Как найти тему для произведения

В тестах по русскому часто встречаются задания типа “Прочитайте текст. Определите его тему”. Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах “спотыкаются” многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.

Определение

Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.

Тема– это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина.

Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:

  • Л. Н. Толстой, “Анна Каренина” — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
  • Г. Троепольский, “Белый Бим Чёрное ухо” — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
  • М. А. Булгаков, “Собачье сердце”— опыт профессора Преображенского по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
  • А. Грин, “Алые паруса”– жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
  • А. Дюма, “Три мушкетёра” — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.

Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, “Война и мир”, “Три товарища”, “Ромео и Джульетта”, “Приключения Тома Сойера”).

Тема, идея, проблема: в чём разница?

А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия “основная мысль” и “проблема текста”, очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.

Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.

Главная мысль (идея) текста — это то, о чём автор хочет сказать читателю. Чтобы передать свои мысли и чувства, подвести к определённым выводам, он использует характеры персонажей, различные описания и художественные приёмы. Идея — это то, что побуждает писателя взяться за перо, глубинный мотив любого произведения. То есть то, как он прочувствовал и понял тему.

Проблема текста — это сложный вопрос, не имеющий однозначного решения. Автор отстаивает своё мнение о том, что правильно, а что нет (оно выражено основной мыслью), и как бы предлагает поразмыслить читателю. Именно это глубокое противоречие лежит в основе всех конфликтов и столкновений в произведении.

На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.

Тема Идея (основная мысль) Проблема
Суть Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) Цели и личное мнение автора – то, к чему он пытается подвести читателя Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор
На какие вопросы отвечает О чём рассказывается в произведении? Что я чувствую в этот момент? О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст?
Кто является главным героем? Как должен поступить в этом случае хороший человек? Почему герои оказались в такой ситуации?
Где и когда происходят события? Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? На что нужно обратить внимание современному обществу?
Особенности “Репортаж” о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование
Не содержит субъективных оценок Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты – религиозные, политические, социальные
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста – в чём причина, как это влияет на общество и т. д. Выражена в форме вопроса
Примеры Прогулка по Санкт-Петербургу Петербург – город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя?
Спасение бездомного щенка Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества – умение сопереживать, доброту и ответственность Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных?
Важность правильного питания Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни?

“Вечные” темы

Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.

Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые “вечные” темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:

  • любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
  • отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
  • противостояние добра и зла;
  • дружба и предательство;
  • взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.

Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.

Как определить тему текста за 5 минут

1. Перечитайте заголовок. В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.

2. Изучите текст.Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.

3. Выпишите ключевые предложения. В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.

4. Сократите. Теперь ваша задача — “выкинуть” из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.

5. Распределите словосочетания по значимости. Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.

6. Сформулируйте тему. За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, “Как научиться прощать” или “Целительная сила классической музыки”).

Как определить тему и идею текста

Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте и что хотел сказать автор? То, о чем говорится в произведении – это и есть тема (например, тема любви и верности, тема патриотизма и т.д.). То, что хотел выразить автор – это идея. Например, нужно беречь природу, сажать деревья. Или нужно научиться любить своих ближних. Надо судить по самому произведению.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Shins­hila
[248K]

3 месяца назад 

ТЕКСТ. Текстом называют два или более предложения, объединенных между собой общим смыслом и грамматической связью.

ТЕМА. Темой текста будет считаться обсуждаемый или освещаемый предмет в тексте, его фактическое и смысловое содержание, то есть это то, о чем говорится в тексте.

ИДЕЯ. Идеей текста будет считаться основная мысль, идейный посыл текста, задачи и цели писателя, то есть это то, о чем хотел сказать автор своим текстом.

Если коротко, то тема – это о чем текст, а идея – это для чего текст.

Очень хорошо это можно понять, рассмотрев примеры, которые показывают в чем разница между темой и идеей текста. Разница, конечно, есть, только вот грань между ними тонкая, поэтому часто возникают трудности в выделении темы и идеи текста.

Rogne­da
[416K]

5 лет назад 

Тему текста определяем, внимательно прочитав его содержание и выяснив, о чем в нем говорится.

Например, в тексте ведется повествование о том, что прощение является великим искусством. Не каждый человек умеет прощать другого. Прощение является великой освобождающей силой во Вселенной. Вспомним, как однажды сказал Иисус Христос:” Исцеление начинается с прощения”.

Следует ли прощать всегда и всех?

Индира Ганди говорила:

Многие люди не умеют прощать других. Для них это является большой эмоциональной и рациональной проблемой.

Вот можно обозначить тему этого текста – прощение.

