Сочинение ЕГЭ по русскому языку на порядок легче итогового. И это хорошая новость. Но оно пишется по тексту, который иногда может быть непонятен. И первый вопрос, который надо разрешить ДО написания сочинения, какова проблема текста? Почему это важно и как формулировать проблему, рассказываю в данной статье.
💥 Почему важно правильно определить проблему для сочинения ЕГЭ?
За верную формулировку проблемы вы получаете 1 первичный балл. Плюс, это залог правильно выстроенного дальнейшего рассуждения. Это значит, что вы претендуете на баллы по критериям К2 «Комментарий к сформулированной проблеме текста», К3 «Отражение позиции автора исходного текста», К4 «Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста».
Если же проблема выделена не верно, то вы получаете 0 не только за К1, то есть за формулировку проблемы, но и за остальные критерии по содержанию. А это 6+1+1 = 8 баллов. Вместе с баллом за формулировку проблемы вы можете потерять целых 9 первичных баллов, которые равны 16-18 вторичным (процентам ЕГЭ). Обидно, не так ли?
💥 Как понять, верную ли проблему я выделил? Вдруг думаю неправильно?
Если вы пишете тренировочное сочинение по сборнику под редакцией И.П. Цыбулько, то в конце него есть подсказки. Для каждого текста дан примерный круг проблем. Сверяться можно с ним, но я не советую делать это часто по трем причинам:
1. На экзамене у вас не будет возможности куда-то подсмотреть и убедиться в правильности выбранной проблемы. Это вызовет неуверенность, а может, даже ступор в самый ответственный момент.
2. Примерный круг проблем – это не все проблемы, которые есть в тексте. Они могут быть по-другому сформулированы, не так, как вы себе представляли.
3. Есть вариант, что вы сформулируете проблему, которой нет в перечисленных. Это усилит страх, что что-то не так. Но не будет показателем «неправильности». Сами проверяющие говорят, что главное – чтобы проблема действительно была в тексте и вы смогли написать по ней качественный комментарий.
💥 Как выделять и формулировать проблему?
Действуйте поэтапно:
🟢 Прочитайте тест минимум 2 раза. Убедитесь, что он вам понятен. Проще всего убедиться в этом при помощи пересказа. Если можете пересказать и объяснить логику повествования, значит все в порядке.
🟢 После прочтения текста напишите на черновике все темы, которые вы увидели в нем. Тема – это то, о чем автор говорит в тексте, какой круг проблем и явлений освещает. Вопрос для выявления тем: «О чем говорится в тексте?». Часто бывает, что из текста можно выделить 2 – 4 темы, которые затем легко переформулировать в проблемы.
🟢 Когда вы выделили темы, приступайте к формулировке проблем. Вопросы для их выявления: «Что автор хотел сказать этим текстом?» или «Какой нравственный урок можно отсюда вынести?». Из каждой темы вы можете выявить проблему.
Пример:
В тексте варианта № 1 (сборник И.П. Цыбулько 2021), который начинается словами: “Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры…”, можно выделить следующие темы:
· Вера в невиновность каждого;
· Тема сострадания и милосердия;
· Тема правосудия и объективности оценок;
· Тема справедливости и великодушия;
· Тема призвания (профессии врача).
Исходя из этих тем, формулируем проблемы:
· Проблема веры в человека;
· Проблема проявления сострадания и милосердия в жизни;
· Проблема сложности вынесения решения в суде;
· Проблема проявления справедливости и великодушия;
· Проблема следования своему призванию, несмотря ни на что.
💥 Можно ли сформулировать проблему в виде вопроса?
Да, можно, так как в «Критериях оценивания задания с развернутым ответом» говорится, что для получения балла за формулировку проблемы должна быть сформулирована «одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения)».
И на сладкое… лайфхак:
Если вам попался сложный специфичный текст и нельзя однозначно ответить на вопрос «Что хотел сказать автор?», обратите внимание на задание №26. Там дан фрагмент рецензии. Чаще всего в ней можно найти подсказку о теме или идее текста.
Удачных Вам сочинений!
