Как выбрать тему школьного проекта? Примеры тем.
Можно выделить несколько общих советов, которые помогут выбрать интересную тему для проекта:
1. Выбирайте и предлагайте сами тему, которая будет вам интересна. Она может быть связана с вашими мечтами и спорами, различными случаями из жизни, хобби, потребностями людей и т. д. Цель вашего проекта — помочь другим людям. Поэтому тему нужно выбирать актуальную для них.
2. При наличии трудностей с выбором темы проекта можно обратиться за помощью к другим людям.
3. Если тяжело выбрать одну тему, необходимо составить перечень из 5-10 самых интересных тем, оценить каждую из них с точки зрения актуальности, интереса и сложности разработки. Такой анализ поможет выбрать единственную нужную тему.
4. Попросите помочь учителя подготовить перечень тем, если у вас нет личного интереса.
5. Подготовьте правильную и увлекательную формулировку темы проекта.
6. Воспользуйтесь проектной деятельностью для выполнения задания.
7. Вы должны испытывать увлечение к теме проекта.
Для реализации выбранного проекта нужно учитывать собственные возможности, использовать необходимые инструменты.
Сначала нужно определиться с видом проекта согласно классификации:
— В зависимости от продолжительности работы проект бывает кратко-, средне- и долгосрочный.
— В зависимости от количества участников проект бывает индивидуальный, групповой.
— В зависимости от характера контактов проект бывает внутриклассный, внутришкольный, межшкольный, региональный и международный.
— В зависимости от области содержания проект бывает моно- и надпредметный.
— В зависимости от направленности проект бывает научный, социальный, образовательный.
Следующий шаг — выбрать один из следующих типов проекта:
1. Практико-ориентированный. Его цель — решение задач практического характера.
2. Исследовательский. Данный проект направлен на подтверждение или опровержение определенной гипотезы.
3. Информационный. Его цель — поиск и подготовка сведений, их анализ, представление информации аудитории.
4. Творческий. Данный проект направлен на привлечение внимания людей к выбранной проблеме.
5. Игровой. Его цель — передача опыта в решении проблемы.
Для проектной деятельности можно использовать следующие продукты:
— электронные (например, интернет-сайты, дискуссии в режиме онлайн);
— печатные (например, статьи и публикации);
— творческие (например, видеофильмы, различные мероприятия);
— аналитические (например, доклады, модели, бизнес-планы);
— результаты систематизации (например, справочники, инструкции).
Таким образом, проектная деятельность — личная или совместная деятельность, у которой есть цели, задачи, методы. Она направлена на получение определенного результата, запланированного заранее, представляющего собой конечный продукт данной деятельности.
Прикрепляем примеры тем для начальной школы общей тематики:
А прочно ли куриное яйцо?
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Детские фантазии
Загадка клавиатуры
Искусство создания книги
Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
Краски в нашей жизни
Маленькая история о моей большой семье
Математика на кухне
Метеоцентр «Народные приметы» сообщает…
Мультфильмы: что это?
Мир ребёнка: взгляд сквозь время
Молодежный жаргон в речи современных школьников
Образ дракона в детской литературе
О некоторых способах выжить в природе
О чем рассказывают следы на снегу
Оригами и математика
Откуда в хлебе столько дырочек
Откуда хлеб на стол пришёл?
Польза бумаги
Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа
Почему корабли не тонут
Почему море солёное
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко?
Почему стреляет попкорн?
Почему сугроб полосатый?
Почему хлеб бывает чёрный и белый?
Почему чай заваривают в горячей воде?
Путешествие водяной капельки
Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
Русский богатырь: воплощение моей мечты
Сказка – ложь, да в ней намёк…
Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
Хлеб всему голова!
Цвет и дети
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чудесные превращения, или Что такое сыр?
Примеры тем для 10-11 классов:
Влияние компьютерных игр на агрессивность и успеваемость подростков
Биологическое оружие и биотерроризм
Права несовершеннолетних
Глобальные экологические проблемы человечества
Терроризм, как основная социальная проблема человечества
«ГМО: пища будущего или риск для здоровья»
Киберпреступность
Зависимость подростков от социальных сетей
Влияние интернета на успеваемость школьников
Польза и вред шоколада, кофе
· Английские заимствования в русском языке
· Британские королевские церемонии
· Влияние группы «Битлз» на музыку 20 века
· Влияние женщин на управление страной (М. Тэтчер, королева Элизабет II)
· Животные в английских пословицах и поговорках и их русские эквиваленты
· Животные в государственной символике англо-говорящих стран
· Знаменитые соборы Великобритании
· Иностранные заимствования в лексическом составе английского языка
· Культурная жизнь Британии – театры, музыкальные фестивали
· Купально-плавательные бассейны в нашем городе.
· Пристрастие, уносящее здоровье
· Россия в олимпийской истории
· Физкультура, спорт, здоровье – будущее России
· Футбол – игра во все времена. История отечественного футбола
· Хоккей – игра во все времена. История отечественного хоккея
· Волейбол – игра во все времена. История отечественного волейбола
· Испарение и конденсация (фотоальбом)
· Как влажность воздуха влияет на жизнедеятельность человека
· Техника безопасности в условиях работы человека с электроизмерительными приборами
· Геометрия в живописи. Фотоальбом.
