Как найти тень для цвета

Три правила, как нарисовать тень в цвете

Если вдуматься, то рисунок это и есть игра света и тени. Всего три  правила, как нарисовать тень в цвете, научат выбирать правильные краски, правильно их применить для изображения света/тени,  чтобы картина была живой и настоящей. Они просты, и сейчас мы их подробно рассмотрим.

Часто видим такие картины, на которых вроде бы всё точно нарисовано, все предметы на месте, все пропорции правильные, а она как мёртвая, сразу видно, что «ненастоящая». Как так получается? А посмотрите внимательно на то, какие тени отбрасывают нарисованные предметы. Самая частая ошибка начинающих художников кроется именно в том, как они изображают тени.

Не только чернота и размер тени меняются от того, как меняется свет (освещение в целом). На самом деле изменяется всё: вся цветовая гамма всех предметов. Если мы берём день, то цвета будут насыщенные, а тени чёткие. Они тоже становятся ярче, дают на картине ощущение бодрости, динамики. Вечером же, или в пасмурную погоду, и цвета и тени приглушаются, размываются, уменьшается контрастность. Это придаёт ощущения покоя, возможно даже усталости. Мы сразу видим на картине, какое время суток изображено, ясный или пасмурный день. Тут мы подходим к понятию «температура освещения, цветовая температура». Это оно влияет на наше впечатление от пейзажа, как нарисованного, так и окружающего нас.

Описанное правило распространяется не только на пейзажи, но и на всю живопись. Ведь восприятие цвета любого предмета людьми, не только в живописи, но и в жизни,  зависит напрямую от температуры освещения. Новички часто останавливаются только на создании формы тоном. Типичная, но очень серьёзная ошибка начинающих художников, когда они тени предмета рисуют тем же цветом,  только делают его темнее. В действительности же нарисовать одним и тем же цветом и свет, и тень нельзя!

 
Итак, вот они, три  правила, как нарисовать тень в цвете (то есть цветными красками)

1. Если свет тёплый, то тень будет холодная. Если свет холодный, – значит тень тёплая.

Это очень легко запомнить: всегда наоборот, всегда противоположно.

То есть, если мы создаём, например, натюрморт, при свете лампы накаливания (который является желтоватым и, значит, довольно тёплым), то в тенях присутствуют холодные оттенки фиолетового, синего, иногда даже зеленоватые. Также и в свете пламени (свечи, керосиновые лампы, костёр, факел). Потому что огонь даёт очень тёплое освещение. А вот при свете лампы дневного света – люминесцентной (от 4000 К) – свет получается холодный. Даже невооружённым глазом видно, что он имеет голубоватый оттенок. В этом случае, так же как и при натуральном холодном свете луны, тени изрядно потеплеют. В них появятся желтоватые, бледно-оранжевые оттенки. Не надо этого бояться. Общий тон картины не испортится. Это уже проверили все великие художники.

Натюрморт холодные тени
Ван Гог «Натюрморт с корзиной яблок»

   ➡ Нажмите на картинку для увеличения

Рисуем тёплые тени холодный свет ван Гог 
Винсент ван Гог «Дорога с кипарисами и звёздами»

Если мы делаем, например, пейзаж, при ярком солнечном освещении, то в тени должны быть внесены тёплые оттенки. Почему? Потому что дневной свет чаще всего бывает белым, или приобретает лимонный и бледно-голубой оттенки. А значит, имеет достаточно холодную цветовую температуру. Непривычно такое слышать, правда? Но всё относительно. Проще для понимания то, что на закате и восходе освещение тёплых оттенков. Солнце всё окрашивает оранжевым и ярко-жёлтым. Поэтому в тенях появляются холодные оттенки: синие, голубые и т.п

К. Моне «Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект утра». К. Моне «Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: полдень». К. Моне «Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект солнца, конец дня»
  К. Моне «Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект утра».  
К. Моне «Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: полдень».  
К. Моне «Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект солнца, конец дня»

Что такое цветовая температура можно наглядно понять по рисунку. Измеряют её в Кельвинах (К).

