модератор форума
-
- 15 683 сообщений
чужой
- Из:СПб
- Судно: МН
- Название: Stranger
Отправлено 24 июня 2007 – 19:04
Постановка задачи не полная. Что, где, когда, почему?
-
0
#5
Stringer777
Stringer777
-
- Инженер
-
- 3 920 сообщений
Чебурашка олимпийский
- Из:Петербург
Отправлено 24 июня 2007 – 19:26
“Волгу” проще всю побелить…. в ней заклепок тысячи!!!!!
И каждая может течь……<{POST_SNAPBACK}>
Можно и всю. Такова суровая правда жизни. Набрав воды, толком ничего не увидишь: поскольку где-то конденсат выпадет, где-то просто капли попадут. Кроме того, практически невозможно точно определить место течи. В бытность обладания “прогрессом-4” только мелом и спасался.
-
0
#6
Knyazev
Knyazev
-
- Инженер
-
- 594 сообщений
Рулевой 1-го класса
- Из:С-Петербург
Отправлено 25 июня 2007 – 06:53
Можно снаружи обмазать швы белилами (потолочными). главное, чтобы погуще было. Затем изнутри по швам пройтись кисточкой обильно смоченной керосином. Там, где негерметично, снаружи будут жирные пятна.
<{POST_SNAPBACK}>
Вообще-то керосиновая проба- дает синий цвет на мелованной поверхности .Так к слову о жирных пятнах.И не самый надежный способ. т.к. не везде можно пройтись кисточкой и везде попадет керосин и не везде мел . И протечки могут быть не там где появятся пятна.
-
0
#7
Kott
Kott
- Из:Обнинск
- Судно: Волга
- Название: Доделаю-придумаю 🙂
Отправлено 25 июня 2007 – 09:23
Постановка задачи не полная. Что, где, когда, почему?
<{POST_SNAPBACK}>
Да все просто…. ремонтирую. Корпус готовлю под покраску. Перед тем как красить хотелось бы проверить герметичность подводной части. Вот и спраашиваю “как?”
-
0
#8
iliill
iliill
-
- Капитан
-
- 1 953 сообщений
Крылатый капитан
- Из:Москва
- Судно: ВОЛГА, АМУР
Отправлено 25 июня 2007 – 09:26
Извините меня за категоричность, но керосин – это единственный правильный способ. Только белила не нужны. В керосин надо добавить краситель, например зелёнку, йод, магранцовку, и всё будет видно без белил. Других способов нет!
-
0
#9
RV6ASX
RV6ASX
-
- Инженер
-
- 3 322 сообщений
Главный ретранслятор
- Из:Краснодар
- Судно: Швертбот, Кэт-бот
- Название: RV6ASX, РОСС
Отправлено 25 июня 2007 – 09:43
Извините меня за категоричность, но керосин – это единственный правильный способ. Только белила не нужны. В керосин надо добавить краситель, например зелёнку, йод, магранцовку, и всё будет видно без белил. Других способов нет!
<{POST_SNAPBACK}>
Вопрос: а почему используется керосин, бензином, например можно заменить?
Зеленку, йод, марганцовку потом проблематично отмывать? Почему без белил? На белом ИМХО заметнее будет.
-
0
#10
Stringer777
Stringer777
-
- Инженер
-
- 3 920 сообщений
Чебурашка олимпийский
-
Из:Петербург
Отправлено 25 июня 2007 – 10:00
“Вообще-то керосиновая проба- дает синий цвет на мелованной поверхности ”
Что, впрочем, не отменяет “жирности”.
Помимо керосина можно использовать уайт-спирит.
-
0
#11
Compass
Compass
-
- Капитан
-
- 2 539 сообщений
Яхтенный капитан
- Из:Химки
-
Судно: Kaisla 550 HT
- Название: IDEAL
Отправлено 25 июня 2007 – 10:27
Вопрос: а почему используется керосин, бензином, например можно заменить?
Зеленку, йод, марганцовку потом проблематично отмывать? Почему без белил? На белом ИМХО заметнее будет.<{POST_SNAPBACK}>
Керосин потому – что “текучесть” хорошая, пролезает во все микротрешины, и высыхает быстрее, чем бензин. Белила ИМХО лучше использовать, и не обязательно потолочные. Можно, например мелом пройтись… Отмыть краситель – проблем нет, за исключением, по-моему, йода, да и зачем отмывать то?
