Как найти тезис доказательство вывод

Сочинение-рассуждение состоит из трех основных частей:

  • Тезис. Предложение, которое нужно доказать.
  • Доказательства. Мысль, аргументирующая тезис. Можно подкрепить примерами.
  • Вывод. Подводит итог, углубляет тезис.
  • Тема: «Только в труде велик человек»

    • Тезис. В чем состоит величие человека? В том, как и зачем он живет. Человек, посвятивший свои дни науке, искусству, семье, подаривший часть себя миру, по-настоящему велик.
    • Доказательства. Мы приходим домой, включаем свет, телевизор, готовим на газовой плите, и даже не задумываемся, сколько труда вложено в это. Ученые трудились над изобретениями, рабочие внедряли в жизнь эти изобретения. Мы же пользуемся продуктами их труда.
    • Когда-то ученый Флеминг открыл пенициллин, который позволил лечить пневмонию, скарлатину, дифтерию. Это произошло в результате долгих и кропотливых исследований. Человечество благодарно ему за труды. Мы можем сказать, что это великий человек.

      Также велик любой человек, честно выполняющий свое дело и дарящий людям радость. Бабушка, вырастившая детей и внуков, шахтер, добывающий уголь, водитель, перевозящий пассажиров. Труд приносит человеку удовлетворение, помогает ему реализовать себя, найти смысл в жизни. Люди, не нашедшие своего призвания, часто разочаровываются в жизни и чувствуют себя несчастными.

      • Вывод. Человек должен трудиться, чтобы уважать себя. Труд придает смысл человеческой жизни, возвышает и возвеличивает человека.

Опубликовано 15 октября, 2018

­­Сочинение состоит из 3 частей:

1. Вступление – тезис.
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
3. Заключение – вывод.

1. Тезис

Это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 2-3 предложений.
Подробнее о том, как сформулировать тезис в сочинении

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

• Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
• Текст заканчивается словами: “…”. На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
• Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
• По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
• В этом отрывке автор говорит о том, что…
• Смысл данного отрывка я понимаю так: …
• В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

2. Основная часть.

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

3. Вывод.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!


Структура сочинения-рассуждения 15.2.

ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент – пример 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Как сформулировать тезис для сочинения 15.2?

Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Сочинение данного типа очень хорошо начать с вводных слов: на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я считаю и т.п.

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ – довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2.должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ – пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма “бесценными”.
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом “листочками”, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых “листочков” для пожилой женщины.

Аргумент 2: В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.
Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе (“Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души”). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ –  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.


Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным этапом работы при написании сочинения 15.2. ОГЭ по русскому языку будет подбор аргументов. Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, – проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными.

Аргументы – это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).

Доказательство как особый логический способ обоснования истины имеет свое строение. Всякое доказательство включает: тезис, аргументы, демонстрацию. Каждый из этих элементов в логической структуре доказательства выполняет свои особые функции, поэтому ни один из них нельзя игнорировать при построении логически правильного доказательства.

Дадим логическую характеристику каждому из указанных элементов.

Тезисом доказательства называется то положение, истинность или ложность которого требуется доказать. Если нет тезиса, то и доказывать нечего.Поэтому все доказательное рассуждение целиком подчинено тезису и служит для его подтверждения (или опровержения). Известный русский логик С. И. Поварнин сравнивал роль тезиса в доказательстве со значением фигуры «короля» в шахматной игре. Этой фигуре подчинен весь процесс игры, с ее «интересами» сообразуется каждое движение других шахматных фигур. Аналогично и в доказательстве: главная цель всех рассуждений — тезис, его подтверждение или опровержение.

Тезис может быть сформулирован как в начале доказательства, так и в любой другой его момент. Тезис часто высказывается в форме категорического суждения, например: «Положение, которое я доказываю, состоит в следующем», «Вот мой тезис», «Передо мной стоит задача доказать», «Вот мое положение», «Я глубоко убежден(а), что…» и т. п. Нередко тезис формулируют и в форме вопроса, например: «Каким образом в условиях снижения курса евро к доллару на 12-15% Франция и Германия обходятся без внутренней инфляции?» Ответ на этот вопрос и будет доказательством.

Доказательства бывают простые и сложные. Главное их различие состоит в том, что в сложном доказательстве имеются основной тезис и частные тезисы.

Основной тезис — это положение, которому подчинено обоснование ряда других положений. Частный тезис — это такое положение, которое становится тезисом лишь потому, что при его помощи доказывается основной тезис. Частный тезис, будучи доказанным, сам становится затем аргументом для обоснования основного тезиса.

Аргументами (или основаниями) доказательства называются те суждения, которые приводятся для подтверждения или опровержения тезиса. Доказать тезис — значит привести такие суждения, которые были бы достаточными для обоснования истинности или ложности выдвинутого тезиса. В качестве аргументов при доказательстве тезиса может быть приведена любая истинная мысль, если только она связана с тезисом, обосновывает его.

Основные виды аргументов: факты, законы, аксиомы, определения, документальные свидетельства и т. п. Рассмотрим их содержание подробнее.

Факт — это явление или событие, имевшее место в действительности. Факты — очень важный вид аргумента. Они обладают достоверностью и большой силой убедительности и поэтому широко используются в доказательствах. Поскольку факты отражают действительность, то отрицать их в то время, когда они существуют, или ссылаться на факты, которых, нет, значит не считаться с действительностью. Факты настолько авторитетны, насколько авторитетна сама действительность.

Практика показывает, что факты никогда не говорят сами за себя. Факты всегда объясняют люди. Вот почему один и тот же факт, взятый в различных связях и отношениях, может быть объяснен по-разному. Но в одном и том же отношении, в одно и то же время факт должен объясняться однозначно. Поэтому факты, прежде чем стать аргументами, должны быть правильно поняты. Для этого необходимо подходить к ним диалектически: рассматривать не изолированно, а во взаимной связи друг с другом, в единстве. Чтобы факты могли реализовать роль аргументов, нужно брать не отдельные факты, а совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов. Всякая односторонность в отношении фактов ведет к непониманию их существа, осознанному или неосознанному их искажению.

Важный вид аргументов — законы науки. Ссылка на закон является веским аргументом. Авторитетность законов науки как аргументов связана с нашим пониманием того, что такое закон.

Законы науки — это истины особого порядка, отличающиеся от других знаний как своим содержанием, так и формой их открытия. Законы науки являются отражением законов объективного мира и выражают внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и процессами. В сфере рыночной экономики, например, действует закон стоимости, закон спроса, закон накопления, закон предложения, закон денежного обращения, закон падения производительности факторов производства и др.

Но всякий закон имеет границы своего действия. Законы действуют в определенных условиях, с изменением которых может появиться другой закон. Поэтому при обосновании какого-либо положения при помощи закона надо знать, можно ли доказываемый тезис обосновать именно данным законом.

Так, по рассказам историков, однажды петербургский генерал-губернатор Трепов пригласил к себе виднейших купцов и спросил у них, почему в городе повысились цены на хлеб. Представители частного капитала стали объяснять чиновнику, что цены на хлеб определяются не чьим-то желанием, а свободной игрой спроса и предложения. При этом они ссылались на труды Адама Смита и Карла Маркса. «Даже вы, ваше превосходительство, ничего не сможете поделать с рыночными законами — они не в вашей власти». «С трудами Адама Смита знаком, — отвечал генерал-губернатор, — и признаю, что игра спроса и предложения не в моей власти. Зато в моей власти выслать вас, господа, из Петербурга в двадцать четыре часа». На следующий день цены на хлеб в Петербурге внезапно снизились.