Цветовая температура измеряется в Кельвинах

 На правах рекламы.  Некоторые темы в рисовании достаточно сложно изучать самостоятельно. Иногда нужен совет опытного художника. Где найти подходящие курсы рисования? Эту проблему можно решить здесь, подобрав себе подходящие курсы рисования. Там вы найдёте художественные школы и для детей, и для взрослых. 

2. Тень рисуется оттенками противоположными основному цвету предмета на цветовом спектре

Звучит непонятно, но на самом деле это не сложно понять, если взглянуть на цветовой круг. Сначала освежим в памяти, что такое собственная тень. Потом смотрим на то, какого цвета предмет, который мы сейчас изображаем. Это и есть локальный (основной) цвет. Потом смотрим на цветовой круг и находим цвет напротив основного – это дополнительный цвет. Так вот, в собственной тени любого предмета всегда есть дополнительные цвета, точнее их оттенки.

Цветовой круг

 💡 Вводятся дополнительные цвета, конечно же, совершенно по чуть-чуть, вы понимаете. Наша задача не нарисовать разноцветные пятна, а сделать тени натуральными. Подробнее о цветовом круге читайте здесь.

Например, вы рисуете жёлтый абрикос, синюшную сливу и алый помидор. Находим эти цвета на круге и смотрим, что там напротив. Дополнительные цвета распределятся соответственно: для жёлтого – фиолетовый, для синего – это будет оранжевый, для красного – зелёный.

3. Совпадение температуры у цвета предмета и света, который на него падает, усиливает собственный эффект. Противоположный свет – ослабляет.

Это надо просто знать:

  • тёплый цвет (предмет тёплого цвета) + тёплый свет = ярче, насыщеннее, сильнее по тону
  • холодный цвет + холодный свет = насыщеннее, звонче, ярче
  • холодный цвет + тёплый свет = бледнее, ахроматичнее, слабее
  • тёплыйхолодный свет = бледнее, ахроматичнее, слабее

Рассмотрим это правило на примере яркого, солнечного и такого «тёплого» мандарина.

Картина первая. Мандарин лежит на столе, освещается тёплый светом от лампы или свечей. На освещённом участке он будет казаться более ярким и насыщенным, чем в реальности. А в тени оранжевый цвет во-первых, потеряет цветность, станет более серый,  и во-вторых, станет холоднее по тону.

Это достигается введением дополнительного цвета. В данном случае синего. То, что находящиеся рядом друг с другом дополнительные цвета усиливают друг друга, довольно известно. Но новичкам в живописи не всегда понятно, что дополнительные цвета нейтрализуют друг друга при смешении.

Картина вторая. Тот же самый мандарин лежит на том же столе, но теперь на него падает холодное освещение. Сам мандарин в освещённой части станет блёклым. А вот тень заиграет горящими, звонкими оттенками.

как правильно рисовать тени
 Ван Гог «Натюрморт с корзиной и шестью апельсинами». П. Кончаловский «Апельсины»

Авторы Risoval-ko постарались сформулировать три правила, как правильно нарисовать цветную тень, наиболее понятным образом. Надеемся, что они помогут вам рисовать ещё лучше!



Три правила, как нарисовать тень в цвете

tri-pravila-kak-narisovat-ten-v-tsvete

Похожие статьи

Я почти всегда считала, что тень исключительно серого цвета. А если её рисовать, то надо использовать разбавленную водой черную краску. Попробовать так казалось мне естественным. Именно это я и сделала, когда рисовала свой листик. И эта тень выглядит весьма неестественно. Посмотрите сами:

Нарисованный мной осенний листик с неестественной серой тенью
Нарисованный мной осенний листик с неестественной серой тенью

Хотя на тот момент я и знала, что тень следует рисовать цветом. Например можно смешать фиолетовый и синий. Ведь тень, несмотря на логику – нет освещения, нет и цвета – совсем не серая!

