Как найти тезис в русской литературе

Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.

Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.

Тезис

Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.

Определение тезиса — что это такое

Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.

Тезис это..

В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

Что такое тезисы

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план — как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  1. Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  2. Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые вы ставите перед собой.
  5. Актуальность выбранной темы.
  6. Методы исследования.
  7. Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
  8. Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  9. Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Тезисы в сочинениях

Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло». Тезис данной работы сформулируем так:

Ремесленников тысячи, творцов – единицы.

Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:

  1. Ремеслу можно научиться, а творцом нужно родиться.
  2. Ремесло обычно осваивают для заработка, искусством занимаются для души.
  3. Ремесло, которому отдаёшься с талантом и душой, становится искусством. Искусство, утратившее устремлённость к небу, называют ремеслом.

К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры. Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».

Например, в «Мастере и Маргарите» главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.

Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.

Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:

Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.

Предлагаем следующие аргументы:

  1. Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
  2. Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
  3. Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.

В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Пример тезиса по теме «Отцы и дети»

Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

  1. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
  2. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
  3. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.

В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.

Тезисы по теме отцы и дети

С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.

Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

Сочинение по направлению «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса:

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. -Т. Гофмана «Щелкунчик».

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Персонаж сочинения

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Краткое резюме

Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.

Термин тезис на слуху у каждого, кто писал в школьные годы сочинение по литературе. Некоторые помнят его с университетских времен, когда студентам давали задание сделать краткую выжимку из сказанного на лекциях или составить план работы. Что такое тезис в сочинении, какие виды бывают и как правильно его написать, рассмотрим подробнее.

Содержание:

  1. Что такое тезис в сочинении
  2. Виды
  3. Формулировка тезиса в сочинении рассуждении
  4. Основные требования
  5. Как писать тезисы
    • Тезисный план
    • Структура
    • Примеры написания

Что такое тезис в сочинении

Понятие «тезис» с греческого языка переводится как «установка, утверждение». Слово широко используется в сфере науки, философии и искусстве. В литературе оно выполняет роль обозначения самых значимых рассуждений, мыслей, понятий. Тезисом называют ту часть текста, в которой соблюдена краткость и ясность мысли.

К примеру, человек написал объемный текст-размышление, которое разделено на логические абзацы. Чтобы не тратить время на длительное чтение, основные мысли он тезисно выделяет. В таком формате сочинение будет оценено за несколько минут. Читающий сможет понять содержание, а самые интересные моменты изучить досконально.

Тезис

Таким образом, тезисами называют главные мысли, кратко обозначенные по тексту сочинения в одном или нескольких предложениях. Это сокращенный вариант написанной статьи, который помогает разобраться в ее сути и ключевых утверждениях.

Важно не путать в сочинении три составляющие: тезис, аргумент и вывод. Отправной точкой в рассказе является именно тезис. В него могут закладываться прямые цитаты, которые облегчают понимание сути сочинения.

Виды

Тезисы для сочинения формируются в зависимости от структуры материала, его параметров. Есть три вида тезисов:

  1. Основные. Выделяется центральное событие и выводы по теме.
  2. Простые. Включают аспекты без пояснений: утверждения и отрицания. Дополняют основные тезисы, расширяют основополагающие мысли.
  3. Сложные. В них входят простые и основные тезисы. Главная задача – аргументировать ранее выдвинутые утверждения. Это делается краткой дополняющей выжимкой по ключевым аспектам.

Формулировка тезиса в сочинении рассуждении

Сочинение в форме рассуждения призвано доказать читателю ту или иную точку зрения. Важно убедить его в излагаемой мысли посредством разбора текста на составляющие. Сложные цитаты, грузные деепричастные выражения необходимо разбить на мелкие и понятные.

Примеры тезисов для сочинения рассуждения должны демонстрировать умение размышлять не только логически, но и подключать духовное чувствование. Соблюдение четкой структуры – главный шаг к лаконичному и цепляющему тезисному плану.

Сначала выдвигается конкретное рассуждение, которое четко обозначает непреклонную позицию автора. Конец предложения включает в себя четкий вывод из всего сказанного. Все части тезиса должны иметь логически выстроенную структуру. Не допускаются повторы в аргументированных абзацах.

Формулировка тезиса в сочинении рассуждении

Как правильно составлять формулировки тезисов в виде рассуждений? Отправной точкой для решения поставленной задачи является четко обозначенная мысль. Затем приводятся наглядные и убедительные аргументы. Под конец делается логичный и лаконичный вывод, затрагивающий формулировку главного вопроса.