· Распад СССР и «Перестройка»
· Советско – финская война
· Геополитическое положение средневековой Руси
· Культура Древней Руси как один из факторов древнерусской народности
· Развитие норм права на Руси. Категория населения
· Дипломатия России петровских времён
· Чиновничество в России в XIX веке
· Советская разведка до и во время второй мировой войны
· Революционные партии России на рубеже XIX – XX веков
· XX век в истории России и Испании.
Если у вас возникают сложности с подготовкой школьного исследовательского проекта, то наша компания Studyfive.ru является лидером по написанию школьных проектов. Узнать стоимость можно по электронной почте zakaz@studyfive.ru или оформить заявку на сайте.
Просмотров: 14 397
Summary
Article Name
Как выбрать тему школьного проекта? Примеры тем.
Description
Как выбрать тему школьного, индивидуального, исследовательского проекта? Примеры тем с 1 – 11 класс.
Author
Publisher Name
Studyfive.ru
Publisher Logo
Обновлено: 12 дек. 2018 г.
Как найти интересную тему для проекта?
В первую очередь ответьте для себя на следующие вопросы. Они помогут Вам выбрать тему так, чтобы заниматься исследованием было действительно интересно.
-
Что мне интересно больше всего?
-
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
-
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
-
Что из изученного хотелось бы узнать более глубоко?
-
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Требования к выбору темы исследования
1. Тема должна быть интересна для Вас не только на данный, текущий момент, но и востребована в будущем.
2. Тема должна быть актуальной.
3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
4. Тема может содержать спорный момент.
Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?» «Компьютеры – за и против».
5. Тема должна быть конкретна.
6. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое.
Например: «Когда звонят колокола…» (Особенности инфразвукового звучания колоколов).
Также следует избегать в формулировке темы работы слов, не имеющих важной для нее смысловой или информационной нагрузки (некоторые …, особые …, определенные … и т.д.). Недопустимо использовать сокращения и аббревиатуру. В теме должен отражаться ожидаемый результат исследования, а не указания на сам процесс. Формулировка должна быть ясной по форме, по возможности краткой, лексически грамотной.
Актуальность и практическая значимость исследования
При обосновании актуальности исследования в разделе введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.
Актуальность темы обосновывается с точки зрения ее:
-
научной значимости
-
социальной значимости
-
личностной значимости
-
Почему?
-
Для чего?
При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом “актуальность” используют слово “новизна” исследования.
Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.
Примеры обоснования актуальности темы исследования
1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.
2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории – актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.
3. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.
4. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.
Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Преподаватель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одногруппники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.
5. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.
6. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются “санитарами” леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования в рамках проекта актуально.
Предмет и объект исследования
После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования по индивидуальному проекту обучающегося. Рассмотрим в чем разница между предметом и объектом исследования, что называется объектом и предметом исследования в проектной или исследовательской работе обучающегося.
В данном разделе рассмотрим формулировки объекта и предмета исследования в исследовательской работе и проекте, для проведения индивидуальной и групповой проектной работы и грамотного оформления самого проекта.
Объект исследования – это то, что будет взято обучающимися для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.
Описание предмета и объекта исследования
Рассмотрим несколько интересных примеров формулировки объекта и предмета исследования, которые касаются исследовательских работ и проектов обучающихся, а также научно-исследовательских работ.
Приведем примеры записи предмета и объекта в исследовательской работы (проекте) о влиянии чипсов на здоровье людей, на исследование содержания железа и меди в яблочных соках детского питания, а также об адаптации тюленей к условиям зоопарка.
Иногда вместо словосочетания “Объекты исследований” лучше подходит “Объекты наблюдений”. Объектами наблюдения могут быть растения, животные, насекомые и другие живые существа, а также звезды, планеты, облака, т.е. то, что за чем мы можем следить и наблюдать на протяжении определенного времени.
Пример 1
Объект исследования: чипсы.
Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.
Пример 2
Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.
Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
Пример 3
Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.
Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.
Пример 4
Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.
Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах техникума.
Цель и задачи исследовательской работы
Цель исследовательской работы – это желаемый конечный результат, который планирует достичь обучающийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта.
Цель описывается обучающимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели исследовательского проекта:
1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).
Полученная формулировка цели в исследовательской работе записывается так:
Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.
Можно так:
Цель моей исследовательской работы: изучить пищевой рацион обучающихся Техникума строительства и городского хозяйства.
Примеры формулировок цели исследовательского проекта
-
Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.
-
Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов техникума.
-
Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
-
Исследование истории и роли города в истории страны на ее северных рубежах.
-
Исследовать и узнать легенды и мифы о реках, являющимися местом поклонения местного народа.
-
Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.
-
Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса.
-
Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.
-
Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.
-
Изучить проблему появления социального сиротства.
-
Изучить влияние парной бани на оздоровление.
-
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где пребывают дети – социальные сироты.
-
Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.
-
Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
-
Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах.
-
Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.
-
Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.
-
Изучить особенности повести “Башкирская русалка”, связанные с ее фольклорной основой и с развивающимися в ней традициями натуральной школы.
-
Изучить такие экономические явления как инфляция и дефляция.
-
Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.
-
Изучение характера поселений рыжего лесного муравья в лесничестве и оценка экологического состояния леса.
