Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.
В этой статье:
Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике
На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
Чем различаются тема и главная мысль текста
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберемся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Как определить тему и главную мысль текста
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
- подчеркнуть ключевые слова,
- выделить микротемы по абзацам,
- постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть
Отработка на практике
«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
(по А. Платонову)
Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:
- Что произошло в тексте?
- О чем вы задумались после прочтения текста?
- Какая мысль заставила автора написать этот текст?
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Это всё о тексте: определяем тему, проблему, главную мысль и позицию автора
Умение находить тему и главную мысль текста пригодится, чтобы, например, написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку. Баллы за сочинение — это примерно 40% от максимального количества. Серьёзная мотивации, да? Рассказываем, как изи раскладывать текст по полочкам.
3
4 976
Начнём с того, что текст — это предложения, которые связаны между собой общей темой. Предложения идут в таком порядке, чтобы последовательно развивать основную мысль текста.
Как определить тему текста
Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:
Попробуй пересказать текст в 1 – 3 предложениях. Это и будет тема текста.
Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 – 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.
Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.
Потренируемся на отрывке из произведения Л.Н. Толстого:
«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.
“Полюби ближнего, как самого себя” — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. “Люби ближнего” значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»
Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.
Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.
Как определить главную мысль текста
Главная мысль текста — это то, что автор хочет донести до читателя. Чтобы определить главную мысль, нужно ответить на вопрос: «Что говорит автор по теме текста?»
Вернёмся к примеру выше. Мы уже определили, что тема текста — любовь к ближнему. Что автор говорит о ней? Что нельзя заставить себя полюбить другого человека. Это мысль звучит в начале текста и развивается в следующих предложениях.
Обрати внимание: мы разобрали тему и главную мысль на примере небольшого фрагмента. Если на ЕГЭ тебе попадётся текст, который начинается как наш пример — не торопись использовать этот разбор! Чтобы определить тему и главную мысль, нужно анализировать весь текст, а не отдельный кусочек.
А как понять проблему в тексте и позицию автора?
В сочинении для ЕГЭ по русскому языку нужно сформулировать проблему текста и отразить позицию автора.
Казалось бы, при чём здесь тема и главная мысль? Всё просто: без них ничего не выйдет.
Сначала нужно понять о чём в принципе текст. Только так получится правильно определить проблему и позицию автора.
Проблема — это важный вопрос, который автор ставит перед читателем. Чаще всего главная мысль — это ответ на тот самый вопрос, который и будет проблемой текста.
В нашем примере про любовь к ближнему главная мысль — нельзя заставить себя полюбить другого человека, а проблема — как же тогда полюбить ближнего?
Когда получилось найти тему, главную мысль и проблему текста, переходи к позиции автора. Теперь определить её должно быть легко.
Позиция автора — это то, как он отвечает на проблемный вопрос. Можно вернуться к главной мысли и проследить, как автор развивает её в тексте. Развитие главной мысли и будет позицией автора к проблеме текста.
Быстро находить проблемы текстов и формулировать позиции авторов помогут постоянные тренировки. Иногда сложно? Это нормально. На ЕГЭ бывают такие тексты, что никак не разобраться, о чём они и что хотел сказать автор.
Приходи к нам в онлайн-школу «СОТКА» — будем тренироваться на самых сложных примерах, чтобы у тебя получилось написать сочинение на максимум баллов! 😉
В тестах по русскому часто встречаются задания типа “Прочитайте текст. Определите его тему”. Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах “спотыкаются” многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.
Определение
Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.
Тема– это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина.
Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:
- Л. Н. Толстой, “Анна Каренина” — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
- Г. Троепольский, “Белый Бим Чёрное ухо” — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
- М. А. Булгаков, “Собачье сердце”— опыт профессора Преображенского по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
- А. Грин, “Алые паруса”– жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
- А. Дюма, “Три мушкетёра” — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.
Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, “Война и мир”, “Три товарища”, “Ромео и Джульетта”, “Приключения Тома Сойера”).
Тема, идея, проблема: в чём разница?
А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия “основная мысль” и “проблема текста”, очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.
Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.
Главная мысль (идея) текста — это то, о чём автор хочет сказать читателю. Чтобы передать свои мысли и чувства, подвести к определённым выводам, он использует характеры персонажей, различные описания и художественные приёмы. Идея — это то, что побуждает писателя взяться за перо, глубинный мотив любого произведения. То есть то, как он прочувствовал и понял тему.
Проблема текста — это сложный вопрос, не имеющий однозначного решения. Автор отстаивает своё мнение о том, что правильно, а что нет (оно выражено основной мыслью), и как бы предлагает поразмыслить читателю. Именно это глубокое противоречие лежит в основе всех конфликтов и столкновений в произведении.