-
0
#12
iliill
iliill
-
- Капитан
-
- 1 953 сообщений
Крылатый капитан
- Из:Москва
- Судно: ВОЛГА, АМУР
Отправлено 25 июня 2007 – 10:28
пройтись белилами 10 кв.м. это работёнка…
-
0
#13
Compass
Compass
-
- Капитан
-
- 2 539 сообщений
Яхтенный капитан
- Из:Химки
- Судно: Kaisla 550 HT
- Название: IDEAL
Отправлено 25 июня 2007 – 10:50
пройтись белилами 10 кв.м. это работёнка…
<{POST_SNAPBACK}>
Зачем все то белить? Белилами, мелом проходят швы, стыки, переломы – места напряжений и вероятных микроразрушений. А весь корпус бесполезно белить, перемажетесь только.
-
0
#14
iliill
iliill
-
- Капитан
-
- 1 953 сообщений
Крылатый капитан
- Из:Москва
- Судно: ВОЛГА, АМУР
Отправлено 25 июня 2007 – 10:58
Зачем все то белить? Белилами, мелом проходят швы, стыки, переломы – места напряжений и вероятных микроразрушений. А весь корпус бесполезно белить, перемажетесь только.
<{POST_SNAPBACK}>
Вы Волгу видели? Она вся состоит из швов, стыков, переломов
-
0
#15
Гость_kap90_*
Гость_kap90_*
- *******
Отправлено 25 июня 2007 – 11:03
Керосиновая проба – самая вменяемая проверка на герметичность. Трудоемкая, а кому щаз легко И,как сказал кто-то выше, может не совсем там показать, поэтому клепать и варить надо больший участок, а не конкретную точку.
-
0
#16
Kott
Kott
- Из:Обнинск
- Судно: Волга
- Название: Доделаю-придумаю 🙂
Отправлено 25 июня 2007 – 11:20
Вы Волгу видели? Она вся состоит из швов, стыков, переломов
<{POST_SNAPBACK}>
И заклепок Интересно, сколько их там… многие тысячи!!!!
Керосин герметик между листами не съест??? Не должен бы, не могли нестойкий положить учитывая неизбежную течь масла из двигателя Но страшновато……
-
0
#17
Гость_kap90_*
Гость_kap90_*
- *******
Отправлено 25 июня 2007 – 11:27
<{POST_SNAPBACK}>
А где в Обнинске ходить собираетесь?
-
0
#18
Kott
Kott
- Из:Обнинск
- Судно: Волга
- Название: Доделаю-придумаю 🙂
Отправлено 25 июня 2007 – 11:29
А где в Обнинске ходить собираетесь?
<{POST_SNAPBACK}>
По Протве
В Обнинске я его починяю… потом увезу на водохранилище.
-
0
#19
Гость_kap90_*
Гость_kap90_*
- *******
Отправлено 25 июня 2007 – 11:31
-
0
#20
Kott
Kott
- Из:Обнинск
- Судно: Волга
- Название: Доделаю-придумаю 🙂
Отправлено 25 июня 2007 – 11:32
На какое?
<{POST_SNAPBACK}>
Десногорск Смоленская обл. У меня там работа есть, вот хобби завел чтоб не скучно было.
-
0
#21
Гость_kap90_*
Гость_kap90_*
- *******
Отправлено 25 июня 2007 – 11:47
Десногорск Смоленская обл. У меня там работа есть, вот хобби завел чтоб не скучно было.
<{POST_SNAPBACK}>
понятно, неблизко, однако..
-
0
#22
StrangerM
StrangerM
-
- Модератор форума
-
- 15 683 сообщений
чужой
- Из:СПб
- Судно: МН
- Название: Stranger
Отправлено 25 июня 2007 – 12:09
Мне казалось, что покраска устраняет течь в заклепках. Вот Ерш у меня, заклепки начали слезиться, осмотр показал, что в том месте где они слезятся вмятина в корпусе. Мне кажется, что стоит покрасить, а если будет подтекать, то на воде приклепать можно.
-
0
#23
Kott
Kott
- Из:Обнинск
- Судно: Волга
- Название: Доделаю-придумаю 🙂
Отправлено 25 июня 2007 – 12:26
Мне кажется, что стоит покрасить, а если будет подтекать, то на воде приклепать можно.
<{POST_SNAPBACK}>
Этого то и не хочеться. Красить, потом клепать, потом опять красить….
-
0
#24
StrangerM
StrangerM
-
- Модератор форума
-
- 15 683 сообщений
чужой
- Из:СПб
- Судно: МН
- Название: Stranger
Отправлено 25 июня 2007 – 12:34
Этого то и не хочеться. Красить, потом клепать, потом опять красить….
<{POST_SNAPBACK}>
Я приклепывать не стал. Прсто покрасил.
