Где искать идеи для книги?
Где искать идеи для книги?
Учимся у известных авторов и находим тему для вашего произведения
Зачем книге нужна идея?
Идея не то же самое, что полноценный сюжет. Это ядро истории, стержень, на который только предстоит нанизать фабулу. Например, по словам Мариам Петросян,
«Дом, в котором…»
начался с зарисовки про мальчика, который не находит общего языка с отцом.
Идея должна быть убедительной, интересной, непредсказуемой. Часто автор не проговаривает ее читателю в лоб. Суть произведения складывается из контекста. Так книга Айн Рэнд
«Мы живые»
— роман о величайшей ценности человеческой жизни. Это и есть вывод, к которому читателя ведут события и герои книги.
«Идеи приходят постоянно. Единственная разница между писателями и другими людьми в том, что мы их замечаем»
Нил Гейман
Писатель
Где искать идеи?
Темой произведения может стать все, что угодно: строчка из книги или песни, вид из окна, новости, сны, рисунок на обертке печенья… Главное — разглядеть в этом историю. Когда начинаешь сознательно искать темы и образы, мозг подхватывает игру и идеи появляются всюду и складываются из разрозненных вещей. Вот несколько приемов, как попасть в это состояние (или выйти из творческого кризиса).
- Сделать что-то необычное, зарядиться впечатлениями. Это может быть прыжок с парашютом, встреча со старыми друзьями или даже новый маршрут до работы. Например, возвращаясь домой другой дорогой, вы можете заметить необычный дом с единственным окошком. Кто в нем живет? Возможно, девушка, которая боится солнца, выходит в город только по ночам. Однажды ей приходится преодолеть свой страх и оказаться на улице днем… Что это за девушка? Какая ситуация заставила ее нарушить привычный режим? Как она будет себя вести в состоянии стресса?
- Прислушаться к себе. Вспомнить людей или события, которые вызывали у вас эмоции. Например, воскресить в памяти самые трогательные моменты, связанные с родителями. Возможно, в процессе воспоминаний в голову придет идея для истории.
- Поискать ассоциации. Посмотрите фильм, прочитайте книгу и подумайте: какие мысли они вызывают? С чем ассоциируются? Сформулируйте главную мысль чужого произведения и подумайте, как бы ее проиллюстрировали вы. Например, один из подтекстов повести Владислава Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га» — о том, как человека меняет близость смерти. Та же мысль есть и в сериале «Во все тяжкие» — но там она изложена совсем иначе. А как бы воплотили эту идею вы? Какой бы выбрали жанр, чтобы донести свои мысли до читателя?
Если идей по-прежнему нет, можно начать с формальных вопросов.
-
В каком жанре вы хотите написать историю: мистика, фантастика, реализм, городское фэнтези, антиутопия?
-
Какой планируете объем: зарисовка, рассказ, небольшая повесть, роман в нескольких частях?
-
В каком мире будет происходить действие: таинственные подземелья, дальние страны, школа волшебства, приключения в космосе, студенческие будни? Подробней о мирах мы писали
в статье о сеттинге
. Возможно, она тоже поможет вам определиться с идеей.
-
Что любит современный читатель? Конечно, писать лучше о том, что знаешь сам, что просится изнутри. Но если идей нет, то можно оттолкнуться от запросов аудитории. Посмотрите, какие жанры и истории сегодня на пике популярности, и попробуйте вдохновиться ими. Список популярных книг разных жанров можно найти в разделе
«Бестселлеры ЛитРес»
.
Еще один совет — записывайте идеи. Если вы заведете блокнот с зарисовками и наблюдениями, то всегда сможете заглянуть в него в поисках вдохновения.
Сеттинг книги: что это такое
Как ищут идеи известные авторы?
-
Советует искать идеи на каждом шагу:
- личный опыт и опыт семьи;
- искусство;
- работа;
- подслушанные разговоры;
- путешествия, природа;
- дети, пожилые люди.
Дмитрий Быков
Писатель
-
Задает себе неожиданные вопросы:
- «А что, если?..»: «Что, если бы ваша сестра превратилась в мышь?»
- «Вот бы…»: «Вот бы мою домашнюю работу делал призрак»
- «Интересно…»: «Интересно, что она делает, когда она одна?»