И действительно, какого цвета тень? Фиолетово-синяя? Холодно-голубая?

Однозначного ответа нет. Нельзя сказать, что тень всегда одного конкретного цвета. Тень может иметь разные оттенки.

Цвет тени зависит от цвета источника света, от цвета самого предмета и от цвета поверхности, куда она падает. И не обязательно это будет какой-то темный оттенок. Это может быть даже желтый, голубой, зеленоватый.

Вот несколько фотографий, где видно, что тень имеет разные цвета:

К тому же один предмет одновременно при разных источниках света может давать тени разных цветов. Например, одна тень розовая, а другая голубая.

В 2010 году, в журнале “Наука и жизнь” (№7) очень подробно описывался эксперимент, в котором показывалось, что тень может быть почти любого цвета (ссылку на статью дам в комментариях).

Пусть ваша жизнь будет яркой, а все тени цветными!

Марина. Учусь рисовать.

  • маркировка

  • тюбики

  • рефлексы

  • эффекты

  • светотень

  • цвет тени

  • тень

  • приемы

  • техники

  • кисти

  • тон

  • бумага

  • темы

  • акварель

  • референсы

  • акварельная бумага

  • цвет

  • перспектива

  • watercolor

  • краски

  • построение

  • городской пейзаж

  • линейная перспектива

  • воздушная перспектива

Рефлексы, светотень и цвет тени. Как разобраться?

Мои дорогие, сегодня в рубрике #невредные советы мы обсудим такие важные понятиях как свет, тень и рефлексы.

В предыдущий четверг мы с Вами проанализировали тон и тоновые отношения в работе,а сегодня поговорим об отдельном объекте и объединим эти знания для работы с цветом в пейзаже.

Итак, самый простой объект для разбора светотени- это шар(на фото посередине слева), на нем сразу же видно  направление света, блик, светлые участки, собственную тень(тень на объекте), падающую тень(тень от объекта от самого шара) и рефлекс.

И если со светом более-менее понятно, он находится со стороны источника света,

а тень-в противоположной ему части объекта.

То вот последнему-рефлексу обычно уделяют не так много внимания, а зря! Он как раз основополагающий в нашей теме и очень влияет на тень. Но обо всем попорядку. Для начала остановимся поподробнее на понятии.

Рефлекс это отраженный свет от соседних предметов и появляется он в собственной тени предмета(это важно!)  В живописи рефлексы будут цветными, отражающими цвет предметов вокруг, а в графике-это соответственно светлый отблеск в собственной тени.

Происходит он из-за того, что соседний предмет также освещён светом и отбрасывает,отражает свой свет на “соседей “.

Как я упоминала выше,

  • самый активный рефлекс находится в теневой части, там он ещё и светлый по тону,
  • чуть менее активные  и совпадающие по тону с объектом находятся в полутеневых областях.

На фото два шарика в окружении яркого фона 

Ошибкой будет создавать яркие  рефлексы на всей поверхности, (левый шарик) ведь их активность будет зависеть как раз от области,в которой они находятся.

Естественный вариант-это правый шарик, там самые светлые,практически не ощутимые рефлексы на светлых областях. Почему? Потому что объект в них активно освещён и цвет его получается как бы “засвеченным”, поэтому яркие рефлексы там невозможны(как на шарике слева).

В полутеневых областях рефлексы насыщенные и самый очевидный с отблеском в собственной тени-теневой области. И , если в графике самым главным будет как раз рефлекс в собственной тени, то ,когда мы рисуем в цвете, нам нужны будут все рефлексы и в полутеневых областях именно они влияют на цвет тени, будем рассматривать дальше подробнее. 

А теперь перейдём к различным факторам, которые влияют на светотень и рефлекс.

  • Безусловно, интенсивность как света, так блика и рефлекса будет зависеть от материала предмета. Чем более глянцевая поверхность(металл, стекло, гладкая кожура фруктов, атласные ткани и др.), тем более контрастными по тону будут эти участки и,соответственно, чем более спокойный материал (хлопок и др. мягкие ткани, дерево, камень и т.д) тем спокойнее.

