В тестах по русскому часто встречаются задания типа “Прочитайте текст. Определите его тему”. Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах “спотыкаются” многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.
Определение
Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.
Тема– это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина.
Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:
- Л. Н. Толстой, “Анна Каренина” — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
- Г. Троепольский, “Белый Бим Чёрное ухо” — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
- М. А. Булгаков, “Собачье сердце”— опыт профессора Преображенского по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
- А. Грин, “Алые паруса”– жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
- А. Дюма, “Три мушкетёра” — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.
Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, “Война и мир”, “Три товарища”, “Ромео и Джульетта”, “Приключения Тома Сойера”).
Тема, идея, проблема: в чём разница?
А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия “основная мысль” и “проблема текста”, очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.
Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.
Главная мысль (идея) текста — это то, о чём автор хочет сказать читателю. Чтобы передать свои мысли и чувства, подвести к определённым выводам, он использует характеры персонажей, различные описания и художественные приёмы. Идея — это то, что побуждает писателя взяться за перо, глубинный мотив любого произведения. То есть то, как он прочувствовал и понял тему.
Проблема текста — это сложный вопрос, не имеющий однозначного решения. Автор отстаивает своё мнение о том, что правильно, а что нет (оно выражено основной мыслью), и как бы предлагает поразмыслить читателю. Именно это глубокое противоречие лежит в основе всех конфликтов и столкновений в произведении.
На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.
Тема | Идея (основная мысль) | Проблема | |
Суть | Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) | Цели и личное мнение автора – то, к чему он пытается подвести читателя | Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор |
На какие вопросы отвечает | О чём рассказывается в произведении? | Что я чувствую в этот момент? | О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст? |
Кто является главным героем? | Как должен поступить в этом случае хороший человек? | Почему герои оказались в такой ситуации? | |
Где и когда происходят события? | Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? | На что нужно обратить внимание современному обществу? | |
Особенности | “Репортаж” о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств | Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям | Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование |
Не содержит субъективных оценок | Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно | Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты – религиозные, политические, социальные | |
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал | Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста – в чём причина, как это влияет на общество и т. д. | Выражена в форме вопроса | |
Примеры | Прогулка по Санкт-Петербургу | Петербург – город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история | Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя? |
Спасение бездомного щенка | Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества – умение сопереживать, доброту и ответственность | Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных? | |
Важность правильного питания | Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки | Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни? |
“Вечные” темы
Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.
Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые “вечные” темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:
- любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
- отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
- противостояние добра и зла;
- дружба и предательство;
- взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.
Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.
Как определить тему текста за 5 минут
1. Перечитайте заголовок. В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.
2. Изучите текст.Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.
3. Выпишите ключевые предложения. В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.
4. Сократите. Теперь ваша задача — “выкинуть” из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.
5. Распределите словосочетания по значимости. Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.
6. Сформулируйте тему. За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, “Как научиться прощать” или “Целительная сила классической музыки”).
Алексей Анатольевич Шарыпов
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Тема произведения
Лексема «тема» широко используется в различных областях научного познания, общественной жизни. В основании термина – греческое понятие того, что положено в основу. В искусствоведении и литературоведении он используется в различных значениях, в качестве которых можно привести следующие:
- тема – это наиболее важные компоненты структуры художественного произведения, опорные приемы, основные компоненты формы художественного дискурса;
- тема в литературе – это набор ключевых слов, то, что в них выражено.
Определение 2
Тема – это наиболее яркий элемент структуры, активный, акцентированный компонент художественной ткани, это то, что стало предметом интереса автора, его осмысления и оценивания.
Тема объединяет компоненты художественных конструкций, репрезентации, отражению авторского восприятия и оценивания темы подчиняются все другие компоненты: композиционная структура, средства выразительности, особенности наррации и т. д.
По своей сути, тема представляет собой внутренний смысл, который господствует над всеми остальными компонентами произведения. Тема должна быть актуальной, вызывать интерес читателя. В роли темы может выступать любой феномен или процесс, любое событие, элемент ландшафта, черта характера, любой предмет или звук. Единственное, что определяет тему – ее репрезентация в тексте. Причем, единого алгоритма воплощения, раскрытия темы не существует, он формируется непосредственно в процессе создания литературного произведения.
Тема представляет собой предмет изображения. Будучи явлением неязыковым, она неизменно выражается в лексических единицах: метафорах, сравнениях и т. д. Иначе говоря, тематическое поле формируется при помощи лексических единиц. Тема локализирована в тексте, но особенности ее репрезентации существенно отличаются.
«Пoнятия тeмы и тeмaтики xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния» 👇
Тема – функциональная категория, существующая в интертекстуальном, межтекстовом пространстве. Более того, интерпретация темы зависит не только от автора, но и от особенностей читателя, уровня его образования, знакомства с литературными дискурсами, навыков анализа художественных текстов. Иначе говоря, восприятие темы произведения выходит далеко за пределы авторского замысла.
Более того, главной задачей автора часто становится внушение реципиенту темы произведения.
Иначе говоря, тема представляет собой:
- главную смысловую категорию текста;
- авторское послание, авторское осознание и оценивание темы.
Тематика произведения
Совокупность отдельных тем произведения сливается в его тематику.
Определение 3
Тематика – это не только и не столько набор определенных тем, проходящих через большое количество произведений автора, но и компонент, структурирующий и подчиняющий себе другие компоненты текста: конфликт, идею, сюжет, систему и поведение персонажей произведения, напрямую связанный и обусловленный особенностями авторского миропонимания.
Принимая во внимание тот факт, что художественный дискурс представляет собой отражение, своеобразное преломление реальности, действительности, которая отличается вариативностью, динамичностью, разноплановостью событий и процессов в ней протекающих, как правило, в произведении автор затрагивает не одну тему. Соответственно, тематика произведения отличается сложностью и многоплановостью.