В тексте обязательно заключается какая-то идея – основная мысль, то, ради чего создается текст. Основная мысль часто передает авторскую позицию по обсуждаемому вопросу.

Идеей текста с темой о прощении может быть “нужно научиться прощать близких нам людей”.

wiedz­zzmin
[9.6K]

5 лет назад 

Способность чётко улавливать основную суть содержания текстового материала при его прочтении характеризует людей вдумчивых, обладающих системным мышлением. Данную способность можно запросто натренировать.

Для этого важно при чтении обращать внимание на ключевые моменты, акцентируя на них внимание, отсеивая лишнюю “воду”. Тренируйтесь на небольших рассказах, пересказывая после прочтения их смысл. Помню как смотрел интервью легендарного изобретателя, основоположника социокибернетики Жака Фреско. В молодости он занимался авиационной инженерией. Только начав разбираться в вопросе, начав с самых основ он “перелопачивал” книги известных братьев Райт. Потратив уйму времени на чтение он пришёл к выводу что ценной информации в прочитанном было около 5%. Остальное чтиво представляло из себя околохудожественные размышления вроде “Однажды майским прекрасным утречком..” и вроде того. Жак основательно решил для себя что впредь при чтении нужной ему литературы он будет бегло перечёркивать карандашом среди текста то что не несёт смысловой нагрузки. Отточив навык, он сильно преуспел, перечитав таким образом немыслимое множество крайне полезных научных статей и технических журналов. Позже, он вошёл в историю как один из самых выдающихся инженеров и мыслителей XX века.

Примерно также и в художественной литературе. Подумайте: что стоит в центре всего повествования, какие ключевые объекты/фигуры присутствуют в тексте?

Бульб­озавр
[450K]

3 года назад 

Наверно чтобы ответить на такой вопрос нужно понять, что из себя представляет каждое это понятие.

Под темой мы подразумеваем то, что автором описывается в самом тексте, это люди, события, какие-то явления и т.п.

Под Идеей или по другому – Главной мыслью нужно понимать то, что что сам автор хочет читателю сказать. Причем здесь заложена именно авторская позиция, мнение, чувства, попытка донести свою точку зрения. Автор для выражения своей идеи использует разные описания, характеризует персонажи. Иными словами Идея, это то, что послужила причиной писателя написать этот текст, мотивы, побудившие к этому.

Если кратко сформулировать, то:

  • тема, это сам сюжет текста, т.е. то, о чем там повествуется (рассказывается);
  • идея, то, что способствовало написанию текста и ради чего он был написан.

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[1.4K]

5 лет назад 

Тема текста – это то, чему посвещено какое-либо произведение. Например, Великая Отечественная война. Или какие-то отдельные подвиги, битвы наших солдат в этой войне.

Идея текста – это то, о чем хотел сказать автор, то, что он хотел донести до читателя. Например, призыв защищать свою родину во что бы то ни стало, патриотизм, взаимовыручка и т.п.

Как правило, тема текста становится понятной уже по ходу прочтения. А вот идея текста окончательно может сформироваться лишь после полного знакомства с ним.

Lune
[10.2K]

более года назад 

Тема текста

Её определить проще, так как темой текста является то, о чём в нём говорится.

Это может быть:

  • конкретный человек, группа людей.
  • животное или растение.
  • неодушевлённый предмет (объект).
  • событие.
  • явление.
  • и т.д.

Иногда о теме становится сразу понятно исходя из названия.

Например:

“Мартин Иден” Джека Лондона.

повесть-сказка “Щелкунчик и Мышиный король” Эрнста Гофмана.

“Анна Каренина” Льва Толстого.

Или, допустим, заголовки научных произведений.

В остальных случаях достаточно просто внимательно прочитать произведение и мысленно задать вопросы “о чём рассказывает это произведение (какое в нём смысловое ядро)?”, “что объединяет все его части?”.

Идея текста

По-другому её называют основной мыслью.

Идея текста – это какой-то вывод, то, чему учит и к чему призывает текст, то что хотел донести нам его автор.

Иногда в произведении может отражаться авторская позиция по какому-либо злободневному вопросу.

Например, основной идеей романа Александра Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” является то, что в Российской империи угнетаются крестьяне, и то, что самодержавие – это очень плохо.

После выхода этого романа, Екатерина II отправила писателя в ссылку, работа оказалась под запретом, и почти весь его тираж был уничтожен.

Чтобы правильно определить идею текста, нужно внимательно следить за тем, как развивается сюжет, какие события происходят, и к чему приводят действия главных героев.