Пример формулировки тезиса по литературе в манере рассуждения на музыкальную тематику:

  • Тезис: музыка – это не бездумное развлечение. Почему?
  • Аргументы, отвечающие на поставленный вопрос:
  1. Музыка духовно развивает и обогащает внутренний мир человека.
  2. Она пробуждает в людях светлые чувства и воспоминания.
  3. Приносит утешение, бодрит в тяжелых жизненных ситуация.
  4. Музыка – лекарь душ. Время и расстояние для нее не помеха.
  • Вывод: слушать музыку нужно душой, духовно обогащаясь и напитываясь ее энергией.

Основные требования

Написание тезисов для сочинения должно производиться с соблюдением требований:

  • Цель. Необходимо ответить на вопрос, в чем нужно убедить читателя. Как это сделать при помощи правильно сформулированных мыслей, чтобы донести истинность или ложность высказываний.
  • Тема сочинения – основа составления тезисов. Тематика окутывает идею текста и концентрирует его для формирования мнения.
  • Сбор дополнительной информации. Для аргументации тезисов нужно подкрепить свое мнение доводами.
  • Ключевые слова. Текст составляется грамотно и понятно для читателя. Для этого за основу берутся слова, составляющую смысловую нагрузку всего тезиса.
  • Аргументация. Тезисы должны содержать знаменитые высказывания авторов, примеры из жизни, определенные факты. Аргументы могут быть логическими и психологическими. Первый вид базируется на здравом смысле, а второй красочно передает чувства и эмоции.
  • Конкретизация. Не следует использовать общие фразы, которые не несут явного смысла. Каждое предложение должно быть исчерпывающим для понимания сути сочинения.
  • Количество предложений-тезисов для небольшого сочинения должно укладываться в 2 – 5 предложений. Можно превышать это количество, если нет возможности сделать краткую выжимку. Например, при разборе сложных явлений природы или медицинских понятий.

Как писать тезисы

Для сочинения бывает достаточно сформулировать один тезис. Но если работа обширная и многогранная, то разрешается объем предложений расширить. В некоторых случаях, даже короткое сочинение приходится раскрывать несколькими тезисами. Например, для раскрытия темы «Преступление и наказание» потребуется отдельно рассмотреть эти слова. Нельзя это сделать в рамках одного предложения.

Тезисы как в эссе, так и в другом литературном жанре делят на категории:

  1. Аргументация сюжетной линии.
  2. Аргументация конкретного эпизода.

Человек пишет сочинение

В зависимости от тематики подбираются вопросы, утверждения и предложения с ключевыми словами.

Тезисный план

В русском языке под тезисным планом понимают способ структурирования текста. План раскрывает суть и цель работы. Он должен быть конкретным, понятным для обывателя. Это помогает вникнуть в проблематику обсуждаемого текста и раскрыть его многогранность.

Текст тезисного плана сочинения бывает:

  1. Цитатный.
  2. Назывной.
  3. Вопросный.

С их помощью удается упорядочить разнонаправленную информацию, свести ее к общей проблеме и обозначить суть. Перед составлением тезисов определяется главная мысль, которая составит основу тезисного текста.

После формулирования тезисов их нужно пронумеровать. Оставить нужно те варианты, которые полно и конкретно передают суть сочинения. Все остальные либо убрать, либо аккуратно присоединить к оставшимся. При этом содержание не должно повторяться, дублирующие слова убираются.

Удачными тезисами можно назвать те, которые полно раскрывают содержание работы и при этом вызывают желание прочитать сочинение. Эффектные тезисы легко воспринимаются на слух, не содержат сложноподчиненных предложений и двусмысленных фраз. Безусловно, никакой воды, орфографических и пунктуационных ошибок быть не должно.

Структура

Чтобы грамотно писать тезисы, нужно умение рассуждать и делать логические выводы. Приводимые аргументы должны цеплять и пробуждать интерес читателя. Выполнить эти условия помогает выстроенная структура текста. Если писатель сам не может понять, какой момент наиболее значимый в сочинении, то ему будет сложно выполнить качественную работу.

После выделения главной и цепляющей мысли переходят к ее аргументации. Автор для себя отмечает основные моменты, которые нужно передать посредством слов. Выстраивание четких предложений позволяет перейти от вопроса плавно к ответу.

