Как найти тему басни

  • Начало
  • Галерея
  • Артклуб
  • Магазин
  • Новости
  • Форум

Темы и сюжеты басен Крылова 206 слов

  •  
  •  0

И. А. Крыловым было написано более двухсот басен. Почти треть — это каверы басен Лафонтена и Эзопа. Остальные созданы им самим. Но весь басенный массив распределяется на три блока:

  1. обличение человеческих пороков и недостатков;
  2. обыгрывание социальных недостатков;
  3. история в басенной форме.

Наиболее известны басни первого блока. Качества характера, которые вскрывает их содержание, гораздо легче узнаются в соседе. Но их очень тяжело признать у себя.

Так глупость, невежество проработаны в басне «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ларчик»; мелочность, въедливость — в басне «Любопытный»; стремленье хвастаться, лживость, подобострастие перед всем иностранным — в басне «Лжец»; тщеславие, льстивость, стремление угождать — в «Вороне и лисице», «Две собаки», «Лжец»; хвастовство, тщеславие — в «Демьяновой ухе».

Эгоистичность, бессердечность, равнодушие — «Лягушка и Юпитер», «Чиж и голубь». Скупость, алчность — «Фортуна и нищий». Легкомысленность — «Кукушка и горлинка». Крестьянская мудрость показана в басне «Крестьянин и змея».

Басни второго блока, вскрывающие социальные язвы, содержат образы взяточников, мздодавцев, хитрецов, глупцов на должностях. Этот басенный массив представляют такие басни, как «Крестьянин и овца», «Лисица и сурок», «Рыбьи пляски», «Щука». Образы животных-аватаров, выбранных на эти роли, очень точны. Лиса — плут, взяточник; овца — святая простота; лев — верховная власть и защитник.

Басни третьего блока привязаны к историческим событиям и затрагивают в основном войну 1812 года. Это «Волк на псарне», «Обоз» (герои Кутузов и Наполеон), «Щука и кот» (адмирал Чиграков), «Квартет» (заседание Госсовета).

Басня «Кукушка и петух» посвящена журналистам Греча и Булгарину. А «Воспитание льва» содержит прозрачный намек на Александра I и его царедворцев.

dermi74@etxt


    Кому понравилось

    Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать сочинять басню.

    Содержание статьи

    • Что такое басня?
    • Как сочинить басню: идея
    • Почитайте басни классиков
    • Придумайте героев басни
    • Визуализируйте персонажей и сюжет
    • Конфликт
    • Придумайте сюжет и диалог
    • Сформулируйте мораль
    • Отложите басню в стол

    Что такое басня?

    Басня — это короткое поэтическое аллегорическое произведение, которое выражает (в классической форме) одну нравоучительную мысль.

    Герои классической басни:

    • Животные;
    • Растения;
    • Предметы.

    Басня — это высказывание автора, урок читателю.

    Знаменитые произведения баснописцев могут вдохновить читателя на написание собственного произведения в этом жанре. Также это нередко делают школьники и студенты литературных ВУЗов. Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать.

    Как сочинить басню: идея

    Прежде, чем писать басню, надо задуматься, зачем автор это делает? Какую мысль хочет донести до читателя? Герои басни должны получить урок. Чему они научатся?

    Рассмотрим басню И. А. Крылова «Мартышка и очки»

    Мартышка к старости слаба глазами стала;

    А у людей она слыхала,

    Что это зло еще не так большой руки:

    Лишь стоит завести Очки.

    Очков с полдюжины себе она достала;

    Вертит Очками так и сяк:

    То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

    То их понюхает, то их полижет;

    Очки не действуют никак.

    «Тьфу пропасть! — говорит она,- и тот дурак,

    Кто слушает людских всех врак:

    Всё про Очки лишь мне налгали;

    А проку на-волос нет в них».

    Мартышка тут с досады и с печали

    О камень так хватила их,

    Что только брызги засверкали.

    К несчастью, то ж бывает у людей:

    Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

    Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

    А ежели невежда познатней,

    Так он ее еще и гонит.

    Идея басни заключается в обличении человеческих невежества и гордыни. В руки к мартышке попал действительно нужный предмет, но она не смогла им воспользоваться и, вместо того, чтобы попросить совета, сочла, что ее обманули, а очки — бесполезны.

    Прежде, чем писать басню, надо определиться с ключевой мыслью произведения.

    Автор может обличать:

    • Жадность;
    • Глупость;
    • Подлость;
    • Скупость и другие пороки.

    Почитайте басни классиков

    Творчество баснописцев, живших в разные времен, сильно различается. У каждого можно почерпнуть интересные идеи и мысли. Постарайтесь не копировать полностью стиль классика, но возьмите на вооружение интересные приемы, которыми пользовались Эзоп, Жан де Лафонтен, И. А. Крылов, А. Сумароков и другие.