-
0
#25
Paff
Отправлено 26 июня 2007 – 00:37
Десногорск Смоленская обл. У меня там работа есть, вот хобби завел чтоб не скучно было.
<{POST_SNAPBACK}>
Насколько, мне помнится, раньше там запрещено было использовать механизированные плавсредства, окромя служебных.
-
0
Сегодня расскажу про один очень удобный и быстрый способ найти маленький прокол в большой лодке ПВХ. Этим методом также можно искать проколы в матрасах и прочих надувных изделиях. В любых надувных изделиях, смотря, какие у вас имеются)))
🖐Здравствуйте, дорогие читатели ПОДСЛУШАНО СЕКРЕТЫ РЫБОЛОВА. На моем канале в ДЗЕНЕ много статей и не только о рыбалке. Посмотрите
Способ простой, но не многие его знают и применяют. Этим способом пользуются на производстве лодок ПВХ. Я применял его постоянно в торговом зале, когда новые лодки начинали через пару дней “обмякать” на витринах. То есть, там, где надо найти именно маленький, порой незаметный прокол, когда лодка спускает не сразу, а в течении нескольких дней.
Полезный совет:
Микро-проколы очень хорошо клеятся обычным суперклеем “секунда”. Вырезается небольшая заплатка из ПВХ размером менее 1 сантиметра в диаметре и наклеивается. Этот способ уже не подходит для больших заплат, так как суперклей не эластичный и ломается на изгибе.
Итак, самый распространённый способ поиска прокола это большая губка с мыльным раствором. Такой губкой обтирают всю лодку и ищут, где выходит воздух.
Способ хороший, и найти им можно тоже быстро. Но, где я в торговом зале или вы в квартире с этой губкой будете возиться. Потом надо лодку от мыла оттирать ещё. То есть, неудобно это. Если во дворе, то другое дело. Намылил, нашел дырку и смыл потом из шланга всё мыло.
Удобный и простой способ искать прокол
Мы поступаем следующим образом. Надо взять обычную брызгалку-пульверизатор. Наполняем бутылку водой наполовину и добавляем немного жидкости для мытья посуды. Я на глаз лью. Примерно пол-чайной ложки на литр. Вы дальше интуитивно поймете, сколько добавлять жидкости.
Раствор не должен быть сильно мыльный. Взбалтываем нашу смесь до пены и начинаем брызгать по лодке. Таким способом можно найти даже самые мелкие проколы. Пузыри будет видно. А, так как наш раствор не концентрированный, то просто потом вытираем влажные места сухой тряпкой и не надо отмывать лодку от мыла. Всё чистенько и прокол нашли.
👍 Надеюсь совет будет полезен вам, друзья! Буду признателен за лайк статье и подписывайтесь на канал. Читайте еще интересное: Для чего в США самолетами сбрасывают живую рыбу в водоёмы и почему она не разбивается
Получить пробоину – одно из самых ужасных происшествий, которое может случиться с лодкой в море. Мы расскажем о том, как заделать течь, как подготовить яхту и экипаж к аварийной ситуации и какое оборудование должно быть на борту
Текст Лассе Йоханнсена
В статистике отказов оборудования пробоины редко фигурируют в качестве причины возникновения аварийной ситуации. Причин тому несколько, например, если экипажу удается заделать течь и отремонтировать лодку при первой возможности, то такие ситуации проходят незаметно для общественности. А если лодка все же затонула, установить причину в большинстве случаев уже практически невозможно. Также может быть, что причина катастрофы была известна изначально, например, посадка на мель или столкновение с другой лодкой.
На самом деле, протечки на яхтах случаются довольно часто – нет, наверное, ни одного яхтсмена, которому хоть раз в жизни не пришлось бы откачивать воду из трюма. Если течь обнаружена своевременно и членам команды удалось залатать ее бортовыми средствами, вряд ли это происшествие оставит долгий след в их памяти. Но бывает и по-другому, когда внезапно всплывают пайолы, и лодка начинает стремительно набирать воду непонятно откуда – это самый страшный сон любого яхтсмена. Сообщения о таких происшествиях найти нетрудно.
Поэтому очевидно, что нужно заранее продумать методы оперативной защиты лодки в случае внезапной течи и самым тщательным образом подготовить экипаж к такой ситуации.
ПРОБОИНА НА БОРТУ – ЭТО ВЫЗОВ ВСЕЙ КОМАНДЕ
В случае обнаружения течи перед командой встают сразу несколько проблем. Самая большая из них – стремительность, с которой вода начинает проникать в лодку. Зачастую бывает так, что экипаж понимает всю серьезность ситуации лишь тогда, когда в трюме уже полно воды. Это сильно усложняет поиски места течи, а исход дела зависит от того, насколько быстро будет заделана пробоина.
