Как найти температуру воздуха география 6 класс

Практический материал для урока географии в 6 классе – УМК: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Для рассмотрения предлагаются задачи по теме «Температура воздуха».

Решение географических задач способствует активному усвоению курса географии, формирует общеучебные и специальные географические навыки. 

Цели:

– развитие умений высчитывать температуру воздуха на разных высотах, вычислять высоту;

– развитие способностей анализировать, делать выводы.

Как изменяется температура с высотой?

При изменении высоты на 1000 метров (1 км) температура воздуха изменяется на 6°С (при увеличении высоты температура воздуха понижается, а при уменьшении – повышается).

Географические задачи:

1.На вершине горы температура -5 градусов высота горы 4500 м. Определите температуру у подножия горы?

Решение:

На каждый километр вверх температура воздуха понижается на 6 градусов, то есть, если высота горы 4500 или 4,5 км получается, что:

1) 4,5 х 6 = 27 градусов. Это значит, что на 27 градусов понизилась температура, а если на вершине   – 5 градусов, то у подножия горы будет:

2)  – 5 + 27 = 22 градуса у подножия горы

Ответ: 22 градуса у подножия горы

2.Определите температуру воздуха на вершине горы 3 км, если у подножия горы она составила + 12 градусов.

Решение:

Если через 1 км температура понижается на 6 градусов, следовательно

1) 3 х 6 =18

2) 12-18 = – 6

Ответ: – 6 градусов на вершине горы

3. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30°С, а у поверхности Земли +12°С?

Решение:

1) -30 – 12= 42

2) 42: 6 = 7 км

Ответ: самолёт поднялся на высоту 7 км

4. Какова температура воздуха на вершине Памире, если в июле у подножия она составляет +36°С? Высота Памира 6 км.

Решение:

1) 6 х 6 = 36

2) +36 – 36= 0

Ответ: 0 градусов на вершине горы

5. Определите температуру воздуха за бортом самолета, если температура воздуха у поверхности земли равна 31 градус, а высота полета – 5 км?

Решение:

1) 5 х 6 = 30

2) 31 – 30 = 1

Ответ: 1 градус температура за бортом самолета

Самое резкое изменение температуры воздуха было зафиксировано 22
ноября 1943 года в горном массиве Блэк-Хилс, штат Южная Дакота,
в США. В течение двух минут она поднялась от -200С до +70С.
Спустя несколько часов она упала с +120С до -200С.

С
температурой воздуха мы сталкиваемся постоянно, но задумывались ли вы, как её
определяют и от чего она зависит, ведь таких резких перепадов температур, как в
Южной Дакоте в России не встречается? Сегодня это и будет темой нашего
урока.

Давно установлен тот факт, что воздух
нагревается не от проходящих через него солнечных лучей, а от поверхности
Земли, которую они нагревают. Вы уже знаете, что, суша и вода
прогреваются по-разному. Так, суша нагревается и остывает быстрее, чем
вода.

Как же измеряют температуру воздуха?

Это делают при помощи специального прибора
термометра. Практически у каждого из вас он есть дома. Но для того,
чтобы термометр показывал правильную температуру воздуха, его необходимо правильно
расположить. Так, термометр, расположенный прямо под прямыми солнечными лучами,
покажет температуру не воздуха, а температуру нагревания самого прибора.
Поэтому для получения верных значений температур, термометр всегда необходимо
вешать с северной стороны, там, где всегда тень.

Интересно, что первым изобретателем
термометра считают Галилео Галилея. В 1597 году он изобрел прототип
термометра – термоскоп. Он представлял собой стеклянный шарик с
припаянной к нему трубкой. Шарик нагревали, и конец трубки опускали в воду.
Через некоторое время, когда воздух в шарике немного охлаждался, вода в трубке
поднималась вверх. Когда же температура воздуха в шарике повышалась, уровень
воды в трубке понижался. Однако у такого прибора не было шкалы, которая бы
позволяла судить о показаниях температуры. Поэтому при помощи термоскопа можно
было судить только об изменении нагретости тел.

