Как найти тему в фгос

Турманкина
Ольга Алексеевна,

Учитель
русского языка и литературы МОАУ ЛИЦЕЯ №6 г. Благовещенска

КАК
ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

  
  О том насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие
учителя, однако, далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме.
Для большинства школьников в названии урока нет ничего, кроме скучного и сухого
разнообразия.
  
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения.
И в соответствии с
новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию
окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение
отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание,
поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из
выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но
учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным
домыслам.

  
Конечно, формулировка темы урока зависит от типа урока
. В условиях
введения ФГОС выделяют 6 типов уроков:

1.
Урок «открытия» нового знания;

 2.
Урок комплексного применения знаний и умений;

 3.
Урок общеметодологической направленности;

4.
Урок актуализации знаний и умений;

5.
Урок контроля знаний и умений;

6.
Урок коррекции знаний, умений и навыков.

 
Если же это урок «Открытия» новых знаний, то тему урока учитель может
сформулировать сам и дать её в готовом виде. Но она должна быть интересной,
способной заинтриговать ребёнка. Она должна быть такой, чтобы ему захотелось
узнать обо всём, что говорится в ней.

 
Тема – это имя урока. И мы с вами выступаем в роли ономатета.

   Ономатет (др.-греч. ὀνοματοθέτης — создатель или творец наименований) —
представление мифологического или философского образа божества или человека,
дающего и устанавливающего имена всему сущему, либо отдельным предметам или
живым существам. Коротко — тот, кто даёт имена[1].

 Итак,
рассмотрим несколько примеров. Урок русского языка «открытия» новых знаний .
Общая тема «Имя прилагательное».

 Дается
ряд прилагательных: клюквенный, малиновый, томатный, кислый, сладкий, солёный.
Детям предлагается объединить их по признакам, записать в две группы:

ВИД

ВКУС

Клюквенный

Малиновый

Томатный

Кислый

Сладкий

Солёный

            Теперь следует подобрать к ним подходящее
существительное.

СОК

Составить
два предложения.

1.     Я люблю
клюквенный, малиновый, томатный сок.

2.     Я люблю
сладкий малиновый сок.

 
Записав их на доске, спросить у детей как они думают, в каком предложении
определения однородные, а в каком неоднородные? Затем формулируется вопрос
урока, а из него вытекает тема «Однородные или неоднородные определения?».
Часто так бывает, что тема соответствует проблемному вопросу. Сама тема может
быть в форме вопроса. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы,
создают проблемные ситуации, побуждают школьников напряженно следить за
развивающимся конфликтом. «О или Ё?» , «Е или И?». Обратимся к уроку истории:
«Греция или Македония? Филипп или Демосфен?» (сравните с традиционным названием
темы: «Упадок Греции и подчинение её Македонии» . «Набег или нашествие?» («Татаро
– монгольское вторжение на Русь»). Когда учебный материал обладает большим
эмоциональным зарядом, необходим душевный настрой, уже на первых минутах урока
необходимо создать его название, которое может быть заимствовано из известных
художественных и исторических текстов «откуда есть пошла земля Русская…», «
Москва не сразу строилась!». На уроках истории и литературы заголовки должны
интриговать и увлекать, ведь любой литератор знает, что в основе любого
произведения лежит конфликт. Так и заголовок должен открывать неисчерпаемость
познания, пробуждать воображение и самостоятельность.

 
Урок закрепления или актуализации знаний и умений, здесь грех не дать
возможность прийти детям к теме самим. Опять же общая тема «Имя
прилагательное», на доске или в руках мяч. Детям раздаются карточки разных
цветов и карточки, на которых изображены футбольный, баскетбольный, теннисный,
волейбольный мячи. Задание объединиться в группы в зависимости от признака,
затем составить три предложения.

1.    
Зеленые,
красные, синие мячи скачут по школьному двору.

2.    
Футбольные,
волейбольные, баскетбольные мячи ждут своего часа перед соревнованиями.

3.    
Теннисный
зелёный мяч ловко скачет через сетку.

