Морские суда классифицируются на:
- Пассажирские суда – предназначены для перевозки пассажиров и легко узнаются по высоким надстройкам и длинным рядам бортовых иллюминаторов;
- Грузовые – все остальные суда, не являющиеся пассажирскими;
В свою очередь пассажирские морские суда классифицируются на:
- Океанский лайнер – тип судна, которое идёт по заданному маршруту и доставляет пассажиров из одной части света в другую. Этот тип судов был очень популярен в прошлом веке в частности для пересечения Атлантики. Теперь океанские лайнеры переросли в современные круизные суда.
- Круизный лайнер – как правило, совершает международные рейсы и перевозит пассажиров из одной групповой туристической программы, то есть согласованно по расписанию с заходом в один или несколько портов. Современные круизные лайнеры совмещают в себе быстроходный океанский лайнер и роскошь туристического отеля.
- Круизный паром – разновидность судна, совмещающая в себе функции круизного лайнер и парома.
Грузовые морские суда классифицируются на:
- рыболовные или промысловые суда:
- траулер кормового траления;
- куттер;
- логгер;
- траулер бортового траления;
- обсуживающие суда:
- ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах);
- медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда);
- плавучие гостиницы;
- суда-выставки;
- спасательные суда;
- пожарные суда;
- лоцманские суда;
- плавучие маяки;
- посыльно-разъездные суда;
- служебно-вспомогательные суда:
- буксиры;
- перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции);
- снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора);
- плавучие пристани и дебаркадеры,
- технический флот:
- подъёмно-монтажные суда:
- портостроительные;
- плавучие краны;
- плавучие доки;
- плавучие мастерские;
- промышленно-хозяйственные суда:
- плавучие буровые вышки;
- дноуглубительные суда (землечерпательные и землесосные драгеры);
- грунтоотвозные баржи;
- лесопромышленные (сплоточные и лесосплавные суда);
- сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные);
- энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные);
- суда связи (кабелеукладчики и кабелеремонтные суда);
- маломерные суда для очистки акваторий – мусоросборщики;
- подъёмно-монтажные суда:
- специального назначения:
- балкеры – это суда для перевозки различных навалочных грузов, обычно без грузовых устройств с большими крышками (саморазгружающие, PIBO, OBO);
- универсальные суда – это двухпалубные твиндечные суда с грузовыми устройствами для генеральных грузов;
- контейнеровозы – для перевозки контейнеров, имеют большую скорость, наиболее полно используется грузовместимость;
- полупогружные суда – для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов;
- ролкеры или суда типа Ро-Ро (Rolker «Ro-Ro» ship) – суда с горизонтальным способом погрузки, для перевозки автомобилей, контейнеров и генеральных грузов;
- лихтеровозы – большие плавучие контейнера (в основном при речных перевозках);
- рефрижераторные суда – для перевозки грузов, которые требуют специальных режимом. Способны поддерживать климатическо-температурные режимы;
- танкеры – для перевозки наливных грузов, также к ним относятся газовозы;
Подробнее обзор типов судов
Сухогрузы
Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда – однопалубные, большие – двух- и трехпалубные). Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм – для удобства погрузочно-разгрузочных работ. По сути сухогрузы включают довольно широкий перечень типов судов, и далее уже они разделяются на специализированные, в зависимости от груза:
- рефрижераторные – предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда еще называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
- контейнерные суда или контейнеровозы – предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов. Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами – портальными кранами.
- Классификация контейнеровозов:
- Ультра большой Контейнеровоз (ULCV) – более 15000 тонн;
- Новые Panamax – от 10000 до 14500 тонн;
- Пост-панамакс – от 5101 до 10000 тонн;
- Панамакс – от 3101 до 5000 тонн;
- Фидермакс – от 2001 до 3000 тонн;
- Фидер – от 1001 до 2000 тонн;
- Малый фидер – до 1000 тонн;
- Классификация контейнеровозов:
- подвидом контейнеровозов являются лихтеровозы – суда для перевозки плавучих контейнеров-барж. Такие баржи грузоподъемностью 250-300 тонн выгружают с судна непосредственно на воду, после чего их отбуксировывают к причалу грузополучателя. В связи с тем, что контейнерные перевозки, особенно выгодные при смешанном сообщении (железная дорога – автомашина – судно), позволяют доставлять груз от отправителя к получателю с минимальными затратами при перегрузках с одного вида транспорта на другой и обеспечивать при этом хорошую сохранность груза. Контейнеровозы получили в последние годы широкое развитие и являются наиболее перспективным типом сухогрузного судна.
- трейлерные суда – служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах автоприцепах (суда типа Ро-Ро или Rolker «Ro-Ro» ship). Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени – за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов составляет от 1000 до 10000 тонн, скорость хода 20-26 узлов. Как и контейнерные, трейлерные суда в последнее время получают большое распространение. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют контрейлерными.
- суда для перевозки навалочных грузов или балкеры – предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т.п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота.,
- лесовозы – предназначены для перевозки лесных грузов – круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием – независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес. Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около трети) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной 6алласт (около 10 процентов от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости. Существуют и безбалластные лесовозы, но при рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес начинают перевозить в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы-пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны стрелы).,
- суда для перевозки автомашин, скота.
Типы наливных судов
- Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов на их долю приходится около 40% мирового тоннажа транспортного флота. Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе. Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами. В нос от машинного отделения располагают насосное отделение с грузовыми насосами для разгрузки судна от нефти. Для сообщения между кормовой надстройкой и палубой бака, на которой расположено якорно-швартовное устройство, оборудуют переходной мостик. Некоторые большие танкеры строят без переходного мостика, его заменяют настилом дорожки вдоль верхней палубы, а электротрассы, которые обычно прокладывают по переходному мостику, в этом случае тянут в металлических трубах. Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами. Грузоподъемность танкеров колеблется в больших пределах от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до 400000 тонн у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12000 тонн.
- Классификация танкеров:
- GP (General Purpose) — малотоннажные танкеры от 6000 до 16 499 тонн (используются для специальных перевозок, в том числе для перевозок битумов);
- GP — танкеры общего назначения от 16 500 до 24 999 тонн (используются для перевозок нефтепродуктов);
- MR (Medium Range) — среднетоннажные танкеры (25000—44999 т);
- LR1 (Large/Long Range1) — oiler — крупнотоннажные танкеры 1 класса от 45000 до 79 999 тонн (используются для перевозок тёмных нефтегрузов);
- LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80 000—159 999 т);
- VLCC (Very Large Crude Carrier) — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160 000—320 000 т);
- ULCC (Ultra Large Crude Carrier) — супертанкеры (более 320 000 т);
- FSO (Floating Storage and Offloading unit) – супертанкеры более 320 000 тонн (для хранения и выгрузки нефти на более мелкие танкеры).