В качестве оснований доказательства на практике широко используются также аксиомы и постулаты. Аксиомы — это положения и принципы, которые в данных пределах принимаются за истины без доказательств. Постулаты — это исходные допущения, принимаемые без доказательств.

При доказательстве истинности или ложности какого-либо положения в качестве аргументов часто приводятся определения понятий. Если выдвинутое положение с необходимостью вытекает из приведенного в качестве аргумента определения понятия, то оно признается доказанным. Определение — результат глубокого познания предметов, отраженных в данном понятии. Определение раскрывает содержание понятия, включает признаки, выражающие сущность предметов. Поэтому ссылка на определение может оказаться достаточной для признания истинности положения, подпадающего под данное определение. Определение в таких случаях принимается за истину, не требующую доказательства.

Однако необходимо учитывать, что не всякое определение может быть аргументом. Чтобы определение могло быть использовано для обоснования тезиса, оно должно быть истинным, правильным, общепринятым, утвердившимся. Определение, которое оспаривается, требует своего уточнения, не может быть аргументом.

Демонстрацией (или формой доказательства) называется способ логической связи тезиса с аргументами. Тезис и аргументы доказательства по своей логической форме — суждения. Выраженные в грамматических предложениях, они воспринимаются нами непосредственно: тезис и аргументы можно увидеть, если они написаны, услышать, если они произнесены.

Однако тезис и аргументы сами по себе, вне логической связи друг с другом, еще не составляют доказательства. Аргументы начинают приобретать определенное значение, когда мы выводим из них тезис. Процесс выведения тезиса из аргументов и есть демонстрация. Она всегда выражается в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще — цепочка умозаключений. Обоснование тезиса может принимать форму дедукции, индукции или аналогии, которые применяются самостоятельно или в различных сочетаниях. При этом особенность умозаключений, в форме которых протекает демонстрация, состоит в том, что нуждающееся в обосновании суждение, выступающее тезисом доказательства, является заключением и формулируется заранее, а суждения об аргументах, которые служат посылками, остаются неизвестными и подлежат восстановлению. Таким образом, в процессе доказательства по известному заключению (тезису) восстанавливаются посылки вывода (аргументы).

Доказательство — это логическая основа аргументации. Структура доказательства полностью входит в структуру аргументации, но не исчерпывает ее полностью. Это связано с тем, что знание воспринимается не только разумом, но и чувствами человека. Поэтому целесообразно говорить о логическом и психологическом компонентах структуры аргументации. В целом же различия между доказательством и аргументацией можно представить следующим образом:

Доказательство Аргументация
Целью является установление истинности или ложности тезиса Целью является установление истинности или ложности тезиса, а также обоснование целесообразности принятия истинного тезиса, показ его важной роли в данной ситуации
Аргумент — это положение, подтверждающее истинность или ложность тезиса Аргумент — это положение, подтверждающее истинность или ложность тезиса, а также обосновывающее целесообразность принятия истинности тезиса, демонстрирующее его преимущества по сравнению с другими подобными утверждениями. Аргументы более разнообразны, чем в доказательстве
В основе лежат логические средства В основе лежат логические и психологические средства, обращение к разуму и чувствам людей

Такова общая характеристика структурных элементов доказательства и отличие его структуры от структуры аргументации.

СЕМИНАР

«МЕТОДИЧЕСКИЕ   ПРИЁМЫ  РАБОТЫ  НАД  СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ  В 9  КЛАССЕ ПРИ  ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ  К  ГИА»

Место  проведения: МОУ СОШ с углублённым изучением предметов эстетического профиля  №13

Дата проведения: 28 января 2010 г.

ПРОГРАММА  СЕМИНАРА

1. Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов ОУ в 2010 году  (в новой форме) по русскому языку

     Григорьева-Ершова Тамара Ивановна, методист МОУ ДПОС «Ресурсный  центр»

2. Методические приёмы работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (С2.1)

  Амирова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы  МОУ СОШ с углублённым изучением предметов эстетического профиля   №13

3. Типы творческих заданий при подготовке учащихся 9-х классов к сочинению рассуждению на лингвистическую тему (С2.1).

   Бурова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ  лицея №60.

4. Методические приёмы работы над сочинением -рассуждением на тему, связанную с анализом содержания текста (С.2.2).

    Ридель Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №85,    Заслуженный учитель  РФ,

    Михайлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы, руководитель  методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ СОШ №15

Методические рекомендации

выступление Т.И. Григорьевой-Ершовой

*СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (2010 год) –

(Выполняется на отдельном бланке. При оценке грамотности учитывается суммарный объём изложения и сочинения: от 140 до 290 слов).

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям К1-К4 – 7 баллов

А. ОБЩАЯ  СТРУКТУРА  СОЧИНЕНИЯ-  РАССУЖДЕНИЯ  НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ  ТЕМУ

1-й абзац. Формулируем  основной тезис по указанной теме (К1 – Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления – 2 балла)

2-й абзац. (+ – Развиваем основную мысль тезиса и) приводим примеры-аргументы из текста (К2 – Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления –2 балла)

3-й абзац. Краткий вывод, соотносящийся с началом сочинения.

Б. МОДЕЛЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «ЗАЧЕМ НУЖНА ПУНКТУАЦИЯ ?»

1-й абзац. Формулируем основной тезис по теме, начиная с тезиса-подсказки, данного в задании С2 (часть 2): « На письме без знаков препинания обойтись невозможно». Но это общее утверждение не дает ответа на вопрос. Ищем такую речевую конструкцию, которая содержит более конкретный вариант. По модели подходит сложноподчиненное  предложение с придаточным цели (союзом «чтобы»). Например: « Знаки препинания и знание правил их постановки необходимы как пишущему, так и читающему: пишущему – чтобы выразить определенный смысл, вкладываемый им в свое письменное высказывание, а читающему – чтобы правильно  воспринять этот смысл

       Мы ответили на вопрос, но не назвали разные функции знаков препинания. Даем теоретическое обоснование ответа, т.е. распространяем содержание тезиса, конкретизируем его, указывая функции ( назначение, роль) знаков препинания. Иными словами,  мы должны сказать, что у знаков препинания несколько функций, назвать не менее двух.

2-й абзац. Подтверждаем (аргументируем) это примерами из текста №2. В качестве примеров называются номера предложений или применяется частичное цитирование.

3-й абзац. Краткий вывод соотносящийся с началом сочинения. Используем слова: Итак, таким образом, следовательно, как видим  и т.д

*        Примерный вариант сочинения- рассуждения «Зачем нужна пунктуация?»

       На письме без знаков препинания невозможно обойтись. Знаки препинания и знание правил их постановки необходимы как пишущему, так и читающему: пишущему – чтобы выразить определенный смысл, а читающему – чтобы правильно воспринять этот смысл. Для этого  используются определенные знаки препинания, подходящие по своей функции в том или ином высказывании. Как правило, выделяют разделительные (отделительные) и выделительные знаки препинания. Они встречаются почти в каждом тексте, в том числе и в предложенном нам.

     Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других, всегда выступают как одиночные знаки. Так, с этой целью они используются в предложениях № 1, 2, 8, 9, 10,11. Выделительные знаки препинания ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) всегда двойные (парные) знаки. Они выделяют различные отрезки речи, к примеру, можно назвать предложения № 18, 23.

       Как видим, при помощи знаков препинания происходит смысловое членение речи, что, несомненно, (бесспорно) активизирует наше понимание и восприятие текста.

.

Пояснение. Жирным шрифтом выделены средства связи предложений, абзацев.

К3- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения- 2 балла

К3- Композиционная стройность и завершённость работы –1 балл

* СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

   Предложения в тексте связываются друг с другом по смыслу и при помощи языковых средств. В качестве последних могут выступать следующие:

1. Слова одной тематической группы (например, родовое наименование и его видовые: жилище – дом, квартира и т.д., учитель и его ученики и т.д.).

2. Однокоренные слова

3. Синонимы, антонимы ( в том числе контекстные)

4. Лексический повтор

5. Союзы

6. Местоименная замена

7. Вводные слова

8. Синтаксический параллелизм (в соседних предложениях одинаковый или «зеркальный» порядок слов)

9. Вопросительные или неполные предложения

10. Анафора или эпифора ( одинаковое начало или конец предложения)

Этапы работы над написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

 выступление Буровой Галины Викторовны

1.   Формирование понятийного аппарата учащихся: тезис, тема, аргументы, вывод.

*ТЕЗИС – это мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Правила тезирования: а) тезис должен быть четким и ясным  б)тезис должен оставаться неизменным  на протяжении всего доказательства. Умение тезировать – это: а) умение выделить все микротемы б)четкая формулировка основных мыслей по теме (микротеме), в) умение опустить избыточную информацию, г)правильное графическое оформление работы. Если красная строка не выделена, то это логическая ошибка.

 ТЕЗИСЫ – это  кратко сформулированные основные положения текста, в которых сжато и последовательно раскрывается его тема и основная мысль.

Структура тезиса:

ТЕМА  +   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ  =   ТЕЗИС

*ТЕМА – это то, о чем говорится в тексте.          

          Примеры тезисов:

а) Имя  существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы:  КТО?  ЧТО ?

Б) Волк – хищное животное из рода собак

в) Охранять природу – значит любить Родину

г) Старый друг лучше новых двух.

Во всех тезисах первые слова  называют тему : имя существительное, волк, охрана природы, старый друг. Затем следует основная мысль, которая  поясняет содержание темы, выделяет самое существенное в ней.

*Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения.

АРГУМЕНТ –это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой. Аргументы  бывают  разные. Например:

а) цифровой или статистический материал,

б) документы,

в) доказанные положения.

г) ссылка на высказывания или мнения авторитетных людей, общественных деятелей, ученых, писателей в поддержку своего мнения. В этом случае  уместно введение небольших цитат.

д) примеры из мировой культуры, литературы, живописи, истории и т.д.                         

е) можно обратиться к средствам массовой информации (газетам, телевидению, радио), которые активно рассматривают эту же тему .                                                                                           

ж) случаи из реальной жизни, вашей собственной или кого-то из ваших близких, знакомых .

 АРГУМЕНТ – это суждение, приводимое в подтверждение истинности (или ложности- антиаргумент). Правила аргументации:

а) Аргументы не должны противоречить друг другу

б) Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса ( не менее двух аргументов )

в)Аргументы должны соотноситься с темой и основной мыслью (тезисом), а не быть мнением вообще

Характерные ошибки при аргументировании:

а) нечеткое словесное оформление,

б)однотипность аргументов   

*Вывод– заключение.

2.   Работаем над понятием  тезис.

Памятка.

1.     Прочитайте текст.

2.     Выделите его смысловые части и соотнесите с абзацами.

3.    Задайте вопрос к каждой смысловой части: О чём идёт речь?

4.    Ответьте на вопрос так, чтобы была названа микротема: найдите ключевые слова и запишите их в левый столбик.

5.    Задайте вопрос: Что говорится по микротеме?

6.    Найдите ответ (основную мысль) в абзаце по ключевым словам и запишите его в правый столбик.

7.    Прочитайте микротемы и соответствующие им основные мысли по порядку. У вас получится сжатый вариант исходного текста в виде тезисов или тезисного плана.

8.    Распространите тезисы 1-2 примерами. У вас получился конспект.

     Некоторые учёные считают, что общение с помощью мимики и жестов предшествовало возникновению звукового письма. Вероятно, древние люди широко использовали движения рук, головы, плеч, губ и глаз, чтобы показать сородичам, что им нужно. Сопровождалось это нечленораздельными выкриками, возгласами, выражавшими радость, страх и другие чувства. Потом звуковой язык вытеснил другие формы общения, сделал их второстепенными.

    Как бы то ни было, язык мимики и жестов как в древние времена, так и теперь является важным средством передачи информации. Даже человек, хорошо владеющий вербальным языком, не может обойтись без жестов. Разные народы в большей или меньшей степени используют жестикуляцию в разговоре. Жители северных стран более спокойно ведут беседу. А вот про итальянцев в шутку говорят, что они не могут разговаривать, если им связать руки.

   Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

 3.    Подбор аргументов к тезисам на лингвистическую тему.

Зачем нужны запятые в предложениях с однородными членами?

Роль вводных слов в предложении.

Роль многоточия в тексте.

Работаем над темой «Роль многоточия в тексте»

Многоточие– знак препинания в виде нескольких поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.

Структура сочинения-рассуждения:

Тезис – доказательства (аргументы)- вывод.

Речевые средства связи:

– повтор слов,

– местоимения ( личные, указательные)

– вводные слова и конструкции:  например, так, во-первых, во-вторых, таким образом, итак, в заключение, как видим и др.

Коллективное написание сочинения-рассуждения.

 На письме без многоточия невозможно обойтись. Многоточие и знание правил его постановки необходимы как пишущему, так и читающему: пишущему – чтобы выразить определённый смысл, а читающему- чтобы правильно воспринять этот смысл.

Многоточие– знак препинания в виде нескольких поставленных рядом точек. В большинстве случаев оно обозначает незаконченную мысль или паузу. Этот знак препинания встречается чаще в художественном тексте, в том числе и предложенном нам. Какова же роль многоточия в текстах? С какой целью оно используется?

Во-первых, для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой между незаконченными предложениями. Например, в предложениях  № 2,8.

Во-вторых, в начале, в середине, в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Так, с этой целью используются предложения 13,14.

Как видим,…

Методические приемы работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (С2.1) 

выступление Амировой Татьяны Александровны

Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению учащихся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. При выполнении данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность  умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений,

подтверждая их аргументами из текста. Алгоритм построения текста-рассуждения содержится в самой формулировке задания части С. Однако учащиеся затрудняются в построении самого риторического жанра рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? Какие лингвистические термины-понятия отобрать? как связать доказательства и вывод? При этом в письменных работах допускаются те же типичные ошибки, что и в устных ответах на уроке:

1) отсутствие начальных фраз, организующих высказывание; 

2) непродуманность в расположении отдельных частей текста;

3) однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями, частями текста;

4) отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста;

5) неумение пользоваться частотными для языка науки средствами выражения сопоставительных, классификационных отношений.