Это важно учитывать при рисовании, тут поможет та самая “насмотренность” и наблюдательность, которая нарабатывается на практике и Вы видите как работает фактура. Эти моменты запоминаются и использовать, контролировать их в рисунке становится легче.

Но есть и небольшие правила, которые помогают разобраться.

В графике преобладает светотень и тоновые контрасты, так как это единственное выразительное средство.

Я изобразила драпировки с шариком в карандаше (на фото внизу) где слева мягкая ткань(хлопок, лён), а справа атлас. Они различаются как формой, так и контрастами.  Чем более глянцевая поверхность, тем больше тоновый контраст и участки света и тени чаще сменяют друг друга.

В живописи же есть цвет и тут влияние цветовых рефлексов является не менее значимым. Над графическими рисунками я изобразила цветные, безусловно при более контрастных цветах эффект, о котором я буду говорить, был бы более заметным, но он есть. На рисунке слева в цвете также мягкая ткань и мягкие еле ощутимые рефлексы , а на рисунке справа рефлексы более активные, так как глянцевая ткань отражает и свет и цвет. То есть зритель может понять что за материал вы хотели изобразить, благодаря рефлексам и светотени

  • Второй момент влияющий на светотень и рефлексы-это ,безусловно, освещенность. Мы немного коснулись этого момента в Теме 12 на примере гордского пейзажа. Чем больше освещенность(солнечный день) тем больше тоновых контрастов и, соответственно рефлексов, так как они получаются благодаря свету. В сумраке тоновые контрасты исчезают, все становится более сглаженным и рефлексы практически пропадают, так как им неоткуда появится. Вы же помните, что рефлекс-это отблеск,отсвет цвета, но нет света-нет рефлекса.

 А теперь перейдём глубже к рефлексам и их влиянию. 

Как мы с Вами уже разобрали, активный рефлекс находится в тени, поэтому ,

по сути, цвет тени-это цвет объекта плотный по тону+ рефлекс от соседних обьектов, который зависит от материала и освещённости.(что мы рассмотрели выше) И вот тут мы подошли к самому интересному.

Как выбирать цвет тени?

Разберём пример из книги “Цвет и Свет” джеймса Гарни, он мне очень нравится( на фото ниже).

Здесь вы видите ясную погоду, небо окрашено в голубой цвет, соответственно оно отбрасывает “рефлекс” на здания и иные объекты и тени получаются более синие. Но цвет тени не сто -процентно синий, так как сам объект имеет свой цвет и тень-это цвет объекта+рефлекс.

Такую ситуацию , но в чистом виде мы видим снежной зимой в ясную погоду, когда “мороз и солнце,день чудесный”

Тут тень будет ярко голубой и синей, а почему? Вы ,уверена, уже поняли ;)Потому что снег-белый, и именно рефлекс от неба даёт основной цвет тени. В случае городского пейзажа, менее ясной погоды, тени приобретают более спокойный сиренево-синие оттенки( про идеальную пару желтый/охра и синий/сине-сиреневый для городского пейзажа мы говорили в Теме 11).

А, если будете рисовать природный пейзаж в ясную погоду, то какой основной цвет у теней?

Правильно: зеленый приглушенный(как цвет объекта)+ синий (рефлекс от неба) в итоге бирюзово-синие тени, а если много земли, то возможно добавить и коричневатую гамму.

Ну а вдруг погода не ясная? То также зелёный приглушенный(как цвет объекта)+ фиолетовый и так далее.

А теперь давайте снова вернёмся на картинку из книги “Цвет и свет”. Если собственные  тени верхних объектов( то, что выше, ближе к небу) и падающие тени всех объектов  используют рефлекс неба, то собственные тени в объектах ближе к земле и обращённых к земле(например, нижняя часть фронтона крыши) имеют в своём составе рыже- коричневый “рефлекс” от земли.