-
Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.
-
Выявить влияние СМС-мании на психику человека.
-
Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба мукора.
-
Выявить закономерности явления …
-
Определить зависимость от стартфонов среди обучающихся и преподавателей техникума.
-
Определить фирму-производитель, выпускающую яблочные соки соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.
-
Определить сходство людей и птиц.
-
Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.
-
Определить роль птиц в жизни людей.
-
Определение качества продуктов быстрого приготовления.
-
Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.
-
Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
-
Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.
-
Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.
-
Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
-
Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.
-
Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.
-
Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».
-
Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.
-
Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.
-
Привлечь внимание обучающихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.
-
Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.
-
Доказать, что среди растений встречаются хищники.
-
Познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с каждым годом становится все меньше жителей.
-
Проверить: мороженое – это польза или вред?
-
Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.
-
Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.
-
Обобщить материал по истории марок.
-
Установить период распада …
После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза.
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы.
Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
– гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
– она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.
Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.
Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории какого-либо явления гипотеза, как правило, не предусматривается.
Примеры выдвижения гипотезы:
Цель: «Изучить развитие любознательности детей школьного возраста».
Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.
Цель: «Разработать Web-сайт для работы по предмету «Основы проектной деятельности».
Гипотеза: Взаимодействие преподавателя по «Основам проектной деятельности» со студентами техникума станет наиболее эффективным, если разработать оригинальный Web-сайт.
После формулировки цели проекта и выдвижения гипотезы укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследовательской работы при проведении экспериментов, опытов, наблюдений или изучения объекта исследования согласно выбранной теме.
Задачи исследовательской работы – это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы обучающегося с начала до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» или “Что я должен сделать по порядку для осуществления задуманного результата?”.
Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.
Примеры задач исследовательской работы
-
Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок.
-
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города.
-
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области.
-
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила.
-
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.
-
Изучить химические свойства пластиковых бутылок.
-
Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей.
-
Изучить историю родной деревни
-
Изучить историю создания мультипликации.
-
Изучить процесс создания мультфильма.
-
Изучить исторические сведения о соли.
-
Изучить состав мороженого.
-
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам.
-
Изучить проблему появления социального сиротства.
-
Изучить способы поедания корма.
-
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление.
-
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения.
-
Изучить биографию моего прадедушки.
-
Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников.
-
Изучить последствия инфляции.
-
Изучить литературные и научные издания.
-
Изучить литературу о жизни пчёл.
-
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города.
-
Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.
-
Провести анкетирование обучающихся техникума.
-
Провести опыты с солью.
-
Провести эксперимент “Шпионская записка”.
-
Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей.
-
Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках.
-
Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов техникума.
-
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления.
-
Провести статистические исследования по выявлению количества обучающихся и преподавателей, пользующихся смартфонами.
-
Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.
-
Узнать какие пчёлы бывают, и чем они занимаются.
-
Узнать значение соли в жизни человека.
-
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал.
-
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена.
-
Узнать историю мороженого.
-
Узнать виды мороженого
-
Узнать какими свойствами обладают магниты.
-
Проанализировать полученные результаты.
-
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина.
-
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне нашего города.
-
Проанализировать проблему экологической индикации почв.
-
Проанализировать уровень инфляции в экономике России с 2005 года.
-
Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот.
-
Исследовать экологическое состояние почвы на территории техникума.
-
Исследовать плотность заселения леса муравьями.
-
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.
-
Определить калорийность исследуемых продуктов питания.
-
Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья.
-
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель.
-
Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.
-
Рассмотреть значение грибов в окружающей среде.
-
Рассмотреть возможные дефекты зрения.
-
Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения.
-
Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.
-
Найти информацию о соли.
-
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды.
-
Найти черты физиологического очерка в тексте.
-
Найти полезное применение исследуемому предмету.
-
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.
-
Предложить свои способы по улучшению состояния почвы.
-
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления.
-
Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке.
-
Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.
-
Выявить обучающихся с нарушениями осанки.
-
Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека.
-
Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашем техникуме.
-
Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс.
-
Выявить процент обучающихся ТСиГХ, имеющих различные заболевания глаз.
-
Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях.
-
Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров.
-
Измерить основные параметры микроклимата кабинетов техникума.
-
Сравнить данные анкетирования и медицинских карт.
-
Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными.
-
Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.
-
Показать роль деятелей, живших в нашем городе.
-
Показать отношение общества к заслугам Карякина Д.И.
-
Собрать материал о различных видах грибов.
-
Собрать легенды и мифы о …
-
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.
-
Сделать сравнительный анализ …
-
Сделать вывод по результатам работы.
-
Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга.
-
Составить методические рекомендации для решения уравнений.
-
Обобщить полученные результаты
-
Обобщить сведения об инфляции и дефляции.
-
Описать практический эксперимент
-
Описать аспекты влияния смартфона на психику человека.
-
Установить основные причины ухудшения зрения.
-
Проследить литературные связи В. Даля с Башкирией.
-
Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.
-
Согласовать план с лесничеством.
-
Получить новую информацию о реках.
-
Познакомиться с легендами о деревне.
-
Рассчитать суточный рацион обучающихся.
-
Проработать детально химические методы качественного и количественного анализа железа и меди.
Пример постановки цели и задач для исследовательской работы:
Цель исследовательской работы:
Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.
