Узнать, где находится термостат под капотом, Вам может понадобиться при определённых “симптомах” неисправности системы охлаждения. Так, если двигатель прогревается очень медленно или вовсе не достигает нормальной температуры, либо если он, напротив, очень быстро перегревается, то причиной этого с большой долей вероятности является некорректная работа термостата. А, значит, нам нужно его найти и проверить. Если Вы исключили все остальные проблемы или не дошли до них, проверяя неисправность системы охлаждения шаг за шагом – от простого к сложному, то предлагаем точно определить, где находится термостат.
Сам термостат находится под собственным корпусом, поэтому, если Вы знаете, как он выглядит (а выглядит он довольно узнаваемо), то просто поймать его взглядом под капотом всё равно не получится. Термостат в своём корпусе находится чаще всего возле водяного насоса на головке блока цилиндров. Корпус термостата соединён непосредственно с верхним шлангом радиатора. Проще всего определить его расположение, проследив путь от самого толстого шланга-патрубка от радиатора до двигателя – именно у входа этого шланга в двигатель в верхней его части и будет находиться термостат.
Тем не менее, у некоторых автомобилей термостат расположен вблизи нижнего шланга – у его выхода из двигателя. Вообще, Вы всегда сможете найти данную информацию в руководстве по ремонту или эксплуатации конкретно Вашей модели и модификации машины. А так как современных двигателей огромное множество, то порой расположение термостата может быть очень и очень неожиданным.
Где находится термостат – таблица наиболее распространённых моделей автомобилей
Модель автомобиля | Расположение термостата |
---|---|
Автомобили Audi | Термостат в большинстве моделей Ауди находится справа (по ходу движения авто) сверху от двигателя на коротком отводе от толстого шланга радиатора. |
ВАЗ, семейство “классики” | Справа (по ходу движения авто) от двигателя в сторону аккумулятора (между двигателем и аккумулятором снизу. Термостат соединён тремя широкими патрубками. |
ВАЗ 2110/11/12 | Слева (по ходу движения авто) от двигателя. Термостат Лады 10 семейства расположен в отдельном корпусе с тремя выходами, к которым соответственно крепятся 3 толстых патрубка системы охлаждения на хомутах. |
Daewoo Nexia | Термостат на Нексии находится сверху двигателя сразу за шлангом от радиатора к двигателю. |
Ford Focus | Термостат в Форд Фокус расположился на входе патрубка от радиатора в двигатель под генератором. |
Land Rover Freelander | Термостат расположился в развале блока под впускными коллекторами двигателя со стороны маховика. |
Renault Logan | В Рено Логан термостат находится слева (по ходу движения авто) от двигателя и впереди него под воздушным шлангом. |
Skoda Octavia | Термостат в Шкоды Октавия находится слева (по ходу движения авто) двигателя за генератором. Резиновый шланг от радиатора крепится через фланец к корпусу двигателя 2-мя болтами – открутив их, Вы получите доступ к термостату. |
Автомобили Toyota | Термостат Тойот находится слева (по ходу движения авто) от двигателя под трамблёром по ходу входа в ДВС толстого патрубка от радиатора. |
VW Transporter | Снизу двигателя на помпе. |
Где находится термостат? Как его найти под капотом? Видео
Embedded video for Где находится термостат? Как его найти под капотом?
Мы уже говорили о функциях термостата в системе автомобиля и последствиях его неисправности в предыдущей статье. Об этом и том, как определить поломку термостата можно почитать здесь. Сегодня выясним, как определить неисправность термостата без демонтажа и заменить его своими руками.
Определяем неисправность
Не снимая термостат, можно определить не только факт поломки, но и достаточно точно сказать, какой клапан отказал.
Для этого нужно прогреть автомобиль чуть ниже температуры открывания клапанов (указывается на приборе) и пощупать нижний патрубок, отводящий охлаждающую жидкость к радиатору. Если в этот момент он начал нагреваться и стал фактически таким же теплым, как и верхний, можно говорить, что клапан, запирающий выход ОЖ в большой круг не закрывается. На холодном запуске большой контур и подходящий к нему патрубок должен оставаться холодным или почти холодным и начать резко и быстро нагреваться после открытия клапана.