На метеорологических станциях температуру
воздуха измеряют при помощи термометров, помещенных в специальные будки.
Они представляют собой деревянные будки, окрашенные в белый цвет с
жалюзи
. Располагают их на высоте двух метров над поверхностью Земли.
Делают это для того, чтобы на показания термометра не влияла температура почвы
и для защиты прибора от дождя и снега и от прямых солнечных лучей.

Для того, чтобы спрогнозировать погоду,
температуру воздуха измеряют в течение суток. Это делают по той причине,
что в течение дня температура воздуха не остаётся постоянной, а изменяется.

Как это происходит?

Утром всегда прохладно,
потому что земная поверхность еще не прогрета солнечными лучами. После восхода
Солнца
солнечные лучи постепенно прогревают Землю, которая спустя некоторое
время начинает отдавать своё тепло воздуху. Его температура постепенно начинает
повышаться. В полдень солнечные лучи максимально прогревают земную
поверхность. В это время воздух продолжает получать тепло от земной
поверхности, но его максимальная температура наблюдается не в 12 часов
дня, а только через два часа после полудня, так как полученное тепло
Земля отдает воздуху с запозданием. Поэтому и максимальная температура наблюдается
в 14 часов дня. После полудня Солнце в меньшем количестве
нагревает земную поверхность, и температура воздуха начинает постепенно падать.
Самая низкая температура отмечается перед рассветом.

Такой суточный ход температуры воздуха
зависит от угла падения солнечных лучей. Чем этот угол больше, тем
больше прогревается земная поверхность, а значит, и сильнее будет прогреваться
воздух.

Но бывают и такие случаи, когда
температура воздуха повышается ночью, а днём понижается. На
правильный суточный ход температуры воздуха тогда влияют воздушные массы,
приходящие с Атлантического или с Северного Ледовитого океана. Если на земную
поверхность приходят воздушные массы с Атлантического океана, то они
приносят потепление воздуха. Если же над земной поверхностью начинают
господствовать воздушные массы с Северного Ледовитого океана, то, как
правило, они приносят похолодания.

Разницу между самой высокой и самой низкой
температурой воздуха называют амплитудой температуры. Например, если в
течение дня максимальная температура достигала +200С,
а минимальная +90С, то амплитуда температур составила 110С.
Если же максимальная температура воздуха составляла +80С,
а минимальная -20С, то амплитуда температур составила 100С.

Для того, чтобы можно было сравнить
температуру разных суток между собой, определяют среднюю суточную
температуру воздуха
. Для этого находят сумму температур, наблюдаемых
в течение дня, и делят на количество её измерений. Если в течение дня
наблюдались как положительные, так и отрицательные температуры воздуха, то для
определения среднесуточной температуры необходимо определить сумму всех положительных
температур
, а затем сумму всех отрицательных температур. Из наибольшей
суммы вычесть наименьшую. Полученную величину разделить на количество
измерений температуры
в течение дня, и у полученного частного поставить
знак делимого.

Например, в течение суток зафиксированы
следующие температуры воздуха. Тогда
для определения среднесуточной температуры воздуха необходимо определить сумму
положительных температур: +240С. Сумму отрицательных температур: -80С. Найти разницу между самым
высоким и самым низким значением температуры: 160С. Тогда среднесуточная температура
воздуха равна +160С разделить на 80С,
получим 20С.

Изменение среднесуточных температур можно
отобразить наглядно, построив график суточного хода температур воздуха.
Для этого на координатной плоскости, на вертикальной оси откладывают температуру
воздуха
. Например, одна клетка – это 10С. А на
горизонтальной оси
откладывают часы измерений температуры.

Например, 1,5 см будут отражать один
срок наблюдений
. При пересечении значений градусов и часов измерений ставят
точки. Затем все точки соединяют плавной линией. Получился график
суточного хода температур воздуха.

