Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый, в полном смысле этого слова. Свой мир, свои проблемы, мировоззрение, вкусы, взгляды – все другое. Не такое, как у родителей, которые, конечно же, «ничего не понимают». Желание самоутвердиться, стать личностью, но влиться в свою «стаю», быть самостоятельным, но получить поддержку и признание – в подростковом мире бушуют бури, и не только гормональные. И островком спокойствия в этом сложном, многогранном и непонятном мире должны стать родители. Которые любят безусловно, принимают таким, какой есть, всегда за тебя, а не против. И очень важным моментом во взаимоотношениях между родителями и детьми становятся разговоры. Не дежурное «как дела» и не поучения, а разговоры. Как с друзьями. И найти интересные темы для подростков не так уж сложно, как и подходящее время для них.
15 тем для непринужденного разговора
Безусловно, учеба и хобби, друзья – то, что интересует родителей в первую очередь. Но с точки зрения контроля. Естественно, именно на эти темы ребенок разговаривает неохотно, ведь разговор далеко не всегда приятный. Но у подростка есть свои интересы, так почему бы родителям не поднять их, сидя за ужином или просто отдыхая в кругу семьи?
О чем говорить с ребенком «по душам»:
- любимая музыка и исполнители;
- книги и литература (да, да, манга это тоже литература, привыкайте);
- фильмы, сериалы, мультфильмы;
- о смысле жизни и его смене с течением времени;
- житный мир (хорошая тема, если чадо просит завести енотика);
- компьютеры, IT, компьютерные игры (начнете немного разбираться в Доте);
- кулинария, питание (актуально и для мальчиков, и для девочек, всем придется жить самостоятельно и чем-то питаться);
- дружба, взаимопонимание, принятие друг друга;
- ваша семья, ее история, смена ролей и восприятие семьи сегодня;
- любовь и отношения;
- научные новости и достижения;
- интернет и соцсети (есть, чему поучиться у ребенка);
- фантазии на тему будущего – технологии, общество, книги фантастов как прогноз;
- эмоции и чувства – «как это работает»;
- новости мира, политики и экономики.
Как видите, темы для разговора есть самые разнообразные. Но учитывайте: смысл беседы не в поучении и не в насаждении своих взглядов. Пообщаться, обсудить что-то интересное, лучше понять друг друга и просто приятно провести время – вот ваша цель. И характер разговора должен быть соответствующим.
О чем нужно поговорить обязательно хотя бы раз
Но не только интересные темы для подростков – повод для разговора. Есть и серьезные вещи, обсуждение которых среднестатистический родитель избегает (да и среднестатистический подросток тоже). Тем не менее, об этих вещах нужно разговаривать.
Половая зрелость
Пубертат – сложный период, во время которого в организме ребенка происходит множество изменений. И далеко не все радуют, да и обсуждать их, еще и с родителями, желания не возникает. Поэтому поговорить на тему половой зрелости нужно до ее начала, заранее рассказав, что ждет ребенка, как будут происходить изменения и почему. Анатомия и физиология – это интересно, при правильной подаче.
Первый интимный опыт
Сложная тема, для всех. Но можно облегчить задачу – не стоит рассказывать про пестики и тычинки – можете быть уверены, ваш ребенок уже все прекрасно знает об интимной близости и разнообразных ее видах. Ваша задача – рассказать о контрацепции и о том, что секс возможен только по обоюдному согласию, и только с предохранением. Беседа может пройти и планово, но лучше, если разговор начнется с чего-то другого – так будет меньше смущения, с обеих сторон. И снова: с вашей стороны не должно быть поучений, запугиваний и навязывания своего мнения. Только советы, истории из личного опыта, медицинские факты – просмотрите ролики известных популяризаторов науки, они умеют просто и доступно доносить сложную информацию.
Алкоголь и наркотики
Все знают, что это плохо, но кого это останавливает? Как же поговорить об алкоголе и наркотиках, чтобы подросток понял – с веществами, вызывающими зависимость, лучше не связываться?
Первое правило – никаких запретов. Запретный плод сладок, особенно, если висит перед носом у подростка. Разговор должен затронуть такие аспекты:
- почему люди начинают пить, курить или употреблять наркотики (здесь поможет хороший психолог – в интернете обязательно найдутся публикации по теме);
- почему возникает зависимость (и снова возвращаемся к физиологии);
- почему бутылка спиртного или наркотический кайф не решают проблем;
- почему не стоит «быть как все» в компании;
- что такое ответственное употребление алкоголя (если вы периодически выпиваете, и ребенок об этом знает).
Если в семье были или есть зависимые – не скрывайте этого. Иногда лицезрение невменяемого родственника действует лучше, чем сотни разговоров и лекций.
Самооценка
Самооценка у подростков редко бывает нормальной. Она колеблется от «я круче всех» до «я неудачник и никому не нужен». Научите ребенка думать о себе хорошо, даже если что-то не получается или не нравится во внешности. Поддерживайте его начинания, радуйтесь вместе с ним любым успехам, внушайте уверенность в себе в случае неудачи. В случае с низкой самооценкой разговоры помочь не смогут – нужен ваш опыт, поддержка, принятие и именно ваша уверенность в том, что ваш ребенок – умный, красивый, талантливый (нужное подчеркнуть). Потому что самооценка человека складывается из оценки окружения, и родители – первые, кто ее формирует.
