Какие координаты на картах Яндекса и Google где затонул «Титаник»?
ОбществоИстория+3
Серви Крит
16 октября 2021 · 1,2 K
ОтветитьУточнить
Vladislav Mastenitsa
География
102
Senior IT Security Engeneer.
Инструктор по управлению маломерным судном.
Private Pilot… · 24 нояб 2021 · learning.centr-parus.ru/enrol/index.php
41°43’0″N 49°56’0″W
В Google Earth даже нарисованы модели частей корпуса. При этом ни Яндекс карты, ни Google Maps по запросу Титаник предлагают другие места с аналогичным названием
Добро пожаловать в Учебно-консультационный центр “Парус”
Перейти на centr-parus.ru
919
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Эта история в свое время потрясла весь мир. Более того, ее отголоски слышны даже сегодня. И есть в крушении «Титаника» нечто символичное. В начале XX века техника так бурно развивалось, что человек самонадеянно счел себя покорителем природы. Но она, в лице всего лишь айсберга, поставила нашу цивилизацию на место. Огромный трансатлантический пароход, самое большое судно в мире, затонул.
♥ ПО ТЕМЕ: Самые глубокие ямы в мире.
Трагедия унесла жизни полутора тысяч беспечных пассажиров. Оказалось, что и спасательных шлюпок на всех не хватило, да и экипаж оказался не подготовлен к подобной ситуации. А сам корабль ушел на дно северной части Атлантики. До 1987 года эта морская катастрофа была самой крупной для мирного времени, но неформально она считается вообще самым известным событием подобного рода в прошлом столетии.
В массовой культуре «Титаник» – важный символ. Судьбе корабля и его пассажиров посвящено немало книг, фильмов, песен, спектаклей. Для общества «Титаник» – символ надменности, самонадеянности и классового неравенства. Ведь не секрет, что большая часть погибших – самые бедные пассажиры нижних палуб. Литераторы проводили параллели истории «Титаника» с древнегреческими мифами и трагедиями Шекспира, громкими убийствами политиков. Интерес к этой истории то стихает, то снова разгорается с выходом новых фильмов, произведений или событий. Джеймс Кэмерон, снявший знаменитый фильм «Титаник», считает, что эта история – великий роман, написанный самой реальностью.
Не обошлось и без конспирологии. Любители сенсаций создали десятки различных теорий о крушении «Титаника». Одна из самых популярных версий гласит, что крушение на самом деле потерпело судно «Олимпик», брат-близнец «Титаника». Якобы крушение спланировали сами судовладельцы с целью получения страховых выплат. Говорили и о немецкой подлодке, которая в политических целях торпедировала британский пароход. Энтузиасты тратят годы своей жизни, чтобы узнать новые факты о той истории и выстроить, быть может, свою теорию. Но стоит ли искать секреты там, где их быть не может? История «Титаника» отлично задокументирована, найденные на дне детали имеют верный серийный номер.
Практически сразу же после крушения «Титаника» появились идеи о его подъеме – уж больно много ценностей находилось на борту лайнера. Правда, изначально не было понятно, как это можно сделать. Да и точное место крушения «Титаника» известно не было. Ситуация осложнялась тем, что в районе крушения судна глубина составляла более 3 000 метров.
Только в 1980 году состоялась первая серьезная попытка хотя бы обнаружить легендарное судно с помощью гидроакустики. Но три экспедиции магната-нефтяника Джека Гримма успехом не увенчались. В 1985 году район крушения изучали глубоководные аппараты, экспедицию организовал океанограф Роберт Баллард. Он и обнаружил остатки судна на дне.
Титаник затонул в 600 километрах юго-восточнее побережья канадского острова Ньюфаундленд. С тех пор к обломкам судна было совершено не менее 17 экспедиций. Удалось поднять на поверхность более 5000 предметов, в том числе 17-тонный кусок обшивки. Все это теперь стало частью музейных экспозиций.
♥ ПО ТЕМЕ: Почему люди не разводят шмелей ради меда, ведь они тоже его собирают?
Место на карте, где затонул Титаник
Узнать, где точно находится затонувший «Титаник», можно с помощью любого картографического сервиса. Для этого достаточно вбить координаты нужного места: 41°43’57.0″N 49°56’48.8″W. Вот как место катастрофы будет выглядеть на Google.Maps, а вот как – на Яндекс.Картах.
Титаник ушел под воду не целиком, а разломился на две части. 140-метровая носовая часть быстро достигла дна, ударившись об него со скоростью 45 км/час, в итоге киль погрузился в ил на 20 метров. Корма же спускалась позже по спирали. Вода в процессе погружения буквально рвала на части этот фрагмент. В итоге корма оказалась на расстоянии в 600 метров от носа. Еще несколько часов после крушения на дно на глубину 3 750 метров опускались многочисленные обломки. Но теперь уже точно известно, в каком месте океана они находятся.