Если на этом этапе проблем не обнаружили, доводим двигатель до рабочей температуры (в среднем от 85 °С и выше) и снова щупаем нижний патрубок. Его холодное состояние сигнализирует о том, что клапан заклинило в закрытом состоянии и неровен час движок закипит. Пора менять термостат.
Внимание! Рабочие узлы достигают опасных для человека температур и проводить все указанные выше процедуры нужно с особой осторожностью.
Демонтируем термостат
Если ваш автомобиль пробежал уже более 80 тыс. км, прежде чем заменить термостат рекомендуют промыть систему охлаждения для очистки радиатора от ржавчины и окиси. Для этого в антифриз заливают очиститель, дают двигателю отработать полчаса, а затем сливают его вместе с антифризом. После чего заливают в расширительный бачок дистиллированную воду и повторяют несколько раз один тот же цикл: 10 минут работы двигателя – замена воды в бачке. До тех пор, пока вода не станет чистой. И далее – по алгоритму замены.
Проще всего найти термостат под капотом, заглянув в руководство по эксплуатации. Однако если его под рукой не оказалось, можно определить его местонахождение по радиатору – верхний шланг обычно ведет к термостату. Как правило, термостат располагают над мотором или по бокам от него, но он может быть спрятан и под ним. Возможно, доступ к вышедшему из строя прибору будет перекрыт другими узлами: воздушным фильтром, патрубками топливного насоса или аккумулятором.
Нюансы могут отличаться в зависимости от модели автомобиля, но алгоритм замены термостата будет схож.
Важно! Работы должны проводиться на холодном двигателе, так как система охлаждения находится под давлением, и во время работы с горячей охлаждающей жидкостью вы можете получить ожог.
Что понадобится: напольный домкрат (иногда автомобиль приходится поднимать спереди, чтобы добраться до клапана радиатора), трещотки, шестигранники, отвертки (прямая и крестовая) и новая охлаждающая жидкость и гаечный ключ.
Демонтаж неразборного термостата
- Демонтируем мешающие аксессуары.
- Сливаем антифриз. Для этого открываем крышку расширительного бачка, чтобы стравить давление и снимаем патрубок с радиатора внизу.
- Если есть электрический терморегулятор, отключаем его.
- Откручиваем болты и шпильки на корпусе, отсоединяем патрубки. Иногда приходится применить силу или помогать отверткой, чтобы освободить шланги.
- Устанавливаем новый термостат с соответствующими температурными показателями в обратном порядке. Затягиваем болты динамометрическим ключом.
- Заливаем антифриз.
Снять и установить неразборный термостат неправильно невозможно – если ориентировать его в другую сторону, он просто не подойдет к патрубкам. Однако на инжекторных и карбюраторных автомобилях меняют только клапан, и здесь нужно учитывать некоторые нюансы.
Демонтаж разборного термостата
- Как и в первом случае снимает узлы, препятствующие доступу к термостату.
- Сливаем антифриз.
- Откручиваем болты и снимаем крышку клапана.
- Вынимаем клапан: необходимо надавить на него и повернуть вправо.
Важно! Вынимая клапан запоминаем, как он расположен внутри. Именно так нужно будет установить новый.
5. Снимаем усадочную прокладку и зачищаем грязь и окиси.
Важно! Перед очисткой важно закрыть отверстие (можно использовать тряпку), чтобы частички не попали в двигатель.
6. Устанавливаем новый клапан и прокладку. Если будете использовать герметик для прокладки, берите рекомендованный производителем и не используйте, чтобы не нарушить работу двигателя.
7. Закрываем крышку и равномерно затягиваем.
8. Подключаем все патрубки.
9. Заливаем антифриз.
Тонкости установки нового устройства
Если вы забыли, как был установлен старый клапан, ориентируйтесь на пружину: ее конец всегда смотрит на двигатель.
Прежде чем затягивать болты, сверьтесь с руководством по эксплуатации автомобиля: соблюдение указанного там крутящего момента предотвратить поломку пластика и утечку антифриза.
Если ваш производитель рекомендует, проведите прокачку системы охлаждения. Воздушная пробка может возникнуть, если во время быстрой заливки ОЖ воздух не успеет выйти. Развоздушка спасет двигатель от перегрева.
