Как найти тень на рисунке

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.

Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

  • На поверхности каждого освещенного предмета есть: 
  1. свет с бликом 
  2. полутон 
  3. тень 
  4. рефлекс (участки, освещенные отраженным светом)

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

  • Границы между этими участками ( светом и тенью и.т.д.) проходят по поверхности предмета, а значит, должны соответствовать ее форме. Например, на шаре граница между светом и собственной тенью не может иметь углов, а на боковой поверхности Цилиндра- не может быть дугообразной. Если предмет сложной формы, границы меняют направление вместе с изменением формы поверхности. Рисуя шар, обратите внимание, что границы на нем — эллипсы или линии.

  • Свет находится на поверхности предмета обращенной к источнику света, собственная и падающая тень находятся с противоположной стороны.
  • Рефлекс всегда темнее полутона.
  • Выявляя светотень мы пользуемся штрихом по форме, то есть штрихи должны повторять форму поверхности, например, на шаре они дугообразные, а на кубе — прямые.

  • Тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

  • Падающая тень по очертаниям напоминает предмет. Но ее границы менее четкие.
  • Детали тщательно прорабатываются либо на светах, либо в тенях.Чаще на светах. Если мы выявляем фактуру и детали в светах, нормально и правильно, что тени сливаются и деталей в них не видно

  • Мы не изображаем предметы в вакууме, пространство вокруг предмета так же заполнено другими поверхностями, имеющими тон и освещенными тем же источником света. Даже если фон в постановке белый, мы не воспринимаем и не изображаем его как белый. Исключение — некоторые типы набросков и зарисовок.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

  • Прямые солнечные лучи.

  • Рассеянный свет (когда не четко видны границы между светом и тенью)

  • Тусклый свет, полумрак.

  • Направленный свет лампы. Поэкспериментируйте с направлением света и расстоянием до натуры. Попробуйте снять против света, с источником света совсем близко к натуре и т. д.

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.

Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

  • Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
  • Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.

  • Строим на просвет
  • Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
  • Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
  • Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
  • Разбираем по тону тени
  • Разбираем света. Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.

Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.

Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.

Основы построения падающих теней в перспективе. 

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.

На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света. 

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.

Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Светотень в рисунке карандашом.

В этой статье мы подробно рассмотрим как правильно рисовать тени. Чуть глубже, чем это описано в учебниках по рисованию для детей, но проще, чем это сказано в учебниках по академическому рисунку.

Структура статьи:

  • Свет и тень, что это за понятия
  • Закон света и тени
  • Собственная тень в рисунке
  • Падающая тень в рисовании
  • Что такое рефлекс в рисовании?
  • Блик в рисунке
  • Полутон или полутень
  • Свет и тень на примере шара
  • Свет и тень на  примере куба
  • На примере цилиндра
  • На примере пирамиды
  • Конус
  • Ошибки в светотени
  • Самое важное

Давайте, знакомиться, меня зовут Михаил, и я люблю рисовать. Поэтому веду этот блог и еще другие проекты по рисованию. Пишу это статью для того, чтобы сделать простое и понятие описание базовых вещей по светотени.

Погнали?

Я думаю, каждому, будь он даже ежиком, понятно, что такое свет и что такое тень. Но давайте дадим определение.

Википедия скажет (упрощенно):

Свет — электромагнитные волны, видимые человеческому глазу.  Этих волн в единицу времени проходит очень много, а видим, мы лишь небольшую их часть, к слову, если все электромагнитные волны мы разместим на линейке в 10 см, то то, что мы видим и называем светом, будет занимать не больше 2 мм.

Есть еще второе определение света — явление, делающее мир видимым.

Свет в рисунке это — это наблюдаемая на предмете поверхность, ярко освещенная источником света.

Свет на геометрических фигурах

Вот так, просто.

А что такое тень?

Тень — явление, при котором глазу виден наименее освещенный участок.

Тень на предметах

Заметим, что тень — это не отсутствие света вообще, а лишь его меньшее значение.

Если есть свет и тень, значит есть граница светотени.

Как же обозначается свет и тень в рисунке?