Смотрите также:
- Человек с расставленными руками Леонардо да Винчи: в чем смысл картины?
- Показалось: 70 фото с оптическими иллюзиями из реальной жизни.
- Ад для перфекциониста: 50 фото, разрушающих гармонию.
GOOGLE Maps coordinates reveal the exact location of the Titanic wreckage – a spooky site that marks one of history’s deadliest marine disasters.
The British passenger liner sank in the North Atlantic Ocean on April 14, 1912, killing more than 1,500 passengers and crew.
3
What happened to the Titanic?
Once branded “unsinkable,” the RMS Titanic went down after crashing into an iceberg during her maiden voyage from Southampton, England, to New York City.
The ship was the largest afloat in the world at the time and was built by ship makers Harland and Wolff in Belfast.
The Titanic went down only about 715 miles from the port of Halifax, and 1,250 miles from New York City, with fewer than three days left on its trip.
Ship lookout Frederick Fleet spotted the iceberg ahead of the Titanic late on April 14, 1912, and warned the crew. But it was already too late despite First Officer William Murdoch ordering the ship to be steered around the iceberg.
The starboard side of the Titanic collided with the iceberg, denting the hull and causing the seams to buckle and separate.
The ship quickly began sinking bow-first, causing panic on board.
How do I find the Titanic on Google Maps?
Now Google Maps coordinates let any web user see the exact spot where the tragedy occurred, revealing just how close the Titanic was to its final destination.
To find the Titanic’s grave site, do the following:
- Head to Google Maps or Google Earth
- Type in the following coordinates: 41.7325° N, 49.9469° W
- Explore the area where the iceberg was when the Titanic struck
The exact sinking site is 13.2 miles away from the inaccurate coordinates given by the Titanic’s radio operators on the night of her sinking.
After the Titanic cracked in half, the bow and stern sections split from each other, now laying around a third of a mile apart,
3
art in the Titanic Canyon off the coast of Newfoundland.
When was the Titanic wreckage found?
Numerous attempts to find the Titanic wreckage were put forward without success.
The first successful attempt to find the ship happened just over 37 years ago.
In September 1985, a Franco-American expedition led by Robert Ballard discovered that the ship had split apart, likely near or at the surface, before sinking.
It later emerged that the successful 1985 hunt for the passenger liner was used as a cover for a mission to find lost nuclear submarines.
That’s according to retired US Navy officer Robert Ballard, who successfully led an underwater expedition to locate the sunken ship in 1985.
Speaking to CNN and CBS about the now-declassified events, Ballard revealed that his expedition was part of a covert US military operation.
Ballard was tasked with finding the USS Thresh and USS Scorpion, two nuclear subs that sank in the 1960s.
The hunt for the Titanic was the perfect front: “They did not want the world to know that, so I had to have a cover story,” he explained.
It wasn’t a complete conspiracy, however.
Ballard did want to find the Titanic but couldn’t get funding for the expensive expedition.
The US Navy eventually offered to cough up the money, but it came with one big condition.
Ballard would have to track down the submarines before the Russians, then a key rival in the ongoing Cold War could find them.
3
“We knew where the subs were,” Ballard revealed.
“What they wanted me to do was go back and not have the Russians follow me because we were also interested in the nuclear weapons that were on the Scorpion and also what the nuclear reactors [were] doing to the environment.”
He said that the mission was “very top secret”, and was hidden from the public.
“I said: ‘Well, let’s tell the world I am going after the Titanic.'”
Unfortunately for Ballard, the covert part of the mission took longer than expected.
After finding the Scorpion, he had just 12 days left to find the Titanic.
But his search for the nuclear subs had given him some helpful experience.
“I learned something from mapping the Scorpion that taught me how to find the Titanic: look for its trail of debris,” he said.
He eventually found the Titanic and had four days left over to film the wreckage.
“People had taken 60 days and not found it. I did it in eight,” he said.
Ballard recalls being immediately excited by the find, but the mood quickly turned somber.
“We realized we were dancing on someone’s grave, and we were embarrassed,” he said.
“The mood, it was like someone took a wall switch and went click.”
“And we became sober, calm, respectful, and we promised to never take anything from that ship and to treat it with great respect.”
Google Earth может принимать GPS-координаты, как и Google Maps. Это не должно вызывать удивления, поскольку обе платформы по большей части основаны на одной и той же технологии. В этой статье будет обсуждаться, как искать адреса или координаты с помощью Google Earth, а также как найти эти координаты. Теперь ребята из Google сделали поиск координат простым делом, и мы не удивлены, поскольку компания является синонимом поиска.
Мы обсудим следующие темы:
- Найдите координаты для любого места
- Выберите, как Google Планета Земля отображает координаты
- Поиск по координатам
- Включить функцию сетки координат
1]Найдите координаты для любого места
Для начала мы объясним, как найти координаты местоположения в Google Earth без каких-либо сложностей.