Задачи исследовательской работы:
-
Измерить вес школьных портфелей у учащихся 1-А класса.
-
Выявить причины избыточного веса портфелей.
-
Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.
-
Ознакомиться с опытом зарубежных школ по решению данной проблемы.
-
Провести анкетирование среди учащихся 1-А класса нашей школы.
-
Разработать рекомендации по снижению веса школьного портфеля.
Методы исследования
Методы исследования – это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи.
Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу обучающихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.
В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте.
Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте.
Виды методов исследования
Методы эмпирического уровня:
-
наблюдение;
-
интервью;
-
анкетирование;
-
опрос;
-
собеседование;
-
тестирование;
-
фотографирование;
-
счет;
-
измерение;
-
сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
-
эксперимент;
-
лабораторный опыт;
-
анализ;
-
моделирование;
-
исторический;
-
логический;
-
синтез;
-
индукция;
-
дедукция;
-
гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
-
изучение и обобщение;
-
абстрагирование;
-
идеализация;
-
формализация;
-
анализ и синтез;
-
индукция и дедукция;
-
аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Основные методы исследования
1. Изучение литературы и других источников информации
Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.
Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.
2. Наблюдение
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.
Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
3. Опрос
Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
4. Анкетирование
Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
5. Эксперимент
Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!
6. Анализ текста
Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.
Пример записи методов исследования:
Методы исследования:
– изучение и анализ литературы;
– опрос школьников;
– проведение замеров массы школьного рюкзака;
– анализ полученных данных.
Методическая
разработка “Как выбрать тему проекта?”
Оксана
Валентиновна Непочатых, учитель английского языка,
ГБОУ
Гимназия №261 Кировского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность направлена на развитие
творческих способностей учащихся и в зависимости от возраста и индивидуального
опыта может требовать кураторского сопровождения. Для многих учеников выбор
проблемы и темы проекта – задачи не из легких. Как им помочь? Тема проекта
выбирается после того, как определена проблема, с которой ученик будет
работать. Несомненно, выбор проблемы и темы – за учеником. Только в этом
случае для него работа над проектом будет интересна, а значит, будет иметь
индивидуальную значимость как минимум и коллективную – как максимум.
Итак, выбор проблемы. Определив проблему,
выбрать тему не составит труда. Проблема будет определять цель и задачи
проекта, чтобы ее выделить, необходимо ответить на вопросы :”Что не так?
Почему? Что произойдет, если ситуацию исправить?” Иными словами, проблема
– это противоречие, несоответствие между реальной ситуацией на сегодняшний день
и тем, как мы хотели бы ее видеть.
Несколько советов для определения проблематики
проекта:
1. Во-первых, необходимо определиться, что вас
волнует на данный момент в своей жизни, в жизни класса, школы, о чем бы
хотелось порассуждать, поразмышлять, поговорить с учителем, родителями…Посмотри
вокруг: может быть, предстоящие/прошедшие события школы/класса/одноклассников
подскажут направление мысли? что в них было не так, как тебе хотелось бы?
2. Проблема – это то, чего не хватает для
идеального состояния ситуации. Нужно подумать, что не хватает для того, чтобы
мероприятие/событие/явление/отношения прошло идеально.
3.Составь список конкретных недоработок,
которые привели к проблеме.
4. И главный вопрос – что будет, если проблема
будет решена?
Определив
проблему, можно переходить к выбору темы. Список тем может предложить
учитель/куратор, либо ученик может сам выбрать тему, понимая что его интересует
больше всего. Обсуждение темы может привести к возникновению абсолютно новой
идеи – и это тоже один из возможных путей выбора темы. Либо ученик сам
выбирает тему, определив проблематику. Практическое упражнение “Маршрут
выбора темы” поможет понять круг интересов учащегося.
Упражнение
“Маршрут выбора темы”:
Ответь на вопросы в следующем порядке:
1.Что тебе интересно( математика, история, иностранный
язык, география, робототехника и тд)?
2.Какое у тебя
хобби? Чем ты занят в свободное время?
3.Благодаря чему у
тебя хорошие отметки?
4. Какой предмет в
школе вызывает у тебя наибольший интерес?
5. Какими
достижениями в школе/вне школы ты гордишься?
Какими могут быть
темы проектов? Условно темы можно разделить на 4 основные группы:
1) экспериментальные
предполагают проведение собственных опытов, экспериментов и наблюдений
2) фантастические
касаются несуществующих, придуманных, сказочных, фантастических
объектов/явлений (единороги, эльфы, драконы и т.д)
3) творческие –
продуктом творческого проекта могут быть сценарии мероприятий, поэтические
произведения или произведения в прозе, танец, музыкальное произведение,
театральная постановка и тд.
4) теоретические –
изучение и обобщение информации, содержащейся в различных источниках – фильмах,
книгах и тд)
Примерные темы
проектов:
1) экспериментальные
– “Особенности воспитания кошек в домашних условиях”, “Как
собрать один новый компьютер из нескольких старых”, “Выращивание
огурца на подоконнике”
2) фантастические –
“Китайские драконы и Змей Горыныч – родственники?”, “В чем сила
единорога?”, “О чем может рассказать эльф”?