Темы, которые могут вызвать острую реакцию
Независимо от того, девочка у вас или мальчик, всегда будут интересные темы для подростков и те, которые лучше не затрагивать – до тех пор, пока ребенок сам не захочет поговорить.
Личные переживания
Правило одно для всех: личное это личное. И пока ребенок сам не захочет поговорить, лучше эту тему не поднимать. Исключение: вы видите, что ребенок расстроен, в депрессии и ему срочно нужна помощь. И даже в этом случае не устраивайте допрос, а ненавязчиво пригласите к разговору и сообщите о своей готовности выслушать, понять, поддержать и помочь.
Друзья
Друг вашего ребенка вам не нравится, возможно, по объективным причинам. Но запрет на общение или навязчивые «советы» не заставят подростка отказаться от дружбы. Да и ребенок перестанет открываться. Пусть беседы о друзьях будут абстрактными – о чертах, свойственных настоящим друзьям, о том, чего не должно быть в дружбе. А дети сами будут делать выводы (они умеют, не переживайте). И никаких возмущений «я же тебе говорил/говорила», если вдруг чадо пожалуется на друзей. Ему и так плохо, не усугубляйте. Помогите справиться с ситуацией, сделать выводы и разобраться с последствиями.
Одежда, внешность
Подросток должен экспериментировать с внешностью, и позвольте ему это – при условии, что результаты неудачного эксперимента можно легко устранить. Одежда, прическа, цвет волос, аксессуары – дайте ребенку время на поиски себя, быть таким, как ему нравится. Пусть даже эти поиски заставляют вас нервно вскрывать очередной пузырек с валерьянкой. Эксперименты закончатся. Обязательно.
Карманные деньги
Изучение принципов экономики начинается с карманных денег. Дайте подростку возможность самостоятельно распоряжаться собственными средствами – пусть с ошибками, с покупкой чего-то ненужного на ваш взгляд, будь то игра или ведро мороженого. Беседы о деньгах должны быть только просветительскими. И не забудьте рассказать об импульсивных покупках, уловках маркетологов – с примерами из собственной жизни.
Почему не получается поговорить
Интересный для многих родителей вопрос. Наиболее часто подростки не желают разговаривать на те или иные темы по таким причинам:
- неподходящее для беседы время (устал, расстроен, обижен – лучше разобраться с настроением, а не читать запланированную лекцию);
- нет понимания – зачем эти разговоры (мягко предложите поговорить, можете начать с собственных откровений);
- сложно выговориться – предложите ему говорить так, как будто он один в комнате, или же, начните с рассказа о себе (вспомните, когда у вас было подобное настроение, почему, как вы вышли из него);
- взрослые слишком активно интересуются жизнью чада – естественно, нет никакого желания откровенничать, даже если разговор действительно разгонит грусть.
Советы психолога
Мало любить ребенка, с ним еще нужно уметь общаться. Вас может интересовать одно и то же, вы можете вместе гулять и смотреть одни и те же фильмы, слушать одну и ту же музыку, но этого не будет достаточно для полного взаимопонимания и открытости в беседах. Поэтому вам в помощь советы, с помощью которых вы найдете общий язык с ребенком, который перешел в столь прекрасный возраст:
- Вы разговариваете с личностью – пусть еще неопытной, но уже со своими взглядами. Относитесь к подростку, как к равному.
- Не перебивайте, не грубите и не повышайте тон – представьте, что так разговаривают с вами. Не очень приятно, правда?
- Принимайте детей такими, какие они есть. Вы тоже не идеальны.
- Школа важна с точки зрения приобретения знаний. Оценки – лишь отображение успехов, но не цель, которую нужно достигнуть любыми способами.
- Интернет – не зло, а инструмент. Покажите, что есть много способов его использовать (самообучение, развитие, творчество).
- Не переходите на личности и никогда не сравнивайте ребенка с другими, особенно, с мифическими «детьми маминой подруги».
Этот список можно подытожить простым выводом. Относитесь к подростку с пониманием и принятием – так, как вы хотели, чтобы относились к вам. И тогда он будет рассказывать если не все, то большую часть – что он чувствует, переживает, о чем беспокоится. И это намного важнее, чем знать, что задавали в школе и «почему не 5?».
Подростковый возраст – это период, когда маленький ребенок превращается в молодого человека. Пережить его бывает сложно и детям, и родителям. Все, что происходит в жизни подростка, имеет значение, независимо от того, как взрослые к этому относятся. Современные дети живут сейчас в своем мире, в который никого не пускают, а родители не знают, как наладить с ними связь.
В статье представлены советы психологов и психотерапевтов о том, на какие темы можно поговорить с подростком.
Подростковый возраст – довольно сложный период
Это довольно сложный период, причем для обеих сторон, потому что подростки не понимают, что с ними происходит, а родители не знают, как своим детям помочь. Мамы и папы часто жалуются на то, что они больше не узнают своего ребенка и на самом деле не представляют, о чем с ним разговаривать.
Необходимо составить список дискуссий, которые могут быть началом открытых диалогов.
Какие темы можно обсудить с подростком
Итак, вот несколько идей, которыми специалист рекомендует воспользоваться родителям:
- Кто самый крутой мальчик/девочка в классе? Что в нем такого крутого?
- В какую знаменитость ты влюблен? Актер, певец и др.