Закончив работы, запустите двигатель и проверьте наличие утечек.
Во время работ обратите внимание на хомуты и патрубки: если их трудно открутить, возможно они окислились и требуют замены.
Заключение
Современные термостаты способны откатать 100 тысяч км. Однако мы рекомендуем с особенным внимаем относиться к системе охлаждения уже после 70 тысяч пробега и менять термостат своевременно.
__________________________________________________________________________________________
В случае необходимости замены термостата обращайтесь в Автотягу. Здесь вам подберут все необходимые запчасти. Звоните!
+7 (495) 104-98-10.
Как заменить термостат в автомобиле
Разбираемся, как понять, что с термостатом что-то не так, и как поменять его своими руками.
Как понять, что термостат неисправен
Есть четыре признака, по которым понятно, что термостат пора заменить:
- Двигатель прогревается до рабочей температуры (в среднем 90 ℃) слишком долго — от 10 до 30 минут.
В норме это занимает пару минут.
- Индикатор температуры двигателя на приборной панели поднимается выше 105 ℃. Температура верхнего и нижнего патрубка одинаковая.
В норме верхний патрубок должен нагреваться в 5 раз медленнее двигателя, а нижний — оставаться тёплым. Аккуратно дотроньтесь до него пальцем — патрубок не должен обжигать.
- Печка стала работать хуже — в режиме обогрева подаёт холодный или слегка тёплый воздух.
В норме воздух должен соответствовать настройкам, которые вы выставляете кнопкой или тумблером.
- Стрелка двигателя резко падает и показывает температуру меньше обычной.
В норме рабочая температура двигателя Lada Granta держится в районе 90 ℃.
Если вам подошёл хотя бы один из признаков, значит, термостат неисправен. Чаще всего это случается из-за того, что его заклинило — в открытом или закрытом положении. От того, как именно его заклинило, зависит срочность ремонта:
- Заклинило в открытом положении — из-за этого долго прогревается двигатель и не работает печка. Это не страшно, на авто можно ездить, но починить неисправность лучше скорее, чтобы не тратить бензин на длительный прогрев и не ездить зимой в холодном авто.
- Заклинило в закрытом положении — из-за этого двигатель быстро нагревается. На авто с такой поломкой лучше не ездить, а термостат нужно заменить как можно скорее — двигатель может перегреться и «закипеть».
Если хотите понять, что именно случилось с термостатом, обратитесь к мастеру. Он проверит деталь и заменит её — обычно заклинивший термостат уже нельзя починить.
Чтобы не заниматься этим самостоятельно, подберите мастера для проверки и замены термостата на Яндекс.Услугах
Как поменять термостат самостоятельно
Если вы решили заменить термостат самостоятельно, придерживайтесь следующих этапов.
Этап первый: подготовка
- Купите новый термостат — тот, который рекомендует производитель вашего авто. Это прописано в руководстве по эксплуатации или на сайте производителя. Если боитесь ошибиться, сначала снимите старый термостат с авто и покажите его консультанту в магазине запчастей — он подберёт такую же модель. Для Lada Granta термостат стоит в районе 1 000–1 300 рублей.
- Также приобретите резиновый уплотнитель и герметик. Уплотнитель обычно идёт в комплекте с новым термостатом. Уточните у консультанта, и, если в наборе нет уплотнительной резинки, попросите подобрать вам подходящую. Стоимость начинается от 100 рублей. Герметик стоит от 150 до 1 000 рублей (зависит от объёма). Подойдёт многоцелевой универсальный, но обязательно термостойкий.
- Подготовьте нужные инструменты: комбинированная отвёртка (крестовая и плоская), трещотка, удлинитель для отвёртки (чтобы подлезть к термостату), головка на 8, 10 и 13, ключ на 19.
Этап второй: замена
- Приступайте к замене термостата, только когда двигатель полностью остынет.
- Открутите крышку бачка с охлаждающей жидкостью и слейте антифриз в чистую ёмкость. На Lada Granta для этого нужно отвернуть пробку сливного отверстия, расположенного в нижней части бачка радиатора. Антифриз вытечет самостоятельно — не забудьте подставить ёмкость.