 
Дети хорошо чувствуют разницу между признаками предмета (цвет, предназначение).
Легко формулируют тему «Однородные и неоднородные определения».

 
Очень выигрышно смотрятся темы, сформулированные в виде афоризма, крылатой
фразы, поговорки, загадки и т. п.  На уроке русского языка при изучении постоянных
морфологический признаков имени существительного одну из тем можно обозначить
так: «Тебе дано, а другие пользуются?» (имя). Тут же возникает вопрос: «Ребята,
а что такое имя? Приведите примеры, назовите друг друга по имени. Имя
принадлежит человеку, его собственность, есть у каждой девочки и мальчика в нашем
классе! Сформулируйте тему урока».  «Имена существительные собственные или
нарицательные».

 
В социальных сетях множество фраз и выражений по замечанию на безграмотность
людей. Я выбрала одно из них для темы урока: «Не зная падежов – не говорите
глупостев!» Дети читают, смеются, ищут ошибки. Так ка мы работаем с именами
существительными, то им не составит труда сформулировать стандартную тему самим
«Склонение имён существительных».

  
Уже обозначено, что темы по литературе даже в журнале нельзя записывать
следующим образом: И. С. Тургенев «Муму», а уж тем более давать в таком виде
детям. Здесь очень хорошо помогает кластер – инструмент, созданный для того,
чтобы эффективно мыслить. Смысл этого приёма заключается в попытке
систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме, он может быть
использован на самых разных стадиях урока.  От основной темы отходят микротемы,
выбираем любую.  Дети сами составили, сами выбрали. Мне это и нужно.

 
Перечисленные мною варианты заголовков, конечно, не исчерпывают всего их
разнообразия, но я считаю, что внимание к этой проблеме, создаёт новые
возможности гуманизации в единстве её содержательной и межличностной сторонами
единого учебного процесса.

  В заключении хочется опять обратиться к ономатету.

 
Еще в первобытном обществе наименование представляло собой не какую-либо игру
или развлечение, а абсолютную культурную необходимость, крепко связанную с
внутренней сущностью человека. Имя собственное для первобытного человека
представляло собой не этикетку или ярлык, а своеобразный символ, связанный,
сложным образом, с природой индивида. Мифологическое осознание имени
собственного, как мифической внутренней субстанции, проявляется в некоторых
культурно-исторических традициях, в которых наречение именем новорожденного
принимает форму отгадывания его сущности, что является своеобразной магией. Имя
представлялось загадочной сущностью вещи или человека; знать имя означало иметь
власть над тем, что названо; произнести имя, назвать по имени — могло
означать создать, оживить, погубить, овладеть. В нашем случае, дав
содержательное, понятное, разумное  имя уроку, у нас появляется возможность
иметь власть над ним, также оживить его и донести до детей интересно, доступно,
чтобы они его запомнили, усвоили и хотели вспоминать.

  В качестве общеизвестного примера для
современного человека можно привести фразу «Как корабль назовёшь, так он и
поплывёт» из книги 
Приключения
капитана Врунгеля
, метко
подмеченную писателем 
Андреем
Некрасовым
. В книге описывается
случай, когда с яхты, предназначенной для кругосветной регаты и названной по
этому случаю «Победа» (ясно видна попытка команды Врунгеля в качестве ономатета
придать сущность именем собственным и завоевать таким образом победу в регате),
отваливаются первые две буквы названия и яхта вынуждена отправиться в
путешествие под названием «Беда», в результате чего экипажу приходится
преодолевать многочисленные проблемы в процессе путешествия
[3]. Я желаю всем нам, чтобы обозначенные нами темы уроков,   только
помогали нам и вели нас и наших детей только по верному курсу, легко и свободно
двигаясь по океану знаний.
 

1.     Теребихин Н. М. Пётр I — культурный герой и ономатет Русского Севера // Живое слово. — Архангельск, 1998

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Кулундинская средняя школа № 1»

Кулундинского района

Алтайского края

        Доклад

Формулировка темы урока как  этап современного урока

в условиях ФГОС

Выполнила учитель русского языка и литературы

Рудая Марина Владимировна

Кулунда

2016

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала.