Замечание 1
Тематика произведения напрямую связана с авторским замыслом, с общей смысловой нагрузкой текста.
Важно добавить, что отдельные темы, как правило, повторяются в творчестве одного автора, что позволяет говорить о сознательном формировании тематики произведения, о важнейшем положении тех или иных тем внутри художественного мира, об их первостепенной значимости в оценке автора. Тема является компонентом повторяющимся. Сами повторяющиеся темы становятся своего рода символами, знаками художественного мира писателя.
И темы, и тематика сопряжены с обращением автора к внехудожественной реальности, действительности, без чего создание литературного произведения представляется невозможным. В основании художественного дискурса – материал, который извлекается автором из реальности.
В процессе создания своих произведений автор проникает глубоко в сущность реальности, тех или иных процессов, событий, которые волнуют его, стремится познать их. Соответственно, как тема, так и тематика – явления внехудожественные, извлеченные автором из действительности, осознанные, проанализированные и отраженные в слове. Тема и тематика в данном аспекте выступают исходным моментом художественного творчества, совокупностью идей, эмоций, чувств автора, ищущих достойной формы выражения, оформления.
В то же время, особенности воплощения темы и тематики неизменно подчиняются законам внутрихудожественной действительности.
Тема и тематика могут быть представлены в тексте:
- явно (эксплицитно) в виде системы тематических опор, которые прямо представлены в тексте. Это внехудожественный материал, сюжетный уровень, заглавие, авторский комментарий;
- неявно (имплицитно). При имплицитной представленности в тексте тема остается полуреализованной, явленной в произведении загадочно, неполно.
Замечание 2
Важно добавить, что деление тем на эксплицитные и имплицитные, внешние и внутренние весьма условно, поскольку любое произведение представляет собой целостность.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что тематика выступает более широкой, более общей категорией, чем тема. Выявление темы и тематики представляет собой одну из важнейших задач при изучении, анализе художественного текста. Указанные категории выступают как смысло-, так и структурообразующими, отражая авторское стремление выразить ту или иную мысль, привлечь, захватить внимание реципиента.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Тема — это не до конца сложившаяся идея фильма. Это — проблема, вопрос, который ставит перед собой и перед зрителями автор картины и на который он отвечает всем своим произведением.
Говоря проще, тема — это о чем говорит автор в своем произведении, а идея — это что хочет сказать нам автор своим фильмом.
Тем не менее данное определение звучит довольно неоднозначно и двусмысленно. Каждый формулирует тему отталкиваясь из своего жизненного опыта, словарного запаса. Иногда формулировки учеников звучат философски-напыщенно, либо слишком литературно. Для определения темы драматургии обратитесь к статье МЕТОД.
Далее попробуем придти к общей формулировки темы, а также рассмотреть многообразие значений этого термина.
· Тема- круг вопросов – жизненных событий.
· Тема-проблема- задача.
· Идейно-тематическая целостность.
· Тематика.
· «Мелкотемье».
· Тема- объект изображения.
Тема (от греч. thema ) — то, что кладется (положено) в основу, основная проблема и основной круг жизненных событий, явлений и проблем, изображенных, отобранных, осмысленных и освещенных автором, положенных в основу художественного произведения . П редмет, основное содержание рассуждения, изложения . Тема произведения неразрывно связана с его идеей. Отбор жизненного материала, постановка проблем, т. е. выбор темы, диктуются теми идеями, которые хотел бы выразить в произведении автор. Объект художественного изображения.
Тема – вопрос. Идея – решение, ответ.
Тема – это первоначальная момент развертывания автором своей идеи. Это первоначальный вопрос, который ставит автор перед собою и зрителями.
В. Даль в «Толковом словаре» определил тему как «положение, задачу , о коей рассуждается или которую разъясняют». Этим определением подчеркивается то, что тема произведения — это прежде всего постановка проблемы, «задачи», а не просто те или другие события.
Проблемная направленность темы часто выражается в самом названии произведения, как это имеет место в романах «Что делать?» или «Кто виноват?». В то же время можно говорить чуть ли не о закономерности, заключающейся в том, что почти все литературные шедевры имеют подчеркнуто нейтральные названия, чаще всего повторяя имя героя: «Фауст», «Одиссея», «Гамлет», «Братья Карамазовы», «Дон Кихот» и т. д.
Идейно-тематическая целостность.
Подчеркивая тесную связь идеи и темы произведения, нередко говорят об «идейно-тематической целостности» или о его идейно-тематических особенностях. Подобное объединение двух различных, но тесно связанных меж собой понятий представляется вполне оправданным.
Наряду с термином «тема» нередко употребляется и близкий к нему по смыслу — «тематика» , что подразумевает наличие в произведении не только главной темы, но и различных побочных тематических линий. Чем масштабнее произведение, чем шире в нем охват жизненного материала и сложнее идейная основа, тем больше таких тематических линий. Основная тема в романе И. Гончарова «Обрыв» — повествование о драматизме поиска своего пути в современном обществе (линия Веры) и «обрыв», которым заканчиваются подобные попытки. Вторая тема романа — дворянский дилетантизм и его губительное воздействие на творчество (линия Райского).
Тема произведения может быть как общественно значимой — именно такова была тема «Обрыва» для 1860-х годов, — так и незначительной, в связи с чем иной раз говорится о «мелкотемье» того или иного автора. Однако следует иметь в виду, что некоторые жанры по самой своей природе предполагают «мелкотемье», т. е. отсутствие общественно значимых тем. Такова, в частности, интимная лирика, к которой понятие «мелкотемье» неприменимо в качестве оценочного. Для крупных же произведений удачный выбор темы является одним из главных условий успеха. Это хорошо видно на примере романа А. Рыбакова «Дети Арбата», небывалый читательский успех которого обеспечила прежде всего острая для второй половины 1980-х годов тема разоблачения сталинизма.