- Классификация танкеров:
- Газовозы предназначены для перевозки сжиженных природных и нефтяных, т.е. выделяющихся при добыче нефти газов – метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, являющиеся превосходным топливом и ценным сырьем для химической промышленности, перевозят в сжиженном состоянии, в охлажденном состоянии (в изолированных цистернах) или под давлением. В отличие от танкеров, грузовые танки которых образуют элементы конструкции корпуса, газовозы имеют вкладные грузовые цистерны – цилиндрические (вертикальные или горизонтальные), сферические или прямоугольные. Газовозы, предназначенные для перевозки сжиженного природного газа метана, который перевозятся в охлажденном состоянии (до -161,5° С), имеют только прямоугольные цистерны с надежной изоляцией. Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют грузовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопроводов и промежуточной цистерны. Так как в грузовые цистерны принимать водяной балласт запрещается, на газовозах оборудуют балластные цистерны (в двойном дне или по бортам). Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной взрывоопасностью груза. Во избежание образования взрывоопасных газо-воздушных смесей на газовозах предусмотрена надежная вентиляция и компрессорных отделений, располагаемых в носу, и сигнализация об образовании опасных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему. В настоящее время быстро развивается класс комбинированных судов, то есть судов, приспособленных дли перевозки нескольких определенных родов груза, что очень выгодно при встречных морских перевозках, так как исключает порожние балластные пробеги. К этому классу грузовых судов относятся нефтерудовозы, хлопколесовозы и тому подобные.
Типы промысловых судов
- Добывающие суда – считаются все промысловые суда, предназначенные для добычи рыбы, морских млекопитающих, беспозвоночных и морских водорослей. Добывающие и добывающе-перерабатывающие суда составляют основное ядро промыслового флота. К добывающим судам относятся рыболовные суда: траулеры, сейнеры, дрифтеры, тунцеловы, рыболовные боты, китобойцы, краболовы и суда для бессетевого лова рыбы.
- Добывающе-перерабатывающие суда – большие морозильные траулеры-рыбозаводы (БМРТ), среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением (РТ, СРТР, СРТМ), малые рыболовные траулеры (МРТ) и траловые боты.
- Перерабатывающие суда предназначены для приема и переработки улова. Кроме того, они снабжают рыболовецкие суда и обеспечивают их экипажи медицинским и культурно-бытовым обслуживанием в условиях экспедиционного промысла. К перерабатывающим судам относятся:
- китобойные,
- сельдяные,
- краболовные,
- рыбоконсервные плавучие базы,
- рыбомучные и морозильные суда,
- плавучие базы,
- производственные рефрижераторы.
- Плавучие базы (ПБ) являются крупнейшими промысловыми судами водоизмещением в среднем от 10000 до 15000 тонн. Эти суда имеют несколько палуб и развитые надстройки. Внутренние помещения их делятся на служебные, жилые, общественные, производственные и грузовые. В производственных помещениях размещают цеха по обработке улова. Плавучие базы имеют развитые цистерны для топлива и масел, кладовые для провизии и других запасов для снабжения судов в районе промысла. Большие площади отводятся под жилые помещения команды и производственного персонала, достигающего на судне до 400 человек. Многочисленные общественные, культурно-бытовые и медицинские помещения.
- Производственные рефрижераторы (ПР), которые служат для приема и обработки рыбы, передаваемой с судов-ловцов, не имеющих технологического и морозильного оборудования. Обслуживая удаленные районы промысла, производственные рефрижераторы передают готовую продукцию на транспортные рефрижераторы или транспортируют ее на береговую базу самостоятельно.
- Траулеры являются наиболее распространенным типом рыболовного судна. В зависимости от размеров различают большие (РТ), средние (СРТ), и малые (МРТ) траулеры. По способу траления различают траулеры бортового и кормового траления. Все большие рыболовные траулеры строят только с кормовым тралением. Траулеры различают также по степени переработки улова. Траулеры-ловцы ежесуточно передают непереработанный улов на другие суда или береговую базу. Траулеры с частичной переработкой улова обеспечивают потрошение, пересыпку льдом и сбор отходов и сдают полуфабрикат на базы раз в несколько суток. Траулеры-рыбозаводы осуществляют полную переработку рыбы и сдают готовую к реализации продукцию. Малые и средние траулеры обычно однопалубные, большие траулеры-рыбозаводы – двухпалубные, со слипом в корме. Траулеры-рыбозаводы имеют в зависимости от назначения несколько специально оборудованных цехов: рыбоперерабатывающий, морозильный, консервный, утилизированный. Для хранения готовой продукции предусмотрены рефрижераторные и обычны трюмы. Траулеры обладают большой автономностью плавания – до 4 месяцев, поэтому на них созданы хорошие бытовые условия для экипажа судна.
- Сейнеры – суда для ловли рыбы кошельковым неводом. Различают большие, средние и малые рыболовные сейнеры. Все сейнеры разделяют на одноплощадочные и двухплощадочные (площадка расположена на открытой палубе и предназначена для рабочих операций).
- Малые сейнеры – только одноплощадочные, средние и большие – одно- и двухплощадочные. У одноплощадочных сейнеров рабочая площадка размещается на корме. Так как лов кошельковым неводом носит резко выраженный сезонный характер, сейнеры оборудуют и другими орудиями лова (тралом, снюрреводом).
- Дрифтеры – суда, предназначенные для лова рыбы дрифтерными сетями (дрейфующими сетями). Промысел дрифтерными сетями осуществляется судами типа СРТ, а также некоторыми сейнерами и МРТ.
- Китобойцы – суда-охотники, вооруженные гарпунной пушкой для убоя китов. В 1972 году в США был принят «Акт по защите морских млекопитающих», который запретил добычу и импорт морских млекопитающих, за исключением нескольких случаев (промысел коренными народами – эскимосами и алеутами и изготовление ими предметов народного промысла).
- Краболовные и тунцеловные суда – небольшие боты, ведущие промысел специализированными (краболовными и тунцеловными) снастями вблизи своих плавучих баз.
12.12.2018
Начинающий логист
Современные морские коммерческие суда бывают всех форм и размеров и предназначены для перевозки разнообразных грузов. В этой статье мы попытаемся дать краткий обзор основных видов морских судов, которые сегодня курсируют в океанах. Также рассказать о том, как развивался каждый дизайн.