Так происходит, в основном, только в освещённый день, когда солнце сильно освещает землю и она отражает свой цвет на соседние объекты. Это добавляет живописности.

Но, в отличие от неба, чьё влияние активно, потому что это БОЛЬШОЙ и ЯРКИЙ объект, остальные рефлексы отражаются и влияют только на тени близлежащих объектов. То есть от размера объекта также зависит его “отсвет”-“рефлекс”. Думаю, что тут понятно, ведь на яблоке, лежащем на траве есть рефлекс от неба, на траве рядом с яблоком также есть рефлекс от неба и от яблока, а вот на небе уже нет рефлекса от яблока или травы, так как размеры объектов и ,соответственно, их влияние не сопоставимо. Кажется банально и понятно? Но нет, часто вижу ошибки, когда, имея знания о рефлексах, рисуют их на всём вокруг , в не зависимости от дальности объекта, поверхности и размера. 

Ещё один момент, о котором нельзя не упомянуть- это управление цветом тени для создания атмосферы и температуры на картине. В целом, Вы можете создавать тень любого цвета, но, если говорить о реализме, то тут вышеперечисленные моменты с цветом будут очень важны, но даже и при этом можно “поиграть”. На картине с лодкой( на фото внизу) я умышленно сделала тени разных цветов. В жизни они все были синеватые из-за ясного неба и просачивались везде. Но, мне хотелось создать контраст температур:”жару на пляже” и “прохладу” на горе под сенью деревьев. Для этого я нарисовала тени рядом с лодкой охра(цвет объекта)+синий(рефлекс неба), а на горе охра(цвет объекта)+ фиолетовый – более холодный цвет, который и создал мне тот самый “эффект прохлады”.

Итак, резюмирую: 

  • цвет тени это две составляющих :цвет самого обьекта+рефлексы от соседних объектов. 
  • Интенсивность влияния рефлексов на цвет тени зависит от размера объекта,который его отбрасывает, чем больше объект (например,небо) тем влияние шире и сильнее, чем меньше( небольшие предметы такие, как цветы, яблоки) тем меньше, влияние только вокруг и непосредственно рядом с ними. 
  • яркость самого рефлекса на предмете зависит от его собственной фактуры: чем более глянцевая поверхность( металл, стекло), тем больше влияния цвета и тона, чем более спокойная фактура( ткани, земля, растительность), тем меньше цветность тени и рефлексов. 
  • яркость рефлексов также зависит от освещённости, чем она выше, тем ярче и очевиднее рефлексы.
  • именно за счёт рефлексов и светотени создаётся фактура предмета и природные условия. Например, если прошёл дождь и светит солнце , а листва влажная, то рефлексы от неба и соседних объектов, контраст светотени будет ярче, потому что фактура предмета стала глянцевая. И только за счёт цвета, который вы создаёте краской  и отблесков , который создаёте контрастами, вы и передаете это ощущение “дождя”. 
  • Подбирая цвет тени можно влиять на ощущение тепла, погоду на картине. Если в реальности не очень ясный день, но вы нарисуете яркие сине-сиреневые падающие тени, то это добавит тепла и ощущения “солнца” в работу

В заключение, хочу сказать, что все эти знания, это не алфавит, который нужно заучивать, многое из этого познаётся только на практике, благодаря тому что вы смотрите вокруг себя и анализируйте цвета.

Но, безусловно, понимание  некоторых правил, которые я тут описала и,которые есть в массе источников, помогают Вам чётко понимать как менять свою работу! Создавать именно Вашу задумку! Влиять на погоду!

На цвет и свет, ведь нереально встретить “идеальный” пейзаж, найти “идеальный” референс…да даже, если возможно, то зачем?

Художник-это тот, кто может передать не просто реальность, а ту,которая будет интересной, нести смысл и наполненность. А для этого он должен уметь менять то, что необходимо на своё усмотрение. Именно поэтому мы учимся, не просто смотреть, а “видеть” Мир и его свет и цвет!