Например, построим график суточного хода
температур по следующим показаниям. На
вертикальной оси
отложим значение температуры воздуха в 0 часов -30С,
а на горизонтальной оси отложим 0 часов. На пересечении этих
значений поставим точку. Так поступаем и при отложении значений
температур для других часов суток. Соединяем полученные точки плавной линией.
Получили график хода суточных температур воздуха.

Но температура воздуха изменяется не
только в течение суток. Значительные её изменения происходят и в течение
года
. Особенно это хорошо прослеживается на территории нашей страны.

Летом наблюдаются самые
высокие температуры
воздуха, потому что земная поверхность очень сильно
прогревается днём, а ночью не успевает охладиться. Осенью и зимой
температуры воздуха намного ниже, а весной они снова начинают повышаться.
Причиной такого изменения температур в течение года является угол
падения солнечных лучей
. Чем более отвесно они падают, тем сильнее
прогревается земная поверхность.

Например, у экватора в течение года
наблюдаются высокие температуры воздуха, потому что здесь солнечные
лучи
падают на земную поверхность под углом 900С. Но чем
дальше от экватора, тем угол падения становится меньше, а, значит, и земная
поверхность получает намного меньше тепла, чем на экваторе. В приполярных
областях
угол падения солнечных лучей составляет 23,50С,
поэтому здесь в течение года всегда очень холодно.

Для того, чтобы можно было сравнить
температуры воздуха различных месяцев, определяют среднемесячную температуру
воздуха
. Для того, чтобы её вычислить, необходимо сложить среднесуточные
температуры воздуха месяца и разделить полученное значение на количество дней в
месяце.

Если сравнить значения среднемесячных
температур воздуха, то получится, что самым тёплым месяцем в году
является июль, а вот самым холоднымянварь.

В южном полушарии
наоборот, январь является самым тёплым месяцем, а июльсамым
холодным
.

А вот над акваторией океана самым тёплым
месяцем
является август, а самым холоднымфевраль,
потому что вода прогревается и охлаждается медленнее, чем суша.

Значения среднемесячных температур также
можно показать наглядно, построив график годового хода температур.

Для этого на координатной плоскости, на
вертикальной оси
откладывают среднемесячные значения температур, а на
горизонтальной
название месяцев.

Для примера построим график годового хода
температур в Москве, имея следующие значения среднемесячных температур
воздуха. На вертикальной оси откладываем температуру января -90С,
а на горизонтальной оси откладываем название месяца январь.
При пересечении этих значений ставим точку. Таким же образом поступаем и при
отложении значений температур для других месяцев. Получили график годового хода
температур воздуха.

Среднемесячные температуры воздуха в одном
и том же месте не остаются постоянными, а меняются из года в год.
Например, в один год среднемесячная температура июля составляла +180С,
потому что было очень тепло, а в другой год в это же время температура составила
+140С, потому что постоянно шли дожди.

Для того, чтобы можно было сравнить
температуру за месяц в разных пунктах, определяют среднюю многолетнюю
температуру воздуха месяца
. Для этого определяют сумму средних месячных
температур
за несколько лет и делят на количество этих лет. Зная эту
величину можно подсчитать среднюю годовую температуру определённого пункта на
Земле.

Подведём итоги.

Воздух прогревается от земной поверхности.
Его температуру определяют при помощи термометра.

В течение суток температура постоянно
изменяется: ее максимальные значения наблюдаются в 2 часа дня, а минимальные
перед рассветом.

Для того, чтобы можно было сравнить
температуры разных суток, вычисляют среднесуточную температуру воздуха.
Главной причиной изменения значений температур является изменение
угла падения
солнечных лучей: чем больше угол, тем больше прогревается
земная поверхность, а значит, и воздух.