Для начала необходимо определить основные типы грузов. Для целей настоящей статьи грузы будут подразделены на сухие, жидкие и специализированные. Причем каждый из них далее делится на подкатегории. К сухим грузам относятся: навалочные (насыпные) грузы, грузы общего назначения (генеральные грузы), контейнеры, рефрижераторные контейнеры и грузы на колесной платформе (Ro-Ro). Жидкие грузы преимущественно имеют нефтяную основу, но могут также включать химические вещества и сжиженные газы. Специализированные грузы включают пассажиров, скот, тяжеловесные и проектные грузы.
Сухогрузные суда (Dry Cargo Ships)
Исторически сложилось, что именно сухогрузные суда являлись оплотом мирового торгового флота. Известные как грузовые суда общего назначения, они должным образом адаптированы, т.е. оснащены собственным оборудованием для погрузки грузов, обычно в виде кранов. Груз укладываются в разные трюмы. Скорость и эффективность процесса погрузки/разгрузки зависит от квалификации экипажа и докеров. Такие корабли иногда выполняют регулярные рейсы между двумя или более портами в качестве «лайнеров». Также используются в отрасли трамповых перевозок, где суда отправляются туда, куда потребуется.
Балкеры (Bulk Carriers) – Суда для перевозки навалочных (насыпных) грузов
Для сухих грузов с высоким отношением веса к стоимости, таких как уголь, зерно и руда, экономия на масштабе позволила получить современный сухогруз. Эти обычно большие суда делятся на несколько отдельных трюмов с люками. В порту груз загружается конвейером или краном с ковшом. Некоторые сухогрузы приспособлены (как правило, краны расположены между каждым люком) для самостоятельной погрузки и разгрузки
Для разгрузки нормой являются грейферные краны, хотя для определенных грузов может использоваться специальное оборудование. Груз обычно выгружается в загрузочные ковши, затем передается по конвейеру в бункеры или открытые хранилища. Небольшие суда могут выгружаться непосредственно в дорожные транспортные средства.
Контейнерные суда (Container Vessels)
Контейнеры стали основным способом транспортировки промышленных товаров по всему миру. Обратите внимание на статью, посвящённую истории грузового контейнера. Контейнер имеет стандартный размер, что упрощает его транспортировку. Контейнер довольно просто перемещать между грузовиком, поездом и судном
Контейнеры могут вместить что угодно: от продуктов питания до электрооборудования и автомобилей. Они также используются для перевозки товаров в мешках и на палетах. Также жидкостей и рефрижераторных грузов.
Стандартные контейнеры измеряются как TEU двадцатифутовые эквивалентные единицы. Обычно имеют длину 20 футов (1 TEU) или 40 футов (2 TEU). Все стандартные транспортные контейнеры имеют ширину 8 футов и высоту 8 футов 6 дюймов. Существуют также более длинные, высокие и даже более короткие стандартные размеры, но они встречаются реже.
Контейнеровозы состоят из нескольких трюмов, каждый из которых оснащен «направляющими к ячейкам», которые позволяют контейнерам вставляться в нужную ячейку. После того, как первые слои контейнеров загружены и люки закрыты, поверх люков загружаются дополнительные слои. Каждый контейнер затем прикрепляется к судну, а также скрепляется с другими контейнерами для обеспечения целостности. Контейнеры обычно загружаются специализированными кранами или даже кранами общего назначения с подъемными приспособлениями для контейнеров, но некоторые небольшие контейнеровозы приспособлены для самостоятельной загрузки/выгрузки. Более подробно процесс погрузки контейнеров на судно описан в этой статье.
Контейнеровозы используются преимущественно на линейных маршрутах и являются одними из самых крупных судов на плаву. Сверхбольшие контейнеровозы (ULCV), такие как Emma Maersk (главное судно Maersk E-Class) могут перевозить приблизительно 15 000 TEU (в зависимости от веса контейнера). Крупные контейнеровозы ограничены по размеру определенными портами по всему миру. Также они не могут проходить через определенные районы из-за тяги или из-за ограничений по ширине.
Рефрижераторные суда (Reefer Vessels)
Эти суда предназначены для перевозки охлажденных грузов – содержащих скоропортящиеся товары, такие как фрукты или мясо. Груз укладывается в трюмы с контролем температуры, которые затем опечатываются. Традиционные рефрижераторные суда были в значительной степени заменены использованием рефрижераторных контейнеров, которые могут перевозиться контейнеровозами. Для работы рефрижераторных контейнеров нужен только источник питания. Хотя они обычно загружаются так, чтобы позволить экипажу осмотреть их во время рейса.
Суда типа «Ро-Ро» – ролкеры, трейлерные суда (Ro-Ro Vessels)
«Ро-Ро», или ролкеры – суда с горизонтальным способом обработки грузов, которые перевозят грузы на колесной площадке. Они бывают разных форм, включая автомобильные паромы и грузовые суда, перевозящие автомобильные прицепы. Основным типом, используемым для перевозки дорожных транспортных средств, является автомобильный перевозчик. Эти бортовые суда оснащены несколькими палубами для транспортных средств, включающими парковочные полосы. Грузоподъемность таких судов измеряется в CEU – эквивалентных автомобильных единицах. На сегодняшний день крупнейшие автомобильные перевозчики на плаву имеют вместимость более 6 000 CEU.
Суда для перевозки наливных грузов (Liquid Cargo Ships)
Эти суда, известные как танкеры, перевозят различные жидкие грузы. Танкеры были впервые разработаны в середине девятнадцатого века. Тогда использование железа позволило перевозить жидкости в больших количествах экономично и без утечек. Как и в случае с сухогрузом, экономия масштаба привела к увеличению размеров танкеров. Самые крупные существующие образцы имеют грузоподъемность более 400 000 тонн.
Танкеры разделены на отдельные баки, в которые груз перекачивают по трубопроводной системе. Многие танкеры также оснащены системами добавления инертного газа в цистерны. Это позволяет снизить риска возгорания и взрыва.
Нефтеналивные танкеры (Crude Carriers)
Крупнейшие суда на плаву – супертанкеры водоизмещением 160 000 тонн (Very Large Crude Carriers, VLCC) и супертанкеры водоизмещением свыше 400 000 тонн (Ultra Large Crude Carriers, ULCC). Эти суда предназначены для загрузки сырой нефти и ее транспортировки на нефтеперерабатывающие заводы по всему миру, где она может быть переработана в нефтепродукты. Крупнейшие перевозчики нефти часто загружаются и разгружаются на специальных терминалах.