- Во-первых, вы должны открыть свой любимый веб-браузер.
- После этого вы должны перейти на официальный сайт Google Планета Земля или открыть приложение Google Планета Земля.
- Наведите указатель мыши на разные места на карте, и вы увидите координаты в правом нижнем углу Google Планета Земля.
Координаты скопировать не получится, поэтому запишите их вручную или сделайте скриншот.
2]Выберите способ отображения координат Google Планета Земля.
Если вас не устраивает, как отображаются координаты Google Планета Земля, не беспокойтесь, потому что приложение позволяет пользователю внести несколько изменений. Теперь мы должны отметить, что есть четыре варианта на выбор, и они заключаются в следующем:
- Десятичные градусы
- Градусы, минуты, секунды
- Градусы, десятичные минуты
- Универсальная поперечная Меркатора
Теперь давайте посмотрим, как выбрать любой из вышеперечисленных форматов для отображения координат.
- Откройте Google Планета Земля через веб-браузер или официальное приложение.
- Нажмите «Инструменты» вверху.
- Оттуда выберите Параметры.
- Далее необходимо нажать на 3D View.
- Посмотрите в разделе «Показать широту/долготу» и выберите формат отображения.
- Наконец, нажмите OK, чтобы изменить текущий формат координат на тот, который вы выбрали.
Как вы знаете, посмотрите в правый нижний угол приложения, чтобы увидеть новый формат отображения.
3]Поиск по координатам
Если у вас уже есть координаты места под рукой, то можно использовать эти координаты, чтобы найти интересующее вас место. Давайте посмотрим, как это сделать эффективно.
- Опять же, вам необходимо запустить Google Планета Земля через приложение или веб-браузер.
- Перейдите в окно поиска через панель слева.
- Оттуда введите координаты, используя один из форматов «Десятичные градусы» или «Градусы, минуты, секунды».
- Затем Google Планета Земля приблизится непосредственно к местоположению, и, как и ожидалось, координаты будут видны в правом нижнем углу приложения.
4]Включить функцию сетки координат
Те, кто хочет просмотреть точное местоположение, могут легко воспользоваться функцией координатной сетки.
- Как обычно, откройте Google Планета Земля.
- Сделав это, нажмите «Просмотр» в верхней строке меню.
- Далее выберите Сетка.
- Кроме того, вы можете нажать Ctrl + N в Windows или ⌘ + L на Mac.
Вот и все, теперь вы мастер в поиске местоположений в Google Earth с помощью координат.
Читайте: Как использовать замедленную съемку Google Планета Земля, чтобы отслеживать изменения в ландшафте
Получить координаты места на Google Maps
Карты Google лучше всего работают в веб-браузере по сравнению с Google Планета Земля, поэтому, если вы хотите быстро получить координаты определенного места, проще просто запустить Карты Google и выполнить задачу.
- Откройте Google Карты
- Получить координаты
1]Откройте Карты Google
- Для этого запустите веб-браузер.
- Перейдите к официальному Карты Гугл страница.
2]Получить координаты
- Щелкните правой кнопкой мыши место или область на карте.
- Должно появиться всплывающее окно.
- Выберите видимые координаты из контекстного меню, чтобы скопировать их.
Читайте: Как загрузить или извлечь данные Google Maps
Что мне не следует искать в Google Планета Земля?
В Google Планета Земля есть несколько мест, которые не видны пользователям, поэтому искать их нет смысла. Вот список некоторых из этих мест, которые вы не найдете, даже если постараетесь:
- База ВВС Рамштайн, Германия.
- Сайт HAARP, Гакона, Аляска.
- Вавилон, Ирак.
- Дом генерального директора Газпрома Алексея Миллера, Россия.
- Кеови Дам, Южная Каролина.
- Авиабаза Волкель, Нидерланды.
- Бейкер-Лейк, Нунавут.
- Нефтеперерабатывающий завод Сажаломбатта, Венгрия.
Где Титаник на Google Earth?
Итак, вы можете задаться вопросом о местонахождении Титаника в Google Планета Земля. Ну, не удивляйтесь больше, потому что мы вас поддержим.
Итак, если вы хотите найти Титаник в Google Earth или Google Maps, используйте эти координаты: 41.725556, -49.946944.
Могу ли я увидеть свой дом в Google Планета Земля?
В большинстве случаев вы сможете увидеть свой дом в Google Планета Земля или на Картах Google. Как только вы узнаете, как найти свое местоположение на Земле, и если карта обновится после того, как дом будет построен, тогда он должен быть виден.
Как открыть Google Планета Земля в Интернете?
Нет необходимости использовать приложение Google Планета Земля, если вы этого не хотите. Вместо этого откройте свой любимый веб-браузер и перейдите на google.com/earth.