Для сравнения температур за месяц
вычисляют среднемесячные температуры воздуха. По их значениям определяют
годовой ход температур. Для того, чтобы можно было сравнить температуру воздуха
в различных пунктах, определяют среднюю многолетнюю температуру воздуха
месяца
. Зная ее, можно вычислять среднюю годовую температуру пункта.

Существуют различные единицы измерения температуры: Цельсия ((°)С), Фаренгейта ((°)F), Кельвина (К).

По данным измерений вычисляют среднюю, максимальную и минимальную температуру воздуха.

Максимальная температура — самая высокая температура воздуха за определённый период.

Минимальная температура — самая низкая температура за данный период.

Средняя температура — средний показатель температуры за год, месяц, неделю, сутки. Вычисляется сложением показателей измерений и делением на количество измерений.

Амплитуда температур — разница между максимальной и минимальной температурами за данный период времени.

Максимальная температура воздуха на планете зафиксирована в Африке, около города Триполи (Ливия) — (+57,8) (°)С.

Тема урока: температура воздуха

Образовательно-воспитательные задачи урока:

сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности, научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой  солнца над горизонтом в течение суток, сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха, продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.

Тип урока: изучение нового материала

Методы ведения урока: рассказ, беседа, фронтальный опрос, составление схемы, работа с учебником и с иллюстративным материалом, выступления учащихся с сообщениями, подготовка к практической работе.

Оборудование:

учебник географии для 6 класса под ред. Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И., термометр уличный, термометры раздаточные и демонстрационный, физическая карта полушарий, атласы, компьютерная презентация  « Температура воздуха»

Ход урока

1 Организационный момент – 1 мин.

2.  Актуализация знаний учащихся: устный опрос – 6 мин
3.  Изучение новой темы

а) изучение устройства и применения термометра – 5 мин.
б) изучение  зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом – 3 мин.
в) изучение изменения температуры воздуха с высотой – 5 мин
г) изучение зависимости температуры воздуха от географической широты – 4 мин
д) изучение изменения температуры воздуха по времени – 3 мин
е) определение амплитуды колебания температуры воздуха – 3 мин.
ж) определение средних температур – 6 мин.

4.  Заключение и оценка знаний – 4 мин.
5.  Домашнее задание – 5 мин.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний:

Устный опрос:

– Ребята, какую тему мы с вами начали изучать на прошлом уроке?
( Мы начали изучать тему « Атмосфера»)
– А что мы называем атмосферой? Слайд №2
( Атмосфера – это газообразная оболочка Земли)
– Из чего состоит атмосфера?
( Атмосфера состоит из смеси газов, водяного пара, примесей)
– Какие газы составляют атмосферу?
( Атмосферу составляет азот- 78%, кислород – 21%, инертные газы – 1%, углекислый газ – 0,03% и прочие)
– А кто впервые обнаружил, что атмосферный воздух это смесь газов?
( Французский ученый Лавуазье)
– Какие небесные тела тоже имеют атмосферу?
( Марс, Венера – много углекислоты, гелия. Юпитер – метан, углеводороды)
– Из каких слоев состоит атмосфера? Слайд №5
( Атмосфера состоит из слоев: тропосферы, стратосферы, ионосферы, экзосферы, мезосферы)
– Чем отличаются эти слои?
( Дается характеристика каждого слоя с помощью таблицы, составленной на прошлом уроке)
– Почему атмосферу называют одеждой Земли?
( Потому что атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания и охлаждения. Подобие стекла в парниках: то есть пропускает солнечные лучи и препятствует отдаче тепла. Защищает от космических частиц – пыли и метеоритов. Также предохраняет от губительного воздействия на живое ультрафиолетовых излучений Солнца).
– Что было бы, если бы атмосфера Земли «улетучилась»?
( Стало бы также безжизненно, как на Луне, царило бы безмолвие, так как звуки без воздуха распространяться не могут)
– Как выглядит атмосфера из космоса?
( Атмосфера Земли выглядит светло-голубым ореолом, постепенно сливающимся с непроницаемой темнотой межпланетного пространства.)
– В каком слое атмосферы происходят погодные явления?
( В тропосфере)
– Какие явления в тропосфере изучают метеорологи?
( Температуру воздуха, почвы, скорость и направление ветра, облачность, количество и характер осадков, атмосферное давление)
– Откуда произошло название метеорология?
( От греческого слова « метеора», что означает « небесное явление»)
– Есть ли метеостанция в нашем городе?
( Нет, но ближайшая метеостанция находится в 18 км – ст. Раевский)
– Какие приборы используют на метеостанции? Слайд №6
( термометр, анемометр, флюгер, барометр, облакомер и т.д.)