Доводы могут строиться на общеизвестных фактах, но не затрагивать теоретическую часть. Бездоказательные моменты в тезисах портят общее впечатление о работе, снижают интерес читателя.

Вывод, завершающий авторскую позицию, не менее важен. Он строится на подтверждении ранее сказанных слов в сочинении. Это своеобразное подытоживание, которое должно цеплять своей точностью и неоспоримостью. Вся структура проверяется на читабельность. Произношение отдельных слов и их сочетаний происходит без надрыва. Читатель не должен запинаться об угловатые конструкции и сложно произносимые выражения.

Структура тезисов для литературного сочинения должна укладываться в следующую схему:

  • тезис;
  • первый аргумент;
  • второй аргумент;
  • третий и более аргумент, если это требуется для раскрытия темы;
  • лаконичный вывод.

Написание сочинения

Примеры написания

При написании темы «Искусство и ремесло» вышло объемное сочинение-рассуждение, которое требуется тезисно передать. Как найти ключевые моменты повествования, чтобы раскрыть его глубину и показать читателю важность обсуждаемой темы? Необходимо составить цепляющую формулировку, которая не оставит равнодушным в силу весомости и интригующего сравнения.

Пример 1

Хорошим примером послужит фраза-тезис: Ремесленников миллионы, творцов – единицы.

Это не бесспорное утверждение. И именно в этом его привлекательность. Большинство читателей согласятся с этой фразой. Но в то же время, у них возникнет вопрос: на основании каких фактов сделан этот вывод. Предвидя реакцию читателя, мы продолжим обосновывать тезис, подкрепляя его аргументами. Сформулируем их так:

  1. Ремеслу нужно учиться. Творцом ты можешь лишь родиться.
  2. Ремесло создано для заработка. Творец не может брать деньги, так как искусство для него – это душевный порыв.
  3. Ремесло превращается в искусство, если ему отдаешься душой, проявляешь многогранность и талант. Искусство без душевного порыва превращается в работу, утрачивает свой свет и становится ремеслом.

Обозначенные аргументы довольно емкие по своему содержанию. Они наполнены психологическим и логическим смыслом, поэтому воспринимаются читателем и искренне заинтересовывают. Если далее к каждому аргументу привести литературный пример, то доказательная часть текста будет исчерпывающей.

Подчеркнут сказанное знаменитые повести А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», Н.В. Гоголя «Портрет», пьеса «Лес» непревзойденного Н.А. Островского, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и пьеса «Чайка» А.П. Чехова.

Приведем пример ситуации из «Мастера и Маргариты», где главный герой оказался противопоставлен официальным писателям того времени. Некий Алоизий Магарыч, состоящий в Доме литераторов, оказался завистливым человеком. Он может работать только своим длинным языком. На бумаге не отражается искусство, так как Магарыч пуст изнутри. Не может он сотворить ценных произведений, так как нет внутреннего света, творческого порыва и всецелой отдачи.

Магарыч противопоставлен в произведении ремесленником. Его единственным «достижением» за все время повествования стало анонимное письмо с доносом. В нем факты изложены сумбурно, нет четкой ясности сказанного. Откуда взяты утверждения – тоже непонятно. Никак нельзя назвать этого персонажа творцом.

Антипод Магарыча – Мастер. Ему удается завлечь читателя своей искренностью, широкой душой и неимоверным талантом. Этот персонаж в своих письмах затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Его произведения обладают великой силой любви. Вот это и называют настоящим искусством.

Пример 2

Краткое и емкое сочинение на тему «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса: Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда.

Вводная мысль подкрепляется следующими аргументами:

  1. Мечта, которая витает в голове, но не подкреплена конкретными действиями обречена на выгорание. Она бесплодна и, в конце концов, конечна.
  2. Пустые мечты всегда приводят к разочарованию.
  3. Мечта – это вдохновение, подкрепленное трудом.

Подчеркнут сказанное литературные персонажи из поэмы И.А Гончарова «Обломов» и Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Обломов Гончарова – наиярчайшая иллюстрация мечтательного человека, который не прикладывает никаких усилий для осуществления задуманного. Его грезы настолько велики, что могут в мыслях перестроить всю Россию. Но на деле Обломов не достиг вообще никаких вершин. Его мечты пусты, таланты не сбывшиеся. Реальность стала такой, какой он сам себе ее и напророчил бездействием и витанием в облаках.