- Какое самое крутое приложение в твоем телефоне?
- Какие самые крутые видео ты видел в Tiktok за последнее время?
- Какую музыку ты слушаешь? Какая любимая песня у тебя сейчас? А неделю назад?
- Какой самый неловкий момент у тебя был? Или когда тебе было стыдно?
- Что тебе нравится, а что не нравится в себе?
- Есть ли у тебя любимый учитель? Почему именно он?
- Какой сериал ты смотришь на Netflix? Каков главный герой сериала? Как бы ты его описал?
- Есть ли в школе издевательства? Ты в этом участвуешь?
- Какие самые крутые места для отдыха? С кем бы ты хотел поехать в отпуск?
- Что бы изменило твой внешний вид?
- Ты мог бы рассказать о своих юношеских приключениях – первых симпатиях, неприятных моментах и т. д.
- Какое у тебя самое старое воспоминание?
- Что ты думаешь о Боге, политике, инопланетянах, запретных предметах?
- Что бы ты изменил в доме, в том числе на уровне дизайна?
- Что ты думаешь об астрологии, кристаллах, Таро, эзотерической области?
- Как ты думаешь, легко ли зарабатывать деньги?
- Как ты думаешь, как выглядят идеальные отношения?
- Ты думаешь, что твое поколение другое? В каком смысле?
- Какой, по твоему мнению, была бы жизнь без телефона?
- В каком городе ты бы хотел жить? Почему?
- Что бы ты сделал, если бы у тебя были все деньги мира и все время мира?
- Переместился бы ты на Марс?
- Какой самый крутой подарок ты когда-либо получал?
- Какую бы книгу ты порекомендовал кому-нибудь, кто на 5 лет младше тебя?
Не судите
Конечно, в зависимости от его интересов, вы можете привести обсуждение к интересующему его хобби, и неплохо было бы заранее прочитать что-нибудь по этой теме. Кроме того, старайтесь слушать, не осуждая, не предлагая сразу же решения и не пытаясь произвести на него впечатление обширными знаниями, потому что в любом случае подросток уже считает вас немного устаревшим.
Итак, независимо от того, что вы думаете, если вы решили задать вопрос, то вы рискуете получить ответы, которые вам не подходят. Просто попытайтесь узнать подробности и, возможно, даже спросите подростка, какое возможное решение он видит в этом. Этого будет достаточно, и он оценит вашу доступность, поэтому велика вероятность, что он спросит вашего совета, когда жизнь бросит ему вызов.
В противном случае есть риск, что ваш ребенок закроется, и вы ничего не будете знать о его жизни. Цель состоит не в том, чтобы вести расследование и немедленно карать, когда вы обнаружите что-то сомнительное, а в том, чтобы поддерживать отношения с вашим подростком, чтобы он имел смелость попросить вашей помощи, когда она ему понадобится.
Общайтесь с подростком как со взрослым
Подросток – это не ребенок, поэтому не ведите себя с ним так, как если бы ему было 7 лет. Это разозлит его и оттолкнет. Подросток играет роль взрослого – иногда ему это удается, иногда нет. Но он должен это делать, чтобы продолжить собственное развитие. Так что не принимайте вещи на свой счет, но помните о своей юности и необходимости разлучения со взрослым опекуном.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Добрый день, дорогие родители. Воспитание детей базируется на передачи жизненного опыта и ценной информации родителем к ребенку. Если в раннем возрасте родители могут ограничиться системой стимулов и наказаний для того, чтобы направить ребенка в полезное для него русло, то с взрослением ситуация немного изменяется. Темы бесед с подростками в нашем материале.
Дети растут, изменяются и способы влияния на их поведение. Подростки – это еще не взрослые люди, но при этом с ними не работают уже те педагогические методы, которые использовались до наступления пубертатного периода.
Основной способ донести до подростка нужную ему информацию – это разговор. Ведь если не научить чему-то жизненно важному старшеклассника, то он позже возможно это и усвоит, но только пройдя путь трудных, а иногда и непоправимых ошибок.
Содержание статьи:
Темы бесед с подростками группы риска
На какие темы обязательно стоит побеседовать, и о чем нужно говорить с подростками читайте ниже. Итак, темы для бесед с подростками. Как вести разговор с подростком о знакомствах и свиданиях – почитайте по ссылке.
Здоровый образ жизни
Обязательно важно еще с самого раннего детства учить ребенка заботиться о здоровье своего организма. Дети в этот период только начинают формировать привычки, и лучше сделать так, чтобы они были полезными.
Важно рассказать школьнику о преимуществах правильного питания, здорового отдыха и физических нагрузок.
Подросткам для убедительности необходимы примеры, а для этого можно использовать хорошие странички биографии популярных среди молодежи звездных кумиров.
Вред курения, алкоголя и наркотиков
Опять же, именно в подростковом возрасте большинство курильщиков начинает формировать свою пагубную привычку. В силу того, что подростковый возраст – это идеальное время для создания привычки, именно те пороки, которые имели место на этом жизненном этапе и преследуют позже молодых людей.
Многие старшеклассники не имеют и малейшего представления о том, к чему может привести систематическое употребление алкоголя или наркотиков. Темы бесед с подростками важны об этом, а для наглядности опять же – использовать примеры или доступные в интернете документальные фильмы.