3) творческие –
“Сценарий праздника “День Учителя”, “Как придумать
стих?”, мероприятие, посвященное поздравлению девочек с 8 марта/мальчиков
с 23 февраля, театральная постановка на иностранном языке на районный/городской
конкурс, видеоролик на районный городской конкурс на определенную тему.
4) теоретические –
“Ложные друзья переводчика”, “Где живет дождь?”,
“Книга – лучший друг школьника”
Для формулирования
темы используйте следующую памятку:
Тема проекта должна
быть
-выполнима
-интересна автору
-актуальна на
сегодня
-содержать элементы
новизны
-отражать авторскую
позицию по проблеме
-интегрировать
знания из различных школьных/внешкольных дисциплин
Упражнение-тренинг
на выбор темы:
Задание в группе:
1. Найдите
информацию о предстоящем/прошедшем школьном мероприятии, в котором вы могли бы
принять участие.
2. Каким образом вы
могли бы в нем принять участие? Что для этого необходимо сделать?
3. Придумайте тему
проекта, запишите ее в дневник работы на проектом в вашем портфолио.
4. К какой из 4х
групп относится ваш проект?
5. Почему выбранная
тема важна для вас?
Содержание
-
2
-
3
-
5
-
-
5
-
7
-
8
-
-
9
-
11
Выбор темы является не только первым этапом написания проектной работы, но и одним из самых важных, ведь тему в большинстве случаев нельзя изменить, а порой даже видоизменить, она должна быть интересна и понятна автору проекта, помимо этого, она не должна повторяться с темой, выбранной одноклассником или одногруппником, при этом она должна быть актуальной на момент написания проектной работы, но и не должна быть полностью изучена, а также по выбранной теме должно быть достаточно информации для выполнения работы.
Как подобрать тему проектной работы
В большинстве случаев перечень тем предоставляется руководителем, куратором или преподавателем (учителем) выбранной для написания проекта дисциплины. Если перечень тем предоставлен, то следует выбрать наиболее понравившуюся тему, если существует сомнение, на какой теме для написания проекта остановится можно воспользоваться критериями выбора темы проектной работы.
Критерии при выборе темы
При выборе темы проектной работы важно учитывать, что от правильности выбора зависит не только качество проектной работы, но и возможность её выполнения.
Основными критериями при этом являются:
- познавательный интерес – следует выбирать тему, которая будет интересна;
- возможность выполнения проекта по выбранной теме – сложность выполнения проекта по выбранной теме должна соответствовать уровню знаний;
- ориентация на близость к профилю будущей специальности (данный критерий выбора темы актуален для выпускных классов);
- в теме должен быть рассмотрен какой-либо аспект, который не рассматривался и не изучался ранее (тема должна иметь теоретическую или практическую значимость, а возможно и то и другое).
В том случае если перечень тем не был предоставлен тема подбирается автором проектной работы самостоятельно.
В некоторых случаях если ни одна из предложенных к выбору тем не устраивает, можно предложить собственную (о такой возможности следует поинтересоваться у руководителя или куратора), при этом выбор темы необходимо будет аргументировать.
Этапы выбора темы проектной работы если перечень тем не предоставлен
При самостоятельном выборе темы проектной работы критерии сходи с выбором темы из предложенного перечня, но существуют и дополнительные требования, которые необходимо учитывать:
- актуальность темы – тема должна быть актуальна на момент выполнения проекта;
- достаточное количество информации – работа над проектом это не только практическое исследование, но и изучение теоретических источников информации (книги, статьи, газеты, сайты), если выбранная тема мало изучена, то написать полноценную теоретическую главу будет невозможно;
- возможность практического исследования – проектная работа предполагает практическое исследование по теме проекта, которое должен осуществить автор(ы) проекта самостоятельно.
Кроме описанных требований, следует правильно формулировать тему проекта, тема должна отражать суть проекта, при этом она должна быть краткой (желательно не более 8-10 слов), не иметь двоякой трактовки, а также сформулирована без стилистических и речевых ошибок.
Пример (алгоритм) выбора темы
Каждый обучающийся сталкивается с проблемой выбора актуальной, интересной и познавательной темы для выполнения проектной работы, примерные темы проектных (исследовательских) работа по своему предмету (дисциплине) могут разрабатываться преподавателями (учителем), при этом не исключается возможность предложения темы проектной работы самим обучающимся, если темы для выбора не предоставлены или не одна из предложенных тем для выполнения проекта не устроила, рассмотрим, как подобрать тему.
Подобрать тему можно несколькими способами, рассмотрим каждый из них подробно:
Придумать тему, самостоятельно опираясь на свои предпочтения и увлечения
На первом этапе необходимо определиться с предметом (дисциплиной), по которой будет выполняться проектная работа, при выборе предмета (дисциплины) следует опираться на собственные интересы и увлечения, проектная работа выполняется не для получения оценки, а для получения новых знаний как самим автором работы, так и теми, кто будет так или иначе вовлечён в её выполнение.
Выбрав предмет (дисциплину), которая не нравится или является сложной для понимания будет сложно, а порой невозможно подготовить проектную работу, что приведёт к неудовлетворительному результату на защите.
Итак, для выбора предмета необходимо ответить на следующие вопросы:
Какой или какие предметы являются более понятными (интересными)?
Что больше всего нравится (какое хобби)?