На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.
Тема | Идея (основная мысль) | Проблема | |
Суть | Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) | Цели и личное мнение автора – то, к чему он пытается подвести читателя | Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор |
На какие вопросы отвечает | О чём рассказывается в произведении? | Что я чувствую в этот момент? | О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст? |
Кто является главным героем? | Как должен поступить в этом случае хороший человек? | Почему герои оказались в такой ситуации? | |
Где и когда происходят события? | Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? | На что нужно обратить внимание современному обществу? | |
Особенности | “Репортаж” о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств | Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям | Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование |
Не содержит субъективных оценок | Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно | Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты – религиозные, политические, социальные | |
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал | Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста – в чём причина, как это влияет на общество и т. д. | Выражена в форме вопроса | |
Примеры | Прогулка по Санкт-Петербургу | Петербург – город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история | Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя? |
Спасение бездомного щенка | Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества – умение сопереживать, доброту и ответственность | Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных? | |
Важность правильного питания | Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки | Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни? |
“Вечные” темы
Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.
Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые “вечные” темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:
- любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
- отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
- противостояние добра и зла;
- дружба и предательство;
- взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.
Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.
Как определить тему текста за 5 минут
1. Перечитайте заголовок. В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.
2. Изучите текст.Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.
3. Выпишите ключевые предложения. В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.
4. Сократите. Теперь ваша задача — “выкинуть” из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.
5. Распределите словосочетания по значимости. Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.
6. Сформулируйте тему. За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, “Как научиться прощать” или “Целительная сила классической музыки”).
Как определить тему и идею текста Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте и что хотел сказать автор? То, о чем говорится в произведении – это и есть тема (например, тема любви и верности, тема патриотизма и т.д.). То, что хотел выразить автор – это идея. Например, нужно беречь природу, сажать деревья. Или нужно научиться любить своих ближних. Надо судить по самому произведению. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Shinshila 3 месяца назад ТЕКСТ. Текстом называют два или более предложения, объединенных между собой общим смыслом и грамматической связью. ТЕМА. Темой текста будет считаться обсуждаемый или освещаемый предмет в тексте, его фактическое и смысловое содержание, то есть это то, о чем говорится в тексте. ИДЕЯ. Идеей текста будет считаться основная мысль, идейный посыл текста, задачи и цели писателя, то есть это то, о чем хотел сказать автор своим текстом. Если коротко, то тема – это о чем текст, а идея – это для чего текст. Очень хорошо это можно понять, рассмотрев примеры, которые показывают в чем разница между темой и идеей текста. Разница, конечно, есть, только вот грань между ними тонкая, поэтому часто возникают трудности в выделении темы и идеи текста. Rogneda 5 лет назад Тему текста определяем, внимательно прочитав его содержание и выяснив, о чем в нем говорится. Например, в тексте ведется повествование о том, что прощение является великим искусством. Не каждый человек умеет прощать другого. Прощение является великой освобождающей силой во Вселенной. Вспомним, как однажды сказал Иисус Христос:” Исцеление начинается с прощения”. Следует ли прощать всегда и всех? Индира Ганди говорила: Многие люди не умеют прощать других. Для них это является большой эмоциональной и рациональной проблемой. Вот можно обозначить тему этого текста – прощение. В тексте обязательно заключается какая-то идея – основная мысль, то, ради чего создается текст. Основная мысль часто передает авторскую позицию по обсуждаемому вопросу. Идеей текста с темой о прощении может быть “нужно научиться прощать близких нам людей”. wiedzzzmin 5 лет назад Способность чётко улавливать основную суть содержания текстового материала при его прочтении характеризует людей