Анна Терехова
Все статьи канала собраны здесь:
Как найти проблему в тексте, для чего нужно уметь ее находить и какие способы бывают все это вы узнаете из данной статьи.
Важная составляющая успешного сочинения на ЕГЭ — это правильное определение проблемы исходного текста.
При верно найденной проблеме проверяющий эксперт поставит баллы не только по первому критерию, но и по трём последующим.
Содержание статьи
- 1 Как определить проблему текста?
- 1.1 Первый способ определения проблемы текста
- 1.2 Второй способ определения проблемы текста
- 2 Как найти проблему в публицистическом тексте
- 2.1 Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
- 3 Как найти проблему в художественном тексте
- 3.1 Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
- 4 Лайфхаки для определения проблем текста
- 4.1 Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
- 4.2 Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
- 4.3 Использование рецензии для нахождения проблемы
- 4.4 Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
- 5 Заключение
Как определить проблему текста?
Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.
И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.
Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?
Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать.
Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:
- Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
- Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.
Первый способ определения проблемы текста
Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:
- Определите основную мысль (идею) текста.
- Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
- Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
- Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.
Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.
Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.
Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А.С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.
Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.
Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?
Этот вопрос и будет проблемой данного текста.
Второй способ определения проблемы текста
При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.
Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.
Главное — следовать следующему алгоритму:
- Внимательно прочитайте текст.
- Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
- Найдите и выпишите все утверждения автора.
- Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
- Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.
Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.
Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:
- Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
- Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
- Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
- Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.
Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:
1) Что является залогом успешной деятельности человека?
2) В чём проявляется любовь к своей профессии?
3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?
4) Какую роль играет наука в жизни людей?
Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.
Важно помнить!
Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.
Как найти проблему в публицистическом тексте
Для написания сочинения по исходному тексту на ЕГЭ дают тексты публицистического и художественного стилей.
Автор публицистического текста убеждает своего читателя в правильности своего мнения, для этого он ярко, красиво выражает свои мысли по поводу моментов и ситуаций, описываемых в тексте.
Поэтому в публицистическом тексте найти проблему довольно легко, так как она выражена прямо, то есть в одном из предложений текста.
А это значит, что выпускнику не придется самостоятельно её формулировать.
Необходимо просто внимательно прочитать текст и выписать найденную формулировку.
Проблема в публицистическом тексте выражается:
— тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
— в нескольких авторских предложениях, возможно, в разных абзацах текста (чаще всего в начале и в конце текста).
При работе с публицистическим текстом используйте следующий алгоритм.
Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
- Найдите и выделите ключевые слова в тексте.
- Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.
- Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.
Например: в тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» можно выделить следующие ключевые слова: «хлопчик лет пятнадцати», «Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», «он ещё молод, но ловок, смел», «знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе», «Дети!», «На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых», «острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны», «видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта», «будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».
Из содержания текста и выписанных ключевых слов, ясно, что речь идёт об участии детей в военных событиях Великой Отечественной войны («видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта»).
В то же время автор не просто безучастно констатирует факт участия детей в войне, он с болью сообщает о том, что дети острее, чем взрослые, «переживают события Великой Отечественной войны», с гордостью за молодое поколение вспоминает, как «видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».
Обращаясь к самим детям, участникам Великой Отечественной, А. Гайдар говорит, что в будущем они с гордостью будут вспоминать, «не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».
Таким образом, мы нашли две проблемы в этом тексте:
- Проблема участия детей в войне.
- Проблема отношения взрослых к участию детей в военных событиях.
Как найти проблему в художественном тексте
В тексте художественного стиля найти проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор не называет проблему в художественных текстах открыто.
Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.
Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.
На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?
— На сюжет.
— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).
— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).
Учитывая эти особенности художественного текста, следует использовать другой алгоритм выявления проблемы.
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
- Проанализируйте поведение и речь героев.
- Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).
- Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
- Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.
Например, в тексте №12 Л.Ф. Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.
Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.
Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».
В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.
Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.
«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.
И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».
Исходя из анализа поступков, речи героев и авторских характеристик чувств героев во время и после разговора, можно сформулировать следующие проблемы:
1) Проблема выбора жизненного пути.
2) Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
3) Проблема непонимания между представителями разных поколений.