   И в очередной раз задаем себе вопрос: как помочь учащимся?

   Чаще всего мы пользуемся готовыми советами, шаблонами.

   Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, можно заключить следующее:

1.     Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.

2.     Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.

3.     Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:

a)     Описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мной и другом возник спор…», «Как-то раз мы ехали по улице и увидели…») или прямая актуализация проблемы (Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!», «Сегодня, когда люди работают на компьютерах, снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать, какую букву писать в слове корова?»);

б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);

в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _______________________,

достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,__________________»);

г) вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).

Конечно же, форма и жанр высказывания могут быть различными.

Могут опираться на самую простую и стандартную схему, которая обусловлена системой критериев.

   Ниже даются модели, описывающие возможные способы развертывания текста рассуждения.

Модель№1. Нам предлагается объяснить значение тех или иных знаний или речевых умений для осуществления эффективной жизнедеятельности: «Какая польза от орфографии?»,

1)    Определяем проблему в виде вопроса. Нужна ли современному человеку пунктуация? Для чего мы учимся правильно расставлять знаки препинания?

2)    Тезис. Пунктуация выполняет очень важную функцию в письменной речи.

3)    Обоснование. (Обратите внимание на использование вводных слов, организующих движение мысли.)

Во-первых, с помощью знаков препинания мы выражаем различные  эмоциональные оттенки: удивление, восторг, растерянность. Подтвердим это примером из текста:_________»;

 Во-вторых, знаки препинания выполняют разделительную функцию, помогают понять смысл высказывания. Прочитайте предложение: «Я отец мой дядя Сергей и Петя пошли купаться на реку ». От того , как мы расставим запятые, зависит и сколько людей имеется в виду, и каковы их родственные связи.

4)    Вывод. Таким образом, мы видим, что знаки  препинания на самом деле играют важную роль: они позволяют правильно понять письменное сообщение, обеспечивают пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков.

Модель № 2. Прочитайте текст « Суворов на посту».

Объясните, с какой целью С.Григорьев использует в своем тексте историзмы.

1.     Представьте предмет исследования.

 Автор рассказывает нам о великом полководце XVIII века Александре Суворове. В тексте встречаются слова, которые вышли из активного употребления, потому что прошло уже много лет и в обществе произошли серьезные перемены.

2.     Обозначьте проблему. (Наиболее оптимальная форма- с помощью вопроса.) С какой же  целью автор использует историзмы? Почему их нельзя заменить словами, которые были бы понятны современному читателю?

3.     Тезис. С. Григорьев употребляет устаревшие слова, чтобы точнее передать характер эпохи, ее особый колорит, убедить читателя в жизненности изображенных событий.

4.     Обоснование.

a)     У каждой эпохи есть свои черты, которые обозначены определенными словами. (Обоснуем суждение примером.) Например, в средние века зависимые крестьяне вынуждены были работать на помещика, и этот принудительный труд назывался барщина. Каким современным понятием можно заменить слово «барщина», если такого явления больше нет?! А можно ли  заменить историзм «колет» современным словом «куртка», ведь наша куртка совсем не похожа на ту, что носили в XVIII веке?!

                 б) Чтобы убедить читателя в правдивости созданных картин, автору нужно передать колорит определенной эпохи. (Обоснуем примером.)  Давайте посмотрим, что у какого-то писателя в историческом романе древние полководцы летают на самолетах, передают приказы по радио! Какие чувства, кроме удивления и насмешки, вызовет такое произведение?

        5. Вывод.

        Таким образом, мы видим, что правильное использование исторической лексики позволяет автору более точно реализовать свой замысел.

Основные языковые средства оформления рассуждения

Виды

рассуждения

Вводные слова,

наречия

Союзы

Речевые обороты

Доказательство

Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, тогда, например

Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если

Из этого следует, что…;

отсюда заключаем, что..;

из чего вытекает, что…;

это позволяет предположить, что…;

предположим, что…;

допустим, что…;

доказательством служит…;

об этом свидетельствует…

Но есть другой путь- систематическая работа с лингвистическими текстами, начинающаяся с 5 класса.

Подспорьем для подобной работы служит используемая нашей школой в течение уже нескольких лет технология «ИнтеллекТ», разработанная Ломоносовской школой г. Москвы и представленная в рабочих тетрадях в виде заданий по трём уровням: А, В, С.

Уровень А соответствует оценке «3», уровень В  – «4», уровень С – «5».

Все задания составлены на основе текста.

Рассмотрим несколько упражнений, которые я использую в своей учебной деятельности:

5 класс. Уровень А

Задание на развитие навыка чтения

Время выполнения задания 2 минуты.

Тема: Состав слова

Задание 1. Прочитайте внимательно текст» Чем интересна приставка?»

Старайтесь запомнить не только смысл, но и слова, которые использованы автором.

Чем интересна приставка?

 Каждая часть слова имеет свой смысл. Для русского языка, особенно для глагола, самые большие возможности представляет образование новых слов с помощью приставки. Например: бегать-прибегать, подбегать, забегать, убегать. Именно приставки придают особую выразительность глаголам, указывают на точное действие, на оттенки его проявления. В русском языке существует много приставок. У каждой свое значение.

Оказывается, не только корень, но и маленькая морфема-приставка- может быть говорящей. Вот, например, приставка В- означает движение внутрь, ВЫ- изнутри, ДО- завершение действия, БЕЗ- отсутствие чего-либо и т. д.

А иногда в слове может быть две приставки: неизбежно (приставки НЕ-,ИЗ-)

Задание 2. Закройте прочитанный текст листом бумаги и в таком же тексте, но с пропусками, заполните пробелы. У вас должен получиться исходный текст.

                                                Чем интересна приставка?

Каждая часть речи  имеет свой ________________. Для русского языка,

Особенно для ______________ самые большие возможности представляет образование новых слов с помощью ______________. Например:

бегать-прибегать, _______________________________________________.

Именно приставки создают особую______________________ глаголов, указывают на  __________________ действие, на оттенки его проявления.

В русском языке существует очень________________ приставок. У каждой свое__________________________. Оказывается, не только корень, но маленькая_______________-приставка- может быть говорящей.

Вот, например, приставка В- означает____________внутрь, ВЫ-________________ изнутри,ДО-____________ действия, БЕЗ-_____________ чего-либо.

А иногда в слове может быть_____________:неизбежно(приставки НЕ-, ИЗ-).

Уровень В

   Задание 1. Прочитайте внимательно текст «Зачем нужны окончания?». Старайтесь запомнить не только смысл, но и слова, которые использованы автором.

     Наша речь состоит не из отдельных слов, а из предложений. А как из слов получаются предложения?

     Получатся ли предложения, например, из слов»молоко», «прыгать», «квадратный»? Конечно, нет. Между лексическими значениями этих слов нет никакой связи. Молоко не может быть квадратным, не может прыгать.

     Значит, для того , чтобы из слов могло получиться предложение, они должны сочетаться друг с другом по своему лексическому значению, теперь подумайте. сочетаются ли слова «брат», «сестра», «читать»,»старший»,»рассветать», «вкусный» друг с другом по своему лексическому значению?