Для примера мы будем подбирать тему, следуя представленному алгоритму.
Вариант 1.
- Математика, информатика, биология, география.
- Программирование, компьютерные игры, футбол.
Вариант 2.
- Русский язык, литература, обществознание.
- Чтение, современная мода, живопись.
На втором этапе следует сравнить перечень предметов со своими интересами, и убрать лишние предметы и перечень интересных направлений.
Вариант 1.
Соотнеся перечень предметов (дисциплин) и перечень интересов следует убрать «Биологию» и «Географию» (ни один из интересов не связан с данными предметами), из перечня интересов следует убрать «Футбол», так как выполнить проектную работу в рамках математики и информатики будет достаточно сложно.
Остаётся:
- Математика, информатика.
- Программирование, компьютерные игры.
Вариант 2.
После того, как убрано лишнее остаётся:
- Русский язык, литература.
- Чтение.
На третьем этапе следует придумать несколько тем, которые бы объединяли как предмет, так и увлечения, тема должна подразумевать проведение какого-либо исследования.
Вариант 1.
- История развития информационных сетей в России.
- Киберспорт.
- Создание компьютерной игры.
Вариант 2.
- Сравнить произведения различных авторов описывающих одно и то же событие (в теме следует указать авторов и произведения).
- Описание какой-либо исторической личности в произведениях различных авторов (указать произведения и историческую личность).
- Влияние французской культуры на отечественных поэтов.
На четвёртом этапе следует провести анализ наличия источников информации для написания теоретической главы, наиболее простым способом будет поиск информации в интернете.
Если информации достаточно и тему нет необходимости утверждать у руководителя, можно начинать писать проектную работу.
В том случае если тему проектной работы необходимо утверждать лучше выбрать 2-4 темы, в таком случае руководитель (куратор) сможет помочь с выбором темы.
При желании написать проектную работу по теме, которая ранее не использовалась для написания проектов можно воспользоваться поиском Яндекса, в поисковой строке необходимо выбранную тему взять в кавычки (как показано на рисунке ниже), кавычки используются для поиска точного совпадения поисковой фразы.
Перефразировать существующую тему проектной работы, добавить новый аспект или провести исследование отдельного направления в существующей теме
Для составления темы проектной работы можно использовать тему, по которой ранее была написана проектная работа при этом исследовать в ней какой-либо отдельный аспект, провести сравнение, выяснить влияние на что-либо.
Для примера воспользуемся поиском темы (перейти на страницу поиска можно по ссылке), для этого следует указать параметры поиска:
- 10 класс;
- предмет «Химия».
Так как не известно о чём интересно выполнять проектную работу поле «Ключевые слова» оставляем пустым и нажимаем на кнопку «Мне повезёт!».
Из полученного перечня выберем 2 темы (помечены на рисунке ниже) и добавим в них какой-либо аспект или уточнение.
Поиск темы проектной работы
Тема 1. Загрязнение природных вод.
Возможные варианты темы:
- Загрязнение природных вод в населённом пункте (указать населённый пункт).
- Загрязнение природных вод нефтепродуктами.
- Загрязнение природных вод и способы очистки, применяемые в России.
Тема 2. Исследование пищевых продуктов.
Возможные варианты темы:
- Исследование состава жевательных резинок.
- Исследование состава чипсов.
- Исследование пищевых продуктов: хлеб и его виды.
Найти тему проекта в интернете
Данный вариант является наиболее простым, для этого следует обратиться к сети интернет, где, используя любую из поисковых систем, можно найти либо перечни тем, либо посмотреть уже готовые проектные работы и выбрать понравившуюся тему.
Пример перечня тем проектных работ из интернета
Выбор темы группой обучающихся
Cледует учесть, что возможно предоставление права выбора группой обучающихся одной темы, при этом необходимо учитывать:
- Тема должна быть выбрана с учётом интересов каждого участника проектной деятельности.
- Каждый участник ведёт не собственное исследование выбранной темы, а проводится общее исследование как теоретической части, так и проведение самого практического исследования, при этом каждый исследователь освещает отдельные свойства или явления.
- Общим также является подготовка структурных элементов: введения, заключения, списка литературы и приложений.
- Оформление итогового варианта проектной работы желательно поручить одному из участников, так как в случае оформления каждым участником проектной деятельности своей части проекта и дальнейшим объединением в один документ оформление может отличаться или его не будет совсем.
- Подготовка презентации может осуществляться как одним из участников, так и производится коллективно. В случае коллективного создания презентации, во время которого каждый участник проектной деятельности подготавливает отдельные разделы следует создать шаблон оформления слайдов презентации и предоставить его каждому из участников, в таком случае презентация будет оформлена в едином стиле и её легко будет объединить в один файл.
- Защита проекта также осуществляется группой обучающихся.
Ошибки при составлении темы проектной работы
При самостоятельном формулировании темы проектной работы необходимо понимать, что придётся писать теоретическую часть и выполнять практическое исследование по выбранной теме, существуют темы по которым сложно выполнить проектную работу или какю-либо часть (теоретическую или практическую), например:
- Почему учителя ставят двойки;
- Мир мячей;
- Человек-телефон (тема, возможно, предполагает изучение телефонной зависимости, например, у школьников, но формулировка «человек-телефон» неверная).