В процессе поиска нужно очень быстро откачать как можно больше воды из затопленных отсеков. Обычные трюмные помпы работают тут уже на пределе своих возможностей.
Для определения количества поступающей забортной воды представьте себе входное отверстие для шлангов с внутренним диаметром 38 мм. Такой размер имеет, например, арматура для откачки воды из рубки или выводное отверстие гальюна. На глубине в полметра через такое отверстие на судно проникает более 200 литров воды в минуту. Это намного больше того количества, которое можно откачать на полной мощности обычным 12-вольтным трюмным насосом, которым обычно оснащены лодки.
НЕЛЬЗЯ ТЕРЯТЬ НИ МИНУТЫ!
Член команды, обнаруживший течь, объявляет общесудовую тревогу. Команда действует сообща в соответствии с распределенными заранее обязанностями. Все члены экипажа должны заранее пройти соответствующие учения (YR №53 6/2013). Прежде всего необходимо задействовать все имеющиеся в наличии попмпы и запустить мотор – он снабдит электричеством бортовой аккумулятор. Чем выше уровень воды внутри, тем больше вероятности, что мотор не заведется, поскольку в его электрику могла попасть вода. Члены экипажа, находящиеся на палубе, также должны принять срочные меры. Основное правило гласит: сбросить ход лодки! Тем самым давление воды на корпус будет снижено до минимального.
Исключением может стать ситуация, когда произошло столкновение с дрейфующим объектом, и яхта продолжает движение. В таком случае при повороте или смене галса пробоина может выйти из воды.
После этого необходимо оперативно закрыть все забортные клапаны за исключением тех, которые предназначены для откачки воды из рубки и подвода охлаждающей жидкости для мотора. Последний нужно закрыть только в том случае, если водяной шланг отсоединен от клапана и подведен в трюм для откачки воды. Такие действия, правда, спорные, поскольку производительность водяного насоса очень мала, а вероятность перегрева мотора, напротив, очень высока. Ведь чем больше воды попало в лодку, тем больше там плавает всяких мелких объектов, которые могут привести к засорению контура.
При поиске протечки в море может помочь проба воды на вкус. Если она не соленая, версия пробоины в корпусе отпадает сама собой. Тогда это может быть либо дождевая вода, которая просочилась внутрь сквозь негерметичные места палубы, либо произошла утечка воды из танков. Хотя на практике проба воды на вкус редко когда приводит к однозначному результату, ведь после нахождения в трюме даже питьевую воду уже трудно отличить на вкус.
Во время работы насосов нужно внимательно следить, меняется ли уровень воды в лодке. Ведь чем больше воды на судне, тем сложнее это понять, поскольку давление воды снаружи понижается, и скорость ее проникновения замедляется. Надо иметь в виду и такой момент: в таком маленьком пространстве, как трюм, легче понять, поднимается ли уровень воды, чем в залитом водой салоне.
К оперативным действиям относится также оповещение службы спасения о местонахождении судна, аварийной ситуации и мерах, принимаемых на борту.
ПОИСК ПРОБОИНЫ
Параллельно с принятием оперативных мер нужно как можно быстрее определить поврежденный отсек. Прежде всего обследуют самые уязвимые места на носу, в центральной части и на корме судна – килевые болты и бортовые фитинги. В поиске очень пригодится заламинированный план лодки, где специально отмечены такие места.
Физическому износу подвержены следующие механизмы яхты: гельмпорт, сальники, манжета сейлдрайва, датчики бортовой электроники и листы заземления прикрепленные к корпусу болтами. Именно в этих местах со временем могут возникнуть первые проблемы с герметичностью. Причиной пробоины может также стать и удар молнии в эти места.
Если поступление воды произошло после забортного клапана, например, в системе шлангов гальюна, то обнаружить место течи будет нелегко, поскольку забортные клапаны уже должны быть перекрыты.
Утратить герметичность могут также шланги двигателей в системах газоотведения и охлаждения. В изношенных шлангах или металлических трубопроводах со временем могут появиться трещины.
Часто яхтсмены пишут, что им для обнаружения протечки пришлось демонтировать детали конструкции лодки. При этом возможно даже придется распиливать внутреннюю оболочку корпуса, удалять обшивку или разбирать узлы. Счет идет на минуты, поэтому больше шансов на спасение будет у того, кто заранее позаботился о наличии тяжелых инструментов на борту. Пригодиться могут топор, лом и ножовка.
Проще, если пробоина возникла в результате столкновения лодки с другим судном, дрейфующим объектом или посадки на мель, тут обычно сразу понятно, в каком месте искать течь.