О том, насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным формулировкам.

Безусловно, формулировка темы урока зависит от типа урока. В условиях введения ФГОС выделяют шесть типов уроков:

1. Урок «открытия» нового знания;

2. Урок комплексного применения знаний и умений;

3. Урок общеметодологической направленности;

4. Урок актуализации знаний и умений;

5. Урок контроля знаний и умений;

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, лишь урок контроля знаний не подразумевает (в силу своей специфики) формулирование темы урока учащимися, остальные типы уроков (особенно урок «открытия» нового знания) позволяют направить детей, подтолкнуть к самостоятельной формулировке темы урока, тем самым создавая условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию школьников.

Прием «Синтаксическая пятиминутка»

Дается стихотворение: 

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина.

Задание: причитайте выразительно. Что вызвало затруднение? Почему? Дети приходят к выводу, что без точек и запятых мысль порой становится непонятной, значит, нас сегодняшнем уроке мы будем повторять постановку знаков препинания. Тема «Повторение синтаксиса».

Прием «Орфографическая пятиминутка»

Урок начинается с записи слов.

О…дать, ра…смотреть, з…править, ра…жигать, в…шёл,  бе…конечно, п…ддержать, и…пугаться, пр…лестный, бе…вкусный.

Нужно вставить пропущенные буквы, распределив орфограммы по типу. Дети быстро распределяют слова на три группы в зависимости от правописания приставок, вычисляют слово «прелестный» как слово, написание приставки которого они не знают. Изучение этого правила и станет темой урока. Тема «Правописание приставок пре- и при-».

Прием «Потопаем-похлопаем»

На доске написано предложение.

Миша сегодня встал рано.

Учитель:  Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.

Как правило, топают и поднимают левую руку мало, потому что  с наречием дети знакомы лишь поверхностно. Формулируем тему «Наречие как часть речи»

Прием «Загадка»

Дается загадка:

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

Учащиеся очень быстро угадывают, что тема урока «Глагол».

        Прием «Восстанови текст»

Прослушайте текст.  О ком идет речь?

«Одно из самых ……. в мире, ……. и ……..существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого существа………. голова, ……. глаза с ……. ресницами, ….. ноги. Окрас зимой ……, летом – ….., с ………пятнами. Не только красотой славится …….. Давно известны …… …. свойства его ………»

Дети затрудняются угадать, говорят, что в тексте не хватает признаков предмета. Когда прилагательные «возвращаются» на свое место, то дети понимают, что речь идет о пятнистом олене. Ребята приходят к выводу, что прилагательные играют большую роль в тексте, и формулируют тему «Имя прилагательное».

Прием «Самый внимательный»

Дается текст:

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода, зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша, кого же из женихов мне предпочесть?

Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив.

Зато бобр богат, умен, статен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

Как правило, учащиеся быстро догадываются, что в тексте много кратких прилагательных. Тема «Краткие прилагательные»

Прием «Кроссворд»

Задание: разгадайте кроссворд по теме «Лексика»

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Устаревшие слова.

3. Основная единица языка.

4. Слова, противоположные по значению.

5. Словарный состав языка.

6. Новые слова.

Какое же ключевое слово получилось?

Итак, тема урока «Омонимы».

Прием «Ребус»

1) Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

  r г  l  л  g  у  d  х  s  о  n  н  i  е  w  м  z  о  й

Можно один раз сделать карточки и потом успешно пользоваться.

2)  ПВТРН  ГЛГЛ

Задание: вставить гласные буквы.

Тема:«Повторение глагола»

Или другой вариант данного приема. Даны ребусы:

http://allforchildren.ru/rebus/rebus8/8-082.gifhttp://mypresentation.ru/documents/e52cb8d7fd9cca6384e864480ae41353/img10.jpghttp://doc4web.ru/uploads/files/68/68094/hello_html_m580a64e4.gif

 Учащиеся с удовольствием их разгадывают. Учитель задаёт вопрос: «Что объединяет эти ребусы?». Дети догадываются, что числа. Тема урока «Имя числительное».