Порой для проектных работ используют темы дипломных и магистерских:
- Исследование форм развития навыков говорения на уроках английского языка на примере учеников 10-11 классов с углублённым изучением английского языка (данная тема является темой магистерской диссертации);
- Написать сценарий для фильма (результат: готовый сценарий);
- Бизнес-план (бизнес-план представляет из себя анализ большого количества различной информации из различных областей: маркетинг, финансы, логистика и т.д., его подготавливает не 1 человек, а группа, в которой каждый занимается своей задачей).
Тема имеет большой охват информации, обычно такие темы состоят из 1-2 слов, например:
- футбол;
- баскетбол;
- история России;
- интернет.
Написать качественную проектную работу по столь обширным темам будет достаточно сложно, так как необходимо не только представить теоретический анализ выбранной темы, но и провести практическое исследование.
При этом если тема проектной работы состоит из 1-2 слов это не показатель её не проработанности, например:
- фиточай;
- финансовые пирамиды;
- мультивселенные;
- кибербезопасность.
Такие темы могут быть использованы при написании проекта, так как они описывают небольшое направление.
Подводя итог выше написанному, написать качественную проектную работу можно абсолютно по любой теме, всё зависит от желания и возможности, поэтому подбирайте такую тему, по которой будет интересно выполнять проектную работу, узнавать новую информацию и выполнять практическое исследование, ведь даже самая простая тема не вызывающая интереса не будет.
Что еще за школьный проект и зачем он нужен
Чтобы получить итоговую аттестацию, в 10-м и 11-м классах школьникам нужно сдать индивидуальный школьный проект. Это аналог научной работы или реферата, в котором ребенок выбирает тему, выдвигает гипотезу и доказывает или опровергает ее.
Такое требование появилось несколько лет назад, чтобы дать возможность старшеклассникам самим разобраться в вопросах, которые их волнуют, и заодно научиться проектировать, планировать, работать с информацией, выступать на публике и демонстрировать свои успехи.
Телеграм-канал для умных родителей
Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.
В чем польза проекта для школьника
- Прокачать полезные навыки. Ребенок учится добывать и обрабатывать информацию, делать из нее выводы, формулировать гипотезы и доказывать их. Такие навыки пригодятся в жизни, чтобы научиться отличать фейковые новости от настоящих, доказывать свою точку зрения в любом споре и даже выбрать будущую карьеру.
- Научиться выступать. При подготовке к защите ребенок учится вычленять главное из всей проделанной работы для доклада на несколько минут. Да и нужно рассказать о проекте так, чтобы всем было интересно — еще один вызов, с которым сталкивается ребенок.
- Получить дополнительные баллы при поступлении. Не везде, но можно. Например, если прийти с проектом на конференцию «Наука настоящего и будущего», можно получить баллы в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова.
- Облегчить жизнь в университете. Там придется регулярно писать и защищать научные работы, и после подобного опыта в школе в вузе будет гораздо проще с этим справляться.
Весь процесс проектной работы регулируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего общего образования. А каждая школа детализирует эти правила в своих документах: прописывает алгоритм подготовки проекта, определяет, по каким критериям оценивают работы, когда и в какой форме проходит защита. Например, в московской школе № 507 решили, что ученики защищают работы на школьной конференции «ЕНОТ» в январе и в апреле.
По ФГОС проект — обязательная часть образовательной программы, оценка за него идет в аттестат. Если ученик не сдает проект, то получает «неудовлетворительно» по соответствующему теме предмету и остается без аттестата.
На практике это происходит так: в начале 10-го класса школьникам говорят про проект, после этого они выбирают тему, руководителя, обсуждают с ним структуру и наполнение работы и начинают писать. Можно выбрать один проект или два. В первом случае ученик сдает промежуточный результат в 10-м классе, а итоговую работу — в 11-м. Во втором случае итоговая работа сдается в каждом году старшей школы.
И хотя индивидуальный проект стал обузой для многих школьников, получить удовольствие от этого дела все-таки можно. Рассказываем, как это сделать.
ФГОС среднего общего образования. Положение о проектах — в пункте 11 раздела II
Положение о проектной деятельности учащихся школы № 507 в Москве
Шаг 1. Выбрать тему, которая увлекает ребенка
Предложите ребенку накидать сферы, которые ему нравятся: робототехника, компьютеры, отношения с друзьями или видеоблогинг. После этого ему нужно прийти к компетентному в этой сфере научному руководителю, чтобы вместе «докрутить» конкретную тему. Например, если ребенка интересует машиностроение — он идет к учителю физики, а если рэп — к учителю литературы.
У меня был ученик, который увлекался электроникой, а еще его очень волновала проблема слабослышащих людей. Мы с ним сели и решили, что хотим визуализировать звук, чтобы люди могли играть на музыкальных инструментах. Играет нота «До», загорается зеленая лампочка, нота «Ре» — красная, и так далее. В итоге это вылилось в тему «Индикатор громкости звука определенного диапазона частот». Чтобы сформулировать тему, пришлось даже проконсультироваться со специалистом, который занимается со слабослышащими людьми.