Однако иногда причины протечки могут стать для экипажа полной неожиданностью. Например, когда во время шторма якорь вырывается из крепления, и болтаясь на цепи, начинает разрушать корпус.
ГЕРМЕТИЗАЦИЯ ПРОБОИНЫ
Когда место протечки обнаружено, нужно проинформировать об этом команду и перекрыть отвертие подходящими подручными средствами или частью тела. Поскольку давление воды относительно небольшое, больших усилий тут не потребуется, хотя на метровой глубине давление воды и составляет 0,1 бар. Для сравнения: тузик накачивается до давления от 0,25 до 0,3 бар.
Когда течь остановлена или проникновение воды хотя бы сведено до минимума, да к тому же работают помпы, экипаж может «выдохнуть». Уровень воды в лодке будет постепенно снижаться, и схватка со временем будет выиграна.
После этого нужно надежно заделать место течи так, чтобы продержаться до ближайшего порта. Удобнее всего это сделать изнутри после того, как за борт вывешен пластырь, закрывший собой пробоину за счет давления воды. Для заделки течи подойдет брезент, работающий по тому же принципу традиционного парусинового пластыря: чтобы зафиксировать его в нужном положении, к нему с помощью петель или крепежных зажимов крепятся концы.
К таким действиям прибегли в итоге эксперты британского яхтенного журнала Yachting Monthly, когда в 2010 году во время тестов спасали 40-футовую яхту 80-х годов с искусственно сделанной пробоиной. Испытатели использовали только подручные средства, которые были на борту.
Глава «Катастрофа» («Untergang») в книге Das Crashtest-Boot (см. список литературы в центральной колонке), в которой яхта среди прочего садится на мель, горит и взрывается, заканчивается выводом, что даже правильно примененный кусок полиэтиленовой пленки в состоянии практически полностью герметизировать пробоину. А цена ему всего около 20 евро. Но при этом очень важно, чтобы был сброшен ход лодки! А вот почему это работает, объясняет простая физика. Экипаж закрывает пленкой пробоину, все остальное за него делает давление воды. Заведение пленки, как и осознание самого процесса непростые, поэтому требуются предварительная тренировка.
Далее нужно освободить место пробоины изнутри от всех предметов и обстройки, мешающих ее заделке, и тут без топора и пила вряд ли удастся обойтись. Как и чем лучше всего закрыть пробоину, зависит от конкретной ситуации и креативности экипажа, оперативно нашедшего подходящие для этого предметы. На все случаи жизни тут решения нет, как нет и стандартных инструментов под любую ситуацию. В идеальном случае пробоину заделывают изнутри при помощи эпоксидного ламината. Но более вероятно, что придется закрыть пробоину самодельным аварийным пластырем и клиньями, и вновь экипажу могут пригодиться топор и пила, поскольку при отсутствии брусьев, досок или клиньев придется использовать детали обшивки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ
Хотя яхта вполне может стать жертвой обстоятельств непреодолимой силы, владельцы судов, капитаны и экипаж должны стараться не допускать возникновения аварийных ситуаций на борту. Если все же это происходит, угроза должна быть вовремя распознана и устранена. Серьезная подготовка экипажа начинается еще до первого отхода яхты. По окончании инструктажа члены команды должны быть в курсе, где расположены бортовые фитинги, где хранится оборудование для работы в экстренной ситуации и уметь с ним работать. Экипаж должен также научиться работать с помпами и накладывать аварийный пластырь.
Наряду с упражнениями по предотвращению течи с помощью изолирующей пленки, инструментов и уплотняющего материала, каждый на борту должен точно знать, что он будет делать в экстренной ситуации. Обязанности распределяются заранее и совместно, фиксируются в письменном виде и регулярно отрабатываются. Кроме того, стоит пройти курс по безопасности, включающем в себя практическую часть по заделке пробоин.
Решающим фактором является также техническое состояние судна. Протечки чаще всего случаются на старых лодках. «В большинстве случаев причина – износ в соединениях шлангов и фитингов», – говорит Хольгер Флиндт, руководитель отдела возмещения ущерба самой крупной яхтенной страховой компании Германии Pantaenius. Это означает, что вся система водоснабжения, которая следует за забортным клапаном, должна регулярно подвергаться экспертной проверке. Шланги со временем отвердевают, в них появляются трещины и поры. Они могут перегнуться, а хомуты подвергнуться коррозии или ослабнуть.