Суда для перевозки химических грузов (Chemical Carriers):
Эти суда обычно имеют грузоподъемность от 5 000 до 40 000 тонн и часто имеют специализированные грузовые системы, подходящие для типа перевозимого груза. Эти системы могут включать в себя нагревательные или охлаждающие устройства. Также усовершенствованные системы очистки, чтобы гарантировать, что чистота груза сохраняется при загрузке в резервуар, который ранее мог нести что-то другое.
Суда для перевозки сжиженного газа (Liquefied Gas Carriers)
Изначально такие корабли были просто переоборудованными нефтяными танкерами, но затем превратились в специализированные суда. Грузовые танкеры, предназначенные для перевозки сжиженного нефтяного газа (СНГ) или сжиженного природного газа (СПГ) под давлением, обычно имеют сферическую форму и высокую прочность. Перевозчики СПГ, как правило, больше, чем те, которые перевозят сжиженный нефтяной газ. Самыми крупными перевозчиками СПГ являются суда «Q-Flex» с вместимостью газа до 266 000 кубических метров.
Специализированные суда (Specialised Cargoes)
Большинство типов грузов могут рассматриваться как специализированные из-за особых требований к погрузке, разгрузке или укладке. Однако многие подобные грузы перемещаются с такой регулярностью и легкостью, что термин «специализированный» приобретает новое значение. Для целей данной статьи это относится к грузам, которые либо трудно классифицировать как сухие или жидкие, либо к грузам, которые относительно трудно обрабатывать.
Пассажирские суда (Passenger Vessels)
Эта категория включает в себя все: как маленькие паромы с вместимостью до 10 человек, так и круизные лайнеры, способные перевозить более 6 000 пассажиров. Пожалуй, люди – самый специализированный груз из всех. Именно потребности и желания пассажиров обусловили конструкцию современных паромов и круизных судов.
Паромы, когда-то считавшиеся просто транспортным средством (способом передвижения) для большинства, теперь щедро оборудованы зонами отдыха, ресторанами, магазинами и развлекательными заведениями, особенно если паром находится на относительно длинном маршруте. Сами суда тоже стали больше. Например, Ulysees, курсирующий между Холихедом и Дублином, способен перевозить более 2 000 пассажиров.
Первые примеры того, как корабли совершали общественный «круиз», можно найти в девятнадцатом веке, но массовую популярность круизы приобрели лишь в конце двадцатого века. Многие круизные суда изначально были лайнерами, которые отправлялись в теплый климат во время сезонной непогоды на своих регулярных маршрутах. Возможно, последним из лайнеров является Queen Mary 2, который до сих пор регулярно ходит по трансатлантическому маршруту.
Сегодня пассажиры круизных судов требуют и ожидают широкий спектр услуг, включая казино, спортзалы, магазины, театры, кинотеатры, бассейны, рестораны и бары. Самые большие круизные суда могут быть до 360 м в длину и до 60 м в ширину. Популярными круизными районами являются Средиземноморье, Карибский бассейн и Скандинавия.
Суда для перевозки скота (Livestock Carriers)
Эти корабли часто переоборудуются из других типов судов и оснащены загонами для большого количества животных. Важнейшими критериями и при перевозке скота является обеспечение адекватной вентиляции, еды и воды. Также способность приемных сооружений в порту назначения обрабатывать груз. Некоторые перевозчики могут перевозить до 120 000 голов скота. Общий маршрут для перевозчиков скота – из Австралии и Новой Зеландии на Ближний Восток.
Суда для перевозки тяжеловесных грузов или Проектные грузовые суда (Heavy-lift/Project Cargo Vessels)
Эти суда, в основном построенные на заказ и специализируются на перевозке чрезвычайно тяжелых или громоздких объектов, таких как другие суда и крупные промышленные объекты. Некоторые тяжелые суда оснащены кранами большой грузоподъемности для погрузки в портах без возможности большой грузоподъемности. Другие типы являются полупогружными, что позволяет грузу перемещаться на место до того, как судно-тяжеловес снимает балласты, чтобы поднять груз из воды.
Известные случаи, когда использовались полупогружные тяжеловесные суда, – это возвращение в Великобританию десантного корабля «Сэр Тристрам» после Фолклендского конфликта и возвращение эсминца «Коул» в Соединенные Штаты после бомбардировки в Адене. Суда большой грузоподъемности также перевозили морские платформы со своей строительной площадки на буровую площадку.
Буксиры (Tugs)
Даже с появлением очень маневренных судов, буксир по-прежнему жизненно важен для морской промышленности. Современные буксиры обладают высокой маневренностью и силой тяги (тяговым усилием) свыше 100 тонн. Такие суда имеются в портах по всему миру, чтобы помочь в швартовке, развале и перемещении крупных или менее маневренных судов в пределах порта. Буксиры также используются для помощи наиболее маневренным судам в периоды плохой погоды или при перевозке опасных или загрязняющих грузов. Портовые буксиры также часто используются для перемещения внутри порта барж, плавучих кранов и персонала. Более крупные из них ожидают в стратегически важных местах, чтобы действовать в качестве спасательных буксиров, в том числе и в глубоководных районах.
2.1. Классификация судов по основным признакам
Суда классифицируют (группируют) по ряду основных признаков.
К числу «исходных» признаков, по которым тип судна, как правило, указывается в задании на его проектирование, относятся: назначение, способ приведения судна в движение и район плавания.
К другим признакам относятся: тип главного двигателя, конструктивный тип движителя, принцип поддержания судна в ходу на воде, материал корпуса, группа судна по санитарному режиму, архитектурно-конструктивный тип судна.
- В зависимости от назначения (рода выполняемых работ) суда подразделяются на транспортные, вспомогательные, технические (суда технического флота) и промысловые.
а) К транспортным судам относятся грузовые суда (самоходные и несамоходные, сухогрузные и наливные), пассажирские, грузопассажирские, паромы, толкачи и буксиры.
Грузопассажирские суда имеют грузовые трюмы и перевозят как пассажиров, так и грузы.
Такие же функции выполняют и грузопассажирские паромы, которые обслуживают переправы.
б) К вспомогательному флоту относятся:
– противопожарные и санитарные суда,
– дебаркадеры,
– топливозаправные станции и бункеровщики,
– бранд-вахты (плавучие общежития),
– снабженческие и учебные суда,
– служебные суда контролирующих (надзорных) организаций.
в) К техническим судам относятся:
– дноуглубительные и добычные снаряды (землесосные и землечерпательные), грунтоотвозные шаланды,
– ледоколы,
– суда-нефтесборщики,
– плавучие краны,
– плавучие доки, плавучие мастерские и электростанции,
– суда для размещения и обслуживания навигационной обстановки и др.