     Четыре слова из них могут составить предложение:»брат», «сестра», «читать» «старший».

    Но пока это не предложения, а набор слов. Что можно сделать со словами? Изменить их? Вариантов может быть много: сестру, читаем, братом, старшим и т. д.

    Начинаем строить модель будущего предложения. Нужно продумать, о чем оно будет, кто станет главным действующим лицом, о каком действии пойдет речь т.д.

     Как видите, при построении предложения следует учитывать не только лексическое значение слов, но и значение падежа, числа, рода, лица, то есть значения, называемые грамматическими значениями слов.

     Постепенно мы составляем такое предложение. Старший брат читал сестре.

     Без окончаний мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Поэтому не случайно говорится в правилах, что окончания служат для связи слов в предложении.

Задание 2. Закройте прочитанный текст листом бумаги и в таком же тексте, но с пропусками заполните пробелы. У вас должен получиться исходный текст.

Зачем нужны окончания?

 Наша речь состоит не из отдельных____________, а из_________. А как из слов получаются предложения? Получатся ли предложения, например, из_______________ «молоко», «прыгать», «квадратный»?Конечно, нет. Между__________значениями этих слов нет никакой связи. Молоко не может быть квадратным, не может прыгать. Значит, для того , чтобы из слов могло получиться предложение, они должны_____________друг с другом по своему_____________значению, теперь подумайте, считаются ли слова»брат», « сестра», «читать», «рассветать», «старший», «вкусный» друг с другом по своему лексическому значению?

 Четыре слова из них____________составить предложение: брат, сестра, читать, старший. словами?_____________ их? Вариантов может быть  много: сестру, читаем, братом, старшим и т. д.

Начинаем______________модель будущего предложения. Нужно продумать, о чем оно будет, кто станет главным__________лицом, о каком________________пойдет речь и т. п.

Как видите,при____________предложения следует учитывать не только_____________значение слов, но и значения падежа,__________________,  __________________, ______________, то есть значения, называемые грамматическими значениями слов.

Постепенно мы составляем вот такое предложение. Старший брат читал сестре.

Без______________мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Неслучайно потому и говорится в _________________, что____________________служат для связи слов в предложении.

уровень С

Задание 1. Прочитайте внимательно текст 

                    «Ударение».

Старайтесь запомнить не только смысл, но и слова, которые использованы автором.

   Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения оно тотчас же теряет свой ритмический пульс. а порой и смысл и

грамматическую форму. Ударение- это музыкальный тон, на который настраивается слово. Но усвоение ударения в русском языке сопряжено с рядом трудностей:

    оно свободное, не прикрепляется к какому-либо определенному слогу в слове(как в некоторых других языках мира);

    оно подвижное, меняет свое место в зависимости от формы.

Русское ударение характеризуется также изменчивостью с течением времени. Если мы обратимся к произведениям Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов, то

найдем там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке.

Задание 2. Закройте прочитанный вами текст листом бумаги и в таком же текс те, но с пропусками, заполните пробелы.

У вас должен получиться исходный текст.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной_______- оно тотчас же теряет___________, а порой и смысл и ____________.

Ударение – это_______, на который настраивается слово. Но усвоение ударения в________________сопряжено с рядом трудностей: оно свободное, не прикрепляетсяк какому-либо ____________ в слове(как в некоторых других языках мира); оно подвижное, меняет___________в зависимости от формы. Русское ударение характеризуется также изменчивостью с течением времени. Если мы откроем_________, ___________,

__________, ____________, _________ и других_________, то найдем там немало слов, произносимых с____________,  чем в________________.

6 класс (демонстрируется традиционное задание)

 Упражнение на развитие  говорения

Тема: Морфологические признаки деепричастия

Задание. Прочитай внимательно сказку, которую сочинил ученик 6 класса,

А затем попытайся пересказать ее, используя научный стиль.

                                 Сказка о Деепричастии

 Деепричастие было сыном Наречия, всегда неизменно одинаково строгой, определяющей обстоятельство любого действия дамы, и генерала Глагола, славного многими победами, совершенными и еще не совершенными в разное время. Когда ребенок вырос, он стал адъютантом своего отца и служил не молчаливым исполнителем, а добавочным действием при Глаголе.

Деепричастие умело воодушевлять войска своим появлением на поле боя, а если и это не помогало, то по поручению отца, приводило резерв – Деепричастный Оборот. И оно само, и Деепричастный Оборот Выделяются на письме запятыми, так как это_ гвардия, которую глагол вводит в бой в самый нужный момент. Таким образом, Деепричастие и Деепричастный Оборот- это обстоятельства, которые решают исход сражения.

7 класс. Уровень А

Упражнение  на развитие говорения

Деепричастие

Задание. Прочитайте список понятий по теме »Деепричастие».

Пользуясь этими понятиями, составьте лингвистический текст.

Перескажите своему соседу по парте, стараясь соблюдать последовательность изложения. Мысли иллюстрируйте примерами.

Особая форма глагола, деепричастие, глагол, наречие, совершенный вид, несовершенный вид, неизменяемость, что делая?, что сделав?,

Обстоятельство, суффиксальный способ образования, суффиксы -а-(-я-),-ши-, -вши-, -в-, -учи-(-ючи-), деепричастный оборот, зависимые слова.

Упражнение на развитие тезауруса. Уровень А

Время выполнения 1 минута

Тема: Служебные части речи

Задание. Даны признаки понятий из области русского языка. Признаки каждой группы относятся к разным понятиям по теме «Служебные части речи». Запишите на свободной строке № понятия. которое соотносится с указанными рядом признаками.

Служебная часть речи

Вносит различные оттенки в речь говорящего

Служит для образования наклонений

Бывают отрицательными, формообразующими и модальными

                     _______________

Слова служебной части речи

Бывают производными и не- производными

Служат для связи слов в словосочетании и предложении

                    ___________________

Слова служебной части речи

Служит для связи однородных членов предложения

Служит для связи простых предложений в составе сложного

Бывают сочинительные и подчинительные

                   _____________________

Слова одной из служебных частей речи

Произошли из других слов -самостоятельных частей речи

К ним относятся благодаря, несмотря на…, согласно

                    _________________

Слова одной из служебных частей речи

Служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного

К ним относятся потому что, чтобы, словно

                   _________________

Слова одной из служебных частей речи

 Этих слов только два

Известно, что с глаголами одно из них пишется раздельно

                   _________________

1.     Союз

2.     Подчинительные союзы

3.     Предлог

4.     Производные предлоги

5.     Частицы

6.     Отрицательные частицы

8 класс. Уровень А

Задание  на развитие тезауруса через слушание

Время выполнения- 3 минуты

              Тема: Однородные члены предложения

Задание. Прослушайте текст с ошибками и заполните таблицу.

Однородными являются такие обособленные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.

В предложении они являются одним и тем же членом предложения. Однородные члены предложения равноправны, независимы друг от друга.

Они между собой соединены сочинительной или подчинительной связью.

Сочинительная связь между однородными членами выражается с помощью интонации и сочинительных союзов: и, а, но, или, что, как, не только- но и…

На письме однородные члены предложения разделяются запятой. Запятая не ставится только перед союзом И.