Бачок с антифризом находится в моторном отсеке - Снимите воздушный фильтр, чтобы освободить себе пространство для работы с термостатом. Для этого головкой на 8 открутите винты, которые держат конструкцию.
Красным обведены винты, которые нужно открутить, чтобы снять воздушный фильтр - Снимите аккумулятор, чтобы работать с термостатом было удобнее. Для этого воспользуйтесь ключом на 10.
- Открутите 4 крепёжных винта и снимите корпус термостата. Для этого вам пригодится ключ на 13. Затем слегка расшатывающими движениями снимите термостат.
Открутите гайки, которые обведены на фото - Как только снимете термостат, сразу увидите уплотнительную резинку. Замените её на новую, даже если выглядит целой.
- Установите новую уплотнительную резинку, термостат и затяните винты крепления ключом на 13.
- Верните на место воздушный фильтр и аккумулятор.
- Процедите антифриз через марлю и залейте его обратно в бачок с охлаждающей жидкостью.
Этап третий: подготовка термостата к работе
Если после установки нового термостата печка всё ещё не греет, а двигатель, наоборот, перегревается, то, скорее всего, образовалась воздушная пробка. Удалить её можно следующим образом:
- Прогрейте двигатель в течение пары минут.
- На 10 секунд поднимите обороты до 2 000 в минуту, а затем несколько раз погазуйте до 4 000 оборотов. После выхода воздушной пробки температура двигателя не должна подниматься выше своей нормы — обычно это 90 ℃.
Чтобы не образовывалась воздушная пробка, замените термостат у специалистов. Найдите мастера на Яндекс.Услугах.
Про термостат слышали все автомобилисты, но не все видели его вживую — немудрено, ведь он скрыт в недрах системы охлаждения. Что же такое автомобильный термостат? Как он работает и из-за чего выходит из строя? Отвечаем на частые вопросы об этой маленькой, но важной детали двигателя.
Что такое термостат
В общем смысле термостат — устройство для поддержания статичной (постоянной) температуры, что следует из его названия. Термостаты разной конструкции есть во многих приборах и механизмах, от водонагревателей до холодильников. Есть термостат и в автомобильном двигателе внутреннего сгорания (с жидкостным охлаждением, конечно).
В автомобиле термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости (антифриза): ускоряет прогрев холодного мотора и обеспечивает отвод тепла от горячего. Так двигатель работает эффективнее и комфортнее для водителя, особенно зимой — без термостата печка почти всё время дула бы холодным воздухом.
Конструкция термостата
Классический термостат представляет собой подвижный клапан, который приходит в движение из-за изменения внешней среды — нагрева или охлаждения антифриза. Для этого в нём есть термоэлемент, заполненный веществом, напоминающим по структуре воск — церезином, с добавлением медного порошка, графита или алюминия для лучшей теплопроводности. При определённой температуре антифриза церезин расширяется, открывая клапан термостата. При остывании мотора церезин сжимается, и термостат вновь закрывается.
Момент начала движения клапана термостата и температура его полного открытия у каждой модели двигателя свои: обычно это 70–95 °С и 90–100 °С соответственно. Температура начала срабатывания указана на корпусе термостата.
Термостат может быть одноклапанным и двухклапанным — последний не только открывает большой круг системы охлаждения, но и одновременно закрывает малый, что важно для правильной циркуляции антифриза. На большинстве современных двигателей используются двухклапанные термостаты. Помимо основных клапанов для антифриза в термостате обычно есть ещё один маленький воздушный клапан — он нужен для удаления воздушных пробок из системы охлаждения.
Как работает термостат
Корпус термостата — это своеобразный тройник системы охлаждения, в центре которого термостат распределяет потоки антифриза. Один из патрубков подводит к нему охлаждающую (и уже охлаждённую) жидкость от основного радиатора, другой служит для перепуска антифриза из двигателя, а третий направляет поток жидкости к водяному насосу (помпе).