3.Изучение новой темы

Изучение устройства и применения термометра
– Вы уже знаете, с помощью какого прибора измеряют температуру воздуха?
( С помощью термометра)
– Расскажите, как устроен термометр?  Слайд №8
( Термометр представляет собой капиллярную трубку, припаянную к резервуару, наполненному жидкостью: ртутью или спиртом. Капиллярная трубка прикреплена непосредственно к планке, на которую нанесена шкала термометра)
– Ребята, а кто изобрел термометр?
( Шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году)
– А кто заметил особенности измерения  температуры воздуха на метеостанции? Слайд №7
( На высоте 2 метра в специальной будке. В эту будку легко проникает  воздух, но солнечные лучи не попадают)
– Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?
( Нельзя, потому что термометр, находящийся под прямыми лучами солнца, показывает на сколько градусов нагрелся сам прибор)

Изучение зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом

– Что является источником света и тепла на Земле?
( Источником света и тепла на Земле является Солнце)
– Зависит ли температура воздуха от высоты Солнца над горизонтом? Слайд №4
( Да, чем выше положение Солнца, тем больше тепла получает территория. Солнечные лучи, падая под прямым углом, буквально заливают теплом экваториальные области Земли. Полярным же областям достаются лишь косые солнечные лучи, рассеивающиеся по большой площади и несущие мало тепла)
– Так от чего же нагревается воздух?
( Воздух нагревается от нагретой Солнцем земли)
– Почему так происходит? Сравните температуру оконного стекла и подоконника в солнечный день и сделайте свои выводы.
( Потому что солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу, но зато нагревают поверхность Земли)

Изучение изменения температуры воздуха с высотой

– Ребята, как вы думаете, почему в горах всегда холодно, даже если эти горы находятся в теплых поясах? За бортом самолетов, летящих высоко над землей тоже всегда холодно.
( Потому что с высотой температура воздуха снижается)
– Но температура воздуха с высотой понижается не так, как ей захочется, а подчиняясь определенному закону. С помощью рис 110 учебника, сформулируйте этот закон и запишите в тетрадь
( При подъеме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 С на каждом километре подъема). 

Попробуйте решить задачу:
– Определите температуру воздуха за бортом самолета, если температура воздуха у поверхности земли равна 20С, а высота полета – 3 км?

Ход решения:

Дано:                                                         Решение:
Т -1(на поверх.)   20С                            1) 3*6=18
h- 3 км                                                         2) 20-18=2

Ответ: температура за бортом самолета : 2С

Найти:
Т-2  (за бортом )- ?