Итак, Google Earth — это виртуальный глобус нашей планеты, 70% которой занимает мировой океан. В версии Google Earth 5.0 стала доступной функция Google Ocean, позволяющая исследовать как поверхность, так и глубины океана, дающая пользователям возможность своими глазами увидеть то, что раньше было доступно лишь ныряльщикам и учёным. Материал для новой функции был предоставлен такими известными организациями, как U.S. Navy, National Geographic, BBC, NASA и многими другими, специализирующимися на океанических исследованиях.
Навигация в Google Ocean ничем не отличается от обычной навигации в Google Earth. Управление камерой производится либо клавишами со стрелками на клавиатуре, либо мышью. Удерживая среднюю клавишу нажатой, и двигая при этом мышью, можно смотреть на поверхность воды под углом, не ныряя в глубину.
Нырнув, пользователь оказывается в подводном мире. Особенно красивые картинки предстают взору виртуального ныряльщика вокруг Гавайских островов. А задав в поиске координаты «41° 46′ 0? N, 50° 14′ 0? W», можно перенестись на место затопления знаменитого Титаника. Однако Титаник был не единственным затонувшим кораблем в истории мирового судоходства, и, активировав в программе опцию «Останки кораблей», можно найти несчётное количество судов, разделивших участь своего легендарного собрата.
Объём информации, собранной в Google Ocean, поражает воображение. Но ещё больше впечатляет следующая функция, встроенная в Google Earth, позволяющая переместиться в пределах четвёртого нашего измерения – перенестись в прошлое. Это можно сделать, нажав на иконку с часами, расположенную на приборной панели программы.
Если задать в поиск Dubai, и активировать часы, то можно увидеть, как постепенно возникали из ниоткуда 300 искусственных островов по соседству с Дубайским побережьем. Вообще аэросъёмка городов начала ведёт свою историю с 40-х годов прошлого века, поэтому в программе можно увидеть, как рос и изменялся город Сан-Франциско с 1946 года. Особенно интересно наблюдать с воздуха сквозь время за строительством больших стадионов, таких как Allianz-Arena в Мюнхене или знаменитый стадион в виде птичьего гнезда, выстроенный в Пекине к олимпийским играм 2008 года.
Повторюсь, объём информации, заложенной в Google Earth, не просто велик, он огромен. Даже при самом большом желании нереально увидеть всё и побывать везде. Но нет ничего невозможного, в следующем выпуске я расскажу, как при помощи Google Earth облететь вокруг земли, отправиться на Марс, и передать красной планете привет от заблудившегося на Земле марсианина.
Увидеть «Титаник»
«В 2:20 ночи с 14-го на 15 апреля 1912 года считающийся непотопляемым лайнер «Титаник» ушел ко дну, унеся 1500 человеческих жизней. Спустя 100 лет мы можем проникнуть в каждый уголок затонувшего корабля. Фотоснимки, сделанные с помощью новейших технологий, – подробный путеводитель по легендарным обломкам.
Останки корабля покоятся в безмолвии и тьме – гигантский пазл из обломков ржавой стали рассыпан по дну Атлантического океана. Его охотно поедают бактерии и грибки, для них здесь раздолье. Вокруг рыскают причудливые бесцветные существа. С тех пор как в 1985 году затонувший лайнер обнаружили исследователь Национального географического общества Роберт Баллард и французский океанограф Жан-Луи Мишель, сюда периодически наведывались глубоководные роботы и пилотируемые аппараты. Направляли на «Титаник» луч гидролокатора, делали пару фотоснимков – и уплывали.
В последние годы американский режиссер Джеймс Кэмерон, французский подводник Поль-Анри Наржоле и другие исследователи привозили с места крушения все более четкие и детальные фотографии. И все же мы смотрели на «Титаник» словно сквозь замочную скважину – было видно лишь то, что освещали прожекторы подводного аппарата. Никогда еще нам не удавалось взглянуть на тысячи разрозненных обломков как на единое целое. Наконец такая возможность представилась.
…На стоянке Океанографического института Вудс-Хол припаркован трейлер, оснащенный по последнему слову техники. В трейлере Уильям Лэнг склонился над гидролокационной картой места крушения «Титаника». Чтобы собрать эту мозаику, потребовались месяцы кропотливого труда. Призрачный пейзаж напоминает поверхность Луны – дно испещрено похожими на кратеры впадинами. Это следы крупных осколков тающих айсбергов, которые тысячи лет падали на дно.
«Никогда еще нам не удавалось взглянуть на тысячи разрозненных обломков как на единое целое. Наконец такая возможность представилась.
Но если присмотреться, начинаешь различать творения человеческих рук. На экране компьютера Лэнг наводит курсор на фрагмент карты, созданной с помощью наложения фотоснимков на акустические изображения – данные гидролокатора. Он увеличивает картинку до тех пор, пока на экране не вырисовывается носовая часть «Титаника» во всей «красе»: там, где когда-то возвышалась первая дымовая труба, теперь зияет черная дыра. В сотне метров к северо-востоку в илистую грязь зарылась оторвавшаяся крышка люка. Все это можно рассмотреть в мельчайших деталях – на одном фрагменте видно даже, как белый краб скребется клешнями о леерное ограждение.