Тема (про что? ) — проблема, поднимаемая автором, основной мотив произведения. Формулируется вами (при вашем авторстве) или находится у автора в процессе анализа произведения. Важно, чтобы ваша формулировка темы, с одной стороны была близка вам и трогала вас, а с другой, была близка, соответствовала существу проблемы, поднимаемой автором и его восприятию мира, которые вычитываются из произведения, биографических и исторических материалов и т.п.
Идейно-тематическая основа сценария – фундамент, на котором базируется все действие в его последовательном развитии.
Тема пьесы О. Уайльда «Саломея» – безудержная страсть, любовь-эмоция.
Тема спектакля по мотивам пьесы О.Уайльда «Саломея» – одержимость. Одержимость в любви к Богу приводит к фанатизму ; одержимость в плотской любви; – к жестокости и безумию; одержимость властью приводит к боязни ее лишиться.
Одержимость – подчинение разума человека сиюминутному желанию, которое сопровождается эмоциональным взрывом. Некритическое следование парадигмы идеи.
Тема спектакля, фильма определяет, о чем будет действо. В центре любой истории стоит герой или группа героев. Героем может быть только существо с человеческой психологией.
Темой мы будем называть ответ на вопрос: о чем в данной пьесе идет речь? Другими словами, определить тему – значит определить объект изображения, то есть тот круг явлений действительности, которое нашли свое художественное воспроизведение в данной пьесе.
В идее пьесы находит свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой действительности. Тема всегда конкретна, она кусок живой действительности. Идея, наоборот, абстрактна, она вывод и обобщение. Тема – объективная сторона произведения. Идея субъективна. Она определяет собой размышления автора об изображаемой действительности.
Определить тему – значит определить объект изображения , то есть тот круг явлений действительности, которые нашли свое художественное воспроизведение в данной пьесе.
Тема всегда конкретна. Она – кусок живой действительности. Идея, наоборот, абстрактна. Она – вывод и обобщение.
Тема – объективная сторона произведения. Идея субъективна. Она представляет собой размышления автора об изображаемой действительности.
Всякое подлинное произведение искусства в целом, равно как и каждый отдельный образ этого произведения, – это единство темы и идеи, то есть конкретного и абстрактного, частного и общего, объективного и субъективного, единство предмета и того, что об этом предмете говорит автор.
Поэтому так необходимо уже в самом начале работы над пьесой точно назвать ее тему, избегая при этом всякого рода абстрактных определений , таких, как например: любовь, смерть, добро, ревность, честь, дружба, долг, человечность, справедливость и т.п.
Не следует думать, что те определения темы, идеи и сверхзадачи, которые режиссер дает в самом начале работы, есть нечто неподвижное, раз навсегда данное. В дальнейшем эти формулировки могут уточняться, развиваться и даже изменяться в своем содержании. Поэтому их следует считать скорее первоначальными предположениями, рабочими гипотезами, чем какими-то неизменными догмами.
Для того чтобы осуществить ее добросовестно, нужно прочитать пьесу, сценарий не один раз. И при этом всякий раз нужно читать не торопясь, вдумчиво, с карандашом в руках, задерживаясь на тех местах, которые кажутся неясными, отмечая те места и реплики, которые почему-либо кажутся режиссеру особенно важными для уразумения смысла пьесы. И только после того, как режиссер таким способом прочтет пьесу несколько раз, он получит право поставить перед собой вопросы, на которые нужно ответить, чтобы определить тему пьесы, ее ведущую идею и сверхзадачу.
Поскольку темой пьесы мы решили называть определенный КУСОК подлинной жизни, постольку всякая тема – предмет, локализованный во времени и пространстве. Это дает нам основание начинать определение темы любого произведения с определения времени и места действия, то есть с ответов на вопросы: когда и где?
«Когда?» – означает, в каком веке, в какую эпоху, в какой период, а иногда даже – в котором году. «Где?» – означает, в какой стране, в каком обществе, в какой среде, а иногда даже и в какой именно географической точке.
Понятие Темы, идеи, сверхзадачи. Взаимосвязь.
Тема – это проблема или круг жизненных проблем, волнующих автора. Условно отвечает на вопрос: о чем?
Подчинена 4 законам:
1. Актуальность (всегда и в данный момент)
2. Конкретность (в репликах героев, например)
3. Злободневность (проблема в данный момент)
4. Объективность (Существует независимо от нас, мы не влияем на ее существование)
Так же тема включает в себя и общие предлагаемые обстоятельства.
Очень важно, чтобы режиссер, получив для постановки пьесу, в которой тема и идея находятся в единстве и гармонии, не превратил ее на сцене в голую абстракцию, лишенную реальной жизненной опоры. А это легко может случиться, если идейное содержание пьесы он оторвет от конкретной темы, от тех жизненных условий, фактов и обстоятельств, которые лежат в основе сделанных автором обобщений. Для того чтобы эти обобщения прозвучали убедительно, необходимо, чтобы тема была реализована во всей ее жизненной конкретности.
Поэтому так важно уже в самом начале работы точно назвать тему пьесы, избегая при этом всякого рода абстрактных определений , таких, как:
любовь, смерть, добро, ревность, честь, дружба, долг, человечность, справедливость и т. д .
Начиная работу с абстракцией, мы рискуем лишить будущий спектакль конкретно-жизненного содержания и идейной убедительности. Последовательность должна быть такой: сначала — реальный предмет объективного мира (тема пьесы), потом — суждение автора об этом предмете (идея пьесы и сверхзадача) и только потом — суждение о нем режиссера (идея спектакля).
+Некоторые считают, что идея и сверхзадача – это одно и то же. Но это не так. Как минимум она – Шире и Действеннее . Делится как цепь на множество звеньев: СЗ пьесы, артиста, декораций, музыки.
ЧТО ЗНАЧИТ РАСКРЫТЬ ТЕМУ В СОЧИНЕНИИ?
Основное требование к сочинению – раскрыть тему.