Суда технического флота предназначены для технического обслуживания различных судов, портового хозяйства и водных путей.
г) Промысловые суда служат для добычи, переработки и транспортировки животных и растительных ресурсов водоемов.
На внутренних водоемах промысловый флот образуют рыболовные суда.
Морской флот рыбной промышленности можно подразделить на следующие пять классов:
– добывающие и добывающе-обрабатывающие суда;
– обрабатывающие суда;
– приемо-транспортные суда;
– научно-исследовательские суда;
– учебно-производственные суда.
- По способу приведения в движение суда подразделяются на самоходные и несамоходные. Самоходные суда оснащаются главной энергетической установкой, которая включает главный двигатель и связанный с ним движитель.
Несамоходные суда такой установки не имеют, они перемещаются от источника энергии, находящегося вне судна, то есть с помощью других судов или энергии ветра
- По типу главных двигателей суда подразделяются на теплоходы, пароходы, турбоходы, атомоходы.
а)На теплоходах применяются двигатели внутреннего сгорания (ДВС), в основном дизели. Большинство современных судов являются теплоходами.
б) Пароходы – На этих судах в качестве главного двигателя использовалась паровая поршневая машина в сочетании с паровым котлом. В качестве движителя на пароходах, как правило, применялись гребные колеса.
в)Турбоходы оснащаются турбинами: газовыми или паровыми.
г) На атомоходах источником тепловой энергии является атомный реактор, а механической энергии – паровая турбина.
Атомоходы для эксплуатации на внутренних водных путях не строятся.
д) Электроходы используют в качестве источника энергии аккумуляторы, заряжаемые от внешних источников (двигатель внутреннего сгорания, солнечные батареи, береговое электропитание).
Судов серийного производства такого типа в настоящее время не выпускается.
Передача энергии от двигателя к движителю может быть механическая (посредством валопровода) или электрическая (по схеме: двигатель – электрогенератор – электродвигатель – валопровод). В последнем случае в зависимости от типа двигателя судно называют дизель-электроход или турбоэлектроход.
IV. По конструктивному типу движителя самоходные суда подразделяются на:
– винтовые (гребной винт, воздушный винт, винт в насадке),
– водометные (винт в трубе),
– колесные (гребное колесо),
– весельные,
– парусные
– и с крыльчатым движителем.
Крыльчатые движители на речных судах не применяются; на современных морских транспортных судах они не устанавливаются ввиду сложности их конструкции.
V. По принципу создания силы поддержания на воде и передачи реакции воды корпусу судна в режиме хода суда подразделяются на две группы:
1. Водоизмещающие (надводные и подводные)
Характерным для этих судов является то, что их масса уравновешивается массой воды, вытесненной подводной частью корпуса.
2. Суда с динамическими принципами поддержания.
– глиссеры – суда, опирающиеся на воду кормовой частью днища;
– суда на подводных крыльях (СПК), которые опираются на воду подводным крылом;
– суда на воздушной подушке (СВП), которые опираются на воду через промежуточную статическую воздушную подушку;
– экранопланы (суда на динамической воздушной подушке, СДВП), опирающиеся на воду через динамическую воздушную подушку.
У водоизмещающих судов сила поддержания создается за счет гидростатического давления воды на погруженный объем корпуса судна.
Большинство судов относятся к группе водоизмещающих.
У быстроходных судов используются такие конструктивные решения (принципы), как установка подводных крыльев, создание воздушной подушки под днищем, обеспечение режима глиссирования.
Это позволяет в ходу полностью или частично поднять корпус из воды; при этом движение судна происходит в гораздо менее плотной воздушной среде.
VI. По роду материала:
– Деревянные — массово строились до 1959 г. В настоящее время строят легкие спортивные суда.
– Железобетонные — несамоходные суда: дебаркадер (причал), брандвахта, доки.
– Легкосплавные — дюрали (легкий, не ржавеет, не гниет, дорогостоящий): Скоростные суда («Метеор», «Ракета», «Восход», «Комета» и др.)
– Стальные — относительно легкий, недорогой, прочный: водоизмещающие суда
– Композитные — смешанного вида (пластик, легкие сплавы металлов): яхты, глиссеры, экранопланы
VII. По архитектурно-конструктивному типу суда различают в зависимости от:
– количества корпусов – однокорпусные, двухкорпусные (катамараны), трехкорпусные (тримараны);
– количества и расположения надстроек по длине судна (надстройка в корме, в носу или в средней части);
– количества палуб в корпусе и надстройке;
– расположения машинного отделения по длине судна;
– наличия бака и юта и других признаков, характеризующих общее устройство судна.
VIII. По продолжительности пребывания человека на борту и санитарному режиму суда делятся на три группы :
I группа – суда внутреннего и смешанного плавания, на которых экипаж постоянно работает и проживает в течение всего времени навигации;
II группа – суда внутреннего плавания, обслуживаемые бригадным методом, при котором часть экипажа в течение навигации периодически работает и проживает на судне, а часть – отдыхает на берегу;
III группа – суда внутреннего плавания, на которых экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу (суда рейдовые и пригородных линий).
Санитарными правилами и нормами установлены критерии безопасности (безвредности) для человека факторов среды его обитания на судне и требования по обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
В частности, этим документом определены требования к судовым помещениям различного назначения, а также судовым системам, обеспечивающим необходимые условия обитаемости.
IX. Классификация судов по району плавания суда разделяют на:
– морские,
– внутреннего плавания
– и смешанного (река-река) плавания.
Такое разделение судов является укрупненным. Ограничения и требования к судну в зависимости от района устанавливаются квалификационными органами, осуществляющими надзор за судами.
2.2. Классификация судов по району плавания. Основные классы судов Российского Морского Регистра Судоходства и Российского Речного Регистра
Понятие класса судна введено впервые в 1764 г. в Англии Обществом Регистра, которое с 1834 г. и по настоящее время называется Регистром Британского и иностранного судоходства Ллойда.
Смысл класса состоит в возможности полного и быстрого получения информации о судне для оценки его надежности и пригодности к перевозке того или иного груза.
По мере развития мировой индустрии судоходства общества, подобные Британскому Регистру судоходства Ллойда, появились в других странах с развитым судоходством и судостроением.
Французское Бюро Веритас берет свое начало с 1832 г. Американское Бюро судоходства основано в 1862 г., Норвежское Бюро Веритас создано в 1864 г. В 1861 г. в Генуе клубами взаимного страхования основан Итальянский Регистр.
В России классификационного общества под названием «Общество для классификации морских‚ речных и озерных судов Русский Регистр основано 31 декабря 1913 г.
В настоящее время страны с развитым судоходством имеют свои классификационные общества.