Друг же нашего несчастного героя Штольц не мечтал напрасно. Он воплощал свои задумки в реальность. именно решительные действия привели его к фееричному результату. И именно эти герои передают смысл тезиса «Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда» максимально емко и правдиво.

Таким образом, тезис – чрезвычайно важный элемент для раскрытия сочинения. Он подкрепляется убедительными аргументами и достоверными фактами. В совокупности получается емкое и полное обоснование всего содержания с обоснованными выводами.

До написания итогового сочинения остается все меньше времени, а это значит, что примерного понимания задания уже недостаточно: пора переходить к конкретике. Задача каждого одиннадцатиклассника на оставшуюся часть месяца – научиться четко формулировать тезис и подкреплять его литературными аргументами. А Умскул вам в этом поможет!

Что такое тезис к сочинению?

Во время подготовки к экзамену, нам часто кажется, что мы достаточно ознакомлены со всеми понятиями и знаем, какое из них что означает. Однако когда дело доходит до практики, многие выпускники сталкиваются со сложностями, именно потому что их знание было «приблизительным». 

Помните, что при подготовке к любому испытанию вы должны быть уверены на 100% в каждом слове. Мозг – ленивый орган, он сделает все, чтобы вы отложили подробное изучение задачи на «потом», но вам нужно с ним договориться. Ключ к успешному решению заданий – понимание того, что в вашей работе хотят увидеть эксперты.

Теперь перейдем к делу. Многие выпускники так и не смогли разобраться с тем, что такое тезис к сочинению, что он собой представляет. Учителя в школе говорят что-то невнятное, статьи в Интернете пестрят обобщенными формулировками и заумными словами, а настоящих, подробных объяснений, как говорится, днем с огнем не сыщешь.

Рассказываем. Тезис – это ваш ответ на вопрос, который звучит в теме сочинения. «Вау, так просто?» Да, очень просто.

Теперь немного подробнее: тезисом в сочинении станет ваша личная (не мамы, не учителя, не эксперта) позиция по озвученному в задании вопросу. Далее нужно будет кратко объяснить, что подразумевает ваша позиция и подкрепить ее подходящими аргументами из литературных произведений.

Как сформулировать тезис к итоговому сочинению?

Этим вопросом задается каждый ученик при подготовке к «допуску». 

— Как сформулировать тезис к итоговому сочинению? 

— Очень просто! Ответить на поставленный вопрос и четко обозначить свою позицию.

Чтобы стало понятнее, давайте разберем тезисы к нескольким темам по направлениям этого года.

Направление: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Тема: Путешествие — способ познания себя и мира.

Тезис: Я согласен с утверждением, что путешествие является одним из лучших способов познания себя и окружающего мира. Другие люди и страны помогают человеку осознать собственную уникальность и разнообразие нашей планеты, а сравнение новых мест с родными краями и людьми в них выявляет множество особенностей культуры и менталитета, заставляет задуматься о “вечных” вопросах.

Возможные литературные аргументы: комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Направление: «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

Тема: Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Тезис: На мой взгляд, читательский опыт значительно облегчает жизнь человека, делая ее более насыщенной и разнообразной. Примеры из литературных произведений помогают расширять кругозор, анализировать окружающий мир, замечая в нем значительное количество особенностей и изменений.

Возможные литературные аргументы: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», а также любое произведение, которое помогло вам стать внимательнее к деталям окружающего мира, людям и событиям.

Направление: «Преступление и наказание – вечная тема»

Тема: Что можно считать преступлением?

Тезис: Я думаю, что преступлением следует называть такой поступок, который доставляет вред окружению человека. Преступления могут быть разными: по отношению к другим людям, к животным или к окружающей среде, однако все они разрушительны для человека.

Возможные литературные аргументы: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Тема: Нужны ли перемены современному обществу?

Тезис: Я уверен, что современное общество далеко от идеала, и считаю, что некоторые перемены в его устройстве просто необходимы. Например, чтобы общество стало лучше, людям стоит стать добрее друг к другу, быть нацеленными на всеобщее развитие и улучшение жизни, нашей общей целью должно стать совершенствование окружающего мира, а не споры, конкуренция и войны.

Возможные литературные аргументы: рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор». 

Направление: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

Тема: Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Тезис: Безусловно, технический прогресс оказал сильное влияние на людей, их образ жизни, характер и цели. С одной стороны, развитие мира технологий дало нам огромное количество возможностей, о которых когда-то сложно было даже подумать, но с другой – прогресс сделал людей менее человечными, а мир превратил в бесконечную гонку машин.