Шаг 2. Найти руководителя проекта, который вдохновляет
Формально для защиты проекта руководителем должен быть школьный учитель, но это не значит, что именно он должен работать с учеником над проектом. Можно найти своего научрука за пределами школы и договориться со школьным руководителем о том, что он лишь будет контролировать весь процесс, чтобы школа была уверена, что ребенок не бездельничает.
Если ребенок настроен серьезно, я советую родителям прийти в школу и пообщаться с классным руководителем на эту тему. Главное — дать понять, что вы ищете руководителя вне школы не потому, что считаете учителя некомпетентным, а потому что ребенок хочет углубиться в какой-то вопрос вместе с профессионалом именно этого дела.
Если руководитель — школьный учитель
Классный руководитель и завуч регулярно напоминают школьникам про выбор темы, и если ребенок не сделает этого сам — его директивно распределят к учителю, у которого мало подопечных. Например, если тема ближе к математике, то ребенка закрепят либо за его учителем математики, либо за тем, кто посвободнее в расписании.
Бывает и так, что ребенок решил поисследовать возникновение казачества в Якутии, но хочет писать работу не с историком, а с учителем физики, потому что с первым у них не сложилось. В принципе, прямого запрета на это нет — нужно поговорить с классным руководителем и с тем самым физиком и попробовать договориться.
Если не получилось — придется либо сменить тему по профилю любимого учителя, либо найти руководителя проекта за пределами школы.
Если руководитель — компетентный педагог вне школы
Найти его можно тремя способами: через знакомых, через университет и через сервисы поиска репетиторов.
Через знакомых в вузе. Если у вас такие есть — обращайтесь за помощью. Даже если ваш знакомый — социолог, а ребенок пишет проект по биологии, узнайте, есть ли в этом вузе смежная с темой проекта специальность, и попросите знакомого переговорить с профильными преподавателями о вашем очень увлеченном ребенке. Параллельно изучите раздел с преподавателями на сайте биофака, чтобы в принципе понять, есть ли среди них интересные ребенку кандидаты.
В университете. Здесь все работает точно так же, как и через знакомых, вот только придется самостоятельно связываться с подходящей кафедрой. И, скорее всего, вам откажут. Но если смелость и настойчивость — ваши ключевые качества, стоит все же попробовать.
На сайте по поиску репетиторов. Выбираем преподавателя вузовского уровня по нужному вам направлению. Например, если это электроника — преподаватель общей физики вам тоже поможет, но лучше поискать узкого специалиста. Обязательно уточните его ученую степень — студенты бакалавриата и магистратуры не подойдут. Начиная с аспирантов можно пробовать выбирать руководителя, но будьте осторожны: аспирант — еще не кандидат наук, преподавательского опыта у него немного. А вот доценты и профессора (они часто соответствуют званиям кандидатов и докторов наук) подходят с лихвой.
В первых двух вариантах можно выйти на некоммерческую основу, но я бы рекомендовала оплачивать такое руководство, как репетиторство. Так у руководителя будет больше мотивации помочь ребенку сделать качественную работу.
Если выбираете вариант с внешним руководителем проекта — лучше найти его до разговора со школой, чтобы прийти с конкретикой и обоснованиями, почему вам важен именно этот эксперт.
Шаг 3. Выступить на конференции
Защита работы — обязательная и финальная часть аттестации старшеклассников. В каждой школе она проходит по-разному: где-то школьник защищает работу перед классом, а где-то собирается комиссия из учителей, которые задают ученикам вопросы.
Неизменные константы в этом процессе — презентация на экране, речь ученика на 5–10 минут и вопросы от слушателей после выступления.
Если школьник готов перейти на следующий уровень этой научной игры — он может еще и выступить на конференции. Их организуют университеты и частные компании и дают всякие плюшки: сертификаты, подарки и даже дополнительные баллы для поступления в вуз.
Выступление на конференции похоже на защиту в школе, только тут все серьезнее: вместо школьных учителей — жюри, а вместо щадящих вопросов — каверзные. И хотя все не всегда так страшно, как кажется, лучше хорошенько разобраться в теме и быть готовым к любым вопросам. Даже к тем, на которые ответа может и не быть.
Технический нюанс: на внешних конференциях лучше указать в качестве руководителя того самого человека, который большую часть времени помогал ребенку с работой. В школе указываем исключительно закрепленного за вами учителя.
Бонус: список конференций
- Всероссийская научно-инновационная конференция школьников «Открой в себе ученого». Проходит при поддержке комитета по образованию Санкт-Петербурга и других университетов. На этой конференции много разных секций: от краеведения до математики. Победители получают рекомендации для поступления в вузы-партнеры.
- Научно-практическая конференция школьников 7–11-х классов с международным участием «Наука настоящего и будущего». Конференция, организованная СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по естественным и точным наукам. Крупная и серьезная — здесь получится узнать, что такое настоящая защита. Победители получают дополнительные баллы для поступления в «ЛЭТИ».
- Международная онлайн-конференция школьников Science Knowledge. Не предусматривает защиты, зато работы победителей публикуют в аккредитованных изданиях. Это важно для тех, кто занимается наукой, потому что за счет публикаций повышается цитируемость и статус ученого.
- Российская научная конференция школьников «Открытие». Проходит в Ярославле и дает баллы при поступлении в ярославские вузы. На ней есть секции по школьным предметам и даже чуть больше. Например, психология.