Попытайтесь понять, какие моменты являются для автора самыми важными, на чём он больше всего делает акцент.

Помочь также могут заголовки глав / частей произведения.

Вообще, сложнее определять главную мысль в произведениях приключенческого жанра и текстах-автобиографиях (как, например, “Детство” Максима Горького / Льва Толстого).

После их прочтения можно иногда сделать не один вывод, а сразу несколько.

Просто спросите сами у себя “чему меня научил этот текст?”, “какое рациональное зерно я из него извлёк?”, “изменилось ли во мне что-то после того, как я прочитал его до конца?” – и вы без проблем поймёте основную мысль произведения.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Нужно внимательно прочесть текст и понять, что является его ядром, сутью, чему он посвящен. Не всегда в тексте одна тема, иногда их бывает несколько, тогда целесообразно говорить о тематике.

Идея по своему характеру, конечно же, отличается от темы, ибо в идее прослеживается отношение автора к описываемой теме. По ходу текста он задает вопросы, формулирует ответы, решает проблемы, делает заключение, т.е. дает идейную оценку.

В отличие от темы, суть которой вместится, скорее всего, в пару-тройку слов, идею бывает сложно конкретизировать, выразить словесно, ведь не всегда читающий текст понимает автора или имеет ту же точку зрения.

Ninaa­rc
[479K]

3 года назад 

Анализ любого произведения начинается с определения темы и идеи, и в этих понятиях часто возникает путаница. На самом деле определить тему и идею конкретного произведения довольно легко, если внимательно ознакомиться с текстом.

Тема – это то, о чем говориться в тексте, или о ком или о чем ведется речь. Часто в произведениях поднимаются общеизвестные, “вечные” темы, такие как противостояние добра и зла, становление личности, любовь и ненависть, дружба и предательство.

Для того чтобы определить тему текста, нужно поразмыслить какие общечеловеческие проблемы описаны в произведении. Зачастую подсказка кроется в заголовке. Например: “Война и мир”, “Ромео и Джульетта”.

Если нам нужно определить тему произведения Александра Грина “Алые паруса”, то можно обозначить её так: жизнь девушки по имени Ассоль, пребывающей в ожидании принца.

Идея текста – это замысел автора, который ради этого создавал образы и придумывал сюжетную линию. Если идей у писателя было несколько, то мы должны отследить ряд мыслей автора о человеке или об окружающем мире.

Например, автор может отразить идею в изображении зарисовки природы, которая будет пробуждать у читателей желание защищать все живое на планете. А если автор изображает напряженные отношения в семье, то он наверняка хотел заставить читателей подумать о своей семье и о том, что нужно любить и беречь своих близких.

Ольга­1177
[107K]

5 лет назад 

Когда мы берем в руки книгу, то прежде всего интересуемся, о чем она, то есть его темой. У каждого произведения своя тема – совокупность событий, описываемых в произведении и служащих для постановки социальных, философских, этических и других проблем.

Тема – это предмет интереса, осмысления и оценки автора.

Например, темой “Капитанской дочки” А.С. Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Тема некоторых произведений звучит уже в заглавии: “Крестьянские дети”, “Муму”, “Отцы и дети” и др.

Читая произведение, углубляясь в его художественный мир, мы стараемся понять, что пытался донести до нас автор, что в целом хотел нам сказать. Другими словами, мы анализируем идею произведения, его основную мысль. Идея предполагает интерпретацию и оценку жизненных явлений, взглядов автора на мир. Например, идея “Слова о полку Игореве” – призыв к единению Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных распрей.

Гориз­онт
[14.3K]

4 года назад 

Для того, чтобы определить тему и основную идею того или ниого текста, нужно его обязательно полностью прочитать и понять о чем идет речь в произведении. Сделайте для себя краткий пересказ данного произведения. Для того, чтобы понять основную идею текста и тему, задайте вопрос – что хотел показать автор данного рассказа? О чем этот текст? Например: тема текста – о мальчике, что хотел передать автор – о дне рождения мальчика.

Ad libit­um
[122K]

9 лет назад 

Мне кажется, что тема – это то, о чем автор хотел бы рассказать в данном тексте.

А идея – это для чего он вообще затеял написание этого текста с такой темой.

Знаете ответ?

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.

В этой статье:

Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике

На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Определить тему и главную мысль текста
«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

Чем различаются тема и главная мысль текста

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберемся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Как определить тему и главную мысль текста

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • подчеркнуть ключевые слова,
  • выделить микротемы по абзацам,
  • постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть

Отработка на практике

«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

(по А. Платонову)

Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем вы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

определить тему и главную мысль текста

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Где искать идеи для книги?