вдумчивых, обладающих системным мышлением. Данную способность можно запросто натренировать. Для этого важно при чтении обращать внимание на ключевые моменты, акцентируя на них внимание, отсеивая лишнюю “воду”. Тренируйтесь на небольших рассказах, пересказывая после прочтения их смысл. Помню как смотрел интервью легендарного изобретателя, основоположника социокибернетики Жака Фреско. В молодости он занимался авиационной инженерией. Только начав разбираться в вопросе, начав с самых основ он “перелопачивал” книги известных братьев Райт. Потратив уйму времени на чтение он пришёл к выводу что ценной информации в прочитанном было около 5%. Остальное чтиво представляло из себя околохудожественные размышления вроде “Однажды майским прекрасным утречком..” и вроде того. Жак основательно решил для себя что впредь при чтении нужной ему литературы он будет бегло перечёркивать карандашом среди текста то что не несёт смысловой нагрузки. Отточив навык, он сильно преуспел, перечитав таким образом немыслимое множество крайне полезных научных статей и технических журналов. Позже, он вошёл в историю как один из самых выдающихся инженеров и мыслителей XX века. Примерно также и в художественной литературе. Подумайте: что стоит в центре всего повествования, какие ключевые объекты/фигуры присутствуют в тексте? Бульбозавр 3 года назад Наверно чтобы ответить на такой вопрос нужно понять, что из себя представляет каждое это понятие. Под темой мы подразумеваем то, что автором описывается в самом тексте, это люди, события, какие-то явления и т.п. Под Идеей или по другому – Главной мыслью нужно понимать то, что что сам автор хочет читателю сказать. Причем здесь заложена именно авторская позиция, мнение, чувства, попытка донести свою точку зрения. Автор для выражения своей идеи использует разные описания, характеризует персонажи. Иными словами Идея, это то, что послужила причиной писателя написать этот текст, мотивы, побудившие к этому. Если кратко сформулировать, то:
[пользователь заблокирован] 5 лет назад Тема текста – это то, чему посвещено какое-либо произведение. Например, Великая Отечественная война. Или какие-то отдельные подвиги, битвы наших солдат в этой войне. Идея текста – это то, о чем хотел сказать автор, то, что он хотел донести до читателя. Например, призыв защищать свою родину во что бы то ни стало, патриотизм, взаимовыручка и т.п. Как правило, тема текста становится понятной уже по ходу прочтения. А вот идея текста окончательно может сформироваться лишь после полного знакомства с ним. Lune более года назад Тема текста Её определить проще, так как темой текста является то, о чём в нём говорится. Это может быть:
Иногда о теме становится сразу понятно исходя из названия. Например: “Мартин Иден” Джека Лондона. повесть-сказка “Щелкунчик и Мышиный король” Эрнста Гофмана. “Анна Каренина” Льва Толстого. Или, допустим, заголовки научных произведений. В остальных случаях достаточно просто внимательно прочитать произведение и мысленно задать вопросы “о чём рассказывает это произведение (какое в нём смысловое ядро)?”, “что объединяет все его части?”. Идея текста По-другому её называют основной мыслью. Идея текста – это какой-то вывод, то, чему учит и к чему призывает текст, то что хотел донести нам его автор. Иногда в произведении может отражаться авторская позиция по какому-либо злободневному вопросу. Например, основной идеей романа Александра Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” является то, что в Российской империи угнетаются крестьяне, и то, что самодержавие – это очень плохо. После выхода этого романа, Екатерина II отправила писателя в ссылку, работа оказалась под запретом, и почти весь его тираж был уничтожен. Чтобы правильно определить идею текста, нужно внимательно следить за тем, как развивается сюжет, какие события происходят, и к чему приводят действия главных героев. Попытайтесь понять, какие моменты являются для автора самыми важными, на чём он больше всего делает акцент. Помочь также могут заголовки глав / частей произведения. Вообще, сложнее определять главную мысль в произведениях приключенческого жанра и текстах-автобиографиях (как, например, “Детство” Максима Горького / Льва Толстого). После их прочтения можно иногда сделать не один вывод, а сразу несколько. Просто спросите сами у себя “чему меня научил этот текст?”, “какое рациональное зерно я из него извлёк?”, “изменилось ли во мне что-то после того, как я прочитал его до конца?” – и вы без проблем поймёте основную мысль произведения. Nelli4ka 6 лет назад Нужно внимательно прочесть текст и понять, что является его ядром, сутью, чему он посвящен. Не всегда в тексте одна тема, иногда их бывает несколько, тогда целесообразно говорить о тематике. Идея по своему характеру, конечно же, отличается от темы, ибо в идее прослеживается отношение автора к описываемой теме. По ходу текста он задает вопросы, формулирует ответы, решает проблемы, делает заключение, т.