При холодном запуске двигателя температура антифриза равна температуре окружающего воздуха, что далеко от нормальной рабочей температуры двигателя (80–90 °С). Чтобы ускорить прогрев, термостат блокирует поток охлаждающей жидкости к радиатору, пуская антифриз по так называемому малому кругу — через рубашку охлаждения двигателя. При повышении температуры жидкости клапан термостата приоткрывается, включая в работу большой круг системы охлаждения с основным радиатором. Пока клапан находится в промежуточном положении, в радиатор направляется лишь часть жидкости, которая затем подмешивается к горячему потоку из малого круга — так термостат поддерживает оптимальную рабочую температуру двигателя.
Когда режима смешивания не хватает для эффективного охлаждения мотора, термостат полностью открывается, исключая из работы малый круг — антифриз начинает циркулировать только через радиатор. И наоборот: при снижении температуры клапан термостата закрывается, вновь пуская охлаждающую жидкость по малому кругу.
Устройство системы охлаждения двигателя
Поддержание оптимальной температуры двигателя важно не столько для эффективной работы печки (хотя её водитель ощущает в первую очередь), сколько для полного сгорания рабочей смеси, снижения токсичности отработанных газов и увеличения ресурса двигателя. На некоторых моторах даже устанавливают несколько термостатов и/или термостаты с электронным управлением, чтобы более точно регулировать температуру в каждом контуре системы охлаждения.
Причины и признаки неисправности термостата
Иногда термостат выходит из строя, попросту заклинивая. Чаще всего это происходит из-за коррозии внутри радиатора, некачественного или старого антифриза: частицы накипи или ржавчины оседают на термоэлементе термостата, из-за чего тот становится нечувствительным к изменению температуры жидкости в системе и перестаёт двигать клапан. Но иногда термостат заклинивает и механически.
Термостат может заклинить в разных положениях: в полностью открытом, закрытом или промежуточном. Если термостат полностью закрыт, антифриз циркулирует только по малому кругу, что вызовет перегрев двигателя практически в любом режиме работы, при этом радиатор останется холодным. Полностью открытый заклинивший термостат тоже нетрудно вычислить: с ним двигатель будет прогреваться очень долго, а зимой даже не достигнет рабочей температуры.
А вот заклинивший в промежуточном положении термостат вычислить непросто. Поэтому, в случае проблем с системой охлаждения, термостат часто меняют превентивно, на всякий случай — просто чтобы исключить его из списка возможных причин. Благо, стоит он недорого.
Другая распространённая проблема — утечка охлаждающей жидкости — связана не с самим термостатом, а с его прокладкой, которая со временем перестаёт обеспечивать герметичность. Если вы меняете термостат, обязательно смените и прокладку, чтобы не пришлось сливать антифриз и разбирать систему охлаждения заново, обнаружив утечку.
Как проверить термостат
Снятый с машины термостат можно проверить в домашних условиях. Для этого его помещают в закипающую воду и смотрят, открывается ли клапан. Выглядит эффектно, но такая проверка, к сожалению, мало что даёт — лишь подтверждение, что термостат сохранил подвижность. Но при какой температуре он открывается? Чтобы тест был действительно полезным, нужно использовать термометр и контролировать температуру воды, сравнивая её с номинальной температурой начала открытия термостата.
Горячий и холодный термостат. Температура открытия
В магазинах можно купить термостат с разной температурой начала открытия: от 76–78 °С (холодный термостат) до 92–95 °С (горячий термостат). Если система охлаждения работает исправно и не создаёт проблем, стоит использовать термостат, идентичный заводскому — как правило, это 82 или 88 °С. Но при необходимости можно регулировать температурный режим двигателя установкой нештатного термостата.
Если двигатель автомобиля изначально очень горячий и склонен к перегреву при нагрузках (например, из-за слишком тесного подкапотного пространства или маленького радиатора), можно немного улучшить его охлаждение, установив термостат с ранним открытием. А если на дворе зима и у вас проблемы с прогревом машины, горячий термостат поможет мотору не терять тепло — в Сибири это популярный зимний тюнинг.
Узнать температуру открытия штатного термостата можно с помощью онлайн-каталога запчастей. Выберите свой автомобиль, найдите на схеме системы охлаждения термостат и посмотрите, какие аналоги предлагает интернет-магазин — у большинства производителей характеристики термостата отражены в артикуле. Другой способ — подбор по снятому образцу: температура открытия клапана указана прямо на корпусе термостата.