Учимся у известных авторов и находим тему для вашего произведения

Зачем книге нужна идея?

Идея не то же самое, что полноценный сюжет. Это ядро истории, стержень, на который только предстоит нанизать фабулу. Например, по словам Мариам Петросян,

«Дом, в котором…»

начался с зарисовки про мальчика, который не находит общего языка с отцом.

Идея должна быть убедительной, интересной, непредсказуемой. Часто автор не проговаривает ее читателю в лоб. Суть произведения складывается из контекста. Так книга Айн Рэнд

«Мы живые»

 — роман о величайшей ценности человеческой жизни. Это и есть вывод, к которому читателя ведут события и герои книги.

«Идеи приходят постоянно. Единственная разница между писателями и другими людьми в том, что мы их замечаем»

Нил Гейман

Писатель

Где искать идеи?

Темой произведения может стать все, что угодно: строчка из книги или песни, вид из окна, новости, сны, рисунок на обертке печенья… Главное — разглядеть в этом историю. Когда начинаешь сознательно искать темы и образы, мозг подхватывает игру и идеи появляются всюду и складываются из разрозненных вещей. Вот несколько приемов, как попасть в это состояние (или выйти из творческого кризиса).

  • Сделать что-то необычное, зарядиться впечатлениями. Это может быть прыжок с парашютом, встреча со старыми друзьями или даже новый маршрут до работы. Например, возвращаясь домой другой дорогой, вы можете заметить необычный дом с единственным окошком. Кто в нем живет? Возможно, девушка, которая боится солнца, выходит в город только по ночам. Однажды ей приходится преодолеть свой страх и оказаться на улице днем… Что это за девушка? Какая ситуация заставила ее нарушить привычный режим? Как она будет себя вести в состоянии стресса?

  • Прислушаться к себе. Вспомнить людей или события, которые вызывали у вас эмоции. Например, воскресить в памяти самые трогательные моменты, связанные с родителями. Возможно, в процессе воспоминаний в голову придет идея для истории.

  • Поискать ассоциации. Посмотрите фильм, прочитайте книгу и подумайте: какие мысли они вызывают? С чем ассоциируются? Сформулируйте главную мысль чужого произведения и подумайте, как бы ее проиллюстрировали вы. Например, один из подтекстов повести Владислава Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га» — о том, как человека меняет близость смерти. Та же мысль есть и в сериале «Во все тяжкие» — но там она изложена совсем иначе. А как бы воплотили эту идею вы? Какой бы выбрали жанр, чтобы донести свои мысли до читателя?

Если идей по-прежнему нет, можно начать с формальных вопросов.

  • В каком жанре вы хотите написать историю: мистика, фантастика, реализм, городское фэнтези, антиутопия?

  • Какой планируете объем: зарисовка, рассказ, небольшая повесть, роман в нескольких частях?

  • В каком мире будет происходить действие: таинственные подземелья, дальние страны, школа волшебства, приключения в космосе, студенческие будни? Подробней о мирах мы писали

    в статье о сеттинге

    . Возможно, она тоже поможет вам определиться с идеей.

  • Что любит современный читатель? Конечно, писать лучше о том, что знаешь сам, что просится изнутри. Но если идей нет, то можно оттолкнуться от запросов аудитории. Посмотрите, какие жанры и истории сегодня на пике популярности, и попробуйте вдохновиться ими. Список популярных книг разных жанров можно найти в разделе

    «Бестселлеры ЛитРес»

    .

Еще один совет — записывайте идеи. Если вы заведете блокнот с зарисовками и наблюдениями, то всегда сможете заглянуть в него в поисках вдохновения.

Сеттинг книги: что это такое

Как ищут идеи известные авторы?

  • Советует искать идеи на каждом шагу:

    • личный опыт и опыт семьи;
    • искусство;
    • работа;
    • подслушанные разговоры;
    • путешествия, природа;
    • дети, пожилые люди.

    Дмитрий Быков

    Писатель

  • Задает себе неожиданные вопросы:

    • «А что, если?..»: «Что, если бы ваша сестра превратилась в мышь?»
    • «Вот бы…»: «Вот бы мою домашнюю работу делал призрак»
    • «Интересно…»: «Интересно, что она делает, когда она одна?»
    • «Если так будет продолжаться…»: «Если так будет продолжаться, телефоны начнут разговаривать друг с другом, отключая посредника»
    • «Было бы интересно, если бы…»: «Разве не было бы интересно, если бы оказалось, что раньше миром правили кошки?»