Возможные литературные аргументы: рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», рассказ Майка Гелприна «Свеча горела».

Старайтесь формулировать собственные тезисы, опираясь на ваше реальное мнение. Не стоит пытаться угодить экспертам, аргументируя тезис, с которым вы внутренне не согласны – лучше выскажите свою позицию и докажите ее, приводя аргументы из классических произведений.

Помните, что ваш тезис может быть любым. Нет идеальной фразы, за которую вам сразу поставят 5/5. Сочинение – это большая работа, которая требует ваших мыслей и убедительных доводов, а также хотя бы небольшого читательского опыта.

Пройдите вместе с нами «пролог» – курс полной подготовки к итоговому сочинению.

На курсе «Пролог» мы прочитаем 40 небольших, но очень содержательных произведений, которые помогут для аргументации своей позиции. Разберем 150 тем, а также очень подробно каждое направление.

За весь курс каждый ученик сможет написать 6 полноценных сочинений, получить мощную практику по написанию сочинений, а также подготовиться к декабрьскому экзамену всего за 8 уроков.

­­Сочинение состоит из 3 частей:

1. Вступление – тезис.
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
3. Заключение – вывод.

1. Тезис

Это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 2-3 предложений.
Подробнее о том, как сформулировать тезис в сочинении

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

• Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
• Текст заканчивается словами: “…”. На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
• Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
• По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
• В этом отрывке автор говорит о том, что…
• Смысл данного отрывка я понимаю так: …
• В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

2. Основная часть.

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

3. Вывод.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!


Структура сочинения-рассуждения 15.2.

ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент – пример 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Как сформулировать тезис для сочинения 15.2?

Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Сочинение данного типа очень хорошо начать с вводных слов: на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я считаю и т.п.

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ – довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2.должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ – пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма “бесценными”.
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом “листочками”, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых “листочков” для пожилой женщины.

Аргумент 2: В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.
Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе (“Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души”). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ –  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.


Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным этапом работы при написании сочинения 15.2. ОГЭ по русскому языку будет подбор аргументов. Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, – проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными.

Аргументы – это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).

Тезис


Тезис

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 172.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 172.

Тезис – литературный термин, с помощью которого можно из большого объема текста вычленить главную мысль. Так, что же такое «тезис», и в каких областях данное определение встречается?

Тезис: определение

Слово «тезис» пришло к нам из греческого языка, в котором thesis переводится как «утверждение». Тезисы используются в литературе, научных работах, музыке, философии, лингвистике, публицистике.

Тезис – краткое, емкое выражение, содержащее основную мысль. Тезис должен быть сформулирован четко и должен иметь доказательную базу. В тезисах никогда не указываются спорные моменты, которые могут побудить читателя к дискуссии.

Пример тезиса

Рис. 1. Пример тезиса.

Тезисы, в зависимости от их цели, могут быть краткими или развернутыми, иметь тестовую форму или числовую формулу.

Данный термин употреблялся в античном стихосложении для определения слабой доли стопы

Что такое тезисы в литературе?

В литературе тезисы используются в сочинениях, при пересказе, конспектировании, в аннотациях, где кратко сформулированные мысли очень важны.

В любом сочинении или другом литературном тексте крайне важным является донести свои мысли до читателя. Поэтому здесь и необходимо использовать тезисы. Прежде, чем приступить к написанию, следует внимательно изучить тему и лишь потом приниматься за написание текста. Тезисный план помогает в структурировании текста. Композицию сочинения можно подогнать под следующий план:

  • Вступление. Формулировка тезиса. В этой части высказывается главная мысль, которую необходимо аргументировать
  • Основная часть. Доказательная база. Рассуждение на заданную тему, выражение собственного мнения. Здорово, если субъективная точка зрения подкрепляется примерами. Тезисы зачастую вытекают один из другого. Тезисы могут быть представлены в виде утверждений, вопросов, строчек из каких-либо произведений.
  • Заключение. Вывод.

На основе тезисов можно написать развернутый материал. Но чаще бывает наоборот: на основе большого текста составляют тезисы, в которых выражаются основные мысли литературного текста.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам разобраться, что же такое «тезис». Изучение этого литературного термина поможет учащимся с написанием сочинений, докладов, статей, а также научит тезисно излагать свои мысли.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 172.


А какая ваша оценка?

Добавить комментарий