Желаю Вам больших творческих успехов!



  • Назад


  • Вперед

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.

Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

  • На поверхности каждого освещенного предмета есть: 
  1. свет с бликом 
  2. полутон 
  3. тень 
  4. рефлекс (участки, освещенные отраженным светом)

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

  • Границы между этими участками ( светом и тенью и.т.д.) проходят по поверхности предмета, а значит, должны соответствовать ее форме. Например, на шаре граница между светом и собственной тенью не может иметь углов, а на боковой поверхности Цилиндра- не может быть дугообразной. Если предмет сложной формы, границы меняют направление вместе с изменением формы поверхности. Рисуя шар, обратите внимание, что границы на нем — эллипсы или линии.

  • Свет находится на поверхности предмета обращенной к источнику света, собственная и падающая тень находятся с противоположной стороны.
  • Рефлекс всегда темнее полутона.
  • Выявляя светотень мы пользуемся штрихом по форме, то есть штрихи должны повторять форму поверхности, например, на шаре они дугообразные, а на кубе — прямые.

  • Тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

  • Падающая тень по очертаниям напоминает предмет. Но ее границы менее четкие.
  • Детали тщательно прорабатываются либо на светах, либо в тенях.Чаще на светах. Если мы выявляем фактуру и детали в светах, нормально и правильно, что тени сливаются и деталей в них не видно

  • Мы не изображаем предметы в вакууме, пространство вокруг предмета так же заполнено другими поверхностями, имеющими тон и освещенными тем же источником света. Даже если фон в постановке белый, мы не воспринимаем и не изображаем его как белый. Исключение — некоторые типы набросков и зарисовок.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

  • Прямые солнечные лучи.

  • Рассеянный свет (когда не четко видны границы между светом и тенью)

  • Тусклый свет, полумрак.

  • Направленный свет лампы. Поэкспериментируйте с направлением света и расстоянием до натуры. Попробуйте снять против света, с источником света совсем близко к натуре и т. д.

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.

Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

  • Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
  • Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.

  • Строим на просвет
  • Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
  • Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
  • Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
  • Разбираем по тону тени
  • Разбираем света. Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.

Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.

Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.

Основы построения падающих теней в перспективе. 

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.

На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света. 

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.

Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Цвет. Часть первая, техническая — как определить цвет объекта в светах, в тенях, цвет падающей тени, и т.д.
Довольно много текста.

Про цвет вообще книг довольно много, но в большинстве из них мне попадалась информация по кусочкам.

Где-то

про гармоничные сочетания,

где-то

про смешивание красок,

где-то

про контрасты и влияние соседних цветов друг на друга — всё это полезно, но я не видела одной хорошей книжки про всё сразу. Вообще из почитать могу посоветовать Йоханнеса Иттена, Бетти Эдвардс и «Creative Illustration» Эндрю Лумиса.

В этой статье

довольно-таки

вкратце про техническую часть работы с цветом, а именно: как определить, как правильно «раскрасить» предмет на картинке, т.е. как правильно смешать цвет для светов, теней и т.п.? Конечно, всё это можно и определять на глаз, но некоторым теория помогает улучшить свои работы в тех местах, которые вы по

каким-то

причинам пропускаете.
Вся эта теория относится к 

более-менее

реалистическим картинкам, естественно.

Итак:

1.Хороший цвет основан на хорошем тоне: если вы правильно понимаете светотень объектов и не путаетесь в тональных отношениях, цвет у вас, скорее всего, будет хорошим. Из плохого тона хороший цвет практически нельзя получить.