Изучение изменения температуры в зависимости от географической широты

– От чего зависит количество света и тепла, приходящееся на участок поверхности земного шара? Слайд №4
( Это зависит от угла падения солнечных лучей. Чем более отвесно падают лучи, тем больше тепла получает земная поверхность)
– Какая закономерность при этом прослеживается?
( Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения)

Изучение изменения температуры во времени

– Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью не получает его вовсе. Вот в чем причина суточной изменчивости. Слайд №3

– Так в какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей?
( Выше всего после полудня, так как земная поверхность уже нагрелась и начинает отдавать тепло воздуху. Ниже всего бывает в утренние часы. В это время и земля, и воздух остывают, а солнечных лучей пока нет)
– Объясните, когда может нарушиться правильный суточный ход температуры?
( При неожиданном перемещении воздуха, например, летом, при вторжении холодных масс воздуха с Северного ледовитого океана начинается похоладание)
–  Почему зимой холоднее, чем летом?
( Зимой солнце не так высоко поднимается над горизонтом)
– В какое время года день длиннее?
( Летом день длиннее, так как Солнце больше находится над горизонтом)

Обучение приему определения амплитуды колебания температуры воздуха

– Итак, в течение суток мы можем зафиксировать наибольшую и наименьшую температуру воздуха. Разница между ними называется амплитудой колебания температуры воздуха за сутки.
– С помощью учебника определите значение этого слова?
( В переводе оно означает « величина отклонения»)
– Попробуем вывести формулу:
А = Т мах – Т мин
– Поработаем с раздаточными термометрами. Допустим, максимальная температура воздуха за сутки была 3°С, а минимальная -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры?

А = 3 – ( – 6) = 9 С

– Амплитуду также  можно вычислять за неделю, месяц, год. Вычислите самостоятельно амплитуду по следующим данным:

T max

9

3

-7

T min

5

-3

-1

амплитуда

4

6

6

– Сделаем вывод – разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха за какой-то промежуток времени называют амплитудой колебания температуры

Обучение приему определения средних температур

– Для того, чтобы можно было сравнивать температуру воздуха одних суток с температурой других, наблюдатели выводят среднесуточные температуры воздуха.
– Как  рассчитываются средние величины, среднеарифметическое?
( Чтобы рассчитать среднее арифметическое нескольких чисел, нужно эти числа сложить и разделить на их количество)
– Попробуйте вычислить среднесуточную температуру воздуха за 24 января 2007  года по данным Раевской метеостанции:

21ч

00ч

03ч

06ч

09ч

12ч

15ч

18ч

среднесуточная
температура

-2,8

-4,2

-5,3

-7,3

-9,3

-9,0

-9,5

-13,6

? ( -7,6С)

– А как  можно узнать среднемесячную температуру?
( Сложить среднесуточные температуры за месяц и разделить полученную сумму на количество дней в месяце)
–  Среднемесячные температуры дают представление о ходе температуры в течение года. Как  же вычислить среднегодовую температуру? Слайд №9
( Сложить среднемесячные температуры и полученную сумму разделить на 12)
– Объясните, посему средняя температура одного и того же месяца на одной и той же территории в один год выше, а в другой год ниже?
( Это зависит от воздушных масс)

4.Заключение и оценка знаний учащихся

– Какую тему сегодня мы изучили?
– Какие новые термины вы узнали?
– Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

5. Домашнее задание

1. Повторить по учебнику  параграф 19
2. Повторить и уметь комментировать записи в тетради
3. Вычислите среднесуточную температуру воздуха по данным Раевской метеостанции за 18 февраля 2007 года:

21ч

00ч

03ч

06ч

09ч

12ч

15ч

18ч

среднесуточная
температура

-18,7

-20,1

-21,9

-24,3

-24,1

-21,9

-21,7

-23,7

? (-22,05С)

4. Выполнить задания № 2,6 в учебнике на стр.126
5. Найти рекорды температур:

– Самая высокая температура на Земле? ( В Северной Африке, в районе города Триполи – 58,2С)
– Самая низкая температура на Земле?( На антарктической станции « Восток» –89,2С)
– Самая высокая температура в России? ( В районе города Волгограда 43С)
– Самая низкая температура в России? ( В  Оймяконе в Якутии – 71,2С)
– Вычислите амплитуду колебания температур на Земле и в России по этим данным.

Приложение

Список использованной литературы:

  1. Бахчиева О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: метод. пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П.Неклюковой « Начальный курс географии. 6 класс» .М.: Дрофа, 2007.
  2. Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.-2-е изд.-М.: ООО «ТИД « Русское слово-РС», 2008.
  3. География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства, авт.-сост. А.Б.Моргунова.- Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Постникова М.В. Физическая география: Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.- (Портфель учителя).
  5. Юрков П.М. Дидактический материал по физической географии: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1990.

АЛГОРИТМ решения задач  по теме: “Температура воздуха”

Текст  Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 00 расположены деления с положительной температурой, а ниже 00 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой. Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Запись определения понятия суточная амплитуда температуры воздуха в тетрадь.

Время

Температура воздуха

6 часов

– 80 С

10 часов

– 70 С

14 часов

+10 С

18 часов

00

22 часа

– 40

Учитель. Давайте научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха по следующим показаниям термометра:

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

  1. Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха; это в   14 часов 
  2. Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;  это в 6 часов 
  3. От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха.  
  4. Запись решения учащимися в тетрадь.

+10С – (–80С) = 90С.

Учитель. Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха. Стр.110т учебника

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

Время

Температура воздуха

6 часов

– 80 С

10 часов

– 70 С

14 часов

+10 С

18 часов

00

22 часа

– 40

  1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;  выделенные строки
  2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;  не выделенные строки
  3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
  4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.  т.к у нас всего пять измерений то. на 5  

Запись решения учащимися в тетрадь     – 80С + (– 70С) + (– 40С) = – 190С.

0 + 10С = + 10С.                – 190С + 10С = – 180С.                     – 180С : 5 = – 3,60С.

Учитель. Округлим наши подсчеты и получим в ответе: среднесуточная температура воздуха равна – 40С. Пользуясь имеющимися у вас температурными показателями, определите среднесуточную температуру воздуха.

Практическая работа  к уроку т температура воздуха        В-1  

Задание 1 определите географические координаты следующих объектов:

Географические координаты

Название географического объекта

Широта

Долгота

36 ° ю.ш

56° с.ш.

150° в.д

38° в.д.

Задание2 ответить на вопросы прочитав параграф 36 стр.108-111

  1. Как нагревается воздух ?__________________________
  2. С помощью какого прибора измеряют температуру воздуха?___________________________
  3. Выпишите определение «Суточной амплитуды температуры воздуха это……» стр.110 учебника
  4.  Дайте определение « Средняя суточная температура это……» стр.110 учебника

Задание 3 .Определите среднюю  суточную температуру воздуха по алгоритму

6 час

10 ч

13ч.

19ч.

 -100С

-80С

+2  0С

-70С

 Решение ; ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________задание Задание 4 .Определите суточную  амплитуду температуры  воздуха по алгоритму

6 час

10 ч

13ч.

19ч.

 -100С

-80С

+2  0С

-70С

Решение ; ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Практическая работа  к уроку т температура воздуха        В-2  

Задание 1 определите географические координаты следующих объектов:

Географические координаты

Название географического объекта

Широта

Долгота

60° с.ш

43° 30′ с.ш

30°в.д

42°30’в.д.

Задание2 ответить на вопросы прочитав параграф 36 стр.108-111

  1. Как нагревается суша и вола ? ________________________________
  2. Почему для измерения температуры воздуха термометр необходимо поместить  в будке или в тени? ________________________________________________________________
  3. Выпишите определение «Суточной амплитуды температуры воздуха это……» стр.110 учебника
  4. Дайте определение « Средняя суточная температура это……» стр.110 учебника

Задание 3 .Определите среднюю  суточную температуру воздуха по алгоритму

6 час

10 ч

13ч.

19ч.

 -70С

+20С

+40С

-30С

Решение ; ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Задание 4 .Определите суточную  амплитуду температуры  воздуха по алгоритму

6 час

10 ч

13ч.

19ч.

 -70С

+20С

+40С

-30С

Решение ; ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Добавить комментарий