Раскрыть тему в сочинении – это значит :
· последовательно проанализировать данный текст под углом определенной проблемы;
· развернуто и логически связанно ответить на поставленный вопрос.
Т.о., для того чтобы раскрыть тему, сочинение должно опираться на 3 основания :
· оно должно начинаться с постановки вопроса или проблемы (во вступлении);
· завершаться ответом на вопрос или итоговым выводом (в заключении);
· движение же от вопроса к ответу, от постановки проблемы к выводу должно определяться основной мыслью сочинения – идеей, исходящей из его темы (в основной части).
Чтобы лучше понять тему, нужно выявить ключевое слово (слова) или понятие в ней. Например, в теме: «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни» – главное, ключевое слово – «энциклопедия».
· Почему В.Г.Белинский назвал роман Пушкина энциклопедией русской жизни? (Пушкин сумел отразить в своем произведении быт, традиции, нравы, образ жизни русского дворянства 1-ой трети 19 века).
· О чем мы узнаем из этого произведения? (О воспитании дворян как в столице, так и в провинции, о распорядке дня «молодого повесы», о столичной моде, об интерьере, о круге чтения, о репертуаре театров, о верованиях, праздниках, обрядах народа, о дуэлях, о моральных устоях и т.п. )
Например, в теме: «Война и мир» – роман-эпопея» или «Жанровые особенности романа Л.Н.Толстого Война и мир»» ключевые слова – «роман-эпопея» и «жанровые особенности».
Жанр «Войны и мира» – роман-эпопея. И это необходимо доказать в своей работе. Для романа-эпопеи как жанра характерны следующие особенности:
· изображение исторических событий
· большое количество действующих лиц и сюжетных линий
· показ различных социальных слоев
· протяженность во времени.
Пишущий должен показать и доказать, что «Война и мир» – это роман-эпопея, опираясь на примеры из текста .
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ
В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы , поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису.
ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ:
Доказать, аргументировать единственный простой и ясный тезис (утверждение) в рамках темы сочинения.
ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ:
Сочинение – это тезис и его аргументация.
ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?
Целенаправленная интеллектуальная деятельность, приведшая к результату – выводу.
ВЕРНЫЙ ПОХОД: СОЧИНЕНИЕ=ТЕЗИС+АРГУМЕНТ
Эту простую схему мы использовали для написания сценария к видео блогу. См. видео лекции. Но она работает и в написании любого сценария как игрового, так и документального фильма.
Тема (гр. – положенное в основу) – круг жизненных явлений, событий и проблем, положенных в основу художественного произведения. Определение темы полностью зависит от индивидуальности режиссера и его мировоззрения. Тема является важным компонентом действенного анализа в работе режиссера над пьесой и спектаклем.
Например,… /Тема?/… Это чаще всего ответ на вопрос «О чем?».
Выбор темы имеет принципиальное значение. Выбирая ту или иную тему фильма, мы, как бы, декларируем, объявляем свой личный, творческий интерес. Мы раскрываем свою творческую личность, мы говорим, что вот это, например, нам интересно, а другое – не очень. Уже сам по себе выбор темы, может многое сказать о будущей работе. (Например, выбор темы для «Ток-шоу» имеет принципиальное значение). Конечно, далеко не всякий автор имеет возможность абсолютно свободно выбирать темы. Например, мы с вами…
Мы с вами работаем в школьной среде, поэтому чаще всего ответ на вопрос: «О чем?» – будет: «О школе!». И это есть наш выбор. Кроме того, в каждой теме есть подтема. Иными словами, в жизни школы, как в капле воды можно найти отражение жизни всего общества.
Так или иначе, но в любом случае заявить в фильме тему следует максимально точно.
ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Тема — объективная основа произведения
В «бесконечном лабиринте сцеплений», в многоуровневом поэтическом космосе художественного целого все образующие его элементы подчинены друг другу, иерархически упорядоче- ны. Как и любая система, литературное произведение имеет свой центр (один или несколько) и свою периферию. Ядром художественной системы, ее признанным «руководящим цент- ром» принято считать так называемое и д е й н о – т е м а т и – ч е с к о е с о д е р ж а н и е . Неразрывное единство темы и идеи составляет экстракт объекта и субъекта творчества, предмета искусства и его авторского осознания, распространяющий свое влияние на все остальные элементы системы.
Художественный космос литературного произведения сродни государственному устройству. Он может напоминать и монархию (чаще всего), как абсолютную, так и конституци- онную, и олигархию, и демократию, и партократию, и охло- кратию, и федерацию, и конфедерацию… Наверное, только не анархию, ибо основным цементирующим принципом постро- ения произведения является принцип художественной целе- сообразности, т.е. строгий порядок.
Обрусевшее древнегреческое слово Огета обозначает бук- вально «то, что положено» (в основу чего-либо).
Тема — объективная основа произведения, понятие, указывающее в самых общих чертах на преимущественное внимание писателя к определенной стороне действительности и отвечающее на вопрос «Что изображено?». Внешним образом тема — это т о, о ч е м произведение, ч е м у о н о п о с в я щ е н о , что преж- де всего бросается нам в глаза.
Писатель не может и не должен замахиваться на отображение всей реальной действительности, которая его окружает. Он сосредоточивается на некой ее части, совершив первый этап своего творческого акта — художественный отбор. Категория темы, следовательно, помогает определить то, что непосредственно изображено в произведении, сориентироваться в его содержании, очертить круг жизненных явлений, ото- бранных, отображенных и воспроизведенных автором.
Иногда приходится сталкиваться с весьма распространенным о т о ж д е с т в л е н и е м т е м ы и п р о б л е м ы, вернее — с подменой одного понятия другим. Именно так трактовал тему в своем популярном учебнике по введению в литературоведение Г.Л. Абрамович. Предложенное им определение «Тема — проблема, поставленная писателем в произведении» вызывает сомнение по крайней мере в двух аспектах.