Введем еще одно понятие, называемое тон.

По латински tonus, а по английски hue, можно перевести как напряжение, ударение.

Под словом тон понимается характеристика света по поверхности конкретного предмета в зависимости источника света в данной ситуации.

Можно объяснить еще проще.

Тон — это вектор цвета. Сильнее или слабее жмете на карандаш — вот он тон.

Это рисунок из моей закрытой группы по рисованию

Простой карандаш, имеет скорее серебряный тон.

Который можно растянуть от самого светлого, до безумно темного.

Именно это главный ключ к созданию объема в рисунке.

Можно нарисовать тоже самое только в фотошопе, выйдет такое:

Как делать тени на рисунке карандашом?

Светлые тона будут отвечать за свет, темные за тень.

Но тут есть сотни нюансов как накладывать тени на рисунок, например, а что если предмет темный, а что если он металлический, а что если он плохо освещен. И тут появляется уже множество других вариантов.

Мы рассмотрим, те примеры, в которых мы будем подразумевать идеальные лабораторные условия, в которых есть 1 источник света. А предметы, рассматриваемые нами светлые.

Это будет наша основа, которую если мы поймем рисовать нам станет проще.

Закон света и тени.

Можно сформулировать его просто — чем дальше свет, тем слабее тени.

Можете из бумаги вырезать 2 полоски. Одну сделать с жесткими углами, вторую с мягкими. И поставить их рядом с лампой.

Вот вам наглядное пособие по закону света и тени.

Чем ближе к источнику света, тем тени насыщеннее.

Обратите внимание, что тень в рисунке не будет одинаковым тоном. Она будет плавно меняться, каким принципам она подчиняется, поговорим ниже.

А в фотошопе та же зарисовка выглядит так:

Собственная тень в рисунке.

Это тень находящаяся на самом предмете.  Обычно имеет границу разделения со светом. Чем дольше от этой границе, тем тон будет становиться светлее.

Собственная тень

Что такое рефлекс в рисовании?

Рефлекс уже об этом понятии мало кто знает. Рефлекс — самый светлый участок в собственной тени, образованный отражением света в тени.

Иными словами, рефлекс в рисунке — это место, где тень подсвечена.

Рефлекс на рисунке

Рефлекс на рисунке

Падающая тень.

Тень от предмета, падающая на другую поверхность. Важно, падающая тень —  самый темный участок в рисунке.

Падающая тень на рисунке

Падающая тень на рисунке

Полутон или полутень. Граница между светом и тенью, занимаясь рисованием, вы будете замечать, что некоторые предметы имеют освещенную поверхность, но это не назовешь светом, в тоже время, это не назовешь тенью.

Блик — свет, отраженный от предмета прямо в глаз смотрящего.

Самый светлый участок света.  Наш глаз не различает в этой части оттенков, поэтому обычно блик рисуется, как самый белый (светлый) участок.

Это основные понятия, которые стоит выучить и запомнить, раз мы хотим рисовать.

Теперь, давайте посмотрим, как же ведет себя свет и тень на разных предметах.

Свет и тень на примере шара.

Шар — одна из самых сложных для рисунка фигур. Здесь важно показать мягкость перехода тона.

Свет и тень сфера

Свет и тень сфера

Падающая тень, напоминает овал. Самая ближняя часть к зрителю, это самый темный участок в рисунке. После этой точки тень начинает ослабляться во все 4 стороны.

Падающая тень сфера

Собственная тень напоминает по форме месяц.

Собственная Тень Шара

Второе темное место, после падающей тени. Самая ближняя точка к зрителю, так же будет самой темной. Она будет напоминать овал, расходящийся во все стороны.

Важно заметить, что линия перехода свет в тень, будет наиболее темной ко всему участку собственной тени.

Рефлекс сфера

Рефлекс — самый светлый участок в тени. Обычно может иметь форму месяца.

Полутон — светлее чем любая из теней.

Блик шара

Блик — самое светлое место, скорее всего напоминающее овал.