4) Проблема двуличия людей.
ЕГЭ часто сопровождается большим волнением выпускников, и тогда некоторые школьники не могут определиться с конкретной проблемой, позицией автора и основной мыслью текста.
В таком случае можно воспользоваться нашими лайфхаками, которые позволят верно определить проблему текста.
Лайфхаки для определения проблем текста
На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.
Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:
- Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
- Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
- Использование рецензии для нахождения проблемы.
- Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.
Подробное описание каждого приема смотрите ниже.
Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).
Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.
Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Экземпляр экзаменационных материалов печатается для каждого выпускника, и никто больше им не будет пользоваться, поэтому право каждого экзаменующегося – работать с текстом в нём так, как ему удобно!
Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.
В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.
Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:
- Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.
- Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.
- У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.
- Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.
- Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.
Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.
Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.
Использование рецензии для нахождения проблемы
Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.
Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:
Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».
Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.
Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.
Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.
Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».
Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:
- Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
- Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?
Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.
Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.
Внимание!
Напоминаем, что в тексте может быть найдено несколько проблем, выпускник может выбрать любую из них и писать по ней сочинение.
Заключение
Лучше выбрать ту проблему, которую будет проще всего комментировать и аргументировать.
Как правильно написать формулировку проблемы и избежать ошибок , читайте в соответствующих статьях, также посмотрите всю рубрику «Как писать сочинение»
Правильность определения проблемы — это первый критерий проверки, который может быть оценен максимум в один балл. Но есть нюанс: если поставленный вопрос не засчитывается, то К1-К4 обнуляются, то есть выпускник теряет девять первичных баллов. Поэтому от него зависит, удастся ли получить за экзамен выше 80 баллов.
Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать.
Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.
Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией. В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален.
Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.
Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.
Алгоритм определения проблемы в сочинении
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, нужно выработать алгоритм ее поиска и следовать ему. Это поможет избежать ошибок и получить высший балл за экзамен по русскому языку, при этом сэкономив время на проверку.
- Перед тем как определить проблему сочинения ЕГЭ, стоит найти авторскую позицию. Это нравственное наставление автора, которое может быть написано прямо (в публицистическом тексте) или зашифровано в словах или мыслях героя-рассказчика (в художественном тексте). Чтобы его найти, следует выделить тему и все микротемы в тексте, а потом в их рамках сформулировать нравоучение, то есть авторскую позицию.
- От авторской позиции стоит задать специальный вопрос, то есть вопрос, требующий распространенного ответа, а не краткого «да» или «нет». Этот вопрос будет проблемой.
- Необходимо найти в тексте два примера, которые иллюстрируют переход от вопроса к авторской позиции, то есть помогают ответить на поставленный вопрос. Это докажет, что такая проблема автором действительно поднимается.
Что нужно избегать при формулировке проблемы
Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.
Итак, в сочинении следует избегать:
- общих вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;
- формулировки проблемы без процессуального слова (если не использовать отглагольное существительное, то проблема превращается в тему; лучше формулировать через вопрос);
- лишних предложений (во вступлении лучше ограничиться предложением с проблемой, так как чем больше слов, тем выше вероятность ошибки);
- определения типа проблемы (легко допустить фактическую или логическую ошибку);
- формулировки двух и более вопросов (проблема может быть только одна).
Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны.
Это всё о тексте: определяем тему, проблему, главную мысль и позицию автора
Умение находить тему и главную мысль текста пригодится, чтобы, например, написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку. Баллы за сочинение — это примерно 40% от максимального количества. Серьёзная мотивации, да? Рассказываем, как изи раскладывать текст по полочкам.
3
5 049
Начнём с того, что текст — это предложения, которые связаны между собой общей темой. Предложения идут в таком порядке, чтобы последовательно развивать основную мысль текста.
Как определить тему текста
Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:
Попробуй пересказать текст в 1 – 3 предложениях. Это и будет тема текста.
Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 – 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.
Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.
Потренируемся на отрывке из произведения Л.Н. Толстого:
«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.
“Полюби ближнего, как самого себя” — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. “Люби ближнего” значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»
Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.
Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.