Во-первых, т е м а и п р о б л е м а с о в п а д а ю т т о л ь – к о ч а с т и ч н о. Понятие темы значительно шире понятия проблемы. Та или иная проблема (нравственная, социально- политическая, философская, религиозная) может стать темой лишь в произведениях соответствующего масштаба и предназначения (в романах, повестях, трагедиях, комедиях, драмах, поэмах). Отыскивать проблему в произведениях пейзажной лирики или, скажем, в стихотворениях «на случай», экспромтах, эпиграммах — занятие, прямо скажем, несерьезное.
Так, в экспромте юного Пушкина «Надпись на стене больницы», который обнаружил над своей койкой в лицейском лазарете Иван Пущин:
Вот здесь лежит больной студент — Несите прочь медикамент: Его судьба неумолима! Болезнь любви неизлечима!
— никакой «проблемы», разумеется, нет, зато тема, обозна- ченная в условном заголовке, прочитывается вполне определенно.
Еще очевиднее отсутствие проблемы при наличии темы в коллективном стихотворении А. Куприна, И. Бунина и А. Чехова, написанном в гостях у начальницы Ялтинской женской гимназии Варвары Константиновны Харкевич, восторженной почитательницы писателей.
Дело было весной 1901 года за пасхальным столом. Писатели пили, закусывали, веселились. Вдруг Куприну пришла в голову озорная мысль: — Давайте напишем и оставим ей на столе стихи!
Стали, хохоча, сочинять, и Бунин написал на скатерти (хозяйка потом вышила):
В столовой у Варвары Константиновны Накрыт был стол отменно-длинный, Была тут ветчина, индейка, сыр, сардинки — И вдруг ото всего ни крошки, ни соринки: Все думали, что это крокодил, А это Бунин в гости приходил!
Во-вторых, п о н я т и е п р о б л е м ы не д о л ж н о п о д – м е н я т ь с о б о й п о н я т и е т е м ы , поскольку в нем неред- ко содержится, кроме объективной констатации того или ино- го жизненного факта, и субъективно, личностно окрашенное отношение к нему писателя, т.е. некоторый отблеск идеи (таковыпроблемы «лишних людей» и «маленькогочеловека», популярные в русской литературе X I X века). Как говорил М.Е. Салтыков-Щедрин, «даже выбор темы далеко не индифферентен» . В целом же понятие темы — более широкое, универсальное — поглощает понятие проблемы — более узкое, частное.
Итак, тема естьпроблема, явление или предмет, отобранный, осмысленный, домысленный и воспроизведенный определенными художественными средствами; часть действительности или ее аналог, уже преображенные в перл создания. Тема характеризует одновременно предмет искусства и его содержание, соединяет их в процессе творчества: от стадии художественного отбора до стадии художественного воплощения.
Описывая то, чему посвящено произведение, какую частичку бытия писатель в нем отобразил, понятие темы отделяет одно произведение от другого, указывает на его своеобразие и в то же время намечает сходство с другими, близкими ему в этом отношении произведениями. Вот почему при формулировке темы необходимо искать оптимальную дозу обобщения и конкретности. Лучше начинать, конечно, с широкого определения, что- бы затем, по мере надобности, конкретизировать его, постепенно сужая — подробностями сюжета, места и времени действия, способом обрисовки характеров и пр.
Возьмем для примера три классических произведения о гражданской войне — романы Д. Фурманова «Чапаев», А. Серафимовича «Железный поток» и А. Фадеева «Разгром». Их тематическое единство очевидно; предельно обобщенно его могла бы передать формула «изображение героизма в условиях гражданской войны».
В первом случае мы имеем «изображение героизма в условиях гражданской войны на примере отдельной выдающейся личности». Не случайно роман получил и соответствующее название по имени легендарного комдива, монументальный образ которого, как исполинский памятник, высится над всеми остальными персонажами, играющими откровенно второстепенные, подсобные роли.
Во втором романе изображается массовый героизм: вместо отдельной выдающейся личности на авансцену истории выходит одушевленная пафосом коллективизма народная масса, для которой найден удивительно емкий символ-метафора, также вынесенный в заголовок.
Наконец, в третьем случае речь должна идти о судьбе отдельных членов коллектива (отряда), представляющих разные социальные группы; их героизм проявляется в парадоксальных условиях поражения — «разгрома», поэтому писатель заставляет их не столько действовать, совершать «героические поступки», сколько принимать ответственные — на грани жизни и смерти — решения, рефлектировать, преодолевая в напряженной внутренней борьбе свою душевную слабость, мелкие эгоистические расчеты, инстинкт самосохранения.
Как мы только что могли убедиться, рассматривая три знаменитых романа о гражданской войне, тема в свернутом виде зачастую с о д е р ж и т с я в з а г о л о в к е. Это и прямое обозначение предмета повествования, чаще всего конкретного события, лежащего в основе сюжета. Например, «Слово о полку Игореве» (в значении «Слово о походе Игоря»: как известно, в древнерусском языке слово «плъкъ» имело два значения: 1) «поход» и 2) «войско», «ополчение»; здесь в большей мере актуализируется первое), «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Салтыкова-Щедрина, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Дело Артамоновых» М. Горького. Это указание на место действия, связанного с тем или иным историческим событием: «Илиада» Гомера (буквально «Песнь об Илионе»; Илион — второе название Трои), «Задонщина», лирический цикл А. Блока «На поле Куликовом», стихотворения М. Лермонтова «Бородино», «Валерик», «Тихий Дон» М. Шолохова. Это может быть имя заглавного героя. Заглавным в отличие от главного принято называть героя, чье имя, например, «Евгений Онегин», или заменяющее его обозначение, например, «Идиот», вынесено в заголовок произведения, фокусирующий все основные противоречия конфликта: «Одиссея» Гомера, «Орестея» Эсхила, «Энеида» Вергилия, «Гамлет», «Король Лир», «Макбет» У. Шекспира, «Фауст» И. В. Гёте, «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Обломов» И. Гончарова, «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев» М. Горького. Поэтика заглавий, сложная и увлекательная отрасль науки, заслуживает специального исследования (см., например: Кржижановский С Д. Поэтика заглавий.