В мире насчитывается около 40 классификационных обществ. В 1968 г. эти общества были объединены в Международную ассоциацию классификационных обществ (МАКО), под техническим надзором которой находится основная часть мирового флота.
Члены МАКО заключили договор о взаимном признании издаваемых правил и документов и международном сотрудничестве.
Целью ассоциации является содействие различного рода усовершенствованиям стандартов безопасности жизнедеятельности на море, сотрудничество, консультации с соответствующими морскими и международными организациями, предотвращение загрязнения окружающей среды.
Постоянными членами МАКО являются наиболее крупные классификационные общества.
Основным органом, утверждающим правила постройки и классификации судов, а также правил по техническому надзору за судами, находящимися в эксплуатации судов в России в настоящее время, с 1991г., являются – Российский Речной Регистр и Российский Морской Регистр судоходства.
Основной целью их работы являются:
- Повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море
- Повышение стандартов безопасного плавания судов
- Повышение стандартов надежной перевозки грузов на море и внутренних водных путях
- Разработка мер и стандартов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды
Основными задачами, выполняемыми классификационными обществами, на примере Российского Морского Регистра судоходства являются:
• техническое наблюдение за выполнением правил при проектировании, постройке, обновлении, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации судов;
• рассмотрение и согласование технической документации на постройку, обновление, переоборудование, модернизацию и ремонт судов;
• освидетельствование судов – проверка наличия согласованной документации;
• обмер судна;
• разработка правил и технических норм постройки и ремонта судна;
• составление списка (Регистра) судов
Для достижения цели классификационная деятельность РРР включает в себя:
- Рассмотрение технической документации, осуществление технического наблюдения и выдача документов, свидетельств и актов на суда и плавучие сооружения, а также на судовые механизмы, оборудование, устройства, изделия, снабжение и материалы, холодильные установки, грузоподъемные устройства, контейнеры
- Обмер судов и плавучих сооружений
- Осуществление технического наблюдения за выполнением положений международных конвенций и выдача соответствующих документов от имени морских администраций стран – сторон конвенций
- Сертификация промышленной продукции и производств
- Сертификация систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9001, 14001 и 45001.
- Освидетельствование систем управления безопасностью судоходных компаний и судов на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения
- Анализ данных и предоставление необходимой информации судовладельцам, морским администрациям, страховщикам и портовым властям при смене класса судна
- Сотрудничество с морскими администрациями, портовыми властями при контроле судов в портах
В настоящее время наличие у судна класса того или иного классификационного общества свидетельствует о вполне определенной и достаточной при заданных условиях надежности и прочности корпусных конструкций, установленных на судне механизмов, устройств и систем, обеспечивающих безопасность плавания.
Для признания классифицированного судна годным к плаванию необходимо также выполнение требований ряда международных соглашений:
– конвенции о грузовой марке – КГМ-66;
– конвенции по охране человеческой жизни на море — СОЛАС-74;
– конвенции по предотвращению загрязнения акваторий портов и морей – МАРПОЛ-73/78;
– конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты – ПДМНВ-78/95.
В настоящее время нормативные требования Российского Регистра включают в себя:
- Правила обмера морских судов Российского морского регистра судоходства с 1 июня 2016 г;
- Правила классификации и постройки судов сжиженного и сжатого газа Российского морского регистра судоходства, 2016;
- Правила освидетельствований судов внутреннего плавания в эксплуатации (для Европейских внутренних
водных путей) Российского морского регистра судоходства с 1 июля 2017года;
- Правила по нефтегазовому оборудованию плавучих нефтегазодобывающих комплексов Российского морского регистра судоходства , 2017г.;
- Правила разработки и проведения морских операций Российского морского регистра судоходства , 2017 г.;
- Правила классификации и постройки судов атомно-технологического флота Российского морского регистра судоходства , 2017 г.;
- Правила технического наблюдения за постройкой судов Российского морского регистра судоходства 2018г;
- Правила классификации и постройки атомных судов Российского морского регистра судоходства 2018г.;
- Правила классификации и постройки обитаемых подводных аппаратов Российского морского регистра судоходства, 2018 г.;
- Правила классификации и постройки химовозов Российского морского регистра судоходства, 2018 г.;
- Правила классификации и постройки высокоскоростных судов Российского морского регистра судоходства , 2018г.;
- Правила по предотвращению загрязнения с судов в морских районах и на ВВП РФ Российского морского регистра судоходства, 2018;
- Правила Российского Речного Регистра, с 30 марта 2019г.
И другие, более ранние документы, правила и регламенты
Присвоение судну класса производится по результатам специального всестороннего освидетельствования, называемого первоначальным.
Класс присваивается сроком на пять лет с ежегодным подтверждением и удостоверяется выдачей судну Классификационного свидетельства.
В последующие годы для возобновления класса производятся очередные освидетельствования с интервалами в пять лет.
Есть много различных документов, регламентирующих разделение судов по типам, категориям, видам перевозимого груза, способов погрузки-выгрузки и прочему.
Никоим образом не хочу обидеть Википедию и многочисленные сайты с подобной тематикой, но все же предлагаю придерживаться документов Российского Морского Регистра судоходства (РМРС), как основного классификационного судового общества в России. Итак типы судов согласно РМРС:
- пассажирское судно – судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров
- грузовое судно (любое судно, не являющееся пассажирским)
Предлагаю остановиться на этой градации и раскрыть тему немного глубже.
Пассажирские суда
Напомню, что это суда, перевозящие более 12 пассажиров. Самые распространенные – это круизные суда. Сегодня самые большие круизные суда перевозят до шести с лишним тысяч пассажиров.
В эту же категорию входят и пассажирские накатные суда (пассажирское судно «ро-ро» от англ. roll on – roll off- вкатывать-выкатывать). Это пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки для заезда колесной техники. Как правило, это автопассажирские паромы.
Грузовые суда
У этих судов линейка гораздо шире. Грузовые суда делятся на типы в зависимости от видов перевозимого груза и способов погрузки/выгрузки: горизонтальный, вертикальный, комбинированный.
Самая большая категория судов – это сухогрузные суда, предназначенные для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, металлопроката, леса, грузов насыпью и т.п.), кроме жидких грузов наливом.
К ним относятся:
Балкеры (навалочные суда) -этот тип судов тоже пользуется популярностью в морских перевозках. Название говорит само за себя: to bulk (англ) насыпать. Т.е. это суда, предназначенные главным образом для перевозки сухих грузов навалом, включая такие типы судов, как рудовозы и комбинированные суда для перевозки насыпных грузов. Это зерно, уголь, руда, щебень, удобрения.
