Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.
В этой статье:
Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике
На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
Чем различаются тема и главная мысль текста
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберемся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Как определить тему и главную мысль текста
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
- подчеркнуть ключевые слова,
- выделить микротемы по абзацам,
- постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть
Отработка на практике
«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
(по А. Платонову)
Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:
- Что произошло в тексте?
- О чем вы задумались после прочтения текста?
- Какая мысль заставила автора написать этот текст?
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Это всё о тексте: определяем тему, проблему, главную мысль и позицию автора
Умение находить тему и главную мысль текста пригодится, чтобы, например, написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку. Баллы за сочинение — это примерно 40% от максимального количества. Серьёзная мотивации, да? Рассказываем, как изи раскладывать текст по полочкам.
3
5 077
Начнём с того, что текст — это предложения, которые связаны между собой общей темой. Предложения идут в таком порядке, чтобы последовательно развивать основную мысль текста.
Как определить тему текста
Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:
Попробуй пересказать текст в 1 – 3 предложениях. Это и будет тема текста.
Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 – 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.
Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.
Потренируемся на отрывке из произведения Л.Н. Толстого:
«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.
“Полюби ближнего, как самого себя” — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. “Люби ближнего” значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»
Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.
Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.
Как определить главную мысль текста
Главная мысль текста — это то, что автор хочет донести до читателя. Чтобы определить главную мысль, нужно ответить на вопрос: «Что говорит автор по теме текста?»
Вернёмся к примеру выше. Мы уже определили, что тема текста — любовь к ближнему. Что автор говорит о ней? Что нельзя заставить себя полюбить другого человека. Это мысль звучит в начале текста и развивается в следующих предложениях.
Обрати внимание: мы разобрали тему и главную мысль на примере небольшого фрагмента. Если на ЕГЭ тебе попадётся текст, который начинается как наш пример — не торопись использовать этот разбор! Чтобы определить тему и главную мысль, нужно анализировать весь текст, а не отдельный кусочек.
А как понять проблему в тексте и позицию автора?
В сочинении для ЕГЭ по русскому языку нужно сформулировать проблему текста и отразить позицию автора.
Казалось бы, при чём здесь тема и главная мысль? Всё просто: без них ничего не выйдет.
Сначала нужно понять о чём в принципе текст. Только так получится правильно определить проблему и позицию автора.
Проблема — это важный вопрос, который автор ставит перед читателем. Чаще всего главная мысль — это ответ на тот самый вопрос, который и будет проблемой текста.
В нашем примере про любовь к ближнему главная мысль — нельзя заставить себя полюбить другого человека, а проблема — как же тогда полюбить ближнего?
Когда получилось найти тему, главную мысль и проблему текста, переходи к позиции автора. Теперь определить её должно быть легко.
Позиция автора — это то, как он отвечает на проблемный вопрос. Можно вернуться к главной мысли и проследить, как автор развивает её в тексте. Развитие главной мысли и будет позицией автора к проблеме текста.
Быстро находить проблемы текстов и формулировать позиции авторов помогут постоянные тренировки. Иногда сложно? Это нормально. На ЕГЭ бывают такие тексты, что никак не разобраться, о чём они и что хотел сказать автор.
Приходи к нам в онлайн-школу «СОТКА» — будем тренироваться на самых сложных примерах, чтобы у тебя получилось написать сочинение на максимум баллов! 😉
В тестах по русскому часто встречаются задания типа “Прочитайте текст. Определите его тему”. Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах “спотыкаются” многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.
Определение
Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.
Тема– это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина.
Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:
- Л. Н. Толстой, “Анна Каренина” — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
- Г. Троепольский, “Белый Бим Чёрное ухо” — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
- М. А. Булгаков, “Собачье сердце”— опыт профессора Преображенского по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
- А. Грин, “Алые паруса”– жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
- А. Дюма, “Три мушкетёра” — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.
Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, “Война и мир”, “Три товарища”, “Ромео и Джульетта”, “Приключения Тома Сойера”).
Тема, идея, проблема: в чём разница?
А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия “основная мысль” и “проблема текста”, очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.
Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.
Главная мысль (идея) текста — это то, о чём автор хочет сказать читателю. Чтобы передать свои мысли и чувства, подвести к определённым выводам, он использует характеры персонажей, различные описания и художественные приёмы. Идея — это то, что побуждает писателя взяться за перо, глубинный мотив любого произведения. То есть то, как он прочувствовал и понял тему.
Проблема текста — это сложный вопрос, не имеющий однозначного решения. Автор отстаивает своё мнение о том, что правильно, а что нет (оно выражено основной мыслью), и как бы предлагает поразмыслить читателю. Именно это глубокое противоречие лежит в основе всех конфликтов и столкновений в произведении.