Свет и тень на  примере куба

Свет и тень куб

граница светотени куба

Граница светотени проходит по граням куба.

Падающая тень куба похожа на искривленный прямоугольник.

Падающая тень все так же самая темная часть, а то, что ближе к нам еще темнее. По принципу шара тень осветляется во все 4е стороны.

Одна из граней находится на свету, в которой есть блик.

Собственная тень куба

Собственная тень в месте, самом ближнем к зрителю будет темнее.

Рефлекс куба

Рефлекс будет подсвечиваться внизу тени.

А полутон будет на гранях не однородный, а чуть темнее или светлее.

Свет и тень на примере цилиндра.

свет и тень цилиндр

граница светотени цилиндр

граница светотени цилиндр

Граница светотени в нашем случае проходит вертикально. Это самый темный участок на всей собственной тени.

рефлекс цилиндр

Рефлекс, может быть виден внизу или сбоку.

падающая тень цилиндр

Подающая тень, напоминает тень от куба, и подчиняется такому же принципу.

блик цилиндр

Одна сторона цилиндра освещена и имеет блик, местонахождение которого найти сложнее.

Свет и тень пирамиде.

свет и тень пирамида

граница сетотени пирамида

Она имеет острую грань, а значит граница светотени будет четкая.

Все так же как в кубе.

Падающая тень пирамида

Падающая тень, становится светлее по мере удаления от зрителя.

пирамида собственная тень

Собственная тень имеет рефлекс, и самый ее темный участок это самый ближний.

рефлекс пирамида

блик пирамида

Одна из сторон освещена и имеет блик.

Свет и тень на конусе
Конус, очень похож на пирамиду. Но в конусе есть важное отличие.

Он не имеет жестких граней, поэтому линия раздела света и тени в нем мягкая.

Я думаю, вы уже стали понимать как происходит распределение тени и света по рисунку, поэтому я приведу ниже просто картинки.

свет и тень на примере конуса

свет конус

граница светотени конус

собственная тень конуса

рефлекс конус

падающая тень конус

блик на конусе

Ошибки в светотени.

За последний год, что я веду марафоны по рисованию, я заметил, что люди делают одни и теже ошибки:

  1. Рисуют плохими карандашами. Если у вас школьные карандаши, то хорошего рисунка из них не выйдет. Купите себе нормальные карандаши марки Кохинор мягкостью 2в.
  2. Не жалейте нажимать на карандаш. Ваш карандаш прослужит вам около полугода, если бы вы будете им часто рисовать и стоит он 30-50 рублей. Чего его жалеть? Сильнее нажимайте на карандаш.
  3. Не хватает умения делать тональную растяжку (лента вверху статьи). Это база и без нее хорошего рисунка не получится. Увы.

Самое важное как научиться рисовать тени : как бы вам НЕ хотелось разбираться в светотени рисунка, научиться ее изображать катастрофически важно, иначе вы не добьетесь выразительности в своих рисунках. 

Любая форма предмета представляется как одна из моделей. Куб, шар, конус и т.п.

Например, апельсин, яблоко,  помидор — это тот же шар.

Кабачок, стакан, кастрюля, шея дракона и нарукавники рыцаря — все это цилиндры.

Трансформер-робот, ваш телефон или планшет, книга,  коробка от сухого завтрака, диван — это разновидности кубов.

Лицо человека — скорее овал на котором находится пирамида носа.

А голова слона — это большая сфера, на которой держится два овала — уха, и три цилиндра — хобот и два бивня.

Пример, как можно рисовать тени на одежде и обуви

Одним словом учитесь видеть простые формы в сложных.

Спасибо, что были со мной. Я старался, когда писал эту статью.

Если хотите, можете еще погулять по сайту.  Тут с каждым днем все больше полезного.

В любых набросках и эскизах есть валеры. Это тоновый оттенок, показывающий в диапазоне одного цвета соотношение света и тени. Чем лучше художник передает оттенки тона, тем интереснее выглядит рисунок. Неважно, что вы рисуете – портрет, пейзаж или натюрморт – правила валеры не меняются.