Грамматические ошибки

Исправленный вариант

+        –

Задание (традиционное) на развитие памяти через слушание

Тема: Вводные и вставные конструкции

Задание 1. Прослушайте список понятий по теме «Вводные и вставные конструкции». И запомните их, образно представляя каждое понятие.

 Слово, предложение, сочетание слов, большая степень уверенности, удивление, меньшая степень уверенности, сожаление, источник сообщения, привлечение внимания, выражение вежливости, порядок мыслей, связь мыслей, способ оформления мыслей, интонация вводности – пауза, запятая. тире, скобки, не являются членами предложения, осложненное предложение.

Задание 2. Прослушайте еще один список слов из раздела «Пунктуация простого предложения». Здесь слова будут пронумерованы. Если вы услышите понятие из первого списка, то запишите его номер в строку «№» таблицы.

1)    Слово

2)    Распространенное предложение

3)    Словосочетание

4)    Сочетание слов

5)    Большая степень уверенности

6)    Восклицательная интонация

7)    Согласование

8)    Источник сообщения

9)    Привлечение внимания

10) Повествование

11) Побуждение к действию

10)                     Синтаксическая роль

11)                     Порядок мыслей

12)                     Связь мыслей

13)                     Интонация водности- пауза

14)                     Запятая

15)                     Восклицательный знак

16)                     Обособленные члены предложения

17)                     Тире

18)                     Скобки

19)                     Не являются членами предложения

20)                     Неполное предложение

21)                     Осложненное предложение

+   –

 Работа в 5-8 классах по технологии «ИнтеллекТ» способствует качественной подготовке учащихся к ГИА в 9 классе.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА В 9 КЛАССЕ

    Представляется ряд заданий, формирующих умения адекватно воспринимать содержание текста, видеть его структуру, аргументировать, редактировать.

Задание 1.Прочитайте текст и проработайте его содержание с помощью специальных значков, символов, подчеркиваний.

Например:

?- сомнение, вопрос

!!!- важно обратить внимание

!- хорошо, интересно

( )- выписать

Даром речи обладают только люди. Язык выделил человека из окружающей природы и сделал его самым сильным, самым разумным существом на земле. человек владеет словом. С помощью слова человек описывает мир, природу. самого себя. С помощью слова люди общаются друг с другом. Слово, по выражению Максима Горького, «одежда всех фактов, всех мыслей».

    Слово- это хранитель достижений человеческого ума, его дерзаний, его подвигов.

    Слово – одно из древнейших слов. Когда-то оно было родственно со словами слава, слыть, слух, слушать. Даже и сейчас мы можем уловить отдаленную связь между этими «родственниками».

    Автор знаменитого словаря – Владимир Даль писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни».

                                                               (В.А. Иванова, Г.А.Панов, З.А. Потиха Тайны родного языка)

        Составьте 2-3 вопроса, на которые бы вы хотели получить ответ

        Скажите, какая информация вас заинтересовала больше всего

        Составьте план текста, какой получился план: простой или сложный? Почему? Соответствует ли количество пунктов плана количеству абзацев? Почему?

  Задание 2. Прочитайте средства связи частей текста-рассуждения.

А. Приведем доказательства этого

Б. Это можно доказать, таким образом

В. Почему? И вот почему

Г.Обобщим сказанное

Д. Итак. Таким образом

Е. Это можно объяснить так

Ж. Следовательно

        Выпишите слова и предложения в следующем порядке:

а) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства;

б) средства связи доказательства и вывода.

 Задание 3. Раскройте смысл приведенного ниже высказывания.

Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы  пользоваться им (Гегель).

Во-первых,_____________________________

Во-вторых,_____________________________

В-третьих,______________________________

Следовательно,_________________________

 Задание 4. Дайте письменный аргументированный ответ на вопрос:

    Почему мы пишем по-разному слова в тетради, в тетрадке?

Какой тип речи вы используете, чтобы дать ответ на вопрос? Какого стиля будет ваш текст? Проанализируйте свой ответ: есть ли в нем тезис, аргумент, вывод, примеры? Отвечает ли ваше высказывание требованиям стиля?

Первые три упражнения можно использовать на уроке как лингвистическую разминку.

Задание 5. Прочитайте варианты вступления сочинений учащихся на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?».

«На письме без знаков препинания обойтись невозможно.Они выполняют важную роль в письменной речи».

 «На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения».

 «Русская пунктуация- сложная система. Глубокое овладение ею помогает точно и четко передавать, воспринимать смысл написанного.Недаром так трудны для восприятия даже образованного человека древние тексты, написанные без знаков препинания».

 «К. Паустовский  в повести «Золотая роза» так определил роль знаков препинания:»Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

        Какой из них вам показался наиболее интересным, неординарным? Почему? Можно ли по вступлению определить, насколько глубоко будет раскрыта тема сочинения?

        Попробуйте и вы свои силы: напишите вступление к сочинению на эту тему. Вы можете начать свое вступление разными способами:

– риторическим восклицанием

-цитатным материалом( чьим-то высказыванием, поговоркой и т. д.)

-небольшим отступлением. Которое может подвести к проблеме текста

-предложением, утверждающим актуальность обсуждаемого вопроса

-советом, который содержится в формулировке задания: «Вы можете начать свое сочинение, обратившись к словам…»

Задание 6. Ознакомьтесь с информацией и выполните задание.

        На примере данного текста убедитесь, что знаки препинания служат средством выражения мыслей и чувств в письменном тексте. В этом вам поможет таблица.

многоточие

передает эмоциональное состояние автора

скобки

Выделяют коммуникативно важные слова

восклицательный знак

передает взволнованность, недосказанность

вопросительный знак

приглашает читателя к разговору

тире

привлекает и акцентирует внимание читателя

         На примере самостоятельно выбранного текста докажите следующие положения:

1)    пунктуация несет в себе заряд экспрессии;

2)    знаки препинания являются помощниками писателя и поэта в создании художественной выразительности;

3)    знаки препинания способны скрыть глубину смысла.

 Еще один из видов подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему – проверка готовых текстов. Такой вид работы предполагает следующее упражнение:

Задание 7.  На экзамене надо уметь рационально распределить свое время, чтобы написать и успеть проверить сочинение. Попробуем это сделать.

Перед вами сочинение ученика 9 класса (грамматика оригинала сохранена). Внимательно прочитайте и проверьте его, пользуясь критериями оценивания (учащимся раздать разработанные ФИПИ критерии оценивания).

  Знаки препинания помогают, читающему постичь смысл написанново. Без них мы не сумеем не выразить, не понять ничего в тексте. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому. Чтобы нас правильно поняли. К примеру предложение 8 текста:»А какие тогда можно было купить цветы?» С помощью вопросительного знака автор подчеркивает, что тогда почти никаких цветов нельзя было купить. А как бы читалось это предложение если бы стоял восклицательный знак?

  В предложении 11(«Но как он их преподносил!…») восклицательный знак передает восхищение автора.

  Знаки препинания на письме необходимы, поэтому я разделяю точку зрения Автора.

ВЫВОД:

Таким образом, четко продуманная система работы по обучению школьников создавать в учебном процессе тексты – рассуждения малой формы  и анализировать готовые лингвистические тексты демонстрирует единство и взаимосвязь мышления, живой речи и знания законов языка. Именно это должны показать выпускники на экзамене в 9 классе при написании сочинения на лингвистическую тему.