- «Если так будет продолжаться…»: «Если так будет продолжаться, телефоны начнут разговаривать друг с другом, отключая посредника»
- «Было бы интересно, если бы…»: «Разве не было бы интересно, если бы оказалось, что раньше миром правили кошки?»
Нил Гейман
Писатель
-
Находит сюжеты в повседневности:
• Идея«Кладбища домашних животных»
выросла из горя дочери Стивена Кинга: ее любимого кота Смаки переехало машиной возле дома писателя.
• Идея романа«Куджо»
появилась, когда Стивен Кинг забирал свой мотоцикл у механика и встретился там с огромным рычащим сенбернаром.
Стивен Кинг
Писатель
-
Вдохновляется впечатлениями, полученными от других произведений:
• Идея«Голодных игр»
пришла писательнице, когда она переключила программу с развлекательного реалити-шоу на репортаж о реальных военных событиях в Ираке.
Сьюзен Коллинз
Писательница
Идеи окружают нас всюду — это доказывают примеры из жизни писателей. Главное — научиться замечать происходящее вокруг, задавать себе неожиданные вопросы и не забывать записывать удачные находки.
Присоединяйтесь к нашему марафону #роман_за_лето22 в нашей группе во «ВКонтакте» и телеграм-канале «Издательские сервисы ЛитРес», ищите и воплощайте свои идеи!
автор блога ЛитРес, пишет книги в жанрах реализм и фэнтези.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Случается, что идеи роятся в голове подобно мигрирующим птицам: сбиваются в стайки, перелетают с ветки на ветку или вовсе разлетаются, кто куда. И непонятно, за какую из них стоит цепляться, а какие вовсе не заслуживают внимания. А бывает, что ни одна стоящая идея, как назло, не приходит на ум.
Любое творчество начинается с идеи, особенно писательство. Но откуда они возникают? В статье попробуем разобраться, где взять идею для книги, нужно ли ждать заветного вдохновения для ее рождения, или идеи можно добывать из всего, что окружает, и генерировать по запросу.
Как придумать идею для книги
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Представим, что писатель не испытывает недостатка в идеях для сюжета книги, но сомневается в их качестве. Мы живем в эпоху переизбытка информации. С одной стороны, пишущим людям это только на руку: нужные знания и ответы на интересующие вопросы стоят на ближайшей книжной полке или на расстоянии пары кликов.
Но здесь же кроется минус. Написано так много книг, что следующая идея кажется очередной репликой предыдущей. От обилия сюжетов опускаются руки и кажется, что нет никакой возможности придумать нечто уникальное, способное увлечь и покорить пресытившихся читателей.
На самом деле это не так. Писательство похоже на кулинарию: каждый повар может приготовить одно и то же блюдо по-разному. Остается правильно подобрать ингредиенты, следовать рецепту и не бояться экспериментировать и добавлять авторские элементы в известные алгоритмы.
Ингредиенты
-
Протагонист
Главный герой, находится в центре повествования, играет ключевую роль. На усмотрение автора может быть как положительным, так и отрицательным, антигероем, нарушающим законы и правила. А может сочетать в себе разные черты характера. Кроме того, главный герой не обязательно должен быть в единственном числе.
-
Антагонист
Персонаж, противостоящий протагонисту, препятствующий решению его задач. Можно обойтись без антагониста, но его присутствие двигает сюжет и способствует росту и развитию главного героя. Как главный герой не обязательно положительный, так и антагонист не обязательно представляет сторону зла. Эти персонажи могут быть даже равнозначны по силе.
-
Дейтерагонист
Второй по значимости персонаж после главного героя. Как правило, его союзник, близкий друг, романтический интерес или наставник. Чтобы лучше понимать, кто это такой, достаточно вспомнить тандем Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Важно, что дейтерагонист может выступать и за другую команду – быть на стороне антагониста.
-
Массовка
Персонажи, которые эпизодически вписываются в повествование, но влияют на развитие сюжета. Могут давать полезные советы центральным персонажам, отвечать на вопросы, помогать или наоборот препятствовать достижению целей.
-
Сеттинг
Пространство, вмещающее в себя повествование со всеми его элементами. Окружающая среда, место и время. География, история и культура. Обстоятельства, законы и правила, по которым живет общество.
-
Главная мысль
Некий месседж, который тонкой красной линией протягивается от начала до конца повествования. Тот сакральный смысл, который автор вкладывает в произведение, и который кроется в ответе на вопрос: для чего вы пишете эту книгу?
-
Конфликт
Задает направление сюжету. Помогает главному герою пройти его путь, претерпеть необходимые трансформации и измениться раз и навсегда. Какими бывают конфликты, и для чего они нужны, читайте здесь.
Рецепт
Какими будут ингредиенты и как их сочетать решает только автор. Классическая последовательность элементов:
Экспозиция – завязка – развитие – кульминация – развязка – постпозиция. В эту цепочку можно включить пролог – вступление и эпилог – подведение итогов.
В одной из предыдущих статей мы разбирали, что такое экспозиция. А о том, как выстраивать классическую сюжетную схему, читайте здесь.
Не бойтесь повторяться. Если кажется, что сюжеты так или иначе повторяют друг друга – вам не кажется. Но это не значит, что идею о написании книги нужно убрать в дальний ящик. Даже если в основе произведения будет лежать архетипический сюжет – это вовсе не значит, что писатель не сможет превратить его в нечто уникальное и в корне отличающееся от подобных уже написанных историй. Рецепт салата «Оливье» известен всем, но каждый кулинар привносит в него то, что способно улучшить вкус и добавить авторскую нотку.
Жорж Польти, французский театровед, писатель и переводчик, предложил 36 драматических ситуаций – сюжетов, к которым сводятся любые произведения. Английский журналист и писатель Кристофер Букер считал, что сюжетов всего 7. А известный писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе свел их к четырем историям. Подробнее об архетипических сюжетах читайте в этой статье.
На курсе
«Как писать прозу»
разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.
Как призвать музу и зарядиться креативом
Если идея для написания книги витает в воздухе, но никак не оформится в нечто осязаемое и структурированное, не ждите вдохновения. Его приход может затянуться на месяцы, а то и годы. Танцевать с бубном, призывая музу, тоже не нужно. Лучше попробовать подстегнуть собственное воображение.
Дорожная карта поиска вдохновения
-
Любимое занятие
Если вдохновение не приходит, отвлекитесь от писательства и переключитесь на то, чем еще вам нравится заниматься. Это может быть бег или плавание, как у Харуки Мураками. Игра в шахматы, как у Владимира Набокова. Или даже мытье посуды, как у Агаты Кристи.
-
Прогулка
Пешие путешествия любили Эрнест Хемингуэй и Чарльз Диккенс. Ежедневные прогулки на свежем воздухе помогут быть в тонусе, упорядочить поток мыслей, настроиться на творчество.
-
Смена обстановки
Французский писатель Анатоль Франс говорил, что иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Для того, чтобы найти вдохновение, достаточно ненадолго выбраться из привычной атмосферы. Уехать на выходные в другой город, прогуляться по незнакомым улицам, получить новые впечатления.
-
Чтение книг
Читайте книги не только как читатель, но и как писатель: учитесь приемам у известных авторов, анализируйте написанное, препарируйте историю, раскладывая на составляющие, вдохновляйтесь слогом.
-
Просмотр фильмов
Кинематограф тренирует насмотренность. Фильмы могут вдохновить писателя на создание произведения или раскачать воображение, дав нужный творческий импульс.
-
Воспоминания
У каждого писателя найдется пара историй из жизни, которые могут стать основой для сюжета произведения. Полистайте фотоальбомы, предайтесь ностальгии, вероятно, та самая идея кроется в вашей памяти. Просто вы не придаете ей значения.
-
Информационное поле
Источником вдохновения может послужить новостное событие, политическая ситуация, даже сплетня из желтых СМИ. Подумайте, о чем вам хотелось бы написать, задайте вектор направления и просмотрите новостные архивы. Инфоповод не обязательно должен быть свежим. Основой для сюжета книги может стать событие, произошедшее, к примеру, сорок лет назад.
Чек-лист по созданию уникального сюжета
5 советов как придумать идею для книги или рассказа мы упаковали в понятный чек-лист. Надеемся, что он пригодится в работе над будущим произведением:
-
Включите фантазию
Возьмите классический или просто известный сюжет и мысленно перенесите действие в другую эпоху – в далекое будущее, мир технологий и господства искусственного интеллекта или в раннее Средневековье; попробуйте представить, что если главным героем будет не юная девушка, а мудрый, уставший от жизни старик; переставляйте персонажей как фигуры на шахматной доске. Зайдите дальше и объедините два-три сюжета. Вдруг на их стыке прячется та идея, которую вы ищете.
-
Используйте возможности художественного допущения
Писатель подобен магу – на страницах книг он волен отменять революции и войны, болезни и смерть. Можно представить все, что угодно: динозавры не вымерли, Римская империя процветает, революции и войны так и не случились или случились, но с другим исходом. Можно додумать уже случившееся или вообразить невозможное. Лимиты фантазии устанавливаете только вы сами.
-
Узнавайте новое
Не ограничивайте себя потреблением только того контента, который вам нравится. Интересуйтесь тем, что находится за пределами имеющихся у вас знаний и представлений. Это может быть, что угодно, начиная от работы кризисных центров помощи женщинам заканчивая историей заброшенного дома на соседней улице. Ходите в библиотеки и на экскурсии, просматривайте все новостные разделы, читайте тематические форумы и группы.
-
Обратитесь за помощью к миру сновидений
Возьмите за правило после пробуждения первым делом записывать то, что приснилось. Даже если сны были откровенно бредовыми. Никто не говорит, что ваша история обязана соответствовать каким-либо канонам или быть реалистичной. Сны порой бывают фантастичнее вымысла.
-
Поищите огонь в себе
Возможно, вы давно горите некой темой, проблемой или поиском ответа на вопрос. Начните работать в этом направлении, проведите полноценное журналистское расследование на тему, которая по-настоящему вас волнует. Это может превратиться в уникальный сюжет для книги. И тот энтузиазм, с которым вы добывали материал для ее написания, передастся читателям.
Как писатели придумывали сюжеты
Основой для драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» стала народная немецкая легенда о чернокнижнике Фаусте.
Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» была основана на реальных событиях, которые происходили в городе Устюжна Новгородской губернии.
Уильям Шекспир заимствовал идея для сюжетов из исторических событий, древних легенд, поэм и новелл эпохи Ренессанса.
На создание «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина вдохновили произведения Джона Рональда Руэла Толкиена, Тэда Уильямса и династические конфликты в Великобритании в 15 веке, известные как Война Алой и Белой розы.
Трилогия «Властелин колец» замешана на средневековых мифах Северной Европы, старогерманских, староскандинавских, староанглийских и средневековых английских текстах, а также на легендах о короле Артуре и карело-финским эпосе «Калевала».
В шестидесятые годы в США были популярны пятидесятимильные пешие прогулки. 50 миль = 80 километров. Первым 50 миль прошел Роберт Кеннеди, заразив примером остальных. Под влиянием событий Стивен Кинг написал «Долгую прогулку». А «Кладбище домашних животных» по словам самого Кинга родилось из горя его дочери, когда машина возле дома задавила любимого кота.
Федор Михайлович Достоевский черпал идеи для произведений из газетных хроник.
Что еще почитать по этой теме:
Как защитить идею: краткий гид по авторскому праву
Важный вопрос – защита авторских прав. Авторское право неотъемлемо и возникает в момент создания литературного произведения. Но, увы, на концепцию и идею сюжета оно не распространяется. Поэтому не спешите делиться идеями для книг с окружающими. Кто-то может оказаться быстрее, особенно, если идея действительно является уникальной и может заинтересовать как издателей, так и читателей.
Авторское право защищает метод реализации идеи, конкретные, осязаемые объекты, в которых идея нашла воплощение. Как только идея выразится в виде результата – она защищена законодательно. Поэтому если вы придумали идею для книги, напишите черновик.
С черновиком произведения можно поступить так:
-
Отправить самому себе по почте. Письмо должно быть с описью, желательно с уведомлением о вручении. Сохраните полученный в почтовом отделении чек об оплате отправления. Письмо после получения не вскрывайте. Оно пригодится в том случае, если авторские права будут нарушены, и за их защитой вы обратитесь в суд.
-
Депонировать. Авторские права можно зарегистрировать в электронном виде, например, отправив черновик на сайт компании, которая занимается депонированием. Они регистрируют произведение в электронном реестре с указанием даты и времени поступления на хранение. Депонированием занимается Копирус и Копитраст.
-
Отправиться в нотариальную контору и удостоверить время предъявления документов. Дополнительно можно заверить подлинность подписи на черновике произведения.
-
Хранить электронные документы, если писали рукопись на компьютере. При распечатке первого экземпляра не лишним будет сразу проставить на каждой странице имя автора, дату и время.
-
Загрузить черновик в облачное хранилище. Можно использовать для этих целей Яндекс.Диск или Google Диск. Когда отправите черновик произведения в облако, дата загрузки зафиксируется.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Краткий конспект
Что такое отличная идея для книги?
На разных стадиях развития писателя ответ на этот вопрос будет звучать по-разному.
Стадия 1. То, что дает самому автору силы.
На первой стадии перед ним стоит задача вообще что-то написать, поэтому он может работать только на основе своих идей (пусть даже слегка безумных).
Стадия 2. То, что востребовано рынком.
На этой стадии автор уже понимает, что нельзя ориентироваться только на свой вкус. Надо понимать, что если мы не в состоянии описать “о чем книга” и что в этом такого эдакого — мы потеряли читателя.
Стадия 3. То, что читатели готовы принять именно от вас.
Автор способен генерировать идеи, которые мало того, что его вдохновляют, но еще и востребованы рынком и несут в себе некие уникальные авторские черты. Исключения — это математическая погрешность в сверх-популярных жанрах.
Отличительные особенности хорошей идеи
- Она вписывается в рынок
- Она чем-то уникальна
- Вы можете описать ее в двух словах
Если хоть в одном пункте у нас сбой, это проблема.
Крутая идея в мировых бестселлерах
“Голодные игры” — что, если гладиаторские бои будут показывать по телевидению и у главной героини не будет возможности отказаться от участия в них?
ГЛАВНОЕ: удивить
“Один день в декабре” Джози Силвер — что, если девушка увидит на автобусной остановке любовь своей жизни, будет искать его, а потом обнаружит, что это бой-френд ее лучшей подруги.
ГЛАВНОЕ: проиграть в голове сцену, которую сами читательницы проигрывают.
“Святая темная ночь” Майкла Коннелли — женщина-детектив работает в ночную смену и застает незнакомца, копающегося в файлах. Это оказался ушедший на пенсию полицейский, которому не давало покоя одно незаконченное дело. Женщина сама смотрит на кейс и понимает, что хочет помочь коллеге.
ГЛАВНОЕ: загадать загадку при интригующих обстоятельствах.
Как найти, что хотят почитать люди?
https://wordstat.yandex.ru/
Смотреть рейтинги на Litres, Litnet, Author.today — плюс искать в читательских сообществах
Также смотрим на то, что толкают крупнейшие издательства.
Так мы принимаем решение, в каком жанре нам хочется работать.
Если хотите мировые тренды — отслеживайте это на Амазоне.
Как ищут книги издатели?
Они ориентируются на данные отдела продаж + поиск по тому же WordStat. А дальше ключевую роль играют идея и исполнение.
Американцы смотрят на ключевые слова.
Итак, 10 способов придумать крутую идею
Способ 1. Смесь бульдога с носорогом
Берем известные сюжеты и начинаем их перемешивать.
Например, что получится, если взять сюжет “Гамлета” и скрестить с рассказами о животных? “Король лев”.
Что получится, если скрестить “Покахонтас” со “Звездным десантом”? “Аватар”.
Что получится, если смешать “Фауста” Гете с Библией и рассказами Зощенко? “Мастер и Маргарита”.
Упражнение: скрестить “Служебный роман” с “Унесенными ветром”? А как насчет “По щучьему велению” и “12 стульев”?
Способ 2. Боковая ветвь
Берем персонажа из известного произведения и придумываем его собственную историю.
Например, мы можем придумать, что случилось с доктором Борменталем из “Собачьего сердца”. Потом перемешать, поменять время, место и обстоятельства и вуаля!
