Как найти тему в рассказе 3 класс

Задание по русскому языку для 3 класса Что такое тема и главная мысль текста?

Иногда думают, что тема текста и его главная мысль – это одно и тоже. Но это совершенно неправильно.

Тема текста – это его направленность, суть описываемого автором. Обычно тему любого текста можно обозначить одним, максимум двумя словами.

Например есть тексты о природе. Один из них рассказывает о жизни зайцев, второй про посадку деревьев, третий про экологию региона. Все тексты одной тематики – о природе, но содержание у них совершенно разное.

Как раз содержание отражает главная мысль, то ради чего автор начал писать свой текст. Например главная мысль текста про экологию – необходимость защитить природу. Главная мысль текста про зайцев – необходимость любить и заботиться о этих животных.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Точно в цель
[109K]

3 года назад 

Давайте определимся, что такое главная тема и главная мысль в тексте – а главное, какое различие между этими двумя понятиями.

Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Например, если текст посвящен описанию красивых пейзажей, гор, лесов, рек и т.п – то главной мыслью такого текста будет природа, если в тексте рассказывается про разных животных, то главная мысль – животные.

Тема текста не дает полное представление о содержании произведения или текста, с помощью нее можно лишь обозначить какую-то общую тематику.

Главная же мысль затрагивает полностью суть проблемы, которая отражена в тексте и дает примерную характеристику произведения – то есть, если говорить простым языком, главная мысль это то, что хотел сказать автор, написав свое произведение, а тема текста – о чем автор написал.

Odess­itka
[107K]

5 лет назад 

Тема текста отражается в его заголовке, это может быть текст о истории, о физике, о природе, о любви, о взаимоотношениях. Тему текста автор часто определяет произвольно и она дает только самые общие представления о содержании текста.

Главная мысль напротив точно отражает суть описанной проблемы. Это именно то, что пытался нам сказать автор, и то, что он доказывал своим текстом.

Чёрна­я Луна
[265K]

5 лет назад 

Тема текста – это то, о чем говориться в самом тексте. Например, в тексте, котором рассказывается о железной дороге, об истории ее появления, железная дорога и будет темой текста. Тема текста практически сразу становиться понята после его прочтения. Это то, о чем идет речь. Вот другое дело главная мысль, она не всегда так сразу может быть ясна. Главная мысль – это что-то вроде смысла текста, иногда он может быть поучительным. Например, в тексте про ту же железную дорогу, о ее истории, главная мысль может быть в том, что этот вид транспорта очень важен, если он получил такое развитие и распространение. Может быть так, что главной мысли в тексте нет, потому, что текст информационный, то есть в нем просто информация о предмете и есть только тема.

elena-kh
[245K]

более года назад 

Тема – это то, о чем будет рассказываться в тексте. Когда мы открываем какой-то текст, мы можем увидеть его тему. Например, тема “Польза воды”. Текст: Вода очень полезна для нашего организма. В ней содержится много минералов. Более того, она очищает организм.

Тема “Польза воды” полностью отражает суть представленного текста. То есть тема – это краткое описание того, о чем будет идти речь в тексте.

Главная мысль текста – это основная идея, которую желает донести автор данного текста. Например в представленном выше тексте про воду, главная идея – нужно пить больше чистой воды, чтобы быть здоровым.

Тема и главная мысль могут отличаться, но в целом они похожи.

Татья­на Нег
[77.6K]

5 лет назад 

Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Например, в тексте говорится о лесе, о его жителях, чем питаются зимой зверушки. Значит, темой текста будет “Зимний лес”.

Главная мысль, или идея текста, – это то, что хотел сказать данным текстом автор. Например, рисуя зимний лес, автор хотел сказать, что он очень красив. Это и будет главная мысль. А, возможно, автор хотел показать, что лес надо беречь или что зверям зимой приходится трудно, поэтому им надо помогать. Тогда это будет главной мыслью.

Тема-это слово или словосочетание,котор­ое передает основную мысль текста.

Главная мысль текста-это то,о чем говорится в тексте.

Знаете ответ?

Слайд 1

Русский язык Тема и основная мысль текста.

Слайд 2

Вспомним, какие типы текста существуют?

Слайд 3

Вспомним, какие типы текста существуют?

Слайд 4

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Слайд 5

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Повествование

Слайд 6

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Слайд 7

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. Описание

Слайд 8

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Слайд 9

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете? Рассуждение

Слайд 10

Как ты думаешь, что такое тема текста ?

Слайд 11

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте (о ком, о чём или о каком важном событии)

Слайд 12

Прочитай сочинение Незнайки. Мой друг У меня есть друг. В субботу мы с ним пошли в кино. Фильм был очень интересный. Сначала мне было немножко страшно. Там был такой огромный монстр с острыми когтями. Но потом появился воин, который смог с ним справиться. Фильм мне очень понравился.

Слайд 13

Как называется сочинение Незнайки?

Слайд 14

Как называется сочинение Незнайки? Мой друг

Слайд 15

А какая ТЕМА текста? Текст о фильме

Слайд 16

Значит Незнайка не правильно назвал своё сочинение! Устно придумай верный заголовок к сочинению Незнайки.