Прием «Ключевые термины»

Из текста параграфа выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, какую тему сегодня  они будут изучать.

Прием «Рассыпанные открытки»

Предлагается большая разрезанная открытка.

часть

речи

служебная

связь

слов

в

предложении.

Сложив правильно части открытки, дети формулируют тему «Предлог»

Прием «Исключение».

Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»

Афоризм, мудрое изречение  или крылатое выражение

Даны три изречения великих людей.

  • Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает “до косточки” свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (К.Г.Паустовский)
  • Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (М.М.Пришвин)
  • Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П.Мериме)

Какая мысль объединяет эти высказывания? Какое слово является ключевым во всех трех высказываниях? (богатство) Итак, речь пойдет о богатстве русского языка, о богатстве его лексического запаса. Тема «Лексика»

Какография

Какография – это (от греч. kakos — плохой + grapho — пишу) Дидактический прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками.

В социальных сетях множество фраз и выражений по замечанию на безграмотность людей. Например, «Не зная падежов – не говорите глупостев!» Дети читают, смеются, ищут ошибки. Так как на предыдущих уроках  работали  с именами существительными, то учащиеся легко  формулируют стандартную тему сами «Склонение имён существительных».

Или другой вариант данного приема. Дается шуточное стихотворение:

Дядя, прашу тибя, памаги

Тваей плимяннице Оле,

А то нибудет ее наги

В этай противнай школи.

Мне вчира за дектант на слава

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прачитать

Папраси его, дядя, исправить «двойку»

И паставить мне «пять».

Ребята, как правило, поражены таким количеством орфографических ошибок легко формулируют тему «Повторение орфографии».

Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к  целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности  и рефлексии ведь при такой организации урока  ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую. Следовательно, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Источники:

1.http://infourok.ru/kak-formulirovat-temu-uroka-v-sootvetstvii-s-fgos-477931.html

2.http://doc4web.ru/pedagogika/metodicheskoe-posobie-po-sozdaniyu-sovremennogo-uroka-po-fgos.html

На уроках ученики получают не только прикладные знания. Также они должны достигать личностных результатов — стоит учитывать это при планировании урока.

В новых ФГОС список личностных результатов стал более конкретным — и теперь включает не только патриотическое воспитание, но и формирование активной социальной позиции, уважения к другим, заинтересованности к познанию мира, умения вести конструктивный диалог.

Это очень важно, потому что именно эти качества и должны формироваться на каждом уроке. Задача учителя — воспитать всесторонне развитую личность, которая понимает и осознаёт, в каком разнообразном мире она живёт, какие проблемы существуют и как их можно решить.

Для этого не нужно использовать специальную практику. Но важно, чтобы учитель создавал равные условия для всех учеников — не выделял любимчиков, оставлял пространство для диалога или дискуссии, предлагал ребятам вместе решить конфликт, если он случился.

Подробнее о том, как создать дружную атмосферу между учениками и решить конфликт, читайте в статье «Конфликты в классе: что нужно знать учителю и как помочь детям».

  • Главная

  • Обновлённый ФГОС. Методические рекомендации учителям

Обновлённый ФГОС. Методические рекомендации учителям

Как использовать учебники действующего ФПУ с предельным сроком использования

С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступили в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.

В 2022 г. обязательное введение стандартов предусмотрено для первых и пятых классов. Завершение перехода всех школ на обновлённые ФГОС планируется в 2025 г.

Представленные в этом разделе методические рекомендации помогут учителю выстроить образовательный процесс в логике обновлённых стандартов с использованием учебников, в отношении которых Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 установлены предельные сроки использования (Приложение № 2 к указанному Приказу).

Обновлённые ФГОС

Начальное образование
Изменения в НОО
Основное образование
Изменения в ООО

Примерные основные
образовательные программы

Начальное образование
Основное образование

Примерные рабочие
программы

Смотреть

Новый федеральный
перечень учебников

Подробнее

Методические рекомендации по учебным предметам 1-9 классов

Начальная школа

Показать

Русский язык и русский родной язык

Показать

Литература и родная русская литература

Показать

Математика

Показать

Иностранные языки

Показать

История

Показать

География

Показать

Биология

Показать

Технология

Показать

Информатика

Показать

Физическая культура

Показать

Музыка

Показать

Изобразительное искусство

Показать

Вебинары

Все
Начальное общее образование
Основное общее образование

  • Не для школы, а для жизни учимся. Миф или реальность?