 Методические приёмы работы над сочинением- рассуждением в 9-м классе (С2.2)

           Выступление Ридель Ольги Викторовны и Михайловой Веры Николаевны

 Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще.

Прежде всего мы должны определить тему текста  ( о чем говорится) и его основную мысль ( тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста: что будет говориться по данной теме ( как будет рассматриваться тема).

Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

 Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым    (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста  (о чем), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.

Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

             Рекомендации по работе с основной мыслью текста

Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нем свое развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы.  Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.

Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в ее раскрытии. Доводы формулируются в виде простых предложений, подлежащее и дополнения по смыслу перекликаются с темой тезиса, а сказуемое, обстоятельства или определения – с «новым» тезиса.

Часто основная мысль предъявляется в начале текста рассуждения, затем она раскрывается ( доказывается) с помощью доводов.

В заключении (выводе) она звучит еще раз в более широком и проблемном варианте. Такой ход доказательства называется дедуктивным.

Однако текст может быть построен и  по другой, индуктивной, схеме:

а) сначала ставится проблема;

б) сразу даются примеры и доводы;

В тексте-рассуждении наряду с ясной и конкретной основной мыслью, как правило, есть формулировка широкой нравственной проблемы, образные и оценочные слова.

                             Обобщенная схема текста – рассуждения.

Основная мысль (тезис)

о чем говорится + что говорится

                                          так как                                                               так как                                          так как

1-й довод

2-й довод

3-й довод

Иллюстрация

(примеры)

Иллюстрация

(примеры)

Иллюстрация

(примеры)

                     Алгоритм действий можно представить следующим образом:

1.     Определите тезис, главную мысль, которую собираетесь доказывать.

2.      Четко сформулируйте вопрос, ответом будет служить ваш тезис.

3.     Убедитесь на примерах в логичности вашего тезиса.

4.     Подберите аргументы, подтверждающий ваш тезис:

а) логические  доказательства, доводы;

б) примеры., случаи, цифры, факты;

в) мнения авторитетных людей, цитаты;

Выделите среди них главные.

5.     Сформулируйте вывод.

                                     Рекомендации учащимся

Текст – рассуждение четко структурирован и строится по схеме: основная мысль  ———-   аргументы (доказательства)  ————   вывод.

Подумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Одним из способов аргументации является цитирование (в этом случае соблюдайте пунктуационные правила при цитировании).

Формулируя тезис, опирайтесь на общий тезис сочинения, его идею.

 Помните, информация, заложенная в ОПИСАТЕЛЬНОМ тексте, раскрывается через описание значимых, интересных деталей предмета, его свойств.

В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ текстах основная мысль не предъявляется. Однако можно рассмотреть ее содержание так: : «Герои (тема) действует так  (новое)». Текст отвечает на вопрос: «Что происходит с героями?»

В тексте обычно приводится от двух до пяти доводов. Ученик сам определяет, какие два из них использовать в сочинении. Но смысловые связи между основной мыслью, доводами и выводом  ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

Примерный анализ композиции текстов и сочинений

Вариант 1

« Но как бы ни выглядели новые районы, в них все равно не будет того, чем богата – до сих пор богата, несмотря на все тягчайшие потери, – старая  Москва: связи с прошлым».

I аргумент

II аргумент

III аргумент

Человеческая личность закладывается в детстве. В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность.

Важно сохранить исторический образ города! В памятниках архитектуры – героическая боль русской столицы    и нетленная красота.

Лики старых зданий.

По мнению Ю. Нагибина, старая Москва – малая родина для тех ребят, чье детство прошло в исторической части города. Она сохраняет связь с прошлым.

Во – первых, человек формируется в детстве, и то место, где он родился и вырос, остался в его душе навсегда(пр.7)

Во – вторых, очень важно для будущего поколения сохранить образ старой части города, чтобы помнить о прошлом своей родины.(13, 14).

Москва – столица Родины, а значит, родной город для жителей всей России. Так как в ней прошлое, настоящее и будущее страны, поэтому важно сохранить «старую Москву»

Вариант 2

«Конек же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал «вечной книгой», как сказки Пушкина, Андерсена, как «Мюнхгаузен» и «Муха-Цокотуха».

I аргумент

II аргумент

III аргумент

IV аргумент

Сказка о придуманной жизни, но похожая на саму жизнь.

Главный среди всего – волшебный Конек- Горбунок.

Сказка полюбилась всем.

Сплав стихотворной литературы с фольклором.

                                                                                                      Вывод:  «Вечная книга»            

 Вариант 3

                                                                                                                   «Нам на земле вдвоем нет места»

Поведение Грушницкого и Печорина перед дуэлью

Выстрел Грушницкого

Самолюбие Печорина удовлетворено

                                                          Вывод : Печорин увидел в лице Грушницкого раскаяние

Вариант 4

« Музыка и природа – это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать»

I довод

II довод

III довод

Музыка Г. В. Свиридова соединяет русского человека на русской земле.

Музыка – самое дивное создание человека.

Музыка возвращает человеку все лучшее, что  есть в нем и пребудет на земле.

                                                     Вывод: Человеку пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.

 Вариант 5

                                         «Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям».

примеры

Брошенные людьми собаки

Дефицит милосердия

Мы не спешим на помощь людям, животным, птицам

                                                        Вывод: Доброе отношение человека к животным  нужно прежде всего человеку

                      Вариант 6

        «Нехитрая истина заключается в том, чтобы сделать так называемые чудеса своими руками».

I довод

II довод

Делая что-то чудесное, человек и сам преображается.

Не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя  сказанное нужное слово.

                                      Вывод: Владеть этим – значит владеть всем.

  Вариант 7

                                                      «Нет красоты в пустыне, красота – в душе араба».

I довод

II довод

III довод

IV довод

Пришвин мастерски пишет о природе

Пришвин умел «очаровательно писать пейзаж словами»

Человек «научился говорить прекрасными, певучими словами» о природе.

В произведениях Пришвина гармоничное сочетание любви к земле и знания о ней

                                           Вывод: В «простейших и светлых словах» воплощена любовь писателя к земле.

Вариант 8

                                           «Не любить его (наш язык) – значит не любить и не блюсти нашу Родину».

                                                                                                                     так                    как

Это дар –  дивный. могучий , поющий язык.

В нем поющая русская душа, эхо мира

Музыкальность, простота, скромность, целомудрие

Язык мысли, решений, свершений

     Вывод: Следовательно, это язык самобытного национального характера. Горе нам, что не умеем мы беречь наш язык.

Вариант 9

                                                              «Добро – это  прежде всего счастье всех людей».

                                                                                        А именно:

Любовь к родным и близким, желание им добра

Надо быть патриотом, а не националистом

                                                       Вывод: Человек становится мудрее.

Вариант 10

«Когда красота и тайна теряют смысл и становится позволительным все, что было непозволительно, когда ценности со знаком минус, постепенно перерождаясь, переходит в положительное качество – теряет смысл и та сумма законов, которая содержит в моральных гарантиях жизни».

I довод

II довод

III довод

Ядерная опасность

Экологическая опасность

Разрушение культуры

                                                                                       Что происходит?