Слайд 17

Текст содержит в себе не только тему (о чём текст) , но еще и основную мысль (что хочет сказать автор этим текстом) .

Слайд 18

Главная (основная ) мысль текста – это то, ради чего этот текст написан. Основная мысль иногда выражается В заглавии текста В одном из предложений текста Тема текста – это то, о чем в нём говорится

Слайд 19

1. Прочитай внимательно текст. 2. Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» 3. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?» Будем работать с текстом по плану:

Слайд 20

1 ) Прочитай внимательно текст. Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Слайд 21

2) Определи тему текста . Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Слайд 22

2) Определи тему текста . Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая. Тема текста – Заяц

Слайд 23

3) Определи главную мысль текста. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?» Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Слайд 24

3) Определи главную мысли текста. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?» Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая. Главная мысль – Внешний вид зайца

Слайд 25

Хорошо ! Предлагаю поработать с ещё одним текстом

Слайд 26

1 ) Прочитай внимательно текст. Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

Слайд 27

2) Определи тему текста . Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

Слайд 28

2) Определи тему текста . Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш! О лисёнке

Слайд 29

3) Определи главную мысли текста. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?» Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

Слайд 30

3) Определи главную мысли текста. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?» Главная мысль – Любопытный лисёнок Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

Слайд 31

Главная (основная ) мысль текста – это то, ради чего этот текст написан. Основная мысль иногда выражается В заглавии текста В одном из предложений текста

Слайд 32

Работаем письменно Запиши с красной строки число ( Восемнадцатое октября ) Ниже на строчке (Классная работа) Минутка чистописания: пропиши до конца строки И ( з аглавную ) Поработаем с фразеологизмами: (запиши то, что синим цветом) Брать за душу (волновать, производить сильное впечатление). Далее…

Слайд 33

Письменная работа по учебнику: Упр. 112 Упр. 113 Устно определи тему текста. Озаглавь текст. Спиши. Подчеркни карандашом предложение, в котором заключена главная мысль текста . Сделай звуко-буквенный разбор слова «большой». Домашнее задание у пр. 115.

Слайд 34

Урок окончен! Спасибо за работу!

Русский язык. 3 класс.

Учитель младших классов Благова Т.В

Что такое тема и главная мысль
текста?

Цель: научить
определять тему и главную мысль текста.

Планируемые результаты: учащиеся
научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст;
аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая,
лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели.

— Из слов каждой строки составьте
предложение.

— Можно сказать, что у вас
получился текст? (Нет,
предложе­ния не связаны по смыслу.)

— Подчеркните орфограммы в словах.
(Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в
котором гласных букв больше, чем соглас­ных. (Ели.)

— В каких словах все согласные
глухие? (Кот-, Тишка.}

III. Самоопределение к деятельности

(Текст на карточках.)

Слоны – умные животные. Их учат, и они всякую работу делают:
и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми
ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

(По Б. Житкову)

— Перед вами лежат карточки.
Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех
предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны.}

— Для чего Б. Житков написал этот
текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей.)

— Озаглавьте текст. («Умные животные», «Умные слоны».)

— В каждом тексте есть главная
мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 13).

— Прочитайте текст.

— Найдите предложение, в котором
говорится самое главное, что хотел сказать автор. («Хорошее знакомство — в прибыль
нам»,)

— Как понимаете эти слова? {Человек
много получает от хоро­шего знакомства.)

— Докажите, что заголовок отражает
главную мысль. (Пове­дешься с
хорошим человеком, сам хорошему научишься.)

— Спишите предложение, в котором
выражена основная мысль. (Дети списывают последнее предложение.)

— Прочитайте, что такое главная
мысль текста. (Это то глав­ное,
о чем хотел сказать автор.)

V. Физкультминутка

Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись. А
теперь чуть-чуть попрыгай, Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

VI. Закрепление изученного
материала

1. Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 19).

(Дети читают текст самостоятельно.)

— Определите тему текста. (Муравей попал под дождь.) ~ Назовите главную мысль текста. (Благодаря своей находчи­вости
муравей спасся от дождя и попал домой.}

— В каком предложении говорится о
том, как муравей укрылся от дождя? («Залез
муравей…»}

— Спишите это предложение.

(Проверка. Самопроверка, сверка с
текстом учебника.)

Упр. 17 (с. 19).

— Прочитайте задание.

— Какое задание вы будете выполнять
письменно? (Списать
предложение.}

— Спишите и проверьте написанное.

— На написание каких орфограмм
нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали.

— Прочитайте задания для устной
работы.

— Почему говорят, что сентябрь без
плодов не бывает? (В сен­тябре
созревают овощи и фрукты.)

— Докажите, что это не текст, а
предложение. (Текст состоит из
нескольких предложений, а здесь только одно предложение.}

— Составьте устно текст, включив в
него данное предложение. (Отвечают 2— 3 учащихся. Дети определяют основную
мысль текста.)

2. Словарная работа

— Написание какого слова мы должны
запомнить? (Сентябрь.)