А можно взять Швондера. Или машинистку в любовниковых чулках.
Способ 3. Загадка и разгадка
Наблюдаем за жизнью и ищем таинственные события.
Дом, окна которого всегда завешаны черным.
Лавочка, на которой ножом выцарапано непонятное слово — что оно означает? Это код?
Собака потерялась — кто был ее хозяин? При каких обстоятельствах потерялась собака?
Способ 4. Поставить в центр произведения пословицу или популярное утверждение.
Либо доказываем, что это так и есть, либо опровергаем народную мудрость.
В семье не без урода — развиваем в “Игру престолов”.
Способ 5. А что, если бы все было совсем не так?
Берем известную личность, изучаем биографию — вот ваш герой. Берем поворотный пункт этой биографии и переделываем. А что, если бы переворот Екатерины Второй не удался? А что, если бы немцы так и не смогли бы взять Брестскую крепость? А что, если бы СССР не развалился? А что, если бы ваша бабушка вышла замуж не за дедушку, а за космонавта?
Способ 6. Ваша собственная альтернативная история.
Напишите свою биографию, которая пошла бы по-другому.
А что, если бы сбылась ваша мечта? А что, если бы осуществился ваш главный страх?
Способ 7. Используем заголовки новостей и додумываем истории
- Установлены личности погибших при пожаре.
- Цунами смыло музыкантов со сцены во время выступления.
- В Петербурге откроется кафе с дошираками.
- Молодежь не умеет стирать, готовить и убирать. Кто зарабатывает на этом?
Способ 8. Вылезаем из своей раковины
Читаем журналы или сообщества, о которых мы даже не знали.
Исследуем сообщества вКонтакте — https://allsocial.ru/communities/:
Например:
- Рисунки на уроках
- Депрессивные мемы
- И т.п.
Посещаем интересные места — исследуем местные легенды и истории. Там жил безумный помещик и его усадьба сгорела. Тут была фабрика подушек и матрасов. Тут строили метро и откопали… непонятно что.
Ходим в библиотеки. То, что вы там найдете — даже в голову не придет.
Способ 9. Новости науки
Читаем заголовки новостей науки и допридумываем — что было дальше. Или что могло пойти не так.
- Загадочные структуры нашли на дне Тихого океана
- Китайцы придумали “почти золото”.
- Нарожденные акулы съедают своих братьев в утробе матери.
Способ 10. Несуществующая связь
Берем совершенно случайные слова и фразы и соединяем их между собой.
Например: “Ежегодная конференция” + “Врачи в США призвали отказаться от ожерелий смерти”.
Танец Лолиты в аэропорту + покрашенные тыквы, которыми можно украсить елку в новом году.
Бонус-идея
Смотрите, над чем хохочут ваши дети в соцсетях.
Вопреки заблуждению многих начинающих авторов, отличных идей для книг тьма. Если вы еще не нашли крутую тему для своего первого литературного шедевра, подскажем места, где надо «копать».
Исследуйте мифы и легенды
Это кладезь готовых мощных сюжетов и харАктерных персонажей. Большинство из них актуально до сих пор и способно вызвать сильный эмоциональный отклик у читателя.
Есть много примеров, когда авторы успешно использовали легенды для создания впечатляющих историй в жанре фэнтези и ужасов. Однако миф так же легко переработать в современное драматическое произведение.
Попробуйте сделать героями истории не богов, легендарных монстров и воителей, а обычных людей. Многие читатели даже не заметят, что вы подсмотрели сюжет в детской книжке о древнегреческих богах.
Изучайте исторические события
Здесь автор найдет и персонажей, и конфликты, и экспозицию. И вовсе не обязательно писать исторические романы. Все-таки соблюдение достоверности требует большой работы с архивными документами.
Писатель волен отходить от подлинных историй со ссылкой на авторский замысле. Можно взять реальные события и переместить их в другие декорации и эпоху.
Другой вариант – использовать оригинальные место и время действия, персонажей, но изменить ход истории по своему усмотрению. Третий подход – рассмотреть события и действия героев с точки зрения психологии, сделать акцент на внутренних конфликтах и переживаниях людей.