Т е м а обнаруживает себя так или иначе и в других элементах художественной структуры произведения: в сюжете, образном строе и языке.
Наряду с понятием тема литературоведение охотно пользуется понятием тематика, имея в виду не одну, а совокупность тем, составляющих некое системное иерархически организованное целое. Обычно главная тема «подпирается» несколькими второстепенными, подчиненными ей.
Например, тематика «Слова о полку Игореве», кроме глав- ной темы, манифестированной названием (неважно в данном случае, оригинальным, авторским или благоприобретенным памятником в течение его многовекового исторического бы- тия), включает в себя тему родины, тему русской природы, тему воинской доблести, тему любви, тему братской и женской верности, тему семейного счастья, тему свободы и др.
Художественное произведение подчиняется з а к о н у т е – м а т и ч е с к о й ц е л о с т н о с т и, согласно которому вся номенклатура тем должна знать свое место в системе: доминирующая тема сквозит во всех образах, эпизодах и сценах, а побочные второстепенные темы, которым заказано суверенное независимое развитие, дополняют и усиливают ее. В результате обеспечивается то, что классицисты называли единством действия, а Н. Чернышевский считал наипервейшим критерием художественности.
Т е м а т и ч е с к о е с в о е о б р а з и е т в о р ч е с т в а того или иного писателя определяется, как правило, его социальной принадлежностью, профессией, обстановкой, бытовыми условиями, в которых он приобрел свой неповторимый жизненный опыт. Так, А.Н. Островский доскональнейше воссоздал в своей драматургии купеческое Замоскворечье, почетным гражданином которого он себя ощущал. Равным образом в художественном мире И.С. Тургенева отразились привычные ему как помещику «дворянские гнезда» российского Черноземья. Профессиональный опыт врачей А.П. Чехова и М.А. Булгакова, конечно, сказался на тематике таких произведений этих писателей, как «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Попрыгунья» и «Дядя Ваня»; «Записки молодого врача», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита». А.И. Куприн, обладавший, по его собственному признанию, двумя с лишним десятками профессий (действитель- но, чем он только не занимался!), и тематически чрезвычайно разнообразен.
Разумеется, литературное творчество менее всего напоминает работу фотографа: что вижу, то и описываю! Здесь важное место принадлежит типу художественного мышления, методу и стилю писателя. Тематические предпочтения реалиста, конечно, базируются на событиях действительного пла- на, так сказать, реально, объективно сущих. Романтик, напротив, с энтузиазмом строит воображаемые миры, фантазирует, домысливает, пересоздает, сталкивает действительность с иде- алом. Любопытную контрастную пару в этом смысле представляют два таких непохожих писателя, как A . M . Горький и А. Грин. Примерно аналогичный жизненный опыт, приобретенный ими в юные годы, вылился у первого в реалистичес- кие полотна рассказов босяцкого цикла, а у второго в фантастический мираж, в некую полуидеальную, полуреальную вымышленную страну, которой литературоведы присвоили остроумное название «Гринландия».
Еще один мощный источник тематики составляет сама же литература. Существуют так называемые « в е ч н ы е т е м ы » , наряду с « в е ч н ы м и о б р а з а м и » , « б р о д я ч и м и с ю ж е – та м и» и др.
Темы из произведений второстепенных забытых писателей время от времени извлекаются из небытия, заимствуются и тем самым воскрешаются для полнокровной художественной жизни звездами первой величины (такова, как известно, судьба большинства творений У. Шекспира).
Существуют, наконец, т е м ы , которые одни писатели совершенно добровольно у с т у п а ю т д р у г и м (например, Пушкин Гоголю).
Тематика литературных произведений нередко задается научно-исследовательскими разысканиями их авторов. Так, работа Пушкина-историографа над «Историей Пугачевского бунта» вдохновила его на обращение к той же теме и как беллетриста, в результате появилась «Капитанская дочка». Подобный симбиоз научного и художественного творчества мож- но наблюдать и в освоении им петровской темы: «Полтава», «История Петра», «Арап Петра Великого», «Медный всад- ник», «Петр I говаривал», «Пир Петра Первого» и т.д. Тематический диапазон творчества Ю.Н. Тынянова почти полностью предопределен его научными интересами как историка русской литературы X V I I I — X I X вв. и пушкиниста: «Восковая персона», «Подпоручик Киже», «СмертьВазир-Мухтара», «Кюхля», «Пушкин»…
Как и любой другой элемент художественной системы, тема возникает не сама по себе (в изолированном виде она просто не существует!), а в органическом единстве с другими сопредельными ей структурными элементами, прежде всего с идеей и сюжетом.