Так, двигая мышью по экрану, можно разглядеть все, что осталось от «Титаника», – каждую швартовую тумбу, каждую шлюпбалку, каждый паровой котел. «Теперь мы точно знаем, где что лежит, – говорит Лэнг. – Прошло сто лет, и наконец зажегся свет».
Билл Лэнг руководит Лабораторией построения изображений и визуализации при Океанографическом институте Вудс-Хол. Это что-то вроде суперсовременной фотостудии, специализирующейся на подводной съемке. Внутри лаборатория выложена звукоизоляционными панелями, помещение битком набито компьютерами и телемониторами высокой четкости. Лэнг участвовал в знаменитой экспедиции Балларда, обнаружившей останки «Титаника», и с тех пор все новейшие технологии глубоководной фотосъемки он непременно испытывает на этом подводном кладбище.
Рядом с гигантскими винтами лайнера «Олимпик» – почти точной копии «Титаника» – рабочие судостроительной верфи в Белфасте кажутся лилипутами. В Белфасте были построены оба корабля-близнеца. «Титаник» фотографировали мало, но о грандиозности его конструкции мы можем судить по «Олимпику». Национальные музеи Северной Ирландии, коллекция Харланда и Вольфа, Музей народного творчества и транспорта в Ольстере
Путеводитель по затонувшим обломкам – результат работы экспедиции, погружавшейся на дно в августе-сентябре 2010 года. В этот амбициозный проект были вложены миллионы долларов. Съемку вели три подводных робота, которые двигались на разных расстояниях от поверхности дна по запрограммированным траекториям. Напичканные гидролокаторами бокового обзора, многолучевыми гидролокаторами, а также оптическими камерами, которые делали сотни снимков в секунду, роботы прочесывали дно на участке 5х8 километров. Полученные данные были подвергнуты тщательной компьютерной обработке, и вот результат: на огромной карте высокого разрешения затонувшие объекты и особенности донного рельефа отражены в их взаимном расположении с указанием точных географических координат.
«Это прорыв, – говорит руководитель экспедиции, археолог Джеймс Дельгадо из Национального управления океанических и атмосферных исследований. – Раньше изучать останки “Титаника” было все равно что обследовать центр Нью-Йорка ночью в проливной дождь с помощью карманного фонарика. Теперь у нас есть определенный участок с четкими границами, где все можно рассмотреть и измерить. Быть может, со временем благодаря этой карте обретут голос люди, которые, как нам казалось, умолкли на веки веков, когда над ними сомкнулись ледяные воды океана».
Что за магнит притягивает нас к останкам «Титаника»? Почему даже 100 лет спустя эта груда металла на четырехкилометровой глубине не дает людям покоя? Одних завораживают масштабы катастрофы. Других не отпускает мысль о тех, кто не смог покинуть корабль. «Титаник» тонул 2 часа 40 минут, и этого времени хватило для того, чтобы на его подмостках развернулось 2208 эпических трагедий. Малодушие (рассказывали о джентльмене, который пытался сесть в шлюпку, переодевшись в женское платье) соседствовало с отвагой и самопожертвованием. Многие оказались настоящими героями. Капитан оставался на капитанском мостике, оркестр продолжал играть, радисты подавали сигналы бедствия до самого конца. А пассажиры – почти все – вели себя в строгом соответствии с иерархией эдвардианского общества: социальные барьеры оказались прочнее, чем водонепроницаемые перегородки.
Но «Титаник» унес с собой не только человеческие жизни. Вместе с гигантским кораблем ко дну пошла иллюзия порядка, вера в научно-технический прогресс, желание жить, идти навстречу будущему. «Представьте, что вы надули мыльный пузырь, а он лопнул – вот вам крушение “Титаника”, – рассказывает Джеймс Кэмерон. – В первом десятилетии XX века казалось, что на Земле настала эра процветания. Лифты! Автомобили! Аэропланы! Радио! Люди поверили, что нет ничего невозможного, что прогресс бесконечен, а жизнь похожа на сказку. Но все рухнуло в один миг».
Трудно представить себе более сюрреалистическую картину: на бульваре Лас-Вегас-Стрип на одном из верхних этажей отеля «Луксор» по соседству со стриптиз-шоу надолго обосновалась выставка реликвий с «Титаника». Их извлекла из морских глубин корпорация «РМС Титаник» (RMS Titanic, Inc.), которой с 1994 года принадлежит эксклюзивное право поднимать предметы с затонувшего гиганта. Аналогичные выставки были устроены еще в 20 странах мира, и в общей сложности их посетило уже более 25 миллионов человек.