Смотрите документальные фильмы
Визуальный ряд даст свежий материал для воображения и впоследствии поможет проработать детали описаний в книге. Любопытный зритель также найдет немало тем для размышлений. Например, как это работает? Почему это устроено именно так? А что если…?
Вопрос «что если?» может снабдить писателя идеями сюжетов на целую библиотеку. Главное, почаще находить повод, чтобы задать его. Документальное кино послужит неплохим, а заодно и увлекательным источником вдохновения.
Читайте дневники
Строго говоря, писателю и самому следует вести дневник и иногда перечитывать старые записи. Но и чужие впечатления и рассуждения на бумаге тоже пригодятся.
В дневниках находят отражение жизненные анекдоты, мелкие детали и события, сиюминутные эмоции. Из таких кусочков можно склеить целый сюжет или снабдить книгу побочными сюжетными линиями.
Они также помогут в проработке персонажей и описаний их переживаний. Наконец, дневниковые записи пригодятся для построения правдоподобных детализированных сцен.
Знакомьтесь с работами футурологов
Какими будут экономика и общество будущего? Каким чудесам нас научат технологии? Когда машины станут умнее людей и к чему это приведет? Как изменится человеческий организм с помощью технических средств, и сколько лет мы будем жить?
Мичио Каку, Джеймс Кантон, Кевин Келли, Рэймонд Курцвейл, Джарон Ланье и другие футурологи предлагают свои версии ответов на эти и другие интригующие вопросы. Читайте их книги, статьи и посты в соцсетях, смотрите публичные выступления, и забудете раз и навсегда о дефиците идей для сюжетов.
На гипотезах футурологов можно выстроить мир будущего, в котором даже обычные для современности события способны стать неординарными.
Не менее интересна картина происходящего в момент появления и внедрения прорывных технологий, которые радикально изменят человека, продолжительность его жизни, его способности. Как правительства и отдельные социальные группы отреагируют на такие изменения? Сколько книг об этом еще не написано!?
Ищите идеи для своих рассказов и романов, а попутно читайте другие статьи для начинающих писателей:
Juan Paz / EyeEm / Getty Images
Updated on August 13, 2019
A theme is a central or underlying idea in literature, which may be stated directly or indirectly. All novels, stories, poems, and other literary works have at least one theme running through them. The writer may express insight about humanity or a worldview through a theme.
Subject Versus Theme
Don’t confuse the subject of a work with its theme:
- The subject is a topic that acts as the foundation for a work of literature, such as marriage in 19th-century France.
- A theme is an opinion the author expresses on the subject, for instance, the author’s dissatisfaction with the narrow confines of French bourgeois marriage during that period.
Major and Minor Themes
There can be major and minor themes in works of literature:
- A major theme is an idea that a writer repeats in his work, making it the most significant idea in a literary work.
- A minor theme, on the other hand, refers to an idea that appears in a work briefly and that may or may not give way to another minor theme.
Read and Analyze the Work
Before you attempt to identify the theme of a work, you must have read the work, and you should understand at least the basics of the plot, characterizations, and other literary elements. Spend some time thinking about the main subjects covered in work. Common subjects include coming of age, death and mourning, racism, beauty, heartbreak and betrayal, loss of innocence, and power and corruption.
Next, consider what the author’s view on these subjects might be. These views will point you toward the work’s themes. Here’s how to get started.
How to Identify Themes in a Published Work
- Note the plot of the work: Take a few moments to write down the main literary elements: plot, characterization, setting, tone, language style, etc. What were the conflicts in the work? What was the most important moment in the work? Does the author resolve the conflict? How did the work end?
- Identify the subject of the work: If you were to tell a friend what the work of literature was about, how would you describe that? What would you say is the topic?
- Who is the protagonist (the main character)? How does he or she change? Does the protagonist affect other characters? How does this character relate to others?
- Assess the author’s point of view: Finally, determine the author’s view toward the characters and the choices they make. What might be the author’s attitude toward the resolution of the main conflict? What message might the author be sending us? This message is the theme. You may find clues in the language used, in quotes from main characters, or in the final resolution of the conflicts.
Note that none of these elements (plot, subject, character, or point of view) constitute a theme in and of itself. But identifying them is an important first step in identifying a work’s major theme or themes.