Моментальное самоубийство

Мучительное самоубийство

Нравственно – эстетическая деградация приведет к обществу дикарей …

                                               Вывод: Третья опасность привела к появлению первых двух

Вариант 11

 «Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… надо видеть, видеть…надо чувствовать все, что она говорит сердцу и воображению».

например

например

например

       Как писал о Москве М.Ю. Лермонтов

В Кремле сосредоточена вся история нашей страны

Колокольня Ивана Великого «легендарный  исполин»

                                                    Вывод:  «Бескрайняя картина» Москвы и Кремля.

Вариант 12

                                                                                                        «Игра принимает всех»

доводы

I довод

II довод

III довод

IV довод

Существует немало игр с буквами и словами

16-17века-расцвет увлечения старой словесной игрой «анаграммой»

Наибольшее количество букв в английских словах

Роль компьютера в создании анаграмм

                                                  Вывод: восьмая часть русских слов-существительных имеет своего двойника

Вариант 13

«Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь».

I довод

II довод

Горожане пилили, ломали, поджигали лес

Образ чернопегой березы и березового листочка

                          Вывод: Разумные существа не научились у матери-земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни.

 Вариант 14

      «Вдохновение требует абсолютной полноты самоотдачи».

I довод

II довод

III довод

Строгое рабочее состояние человека

Поэтическая окраска, поэтический подтекст

Как первая любовь

                                      Вывод: Вдохновение плодотворно и не должно исчезнуть бесследно.

Вариант 15

                       «Москва уже на пути к тому, чтобы сделаться первым городом мира».

I довод

II довод

III довод

Растет не по дням, а по часам

В «гранит одетая» Москва-река

Огромные дворцы, первоклассные заводы, стадионы

  Вывод: Грядущее проходит предо мной

 Вариант 16

                                         «И так хорош этот неоглядный зеленый мир моей родины».

I довод

II довод

Встреча

Береза возле нашего дома

Воспоминания о том, как ее сажали

                                     Вывод: Мое желание  , чтобы мой дом и моя деревня не исчезли совсем.

Вариант 17

                                                         «Человек должен быть интеллигентен».

I довод

II довод

III довод

Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах и для окружающих, и для самого человека

Внутренне интеллигентный человек

Восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, умение восхищаться красотой природы, оценивать человека по достоинству и помогать ему.

                            Вывод: Такая интеллигентность необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей.

Вариант 18

                                              «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».

Руки матери…всегда казались мне нежными

Руки твои в работе

Нет ничего на свете, чего бы они не гнушались

«Чистые, святые руки» матери

                                                     Вывод:  «…ты одна, только ты одна на свете можешь прощать…

Вариант 19

                                                 «Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нем должны быть строгими».

I довод

II довод

Кучи хлама, мусора приводят к изменению растительности и сказывается на людях

Причины лесных пожаров

                     Вывод: Лес – это дом для человека, и правила поведения в нем должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.

Вариант 20

                                                                                                     Основная мысль (тезис)

«Вера и возможность существования такого сказочного человека помогает жить и переносить личные невзгоды».

О чем говорится

Что говорится об этом («новое»)

(о вере в существо сказочного человека)

 (помогает жить и переносить личные невзгоды)

1-ый довод

2-ой довод

3-ий довод

Шаляпин- явление русской или мировой жизни.

Образ счастливого человека создается для того, чтобы было на что любоваться, бесспорно, без зависти

Шаляпин и Рахманинов- сказочные герои, наша своеобразная национальная утеха.

                                                         Вывод: им нельзя завидовать, их нельзя судить, но можно жить дальше.

                                                         Сочинение.

     По мысли М. Осоргина, великие талантливые люди оказывают большое влияние на формирование нравственных качеств человека и даже помогают в трудных ситуациях. Но для этого надо верить в «сказочных» героев.

    Во – первых, к таким людям, оказавшим и оказывающим благотворное воздействие на слушателей не только России, но и других стран, относится великий русский певец Шаляпин, который сам был глубоко счастливым человеком (пр.4,6,7).  Во-вторых, счастливый человек делает счастливыми других людей (пр.14 ). В-третьих, истинно  былинным богатырем «Иваном-царевичем » был и русский композитор Рахманинов  ( пр.15,16 ).

   Таким образом, они не вызывают зависти ,а помогают всем жить, любить, страдать, творить…

                                                           ВЫВОД

       Понимание содержания текста может быть различной, но она не должна противоречить конкретным фактам текста и должна «вылиться» в логическую схему сочинения-рассуждения.

Справочный материал

Методические требования к современному уроку

 1.Урок нацелен на конкретные результаты, на определенный вклад в развитие личности школьника, на одновременное повышение качества обученности, его эффективности, а также уровня учебной мотивации, школьного самочувствия учащихся, вплоть до оптимального.

2. Урок – относительно самостоятельное звено в целостной самостоятельной системе обучения.

3. Урок строится как система, в центре которой развивающиеся взаимодействия учителя и учащихся.

4. Урок строится на основе:

А) учета программных требований, требований учебных стандартов;

Б) диагностики потребностей и возможностей учащихся, классных коллективов;

В) самооценки возможностей учителя.

5. Каждый урок имеет точное дидактическое назначение (тип) и свои неповторимые особенности.

    Выделяются типы уроков: урок новых знаний, урок повторения, урок коррекции, урок обобщения, урок тренировочный.

6. На каждом уроке с учетом образовательных возможностей комплексно решаются следующие задачи.

    (Возможные задачи: когнитивные, воспитательные, ценностные, психологического развития и оздоровления…)

     Среди задач выделяются главные (основные, приоритетные, сверхзадачи, стержневые).

7. Урок должен иметь рациональную структуру и темп.

                                    Структура урока

        содержание

        методы

        средства                      АУД   (активная учебная   деятельность)

        форма

        условия

  8. Содержание урока соответствует ряду дидактических принципов. Учитель выделяет главное, существенное в учебном материале и вместе с учащимися стремится обеспечить его  усвоение на уроке.

9. На уроке применяют многообразные формы, методы, средства.

    Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве учителя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока.

10. На уроке обеспечивается дифференцированный подход  к учащимся.

11. Учитель способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности школьника и эффективно  управляет ею.

12. Для проведения урока необходима благоприятная обстановка.

13. Урок проводится по плану, который является творческим документом учителя.

14. Проводя учебные занятия, учитель может отойти от плана, т.е. перестроить ход занятий (к этому учитель должен быть готов).

15. Учитель проводит рефлексию (размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. Словарь С.И. Ожегова) урока, самоанализ.

 Самооценка учителями своей компетентности в области современных педагогических технологий

Ранговое место

Педагогическая технология

Осведомленность

Использование на практике

Стремление к изучению

1

Диалоговое обучение

2

Развивающее обучение

3

Игровое Обучение

4

Интегрированное обучение

5

Дифференцированное обучение

6

Обучение с использованием опорных сигналов и конспектов

7

Обучение на основе опережения

8

КСО (коллективный способ обучения)

9

Блочная система обучения

10

Обучение укрупненными дидактическими единицами

11

Проблемное обучение

12

Рейтинговая система обучения

13

Компьютерное обучение

14

Обучение путем формирования основы действий

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

К примеру:

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

Например:

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Например:

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.  

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.  

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.  

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.  

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу.  

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

Добавить комментарий