На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.
Тема | Идея (основная мысль) | Проблема | |
Суть | Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) | Цели и личное мнение автора – то, к чему он пытается подвести читателя | Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор |
На какие вопросы отвечает | О чём рассказывается в произведении? | Что я чувствую в этот момент? | О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст? |
Кто является главным героем? | Как должен поступить в этом случае хороший человек? | Почему герои оказались в такой ситуации? | |
Где и когда происходят события? | Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? | На что нужно обратить внимание современному обществу? | |
Особенности | “Репортаж” о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств | Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям | Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование |
Не содержит субъективных оценок | Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно | Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты – религиозные, политические, социальные | |
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал | Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста – в чём причина, как это влияет на общество и т. д. | Выражена в форме вопроса | |
Примеры | Прогулка по Санкт-Петербургу | Петербург – город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история | Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя? |
Спасение бездомного щенка | Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества – умение сопереживать, доброту и ответственность | Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных? | |
Важность правильного питания | Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки | Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни? |
“Вечные” темы
Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.
Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые “вечные” темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:
- любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
- отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
- противостояние добра и зла;
- дружба и предательство;
- взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.
Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.
Как определить тему текста за 5 минут
1. Перечитайте заголовок. В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.
2. Изучите текст.Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.
3. Выпишите ключевые предложения. В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.
4. Сократите. Теперь ваша задача — “выкинуть” из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.
5. Распределите словосочетания по значимости. Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.
6. Сформулируйте тему. За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, “Как научиться прощать” или “Целительная сила классической музыки”).
Как найти тему текста
Проблема, которая стоит перед каждым школьником при сдаче выпускного экзамена по русскому языку, – написание сочинения. Итоговый балл напрямую зависит от того, насколько верно будет определена тема прочитанного в работе текста: однако, часто тексты бывают совершенно непонятны, и выделить основную мысль чрезвычайно сложно.
Инструкция
Тщательно изучите предложенный текст. Самым надежным способом будет прочтение с паузой в 30-40 минут: после первого ознакомления информация «отложится в голове» и воспримется подсознательно, а когда вы второй раз приметесь за написанное, материал вам покажется несколько проще. Впрочем, ограничиваться двумя повторами тоже не стоит: идеально вы сможете изучить текст за 4-5 раз (больше практически никогда не требуется).
В художественных текстах следите за развитием событий и стилем автора. Почти отсутствует вероятность того, что в сочинении такого рода основная мысль будет высказана явно – скорее всего, перед вами предстанет метафора или некая нравоучительная история. При определении идеи отталкивайтесь от представленных событий, старайтесь обобщать: военные действия обычно подразумевают идеи патриотизма; описание картин и жизни художников – важности искусства; негуманный поступок молодого человека наводит на размышления о важности воспитания.
В текстах-эссе и рассуждениях ищите основную мысль, выраженную явно в единственном предложении. Как правило, в такого рода работах всегда существует главный тезис, ради которого весь окружающий текст и написан. Искать его стоит сразу после первого абзаца или ближе к концу, на стыке «логических частей» текста: введения, основной мысли и заключения. Как правило, в начале автор только подводит к мысли, затем – высказывает ее и сопровождает фактами и рассуждениями, а в конце обобщает вышесказанное. Отталкиваясь от этой структуры попытайтесь понять, вокруг какого центра обращается материал.
Ищите неконфликтную идею. Тексты, представленные для анализа школьникам и студентам первых курсов, редко подразумевают спорную позицию. Мнение автора, как правило, четко выверено с точки зрения морали, рассуждать он будет о чем-то общепринято «правильном»: о любви к родине, о семейных ценностях, о необходимости чтения или о героизме солдат на Второй Мировой. Постоянно держите это условие в голове при поиске основной идеи текста: оно выполняется практически всегда.
Видео по теме
Полезный совет
Если не можете найти идею в художественном тексте, попытайтесь определить, присутствуют ли там символы. Это может оказаться «ключом».
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Как найти проблему в тексте, для чего нужно уметь ее находить и какие способы бывают все это вы узнаете из данной статьи.
Важная составляющая успешного сочинения на ЕГЭ — это правильное определение проблемы исходного текста.
При верно найденной проблеме проверяющий эксперт поставит баллы не только по первому критерию, но и по трём последующим.
Содержание статьи
- 1 Как определить проблему текста?
- 1.1 Первый способ определения проблемы текста
- 1.2 Второй способ определения проблемы текста
- 2 Как найти проблему в публицистическом тексте
- 2.1 Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
- 3 Как найти проблему в художественном тексте
- 3.1 Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
- 4 Лайфхаки для определения проблем текста
- 4.1 Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
- 4.2 Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
- 4.3 Использование рецензии для нахождения проблемы
- 4.4 Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
- 5 Заключение
Как определить проблему текста?
Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.
И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.
Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?
Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать.
Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:
- Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
- Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.
Первый способ определения проблемы текста
Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:
- Определите основную мысль (идею) текста.
- Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
- Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
- Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.
Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.
Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.
Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А.С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.
Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.
Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?
Этот вопрос и будет проблемой данного текста.
Второй способ определения проблемы текста
При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.
Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.
Главное — следовать следующему алгоритму:
- Внимательно прочитайте текст.
- Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
- Найдите и выпишите все утверждения автора.
- Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
- Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.
Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.
Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:
- Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
- Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
- Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
- Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.
Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:
1) Что является залогом успешной деятельности человека?
2) В чём проявляется любовь к своей профессии?
3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?
4) Какую роль играет наука в жизни людей?
Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.
Важно помнить!
Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.
Как найти проблему в публицистическом тексте
Для написания сочинения по исходному тексту на ЕГЭ дают тексты публицистического и художественного стилей.
Автор публицистического текста убеждает своего читателя в правильности своего мнения, для этого он ярко, красиво выражает свои мысли по поводу моментов и ситуаций, описываемых в тексте.
Поэтому в публицистическом тексте найти проблему довольно легко, так как она выражена прямо, то есть в одном из предложений текста.
А это значит, что выпускнику не придется самостоятельно её формулировать.
Необходимо просто внимательно прочитать текст и выписать найденную формулировку.
Проблема в публицистическом тексте выражается:
— тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
— в нескольких авторских предложениях, возможно, в разных абзацах текста (чаще всего в начале и в конце текста).
При работе с публицистическим текстом используйте следующий алгоритм.
Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
- Найдите и выделите ключевые слова в тексте.
- Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.
- Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.
Например: в тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» можно выделить следующие ключевые слова: «хлопчик лет пятнадцати», «Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», «он ещё молод, но ловок, смел», «знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе», «Дети!», «На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых», «острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны», «видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта», «будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».
Из содержания текста и выписанных ключевых слов, ясно, что речь идёт об участии детей в военных событиях Великой Отечественной войны («видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта»).
В то же время автор не просто безучастно констатирует факт участия детей в войне, он с болью сообщает о том, что дети острее, чем взрослые, «переживают события Великой Отечественной войны», с гордостью за молодое поколение вспоминает, как «видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».
Обращаясь к самим детям, участникам Великой Отечественной, А. Гайдар говорит, что в будущем они с гордостью будут вспоминать, «не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».
Таким образом, мы нашли две проблемы в этом тексте:
- Проблема участия детей в войне.
- Проблема отношения взрослых к участию детей в военных событиях.
Как найти проблему в художественном тексте
В тексте художественного стиля найти проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор не называет проблему в художественных текстах открыто.
Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.
Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.
На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?
— На сюжет.
— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).
— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).
Учитывая эти особенности художественного текста, следует использовать другой алгоритм выявления проблемы.
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
- Проанализируйте поведение и речь героев.
- Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).
- Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
- Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.
Например, в тексте №12 Л.Ф. Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.
Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.
Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».
В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.
Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.
«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.
И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».
Исходя из анализа поступков, речи героев и авторских характеристик чувств героев во время и после разговора, можно сформулировать следующие проблемы:
1) Проблема выбора жизненного пути.
2) Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
3) Проблема непонимания между представителями разных поколений.
4) Проблема двуличия людей.
ЕГЭ часто сопровождается большим волнением выпускников, и тогда некоторые школьники не могут определиться с конкретной проблемой, позицией автора и основной мыслью текста.
В таком случае можно воспользоваться нашими лайфхаками, которые позволят верно определить проблему текста.
Лайфхаки для определения проблем текста
На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.
Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:
- Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
- Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
- Использование рецензии для нахождения проблемы.
- Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.
Подробное описание каждого приема смотрите ниже.
Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).
Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.
Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Экземпляр экзаменационных материалов печатается для каждого выпускника, и никто больше им не будет пользоваться, поэтому право каждого экзаменующегося – работать с текстом в нём так, как ему удобно!
Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.
В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.
Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:
- Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.
- Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.
- У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.
- Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.
- Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.
Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.
Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.
Использование рецензии для нахождения проблемы
Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.
Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:
Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».
Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.
Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.
Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.
Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».
Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:
- Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
- Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?
Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.
Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.
Внимание!
Напоминаем, что в тексте может быть найдено несколько проблем, выпускник может выбрать любую из них и писать по ней сочинение.
Заключение
Лучше выбрать ту проблему, которую будет проще всего комментировать и аргументировать.
Как правильно написать формулировку проблемы и избежать ошибок , читайте в соответствующих статьях, также посмотрите всю рубрику «Как писать сочинение»