Более молодые яхты серийного производства тоже нельзя назвать неуязвимыми. Скорее, наоборот. «В серийном производстве бортовые фитинги и забортные клапаны часто изготавливаются из латуни, – с сожалением отмечает Хольгер Флиндт. – Но латунь и соленая вода не подходят друг другу». Еще в 2012 году журнал YACHT предупреждал: «Простая латунь, то есть сплав желтого цвета из меди и цинка, в морской воде со временем начинает освобождаться от цинка, а если цинковый протектор разрушается, остается лишь красноватая пористая медная губка, которая практически не имеет механической прочности». При любой нагрузке, например, при открытии или закрытии, кран ломается. «Но, согласно директиве ЕС, подводящая воду арматура должна выдерживать бесперебойную эксплуатацию в течение пяти лет, и такая тоже выдерживает», – продолжает Флиндт.
Состояние лодки зависит не только от своевременно проведенного техобслуживания. Причиной протечки может стать и непрофессиональная установка подводящих морскую воду систем. Поэтому рекомендуется пристрастно и регулярно проверять всю арматуру, подведенную к забортным клапанам. Установлены ли гибкая подводка, обратные клапаны, свободны ли дренажные отверстия там, где требуется или где они должны быть согласно инструкции? Достаточна ли длина шлангов и закреплены ли они при помощи эксцентричных двойных хомутов? Достаточно ли глубоко установлен водосборник двигателя?
Пускай это звучит банально, но в экстренной ситуации может помочь даже чистота в трюме: во-первых, результат пробы воды на вкус будет очевиднее, а во-вторых, не засорятся насосы. Само собой, доступ в трюм должен быть свободным, ведь прочно прикрученные пайолы могут создать серьезную проблему при дефиците времени.
ОБОРУДОВАНИЕ
В случае возникновения течи наличие нужного оборудования может стать решающим фактором в спасении лодки. Наряду с наличием ручной и работающей от бортовой сети трюмных помп, рекомендуется установить также стационарный датчик уровня воды. Он вовремя объявит тревогу, если начнется затопление трюма.
Можно усовершенствовать систему откачки воды, дополнительно установив мощный роторный насос, который функционирует от вала работающего мотора. Кроме того, на рынке предлагается так называемый Emergency Pump – портативный механический мембранный насос двойного хода, который, согласно данным производителя Edson, откачивает около 300 литров воды в минуту.
Рекомендуется также закрепить подходящие чопики из мягкого дерева рядом с бортовыми фитингами – в экстренной ситуации они должны быть под рукой. Обязательны также дополнительные пробки для заделки пробоин и клинья. Острый топор, лом, тяжелый молоток, хорошая пила…. В многочисленных тестах хорошо зарекомендовали себя также уплотняющие массы, например, Leak Hero, и аварийные наборы с твердеющей под водой эпоксидной смолой. Но что из всего этого взять, каждый решает для себя сам. Самое главное – продемонстрировать все имеющееся аварийное оборудование вашей команде. Члены экипажа должны знать, что есть на борту на случай проникновения воды, где хранится оборудование и как с ним работать.
10 ПОМОЩНИКОВ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
ТРЮМОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
Как только уровень воды под пайолами начинает подниматься, прибор издает такой громкий сигнал тревоги, что каждый на борту поймет: что-то не так. Время – ваш противник, и действовать нужно очень быстро, пока не станет слишком поздно
РОТОРНЫЙ НАСОС
Работа стационарного аварийного насоса активируется нажатием кнопки и поддерживается работающим мотором. Производительность мотора – более 600 литров воды в минуту.
УПЛОТНИТЕЛЬ ПРОТЕЧЕК
Недавно на рынке появился надувной пластырь для заделки пробоин «Air-bob». Перемычка проходит через пролом корпуса, на ней закреплен проходящий через центр пластыря конец. Он натягивается и фиксируется на пластине, создавая таким образом противодавление. Пластырь должен покрывать собой всю пробоину.
ТОПОР И ФОМКА
Чтобы найти место протечки, возможно, придется быстро удалить обстройку. Лом и топор станут незаменимыми помощниками и в том случае, если нужно освободить место течи для возможности герметизации. Пригодиться могут также пила и молоток. Ошибочно считать, что на маленьких яхтах эти инструменты ненужный лишний груз.
СИЛИКОНОВАЯ ЛЕНТА
Самовулканизирующаяся силиконовая лента Rescue Tape может применяться для аварийного ремонта на сырых и загрязненных поверхностях, образуя воздухонепроницаемое и водостойкое уплотнение. Она подходит для герметизации трубопроводов и шлангов всех видов даже под водой.
ПЛАСТИЧНАЯ МАССА
Repair Stick – это двухкомпонентная пастообразная масса из эпокидной смолы. Компоненты в готовой дозировке смешиваются путем переминания. Готовая масса может применяться для герметизации самых разных материалов, в том числе и под водой.