Езда без термостата
А можно ли ездить вообще без термостата? Иногда так борются с летними перегревами: полностью демонтируют термостат, принудительно включая большой контур охлаждения в работу. Но делать так не нужно. Вспомните основное назначение термостата: не способствовать охлаждению или нагреву мотора, а обеспечивать его термическую стабильность. Без термостата не будет режима подмешивания охлаждающей жидкости и перекрытия малого круга (что грозит локальными перегревами), нарушится расчётная циркуляция антифриза в системе. А во многих режимах работы двигатель окажется недогретым, что порой не менее вредно, чем перегрев. Пониженная температура двигателя (без термостата он может не нагреться и до 70 °С) негативно влияет на сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах: мотор зарастает нагаром, выходят из строя свечи, лямбда-зонды, нейтрализаторы выхлопа. Поэтому, если ваш двигатель хронически перегревается, поставьте холодный термостат с ранним открытием, но не удаляйте его из системы полностью. И поищите другие причины перегрева: отказавший электромотор или вискомуфту вентилятора, забитый радиатор или изношенную помпу.
Уделяйте термостату должное внимание: вовремя меняйте его, правильно подбирайте температуру открытия и не забывайте о замене прокладке — это избавит от многих проблем с двигателем.
- 1. Где расположен термостат в машине
- 2. Как проверить работоспособность термостата
- 2.1. Способ №1
- 2.2. Способ №2
- 2.3. Способ №3
- 2.4. Способ №4
- 2.5. Способ №5
- 2.6. Способ №6
- 2.7. Способ №7
- 3. Последствия использования неисправного термостата
- 4. Распространенные причины поломки термостата
Новички автолюбители часто интересуются, можно ли проверить термостат не снимая с машины. Конечно, это удастся сделать быстро и самостоятельно, но нужно знать некоторые тонкости проведения процедуры.
Где расположен термостат в машине
Этот важный узел в системе охлаждения обычно расположен между радиатором и двигателем. Представляет собой небольшое корпусное устройство с двумя патрубками и клапаном, регулирующее температуру антифриза. Преимущественно делается из латуни, реже — из меди или пластика.
В термостате обязательно должен быть технический воск, способствующий расширению механизма от высокой температуры и быстрому остыванию.
На современных иномарках регулятор температуры ОЖ расположен в глубине моторного отсека. Чтобы до него добраться, приходится снимать некоторые детали. К примеру, на многих моделях Мерседесов, включая класс C — демонтируют или смещают воздуховод фильтра.
Место расположение термостата
Как проверить работоспособность термостата
Ниже представлено 7 рабочих способов проверки термостата не снимая с машины. Вы можете воспользоваться любым из них по отдельности. С другой стороны, чтобы точнее диагностировать неисправность, желательно эти методы комбинировать.
Способ №1
Основан на контроле времени прогрева двигателя до своей рабочей температуры. Наиболее эффективна такая проверка зимой, когда на улице минусовая температура. Подойдет для владельцев, хорошо знающих «повадки» своей машины.
Если устройство полностью исправно, то его клапан должен открываться через некоторое время (примерно 20-30 км или раньше, если передвигаться на низких скоростях), когда ДВС прогреется до 80-90 градусов (точно зависит от модели двигателя). До этого момента клапан бывает закрыт, и вентилятор охлаждения не включается.
Однако когда термостат заклинивает в открытом положении, ДВС не достигает своей рабочей температуры или это происходит очень долго. Причина — антифриз постоянно идет через радиатор, поэтому успевает охлаждаться быстрее, чем мотор подогреет жидкость в рубашке.
Итак, что надо сделать:
- повысить обороты двигателя;
- определить время нагрева до 80–90 градусов;
- сравнить значение с минутами, за которые мотор нагревался при исправном регуляторе.
Если разницы нет — устройство, скорее всего, работает. Напротив, о повреждениях термостата (заклин клапана) можно судить, когда движок выходит на свою рабочую температуру раньше или позже обычного.
Схема работы термостата
Способ №2
Несколько более точный способ проверить исправность термостата — следить за поведением указателя температуры ОЖ во время работы двигателя. В этом случае достаточно знать, как она себя ведет, когда блокиратор потоков антифриза исправен — не меняет своего положения резко или скачками.