2.Исходя

опять-таки

из тона, у одного и того же объекта есть три больших разных области цвета, плавно или резко переходящие друг в друга: цвет на свету, в полутонах и в тени.
Место, где наиболее ярко проявляется собственно цвет вашего объекта — это света и полутона, причём полутона особенно. Там же, кстати, наиболее ярко проявляется и фактура. Важно следить за цветом полутонов: это отдельный самостоятельный цвет, а не механическая смесь светов и теней. Возьмёте правильно цвет в полутонах — и света, и тени будут выглядеть лучше. Максимальная интенсивность собственного тона на предмете — на границе светотени.
При нейтральном свете цвет на свету — осветлённый собственный цвет объекта (в красках этот цвет можно получить добавлением белил или воды для акварели). Блики, если есть, могут быть белыми или слегка цветными.
Цвет в тени у объекта при нейтральном освещении и в нейтральном окружении — собственный цвет объекта, но темнее и с меньшей интенсивностью (в красках этот цвет можно получить добавлением дополнительного цвета или серого). Но в реальности тут всё интереснее: обычно вокруг предметов находятся другие предметы разных цветов, и все они отражают свет вокруг себя. Так вот тень у объекта в реальных условиях состоит из цвета самого объекта и всех отраженных в него цветов (понемножку, если материал предмета не слишком отражает свет, или побольше, если отражает заметно).

3.Цвет предмета в тени не может быть чище или ярче, чем цвет того же предмета на свету (если только в тень не отражается тот же цвет). Все цвета отбрасывают цветовые рефлексы вокруг себя, и чем сильнее освещённость, тем больше. Все цвета объектов в тени принимают эти рефлексы. При этом, тень не может вообще не содержать оригинального цвета предмета (если он не полностью зеркальный, конечно). Звучит вроде бы банально, но многие пытаются покрасить объект в тени

каким-нибудь

совершенно другим цветом, чем его же в цветах%)
Связывание предметов на картинке в одно целое и цветовая гармония как раз отчасти и достигается добавлением в тени цветов соседних объектов. Даже если вы практически не видите этих рефлексов, на картинке имеет смысл их усилить — финальный результат будет выглядеть гораздо целостнее. Вообще сочетание двух цветов выглядит гармонично, если в каждый добавлено немножко друг от друга.

4.Цвет падающих теней.
Цветной предмет отбрасывает тень дополнительного к тему цвета (красный — зелёную и т.д.), в реальности этот цвет смешивается с цветом фона и принимает на себя цветные рефлексы от всего окружающего — в результате тени чаще всего имеют оттенок того цвета, которого вокруг больше всего. Например, в ясный солнечный день все тени голубоватые, потому что освещены в основном светом неба. В комнате с зелёными обоями тени будут иметь зеленоватый оттенок, и так далее.

5.Цветной свет (как на закате, например) добавляет свой оттенок ко всем цветам на картинке. Например, тёплый свет добавляет яркости всем тёплым цветам и убавляет яркости холодным, и наоборот.

6.Цвет атмосферы тоже добавляется ко всем цветам объектов, и чем дальше объект от наблюдающего (чем больше между вами и предметом слой воздуха) — тем больше в его цвете цвета атмосферы. Т.е. для

более-менее

стандартных условий в пейзаже всё, что удаляется от вас, будет становиться всё более и более голубоватым.

7.Из-за

всего этого взаимного влияния цветов в природе друг на друга, да и вообще, большинство реальных цветов в природе — не чистые тона, а смеси. Вам очень редко удастся найти в природе объект, для которого можно взять чистый цвет из баночки с краской, чаще всего придётся смешивать

два-три

цвета. Для большинства красок четыре цвета — практически максимум, если смешать больше — уже получится грязно. Кстати, цвета красок в баночках — это максимально интенсивные тона, которые можно получить от этой краски. Любое смешивание интенсивность и яркость цвета понижает.

8.У серых и прочих нейтральных предметов можно делать цвет (тот оттенок, к которому стремится нейтральный тон этого предмета) чуть более интенсивным в полутонах и тенях.

Вкратце — это всё. Дальше будет вторая часть про то, как можно попробовать добиться гармоничного вида картинки в плане сочетания цветов, как цвета влияют друг на друга, и тому подобная теория уже из более концептуальной области планирования работы в целом.

Добавить комментарий