Большинство фильмов и видео роликов, которые показывают правду о наркотиках и алкоголе просто шокирующие, но не стоит из-за этого бояться показывать их детям. Наоборот – именно в этом и заключается влияние.
Взаимоотношения с противоположным полом
Если не провести с подростками в определенном возрасте бесед на тему взаимоотношений с противоположным полом, то они из-за отсутствия опыта могут не только наделать много ошибок, позволяя по отношению к себе непростительные вещи.
Также из-за недостатка знаний они могут перенимать доступные им из фильмов и жизни манеры поведения в отношениях, а это сделает их несчастными.
Если планируется проведение групповой беседы с юношами и девушками о взаимоотношениях с противоположным полом, то желательно разделить группы по половому признаку. Это важно потому что девочкам, будущим женщинам нужно знать одну информацию, а мальчикам другую.
Дело вовсе не в физиологических отличиях, об это нужна отдельная беседа, которую следует проводить в раннем подростковом возрасте, когда ребенок еще не начал пытаться постичь эту тему самостоятельно, на своем опыте.
Подростковая самооценка
Многие отроки сталкиваются с проблемой оценки самого себя. Самооценка подростка или сильно занижена, или же наоборот завышена, но и то и другое не соответствует действительности.
Также страдают дети в подростковом возрасте от оценочного суждения окружающих людей, и зачастую именно на чужой оценке строится их личная самооценка. Все это может привести к проблемам в будущем, а также к тяжким разочарованиям и депрессии, в случае завышенной самооценки.
Поэтому, важно своевременно провести беседу с подростками на тему того, как правильно оценивать себя и окружающих.
Также важно помочь старшеклассникам сформировать психологическую защиту от оценочного суждения окружающих, чтобы он не влияло на восприятие подростком самого себя.
Выбор профессии
Это очень важные темы бесед с подростками постарше. Выбор будущей профессии – это один из наиболее ответственных шагов в жизни, поэтому цель беседы значительная. Именно от выбора профессии зависит то, как сложится дальнейшая жизнь ребенка.
Важно дать исчерпывающую информацию о существующих направлениях деятельности, а также можно дополнить беседу конкретными примерами. Желательно говорить не только о преимуществах профессий, но также и о негативных моментах.
Также важно разъяснить, что люба профессия помимо подготовки в учебном заведении требует также определенных врожденных способностей и расположенности человека.
Учеба и важность образования
Некоторые молодые люди в подростковом возрасте теряют интерес к обучению, а в результате имеют плохие оценки и пробелы в знаниях, что в свою очередь негативно повлияет на результаты вступительных экзаменов при поступлении в учебное заведение для получения профессии.
Ученику недостаточно знать, что учиться просто нужно, и не может быть никаких возражений. Это можно сказать еще семилетнему малышу, отвечая на вопрос : «а зачем ходить в школу». А старшекласснику необходимо обоснование.
Именно это и важно донести до старшеклассника, ведь он уже имеет кучу аргументов, которые может привести не в пользу учебы.
Умение контролировать свои эмоции
Особенность подросткового периода состоит в постоянно изменяющемся гормональном фоне, что и становится причиной такой повышенной эмоциональности. На пороге взрослой жизни очень важно научиться сдерживать себя и контролировать проявление собственных эмоций.
Важно научить старшеклассника самообладанию и показать на конкретных примерах, как управлять такими эмоциями, как гнев, раздражение, ярость, обида. Основная цель этой темы бесед с подростками – дать ему понять, что не эмоции властвуют над ним и управляют его жизнью, но он над ними.
Подростковая депрессия
Каким бы веселым, смелым и решительным ни был человек, у всех случаются ситуации, с которыми они не в состоянии справиться в одиночку. Подростковый период – это время, когда ребенок сталкивается каждый день с новыми и неизвестными ему вещами, проблемами, понятиями.
Все это представляет собой набор трудностей, которые день от дня все больше утомляют впечатлительного подростка, и это может привести к депрессии.
Важно не допускать до этого, поговорить состаршеклассником о депрессии, способах ее предотвращения, лечения, а также предложить в беседе свою помощь в случае соприкосновения с трудностями и проблемами.
Как справляться с проблемами
Некоторые родители сетуют на несамостоятельность и инфантильность своих выросших отпрысков. В это же самое время подросшие чада сетуют на гиперопеку со стороны родителей, которая не дала им подготовиться, как следует к вступлению в самостоятельную жизнь, которая так и кишит непрекращающимися проблемами.
Важно дать подростку ценные советы и научить его не скрываться от своих проблем, а решать их как можно скорее, при необходимости прибегая к помощи близких людей.
Мы в ответе за тех, кого мы приручили
Старшеклассник, как и дети младшего возраста, частично познает сферу взаимоотношении начиная из семьи, домашних питомцев, близких друзей. Важно говорить с подростком об ответственности за жизнь питомцев, об ответственности за людей, которые находятся рядом.
Особенно актуальна данная тема для современных отроков, которые привыкли жить в свое удовольствие, и не задумываются о чувствах окружающих людей.
Эгоизм, эгоцентризм, самолюбование и самовозвышение – это отличительные черты нынешнего поколения юношей и девушек. Это поколение необходимо научить тому, что наивысшая ценность – это человеческая жизнь, и тому, что мы за нее ответственны.