Также метод проверки со стрелкой эффективен при езде в горку на первой или второй передаче, когда на мотор оказывается повышенная нагрузка. Тут индикатор шкалы пойдет вниз, так как из‐за нагревания антифриза, откроется клапан и в малый контур поступит охлажденная жидкость.
А вот совсем по‐другому стрелка ведет себя, если термостат заклинит:
- не падает во время сильных нагрузок на мотор;
- не поднимается до требуемой зоны, когда ездишь длительное время.
Данный метод также подходит для водителей, хорошо знающих свой автомобиль.
Способ №3
В этом случае проверка термостата на автомобиле должна определить реальную температуру антифриза.
Проверка должна проводиться на целиком остывшем силовом агрегате.
Измерения делают рукой — просто ощупываете патрубки и выносите решение на основании тактильных ощущений. Только будьте крайне осторожны и не прикасайтесь к металлическим деталям!
В первую очередь ощупывается зона малого контура — входной патрубок термостата. Правда, на некоторых автомобилях его сложно найти. Куда проще проверить второй шланг, который входит в радиатор.
Подробные действия:
- заведите мотор — повторимся, что он должен быть остывшим;
- прощупайте руками шланги — если конструкция автомобиля позволяет, то одновременно возьмитесь за оба патрубка.
Если во время работы ДВС патрубок малого контура становится горячим, а второй шланг остается холодным — термостат считается исправным на 50%. Его не стопорит в открытом положении, но невозможно определить, не заклинил ли он в закрытую.
Патрубки термостата
Способ №4
Куда точнее понять состояние термостата позволит измерение фактической температуры антифриза специальными приборами. Ниже подробно об этом.
- Универсальный мультиметр с термопарой. Такой прибор имеет два провода и датчик, замеряющий температуру. Стоит он недорого, но имеет свои недостатки — невысокая точность замера и сложность установки на объект измерения. Его датчик приматываем изолентой к входному патрубку, заводим мотор и смотрим на шкалу. Исправный термостат покажет на шкале 80–90 градусов и выше. Если же подсоединить прибор к другому шлангу, то градус будет низким.
- Специальный пирометр. Тоже можно недорого взять, благо в магазинах полно китайского товара. Конечно, чем профессиональнее будет модель, тем точнее мы сможем замерить градус. Но такие пирометры обычно встречаются только в сертифицированных автомастерских, так как стоят больше $1000. Плюсы такого прибора неоценимы — можно легко установить в любом месте подкапотного пространства и снять точные показания. Метод проверки не отличается от мультиметра — все делается также, только в разы удобнее и быстрее.
«Я диагностирую термостат на своей машине с помощью обычного мультиметра с термопарой. Купил его за 1000 р, и провел некоторые доработки. В частности, добавил специальный переходник и защитил от высокой температуры чересчур тонкие провода прибора. Дисплей цифровой, всегда показывает точно — пока ошибок не заметил». Михаил Зорин, автолюбитель
Способ №5
Это более точный способ, но термостат придется снимать с автомобиля. Таким же методом удастся проверить новое, только купленное устройство.
Что делаем:
- демонтируем термостат с автомобиля;
- вносим домой или в гараж;
- подготавливаем металлическую посуду с водой — например, кастрюлю;
- ставим регулятор так, чтобы он полностью погрузился в воду, но не касался дна или стенок кастрюли;
- опускаем в емкость специальный термометр, который способен измерять жидкость до 120 градусов Цельсия.
Проверка термостата в кипящей воде
Включаем газовую плиту и наблюдаем, когда термостат откроет клапан. Исправное устройство должно сработать ровно на том градусе, который выгравирован на его корпусе. Например, у антифризного регулятора Mercedes‐Benz этот показатель составляет +102 градуса.