В середине октября прошлого года я провел в «Луксоре» целый день, блуждая среди артефактов: поварской колпак, бритвенный прибор, куски угля, несколько превосходно сохранившихся блюд из сервиза, бессчетное количество ботинок и туфель, парфюмерные флаконы, кожаный саквояж, бутылка шампанского с так и не тронутой пробкой. Эти обыкновенные предметы стали уникальными, проделав долгий и страшный путь к сверкающим стеклянным витринам. Я прошел сквозь темный холодный зал – в нем выставлен «айсберг» с фреоновой системой охлаждения, который можно потрогать. Из колонок доносится скрежет развороченного металла, нагнетая ощущение тревоги. А вот и жемчужина коллекции – огромный, весом в 15 тонн, обломок корпуса «Титаника». В 1998 году его достали со дна океана с помощью подъемного крана.
Руль «Титаника» зарылся в песок, по бокам виднеются лопасти гребных винтов. Сильно изувеченная корма покоится на дне океана в 600 метрах к югу от носовой части, которую фотографировали гораздо чаще. Это изображение – мозаичный фотоколлаж из 300 снимков высокого разрешения, сделанных во время экспедиции 2010 года.
Выставка в Лас-Вегасе сделана достойно, но за прошедшие годы археологи-подводники не раз нелицеприятно отзывались о «РМС Титаник» и ее руководителях. Разбойники, осквернители могил, кладоискатели – каких только прозвищ для них не находили! «Вы же не пойдете в Лувр и не станете тыкать пальцем в “Мону Лизу”, – говорил мне Роберт Баллард, непримиримый борец за неприкосновенность “Титаника”. – Этими людьми движет жадность – вон сколько всего они натворили!»
Разверстая корма обнажает два двигателя «Титаника». Их покрывают оранжевые наросты – продукт жизнедеятельности бактерий, поедающих ржавое железо. Когда-то эти гиганты величиной с четырехэтажный дом приводили в движение самое грандиозное творение человеческих рук.
Впрочем, за последние годы в «РМС Титаник» произошли перемены в руководстве – и в подходе к делу. Новые руководители не стремятся поднять со дна как можно больше объектов – напротив, в перспективе планируется проводить на месте крушения археологические исследования. Корпорация начала сотрудничать с научно-исследовательскими и государственными организациями. Ту самую экспедицию 2010 года, в ходе которой ученые впервые произвели съемку всего комплекса затонувших обломков, организовала, возглавила и финансировала «РМС Титаник». Компания встала на сторону тех, кто призывает превратить место крушения «Титаника» в морской мемориал. В конце 2011 года «РМС Титаник» объявила о планах продать с аукциона всю свою коллекцию и связанную с ней интеллектуальную собственность общей стоимостью 189 миллионов долларов – но только если найдется покупатель, который согласится соблюдать строгие условия, установленные федеральным судом. Одно из таких условий: коллекцию нельзя распродавать по частям.
Президент «РМС Титаник» Крис Давино пригласил меня в хранилище экспонатов. Эта сокровищница прячется по соседству с парикмахерской для собак в ничем не примечательном квартале Атланты. Кирпичное здание оборудовано системой климат-контроля, между длинными рядами стеллажей маневрирует вилочный погрузчик – все как на обычном складе. Стеллажи сверху донизу уставлены коробками и ящиками, снабженными детальным описанием содержимого. Чего здесь только нет: посуда, одежда, письма, бутылки, фрагменты водопроводных труб, иллюминаторы – все, что было поднято со дна океана за три десятка лет. Давино возглавил «РМС Титаник» в 2009 году, взяв на себя нелегкую миссию – помочь злополучному предприятию начать новую жизнь. «В деле “Титаника” много заинтересованных сторон, и между ними немало разногласий, но долгие годы всех их объединяло презрение к нам. Пришла пора переоценки ценностей. Мы поняли, что нельзя просто поднимать артефакты и больше ничего не делать. С учеными надо не воевать, а сотрудничать», – говорит Давино.
«Титаник»: место крушения
В полный экран
И это не просто слова. Не так давно правительственные организации вроде Национального управления океанических и атмосферных исследований только и делали, что судились с «РМС Титаник». Теперь вчерашние противники совместно работают над долгосрочными научно-исследовательскими проектами, цель которых – создать на месте крушения охранную заповедную зону. «Найти компромисс между охраной мемориала и получением прибыли не так-то просто, – признает морской археолог Дейв Конлин. – Этих бизнесменов было за что осуждать. Но теперь они достойны уважения».
По душе ученым пришлось и решение корпорации привлечь для анализа снимков 2010 года одного из ведущих мировых экспертов. Билл Саудер – настоящая ходячая энциклопедия по части океанских лайнеров класса «Титаника». Должность Билла – руководитель проекта, но сам он предпочитает называть себя «хранителем знаний про всякую всячину».
Когда мы встретились в Атланте, он, в очках с толстыми линзами, похожий на гнома с косматой бородой в пол-лица, сидел, уставившись в компьютер. На экране были обломки кормы «Титаника». Во время прежних экспедиций в центре внимания почти всегда оказывалась более фотогеничная носовая часть, лежащая к северу от основной массы останков. Но Саудер подозревает, что в будущем исследования сместятся к корме. «Нос выглядит круто, спору нет, но мы там были уже сто раз, – признается ученый. – Меня куда больше интересует вот эта рухлядь с южной стороны».
Билл пытается опознать в куче металлолома хоть что-нибудь. «Многие считают, что обломки кораблекрушения похожи на этакие живописные руины античного храма на холме, – говорит он. – Как бы не так! Они гораздо больше напоминают промышленную свалку: горы листового металла, всяких заклепок, распорок. Кто в этом разберется? Разве что поклонник Пикассо».
Саудер увеличивает первое попавшееся изображение, и уже через несколько минут одна из тысячи тайн разгадана. На самом верху кучи обломков лежит искореженная медная рама вращающейся двери, видимо, из салона для пассажиров первого класса. Вообще, над головоломкой «что есть что» можно просидеть не один год. Это невероятно трудоемкая работа, с которой справится лишь тот, кто знает каждый сантиметр корабля.
В конце октября 2011 года я присутствовал на круглом столе, куда Джеймс Кэмерон пригласил самых авторитетных экспертов в области морских исследований. В Калифорнии, в городке Манхэттен-Бич на киностудии размером с самолетный ангар, среди предметов реквизита, сохранившихся со съемок фильма «Титаник», собрались Билл Саудер, исследователь из «РМС Титаник» Поль-Анри Наржоле, историк Дон Линч и художник- маринист Кен Маршалл, который 40 лет занимается «Титаником». К ним присоединились военно-морской инженер, океанолог из института Вудс-Хол и два архитектора ВМФ США.
Впервые: полный портрет легендарных обломков
В полный экран
Кэмерон, по его собственному признанию, «так помешан на “Титанике”, что знает там каждую заклепку». За плечами у режиссера три экспедиции к месту крушения. Он стоял у истоков разработки нового класса малогабаритных дистанционно управляемых роботов, которые могут вести съемку, отделившись от подводной базы и маневрируя среди обломков. Так впервые удалось сфотографировать интерьер «Титаника» с его роскошной турецкой баней и великолепными апартаментами (см. «Прогулка по “Титанику”»)
10 лет назад Кэмерон снял документальный фильм об останках потопленного в 1941 году немецкого линкора «Бисмарк», а в момент нашей встречи готовился в одиночку, вооружившись 3D-камерой, спуститься на дно Марианской впадины. Но чары «Титаника» не ослабевают. «Там, на дне, мы наблюдаем странную смесь биологии и архитектуры – я бы назвал ее биомеханической средой, – говорит Кэмерон. – По-моему, это фантастика. Ощущение, будто корабль погрузился в Тартар – в царство теней».
Имея в своем распоряжении два дня, Кэмерон решил устроить что-то вроде судебной экспертизы. Почему «Титаник» разломился пополам? Где именно треснул корпус? Под каким углом обломки упали на дно? «Перед вами место преступления, – говорит Кэмерон. – Как только вы это осознаёте, вам хочется докопаться до правды: как это произошло? Почему нож оказался тут, а пистолет там?»
Как и следовало ожидать, эксперты тут же начинают говорить на птичьем языке. Не будучи инженером, из всех этих «углов падения», «усилий сдвига» и «мутности среды», можно уяснить одно: последние мгновения жизни «Титаника» были жестокой мучительной агонией. Часто приходится слышать, что над лайнером «сомкнулись волны», и он «опустился на дно океана», как будто тихо и мирно погрузился в вечный сон. Ничего подобного! Опираясь на опыт многолетних исследований, эксперты произвели компьютерное моделирование на основе метода конечных элементов. Теперь мы имеем детальное представление о предсмертных муках «Титаника».
Поздним вечером, в 23:40, корабль распорол правый борт о край айсберга. В результате на корпусе образовалась 90-метровая «рваная рана», шесть передних водонепроницаемых отсеков получили пробоины и стали заполняться водой. С этого момента «Титаник» был обречен. Но вполне возможно, что его гибель ускорила неудачная попытка посадить пассажиров в шлюпки с более низкой палубы: члены команды открыли дверь для спуска трапа с левой стороны. Поскольку корабль начал крениться на левый борт, преодолеть силу тяжести и снова закрыть массивную дверь было уже невозможно. Носовая часть постепенно опускалась вниз, к 1:50 вода дошла до открытой двери и хлынула внутрь.
К 2:18 нос «Титаника» заполнился водой, а корма поднялась в воздух так высоко, что обнажились винты. Не выдержав чудовищного давления, корпус разломился пополам в центральной части – всего через 13 минут после того, как от «Титаника» отошла последняя шлюпка.
Тут Кэмерон встает и демонстрирует, как все это выглядело. Взяв в руки банан, режиссер начинает его разламывать: «Смотрите, как он гнется и вздувается в середине, прежде чем сломаться – видите?» Последней поддалась кожура внизу – двойное дно судна.
Оторвавшись от кормы, нос пошел ко дну под довольно острым углом. По мере погружения он набирал скорость, теряя различные части: отвалились дымовые трубы, обрушилась рулевая рубка. Пять минут спустя нос ударился о дно с такой силой, что во все стороны веером разлетелись комья илистой грязи, следы которой видны и сегодня.
Корма проигрывала носовой части в гидродинамике. Идя ко дну, она кувыркалась и вращалась по спирали. Рядом с линией разлома корпус дал еще одну трещину, и вскоре от кормы оторвался и полностью разрушился крупный фрагмент корпуса, все его содержимое высыпалось наружу. Отсеки разрывались под давлением воздуха. Палубы валились друг на друга. Стальная обшивка корпуса разошлась по швам. Палубу полуюта согнуло винтом. Более тяжелые предметы вроде паровых котлов камнем пошли ко дну, а все остальные разметало в разные стороны. Еще не достигнув дна, корма превратилась в груду лома.
След в истории
Кэмерон садится и отправляет кусок банана в рот. «Всем нам жаль, что “Титаник” развалился таким недостойным образом, – резюмирует он. – Хотелось бы, чтобы он покоился на дне целым и невредимым, как корабль-призрак».
«Внутри могли остаться сотни живых людей. С тех пор прошло уже 100 лет, но рисовать в воображении эту картину по-прежнему невыносимо.»
Я слушал все эти дискуссии, а в голове у меня вертелся вопрос: какова была участь людей, которые все еще оставались на борту, когда «Титаник» стал тонуть? Большинство из 1496 жертв катастрофы умерли от переохлаждения, плавая в ледяной воде в пробковых спасательных жилетах. Но внутри могли остаться сотни живых людей – по большей части это были пассажиры третьего класса, семьи эмигрантов, ехавшие в Америку в поисках лучшей доли. Что происходило с ними в этом металлическом аду? Что они слышали и чувствовали? С тех пор прошло уже 100 лет, но рисовать в воображении эту картину по-прежнему невыносимо.
Сент-Джонс, остров Ньюфаундленд. 8 июня 1912 года сюда возвратилось спасательное судно, подобравшее последнее тело пассажира с «Титаника». Многих месяцы после трагедии волны прибивали к берегам острова шезлонги, куски деревянной обшивки стен и другие предметы с корабля.
Я надеялся, что отсюда мне удастся слетать на место крушения на самолете Международного ледового патруля. Эта организация была создана после гибели «Титаника», чтобы отслеживать айсберги на маршрутах судов в Атлантическом океане. Но, увы, из-за шторма все рейсы были отменены, и вместо этого я направился в пивную, где меня стали потчевать местной водкой, которую делают на воде из растаявшего айсберга. Для пущего эффекта бармен бросил мне в стакан кусочек льда, сообщив, что он с того же самого Гренландского ледника, который породил ледяную глыбу, потопившую «Титаник».
К югу от Сент-Джонса в море врезается пустынная скала – мыс Кейп-Рейс. За несколько лет до катастрофы «Титаника» Гульельмо Маркони построил здесь радиостанцию. По местному преданию, первым сигнал бедствия с тонущего корабля принял Джим Майрик, 14-летний помощник радиста. Поначалу поступал общепринятый тогда призыв о помощи – CQD. Через некоторое время Кейп-Рейс принял новый сигнал, которым до этого почти не пользовались – SOS.
Я приехал на Кейп-Рейс, чтобы среди останков старых аппаратов Маркони и детекторных радиоприемников побеседовать с Дэвидом Майриком, внучатым племянником Джима. Дэвид – морской радист, последний представитель славной династии. По его словам, дед не любил рассказывать о той трагической ночи, и лишь в глубокой старости стал предаваться воспоминаниям. К тому времени Джим оглох, так что членам семьи приходилось общаться с ним при помощи азбуки Морзе.
«Титаник» снаружи и внутри: виртуальный тур по знаменитому лайнеру
Мы вышли побродить возле маяка и, остановившись на краю утеса, долго смотрели вниз на ледяные волны, разбивавшиеся о скалы. Вдалеке виднелся танкер. Еще дальше, на Большой Ньюфаундлендской банке, по данным ледовой разведки, появились новые айсберги. И уже совсем далеко, за линией горизонта, покоились останки самого знаменитого корабля в истории. Я думал о тысячах сигналов, которые вдоль и поперек изрезали эфир за прошедшие 100 лет. В этом безмолвном океане радиоволн неисчислимое множество голосов слилось в один протяжный крик. Я представил себе, что различаю голос самого «Титаника». Венец творения человеческих рук, носящий столь гордое имя, он мчался на полном ходу навстречу дивному новому миру. Но древняя стихия встала на пути корабля, чтобы нанести ему смертельный удар.