Контейнеровозы – в связи с почти глобальной контейнеризацией грузов, этот тип судов очень востребован. Немного позже расскажу о том, как появился такой универсальный модуль, как контейнер. В основном, суда-контейнеровозы не оборудованы никакими судовыми грузовыми механизмами. Контейнеры грузятся по направляющим в трюмы и на палубу в несколько ярусов. Современные контейнеровозы могут брать на борт до 20 000 стандартных 20-футовых контейнеров. Более подробно о различных типах судов-контейнеровозов расскажу в отдельной статье.
Лесовозы. С этим типом судов все понятно: основной груз – это лес.
Рефрижераторные суда. И здесь не открою Америку. В название уже отражена способность перевозить температурные грузы, требующие поддержания определенной температуры при перевозке. Температурная «вилка» примерно такая: от + 14 до – 30 градусов Цельсия. Обычно это фрукты, в частности, бананы, киви, яблоки, мясо, мороженная рыба и морепродукты. В общем все, что может испортиться за долгий морской переход.
Ролкеры (накатные суда)-тоже очень востребованный тип судов. Суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, (от англ. ro-ro (roll on-roll off) закатывать и выкатывать). Они перевозят колесную технику и железнодорожные вагоны. Эти суда хороши тем, что для них не нужно специально оборудованных грузоподъемным оборудованием причалов. Достаточно стандартного или прямоугольного причала, куда суда кладут так называемую рампу (аппарель), по которой колесная техника заезжает на судно. Еще есть суда, сочетающие горизонтальный и вертикальный способы погрузки/выгрузки, это уже ло-ро, (от англ. lift on-roll on).
К сухогрузным судам также можно отнести так называемые Heavy lift vessel – суда с кранами большой грузоподъемности для работы с тяжелыми грузами от 100 до 1000 тн.
Танкеры (наливные суда) – предназначенные для перевозки жидких грузов наливом, в том числе сырой нефти и нефтепродуктов.
Суда специального назначения (special purpose ship):
К таким судам относятся:
научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда, китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, а также спасательные суда и суда для укладки кабеля.
Занятно, что ледоколы и буксиры относят к грузовым судам. Здесь я бы сделал ремарку: в моем понимании, грузовое судно, это то, которое перевозит грузы на постоянной коммерческой основе.
Понятно, что и ледокол, и судно-спасатель и судно-снабженец могут взять на борт какое-то количество коммерческого груза, но это делается на нерегулярной основе. Основное их предназначение, это все-таки: проводка и буксировка судов, обеспечение ледовой навигации, снабжение морских буровых установок и платформ, спасение судов.
Поэтому я ставлю эти суда в категорию:
Вспомогательные и служебно-вспомогательные суда
Сразу предвижу вопросы, поскольку повторюсь, есть множество руководящих документов по типам и предназначению судов, но в полемике, как известно, истина и рождается…
Снабженцы-это многофункциональные суда, как правило с хорошим ледовым классом. Обеспечивают морские буровые платформы.
Ледоколы обеспечивают навигацию в замерзающих портах, осуществляют ледокольную проводку судов, в том числе и на трассе Северного морского пути. Современные ледоколы – это уже тоже многофункциональные суда. Они также могут помочь с тушением пожара, откачкой воды и постановкой боновых заграждений в случае разлива нефти, топлива или нефтепродуктов.
Земснаряды – этот тип судов занят на дноуглубительных работах на фарватерах и подходных путях к портам.
Лоцмейстерские суда занимаются постановкой, снятием и обслуживание буев и других знаков навигационной обстановки на акватории портов и фарватерах.
Шаланды самоходные и несамоходные- это грунтоотвозные суда. Отвозят выкопанный грунт при производстве дноуглубительных работ.
Лоцманские суда занимаются доставкой и развозкой лоцманов на приходящие и уходящие из порта суда.
Буксиры помогают судам при швартовке к причалам порта, буксируют различные объекты, несамоходные плавучие краны, шаланды и баржи.
И отдельной строкой парусные учебные суда, хотя по классу Регистра они относятся к судам специального назначения (special purpose ship). Но все же тип судна: Парусное/учебное судно (Sailing/Training ship).
К счастью, в России сегодня сохранилось и активно используется для обучения курсантов, участия и ПОБЕД в многочисленных международных регатах около десяти учебных парусных судов.
Спасибо, за прочтение! В отдельных статьях я подробно расскажу про другие #типысудов , их особенностях, размерах, грузовместимости и прочим интересным деталям.
Читайте на канале:
Новая эра речных теплоходов? Встречайте – теплоход класса люкс «Мустай Карим»!
Морские звания. Откуда что пришло?
Настоящие парусники под российским флагом. Сколько их еще осталось?
-
Определение типа судна. Классификация размеров судов
Наливными
судами, или танкерами,
называют суда, предназначенные для
транспортировки жидких грузов. К таким
грузам относятся главным образом нефть
и нефтепродукты, но танкеры могут
перевозить также пищевое масло, вино,
жидкий газ и жидкую серу, различные
кислоты и т. д.. Первые суда, пригодные
для транспортировки жидкостей без
упаковки, появились в конце XIX — начале
XX в. Они были разделены на несколько
относительно небольших танков, в которых
перевозили нефть или другие жидкие
грузы.
Тип
наливных судов разделяют на: танкеры
для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов
(мазута, бензина, дизельного топлива,
керосина и тому подобное), суда для
перевозки сжиженных газов (газовозы),
химикалиев (кислоты, расплавленной серы
и прочее) – химовозы, а также прочих
жидких грузов (водолеи, виновозы,
цементовозы).
Танкеры
относятся к одному из наиболее
распространенных типов транспортных
судов на их долю приходится около 40%
мирового тоннажа транспортного флота.
Танкер
представляет собой однопалубное судно
с кормовым расположением машинного
отделения и надстройки. Грузовая часть
танкера делится поперечными и одной,
двумя или тремя продольными переборками
на грузовые отсеки, называемые грузовыми
танками. Часть танков отводят для
водяного балласта, который танкер всегда
принимает в обратном рейсе.
Грузовую
часть в носу и в корме отделяют от
соседних помещений узкими непроницаемыми
для нефти и газов сухими отсеками
называемыми коффердамами.
В
нос от машинного отделения располагают
насосное отделение с грузовыми насосами
для разгрузки судна от нефти. Для
сообщения между кормовой надстройкой
и палубой бака, на которой расположено
якорно-швартовное устройство, оборудуют
переходной мостик.
Танкеры,
являющиеся особо опасными в пожарном
отношении, оборудуют надежными
противопожарными системами.