В чем цель бесед с подростком
- Научить взаимоотношения с окружающими людьми.
- Ознакомить с основными принципами устройства окружающего мира.
- Познакомить с особенностями нашего внутреннего, душевно-эмоционального устройства.
- Сориентировать в выборе рода деятельности.
- Научить заботиться о себе и окружающих.
- Научиться правильно воспринимать себя и окружающих людей.
Темы бесед с подростками мы осветили. Беседы, проведенные со старшеклассниками – это не напрасно потраченное время.
Пройдет еще какой-то период, и все те добрые семена, которые были посеяны в результате бесед прорастут и принесут хорошие плоды.
А что интересно подросткам, мы уже вам говорили, почитайте.
Удачи всем!
Говорить с подростками сложно, порой стеснительно и, может быть, очень неудобно… Но делать это надо. Если вовремя завести важный разговор, можно избежать многих проблем. Вот некоторые темы, на которые стоит пообщаться детям и родителям.
Темы для разговоров
В книге «Как помочь ребенку повзрослеть» вы найдете 233 страницы с темами для бесед с подростком. Это не значит, что надо обсуждать все. Для некоторых тем ребенок может не созреть, что-то для него вообще не актуально. Смотрите по ситуации: только вы, родитель, знаете, что именно нужно вашему ребенку. Вот несколько универсальных тем, которые будут интересны всем подросткам.
Как помочь ребенку повзрослеть
- Половая зрелость
Пубертат — непростое время, в течение которого у подростков происходят изменения как внутри, так и снаружи. Все проходят через половое созревание, это естественный процесс, и часто родители не считают нужным касаться этой темы. Между тем у подростка возникает множество вопросов, ответы на которые он пойдет искать в интернете. Что со мной происходит? Нормальны ли изменения, которым подвергается тело?
Дело не только в физических изменениях. Подросток переживает и непростой период в эмоциональном плане. Это и скачки настроения, и смущение. Смущение в связи с изменениями тела — это обычное чувство во время полового созревания. Все нормально: это естественный процесс, через который проходит каждый. Донесите это до подростков и расскажите, что их ждет в физиологическом плане, так им будет намного легче пережить этот период.
- Первый интимный опыт
Нелегко спокойно отнестись к тому, что ваш ребенок начинает интимные отношения. Если подросток хочет заняться сексом, он, скорее всего, сделает это (независимо от ваших попыток отговорить его). Что вы можете сделать, так это объяснить значимость согласия, уважения друг к другу и порекомендовать контрацептивы. Часто разговор о первом сексе ограничивается темой, как правильно предохраняться. Но это не все, что нужно знать. Объясните также, как важно заручиться согласием партнера, прежде чем приступить к сексу.
- Алкоголь и наркотики
Многие родители предупреждают детей о вреде алкоголя и наркотиков, но подростки все равно пробуют эти вещества.
Некоторые пробуют наркотики из любопытства. Другие употребляют их под влиянием друзей: они боятся, что их осудят за отказ. Пусть подросток разберется в том, что правильно для него самого, а не что об этом думают окружающие.
Подросток не должен зависеть от мнения друзей. Источник
Для многих людей употребление алкоголя — приятный опыт, разделяемый с друзьями или семьей, но с ним связаны риски, о которых подросткам нужно знать. Объясните ребенку, что не стоит употреблять алкоголь за компанию с друзьями или потому, что все делают это. Алкоголь не поможет избавиться от тревоги или справиться с волнением. Вот еще советы, как поговорить с ребенком на эту тему.
1. Не делайте алкоголь запретной темой. Постарайтесь открыто поговорить с подростком об алкоголе, желательно до того, как он впервые попробует спиртное. Если есть случаи алкогольной зависимости родственников, нужно честно об этом рассказать.
2. Запрет на употребления алкоголя может сделать его более привлекательным. Лучше признать, что у подростка может возникнуть желание выпить, но дайте понять, что ожидаете от него разумного поведения.
3. Пусть примером будет ваше ответственное употребление алкоголя.
- Самооценка
Самооценка влияет почти на все, что происходит в жизни человека: на отношения с другими людьми, учебу, работу, поэтому очень важно высоко ценить и принимать себя. Учите подростка думать о себе в положительном ключе, хвалить себя. Пусть он с благодарностью принимает комплименты от других людей. Важно не говорить себе неприятные вещи, относиться к себе так, как к своему лучшему другу, — с добротой и уважением. Прокачать уверенность в себе поможет книга для подростков «Ты сильнее, чем ты думаешь». Формировать стабильную самооценку важно как можно раньше.
Ты сильнее, чем ты думаешь
Родители могут помочь подростку повысить самооценку на своем примере. Находясь рядом с подростком, поздравьте себя, если что-то получилось удачно. Говорите о себе хорошо. Постоянно упоминайте положительные личные качества и достижения подростка. Поделитесь своим опытом выстраивания самооценки: это поможет усилить устойчивость и понять, что мы все время боремся за высокую самооценку.
Стоп-темы
В каждой семье ситуации разные. Возможно, вам удалось настроить общение таким образом, что нижеперечисленные темы не будут вызывать у ребенка чувства отторжения. Что ж, поздравляем вас с этим! «Стоп-темы» не означают, что вы вообще не должны общаться с подростком по этому поводу. Просто разговоры на эти темы наверняка будут восприняты остро, будьте к этому готовы.