е. дает идейную оценку. В отличие от темы, суть которой вместится, скорее всего, в пару-тройку слов, идею бывает сложно конкретизировать, выразить словесно, ведь не всегда читающий текст понимает автора или имеет ту же точку зрения. Ninaarc 3 года назад Анализ любого произведения начинается с определения темы и идеи, и в этих понятиях часто возникает путаница. На самом деле определить тему и идею конкретного произведения довольно легко, если внимательно ознакомиться с текстом. Тема – это то, о чем говориться в тексте, или о ком или о чем ведется речь. Часто в произведениях поднимаются общеизвестные, “вечные” темы, такие как противостояние добра и зла, становление личности, любовь и ненависть, дружба и предательство. Для того чтобы определить тему текста, нужно поразмыслить какие общечеловеческие проблемы описаны в произведении. Зачастую подсказка кроется в заголовке. Например: “Война и мир”, “Ромео и Джульетта”. Если нам нужно определить тему произведения Александра Грина “Алые паруса”, то можно обозначить её так: жизнь девушки по имени Ассоль, пребывающей в ожидании принца. Идея текста – это замысел автора, который ради этого создавал образы и придумывал сюжетную линию. Если идей у писателя было несколько, то мы должны отследить ряд мыслей автора о человеке или об окружающем мире. Например, автор может отразить идею в изображении зарисовки природы, которая будет пробуждать у читателей желание защищать все живое на планете. А если автор изображает напряженные отношения в семье, то он наверняка хотел заставить читателей подумать о своей семье и о том, что нужно любить и беречь своих близких. Ольга1177 5 лет назад Когда мы берем в руки книгу, то прежде всего интересуемся, о чем она, то есть его темой. У каждого произведения своя тема – совокупность событий, описываемых в произведении и служащих для постановки социальных, философских, этических и других проблем. Тема – это предмет интереса, осмысления и оценки автора. Например, темой “Капитанской дочки” А.С. Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Тема некоторых произведений звучит уже в заглавии: “Крестьянские дети”, “Муму”, “Отцы и дети” и др. Читая произведение, углубляясь в его художественный мир, мы стараемся понять, что пытался донести до нас автор, что в целом хотел нам сказать. Другими словами, мы анализируем идею произведения, его основную мысль. Идея предполагает интерпретацию и оценку жизненных явлений, взглядов автора на мир. Например, идея “Слова о полку Игореве” – призыв к единению Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных распрей. Горизонт 4 года назад Для того, чтобы определить тему и основную идею того или ниого текста, нужно его обязательно полностью прочитать и понять о чем идет речь в произведении. Сделайте для себя краткий пересказ данного произведения. Для того, чтобы понять основную идею текста и тему, задайте вопрос – что хотел показать автор данного рассказа? О чем этот текст? Например: тема текста – о мальчике, что хотел передать автор – о дне рождения мальчика. Ad libitum 9 лет назад Мне кажется, что тема – это то, о чем автор хотел бы рассказать в данном тексте. А идея – это для чего он вообще затеял написание этого текста с такой темой. Знаете ответ? |
План урока:
Текст. Тема текста
Основная мысль текста
Темы широкие и узкие
Текст. Тема текста
Посмотри, озорной ветерок забросил в классную комнату 3 осиновых листочка с записями. Давай их прочитаем.
Тебе понятно, что хотел сказать неизвестный автор? Что он написал? Правильно, это слова, и мы не можем сказать, что хотел передать нам пишущий.
Попробуем узнать об этом, прочитав второе послание.
А сейчас ты понял автора? Что ты прочитал? Правильно, предложения.
Но, к сожалению, мы так и не поняли, какую информацию пытался донести до нас автор.
У нас остался еще один листок. Прочитаем его.
Наконец нам удалось понять автора послания. Он записал не просто предложения, а объединил их в единое целое.Значит, для того чтобы передать информацию, нужны не просто предложения, а текст.
Вспомни!
Происхождение слова текст – латинское. Textum –ткань, соединение.
Чтобы тебе было понятнее, сравним 2 примера.
Можно ли сказать, что в первом примере приведен текст? По каким признакам ты это определил? А второй пример? Все ли признаки текста сохранены? Назови их.
Текст можно отличить от предложений по определенным признакам:
Получается, что текстом можно назвать не любую группу предложений, а только ту, в которой предложения связаны между собой по смыслу и подчинены общей теме, поэтому первый пример мы назовем текстом, а второй нет.
Потренируемся.
Запиши текст, расположив предложения в нужной последовательности.
- Я помогаю ей сажать молодые яблоньки, поливать их и смотреть, чтобы листочки не объедали гусеницы. 2. Моя мама работает в саду. 3. А я половину отдам папе. 4. Мама сказала, что, когда созреют яблоки, самые сладкие она отдаст мне.
(Правильный вариант: 2143)
В тексте последовательно излагаются какие-нибудь события, описываются
предметы,явления, действия или рассуждается о чем-нибудь.Поэтому тексты бывают трех типов.
В тексте-описании описываются предметы, явления, события. Такой текст отвечает на вопрос: какой он?
Пример текста-описания.
Ах, как хорошо осенью в лесу! Золотом, рубинами и янтарем светятся в эту пору клены, вязы, черемухи и осины. Кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем. Горький запах дубовой коры заполняет лес. До полудня на увядшей траве лежит роса.