Как определить тему и идею текста Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте и что хотел сказать автор? То, о чем говорится в произведении – это и есть тема (например, тема любви и верности, тема патриотизма и т.д.). То, что хотел выразить автор – это идея. Например, нужно беречь природу, сажать деревья. Или нужно научиться любить своих ближних. Надо судить по самому произведению. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Shinshila 3 месяца назад ТЕКСТ. Текстом называют два или более предложения, объединенных между собой общим смыслом и грамматической связью. ТЕМА. Темой текста будет считаться обсуждаемый или освещаемый предмет в тексте, его фактическое и смысловое содержание, то есть это то, о чем говорится в тексте. ИДЕЯ. Идеей текста будет считаться основная мысль, идейный посыл текста, задачи и цели писателя, то есть это то, о чем хотел сказать автор своим текстом. Если коротко, то тема – это о чем текст, а идея – это для чего текст. Очень хорошо это можно понять, рассмотрев примеры, которые показывают в чем разница между темой и идеей текста. Разница, конечно, есть, только вот грань между ними тонкая, поэтому часто возникают трудности в выделении темы и идеи текста. Rogneda 5 лет назад Тему текста определяем, внимательно прочитав его содержание и выяснив, о чем в нем говорится. Например, в тексте ведется повествование о том, что прощение является великим искусством. Не каждый человек умеет прощать другого. Прощение является великой освобождающей силой во Вселенной. Вспомним, как однажды сказал Иисус Христос:” Исцеление начинается с прощения”. Следует ли прощать всегда и всех? Индира Ганди говорила: Многие люди не умеют прощать других. Для них это является большой эмоциональной и рациональной проблемой. Вот можно обозначить тему этого текста – прощение. В тексте обязательно заключается какая-то идея – основная мысль, то, ради чего создается текст. Основная мысль часто передает авторскую позицию по обсуждаемому вопросу. Идеей текста с темой о прощении может быть “нужно научиться прощать близких нам людей”. wiedzzzmin 5 лет назад Способность чётко улавливать основную суть содержания текстового материала при его прочтении характеризует людей вдумчивых, обладающих системным мышлением. Данную способность можно запросто натренировать. Для этого важно при чтении обращать внимание на ключевые моменты, акцентируя на них внимание, отсеивая лишнюю “воду”. Тренируйтесь на небольших рассказах, пересказывая после прочтения их смысл. Помню как смотрел интервью легендарного изобретателя, основоположника социокибернетики Жака Фреско. В молодости он занимался авиационной инженерией. Только начав разбираться в вопросе, начав с самых основ он “перелопачивал” книги известных братьев Райт. Потратив уйму времени на чтение он пришёл к выводу что ценной информации в прочитанном было около 5%. Остальное чтиво представляло из себя околохудожественные размышления вроде “Однажды майским прекрасным утречком..” и вроде того. Жак основательно решил для себя что впредь при чтении нужной ему литературы он будет бегло перечёркивать карандашом среди текста то что не несёт смысловой нагрузки. Отточив навык, он сильно преуспел, перечитав таким образом немыслимое множество крайне полезных научных статей и технических журналов. Позже, он вошёл в историю как один из самых выдающихся инженеров и мыслителей XX века. Примерно также и в художественной литературе. Подумайте: что стоит в центре всего повествования, какие ключевые объекты/фигуры присутствуют в тексте? Бульбозавр 3 года назад Наверно чтобы ответить на такой вопрос нужно понять, что из себя представляет каждое это понятие. Под темой мы подразумеваем то, что автором описывается в самом тексте, это люди, события, какие-то явления и т.п. Под Идеей или по другому – Главной мыслью нужно понимать то, что что сам автор хочет читателю сказать. Причем здесь заложена именно авторская позиция, мнение, чувства, попытка донести свою точку зрения. Автор для выражения своей идеи использует разные описания, характеризует персонажи. Иными словами Идея, это то, что послужила причиной писателя написать этот текст, мотивы, побудившие к этому. Если кратко сформулировать, то:
[пользователь заблокирован] 5 лет назад Тема текста – это то, чему посвещено какое-либо произведение. Например, Великая Отечественная война. Или какие-то отдельные подвиги, битвы наших солдат в этой войне. Идея текста – это то, о чем хотел сказать автор, то, что он хотел донести до читателя. Например, призыв защищать свою родину во что бы то ни стало, патриотизм, взаимовыручка и т.п. Как правило, тема текста становится понятной уже по ходу прочтения. А вот идея текста окончательно может сформироваться лишь после полного знакомства с ним. Lune более года назад Тема текста Её определить проще, так как темой текста является то, о чём в нём говорится. Это может быть:
Иногда о теме становится сразу понятно исходя из названия. Например: “Мартин Иден” Джека Лондона. повесть-сказка “Щелкунчик и Мышиный король” Эрнста Гофмана. “Анна Каренина” Льва Толстого. Или, допустим, заголовки научных произведений. В остальных случаях достаточно просто внимательно прочитать произведение и мысленно задать вопросы “о чём рассказывает это произведение (какое в нём смысловое ядро)?”, “что объединяет все его части?”. Идея текста По-другому её называют основной мыслью. Идея текста – это какой-то вывод, то, чему учит и к чему призывает текст, то что хотел донести нам его автор. Иногда в произведении может отражаться авторская позиция по какому-либо злободневному вопросу. Например, основной идеей романа Александра Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” является то, что в Российской империи угнетаются крестьяне, и то, что самодержавие – это очень плохо. После выхода этого романа, Екатерина II отправила писателя в ссылку, работа оказалась под запретом, и почти весь его тираж был уничтожен. Чтобы правильно определить идею текста, нужно внимательно следить за тем, как развивается сюжет, какие события происходят, и к чему приводят действия главных героев. Попытайтесь понять, какие моменты являются для автора самыми важными, на чём он больше всего делает акцент. Помочь также могут заголовки глав / частей произведения. Вообще, сложнее определять главную мысль в произведениях приключенческого жанра и текстах-автобиографиях (как, например, “Детство” Максима Горького / Льва Толстого). После их прочтения можно иногда сделать не один вывод, а сразу несколько. Просто спросите сами у себя “чему меня научил этот текст?”, “какое рациональное зерно я из него извлёк?”, “изменилось ли во мне что-то после того, как я прочитал его до конца?” – и вы без проблем поймёте основную мысль произведения. Nelli4ka 6 лет назад Нужно внимательно прочесть текст и понять, что является его ядром, сутью, чему он посвящен. Не всегда в тексте одна тема, иногда их бывает несколько, тогда целесообразно говорить о тематике. Идея по своему характеру, конечно же, отличается от темы, ибо в идее прослеживается отношение автора к описываемой теме. По ходу текста он задает вопросы, формулирует ответы, решает проблемы, делает заключение, т.