- Личные переживания
«Расскажи, что случилось!» — звучит, как ультиматум, а не приглашение к общению. Не настаивайте на личных разговорах, лучше дайте понять, что будете готовы выслушать ребенка, как только он захочет поговорить.
Выберете подходящий момент для разговора. Источник
Часто родители критикуют детей за чувства. Например, подростку было слишком весело в школе и учителя пожаловались на его поведение, или он не хочет делать уроки, или терпеть не может ездить на дачу. Это все не поводы для критики. Лучше поинтересуйтесь, знает ли он нормы этики, почему учитель для него — не авторитет. Не перегружают ли его в школе, чего он хочет добиться в жизни. И почему, наконец, ему не нравится ездить за город. Вообще мы слишком редко начинаем вопросы со слова «почему», между тем это как раз то слово, которое способно вывести ребенка на разговор о личном.
- Друзья
Возможно, ваши предположения насчет плохого влияния друзей обоснованы. Но подростки не слушаются родителей, когда те запрещают дружить с кем-то. Наоборот, запрет, скорее, сплотит друзей. Лучше поделитесь своими чувствами, ощущениями от встречи с подростком, который не нравится вам, но нравится вашему ребенку. Объективное мнение повлияет гораздо больше, чем придирки и запреты.
- Одежда, внешность
Подростковые годы — отличное время, чтобы пробовать и экспериментировать с одеждой и внешностью, как бы это нам ни нравилось. Вместо критики лучше поговорите с ребенком о том, что его внешность транслирует в мир. К примеру, подросток любит одеваться во все черное, а в душе он яркий и общительный. Хочет ли он, чтобы он казался замкнутым?
Подростки могут преподнести большие сюрпризы. Источник
В книге «Как помочь ребенку повзрослеть» авторы предлагают начать разговор со следующих слов: «Возможно, у нас часто возникают разногласия из-за того, что ты носишь или как выглядишь. Все потому, что мы сосредоточены на том, что скажут окружающие, не осудят ли твою внешность. А тебе важнее творчество, индивидуальность, принятие друзей. Давай спокойно обсудим твои цели и вместе взвесим, какие из них наиболее важны в конкретной ситуации».
- Карманные деньги
Карманные деньги — это личные деньги подростка. Он может их откладывать на большую покупку, а может тратить на жвачки и шоколадки. Не пытайтесь контролировать, куда уходят эти деньги (разумеется, если речь не идет о покупке запрещенных средств). Но вы всегда можете стимулировать подростка не тратиться впустую. Например, предложите ему накопить половину стоимости вещи, которую он мечтает купить, а половину добавите вы. Также привить финансовую грамотность поможет блокнот «Твои финансы». Планировать, копить, тратить с умом надо тоже учить.
Твои финансы
Разговаривайте с ребенком, как со своим другом, и у вас все получится!
Обложка поста: pixabay.com
Быть подростком – то ещё приключение. Ты не уверен в себе и мире вокруг, постоянно тревожишься, плохо спишь, тело претерпевает изменения. Всё это очень сложно.
Однако переменам в теле сопутствуют и перемены в душе и разуме. Более насыщенный период в жизни, чем пубертат, случается у человека только сразу после появления на свет. Тинейджерам тяжело ещё и потому, что окружающие хотят от них разных вещей, порой диаметрально противоположных. Родители – успеваемости и послушания, друзья – побольше времени проводить с ними за молодецкими утехами, а чего хочет сам ребёнок – это, вообще, дело третье. Вот так и рвёт людей на части в этом сложном возрасте: никогда точно не знаешь, что правильно и как поступить в той или иной ситуации.
Мы собрали несколько тем и подходящих книг, чтобы обсудить их с подростком. Они помогут родителям оказать нужную поддержку, а детям – стать спокойнее.
Страхи и тревожность
Совершенно бесстрашных людей не существует. Кто-то боится говорить перед большим скоплением людей, кто-то — подхватить страшную заразу, кто-то страшится пауков – человеческим страхам нет числа. Но у наших боязней и опасений есть чёткая эволюционная функция – беречь нас от получения травм и преждевременной смерти. Мешать они начинают, только когда влезают в нас слишком глубоко и не позволяют жить полноценной жизнью, полной впечатлений.
На этот счёт есть информативная книга, написанная клиническим психологом Реджин Галанти. Она называется «Ты сильнее тревоги». Техники, упражнения и описанный в ней опыт направлены на то, чтобы избавить подростков от чрезмерной тревожности и помочь им бороться с давлением проблем. Одна из главных сложностей для тревожного тинейджера состоит в простой вещи: он думает, что происходящее с ним – редкость. Но, как выяснили исследователи, склонность к тревожности встречается часто и может передаваться по наследству, а на её проявления сильно влияет круг общения и воспитание. Спровоцировать резкие приступы страха могут стрессовые события, вроде переезда в другое место жительства, расставание родителей, или окончание отношений с близким человеком.
Откуда берётся тревога
Описанные в предыдущем абзаце моменты, подстёгивающие тревожность, называются в психологии триггерами. Без них тревога не появляется, но у каждого они индивидуальны. Триггерами могут быть не только конкретные происшествия, но также и отдельные мысли в голове, эмоции от чьих-то действий или собственные поступки. Всё это можно поделить на две большие группы: внешние раздражители и внутренние. К внешним как раз можно отнести события вокруг: разлад в отношениях с любимой, скорая сложная контрольная или запись к доктору. Внутренние триггеры – это наши убеждения, воспоминания, опасения, физиологические ощущения, в общем, всё то, что таится в чертогах нашего тела и разума.