УПЛОТНЯЮЩИЕ ПРОБКИ
Чопики из мягкого дерева продаются в наборах одного размера, поэтому очевидно, что одним набором тут не обойтись. При намокании пробки разбухают и хорошо уплотняют круглые отверстия с ровными краями.
АВАРИЙНЫЙ КОНУС
Аварийный конус Sta-Plug бывает и рифленым, поэтому, в отличие от деревянных заглушек, достаточно универсален и может с успехом применяться для герметизации отверстий любых форм. Материал можно обрезать до нужного размера.
УПЛОТНЯЮЩАЯ МАССА
Воскообразные массы, например, Stay Afloat или Leak Hero давно применяются в традиционном судоходстве в качестве средства для заделки протечек. Они предлагаются полностью готовыми к применению. При помощи таких уплотняющих масс можно в течение нескольких секунд загерметизировать протечки. Масса затвердевает на деревянных, металлических поверхностях и стеклопластике даже при льющейся на них воде и предназначена для герметизации самых разных видов протечек. Уплотняющие массы очень просты в применении, поэтому подходят и для непрофессионалов.
ЭПОКСИДНАЯ СМОЛА ДЛЯ ПОДВОДНЫХ РАБОТ
Ремонтный набор для изготовления эпоксидного ламината на сырой поверхности предлагают многие производители. Изображенный на фото набор содержит два компонента, но на рынке есть и смеси с готовой дозировкой.
СПАСИТЕЛЬНЫЙ ДУЭТ
Самыми подходящими для аварийного ремонта являются ламинат и эпоксидная смола. Эти материалы входят в заранее подготовленный аварийный набор (см. стр. справа). Но воду необходимо остановить снаружи
ОВОЩИ
Если пробоина круглая, как, например, на этом фото, иногда в качестве подсобного материала подойдет даже картофелина или морковь. Более надежна пробка из мягкого дерева, которая после установки разбухает
Сокращенный вариант. Полностью статья опубликована в Yacht Russia №11-12 (131), 2020 г.
Одну из самых больших опасностей для судна, находящегося в открытом море, представляет забортная вода. В связи с этим, важно уметь вовремя обнаружить место течи и устранить аварию в максимально короткие сроки.
Вероятные причины течи
Причины течи на яхте могут быть самыми разными. Чаще всего это механические повреждения, полученные в ходе эксплуатации судна:
- Посадка судна на мель, столкновение с рифами и подводными камнями.
- Столкновение с другими судами, навалы яхт друг на друга или на пирсы во время стоянки в порту.
- Столкновение со льдиной или ледовое сжатие судна, оставленного зимовать на воде.
- Физические перегрузки вследствие ударов волн о борта во время шторма.
- Слеминг – гидроудары носовой части яхты о воду при встречном волнении.
Пробоина в борту является наиболее частой и самой опасной причиной поступления забортной воды внутрь судна. Кроме этого, результатом протечек может быть какая-либо техническая неисправность — например, протекающие уплотнительные сальники, выход из строя запорной арматуры патрубков, пронизывающих борт яхты ниже ватерлинии, выпавшие клёпки и разошедшиеся швы корпуса.
Согласно официальной техдокументации, все пробоины подразделяются на четыре категории:
Классификация | Размер |
Малая | Менее 0,05 кв.м |
Средняя | От 0,05 до 0,2 кв.м |
Большая | От 0,2 до 2 кв.м |
Очень большая | Свыше 2 кв.м |
Вполне понятно, что подобное подразделение весьма условно. Пробоина, считающаяся небольшой для судна водоизмещением в тысячи тонн, может стать фатальной для малой парусной лодки. Это становится понятно, если учесть тот факт, что через пробоину диаметром в 5 см внутрь судна может поступать от 50 до 100 л воды в минуту. Объём поступления зависит не только от размера, но и от расположения пробоины, (находится она на корме или в носовой части), а также на каком расстоянии от ватерлинии. Напор воды через носовую пробоину увеличивается за счёт поступательного движения яхты. Кроме этого, напор через пробоину, расположенную ближе к килю будет выше за счёт давления воды.
Обнаружение места аварии
В связи с тем, что любая течь представляет угрозу живучести небольшой яхты, экипажу при первых же признаках протечки нужно принять все меры по её устранению. Основная проблема в данном случае заключается в сложности обнаружения места течи, особенно если оно уже оказывается скрыто водой.