Свет и тень в рисунке основные правила построения

Основа всякого изображения – это светотень. Не зря на первых занятиях по рисованию объясняют именно этот аспект. Эта статься будет посвящена десяти правилам построения светотени.

  1. Границы между светом и тенью.

Это основная база работы. Сначала определите границы «семейства тени» и «семейства света». Любая область, куда падает свет – это семейство света. Проверить себя можно, встав у объекта со стороны света и посмотреть, куда «ложится» свет на объекте.

И, соответственно, область, куда свет не падает – это семейство теней. К ним также относятся области, где есть отражающий свет, — рефлекс.

  1. Пользуйтесь шкалой значений.

Шкала поможет вам различать различные тона. Если в ней есть 9 тонов – это удобнее всего, т.к. тут есть середина, с которой проще начинать. Вы сами можете ее сделать. Первый прямоугольник заштрихуйте максимально, а девятый последний оставьте чистым. Затем заштрихуйте 5 образец, делая среднее значение, между 1 и 9. Потом штрихуете 3 и 7 образец, увеличивая и уменьшая штриховку, соответственно. Последними штрихуете 2 и 7 прямоугольники, подбирая цвет по соседним образцам.

  1. Наблюдайте за окружающими значениями

Как правило, окружение предмета влияет на яркость в нашем восприятии. Если положить предмет одного и того же цвета на черный и на белый фон, то предмет на белом фоне будет казаться темнее, чем на черном фоне. Это стоит учитывать при переносе светотени на бумагу.

  1. Эффекты освещения

Не забудьте изучить различные эффекты освещения и как они отображаются на бумаге. Где находится главная тень, а где внутренняя тень. Чем отличается ведущий свет от центрального. Куда падает отраженный свет. Все это необходимо изучить.

  1. Отраженный свет

Ощущение объема нам дает верная передача отраженного света. Понимание, что влияет на интенсивность отраженного света, помогает нам изобразить близкое к реальности чувство света. Прежде всего, нужно определить основную яркость предмета, не учитывая сторонние световые эффекты. Сильнее свет отражают светлые материалы, темные хуже. Далее, проверьте расстояние: хуже влияет на предмет тот отраженный свет, который находится дальше всего.

  1. Не делайте самых частых ошибок, затеняя предмет

Слишком слабый рефлекс как ошибка встречается у учеников чаще всего. Из-за этого тяжело понять границы полутонов и отраженного света, и смотрящему тяжело правильно воспринимать картинку. Не нужно зарисовывать светлые места слишком темными, может появиться ощущение грязного предмета. И многие ошибаются, делая темные оттенки сделав слишком светлыми, что не дает правильно воспринимать форму предмета.

  1. Сделайте исследование оттенков

Если не получается правильно определить тени и тон рисунка, изобразите небольшой эскиз рисунка, и там разбейте набросок на несколько тонов. Посмотрите, где самые светлые и темные места, определите тона, которые используются чаще остальных.

  1. Проверяйте свою память

Не забывайте экспериментировать. Пробуйте работать с разным освещением, будь то солнечный свет или падающий свет лампы, ищите различия. Исследуйте разные поверхности и предметы. Старайтесь держать в памяти правила и избегать ошибок, которые были написаны выше.

  1. Поставьте рамки в диапазон оттенков

Спектр значений оттенков показывает, насколько широк он между светлыми и темными участками. Например, в природе его не ограничить: существует и полная темнота, и яркий солнечный свет. При работе с рисунком это бывает очень сложно изобразить.  Поэтому, в это случае рекомендуют сделать контраст меньше с обеих сторон диапазона.

  1. Образец света

Чтобы понять построение светотени на рисунке, также рекомендуют рисовать рядом небольшую сферу, лучше в виде яйца. На ней отобразите направление света, его отражение, тень, падающую тень. Таким образом вам будет проще передать оттенки света и тень на свой рисунок.

правильно построенная тень
правильно построенная тень

Вот ещё одна простенькая и интересная статья про построение в перспективе. С построением различных предметов и форм в разных перспективах мы разобрали, теперь давайте посмотрим, как правильно построить падающую тень от этих объектах.

Ознакомьтесь с этими статьями:

Перспектива. Линейная одноточечная, на примере квадрата. Рисую и рассказываю.

Перспектива. Линейная двухчастная, на примере параллелепипеда. Рисую и рассказываю.

Что не получилось в линейной трехточечной перспективе.

За пример я взял дом построенный в двухточечной перспективе. Можете называть его гаражом или ещё как-нибудь, без разницы. Вот простой нарратив, “Дом в перспективе”, как построить наш дом.

дом
дом

Вот наш дом, а может быть гараж. Не важно. Для начало нам надо найти точку на линии горизонта, из которой идет свет. В нашем случае это будет солнце, которое мы схематично изображаем на рисунке. Проводим перпендикуляр к линии горизонта, и в месте их пересечении отмечаем точку, которую искали.

точка для построения линий границ тени
точка для построения линий границ тени

Построим линии схода для определения нашей тени. Они пройдут через три видных нам нижних угла дома. Через сам дом проводить линии я не стал, чтобы сохранить целостность нашей постройки.

проводим линии через видимые углы в основании дома
проводим линии через видимые углы в основании дома

Осталось провести ещё одну, важную, линию от макушки нашей крыши. Чтобы её провести, опускаем перпендикуляр до основания дома и отмечаем точку, через которую пройдет последняя линии схода.

Для построения перпендикуляров использую треугольник. Знаю, что надо строить от руки, об этом мне писали в комментариях. Прекрасно понимаю и согласен с вами, но стою по линейки только для статей.

Так как наш источник света, солнце, предположим, что сейчас день и солнце находиться высоко. Весь свет от небесного светила падает на землю под прямыми лучами. Соответственно, начинаем проводить параллельные линии, которые показывают направления света, по выпирающим углам дома.

Для удобства и понимания я выделил разными цветами ребра дома, линии схода от горизонта и параллельные линии света, которые в пересечении нам дают точки обозначения нашей падающей тени.

Нам остается соединить эти точки и наша правильно построенная падающая тень готова. Осталось стереть все ненужные вспомогательные линии и немного нанести то на грани нашего дома. Соответственно закрасить и саму падающую тень.

Всем спасибо за внимание. Ставьте лайки, делитесь статьей в соцсетях и подписывайтесь на канал, РИСУЮ ДОМА. Впереди много интересного.

Ещё на моем канале:

Когда надоело рисовать, расслабься и сделай это… Часть 2.

Когда надоело рисовать, расслабься и сделай это… Часть 1.

Изменения лица при наклоне головы.

В каждой картине или небольшом наброске есть валеры. Мы о них не знаем. Мы не знаем, что это. Но тем не менее они там.

Валер (tonal value) – оттенок тона, определяющий соотношение света и тени в пределах одного цвета. Чем точнее вы передаете различия, тем лучше выглядит ваше произведение. Независимо от того, что вы рисуете – фигуру, натюрморт или пейзаж, – принципы валеров одинаковы.

Светотень – это основа реалистичного рисунка. Поэтому уроки рисования часто начинаются именно с этой темы. В этой статье мы рассмотрим десять главных принципов построения света и тени.

01. Разделяйте свет и тень

Это основа любой работы с тенью. Сначала разделите «семейство света» (light family) и «семейство тени» (shadow family). Семейство света состоит из всех областей, которые непосредственно касаются источника света. Хороший способ проверить это – посмотреть на свой объект со стороны света, увидеть, как свет «касается» его.

Семейство теней состоит из всего, что скрыто от источника света. Сюда относятся все тени и области отраженного света.

02. Используйте шкалу значений

Шкала поможет вам понимать соотношение тонов. Удобнее всего использовать вариант с 9 тонами – здесь есть середина, от которой легче отталкиваться. Такую шкалу несложно сделать самому. Начните с образца 1 (максимально заштрихуйте прямоугольник) и 9 (чистый лист). Затем выведите образец 5 (среднее значение), потом 3 и 7. Добавьте оставшиеся тоны, чтобы завершить шкалу.

03. Рассматривайте относительные значения

Какой квадрат кажется темнее?

Наше восприятие яркости предмета меняется в зависимости от того, что его окружает. В приведенном выше примере показаны два одинаковых квадрата, только на черном и белом фоне. Квадрат на белом кажется темнее, правда?

Такой эффект происходит постоянно, когда мы опираемся на результаты наблюдений.

04. Изучайте эффекты освещения

  • Полутона (halftones) – основной свет разделен на полутона, которые темнеют с удалением от источника света.
  • Внутренняя тень (core shadow) – тень, которая образуется там, куда не доходит отраженный свет.
  • Основная тень (form shadow) – часть предмета в тени.
  • Пенумбра или полутень (penumbra)  – мягкий контур вокруг падающей тени.
  • Падающая тень (cast shadow) – тень от границы, спроецированная на поверхность.
  • Окклюзия (occlusion shadows) – тени, которые возникают там, где две поверхности приближаются друг к другу.
  • Отраженный свет (reflected light) – свет, который попадает на основную тень.
  • Граница света и тени (terminator) – собственно, граница.
  • Основной свет (form light) – часть, которая получает прямой свет.
  • Светлое пятно или «зайчик» (highlight) – отражение от источника света. Заметно только на световозращающих материалах.
  • Центральный свет (centre light) – область, которая расположена непосрественно перед источником.

05. Не забывайте об отраженном свете

Правильная передача отраженного света дает отличное ощущение объема. Чтобы создать реалистичное ощущение света, важно понимать, что влияет на интенсивность непрямого (отраженного) света.

Во-первых, «фактическая» яркость объекта, не зависящая от световых эффектов. Светлые материалы отражают свет сильнее, чем темные. Во-вторых, расстояние: чем дальше отраженный свет, тем слабее он влияет на объект.

06. Избегайте этих распространенных ошибок затенения

Первая самая распространенная ошибка – слишком слабое отражение света (1). Это создает путаницу между полутонами и отраженным светом, и зритель не может нормально понимать изображение. Вторая ошибка – делать светлые полутона слишком темными (2). Кажется, что предмет грязный. Третья ошибка – делать темные полутона слишком светлыми (3). Из-за этого теряется чувство формы.

07. Проведите исследование значений

Если вы запутались в тонах и тенях, нарисуйте отдельный простой набросок (исследование значений). Цель заключается в том, чтобы разбить изображение на четыре-пять групп тонов. Определите самые светлые и самые темные тона, затем найдите два-три тона, которые встречаются чаще других.

08. Проверьте свое понимание

Эксперимент с созданием тени по памяти на новых объектах.

Всегда хорошо проводить эксперименты. Работайте с искусственным и с естественным освещением и обращайте внимание на различия. Попробуйте разные объекты и поверхности. Попробуйте восстановить образы из воображения. Помните все 11 эффектов из совета 4? Успешно избегаете трех распространенных ошибок затенения?

На изображении выше показаны рисунки учеников, которые рисовали голову Джона Азаро по памяти.

09. Попробуйте ограниченный диапазон

Контраст, который встречается в натурном рисунке, очень трудно передать в искусстве.

Диапазон значений описывает, насколько велик спектр между самым светлым и самым темным участком. У каждой среды свой диапазон. В природе он неограничен: здесь есть и солнце, и кромешная темнота. Зачастую это очень сложно правильно передать в работе. Поэтому лучшее решение – уменьшить контраст на обоих концах спектра.

Чтобы разобраться, как ложится свет и тень в вашей картине, нарисуйте в углу небольшую сферу. Детально отрисуйте на ней направление света, глубину теней и силу отраженного света. Эта сфера – ваш световод, образец света, который применим ко всем остальным предметам. Чтобы упростить натурную работу, используйте яйцо.

Еще больше советов по рисованию:

Ошибки начинающих художников: как рисовать правдоподобно

Полезные уроки по живописи от Игоря Сахарова

Советы для художников: как использовать фотореференсы

Источник

Добавить комментарий