Во время приступа паники или тревоги мы обращаем большую часть своего внимания на его интенсивность. Из-за этого бывает сложно вычленить причину, по которой запустился злосчастный механизм. Чтобы докопаться до сути, можно применить простую технику.
Упражнение 1: «Что есть моя тревога и откуда она берётся»
Чтобы понять, как справляться с тревожностью, нужно для начала разобраться, откуда она появляется и что её провоцирует. Детям, склонным к тревожности и рефлексии, этот способ поможет докопаться до сути.
1. Пусть подросток заведёт себе список того, что его тревожит
Если тинейджер в моменте почувствовал беспокойство, пусть занесёт в специальный блокнот, что произошло и при каких обстоятельствах. Это может быть короткая заметка в виде «дата, время дня, что происходило, какие были проявления тревоги». Например: «1 декабря, понедельник, в школе объявляли оценки за сочинения, вспотели ладони». Это не должна быть запись в дневник, просто короткая отметка – этого достаточно.
2. Списку можно выделить конкретное время дня
Чтобы не вдаваться в постоянное записывание и не уделять слишком много внимания трекингу тревожности, пусть ребёнок делает заметки один раз в день, в строго отведённое время.
3. Записи лучше вести в понятном только подростку виде
Страх быть замеченным за самокопанием – один из самых сильных. Чтобы такого не происходило, пусть ребёнок использует простое кодирование любыми понятными символами. Их потом можно расшифровать и дополнить при надобности.
4. Главное – найти закономерность
В проявлениях тревоги можно найти паттерны, а по ним и триггеры. Это может быть что угодно, вплоть до погоды, окружающих людей и их количества. Отыскать закономерности важно.
5. Система баллов
Случаям, когда появляется тревога, лучше присваивать оценки, оптимальная шкала – от нуля до десяти, где нижняя грань – абсолютный покой, а верхняя – максимальный уровень тревоги. Например, ребёнок выступал перед классом и почувствовал, что боится на восемь баллов. Теперь полезно разобраться, уменьшится ли значение, если вокруг будет меньше людей или, скажем, они будут незнакомыми. Точных цифр из-за специфики вопроса получить не удастся, но разобраться в себе такой подход точно поможет.
Упражнение 2: «От пяти до одного»
Эта техника направлена на то, чтобы прервать порочный круг тревоги, а не уйти на новый его виток. Она использует переключение внимания на окружающий мир, когда в голове и на душе полная мешанина из чувств, эмоций и мыслей.
1. Оглянись и отметь для себя пять вещей вокруг
Лучше обращать внимание на небольшие детали, которые раньше уходили из поля внимания.
2. Найди то, что можешь потрогать
Нужно потрогать четыре предмета, до которых можно дотянуться. Далее нужно сосредоточиться на том, какие они на ощупь и на своих ощущениях поверхности. Какие они? Гладкие, шершавые, скользкие? Важно просто отметить это про себя.
3. Прислушайся к миру
На этом этапе нужно прислушаться и найти вокруг звуки, на которых можно сосредоточиться. Это может быть мерное гудение кондиционера, улица за окном или голоса за дверью. Далее нужно назвать, что издаёт три из этих звуков.
4. Почувствуй два запаха
Здесь нужно принюхаться и найти два запаха. Они могут быть приятными или не очень, оценку им давать не нужно.
5. Почувствуй один вкус
Нужно подумать, что вокруг можно попробовать. Если ничего под рукой нет, следует сосредоточиться на ощущениях во рту или просто представить один любимый вкус.
Упражнение 3: «Дыхание по принципу квадрата»
Эта техника помогает переключиться, осознать себя в моменте и успокоиться. Все действия выполняются четыре раза, а каждое отдельное – по четыре секунды, отсюда и квадрат в названии.
- Чтобы начать, нужно принять удобную позу;
- После этого нужно медленно вдыхать в течение четырёх секунд и затем на такой же промежуток времени задержать дыхание;
- Теперь пора медленно выдохнуть, также за четыре секунды;
- В конце следует задержать дыхание на четыре секунды и повторить всё сначала четыре раза;
Как настаивать на своём
Одни из самых важных навыков, которым родители должны научить своих детей, — это открыто высказывать своё мнение, уметь его обсудить и отстоять.
До того момента, когда ребёнок достигнет подросткового возраста, родители стараются контролировать его жизнь, насколько это возможно. Пубертат – время, когда нужно немного отпустить ситуацию и дать детям больше самостоятельности. Это учит просчитывать наперёд и разбираться со своими проблемами, брать ответственность и строить коммуникации с миром. Первый шаг на этом пути – научить подростка правильно общаться, то есть, открыто и уверенно. Это ещё называют ассертивным общением. Его принципы исчерпывающе описаны в книге Эмили Робертс – «Твоё мнение важно!».
Что такое ассертивность
Ассертивность – это синоним слова «решительность», именно она помогает людям налаживать отношения с окружающими и достигать своих целей. Решительность помогает постоять за себя, когда на мнение подростка оказывается давление. Когда ребёнок ведёт себя уверенно и решительно, люди вокруг чувствуют его самодостаточность, это помогает справляться с разными сложными жизненными событиями.