— Спишите слово, поставьте
ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

— Дайте определение: что такое
сентябрь? (Это первый осенний
месяц.)

VII. Рефлексия

— Перед вами на листочках текст.
Прочитайте его и спишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

От ночного дождя разлилась голубая
лужа. В ней купались скворны. Для них лужа – как озеро.

Забрались они бесстрашно в
середину, грудью падают на поду, крыль­ями взбивают ее, привзлетывают… Брызги
над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что
сразу можно понять: утреннее ку­пание для них — удовольствие.

(Дети списывают последнее
предложение.)

VIII. Подведение
итогов урока

— Что узнали о тексте? (В каждом тексте есть главная
мысль.)

— Что такое главная мысль? (Это
то главное, о чемхотел ска­зать автор.}

— Может ли быть текст без главной
мысли? (Нет. Получится
бессмыслица.}

Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему
«Сентябрь». Программный
уровень. 
Написать текст из
трех-четырех пред­ложений по теме «Сентябрь».

Русский язык, 3 класс.

Тема урока: «Текст. Тема текста. Основная мысль

текста».

Цели урока:

1.Уточнение представлений обучающихся

об особенностях текста как единицы речи.

2.Совершенствование умения распознавать

повествовательные, описательные тексты и тексты

рассуждения.

3.Развитие умения определять тему и основную мысль

текста.

4.Развитие речи обучающихся и любви к родному

языку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Словарный диктант. ( Запись под диктовку с

комментированием.)

Словарь: длинное пальтишко, территория бассейна, хоккей

на траве, коллективный праздник, коллекция костюмов,

телеграмма от солдата, пассажирский поезд.

Выделите в словах орфограммы.

Что вы записали в словаре? (Словосочетания.)

Что такое словосочетание?

Словосочетание – это два слова, связанные между

собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от

другого.

Подлежащее и сказуемое не образуют

словосочетание.

3.Работа над пройденным материалом.

Объяснительный диктант.

Учитель диктует текст по предложениям, а ученики

записывают в тетрадях. После записи один из учеников

читает свою запись и объясняет орфограммы и

пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями

и исправляют допущенные ошибки.

Поздняя осень.

Всё реже греет осеннее солнце. Грустный стоит

лиственный лес. Листочки облетели. Резкий осенний ветер

качает голые ветки. Солнечные дни редки. Всюду грязь и

слякоть. Ненастная погода. Холодно!

Что вы записали?

Докажите, что перед вами текст.

Текст – это два или несколько предложений,

связанных по смыслу. Текст имеет свою тему.

Правильно, ребята. Вот сегодня на уроке мы с вами и

узнаем, что же такое тема текста. Но сначала выполним

подробный разбор предложения.

Резкий осенний ветер качает голые ветки.

1. Надписать части речи.

2. Подчеркнуть основу (главные члены) предложения.

3. Построить схему предложения.

4. Установить связь между словами в предложении –

выписать словосочетания.

5. Дать характеристику предложения.

ветер (какой?) резкий, осенний

качает (что?) ветки

ветки (какие?) голые

(Повествовательное, невосклицательное, простое,

двусоставное, распространённое.)

Определите вид текста. (Текст – описание.)

Докажите. (К тексту – описанию можно поставить вопрос

какой?, какая?, какое?. Какая она поздняя осень?)

Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

4.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться определять тему и

основную мысль текста.

5.Работа по теме урока.

Вы уже сказали, что текст – это два или несколько

предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему.

Признаки текста:

1. Тема.

2. Основная мысль.

3. Связь частей текста.

4. Связь предложений в каждой части.

Что же такое тема текста?

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Назовите тему нашего текста «Поздняя осень». (Признаки

поздней осени.)

А что называется основной мыслью текста?

Основная мысль текста то, в чём автор хочет

убедить читателя.

Назовите основную мысль текста. (Поздней осенью стоит

ненастная погода. Холодно!)

У каждого текста есть название – заголовок. Чтобы

озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или

основную мысль.

Дальше идёт работа по карточкам. Предлагается текст, надо

определить тему и основную мысль текста.

Утреннее купание скворцов.

От ночного дождя разлилась между грядками голубая

лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа – как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на

воду, крыльями взбивают её, привзлётывают… Брызги над

лужей – фонтаном.

И так скворцы отчаянно пищат, что сразу можно понять:

ух, какое это удовольствие – утреннее купание!

Тема текста.

___________________________________________________

___________________________________________________ .

Основная мысль текста.

____________________________________________________

___________________________________________________ .

Определите вид текста.

Текст – повествование (сообщение).

Определите тему и основную мысль текста.

Тема текста.

Скворцы купаются в луже.

Основная мысль текста.

Ух, какое это удовольствие – утреннее купание!

6.Итог урока.

Что такое текст?

Какие виды текста вы знаете?

Кто может перечислить признаки текста?

Что такое тема текста?

Что такое основная мысль текста?

7.Домашнее задание: составьте и напишите текст –

описание из 7 предложений о любимой игрушке,

определите тему и основную мысль текста.

Добавить комментарий