    Придумайте героев басни

    Кто будет раскрывать конфликт произведения? Постарайтесь выбрать того, с кем читателю будет проще себя ассоциировать. По законам жанра герои обычно просты, это не сложные многогранные персонажи. Постарайтесь также не вводить лишних героев. Басня — это короткое высказывание, не предполагающее обилия конфликтов.

    Визуализируйте персонажей и сюжет

    Представьте своих персонажей: как они выглядят, где находятся, в каком месте будет происходить действие сюжета. Можно даже нарисовать героев произведение. Так вам будет проще определиться с тем, как сочинить басню, продумать сюжет.

    Когда идея, герои, время и место действия будут определены, можно подумать над сюжетом.

    Конфликт

    Между персонажами должен произойти конфликт. Каким он будет? Как можно раскрыть проблему, которая встает перед читателем?

    Может быть, жадность не позволит зайцу завести друзей и некому будет защитить его от хищника? Или упрямство помешает ослу послушать советы, и он попадет в неприятность?

    У героев басни, как правило, уже есть определенные архетипы, которых стоит придерживаться:

    • Лиса — хитрая;
    • Волк — злой;
    • Заяц — трусливый;
    • Черепаха — медлительная.

    Придумайте сюжет и диалог

    Герои басни могут разговаривать между собой, используя косвенную или прямую речь. Если герой всего один, как в басне «Мартышка и очки», подойдет и внутренний монолог героя. Постарайтесь избегать сложных предложений и конструкции. Фразы должны быть предельно простыми и точными, четко характеризующими персонажа. Диалоги в басне обычно не длинные, достаточно пары реплик.

    Сформулируйте мораль

    Окончание басни — это четко сформулированная мораль произведения. Не нужно опасаться, что это испортит басню, как анекдот может испортить объяснение, над чем надо смеяться. Это закон жанра, и вы можете смело описать, что хотели сказать читателю.

    Отложите басню в стол

    Прежде чем представлять басню широкому кругу читателей, отложите ее на некоторое время и вернитесь снова, чтобы отредактировать и посмотреть свежим взглядом. Иногда неточности бросаются в глаза только через какой-то срок после окончания работы над произведением. За это время вам могут придти в голову новые идеи, которым вы дополните басню и доведете ее до совершенства!

    Читайте также:

    • Дедушка Крылов
    • Русский Эзоп. 12 фактов о главном баснописце страны

    Поскольку вы здесь…

    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

    Содержание

    1. Идейно-тематическое содержание басен И. А. Крылова
    2. Идейно тематическое богатство басен крылова
    3. Идейно-тематическое содержание басен Крылова
    4. Идейно-тематическое содержание басен Крылова
    5. Related posts:
    6. Тематика и идейная направленность басен И.А. Крылова. Специфика выражения авторской позиции в них. Басни Крылова как выражение реалистических тенденций в литературном развитии первой четверти 19 в.

    Идейно-тематическое содержание басен И. А. Крылова

    Басня — небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу.

    Басня — один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача — обли­чить недостатки человека и общества, которыми род людской стра­дает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен. Большинство сюжетов он заимствовал у французского бас­нописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских ба­сен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, соз­давая поистине национальную русскую басню.

    Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.

    Басни на общественно-политические темы («Волк и ягненок», «Кот и повар»). В них проводится просветительская установка на то, что власть должна быть сильной, но справедливой и разумной. Са­тира Крылова направлена на такие взаимоотношения власти и ее подданных, когда «у сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»).

    Басни, затрагивающие проблему просвещения («Ларчик», «Лю­бопытный», «Свинья под дубом»). Они показывают, что бранить науки и ученье — признак глупости и невежества («Свинья под ду­бом»), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно («Ларчик»).

    Басни на исторические темы («Квартет», «Лебедь,

    Бытовые басни — наиболее многочисленные; они обобщают ти­пичные жизненные ситуации и выводят практические законы че­ловеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: празд­ность («Стрекоза и Муравей»), лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и Очки»), неблагодарность («Волк и Жу­равль»), тщеславие («Гуси») и т.д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь («Мартышка и Очки»); не радуйся чужой беде («Чиж и Голубь»).

    Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня «Квартет» может восприниматься как протест против человече­ской разобщенности в целом, а «Осел и Соловей» — как сатириче­ское осмеяние невежества.

    Источник

    Идейно тематическое богатство басен крылова

    Басня — небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу.

    Басня — один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача — обли­чить недостатки человека и общества, которыми род людской стра­дает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен. Большинство сюжетов он заимствовал у французского бас­нописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских ба­сен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, соз­давая поистине национальную русскую басню.

    Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.