Если поступление воды небольшое и не угрожает плавучести судна, а сама яхта имеет малые размеры, то можно воспользоваться простым способом. По прибытии к причалу нанять автокран, не откачивая воду, приподнять лодку в воздух на полчаса. В результате можно легко обнаружить места протечки по ручейкам и каплям на корпусе: набравшаяся внутрь корпуса вода будет покидать его теми же путями, по которым попала внутрь. Кроме сквозных пробоин, в зависимости от типа и конструкции судна это могут быть:
- Потерявшая герметичность набивка сальников гребного винта, руля, забортных патрубков, датчиков и т.д.
- Выскочившие клёпки металлической обшивки, разошедшиеся швы.
- У стеклопластиковых моделей возможны микротрещины на корпусе, незаметные с первого взгляда.
- У швертботов – вышедший из строя уплотнитель выдвижного киля.
Если протечка имеет значительные масштабы, то создаётся реальная угроза сохранности яхты и жизни экипажа. Особенно велика эта угроза, когда судно находится вдали от берега, в открытом море.
В данном случае команда яхты должна действовать немедленно, согласно следующей инструкции.
- Самым первым шагом следует сбросить ход: остановить двигатель, убрать паруса. Это необходимо, чтобы по возможности уменьшить встречное давление набегающей волны.
- Одновременно с этим нужно приступить к удалению воды из трюма с использованием всех имеющихся на борту средств: механических и ручных помп, вёдер, черпаков, банок и т.д. К этой работе привлекаются все члены экипажа, свободные от других экстренных работ. Немедленная откачка воды позволит не только сохранить плавучесть судна, но и даст возможность быстрее обнаружить место течи.
- На предмет пробоины обследуется весь корпус, от носа до кормы. Найти относительно крупную пробоину можно по характерному журчащему звуку, а если она скрыта под слоем воды, то по фонтанирующим струям, водоворотам, расходящимся по поверхности течениям и т.д. При обследовании не стоит жалеть внутреннее убранство яхты – при малейшем подозрении на расположение места пробоины, вскрывайте полы, отдирайте обшивку кубриков, демонтируйте мебель и т.д.
- При поиске протечки особое внимание уделите тем местам ниже ватерлинии, где сквозь борт проходят различные детали и механизмы: патрубки водозабора, гребные винты, датчики. Осмотрите все запорные вентили и набивку сальников.
- Когда поступление воды значительно и создаёт потенциальную угрозу плавучести яхты, шкипер должен подать в эфир сигнал бедствия. В зависимости от тяжести положения, это может быть PAN PAN (потенциальная опасность гибели судна), либо May Day (непосредственная угроза жизни команды).
После обнаружения места течи предпринимается весь комплекс мер по скорейшей заделке пробоины или устранению прочих неисправностей, ставших причиной поступления в трюм забортной воды.
Лучшая защита – профилактика
Давно известно, что гораздо легче предотвратить происшествие, чем бороться с его последствиями. Если вы владелец собственной яхты, то имеете примерное представление о нахождении «слабых звеньев» в конструкции своей лодки. Перед каждым выходом в море следует производить внутренний осмотр судна на предмет обнаружения скопления воды под пайолами, герметичности набивки сальников, работы кранов патрубков. Если же вы берёте яхту в чарт, то не поленитесь при чек-ине хорошенько ознакомиться с расположением потенциально опасных мест, не стесняйтесь задавать вопросы представителю судовладельца относительно внутреннего устройства яхты.
Во время эксплуатации судна следует помнить, что каждый сильный удар о причальную стенку, о пришвартованные рядом яхты, о подводные камни, посадка на мель, чреваты образованием небольших течей. Причиной могут быть выскочившие клёпки, трещины в пластике корпуса, расхождение сварных швов и т.п. Поэтому, после каждого подобного происшествия, пусть на ваш взгляд и незначительного, не поленитесь обследовать место удара. Даже небольшое ослабление конструкции корпуса может сыграть плохую шутку при попадании яхты в серьёзный шторм.
У меня Амур 1, правда переделанный, тоже была течь, но помпа справлялась, перед сезоном вскрывал пол, наливал воды, одна вылетевшая клепка и несколько пропускающих, клепки там мощные, обычными клепкамис инструментом клепочником не решился клепать, болт – гроувер- шайба из нержавейки на герметик, пропускающие клепки вдвоем подстучали, изнутри зачистил полностью от старого герметика, похожего на прорезиненную хрень какую то, герметиком для автомобильных стекол шпателем потолще слоем промазал, пятый сезон, полет нормальный, лодка весь сезон на воде на гребном стоит не вытаскиваю. Кстати герметик одна туба осталась, если понадобится могу отдать.
Изменено 28 Июля 2014 пользователем Сергей 1977