Во время отстаивания своей позиции главное не задевать других, иначе ассертивность превращается в хамство и грубость. Потому что решительность – это способность сказать то, что следует, без негатива. Быть ассертивным, значит, уважать самого себя и честно выражать свои желания и мысли, но не грубить другим. Чтобы овладеть этим качеством, нужно как можно больше практиковаться.
Как обрести уверенность в себе
Чтобы выглядеть и чувствовать себя уверенно, есть несколько простых советов. Они подойдут и детям, и подросткам, и даже взрослым.
1. Важно помнить про язык тела
Уверенность и неуверенность в нас выдаёт язык нашего тела: поза, выражение лица – здесь важно всё. И первое, что стоит сделать, — это выпрямиться, так мы выглядим более уверенно.
2. Нужно следить за тоном голоса
Наш голос – мощный инструмент, он может дополнять то, что мы произносим, или диссонировать с этим. Во время конфликта полезно вести себя спокойно и дружелюбно, желательно не использовать сарказм – он раздражает собеседника (или противника). Говорить лучше внятно и разборчиво, но не слишком громко. Следует избегать агрессивного тона, он ни к чему.
3. Внимательно слушать так же важно, как и хорошо говорить
Когда мы общаемся с людьми, важно показать им, что мы слушаем. В общении двоих нет места наушникам в ушах и телефону в руках. Внешний вид должен показывать уважение, а внимание следует направить на то, что человек говорит вам. Смотреть лучше прямо на собеседника, но необязательно прямо в глаза.
4. Эмпатия
Для человека важно уметь представлять себя на месте собеседника, мысленно меняться с ним ролями. Только так можно получить наиболее полную картинку происходящего.
5. Улыбка
Изображать восторг или излишнюю радость не стоит, но улыбка помогает наладить коммуникацию. Не ухмылка и не саркастичный смешок, а именно искренняя лёгкая улыбка. Но и она должна быть уместна.
О принятии себя внешне
Принять себя таким, какой ты есть, своё тело, свою внешность – важнейший навык для человека любого возраста. Очень важно научиться ему в подростковом возрасте.
Тинейджеры большую часть времени проводят в социальных сетях, где сравнивают себя с другими и ищут идеалы. Порою недостижимые, потому что люди в своих профилях показывают лишь маленькую часть своей жизни.
Согласно последним социологическим исследованиям, всё больше детей в пубертатном возрасте недовольны собственной внешностью. Причём, чем больше возраст и чем ближе он от 11 лет к пубертату, тем процент неудовлетворённых своим внешним видом детей выше. К 14-15 годам почти половина детей недовольны собой.
Книга «Тебе не нужны фильтры!» как раз учит адекватно реагировать на то, что тинейджер видит в Интернете. Она учит справляться с неуверенностью в своей внешности и помогает перестать обращать много внимания на собственные несовершенства.
Каждый из нас носит в голове собственные ощущения от своего тела. Они могут быть преимущественно негативными или позитивными. В первом случае нужно что-то менять. Иногда в сторону негатива отношение к своему телу склоняют чужие грубые слова или определённые ситуации, происходящие с тинейджером. Из-за этого теряется адекватное восприятие себя.
Объясните своему ребёнку, что оценивать себя и окружающих, исключительно исходя из внешности, это неправильно. Если подросток часто смотрит на себя в зеркало и постоянно твердит, что он некрасивый, это верный признак того, что что-то пошло не так. Человек – это совокупность огромного количества параметров, характеристик, поступков, действий, мыслей. Одним словом – вселенная. А целую вселенную не может охарактеризовать ни одежда, ни внешность. Тело – это далеко не всё.
Какие распространённые установки тинейджеров неверны
- Мир монохромен, всё можно условно разделить на «белое» и «чёрное». Например: «Я самый некрасивый в мире человек, потому что у меня прыщи на лице».
- Суждения о чём-то большом по его мелким деталям. Сюда относятся обобщения. Пример: «в школе одноклассник дразнит меня и называет толстым, значит, я совершенно не красивый и никому никогда не понравлюсь».
- Чрезмерный пессимизм и гадание. Сюда можно отнести постоянное ожидание того, что случится что-то плохое и необоснованные предположения о чём бы то ни было. Например: «у меня на лице большая родинка, значит, меня точно никто не пригласит на танец, если я пойду на любую дискотеку».
- Драматизм. Это когда человек сразу считает, что всё выйдет самым наихудшим возможным (а порой и невозможным) образом при первых сложностях. Пример: «меня бросила девочка, значит, я всю жизнь буду жить один».
- Излишне острое восприятие своих недостатков. Например: «люди вокруг смотрят только на мой большой нос».
- Сравнения себя с другими в негативном ключе. В частности: «Маша красивее меня, потому что с ней больше общаются мальчики».
- Завышенные ожидания. Так происходит, когда человек проявляет к себе излишнюю требовательность и мыслит только категориями «мне необходимо». Например: «если на Дне рождения я не буду красивее всех, я не смогу этого пережить»
Важно, чтобы ребёнок с любовью и уважением относился к своему телу и всегда помнил, что оно его друг. Тело помогает нам делать много удивительных вещей, за это нужно быть ему благодарным.