    Басни на общественно-политические темы («Волк и ягненок», «Кот и повар»). В них проводится просветительская установка на то, что власть должна быть сильной, но справедливой и разумной. Са­тира Крылова направлена на такие взаимоотношения власти и ее подданных, когда «у сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»).

    Басни, затрагивающие проблему просвещения («Ларчик», «Лю­бопытный», «Свинья под дубом»). Они показывают, что бранить науки и ученье — признак глупости и невежества («Свинья под ду­бом»), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно («Ларчик»).

    Басни на исторические темы («Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне»). Они представляют собой в аллегорической фор­ме отклик на различные события в жизни страны. В «Квартете» скрыты под личинами зверей государственные деятели, занимав­шиеся распределением ответственных должностей во время преоб­разования Государственного совета в 1810 году. В басне «Волк на псарне», связанной с событиями 1812 года, под Волком разумеется Наполеон, а Ловчий — это Кутузов; поводом для написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для него мир. На­писанные по конкретным поводам, эти басни могут приобретать и более широкое, вневременное толкование.Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу («Осел и Соловей», «Демьянова уха», «Кукушка и Петух»). Они, как и эпи­граммы, направлены на осмеяние литературных противников, на­пример, Ф. Булгарина и Н. Греча («Кукушка и Петух»).

    Бытовые басни — наиболее многочисленные; они обобщают ти­пичные жизненные ситуации и выводят практические законы че­ловеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: празд­ность («Стрекоза и Муравей»), лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и Очки»), неблагодарность («Волк и Жу­равль»), тщеславие («Гуси») и т.д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь («Мартышка и Очки»); не радуйся чужой беде («Чиж и Голубь»).

    Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня «Квартет» может восприниматься как протест против человече­ской разобщенности в целом, а «Осел и Соловей» — как сатириче­ское осмеяние невежества.

    Источник

    Идейно-тематическое содержание басен Крылова

    Идейно-тематическое содержание. Басня — небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу.

    Басня — один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача — обли­чить недостатки человека и общества, которыми род людской стра­дает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен. Большинство сюжетов он заимствовал у французского бас­нописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских ба­сен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, соз­давая поистине национальную русскую басню.

    Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.

    Басни на общественно-политические темы («Волк и ягненок», «Кот и повар»). В них проводится просветительская установка на то, что власть должна быть сильной, но справедливой и разумной. Са­тира Крылова направлена на такие взаимоотношения власти и ее подданных, когда «у сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»).

    Басни, затрагивающие проблему просвещения («Ларчик», «Лю­бопытный», «Свинья под дубом»). Они показывают, что бранить науки и ученье — признак глупости и невежества («Свинья под ду­бом»), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно («Ларчик»).

    Басни на исторические темы («Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне»). Они представляют собой в аллегорической фор­ме отклик на различные события в жизни страны. В «Квартете» скрыты под личинами зверей государственные деятели, занимав­шиеся распределением ответственных должностей во время преоб­разования Государственного совета в 1810 году. В басне «Волк на псарне», связанной с событиями 1812 года, под Волком разумеется Наполеон, а Ловчий — это Кутузов; поводом для написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для него мир. На­писанные по конкретным поводам, эти басни могут приобретать и более широкое, вневременное толкование.

    Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу («Осел и Соловей», «Демьянова уха», «Кукушка и Петух»). Они, как и эпи­граммы, направлены на осмеяние литературных противников, на­пример, Ф. Булгарина и Н. Греча («Кукушка и Петух»).

    Бытовые басни — наиболее многочисленные; они обобщают ти­пичные жизненные ситуации и выводят практические законы че­ловеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: празд­ность («Стрекоза и Муравей»), лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и Очки»), неблагодарность («Волк и Жу­равль»), тщеславие («Гуси») и т.д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь («Мартышка и Очки»); не радуйся чужой беде («Чиж и Голубь»).

    Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня «Квартет» может восприниматься как протест против человече­ской разобщенности в целом, а «Осел и Соловей» — как сатириче­ское осмеяние невежества.

    Источник

    Идейно-тематическое содержание басен Крылова

    Идейно-тематическое содержание. Басня – небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу.

    Басня – один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача – обли­чить недостатки человека

    Большинство сюжетов он заимствовал у французского бас­нописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских ба­сен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, соз­давая поистине национальную русскую басню.

    Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.

    Басни на общественно-политические темы (“Волк и ягненок”;, “Кот и повар”;). В них проводится просветительская установка на то, что власть

    Басни, затрагивающие проблему просвещения (“Ларчик”;, “Лю­бопытный”;, “Свинья под дубом”;). Они показывают, что бранить науки и ученье – признак глупости и невежества (“Свинья под ду­бом”;), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно (“Ларчик”;).

    Басни на исторические темы (“Квартет”;, “Лебедь, Щука и Рак”;, “Волк на псарне”;). Они представляют собой в аллегорической фор­ме отклик на различные события в жизни страны. В “Квартете”; скрыты под личинами зверей государственные деятели, занимав­шиеся распределением ответственных должностей во время преоб­разования Государственного совета в 1810 году. В басне “Волк на псарне”;, связанной с событиями 1812 года, под Волком разумеется Наполеон, а Ловчий – это Кутузов; поводом для написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для него мир.

    На­писанные по конкретным поводам, эти басни могут приобретать и более широкое, вневременное толкование.

    Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу (“Осел и Соловей”;, “Демьянова уха”;, “Кукушка и Петух”;). Они, как и эпи­граммы, направлены на осмеяние литературных противников, на­пример, Ф. Булгарина и Н. Греча (“Кукушка и Петух”;).

    Бытовые басни – наиболее многочисленные; они обобщают ти­пичные жизненные ситуации и выводят практические законы че­ловеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: празд­ность (“Стрекоза и Муравей”;), лесть (“Ворона и Лисица”;), невежество (“Мартышка и Очки”;), неблагодарность (“Волк и Жу­равль”;), тщеславие (“Гуси”;) и т. д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь (“Мартышка и Очки”;); не радуйся чужой беде (“Чиж и Голубь”;).

    Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня “Квартет”; может восприниматься как протест против человече­ской разобщенности в целом, а “Осел и Соловей”; – как сатириче­ское осмеяние невежества.

    Глоссарий:

    – краткое содержание басен крылова

    – тематика басен Крылова

    – идейно-тематическое богатство басен крылова

    – краткие басни крылова

    – басни крылова небольшие

    Источник

    Тематика и идейная направленность басен И.А. Крылова. Специфика выражения авторской позиции в них. Басни Крылова как выражение реалистических тенденций в литературном развитии первой четверти 19 в.

    Общественно-политические выводы, которые подсказываются читателю жизненной и художественной правдой крыловских образов, в отдельных случаях значительно шире вложенного в них автором прямого смысла. Реалистическая сила этих образов настолько действенная, что она далеко выходит за пределы политических взглядов Крылова, отличавшихся в те годы не только умеренностью, но даже консерватизмом. Достаточно вспомнить басни «Водолазы», «Безбожники», «Конь и Всадник», «Сочинитель и Разбойник». Нельзя не отметить, что все эти басни лишены той художественной выразительности, которой обычно отличаются басни Крылова. Прежде всего, они абстрактны и ни в своих образах, ни в своих реалиях не связаны с русской действительностью. Это, в частности, сказалось и на их языке, лишённом столь пленительного у Крылова народного склада.

    Из всех русских баснописцев только у Крылова бытовая детализация всецело подчинена социально значительному замыслу басни. Один Крылов с подлинным реализмом показал типические стороны современного ему русского быта. Замечательны своей жизненной правдой персонажи крыловских басен. Независимо от того, выводит ли Крылов традиционные обраы животных или же рисует самих людей, его персонажи отличаются строгой конкретностью, тонким психологизмом и социальной обусловленностью характеров. Персонажи обычно сами выступают живыми действующими лицами, но присутствие рассказчика, внешне простодушного, а на самом деле умеющего подметить уродливые сторону окружающей жизни, его отношение к тому, что он рассказывает, всегда очевидны для читателя.

    Что касается его идейной ориентации, здесь надо иметь в виду, что Крылов очень непростой человек, занимающий либерально-консервативную позицию. С одной стороны, он может сатирически высмеивать и осуждать русскую бюрократию, даже высшие чиновнические слои, даже царь. Басня «Рыбья пляска» (два варианта — первый не прошел цензуру, из-за резкой критики царя). Очень крыловская позиция. Крылов достаточно лоялен и не желает вступать в конфликты после серьезных преследований со стороны Екатерины. Хотя при всем том он может позволить себе критику властей. Вместе с тем даже в поправленном варианте эта басня имела смысл — чиновники там высмеивались.

    Крылов ставит под сомнение целесообразность всякой борьбы за изменение «порядка». Сознание, что основная причина общественных зол заключается в социальном строе, а не в одних отрицательных свойствах людей, было чуждо Крылову.

    «Волк и Ягненок». Ягненок пьет воду. Волк говорит, что из-за него вода мутная. Я. возражает, что пьет ниже по течению, так что не фига. В. говорит, что ему все равно – он голодный, хватает Я. – и в лес. «У сильного всегда бессильный виноват»

    «Листы и Корни». Листы говорят, что они шелестят на ветру, дают тень, прохладу, радуют глаз – на фига все остальное в дереве? Голос снизу (корни) – молчите, а то жрать не получите!

    «Воспитание льва». У льва подрастает сын. Нужно воспитывать. Лиса-обманщица, крот – слепой, барс – коварный. Отдал Орлу. Через год счастливый сын с пятерками в аттестате рассказывает отцу, как нужно вить гнезда. Лев в шоке. (проблема инобразования)

    «Ворона и курица»Москва горит, жители бегут. Курица кричит Вороне – валить отсюда надо. Ворона – мне по фиг, куриц едят, а ворон нет. Голодные солдаты не нашли в городе ничего съедобного, в суп угодила ворона

    «Квартет»Мартышка, Осел, Козел, Мишка взяли муз. инструменты и начали играть. Ничего не получилось. Поделились на пары – опять ничего хорошего. Сели в ряд… Мимо пролетал Соловей, его спросили, как им сесть. Он сказал, что надо сначала научится играть.

    «Конь и всадник»Человек выдрессировал одного коня лучше всех, тот понимал его с полуслова. Тогда хозяин снял узду, конь почувствовал свободу и рванул, уронил всадника, свалился в овраг и «кони двинул». Всадник говорит: зря я ему полную свободу дал.

    «Сочинитель и разбойник»Ад. Судят разбойника-убийцу и плохого писателя. Обоих сажают в котлы. Под разбойником сразу разгорается огромное пламя, под сочинителем еле тлеет. Проходят века. Разбойник давно сгорел, а под сочинителем пламя всё сильнее. Мегера объясняет: те, кому навредил разбойник, давно уже умерли, плоды же горе-писателя до сих пор развращают умы.

    «Рыбья пляска»Мужик жарит на берегу речки рыбу. Идет мимо лев, царь зверей, возмущается, что мужик обижает его подданных. А мужик говорит, что никого он не обижает, все у них хорошо. А рыбы просто радуются, что Льва увидели. (и ничего, что на раскаленной сковородке)

    Элегический и гражданский романтизм в русской литературе 1-ой четверти XIX века (общая характеристика «родовых» и «видовых», отличительных черт названных течений, их представителей и произведений, наиболее ярко и четко выразивших эти черты).

    Главным представителем элегического романтизма является, конечно, Василий Андреевич Жуковский. Начал свое литературное творчество с элегий в сентиментальном духе и приобрел известность вольным переводом элегии Грея «Сельское кладбище» (1802), но, развив романтические тенденции, зародившиеся еще в эпоху сентиментализма, Жуковский скоро стал романтиком и вышел за пределы сентиментальной «чувствительности».

    В творчестве Жуковского черты романтизма отчетливо обнаруживаются во второй половине первого десятилетия. В 1808 году в «Вестнике Европы» печатается баллада Жуковского «Людмила», представляющая собой вольный перевод баллады «Ленора» Бюргера, поэта немецкого предромантизма. Основанное на народных преданиях с их фантастикой и суровым колоритом, произведение Жуковского прозвучало новым словом в русской литературе.

    Наряду с Жуковским в русской литературе выдвинулся и другой богато одаренный поэт нового направления – Константин Николаевич Батюшков. В 1805-1806 гг. в «Северном вестнике» и других журналах печатается ряд его стихотворений, в которых можно почувствовать критическое отношение автора к прежним литературным течениям («Послание к стихам моим»), расслышать мотивы новой романтической поэзии «Элегия», «Мечта», «Послание Н.И. Гнедичу») и подметить ту идейно-художественную тенденцию, которая найдет дальнейшее развитие в творчестве молодого поэта («Совет друзьям»).

    Будучи ранним этапом в развитии русского романтизма, поэзия Жуковского, Батюшкова и их последователей отразила ранний этап социально-исторического перелома, наметившегося в России. В этом течение нет ещё решительного разрыва со старым, уходящим, а новое кажется непонятным, тревожным, опасным.

    Элегический романтизм нес идею свободы, идею личности, свободной от оков. Но понятие свободы здесь далеко не равнозначно понятию политической свободы, воодушевлявшей романтиков гражданского романтизма. Для элегического романтизма характерно понимание свободы как категории психологической, моральной, а не социальной, политической. Личность рассматривалась абстрактно-психологически, вне зависимости от национальных, исторических и социальных условий.

    Разлад с окружающим внешним миром заставляет лишь погружаться в свой внутренний мир, в переживания личности. Этим определялась свойственная романтизму субъективность как яркое проявление личности, ее дум и чувств в восприятии и изображении действительности. Но, в отличие от сентименталиста, остававшегося в пределах своей субъективности, романтик стремится противопоставить неприемлемой действительности иной, «лучший мир», созданный его мечтой.