Грузоподъемность
танкеров колеблется в больших пределах
от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до
400 000 тонн у гигантских супертанкеров,
являющихся крупнейшими в мире судами.
Размеры танкеров зависят от их
грузоподъемности. Речные танкеры имеют
грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и
скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность
речных наливных барж достигает 12000 тонн.
Рис.
1. Виды наливных судов
Категории
танкеров — в зависимости от дедвейта:
-
GP
(General Purpose) — малотоннажные танкеры
(6000—16 499 т); используются для специальных
перевозок, в том числе для перевозок
битумов; -
GP
— танкеры общего назначения (16 500—24
999 т); используются для перевозок
нефтепродуктов; -
MR
(Medium Range) — среднетоннажные танкеры
(25000—44999 т); для перевозок нефти или
нефтепродуктов; -
LR1
(Large/Long Range1) — oiler — крупнотоннажные
танкеры 1 класса (45000—79 999 т); используются
для перевозок темных нефтегрузов; -
LR2
— крупнотоннажные танкеры 2 класса (80
000—159 999 т); -
VLCC
(Very Large Crude Carrier) — крупнотоннажные
танкеры 3 класса (160 000—320 000 т); -
ULCC
(Ultra Large Crude Carrier) — супертанкеры (более
320 000 т); для перевозок нефти с Среднего
Востока до Мексиканского залива. -
FSO
(Floating Storage and Offloading unit) – супертанкеры
(более 320 000 т); для хранения и выгрузки
нефти на более мелкие танкера.
Ба́лкер
(сокращение bulker от bulk carrier англ. bulk —
наваливать, насыпать, и carrier — перевозчик)
— специализированное судно для перевозки
грузов насыпью (навалом), таких как
зерно, уголь, руда, цемент и др. Балкер
является разновидностью сухогруза.
При
классификации судов учитывает особенности
района плавания: глубины в проливах,
каналах и в прибрежных зонах, габариты
шлюзов и их пропускную способность,
условия навигации на внутренних водных
путях. Навигационная обстановка на
морских магистралях является основным
фактором, из-за которого на габариты
судов налагаются строгие ограничения.
В последние годы под влиянием развития
мировой торговли и в связи со стремлениями
повышать экономическую эффективность
морских перевозок, происходят структурные
изменения в составе мирового флота в
сторону увеличения количества судов
большей грузоподъемности и большего
размера. В связи с чем, для улучшения
навигационной обстановки и для сокращения
путей транспортирования на основных
магистральных направлениях морских
перевозок осуществляется реконструкция.
Таким образом, параметры судов в группах
с названиями «max» и «size» периодически
меняются, то есть по времени эти группы
не являются постоянными.
Балкеры
делятся на 6 больших групп:
-
мини-балкеры;
-
seawaymax;
-
handysize;
-
handymax;
-
panamax;
-
capesize.
Мини-балкеры
с дедвейтом до 10000 тонн предназначены
в основном для каботажного плавания и
по внутренним путям. Экипаж таких судов
обычно не превышает 14 человек.
Определение
Seawaymax
относится к судам, максимальные размеры
которых позволяют проходить водным
путем Св. Лаврентия (название системы
каналов и шлюзов от Монреаля до озера
Эри, включая канал Уэлленда и водный
путь по Великим озёрам) из Атлантического
океана в Великие озера в Северной
Америке. Максимальные размеры судов
соответственно меньше: длина — 225,6 м
(740 футов), ширина — 23,8 м (78 футов), осадка
— 7,9 м (26 футов). Кроме ограничений на
шлюзах, имеются отдельные участки на
каналах с лимитирующими осадками 12,5 м,
10,7 м, 11,3 м и 8,2 м.
Handysize
(от англ. handy — удобный, size — размер)
составляют 37 % всего балкерного флота
по тоннажу. К Handysize относят балкеры
дедвейтом от 15000 до 50000. тонн. Это группа
судов с наиболее распространенными
размерами, их насчитывается свыше 2000
ед., суммарная грузоподъемность равна
43 млн т. Балкеры с размерами большими,
чем у типа «хендисайз», относятся к типу
«хендимакс».
Название
Handymax
(от англ. handy — удобный, max — максимальный)
или «супрамакс» применяется к балкерам
с дедвейтом 35—60 тыс. т. Суда «хендимакс»
обычно имеют длину 150—200 м (492—656 футов).
Хотя в некоторых странах, например, в
Японии, суда, относящиеся к этому типу,
имеют длину не более 190 м. Современные
«хендимаксы» имеют дедвейт 52—58 тыс. т,
5 грузовых трюмов. Главной особенностью
этого типа балкеров являются собственные
краны (обычно 4-5) грузоподъемностью в
среднем 30 тонн, что позволяет им
осуществлять грузовые работы дешевле
и в портах, где не предусмотрены грузовые
средства для погрузки/разгрузки балкеров.
Panamax
балкеры названы так из-за ограничения
в размерах судов, проходящих через
Панамский канал: ширина до 32,31 м, длина
наибольшая до 294,13 м, осадка до 12,04 м в
пресной тропической воде, высота
наибольшая — 57,91 м. Обычно грузовое
судно типа «панамакс» имеет водоизмещение
примерно 65 тыс. т. Появление большого
числа «панамаксов» с предельными
размерами создает определенные проблемы
каналу. Эти суда требуют высокой точности
установки в шлюзе и, следовательно,
больших затрат времени. Кроме того, их
проводка осуществляется только в дневное
время. Реконструкция Панамского канала,
стоимостью в 5,3 млрд USD, должна быть
закончена к 2014 году. Новые шлюзы будут
иметь размеры: длина — 427 м (1400 футов),
ширина — 55 м (180 футов), допустимая осадка
судов — 18,3 м (60 футов). Суда-контейнеровозы
с такими параметрами уже сегодня получили
названия «Panamax II».
Capesize
(от англ. cape — мыс, size — размер) — суда,
которые из-за своих больших размеров
не могут проходить через Суэцкий или
Панамский каналы и огибают мыс Горн
Южной Америки или мыс Доброй Надежды
на юге Африки. Обычно они имеют дедвейт
свыше 150 тыс. т. Есть рудовозы дедвейтом
400 тыс. т. Такие суда узкоспециализированы:
93 % перевозимого ими груза составляют
уголь и руда. Иногда выделяют в отдельную
группу суда типа VLOC, VLBC, ULOC, ULBC. Рост
экономики Китая, с его большим спросом
на сырье, скопление судов в Суэце и
Панамском канале, привели к увеличению
спроса на суда типа «кейпсайз».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #