Как найти тип учреждения

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

1.1. Государственные, муниципальные учреждения создаются органами публичной власти федеральной территории от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Типом государственного учреждения является государственный внебюджетный фонд, особенности правового положения которого определяются отдельным федеральным законом о государственном внебюджетном фонде.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом публичной власти федеральной территории, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Давайте посмотрим какие бывают типы гос. учреждений и чем они отличаются. В первую очередь, учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием считаются государственными, муниципальными учреждениями. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в статье 33 поделил государственные (муниципальные учреждения) на три типа:

  • Казенное учреждениегосударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-Ф3). Могут осуществлять приносящую доходы деятельность, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения по ч.З ст.298 Гражданского кодекса. Лицевые счета открываются в финансовом органе субъекта Российской Федерации по ч.8 ст.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
  • Бюджетным учреждением считается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах по ст. 9.2 федерального закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Могут осуществлять приносящую доходы деятельность, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения по ч.2 ст.298 Гражданского кодекса. Вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в финансовых органах субъекта РФ по ч.З, ст.2 Федерального закона «Об автономных учреждениях».
  • Автономным учреждением считается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации по ч.4 ст.298 Гражданского кодекса. Осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в финансовом органе субъекта Российской Федерации по ст. 161, 220.1 Бюджетного кодекса.

Правовое регулирование полномочий учреждений:

казенные    Бюджетный кодекс, в части статьи 161 БК РФ. Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
бюджетные   Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
автономные  Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

В соответствии с №7-ФЗ и № 174-ФЗ учредителями могут являться либо Российская Федерация, либо Субъект Российской Федерации, либо Муниципальное образование. С 01.01.2011 года изменение типа учреждения на казенное или бюджетное осуществляется внесением соответствующих изменений в его учредительные документы. Учредительным документом казенного и бюджетного учреждения является устав.

Приказы Министерства финансов РФ регулирующие деятельность учреждений:

казенные бюджетные автономные
от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета…»; от 06 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»; от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета…»; от 28 декабря 2010 г. N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности…». N 157н,  N 162н , N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»; от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета…»; от 25 марта 2011 г. № ЗЗн «Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности..». N 157н , N 162н, N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»; от 25 марта 2011 г. № ЗЗн «Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности…».

Порядок финансирования:

казенные бюджетные автономные

— бюджетная смета;

— нет кредитов;

— нет субсидий;

— субсидии из бюджета;

— субсидии на иные цели;

— субсидии из бюджета;

— субсидии на иные цели;

Еще несколько фактов о деятельности разных типов гос. учреждений:

  • Бюджетное и автономное учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
  • Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
  • Заключение и оплата казенным учреждением контрактов, договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.
  • Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество в уставный капитал других юридических лиц.
  • Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).
  • Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов.

Похожие статьи:

Практика показала, что некоторые сложности вызывает заполнение КТО (код типа организации) в отчете ЕФС-1. Как его узнать и где взять, узнаете из статьи.

Реквизит «КТО организации» в бланке ЕФС-1 фигурирует только один раз – в шапке подраздела 1.3. В нём государственные и муниципальные учреждения приводят сведения о заработной плате и условиях деятельности своих работников.

В поле “КТО организации” приводят код типа отчитывающейся организации. Его берут из специального Справочника-классификатора к порядку заполнения формы ЕФС-1 (постановление Правления ПФР от 31.10.2022 № 245п).

Данный список кодов сформирован на основе Перечня типов учреждений для сбора и разработки итогов федерального статистического наблюдения численности и зарплаты работников по категориям в организациях социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с известным майским Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”.

Указанный перечень приведен в Указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы. Они утверждены приказом Росстата от 30.07.2021 № 457.

Организации, не заполняющие формы статнаблюдения в соответствии с приказом Росстата № 457, в поле “КТО организации” указывают код “6.0”. Он означает – “Иные организации, не заполняющие формы статистического наблюдения в соответствии с приказом Росстата от 30 июля 2021 г. № 457” (см. последнюю позицию ниже в таблице).

Далее представлен полный перечень возможных КТО организации-учреждения для заполнения подразд. 1.3 отчета ЕФС-1.

КОД

ТИП ОРГАНИЗАЦИИ

1.01 Общедоступные (публичные) библиотеки 1.02 Музеи, выставочные залы, галереи 1.03 Театры 1.04 Учреждения культурно-досугового типа 1.05 Парки культуры и отдыха 1.06 Цирки, цирковые коллективы 1.07 Зоопарки, ботанические сады 1.08 Концертные организации, самостоятельные коллективы 1.09 Производство, прокат и показ фильмов 1.10 Радиовещание и телевидение 1.11 Архивы 1.12 Прочие 2.1 Научно-исследовательские институты (организации) 2.2 Научно-практические центры и центры медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов 2.3 Конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, включая конструкторские бюро 3.1.1 Дошкольные образовательные организации 3.1.2 Общеобразовательные организации 3.1.3 Профессиональные образовательные организации 3.1.4 Образовательные организации высшего образования 3.2.1 Организация дополнительного образования (в том числе спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, спортивно-адаптивные школы и специализированные адаптивные спортивные школы) 3.2.2 Организации дополнительного профессионального образования 4.1.01 Больница (в том числе детская) 4.1.02 Больница скорой медицинской помощи 4.1.03 Участковая больница 4.1.04 Специализированные больницы, в том числе специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения 4.1.05 Родильный дом 4.1.06 Госпиталь 4.1.07 Медико-санитарная часть, в том числе центральная 4.1.08 Дом (больница) сестринского ухода 4.1.09 Хоспис 4.1.10 Лепрозорий 4.1.11 Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения 4.1.12 Амбулатория, в том числе врачебная 4.1.13 Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения 4.1.14 Женская консультация 4.1.15 Дом ребенка, в том числе специализированный 4.1.16 Молочная кухня 4.1.17 Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения 4.1.18 Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови 4.1.19 Санаторно-курортные организации 4.2.1 Центры 4.2.2 Бюро 4.2.3 Лаборатории 4.2.4 Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота) 4.3.1 Центры гигиены и эпидемиологии 4.3.2 Противочумный центр (станция) 4.3.3 Дезинфекционный центр (станция) 4.3.4 Центр гигиенического образования населения 4.3.5 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора 5.1.01 Дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия 5.1.02 Специальный дом-интернат, в том числе для престарелых 5.1.03 Психоневрологический интернат, в том числе детский 5.1.04 Специальные дома для одиноких престарелых 5.1.05 Социально-оздоровительный центр 5.1.06 Геронтологический центр 5.1.07 Геронтопсихиатрический центр 5.1.08 Иные организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание 5.2.01 Социально-реабилитационный центр, в том числе для несовершеннолетних 5.2.02 Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей 5.2.03 Реабилитационный центр, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями 5.2.04 Кризисный центр помощи женщинам 5.2.05 Центр психолого-педагогической помощи населению 5.2.06 Центр социального обслуживания граждан 5.2.07 Центр социальной адаптации (помощи), в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий 5.2.08 Дом ночного пребывания 5.2.09 Социальный приют 5.2.10 Социальная гостиница 5.2.11 Иные организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание 5.3.01 Центр социального обслуживания, в том числе комплексный и для граждан пожилого возраста и инвалидов 5.3.02 Специализированная служба социально-медицинского обслуживания, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов 5.3.03 Центры социальной помощи на дому 5.3.04 Иные организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому 5.4.01 Служба срочного социального обслуживания, в том числе экстренной психологической помощи 5.4.02 Консультативный центр 5.4.03 Иные организации, осуществляющие срочное социальное обслуживание 5.5 Иные организации, предоставляющие социальные услуги, создаваемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации 6.0 Иные организации, не заполняющие формы статистического наблюдения в соответствии с приказом Росстата от 30 июля 2021 № 457

Сравнительная
таблица типов государственных
(муниципальных) учреждений

Отличительный

признак

Тип
учреждения

Казенное
учреждение

Бюджетное
учреждение

Автономное
учреждение

1.
Понятие

учреждения.

Государственное
(муниципальное) учреждение, осуществляющее
оказание государственных (муниципальных)
услуг, выполнение работ и (или)
исполнение государственных
(муниципальных) функций в
целях обеспечения реализации
предусмотренных законодательством
Российской Федерации полномочий
органов государственной власти
(государственных органов) или органов
местного самоуправления
,
финансовое обеспечение деятельности
которого осуществляется за счет
средств соответствующего бюджета на
основании бюджетной сметы.

Некоммерческая
организация, созданная Российской
Федерацией, субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием
для выполнения работ или оказания
услуг в
целях обеспечения реализации
предусмотренных законодательством
РФ полномочий соответственно органов
государственной власти (государственных
органов) или органов местного
самоуправления
 
в
сферах науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости
населения, физической культуры и
спорта, а также в иных сферах.

Некоммерческая
организация, созданная Российской
Федерацией, субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием
для выполнения работ или оказания
услуг в
целях осуществления предусмотренных
законодательством РФ полномочий
органов государственной власти,
полномочий органов местного
самоуправления
 
в
сферах науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости
населения, физической культуры и
спорта, а также в иных сферах
установленных федеральными законами.

2.
Финансовое обеспечение.

На
основании бюджетной сметы. Субсидии
и бюджетные кредиты учреждению не
предоставляются.

Субсидии
на выполнение государственного
(муниципального) задания и иные цели.

Субсидии
на выполнение государственного
(муниципального) задания и иные цели.

3.
Операции с находящимися 
в
распоряжении учреждения средствами.

Осуществляет
операции с бюджетными средствами
через лицевые счета, открытые в
соответствии с БК РФ в Федеральном
казначействе или финансовом органе
субъекта РФ (муниципального образования).

Осуществляет
операции с находящимися в распоряжении
средствами через лицевые счета,
открываемые в Федеральном казначействе
или финансовом органе субъекта РФ
(муниципального образования) в порядке,
установленном бюджетным законодательством
РФ.

Осуществляет
операции с находящимися в распоряжении
средствами через банковские счета
открытые в кредитных организациях
или через лицевые счета, открываемые  в
территориальных органах Федерального
казначейства, финансовых органах
субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований.

4.
Особенности совершения отдельных
сделок.

Не
имеет права предоставлять и получать
кредиты (займы), приобретать ценные
бумаги.

Не
вправе совершать сделки с ценными
бумагами и размещать денежные средства
на депозитах в кредитных организациях.
Крупные сделки (цена сделки превышает
10% балансовой стоимости активов
учреждения на последнюю отчетную
дату) совершаются с предварительного
согласия органа, осуществляющего
функции и полномочия учредителя.

Крупные
сделки (цена сделки превышает 10%
балансовой стоимости активов учреждения
на последнюю отчетную дату) совершаются
с предварительного одобрения
наблюдательного совета учреждения.

5.
Применение законодательства о
размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг.

Применяется.

Применяется.

Не
применяется.

6.Осуществление
приносящей доходы деятельности и
распоряжение доходами (средствами),
полученными от указанной деятельности.

Казенное
учреждение может осуществлять
приносящую доходы деятельность в
соответствии со своими учредительными
документами. Доходы, полученные от
указанной деятельности, поступают в
соответствующий бюджет бюджетной
системы Российской Федерации.

Бюджетное
учреждение вправе осуществлять
приносящую доходы деятельность лишь
постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых оно
создано, и соответствующую этим целям,
при условии, что такая деятельность
указана в его учредительных документах.
Доходы, полученные от такой деятельности,
и приобретенное за счет этих доходов
имущество поступают в самостоятельное
распоряжение бюджетного учреждения.

Автономное
учреждение вправе осуществлять
приносящую доходы деятельность лишь
постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых оно
создано, и соответствующую этим целям,
при условии, что такая деятельность
указана в его учредительных документах.
Доходы, полученные от такой деятельности,
и приобретенное за счет этих доходов
имущество поступают в самостоятельное
распоряжение автономного учреждения.

7.
Правовой режим имущества, закрепленного
за учреждением собственником.

Право
оперативного управления. Учреждение
вправе отчуждать или иным способом
распоряжаться закрепленным за ним
имуществом лишь с согласия собственника
этого имущества.

Право
оперативного управления. Учреждение
без согласия собственника не вправе
распоряжаться особо ценным движимым
имуществом, закрепленным за ним
собственником или приобретенным
бюджетным учреждением за счет средств,
выделенных ему собственником на
приобретение такого имущества, а
также недвижимым имуществом. Остальным
имуществом, находящимся у него на
праве оперативного управления,
бюджетное учреждение вправе
распоряжаться самостоятельно, если
иное не установлено законом.

Право
оперативного управления.

Учреждение
без согласия учредителя не вправе
распоряжаться недвижимым имуществом
и особо ценным движимым имуществом,
закрепленными за ним учредителем или
приобретенными автономным учреждением
за счет средств, выделенных ему
учредителем на приобретение этого
имущества. Остальным имуществом, в
том числе недвижимым имуществом,
автономное учреждение вправе
распоряжаться самостоятельно, если
иное не предусмотрено законом.

8.
Ответственность учреждения.

Казенное
учреждение отвечает по своим
обязательствам находящимися в его
распоряжении денежными средствами.
При недостаточности указанных денежных
средств субсидиарную ответственность
по обязательствам такого учреждения
несет собственник его имущества.

Бюджетное
учреждение отвечает по своим
обязательствам всем находящимся у
него на праве оперативного управления
имуществом, как закрепленным за
бюджетным учреждением собственником
имущества, так и приобретенным за
счет доходов, полученных от приносящей
доход деятельности, за исключением
особо ценного движимого имущества,
закрепленного за бюджетным учреждением
собственником этого имущества или
приобретенного бюджетным учреждением
за счет выделенных собственником
имущества бюджетного учреждения
средств, а также недвижимого имущества.

Автономное
учреждение отвечает по своим
обязательствам имуществом, находящимся
у него на праве оперативного управления,
за исключением недвижимого имущества
и особо ценного движимого имущества,
закрепленных за ним учредителем или
приобретенных автономным учреждением
за счет средств, выделенных ему
учредителем на приобретение этого
имущества.

9.
Ответственность собственника по
обязательствам учреждения.

Субсидиарная
ответственность собственника при
недостаточности у учреждения денежных
средств.

Собственник
не несет ответственности за обязательства
учреждения.

Собственник
имущества не несет ответственности
за обязательства учреждения.

10.
Ведение бухгалтерского учета.

Ведется
бюджетный бухгалтерский учет.

Ведется
бюджетный бухгалтерский учет.

Ведется
коммерческий бухгалтерский учет.

11.
Участие в бюджетном процессе.

Является
участником бюджетного процесса –
получателем бюджетных средств.

Не
является участником бюджетного
процесса – получателем бюджетных
средств.

Не
является участником бюджетного
процесса – получателем бюджетных
средств.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.

Содержание

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Обратите внимание

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении проводят с согласованием родительского комитета,. сборы на покупку кроватей постельного белья разных принадлежностей и.т.д Разве казенное предприятие не предусматривает такие расходы?? Спасибо..

Людмила18.01.2019 07:50

Добрый день! Обратитесь в Управление ФСБ России по Мурманской области Адрес: просп. Ленина, 33, МурманскТелефон: +7 8152 45‑40-76, +7 8152 47‑70-75 Сайт: fsb.ru Открыто: пн-пт 9:00–19:00, перерыв 13:00–14:45

Дубровина Светлана Борисовна14.02.2019 09:30

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна15.02.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Муниципальное автономное учреждение Управление культуры молодежной политики и спориа является ли органом власти ?

Влад14.12.2018 14:35

Здравствуйте!

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/gosudarstvennoe-uchrezhdenie-i-municipalnoe-uchrezhdenie.html

Государственная и муниципальная организация: определение, особенности и функции :

Государственные и муниципальные организации всегда играли колоссальную роль в жизни общества. Что же это такое?

Определение государственных и муниципальных типов предприятий

Государственные и муниципальные организации – это унитарные предприятия, целью которых являются устранение или решение главных проблем и задач государства, а также получение финансового дохода. Особенностью таких типов организаций является тот факт, что они не являются владельцами имущества, закрепленного за их именами.

Право на распоряжение капиталом таких организаций имеет только учредитель. Государственные и муниципальные организации – это унитарные предприятия, и потому их имущество не разделяется на части: акции, доли или вклады и т. д.

Виды государственных и муниципальных организаций

Существует 2 вида таких организаций.

Первый вид – это организации, которые основываются на правах хозяйственного типа ведения. Муниципальная организация – это один из самых часто встречающихся видов предприятий, несущих характер права хозяйственного ведения. Создание такого вида организаций происходит после принятия муниципалитетом либо уполномоченным, специальным органом соответствующего решения.

Вторым видом нужно считать организации, информационная рабочая база которых строится на правах оперативного управления. Решение о создании такого типа предприятия обязано быть принятым на уровне государства, по правительственному распоряжению.

Важно

Такие виды муниципальных и государственных предприятий создаются для оказания уникальных услуг, производства различной продукции и исполнения некоторых работ, которые являются характерными для коммерческих, рыночных организаций.

Однако все финансирование такого типа организаций может носить бюджетный характер.

Важно знать, что муниципальная организация может носить автономный характер. Автономия учреждения предусматривает ответственность организации за закрепленным имуществом, но движимое, особо ценное или недвижимое имущество, приобретенное на средства собственника или закрепленное за учреждением собственника, являются исключением из правил.

Особенности характеристик государственных и муниципальных организаций

Наличие специальной правоспособности – это первостепенная особенность таких предприятий. Как упоминалось ранее, такие организации выполняют особенные виды работ, характерных для коммерческих, рыночных организаций.

Однако муниципальные и государственные унитарные учреждения не имеют ограничения на выполнение других сделок, при условии, что выполняемое действие или сделка не предусмотрено какими-либо нормативными документами, актами, например, уставом.

Второй пункт, указующий на особенность такой разновидности организаций: хозяйствующий субъект – это индивидуальное предприятие.

Третья особенность базируется на Гражданском кодексе. Терминологию подобных организаций следует понимать правильно, а именно: слово «предприятие» – это субъект гражданского права, в других случаях может выступать объектом правоотношений.

Важной особенностью является возможность государственных и муниципальных организаций претендовать на субсидии, отчисления дотаций и даже на субвенции, то есть на различные виды целевого финансирования. Чаще всего такой вид финансирования предоставляется предприятиям с социальной направленностью.

Следующая особенность вытекает из предыдущей, третей характеристики, а именно: указание информации о владельце имущества и всех источников формирования капитала в уставе хозяйствующих субъектов. Важно знать, что в предприятиях такого типа собственник отвечает за деятельность и исполнительность организации, но организация не несет ответственности за обязательства и права собственника.

Муниципальное образование и его организация

Муниципальная организация – это участок территории государства с местным самоуправлением, которое осуществляется совместно с государственным управлением. В таких учреждениях важным аспектом деятельности является организация муниципального образования. Происходит организация образования на основе различных критериев, законов и нюансов деятельности территориальных органов самоуправления.

Существуют пять видов образований на территории РФ:

  • Городской округ. В городском округе все решения совершаются органами самоуправления, основываются на базе федеральных законов, характерных для местного назначения. Городские округа не состоят в муниципальных районах.
  • Городское поселение – характеристика крупных поселков или маленьких городов. В таких местах самоуправление осуществляется без государственных посредников. Управление исполняется жителями города или поселка. Поселения, которые невозможно отнести к городским округам, называют частью муниципального района.
  • Муниципальный район – поселения с совместной территорией. Вид самоуправления, аналогичный городскому поселению. Законы РФ могут предоставлять возможность осуществления некоторых государственных функций.
  • Сельские поселения – имеющие общую территорию. Примером служат: хутор, аул, село, станица, деревня и т. д. Форма управления в таких местах носит местный характер и осуществляется жителями этих населенных пунктов.
  • Территория с федеральным назначением, имеющая внутригородской характер – это вид муниципальных образований РФ, включающий поселения, которые являются частью какого-либо города.

Независимо от типа образования, все они должны иметь устав, в котором может содержаться такая информация: условие организации и порядок, состав и границы муниципального образования, структурное формирование органов по самоуправлению, гарантии для должностных, назначенных лиц и др.

Муниципальные услуги

Организация муниципальных услуг происходит в соответствии с законодательными актами РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Муниципальная услуга – это работа, которую может выполнить определенный орган власти, все государственные виды организаций и иногда — некоторые юридические субъекты.

Важно знать, что услуга и работа – это разные понятия. Услуга представляет собой результат влияния учреждения с целью удовлетворить интересы определенного юридического (физического) индивида.

Каким образом происходит организация учреждений муниципальных органов

Источник: https://BusinessMan.ru/new-gosudarstvennaya-i-municipalnaya-organizaciya-opredelenie-osobennosti-i-funkcii.html

Государственные (муниципальные) учреждения: понятие, типы, сравнительная характеристика

В соответствии со ст.

120 ГК РФ и со ст. 9.1. ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон №7-ФЗ) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.

Выделяют три типа государственных, муниципальных учреждений:

1) казенные;

2) бюджетные;

3) автономные.

Указанные наименования учреждений (автономное, бюджетное и казенное) являются лишь типами внутри единой организационно-правовой формы юридического лица (учреждения) — государственного (муниципального) учреждения.

В соответствии со ст.

6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, которое осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы*.

* Бюджетная смета — это документ, устанавливающий объем прав бюджетного учреждения в рублях на принятие им расходных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов на соответствующий финансовый год в целях выполнения функций учреждения.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность* по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.

* Субсидиарная ответственность — один из видов гражданской ответственности; дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

Совет

Согласно ст. 298 ГК РФ и ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

Решение об оказании услуг или выполнении работ казенным учреждением на платной основе принимает его учредитель в процессе утверждении его устава. С 1 января 2012 г.

доходы от осуществления приносящей доход деятельности казенных учреждений напрямую поступают в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Заключение государственных (муниципальных) контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется казенным учреждением от имени публично-правового образования*.

* Публично-правовые образования — особая группа субъектов гражданского права, в которую входят РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Лицевые счета открываются казенным учреждениям в органах Федерального казначейства.

В соответствии со ст.

9.2 Закона №7-ФЗ бюджетным учреждением является некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам его деятельности, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием* и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

* Государственное (муниципальное) задание — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий* из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

* Субсидия (от лат. Subsidium — помощь, поддержка) — выплаты потребителям, предоставляемые за счет государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. В соответствии с БК РФ следует различать два вида субсидий:

1) субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

2) субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам

Бюджетные учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности, который, в отличие от бюджетной сметы, позволяет учреждению самостоятельно определять направления расходования средств, предоставленных ему из соответствующего бюджета на оказание государственных или муниципальных услуг. При этом остатки указанных средств в конце года учреждениями в бюджет не возвращаются, а используются на цели, ради которых они созданы.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления* имуществом как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

* Оперативное управление — ограниченное вещное право. Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

Правовую форму закрепления имущества за государственными организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 1930-х годов.

Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество государственной организации в оперативное управление.

Обратите внимание

Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах.

Однако платные услуги могут оказываться только сверх государственного задания, а в рамках государственного задания — только если это установлено федеральным законом (например, билеты в театры, музеи). Порядок определения платы за дополнительные услуги устанавливает учредитель бюджетного учреждения.

Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется бюджетным учреждением от собственного имени.

Лицевые счета открываются бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства.

В соответствии со ст.

2 ФЗ «Об автономных учреждениях» (Закон №174-ФЗ) автономным учреждением является некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 4 Закона №174-ФЗ автономное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственного (муниципального) задания, утвержденного учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, и (или) с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономные учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности, который позволяет учреждению самостоятельно определять направления расходования средств, предоставленных ему из соответствующего бюджета на оказание государственных или муниципальных услуг. При этом остатки указанных средств в конце года учреждениями в бюджет не возвращаются, а используются на цели, ради которых они созданы.

Важно

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенного автономным учреждением за счет выделенных собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах.

Однако платные услуги могут оказываться только сверх государственного задания, а в рамках государственного задания — только если это установлено федеральным законом. Порядок определения платы за дополнительные услуги устанавливает учредитель автономного учреждения.

Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Заключение гражданско-правовых договоров осуществляется автономным учреждением от собственного имени.

Требования, установленные для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, не распространяются на автономные учреждения при заключении ими договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований.

Открытие лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства и ведение этих счетов осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с данными территориальными органами.

При анализе данных определений следует обратить внимание на следующие моменты:

1) казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций.

Совет

Бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг;

2) в определении казенного учреждения даже не упоминается про сферы, в которых оно может быть создано, т.е. оно изначально может действовать в любых сферах. Бюджетное же учреждение создается в определенных сферах, перечисленных в Законе №83-ФЗ.

Необходимо отметить, что речь идет о неограниченном перечне. Однако перечисление задает примерное направление для понимания того, в каких сферах должно работать бюджетное учреждение.

Если их проанализировать, то можно сделать вывод, что это основные сферы, в которых государство финансирует оказание услуг, выполнение работ для населения.

Что касается автономного учреждения, то оно может быть создано только в строго ограниченных случаях.

Изначально, при принятии Закона №174-ФЗ, перечень сфер, в которых допускалось создание автономных учреждений, был ограничен. Позднее в закон внесли изменения, и перечень стал открытым, но ограниченным.

На данный момент разрешается создавать автономное учреждение в сферах, перечисленных в Законе №174-ФЗ.

Основные различия между рассмотренными типами государственных (муниципальных) учреждений можно представить в виде таблицы:

Критерий сравнения Типы учреждений
казенное бюджетное автономное
1. Основные направления деятельности Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления
2. Сферы, в которых может быть создано В любых В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами
3. Способ финансиро­вания За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания
4. Способ доведения денежных средств По бюджетной смете Через субсидии
5. Право на ведение приносящей доход деятельности Должно быть предусмотрено учредительными документами
6. Распределение доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения
7. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности
8. Ответственность учреждения перед кредиторами Отвечает денежными средствами Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств
9. Субсидиарная ответственность учредителя Есть Нет
10. Заключение контрактов От имени учредителя От собственного имени
11. Открытие счетов Открываются лицевые счета в органах Федерального казначейства Открываются счета в кредитных учреждениях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований
12. Возможность получать займы, кредиты Не могут Могут с учетом установленных законом ограничений Могут
13. Возможность создания иных юридических лиц Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

С точки зрения решаемых задач государственные (муниципальные) учреждения дифференцированы по степени имущественной и финансовой самостоятельности в рыночных условиях, и соответственно отличаются подходы к финансовому контролю их деятельности.

Казенные учреждения в основном призваны решать задачи обороноспособности и безопасности страны, поэтому они должны функционировать в условиях наибольшего контроля со стороны государства.

Проверка Казначейством РФ наличия денежных обязательств казенного учреждения, включает в себя предварительный контроль по всем расходам, а также текущий и последующий контроль (п.5.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.

1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Бюджетные учреждения должны решать задачи в рамках приоритетных национальных проектов и развития регионов.

Поэтому государственный контроль в основном — последующий по результатам выполнения государственного задания.

Обратите внимание

Предварительный контроль будет осуществляться только на стадии санкционирования бюджетных расходов по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям (п.5.1 ст.32 Федерального закона№7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Наибольшей имущественной и финансовой самостоятельностью, очевидно, обладают автономные бюджетные учреждения, которые должны решать задачи в сфере социального развития. Прежде всего, это образование, культура и спорт.

Наблюдательный совет автономного учреждения, по сути, является основным контрольно-надзорным органом, который пусть и опосредованно, но осуществляет финансовый контроль государства (муниципалитета) как собственника имущества, закрепленного за автономным учреждением (ст. 10 Федерального закона от 03.11.

2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Разумеется, остается последующий контроль по результатам деятельности автономного учреждения в целом.

Источник: https://stydopedia.ru/5×1146.html

Государственное казенное учреждение — что это такое

Здравствуйте, как хорошо вы понимаете отличие казенного учреждения от бюджетного?

А ведь мы постоянно работаем с двумя организациями, поэтому сегодня в статье, когда размещала информацию про казенные предприятия, также рассмотрела и вопрос отличий.

Вы знаете, что казенное предприятие может быть частными? Например я об этом не задумывалась.

Также, казенное учреждение может получать доход от своих услуг или существовать на добровольной основе.

Для меня эта информация была достаточно неожиданной, так как я считала, что такие предприятия должны существовать только на бюджетной основе. Подробнее о казенных учреждениях — читайте в статье.

В соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:

  •  частным (создано гражданским или юридическим лицом);
  •  государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием).

В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные.

Отличия в основных направлениях деятельности заключаются в том, что казенное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции, в то время, как бюджетное выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Следует отметить субсидиарную ответственность учредителя в казенном учреждении, в бюджетной субсидиарной ответственности нет.

В бюджетном учреждении крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия учредителя. Заключение контрактов происходит от своего имени, в то время, как в казённом учреждении контракты заключаются от имени учредителя.

Источник:  http://kotuch.ru/7214/chem-kazennoe-uchrezhdenie-otlichaetsya-ot-byudzhetnogo

Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных.

Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Важно

Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст. 6 БК РФ).

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:

  • а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

  •  Правительством РФ – в отношении федеральных казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных казенных учреждений.

В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка N 539*(1)), которое должно содержать:

  • а) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • б) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
  • г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
  • е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка N 539).

Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:

  •  пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;
  • – информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п. 22 Порядка N 539).

Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:

  •  финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);
  •  операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);
  • казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;
  • казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ);
  • казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);
  • размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Источник: http://blognalog.com/byudzhet/gosudarstvennoe-kazennoe-uchrezhdenie-chto-eto-takoe.html

Теоретические основы государственных (муниципальных) услуг

Теоретические основы государственных (муниципальных) услуг

Основы организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений

Понятие и типы государственных (муниципальных) учреждений

Государственные (муниципальные) учреждения – это организации, создаваемые собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично.

Госучреждения создаются в целях предоставления государственных (муниципальных) услуг или работ.

Как уже было сказано, в результате реформирования учреждений бюджетной сферы было сформировано три типа государственных (муниципальных) учреждений:

— казенное учреждение;

— бюджетное учреждение;

— автономное учреждение.

Основные отличия в правовом статусе автономных, казенных и бюджетных учреждений приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Отличия в статусе различных типов государственных (муниципальных) учреждений

Признак Характеристика признака Применение признака для каждого типа учреждения
КУ БУ АУ
Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) Обязательность формирования для данного типа учреждений + +
Может быть сформировано по решению учредителя, но не обязательно +
Финансовое обеспечение Бюджетная смета +
Субсидия + +
Открытие и ведение счетов (лицевых счетов) Обязательно лицевые счета в Федеральном казначействе(ФК), финансовом органе соответствующего ППО(далее — ФО) + +
Возможность открытия и ведения счетов в кредитной организации и/или в ФК ФО) +
Субсидиарная ответственность учредителя Наличие зависимости от типа учреждения +
Принципы ведения бухгалтерского учета Применение единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений + + +
Возможность для перевода отдельных видов учреждений в определенный тип в зависимости от сферы и характера деятельности Здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, занятость населения, социальная защита, в иных сферах, в случаях, установленных федеральными законами + + +
Наличие ограничений по сферам деятельности +
Требование о размещении информации в открытом доступе Обязательно с 1 января 2012 г. + + +
Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя Недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств
Недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности +
Особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств
Особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности + +
Иным имуществом + +
Возможность ведения приносящей доход деятельности в соответствии с уставом (оказание платных услуг физическим и юридическим лицам) С зачислением доходов в соответствующий бюджет +
С правом распоряжения полученными доходами + +
Финансовое обеспечение учредителем содержания имущества, сдаваемого в аренду В рамках бюджетной сметы или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания +
Распространение действия положений закона о закупках При приобретении товаров, работ, услуг за счет всех источников + +
Органы управления государственным (муниципальным) учреждением Руководитель, назначенный учредителем + + +
Руководитель, назначенный учредителем и одобренный наблюдательным советом +

Примечание: КУ – казенное учреждение, БУ – бюджетное учреждение, АУ – автономное учреждение

Первоначально при создании различных типов учреждений предполагалось, что основную часть автономных учреждений составят учреждения дошкольного образования и медицинские организации. В качестве бюджетных организаций главным образом выступят учреждения культуры и общего среднего образования.

Одним из результатов реформы стало повышение открытости и прозрачности информации о деятельности различных типов государственных (муниципальных) учреждений путем создания официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru), благодаря чему становится возможным осуществление мониторинга в этой сфере.

Основную часть учреждений составляют бюджетные, в то время как на автономные учреждения приходится наименьшая доля.

Не все однозначно оказалось и с расширением самостоятельности учреждений, поскольку доля платных услуг в структуре услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями, постепенно снижается.

В республике Татарстан так же как и в России в целом, преобладающим является бюджетный тип учреждений, причем основную их долю составляют учреждения, созданные муниципальными образованиями.

В настоящее время в РТ функционирует почти 5 тысяч государственных (муниципальных) учреждений.

Совет

При этом основная часть государственных учреждений в форме автономных организована в сфере дошкольного образования – 33%, а также в медицинской сфере – 14%.

Бюджетные учреждения представлены практически полностью сферой образования – 96%. Казенные учреждения в основном представлены сферой правоохранительной деятельности (органы внутренних дел, содержание тюрем, колоний), а также учреждениями социального обслуживания населения.

Финансовый механизм ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

Планирование доходов и расходов казенного учреждения

Ст.161 БК РФ устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы. В отличие от других типов государственных (муниципальных) учреждений предоставление субсидий казенным учреждениям запрещено.

Вместе с тем, по решению учредителя, казенным учреждениям может также формироваться государственное (муниципальное) задание, однако при этом сохраняется сметный порядок финансирования.

Составление, утверждение и ведение сметы осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 №112н (далее — Приказ Минфина РФ №112).

Форма бюджетной сметы утверждена тем же Приказом №112, которым определено право главного распорядителя бюджетных средств при формировании порядка составления и ведения бюджетной сметы установить дополнительные разделы, реквизиты, а также определить правила ее заполнения.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения предполагает:

— составление бюджетной сметы;

— утверждение бюджетной сметы;

— ведение бюджетной сметы.

В соответствии с Приказом Минфина №112н:

Составление сметы – это установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета.

Лимит бюджетных обязательств (ЛБО) — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Обратите внимание

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ).

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных распорядителем средств бюджета расчетных показателей на соответствующий финансовый год, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

В обязательном порядке к проекту сметы прилагаются обоснования плановых сметных показателей, которые использовались при формировании сметы. Распорядители средств бюджета самостоятельно определяют порядок расчета плановых показателей по кодам классификации КОСГУ. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава России от 18.03.2013 г.

№141 «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства здравоохранения Российской Федерации и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации», который устанавливает требования к бюджетной смете, а также порядку расчета плановых показателей.

Аналогичные нормативные акты принимаются и другими распорядителями (главными распорядителями) бюджетных средств.

Форма проекта сметы устанавливается Приказом Минфина №112н и представлена в Приложении 4. Нормативными актами предусмотрено право главного распорядителя, распорядителя средств бюджета, а также самого казенного учреждения дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Проект сметы утверждается:

— для казенных учреждений, являющихся органом государственной (муниципальной) власти, а также органом управления государственного внебюджетного фонда и при этом являющегося главным распорядителем бюджетных средств – руководителем этого органа;

— для казенных учреждений, не являющихся главным распорядителем бюджетных средств – руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Однако руководитель главного распорядителя имеет право передать функции по утверждению бюджетной сметы руководителю самого казенного учреждения.

Смета утверждается руководителем казенного учреждения также в том случае, если учреждение работает на основе государственного (муниципального) задания;

— для обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета — руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Смета составляется учреждением по образцу, представленному в Приложении 5.

Важно

В течение финансового года на основе утвержденных плановых значений осуществляется ведение сметы.

Ведение сметы – внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Изменения показателей сметы составляются учреждением по образцу, представленному в Приложении 6.

Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей — сумм увеличения, отражающихся со знаком «плюс,» и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком «минус».

Изменение сметы производится в случае:

— изменения объемов лимитов бюджетных обязательств;

— изменения распределения сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;

— изменения распределения сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);

— изменения распределения сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.

Изменения в смете утверждаются аналогично порядку, предусмотренному для утверждения сметы.

3.2. Сущность и порядок формирования государственного задания государственных (муниципальных) учреждений

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственного (муниципального) задания.

Государственное задание (муниципальное задание) – документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Формирование задания устанавливается для автономных учреждений с момента их создания в 2007 году, в то время как бюджетные учреждения перешли на данный вид финансирования с момента реформы 2011 года.

Для казенных учреждений формирование государственного задания не является обязательным и осуществляется в том случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Появление государственного задания, как уже отмечалось ранее, стало одним из этапов бюджетной реформы, направленной на повышение качества бюджетных расходов путем расширения программно-целевого финансирования. Принципиальным отличием государственного задания от сметного порядка финансирования является наличие зависимости объемов финансирования учреждения от показателей эффективности его деятельности.

Совет

Следовательно, задание представляет собой ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной (муниципальной) власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и является основой для финансового обеспечения деятельности учреждений.

Исходя из этого, основными отличиями государственного задания от традиционной системы финансирования, являются:

• Объем задания является переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.

• Финансируется не учреждение, а оказываемые им услуги, а значит следует уделить особое внимание формированию содержания каждой конкретной услуги (работы).

Порядок формирования и финансирования государственного задания регламентируется:

— ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ;

— Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;

Источник: https://zdamsam.ru/a6204.html

Добавить комментарий