    Романтизм как новое литературное направление, глубоко затронувшее все области словесного искусства, создает не только новый идейно-образный мир, но и новый художественный метод, новые принципы и средства художественного отражения действительности. Противопоставляя свой «мечтательный мир» реальной действительности, поэт-романтик стремится воплотить этот мир в образах. Поэтому романтический образ, отражая те или иные элементы действительности, а это свойственно природе художественного образа, становится в то же время воплощением элементов, «явлений» романтического мира, созданного воображением поэта, воплощением его мечты, его идеалов. С таким соотношением реального и идеального, внешнего и внутреннего связана субъективность, свойственная художественному методу романтизма. Не объект, а субъект, не действительность, а личность художника становятся в романтизме основным принципом построения образа. Этим определяется роль лирического начала в творчестве романтиков, глубоко проникающего у них в эпические (баллада, поэма) и драматические жанры.

    В элегическом романтизме складывается новый стиль, новая схема художественного языка. Романтики предпочитали эмоциональные эпитеты предметным, охотно пользовались экспрессивными интонационно-синтаксическими средствами (например, система повторений вопросительно-восклицательных предложений у Жуковского) и т.д.

    Выход одного за другим двух изданий сборника стихотворений Жуковского (1815 и 1818) был значительным литературным событием. Вместе с вышедшими в 1817 «опытами в стихах и прозе» Батюшкова это явилось своего рода вехой в истории русской поэзии, но вехой, обозначавшей конец определенного периода. Элегический романтизм сыграл свою роль, и новая историческая обстановка потребовала расширения границ поэзии.

    Окончательно оформились новые тенденции, существенно отличные от романтизма Жуковского и Батюшкова. Зародилось новое течение, которое МЫ называем гражданским романтизмом. Полного развития оно достигло в творчестве Пушкина и литераторов-декабристов.

    Связь между двумя течениями очевидна, и в то же время между ними пролегает глубокий водораздел, который постепенно становится все заметнее. Новое романтическое течение складывалось на новой идейной основе и выражало иные, чем ранний романтизм, общественные интересы. Революционный романтизм явился выражением дворянской революционности как мощного и широкого идейного и общественно-политического движения. (Это, наверно, цитата из собрания сочинений Ленина )

    Одним из первых, кто отразил новые общественные настроения и литературные интересы был Федор Николаевич Глинка, член ранних декабристских организаций, позднее вышедший из тайного общества (Союз Благоденствия) и ставший во главе негласно связанного с декабристами Вольного общества любителей российской словесности. В «Рассуждении о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Глинка, восхищаясь самоотверженностью и мужеством простого народа, спасшего отечество, призывает писателей прославить подвиги народных героев. Этой задаче будет отвечать слог, исполненный «важности, силы и ясности». Но он должен быть понятен «не для одних ученых, не для одних военных, но для людей всякого состояния, ибо все состояния участвовали в славе войны и в свободе Отечества.»

    Новыми литературными интересами была вызвана организация многочисленных литературных обществ. В соответствии с уставом Союза Благоденствия, рекомендовавшим членам организации создавать вольные общества для распространения легальными средствами освободительных идей, было организовано литературное общество «Зеленая лампа» (Трубецкой, Глинка, Гнедич, Дельвиг, Энгельгардт и др.; частым гостем там был и Пушкин). Можно сказать, что, организуя литературные общества, декабристы распространяли передовые идеи в широких общественных кругах и оказывали свое влияние на литературную борьбу.

    Важное место занимала идея народности литературы.

    Что же касается художественного метода революционного романтизма, то социальный идеал, утверждаемый декабристами, оказывался в разрыве с окружающей действительностью, переход от неприемлемого сегодня к желанному завтра мыслился довольно неопределенно. (Понятное дело, что неопределенно! Это только Ленин с ВЧК и Дзержинским весьма определенно его представлял. Но – на то он и гений!) На этой идейной основе в творчестве декабристов возникало характерное для романтизма противопоставление, расхождение идеала и действительности. Мечты и реальности. Отрицание существующего общественного порядка вызвало появление обличительно-критических тенденций в творчестве декабристов, особенно в лирике.

    Историческое значение декабризма как широкого общественного движения помогает понять историческую роль и порожденного им гражданского романтизма. Это был важный этап в развитии русской эстетической мысли и литературы. Романтики выдвинули идею народности литературы как условия ее национальной самостоятельности и оригинальности; раскрыли общественно-воспитательное значение литературы, обязывающее поэтов и писателей служить своим искусством высоким гражданским принципам; обосновали необходимость новых жанровых и стилистических форм, отвечающих развитию жизни и новым историческим задачам.

    Источник

    Идейно-тематическое содержание. Басня — небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу.

    Басня — один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача — обли­чить недостатки человека и общества, которыми род людской стра­дает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен. Большинство сюжетов он заимствовал у французского бас­нописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских ба­сен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, соз­давая поистине национальную русскую басню.

    Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.

    Басни на общественно-политические темы («Волк и ягненок», «Кот и повар»). В них проводится просветительская установка на то, что власть должна быть сильной, но справедливой и разумной. Са­тира Крылова направлена на такие взаимоотношения власти и ее подданных, когда «у сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»).

    Басни, затрагивающие проблему просвещения («Ларчик», «Лю­бопытный», «Свинья под дубом»). Они показывают, что бранить науки и ученье — признак глупости и невежества («Свинья под ду­бом»), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно («Ларчик»).

    Басни на исторические темы («Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне»). Они представляют собой в аллегорической фор­ме отклик на различные события в жизни страны. В «Квартете» скрыты под личинами зверей государственные деятели, занимав­шиеся распределением ответственных должностей во время преоб­разования Государственного совета в 1810 году. В басне «Волк на псарне», связанной с событиями 1812 года, под Волком разумеется Наполеон, а Ловчий — это Кутузов; поводом для написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для него мир. На­писанные по конкретным поводам, эти басни могут приобретать и более широкое, вневременное толкование.

    Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу («Осел и Соловей», «Демьянова уха», «Кукушка и Петух»). Они, как и эпи­граммы, направлены на осмеяние литературных противников, на­пример, Ф. Булгарина и Н. Греча («Кукушка и Петух»).

    Бытовые басни — наиболее многочисленные; они обобщают ти­пичные жизненные ситуации и выводят практические законы че­ловеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: празд­ность («Стрекоза и Муравей»), лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и Очки»), неблагодарность («Волк и Жу­равль»), тщеславие («Гуси») и т.д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь («Мартышка и Очки»); не радуйся чужой беде («Чиж и Голубь»).

    Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня «Квартет» может восприниматься как протест против человече­ской разобщенности в целом, а «Осел и Соловей» — как сатириче­ское осмеяние невежества.

    Идейно-тематическое содержание басен Крылова

    3.5 (70%) 2 votes

    На этой странице искали :

    • тематика басен Крылова
    • краткое содержание басен крылова
    • идейно-тематическое богатство басен крылова
    • краткие басни крылова
    • басни крылова небольшие

    Какой ребенок или взрослый не знает знаменитого баснописца Крылова, перу которого принадлежит более двухсот басен с намеком.

    Они у него понятные всем и конечно с детства западают в сердце и душу,потому что мы их хорошо запоминаем.

    И сила нравоучений в баснях всегда оставляет какой то урок.Ведь красной нитью в произведениях Крылова мы прослеживает то,что он говорит своим читателям, будьте честными, не лгите,любите свою родину,помогите более слабому и никогда не завидуйте никому.

    В любой басне мы извлекаем для себя какой то урок и это уже сказывается на наших поступках и поведении.

    Его многие басни срисованы с жизненных событий и являлись реальными,а другие плод его воображения.

    фото

    автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

    Иван Андреевич Крылов за свою жизнь написал более 200 замечательных басен, в которых всеми силами старался раскрыть и показать человеческие недостатки. При этом не важно, что часто героями его басен становились животные, их образы и поведения все равно были узнаваемы. Крылов в своих баснях высмеивал спесь, легкомыслие, глупость, не умение работать в команде, то есть эгоизм и себялюбие. Показывал, как легко можно управлять глупцами с помощью лести. Каждая басня Крылова представляет собой небольшой урок по правилам хорошего тона, по правильному поведению в обществе. Ведь не зря в конце каждой басни Крылов отдельно выделял мораль, то есть подчеркивал основную мысль, которую он пытался донести в этой басне. Не надо искать в басне какой-то великий смысл, если вот он, уже разжеван и надо только осознать и принять его.

    Барха­тные лапки
    [382K]

    3 года назад 

    Иван Крылов – это известный баснописец.

    За свою жизнь он написал много басен.

    В баснях Крылов высмеивал разные пороки – жадность, глупость, невежество и разные другие пороки.

    К примеру в басне “Мартышка и Очки” Крылов высмеивает такой порок как невежество, Мартышка до того была глупа, что не смогла понять, как же можно пользоваться очками.

    В басне “Ворона и Лисица” баснописец высмеивает такие пороки как самолюбие, хвастовство и лесть.

    Ворона настолько была падка на сладкие речи, что поверила Лисице и проворонила свой сыр.

    Каждая басня учит нас чему-то, в одной басни мы узнаем что плохо быть жадным, в другой, что плохо быть глупым.

    Прочитав басни мы понимаем, что нужно ценить в людях такие качества, как: ум, доброту, щедрость, искренность.

    Басни нас учат отделять хорошее от плохого.