    Смотреть

  • Функциональная грамотность: общие проблемы – индивидуальные решения

    Смотреть

  • Функциональная грамотность. Работаем в команде

    Смотреть

  • Новые ресурсы для формирования и развития функциональной грамотности школьников

    Смотреть

  • Воспитание в школе. Разговор с заместителем директора по воспитательной работе

    Смотреть

  • Организация воспитательной работы: цифровые решения в помощь педагогу

    Смотреть

  • Самоанализ воспитательной работы. Используем ресурсы сервиса «Провоспитание»

    Смотреть

  • Онлайн-конференция «Цифра VI: инвестиции в образование»

    Смотреть

  • Цифровые помощники учителя. Будущее наступило

    Смотреть

  • Цифровые сервисы для современной школы. «Домашние задания»

    Смотреть

  • ФГОС ОО 2021: развиваем личность, выбираем будущее

    Смотреть

  • Как организовать проектно-исследовательскую работу с учениками? Возможности сервиса «Лаборатория проектов»

    Смотреть

  • К школе готов! Используем цифровой сервис при подготовке к школе

    Смотреть

  • Что изменится при переходе на обновлённый ФГОС? Реализуем исследовательский подход средствами УМК «Физика 7-9»

    Смотреть

  • Примерная рабочая программа по физике: анализируем УМК «Физика 7-9» И.М. Пёрышкина, А.И. Иванова, Е.М. Гутник, М.А. Петровой

    Смотреть

  • Анализируем новую примерную рабочую программу по химии

    Смотреть

  • Новый образовательный стандарт в школе. Анализируем УМК О. С. Габриеляна

    Смотреть

  • Анализ новой примерной рабочей программы основного общего образования по математике (базовый уровень)

    Смотреть

  • Новые образовательные стандарты в школе: что изменится в преподавании ОБЖ

    Смотреть

  • Новые подходы к преподаванию ОБЖ на основе нового ФГОС ООО и Концепции преподавания предмета

    Смотреть

Рекомендованные продукты и сервисы

  • Внеурочная деятельность

    Инструмент для расширения содержания учебных предметов, развития обучающихся и неотъемлемая часть системы воспитания

    Попробовать

  • ПРОвоспитание

    Модернизация воспитательной системы школ – одно из ключевых требований к условиям реализации ФГОС

    Попробовать

  • Лаборатория проектов

    Проектная деятельность – средство реализации ФГОС и необходимое условие формирования ключевых компетенций для жизни и успешной самореализации ученика

    Попробовать

  • Функциональная грамотность. Банк заданий

    Формирование функциональной грамотности – новый элемент программы формирования универсальных учебных действий в обновлённых ФГОС

    Попробовать

  • Домашние задания

    Использование безопасного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту – важное требование к условиям реализации ФГОС

    Попробовать

  • Учебник в наушниках

    Аудиоучебники для занятий в школе и дома. 70 учебников. 7 предметов. С 5 по 9 класс

    Попробовать

  • Учим стихи

    Более 400 стихотворений из школьной программы: аудиопрочтение, подсказки к непонятным словам, иллюстрации

    Попробовать

  • Я сдам ЕГЭ

    Банк трудных заданий для подготовки к ЕГЭ по 7 предметам с помощью индивидуальной траектории

    Попробовать

Серия курсов повышения квалификации

«Работаем по обновлённым ФГОС»

  • учителям начальной и основной школы
    (по всем предметам)
  • управленческой команде
  • методистам

Удостоверение установленного образца
с регистрацией в базе ФРДО

Записаться

В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. 

oQPpKW3erWo.jpg

ВАЖНО

 Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь


Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.


В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции) 

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Источник:  vip.1obraz.ru

Контакты для связи

Добавить комментарий