е. дает идейную оценку. В отличие от темы, суть которой вместится, скорее всего, в пару-тройку слов, идею бывает сложно конкретизировать, выразить словесно, ведь не всегда читающий текст понимает автора или имеет ту же точку зрения. Ninaarc 3 года назад Анализ любого произведения начинается с определения темы и идеи, и в этих понятиях часто возникает путаница. На самом деле определить тему и идею конкретного произведения довольно легко, если внимательно ознакомиться с текстом. Тема – это то, о чем говориться в тексте, или о ком или о чем ведется речь. Часто в произведениях поднимаются общеизвестные, “вечные” темы, такие как противостояние добра и зла, становление личности, любовь и ненависть, дружба и предательство. Для того чтобы определить тему текста, нужно поразмыслить какие общечеловеческие проблемы описаны в произведении. Зачастую подсказка кроется в заголовке. Например: “Война и мир”, “Ромео и Джульетта”. Если нам нужно определить тему произведения Александра Грина “Алые паруса”, то можно обозначить её так: жизнь девушки по имени Ассоль, пребывающей в ожидании принца. Идея текста – это замысел автора, который ради этого создавал образы и придумывал сюжетную линию. Если идей у писателя было несколько, то мы должны отследить ряд мыслей автора о человеке или об окружающем мире. Например, автор может отразить идею в изображении зарисовки природы, которая будет пробуждать у читателей желание защищать все живое на планете. А если автор изображает напряженные отношения в семье, то он наверняка хотел заставить читателей подумать о своей семье и о том, что нужно любить и беречь своих близких. Ольга1177 5 лет назад Когда мы берем в руки книгу, то прежде всего интересуемся, о чем она, то есть его темой. У каждого произведения своя тема – совокупность событий, описываемых в произведении и служащих для постановки социальных, философских, этических и других проблем. Тема – это предмет интереса, осмысления и оценки автора. Например, темой “Капитанской дочки” А.С. Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Тема некоторых произведений звучит уже в заглавии: “Крестьянские дети”, “Муму”, “Отцы и дети” и др. Читая произведение, углубляясь в его художественный мир, мы стараемся понять, что пытался донести до нас автор, что в целом хотел нам сказать. Другими словами, мы анализируем идею произведения, его основную мысль. Идея предполагает интерпретацию и оценку жизненных явлений, взглядов автора на мир. Например, идея “Слова о полку Игореве” – призыв к единению Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных распрей. Горизонт 4 года назад Для того, чтобы определить тему и основную идею того или ниого текста, нужно его обязательно полностью прочитать и понять о чем идет речь в произведении. Сделайте для себя краткий пересказ данного произведения. Для того, чтобы понять основную идею текста и тему, задайте вопрос – что хотел показать автор данного рассказа? О чем этот текст? Например: тема текста – о мальчике, что хотел передать автор – о дне рождения мальчика. Ad libitum 9 лет назад Мне кажется, что тема – это то, о чем автор хотел бы рассказать в данном тексте. А идея – это для чего он вообще затеял написание этого текста с такой темой. Знаете ответ? |
Как определить тему в литературном произведении
На чтение 3 мин. Просмотров 14 Опубликовано 06.06.2021
Тема – это центральная или основная идея в литературе, которая может быть изложена прямо или косвенно. Во всех романах, рассказах, стихах и других литературных произведениях проходит по крайней мере одна тема. Писатель может выразить понимание человечества или мировоззрения через тему.
Содержание
- Тема против темы
- Основные и второстепенные темы
- Прочтите и проанализируйте произведение
- Как определять темы в опубликованной работе
Тема против темы
Не путайте тему произведения с его темой:
- subject – это тема, которая служит основой для литературное произведение, такое как брак во Франции XIX века.
- theme – это мнение, которое автор выражает по этому поводу, например, неудовлетворенность автора с узкими рамками французского буржуазного брака в тот период.
Основные и второстепенные темы
Могут быть основные и второстепенные темы в литературных произведениях:
- Основная тема – это идея, которую писатель повторяет в своем произведении, делая ее наиболее значимая идея в литературном произведении.
- Второстепенная тема, с другой стороны, относится к идее, кратко появляющейся в произведении и которая может уступить место другой второстепенной теме, а может и не уступить ее. li>
Прочтите и проанализируйте произведение
Прежде чем вы попытаетесь определить тему произведения, вы должны прочитать произведение и понять хотя бы основы сюжета, характеристик и других литературных элементы. Потратьте некоторое время на размышления об основных предметах, охватываемых работой. Общие темы включают совершеннолетие, смерть и траур, расизм, красоту, горе и предательство, потерю невинности, власть и коррупцию.
Затем подумайте, что взгляд автора на эти темы может быть. Эти взгляды укажут вам на темы работы. Вот как начать.
Как определять темы в опубликованной работе
- Обратите внимание на сюжет произведения: Выделите несколько минут, чтобы записать основные литературные элементы: сюжет, характеристику, сеттинг, тон, языковой стиль и т. Д. Каковы были конфликты в произведении? Что было самым важным моментом в работе? Автор разрешает конфликт? Чем закончилась работа?
- Определите тему работы: Если бы вы рассказали другу, о чем было написано литературное произведение, как бы вы описали что? Что бы вы сказали в теме?
- Кто главный герой (главный герой)? Как он или она изменится? Влияет ли главный герой на других персонажей? Как этот персонаж относится к другим?
- Оцените точку зрения автора : наконец, определите взгляд автора на персонажей и их выбор. Как автор может относиться к разрешению основного конфликта? Какое сообщение может отправить нам автор? Это сообщение является темой. Вы можете найти подсказки в используемом языке, в кавычках главных героев или в окончательном разрешении конфликтов.
Обратите внимание, что ни один из эти элементы (сюжет, сюжет, персонаж или точка зрения) сами по себе составляют тему. Но их идентификация – важный первый шаг в определении основной темы или тем работы.