    Любое сочинение желательно начинать с плана. Далее необходимо кратко рассказать о самом баснописце. Выделить его самые известные произведения и подробно проанализировать некоторые из них. Причем опираться в сочинении лучше на цитаты из басен. А в конце сделать вывод о том, что в каждой басне заложен глубокий смысл, именно поэтому они даже спустя столько лет остаются актуальными.

    Сочинение лучше всего это писать по плану, чтобы оно было структурированным. Во введении можно написать что такое басня вообще и дать немного биографической справки о самом И. Крылове. Во второй части раскрываем основную тему, отвечая на вопрос: “Чему учат басни Крылова?”. Можно даже написать на примере какой-то из известных басен.

    Допустим “Лебедь, рак и щука”. Я бы написала то, что несмотря на то, что в баснях этого известного автора часто героями являются животные, но речь все равно идет о людях, то есть смысл там переносный, или аллегорический, как его еще называют. Можно написать, что басни Крылова учат оценивать поступки людей, задумываться об отрицательных качествах человека, не допускать и искоренять эти качества в себе. Еще эти произведения учат справедливости, доброте и честности.

    В конце сочинения своего делаем вывод по написанному.

    Снежн­аяЗим­а
    [188K]

    3 года назад 

    Сочинение на тему “Чему учат басни Крылова” можно написать, придерживаясь простой схемы: начать стоит с короткого вступления. Далее раскрыть тему, рассказав о тех уроках, которые содержат басни. Закончить можно небольшим заключением, которое передаст общий вывод.

    Великий баснописец Иван Андреевич Крылов был человеком мудрым и проницательным. Он умел подмечать различные черты людей. Свои наблюдения он мастерски передавал в баснях, которые содержат важные уроки для всех людей. Различных животных он награждал человеческими чертами, свойственными многим людям. Он высмеивал эти черты, желая, чтобы сами люди их заметили и попытались исправить. Автор высмеивал лицемерие и глупость, хвастовство и лень. Он побуждал читателя стремиться к трудолюбию и усердию. Его произведения учат стремиться быть честными и справедливыми. Крылов хотел показать, что нужно всегда работать над собой и исправлять свои ошибки. Читая басни Крылова, можно подметить свои недостатки и постараться их исправить. Все басни этого автора содержат ценные уроки.

    Все басни Ивана Андреевича Крылова, написаны с глубоким смыслом и пожалуй нет ни одной, сюжет которой не нашел бы отражение в отношениях людей и не был бы поучительным.

    Басни написаны простым понятным языком, и повествуют нам о поведении животных. Несколько сказочный сюжет некоторых, только добавляет им большего акцента на том, что это относится отнюдь не животным, но к нам – к людям.

    И ведь ни словом не обмолвившись о том, что люди могут вести себя так же неприглядно, автор дает нам взглянуть со стороны на наши поступки, а ведь это всегда полезно, для трезвой оценки своих действий.

    Анализ морали басен Крылова, с последующими выводами, учит нас тому, как нужно правильно себя вести. Что выглядит отвратительно в нас и от чего нужно избавится.

    -Irink­a-
    [281K]

    4 года назад 

    Иван Андреевич Крылов является одним из известнейших баснописцев, который написал порядка двухсот басен.

    Каждая из басен хоть и является небольшим по содержанию произведением, но значение и смысл в каждой басне велик.

    В баснях главными героями являются звери, птицы, именно на их примере баснописец и показывает людские пороки.

    Басни учат людей простым вещам, которые порой им не понятны.

    В баснях автор высмеивает, лень, самодурство, глупость, ценизм, эгоизм.

    Прочитав каждую басню и проведя ее анализ, мы делаем выводы о том, “что такое хорошо, что такое плохо”, учимся не совершать глупых ошибок, уважать своего товарища, быть благодарными, искренними, надежными.

    Шаг за шагом постигаем мир и то, как нужно правильно поступать.

    Красн­ое облак­о
    [248K]

    4 года назад 

    Можно разделить сочинение на 3 части.

    Первая, вступительная.

    Тут можно дать краткую информацию об авторе (Крылове).

    Вторая часть основная, в этой части можно поделиться своими впечатлениями от конкретной басни, написать чему она научила, или они, лично вас.

    Например басня Крылова “Слон и моська”, учит тому что не стоит быть смешным и даже глупым, взявшись за то что тебе не под силу.

    3 часть заключительная, тут можно сделать свой вывод, подвести итог.

    В сердц­е любов­ь
    [355]

    6 лет назад 

    Басни Ивана Андреевича Крылова учат быть добрыми,справедливыми,честными.Крылов написал свыше 200 замечательных и интересных басен,дети их очень любят читать.Часто в басне героями были животные,птицы..В своих баснях Крылов показывал,как легко управлять глупцами лестью.

    Знаете ответ?

    Добавить комментарий