    Нил Гейман

    Писатель

  • Находит сюжеты в повседневности:
    • Идея

    «Кладбища домашних животных»

    выросла из горя дочери Стивена Кинга: ее любимого кота Смаки переехало машиной возле дома писателя.
    • Идея романа

    «Куджо»

    появилась, когда Стивен Кинг забирал свой мотоцикл у механика и встретился там с огромным рычащим сенбернаром.

    Стивен Кинг

    Писатель

  • Вдохновляется впечатлениями, полученными от других произведений:
    • Идея

    «Голодных игр»

    пришла писательнице, когда она переключила программу с развлекательного реалити-шоу на репортаж о реальных военных событиях в Ираке.

    Сьюзен Коллинз

    Писательница

Идеи окружают нас всюду — это доказывают примеры из жизни писателей. Главное — научиться замечать происходящее вокруг, задавать себе неожиданные вопросы и не забывать записывать удачные находки.
Присоединяйтесь к нашему марафону #роман_за_лето22 в нашей группе во «ВКонтакте» и телеграм-канале «Издательские сервисы ЛитРес», ищите и воплощайте свои идеи!

автор блога ЛитРес, пишет книги в жанрах реализм и фэнтези.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Как определять тему и идею произведений? Как вникать в книги и как понять, что хотел сказать автор?

Я не могу так легко определять тему и идею произведения, как остальные, читаю и не понимаю о чем, и что хочет сказать автор, помогите советами. И как вникать в книги? Не понимаю

ЛитератураЛитературные произведения

Анонимный вопрос

5 октября 2019  · 9,7 K

Не надо пытаться вникать и не надо пытаться понять. Это такие “сверхзадачи”, которыми школьников мучают учителя, потому как это им предписывает программа.

Не насилуйте мозги. Попробуйте просто читать. Не торопясь. Не превращая чтение в адский труд. По прочтении расскажите себе, о чём книга. Расскажите кратко. Одного-двух предложений будет достаточно. А затем обобщите.

Обломов был ленив, проспал свои идеи на кровати, подорвал малоподвижным образом жизни здоровье и помер, не добравшись до счастья.

Это упрощённая передача содержания толстого романа. Как видите, я уложился в одно предложение.

Тема и идея передаются ещё короче, ибо они обобщают, обходятся без конкретики (без персонажа Обломова в данном примере).

Тема романа: лень.

Идея романа: как русский человек проспал смысл жизни.

Идея обобщает содержание произведения и выражается ёмко и коротко, обобщает самую суть, передаёт главную авторскую мысль.

Посмотрите другие примеры идей классических произведений здесь и здесь. Формулировки мои.

512

Комментировать ответ…Комментировать…

Клуб любителей книг. Поможем разобраться в книгах и извечном вопросе – что бы почитать…  · 13 окт 2019  · bookmix.ru

Самое простое — это то самое первое слово или словосочетание, которое придет на ум после того, как зададут вопрос о чем книга. Продолжение таких определений — тоже темы и идеи.

Могут помочь критические статьи, хотя, например тот же Г. Г. Маркес в своих заметках не раз писал о том, как он был удивлен, что многие критики в его текстах находили ТО, что он не… Читать далее

2,2 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Стаентист-клюкальщик. Профессионал. Лёгкая атлетика, среднее и тяжёлое машиностроения в…  · 27 апр 2021

Тут дело вот в чем. Веками человечество приучалось верить печатному слову, и эти века не прошли даром. У нас глубоко внутри сидит убеждение, что книга – наш учитель, что книга не врет, читать ее нужно прилежно и внимательно, что там кругом одно доброе, разумное, вечное. На самом деле дела обстоят не совсем так. Автор, представляющийся читателю этаким сверхчеловеком, на… Читать далее

335

Комментировать ответ…Комментировать…

Если Вы новичок в литературе, очень советую после прочтения поискать статьи литературных критиков о том или ином произведении – они детально анализируют сюжет, персонажей, символику произведения. После прочтения критики можно еще рас сесть за прочтение самого произведения и тогда мозг уже подсознательно будет выделять моменты, на которые было обращено внимание критиков… Читать далее

1,3 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Начните с выделения управляющей идеи в самых-самых простых произведениях. Например (нет, я не шучу) в детских сказках. Какова основная идея сказки о Колобке? А о трёх поросятах? Это нетрудно — дети ведь ощущают её интуитивно, для того им сказки вместо прямых моралей и читают. Но вы попробуйте сформулировать. Скажем, управляющая идея сказки о Колобке: “попытки полностью… Читать далее

5,0 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Добавить комментарий