Автор, словно талантливый художник, без кисти и красок описывает красоту осеннего леса. К тексту мы задаем вопрос: каков он, осенний лес?
Текст-повествование сообщает, рассказывает о событиях, которые следуют друг за другом. Такой текст ответит на вопросы: что он делает и в какой последовательности?
Прочитай текст-повествование.
Учительница велела мне нарисовать какую-нибудь птицу. Взял я цветные карандаши, альбом и отправился в лес. На улице было по-весеннему тепло. На опушке я увидел рыжую белочку. Она шустро забралась на вершину дерева, только пушистый хвост мелькнул среди веток.
Автор повествует, то есть рассказывает, что он делает и в какой последовательности совершаются действия.
В тексте-рассуждении высказывается и обосновывается какое-либо утверждение о предмете, явлении, действии, событии. К нему можно задать вопрос: почему так? Зачем?
Познакомься с примером текста-рассуждения.
В жизни каждого человека очень важен поступок.
По поступкам судят о человеке, о его честности и порядочности, доброте и отзывчивости, искренности и ответственности. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.
Вот почему так важно сначала подумать, прежде чем что-нибудь сделать.
В этом тексте автор рассуждает о важности поступков. Часто они значат в нашей жизни больше, чем слова.
Во вступлении утверждается, насколько важен поступок в жизни каждого человека. В основной части текста это утверждение доказывается. И в заключении (последнее предложение текста) делается вывод о важности поступков.
Как мы уже сказали выше, предложения в составе текста объединены одной темой. Попробуем разобраться, что такое тема на примере текста.
Образ Родины неразрывно связан с родной природой. Природа живет в лучших народных песнях. А сколько красоты открыли нам в родной природе Пушкин, Шишкин, Левитан, Чайковский! Сколько бессмертных картин, стихов, волшебной музыки подарили нам люди, которые любили природу до слез, до боли в сердце!
О чем мы узнали из текста? О чем в нем рассказывается? Предметом речи является родная природа. Это и есть тема данного текста.
Запомни: тема – это предмет речи, то, о чем или о ком говорится в тексте, вопрос, который раскрывается. Тему можно определить, задав вопрос: что является предметом речи в тексте?
Рассмотрим другой текст. Прочитай его и определи тему текста.
С самого раннего детства дружим мы с книгой. Сначала она открывает перед нами чудесный мир сказок. Потом появляется самый первый учебник –букварь. На смену ему приходят другие учебники. Начинается увлекательное путешествие в страну знаний. И первый проводник в этом путешествии –книга. Она открывает и отдает людям все сокровища знаний, накопленные в течение тысячелетий.
Итак, задаем вопрос: о чем рассказывает автор? О книге. Значит тема прочитанного текста – книга.
Основная мысль текста
В процессе общения мы создаем текст не просто так, а для чего-то. Мы хотим доказать читателю или слушателю какую-то мысль.
С какой целью автор создавал текст о родной природе? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?
Он хотел передать читателю мысль о том, что Родина и ее природа– это единое целое, что без окружающей природы нет Родины.
Главная мысль текста (основная мысль) – это то, что доказывается; то, в чем должен убедиться читающий или слушающий.
Нужно определить основную мысль текста – задай вопрос: что хочет сказать автор?
Потренируемся.
Прочитай текст. Какую основную мысль хотел передать автор?
Погляди на карту нашей страны. Дух захватывает от гордости! На многие тысячи километров раскинула она свои просторы. Моря, реки, озера глядят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни, горы сменяют друг друга. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.
(Основная мысль прочитанного текста: Россия – богатая страна, которой нужно гордиться).
Темы широкие и узкие
Темы бывают широкие и узкие.
Попробуй представить себе широкую реку и маленькую речонку. Какая из них может вместить в себя другую? Конечно, широкая река может вместить в себя несколько узких речонок. Точно так же и широкая тема может вместить в себя несколько узких тем.
Примеры широкой и узкой тем: Русские народные сказки – широкая тема. Волшебные сказки – узкая тема.
Широкая тема вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.
Ты знаешь, что апельсин состоит из долек. Точно также широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).
Потренируемся.
Выберите в каждом ряду темы широкие и узкие.
- Январь, 2. Времена года, 3. Мартовская капель, 4. Майские краски.
- Глагол, 2. Имя существительное, 3. Части речи, 4. Имя прилагательное.
Ответ: 1. Широкая тема – времена года, узкие – январь, мартовская капель, майские краски. 2. Широкая тема – части речи, узкие – глагол, имя существительное, имя прилагательное.