Как определить главную мысль текста
Главная мысль текста — это то, что автор хочет донести до читателя. Чтобы определить главную мысль, нужно ответить на вопрос: «Что говорит автор по теме текста?»
Вернёмся к примеру выше. Мы уже определили, что тема текста — любовь к ближнему. Что автор говорит о ней? Что нельзя заставить себя полюбить другого человека. Это мысль звучит в начале текста и развивается в следующих предложениях.
Обрати внимание: мы разобрали тему и главную мысль на примере небольшого фрагмента. Если на ЕГЭ тебе попадётся текст, который начинается как наш пример — не торопись использовать этот разбор! Чтобы определить тему и главную мысль, нужно анализировать весь текст, а не отдельный кусочек.
А как понять проблему в тексте и позицию автора?
В сочинении для ЕГЭ по русскому языку нужно сформулировать проблему текста и отразить позицию автора.
Казалось бы, при чём здесь тема и главная мысль? Всё просто: без них ничего не выйдет.
Сначала нужно понять о чём в принципе текст. Только так получится правильно определить проблему и позицию автора.
Проблема — это важный вопрос, который автор ставит перед читателем. Чаще всего главная мысль — это ответ на тот самый вопрос, который и будет проблемой текста.
В нашем примере про любовь к ближнему главная мысль — нельзя заставить себя полюбить другого человека, а проблема — как же тогда полюбить ближнего?
Когда получилось найти тему, главную мысль и проблему текста, переходи к позиции автора. Теперь определить её должно быть легко.
Позиция автора — это то, как он отвечает на проблемный вопрос. Можно вернуться к главной мысли и проследить, как автор развивает её в тексте. Развитие главной мысли и будет позицией автора к проблеме текста.
Быстро находить проблемы текстов и формулировать позиции авторов помогут постоянные тренировки. Иногда сложно? Это нормально. На ЕГЭ бывают такие тексты, что никак не разобраться, о чём они и что хотел сказать автор.
Приходи к нам в онлайн-школу «СОТКА» — будем тренироваться на самых сложных примерах, чтобы у тебя получилось написать сочинение на максимум баллов! 😉
Как определить проблему текста ЕГЭ [обновлено 2020]
- 27.04.2017
Предлагаем вам универсальный алгоритм определения проблемы текста ЕГЭ по русскому языку, а также конкретный пошаговый алгоритм её формулировки в своём сочинении. Раскрываем некоторые особенности и секреты формулировки проблем.
- Всё актуальное о сочинении по русскому – гид-статья
- План и структура
- Категория по сочинению
Алгоритм как определить главную проблему текста
- Посмотреть есть ли в прочитанном тексте какие-то вопросы.
- Подумать о том, какие проблемы текста в них заключаются.
- Выбрать главную проблему из всех найденных.
- Если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям или утверждениям, в которых заключена главная мысль текста.
- Ответ на вышепоставленный вопрос и определяет главную проблему текста.
Важно помнить! Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.
Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая:
- Находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;
- Дает большой простор для выражения мысли, т.е. соответствует вашим знаниям, жизненному и читательскому опыту.
Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах.
Выберите способ формулирования проблемы
- Проблему можно сформулировать своими словами: “Автор заставляет задуматься над актуальной проблемой выбора жизненного пути”. Для этой цели можно использовать вопросительные предложения: “Что влияет на формирование личности человека? Какова проблема, над которой задумался автор?”.
- Можно использовать цитирование: “Чем должно быть в нашей жизни телевидение?” – на такой вопрос пытается найти ответ Л.Жуховицкий”.
- Можно указать номера предложений из текста, если проблема уже сформулирована автором.
Подберите типовые конструкции
- В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – (какая?) проблема (чего?).
- В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?).
- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).
Используйте слова-подсказки
- Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая, до боли знакомая.
- Проблема (чего?) воспитания, образования, благородства, сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности.
- Автор (что делает?) мучительно размышляет, затрагивает, анализирует, излагает, выдвигает, подробно останавливается.
- Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко задуматься, серьезно относиться к…, по-иному посмотреть на…, оценить собственную позицию, с горечью понять.
Теперь вставьте слова-подсказки в типовые конструкции.