«Купил один раз байду от фирмы СтАТО. Решил сразу не ставить на машину, а проверить температуру срабатывания клапана и герметичность устройства. Погрузил в воду, поставил емкость на плиту, включил. Вода закипела, а байда не открывается. Отнес и вернул в магазин — пронесло. В связи с этим рекомендую всем автолюбителям сначала проверить, а потом устанавливать термостат. Сегодня продают не всегда хорошие запчасти, не забывает это». Саня Мост, работник ЧОП и автолюбитель, Саратов
Способ №6
Этот метод часто применяют опытные водители или специалисты, которые разбираются в принципе работы системы охлаждения автомобиля. Проще говоря — знают схему кругового движения жидкости по двум контурам.
Вот, что нужно сделать:
- прогреть холодный двигатель 2–3 минуты на холостом ходу;
- потрогать шланг, идущий к верху основного радиатора машины.
Если он холодный, то делаем следующий вывод — антифриз проходит по малому кругу (печку и движок), что означает закрытое положение клапана термостата. Как только антифриза нагреется до 90 градусов (определить температуру можно по индикатору датчика), нужно ощупать нижний отходящий от радиатора шланг.
Нижний отходящий патрубок радиатора
Он должен быть горячим, что укажет на прохождение жидкости уже по большому кругу с охватом радиатора и открытии клапана. Понятно, что любое несоответствие приведенным выше условиям укажет на неисправности регулятора потоков ОЖ или его неправильное срабатывание.
Способ №7
Также можно определить неисправность блокиратора потоков антифриза непосредственно по симптомам клапана:
- мотор не выходит на рабочую температуру и не нагревается, антифриз сразу идет по большому кругу — указывает на то, что клапан заклинивает в открытом положении;
- силовой агрегат перегревается — клапан заклинило, он не открывается;
- двигатель прогревается, но очень долго — скорее всего, клапан зависает посередине (до конца не закрывается/открывается).
Определить точно последнюю неисправность на машине практически невозможно, поэтому термостат приходится демонтировать.
Последствия использования неисправного термостата
Продолжать ездить с неисправным термостатом нельзя. Двигатель не будет качественно прогреваться, а потоки антифриза нормально ходить по большому и малому кругу. Это может вызвать ряд серьезных неисправностей:
- перегрев ДВС со всеми вытекающими;
- недогрев мотора, что приведет к ухудшению сгорания топлива и увеличению расхода, а масло будет отращивать бороду на клапанах;
- закипание антифриза в расширительном бачке;
- выход из строя всей системы охлаждения и т.д.
«Как-то зимой случилось со мной такое. Еду на машине домой из командировки, где-то километров 50 за спиной оставил. Трасса ровная, снега нет, двигаюсь на скорости 100-120 км/ч. Ну думаю, чего ему нагреваться, пятая передача, вентилятор охлаждает, все дела. Неожиданно посмотрел на стрелку показаний антифриза — ниже 40. Такого быть не должно. Хорошо, что вовремя заехал в автосервис. Ребята быстро определили неисправность термостата и заменили его на оригинальный. Поговорил еще с мастерами — сказали, что для двигателя открытое положение клапана не так губительно, но расход горючего увеличивается и клапаны загрязняются. Повезло тебе, говорят, что он заклинил не в закрытом положении, тогда мотор бы перегрелся и стуканул». Миша Ким, водитель, Андреевск.
Распространенные причины поломки термостата
Зная их, водитель сможет своевременно предупредить более серьезные неисправности.
- Силовой агрегат нагревается чересчур долго, причем даже летом. Одновременно наблюдается троение и общая неустойчивая работа движка. Из‐за такого клапан регулятора температуры антифриза начнет вибрировать — через некоторое время может повредиться седло, и воск вытечет наружу. Это нарушает работу устройства, клапан либо не закрывается нормально, либо не открывается.
- Внутрь термостата попал антифриз. Общий объем внутреннего устройства регулятора повысится, поэтому клапан начнет открываться преждевременно.
- Протек специальный наполнитель, который реагирует на изменение температуры. В итоге регулятор будет срабатывать с задержкой по времени.
Ну и конечно, различные механические повреждения, которые возникают со времен. В этом случае клапан тоже не будет открываться до конца, в радиатор будет поступать мало антифриза, что приведет к перегреву ДВС.
Таким образом, диагностировать состояние термостата удастся с помощью приведенных выше способов. Проводить их несложно, но если возникнет какая‐то трудность, обратитесь в СТО к профессиональным механикам.